Звукопись: примеры из литературы, определение звукописи. Примеры звукописи. Приемы в литературе

Звукопись

Звукопись

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Зву́копись

Совокупность приёмов фонетической организации текста. В обыденной речи звуки используются произвольно, т. к. носитель языка специально не задумывается над тем, какие из них следует применять. Между тем многие авторы художественных произведений, особенно поэты, осуществляют тщательный отбор звуков, руководствуясь эстетическими задачами. «П ол ен о уп ал о н а п ал ец Н ап ол еон а» – в этой фразе многократный повтор согласных п -л (л’ )-н ясно различим на слух. Повторение одних и тех же звуков может понадобиться автору в качестве дополнительного средства ритмизации речи. Поэтому среди фонетических приёмов прежде всего выделяют звуковые повторы. К их числу относятся аллитерация , консонанс и ассонанс .
Иногда повторы звуков или их сочетаний связываются в авторском тексте с определённым семантическим значением:

Выходит Пётр . Его глаза


Сияют. Лик его ужасен.


Движенья быстр ы. Он пр екр асен.


Он весь, как божия гр оза.


Идёт. К нему коня подводят.


Ретив и смирен верный конь.


Почуя роковой огонь,


Др ожит. Глазами косо водит


И мчится в пр ахе боевом,


Гордясь могучим седоком.


В поэме «Полтава» А. С. Пушкин тщательным подбором слов формирует связь звуковых повторов со зрительным образом действий Петра. Так, сочетания согласных звуков в словах быс-тр -ы, пр -е-кр -асен, гр -оза, др -ожит, в пр -ахе передают энергию и целеустремлённость рус. царя.
Ещё отчётливее связь звукового состава речи со смыслом проявляется в тех случаях, когда писатели обращаются к парономазии .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Звукопись

ЗВУКОПИСЬ - по Потебне - ономапоэтичность речи. (’"Ονομα - имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла, который вложен в содержание слова. Поэтому ономапоэтические или звукописные слова дают представление о предмете двумя способами: внешней формой слова и внутренней - смыслом его. В словах - квакать, жужжать, мяукать, кукушка, хохот, топот - звуковая форма указывает на то, что квакает лягушка, мяучит кошка, мычит корова и т. д. Если для изучающего русский язык известно значение слов - лягушка, кошка и корова, - то о смысле приведенных сказуемых он догадается по одной звуковой форме, потому что слова эти носят в себе элемент звукоподражания. Звукоподражательные слова являются словами первообразно-поэтическими. Это обозначает, что они, кроме тропа, свойственного каждому слову первобытного языка, поскольку это слово в момент речи имело особый оттенок значения в сравнении с предшествующим употреблением, указывали еще и на то, какое действие предмет проявлял на орган слуха. Отсюда, казалось бы, легко сделать тот вывод, что все предметы, действия и признаки которых воспринимаются посредством слова, по своему происхождению должны быть звукоподражательными, но такое заключение будет ошибочно. Звукоподражание явлениям живой и неживой природы трудно воспроизводимо, потому что все звуки и шумы, кроме человеческого голоса, нечленораздельны. В мяуканьи кошки, ржаньи лошади, лае собаки, шуме водопада, грохоте мостовой и т. п. шумы так сливаются, что они производят одно слуховое ощущение, которое только по аналогоии с звуками голоса, расчленяется на несколько отдельных шумов. Этим объясняется то, что звукоподражательные слова в различных языках неодинаковы. Не может быть сходства в звукоподражательных словах еще и потому, что между моторными ощущениями движений органов речи и слуховыми установились в каждом языке свои ассоциации и, благодаря этому, каждое слово чужого языка произносится по тем схемам, которые свойственны языку говорящего. Этим объясняются все оттенки чужого произношения, напр., немцев, татар, китайцев и т. п. Если судить, по аналогии, принимая во внимание постепенное стремление детей освобождаться от звукоподражательных слов, навязываемых ребенку взрослыми, вследствие которого он вместо гамка произносит бака (собака), вместо мяу - кошка и т. д., то надо думать, что и в первобытном языке звукоподражание постепенно ослабевало. Оно должно было ослабевать и потому, что корень слова во всех изменяемых частях речи и в неизменяемых, происшедших от изменямых, осложняется суффиксами: ку-ку-шка, мы-чать и т. д. Вместе с тем по особым законам, различным для каждого языка, происходит изменение коренных звуков, слова. Т. о., греч. слово βου̃ς, лат. bos, русск. и слав, бык по своему строению звукоподражательное, но об этом мы узнаем только из сравнительного анализа, путем привлечения методов, свойственных сравнительному языковедению.

Благодаря тому, что звуки и шумы, образуемые в полостях рта и носа, часто не совпадают с шумами и звуками природы, а также и тому, что в каждом языке образуются свои артикуляции (свои уклады органов речи), - вследствие этого образуется субъективная ономапоэтичность слова. Для нас является звукоподражанием гром, для римлян tonitrus, для немцев Donner, для нас звукоподражание - топот, для немцев - Stampfen. Из этого мы видим, что каждый язык пользуется для звукоподражания своими средствами.

Что касается ономапоэтичности связной речи, здесь нужно различать: 1) ономапоэтичность звуков и 2) ритма. Первая зависит от инструментовки речи, вторая от темпа. Инструментовка может быть прямая и косвенная. Прямая инструментовка состоит в том, что звуки слова соответствуют действию предмета. Причем название предмета или действия может быть или ономаноэтическим, или же слова, имеющие другое значение, своим звуковым составом могут только указывать на предмет или действие, но не обозначать его. Чаще всего речь строится так, что звуковая идея ономапоэтического слова входит в звуковой состав других слов (см. Аллитерация). Приведем пример. В поговорке «от топота копыт пыль по полю несется» слово топот - ономапоэтическое: звуками т, и, т передается идея слухового ощущения; в слове - копыто, взятом отдельно, этой идеи нет, но она усиливается благодаря повторению согласных и новому согласному к. Приведем пример на второй случай. Слова, не имеющие никакого отношения к ономапоэтичности, благодаря повторению и аллитерации делаются ономапоэтическими:

О, как, о как

Нам к вам,

О, боги, не взывать.

(Сумароков).

Слова «как» и «к вам», взятые отдельно, не имеют отношения к кваканью лягушек, но в связи они характеризуют это кваканье.

Другой пример из Шантеклера Ростана, в переводе Щепкиной-Куперник:

ХОР ПЧЕЛ .

Жужжа, кружим,

Кружа, жужжим,

Мы из жасминов жадно пили,

Потом летим к цветам чужим.

ХОР СОВ .

Ух, ух, ух!

Шипи и трещи и сипи-и-и-и,

И мяукай,

Ухай, вой, улюлюкай,

Запугивай адской мукой.

Ух, ух, ух!

Ономапоэтичность, построенная на косвенной инструментовке, состоит в установлении связи между слуховыми ощущениями и другими - зрительными или моторными. Пример из Шантеклера:

ХОР ОС .

Реет рой, рой резвых ос

Над грядой румяных роз;

Под игрою ранних рос

Нежно рдеют ризы роз.

Ономапоэтичность ритма сводится или к быстрому, или медленному его течению. Примеров мы приводить не будем: их можно подыскать на любой странице у наших поэтов. Ритм иногда сочетается с ономапоэтичностью, например, в пословице - «тише едешь, дальше будешь».

Ив. Лысков. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Звукопись" в других словарях:

    Звукопись … Орфографический словарь-справочник

    В стихосложении то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. (...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши, К. Д. Бальмонт) … Большой Энциклопедический словарь

    ЗВУКОПИСЬ, звукописи, мн. нет, жен. (лит.). То же, что эвфония во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЗВУКОПИСЬ, и, жен. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 звукозапись (5) повтор (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Звукопись - ЗВУКОПИСЬ по Потебне ономапоэтичность речи. (’ Ονομα имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла,… … Словарь литературных терминов

    звукопись - система звуковых повторов, ориентированная на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т.д. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    И; ж. 1. Художественное воплощение в музыке звуков окружающего мира. 2. Совокупность приёмов (аллитерация и т. п.), способствующих усилению звуковой выразительности стиха. * * * звукопись в стихосложении то же, что система звуковых повторов, в… … Энциклопедический словарь

Применение разнообразных фоностилистических приемов для усиления звуковой выразительности речи называется звукописью.

Повторы - самое яркое экспрессивное средство звукописи:

Аллитерацией - повторение одинаковых или сходных согласных (Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят - бегут и будят сонный брег, бегут и блещут, и гласят - Тютч.). Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль.

Ассонансом - повторение гласных (Пора, пора, рога трубят… - П.).В основе ассонанса обычно оказываются толь ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто значительно изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных. В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.

Анафора - Повторение начальных согласных в словах (Задремали звезды золотые, задрожало зеркалозатона… - Ес.). При смежной анафоре созвучные слова стоят рядом (как в приведенном примере), при раздельной они не следуют непосредственно друг за другом (- Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики. - Цв.).

Эпифорой - Повторение конечных звуков в словах (Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали… - Бальм.). Как и анафора, эпифора может быть смежной и раздельной. При смежной эпифоре созвучные слова обычно грамматически зависимы: они согласуются (Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. - Ес.). Особую музыкальность придает стихотворной речи соединение эпифоры и анафоры. Злоупотребление аллитерациями, ассонансами приводит к навязчивому, а порой противоестественному усилению фонетической стороны речи.

Длина слова. Очень выразительную стилистическую функцию в поэтической речи порой выполняет контраст коротких и длинных слов. Яркий стилистический эффект создает в поэтической речи употребление коротких, односложных слов на фоне обычной лексики и у современных авторов.

Звукоподражание: - это употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Ономатопея - (гр. словотворчество) передают звучание человеческого голоса (ахать, хихикать); другие - звуки, издаваемые животными (каркать, мяукать); иные же имитируют «голоса» неживой природы (дребезжать, скрипеть). По своей грамматической природе ономатопеи представляют собой существительные и глаголы. Образованные от междометий типа бац, бух.

Звукообразные слова. Различие звукоподражательных и звукообразных слов состоит в том, что первые имитируют звуки, характерные для называемых ими явлений и действий, а вторые сами выразительны по звучанию и благодаря этому способствуют образной передаче движений, эмоциональных состояний, физических и психических явлений и т.п. (шушукаться - звукоподражательное слово, а шашни, шушера, шшш - звукообразные).

1. создание гармонии, музыкального звучания речи

2.выразительно-изобразительная

3.эмоционально-экспркссивная

4. смысловая (подчеркивание важных слов)

5. композиционная (сходное звучание смысловых отрезков фраз)

Русский язык славится по всему миру своей красотой и богатством. Известность он заслужил благодаря огромному количеству средств выразительности, входящих в активный запас.

В этой статье мы ответим на вопрос: «Что такое звукопись?». Этот художественный прием часто встречается в поэтических произведениях русских авторов.

Звукопись - фонетическое речевое средство, придающее произведению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различных фонетических сочетаний. Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы. Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома.

Аллитерация и консонанс

Аллитерация - прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор согласных звуков. С ним мы сталкиваем и в русской, и в зарубежной поэзии. Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта.

Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст.

Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, а «гр» - звучание грома.

В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом (повтором согласного, которым заканчивается слово).

Звукопись: примеры аллитерации

Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать прием аллитерации. Самые известные из них: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский, Ф. И. Тютчев.

Рассмотрим несколько примеров из их работ, чтобы понимать, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов:

  1. «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», - строчка из стихотворения В. В. Маяковского «Нате». Мы видим повторение звуков «ч», «с».
  2. В «Медном всаднике» А. С. Пушкина нам также встречается выразительный и удачный пример многократного использования глухого звука: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». Автор применяет фонетический повтор «ш», который вызывает в воображении образ шипящего шампанского.
  3. Произведение Г. Р. Державина «Водопад» представляет нам повтор звуков «гр», которые воспроизводят звучание грома: «Грохочет эхо по горам, как гром гремящий по громам».

Ассонанс

Ассонанс - повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание - более мелодичным.

Ассонанс встречается гораздо реже аллитерации. Его не так просто заметить в тексте, но, если быть внимательным, это возможно.

Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков для создания определенного настроения. Или для того, чтобы показать, как одно эмоциональное настроение сменяет другое.

Ассонанс используется поэтами уже не один век. Например, он встречается во французском героическом эпосе и старинных фольклорных песнях.

Примеры ассонанса

Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Рассмотрим примеры того, как выглядит звукопись в литературе:

  1. В стихотворении А. Блока «Фабрика» встречается повтор ударного гласного «о»: «Скрипят задумчивые болты, подходят люди к воротам».
  2. В романтической поэме А. С. Пушкина можно найти развернутый пример использования ассонанса: «Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле». Повторяется ударный звук «о» в каждой самостоятельной части речи.
  3. Произведение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» также показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей.

Диссонанс и липограмма

Диссонанс и липограмма - приемы звукописи, которые редко встречаются в современной русской литературе.

Липограммой называется художественный прием, суть которого заключается в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта.

Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Рассмотрим звукопись, примеры использования которой можно найти в его стихотворении «Свобода»:

Теплой осени дыханье,

Помавание дубов,

Тихое листов шептанье,

Стих состоит из четырех строф по шесть строк в каждой. Ни в одной из них вы не найдете слова, содержащего букву «р».

Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина.

Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».

Сквозь огонь прошли,

сквозь пушечные дула.

Вместо гор восторга –

горе дола.

Анафора и эпифора

Звукопись в литературе включает множество приемов. Они могут быть как общепринятыми, так и авторскими. Рассмотрим еще несколько приемов.

Звуковая анафора и эпифора - это повтор одного звука или созвучий в начале или на конце слова соответственно. Прием широко используется в поэтических работах.

Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов:

  1. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору: «Шумели, сверкали и к дали влекли, и гнали печали, и пели вдали». На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
  2. Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.

Каламбурные рифмы

Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приемов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Каламбурные рифмы - художественное средство, в основе которого лежит игра слов и звукового сходства. Поэт рифмует строчки за счет многозначности слов или омонимии.

Часто этот прием используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева. Рассмотрим несколько примеров:

1. В «Частушках» В. В. Маяковского легко можно найти каламбурную рифму:

В октябре с небес не пух -

снег с небес валится.

Что-то наш Деникин вспух,

стал он криволицый.

2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «Мука и мука»:

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

Итог

Из этой статьи вы узнали, что такое звукопись. Рассмотрели ее самые распространенные приемы и примеры использования в русской поэзии, убедились в том, что необычайную красоту и выразительность поэтическим произведениям придает мастерское использование речевых средства выразительности.

Теперь вы без труда сможете определить, какой звуковой прием использовал поэт, и оцените его талант по заслугам.

Министерство Образования и науки УР

Управление образования Администрации МО «Сарапульский район»

МБОУ Шевыряловская основная общеобразовательная школа

имени Д.В.Русинова

Звукопись как особый художественный приём поэтической речи

Исследовательская работа по литературе

Авторы:

Сидорова Марина Михайловна,

ученица 6 класса,

МБОУ Шевыряловской ООШ

Мамонова Юлия Сергеевна,

ученица 6 класса,

МБОУ Шевыряловской ООШ

Руководитель:

Юсупова Алла Анатольевна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Шевыряловской ООШ

С. Шевырялово, Удмуртская Республика,

2016

Введение……………………………………………………………………...……3

1. Виды звукописи и её функции………………………………………….4

2.Использование звукописи в стихах удмуртского поэта Флора Васильева………………………….……………………………………….…….13

Заключение………………………………….……………………….……15

Библиография………….……………………….…………………………15

Приложения…………………………………….………………………....16

Введение.

Тема нашей исследовательской работы: «Звукопись как особый художественный приём поэтической речи». Мы встречаемся с этим удивительным приемом при чтении лирических произведений. Звукопись помогает услышать шум леса, пение птиц, шорох травы и многое другое.

Цель работы – найти использование звукописи в творчестве поэтов для усиления фонетической выразительности речи.

Задачи:

Изучить виды звукописи и ее функции;

Найти приемы звукописи в произведениях русских поэтов;

Анализировать стихотворения Флора Васильева.

Объект исследования – произведения русских поэтов и стихотворения Флора Васильева.

Предмет исследования – звукопись как особый художественный приём поэтической речи.

Методы: анализ произведений.

Актуальность. Мы с детства слышим поэтическую речь. Короткие четверостишья мы учим наизусть с детского сада. Но с возрастом начинаешь понимать, чтобы почувствовать поэзию по-настоящему, нужно не просто читать, а вчитываться, вслушиваться, т.е. разбираться в ярких образах, созданных поэтом. Для этого необходимо быть внимательным к поэтическому слову. Для поэзии, особого вида искусства, который сродни музыке, важно и само звучание, фонетический облик слова. Мы заинтересовался звукописью, как художественным приёмом, во-первых, потому что он помогает по-особому «услышать» поэтические строки, «увидеть» художественные образы, созданные в стихах; во-вторых, потому что именно о звукописи при изучении произведений в школе говорят не много.

Нам стало интересно, какие существуют виды звукописи, какие поэты обращались к этому приёму и для чего. Нам захотелось найти примеры звукописи в произведениях русских поэтов. На уроках литературного краеведения мы изучали творчество Флора Васильева. Вторую главу своей работы нам захотелось посвятить роли звукописи в стихах удмуртского поэта. Этому мы и посвятили свою работу.

1. Виды звукописи и её функции

Звукописью пользовались и пользуются в настоящее время самые разные люди – прежде всего поэты, писатели, но ещё ее можно встретить в лозунгах политических партий и рекламных текстах. Но что такое звукопись? Этому термину можно дать несколько определений. В Большой советской энциклопедии сказано, что это «использование вторичных звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п.» В поэтическом словаре А. П. Квятковского говорится о том, что звукопись - это условный термин для одного из видов , который устанавливает соответствие фонетического состава фразы изображенной картине. В. Холшевников пишет: "В отличие от рифмы, повторяющейся регулярно, звуковые повторы внутри стиха то появляются, то исчезают, то едва улавливаются, то слышны очень отчётливо. Поэтому, когда после ряда "нейтральных" в звуковом отношении стихов возникают явно слышимые повторы, стих заметно выделяется".

В е чер. В зморье. В здохи в етра.

В е л ичавый в озг л ас в о л н.

Бл изко б у р я, в б е р ег б ьется

Ч уждый ч а р ам ч е р ный ч елн...

Ч уждый ч и ст ым ч а р ам сч а ст ья,

Ч елн т омленья, ч елн тр евог

Бр осил б е р ег, б ьется с б у р ей,

Ищет с ветлых с нов ч е рт ог...

(К.Бальмонт)

В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то есть писать (изображать) звуками. Исходя из приведённых выше определений, можно попытаться дать более общее определение этого литературоведческого термина. Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)

Звукопись создаётся самыми разными приёмами. Один из таких приёмов – аллитерация . Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных. Аллитерация - древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы - Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.

В русском народном стихе аллитерация занимает заметное место. Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:

.. Тр убы тр убят в Нове гр аде, ст оять ст язи в Пу т ивле...

Звукосочетания «тр» и «гр» создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия, тогда как звукосочетание «ст» дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения.

Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.

Вот что писал об аллитерации В.В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» (с. 495): Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе - строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань...“. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вве р ху р ычат ге р манские мото р ы:

- Мы фю р е р а поко рр ные р абы,

Мы п р ев р ащаем го рр ода в г рр обы,

Мы - сме р ть... Тебя уже не будет ско рр о.

«Пулковский меридиан» В. Инбер

Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом. Многие писатели, поэты, критики считали звук "р" - мрачным и строгим, но Г. А. Шенгели отмечает, что "в связи со значением слова его звуковой состав приобретает иногда известную окрашенность и тогда становится выразительным"

Один из таких приемов – ассонанс (многократное повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков). Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные - не совпадают, (огромность - опомнюсь; жажда - жалко). Ассонанс усиливает выразительность речи. Например, Лермонтов, использовал этот приём в «Бородино»:

У наших у шки на мак у шке,

Ч у ть у тро осветило п у шки

И леса синие верх у шки -

Франц у зы т у т как т у т.

Забил заряд я в п у шку т у го

И д у мал: у гощ у я др у га!..

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

А вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

Брож у ли я вдоль у лиц ш у мных,

Вхож у ль во многол ю дный храм,

Сиж у ль меж ю ношей без у мных,

Я преда ю сь своим мечтам.

Здесь ассонанс использован для того, чтобы изобразить гул городской улицы.

Более сложный приём звукописи - каламбурная рифма . Каламбурные рифмы, это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов таких, как, например, А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев и другие. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу ,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу .

(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив ,

Единой строчки не родив .

(Д. Д. Минаев)

Область рифм - моя стихия ,

И легко пишу стихи я ,

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки ,

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром .

(Д. Д. Минаев)

Ещё один прием звукописи анафора и эпифора . Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе. Эпифора - повторение конца стиха. Анафора , или единоначатие, - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звуковая анафора составляет особенность , в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах , но она встречается иногда и в метрических стихах , построенных на основе метра, т. е. на периодической повторности определенной элементной группы ритмических долей :

Гро зой снесенные мосты,
Гро ба с размытого кладбища.

(А. Пушкин)

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Приутихло , приуныло море синее,
Приутихли , приуныли реки быстрые,
Приутихли , приуныли облака ходячие, -
Благоверная царица преставлялася...
(Народная историческая песня «Смерть Настасьи Романовны»)

Создаётся эффект грусти, плача.

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:

Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.

(М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:

Земля !..

От влаги снеговой

Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.

Земля !..
Она бежит, бежит

Своеобразный вид «разливной» лексической анафоры применил К. Симонов в стихотворении военных лет «Жди меня». Асимметрично расположенные, эти анафорические повторы «Жди!.. жди!.. жди!..» производят сильнейшее действие. На 36 строках стихотворения слово «жди» повторяется 11 раз:

* * *

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди , когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди , когда снега метут,

Жди , когда жара,

Жди , когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди , когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди , когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

За все, за все тебя благодарю я,

за тайные мучения страстей,

за горечь слез, отраву поцелуя,

за смерть врагов и клевету друзей»

(М.Ю.Лермонтов)

Все строчки в данном стихотворении начинаются с предлога «за». От этого стихотворение стало звучать как восклицание, как будто герой на вершине благодарности.

А вот строчки, где все слова начинаются с буквы «З.»

З адремали з везды з олотые,

З адрожало з еркало з атона…

(С. Есенин)

Стихотворение успокаивает, кажется, что наступило утро, всё просыпается и радуется свету.

Вот пример эпифоры , которая выполняет функции, аналогичные анафоре:

Шуме ли ,сверк али

и к д али влек ли ,

и гн али печ али ,

и пе ли вд али

(К. Бальмонт)

Почти все слова заканчиваются на слог «ли». С этим звуковым сочетанием стих стал более ритмичен, более твёрд. Я считаю, что именного этого хотел добиться автор.

Ещё один приём, который используется реже других – ономатопея . Это слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

И хруст песка, и храп коня

(А. Блок)

Морозом выпитые лужи

хрустят и хрупки , как хруст аль

(И. Северянин)

Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.

Каковы основные функции звукописи?

Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии , музыкального звучания речи (У Черного моря чинара стоит молодая… - Лермонтов М. Ю.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.

Флор Васильев. Светлая осень. Стихи. Пер. с удмуртского. М., «Современник», 1975

Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская . - М.: Сов. Энцикл., www . feb - web . ru / feb / kps / kps - abc /

Большая советская энциклопедия http :// slovari . yandex . ru / art . xml ? art -

Холшевников В. Г. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – Л., 1972.

Маяковский В.В. Сочинения: Стихотворения. - Как делать стихи?- М.:

«Правда».

Приложение 1

Березка, в поле замерзая,
Верхушкой клонится к земле,
Бушует непогода злая,
Пугает бедную во мгле…

Березку хлещет ветер колкий,
Мороз ее кидает в дрожь,
Растет с березкой рядом елка,
Ту-и морозом не проймешь!

И девушку пугает вьюга,
И, как березку, долу гнет.
Заботы ждет она от друга,
И, может быть, напрасно ждет.

Капелью звонкою в окно
Весна настойчиво стучала
И с воробьями за одно
Чирикала, ей горя мало,

Что поздней ночью вихревой
Зима бушует до рассвета,

И раздается в трубах вой
Назойливая песня ветра.

Но солнце поглядит с небес,
И вновь весна заколобродит,
Она всё чаще в МТС
И в нашу кузницу заходит.

* * *

Бредет мороз, людей пугая,
Насвистывает ветер злей.
Луна замерзла, но такая
Сияет нам еще светлей.

И мы не думаем о Юге,
Нам хорошо и тут вдвоем.
От нежных губ моей подруги
Пахнуло на меня теплом.

Приложение 2

Примеры звукописи в русской поэзии

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом… потому, … что он… приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт… Три дела возможны для него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают, во-вторых, - привести эти звуки в гармонию, дать им форму, в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир.

А.Блок

Цитата

Комментарии

«... Ч уть слы ш но, бе сш умно

ш ур ш ат камы ш и».

К. Д. Бальмонт

Звукоподражание шелесту, шороху

В етер в еет и в ьется украдками

Меж в етвей, над в одой наклоненных,

Ш е в еля тяжелыми складками

Ш елко в зеленых

М. Волошин

Противопоставление фонетически контрастных звуков «в» и «ш»

О как , о как нам к вам , к вам , боги, не гласить!

Сумароков

Натуралистическое звукоподражание (кваканье лягушек)

То мелкой др обью в др уг по р още р ассыпался

И. Крылов

Натуралистическое звукоподражание (трель соловья)

Ма з у р ка р а з далась. Бывало

Когда г р емел ма з у р ки г р ом

В о гр омной з але все др ожало,

Па рк ет тр ещал под к аблуком,

Тр яслися, др ебе з жали р амы:

Теперь не то, и мы , как да мы

Скольз им по ла ков ым доск ам .

А.С. Пушкин

Образец фонетической стилистики: сравнение старинных и современных автору балов

Вве р ху р ычат ге р манские мото р ы:

- Мы фю р е р а поко рр ные р абы,

Мы п р ев р ащаем го рр ода в г рр обы,

Мы - сме р ть... Тебя уже не будет ско рр о.

В. Инбер

Аллитерацией передан звук моторов

Трое суток было слышно,

как в дороге скучной, долгой

Пере ст у к ивали ст ы к и: на во ст о к , во ст о к , во ст о к ...

П.Антокольский

Аллитерацией передан стук колес

Одеты темные поляны

Широкой белой пеленой .

М.Ю. Лермонтов

Звуковой повтор

Сирень , сирень , сиренечка ,

Сиреневая веточка.

Не подходишь - и не надо,

Серенькая кепочка.

Русская народная частушка

Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

Сени но вые, кле но вые, реш ёт чатые...

Выпус кала со кола из пр ав ого рука ва ...

Полети ты, мой сокол , вы соко и дал еко ,

И вы соко и дал еко на родиму сторону.

Русская народная песня

Вид звукописи, называемый «ассонанс» - построен на повторении преимуществено ударных гласных звуков, иногда – в похожих сочетаниях с согласными.

Брож у ли я вдоль у лиц ш у мных,

Вхож у ль во многол ю дный храм,

Сиж у ль меж ю ношей без у мных,

Я преда ю сь своим мечтам.

А.С. Пушкин

Ассонанс, построенный на гулком «у»

У наших у шки на мак у шке,

Ч у ть у тро осветило п у шки

И леса синие верх у шки -

Франц у зы т у т как т у т.

Забил заряд я в п у шку т у го

И д у мал: у гощ у я др у га!..

Вот з а трещ а ли б а р а б а ны -

И отступили б а сурм а ны.

Тогд а счит а ть мы ст а ли р а ны,

Тов а рищей счит а ть.

М.Ю. Лермонтов

Ассонанс построенный на звуках «у» и «а»

Было:

социализм -

восторженное слово !

С флагом,

с песней

становились слева ,

и сама

на головы

спускалась слава .

Сквозь огонь прошли,

сквозь пушечные дула .

Вместо гор восторга

горе дола .

Стало:

коммунизм -

обычнейшее дело .

В. Маяковский

И лошади

усталый пар

И пот

из грязных пор -

Он облекал,

под град фан фар ,

То в пур пур ,

то в фар фор .

С. Кирсанов

Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность

Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.

А.С. Пушкин

Область рифм - моя стихия,

И легко пишу стихи я,

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

Д. Минаев

Каламбурная рифма – сложный вид звукописи, построенный на использовании омонимических слов или словосочетаний

Милкой мне в подарок бурка

и носки подарены.

Мчит Юденич с Петербурга,

как наскипидаренный.

Каламбурная рифма – сложный вид звукописи, построенный на использовании омонимических слов или словосочетаний

А на дворе поднялся ветер и зав ыл з ловещим зав ываньем, тяжело и зл обно, ударяясь в зв енящие стекл а .

И.С. Тургенев

Пример звукописи в прозе (сцена отъезда Рудина)

З адремали з везды з олотые,

З адрожало з еркало з атона…

С. Есенин

Особый прием звукописи – анафора: все слова начинаются на одну букву

Шуме ли , сверк али

и к д али влек ли ,

и гн али печ али ,

и пе ли вд али

К. Бальмонт

Эпифора – повторение одинаковых звуков в конце слов

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно к р ужит…

И вд р уг п р ыжок, и вд р уг летит…

Летит как пух из уст Эола…

А.С.Пушкин

Прием звукописи – исключение из текста определенных звуков [в русском языке согласный «р» воспринимается как резкий, грубый звук; поэтому Пушкин тщательно избегает его при описании танца, за исключением описания резкого прыжка в предпоследней строчке, где использование «р» фонетически оправдано]

Слышат шорох ночных теней:

В час полуночных видений,

В дыме облака, толпой,

Прах оставя гробовой

С поздним месяца восходом,

Легким, светлым хороводом

В цепь послушную свились…

В.А. Жуковский

Аллитерации на одних звуках, исключение – других [в сцене появления призраков явно преобладают глухие, шипящие, свистящие звуки; встречаются только три слова с раскатистым «р». Поэт смог избежать и употребления слов с резким звуком «ж», лишь один раз в отрывке звучит звонкий взрывной «г»]

Я навек за туманы и росы

полюбил у березки стан,

и ее золотистые косы,

и холщовый ее сарафан.

С. Есенин

Прием звукописи – благозвучие. Он не связан с употреблением, повторением определенных звуков. Напротив, все звуки, и гласные и согласные, настолько ровно и гармонично распределены в тексте, что речь как бы «льется».

Видели ли вы,

как бежит по степям,

в туманах озерных кроясь,

железной ноздрей храпя,

на лапах чугунных поезд?

С. Есенин

Прием звукописи – неблагозвучие. Неблагозвучие поэтической речи нередко подчеркивает сложность и драматизм описываемых явлений, отсутствие в них гармонии, красоты. Например, у С. Есенина затрудненные артикуляции слов, приглушенное звучание стиха, отсутствие песенных интонаций отличают строки, в которых рисуется враждебный лирическому герою образ «железного гостя»

Бр а зд ы пушистые взр ывая,

летит кибитка удалая…

А.С. Пушкин

Неблагозвучие. В этом отрывке неблагозвучие выполняет художественную функцию – подчеркивает трудность преодоления дороги, препятствий

Быть может, за стеной Кавказа

укроюсь от твоих пашей,

от их всевидящего глаза,

от их всеслышащих ушей

М.Ю. Лермонтов

Неблагозвучие. Употребление причастий, скопление шипящих (отнюдь не в целях звукоподражания) подчеркивает отрицательное отношение поэта к названным явлениям российской действительности

Ощущение это прошло,

прошуршавши по саду ужами…

Несказаемо хорошо!

А задуматься - было ужасно

А. Вознесенский

Неблагозвучие, сознательное обыгрывание «некрасивых» звуков, выражающих отрицательные эмоции

Но в железной броне он сидит на коне;

Наточил он свой меч боевой;

И покрыт он щитом; и топор за седлом

Укреплен двадцатифунтовой .

В.А. Жуковский

Прием звукописи: отклонение от средней длины слова (применение или слишком коротких, или слишком длинных слов).Жуковский, стремясь передать впечатление тяжести, подчеркивая мрачный колорит всей строфы, употребил длинное многосложное слово

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, крики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон.

И смерть и ад со всех сторон

А.С. Пушкин

Эмоциональная выразительность этих строк достигается благодаря аллитерациям на «р», «к», «б», «с», подбору коротких, резких слов. Динамику боя передает множество глаголов, отсутствие союзов, сменяющееся в конце избыточностью союзов.

Роняет лес багряный свой убор,

сребрит мороз увянувшее поле,

проглянет день, как будто поневоле.

И скроется за край окружных гор…

М.Ю. Лермонтов (?)

Благозвучие. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.

тихострунное треньканье балалайки

Г (?)

Ономатопеи – слова, звуками имитирующие собственное значение, часто употребляются в звукописи (шуршать, шипеть, охать, чирикать, цокать, тикать, бренчать, ахать, хихикать, каркать, мяукать, дребезжать, скрипеть).

Зенькал звоночек, тарабарил с деревьями гром

А. Блок (А. Б.) (?)

Вот дождик вкрадчиво прокрапал

А. Твардовский

Ономатопеи – слова, звуками имитирующие собственное значение, часто употребляются в звукописи. Часто вместе с ономатопеями поэты используют аллитерации в соседних словах.

От топота копыт пыль по полю летит

Поговорка

Ономатопеи – слова, звуками имитирующие собственное значение, часто употребляются в звукописи. Часто вместе с ономатопеями поэты используют аллитерации в соседних словах: главное звукоподражательное слово «топот», его фонетическая выразительность усиливается аллитерациями на «т» - «н».

И хруст песка, и храп коня

А. Блок

Ономатопеи – слова, звуками имитирующие собственное значение, часто употребляются в звукописи

Ему отвечает лишь хруст хвороста
да
бульканье по болоту

А. Блок (А. Б.) (?)

Ономатопеи – слова, звуками имитирующие собственное значение, часто употребляются в звукописи

Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки , как хруст аль

И. Северянин

Ономатопеи – слова, звуками имитирующие собственное значение, часто употребляются в звукописи

Ч у!.. полно ч ный ч ас звучит. …

«Но ч ь давно ли наступила?

Полно ч ь только ч то пробила.

Слы ш и ш ь? Колокол гудит.» -

«Ветер стихнул; бор молчит…»

В.А. Жуковский

В русском языке для воспроизведения шума, шороха обычно используются слова с шипящими и свистящими звуками

Так бей же по жилам,

кидайся в края,

бездонная молодость,

ярость моя!

Э. Багрицкий

Использование звукообразных слов [одни из них произносятся энергично (бой, крик, рвать, резко, грубо), другие - мягко, нежно (льнуть, таять, нега, лебедь, дева, милый), третьи напоминают шепот (чу, слышишь, молча, тише). На эти слова часто опирается звукопись]. Здесь – динамические слова

Вол на на вол ну на бегала,

вол на пого ня ла вол ну ...

М.Ю. Лермонтов.

Ритм прибоя. Звуки «на», «ну»

Снежный ветер, твое дыханье,

Опьяненные губы мои...

Валентина, звезда, мечтанье!

Как поют твои соловьи...

Страшный мир!

Он для сердца тесен!

В нем - твоих поцелуев бред...

А. Блок

Сгущение существительных в первых трех строчках порождает особую напряженность интонации, а отсутствие в них глагольных форм - незавершенность, которая создает впечатление задыхающейся, взволнованной речи. В сочетании с этими стилистическими приемами инструментовка на согласные, в образовании которых участвуют губы, получает символическое значение: в самой артикуляции звуков угадывается образ поцелуя; он «прозвучал» еще до того, как поэт о нем скажет в следующей строфе: «Страшный мир! Он для сердца тесен! В нем - твоих поцелуев бред...»

Применение разнообразных приёмов для у силение звуковой выразительности стихотворений.

Звукопись (инструментовка) - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и без­ударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту свое­образную симметрию.

Звукопись создаётся самыми различными приёмами:

1. Аллитерация -повторение согласных.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря, в берег бьется

Чуждый чарам черный челн...

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог...

(К.Бальмонт )

В.В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» писал об аллитерации:

Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе - строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань… Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вверху рычат германские моторы:

Мы фюрера покоррные рабы,

Мы превращаем горрода в грробы,

Мы - смерть… Тебя уже не будет скорро.

(«Пулковский меридиан» В. Инбер )

Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.

2. Ассонанс - повторение гласных. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные - не совпадают, (огромность - опомнюсь; жажда - жалко). Ассонанс усиливает выразительность речи.

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!..

(«Бородино», М. Лермонтов )

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам.

(А. Пушкин )

Ассонанс звука «у» использован чтобы изобразить гул городской улицы.

А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом .

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы
(К. Бальмонт)


Повторение гласных «о» и «е»

3. Каламбурные рифмы - рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.

(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив.

(Д. Д. Минаев)

4. Анафора - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах, но она встречается иногда и в метрических стихах, построенных на основе метра.

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища.

(А. Пушкин)

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

(К. Симонов)

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:

Я стою у высоких дверей,

Я слежу за работой твоей.

(М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:

Земля!..
От влаги снеговой

Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.

Земля!..
Она бежит, бежит

5. Эпифора - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф.

Шумели, сверкали

и к дали влекли,

и гнали печали,

и пели вдали…

(К. Бальмонт )

6. Ономатопея - слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

И хруст песка, и храп коня

Морозом выпитые лужи

хрустят и хрупки, как хрусталь

(И. Северянин )

Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.

gastroguru © 2017