Японская система образования. Школа в Японии: образование и классы

В статье представлена система образования в Японии. Присутствует сравнение с системой образования в России.

  • Положительные и отрицательные стороны современного образования в России
  • Зарубежный и отечественный опыт управления образования (на примере Российской Федерации и Японии)
  • Нарушения углеводного обмена в работе врача общей практики

Прежде чем говорить о системе образования в Японии, следует отметить тот факт, что она значительно отличается от системы образования в России. Японские школьники и студенты отличаются трудолюбием. Его японцы ставят во главу угла. Оно ценится гораздо больше, чем ум, сообразительность, находчивость, остроумие и умение выкрутиться из любой ситуации. Быстро и качественно выполненная работа – вот главная цель у японских работников. Они могут подолгу сидеть за своим рабочим местом и стараться качественно выполнить свои задания в срок. Из-за своей работы они могут достаточно часто переезжать в другие города, это тоже отличает японцев от русских. Наше рабочее население не отличается желанием работать сверхурочно, для того, чтобы сделать свою работу в срок.

Ещё одним фактом, отличающим японских работников от русских можно назвать отсутствие споров со своим руководителем. Для них неприемлемо вступать в конфликт с вышестоящим органом. Японцы обязаны беспрекословно выполнять распоряжения своего начальника. Со времён средневековья у них сохранилось такое качество, как уважение к старшим.

Японцы отличаются достаточно трепетным отношением к образованию. Высшее образование получают лишь единицы японцев, так как плата за обучение очень высокая, а родители редко соглашаются платить за высшее образование своих детей. В частности это касается таких областей как информационные технологии и медицина.

Дошкольное образование, как и в России, представлено яслями, детскими садами и садами для инвалидов. Ясли в Японии не дают никакой образовательной подготовки, поэтому они находятся вне официальной системы образования. В ясли принимают детей до 6 месяцев, и они там находятся полный рабочий день, в отличие от детского сада, там дети находятся до второй половины рабочего дня. Воспитатели в детских садах помогают детям подготовиться к школьной программе. Родители могут отдавать своего ребенка в детские сады в возрасте от 3 до 6 лет.

Школы в Японии включают в себя 3 уровня: начальный, средний и высший (старшая школа), собственно, как и в России. В начальной школе дети учатся 6 лет(6 классов). Средний уровень включает 3 года обучения. Старшая школа, так же как и средняя, составляет 3 года.

Каждый человек в Японии обязан окончить начальную школу. В ней детей обучают общеобразовательным предметам. С самого детства у детей вырабатывают «дух конкуренции», поэтому уже в начальной школе дети сдают сложные экзамены, результаты которых вывешивают на доску рейтинга на всеобщее обозрение. Это позволяет ученикам стремиться к получению лучшего результата, ведь никто не захочет находиться на последней строчке рейтинга.

На среднюю ступень образования (начальная средняя школа) дети поступают в возрасте 12 лет. Среднее образование также является обязательным для всех граждан государства. Во время обучения, сроком 3 года, помимо общеобязательных предметов, ученики изучают такие предметы как археология, светская этика, религиоведение. В некоторых частных средних школах есть одна особенность – мальчики и девочки могут получать образование отдельно друг от друга.

Старшая средняя школа может быть представлена старшей школой, техникумами и специальными школами для инвалидов. Японцы учатся там с 15 лет на очной форме обучения. Эта ступень образования не является обязательной, однако многие решают окончить старшую школу. В ней идет подразделение на естественные и гуманитарные науки. На всех ступенях образования ученики обязаны носить школьную форму. Также в их обязанность входит уборка школы. Некоторые средние и все старшие классы в Японии являются платными.

Высшее образование Японии схоже с высшим образованием в России. Оно предполагает 2 степени: бакалавр и магистр. Для степени бакалавра необходимо отучиться 4 года, а для степени магистра 2 года. В Японии почти нет бесплатного высшего образования. На бюджетные места могут поступить самые талантливые, одарённые и малообеспеченные студенты. Но есть одно условие – по окончанию университета студенты будут обязаны вернуть часть средств, потраченных на их обучение государством.

В Японии существует специальное образование. Дети могут посещать дополнительные курсы по тем предметам, которые не даются им в школе. Несмотря на то, что такие курсы являются платными, более половины учеников их посещают. Занятия проводятся в вечернее время после основной школы от 2х до 3х раз в неделю. Такие занятия могут посещать ученики с 7 класса. Каждый ученик может выбрать именно те курсы, которые больше ему подходят.

Отдельное внимание стоит уделить экзаменам, проходящим в японских школах и высших учебных заведениях. Почти весь учебный процесс в Японии отводится подготовке к экзаменам. Так как учебный год начинается с апреля и состоит из 3х триместров, между которыми есть зимние и летние каникулы, которые в свою очередь могут сокращаться из-за неуспеваемости учеников по каким-либо предметам, то почти весь учебный год японцы готовятся к предстоящим экзаменам. Дети почти всегда заняты зазубриванием материала. Из-за этого дети посещают специальные курсы для того, чтобы хорошо подготовиться к тесту. Экзамены, которые проводятся в середине триместра, посвящены общеобязательным предметам, а экзамены, проходящие в конце триместра, проверяют знания учеников по всем предметам.

В Японии существует образование для иностранцев, так как их образование достаточно престижное. У иностранцев есть два способа его получения. Они могут получить полноценное образование, отучившись 4 года или 6 лет, но тут возникает проблема со сдачей экзаменов, так как им придется сдавать ещё вступительные экзамены. Есть второй способ получения высшего образования в Японии, он гораздо легче первого. Он составляет двухлетнее обучение в высшем учебном заведении, достаточно знать английский язык. В Японии все имеют право на получение образования, если есть стремление, если человек способен удовлетворительно сдавать экзамены и готов платить за обучение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая социальная политика в области образования в Японии положительно влияет на все государство в целом. Японских студентов, которые окончили высшее учебное заведение, достаточно мало, но они имеют большую значимость для страны. Они представляют из себя высококвалифицированных специалистов, знающих своё дело. Выпускники будут адаптированы к взрослой жизни, быстро добиваясь поставленных целей. Итак, Япония как социальное государство выполняет свою главную функцию, а именно обеспечение каждому гражданину достойных условий существования, поэтому в условиях кризисных явлений, отчетливо проявившихся в экономике развитых стран, этот опыт может быть весьма полезным.

Список литературы

  1. Зарубежный опыт реформ в образовании (Европа, США, Китай, Япония, Австралия, страны СНГ): Аналитический обзор // Официальные документы в образовании. - 2002. - N 2. - С. 38-50.
  2. Гришин М.Л. Современные тенденции развития образования в Азии. - М.: Эксмо, 2005. – С. 18.
  3. Малькова З. А. Стратегия развития образования для ХХI века в Японии // Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. М., 1994. С. 46.
  4. Фишер Г. Еще раз о причинах «японского экономического чуда». - «Российский экономический журнал» , 1995, №8. – С. 6.

В Японии учебный год начинается 1 апреля и состоит из трех триместров, разделенных каникулами – короткими весной и зимой и более продолжительными летними. График каникул одинаков для школ, детских садов и вузов. Школьники в Японии посещают занятия с понедельника по пятницу или субботу, в зависимости от школы. Отличительная особенность образовательной системы Японии в том, что на протяжении обучения в детском саду и школе постоянно меняется состав групп и классов. Это дает возможность ученикам, у которых по какой-либо причине не сложились отношения в коллективе, подружиться с другими учениками в следующем году. Также считается, что это развивает коммуникабельность. Учителя в детском саду и школе тоже меняются каждый год, это снижает отрицательный эффект в случае, если преподаватель невзлюбит ребенка.

Система дошкольного образования в Японии

Детские сады в Японии не являются обязательной ступенью в системе образования, поэтому все они частные. Принимают в них с 4 лет (при особой занятости родителей с трех). Также существуют и ясли с 1 года, но в них можно отдать ребенка только при наличии очень веской причины, по обязательному заявлению и предоставлению документов комиссии, которая может и отказать. Все дело в том, что это противоречит принципу домашнего воспитания.

Система школьного образования в Японии

Большинство школ в системе образования Японии - муниципальные и финансируются из бюджета, но примерно 5% – это частные школы, обучение в которых платное. Ученики в японских школах учатся 12 лет, что несколько больше в сравнении с другими странами. Классы в школах как правило большие, около 40 человек. У каждого класса есть свое помещение, и учителя приходят туда для проведения урока, продолжительность которого составляет 45 или 50 минут. Обучение в 10–12-х классах не является обязательным, но 94% учеников учатся 12 лет.

Начальная школа – с 6 до 12 лет (1–6-й классы);

Средняя школа – с 13 до 15 лет (7–9-й классы);

Старшая школа – с 16 до 18 лет (10–12-й классы).

По окончании школы 75,9% выпускников продолжают учиться в вузах, училищах, колледжах и т.д.

Система высшего образования в Японии

С высшим образованием в Японии ситуация практически противоположная – 80% университетов негосударственные. В Японии 726 университетов, в которых учится 2,8 млн студентов (для сравнения – в России 7,5 млн студентов). Обучение в университетах проводится по двухуровневой схеме: бакалавриат (4 года) и магистратура (еще 2 года). Лучшими в Японии считаются два вуза: Университет Киото и Токийский университет, также высокие позиции в мировых рейтингах занимают университеты Кэйо и Васэда.

Система образования Японии

Современная система образования в Японии сложилась
130 лет назад, в годы бурной модернизации страны, начатой в 1868 году Реставрацией Мэйдзи. Нельзя сказать, что существовавшая до того времени школьная система не удовлетворяла потребностей государства в грамотных служащих. Начиная с XV века при буддийских храмах дети аристократов и самураев получали светское образование. С XVI века с развитием коммерции к образованию потянулись и отпрыски купеческих семей. Их монахи обучали чтению, письму и арифметике. Правда, вплоть до Реставрации Мэйдзи образование в стране оставалось сословным. Существовали отдельные школы для детей аристократов, воинов, торговцев, крестьян. Чаще всего такие школы были семейными предприятиями: муж учил мальчиков, жена - девочек. Основной упор делался на обучение грамоте, хотя были и свои нюансы. Детей знатных особ обучали придворному этикету, каллиграфии и стихосложению, а отпрысков простолюдинов - навыкам, более необходимым в повседневной жизни. Мальчишки немало времени отдавали физическим упражнениям, а девочек обучали основам домоводства - шитью, искусству составлять букеты. Но и тогда по степени грамотности населения Япония вряд ли уступала другим странам мира.

Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. С младых ногтей японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после - чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. Принятый в Японии принцип "пожизненного найма" дает человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной.

Японские мамы просто помешаны на том, чтобы их дети получили самое лучшее образование. В условиях, когда большинство японцев находится на одном уровне благосостояния (72% жителей страны причисляют себя к среднему классу и имеют примерно одинаковый доход), образование детей - это единственное, в чем они могут соперничать.

Столь серьезное внимание к образованию породило "дзюку" - специальные вечерние школы подготовки в престижные учебные заведения. Численность таких школ, аналоги которых появились при японских монастырях еще в XVIII веке, превышает 100 тыс. Маленькие "дзюку" порой состоят из 5-6 учеников, которые собираются на дому у преподавателя, в больших бывает до 5 тыс. учеников. Занятия в них проходят с 16:50 до 20:50, с понедельника по пятницу, а еженедельные контрольные обычно назначают на воскресное утро. Конкурс в самые престижные учебные заведения столь велик, что газеты употребляют выражение "экзаменационный ад". Для подготовки к вступительным экзаменам в "дзюку" устраивают так называемые "церемонии мужества", в ходе которых ученики с повязками на головах (на них пишется девиз школы) кричат изо всех сил: "Я поступлю!"

Дошкольные учреждения

Первые ясли в стране были созданы в 1894 г. в Токио, но идея раннего отрыва от матери не стала популярной. Первый детский сад фребелевского типа был основан в 1876 г. в Токио немецким педагогом Кларой Цидерманн. Его основное направление - самодеятельность ребенка - актуально до сих пор. С 1882 г. Министерство образования, науки и культуры стало открывать детские сады для бедных.

Документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений

Стандарты дошкольного воспитания и официальные правила для детских садов были разработаны в 1900 г., а в 1926 г. вступил в силу «Закон о детских садах». В нем рекомендовалось создавать детские сады на базе ясель. По закону 1947 г. детские сады и ясли стали частью системы начальной школы. Ясли были превращены в центры дневного ухода, относящиеся к ведению Министерства здравоохранения и социального обеспечения, и в течение 60-х гг. их программы перестали отличаться от программ детских садов.

Прием детей в дошкольные учреждения

В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей, обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей ребенка могут взять в садик с 3 лет. Есть в Японии и ясли для годовалых малышей, но отрывать их от семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны подготовить специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша в домашних условиях до 3 лет.

Сеть дошкольных учреждений

В Японии создана система частных и муниципальных детских садов, а также групп дневного присмотра за детьми, отличающихся от обычных детских садов более скромными условиями содержания детей. Но все детские сады платные. Родители расходуют на них примерно шестую часть средней месячной зарплаты. Все детские сады дневные, работают, как правило, с 8.00 до 18.00. Есть небольшое число садов продленного дня.

Среди частных дошкольных учреждений особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а затем без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в детский сад при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование. Отношения между родителями воспитанников элитных детских садов, принадлежащим, как правило, успешным, процветающим корпорациям, довольно напряженные и ревнивые. Однако таких дошкольных учреждений не так уж и много. Как не много и детских садов прозападного направления, в которых господствуют принципы свободного воспитания и нет той жесткой и достаточно тяжелой для маленьких детей системы занятий, свойственной элитным садам.

Систему учреждений дошкольного воспитания в Японии нельзя признать достаточно развитой. Почти половина малышей остаются вне этой системы. Поэтому работающим родителям приходится долго ждать возможности определить ребенка в детский сад.

Напряженность с детскими учреждениями пытаются разрядить с помощью различных общественных инициатив. Открываются центры помощи работающим родителям, малыши которых не посещают детские сады. Эту помощь оказывают волонтеры, желающие подработать, присматривая за детьми. В их качестве выступают, как правило, неработающие домашние хозяйки, имеющие собственных детей. Они с удовольствием принимают чужих детей в своих домах или квартирах. Продолжительность услуги определяют сами заинтересованные стороны.

В детском саду большое внимание уделяется образованию. С родителями заключается договор, есть программа, в содержание которой входит забота о здоровье детей, развитие их речи и самовыражения. На одного взрослого приходится около 20 детей.

В центрах дневного ухода акцент делается на воспитание. Младенцы и дошкольники воспитываются вместе. Дети направляются в них муниципальными властями. Плата зависит от дохода семьи. В содержание работы входят:

  • уход за ребенком;
  • обеспечение его эмоциональной стабильности;
  • забота о здоровье;
  • регулирование социальных контактов;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • развитие речи и самовыражения.

В таких центрах на одного взрослого в среднем приходится 10 детей.

Кроме названных видов дошкольных учреждений в Японии существуют дополнительные школы для занятий гимнастикой, плаванием, музыкой, танцами, искусством, а также частные детские сады при школах, готовящих к поступлению в университеты.

Режим работы дошкольных учреждений

Дети старше 3 лет находятся в детском саду около 4 ч в день. Центры дневного ухода работают по восьмичасовому графику. Но в настоящее время существуют и дошкольные учреждения, где даже дети первого года жизни находятся с 9.00-10.00 до 21.00-22.00.

В детских садах тщательно продумывается меню для детей. Воспитатели советуют родителям, как подготовить обэнто - коробочку с обедом, которую каждая мама должна приготовить ребенку утром. Рекомендуется использовать 24 вида продуктов. В меню обязательно включаются молочные продукты, овощи, фрукты. Рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность (она не должна превышать 600-700 калорий за один обед).

Состав групп в детском саду не постоянный. Обучая детей взаимодействию, японские воспитатели формируют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы имеют свои столы и собственные имена. Детей побуждают принимать решения, учитывая желания всех членов группы. Кроме этого, подобные группы служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Группа из 6-8 чел. включает представителей обоих полов и формируется не по способностям, а в соответствии с тем, что может направить их деятельность в эффективное русло. Каждый год группы формируются заново. Смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он найдет себе приятелей среди других детей. Детям прививается множество навыков, в том числе - как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников.

Воспитателей также меняют. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним сильно. Привязанности, считают японцы (вслед за американцами), рождают зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу детей. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у него сложатся дружеские отношения и он не будет думать, что все взрослые его не любят.

В Японии имеет место тенденция превращения дошкольного учреждения в семейный центр. Мы можем судить об этом лишь по косвенным признакам, например, по рекомендациям Министерства здравоохранения и социального обеспечения с целью перестроить деятельность учреждений дневного ухода, чтобы они стали функционировать как центры, играющие важную роль в общей структуре микрорайона, способные удовлетворить разнообразные потребности родителей с маленькими детьми.

Но по традиции дошкольное образование начинается в семье. Дом и семья воспринимаются местом психологического комфорта, а мать - олицетворением его. Самое тяжелое наказание для детей - отлучение от дома, даже на короткий срок. Вот почему за провинность ребенок наказывается не запретом выходить на прогулку с друзьями, а отлучением от дома. Во взаимоотношениях родителей с детьми отсутствует требовательное или осуждающее обращение, угрозы, шлепки, подзатыльники, в особенности же в общественных местах.

Для японских женщин главным по-прежнему остается материнство. После рождения детей жизненные вехи японки чаще всего определяются фазами жизни ее детей (дошкольный период, школьные годы, поступление в университет и т.д.). Многие японские женщины считают, что воспитание детей - все, что им необходимо сделать, чтобы их жизнь была «икигаи», т.е. имела смысл.

Современная японская семья сохраняет ряд специфических особенностей, главная из которых - патриархальность. Для Японии характерна традиционная идея о разделении жизненных ролей по половому признаку: мужчина работает вне дома, женщина ведет хозяйство и воспитывает детей. Концепция семьи подчеркивает непрерывность семейной линии, затухание которой воспринимается, как страшное бедствие. Отсюда вытекает очень бережное, любовное отношение к своим и чужим детям, их здоровью и личностному развитию.

Положительно в Японии рассматривается стремление детей к родительской опеке. По мнению большинства граждан, она оберегает ребенка от дурного влияния, употребления наркотических и психотропных средств. Основной смысл первичной социализации в Японии может быть сформулирован несколькими словами: отсутствие для малышей каких-либо ограничений. Воспитательная доктрина, как отмечал Г. Востоков, применяется к детям «с такой мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний. Давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония - детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов. Подобное отношение к детям в Японии не изменилось: родители ведут себя сегодня с детьми так же, как и раньше».

Японские женщины склонны регулировать поведение ребенка воздействием на его чувства, всячески избегают конфронтации с его волей и желанием и чаще выражают свое недовольство косвенно. Они пытаются расширить эмоциональный контакт с ребенком, видя в этом основное средство контроля, важным для них является демонстрация правильного поведения в обществе на собственном примере, а не вербальное общение с детьми. Японки избегают утверждения своей власти над детьми, поскольку это ведет к отчуждению ребенка от матери. Женщины делают акцент на проблемах эмоциональной зрелости, податливости, гармоничном взаимоотношении с другими людьми и рассматривают эмоциональный контакт с ребенком как основное средство контроля. Символическая угроза потери родительской любви является для ребенка более воздействующим фактором, чем слова осуждения. Таким образом, наблюдая за своими родителями, дети учатся взаимодействию с другими людьми.

Однако практика приобщения детей к групповым ценностям все же осуществляется в детских садах и школах. Именно для этого ребенка и отправляют в дошкольное учреждение. Детский сад и ясли - места, где дети проводят большую часть своего времени и где соответственно оказывается влияние на формирование их характера.

Как отмечает журнал «Япония сегодня», в наши дни прослеживается повышенное внимание японцев к подрастающему поколению, и вызвано это демографическим кризисом. Быстрое старение японского общества напрямую связано со снижением рождаемости. С учетом этих обстоятельств в Японии формируется социальная система государственной поддержки родителей в воспитании их малышей в дошкольный период. При рождении ребенка каждая работающая мать имеет право на годовой оплачиваемый отпуск по уходу за ним. На каждого ребенка государство выплачивает родителям пособие на его воспитание. До 2000 г. оно выплачивалось до 4 лет, теперь - до 6, т.е. фактически до поступления в начальную школу.

В Японии увеличивается число компаний, стремящихся создать у себя «условия благоприятствования семье». Например, после возвращения на работу женщины не только восстанавливаются на прежних местах, но и получают льготы в виде сокращенного рабочего дня, возможности перейти на «скользящий» рабочий график.

Создаются также родительские клубы, где матери отдыхают вместе с детьми в свободное время. Пока родители общаются друг с другом, с их детьми занимаются студенты-волонтеры, для которых это занятие является формой общественной деятельности. С 2002 г. подобные родительские клубы начали получать финансовую поддержку от государства.

Школы

Дети в возрасте от 6 до 15 лет обязаны посещать начальную шестилетнюю школу, а затем трехлетнюю младшую среднюю школу. Дети из малоимущих семей получают дотации на оплату школьных завтраков, медицинского обслуживания и экскурсий. В каждом районе посещения находится только одна школа данного уровня обучения, поэтому ребенок обречен ходить только в нее. Впрочем, родителям предоставлено право направлять своих детей в частные платные заведения всех уровней обучения, однако в них действуют довольно жесткие правила отбора.

В начальной школе изучают японский язык, обществоведение, арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла, домашнее творчество, этику, занимаются физической культурой. В частных школах этика частично или полностью может быть заменена изучением религии. Есть также такой предмет, как "специальная деятельность", включающий клубную работу, собрания, спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии и пр. Школьники сами поочередно убирают классы и другие помещения в школе, а в конце учебного семестра все выходят на генеральную уборку.

После окончания начальной школы ребенок обязан продолжить обучение в младшей средней школе. Наряду с обязательными предметами (родной язык, математика, обществоведение, этика, естествознание, музыка, искусство, специальная деятельность, физическое воспитание, техническое мастерство и домоводство), учащиеся могут выбрать ряд предметов - иностранный язык, сельское хозяйство или углубленный курс математики.

Следующая ступень на пути в вуз - старшие средние школы. Эти учебные заведения делятся на дневные (срок обучения - три года), а также вечерние и заочные (здесь учатся на год дольше). Хотя выпускники вечерних и заочных школ получают эквивалентные документы об окончании, 95% учащихся предпочитают учиться в школах дневного типа. По профилю обучения можно выделить общие, академические, технические, естественно-научные, коммерческие, искусств и пр. старшие средние школы. Около 70% учащихся выбирают общий учебный план.

Прием в старшие средние школы осуществляется на основе документа об окончании младшей средней школы (Chugakko) и прохождения конкурса по результатам вступительных экзаменов. В старшей средней школе в дополнение к обязательным общеобразовательным предметам (японский язык, математика, естествознание, обществоведение и др.) учащимся могут предложить дисциплины по выбору, включая английский и другие иностранные языки, а также технические и специальные дисциплины. В 12 классе школьники должны выбрать для себя один из профилей обучения.

Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры в средней школе последней ступени используется вузовская система оценки знаний. Это означает, что каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц (кредитов) для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko). Например, по итогам изучения каждого из двух курсов японского языка и современной японской литературы дается по 4 кредита, за лексикологию японского языка и лекции по классическому языку - по два кредита.

Учебный год в Японии начинается 1 апреля (это не шутка) и заканчивается 31 марта следующего года. Он делится обычно на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь и январь-март. Каникулы у школьников бывают летом, зимой (до и после Нового года) и весной (после экзаменов). В сельских школах, как правило, бывают фермерские сезонные каникулы за счет сокращения летних каникул.

Колледжи

Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на младшие, технологические и колледжи специальной подготовки. Младшие колледжи, которых насчитывается около 600, предлагают двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Их выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе полной средней школы. Претенденты сдают вступительные экзамены и - все реже - "Тест достижений первой ступени".

Младшие колледжи на 90% частные и очень популярны среди молодежи. Число желающих поступить в них ежегодно в три раза превышает число мест. Около 60% колледжей предназначены только для женщин. В них изучаются такие предметы, как домашние финансы, литература, языки, образование, сохранение здоровья.

Поступить в технологические колледжи можно после окончания неполной или полной средней школы. В первом случае срок обучения составляет 5 лет, во втором - два года. В колледжах этого типа изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины.

Колледжи специальной подготовки предлагают годичные профессиональные курсы бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др. Число таких учебных заведений, большинство из которых частные, достигает 3,5 тысяч. Правда, их выпускники не имеют права продолжать обучение в вузе, младшем или техническом колледже.

Вузы

В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Общая численность студентов превышает 2,5 млн. человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году, имеет 11 факультетов), университет Киото (1897 год, 10 факультетов) и университет в Осаке (1931 год, 10 факультетов). За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Кроме них есть значительное количество "карликовых" высших учебных заведений, насчитывающих 200-300 студентов на 1-2 факультетах.

Поступить в государственные университеты можно, только закончив полную среднюю школу. Прием проводится в два этапа. На первом этапе абитуриенты централизованно сдают "Общий тест достижений первой ступени", который проводится Национальным центром по приему в университеты. Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже непосредственно в университетах. Получившие высшие оценки по тестам допускаются к сдаче экзаменов в самые престижные университеты страны.

Следует подчеркнуть, что частные университеты проводят вступительные экзамены самостоятельно. Лучшие частные университеты имеют в своей структуре начальные, младшие и старшие средние школы и даже детские сады. И если абитуриент успешно прошел весь путь от детского сада до старшей школы в системе данного университета, он зачисляется в него без экзаменов.

Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые два года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины - историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За первый двухгодичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели - убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. Теоретически по окончании общенаучного цикла студент может поменять специализацию и даже факультет. В реальности, однако, такие случаи крайне редки и имеют место только в рамках одного факультета, а инициатором выступает администрация, а не студент. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность.

Сроки обучения во всех университетах стандартизированы. Базовый курс высшего образования составляет 4 года по всем основным направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся на два года дольше. По окончании базового курса присуждается степень бакалавра - Gakushi. Формально студент имеет право числиться в вузе 8 лет, то есть отчисление нерадивых студентов практически исключается.

Выпускники вузов, проявившие способности к исследовательской работе, могут продолжить обучение на степень магистра (Shushi). Оно длится два года. Степень доктора философии (Hakushi) требует уже трех лет обучения для тех, кто имеет степень магистра, и не менее 5 лет для бакалавров.

Кроме студентов, аспирантов и докторантов, в японских вузах есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследователи. Вольнослушатели зачисляются на базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляются для посещения одной или более лекций либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре (с учетом полученных ранее зачетных единиц). Студенты-исследователи (Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на год и более для изучения какой-либо научной темы под руководством профессора данного университета, однако академические степени им не присуждаются. Наконец, коллегиальными исследователями называют преподавателей, учителей, научных работников и прочих специалистов, изъявивших желание проводить исследовательские работы под руководством профессора данного университета.

Система повышения квалификации

Выпускники высших учебных заведений продолжают обучение в корпорациях, принявших их на работу. Система "пожизненного найма" предусматривает, что человек работает в одной компании до 55-60 лет. При отборе претендентов учитывается рейтинг выпустившего их вуза, а также результаты, показанные на тестировании, включающем вопросы на определение степени общей подготовки и культуры, усвоение гуманитарных и технических знаний. Лучшие претенденты проходят собеседование, в ходе которого оцениваются их личностные качества (коммуникабельность, готовность к компромиссам, честолюбие, обязательность, умение войти в систему уже выстроенных отношений и т.д.).

Прием на работу производится один раз в году, в апреле. Сразу после этого новые сотрудники проходят обязательный краткий курс обучения, длительностью 1-4 недели. В его рамках они знакомятся с компанией, ее производственным профилем, организационной структурой, историей развития, традициями, концепцией.

После вводного курса для них наступает период ученичества, который варьируется по продолжительности от двух месяцев до года. Процесс обучения состоит в основном из практикумов, проводимых в различных подразделениях фирмы, курсов лекций и семинаров по системе организации производства, труда, сбыта, по специфике трудовой деятельности будущих управленцев. Соотношение практических и теоретических занятий почти всегда складывается в пользу первых (от 6:4 до 9:1).

В японских фирмах принята постоянная ротация кадров. После того как работник достаточно освоился с одной специальностью, он переводится на другое рабочее место, где процесс практического обучения начинается вновь. Периодическая смена рабочих мест в течение трудовой деятельности сотрудника (обычно 3-4 раза) считается лучшим способом повышения квалификации кадров. Благодаря ротации формируются "руководители широкого профиля", хорошо знающие особенности деятельности многих подразделений компании.

Кроме того, менеджеры проходят и дополнительное академическое обучение. Им читают курсы по управлению производством, его обслуживанию, сбыту продукции, финансовой деятельности, управлению кадрами и международной торговле.

Резюме.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что, образование в Японии является культом. И Воспитательным аспектам в японской системе образования уделяется большое внимание. И, по-моему, мнению это очень хорошо, так как любой человек в этой стране может быть уверен в своём будущем, а также в будущем своих детей. Хотя в Японии, так же как и в России наблюдается дефицит мест в детских садах. Так же как и в России, в японских детских садах наблюдается большая учебная нагрузка. Но в Японии в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников: доктор, медсестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Все они следят за здоровьем маленьких японцев, что не помешало бы и нашим учебным заведениям, т.к. после окончанию средней школы выпускается всего 30 процентов здоровых детей.

Мне также понравилась система взаимосвязи всех образовательных учреждений, начиная от детского сада и заканчивая ВУЗом. Таким образом, ребёнок с малых лет идёт к своей цели и у него есть все гарантии того, что он обязательно будет учится в Вузе.

Еще один немаловажный аспект образования в Японии это то, что для каждого японца “кокоро” означает идею образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека, что немаловажно для дальнейшей жизни.

Университетский диплом в Японии является гарантом получения престижной и хорошо оплачиваемой работы, а это в свою очередь залог карьерного роста и материального благополучия, чего не скажешь об образовании в России.

Но больше всего мне нравится в системе этой страны, это то, что Япония единственная из развитых стран мира, где зарплата учителя выше зарплаты чиновников местных органов власти.

В целом, сравнивая японскую и российскую системы образования можно сказать, что они очень похожи и у них много общего, но японская система наиболее продумана и доведена до логического конца.

Список литературы

1. В.А.Зебзеева Дошкольное образование за рубежом: история и современность. – М.: ТЦ Сфера, 2007

2. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность. М., 2001.

3. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование. США, Германия, Япония. Актуальные проблемы и пути развития. М., 1998. С. 47.


Япония не зря носит статус самой развитой страны в плане технологий. Образование в Японии - это первоочередная цель в жизни, о которой каждый житель знает чуть ли не с пеленок. Именно поэтому развивать детей и готовить их к получению знаний в Стране восходящего солнца начинают уже с детсадовского возраста. Учатся японцы буквально с младенчества и очень интенсивно. Эта страна всегда была закрытой к приему иностранных студентов, в силу своих национальных традиций и сложности языка. Однако в последние годы ситуация меняется, и на данный момент в Японии обучаются более 100 тысяч студентов из-за рубежа.

Система образования в Японии

Система образования в Японии практически не менялась с 6 века. По сути она мало чем отличается от других развитых стран мира, но есть некоторые нюансы. До школы дети ходят в детсад и ясли. Там они учатся читать, писать, считать и в первый класс приходят уже вполне подготовленными. Школы в Японии включают в себя три ступени - начальную, среднюю и старшую, при этом обязательные и бесплатные из них только первые две. После школы, как и в большинстве других стран мира, выпускники поступают в вузы. Те, кто не смог поступить в университет (вступительные испытания в Японии довольно серьезные), идут в колледжи или техникумы, где получают прикладную специальность, практически сразу идут работать и доучиваются без отрыва от производства.

Учебный год в Японии состоит из трех триместров. Самый первый начинается 6 апреля - как раз примерно в это время начинает цвести сакура - и длится до 20 июля. Второй начинается 1 сентября и заканчивается 26 декабря, а третий длится с 7 января по 25 марта.

Школы в Японии

Бесплатные и обязательные в японских школах только первые две ступени: начальная (Shogakkou), где обучаются 6 лет и средняя (Chugakkou) - там учатся 3 года. Нумерация классов в каждой ступени своя: первый класс начальной школы, первый класс средней школы и так далее.

Обучение в старшей школе (Koukou) длится 3 года, туда идут только те ученики, кто намерен поступать в вуз по окончании школы. Обучение здесь уже платное, как для граждан Японии, так и для иностранцев. Koukou в государственной школе стоит очень недорого, но и поступить туда сложно. В частных японских школах - обратная история: это дорого, но и берут практически всех подряд.

Помимо школьных уроков почти все японские ученики начальной и средней школы ежедневно посещают образовательные учреждения - дзюку (по-нашему продленка). Это специальные частные школы, которые помогают тем детям, которым сложно дается школьная программа. Здесь помогают восстановить пробелы в знаниях, наверстать упущенное по болезни или другим причинам, а также подготовиться к экзаменам. Кроме того, в дзюку есть и неакадемические занятия: здесь учат играть на музыкальных инструментах, плавать, работать на специальных японских счетах (соробан) и многому другому. Учиться в японской школе очень трудно, одних иероглифов за начальную и среднюю школу нужно усвоить более 2 тыс., так что дополнительные занятия посещает подавляющее большинство маленьких японцев.

Иностранцам в японскую школу поступить довольно сложно. Для этого нужно закончить в России 9 классов, в совершенстве знать японский язык и сдать вступительный экзамен по ключевым предметам. Есть специальные школы для русских, на всю Японию их около 15, но и там российским школьникам будет непривычно трудно, так как дается программа как российской, так и японской школы.

Обучение в частной школе в Японии обойдется от 400 000 JPY в год, плюс единоразовый вступительный взнос от 200 000 JPY. На учебники и прочие материалы придется потратиться дополнительно. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Высшее образование в Японии

После окончания школы подростков ждет обучение в колледжах, университетах и технических институтах Японии. Кстати, высшее образование в этой стране получают, в основном, мужчины. Несмотря на современные технологии и 21 век на дворе, главная роль женщин в сегодняшней Японии, впрочем, как и столетия назад, - хранить домашний очаг, а не руководить корпорациями и холдингами.

В Японии более 500 университетов, из них около 400 - частные. Самым престижным считается государственный Токийский университет, особенно его филологический и юридический факультеты. Также заслуженно пользуется спросом среди абитуриентов частный Университет Васэда (Васэда Дайгаку) в Токио, в частности, его филфак, где в свое время учился Харуки Мураками. И завершает тройку лидеров Университет Кэйо (тоже в Токио), который выпустил большую часть японской политической элиты. Также престижными и популярными считаются Университет Киото, Университет Осаки и университеты Хоккайдо и Тохоку.

Высшее образование в Японии платное как для граждан страны, так и для иностранцев. Последним в японский вуз поступить довольно сложно: во-первых, оно дорогое, а во-вторых, нужно в совершенстве знать японский язык и сдать на нем вступительные экзамены.

Год обучения стоит от 500 000 до 800 000 JPY в год, в зависимости от выбранной специальности. Самые дорогие традиционно экономический, филологический и медицинский факультеты.

Опция учиться бесплатно в японском вузе есть, это государственная стипендия, которая ежегодно присваивается лучшим выпускникам. Конкурс очень большой: на почти 3 млн выдается всего 100 стипендий. Кроме того, выпускник вуза обязуется вернуть всю сумму стипендии за обучение, если по окончании идет работать по приобретенной специальности.

Некоторые российские вузы успешно сотрудничают с японскими и помогают своим студентам продолжить обучение в Японии. Кроме того, для российских абитуриентов есть специальные стипендиальные программы: «Студент» (для выпускников школ, отучившихся в России 11-12 лет и знающих японский язык), «Стажер исследователь» (для выпускников вузов, знающих японский или готовых его изучать и желающих поступить в аспирантуру) и «Японский язык и японская культура» (для студентов языковых вузов).

Как поступить в японский вуз

Главное для поступления в высшие учебные заведения Японии - это документ о среднем образовании (плюс один или два года в институте) и отличное знание японского языка. К языковой подготовке иностранных абитуриентов здесь относятся очень строго. Необходимо предоставить справку о том, что вы отучились как минимум, два семестра в языковой школе, и подтвердить свои знания на экзамене.

Чтобы хорошо подготовиться к поступлению, оптимально в течение года посещать подготовительные курсы, например, в International Students Institute или Kansai International Students Insitute. Все абитуриенты сдают общеобразовательный вступительный экзамен и ряд дисциплин в зависимости от выбранного факультета. На гуманитарные специальности необходимо сдать математику, мировую историю и английский, а на естественно-научные - математику, физику, биологию и английский.

Одно из самых важных вступительных испытаний - это экзамен по японскому языку. Его сдают как иностранные абитуриенты, так и сами японцы. Экзамен предполагает проверку знания иероглифов и лексики, аудирование и проверку знаний грамматики, а также четыре уровня сложности. Для сдачи первого уровня необходимо знать 2000 иероглифов, для второго - 1000 и далее по нисходящей. Если абитуриент сдает экзамен первого уровня, то фактически для него открыты двери любого вуза, но для некоторых достаточно второго или даже третьего.

Специально для подготовки иностранных абитуриентов в Международном студенческом институте города Осака организованы годичные курсы японского языка. Аналогичные курсы можно посещать в Москве в школе при Посольстве Японии.

Языковые школы в Японии

Языковые школы в Японии рассчитаны, в первую очередь, на абитуриентов, которым нужно подтянуть язык для поступления в вуз. Курсы эти, как правило, долгосрочные - от полугода - и интенсивные. Самая интенсивная программа включает в себя занятия 5 раз в неделю по 4 академических часа. Стоит обучение в среднем от 300 000 за 6 месяцев. Сумма зависит от интенсивности занятий, дополнительной культурной программы и географического положения школы - в Токио цены выше раза в полтора.

Системы образования в разных странах

Все статьи об обучении за рубежом на «Тонкостях»

  • Мальта + английский

Лучшие университеты мира

  • Университеты Великобритании : Итонский , Кембриджский , Лондонский и другие
  • Университеты Германии : Берлинский им. Гумбольдта , Дюссельдорфская академия художеств и другие
  • Университеты Ирландии : Дублинский , Национальный университет в Голуэе , Лимерикский университет
  • Университеты Италии : Бо , Болонский , Пизанский , университет для иностранцев в Перудже
  • Университеты Китая : Пекинский , Бейда , Чжэцзянский университет и другие
  • Литва: Университет Вильнюса
  • Университеты США : Гарвард , Йель , Принстон и другие

Наверное, многие люди слышали о так называемой продвинутой системе образования в Японии, однако мало кто (кроме, разве что, любителей японских мультиков и комиксов) представляет, что она есть такое. Однако прежде чем вести речь об образовании, стоит сказать немного слов о менталитете и традициях японцев, ибо именно они, по мнению автора статьи, сделали образование в этой стране таким непохожим на привычные нам европейское и российское (хотя за образец в Японии бралась американская модель образования).

Трудолюбие

Во-первых, стоит отметить трудолюбие японцев. В отличие от нашей страны, где на трудолюбие всегда мало кто обращал внимание, в Японии оно ставится во главу угла. Можно сказать, что оно там ценится куда выше ума, изобретательности, умения выкрутиться и других полезных человеку качеств. Стоит сказать, что отчасти они правы, потому что без трудолюбия нет прогресса. Однако японское трудолюбие направлено не на развитие, а скорее на отличное выполнение шаблонной деятельности. Старание и желание сделать работу как можно лучше и быстрее – вот качества, жизненно необходимые среднестатистическому японскому работнику. Очень многие в Японии задерживаются на работе до поздней ночи (даже офисные работники), часто работа становится причиной переезда всего семейства по несколько раз в году (что для России, к примеру, немного непривычно).

Во-вторых, в Японии категорически не поощряется свободомыслие и споры с начальством. С самого глубокого средневековья в этой стране осталось в высшей степени почтительное отношение к вышестоящим людям. Подчиненные обязаны беспрекословно слушаться и угождать своему начальнику, выполнять все приказания качественно и в срок. Это еще одно отличительное качество хорошего работника.

Отношение к образованию

Отношение к образованию в Японии очень трепетное. В отличие от нашей страны, высшее образование там – это удел единиц, особенно это касается таких областей, как медицина или информационные технологии. Плата за образование достаточно высокая, а родители высшее образование детей оплачивают крайне редко. Поэтому после школы японцы сразу находят подработку или выходят уже на основную работу.

С самого садика малолетних японцев приучают к тому, что мир построен на конкуренции. Уже при поступлении в младшую школу в 6 лет (1-6 класс в переводе на понятную нам российскую систему) дети стают довольно сложные экзамены. При этом многие младшие школы уже являются платными. Чем лучше и престижнее школа – тем дороже обучение и сложнее экзамены. В младшей школе делают упор на изучение японского языка (среднестатистический ученик должен заполнить порядка 1850 иероглифов) и на приспособление ребенка к коллективу. После окончания младшей школы, сдаются экзамены в среднюю школу (7-9 классы). Младшее и среднее образование являются обязательными, после окончания средней школы многие школьники уже находят работу и не идут в старшие школы. Тем, кому удалось сдать экзамены и поступить в старшую школу (10-12 классы), предстоит еще 3 года обучения и выпуск. После окончания старшей школы, японец имеет право подавать документы в университет или колледж.

Процесс обучения

Все старшие и некоторые средние школы являются платными. Однако, несмотря на расходы, большинство родителей стремится отдать своего ребенка именно в частные школы, потому как обучение там лучше, да и престиж в жизни японцев играет довольно важную роль. Обучающиеся в платных школах дети быстро понимают, что им не выгодно оставаться на второй год. Кроме того, каждые полгода все ученики сдают обязательные экзамены в тестовой форме и набирают баллы за каждый предмет. Результаты экзаменов вывешиваются на общую доску в виде рейтинга в порядке уменьшения баллов. Неуспевающие ученики идут на пересдачу и остаются на дополнительные занятия (в том числе и летние). Если после пересдачи ученику все еще не удалось набрать приемлемые баллы, он остается на второй год.

Учебный процесс в японских школах организован как постоянная подготовка к очередным экзаменам. Вследствие этого, дети постоянно вынуждены заниматься зазубриванием материала, который мог бы пригодиться в тестах. Творческое и неторопливое овладение знаниями в Японии полностью исключено. В связи с частыми экзаменами растет популярность дополнительных курсов по повышению успеваемости. Их японская молодежь посещает после школьных и клубных занятий.

Учебный год для школьников начинается в апреле. Учеба идет в 3 триместра, между триместрами есть летние (около месяца) и зимние (тоже около месяца) каникулы, которые урезаются, если ученику необходимо посещать дополнительные занятия. Учебная неделя состоит из 6 дней – с понедельника по субботу. Уроки начинаются в первую смену – в 8 – 9 часов утра и продолжаются до 3-4 часов дня. После уроков идет деятельность клубов.

Японские школьные клубы

Про японские школьные клубы стоит рассказать подробнее. В отличие от России, там очень поощряется и даже финансируется со стороны правительства школьная клубная деятельность. Сами клубы создаются либо учениками (необходимо подать заявку, привлечь определенное количество членов и найти учителя-куратора), либо учителями (чаще всего это относится к спортивным секциям). Направленность у школьных клубов самая разная – спортивные, культурные, по интересам. Главное – очевидная польза для учащихся и наличие с их стороны интереса. Каждому клубу выделяется определенное количество средств из школьного бюджета. Распределением средств занимается студенческий совет – образование, состоящее из учеников, выбирается голосованием учащихся ежегодно.

Школьная жизнь

Каждую осень школы Японии в обязательном порядке проводят школьные культурные фестивали.


Цель таких фестивалей (помимо развлечения для учеников и их родителей) – привлечение новых учеников в школу. Классу выделяется определенное количество средств и пространство для реализации уникальной в пределах школы идеи типа создания кафе, театральной постановки, дома ужасов и прочего. Ученики на несколько дней освобождаются от занятий и усердно готовятся к фестивалю. Как правило, фестивали длятся от одного до трех суток, в школу в эти дни приходит довольно много посетителей. Заканчивается такой фестиваль обычно традиционным для Японии фейерверком.

Помимо культурных фестивалей, каждая школа проводит спортивные фестивали. На таких фестивалях каждый класс соревнуется с другими в ряде дисциплин, по итогам выбирается класс-победитель, который награждается небольшим призом.

Интересны школы Японии и своими школьными поездками. Каждая уважающая себя школа с наступлением теплого времени года вывозит своих учеников на экскурсии по историческим местам. Такие экскурсии длятся около 3 дней, ученики перемещаются на автобусе или самолете и ночуют в гостинице.

Школьная жизнь в Японии – это действительно довольно интересное время. Всячески поощряется трудолюбие, создаются условия для коллективной деятельности и развития, стимулируется интерес к школьным мероприятиям. Здесь же прививается чувство коллективизма: поощряются групповые проекты. Все конфликты, возникающие в школах Японии, решаются самими учениками, родителей привлекают лишь в крайних случаях.


Высшее образование

Обучение в университетах Японии начинается после старшей школы, строго платное и длится 4 года для получения степени бакалавра и 6 лет для получения степени магистра. В отличие от школ, университеты Японии построены по европейскому образцу. Подлинно высшим среди японцев считается именно университетское образование.


Первые пару лет все японские студенты изучают ряд общеобразовательных предметов. Они являются обязательными, и каждый более-менее престижный и заслуженный университет делает упор на обширную общеобразовательную подготовку молодых людей. В некоторых университетах общеобразовательные предметы составляют до половины от всех изучаемых студентами предметов. В первые два года обучения студенты все еще могут подумать над своим выбором и по окончании 2 лет перевестись на другой факультет. Их в государственных вузах, как правило, около 10 штук. После этого начинается полноценное обучение предметам по специальности.

gastroguru © 2017