Является ли бумага природным материалом. Виды работ из природного материала органического происхождения. Идеи для создания осенних поделок

Предыдущие статьи из серии «Знакомство ребенка с природой»

  • Находилки и Занималки от издательства «Манн, Иванов и Фербер»

    Обзор идей и поделок

    1. Окаменелости

    Эту идею я «вывезла» из наших азиатских путешествий. В Таиланде и на Бали очень часто в дизайне любых строений используются залитые бетоном отпечатки растений. Совершенная красота! Ощущение, будто это окаменелости со следами древних папоротников. Всегда хотела что-нибудь подобное привнести и в свой дом. Пока же только с детьми попробовали сделать поделки по этой технологии.

    В любую посудину необходимо набрать влажного песка, плотненько его примяв. Затем листиками, цветочками, или лучше даже чем-то более фактурным, например, шишками и ветками елочек, сделать отпечатки в песке.

    В отдельной посудине развести гипс и залить получившимся раствором песок с отпечатками. Оставить на несколько часов, а лучше сутки, для застывания гипса. Мы с обратной стороны еще подписали где чьи работы, т.к. дети весьма ревностно относятся к собственности =)

    Можно использовать получившиеся гипсовые формы в дизайне своего дома, особенно если делать более аккуратно. С песком, конечно, вариант получается «черновой», просто для детских игр, для дома же делать лучше «чистовик». Для этого, вместо песка, можно использовать мягкий пластилин или соленое тесто, например. Намазать его на дно посудины, сделать на нем отпечатки растений, а затем залить гипсом. Результат будет более аккуратным и четким. Гипс я всегда использую, кстати, вот этот , покупаю уже десятое ведерко и не нарадуюсь:)

    А с нашими окаменелостями мы решили обойтись иначе, чем просто украшать ими дом, о чем в следующем пункте;)

    2. Археологические раскопки

    Я закопала эти окаменелости в землю, можно в песочницу, например, и дала ребенку набор юного археолога — лопату и кисть:) Мишутка с удовольствием копал и аккуратно кисточкой очищал найденные «древности» =)

    Можно усложнить задачу, нарисовав, например, карту раскопок и учиться с ребенком ориентироваться на местности. Но это, я думаю, для детей от 5-6 лет, мы с Мишуткой обошлись простым вариантом копания в земле:)

    3. Древние ледники

    Еще один интересный вариант — замораживать свои природные находки. Для этого возьмите любые пластиковые формы, положите туда растения или цветы и залейте водой комнатной температуры. Последнее условие обязательно! Лед получится чистым и прозрачным только если вода будет комнатной температуры. Аккуратно поставьте формочки в морозилку. Через несколько часов, а лучше сутки, можно достать готовые ледышки.

    Играть с ними можно совершенно разнообразно. Например, мы устроили «пингвиний мир», где ледышки служили нам частицами среды обитания.

    Можно поиграть, например, в ледниковый период с динозаврами. Или из замороженных во льду цветов сделать ледяные гирлянды . Зимой они будут смотреться очень эффектно! В общем, все зависит от фантазии мамы и ребенка;)

    4. Штамповки

    Простой, но весьма занимательный, вариант игры — делать штампы собранными листочками. Можно просто штамповать, делая отпечатки разными цветами, можно собирать это в единый продуманный композиционный рисунок, а можно на обратной стороне обоев делать оберточную бумагу к праздникам, штампуя листьями в определенном цветовом ритме.

    Ребенок просто красит листья в разные цвета, а потом прикладывает их к бумаге. Получаются разнообразные отпечатки.

    Несмотря на всю простоту идеи, детям было очень интересно делать отпечатки самых разных листочков.

    5. Трафареты

    Этот способ показывала нам моя любимая учительница начальных классов. Мой результат тогда вышел настолько потрясающим, что запал не только в память, но и в мою душу, навечно =) На простой белый лист бумаги вы выкладываете разные листочки, прижимаете их чем-нибудь тяжелым, чтобы они не сдвинулись случайно. Затем берете кисть, а еще лучше старую зубную щетку, обмакиваете ее в краску и начинаете брызгать ею. Кистью просто трясете над бумагой, а в случае с зубной щеткой необходимо по ее волоскам проводить какой-нибудь палочкой туда-сюда. Во все стороны несутся цветные брызги.

    Берите разные цвета один за другим, в любом порядке и концентрации. Забрызгивайте им все пустоты на листе, чтобы белых пятен совсем не оставалось. Чем лучше вы покроете брызгами краски лист, тем отчетливее и красивее будет результат.

    Листья можно разместить на бумаге вразнобой, как Мишутка на фото выше, а можно сложить из них какой-нибудь рисунок, как Сашуля. Такая вот у нее получилась бабочка.

    Можно было бы дорисовать элементы бабочки, но мы оставили все как есть, теперь такая красота висит на нашей доске «почета»:)

    6. Аппликации

    Уже после наших аппликаций я случайно наткнулась в Интернете на информацию, что этот вид творчества очень популярен в Японии, и носит название Осибана. Надо же! А мы-то просто с детьми надумали составлять из листочков и веточек какие-нибудь фигурки, приклеивая их на бумагу =)

    Мишутке просто нравился процесс мазюкания клеем, т.е. его работа получалась скорее спонтанной, нежели чем-то продуманным. А вот Саша сделала по-моему очень красивую птицу, мне представляется какой-нибудь журавль с длинной шеей =)

    Пока готовила эту статью, почитала про осибану и нашла такие вот интересные примеры.

    По-моему как раз детский вариант – сделать этакий зоопарк. Животные получились очень симпатичными =)

    7. Гербарий

    Старый добрый гербарий по сей день не теряет своей актуальности. Ребенок может превратиться буквально в юного натуралиста, собирая и засушивая различные листочки и растения, вклеивая их в альбом и подписывая названия, а также другие подробности.

    Наверняка многие помнят как его делать, но я все равно напишу:) Просто собираете различные листья, цветы, веточки, в общем самые разнообразные растения. Кладете их между страниц толстой книги и оставляете до лучших времен. Обычно на несколько недель. Растения засыхают в плоском состоянии, потому их легко потом вклеить в тетрадку или блокнот, отчего получается этакая книжка по ботанике.

    А можно и вот так вот оформить гербарий в рамках, украсить свой дом этими стильными «картинами».

    8. Отпечатки

    В этой игре результат, как видите, у нас получился страшноватый, в оригинале же выходят весьма красивые картинки. Но видимо мое отсутствие энтузиазма сказывалось и на детях. Я, по правде сказать, против такого «развлечения», но все-таки предложила Саше с Мишой и такой вариант «поделки».

    Основывается этот способ отпечатка на выделении сока растений. Именно сок и окрашивает белый лист бумаги. Ну а чтобы настолько выдавить сок из цветка, необходимо долбить по нему молотком. Я не фанатик-гринписовец, но как-то неправильно сначала учить детей уважать природу, читать книги о ней, а потом жестоко долбить по ней молотком. Потому мы и траву-то взяли уже скошенную ранее, а не свежие сочные цветочки, вот и результат получился так себе.

    Но я объективно понимаю, что это лишь мое мировоззрение, а мы все разные. Потому, если же все-таки вы решите попробовать, то необходимо взять бумагу для акварели, аккуратно разложить на ней небольшой букет из цветов, затем накрыть сверху листом простой бумаги, и по этому листу постучать молотком. Когда его уберете, получите красивый отпечаток. Единственный плюс этого упражнения для меня заключается в том, что так можно ребенку объяснить, что сок разных растений можно использовать в качестве красок. Вспомнить и историю, как делали раньше натуральные красители. Здесь это видно очень наглядно.

    9. Трехмерные раскраски

    Любые природные материалы можно раскрашивать! Вы скажете, что это банально и вообще чушь какая-то, но я так совсем не считаю. Тем более важно, что́ именно вы делаете. Не просто дать ребенку раскрасить найденную сухую палку, а предложить ему сделать человечков из этих палочек и пусть каждый будет в своей одежде. Или вот зимой мы разукрашивали шишки в разные цвета, чтобы потом привязать к ним ниточки и повесить их в качестве игрушек на новогоднюю елку.

    «Трехмерные раскраски» подойдут как для подросших детей, так и для самых маленьких. Например, вот эти ракушки Мишутка у меня раскрашивал еще в 1,5 года, когда мы жили в Краби . Утром собирали ракушки на море, а после тихого часа сидели творили вот =)

    Или тоже из ракушек и красок такой вот вариант рыбок в море. Сами ракушки мы не раскрашивали, но наклеили их картонку, почпокав на ней предварительно гуашью. Самим же ракушкам приклеили глазки (продаются такие в творческих магазинах). Ниже я сделала подборку товаров, что мы использовали для всех этих поделок, среди которых есть и глазки, может и вам пригодится;) А картинку эту Миша делал тоже года в полтора, может даже чуть пораньше.

    И буквально на днях объектом наших раскрашиваний стали самые разные камни, с ними вообще много чего можно придумать, дабы использовать позже это в играх. Вот у нас дома из камней для наших настольных игр, которые мы одну за другой придумываем и рисуем мелом на графитовом столе.

    Об этом столе и что с ним можно делать я еще обязательно расскажу, вы можете , дабы узнать первыми, когда выйдет пост.

    Отмечу, что для самых маленьких такой вариант раскрасок идеален. Дело в том, что малышам сложно раскрашивать стандартные картинки, не выходя за границы. Потому им лучше разукрашивать какие-нибудь реальные предметы, например, глиняные горшки, деревянные кубики или игрушки (продаются в магазинах для творчества) или любые подходящие природные материалы. Согласитесь, ребенку, возрастом 1-2 года, легче почувствовать границу на каком-то предмете, нежели на бумаге. Потому не нужно рано просить детей раскрашивать обычные разукрашки, давайте им раскрашивать объемные предметы. Не забывайте, что лучше всего для этого подойдут акриловые краски, а не акварельные или гуашь.

    10. Пластилиновые вазы

    Еще один простой, но увлекательные способ использовать природные материалы типа ракушек, мелких камушек или каких-нибудь семечек (арбузные, тыквенные и др).

    Возьмите любую бутылку или вазу или, как мы вот, глиняный горшочек и попросите ребенка обмазать его пластилином. Это очень развивает моторику, ведь нелегкий труд =) А затем вместе с ребенком к этому пластилину приклеивайте свои подобранные природные материалы, придавливая их пальцем. Малышам следует помогать. Мишутка также делал такую поделку еще в 1,5 года. Я не стала наседать на него, чтобы он обложил ракушками всю поверхность горшка, т.к. для маленького ребенка это сложно. Он сделал из ракушек только каёмку, но по-моему уже получилось неплохо =)

    Затем мы посадили в этот горшок цветок, ребенок тоже «работал» сам, а после подарили этот цветочек прямо в хендмейд-горшке Мине, тайской девочке, на день рождения которой нас пригласили. Об этом я писала в своей статье Как Тигра на день рождения тайской подружки ходил :)

    Конечно, вариаций игр с природными материалами масса. Я осветила лишь их маленькую толику, но даже этот десяток игр привнесет в ваши летние занятия разнообразие, детский интерес и стремление к познанию природы и окружающего мира.

    Товары для творчества

    Помимо природных материалов, которые можно не просто собирать, а искать через игры-находилки , для этих поделок вам могут также пригодиться товары для творчества, которые я использовала в этих играх.

  • »! Сегодня мы расскажем о природных материалах, которые можно использовать для изготовления поделок. Ведь поделки из природных материалов, приобщают детей не только к прекрасному, но развивают творческие способности. Родителям необходимо приобщая детей к творчеству обращать их внимание на красоту цветов, деревьев, листьев, ракушек, их цвет, форму.

    Давайте рассмотрим основные материалы для поделок:

    ВЕТКИ И КОРНИ
    Ветки и корни – материал, который часто применяют в поделках. Из них можно сделать руки, ноги, шею и тому подобное.

    ШИШКИ

    Шишки являются отличным материалом для объемных поделок. Из них можно выполнить животных или человека. Шишки разнообразны по внешнему виду и хорошо склеиваются между собой. Для поделок предпочтительнее использовать нераскрывшиеся шишки, так как они удобнее в работе.

    Подбирать шишки лучше с влажной почвы, поскольку такой материал медленнее высыхает и дольше сохраняет форму.

    ЖЕЛУДИ

    Из желудей можно сделать фигурки человечков, различные детали к другим поделкам и прочее.

    Созревать желуди начинают в сентябре – октябре. Собирать их предпочтительнее, когда они уже созрели и опали. Для поделок подходят только чистые здоровые желуди. Вместе с ними желательно собирать и плюски, которые могут пригодиться для различных поделок.

    Работать легче со свежими желудями, к тому же, они дольше сохраняются. Высохшие же желуди при обработке легко раскалываются. Так, например, из продолговатых желудей можно сделать жирафа, ослика, лошадь и др.

    КАШТАНЫ

    Плоды каштана имеют красивую блестящую ярко-коричневую поверхность. Оболочка свежего каштана легко прокалывается шилом. Из целых плодов можно изготовить голову и туловище для кукол.

    КУКУРУЗНЫЕ ПОЧАТКИ

    Из них можно изготовить фигурки птичек, лошадок или других животных. Для работы хорошо использовать початки, которые только-только начали созревать. С таким материалом детям будет легче работать, т. е. все необходимое они смогут сделать самостоятельно – обрезать, склеить, проколоть и пр.

    Листья, которые были отделены от початков, также могут пригодиться в работе. Например, из них можно сделать стрекозу, зайца, мышку и многое другое.

    СОЛОМА

    Солома гибкая, гладкая и пахучая. Можно использовать для работы солому пшеницы, риса и овса. Главное, чтобы стебли, предназначенные для поделок, не были измятыми.

    Поделки из соломы делают с помощью связывания и сшивания пучков, плетения и наклеивания. Из соломы можно сделать даже аппликацию. Для этого ее упаривают, потом разрезают на две части и наклеивают на кальку.

    ЛИСТЬЯ

    Листья служат хорошим материалом для изготовления дополнительных деталей поделок. Благодаря разнообразным формам и расцветкам они находят любое применение. Например, могут стать парусом, крыльями бабочки или плавниками рыбы.

    СЕМЕНА

    Семена деревьев, цветков и других растений являются замечательным дополнительным материалом для поделок. Отлично подойдут для этой цели семена клена и ясеня, из которых можно сделать крылья, плавники, уши, а из семян липы могут получиться лапы животных. Для глаз хорошо подходят семена подсолнуха, дыни, арбуза.

    ОРЕХИ И СКОРЛУПА ОРЕХОВ

    Для изготовления поделок можно использовать различные виды орехов. Они подходят в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков, животных и т. д.

    Кедровые орехи используют как дополнительный материал для поделок. Они легко прокалываются шилом и хорошо склеиваются.

    Очень удобны для изготовления поделок земляные орехи. Благодаря тонкой скорлупе они легко прокалываются, режутся. Из них можно сделать оригинальные фигурки животных.

    КОРА И БЕРЕСТА

    Кора используется для подставок при формировании различных сценок и отдельных поделок из природного материала.

    Кроме того, она прекрасна в качестве дополнительного материала. Чтобы изделия из коры выглядели более привлекательно, их можно покрыть лаком.

    Отдельно следует сказать о березовой коре (бересте). Это очень хороший и прочный материал, отлично подходящий для поделок. Для них используют кору берез, которые росли на сухих почвах, так как она более плотная и гибкая.

    ХВОЯ

    Иглы ежа, усики бабочки можно сделать из хвои. Собирают ее в любое время года в местах, где растут хвойные деревья. Хранят хвою в коробке.

    ЯГОДЫ

    Разнообразные и интересные поделки можно изготовить из ягод. Особенно подойдут для этой цели плоды шиповника и рябины.

    Работают с этим материалом в летнее время, так как свежие ягоды легко прокалываются сосновыми иглами и спичками.

    КУВШИНКИ

    По своей форме плоды кувшинки похожи на кувшинчик с узким горлом. Их можно использовать в качестве дополнительного материала при изготовлении голов животных, для посуды и других деталей. Перед тем как начать с ними работать, плоды высушивают. Хранят материал в сухом и прохладном помещении.

    РОГОЗ

    Рогоз произрастает по берегам озер, прудов и рек. Из Соцветия рогоза можно сделать забавные фигурки животных или различные предметы. Листья рогоза узкие и длинные. Они также могут быть использованы при изготовлении поделок.

    ДЕКОРАТИВНЫЕ ТЫКВЫ

    Декоративная тыква может быть самых разнообразных форм и оттенков. Это отличный материал для необычных поделок, так как легко поддается обработке, а после высыхания хорошо хранится.

    Из декоративной тыквы получаются отличные кувшинчики, светильники, подсвечники, и не только.

    ТРАВА И МОХ

    Траву и мох хорошо применять в качестве дополнения к поделке. Но помните, что трава после высыхания становится ломкой. Ее обычно используют для скрепления каких-либо деталей поделки, а мох – в качестве фона, тем более что он легко приклеивается.

    КОЖУРА ЦИТРУСОВЫХ

    Цедра неплохо подойдет для изготовления различных поделок. Из нее также можно сделать аппликацию.

    ПЕСОК

    Методика работы с песком проста: на плотной бумаге рисуют контур фигуры или орнамент, покрывают его клеем и посыпают песком. Чтобы поделка выглядела более красиво, песок подкрашивают в необходимый цвет.

    РАКУШКИ

    Благодаря причудливой форме, ракушки в сочетании с другим материалом легко превратить в необычные цветки. Очень часто ракушки используют для того, чтобы оформить шкатулки, рамки для фотографий и подставки. Очень красиво смотрятся морские пейзажи, оформленные ракушками.

    Ракушки могут быть использованы не только для изготовления фигурок животных, но и в качестве дополнительно материала. Как и песок, ракушки крепятся к поверхности изделия с помощью клея.

    КАМНИ

    Камни для поделок можно найти на берегах рек, осыпях, дне ручьев, оврагов и пр. Для изготовления поделок применяют гальку, причем желательно использовать полупрозрачные и цветные камешки с необычным рисунком.

    ОПИЛКИ

    Перед началом работы опилки пропускают через сито, чтобы отсеять крупную щепу, а потом окрашивают гуашью в необходимые цвета. После этого из опилок можно выполнить мозаику. В качестве основы рекомендуется взять фанеру, цветной картон, плотную бумагу. На нее наносят контур рисунка, участки которого потом промазывают клеем и на это место насыпают опилки того цвета, который необходим по рисунку. Когда клей высохнет, остатки опилок нужно стряхнуть. Процесс повторяют до тех пор, пока работа не будет закончена. Мелкие детали дорисовывают карандашами или красками.

    ПТИЧЬИ ПЕРЬЯ

    Перья птиц также используются при изготовлении поделок. Это могут быть перья кур, уток, воробьев, голубей и прочих пернатых.

    Дополнительными материалами для поделок служат:

    ПРОВОЛОКА И НИТКИ

    Проволока (смотрите ) и нитки необходимы для скрепления различных частей поделок.

    БУМАГА И ФОЛЬГА

    Бумага бывает писчей, фильтровальной, плакатной, конвертной, альбомной, обойной, бархатной, афишной, обложечной, копировальной, оберточной и пергаментной (читайте ). Каждый из этих видов отличается по толщине, окраске, плотности и назначению.

    Фольгой часто украшают переплеты и поделки.

    ПЛАСТИЛИН

    Для скрепления частей несложных игрушек, а также для лепки некоторых деталей поделки на начальных этапах работы используют пластилин.

    ЦВЕТНЫЕ ЛОСКУТЫ

    Для оформления поделок пригодятся также цветные лоскуты, которые могут применяться и в качестве декорации для сюжетных сценок, и для изготовления одежды и пр.

    Основными инструментами для поделок являются:

    ШИЛО

    Игла с рукояткой называется шилом. Длина его ручки должна быть около 5–7 см, диаметр – 1,5–2 мм; длина колющей части – 3–3,5 мм.

    НОЖНИЦЫ

    Для изготовления поделок нужны ножницы, желательно небольшие, с тупыми концами, чтобы случайно не пораниться.

    НОЖ

    Нож для работы над поделками лучше использовать небольшой и с тупым концом.

    ИГЛА

    Для поделок может понадобиться крупная швейная игла.

    ПРОСТОЙ КАРАНДАШ

    Простые карандаши различной мягкости понадобятся для нанесения контура на бумагу перед вырезанием деталей или игрушки.

    КРАСКИ

    Для оформления отдельных деталей поделки обязательно понадобятся краски. Особенно хороши гуашевые краски, так как они яркие, густые и хорошо держатся на раскрашенной поверхности.

    КИСТИ

    Рисовать лучше мягкими беличьими кисточками № 4 и 6, а для клея понадобятся кисти из щетины.

    СТЕКИ

    Стеки применяют при обработке поверхностей из глины или пластилина.

    ЩИПЧИКИ

    Для закручивания проволоки при изготовлении поделок из соломы и других материалов понадобятся щипчики. Это могут быть маникюрные или со сведенной перекрученной передней частью инструменты.

    СЛЕСАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    Такой инструмент, как плоскогубцы, клещи и сверло, должен использоваться в присутствии взрослых.

    На этом мы заканчиваем первую публикацию о поделках из природных материалов.

    А сейчас посмотрите видео о том, какие поделки можно изготовить из природных материалов.

    былинах, пословицах и поговорках. В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества, Днепр-Славутич - мудрости и величия , матушкой ласково называет народ великую русскую реку Волгу .
    Любовь к природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, поучительной сказкой бабушки.Природа учит, воспитывает . Вспомните "Триста страниц "Книги природы" В. А. Сухомлинского, его знаменитую "школу под голубым небом".
    Человек - хозяин своей земли , именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.
    Издавна народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное назначение и превратились в подлинные произведения искусства. Всемирную славу приобрели федоскинские и палехские шкатулки , широко известны дымковские и филимоновские глиняные игрушки, большой популярностью пользуется у нас в стране и за рубежом знаменитая матрешка.
    Все природные материалы можно разделить на две большие группы : растительные и минеральные . К растительным относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т. п., к минеральным - песок, ракушки, камешки и т. д. Перечень одной и другой групп довольно обширен , поэтому, исходя из местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки.
    При сборе природного материала трудно предусмотреть, что именно пойдет на изготовление конкретной поделки, так как создание игрушек - процесс творческий. Игрушка подчас рождается экспромтом, поэтому собирают материала намного больше, чем требуется для проведения одного-двух занятий. Под руками должен быть большой выбор всего необходимого.
    Хранение природного материала не представляет трудности . Технология подготовки некоторых из них будет рассмотрена в соответствующих разделах. Не рекомендуется хранить природный материал «навалом». Его необходимо рассортировать по видам и хранить либо в папках, либо в коробках. Это облегчает поиск во время работы и способствует лучшей сохранности.
    Для работы с природными материалами используют различные инструменты. Тонкие веточки обрезают маленьким перочинным ножом . Для пиления применяют пилочку с мелкими зубьями, иногда лобзик. В работе необходимы молоточек, плоскогубцы, шило, маленькая дрель или коловорот с набором небольших по диаметру сверл. Мелкие детали из природного материала трудно обрабатывать в руках, поэтому для их закрепления используют небольшие тисочки или придерживают детали пинцетом .
    Обрабатывать природные материалы необходимо на специальном столе . Если такого стола нет, можно использовать для работы обыкновенную доску, на которой прибита дощечка с клиновидным выпилом для придерживания деталей. Такое приспособление используют при строгании древесины на столярном верстаке .

    Все что нас окружает – парки, скверы, пляжи, леса, поля и даже клумбы и газоны возле дома, все это может служить неиссякаемым источником материалов для творчества.

    При работе с различными природными материалами мы знакомимся, познаем среду в которой живем, учится бережно относиться к ней, наблюдаем изменчивость, изучаем разнообразие природных ресурсов.

    Где бы не находился человек, независимо от климатической зоны (за исключением Северного полюса) имея воображение, желание творить, которое способно превратить любой природный материал в произведение искусства.

    Природный материал разделяется на две большие группы:

    минеральные материалы;

    — растительный материал.

    Диапазон разнообразия каждой группы огромен и может ограничиваться временем года и местным ландшафтом.

    Растительный природный материал

    Листья

    Используют листья деревьев, кустарников, цветов они отличаются по форме, размеру, плотности, окраске.

    В осенний период листья приобретают многообразную расцветку, и широта палитры цветовой гаммы позволяет создавать яркие разнообразные творения. Для поделок используют свежие листья и засушенные, в работе их режут, мнут, рвут, сворачивают.

    Корни и ветки деревьев

    Этот материал не оставит равнодушным никого, в зависимости от воображения любую корягу и ветку можно превратить в какую-нибудь поделку и данный природный ресурс доступен в любое время года.

    Также ветки и бревна разрезают на тонкие блины и используют как заготовки для дальнейшего творчества. Их разукрашивают, красят, покрывают лаком, сверлят, обжигают.

    Семена деревьев

    Используют свежие семена, поскольку старые и сухие семена теряют гибкость, цвет и форму. Как правило, используют семена клена и ясеня.

    Плоды деревьев, кустов

    В работе используются каштан, шишки, желуди, плоды рябины, диких яблонь. В процессе создания поделки находят применения и жесткая, колючая оболочка каштана, шляпка от жёлудя, черенки диких яблок.

    Кора дерева


    Кора деревьев отличается твердостью, гибкостью, цветом. Наиболее часто в поделках используют кору березы — бересту.

    Скорлупа ореха

    Применяют скорлупу таких орехов как — грецкого, арахиса, кокоса, миндаля, фисташки.

    Семечки

    В работе используют только мытые, сушеные семечки арбуза, тыквы, кабачка, яблока, дыни, подсолнуха.

    Крупы

    На кухне любой хозяйки всегда можно найти гречневую, пшеничную, рисовую, перловую, гороховую крупы.

    Опилки

    Для различных поделок используют мелкие и крупные опилки. Их отделяют с помощью сита. Мелкие опилки красят и сушат. Крупные используют в объемных работах.

    Цветы и трава

    В работе используют заранее засушенные сборы цветов и трав. Поскольку свежие цветы и трава со временем вянут и теряют былую красоту, цвет и форму.

    Солома

    Осенью собирают сухие стебли злаковых культур, таких как пшеницы, овса и ржи, в это время они становятся жесткими и крепкими.

    Тополиный пух

    В период цветения тополя, собираю пух с веток, а не тот который отлетел. Этот материал очень хрупкий и использовать его надо с осторожностью.

    Различается по цвету и внешнему виду. Собирают с помощью совка аккуратно поддевая с земли.

    Перья

    Главное условие — перья должны быть чистыми. Собирать с улицы перья не рекомендуется, зачастую они либо грязные, либо от больных птиц.

    Минеральные природные ресурсы

    Песок

    Очень доступный материал, собрать его можно в ближайшей песочнице. В зависимости от места происхождения песок различается по структуре и цвету. Перед использованием его моют и сушат.

    Ракушки

    Жителям прибрежной зоны или отдыхающим на море можно без труда найти ракушки на берегу моря. Они бывают разных видов, форм и размеров.

    Камни

    Любой камень можно превратить в произведение искусства используя только одну краску и лак. Камни можно склеивать, создавая целые замки, заборчики или колодцы.

    Сбор материала - это не только увлекательное занятие, но и приятное время препровождения, которые нравится детям и взрослым. Соединяя различные техники, такие как аппликации, мозаики, лепка и другие можно создавать поистине потрясающие вещи. Природа предоставляет любые материалы и не ограничивается временем года, при этом вид наших творений ограничивается только нашей фантазией.

    А мы хотим пригласить вас на курс «Творчество круглый год. Осенняя мастерская» , который стартует 10 октября. И раз это осенняя мастерская, то наряду с другими поделками, мы будем делать поделки из природного материала, которые нам так щедро дарит осень!

    Согласитесь, что осень — самое творческое время, когда сама природа вдохновляет, а материал для творчества буквально валяется у нас под ногами. А какое буйство красок вокруг! Не случайно об осени сложено столько стихов, написано ярких картин.

    Действительно, не возможно просто пройти мимо. Хочется собрать всю эту красоту и творить, творить, творить!

    Творите вместе с нами!

    Для участников мастерской мы подготовили три предварительных задания и предлагаем Вам их тоже выполнить. Неважно будете вы принимать участие в курсе или нет, вы все равно так или иначе занимаетесь творчеством с ребенком, поэтому предлагаем Вам поговорить о природных материалах для детского творчества и написать отчет по первому заданию в комментариях к этой статье. В отчете надо ответить на два вопроса:

    — какие природные материалы вы чаще всего используете для творчества с детьми;

    — почему именно эти материалы? Может быть их проще собрать? Или они вдохновляют вас на творчество?

    Предварительных заданий будет три, ссылки на них будут добавлены в конец этой статьи. Если Вы хотите получать задания на почту, то подпишитесь на мою бесплатную книгу «Почему с детьми важно и нужно заниматься творчеством ».

    Участие в курсе «Творчество круглый год. Осенняя мастерская» ;

    Моя электронная книга «Первые поделки малыша» ;

    - развивающая тетрадь «Привет, Осень» Анхельс Наварро .

    Т.е. от вас требуется написать три отчета до 11 октября включительно, а мы выберем среди отчитавшихся трех призеров с помощью сервиса рандом.

    И абсолютно все участники, написавшие три отчета, получат 60% скидку на курс «Творчество круглый год. Осенняя мастерская» , т.е. участие вам обойдется в 320 руб .

    Ждем ваши отчеты в комментариях!


    Природные материалы на уроках технологии

    Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства.

    Можно выделить несколько факторов благотворного влияния работы с природным материалом:

    развитие сенсомоторики. Развивается согласованность в работе глаз и рук, совершенствуется координация действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений;

    умственное развитие ребенка. Прослеживая путь по изготовлению поделок из природного материала, можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, а затем ребенок изготавливает поделку по собственному замыслу;

    развитие внимания. Повышается устойчивость внимания, формируется произвольное внимание;

    удовлетворяется любознательность детей. В таком виде деятельности всегда есть новизна, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов;

    развитие личности ребенка, воспитание его характера. Игрушку сделать не так просто: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок сталкивается с трудностями, он должен попытаться самостоятельно справиться с ними.

    Аппликационная работа над поделками из природного растительного материала требует от ребенка точных действий, и если вначале бывает так, что при изготовлении требуется особенно большая усидчивость, то с появлением определенных навыков развиваются и гибкость пальцев, и хватательные умения, движения мелкой моторики, фантазия. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий.

    Все природные материалы можно разделить на две большие группы: растительные и минеральные. К растительным материалам относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т.п. К минеральным - песок, ракушки, камешки и т.д.

    Растительные природные материалы используются для изготовления плоских, выпуклых и объемных композиций на уроках труда во всех классах. Еще в детском саду дошкольники делают аппликации из листьев и семян, объемные композиции из разнообразных плодов и их частей, веточек. В третьем-четвертом классах школы дети уже могут включать в аппликации- флоресты лепестки, цветы и соцветия. Особенно оригинальные работы получаются из соломы злаковых культур.

    Природные материалы требуется не просто собрать, их нужно правильно обработать, заложить на хранение и систематически пополнять имеющийся фонд.

    Листья, собранные детьми на уроке-экскурсии, в классе сортируют по породам деревьев и размерам, если нужно, протирают сухим лоскутком и укладывают под пресс для засушивания в специальных папках из гофрированного картона, переложив кусками газеты. Газеты меняют каждые два-три дня до полного высыхания листьев. Небольшие цветы, соцветия и лепестки срезанных цветов традиционно засушивают в книгах, которые обеспечивают сильное сжатие тонких поверхностей и быстрое их высыхание. Для удобства работы на уроках готовые материалы хранят в складных бумажных коробках. Семена яблони, груши, арбуза, дыни и др. тщательно отмывают в домашних условиях от сока, высушивают на бумаге или полотенце и хранят затем в классе в стеклянных емкостях с крышкой.

    Еще раз оговоримся: семена, выращиваемые специально в пищу и продаваемые в виде крупы (рис, гречка, пшено, горох и др.) могут быть использованы исключительно фрагментарно и очень редко (глазки у объемной игрушки из каштанов или шишек). Плоды деревьев (желуди, каштаны, орехи, шишки) собирают и обеспыливают. Затем подсушивают и закладывают на хранение строго по сортам в картонные маркированные коробки. С каштанов снимают колючую кожуру, ее подсушивают, хранят отдельно от плода. Сам плод каштана (орех) должен быть использован в этом же году, поскольку он от пересыхания неизбежно сморщится (что не помешает включить его в великолепную композицию) и просверлить в нем отверстия для монтирования с другими деталями будет существенно труднее, чем в свежем. Орехи (грецкие, лещина, фисташки) редко используются целиком. Как правило, для наших композиций пригодится только их скорлупа. Ее собирают в течение года. Хранят в стеклянных емкостях с крышкой.

    Шишки (еловые, сосновые, ольховые и других пород деревьев) собирают с земли осенью, обеспыливают и подсушивают. Следует помнить, что при высыхании свежие шишки меняют внешний вид - они раскрываются. И хранить их нужно именно в сухом помещении, подальше от воды, иначе они заплесневеют. Если же для реализации замысла среди зимы понадобится закрытая шишка, ее придется замочить в стеклянной емкости на несколько дней. Как только она закроется, её вынимают, вытирают, немного подсушивают и консервируют форму. Для этого шишку окунают в столярный клей и высушивают. Если же свежую шишку (закрытую) нужно быстро раскрыть, используют принудительное высушивание. Шишку кладут на горячую батарею на день-два и наблюдают за изменением формы. Еще проще раскрыть шишку, подсушив ее дома в духовке (дети должны это делать под наблюдением родителей).

    Для работы в кружке могут понадобиться шишки искривленной формы. В этом случае свежую шишку варят до тех пор, пока сердцевинка не станет мягкой. Вынув из кипятка, ее остужают, сгибают руками в нужном направлении и «бинтуют», фиксируя форму. В таком виде заготовка высыхает окончательно. Затем бинт снимают и заготовку консервируют в столярном клее. Кора, как правило, служит базовой (основной) деталью, на которой собирают объемную композицию. Обломки коры собирают с пней или стволов деревьев при их весенней обрезке. Особую ценность представляет слоистая кора березы, берёста. Ее распаривают в кипятке, расслаивают, затем высушивают под прессом. Как правило, берёсту используют в кружковой работе. Тонкие веточки подбирают с земли, обеспыливают, хранят в картонных коробках. Солому злаковых культур очищают от листьев, вырезают узлы. Полученные трубочки-междоузлия варят в домашних условиях в течение 20 минут для обеззараживания, вынимают из кипятка и остужают на полотенце. Часть длинных трубочекраскалывают ножом вдоль волокон и разглаживают горячим утюгом по глянцевой поверхности, превращая в ленточку. Оставшиеся трубочки тщательно высушивают, чтобы не допустить загнивания, затем закладывают на хранение в картонные коробки, разделив по оттенкам. Соломку можно в случае необходимости окрасить (хотя у нее и так богатейшая палитра). Кипячение в содовом растворе с добавлением луковой шелухи усиливает желтый цвет соломки, с шишками ольхи или дубовой корой - придает ей коричневый цвет. Если же мы хотим получить необычные яркие цвета (красный, фиолетовый, зеленый и т.д.), соломку предварительно нужно обесцветить обычными бытовыми отбеливателями для хлопчатобумажных тканей. Затем ее тщательно прополаскивают и погружают в раствор анилиновых красителей для тканей. Получив нужный цвет, солому вынимают из раствора, вновь прополаскивают в проточной воде и высушивают. лепка изобразительный искусство скульптур

    Свойства, которыми обладают подготовленные к работе природные растительные материалы . Что нужно знать, чтобы изготавливать долговечные композиции?

    Листья и цветы при высыхании под прессом незначительно меняют цвет, фиксируют форму, теряют эластичность. Они становятся твердыми и хрупкими. Эти свойства диктуют технологические приемы работы с ними. При сборке аппликаций из листьев и цветов используется клей ПВА, который наносят точечно.

    Из минеральных природных материалов для работы доступны камешки, ракушки, яичная скорлупа и перья.

    Небольшие камешки и ракушки, как правило, готовы к употреблению. Их тщательно отмывают, высушивают и хранят небольшими порциями в картонных коробках, разобрав по размерам. Целую яичную скорлупу готовят дома, под руководством родителей, но учащиеся на уроках тщательно анализируют приемы работы по учебнику. Вначале целое сырое яйцо нужно помыть под струей холодной воды, вытереть, осторожно шилом проколоскорлупу с полюсов и выдуть содержимое в чашку. Затем, закрыв одно из отверстий пальцем, через другое налить в скорлупу немного воды, несколько раз встряхнуть и выдуть остатки воды в раковину. Целые скорлупки (по три штуки на учащегося) хранятся в картонной коробке в классе и используются как полуфабрикаты для игрушек в течение года. Осколки скорлупы хранят отдельно, они понадобятся для мозаичных аппликаций на глиняных цветочных горшках. Птичьи перья используют в качестве отделки изделий с большой осторожностью. Как правило, это два-три перышка, «добытые» из подушки, или сброшенное домашним попугаем яркое перо для украшения прически индейца.

    Все изделия из названных материалов можно условно разделить на плоские, выпуклые и объемные.

    К плоским изделиям, собранным на клее ГТВА, относят аппликации из засушенных гербарным способом листьев, цветов и соцветий, лепестков. Используются также трубчатая и разглаженная солома и семена. Листья, цветы и соцветия закрепляют на фоновой детали капельным приклеиванием. Соломку и семена приклеивают за всю поверхность.

    Технология выполнения аппликации из природного материала младшими школьниками предусматривает такие этапы работы:

    подготовка материала, его выбор;

    выбор рисунка для аппликации;

    положение материала, создание эскиза;

    выбор оборудования инструментов, вспомогательных материалов;

    техника выполнения поделки различными способами.

    Для выпуклых аппликаций используются высушенные детали из плоской соломы на кальке. Их изгибают на фальцовке точно так же, как любые бумажные детали. Однако следует помнить, что направление изгибания должно точно совпадать с направлением волокон соломки. Тогда деталь легко изогнется. Если же направление будет поперечным, ленточки соломинки отклеятся от кальки. Приклеивают изогнутые фрагменты из соломки к фоновой детали, также как и бумажные, в одной точке.

    В первом классе для соединения объемных деталей учащиеся используют пластилиновый налеп, во втором классе детали склеивают клеем ПВА (в некоторых случаях требуется предварительная зачистка мест соединения наждачной бумагой или надфилем), в третьем и четвертом - соединяют на шпильках.

    Кроме растительных природных материалов, в начальных классах используются некоторые минеральные материалы животного происхождения. Это ракушки и яичная скорлупа. Такие материалы могут сочетаться в изделиях с растительными природными, бумажными и полимерными материалами, с полуфабрикатами.

    Отдельную группу среди изделий из растительных природных материалов образуют елочные подвески из расплющенной соломы . Поскольку солома обладает естественным блеском и очень нарядной окраской, ее можно сплющить утюгом, обрезав концы, выровнять длину заготовок и связать по схеме, чтобы получилась, например, восьмиконечная рождественская звезда. Особенно нарядной получится подвеска, если ее лучи переплести елочным дождиком.

    Более сложные композиции получаются из целых трубочек соломы, которые нанизывают на елочный дождик, получая сквозные объемные подвески.

    gastroguru © 2017