Выбор читателей
Популярные статьи
1.Экстренное торможение на лыжах: а) плугом; б) на параллельных лыжах; в) лечь на бок или сесть (падением).
2. Что такое гиподинамия: а) вид спорта;
6) малоподвижный образ жизни; в) акробатическое упражнение?
3. Определите на рисунке торможение "плугом":
4. Советский футболист. Герой Социалистического Труда, лучший вратарь всех времен: а) Филимонов; б) Яшин; в) Дасаев,
5. Футбольная команда - чемпион России 2000 г.: а) "Спартак" (Москва); б) "Локомотив" (Москва); в) "Торпедо" (Москва).
6. Самый распространенный лыжный ход:
а) попеременный четырехшажный; б) одновременный бесшажный; в) попеременный двухшажный.
7. Самый быстрый лыжный ход: а) одновременный бесшажный:
б) одновременный одношажный; в) одновременный двухшажный.
8. Основной ход в лыжной подготовке по школьной программе:
а) попеременный двухшажный; б) одновременный одношажный; в) одновременный двухшажный.
9. Самый быстрый способ плавания: а) кроль; б) брасс; в) баттерфляй (дельфин).
10. Наиболее эффективный способ прыжка в длину: а) "согнув ноги"; б) "прогнувшись";
в) "ножницы".
11. Определите на рисунке подъем "полуелочкой";
12. Что такое адаптация: а) приспособление организма к окружающей среде; б) один из видов болезни; в) прибор для определения силы рук?
13. Правильная осанка формируется: а) сама по себе; б) под влиянием физических упражнений; в) с помощью рационального питания.
14. Работа мышц благотворно действует:
а) только на сами мышцы;
б) на весь организм;
в) только на сердце.
15. При малоподвижном образе жизни: а) повышается работоспособность; б) замедляется процесс старения; в) развивается слабость сердечной мышцы,
16. Продолжительность солнечной ванны: а) не должна превышать 30-40 мин.; б) можно не ограничивать; в) должна быть не более 5 мин.
17. Первая олимпийская чемпионка СССР:
а) Нина Ромашкова (Пономарева); б) Любовь Козырева; в) Галина Зыбина.
18. Когда впервые спортсмены СССР приняли участие в зимних Олимпийских играх: а) 1952 г.;б) 1956 г.; в) 1960 г.?
19. Когда спортсмены нынешней России участвовали в составе объединенной команды СНГ и отдельной командой в летних Олимпийских играх:
а) 1988 и 1992 гг.; б) 1992 и 1996 гг,; в) 1984 и 1988гг.?
20. Когда спортсмены нынешней России участвовали в составе объединенной команды СНГ и отдельной командой в зимних Олимпийских играх: а) 1988 и 1992 гг, б) 1992 и 1994 гг.; в) 1994 и1996
ТЕСТ № 2
1 .Начальная фаза прыжка в длину с разбега а) разбег; б) полет и приземление; в) отталкивание.
2. Через какую скакалку легче учиться прыгать:
а) длинную; б) короткую; в) среднюю?
3. Кто, по мнению специалистов и любителей хоккея с шайбой, лучший вратарь советского хоккея: а) Третьяк; б) Полупанов; в) Макаров?
4. Способ плавания: а) бодибилдинг; б) гольф; в) баттерфляй.
5. Сколько надо спать младшему школьнику: а) 7-8 часов; б) 9-10 часов; в) 10-11 часов?
6. Назовите всемирно известного шахматиста, создателя русской шахматной школы: а) Ботвинник; б) Карпов; в) Чигорин.
7. В каком возрасте школьник может быть таким же ловким, как и взрослый: а) 10-13 лет; б) 13-15 лет; в) 15-17 лет?
8. Как называется вид спорта, сочетающий лыжные гонки со стрельбой: а) армрестлинг; б) биатлон; в) бобслей?
9. Что такое фристайл: а) горнолыжное многоборье; б) скоростной спуск; в) прыжки с трамплина?
10. Страна, где появилась первая футбольная команда; а) Россия; б) Англия; в) Франция.
11. Какова продолжительность летних Олимпийских игр; а)10 дней; б)12 дней; в)15 дней?
12. Какова продолжительность зимних Олимпийских игр: а)8 дней; б)10 дней; в)12 дней?
13. Страна, где впервые начали играть в шахматы: а) Ливан; б) Индия; в) Греция.
14. Что означает слово "атлетика" в переводе с греческого: а) борьба; б) бег; в) метание?
15. На каких Олимпийских играх впервые выступали спортсмены всех пяти континентов: а) 1904 г.. 111 Игры, Сент-Луис; б) 1908 г., IV Игры, Лондон; в) 1912 г., V Игры, Стокгольм?
16. Девиз Олимпийских игр: а) "Олимпийцы - среди нас"; б) "Быстрее, выше, сильнее""; в) "О спорт! Ты - мир!"
17. Что означает быть быстрым: а) быстро обучаться новым движениям; б) проявлять способность связок максимально растягиваться; в) совершать действия в минимальный отрезок времени?
18. В каком виде спорта главное - быстрота одиночного движения: а) борьба; б) баскетбол; в) бег?
19. В каком возрасте гибкость максимальна:
а) 10-13 лет; б) 15-16 лет; в) 18-20 лет?
20. Ловким считается тот, кто: а) совершает определенное действие в минимальный отрезок времени; б) быстро обучается новым движениям; в)проявляет гибкость позвоночного столба.
ТЕСТ № 3
1.Длина дистанции марафонского бега: a) 32 км 192 м; б) 42 км 195 м; в) 40 км 192 м.
2. В каком виде спорта наиболее важна быстрота реакции: а) бокс; б) лыжные гонки; в) плавание?
3. В каком виде спорта больше проявляется ловкость: а) баскетбол; б) тяжелая атлетика; в)гребля?
4. В каком виде спорта больше проявляется гибкость: а) фехтование; б) волейбол; в) художественная гимнастика.
5. В каком виде спорта больше проявляется сила: а) лыжные гонки; б) атлетическая гимнастика: в) туризм?
6. 8 каком виде спорта больше проявляется выносливость; а) метание диска; б) прыжки в воду; в) марафонский бег?
7. Циклический вид спорта: а) фехтование; б) конькобежный спорт; в) гандбол.
8. Ациклический вид движения: а) ходьба; б) бег; в) метание.
10. Наибольшая подвижность в суставах наблюдается у детей в возрасте: а)7-10 лет;б)11-13 лет; в) 14-16 лет.
11. Предельно возможной гибкости можно достичь с помощью физических упражнений за: а) 2-3 месяца; б) 4-5 месяцев; в) 6-8 месяцев.
12. Измерение гибкости осуществляют при помощи: а) гониометра или линейки; б) динамометра; в) секундомера.
13. Для определения ловкости используют тест: а) 6-минутный бег; б) бег 30 м; в) челночный бег,
14. Для измерения быстроты используют тест: а) бег 30 м; б) 6-минутный бег; в) челночный бег.
15. Для определения силовых качеств используют тест: а) наклоны вперед из положения сидя;
б) прыжок в длину с места; в) подтягивание.
16. Для определения гибкости используют тест: а) прыжок в длину с места; б) челночный бег; в) наклоны вперед из положения сидя.
17. Для определения выносливости используют тест: а) бег 30 м; б) 6-минутный бег; в) челночный бег З х 10 м.
18. Обучение передвижению на лыжах начинают с: а) ступающего и скользящего шага; б) поворота на месте и в движении; в) подъема и спуска с горки.
19. Ходьба представляет собой движение; а) циклическое; б) ациклическое; в) обычное.
20. Назовите начальный этап закаливания водой: а) обтирание; б) обливание; в) плавание.
ТЕСТ № 4
1. Начальный этап обучения в лазаний по гимнастической стенке: а) лазание приставными шагами; б) лазание одноименным способом; в) лазание разноименным способом,
2. Основной вид движения: а) лазание; б) прыжки; в) плавание.
3. Прикладной вид движения: а) бег; б) метание; в) передвижение на лыжах.
4. Самый удобный способ подъема наискось по склону на лыжах: а) "елочка"; б) "лесенка"; в) "полуелочка".
5. Лучший способ подъема на крутой склон на лыжах: а) "елочка"; б) "лесенка"; в) "полуелочка".
6. Наиболее удобная, устойчивая стойка лыжника при спуске: а) основная; б) высокая; в) низкая.
7. Самый простой способ торможения: а) на параллельных лыжах; б) "плугом"; в) "полуплугом" (упором).
8. Основным способом передвижения на лыжах является: а) скольжение; б) торможение; в)поворот.
9. Основой лыжных ходов является: а) ступающий шаг; б) переступание на лыжах; в) скользящий шаг.
10. В лыжной подготовке применяют попеременный: а) бесшажный ход; б) одношажный ход; в) двухшажный ход.
11. При передвижении на лыжах применяют одновременный: а) двухшажный ход; б) трехшажный ход; в) четырехшажный ход.
12. При обгоне лыжника подают сигнал: а) свистком; б) голосом; в) касанием лыжной палкой.
13. Физкультминутки продолжаются в течение: а) 1-2 мин.; б) 3-4 мин.; в) 5-6 мин,
14. Длительность физкультпаузы: а) 1-2 мин.; б) 5-6 мин.; в) 8-10 мин.
15. Полезнее спать на: а) боку; б) спине; в) животе.
16. Перед сном есть нужно за; а) 30 мин.; б) 1 час; в)2 часа.
17. Большое прикладное значение имеет способ плавания: а) на боку; б) на спине; в) на груди.
18. Исходным положением для метания является: а) разбег; 6) окрестный шаг; в) выпад.
19. Подготовительной формой для метания является: а) бросание; б) разбег; в) окрестный шаг.
20. В начале обучения прыжкам обращают особое внимание на: а) разбег; б) толчок; в) приземление.
ТЕСТ № 5
1.Измерить длину тела можно с помощью: а)секундомера; б) ростомера; в) динамометра.
2. Главная опора человека при движениях: а) мышцы; б) внутренние органы; в) скелет.
3. Вид спорта, известный как "королева спорта": а) легкая атлетика; б) стрельба из лука;
в) художественная гимнастика.
4. В какой профессии больше проявляется физическое качество "ловкость": а) инженер; б) бухгалтер, в) кондитер?
5. Вид спорта, где больше проявляется дыхательная функция; а) плавание; б) фехтование; в) дартс.
6. Вид спорта, где больше проявляется гибкость: а) хоккей; б) баскетбол; в) фигурное катание,
7. Где нельзя измерить пульс: а) в области шеи; б) на запястье; в) около пупка.
8. Определите нормальную форму отпечатка стопы:
9. Где больше проявляется физическое качество "сила": а) лазание по канату; б) бег на короткие дистанции; в) синхронное плавание?
10. Что относится к основным показателям физического развития: а) жизненная емкость легких, рост и вес; б) рациональное питание и сон; в) частота сердечных сокращений (ЧСС)?
11. Количество упражнений в комплексе утренней гигиенической гимнастики: а) 1-3; б) 6-8; в)10-15.
12. Отличительные внешние признаки утомления организма человека: а) одышка, потливость; б) повышенный пульс; в) головная боль.
13. Что такое закаливание: а) переохлаждение или перегрев организма; б) повышение устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям; в) выполнение утренней гигиенической гимнастики?
14. Чему способствует утренняя гигиеническая гимнастика: а) переходу организма от пассивного состояния к активной деятельности; б) повышению аппетита; в) снижению росто-весовых показателей?
15. Что не включают в утреннюю гигиеническую гимнастику: а) ходьбу; б) наклоны; в) бег на длинную дистанцию?
17. Какой вид спорта позволяет эффективнее развивать быстроту реакции: а) баскетбол; б) шахматы; в) парашютный спорт:
18. Страна - чемпион мира по футболу 1998 г.: а) Бразилия; б) Франция; в) Италия.
19. Девятикратный чемпион мира по греко-римской борьбе: а) А.Карелин; б) А.Дьяченко; в) Р.Зинчук.
20. Первый советский чемпион мира по тяжелой атлетике; а) А.Писаренко; б) Г.Новак; в) А.Воронин.
ТЕСТ № 5
Объем нагрузки определяется количеством выполняемых упражнений, затратами времени на занятия, дистанциями, и др. показателями.
Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.
Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость - чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными. Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели - ЧСС и внешние признаки утомления учащихся. Эти показатели отражают величину воздействия физической нагрузки на организм, что позволяет определять и дозировать нагрузку.
Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему интенсивности, интервалом отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, т. к. ведут к потере учебного времени, а чрезмерные - вред организму.
Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом. Поэтому постепенное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием. Широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина ЧСС.
При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их, величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин., т. к. при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин., соответствует порогу тренирующей нагрузки.
В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 уд/мин.
Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большей интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах).
Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130 - 160 уд/мин. И большой интенсивности - 161 - 175 уд/мин.
Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений
на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.
Регулирование нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами. В частности:
§ изменение количества повторений одного и того же упражнения;
§ изменение суммарного количества упражнений;
§ увеличение или уменьшение амплитуды движений;
§ варьирование величин внешних отягощений;
§ выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях;
§ изменение исходных положений;
§ изменение длины дистанций;
§ увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений;
§ варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.).
В каждом конкретном случае преподавателем применяются наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.
1Всякая двигательная активность, в том числе занятия физической культурой и спортом, должна обеспечить физическое совершенствование человека, быть эффективной и выполнять свою оздоровительную задачу. Индивидуально различная физическая нагрузка способствует улучшению и укреплению здоровья, повышению сопротивляемости к отрицательным воздействиям внешней среды, предупреждает ряд заболеваний и увеличивает продолжительность жизни. Результаты наших исследований показывают тесную связь между уровнем физического развития и двигательным режимом. Систематические занятия спортом оказывают закономерное положительное влияние на уровень физического развития и на степень физической подготовленности. Сомато- и физиометрические показатели физического развития достоверно выше (р0,001) в группе студентов, систематически занимающихся спортом. При периодических физических нагрузках адаптация сердца растягивается во времени, периоды отдыха от нагрузок приводят к сбалансированному увеличению структурных элементов сердца. Тренированное, умеренно гипертрофированное сердце в условиях относительного физиологического покоя имеет пониженный обмен, умеренную брадикардию, сниженный минутный объем. При систематической мышечной работе в сердечной мышце тренированного сердца снижается скорость гликолитических процессов: энергетические продукты расходуются более экономно. Представленные нами материалы дополняют обширные литературные данные об особенностях сердечно-сосудистой системы в связи с занятиями спортом фактами, характеризующими процессы регуляции физиологических функций, и в частности аппарата кровообращения, у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. Мы полагаем, что данные исследования могут дать полезные результаты как для спортивной физиологии, так и для практики физического воспитания.
физическое развитие
сердечно-сосудистая система
студенты
спортсмены
1. Абзалов Р.А. Изучение некоторых функциональных особенностей детского сердца и его регуляторных механизмов в условиях различных двигательных режимов: дис. ... канд. биол. наук. – Казань, 1971. – 168 с.
2. Вафина Э.З. Регуляция насосной функции сердца в развивающемся организме в условиях изменения режимов двигательной активности / Э.З. Вафина, Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов, А.С. Никитин, А.А. Гуляков // Бюлл. эксперим. биол. и мед. – 2014. – Т. 157, № 2. – С. 136-138.
3. Гайнуллин А.А., Святова Н.В., Косов А.В. Направленность тренировок гребцов-академистов 13–15 лет в зимний период подготовки // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-4. – С. 890-894.
4. Гурский А.В. О физическом развитии современного студента // Физ. культура: восп., образов., тренир. – 2013. – № 2. – С. 77-79.
5. Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология. – Л. : Медицина, 1989. – 462 с.
6. Мингазова Д. Сравнительный анализ физического развития студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом / Д. Мингазова, В. Шуравина, А. Макурина, А. Гумеров, Н.В. Святова // Вестник НЦБЖД. – 2010. – № 4. – С. 5-9.
7. Ситдиков Ф.Г. Становление экстракардиальных влияний в онтогенезе // Журнал эволюц. биохим. и физиол. – 1981. – Т. 17, № 6. – С. 569.
8. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – С. 524-528.
Поддержание высокого уровня состояния здоровья и функционального состояния человека, а также их повышение невозможно без определенной степени физической активности, что определяет обязательность и необходимость широкого и всестороннего использования средств физической культуры и спорта, которые должны стать неотъемлемой частью жизни человека независимо от пола, возраста и состояния здоровья.
Всякая двигательная активность, в том числе занятия физической культурой и спортом, должна обеспечить физическое совершенствование человека, быть эффективной и выполнять свою оздоровительную задачу. Индивидуально различная физическая нагрузка способствует улучшению и укреплению здоровья, повышению сопротивляемости к отрицательным воздействиям внешней среды, предупреждает ряд заболеваний и увеличивает продолжительность жизни. Если степень физической нагрузки меньше возможностей человека, ее выполняющего, т.е. когда она недостаточна, создается состояние гиподинамии .
Исследования в области физического развития имеют особое значение, так как позволяют раскрыть основные закономерности индивидуального развития, а также определить функциональные возможности организма . В качестве индикатора общего состояния организма и деятельности его адаптационных механизмов целесообразно использовать сердечно-сосудистую систему. Изучая процессы регуляции сердца, можно получить важную информацию всего аппарата управления в целом организме .
Легкая атлетика и гребля относятся к циклическим видам спорта, они имеют ряд общих черт как в отношении движений, так и в отношении энергозатрат. Циклические виды спорта, как правило, включают в оздоровительные программы с целью профилактики ряда заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также с лечебной целью. Общность циклических движений заключается в том, что все фазы движений, существующие в одном цикле, присутствуют и в остальных, причем в той же последовательности. Циклы друг от друга неотделимы. Роль физиологической основы циклических движений выполняет ритмический двигательный цепной рефлекс, имеющий безусловнорефлекторное происхождение и поддерживаемый автоматически. Значительная часть циклических движений представляет собой естественные локомоции или базируется на них . Бег - основное и наиболее эффективное физическое упражнение для тренировки кардиореспираторной системы. Греблей можно заниматься в любом возрасте, она относится к числу общеразвивающих упражнений и одновременно может служить отличным средством активного отдыха. Гребля способствует развитию скелетных мышц, особенно мышц спины, верхнего плечевого пояса, мышц живота и нижних конечностей, т.е. крупных мышечных массивов. Дыхательная мускулатура у гребцов хорошо развита. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) может достигать 6 литров и более у мужчин, и 4 литров и более у женщин .
Целью исследования явилось изучение физического развития, состояния и функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы студентов, занимающихся академической греблей, легкой атлетикой и боксом.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучить физическое развитие спортсменов, занимающихся академической греблей, легкой атлетикой и боксом. 2. Провести сравнительный анализ физического развития студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. 3. Исследовать состояние сердечно-сосудистой системы спортсменов, занимающихся академической греблей, легкой атлетикой и боксом. 4. Провести сравнительный анализ состояния сердечно-сосудистой системы студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. 5. Выявить особенности реакции сердечно-сосудистой системы студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, в ответ на функциональную пробу.
Представленные нами материалы дополняют обширные литературные данные о физическом развитии и особенностях сердечно-сосудистой системы в связи с занятиями спортом фактами, характеризующими процессы регуляции физиологических функций у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. Результаты исследования представляют интерес как для спортивной физиологии, так и для практики физического воспитания.
Исследование проводилось на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Училище олимпийского резерва». В исследованиях принимали участие спортсмены 17-19-летнего возраста, имеющие квалификацию кандидата в мастера спорта, I и II разряды, занимающиеся академической греблей (n=6), легкой атлетикой (n=8) и боксом (n=8), а также их сверстники, не занимающиеся спортом (n=12). Для изучения физического развития использовали общепринятые методики определения соматических показателей: роста, массы, окружности грудной клетки (ОГК); физиометрических показателей: жизненной емкости легких (ЖЕЛ), мышечной силы сжатия правой и левой кисти. Значения параметров, характеризующих деятельность сердечно-сосудистой системы, регистрировали с помощью реографического комплекса «Рео-Спектр», для изучения параметров АД применяли метод Короткова с использованием тонометра Omron M4n.
По результатам наших исследований достоверные отличия в значениях длины тела у юношей 17-18-летнего возраста были выявлены только у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой. Так, длина тела у юношей, занимающихся академической греблей, составила 180±2,62 см, у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - 186±1,99 см (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 176±2,92 см, тогда как у юношей, не занимающихся спортом, данная величина составила 177±2,02 см.
В значениях массы тела нами также были выявлены достоверные отличия только в группе спортсменов, занимающихся легкой атлетикой. Так, масса тела у спортсменов составила: у юношей, занимающихся академической греблей, 71±2,12 кг, у юношей, занимающихся легкой атлетикой, 74±2,32 кг (р<0,05), у юношей, занимающихся боксом, 64±4,1 кг, а у юношей, не занимающихся спортом, данная величина составила 66±2,27 кг.
Нами были выявлены достоверно высокие значения окружности грудной клетки (ОГК) и жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой и боксом. Так, у юношей, занимающихся академической греблей, ОГК составила 90±1,47 см, ЖЕЛ - 4,05±0,23 л. У спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, ОГК составила 96±1,53 см (р<0,01), ЖЕЛ - 5,15±0,17 л (р<0,001). У юношей, занимающихся боксом, ОГК составила 93±1,74 см (р<0,05), ЖЕЛ - 4,66±0,36 л (р<0,05). Тогда как у юношей, не занимающихся спортом, ОГК составила 88±1,76 см, а ЖЕЛ - 3,87±0,1 л.
Сравнивая величины мышечной силы правой и левой руки у юношей 17-18-летнего возраста с разным уровнем двигательной активности, видим, что они имеют достоверно высокие отличия у спортсменов, занимающихся академической греблей и боксом.
Так, мышечная сила правой руки у юношей, не занимающихся спортом, составила 51,5±1,65 кг, тогда как у спортсменов, занимающихся академической греблей, данная величина составила 61,5±3,03 кг (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 64,33±1,58 кг (р<0,001), а у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - 58,5±3,9 кг. Мышечная сила левой руки у юношей, не занимающихся спортом, составила 46,8±2,08 кг, тогда как у спортсменов, занимающихся академической греблей, данная величина составила 57,67±2,7 кг (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 61,67±1,33 кг (р<0,001), а у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - 53±3,07 кг.
Результаты наших исследований показывают тесную связь между уровнем физического развития и двигательным режимом. Систематические занятия спортом оказывают закономерное положительное влияние на уровень физического развития и на степень физической подготовленности. Сомато- и физиометрические показатели физического развития достоверно выше (р<0,001) в группе студентов, систематически занимающихся спортом. Занятия спортом обеспечивают гармоничное развитие человека, положительно воздействуют на все системы организма.
По результатам наших исследований были выявлены достоверные отличия в значениях ЧСС; так, данный параметр у юношей, не занимающихся спортом, составил 81±3,5 уд/мин, у спортсменов он был достоверно ниже: у занимающихся легкой атлетикой равнялся 56±1,94 уд/мин (р<0,001), у студентов-боксеров он составил 69±1,42 уд/мин (р<0,01). Показатели артериального давления у юношей, не занимающихся спортом, и юношей-спортсменов практически не отличались (табл.).
Показатели сердечно-сосудистой системы юношей 17-19 лет
Контингент |
(мм рт. ст.) |
(мм рт. ст.) |
||||
Юноши, не занимающиеся спортом |
||||||
Юноши, занимающиеся академической греблей |
||||||
Юноши, занимающиеся легкой атлетикой |
||||||
Юноши, занимающиеся боксом |
Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001 - достоверность указана по отношению к юношам, не занимающимся спортом
В наших исследованиях выявлены достоверные отличия в значениях УОК у юношей с разными физическими нагрузками, так они составили у нетренированных 46±2,63 мл, у спортсменов, занимающихся академической греблей - 65±4,6 мл (р<0,01), у юношей, занимающихся боксом - 37,37±2,63 мл (р<0,05). Тогда как значения МОК у нетренированных юношей и спортсменов отличались достоверно во всех изученных видах спорта (табл. 1).
При периодических физических нагрузках адаптация сердца растягивается во времени, периоды отдыха от нагрузок приводят к сбалансированному увеличению структурных элементов сердца. Тренированное, умеренно гипертрофированное сердце в условиях относительного физиологического покоя имеет пониженный обмен, умеренную брадикардию, сниженный минутный объем. Оно работает на 15-20% экономичнее, чем нетренированное. При систематической мышечной работе в сердечной мышце тренированного сердца снижается скорость гликолитических процессов: энергетические продукты расходуются более экономно.
Представленные нами материалы дополняют обширные литературные данные об особенностях сердечно-сосудистой системы в связи с занятиями спортом фактами, характеризующими процессы регуляции физиологических функций, и в частности аппарата кровообращения, у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом. Мы полагаем, что данные исследования могут дать полезные результаты как для спортивной физиологии, так и для практики физического воспитания.
В состоянии покоя у тренированных спортсменов наблюдается более низкая частота сердечных сокращений. При выполнении студентами функциональной пробы были выявлены следующие отличительные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку: так, ЧСС у студентов, не занимающихся спортом, увеличивалась на 33%, с 81±3,5 до 108±6,27 уд/мин (р<0,001), тогда как у студентов - спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, ЧСС возрастала лишь на 10%, с 58±1,94 до 64±1,94 уд/мин (р<0,05), у спортсменов, занимающихся боксом - на 6%, с 69±1,42 до 73±0,92 уд/мин (р<0,05), у спортсменов, занимающихся академической греблей - на 4%, с 73±4,08 до 76±3,76 уд/мин.
Рис. 1. Динамика ЧСС у юношей 17-19 лет в ответ на физическую нагрузку
На 3-й минуте восстановительного периода ЧСС у нетренированных студентов составила 84±3,28 уд/мин, что на 4% выше исходного уровня, и к 5-й минуте практически не изменялась, т.е. в течение пяти минут восстановления ЧСС не происходило. Тогда как у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, уже на 3-й минуте наблюдалось снижение ЧСС до 55±1,13 уд/мин, что на 5% ниже исходных показателей; у спортсменов, занимающихся академической греблей, наблюдалась подобная тенденция. Тогда как у спортсменов, занимающихся боксом, на 3-й минуте восстановительного периода наблюдалось дальнейшее увеличение ЧСС до 77±1,6 уд/мин (р<0,01), что было на 11% выше исходных значений, и лишь к 5-й минуте происходило снижение значений ЧСС до 73±1,6 уд/мин (рис. 1).
Изменение АДс в ответ на дозированную физическую нагрузку было незначительно и имело однонаправленный характер в трех группах студентов; так, АДс у юношей, не занимающихся спортом, недостоверно увеличивалось с 121±4,64 до 128±4,41 мм рт. ст., у спортсменов, занимающихся легкой атлетикой - с 120±1,89 до 125±3,1 мм рт. ст., у спортсменов, занимающихся академической греблей - с 125±5,56 до 127±7,01 мм рт. ст. К 3-й минуте восстановительного периода наблюдалось снижение АДс и в течение пяти минут практически не изменялось (рис. 2). У студентов, занимающихся боксом, наблюдалась несколько иная картина. Так, в течение пяти минут наблюдений после выполнения функциональной пробы у них происходило плавное повышение АДс, и к 5-й минуте оно составило 120±0,01 мм рт. ст. (р<0,05), что было на 4% выше исходных значений (рис. 2).
Рис. 2. Динамика АДс у юношей 17-19 лет в ответ на физическую нагрузку
Реакция АДд в ответ на физическую нагрузку имела разнонаправленный характер во всех группах исследованных студентов. У студентов, не занимающихся спортом, величина АДд снижалась на 11%, с 75±2,57 до 67±3,91 мм рт. ст. (р<0,05) и далее в течение 5 минут восстановительного периода практически не изменялась и оставалась достоверно ниже исходных значений (68±1,54 мм рт. ст.) (р<0,05). У студентов-легкоатлетов АДд увеличивалось на 9%, с 74±1,83 до 81±2,42 мм рт. ст. (р<0,05), и далее в течение 5 минут восстановительного периода наблюдалось плавное восстановление значений АДд до исходного уровня (75±1,89 мм рт. ст.). У студентов, занимающихся академической греблей, наблюдалось постепенное снижение АДд с 64±5,1 до 59±3,38 мм рт. ст., и к 5-й минуте оно на 8% было ниже исходных значений. У студентов, занимающихся боксом, АДд в ответ на выполнение физической нагрузки практически не изменялось (рис. 3).
Рис. 3. Динамика АДд у юношей 17-19 лет в ответ на физическую нагрузку
Результаты наших исследований выявляют тесную связь между уровнем физического развития и двигательным режимом. Систематические занятия спортом оказывают закономерное положительное влияние на уровень физического развития и на степень физической подготовленности. Сомато- и физиометрические показатели физического развития достоверно выше (р<0,001) в группе студентов, систематически занимающихся спортом. Занятия спортом обеспечивают гармоничное развитие человека, положительно воздействуя практически на все системы и органы.
Проведенное исследование показывает, что снижение двигательной активности отрицательно отражается на функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы. Увеличение частоты сердечных сокращений и сократительной способности сердца - естественные адаптивные реакции на нагрузку, и чем меньше выраженность изменений этих показателей, тем выше функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Физическая нагрузка требует повышенного притока кислорода и питательных веществ к мышцам, это обеспечивается увеличенным объемом кровотока через работающие мышцы. При регулярном выполнении физических упражнений возрастает способность сердечно-сосудистой системы доставлять кислород и питательные вещества к работающим мышцам.
1. Белки представляют собой:
а) неорганические соединения, влияющие на обмен веществ;
б) высококалорийный запасной источник энергии;
+
в) основу структурных элементов клеток и тканей.
2. Наиболее важным физическим качеством для здоровья человека является:
б) быстрота;
+
в) выносливость.
3. Высокий уровень здоровья характеризуется:
+ а) оптимальным функционированием жизнеобеспечивающих систем организма при их максимальных резервах;
б) отсутствием дефектов развития;
в) отсутствием заболеваний.
4. К составляющим здорового образа жизни относят:
а) выбор профессии;
+ б) психогигиену;
в) спортивную подготовку.
5. Профилактике умственного и физического переутомления способствуют:
+ а) полноценный сон;
в) курение.
6. Здоровье человека на 50% зависит от:
а) наследственной предрасположенности к тем или иным заболеваниям;
+ б) образа жизни;
в) уровня двигательной активности.
7. В концепцию здоровья человека входит здоровье:
+ а) психическое;
б) экологическое;
в) общественное.
8. Принципы рационального питания:
а) соблюдение правил хранения продуктов;
б) ритмичность приема пищи;
+
в) сбалансированность основных пищевых веществ.
9. Полноценные белки содержатся:
а) в макаронах;
+ б) в рыбе;
в) в моркови.
10. К наиболее богатым аминокислотами растительным продуктам относятся:
+ а) бобовые; картофель;
б) подсолнечное масло;
в) фрукты.
11. Жиры необходимы человеку, так как они:
а) сразу же используются для работы и в восстановительных реакциях;
+ б) участвуют в процессе терморегуляции;
в) играет важнейшую роль в усвоении и продвижении пищи по пищеварительному тракту.
12. Пищевыми источниками углеводов являются:
а) говядина;
б) сливочное масло;
+
в) финики.
13. Углеводы выполняют следующую функцию в организме:
а) регулируют кислотно-щелочное равновесие;
+ б) являются основным источником энергии;
в) защитную.
14. Минеральные вещества – это:
+ а) неорганические соединения, которые принимают активное участие во всех физиологических процессах;
б) специфические органические соединения, обладающие большой биологической активностью;
в) соединения необходимые для образования витаминов.
15. Основным признаком здоровья является:
а) отсутствие дефектов развития;
б) отсутствие заболеваний;
+
в) хорошая приспособляемость (адаптация) организма к внешним условиям.
16. При организации режима труда и отдыха необходимо учитывать:
а) уровень развития физических качеств;
б) эффективность деятельности;
+
в) часы повышенной индивидуальной работоспособности.
17. Критерием эффективности ЗОЖ является:
а) одобрение окружающих;
+ б) увеличение «количества здоровья»;
в) выполнение норм, правил и требований личной и общественной гигиены.
18. К последствиям курения относят:
+ а) увеличение частоты сердечных сокращений в покое;
б) увеличение объема мышечных волокон;
в) повышение кислородной емкости крови.
19. Суть теории моторно-висцеральных рефлексов, заключается в том, что:
+ а) существует связь скелетной мускулатуры с внутренними органами;
б) умственный труд является одним из факторов, повышающих нервно-эмоциональное напряжение;
в) интенсивная физическая тренировка повышает умственную работоспособность.
20. Какой показатель, используют при оценке функционирования дыхательной системы?:
+ а) жизненный показатель;
б) артериальное давление;
в) ЭКГ.
21. Опасность возникновения умственного переутомления связана:
+ а) со способностью ЦНС длительное время работать с перегрузкой;
б) с отсутствием ощущения усталости;
в) с систематическим выполнением работы на фоне недовосстановления.
22. К признакам здоровья относят:
+ а) устойчивость к действию повреждающих факторов;
б) отсутствие резервных возможностей организма;
+
в) отсутствие заболеваний.
23. Табачный дым содержит более 300 вредных веществ,среди них:
а) липиды;
+ б) аммиак;
+
в) синильная кислота.
24. При организации режима труда и отдыха необходимо учитывать:
а) физические качества;
+ б) часы повышенной работоспособности;
в) характер и условия деятельности.
^ Тесты:
1. Учебный труд студентов характеризуется:
а) невысоким нервно-эмоциональным напряжением;
б) незначительной статической нагрузкой на позвоночник;
+
в) гиподинамией.
2. Утренняя гигиеническая гимнастика выполняется с целью:
а) развития физических качеств;
+ б) «врабатывания» в трудовой (учебный) день;
в) формирования двигательных умений и навыков.
3. Какую форму самостоятельных занятий физическими упражнениями следует выбрать для развития силы?
а) физкультурную паузу;
+ б) тренировочные занятия в свободное время;
в) утреннюю гигиеническую гимнастику.
4. Тренировки в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы наиболее эффективны при нагрузках, повышающих ЧСС для лиц студенческого
возраста, не имеющих отклонения в состоянии здоровья, до:
а) 90 уд/мин;
б) 100-110уд/мин;
+
в) 130-150уд/мин.
5. Умственную и психическую напряженность помогут снять:
а) участие в спортивных соревнованиях;
б) занятия играми, единоборствами;
+
в) упражнения циклического характера, выполняемые с умеренной интенсивностью.
6. Какая нагрузка характеризуются таким сочетанием нагрузки и отдыха, когда организм занимающегося восстанавливается относительно медленно, но не более суток?
а) жесткая;
б) облегченная;
+
в) оптимальная.
7. Какие физические упражнения целесообразно использовать в заключительной части занятия?
+ а) медленный бег;
б) спортивная ходьба;
в) упражнения на ловкость.
8. Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие задач, средств и методов физической культуры возможностям занимающихся?
а) принцип сознательности и активности;
б) принцип доступности и индивидуализации;
+
в) принцип систематичности и последовательности.
9. Оздоровительно-рекреативная направленность занятий предусматривает использование средств и методов физической культуры в целях:
а) повышения спортивного мастерства;
+ б) послерабочего восстановления организма и профилактики переутомления;
в) подготовки к профессиональной деятельности.
10. В какой части тренировочного занятия предусмотрено развитие физических качеств?
а) в подготовительной части;
+ б) в основной части;
в) в заключительной части.
11. Для развития общей выносливости применяются следующие виды физических упражнений:
а) прыжки в воду;
б) атлетическая гимнастика;
+
в) плавание.
12. Укажите, с какой целью проводятся физкультурные минутки в процессе учебного труда:
+ а) предупреждения утомления и восстановления работоспособности;
б) развития ловкости и гибкости;
в) повышения уровня физической подготовленности.
13. Укажите оптимальное количество общеразвивающих упражнений для подготовительной части занятия:
а) 10-12 упражнений;
б) 4-5 упражнений;
в) 14-15 упражнений.
14. Одним из средств восстановления после физических нагрузок является:
+ а) переключение на другой вид физических упражнений;
б) обильное питание;
в) участие в соревнованиях.
15. Определите в процентном отношении от общего времени занятия, продолжительность
______________основной части занятия:
+ б) 70-90%;
в) 50-85%.
16. Какие из ниже перечисленных физических упражнений рекомендуются студентам для включения в физкультурную паузу?
а) упражнения, развивающие выносливость;
+ б) упражнения, выполняемые для профилактики отечности нижних конечностей;
в) упражнения на равновесие.
17. К основным формам самостоятельных занятий физическими упражнениями относятся:
а) разминка;
+ б) утренняя зарядка;
+
в) урок физической культуры.
18. Самостоятельные занятия физическими упражнениями гигиенической направленности предполагают:
+ а) использование средств физической культуры в целях оптимизации состояния организма;
б) использование средств физической культуры для всесторонней физической подготовки;
в) использование средств физической культуры для восстановления здоровья или определенных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм.
19. Сколько раз в одном занятии может повторяться специальная часть разминки?
а) один раз после общеподготовительной части;
+ б) специальная разминка выполняется каждый раз при переходе к выполнению нового вида физических упражнений;
в) в начале и середине основной части занятия.
20. От чего зависит содержание самостоятельных тренировочных занятий?
+ а) от целей, которые ставит перед собой занимающийся;
б) от времени и места занятия;
в) от уровня физической подготовленности.
21. Самостоятельные тренировочные занятия целесообразно строить из частей:
+ б) трех;
в) шести.
22. Отличие физических упражнений от физического труда заключается в том, что:
+ а) физические упражнения являются специально организованным средством укрепления и совершенствования организма человека;
+ б) физические упражнения помогаю развить силу и выносливость;
в) физические упражнения играют огромную роль в воспитании личностных качеств – решительности, трудолюбия, коллективизма и др.
23. Оптимальный объем двигательной активности студентов должен составлять:
а) 1 час в неделю;
б) 2-3 часа в неделю;
+
в) 6-8 часов в неделю.
.
Тесты:
1. Задачей ППФП является:
а) формирование двигательных умений и навыков, необходимых для будущей специальности;
б) достижение высоких спортивных результатов в прикладных видах спорта;
в) направленная подготовка к соревнованиям.
2. ППФП это:
а) специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями определенной профессии;
б) процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека;
в) специализированный вид подготовки к выступлениям в профессиональном спорте.
3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП:
а) состояние здоровья;
б) уровень физической подготовленности;
в) условия и характер труда.
4. Какие из перечисленных вспомогательных средств используются в ППФП?
а) тренажеры, специальные технические приспособления;
б) оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
в) альпинизм.
5. Снять умственную и психическую напряженность поможет:
б) шейпинг, упражнения на координацию;
в) умеренная аэробная нагрузка.
6. Специфика умственного утомления состоит в том, что:
а) при умственном утомлении наблюдается торможение в коре головного мозга, биологически необходимое для предупреждения истощения организма;
б) при систематическом продолжении работы в состоянии умственного утомления, может наступить переутомление;
в) умственное утомление не замечается человеком, так как мозг способен длительное время работать с перегрузкой.
7. Какое физическое качество наиболее важно для работников умственного труда?
а) гибкость;
в) статическая выносливость.
8. Какие органы или группы органов подвергаются утомлению в большей степени у работников умственного труда?
а) сердечно-сосудистая система;
б) зрительный аппарат;
в) органы дыхания.
9. ППФП строится на основе и в единстве с:
а) общей физической подготовкой;
б) специальной подготовкой;
в) подготовкой к труду.
10. Какое специальное физическое качество необходимо развивать работникам умственного труда?
а) устойчивость к длительной гиподинамии;
б) ловкость;
в) сила.
11. Прикладными видами спорта для работников умственного труда являются:
б) игровые виды спорта;
12. Какое психическое качество необходимо развивать работникам умственного труда?
а) устойчивость к гипоксии;
б) устойчивость к гиподинамии;
в) эмоциональная устойчивость.
13. Формой занятий по ППФП могут быть:
а) соревнования по прикладным видам спорта;
б) занятия лечебной гимнастикой;
в) физкультурная минутка.
14. Факторы, снижающие умственную работоспособностьстудента и специалиста:
а) напряженная работа в условиях дефицита времени;
б) функциональное расширение сосудов головного мозга;
в) недостаточная статическая нагрузка на мышцы шеи и плечевого пояса.
15. Для профилактики развития умственного переутомления, профессиональных заболеваний целесообразно использовать:
а) длительные интенсивные нагрузки;
б) кратковременные физические нагрузки, чередующиеся с умственным трудом;
в) упражнения на внимание.
16. Устойчивость к воздействию неблагоприятных фактороввнешней среды формируется в основном с помощью:
а) закаливания организма;
б) физической I_Р±*_@ГJ_тренировки;
в) сочетанием тренировки и закаливания.
17. Основным средством ППФП являются:
а) физические упражнения;
б) специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер профессионального труда.
в) закаливание организма для повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных условий трудовой деятельности.
18. К дополнительным факторам, которые оказывают влияние на содержание ППФП, относятся:
а) индивидуальные особенности личности;
б) географо-климатические условия;
в) режим труда и отдыха.
19. ППФП подразделяется на… этапа:
в) четыре.
20. Эффективными средствами развития инициативности и организаторских способностей в процессе физическоговоспитания являются:
а) выполнение физических упражнений под руководством грамотного преподавателя;
б) самостоятельное проведение тренировочных занятий с группой;
в) организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе.
21. Для формирования статической выносливости применяются динамические и статические упражнения, направленные на:
а) развитие мышц, которые испытывают наибольшую статическую нагрузку в процессе профессиональной деятельности,
б) развитие мышц, которые в процессе профессиональной деятельности, находятся в расслабленном состоянии;
в) развитие мышц плечевого пояса и рук.
^
22. При подборе средств ППФП руководствуются следующими принципами:
а) выбранные средства должны обеспечивать не только специальную, но и общую физическую подготовку;
б) необходимо комплексное использование средств физического воспитания;
в) величина тренировочных воздействий на организм при выполнении упражнений должна быть максимальной.
23. При подборе прикладных физических упражнений важно:
а) чтобы их психофизиологическое воздействие было максимально полезно и эффективно для решения конкретных задач ППФП;
б) чтобы физические упражнения были разнообразными;
в) чтобы подбор средств соответствовал уровню физической подготовленности.
возраста, не имеющих отклонения в состоянии здоровья, до:
а) 90 уд/мин;
б) 100-110уд/мин;
+ в) 130-150уд/мин.
5. Умственную и психическую напряженность помогут снять:
а) участие в спортивных соревнованиях;
б) занятия играми, единоборствами;
+ в) упражнения циклического характера, выполняемые с умеренной интенсивностью.
6. Какая нагрузка характеризуются таким сочетанием нагрузки и отдыха, когда организм занимающегося восстанавливается относительно медленно, но не более суток?
а) жесткая;
б) облегченная;
+ в) оптимальная.
7. Какие физические упражнения целесообразно использовать в заключительной части занятия?
+ а) медленный бег;
б) спортивная ходьба;
в) упражнения на ловкость.
8. Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие задач, средств и методов физической культуры возможностям занимающихся?
а) принцип сознательности и активности;
б) принцип доступности и индивидуализации;
+ в) принцип систематичности и последовательности.
9. Оздоровительно-рекреативная направленность занятий предусматривает использование средств и методов физической культуры в целях:
а) повышения спортивного мастерства;
+ б) послерабочего восстановления организма и профилактики переутомления;
в) подготовки к профессиональной деятельности.
10. В какой части тренировочного занятия предусмотрено развитие физических качеств?
а) в подготовительной части;
+ б) в основной части;
в) в заключительной части.
11. Для развития общей выносливости применяются следующие виды физических упражнений:
а) прыжки в воду;
б) атлетическая гимнастика;
+ в) плавание.
12. Укажите, с какой целью проводятся физкультурные минутки в процессе учебного труда:
+ а) предупреждения утомления и восстановления работоспособности;
б) развития ловкости и гибкости;
в) повышения уровня физической подготовленности.
13. Укажите оптимальное количество общеразвивающих упражнений для подготовительной части занятия:
а) 10-12 упражнений;
б) 4-5 упражнений;
в) 14-15 упражнений.
14. Одним из средств восстановления после физических нагрузок является:
+ а) переключение на другой вид физических упражнений;
б) обильное питание;
в) участие в соревнованиях.
15. Определите в процентном отношении от общего времени занятия, продолжительность ______________основной части занятия:
+ б) 70-90%;
16. Какие из ниже перечисленных физических упражнений рекомендуются студентам для включения в физкультурную паузу?
а) упражнения, развивающие выносливость;
+ б) упражнения, выполняемые для профилактики отечности нижних конечностей;
в) упражнения на равновесие.
17. К основным формам самостоятельных занятий физическими упражнениями относятся:
а) разминка;
+ б) утренняя зарядка;
+ в) урок физической культуры.
18. Самостоятельные занятия физическими упражнениями гигиенической направленности предполагают:
+ а) использование средств физической культуры в целях оптимизации состояния организма;
б) использование средств физической культуры для всесторонней физической подготовки;
в) использование средств физической культуры для восстановления здоровья или определенных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм.
19. Сколько раз в одном занятии может повторяться специальная часть разминки?
а) один раз после общеподготовительной части;
+ б) специальная разминка выполняется каждый раз при переходе к выполнению нового вида физических упражнений;
в) в начале и середине основной части занятия.
20. От чего зависит содержание самостоятельных тренировочных занятий?
+ а) от целей, которые ставит перед собой занимающийся;
б) от времени и места занятия;
в) от уровня физической подготовленности.
21. Самостоятельные тренировочные занятия целесообразно строить из частей:
+ б) трех;
22. Отличие физических упражнений от физического труда заключается в том, что:
+ а) физические упражнения являются специально организованным средством укрепления и совершенствования организма человека;
+ б) физические упражнения помогаю развить силу и выносливость;
в) физические упражнения играют огромную роль в воспитании личностных качеств – решительности, трудолюбия, коллективизма и др.
23. Оптимальный объем двигательной активности студентов должен составлять:
а) 1 час в неделю;
б) 2-3 часа в неделю;
+ в) 6-8 часов в неделю.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение ППФП.
2. Определите цели и задачи ППФП.
3. Что такое прикладные знания?
4. Перечислите основные факторы, определяющие содержание ППФП.
5. Перечислите основные средства ППФП, в чем заключается методика подбора средств ППФП?
6. При каком условии отдельные виды спорта можно считать профессионально-прикладными?
7. Расскажите об особенностях ППФП специалистов сферы экономики.
Тесты:
1. Задачей ППФП является:
а) формирование двигательных умений и навыков, необходимых для будущей специальности;
б) достижение высоких спортивных результатов в прикладных видах спорта;
в) направленная подготовка к соревнованиям.
2. ППФП это:
а) специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями определенной профессии;
б) процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека;
в) специализированный вид подготовки к выступлениям в профессиональном спорте.
3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП:
а) состояние здоровья;
б) уровень физической подготовленности;
в) условия и характер труда.
4. Какие из перечисленных вспомогательных средств используются в ППФП?
а) тренажеры, специальные технические приспособления;
б) оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
в) альпинизм.
5. Снять умственную и психическую напряженность поможет:
б) шейпинг, упражнения на координацию;
6. Специфика умственного утомления состоит в том, что:
а) при умственном утомлении наблюдается торможение в коре головного мозга, биологически необходимое для предупреждения истощения организма;
б) при систематическом продолжении работы в состоянии умственного утомления, может наступить переутомление;
в) умственное утомление не замечается человеком, так как мозг способен длительное время работать с перегрузкой.
7. Какое физическое качество наиболее важно для работников умственного труда?
а) гибкость;
в) статическая выносливость.
8. Какие органы или группы органов подвергаются утомлению в большей степени у работников умственного труда?
а) сердечно-сосудистая система;
б) зрительный аппарат;
в) органы дыхания.
9. ППФП строится на основе и в единстве с:
а) общей физической подготовкой;
б) специальной подготовкой;
в) подготовкой к труду.
10. Какое специальное физическое качество необходимо развивать работникам умственного труда?
а) устойчивость к длительной гиподинамии;
б) ловкость;
11. Прикладными видами спорта для работников умственного труда являются:
б) игровые виды спорта;
12. Какое психическое качество необходимо развивать работникам умственного труда?
а) устойчивость к гипоксии;
б) устойчивость к гиподинамии;
в) эмоциональная устойчивость.
13. Формой занятий по ППФП могут быть:
а) соревнования по прикладным видам спорта;
б) занятия лечебной гимнастикой;
в) физкультурная минутка.
14. Факторы, снижающие умственную работоспособностьстудента и специалиста:
а) напряженная работа в условиях дефицита времени;
б) функциональное расширение сосудов головного мозга;
в) недостаточная статическая нагрузка на мышцы шеи и плечевого пояса.
15. Для профилактики развития умственного переутомления, профессиональных заболеваний целесообразно использовать:
а) длительные интенсивные нагрузки;
б) кратковременные физические нагрузки, чередующиеся с умственным трудом;
в) упражнения на внимание.
16. Устойчивость к воздействию неблагоприятных фактороввнешней среды формируется в основном с помощью:
а) закаливания организма;
б) физической I_Р±*_@ГJ_тренировки;
в) сочетанием тренировки и закаливания.
17. Основным средством ППФП являются:
а) физические упражнения;
б) специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер профессионального труда.
в) закаливание организма для повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных условий трудовой деятельности.
18. К дополнительным факторам, которые оказывают влияние на содержание ППФП, относятся:
а) индивидуальные особенности личности;
б) географо-климатические условия;
в) режим труда и отдыха.
19. ППФП подразделяется на… этапа:
в) четыре.
20. Эффективными средствами развития инициативности и организаторских способностей в процессе физическоговоспитания являются:
а) выполнение физических упражнений под руководством грамотного преподавателя;
б) самостоятельное проведение тренировочных занятий с группой;
в) организация физкультурных и спортивных мероприятий в группе по личной инициативе.
21. Для формирования статической выносливости применяются динамические и статические упражнения, направленные на:
а) развитие мышц, которые испытывают наибольшую статическую нагрузку в процессе профессиональной деятельности,
б) развитие мышц, которые в процессе профессиональной деятельности, находятся в расслабленном состоянии;
в) развитие мышц плечевого пояса и рук.
22. При подборе средств ППФП руководствуются следующими принципами:
а) выбранные средства должны обеспечивать не только специальную, но и общую физическую подготовку;
б) необходимо комплексное использование средств физического воспитания;
в) величина тренировочных воздействий на организм при выполнении упражнений должна быть максимальной.
23. При подборе прикладных физических упражнений важно:
а) чтобы их психофизиологическое воздействие было максимально полезно и эффективно для решения конкретных задач ППФП;
б) чтобы физические упражнения были разнообразными;
в) чтобы подбор средств соответствовал уровню физической подготовленности.
Вопросы для проведения итогового контроля:
1. Физическая культура как часть общей культуры общества и личности.
2. Формы физической культуры.
3. Спорт – как явление культурной жизни общества.
4. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе.
5. Средства физического воспитания.
6. Соотношение понятий:
− «физическая культура» и «физическое воспитание»;
− «физическое развитие» и «физическая подготовка»;
− «физическая подготовка» и «физическая подготовленность»;
− «физическая культура» и «спорт».
7. Физическая культура в структуре профессионального образования.
8. Социальные функции спорта.
9. Основы организации физического воспитания в вузе.
10. Цель физического воспитания в современном обществе.
11. Единство организма человека с окружающей средой.
12. Кровь. Ее состав и функции.
13. Система кровообращения. Ее основные составляющие.
14. Сердце как главный орган кровеносной системы.
15. Воздействие физической тренировки на кровь и кровеносную систему.
16. Строение дыхательной системы человека.
17. Основные показатели работоспособности органов дыхания.
18. Строение и функции опорно-двигательного аппарата.
19. Воздействие систематических занятий физической культурой на опорно-двигательный аппарат.
20. Центральная и периферическая нервная система. Основные нервные процессы.
21. Понятие о гуморальной регуляции организма.
22. Понятие об утомлении при физической и умственной
деятельности.
23. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
24. Представление об обмене веществ и энергии.
25. Методические принципы физического воспитания и их реализация в процессе занятий физическими упражнениями.
26. Характеристика методов физического воспитания.
27. Обучение движениям (методика поэтапного формирования двигательных действий).
28. Средства и методы воспитания силы.
29. Средства и методы воспитания гибкости.
30. Средства и методы воспитания координационных способностей.
31. Средства и методы воспитания быстроты.
32. Средства и методы воспитания выносливости.
33. Типы выносливости.
34. Интегральные внешние показатели выносливости в практике физического воспитания.
35. Общая выносливость. «Перенос» выносливости.
36. Виды специальной выносливости.
37. Аэробный и анаэробный механизмы превращения энергии.
38. Общая физическая подготовка, её цели и задачи.
39. Специальная физическая подготовка, ее цели и задачи.
40. В чем заключается отличие понятий «физическая подготовка» и «физическая подготовленность»?
41. Врачебный контроль как обязательное мероприятие при проведении занятий физическими упражнениями и спортом.
42. Самоконтроль, его объективные и субъективные показатели.
43. Что такое функциональное состояние организма?
44. Самоконтроль за физической и функциональной подготовленностью.
45. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам контроля.
46. Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям.
47. Какие измерения необходимо провести для суждения о физическом развитии?
48. Для каких целей применяются функциональные пробы?
49. Отрицательные реакции организма при занятиях физическими упражнениями и их профилактика.
50. Каковы особенности врачебного контроля за женщинами занимающимися физическими упражнениями и спортом?
51. Проблемы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса.
52. Понятие «здоровье», его содержание.
53. Образ жизни человека и его влияние на здоровье.
54. Здоровый образ жизни. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни.
55. Физическое самосовершенствование – условие здорового образа жизни.
56. Понятие «уровень здоровья».
57. Как можно оценить уровень физического здоровья?
58. Критерии эффективности ЗОЖ.
59. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.
60. Основные формы самостоятельных занятий.
61. Взаимосвязь содержания и формы занятий физическими упражнениями.
62. Особенности самостоятельных занятий избранными системами физических упражнений или видами спорта.
63. Рациональное сочетание учебного труда и занятий физическими упражнениями и спортом.
64. Основные направления оптимизации трудовой деятельности средствами физического воспитания.
65. Структура тренировочного занятия. Характеристика частей занятия.
66. Принципы дозирования нагрузки. Объем и интенсивность нагрузки
67. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. При-
знаки чрезмерной нагрузки.
68. Гигиена самостоятельных занятий.
69. Почему физический труд может быть только дополнительным средством укрепления организма человека?
70. Что такое профессионально-физическая подготовка?
71. Определите цели и задачи ППФП.
72. Что такое прикладные знания?
73. Дайте определение прикладным двигательным умениям и навыкам.
74. Что такое прикладные психофизические качества?
75. Дайте определение прикладным специальным качествам.
76. Перечислите основные факторы, определяющие содержание ППФП.
77. Перечислите основные средства ППФП, в чем заключается методика подбора средств ППФП?
78. При каком условии отдельные виды спорта можно считать профессионально-прикладными?
79. Расскажите об особенностях ППФП специалистов сферы экономики.
Статьи по теме: | |
Растительные адаптогены для спортсменов и людей ведущих активный образ жизни Адаптогены растительного происхождения
Многие слышали про то, что некоторые растения обладают целебными... Тесты: Понятие «Физическая культура
ТЕСТ № 1. 1.Экстренное торможение на лыжах: а) плугом; б) на... Антиандрогены: препараты для женщин
Многие девушки и женщины столкнулись с такой проблемой, как... |