Индивидуальные проекты по русскому языку. Групповой проект по русскому языку. Тема: "Создание справочника по русскому языку «Простое предложение. Русский молодежный сленг


Цель проекта. · восприятие русского языка, как явления национальной культуры; · пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; · воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; · осознание языка как основного средства человеческого общения, основного признака по которому мы узнаем народ; · понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.




Среди современной молодежи использование языка сводится к минимальному набору слов. Практикум учит выражать мысли и чувства классическим русским языком. Поговорить на классическом русском языке - словно воды чистой напиться. На примерах из Русской литературы и поэзии развивать красноречие и свободное владение языком. Как будто целый мир тебе знаком, Когда владеешь русским языком … Вот почему всем близок чистый, ясный, Народа русского язык прекрасный. И. Гришашвили


Речь выдает нас с головой. Это наша визитная карточка. И так было, есть и будет всегда. Помните у Пушкина: « Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали ». А что та сказала - то? Да ничего особенного:. « В пояс низко поклонилась, закрасневшись, извинилась, что - де в гости к ним зашла, хоть звана и не была ». Тем не менее, за это время у слушающих ее семи богатырей создалось о ней самое благоприятное впечатление. Почему? Говорила красиво, правильно и вежливо. Сказка ложь, да в ней намек. На правильное речевое поведение.





Попробуем посмотреть на привычные вещи с другой стороны. Обратимся к истории слов, называющих предметы нашей одежды. Каждое утро вы надеваете брюки, рубашку, пиджак или юбку, блузку, жакет, думаете о своём внешнем виде, но не задумываетесь, как в нашем быту появились эти предметы одежды, а в русском языке – их названия. Собственно русское слово только одно из всех: рубашка – образовано от русского слова рубаха с помощью суффикса -к-, а слово рубаха, в свою очередь, от слова руб «плохая, грубая одежда» (сейчас говорят рубище). Одежду называли руб, потому что её рубили, то есть ткань обрывали, резали, делали край. Сарафан было заимствовано из персидского языка, где оно звучало как serāpā и означало «длинная одежда, почётная одежда». Завершает наряд галстук. Немецкое Halstuch «шейный платок» появилось в русском языке в ХVIII веке. Вначале слово звучало как галздук (в эпоху Петра I), потом галстух (в эпоху Пушкина). Слова брюки, юбка, жакет, пиджак, жилет, костюм имеют свою интересную историю…. Итак, наша одежда– это результат длительного развития моды, которое можно установить по истории названий отдельных и таких привычных для нас вещей.


Этот миленький удмурт, Съел с прилавка весь йогУрт. Запомнить ударный слог легко, если придумать к нему считалку или стихотворение. Любопытные близи? Закрывайте жалюзИ! Не влезаешь в шорты? Виноваты тОрты! В огороде Фёкла Вырастила свЁклу Холостяк свои носки Постирает мастерскИ. Тот из нас счастливее, В ком душа красИвее!


О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! К словам И. С. Тургеньева можно добавить многогранный. Русским языком можно выразить любые мысли и чувства, охарактеризовать любые действия и события. Зачем тогда « заменяшки »? Это не заимствованные слова, а слова которыми мы заменяем вполне емкие и понятные русские: превышение на профицит, избиратели на ректорат, подбор на кастинг. Слово менеджер заменило в нашем языке и продавцов, и консультантов, и обычных рабочих, и т. д. « Нецелевое использование бюджетных средств » - казнокрадство. Можно привести еще множество примеров. Но нужно ли заменять и в каких случаях? Может лучше, как раньше заимствовать и обогащать, развивать наш язык.


«Тише воды,ниже травы», так произносят эту поговорку. А меж тем подлинная народная поговорка звучит иначе: «Тише травы, ниже воды». Высокая трава при ветре издает едва слышный шелест, поэтому «тише травы» быть трудно. Быть «ниже воды»-невозможно (не рискуя захлебнуться). «Суть да дело». Первоначально «Суд да дело» про волокиту старинного судопроизводства. Мы говорим "Париж", хотя французы именуют свою столицу "Пари". Мы говорим "Стамбул" про тот город, который по-турецки называется "Истанбул. На своем историческом пути каждый язык встречает такие опасности. Приходится бороться с ними и нашему языку. Некоторые неправильности речи объясняются очень благородными причинами, стремлением людей, не слишком хорошо владеющих литературной речью, как можно точнее и лучше подражать ей. Они чересчур стараются. Вместо давно обрусевшего слова " рельсы " начинают говорить " рэльсы "; слово " пионер " произносят как " пионэр "; даже простую " шинель " заменили " изящной " " шинэлью.


Попробуйте объяснить иностранцу фразу " Руки не доходят посмотреть " Фраза « Профессор завалил студента на экзамене » не вызывает такого леденящего ужаса, как фраза « Студент завалил профессора после экзамена ». Законченное предложение из пяти глаголов без знаков препинания и союзов: " Решили послать сходить купить поесть ".


Логогриф - это усложнённая шарада на основе метаграммы (слова с различием в одну букву). В каждой строчке от предыдущего слова отнимают по одной букве. На корабле " Победа " Не было обеда. Случилась большая беда - Пропала вся еда! Спросили кока: Ты съел? - Да! - А! Держи вора! Палиндромы. (от гр. palindromos " бегущий обратно ") слово, или, шире, некоторое словесное построение, которое одинаково (или приблизительно одинаково, с некоторыми допущениями) читается по буквам слева направо и справа налево. Автор палиндрома « А роза упала на лапу Азора » - Афанасий Фет. А « Я иду с мечем судия » - Гаврила Державин. Анаграмма такая перестановка букв в слове, в результате которой получается другое слово: старорежимность – нерасторжимость, апельсин – спаниель, вертикаль – кильватер.


Русский язык - мой родной язык. Я отношусь к нему с большой любовью и теплотой. На нем звучит родной голос мамы. Все, что приносит радость, делает меня счастливым, звучит на русском языке. Этот язык дан мне с рождения как дар, как подарок, как связующее звено настоящего с прошлым. Думаю, что недаром язык называют душой народа. Как и всякую душу, его надо уметь сохранить чистым и красивым. И он, как и душа, только один, один для каждой нации. Мне бы хотелось знать родной язык в совершенстве.


Своеобразным завещанием звучат строки из стихотворения Анны Ахматовой: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки. 23 февраля грозного 1942 года. Эти слова сегодня по-особому актуальны в условиях дефицита правильной, ясной, «экологически чистой» речи, когда язык классической литературы уже воспринимается как своеобразный заповедник, прекрасный, чистый, и далеко не всегда соответствующий языку современной эпохи. Проводимый фестиваль помогает воспитанию истинных ценителей и хранителей языка.


Список литературы: 1. oblema/ Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., Статья «РУССКИЙ ЯЗЫК: ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ» Ю. Л. Воротников 4. %80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE 5. "Слово о словах". Глава 8. Лев Успенский Ахматова А.А. Из Ленинградского цикла: () // Ахматова А.А. Я стала песней и судьбой… - Саратов: – С Особая благодарность за создание проекта «Современный Русский» А. С. Пушкин. Собрания сочинений в 10 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, Т. 3. Поэмы. Сказки.

Темы ПРОЕКТОВ:

  • Зачем нужны псевдонимы? /или Кто и зачем скрывается под маской?/
  • Литературные места нашего города
  • Что читают в нашем классе?
  • Какие существуют литературные премии сегодня
  • Литературные сообщества в Интернете
  • Книга вчера, сегодня, завтра
  • Завтрашний день книги
  • Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии
  • Место русского языка среди других предметов в нашей школе
  • Языковой портрет ученика нашей гимназии
  • Искусственные языки
  • Как интернет влияет на язык?
  • Невербальные средства общения
  • Как влияют социальные сети на язык?
  • Особенности языка СМС сообщений
  • Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий
  • Говорящие фамилии в произведениях писателей
  • Имена, фамилии, отчества в разных языках мира

Проектная деятельность по русскому языку (темы проектов)

(по учебнику Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирской Русский язык. «Мнемозина». Москва. 2012)

Проект 1

Составьте мини-сборник пословиц, сгруппировав их по темам («О родине», «О семье», «О дружбе», и т.п.). Подберите такие пословицы, в которых есть глаголы с безударными личными окончаниями. В каждом разделе выберите несколько пословиц, для которых сформулируйте «ядрышки»-мысли. Собранным тренировочным материалом вы сможете в дальнейшем пользоваться на уроках.

Проект 2

Выпишите из знакомых вам литературных произведений отрывки или отдельные предложения, которые помогают определить: 1) профессию персонажа; 2) его возраст; 3) характер. Соберите все примеры вместе. «Конечным продуктом» вашей проектной деятельности будет мини-сборник дидактических материалов, которыми могут воспользоваться ученики вашего класса.

Проект 3

Выберите один из творческих проектов: 1) «Сборник сочинений нашего класса о животных», 2) «Сборник стихов и рассказов о животных».

Включите в ваш сборник не только самостоятельно подобранные тексты, но и тексты «о братьях наших меньших» из учебника. Материалы оформите в виде рукописного или электронного журнала.

Проект 4

Вам нужно подготовить для учеников 3-го класса занятие кружка по русскому языку, посвящённое истории нашей письменности. Посмотрите главу «Дорога к письменности», найдите дополнительный материал и подберите для третьеклассников интересные задания. При подготовке проекта вы можете пользоваться мультимедийной детской энциклопедией «Русский язык. Незаменимое пособие для любознательных школьников».

Проект 5

Подготовьте устный лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита». Выберите букву, которую вы будете представлять на этом параде. Расскажите её историю, придумайте наглядный образ, подберите интересные факты. (Вашими незаменимыми помощниками при подготовке проекта станут книги Льва Успенского «Слово о словах», «По закону буквы» и др. Их можно найти во Всемирной паутине.

Проект 6

Какой словарь интересно было бы составить вам? Может быть, это будет словарь цветов, или словарь запахов, или словарь весёлых слов, или словарь футболиста, или… Попробуйте составить свой личный словарь на любую тему. Рукописный или электронный - не имеет значения.

Проект 7

Подготовьте для учащихся младших классов устный журнал по русскому языку на тему «Какая наука изучает происхождение слов?»

Проект 8

Подготовьте для учащихся других школ иллюстрированный а»Альбом правил русского языка» по теме «Кто командует корнями? Правописание чередующихся гласных в корне. Включите в свой альбом самоинструкции, таблицы, рисунки, интересные тексты и задания.

Проект 9

Составьте список греческих и латинских словообразовательных элементов: АНТИ, ТЕЛЕ, ДРОМ, ТЕКА и др. Обратитесь за помощью к следующим словарям: «Школьный словарь иностранных слов», «Школьный словарь строения слов русского языка» и другие. Выясните значение греко-латинских элементов, их происхождение, подберите примеры их детской классики или детских познавательных журналов. Результат вашей проектной деятельности оформите в виде рукописного или электронного этимологического словаря.

Проект 10

Сочините лингвистическую сказку о приставках ПРИ- и ПРЕ-. Проведите в классе конкурс на лучшую сказку, выберите самые интересные работы, проиллюстрируйте их. Результат проекта оформите в виде электронной газеты или журнала.

Проект Словари русского языка

Выполнил

Ученик 6б класса Потапов Е.

Руководитель: Попкова Т.Н.


Цель:

Познакомиться с многообразием словарей русского языка.


Предполагаемый результат:

А) научиться пользоваться лингвистическими словарями;

Б) научиться работать со словарной статьёй;

В) расширить представления об источниках информации.


Орфографический словарь

«Русский орфографический словарь»- самый большой по объёму из существующих орфографических словарей русского языка. Это академический словарь, отражающий русскую лексику.

Орфографический словарь отражает систему правил написания слов.

Например

дежавЮ, нескл.

декабрь, - я

дЯтел, дЯтла.

АбАжур, АббАт, АббревИАтура -словарные


Толковый словарь

Толковый словарь-словарь, содержащий в себе слова, стоящие в алфавитном порядке, и краткое описание того, что эти слова означают, часто сопровождая толкование примерами использования слов. Толковый словарь изъясняет лексическое значение того или иного слова.

Например

Изморозь- сущ., ж.р., только в ср.р., Р.п. – изморози.

Снежный слой, образующий на поверхности из оседающих влажных частиц воздуха в туманную морозную погоду

Род инея

В запущенные изморозью окна сочился розовый сумрачный свет.


Этимологический словарь

  • Этимологический словарь-это лингвистический словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели. Так как происхождение многих слов не поддаётся точному однозначному определению, то этимологические словари фиксируют различие точки зрения и содержат ссылки на соответствующую литературу.
  • Например:

Апрель- заимств.,из ст.-сл. Яз.

Апрель-четвёртый месяц календаря.


Орфоэпический словарь

жАба-ы. Животные

ощущАть- аю, ает

лазУрь- и

лАдушки- шек


Фразеологический словарь

  • Фразеологический словарь-словарь устойчивых словосочетаний, которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящие из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно.
  • Например:

Бить баклуши - ничего не делать.

Кто много и серьёзно трудится, а не бьёт баклуши, тому скучать некогда.

Кот наплакал- Очень мало

Работы много, а людей кот наплакал.

Альфа и омега-Начало и конец

Целеустремлённость, труд, упорство-альфа и омега овладения любым мастерством.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/03/26/k_5ab8a9684c206/img_user_file_5ab8a968cbbf8_9.jpg" alt="Словарь омонимов
  • Словарь омонимов- словарь, содержащий в алфавитном порядке омонимические пары с грамматическими сведениями и стилистическими пометами, а также классификацию омонимов с точки зрения их образования или происхождения.
  • Например:
  • Кисть- кисть руки, кисть винограда, кисть для рисования
  • Мечи- «меч» и от слова «метать»
  • Лук-оружие, растение.
  • Коса-причёска, коса- инструмент, приспособление для косьбы.
https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/03/26/k_5ab8a9684c206/img_user_file_5ab8a968cbbf8_11.jpg" alt="Антропонимический словарь Автор: Ерёмин А.И. Антропонимика- раздел ономастики, который изучает антропонимы, т.е. собственные имена людей. Кроме трёхчленного именования людей- имя, отчество, фамилия- в антропонимическую систему русского языка входят также прозвище и псевдоним. Например: Ахматов Фамилия Ахматовых датируется в родословной 7090/1582 г. Она происходит от собственного имени Ахмат, которое в данном фонетическом оформлении чаще всего встречается у жителей Северного Кавказа, в то время как в других районах Советского Союза этому имени соответствуют другие варианты: Ахмат, Ахмат, Ахмед. Итак, фамилия Ахматов происходит из основы- Ахмат+ов=Ахматов" width="640">

Антропонимический словарь

  • Антропонимика- раздел ономастики, который изучает антропонимы, т.е. собственные имена людей. Кроме трёхчленного именования людей- имя, отчество, фамилия- в антропонимическую систему русского языка входят также прозвище и псевдоним.
  • Например:
  • Ахматов

Фамилия Ахматовых датируется в родословной 7090/1582 г. Она происходит от собственного имени Ахмат, которое в данном фонетическом оформлении чаще всего встречается у жителей Северного Кавказа, в то время как в других районах Советского Союза этому имени соответствуют другие варианты: Ахмат, Ахмат, Ахмед.

Итак, фамилия Ахматов происходит из основы- Ахмат+ов=Ахматов

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/03/26/k_5ab8a9684c206/img_user_file_5ab8a968cbbf8_13.jpg" alt="Морфемный словарь
  • Морфемный словарь- это лексикографические издание, в котором даётся членение слова на морфемы с точки зрения современного состояния языка, но в нём не установлены отношения производности.
https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/03/26/k_5ab8a9684c206/img_user_file_5ab8a968cbbf8_15.jpg" alt="Словарь сокращений.
  • Словарь сокращений- словарь, содержащий сложносокращённые слова, образованные от составных наименований. Наиболее полным является «Словарь сокращений русского языка»
  • Например:
  • МЧУ- медицинское частное учреждение
  • ДАН- Донецкое агентство новостей
  • ГД- грузовое движение
  • БУС- большие учебные сборы
https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/03/26/k_5ab8a9684c206/img_user_file_5ab8a968cbbf8_17.jpg" alt="Словарь названий жителей
  • Словарь названий жителей- это словарь, название жителей определённой местности, соотнесённое с топонимом.
  • Например:
  • Омск- омич
  • Москва-москвич
  • Новгород-новгородец
  • Липецк-липчанин
  • Псков-пскович
  • Тула-туляк

Семантический словарь

Русский семантический словарь- это шеститомное издание, в котором в многоступенчатых классах слов представлена система современной русской общеупотребительной лексики.

Например:

Транспорт- Вид перевозки средств. Комплекс предприятий, сооружений, обеспечивающих перемещение людей и грузов.

Образование- получение систематизированных знаний и навыков, обучение.

Сон- наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/03/26/k_5ab8a9684c206/img_user_file_5ab8a968cbbf8_20.jpg" alt="Словарь сочетаемости слов" width="640">
  • Словарь сочетаемости слов- словарь, содержащий в себе материал по лексической сочетаемости.
  • Например:
  • Аплодировать, аплодируешь, аплодируют, несов.
  • Хлопать в ладоши в знак одобрения, рукоплескать.
  • Гордиться- горжусь. Испытывать гордость от чего-либо.

Угадайте

  • К какому словарю относятся эти строки:

Вырыть себе яму

-К фразеологическому словарю.

Осень была пасмурной и дождливой.

- К словарю синонимам.

Москвичи переезжают в другой город.

-К словарю жителей.


Весь Толстой в один клик

Оцифровка 90-томного собрания сочинения Льва Толстого - один из самых крупномасштабных в России. Сначала книги оцифровали, а потом отдали на вычитку волонтерам. Теперь всё это богатство, включая 31 том писем и 12 томов записных книжек, лежит в открытом доступе во всех основных форматах: PDF, ePub, .fb2, .mobi и html. Интересно, что классик еще при жизни отказался от авторских прав и невольно стал символом глобализации: на титульных листах всех девяноста томов значится «Перепечатывать разрешается безвозмездно».

Литературная карта Петербурга

Известный российский дизайнер и типограф Юрий Гордон литературную карту Петербурга - «От окраины к центру. Говорит город». На карту нанесены более сотни фрагментов книг о Петербурге, и каждый из них набран своим шрифтом. Автор объясняет: «Тексты не просто привязаны к месту — они составляют общий текст. Соседние цитаты разговаривают друг с другом, дальние перекликаются». Например, цитата из Набокова - «там величаво плавает в лазури морозом очарованный Исакий...» - сообщается со строчками Маяковского: «А рядом под пьяные клики строится гостиница «Астория»». Кстати, подобная карта Москвы тоже существует – ее Гордон со своей командой подготовили год назад.

Дизайнерский словарь

Школьный словарь русского языка, созданный дизайнерами и преподавателями СПбГУ, ломает представления о справочной литературе. В 2013 году вышла книга, поразившая всех нетривиальным отношением к иллюстрациям и типографике, а в апреле 2014 появилось бесплатное приложение. В словаре можно найти более 600 авторских статей об истории, структуре и функционировании русского языка, а также определения 2000 лингвистических понятий. Ждан Филиппов, дизайнер проекта: «Мы сделали первое образовательное приложение по русскому языку, на которое можно смотреть без тоски и ужаса. У нас не было цели превратить его в произведение искусства, но некоторые компоненты словаря точно могут существовать как самостоятельный арт-проект. Например, всплывающие окна про писателей со случайно меняющимся составным фоном. Живо могу представить их в жанре веб-искусства или в виде гигантских плазменных экранов на всю стену».

Сайт Года литературы

Нельзя не упомянуть официальный сайт, специалистами Роспечати в честь Года литературы. Теперь там публикуются литературные новости со всей России, описания гуманитарных проектов и анонсы культурных мероприятий. Заполнением основной части сайта занимается центральная редакция, а новости из регионов могут напрямую добавлять журналисты из разных городов. По задумке авторов, на сайте будут широко отмечаться дни рождения писателей и другие знаменательные даты. Например, февраль пройдет под знаком Бориса Пастернака (ему исполнится 125 лет), а в мае будут справлять 75-летний юбилей Иосифа Бродского.

Курс по петербургскому тексту

В конце прошлого года на платформе Лекториум первый MOOC, полностью посвященный петербургской литературе. Сейчас курс «Петербургские перекрестки» уже закончился, но открыта регистрация на следующий запуск – он будет в марте. Под руководством талантливых филологов старшеклассники погрузятся в самую толщу петербургского текста: всё начнется с Державина и Пушкина, а закончится Бродским. Как обещают авторы программы, участники не только познакомятся с городскими мифами и историческими фактами, но и научатся пользоваться полезными литературоведческими инструментами. Самых активных учеников ждет приз – поездка по литературным местам Петербурга.

Русский язык – образование по-новому

Кажется, авторам сервиса «Русский язык. Образование по-новому» то, что было не под силу многим поколениям преподавателей - вдохнуть жизнь в самые скучные упражнения (вставьте пропущенные буквы, укажите неправильные запятые, поставьте тире и т.д.) Приложение совмещает в себе справочник, учебник и тренажер для подготовки к ЕГЭ: можно просто читать теорию и выполнять упражнения, проходить занятия под руководством электронного учителя или решать задания из экзаменационной программы (всего 10 вариантов). Для каждого пользователя, будь то школьник или взрослый, выстраивается персональная траектория обучения - сервис анализирует прогресс и предлагает задания разного уровня сложности. За правильные ответы выдают награды, так что каждый может вырасти от «школьника» до «академика русского языка». Можно соревноваться по количеству баллов с друзьями и одноклассниками - в приложении формируются еженедельные рейтинги как в Foursquare.

Умная школа

«Умная школа», проект Тины Канделаки, анимированные лекции по школьной программе. Это что-то вроде мультиков и инфографики, объясняющих ключевые проблемы классических произведений – те самые, знание которых требуется в ЕГЭ. Уже есть ролики про галерею помещиков в «Мертвых душах», роль «Повести о капитане Копейкине», композицию романа «Война и мир», образы Наполеона и Кутузова и т.д.

Russia"s Open Book

«Возможно, вы думаете, что русская литература является не более чем каталогом страданий, несчастий и горя, однако на самом деле она гораздо больше, чем это». Британский актер и писатель Стивен Фрай выступает в роли ведущего в эпохи Путина, о которых стоило бы знать не только у нас, но и на Западе. Героями Russia"s Open Book стали Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Анна Старобинец, Владимир Сорокин, Мариам Петросян и Людмила Улицкая. Помимо бесед с авторами, реплик литературных критиков и цитат, в фильме есть впечатляющие анимационные иллюстрации к новым книгам. На сайте проекта можно посмотреть короткий трейлер, а сам фильм - на Youtube.

Гаджет для чистоты речи

Книжные новости, буктрейлеры, плакаты

Важный проект в области популяризации чтения – всероссийский конкурс буктрейлеров . Для участия нужно снять короткий ролик по любой книге и отправить на суд жюри. Примерно из той же серии – онлайн-магазина Литрес: участники описывали перипетии великих русских книжек в стилистике информагентства. Получились умопомрачительные заметки «Дворник-приезжий оказался догхантером», «Бизнесмен в бегах зарабатывал на трупах» и другие скандальные новости по мотивам классической литературы. В 2012 году Роспечать и Союз книготорговцев выпустили интересную серию плакатов «Занимайся чтением» . Пушкин, Толстой и Чехов в спортивных костюмах призывали повышать читательскую нагрузку и понемногу становиться мастерами в этом виде спорта.

В последние годы происходят изменения в практике отечественного образования. Не остается без изменения ни одна сторона школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов .

Этот метод позволяет решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. Воспитание любви к русскому языку – ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо “язык – это жизнь” и “языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”. (К.Г. Паустовский). А любовь к родному языку воспитывается прежде всего через пробуждение у школьников интереса к предмету “Русский язык”, возникающего как на школьном уроке, так и во внеклассной работе.

Проект является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся, так как работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участия в работе факультативов, лингвистических кружков, клубов любителей русского языка.

В основе нашего проекта лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся и умение ориентироваться в информационном пространстве, а также умение самостоятельно моделировать практический компьютерный материал для уроков русского языка.

На уроках информационных технологий учащиеся получают определенные практические знания, которые позволяют им самостоятельно разрабатывать компьютерные задания. Учащиеся 10 класса нашей школы решили попробовать смоделировать компьютерный материал для уроков русского языка в 5-м классе.

Ознакомившись, с имеющимися учебными компьютерными программами по русскому языку, было решено сделать свою программу. Современные коммуникационные технологии, средства информатики позволяют:

  • повысить интерес учащихся к сложному предмету;
  • самостоятельно при помощи компьютера повторять практический материал;
  • с помощью игровых моментов учащиеся могут усвоить знания не по необходимости, а по желанию, заинтересованно;
  • правильно, непринужденно уметь себя оценивать.

Мы знаем, что уметь себя правильно оценить – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.

На уроке информационных технологий десятиклассники решили придумать для своих младших друзей, пятиклассников, небольшой “компьютерный праздник” для изучения русского языка

Как мы создавали проект

Цель проекта: разработать современные игровые задания (пособия) по русскому языку с использованием компьютерных технологий.

  • - использовать компьютерные технологии для создания игрового пособия по русскому языку для 5 класса;
  • - повысить интерес учащихся к предметам (русский язык, информационные технологии);
  • - дать возможность заниматься русским языком не только на уроке, но и дома;
  • - попробовать свои силы в разнообразных творческих заданиях (от сказочного путешествия в страну Морфологию через лабиринт, кроссворд, игру пасьянс до практических заданий-тестов).

Учащиеся узнают:

  • грамотно ли пишут;
  • знают ли правила;
  • умеют ли применять правила на практике.

Учащиеся увидят результаты своей работы со всеми заданиями и смогут обратиться к своду правил по орфографии.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Результат нацелен на интересы учащихся школы в лучшем усвоении правил орфографии русского языка

Ход работы

  1. Планирование и подбор необходимых источников информации.
  2. Просмотр компьютерных программ для изучения русского языка и учебника русского языка для 5-го класса.
  3. Выбор определенной темы и сбор необходимого теоретического материала по русскому языку.
  4. Обработка и систематизация собранной информации.
  5. Оформление результатов исследования.
  6. Результат исследования опробовали на уроке русского языка в 5-ом классе.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап

  • Выбор учебного предмета.
  • Обоснование необходимости проведения компьютерного урока по выбранному учебному предмету.
  • Выбор программных средств для разработки заданий (Microsoft Office Word, Excel, Power Point, Publisher, Visual Basic).

2. Организационный этап

  • Формирование проектных групп.
  • Составление плана работы.

Рис.1 Десятиклассники составляют план работы над проектом.

3. Поисковый этап

  • Сбор информации.
  • Формирование банка идей.

4. Практический этап

  • Разработка игрового материала.
  • Подбор музыкального сопровождения.

рис. 2 Озвучивание материала

  • Подбор и изготовление иллюстративного материала

5. Проектно-оформительский этап

  • Оформление практического материала (буклеты).
  • Разработка компьютерных заданий с использованием использованных программных средств.

    Оформление постера (рис. 3)

    Проведение урока русского языка в 5А классе с использованием практического материала (буклеты).

  • Проведение урока информационных технологий в 5Б классе с использованием компьютерных игр по русскому языку.

7. Получение продукта

  • Редактирование разработанных компьютерных заданий.
  • Занимательное практическое пособие для уроков русского языка в 5 классе.
  • Использование учителями школы полученного пособия на уроках русского языка и во внеклассной работе.

Необходимое оборудование:

ПК с широкой периферией и выходом в Интернет, компьютерный класс, кабинет русского языка.

Список литературы:

  1. А. Акишина “Игры на уроках русского языка”.
  2. Т. Жаркова “Занимательный русский язык”.
  3. Т. Акишина “Фонетическая зарядка”.
  4. Н. Соловьева “Русский язык в задачах и играх”.
  5. 1С: Репетитор.
  6. 1С: Репетитор. Тесты по орфографии.
  7. СD: Тесты по пунктуации.

Что у нас получилось

Игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений.

Игра способствует получению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Так как учеба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему.

Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников. А умение произвести самооценку – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.(Приложение4), “Правописание отрицательных местоимений с предлогами” (Приложение5)

Используя, полученные в ходе проектной деятельности практические пособия, учитель получил обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний, о его результатах сразу; эту же взаимосвязь проследил и ученик. Учитель и ученик, увидев ошибки, смогут зафиксировать и устранить пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учетом индивидуальных подходов.

Учителю всегда важно разрешить вопрос об эффективности используемой методики. Вот на таких пособиях сразу видна объективная картина продвижения учащихся в усвоении учебного материала.

Результаты проверочно-обобщающего урока с традиционными заданиями.

Количество учащихся: 25 человек.

Результаты после проведения урока с использованием компьютерных заданий.

(игра “В стране Орфографии”, “Путешествие в страну Морфология”).

gastroguru © 2017