Весенние работы в поле отчет. Весна - всему голова: весенне полевые работы. Видео — Как правильно обрезать кроны плодовых деревьев

Екатерина Федякина
Весенние работы в поле, в саду и огороде

Занятие на тему «Весенние работы в поле , в саду и огороде »

Цель : активизация словаря по теме : «Весенние работы в поле , в саду и огороде »

Задачи : закрепить знания о весенних работах в поле , в саду и огороде ; обучение пересказу по теме.

1. Оргмомент

Ребята давайте с вами вспомнил что можно делать в поле , саду и огороде .

Ребята, а как можно назвать человека, который ездит на тракторе? (тракторист)

А человека, который работает в саду ? в огороде ? (садовник, огородник ) .

А люди которые работают в поле и пашут землю (пахари) .

Ребята, а как называют людей которые выращивают и собирают хлеб? (хлеборобы) .

2. Артикуляционная гимнастика :

«Улыбочка – трубочка»

Если наши губки улыбаются,

Посмотри- заборчик появляется.

Ну, а если губки узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на трубочке!

«Чистим зубки»

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые.

«Грибок»

Под высокою сосной

Мы грибок нашли с тобой.

Чтобы рос боровичок,

Подними вверх язычок.

3. Пересказ текста про весенние работы .

«Работа в огороде »

Витя со своей семьей живет в деревне. Мама Вити садовник. Папа- тракторист. Был теплый весенний день . Мальчик Витя вышел помогать бабушке в огороде . Бабушка попросила принести внука лопату и грабли. Витя принес орудия труда и они приступили к работе . Бабушка копала землю, а Витя разрыхлял ее граблями. Они приготовили землю к посадке, удобрили её и стали сажать овощи. К вечеру работа была закончена !

Вопросы по тексту : где живет Витя со своей семье, кем работает мама Вити , кем работает папа Вити , где Витя помогал бабушке, что попросил бабушка принести Витю, что делала бабушка, что делал Витя, когда они стали сажать овощи, когда была закончена работа ?

4. Физминутка «Выросли цветочки в поле » .

Выросли цветочки в поле .

Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)

Каждый старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания - руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались стебельки, (Дети машут руками.)

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)

Вправо-влево, взад-вперёд -

Так цветочки ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

5. Хлопни в ладоши когда услышишь звук Р в словах : (звук Р твердый или мягкий)

Комбайнер, Садовник, Хлебороб, Огородник , Птицевод, Кроликовод.

Хлопни в ладоши когда услышишь звук Рь в словах : (звук Рь твердый или мягкий)

Пахарь, Пастух, Тракторист, Мельник.

6. Оргмомент

О чем мы сегодня с вами говорили? (о работах в огороде , в поле , в саду )

Что можно делать в поле , саду и огороде (сажать, копать, сеить, пахать, поливать, убирать, бороздить) .

Какие профессии вы сегодня услышали (садовод, тракторист, пахарь. Хлебороб, огородник , комбайнер и т. д.)

О ком вы сегодня слушали рассказ? (о Вите)

Публикации по теме:

Каждый год, ранней весной, мы с детьми организовываем "огород" на подоконнике. Заранее оформляем окно, готовим семена, емкости и грунт.

Конспект развивающего занятия для детей 3–5 лет «Весенние работы в поле» 1. Приветствие 2. Окружающий мир Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода Побежит за трактористом К синей речке борозда. Выйдут сеялки.

Лэпбук "Во саду ли, в огороде" Цель: развитие внимания, мышления, воображения, восприятия, речи; ознакомление с миром природы. Что Вам понадобиться:.

Проект "Во саду ли в огороде". Все началось с того, что в гипермаркете "Лента" за определенную сумму покупки дарили набор "Акция - плантация".

Лето – пора объятий нежных солнечных лучей, тёплого лёгкого ветерка, весёлого голубого неба, пушистых и игривых облаков, легких, свежих.

О цель: Уточнять и расширять представления о труде людей весной. Активизировать словарь

Приусадебный участок практически круглогодично нуждается в уходе: весна — пора выхода из зимней спячки и подготовке земли и растений к новому урожайному году. Лето — время ухода за растениями. Осень — пора сбора урожая и подготовки земли и сада к суровой зиме. Только зимой заядлый дачник получает передышку, да и в эту пору приусадебный участок нуждается в некотором присмотре.

Весна — пора пробуждения природы после холодов, подготовке земли и сада к новому урожаю. Но весной погода настолько капризная и непредсказуемая, что перед началом работ в саду и на земле следует ориентироваться в первый весенний месяц не по датам, а по погодным условиям.

В марте чаще всего начинать приусадебные работы мешает снег и мороз. Но даже в эту пору можно найти занятие, которое поможет облагородить вид участка, помочь деревьям и кустарникам, подготовить землю.

Уход за садом в марте

Если первый месяц весны богат на снег, следует постараться уберечь плодовые растения от повреждения путем стряхивания снега с крон. Из-за чередования заморозков и оттепелей снег становится тяжелым и клейким, благодаря чему может обломать хрупкие ветки деревьев.

Весна — тяжелая пора для зайцев и мелких грызунов, поэтому желательно проверять целостность коры у молодых плодоносных деревьев. Если возле стволов лежит много снега, желательно расчистить его, чтобы животные не добрались до веток.

Уход за хвойными деревьями

Весной солнце довольно яркое и солнечные лучи могут повредить кроны хвойных деревьев, особенно если на земле лежит снег, который отражает свет. Если молодые деревья расположены на открытых участках, то желательно укрыть их ветви от опаляющего ультрафиолета. Стянутые шпагатом кроны можно укрыть мешковиной или старыми покрывалами. Для маленьких деревьев можно соорудить специальные щиты. Когда снег сойдет, защиту можно убирать.

Уход за плодовыми деревьями

Если на стволы деревьев не нанесена побелка осенью или зимой, это нужно сделать ранней весной. Как вариант, можно обмотать стволы светлой бумагой. Это убережет кору от солнечных ожогов. Побелка защитит кору растений от вредителей, которые обязательно появятся с наступлением тепла.

Пока не сошел снег следует заняться обрезкой ветвей у плодовых деревьев. Это поможет не только удалить лишние побеги, но и правильно сформировать высоту и форму кроны.

Стоит знать!!! Формировать крону нужно раз в несколько лет. Ежегодное обрезание ветвей может ослабить дерево и привести к снижению урожая.

Видео — Как правильно обрезать кроны плодовых деревьев

Когда температура воздуха поднимется выше 5-6 градусов следует опрыскать ветви плодовых деревьев специальными инсектицидами против вредителей и болезней. Важно сделать это до появления первых листочков.

Если в саду за зиму намело много снега и в марте он начал активно таять, нельзя допускать застоя воды на земле. С помощью вырытых в земле небольших канав следует обеспечить отток воды с участка. Иначе корни деревьев на затопленном участке не могут «дышать».

В солнечные дни можно начать раскрывать побеги роз и других теплолюбивых цветов, чтобы предотвратить скапливание конденсата под пленкой и «закалить» растения.

Ближе к концу марта можно освободить от укрывных материалов луковицы нарциссов и лилий. Этим цветам ночные заморозки не страшны.

Освобождение земли и сада от снежного покрова следует отметить капитальной уборкой. Следует убрать старые листья и поломанные ветви с земли, подмести садовые дорожки, очистить их от мха. Также можно осмотреть садовую мебель, провести ремонт или покраску скамеек.

Огородные работы в марте — это посев семян томатов и перцев для рассады. Выращивается рассада в специальных емкостях дома, на подоконниках.

Видео -Как правильно вырастить рассаду томатов в домашних условиях

Апрель

В этом месяце большое внимание уделяется подготовке земли к посадке растений, и именно апрель является самым трудоемким и насыщенным месяцем для дачников.

Работы на земле

Апрель — время работы с землей. Но прежде чем приступить к вскапыванию огорода, следует знать земледельческие хитрости.


Какие культуры сеют в апреле

Таблица

Наименование Описание

Высаживают в открытый грунт, посадки в утеплении пленкой не нуждаются.

Семена проращивают в домашних условиях. В конце апреля при условии теплой погоды проростки выносят на улицу для закаливания.

Сеются в открытый грунт, но грядки следует закрывать пленкой.

Если планируется посадка картофеля, то в начале апреля следует перебрать клубни для посадки, выложив их в хорошо проветриваемое и освещенное место для яровизации. Нельзя, чтобы на картофель попадали прямые солнечные лучи.

Если на зиму были посеяны озимые чеснок и лук, следует снять мульчированный слой, взрыхлить и подкормить почву с посевами.

В апреле нужно подготовить теплицы к новым посадкам. Кроме вскапывания и удобрения, почву следует обеззаразить. Для этих целей используется 3%-ная бордоская жидкость. Также рекомендуется вымыть стекла или пластик в теплице, чтобы улучшить светопроницаемость материала.

Апрельские работы в саду

В начале месяца нужно удобрить прикорневую систему плодовых деревьев и кустарников.

В апреле, после того как сойдет снег, нужно снять все обвязки с деревьев, убрать защитный лапник и щиты от солнца.

Если почва слишком влажная, не стоит топтаться возле корней деревьев, это ухудшит их питание и насыщение кислородом.

В середине месяца можно начать обновлять сад, высаживая саженцы деревьев или кустарников в заранее подготовленные и удобренные органикой и золой лунки. Саженцы нужно обязательно подвязать.

Нужно внимательно просмотреть все деревья и кустарники, чтобы убедиться в том, что на коре или ветках не появились вредители. Также в профилактических целях нужно обработать стволы растений раствором медного купороса.

С наступлением тепла можно заняться клубникой. Следует убрать мульчу, взрыхлить и удобрить землю вокруг побегов.

Май

Работы в огороде

Май — месяц нестабильной погоды: днем тепло, а ночью заморозки. Именно ночные майские заморозки могут уничтожить весь урожай, если не принять меры. Также в мае на грядки и в теплицы высаживаются все растения и культуры, поэтому месяц для дачников и огородников является очень напряженным.

В последний месяц весны нужно постараться окончательно сформировать грядки. В открытый грунт высаживается капуста, сеются щавель, лук, морковь, ароматные травы и специи.

Все всходы моркови и свеклы следует проредить, подкормить. Поливать ростки рекомендуется через 3-4 дня. Прополка сорняков должна проводиться аккуратно, так как ростки овощных культур еще очень слабые и их легко повредить.

Подкормка клубники весной — фото

Луковые культуры прореживают, подкармливают смесью из коровяка, калийной соли и фосфатных удобрений. Подкорм лучше всего совместить с поливом. Чтобы растения получали достаточно кислорода, нужно периодически взрыхливать землю возле рядов с луковицами.

Не следует забывать о чесноке. Грядки с этой культурой нужно поливать часто и тщательно, иначе без воды чеснок начинает мельчать. В середине мая нужно осторожно удалить стрелки, иначе эти ростки будут тянуть на себя большую часть питательных веществ.

В середине мая можно осуществлять высадку рассады томатов, перцев, баклажанов в теплицу или открытый грунт, под пленку.

Народный календарь посева растений в открытый грунт

Наименование Описание

Можно сеять под пленку после зацветания рябины, сильных заморозков на почве не будет.

Эти культуры можно высевать после того, как пионы распустят свои бутоны.

Высаживать и сеять в открытый грунт эти культуры можно после того, как зацветут нарциссы.

Эти культуры можно сеять после того, как зацветет каштан.

Можно садить после того, как зацветет сирень

В мае высаживается картофель. Ранние сорта принято сеять в начале месяца, поздние — в середине или в конце мая.

Важно знать!!! Хрупкие и нежные ростки огородных культур нуждаются в усиленной подкормке и поливе. Особенно не стоит забывать о тех растениях, которые высажены в теплицах. Также следует своевременно опрыскивать рассаду средствами против вредителей.

Майские работы в саду

Если на участке высажен газон, то в мае следует приступать к стрижке травы. Пока земля влажная, не стоит много топтаться по газону, иначе на нем появятся «проплешины». В процессе стрижки важно удалять пробившиеся сорняки.

В период цветения плодовых деревьев садоводам следует опасаться ночных заморозков, ведь поврежденные морозом цветы не дают завязей. Чтобы сохранить урожай можно постараться оградить деревья от воздействия холода. Для этих целей применяют дымовые шашки или небольшие переносные печи-мангалы, в которых следует всю ночь поддерживать огонь.

После появления почек на плодовых деревьях, нужно позаботиться о том, чтобы вредители не уничтожили будущий урожай. Для профилактики и уничтожения яблоневых цветеедов, клещей, моли, тли, яблонной медяницы нужно приготовить следующую смесь: на 20 литров воды разводится 60 грамм карбофоса, 80 грамм хлорокиси меди и 40 грамм хлорофоса. Эти вещества можно приобрести в специализированных магазинах. Полученной смесью опрыскиваются кроны и ветви всех имеющихся деревьев и кустарников в саду. Если первичная обработка не помогла, можно повторить процедуру перед началом цветения плодоносных деревьев и кустарников.

С появлением первых листочков на деревьях можно увидеть, какие ветки были повреждены зимними заморозками. Мертвые ветви нужно обрезать, места срезов рекомендуется замазать обычной масляной краской.

В начале мая нужно поработать с садовым малинником. Побеги, которые на зиму пригибались к земле, нужно распрямить и привязать к шпалере или забору. Поврежденные ветки рекомендуется срезать под корень, остальные побеги следует подрезать по первой сформировавшейся почке. Малину нужно подкормить, для этих целей подходят органические удобрения. Подкормку можно совместить с поливом.

Важно осмотреть все имеющиеся на участке кусты крыжовника и черной смородины. Эти культуры в период цветения и формирования завязей — настоящее лакомство для муравьев. Для сохранения урожая следует смочить в керосине кусок ткани и разместить его у корней кустарников. Нельзя лить керосин в землю, это может пагубно сказаться на растениях.

Важно знать!!! Если на черной смородине в период цветения появились признаки махровости, куст следует сразу же выкорчевать, иначе есть риск заразить все растения в саду. Махровость, вызываемая тлей и почковым клещом, не излечивается.

Чтобы сад и огород радовал богатым урожаем, нужно ежедневно в течение всего огородного периода уделять внимание посаженым растениям.

С наступлением весны у дачников и огородников появляется множество самых разных забот. Есть работы, которые нужно выполнить в четко ограниченные сроки, ориентируясь на заранее составленные планы. Но как быть семьям с детьми? Ведь малыши далеко не всегда дают родителям заняться нужной деятельностью, требуют внимания, игр и развлечений. Ответ довольно-таки прост, нужно предложить ребенку поучаствовать в повседневной работе. Давайте обсудим для информирования детей весенние работы в огороде, в саду в апреле и в поле в это же время.

Безусловно, любые огородные работы в детском возрасте, это, скорее, игра, а не работа в прямом смысле этого слова. Но такая занятость может быть очень полезной для ребенка. Ведь она позволяет ему почувствовать себя взрослым и самостоятельным, а также развивает мышление и множество новых навыков. Огородные занятия помогут деткам понять основные законы природы и поучаствовать в получении урожая.

Работы в поле в апреле для детей

Если вы занимаетесь выращиванием каких-то культурных растений в масштабах целого поля, обязательно возьмите с собой на работу ребенка. Такое интересное путешествие будет полезным и для дошкольников, и для школьников.

В апреле, после того как с полей сходит снег, тут же начинаются весенние работы. С земли устраняют остатки прошлогодних урожаев, вносят удобрения и вспахивают. Конечно, особенности весенних работ определяются выбором выращиваемых культур на конкретный год. Так, озимые растения к этому времени благополучно посеяны, их необходимо осмотреть, провести оценку степени вымерзания и потерь. Если привлечь к таким работам ребенка, можно весело и продуктивно провести время. Читателям «Популярно о здоровье» следует рассказывать малышу о всех особенностях полевых работ, и просить его о помощи, например, подсчитывать что-то или следить за чем-то.

Обязательно рассказывайте детям о сельскохозяйственной технике и, по возможности, давайте им возможность прикоснуться к бороне, культиватору, посидеть за рулем трактора и пр.

Если вы планируете засеивать поле, привлеките ребенка к процессу. Пусть он увидит, какой путь проделывают семена от попадания в землю до вырастания, и поучаствует в нем.

Весенние работы в огороде в апреле

Выделите ребенку его собственное место в огороде и предложите самостоятельно вырастить какой-то урожай. Детям, которые не слишком уверены в своих силах, обязательно пообещайте свою помощь и поддержку. Если ребенок совсем не согласен выращивать что-то сам, привлекайте его к работе на всем огороде, и не забывайте мотивировать и хвалить даже за незначительные успехи.

Для начала уберите с детьми зимний мусор с огорода. Расскажите ребенку, что на земле в мусоре часто живут насекомые и личинки. Они являются неотъемлемой и очень нужной частью природы, но на огороде им не место, так как они могут навредить культурным растениям. Если ранней весной удалить все живое, что увидишь на поверхности земли, можно существенно сократить количество вредителей в текущем сезоне.

После уборки необходимо внести в почву органические удобрения. Детям постарше можно выделить ведерко и небольшую лопатку, разбрасывание удобрения по поверхности почвы может оказаться для них очень интересным. Также подумайте, возможно, следует внести в почву песок либо гравий (благодаря этому тяжелый грунт обретает воздушность, и вода не будет застаиваться у корней растений). Рассыпчатую почву желательно, наоборот, обогатить гранулированной глиной либо глинистой землей.

Доверьте ребенку часть участка для рыхления земли. Заглубления всего на пять сантиметров будет достаточно для подготовки почвы для весенних посадочных работ. Работайте вместе с малышом, показывайте ему пример и восторгайтесь его успехами.

В конце апреля обязательно привлеките ребенка к посеву холодостойких культур и к прочим посадочным работам. Расскажите и покажите, как из небольших семян появится редис и морковка, петрушка и репа, укроп и салат, шпинат и кинза. Для получения более ранних всходов, не забудьте прикрыть почву пленкой.

Весенние работы в саду

В саду для ребенка также может найтись множество интересных занятий, которые он может с удовольствием выполнять наравне со взрослыми. Пока еще на участке лежит снег, пройдитесь с малышом и оцените, все ли деревца с кустарниками прикрыты от яркого весеннего солнышка. После схождения снега и некоторой стабилизации среднесуточной температуры, укрытие можно будет постепенно снять. Эту работу также можно доверить детям.

Апрельская работа в саду подразумевает обязательную стрижку кустарников и плановую обрезку плодовых культур. Если вы покажете ребенку, как работать с секатором, он вполне может состричь несколько подсохших или травмированных веточек. Лучше, если вы, конечно, вручите малышу небольшой и легкий секатор, а также посоветуете ему надеть плотные перчатки.

Не стоит привлекать детей к обработке растений от вредителей. Это не слишком безопасное занятие. Но дети постарше вполне могут поучаствовать в побелке штамбов при помощи свежегашеной извести и медного купороса, но, конечно же, такие работы нужно выполнять лишь в перчатках и под пристальным присмотром.

В конце апреля вполне можете привлекать ребенка к посадке плодовых и ягодных культур. Дети могут придерживать саженцы, присыпать землю, проводить полив свежепосаженных растений. При этом многие садоводы уверяют, что у малышей бывает очень легкая рука, и у них разные культуры растут очень быстро и хорошо.

Не стоит привлекать детей к огородно-садовым работам без их желания. Но, как показывает практика, малыши с удовольствием проводят время с родителями на дачном участке, в огороде или на поле.

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Полеводство.
а) Запишите определение. Полеводство - это выращивание полевых культур .
б) Приведите примеры полевых культур, выращиваемых в вашем крае.

пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха, картофель, лён, подсолнечник

2) Овощеводство.
а) Запишите определение. Овощеводство - это выращивание овощных культур .
б) Приведите примеры овощных культур, выращиваемых в вашем крае.

капуста, морковь, лук, чеснок, томаты, огурцы

3) Плодоводство.
а) Запишите определение. Плодоводство - это выращивание плодовых культур.
б) Приведите примеры плодовых культур, выращиваемых в вашем крае.

яблони, груши, земляника, вишня, слива

4) Цветоводство.

а) Запишите определение. Цветоводство - это выращивание цветочных культур.
б) Приведите примеры цветочных культур, выращиваемых в вашем крае.

хризантемы, астры, пионы, розы, гиацинты, гладиолусы

2. Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные растения. Покажи стрелками, к каким группам относятся растения, изображённые на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

а) Пшеница, рожь, морковь , ячмень - морковь это овощ, а все остальное полевые культуры.

б) Томат, капуста, лук, слива - слива это плодовая культура, а все остальное это овощи.

в) Яблоня, кукуруза , вишня, абрикос - кукуруза это полевая культура, а все остальное относится к плодовым культурам.

г) Огурец , пион, лилия, нарцисс - огурец это овощ, а все остальное - цветы.

Объясни свои решения (устно). Придумай для одноклассников подобное задание с другими примерами. Запиши.

  • земляника, смородина, редис , вишня
  • лук, морковь, помидоры, рожь
  • тюльпан , ячмень, пшеница, овес

Выслушай и оцени ответы одноклассников.

4. По заданию учебника (с. 193) понаблюдайте за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сами выполните необходимую работу. Напиши краткий отчёт об увиденном и сделанном. Можно выполнить рисунок или наклеить фотографию.

Этой весной я помогала своей бабушке сажать на огороде лук. Это было очень интересно.

Сначала мы взяли лопату и вскопали землю под грядку. Потом граблями мы разровняли землю и сформировали прямоугольную грядку.

Затем бабушка взяла палку и прочертила на грядке прямые продольные бороздки. Именно в эти бороздки мы и стали сажать маленькие луковицы, которые бабушка называла “лук - севок”.

Бабушка сказала, что все луковицы должны быть на равном расстоянии друг от друга. Мы немного углубляли их в землю и следили, чтобы корень всегда был внизу, а хвостик с зеленым проростком вверху.

Потом мы присыпали посаженные луковицы землей и хорошо полили их из лейки. Надеюсь наши луковицы быстро прорастут и мы будем использовать их для приготовления пищи всю зиму.

Актуальной проблемой в аграрном секторе в период весенне-полевых работ является обеспечение своевременного и качественного выполнения технологических операций по подкормке озимых, подготовке почвы и посеву яровых культур.

Весенняя подкормка: культуры и нормы

Большое значение для достижения весомых урожаев озимых имеют весенние подкормки, особенно тех, которые расположены по не самым лучшим предшественникам (бобовыми, травами и т.д.).

Эту операцию следует проводить на изреженных до 45-50% посевах, остальные целесообразнее сеять. Ранневесеннюю подкормку растений в фазе шильца следует проводить аммиачной селитрой, а на хорошо увлажненных почвах и развитых посевах - в два срока - еще и в фазе кущения. Ослабленные посевы можно подкормить повышенными нормами азота (60-70 кг/га) Следует предостеречь от использования для этой цели КАС из-за возможных некрозов.

Посевы, расположенные по паровым и зернобобовым культурам и в условиях раннего возобновления вегетации, по мерзлоталой почве лучше не подкармливать, а перенести эту операцию на конец фазы кущения.

Следует отметить, что подкормка посевов озимых азотными удобрениями по мерзлоталой почве в свое время была запрещена экологическим стандартом из-за риска их смыва в водоемы, поэтому применять эту операцию следует как исключение на полях с ровным рельефом.

Что касается многолетних трав, то первоочередной мерой в ранневесенний период является проведение оценки состояния посевных площадей. Для получения полноценной производительности клевера 1-го года использования необходимо иметь 150-180 растений/м 2 , люцерны 1 года – 180-200, 2-го – 120, 3-го – 80.

Если сохранилось лишь 30-50%, в клевер можно подсеять плевел однолетний (25 кг/га), вико-овсяную смесь (80-100 кг), горчицу белую (10-12 кг), суданскую траву (10-15 кг) в люцерну 1-го года - люцерной (10-12 кг) или смесь люцерны со злаками (костер безостый, овсяница луговая или тимофеевка луговая) при любом количестве жилых нор мышей следует разложить зерновые приманки, обработанные препаратами типа Шторм 0,0005% .

Посевы трав 2-го и 3-го годов следует взборонить или неглубоко продисковать. Злаковобобовые следует подкормить нормой по 45-60 кг/га азота, фосфора и калия, бобовые 2-го и 3-го - по 45-60 кг/га фосфора и калия.

Кукурузу на силос лучше выращивать как и зерновую, 30-40% раннеспелых сортов, 40-45% - среднеранних, 20-30% - среднеспелых.

Яровые колосовые культуры (пшеницу и ячмень) целесообразно размещать после бобовых культур и таких, которые выращиваются на достаточно удобренных фонах. После хороших предшественников (озимой пшеницы, кукурузы, подсолнечника) можно сеять овес. Не рекомендуется высевать овес после сахарной свеклы, которая имеет общих с ним вредителей.

Под яровые зерновые культуры фосфорные и калийные удобрения следует внести с осени, а азотные - в весенний период. При этом половину общей дозы азота необходимо применять до посева.

На плодородных почвах под яровые зерновые культуры необходимо внести азот в дозе 45-60 кг действующего вещества, на бедных - 60-70 кг. При размещении овса после должным образом удобренных пропашных культур можно ограничиться припосевным внесением удобрений.

При достаточном увлажнении под кормовой ячмень кроме предпосевного внесения (30-40 кг/га) азота целесообразна двукратная подкормка: первая (30-40 кг/га) - в фазе кущения, второе (30 кг/га) - в фазе колошения. Общую дозу азота можно довести до 100-120 кг/га.

Для пивоваренного ячменя дозу азотных удобрений следует уменьшить на 25-30%.

Следует учитывать, что яровая пшеница имеет менее интенсивное кущение, поэтому часть азота (30-40 кг/га) целесообразно внести под предпосевную культивацию. В зоне достаточного увлажнения подкормки пшеницы азотом следует проводить в два этапа - в фазе выхода в трубку - треть от общей дозы, и в фазе колошения - оставшиеся 20% дозы.

Под овес следует вносить в зависимости от условий от 30 до 60 кг/га азота. Меньшие расчетные дозы следует вносить под предпосевную культивацию. При дозах 60 кг/га часть удобрений надо переносить на фазу выхода в трубку.

Весенняя обработка почвы

Закрытие влаги следует осуществлять на полях, где выполнена зяблевая обработка под посев яровых культур. Для этого следует использовать высокопроизводительные широкозахватные орудия ЗПГ-24, БЗП-24, БЗП-15 (ЗАО «Лозовской кузнечно-механический завод») и подобные орудия с зубовыми или пружинными рабочими частями.

При проведении предпосевной подготовки почвы предпочтение следует отдавать высокопроизводительным широкозахватным и комбинированным агрегатам как зарубежного, так и отечественного производства. Для этого лучше использовать машины и орудия с зубовыми и лапчатыми рабочими частями в комбинации с выравнивателями, катками или боронами, что позволяет за один проход формировать посевное ложе при пересеве озимых, проведении зяблевой и весенней пахоты, а также при доведении почвы до посевного состояния после комплекса мер обработки, совершенных осенью.

Основные марки орудий такого типа отечественного производства - культиваторы КПСП-4, КПС-8, «Сириус-10» (ОАО «Красная звезда»), КПП-8 (ОАО «Уманьферммаш»), КПСП-4, КПСП-8 (ОАО «Калиновское РП «Агромаш»), КПС-4 ПН, КПС-4 ПП, КПС-8 П, КПС-12 ПМ (ТМ «Восход»), КП-5,6, КП-8,5, КП-12 (НПП «БелоцерковМАЗ») АПП-6,02- 01 (ОАО «завод «Фрегат»), КПЭ-6,6, КПЭ-8,0 (завод «Проммаш»), КПН-8,2 (ОАО «Галещина Машзавод») , комбинированные орудия и агрегаты АКПН-6, АКПН-8 (ОАО «Красиловмашзавод»), АК-4, АК-6 (ОАО «Калиновское РП «Агромаш»), КА-4,4, АК-6 (ООО «Красняннское СП «Агромаш»), АП-6 (ОАО «Уманьферммаш») и др.

Поля с большим количеством растительных остатков лучше обрабатывать комбинированными универсальными дисковыми орудиями УДА-2,4, УДА-3,8, УДА-4,5, УДА-5,6 (ООО «НПП «БелоцерковМАЗ») и дисковыми боронами БДЛП-8 (ООО «Краснянское СП «Агромаш»), БП-4, БП-6 (ТМ «Восход»), БДТ-7, БДШ-8,2 (ОАО «Уманьферммаш»), БДТ-6, БДТ-4,2 (ОАО «Вишневичи Агротехника») и другими.

Однако следует обратить внимание на то, что обработка полей дисковыми орудиями может привести к иссушению почвы. Поэтому при таких обстоятельствах во избежание чрезмерного испарения влаги следует выполнять культивацию лаповым культиваторами или комбинированными орудиями для образования посевного ложа. Во многих случаях перед посевом целесообразно использовать дополнительно катки КЗК-6, КЗК-9,2, КЗК-12,5 (ОАО «Уманьферммаш»), К-6 М, К-10 (ТМ «Восход»). Для отвальной обработки предприятия Украины ООО «ПКФ «Велес-Агро», ЗАО «ТПФГ «Интерагротек» выпускают плуги общего назначения, которые агрегатируются тракторами различных тяговых классов.

Посев яровых

Одним из основных и обязательных элементов интегрированной защиты посевов от внешней и внутренней инфекции и вредителей является протравливание семян. При выборе препарата необходимо учитывать спектр его действия, ожидаемое поражение болезнями, сортовые особенности, погодные условия, реакцию растений на данный препарат, цену и другое, используя для этого препараты согласно «Перечню пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к использованию в Украине» в текущем году.

В хозяйствах нашего государства наиболее распространены зерно-туковые и зернотукотравяные сеялки СЗ-3,6А, СЗП-3,6 Б, СЗТ-3,6 А, СЗ-5,4, СЗТ-5,4 (ОАО «Красная звезда»). За последние годы повышенный спрос наблюдается на пневматические зерновые сеялки «Мистраль-6» (СП «Агро»), «Клен-4,5», «Клен-6» (МСНВП «Клен»), пневматические широкозахватные зерно-туковые сеялки-культиваторы фирмы «Хорш-Агросоюз»», посевные комплексы ALCOR-7,5. ALCOR-10 ORION-9,6 (ОАО «Красная звезда»). По заказу хозяйств зерно-туковые сеялки марки СЗ комплектующих различными типами сошников: двухдисковыми для одноленточной (СЗ-3,6 А) или двухстрочного посева (СЗ-3,6 А-04), однодисковыми (СЗ-3,6 А-01) или наральниковыми (СЗ-3,6 А-03). Для посева льна сеялки СЗ-3.6 А-02 комплектуют наральниковыми двухстрочными сошниками.

В случае выращивания яровых зерновых культур по интенсивной технологии надо во время их посева формировать технологические колеи, по которым в процессе ухода за посевами будут двигаться технологические комплексы машин. При этом стоит отметить, что колея почти для всех отечественных опрыскивателей составляет 1400 мм. Именно поэтому для обеспечения условий по формированию технологической колеи во время посева на сеялке с шириной захвата 3,6 м нужно перекрывать (блокировать) 8-й и 17-й высевные аппараты. Количество проходов сеялки с закрытыми и открытыми сошниками определяется шириной захвата опрыскивателей, которые есть в хозяйстве. Расстояние между центрами сложившихся технологических колей (16,2 или 21.6 м) соответствует ширине захвата современных опрыскивателей.

Расстояние 16,2 м между центрами колей используется, если посев осуществляют сеялками СЗ-5,4 и СЗ- 10,8, следующими одна за другой, или агрегатами из двух или трех сеялок С3-3,6 А, при этом трехсеялковый агрегат действует со сцепкой СП-11 А, СП 10.8 или СГП-10,8, а двухсеялковый - со средней секцией сцепки.

Стандартные двухдисковые сошники для одноленточного посева с междурядьями 15 см целесообразно использовать во всех зонах Украины. Двухдисковые сошники для двухстрочного посева со средней шириной междурядий 7,5 см больше подходят для Лесостепи и Полесья. Однодисковые сошники могут быть использованы при посеве зерновых, подсеве трав на площадях изреженных озимых и для подкормки их азотными удобрениями. Однодисковые сошники меньше повреждают растения, чем двухдисковые.

Наральниковые сошники лучше дисковых создают уплотненное семенное ложе. Такие сошники следует использовать во хорошо возделанных почвах, а не засоренных сорняками. Все сошники, кроме двухдисковых двухстрочных, предназначены для посева зерновых с междурядьями 15 см. Согласно агротехнических требований, не менее 80% семян должно быть размещено на заданной глубине с отклонением ± 1 см, то есть в трехсантиметровом слое. Сеялки типа СЗ-3,6 А удовлетворительно действуют на скорости 5-7 км/ч при влажности почвы 15-25% и обеспечивают глубину посева 2-5 см.

Чтобы избежать просевов во время сева яровых зерновых и кормовых культур из-за забивания сошника землей или растительными остатками, попавшими в семенной материал, нижний металлический наконечник каждого семяпровода стоит заменить наконечником, через который в случае забивания сошника высыпаются семена. Отверстие наконечника должно быть размещено позади сошника.

Семена заделываются в почву загортачами, посевными боронами или цепным устройством. Сеятелю на сеялке хорошо видно, как семена высыпаются через отверстие в наконечнике семяпроводов, и забивание сошника может быть быстро устранено. Наконечник семяпроводов можно заказать в ННЦ «ИМЭСХ».

Дисковые сошники для одноленточного посева в заводском исполнении неудовлетворительно образуют семенное ложе. Для его стабильного уплотнения каждый такой сошник следует оборудовать наральниками треугольной формы, на котором размещены сошник конструкции ННЦ «ИМЭСХ». Во время работы такого наральника диски сошника не вращаются. При необходимости можно исключить его из работы, закрепив на поводке сошника.

Ю.Вожик, д-р техн. наук

gastroguru © 2017