Язык и речь. Соотношение понятий. Язык: Язык и речь


Одни проявления языка материализованы, чувственно воспринимаемы (звучащая речь, написанный текст), другие протекают в мозгу человека и недоступны для органов чувств других людей (процессы порождения речи, понимания речи, механизмы обращения к вербальной памяти). Молчащий человек не участвует в процессе речи, но если он слушает других или обдумывает что-то, что он намерен впоследствии сообщить другим (пусть даже в отдаленной перспективе), речемыслительная деятельность в его сознании протекает.

Речемыслительная деятельность – это процессы мышления и речи, выступающие как принадлежность сознания человека . Термин указывает на ментальное единство механизмов мышления и речи, но не предполагает, что речь выступает в качестве обязательной основы мыслительных процессов в сознании человека.

У людей, говорящих на одном и том же языке, важнейшие элементы системы языка и правила их употребления одинаковы, однако в устной и письменной речевой деятельности каждого отдельного человека всегда есть индивидуальные отличия : манера речи, способы выражения мысли, тембр голоса и темп речи, выразительность и громкость речи, индивидуальные особенности артикуляции звуков, словотворчество, оговорки, ошибки и т.п.

Разные стороны использования языка людьми изучается разными науками и отделами наук . Физиологи изучают органы речи. Психологи и психолингвисты исследуют процессы порождения и восприятия речи. Нейролингвисты изучают речевые зоны мозга. Врачи и логопеды устраняют дефекты речи. Учителя работают над развитием речи учащихся. А над развитием национального языка работают писатели, ученые, общественные деятели. Таким образом, речемыслительная деятельность – явление многостороннее и многоаспектное.

Разные лингвистические школы обращались то к одной, то к другой стороне языка, при этом обозначая предмет своего изучения разными терминами – речевая деятельность, языковая деятельность, речь, процессы говорения и понимания, говорение и мн. др. Иногда эти термины оказываются синонимичными, иногда в них вкладывается различное содержание.

Так, основатель психологизма Гейман Штейнталь различал:

речь (говорение) – проявление языка в данный момент;

способность говорить – наличие физиологической способности артикулировать и психического содержания внутреннего мира, которое предшествует языку и выражается им;

языковой материал – созданные речевой способностью в процессе говорения элементы, которые употребляются в речи и повторяются для выражения одного и того же содержания;

язык – совокупность языкового материала одного народа.

В трудах младограмматиков основное место занимает изучение речи как проявления индивидуальной психологии.

Ф. де Соссюр разграничил практически те же аспекты речемыслительной деятельности, что и Г. Штейнталь: язык (langue), речь (parole) и речевую деятельность (langage). Но под языком он понимал систему знаков, хранящуюся в мозгу человека; под речью – индивидуальное говорение; под речевой деятельностью – использование физиологических возможностей и способностей человека, обеспечивающих общение. Он считал главным делом лингвистов изучение языка, т.е. той языковой информации, которая заключена в мозгу каждого человека, входящего в данный языковой коллектив.

Для разграничения языка и речи было предложено несколько теорий, пытавшихся метафизически разделить язык и речь как сущности, противопоставленные друг другу и состоящие из разных элементов . Английский лингвист Алан Гардинер все традиционные элементы, встречающиеся в речевом потоке, относил к языку, все оставшееся – к речи , например, междометие – это факт языка, а восклицание – факт речи. Субъект и предикат в предложении - факт языка, а повествовательный, вопросительный или побудительный характер предложения – это факт речи и т. д.

Александр Иванович Смирницкий полагал, что язык можно извлечь из речи, после чего в ней окажется «сверхъязыковой остаток» . В этом остатке находятся индивидуальные особенности произношения, ошибки, использование языкового звучания в художественно-изобразительных целях (рифма, звукопись); создающиеся в речи «произведения» с определенным содержанием, т. е. конкретные предложения. Смирницкий пришел к мысли, что язык имеет несколько форм существования . Подлинно и полностью он существует в речи. Не полностью он существует в форме знания, заложенного в мозгу человека, в то время, когда человек не участвует в речевом акте. Не полностью он существует при внутренней речи, не произносимой вслух, при монологах, если нет слушающего, а также в некоторых других ситуациях.

Попытки механически разграничить язык и речь внесли определенный вклад в разработку вопроса о многосторонности речемыслительной деятельности человека, однако успехом не увенчались. Большинство современных лингвистов признают наличие глубокой диалектической связи между языком и речью . Решительно возражают против противопоставления языка как явления общего, социального, речи как явлению индивидуальному, отдельному Арнольд Степанович Чикобава, Рубен Александрович Будагов.

Ничего нет в языке , утверждал Владимир Григорьевич Адмони , чего не было бы в речи. Ничего нет в речи, чего не было бы в языке. Разница лишь в организации элементов. В речи они располагаются линейно, последовательно друг за другом, составляя высказывание. В языке они организованы в парадигмы по образцу парадигм склонения существительных или спряжения глаголов, из которых можно выбрать именно ту форму, какая нужна для конкретного речевого высказывания.

Тимофей Петрович Ломтев понимал язык и речь как разные стороны одного явления, как предмет одной науки . В плане категорий диалектики язык и речь, по его определению, это сущность и ее проявление. Язык по своей природе социален, а речь – его индивидуальная форма, форма социального бытия . Если объективен язык, то объективна и речь. Как утверждал Т.П. Ломтев, не может быть единиц, которые, относясь к языку, не относились бы к речи, и наоборот. Язык и речь как общее и единичное, постоянное и переменное не могут быть разорваны. Язык есть речь, взятая со стороны общего и постоянного. Речь есть язык, взятый со стороны единичного и переменного . Каждая лингвистическая единица одной стороной обращена к языку, а другой – к речи. Язык – средство общения, речь – процесс общения.

По мнению Геннадия Владимировича Колшанского , в реальном функционировании невозможно различать язык и речь. Каждый речевой акт есть одновременно язык и речь в плане категорий отдельного и общего .

При всем разнообразии пониманий языка и речи (социальное – индивидуальное, сущность – проявление, общее – отдельное, постоянное – переменное, система – реализация, компетенция – исполнение и др.) современные лингвисты в настоящее время единодушны в признании неразрывной диалектической взаимосвязи этих двух сторон одного и того же явления – языка и речи (речевой деятельности). Язык лежит в основе речевой деятельности, в ней он становится наблюдаемым, из нее выводится . Речь и речевая деятельность выступают в этом контексте как синонимы .

Помимо двухаспектного членения на язык и речь, существуют концепции с более сложным членением речемыслительной деятельности людей на аспекты.

Лев Владимирович Щерба в 1931 г. предложил разграничить три аспекта: 1) речевая деятельность (процессы говорения и понимания), 2) языковая система (словарь и грамматика); 3) языковой материал (совокупность всего говоримого и воспринимаемого в данную эпоху).

Языковая система описывается в словарях и грамматиках, но она не является искусственным построением ученых, а отражает то, что реально существует в мозгу людей. Благодаря этой системе говорящие употребляют формы и образуют слова, ранее ими не слышанные и не предусмотренные никакими словарями, сочетают слова самым неожиданным образом, хотя и по определенным законам. Языковая система не может быть выявлена без языкового материала и изучения речевой деятельности.

Оригинальная и плодотворная для понимания многоаспектности языка теория создана Луи Ельмслевом . Он различает четыре аспекта : узус, акт речи, норму и схему. Узус (лат. usus – обычай) – это принятое в данном коллективе употребление языковых средств. Узус осуществляется в акте речи , и акт речи совершается в соответствии с узусом. Акт речи и узус предполагают друг друга и не существуют раздельно. Из акта речи и узуса вырисовывается норма , она представляет собой некоторую абстракцию, обобщение правил, на основе которых совершается узус. Наконец, схема – это чистая структура отношений, аналогичная правилам игры, например, правилам движения шахматных фигур.

Аспекты, выявленные Л. Ельмслевом, сами по себе представляют большой интерес и широко используются языковедами, особенно преподавателями иностранных языков.

Евгений Михайлович Верещагин разграничивает эти аспекты на следующих примерах. Иностранец, который говорит я иметь один сестра, нарушает систему (по Ельмелеву – схему) русского языка. Когда иностранец скажет: я имею одну сестру, он не нарушит системы, но нарушит норму, так как по норме русского языка соответствующий смысл принято выражать в конструкции: у меня есть сестра.

В качестве нарушения узуса можно привести пример из ситуации, обычной на железнодорожном вокзале. Если по радио скажут: Внимание! Поезд «Воронеж-Москва» отправится в путь через 5 минут, – это сообщение будет вполне корректным и допустимым, но оно не соответствует узусу, принятому на наших вокзалах. Узус предписывает такую формулировку: Внимание! До отправления поезда «Воронеж-Москва» остается 5 минут.

Таким образом, все ученые единодушно выделяют систему языка, находящуюся в мозгу человека . Ее называют по-разному: языковой материал (Штейнталь), язык (Соссюр, Косериу), языковая система (Щерба). У Ельмслева этот аспект представлен детальнее, в нем различаются схема и норма. Для этого аспекта языка мы будем использовать термин «система языка».

От системы языка так или иначе отличают процесс говорения и слушания . Этот аспект также имеет разные обозначения: речевая деятельность (Щерба), речь (Штейнталь, Соссюр, Косериу), речевая система (Арзикулов). Л. Ельмслев и в этом аспекте различает два подаспекта: акт речи и узус. Этот аспект мы будем называть термином «речевая деятельность» или «речь».

Отдельные авторы обращают внимание и на психофизиологическую основу языковой деятельности . Соссюр называет ее речевой деятельностью, Штейнталь – способностью говорить. До середины XX века этому аспекту почти не уделялось внимания. Им занялась в последние годы отечественная психолингвистика, именующая этот аспект языковой способностью. Один из основателей российской психолингвистики Алексей Алексеевич Леонтьев определил языковую способность как совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива . Эта способность дается от рождения, но развивается только в коллективе говорящих людей в процессе общения.

Эухенио Косериу и Л.В. Щерба отдельным аспектом считают и результаты языковой деятельности человека : языковой материал (Щерба), текст (Косериу). Этот аспект мы тоже выделяем и называем его «текст».

Все выделенные учеными аспекты языка реально существуют и взаимодействуют, а их изучение позволит создать в итоге целостную картину речемыслительной деятельности. Очевидно также, что ее дальнейшее изучение приведет к выделению ее новых аспектов.

Способность человека к речемыслительной деятельности мы рассматриваем как врожденную, как физиологическую основу, обеспечивающую саму возможность как речевой, так и мыслительной деятельности, освоение системы языка и процесса создания текстов.

Все аспекты речевой деятельности существуют в единстве. Система языка не может сформироваться в мозгу человека без предварительного восприятия речи окружающих и без попыток порождения речи, корректируемых окружающими. Речевая деятельность не может нормально протекать без знания системы языка - бессознательного или полученного в результате целенаправленного обучения.

Текст является результатом речевой деятельности (порождения речи) и материалом восприятия речи. Тексты даны носителю языка или наблюдателю в звуковой или письменной форме и именно с них начинается изучение всех аспектов речемыслительной деятельности человека.

Кроме рассмотренных, в лингвистике существует понятие внутренней речи – она выделяется как самостоятельный специфический способ формирования и формулирования мысли. Характеризуется внутренняя речь тем, что процесс оформления мысли осуществляется без ее выражения, устного или письменного .

Термин «внутренняя речь» используется в лингвистике в следующих значениях: 1)Планирование и контроль «в уме» речевых действий. В этом смысле внутренняя речь близка мышлению и может рассматриваться как одна из форм его реализации. 2) Внутреннее проговаривание – беззвучная речь «про себя», выполняющая те же функции планирования и контроля и возникающая в определенных ситуациях деятельности (особенно при затруднениях в принятии решений, в условиях помех и т.п.), А.Н. Соколовым были обнаружены скрытые артикуляции – мелкие моторные движения – в процессе внутренней речи. 3) Один из этапов внутреннего программирования как фазы порождения речевого выказывания (то же, что планирование, замысел). Этот вид внутренней речи соотносится прежде всего с общением, тогда как первые два – с мышлением» (Русский язык. Энциклопедия. – Изд. 2-е. – М.,1988. – С.71-72.).

Определяющие ее процессы могут осуществляться как средствами языка, так и средствами предметно-схемного, внутреннего, индивидуального кода, являющегося высшей формой абстракции вербального мышления . Специфика использования такого кода в этой форме речи определяется исходным коммуникативным намерением субъекта речевой деятельности общаться с самим собой (И.А. Зимняя).

Если же человек намерен высказаться, он предварительно обдумывает свою речь.

Механизм реализации внутренней речи может быть описан следующим образом.

Обдумывание будущего высказывания во внутренней речи начинается с ориентировки в ситуации общения , при которой важно правильно разобраться в «букете» мотиваций.

Л.С. Выготский писал, что человек, который решил что-то сказать (написать), имеет замысел, знает предмет этого высказывания. Он установил, что звеном, которое существует между исходной «мыслью» и конечным речевым высказыванием, является внутренняя речь. Внутренняя речь, по его мнению, имеет совсем иное строение и вполне определенные функции, отличаясь как от мысли, так и от внешней речи. Основной особенностью внутренней речи является ее предикативность . Человек, использующий внутреннюю речь в процессе решения задач, знает, какая задача стоит перед ним. Это позволяет опускать все то, что называет задачу. Остается лишь то, что необходимо сделать, т.е. указание, какими должны быть последующие действия. Эту особенность внутренней речи и называют предикативностью, подчеркивая, что важно не назвать предмет речи, а что-то сообщить о нем.

Вторым признаком он назвал ее свернутость, сокращенность и грамматическую аморфность .

После того как мысль в предикативном и свернутом виде оформилась во внутренней речи, наступает этап ее кодирования , т.е. речевого оформления .

Процесс кодирования речевого сообщения , по мнению Ал-дра Романов. Лурии, начинается с общей схемы высказывания , затем переходит к поиску отдельных лексем , при котором существенную роль играет опора на все синтагматические средства (порядок слов, флексии, использование связок и т.д.).

На этом этапе используются правила , которые регулируют порождение синтаксических единиц высказывания . Правила эти являются в то же время фильтрами , отбирающими нужные синтаксические формы и не допускающими неприемлемых конструкций.

Фрагментарность, свернутость, предикативность внутренней речи приводят к известным каждому человеку ситуациям, когда возникает расхождение между языковым оформлением некоего предмета во внешней и внутренней речи . Например, ученик уверен, что знает материал (предмет речи), потому что на уровне внутренней речи он сам себя понимает, так как действительно уловил некоторые связи и отношения в предлагаемой для обдумывания теме и обозначил ее предикаты. Но изложить материал связно, последовательно, как того требуют условия речи (урока, сочинения, изложения), ученик не может из-за разрыва между внутренней и внешней (устной и письменной) формой. Ученику ясна логика мысли, но он плохо ее оформляет во внешней речи, а его высказывание получается неполным, непоследовательным и т.п. Поэтому языковое оформление мысли на этапах подготовки к речевому высказыванию способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли.

Проблема внутренней речи относится к числу наиболее сложных и все еще недостаточно изученных. Первоначально считали, что внутренняя речь по своей структуре подобна внешней, разница лишь в отсутствии звуковой реализации, так как это речь «про себя».

Оказалось, что это далеко не так. Исследования показали, что в процессе внутренней речи у взрослых и у детей присутствуют движения языка и гортани . Изучение скрытых движений речевого аппарата показало, что усложнение задачи повышает активность речевой моторики (Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М.,1968.).

Исследования Н.И. Жинкина доказали, что внутренняя речь протекает со значительно большей скоростью , чем внешняя (Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи //ВЯ. – 1964. - №6.). Работы П.Я. Гальперина определили место внутренней речи в организации сложных видов интеллектуальной деятельности, которые ученый назвал «умственными действиями» (Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. – М., 1966.).

Регулирующая функция внутренней речи, то, что с ее помощью человек планирует и корректирует свои последовательные действия, убедительно раскрыта А.Л. Лурией (Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.,1979. – С.141-146.).

Следовательно, внутреннюю речь нельзя рассматривать как беззвучный аналог внешней речи. Она отличается существенными особенностями своего строения.

Внутренняя речь ситуативна , т.е. всегда связана с определенной ситуацией, определенными условиями, ее вызывающими. Этим и объясняются ее фрагментарность, сжатость, устранение ряда элементов.

Наряду со словами во внутренней речи могут быть использованы образы и схемы , т.е. предмет речи может быть не назван, а представлен себе в виде его образа, часто в виде образа-схемы.

Современное состояние русского литературного языка. Проблемы речевой культуры современного общества.

Состояние русского языка – это, как принято считать, состояние говорящих на нем людей, те преобразования, которые происходят в речевом поведении носителей языка. За прошедшие десятилетия облик русского литературного языка изменился. Перемены произошли в таких его разновидностях, как язык художественной литературы, политики, публицистики, средств массовой информации.

Лингвисты и исследователи говорят о том, что все изменения являются естественными и нормальными, что язык развивается вместе с обществом. С одной стороны это хорошо: исчезла речевая скованность, штампы, которые были присущи устному литературному языку периода СССР. Но, с другой стороны, с экранов звучат жаргонизмы, просторечия и иностранные слова. Заимствований из иностранных языков становится все больше, что пагубно сказывается на чистоте исконно русского языка. Да, время идет вперед, и язык меняется вместе с развитием общества, но одно дело – украшение речи иностранными словами, а другое – потеря традиций и утрата родной культуры.

Три аспекта культура речи
Культура речи определяется также как такой выбор и такая организация языковых средств, которая в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач . В определении подчеркнуты три аспекта культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный.
Нормативный аспект основывается, по мнению авторов, на определении нормы как центрального понятия речевой культуры, данного С.И. Ожеговым:
Норма - это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса.

Язык и речь. Соотношение этих понятий. Функции.

Понятия «язык» и «речь» в обыденном общении нередко смешиваются, но в научном рассмотрении этих понятий требуется не только их объединение, но и разграничение.
С философской точки зрения язык - это категория сущности и общего. Речь же выполняет роль явления и частного. Область, которой занимается лингвистика, весьма обширна. Она состоит из двух частей: одна часть ближе к языку и представляет собой пассивный запас; другая же часть ближе к речи и представляет собой активную силу, подлинный источник тех явлений, которые затем проникают в другую часть языковой деятельности. Язык - феномен сущностный, универсальный, речь - конкретное, психофизиологическое или механическое надстроечное явление, обеспечивающее информативную, экспрессивную и коммуникативную функции языка в конкретной ситуации общения. Функции языка неравноценны. Фундаментальными признаются те функции языка, выполнение которых предопределило его возникновение и конститутивные свойства. Важнейшая общественная функция языка - коммуникативная. Она обуславливает его основную характеристику - наличие материальной (звуковой) формы и системы правил кодирования и декодирования. Эти свойства обеспечивают и поддерживают единство выражения и восприятия смысла. Данная функция формирует прагматический компонент языковой структуры, адаптирующий речь к участникам и ситуации общения. С помощью языка люди передают друг другу свои мысли, чувства, тем самым, воздействуя друг на друга и формируя общественное сознание.
Второй основной социальной функцией языка называется когнитивная (познавательная) функция, состоящая из логической (мыслеформирующей) функции. Мысль тогда становится оформленной и чувственно воспринимаемой, когда она воплощена в формах языка и высказана в речи. Ещё одна составляющая: аккумулятивная (историческая) функция, в которой язык служит средством накопления общественного опыта, средством формирования и развития материальной и духовной культуры, тем самым, изменяя общественное сознание.
Далее следует эмотивная функция языка - выражение отношения автора речи к её содержанию. Она реализуется в средствах оценки, восклицаниях, интонации и т.д.
Высказывания о языке обозначают метаязыковой (металингвистической) функцией языка, реализуемой в языковедческих текстах, в процессе освоения родного или иностранного языка.
Пример: «Я объяснил, что есть большая разница между «показательным», когда показывают то, что есть, и «показным», когда показывают, то чего нет» (Ходасевич).
Установку на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата, выполняет эстетическая (поэтическая) функция, которая, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в её ритмичности, образности и др. В отличие от коммуникативной функции, которая является основной в обычном (практическом) языке, эстетическая функция доминирует в художественной речи.
Социальная функция языка, его общественное значение, заключается в том, что язык участвует в развитии различных сторон духовной жизни и трудовой деятельности народа.
Достижения народа, нации в развитии науки, художественной литературы и других областей духовной культуры осуществляются при прямом участии родного языка и выражаются в нём. Вот почему каждый народ стремится, развивая свою национальную культуру, поддерживать и улучшать свой национальный язык.

Основной объект языкознания - естественный человеческий язык в отличие от искусственного языка или языка животных.

Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь.

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.

Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой.

Язык как система знаков

Американский философ и логик Чарльз Пирс (1839-1914), основатель прагматизма как философского течения и семиотики как науки, определял знак как нечто такое, зная которое, мы узнаем нечто большее. Всякая мысль - это знак и всякий знак - это мысль.

Семиотика (от гр. σημειον - признак, знак) - наука о знаках. Наиболее существенное деление знаков - это деление на иконические знаки, индексы и символы.

  1. Иконический знак (икона от гр. εικων образ) представляет собой отношение сходства или подобия между знаком и его объектом. Иконический знак построен на ассоциации по сходству. Это метафоры, образы (живописные изображения, фото, скульптура) и схемы (чертежи, диаграммы).
  2. Индекс (от лат. index - доносчик, указательный палец, заголовок) это знак, который относится к обозначаемому объекту благодаря тому, что объект реально воздействует на него. При этом значительного сходства с предметом нет. Индекс построен на ассоциации по смежности. Примеры: пулевое отверстие в стекле, буквенные символы в алгебре.
  3. Символ (от гр. Συμβολον - условный знак, сигнал) это единственный подлинный знак, так как не зависит от сходства или связи. Его связь с объектом условна, так как существует благодаря соглашению. Большинство слов в языке представляют собой символы.

Немецкий логик Готлоб Фреге (1848-1925), предложил свое понимание отношение знака к объекту, им обозначаемому. Он ввел различение между денотатом (Bedeutung ) выражения и его смыслом (Sinn ). Денотат (референт) - это сам предмет или явление, к которому относится знак.

Венера - утренняя звезда.

Венера - утренняя звезда.

В обоих выражениях один и тот же денотат - планета Венера, но разный смысл, так как Венера в языке представлена разными способами.

Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, оказавший огромное влияние на лингвистику XX века, предложил свою знаковую теорию языка. Ниже излагаются основные положения этого учения.

Язык - это система знаков, выражающих понятия.

Язык можно сравнить с другими системами знаков, такими, например, как азбука для глухонемых, военные сигналы, формы учтивости, символические обряды, оперение самцов, запахи и т.д. Язык только наиважнейшая из этих систем.

Семиология - наука, изучающая системы знаков в жизни общества.

Лингвистика - часть этой общей науки.

Семиотика - синонимичный термин для соссюровского слова семиология, более употребительный в современной лингвистике.

Американский семиотик Чарльз Моррис (1901-1979), последователь Чарльза Пирса, выделял три раздела семиотики:

  • Семантика (от гр. σημα - знак) - отношения между знаком и предметом, обозначаемым им.
  • Синтактика (от гр. συνταξις - строй, связь) - отношения между знаками.
  • Прагматика (от гр. πραγμα - дело, действие)- отношения между знаками и теми, кто использует эти знаки (субъектами и адресатами речи).

Некоторые системы знаков

Языковой знак

Согласно Ф. де Соссюру языковой знак - это не связь вещи и ее названия, а совокупность понятия и акустического образа.

Понятие - это обобщенный, схематичный образ предмета в нашем сознании, наиболее важные и характерные черты данного объекта, как бы определение предмета. Например, стул - это сидение с опорой (ножками или ножкой) и спинкой.

Акустический образ - это звуковой идеальный эквивалент звука в нашем сознании. Когда мы произносим слово про себя, не двигая губами и языком, мы воспроизводим акустический образ реального звука.

Обе эти стороны знака имеют психическую сущность, т.е. идеальны и существуют только в нашем сознании.

Акустический образ по отношению к понятию в некоторой степени материален, так как он связан с реальным звуком.

Доводом в пользу идеальности знака служит то, что мы можем говорить сами с собой не двигая ни губами, ни языком, произносить звуки про себя.

Таким образом, знак - двусторонняя психическая сущность, состоящая из означаемого и означающего.

Понятие - означаемое (фр. signifié )

Акустический образ - означающее (фр. signifiant ).

Знаковая теория предполагает 4 компонента процесса обозначения.

В нижеследующем примере участвуют следующие компоненты:

  1. Само реальное, материальное, настоящее дерево, которое мы хотим обозначить знаком;
  2. Идеальное (психическое) понятие как часть знака (обозначаемое);
  3. Идеальный (психический) акустический образ как часть знака (обозначающее);
  4. Материальное воплощение идеального знака: звуки произнесенного слова дерево , буквы, обозначающие слово дерево .

Деревья могут быть разными, нет двух абсолютно одинаковых берез, произносим слово дерево мы тоже все по-разному (разным тоном, с разным тембром, громко, шепотом и т.д.), пишем также различно (ручкой, карандашом, мелом, разным почерком, на пишущей машинке, компьютере), но двусторонний знак в нашем сознании у всех одинаков, так как он идеален.

Английские лингвисты Чарльз Огден (1889-1957), Айвор Ричардс (1893-1979) в 1923 году в книге «Значение значения» (The Meaning of Meaning ) наглядно представили знаковое отношение в виде семантического треугольника (треугольника референции):

  • Знак (Symbol ), т.е слово в естественном языке;
  • Референт (Referent ), т.е. предмет, к которому относится знак;
  • Отношение , или референция (Reference ), т.е. мысль как посредник между символом и референтом, между словом и предметом.

Основание треугольника изображено прерывистой линией. Это означает, что связь между словом и предметом не обязательна, условна, и она невозможна без связи с мыслью и понятием.

Однако знаковое отношение можно выразить и в виде квадрата, если учесть, что второй член треугольника - мысль - может состоять из понятия и коннотата. Понятие - общее для всех носителей данного языка, а коннотат, или коннотация (лат. connotatio - «созначение») - ассоциативное значение, индивидуальное у каждого человека.

Например, «кирпич» у каменщика может ассоциироваться с его с работой, а у пострадавшего прохожего - с перенесенной травмой.

Функции языка

Основные функции языка следующие:

    Коммуникативная функция

    Язык как средство общения между людьми. Это основная функция языка.

    Мыслеформирующая функция

    Язык используется как средство мышления в форме слов.

    Когнитивная (гносеологическая) функция

    Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей).

Функции речи

Наряду с функциями языка существуют и функции речи. Роман Осипович Якобсон (1896-1982), русский и американский лингвист (это о нем писал Маяковский в стихотворении о Нетте, пароходе и человеке: …«напролет болтал о Ромке Якобсоне и смешно потел, стихи уча…») предложил схему, где описаны факторы (компоненты) акта коммуникации, которым соответствуют отдельные речевые функции языка.

Примером акта коммуникации может служить начало романа в стихах «Евгений Онегин», если лектор его декламирует студентам: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»

Отправитель : Пушкин , Онегин, лектор.

Получатель : читатель, студенты.

Сообщение : размер стиха (четырехстопный ямб).

Контекст : сообщение о болезни.

Код : русский язык.

Соответствует контексту , который понимается как предмет сообщения, иначе называемый референтом . Это функция передачи какого-либо сообщения, ориентации на контекст сообщения. В процессе коммуникации она самая важная, так как передает информацию о предмете. В тексте эту функцию подчеркивают такие, например, фразы: «как сказано выше», «внимание, микрофон включен» и различные ремарки в пьесах.

Соответствует отправителю , т.е. отражает отношение говорящего к высказываемому, прямое выражение чувств отправителя. При использовании экспрессивной функции важно не само сообщение, а отношение к нему.

Эмотивный слой языка представлен междометиями, которые представляют собой эквиваленты предложений («ай», «ох», «увы»). Важнейшие средства передачи эмоций - интонация и жесты.

К.С. Станиславский , великий русский режиссер, при обучении актеров просил их передавать до 40 сообщений, произнося только одну фразу, например, «Сегодня вечером» , «Пожар» и т.д. с тем, чтобы аудитория могла догадаться о какой ситуации идет речь.

Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» описывает случай, когда пятеро мастеровых содержательно поговорили, произнеся поочередно с разной интонацией одну и ту же нецензурную фразу.

Эта функция заметна в анекдоте, где отец жалуется на невежливость сына в письме: «Мол, написал: „Папа, вышли денег.“ Нет, чтобы „Папа, вышли денег“ (с просительной интонацией )».

Адресант и отправитель не всегда могут совпадать. Например, у индейского племени чинуков слова вождя перед народом повторяет специально выделенный служитель.

Поэтическая (эстетическая) функция

Соответствует сообщению , т.е. основную роль играет направленность на сообщение как таковое вне его содержания. Главное - это форма сообщения. Внимание направляется на сообщение ради него самого. Как видно из названия, эта функция используется прежде всего в поэзии, где большую роль играют стопы, рифмы, аллитерация и т.д., играющие важную роль в его восприятии, а информация часто второстепенна, причем зачастую содержание стихотворения нам непонятно, но нравится по форме.

Подобные стихи писали К. Бальмонт , В. Хлебников , О. Мандельштам , Б. Пастернак и многие другие поэты.

Эстетическая функция часто используется и в художественной прозе, а также в разговорной речи. Речь в таких случаях воспринимается как эстетический объект. Слова принимаются как что-то или прекрасное или безобразное.

Долохов в романе «Война и мир» с явным удовольствием произносит слово «наповал» об убитом не потому, что он садист, а просто ему нравится форма слова.

У Чехова в рассказе «Мужики» Ольга читала Евангелие, и многого не понимала, но святые слова трогали ее до слез, а слова «аще» и «дондеже» она произносила со сладким замиранием сердца.

Следующий диалог - типичный случай эстетической функции в разговоре:

«Почему ты всегда говоришь Джоан и Марджори, а не Марджори и Джоан? Ты что больше любишь Джоан? - Вовсе нет, просто так звучит лучше».

Соответствует получателю сообщения, на которого ориентируется говорящий, пытаясь тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию. Грамматически это часто выражается повелительным наклонением глаголов (Говори!), а также звательным падежом в архаичных текстах (человече, сыне), например в молитве на церковнославянском : «Отче наш, иже еси на небеси …Хлеб наш насущный даждь нам днесь.»

Соответствует контакту , т.е. цель сообщения при этой функции - установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи. «- Алло, вы слышите меня? -»

В языке для этих целей имеется большое количество фраз-клише, которые используются при поздравлениях, в начале и конце письма, причем они, как правило, не несут буквальной информации.

«Дорогой сэр! Я считаю, что вы подлец и негодяй, и отныне порываю с вами полностью и окончательно.
С уважением, Ваш мистер Пампкин.»

Часто, когда мы не знаем, о чём говорить с человеком, но молчать просто неприлично, мы говорим о погоде, о каких-либо событиях, хотя нас они могут и не интересовать.

Мимо нас к реке идет односельчанин с удочкой. Мы обязательно скажем ему, хотя это очевидно: «Что, на рыбалку?»

Все эти фразы легко предсказуемы, но их стандартность и легкость использования позволяют установить контакт и преодолеть разобщенность.

Американская писательница Дороти Паркер во время скучного раута, когда случайные знакомые спрашивали ее, как она поживает, отвечала им тоном милой светской беседы: «Я только что убила своего мужа, и у меня все прекрасно.». Люди отходили, довольные проведенной беседой, не обращая внимания на смысл сказанного.

В одном из её рассказов есть прекрасный образец фатической беседы двоих влюбленных, которым слова практически не нужны.

«- Ладно! - сказал юноша. - Ладно! - сказала она.
- Ладно. Стало быть, так, - сказал он.
- Стало быть, так, - сказала она, - почему же нет?
- Я думаю, стало быть, так, сказал он, - то-то! Так, стало быть.
Ладно, - сказала она. Ладно, - сказал он, - ладно».

Наименее болтливы в этом отношении индейцы чинуки. Индеец мог прийти в дом к другу, посидеть там и уйти без единого слова. Уже сам факт, что он потрудился прийти, был достаточным элементом общения. Не обязательно беседовать, если нет нужды что-либо сообщать. Налицо отсутствие фатического общения.

Детская речь до трех лет обычно фатическая, дети часто не могут понять, что им говорят, не знают, что сказать, но стараются лепетать, чтобы поддерживать общение. Эту функцию дети усваивают первой. Стремление начать и поддерживать общение характерно для говорящих птиц. Фатическая функция в языке - единственная функция, общая для животных и людей.

Язык и речь. Соотношение понятий.

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

Лекция 9. ЯЗЫК И РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЁ ВИДЫ, ЭТАПЫ.

План:

2. Виды речевой деятельности.

3. Понятие и принципы речевой коммуникации.

Теория о взаимоотношении языка с речью развивается достаточно интенсивно, но противоречиво. Стихийно (на интуитивном уровне) язык и речь разграничивались с весьма давних пор. Без этого разграничения невозможно было, например, создать первые азбуки, в которых отдельные буквы обозначали не варианты фонем, реально звучащие в речи, а основные типы звуков, т. е. фонемы. Творцы первых азбук были, вне всякого сомнения, гениальными фонологами, сумевшими очень четко противопоставить сложный своей конкретностью и необозримым разнообразием вариантов и оттенков звучаний план речи весьма абстрактному плану языка, для которого характерна устойчивость и системность сравнительно небольшого количества важнейших типов звуковых единиц языка, называемых ныне фонемами.

Во многих памятниках весьма древней письменности, а затем и более новых учебниках и учебных пособиях по языку довольно часто встречаются прямые и косвенные указания на нормы языка, которым нужно следовать, создавая речь, и отклонения от них, встречающиеся в речи. В подобных указаниях можно видеть попытки как-то разграничить язык и речь, не подкрепленные общей теорией. Люди иногда обращаются к окружающим с вопросами типа А правильно ли сказать так..? или Можно ли сказать так..? Такие вопросы свидетельствуют о том, что некоторые носители языка время от времени как бы сопоставляют свою речь с языком, проверяя в какой-то мере свою компетенцию в области языковых норм. Ведь любой носитель языка вряд ли оценивает свою речь как нечто абсолютно равное языку; скорее всего он рассматривает ее как нечто создаваемое с помощью языка, на его основе, но вместе с тем несоизмеримое с ним в смысле возможностей, богатства средств выражения мыслей и потому в какой-то степени «свое», индивидуальное.

Язык объективен. Он один для всех своих носителей и исключительно богат, располагая сотнями тысяч слов и выражений. Речь же, хотя и создается на основе языка, в известном смысле у каждого, действительно, своя. В речи отдельных людей богатства языка могут быть представлены с разной степенью полноты. Есть люди со скудным запасом слов и других средств языка, их речь бедна, однообразна, и по ней представить себе язык можно лишь в искаженном, уродливом виде. В речи других людей используются многочисленные и разнообразные языковые средства, но даже великие писатели не могут (да и не стремятся к этому) объять необъятное, т. е. включить в свои произведения все, что есть в языке.



Область художественной литературы и связанная с ней область художественной критики были и остаются ареной борьбы мнений, споров о том, как нужно пользоваться языком, его словами, формами слов, словосочетаниями, конструкциями. Общеизвестно, что писатели не всегда следуют нормам языка, нередко отступают от них. В свое время фразы Ф. М. Достоевского (Вошли две дамы, обе девицы) и Л. Н. Толстого (Она сидела со своими тонкими руками) вызвали целые дискуссии. Новаторство писателей, как правило, эстетически оправданно, и это нельзя не учитывать в ходе обсуждения конкретных явлений. Вместе с тем неологизмы любого типа позволяют ставить вопрос о языковом (узуальном) и речевом (окказиональном) характере тех или иных элементов художественного текста.

Итак, разграничение (и даже противопоставление) речи отдельных людей и речевой практики общества вообще, с одной стороны, и языка, с другой стороны, было и остается прежде всего естественным (интуитивным) и по-своему закономерным результатом оценки соотношения языка с его использованием в процессе общения. Не опирающаяся на теорию, эта оценка носит эмпирический характер, но, тем не менее, в главном и существенном она правильна, так как язык и речь не только можно, но и должно в определенных отношениях разграничивать и даже противопоставлять.

В настоящее время многие лингвисты полагают, что признание ряда различий между языком и речью – необходимое условие успешного решения многих проблем языкознания, в том числе проблемы стилей.

Как уже было сказано выше, язык – это особая система знаков, которая является важнейшим средством человеческого общения. В тот момент, когда какой-нибудь человек использует язык для общения с другими людьми, можно сказать, что он занят речевой деятельностью, которая имеет несколько видов: говорение, чтение, слушание и письмо. Говорение и слушание – гораздо более древние виды речевой деятельности, чем письмо и чтение. Они возникли одновременно с появлением языка, тогда как письменность была изобретена человечеством гораздо позднее.

Речевая деятельность аналогична всем другим видам человеческой деятельности; ее осуществление складывается из четырех этапов:

1. ориентировка в ситуации: в результате обдумывания, прогнозирования, рассуждений рождается внутренний план высказывания.

2. планирование действия: порождение, структурирование высказывания; из памяти извлекаются нужные слова, по синтаксическим моделям строятся предложения.

3. осуществление действия: говорение, творение звучащей речи с использованием вербальных средств общения.

4. контроль результатов.

Строя простые и привычные высказывания, например, здороваясь или прощаясь со знакомыми, мы, как правило, не фиксируем своего внимания на этих этапах. Однако порождая сложные и важные высказывания, наличие поэтапного выполнения речевой деятельности просто необходимо.

Продуктом речевой деятельности человека является речь. Лингвистика всегда пользовалась термином язык, и лишь со времен Ф. де Соссюра (с начала XX века) появляется понятие речь. Язык и речь образуют в совокупности единое явление, и в то же время между ними есть принципиальные различия.

Речь – это конкретное говорение, происходящее в устной (звуковой) или письменной форм; это все, что говорится или пишется: разговор между знакомыми, выступление на митинге, стихотворение, доклад и т. д.

С точки зрения количества говорящих речь может быть диалогической или монологической. Диалог (от греч. dia – «через» и logos – «слово, речь») – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, а монолог (от греч. monos – «один» и logos – «слово, речь») – это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами. Однако в жизни монологическая речь чаще выступает в других проявлениях: выступление на собрании, лекция, рассказ телекомментатора и т. д. То есть монологическая речь – это чаще всего речь публичная, адресованная не одному-двум, а большому количеству слушающих.

Но речь невозможна без языка. Например, иностранная речь будет восприниматься как непонятный сплошной гул, в котором трудно различить слова, предложения, если мы не знаем языка. Речь строится по законам языка, производится языком, представляет собой его воплощение, реализацию. Как писал Ф. Де Соссюр, «язык одновременно и орудие и продукт речи». Иначе говоря, язык творит речь и в то же время сам творится в речи.

Мы читаем текст, слышим речь. Наблюдая, анализируя звучащую и письменную речь, мы постигаем структуру языка как «механизма», порождающего речь. Язык – это система знаков (слов и т. д.), категорий; «инструмент», которым мы пользуемся, умело или неумело при осуществлении речевой деятельности.

Язык, в отличие от речи, не дан нам в непосредственном восприятии. «Языком можно владеть и о языке можно думать, – писал А. А. Реформатский, – но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать в прямом значении этого слова». В самом деле, можно услышать или произнести слово, предложение, целый текст, но «потрогать» существительное или глагол невозможно. Это абстрактные понятия, которые извлекаются из речи, примерно как железо из руды, и составляют систему языка.

Итак, речь материальна, она воспринимается чувствами – слухом, зрением и даже осязанием, например, тексты для слепых. Язык – это система категорий, извлекаемых из речи, управляющих речью, но недоступных нашим чувствам или ощущениям. Язык постигается разумом, научным анализом речи.

Инновационная активность предприятий. Понятие, подходы к ее определению.

Инновационная активность - самостоятельная категория системы инноватики. С ее помощью оценивается характер инновационной деят-ти. Инновационнаядеят-стьхаракт-тсясодерж-ем и составом конкретных действий, совершаемых по опр-ной технологии. Этим признаком один вид деят-сти отличается от другого. Активность деят-сти коммерческой орг-ции - это такая ее характеристика, кот. должна показать связь между намеченным содерж-м деят-сти и ее результатами, так как инновационная деят-сть может дать либо положит., либо отрицат.результат.

Инновационная акт-сть отражает 2 составляющие: 1. инн.деят-ть должна носить стратегический характер. 2.инн.деят. должна носить тактический характер, то есть она должна быть рациональна. В стратегическом плане инн.активностьопр-тсяпоказателями: кач-воминн. стратегии конкуренции; ур-ем мобилизации инн. потенциала; ур-ем привлеченных капиталовложений - инвестиций; ур-м методов и культуры, используемых при проведении инн.измен-й; обоснованностью ур-няинн. активности. В тактич. плане: соотв-м реакции фирмы хар-ру конкурентной стратегической ситуации; скоростью действий и проведения стратегич. инн. измен-й.

Есть вечные вопросы языкознания, на которые наука пытается ответить с древности и до наших дней, и, несмотря на многовековой опыт, их нельзя считать решёнными. Сегодня особую актуальность приобретают вопросы "Что такое язык?" и "Что такое речь?", и лингвистика исследует их на новом уровне своего развития.

На рубеже XIX-XX веков приходит осознание того, что историко-генетическое языкознание уже исчерпало свой потенциал и что необходим очередной принципиальный поворот во взглядах на язык, его природу и сущность, которые адекватно отвечали бы новейшим достижениям физики, социологии, психологии и других наук.

Реакцией на кризис в лингвистике конца XIX века стало появление исследований русского лингвиста Бодуэна де Куртенэ, известного также в странах Восточной Европы. Он предложил в общей сфере "языковая деятельность" выделять язык (как психическую потенцию) и речь (как психофизиологическую реализацию языковой системы). Этот исследователь впервые установил соотношение между единицами языка (как абстрактными сущностями; например, фонема, морфема) и единицами речи - конкретными реализациями языковых единиц; так, корень ход- в речи может выглядеть по-разному: хож-у, ше-л, шед-ший .

Теоретическое обоснование различий между языком и речью принадлежит выдающемуся языковеду из Женевы Фердинанду де Соссюру. В его исследованиях, объединенных в “Курс общей лингвистики”, даны три основополагающие идеи, определившие развитие лингвистики XX века: о разграничении языка и речи, о языке как системе знаков и о различии синхронии и диахронии. Соссюр был одним из первых, кто задался целью создать общую теорию языка. Естественно, что прежде всего он искал ответ на вопрос: что такое язык?



Человеческий язык существует в виде конкретных языков: русского, английского, греческого и др. А в каком виде существует конкретный язык? Конечно, не в виде составленных учеными словарей и учебников. Язык живет, если он используется, функционирует в речи. Неслучайно во многих языках для обозначения этих явлений используются разные слова: в английском language / speech, в немецком Sprache / Rede, во французском языке langage / parole .

Все явления, связанные с процессами использования языка, Соссюр обозначил общим термином речевая деятельность (langage ) и выделил в ней в качестве объектов исследования два самостоятельных понятия: языковая система (langue ) и речь (parole ). Основные положения Соссюра сводятся к следующему: “Изучение языковой действительности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т.е. нечто социальное по существу и независимое от индивида… другая – второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е. речь, включая говорение… Без сомнения, оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила всё свое действие; речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку” .

Вслед за Фердинандом де Соссюром многие исследователи рассматривали проблему соотношения языка и речи. Большинство ученых (В. Д. Аракин, В. А. Артемов, О. С. Ахманова, Л. Р. Зиндер, Т. П. Ломтев, А. И. Смирницкий) разграничивают данные понятия, находя для этого достаточные общеметодологические и лингвистические основания. Другие ученые (В. М. Жирмунский, Г. В. Колшанский, А. Г. Спиркин, А. С. Чикобава) отрицают различие между языком и речью, отождествляя эти понятия. Третьи исследователи (Е. М. Галкина-Федорук, В. Н. Ярцева), не противопоставляя и не отождествляя язык и речь, определяют их как две стороны одного явления, характеризующиеся свойствами, по своей природе взаимодополняющими и взаимосвязанными.

Итак, что такое "язык" и "речь" и как они соотносятся?

Сущность языка невозможно охватить каким-то простым и единым определением, так как его исследование ведется с разных точек зрения. По своей роли в жизни людей, по той функции, которую язык выполняет в человеческом коллективе, он является важнейшим средством общения, средством обмена информацией, обмена чувствами и мыслями и средством формирования самой мысли. По своей внутренней организации, по своей структуре, язык оказывается своеобразной, очень сложной системой знаков, системой многоярусной, все элементы которой, взаимодействуя, обеспечивают выполнение языком его общественной функции.

Современная лингвистика, исследуя рассматриваемые понятия, пришла к следующему их пониманию.

Язык – система объективно существующих социально закрепленных знаков (соотносящих понятийное содержание и звучание), а также система правил их сочетаемости и употребления.

Что значит: язык существует объективно? Социально закреплен? Язык – это достояние коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени всё разнообразие диалектов, разнообразие классовой, сословной и профессиональной речи, устную и письменную формы речи. Нет языка индивида, потому что он объединяет индивидов.

Речь – это последовательность знаков языка, построенная по его законам из его “материала” и в соответствии с требованиями выражаемого конкретного содержания (мыслей, чувств, воли). Речь можно рассматривать с разных точек зрения: она бывает устной и письменной, внешней и внутренней и т.д.

Язык и речь едины. Средства общения, взятые в отвлечении от их применения, мы называем языком. А те же самые средства общения, конкретно примененные, мы называем речью. Язык реализует свои возможности в речи. Средства общения в возможности (потенции) – язык. Они же в использовании, в реализации – речь. “Речь – это язык в действии”, - писал С. Л. Рубинштейн.

Языкознание ХХ века, признавая единство языка и речи, убедилось в коренном различии между двумя явлениями. Язык и речь противопоставляются в современной лингвистике по разным основаниям.

1. Язык идеален, абстрактен , а речь материальна, конкретна. Язык, как любое идеальное явление, хранится в нашем сознании, памяти. Это система знаков, а всякий знак – это абстракция. Абстракция в языке присутствует в любом языковом факте, но ее характер может быть различным:

а) лексическая абстракция состоит в том, что слово не прямо соотнесено с вещью, но с целым классом вещей - с понятием (книга, дом );

б) грамматическая абстракция, например: значение предметности у имен существительных (столик, красота, бег );

в) фонетическая абстракция: одна фонема как единица языка может быть реализована в разных звуках речи.

Речь есть материальная форма существования языка, мы видим (и пишем) буквы в письменной речи, произносим и слышим звуки устной речи.

2. Речь первична , язык вторичен . Речь существовала и существует в действительности. Ею пользовались в первобытном обществе, когда еще не сложился язык. Язык как система знаков усилиями исследователей был извлечен из речи.

3. Язык воспроизводим . Мы можем знания о нем передавать из поколения в поколение, от учителя к ученику. Речь неповторима , она каждый раз по-новому создается, развертывается во времени и пространстве. Каждый акт речевой деятельности есть всегда творческий акт.

4. Язык - некая совокупность единиц и правил обращения с ними, которая хранится в нашем сознании и может быть использована. Язык потенциален , он весь - возможность. А речь - деятельность, в которой мы используем единицы и правила. Возможности языка реализуются в речи. Речь актуальна как реализация языковой системы, языковой потенции, в речи мы делаем выбор в зависимости от ситуации общения и употребляем именно эту, нужную здесь и сейчас единицу языка.

5. Система языка конечна , поэтому она поддается описанию, изучению, например, мы точно знаем, сколько гласных звуков в том или ином языке. Речь бесконечна . Одна информация может быть передана разными языковыми средствами в зависимости от речевой ситуации. Одна единица языка, повторенная каждым из нас много раз, с точки зрения речи не будет повторяться: у нас разные речевые аппараты, и даже один человек не может повторить сказанное, потому что время изменилось.

6. Язык развивается эволюционным путем. Он относительно статичен и пассивен . Благодаря этому мы можем понять древнерусские летописи, написанные много веков назад. Речь динамична и активна . Развитие языка обнаруживается в речи. Живая речь - это форма развития языка, она отражает меняющуюся действительность, поэтому сама всегда в движении. Если факт речи приобретает некое постоянство, он постепенно становится фактом языка. Например, новое слово, созданное кем-либо, может войти в общее употребление и стать неологизмом языка.

7. Язык и речь не существуют вне человека. Но язык - это явление социальное и объективное . Как общественный продукт и средство взаимопонимания людей, язык усваивается каждым индивидом в готовом виде и не зависит от человека, который на нем говорит. Он находится “вне воли тех, кто им обладает” (Ф. де Соссюр). Природа речи сложнее: она социальна ииндивидуальна одновременно.

Речь противопоставлена языку как явление субъективное, индивидуальное . Каждый акт речи имеет своего автора - говорящего или пишущего, создающего речь по своему усмотрению. В речи человек сам выбирает один из всех возможных языковых вариантов или даже создает свой по языковой модели (пушкинское "огончарован "). Единицы языка по воле автора могут приобретать такие значения, которых они не имеют в языке ("Отговорила роща золотая…" ).

Социальная природа речи состоит:

1) во-первых, в том, что она является частью общественной деятельности человека, значит, определяется некими объективными, не зависящими от человека условиями;

2) во-вторых, личность вступает в общение как представитель социума, который использует единый язык общения, имеет определенный социальный статус и играет конкретную социальная роль.

8. Язык имеет уровневую организацию , иерархию, включающую ярусы фонетический, лексический и др. Речь линейна , это последовательность лингвистических единиц в акте общения, в пространстве и во времени: звук следует за звуком - и рождается слово, слово за словом - словосочетание или предложение. В речи нельзя одновременно произнести два слова.

9. Язык нормативен , в нем не может быть ошибок. Язык - это своего рода кодекс, "навязываемый" обществом всем его членам в качестве обязательной нормы. В речи же, в процессе употребления единиц языка, могут возникать ошибки и неточности, связанные с незнанием правил, следовательно, речь может быть ненормативна .

10. Единицы языка соотносятся с единицами речи :

Современная наука, различая язык и речь, исследует их в двух разных отраслях: лингвистике языка илингвистике речи. Традиционная лингвистика языка (ее называют формальной, структурной) изучает язык как средство общения (с логическим ударением на первом слове). По образному определению Дж. Лакоффа, это “лингвистика болтов и гаек”.

В последние десятилетия сложилась лингвистка речи, которая рассматривает язык как средство общения, как речевую деятельность личности. Это, по определению Дж. Лакоффа, “гуманистическая лингвистика”, которая “задается совершенно иным вопросом, а именно: Что может изучение языка рассказать нам о человеческом существе?” Об этой лингвистике Л. Блумфилд писал: "Лингвистическая наука – это шаг по направлению к самопознанию человека".

Сегодня в фокусе внимания лингвистов оказались проблемы речи, использования языка в различных условиях общения, в разных социальных группах, в разных культурах и т.п. Возрос интерес исследователей к роли языка в жизнедеятельности индивида, в процессах социального взаимодействия людей, в познании мира человеком, в передаче сообщений с помощью средств электронной коммуникации и компьютерных технологий. На первый план выдвинулись такие недавно появившиеся отрасли языкознания, как лингвопрагматика, лингвистика текста, теория речевой коммуникации, теория речевых актов, теория дискурса, социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, компьютерная лингвистика и т.д.

К сожалению, учебные пособия по "Введению в языкознание", даже изданные в последние годы, не отражают достижений лингвистики речи и не знакомят будущего филолога с ее важнейшими понятиями, без которых невозможно представить современную науку о языке.

Постараемся восполнить этот недочет и обратимся к рассмотрению речи как объекта лингвистики.

gastroguru © 2017