Виды трудовой деятельности. Основные формы деятельности человека

    Безопасность полетов. – М.,1989.

    Крохин З.Т., Скрипник Ф.И., Шестаков В.З. Инженерно-организационные основы обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации. – М., 1987.

    Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология. – М., 1991.

    Совершенствование ПВР по предупреждению нарушений режима предполетного отдыха летным составом транспортной авиации и авиации ПАНХ: Методические указания к изучению темы. – Л., ОЛАГА, 1988.

    Совершенствование ПВР руководителей первичных авиаколлективов транспортной авиации по формированию высоких морально-политических, деловых качеств и укреплению дисциплины подчиненных: Методические указания к изучению темы. – Л.: ОЛАГА, 1988.

    Хроника пикирующей авиации // Новые Известия. 2002. № 39.

    Надзор и контроль – средство повышения эффективности работы отрасли// Гражданская авиация, 2004, №10.С.2-6.

    Новая транспортная стратегия России// Гражданская авиация, 2004, №2.С.2-5.

    Авиации как воздух нужны законы// Гражданская авиация, 2005, №1.С.2-3.

    ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР И БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Приметой времени является переосмысление роли человека на производстве, осознание того, что в современных условиях основным элементом материального производства, главной производительной силой являются люди. Это объясняется тем, что успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем, а не средства производства, технологии или деньги. И действительно: какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия не существовали, без хорошо подготовленного персонала невозможно добиться высокой трудовой активности и успешно решать стоящие перед предприятием цели.

Опыт, накопленный в ведущих индустриально развитых странах Запада и Востока, свидетельствует, что наибольший успех имеет тот, кто проблеме активизации человеческого фактора уделяет приоритетное внимание. Это – общее правило, которое лежит в основе организации деятельности всех преуспевающих компаний мира.

Персонал – наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от материальных факторов производства является «одушевленным», обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределенна.

Возрастание роли человеческого фактора в современных условиях обусловлено многими факторами и, прежде всего, ростом конкуренции, прогрессом технологий, изменениями в структуре рабочей силы, изменением отношения к работникам на производстве. Основу концепции управления персоналом на предприятии сегодня составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

К сожалению, в России сегодня, как и прежде, недооценивается роль человека в производственном процессе. В недалеком прошлом советский работник рассматривался в управленческих структурах потребительски, в качестве безликой производительной силы, предназначенной для утилитарного использования, манипуляции и достижения абстрактных целей, не всегда согласующийся с логикой здравого смысла. Такой подход не изжит и до сих пор: работник лишен возможности проявить себя, свой интеллектуальный и трудовой потенциал, поставлен в унизительные условия борьбы за физическое выживание, не заинтересован в достижении высокой производительности и качества труда.

В тяжелом положении находится и большинство предприятий и подразделений гражданской авиации. Они работают в условиях жесткой конкурентной борьбы за рынок авиационных услуг, падения объемов перевозок, устаревания и износа самолето-вертолетного парка, необходимости перманетного сокращения высококвалифицированных авиаспециалистов.

А между тем персонал (кадры) – это стратегический фактор, определяющий будущее предприятия, ведь именно авиаспециалисты осуществляют разнообразную работу по эксплуатации, ремонту и обслуживанию авиационной техники, перевозке пассажиров, грузов, подают идеи и позволяют предприятию выжить в рыночной нестабильной среде. Они ограничивают или увеличивают силу и слабость авиапредприятия (авиакомпании).

Глубокие экономические и политические преобразования, проводимые в последние десятилетия в нашей стране, не приносят ощутимых перемен потому, что не создан механизм тесной увязки производственных и социальных вопросов, интересов государства, коллектива и личности, гибкой системы экономической и социальной мотивации производительного труда специалистов всех отраслей материального производства, в том числе и гражданской авиации. Об этом, в частности, свидетельствуют социологические исследования проведенные преподавателями кафедры истории и управления персоналом, в 2002 году в коллективе Ноябрьского филиала ГУДП «Аэронавигация Севера Сибири». Исследованиями было охвачено более 70% личного состава. Важнейшим мотивом своего трудового поведения авиаспециалисты назвали высокое материальное вознаграждение (4,75 балла из 5). Как следует из анализа ответов на вопрос «Насколько Вы удовлетворены?» перечисленными в анкете 12 факторами непосредственной социальной среды на первое место был поставлен неудовлетворительный размер зарплаты (2,8 балла), несколько большую удовлетворенность авиаспециалисты выразили распределением премий (3,38 балла). Правда, из ответов на вопрос об аспектах работы, состояние которых улучшилось за последний год, видно, что персонал филиала в целом понимает причины сложившейся ситуации и достаточно высоко ценит заботу руководства о повышении материального уровня личного состава. Эти и другие данные позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на понимание руководством важности материального стимулирования, проблема мотивации авиационного персонала требует от него более внимательного отношения и научного подхода.

Особое место в структуре авиационного производства принадлежит его человеческой составляющей стороне (человеческому или личностному фактору *). Это вызвано тем, что в гражданской авиации, являющейся видом транспорта повышенной опасности, профессиональное мастерство, ответственность, самообладание, организованность, взаимопомощь, другие индивидуальные и социально-психологические качества авиационного персонала влияют не только на производственно-экономические показатели деятельности коллективов эксплуатационных предприятий, но и на качество и безопасность полетов.

Анализ результатов расследования авиационных происшествий /АП/ и предпосылок к ним /ПАП/ за последние три десятилетия свидетельствуют о том, что из-за ошибочных действий авиаспециалистовв процессе выполнения производственных функций случалось от 70 до 85% всех АП и ПАП, остальные происходили либо из-за отказов авиатехники, либо вследствие неблагоприятного воздействия на людей окружающей среды.

В последние годы положение в сфере обеспечения безопасности полетов в России значительно ухудшилось. По мнению специалистов Межгосударственного авиационного комитета, 80% аварий и авиационных катастроф в России происходят по вине людей (пилотов, инженеров, техников и других авиаспециалистов). Сюда входят и ошибки в пилотировании, и нарушения стандартных летных процедур, и самая элементарная безответственность и безалаберность. Последние проявляются, в частности, в превышении нормы загрузки самолетов, что было совершенно немыслимо в предшествующие десятилетия. Так, например, в Верхневилюйске самолет АН-12, перегруженный на 12 тонн, при посадке выкатился за пределы ВВП и сильно пострадал. В аэропорту Рас-эль-Хайма на

взлете самолет Ил-76 столкнулся с водной поверхностью, так как был перегружен на 20 тонн. В июле 2001 г. В подмосковном

* В широком смысле слова человеческий фактор - это работники предприятий (организаций), объединенные для совместной деятельности. В структурном плане – это в первую очередь личность, трудовой коллектив. Под человеческим (личностным) фактором применительно к специфике гражданской авиации понимается совокупность деловых, психофизиологических, психологических, социальных, физических и других профессиональных качеств авиаспециалистов, которые проявляются в процессе эксплуатации и обслуживания авиационной техники, организации авиационного производства.

аэропорту Чкаловском ИЛ-76 разбился на взлете из-за перегруза на 14 тонн. К тому же, как установила комиссия по расследованию авиапроисшествия, технический формуляр самолета был поддельным, что не позволило установить фактический срок эксплуатации воздушного судна и его двигателей. По вине личного состава, а также причинам, связанным со старением самолето-вертолетного парка и участившимся отказами авиатехники, количество катастроф возросло вдвое по сравнению с началом 1990-х гг. Если в начале 80-90-х гг. на миллион часов налета приходилось 2-3 катастрофы, то сегодня – 5-6. При этом важно подчеркнуть, что интенсивность полетов за эти годы уменьшилась примерно в 4,5 раза /11/.

Ошибочные действия авиаперсонала, как известно, приводят к возникновению неблагоприятных (особых) ситуаций, которые при определенном стечении обстоятельств заканчиваются авариями и катастрофами воздушных судов. В то же время любое авиационное происшествие свидетельствует о диспропорциях, сложившихся в отдельных структурных элементах авиационно-транпортной системы /АТС/, а в целом о неудовлетворительном состоянии работы в авиапредприятии по предупреждению происшествий и предпосылок к ним.

Обеспечение безаварийной, надежной работы авиапредприятий – сложная комплексная проблема, для решения которой необходим системный подход . Суть его заключается в выявлении и учете всего многообразия взаимосвязей, взаимоотношений и факторов, имеющих место в авиационно-транспортной системе, достижении оптимального сочетания этих взаимосвязей и взаимоотношений с целью преодоления негативного воздействия неблагоприятных факторов на авиаперсонал.

Особое место в обеспечении качества и безопасности полетов принадлежит социальным факторам.*

* К социальным факторам следует относить те, которые формируют у каждого авиаспециалиста возможность (трудо и работоспособность), умение (образование, квалификация) и желание (отношение к труду). К основным факторам непосредственной социальной среды предприятия относятся: потенциал авиапредприятия, его социальная инфраструктура; условия работы и охрана труда; социальная защищенность работников; социально-психологический климат коллектива; материальное вознаграждение и семейные бюджеты; внерабочее время и использование досуга/ 5. С.399/.

В отличие от технических и психофизиологических факторов, которые чаще всего выступают в качестве главных или сопутствующих причин АП и ПАП, они обычно непосредственно не отражаются на исходе полетов. Видимо поэтому социальные факторы, как правило, и не учитываются при анализе происшествий и инцидентов, расследовании причин, обусловивших их возникновение. Этим, очевидно, объясняется и явно недостаточное освещение роли социальных факторов в решении рассматриваемой проблемы на страницах специальной литературы, посвященной безопасности полетов.

В то же время игнорирование или умаление значения социальных аспектов обеспечения безопасности полетов препятствует выработке и осуществлению на практике системного подхода в организации авиационного производства, заметно сужает возможности руководящих кадров гражданской авиации вести целенаправленную и эффективную профилактическую работу по предупреждению летных происшествий и инцидентов.

Специфика воздействия на авиаперсонал социальных факторов заключается в том, что они оказывают чаще всего не прямое, а опосредованное воздействие на сознание и поведение авиаспециалистов, создавая предпосылки для возникновения особых ситуаций. Так, например, плохая организация труда, рабочего места, ненормальный социально-психологический климат в первичном авиаколлективе /экипаже, смене, бригаде/ вызывает у авиаспециалистов неудовлетворенность своей работой и снижает чувство ответственности за выполнение своих профессиональных обязанностей. По мере нарастания чувства общей неудовлетворенности образуется неблагоприятный эмоциональный и нравственно –психологический фон, который отрицательно сказывается на мотивационной стороне деятельности авиаперсонала, провоцирует проявление у отдельных авиаспециалистов негативных индивидуальных качеств.

Вместе с тем надо иметь в виду и то, что недостатки и противоречия социальной среды /негативные или мешающие социальные факторы/ могут быть не только предпосылками, но и причинами авиационных происшествий. Об этом свидетельствуют, в частности, события, связанные с тяжелой катастрофой самолета ТУ-154, происшедшей в 1984 году в Омском аэропорту. Как было установлено, одним из главных виновников происшествия стал авиадиспетчер, уснувший во время смены за пультом УВД. Накануне смены он не сумел как следует отдохнуть из-за неудовлетворительных жилищно-бытовых условий. В последние годы количество аварий и катастроф, обусловленных социальными факторами, резко возросло. Известен случай, когда при возвращении в аэропорт г.Иваново экипаж воздушного судна нарушил схему посадки из-за боязни опоздать на последний автобус, развозящий авиаспециалистов по домам. Вышеупомянутые аварии и катастрофы вызванные перегрузом самолетов также были обусловлены желанием клиентов и перевозчиков получить высокую прибыль.

Говоря о значении социальных факторов в обеспечении безопасности полетов, нельзя вместе с тем его и абсолютизировать. Формирование личности авиаспециалиста, как и труженика любой другой сферы производства, происходит под совокупным воздействием множества технико-экономических, административно-организационных, социальных и других факторов. Недооценка любой из перечисленных групп факторов отрицательно отражается на жизненной позиции, установках, чувствах, настроениях, ориентациях авиаработника, а, в конечном счете, сказывается на его отношении к выполнению служебных обязанностей, производственной и социальной активности. Следовательно, можно сделать вывод, что создание необходимых материальных и духовных предпосылок для развития инициативы и активности, интереса у авиаперсонала в высококачественном исполнении своих профессиональных обязанностей – задача комплексная, требующая системного подхода в управлении авиаколлективами, учитывающем все технические, экономические, правовые, социальные, психологические и другие аспекты организации авиационного производства. При этом следует подчеркнуть, что учет данных аспектов вовсе не означает простого механического дополнения традиционных организационно-распорядительных /командных/ методов руководства персоналом экономическими, социологическими, социально-психологическими или иными методами воздействия на подчиненных. Речь должна идти об изменении традиционной схемы регулирования человеческого поведения, отказе от избитых стереотипов и пережитков, свойственных прежнему авторитарному /командно-бюрократическому/ стилю управления коллективами.

До сих пор многие руководящие кадры авиапредприятий в своей управленческой деятельности предпочитают формальную, командно-административную сторону организации работы коллективов и явно недооценивают социально-психологический и индивидуально-психологический уровни управления личностным фактором.Это связано сотсутствием у современных руководителей профессиональной компетенции, и в частности знаний и навыков по управлению персоналом.. Как показали социологические исследования, проведенные в 1995 г. среди руководителей отечественных промышленных предприятий по вопросам значимости работы с персоналом, последние места были отведены формированию общей стратегии в области управления персоналом, привлечения работников к управлению, создание условий для повышения квалификации и развития, своевременное информирование персонала о состоянии дел на предприятии, качества внутрифирменного общения. Подавляющее большинство (90 %) руководителей, в противоположность другим формам власти и влияния, отдали предпочтение силовому нажиму, объясняют такой выбор состоянием дисциплины на предприятии . Подобное отношение к работе с персоналом характерно и для предприятий гражданской авиации, о чем свидетельствуют результаты социологических исследований, проведенных преподавателями кафедры истории и управления персоналом Академии гражданской авиации. Согласно данным анкетного опроса, проведенного в 2002 году в одном из филиалов ГУДП «Аэронавигация Севера Сибири», выяснилось, что среди факторов вызывающих наибольшую неудовлетворенность авиаспециалистов были названы отношение администрации к нуждам работников (3,1 из 5 баллов), возможность влиять на дела коллектива (3,28), перспективы роста (3,3).

В современной, социально-ориентированной модели управления производством главное внимание руководителя должно быть обращено на индивидуальные качества и мотивационные силы авиаспециалистов, что открывает возможность высвобождения их внутренних ресурсов, развития творческой инициативы и активности, полного раскрытия всех способностей и возможностей личности пилота, авиадиспетчера, инженера и т.д. Наряду с этим необходимо изучать и использовать в управлении персоналом массовидные, социально-психологические особенности авиаколлективов / общественное мнение, традиции, нравственные и другие духовные ценности, словом все то, что сегодня принято называть организационной или корпоративной культурой/. Все это даст возможность руководителю лучше сплачивать коллектив, оптимизировать межличностные отношения в нем, аккумулировать творческий потенциал авиаспециалистов и направлять его на обеспечение надежной, высококачественной деятельности своего предприятия, подразделения или службы.

Таким образом, обеспечение безопасности полетов в решающей степени обусловлено человеческим фактором, под которым понимается деятельность персонала и руководящих кадров по эксплуатации и обслуживанию авиационной техники, совершенствованию авиационного производства. Успешное решение задач производственной деятельности, повышение качества и безопасности полетов во многом зависит от учета руководящими кадрами степени и характера влияния на авиаспециалистов технических, хозяйственно-организационных, социальных, психофизиологических и иных факторов, настойчивого и последовательного устранения негативного воздействия тех из них, которые препятствуют развитию творческой инициативы и активности авиаперсонала.

Контрольные вопросы:

    Какова роль человеческого фактора в обеспечении безопасности полетов?

    В чем состоит сущность системного подхода в управлении производством?

    Какова специфика воздействия социальных факторов на сознание и поведение авиаспециалистов?

    Чем обусловлена необходимость овладения руководящими кадрами авиапредприятий социологическими и психологическими методами управления персоналом?

Многообразие форм трудовой деятельности человека подразделяют на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.

В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:

- формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для выполнения работ и поэтому характеризуется повышенными энергетическими затратами;

- механизированные формы труда. Особенностью механизированных форм труда являются изменение характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечивать большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой информации приводит к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;

- формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию механизма: подача материала для обработки, пуск в ход механизма, извлечение готовой продукции. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

- групповые формы труда - конвейер . Эти формы труда характеризуются дроблением технологического процесс а на отдельные операции, заданным ритмом и строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. С сокращением времени выполнения операций возрастает монотонность труда и упрощается его содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;

- формы труда, связанные с дистанционным управлением . При этих формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;



- формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы), так и вне его (врачи, преподаватели, писатели и др.). Интеллектуальный труд характеризуется, как правило, необходимостью переработки большого объема разнородной информации с мобилизацией памяти, внимания, отличается высокой частотой стрессовых ситуаций.

1.2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ДEЯТЕЛЬНОСТИ

Энергия, необходимая человеку для совершения различных видов работы, высвобождается в его организме в процесс ах окислительно-восстановительного распада углеводов, белков, жиров и других органических соединений, содержащихся в продуктах питания. Окислительно-восстановительные реакции в живых организмах могут протекать как с участием кислорода (аэробное окисление), так и без кислорода "(анаэробное окисление). Анаэробное окисление характеризуется меньшим количеством высвобождаемой энергии и имеет ограниченное значение у высших организмов.

При аэробном окислении 1 г жира в организме высвобождается 38,94, а при окислении 1 г белка или 1 г углеводов - 17,16 кдж энергии. Высвобожденная энергия частично расходуется на совершение полезной работы, а частично (до 60 %) рассеивается в виде теплоты в живых тканях, нагревая тело человека

Совокупность химических реакций в организме, необходимых для жизнедеятельности, называется обменом веществ . Для характеристик суммарного энергетического обмена используют понятия основного обмена и обмена при различных видах деятельности.

Основной обмен характеризуется величиной энергетических затрат в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре окружающей среды, спустя 12….16 ч после приема пищи в положении лежа). Расход энергии в этих условиях составляет 87,5 Вт для человека массой 75 кг.

При изменении положения тела либо при совершении любой работы энергетические затраты повышаются по сравнению с основным обменом. Дополнительные затраты энергии зависят от рабочей позы, интенсивности мышечной деятельности, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других факторов. В положении сидя за счет работы мышц туловища затраты энергии превышают на 5 ... 10 % уровень основного обмена, в положе стоя - на 10 .. .15, при вынужденной неудобной позе - на 40 .. .50 %.

Энергозатраты при мышечной работе зависят от ее напряженности и продолжительности. Так, при легкой сидячей работе они составляют 116,4 ... 125, при легкой физической работе - 408 ... 583, при тяжелой физической работе - 583 ... 875 Вт.

При интенсивной интеллектуальной работе потребности мозга в энергии составляют 15 ... 20 % основного обмена (масса мозга составляет около 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при выступлении с публичной лекцией - на 94, у операторов вычислительных - на 60 .. .100 %.

Суточные энергозатраты зависят от деятельности человека:

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Условия труда в целом оцениваются по четырем классам

I-й класс - оптимальные (комфортные) условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Этот класс установлен только для оценки параметров микроклимата и факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда). Для остальных факторов условно оптимальными считаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают допустимых пределов для населения;

2-й класс - допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающего и его потомство. Оптимальные и допустимые условия труда безопасны;

3-й класс - вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства. В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности:

3.1. - вызывающие обратимые функциональные изменения организма;

3.2 - приводящие к стойким функциональным изменениям и росту заболеваемости;

3.3 - приводящие к развитию профессиональн6й патологии в легкой форме и росту хронических заболеваний;

3.4 - приводящие к возникновению выраженныx форм профессиональных заболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4-й класс - травмоопасные (экстремальные) условия труда. Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие нa протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы:

Легкие физические работы (категория I) подразделяются на две: lа, при которой энергозатраты составляют до 139 Вт, и lб, при которой энергозатраты составляют 140-174 Вт. К категории lа относятся работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием. К категории lб относятся работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются на две категории: Па, при которой энергозатраты составляют 175-232 Вт, и Пб, при которой энергозатраты составляют 233-290 Вт. К категории Па относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующих определенных физических усилий. К категории Пб относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

Тяжелые физические работы характеризуются расходом энергии 290 Вт. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так, при тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, и, наоборот, при умственном утомлении падает мышечная работоспособность. При умственном утомлении отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения.

1.4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существенную роль в поддержании высокой работоспособности человека играет установление рационального режима труда и отдыха. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов.

Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи.

Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда. При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10..12-минутные перерывы. При выполнении особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15 ... 20 мин с отдыхом такой же продолжительности. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук (операторы ПЭВМ и др.), целесообразны более частые, но короткие 5 ... 10-минутные перерывы.

Кроме регламентированных перерывов, существуют микропаузы, перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального ритма работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9 .. .10 % рабочего времени.

Высокая работоспособность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна. В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12) и дневные (с 14 до 17 часы). У детей школьного возраста оптимум умственной работоспособности приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14, а в ночное время - с 3 до 4 ч. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, расписание занятий в учебных заведениях.

Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2,3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.

Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.

В основе производственной гимнастики лежит феномен активного отдыха (И.М. Сеченов) - «утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп».

Однако при тяжелом труде или работе в условиях повышенной температуры воздуха более

целесообразен пассивный в хорошо проветриваемом помещении.

В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утомления, улучшению·настроения и здоровья работающих, повышает работоспособность и производительность труда. Однако Функциональную музыку не рекомендуется применять при выполнении работ, требующих значительной концентрации внимания, при умственной работе, при большой напряженности выполняемых работ, непостоянных рабочих местах и в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях внешней среды.

Для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановлением работоспособности в последнее время успешно используют кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки."

Самые общие формы труда – умственный и физический.

Более детальная классификация включает следующие формы труда.

    Формы труда, требующие значительной мышечной активности и высоких энергозатрат (4000- 6000 ккал в сутки). Этот вид операций применяется при отсутствии механизированных средств. Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50 % рабочего времени.

    Групповые формы труда – конвейер (3500 – 5000 ккал). Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче детали к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерный труд требует синхронной работы участников в соответствии с заданным темпом и ритмом. При этом, чем меньше тратится времени на операцию, тем монотоннее и проще ее содержание. Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

    Механизированные формы труда (3000 – 4000 ккал). Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Процессы этого вида труда нередко требуют специальных знаний и навыков. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечивать большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий приводит к монотонности труда.

    Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматизированное производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида деятельности – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность. Физиологическая особенность той формы труда – необходимость быть постоянно готовым к действию и быстро отреагировать на возникающие неполадки. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.

    Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено – чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участия человека. С физиологической точки зрения различают 2 основные форму управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других – редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором – работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

    Формы интеллектуального (умственного) труда (2000-2400 ккал в сутки). Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизации памяти и внимания, частых стрессовых ситуациях. Однако мышечные нагрузки при этом незначительны. Для интеллектуального (умственного) характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности, приводящая к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Она является причиной сердечно-сосудистой патологии. Формы умственного труда также подразделяются на несколько видов:

      Операторский труд. Связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной эмоциональной напряженностью (диспетчер оптовой базы, администратор супермаркета).

      Управленческий труд. Характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций (руководители учреждений).

      Творческий труд. Требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения, огромной творческой отдачи (программисты, дизайнеры, научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы, педагоги).

      Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг. Отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственность, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

      Труд учащихся и студентов. Требует напряжения основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; характеризуется наличием стрессовых ситуаций.

Любая организация труда на предприятии должна начинаться с его же разделения, представляющего обособленность видов деятельности каждого работника и многое другое. Разделение деятельности - давно устоявшийся процесс, в который входят обособление, закрепление и видоизменение отдельных видов деятельности (трудовой). В основе любого разделения лежат основные виды труда:

  • физический;
  • умственный.

Физическая деятельность

В данном случае человек выступает орудием труда, так как он выполняет энергетические функции в системе. Виды ручного труда: динамический и статический. При динамическом труде человек должен перемещать свое туловище в пространстве. Статический - воздействие нагрузки на руки, мышцы, суставы.

Ручная деятельность характеризуется более высокой мышечной нагрузкой, которая ложится на опорно-двигательный аппарат и системы организма. При этом развивается мышечная система, стимулирующая обменные процессы.

Умственный труд

Это прием и переработка информации. Такая работа требует напряжения внимания, активизации мыслительных процессов, памяти. Труд связан с довольно высокой эмоциональной нагрузкой. Но продолжительная умственная нагрузка отрицательно влияет на психическую деятельность человека. Наблюдается ухудшение внимания, памяти, функций восприятия окружающей среды.

Элементы организации

Организация труда на предприятии - это установление и изменение порядка, согласно которому взаимодействуют работники со средствами производства. Также должно быть налажено взаимодействие между работниками для достижения целей деятельности. Труд организован, если он:

  • кооперирован;
  • разделен;
  • рабочее место организовано;
  • организовано обслуживание рабочего места;
  • установлены методы и приемы труда;
  • установлены нормы и меры затрат труда;
  • созданы благоприятные условия;
  • кадры подбираются, подготавливаются и могут повышать квалификацию;
  • труд оплачивается и материально стимулируется;
  • трудовая деятельность планируется, учитывается и анализируется;
  • присутствует дисциплина труда.

Взаимосвязанные виды труда

В общем смысле существует три взаимосвязанных вида разделения трудовой деятельности:

  1. Общее (разграничение деятельности работников между крупными отраслями, например, транспорт, промышленность, строительство).
  2. Частное (внутри отдельной отрасли).
  3. Единичное (труд разделен среди работников отдельного предприятия).

В зависимости от разновидности и рода работ различают такие виды разделения труда, как функциональный, квалификационный, профессиональный и технологический. Также он разделяется по территориальному признаку (крупные и мелкие подразделения) и внутри подразделений.

Функциональная форма разделения труда

При такой форме предполагается деление персонала на однородные группы, отличающиеся друг от друга ролью в производственном процессе или осуществляемой деятельности. Наиболее многочисленной функциональной группой персонала являются рабочие: вспомогательные и основные. Если первые занимаются и выполняют основные функции производства, то вторая группа обеспечивает выполнение этих функций (ремонт, наладка, контроль).

По функциям, которые выполняют работники, выделяются и другие категории. К ним относят специалистов, руководителей, служащих, технических исполнителей, младший обслуживающий персонал, учеников и т. д.

Если существует функциональное разделение труда на предприятии, можно говорить о том, что все категории персонала эффективно используются.

При данном виде разделения деятельности предполагается повышение эффективности за счет специализации рабочих, инженерно-технических работников и тех, кто работает, принимая за основу четкое разделение функций маркетинга, менеджмента, проектирования, управления персонала, производства товаров и т. д.

Технологическое распределение труда

При технологическом распределении труда предусматривается расстановка работников по фазам и стадиям, видам работ и т. д., а также по производственным операциям. Это зависит от технологии производства и особенностей выполнения работ. Такое распределение труда оказывает влияние на уровень содержательности труда. И если узкая специализация склонна к монотонности, то широкая имеет высокую вероятность того, что работы будут выполняться некачественно. Поэтому перед организатором стоит ответственная задача: найти оптимальный уровень разделения трудовой деятельности по технологическому признаку. Данная форма имеет три разновидности: предметное, постадийное и пооперационное разделение труда.

Квалификационное и профессиональное разделение труда

Такие виды разделения, как профессиональное и квалификационное, схожи, поскольку зависят от самого работника.

Вышеуказанное разделение труда подразумевает деление по профессиям и специальностям. Согласно такой форме разделения устанавливают необходимую численность разных категорий работников.

Квалификационное разделение - распределение работы в зависимости от сложности и в соответствии со знаниями и опытом работников. Распределяют обязанности между работниками разных групп с одинаковой квалификацией. Квалификационные разряды устанавливают соответствующие уровни квалификации рабочих. Чем больше разряд, тем, соответственно, выше уровень квалификации.

Перечисленные виды и формы труда, а также формы кооперации деятельности, соответствующие им, должны характеризовать особенности взаимодействия между работниками на производстве. Эти виды разделения труда создают для организации широкие возможности использования рабочей силы.

Формы организации трудовой деятельности

Способы установления плановых заданий, а также то, как учитывается уже выполненная работа, позволяют выделять такие виды организации труда:

  • Индивидуальная форма. Она используется для того, чтобы у каждого сотрудника было собственное задание. Соответственно, учет выполняемой работы ведется индивидуально, значит, у каждого имеется отдельно формирующийся заработок.
  • Коллективная форма. В этом случае задание получает весь коллектив. Выработанная продукция учитывается по конечным результатам работы. Весь коллектив получает определенный заработок.

Помимо основных двух форм существуют следующие виды труда или формы организации:

  • деление согласно формированию средств для осуществления деятельности (малое предприятие, кооператив, аренда, подряд, индивидуальная трудовая деятельность);
  • по способу взаимодействия с вышестоящими органами (контракт, договор аренды, подряда и прямое подчинение);
  • согласно управлению коллективов (полное, частичное и самоуправления);
  • по размеру коллектива и его месте в иерархии управления (групповые, цеховые, участковые, звеньевые, бригадные и т.д.);
  • согласно разделению и кооперации труда в комплексных подразделениях (полное разделение труда, частичная взаимозаменяемость и полная взаимозаменяемость);
  • разделение по способу планирования и учету затрат (хозрасчетные, с элементами хозрасчета и без хозрасчета);
  • в соответствии со способом оплаты и материального стимулирования (индивидуальная оплата труда, коллективная оплата - в основе - тарифная система, возможно с применением коэффициентов; бестарифная система оплаты труда).

Вышеперечисленные формы могут соединяться.

Условия труда

Под условиями труда понимают совокупность факторов рабочей среды и трудового процесса, где осуществляется деятельность человека. Виды условий труда подразделяются на четыре класса, исходя из гигиенических критериев:

  1. Оптимальные условия. При таких условиях здоровье работника сохраняется, поддерживается высокий уровень работоспособности.
  2. Допустимые условия. В данном случае факторы производственной среды не превышают допустимые уровни гигиенических нормативов для рабочих. Если же происходят какие-то изменения, то во время регламентированного отдыха организм работника восстанавливается.
  3. Вредные условия. Совокупные факторы трудового процесса оказывают вредное или тяжелое влияние на здоровье, а также на работоспособность человека в процессе труда.
  4. Опасные условия. Производственные факторы на таком уровне, что, воздействуя на работников, они создают угрозу для жизни или получения травмы, увечья. К традиционно относят промышленные организации, занимающиеся, например, атомной энергией. Конечно, в таких условиях работать запрещено. Но в случае аварии следует проводить экстренные мероприятия в таких местах.

Безопасность трудовой деятельности

Все виды труда нуждаются в обеспечении безопасности, то есть на работника не должны воздействовать опасные производственные факторы. Основными источниками права о безопасности деятельности служат следующие документы:

  1. Международный акт об экономических и социальных и культурных правах (1996 год).
  2. Конвенция МОТ.
  3. Конституция Российской Федерации (статья 7 - охрана труда и здоровья людей). В ней же установлен минимальный размер оплаты. В статье 37 указано право на трудовую деятельность в условиях безопасности и гигиены. Кроме того, принудительный труд запрещен.
  4. Трудовой кодекс в статье 219 определяет права каждого сотрудника на свое рабочее место, получение достоверной информации об условиях труда, социальное страхование. Также человек может отказаться работать в случае возникновения опасности для здоровья или жизни. Каждый работник должен быть обеспечен средством индивидуальной и коллективной защиты и т. п.

Другие виды труда

Результат работы также является критерием, по которому труд разделяется на два типа:

  1. Прошлый и живой. В первом случае это воплощение в предметах и средствах труда. Во втором случае он является трудом работника, который затрачивается в данный момент времени.
  2. Непроизводительный и производительный. Второй приводит к натурально-вещественным благам, а первый - к социальным и духовным, но они имеют не меньшую полезность и ценность для общества.

Также стоит упомянуть о репродуктивном и творческом труде. Репродуктивный приводит в заранее известным результатам, поскольку он отличается стандартностью всех воспроизводимых функций. Творческой деятельностью может заниматься не каждый человек. Все обусловлено и уровнем образования, и квалификацией, и способностью к новациям.

Каждый человек начинает познавать все виды труда в школе. Конечно, большая часть времени затрачивается на умственную деятельность. Но такие предметы, как физическая культура или труд, знакомят с физической деятельностью.

Понятие и виды труда многогранны. Их можно рассматривать с разных сторон, каждый раз открывать для себя новые стороны. Однако основные, общепринятые разделения трудовой деятельности следует знать, чтобы понимать разницу между ними. Это может пригодиться, например, при приеме на работу.

Все виды труда можно разделить на две группы: физический, где преобладает мышечная деятельность, и умственный, где доминирует умственная деятельность.. Существует следующая классификация трудовой деятельности:

1. Формы труда, которые требуют значительной мышечной активности. Эти формы постепенно исчезают, поскольку связаны с тяжелой физической нагрузкой (землекопы, лесорубы и т.п.). У представителœей этих профессий полностью или частично отсутствует механизация производственного процесса, что требует значительных энергетических затрат. Хотя такой физический труд и развивает мышечную систему человека, он обуславливает ряд негативных последствий. Основной – социальная неэффективность физического труда. Для достижения определœенной производительности крайне важно значительное напряжение физических сил человека.

2. Механизированные формы труда - ϶ᴛᴏ многочисленные профессии во всœех отраслях производства. Характерные черты форм механизированного труда связаны со снижением мышечного компонента в работе и усложнение программы действий, уменьшается роль больших мышц в пользу мелких. Задание состоит в развитии точных и быстрых движений. Усложнение программы действий при механизированных формах труда связано с приобретением специальных знаний и двигательных навыков.

3. Групповые формы труда (конвейер). Основой высокой производительности труда на конвейере является автоматизация двигательных навыков, упрощение ряда дополнительных операций, синхронизация труда всœех его участников. Интервал времени между операциями – мера монотонности. В связи с этим нарастает высокая нагрузка на нервную систему, эмоциональную сферу. Поскольку на конвейере работают люди с индивидуальными особенностями нервной системы, то создаются дополнительные нагрузки на нее.

4. Формы труда, связанные с полуавтоматическим или автоматическим производством. В этих формах механизация производства выражена в большей степени. Человек не дополняет механизм, а управляет им, обеспечивая его непрерывную работу. Основной чертой деятельности – готовность к действию и связана со скоростью реакции (оперативный покой). Уровень его бывает различный, исходя из ответственности работы, отношения к ней, скорости действия, индивидуальных особенностей работника. Сохранение состояния оперативного покоя – большая нервная работа.

5. Формы труда, связанные с дистанционным управлением. Разделяют два базовых рабочих ритма. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека. Беспрерывное внимание работника получает разрядку в численных движениях или условно-двигательных актах. В других – редких, работник находится, главным образом, в состоянии готовности к действиям. Наиболее сложные формы – деятельность диспетчеров на производстве или транспорте.

6. Формы интеллектуальной деятельности. С физиологической точки зрения эта форма основывается на сложной работе ЦНС, в которой формируется соответствующая программа действий. Интеллектуальный труд разнообразен, и программы различны по качеству и сложности. С одной стороны - ϶ᴛᴏ простая программа действий, что создает монотонный стереотип (телœеграфисты, бухгалтеры), а с другой – изменяющаяся, сложная программа действий (творческий труд).

Особенности умственного труда. Умственным считается труд, который связан с приемом и переработкой информации. Он требует участия сенсорных систем, внимания, памяти, активизации мышления, эмоциональной сферы. Умственный труд характеризуется большим напряжением деятельности ЦНС, однако не исключает возможности физического напряжения, даже значительного.

Основные виды умственного труда:

1. Работа оператора – группа профессий, связанная с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами (операторы – наблюдатели, операторы – исполнители, операторы – технологи и др.). Для исследования этих профессий, которые встречаются повсœеместно на производстве, создана наука – инженерная психология, изучающая функции человека в автоматизированных системах.

2. Управленческая работа – руководители предприятий, учреждений, преподаватели. В этой группе доминируют факторы, обусловленные ростом объёма информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением социального статуса и личной ответственностью за принятие решений. Современному руководителю необходимы различные качества (политические, организаторские, деловые, профессиональные, личностные), эрудиция в различных областях знаний (экономики, управления, техники, технологии, психологии), наличие определœенных навыков (педагога, воспитателя). Для данной формы труда характерны нестандартность решений, нерегулярность нагрузок, возможность конфликтных ситуаций.

3. Творческий труд – один из сложнейших форм деятельности человека, поскольку требует многолетней подготовки, высокой квалификации. Это научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, конструкторы, архитекторы. Для их работы характерно создание новых алгоритмов деятельности (чаще, чем у представителœей других профессий), значительный объём памяти, пристальное избирательное внимание, что повышает уровень нервно-эмоциональное напряжение. Вместе с тем, нерегламентированный график деятельности.

4. Труд медицинских работников. При всœем разнообразии специальностей врача и среднего медработника, у них общие черты – постоянный контакт с больными людьми, повышенная ответственность, часто – дефицитом информации для принятия правильного решения.

5. Работа учеников и студентов. Учебный процесс требует напряжения базовых психических функций – памяти, внимания (особенно концентрации и устойчивости), восприятия. Обучение часто сопровождается стрессовыми ситуациями (экзамены, зачеты).

В умственном процессе принимают участи как специфические (анализаторные), та и не специфические структуры мозга. Во время умственной деятельности процессы охватывают различные корково-подкорковые взаимодействия в обоих полушариях большого мозга. Какая-либо работа сопровождается определœенным нервно – эмоциональным напряжением. При этом обостряется восприятие, внимание, память, проявляются вегетативные изменения. Для каждого вида деятельности необходим определœенный оптимум эмоционального напряжения, при котором реакция организма становится эффективной и совершенной. Эмоциональное напряжение в значительной мере зависит от сложных социально-психологических мотиваций.

Во время выполнения умственной работы психические процессы существенно изменяются. В начале внимание, способность запоминания, скорость решения ʼʼтестовыхʼʼ задач постепенно улучшаются (врабатывание). Чрезмерная работа может угнетать психическую деятельность. Важно заметить, что для сохранения умственной работоспособности большое значение имеют вегетативные функции, которые обеспечивают энергетические затраты. Важным механизмом обеспечения эффективности умственного труда – увеличение кровотока в нервных центрах, которые активно работают. Это осуществляется в основном за счёт перераспределœения кровотока в сосудах мозга. При частом (ежедневном) повторе эти изменения могут привести к патологическим изменениям не только в вегетативной, но и в психической сфере. Особенно часто бывает, когда нет полного восстановления после работы, и утомление переходит в хроническое (переутомление).

Проблемы переутомления и работоспособности тесно связана с возрастными изменениями и с биоритмами человека. Важно, что при умственном утомлении снижается также и физическая работоспособность.

Признаки утомления при умственной деятельности: ощущение слабости, снижение внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабления воли, нарушение моторики (нарушение координации движений, снижение силы), сонливость. Развитие утомления зависит от состояния организма, внешних факторов. При умственном переутомлении работа продолжается за счёт повышения эмоционального напряжения.

Основные закономерности процессов утомления и восстановления (по Г.В. Фольборту).

1. Уровень работоспособности зависит от соотношения процессов утомления и восстановления. Эти процессы развиваются одновременно, но преобладает один из них: если доминирует утомление, работоспособность снижается, в случае если восстановление, работоспособность повышается.

2. Между утомлением и восстановлением существует тесная взаимосвязь. Восстановление стимулируется теми изменениями, которые реализуются в процессе утомления. Во время работы и после нее соотношение между процессами утомления и восстановления изменяются: во время преобладают процессы утомления, но выражены и процессы восстановления.

3. На интенсивность восстановительных процессов влияет скорость развития утомления. В случае если быстрее развивается утомление(при интенсивной работе), то быстрее восстановление после работы.

4. Восстановительные процессы развиваются не прямолинœейно, а волнообразно. Общая тенденция к повышению работоспособности сохраняется. В процессе восстановления разделяются две фазы – достижения начальной работоспособности и устойчивой, постоянной работоспособности.

5. Изменяя длительность работы и отдыха после нее, можно достичь двух состояний – хронического утомления (переутомления) и постепенного повышения работоспособности (тренировка). В случае если человек начинает повторно работать до состояний устойчивой работоспособности, то процессы утопления усуглубляются и развивается переутомление.

6. На развитие утомления влияет торможение в нервных центрах: торможение останавливает работу, препятствуя развитию хронического переутомления и стимулируя развитие восстановительных процессов.

Сам по себе умственный труд, не усложненный негативными эмоциями, существенно не влияет на организм, но среди людей, занятых этой формой деятельности, довольно высокий процент с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем. Важным методом поддержки высокой работоспособности является чередование умственного и физического труда.

Основные формы трудовой деятельности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные формы трудовой деятельности." 2017, 2018.

gastroguru © 2017