Валерий Коровин: «Православный сталинизм — это классный термин! «Православный сталинизм» — это сатанизм

От Андро Цукермана могу добавить, что сталинистом может быть кто угодно, но не верующий человек! Сталин - это полководец, победитель, государственник и противоположность Гитлеру, но уничтожение и гонение на Церковь - это неоспоримый факт, а значит было гонение на Самого Бога. Вывод - верующий человек и богобоязненный не может быть сталинистом по определению. Иначе можно оправдать кого угодно, да того же Иуду, "благодаря" которому и свершилось распятие и Воскресение Христа. Некоторые пытаются оправдать расстрел царской семьи необходимыми мерами того времени.
Православный сталинизм возможен и существует, как и православные фашизм, но это секты, самые настоящие секты!

Это отрывок из нашумевшего фильма о православных фашистах. Кадрами из этого фильма либералы пугают весь мир! И это не постановочные кадры! Это реальные православные фашисты. Сам фильм имеет подтасовки и в конце, но не в этом суть. Сектанты - они везде есть...

Психология сталинистов, как ни странно, не отличается от психологии и идей православных фашистов. Это доказательство:

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Вас приветствует Пётр Мультатули. И сегодня у нас в гостях радио «Радонеж» директор Российского института стратегических исследований, генерал-лейтенант Леонид Петрович Решетников.

Сегодня у нас пойдет разговор о такой злободневной теме как «православный» сталинизм. Вообще, знаете, когда я готовился к этому разговору я неоднократно думал: какое это абсурдное название!

- Да, и страшное, в общем-то. Ужасное.

И страшное, и ужасное, и абсурдное. В связи с этим я хотел бы задать вам вопрос. Скажите, пожалуйста, а вообще, откуда появилось это название? Что это такое?

- На мой взгляд, имеется несколько причин появления такого ложного определения. Из них я бы выделил две основные. Прежде всего, хотел бы отметить, что попытки либеральных, антицерковных, антиправославных кругов дискредитировать Церковь, внести раздор и смуту, например, танцы не совсем нормальных женщин в Храме Христа Спасителя или рубка топором духовно болящими людьми икон или клеветнические статьи против Церкви они не приносят успеха для этих кругов. Наоборот, такие попытки скорее мобилизуют Церковь, мобилизуют верующих, консолидируют их, так как очевидные грубые нападки, бесовские нападки. И в этой ситуации противники Веры, противники Православия, противники России, идут более хитрым, более изощрённым путём. Подбрасывают идеи, которые как бы созвучны, как бы соприкасаются с настроениями православной общественности. И вообще в целом общественности нашей страны. А какие настроения? Ведь сейчас очень большое недовольство среди населения состоянием такого полупорядка или полураспада в нашей стране. Недовольство чиновничьим аппаратом, недовольство тем, что правильные сильные решения, которые принимаются высшим руководством страны, не доводятся до конца, не выполняются, блокируются. Недовольны тем, что царит коррупция, взяточничество и масса других проявлений морально-нравственного нездоровья в обществе. В этой ситуации среди населения, даже среди православной общественности растут стихийные, даже иногда неосознанные монархические настроения. Вот люди думают и мечтают о порядке, думают о сильном лидере, который всё-таки до конца доведёт порядок в стране. В эти настроения подбрасывается система красного царя, подбрасывается идея Сталина. Этот человек, этот деятель, этот политик преподносится как спаситель России. Хотя, конечно, прежде всего, он был разрушителем Православной вековой России,.

- Одним из губителей.

Знаете, мне кажется, что этот православный сталинизм, он уже вообще относится даже не столько даже к личности самого Сталина, сколько вообще создается такая лжерелигия, которая вообще, естественно, вообще никакого компромисса.

- Так она и была создана, в 20-е годы была создана лжерелигия.

- А сейчас её новый вот такой виток развития.

- А сейчас новый виток развития пытается

- Под православным флером таким.

- Абсолютно верно. Это была лжерелигия. Лже-бог лежал в мавзолее, а наместник бога сидел в Кремле. И исключительно поклонялись им. Вспомните песни «Ленин всегда живой, Ленин всегда со мной в горе, надежде и в радости». Никто не вдумывается, смеются все. А чего смеяться? Это попытка, это явная попытка обожествления. «Помазанник» этого лже-бога Сталин сидел в Кремле, и ему молились, к нему обращались. Ему писали стихи, ему писали поэмы, повести, романы. К нему обращались, писали письма. Церковь уничтожалась. Когда говорят про войну, что во время войны Сталин стал открывать церкви, да, он открыл, да. Меньше, чем Гитлер открыл на оккупированной территории, значительно меньше, почти в два раза меньше. Но он открыл. Когда его прижало. Тогда, он вспомнил и про братьев, и про сестёр, и про Нахимова, и про Суворова, и Александра Невского, и лампасы генералам прицепил, и папахи им царские на головы насадил, и погоны, за которые убивали ещё в 30-х годах. Процесс «Весна», когда арестовали почти всех, кто как-то был заметен из бывших царских офицеров, оставшихся в Советском Союзе и не выступавших на стороне красных. По этому процессу там больше тысячи человек прошло. И всех под нож. За погоны. Просто за погоны. И погоны ввёл. Но это когда припёрло. И если помните, послу США Гарриману он же сказал в 42-м году: вы думаете они воюют за меня, за нас? Они воюют за матушку Россию. Народ-то у нас воевал за матушку Россию. Он это понимал. Конечно, понимал. И поклоняться этому человеку и говорить, что вот нам образец. Вы знаете, часто очень эти люди Проханов, Кургинян, особенно Проханов, они очень любят это говорить на фоне икон. Вот иконы стоят, и на фоне икон сидит такой вот теоретик, рассуждает о том, что надо расписать храмы портретами, иконами Жукова, Рокоссовского, Василевского

- Сталина.

- Сталина. Эпизодами Курской битвы и молиться в этих храмах. Но это же кощунство. Не потому, что эти люди были плохие или плохие командующие, плохие военачальники. Но это кощунство. Потому что это человек, который предлагает самочинно, своевольно изменить не только каноны, но вообще наше представление о святом, о святости. Вот такое представление о святости у этих людей. И потом же, мы не должны забывать, мы сами жили в это время. Я сам в это время жил и разделял многие взгляды таких людей в своё время, по крайней мере, в 70-х годах прошлого века. Но я знаю, я сам понимаю это, я сам принадлежал к этому, что когда они добьются своего и придут к власти, места для православных не будет. Т.е. будет. Это места отдалённые и огороженные колючей проволокой. Они уже были у власти. Причем тут православные? Причем тут вера? Они хотят воспользоваться нами, православными, чтобы добиться своих результатов. А мы, тоже с вами, я помню, говорили, что и либерализм, и коммунизм, они вышли из одной точки

- Фашизм.

- Фашизм. Они родились на Западе, общий у них отец-прародитель. Об этом ещё Шафаревич писал ещё в конце 80-х годов. Они и родились от одного отца, и подброшены нам. Они пришли к нам. У нас не было таких теорий - ни либеральных, ни коммунистических, ни, тем более, фашистских. В своей книге «Вернуться в Россию» я цитирую Хантингтона. 1979-й год. Он же там чётко говорит, это известный американский политолог, можно сказать, философ, правильно. Он же говорит, что мы - демократы, как мы не ссорились с коммунистами, как бы мы с ними не спорили, но мы все-таки от одного корня. И мы, в конце концов, можем хотя бы одну тему найти и разговаривать. А вот с традиционалистами, имея в виду нас, православных, разговора быть не может. Вот это нам надо помнить, это нам надо знать. Т.е. я хочу ещё раз сказать. «Православный» сталинизм, он не только рождён здесь, но он ещё нам и подбрасывается, с целью разложить Православную Церковь, разложить нашу всероссийскую общину. Вы посмотрите, что сейчас творится за пределами России, ведь идёт полное уничтожение христианства на Ближнем Востоке, на Среднем Востоке. Полное. Одна из целей «арабской весны» уничтожение христианства - сирийского, ливанского, египетского, имеется в виду копты, иракского. Там везде же были христианские общины, христианские церкви. Идёт их полное уничтожение. Как уничтожить христианство в России, как? Бесноватыми «пусями» не уничтожишь, а только отмобилизуешь. А вот давайте ещё раз, один раз прошло в 17-м году, давайте ещё сделаем ставку на коммунизм. Но уже в чистом виде предложить коммунизм им тяжело. Все-таки образ Владимира Ильича Ленина, он …

- Потускнел.

- Потускнел, да. Хотя везде торчат его памятники с протянутой рукой. Тогда наши враги стремятся предложить нам квази-монархию, квази-православие. Такими методами и Сталин пользовался. Запускается пара-тройка мифов. Идея простая: пусть они, русские, наживку заглотят и носятся с этим «православным» сталинизмом, который опять приведёт страну к трагедии.

- К катастрофе.

- К катастрофе. Мы не так давно обсуждали в институте. Сталин построил мощное государство. Пётр Валентинович, в чём мощь? Мы никак не поймем, в чем мощь? Когда он построил? Если оно мощное, оно не должно было после смерти Сталина через 25-30 лет разрушиться. А оно уже в начале 80-х годов начало рушиться, просто рушиться. Уже не знали лидеры типа Андропова, Черненко, чего делать, как спасать. И то, что пришёл Горбачев, это от безысходности.

- Это закономерно.

- Это просто закономерно. Чего мощного создал Сталин, если оно разрушилось, я понимаю, если бы это был Люксембург или Монако или Андорра, то они разрушились бы за полгода. Но это огромное государство. Оно, конечно, разрушилось за более продолжительный срок - 25 лет. Но это для такой страны, как Россия, как Советский Союз, это не время. Это секунда. Вообще просуществовала Советская власть одну человеческую жизнь - 73 года. Это ничто в истории. Мы как историки это понимаем. А говорят мощное государство. Вот умер он, и через 25, через 30 лет всё пошло в тартарары. О какой мощи речь идёт, я не понимаю. В чём мощь? Да и оказалось, что всё ближайшее руководство немедленно предало его же собственные идеи, которые были, если они были. Но это тоже, Пётр Валентинович, это не предали. Просто человек устаёт, когда он всё время под дулом. Да?

- Конечно.

- Вот сейчас как Северная Корея, все никак не поймут, что случилось. Её давили, она под дулом, под угрозой находится десятки лет. И каждый год санкции увеличиваются, увеличиваются, увеличиваются, давление, маневры со стороны американцев, южнокорейцев, японцев. В конце концов, это, знаете, как крыса, загнанная в угол. Она или бежит куда-нибудь, спасается. А если в угол, она окрысивается. Так и эти руководители сталинской эпохи. И они так устали жить под дамокловым мечом. Это античеловеческая система. Такое отношение к людям. Я в одной статье, не знаю, писатель он или поэт, или историк, Тюняев такой, прочитал, что главный лозунг у Сталина: «Сначала думай о родине, - вот такая песня есть, - а потом о себе». А, в принципе, мы сначала думаем, должны православные думать о людях, о ближних, дальних, а потом о себе. Вот тут есть маленькое смещение. Те, кто для которых государство, прежде всего, они не понимают, что государство для людей создаётся.

А здесь ещё, Леонид Петрович, мне кажется, в чём опасность этого «православного» сталинизма, что по существу подменяется образ Святого Царя-Мученика красным кровавым лжецарем. И что интересно, что люди, которые на словах почитают Царя-Мученика, они также являются «православными» сталинистами. Но я заметил, что чем больше человек погружается в этот «православный» сталинизм, тем больше он отвергается от Царственных Мучеников. Чем больше люди погружаются в это восхваление Сталина, тем они больше отходят от правды о Царе. Некоторые православные публицисты уже договариваются до того, что реформы Николая II ничего не дали, Столыпин - пигмей. А вот есть великий Сталин.

- И великий Берия.

- Великий Берия.

- Тут опять глубинное различие. Хотя, может, они и почитают Николая II, но в глубине души у них часто вырывается это, вот это вот «сойди с креста». Николай II взошёл на голгофу, он мог бы сойти с креста, он мог бы не всходить на голгофу. Он мог бы. Как они представляют. Три батальона верных людей двинутся на Петроград. Т.е. они не понимают тех процессов, которые шли в России. Вот «сойди с креста», не всходи на голгофу. Вот тут различия. А Сталин…

- Сталин прибивал к кресту.

- Да, он прибивал к кресту. Он был решительный, он был готов положить миллионы людей ради, только неизвестно, ради чего. Ради чего он положил миллионы людей вместе с Лениным и другими большевиками. Вот здесь вот различие. Вот этот подвиг Царя-Мученика взойти на Голгофу, он не понятен. Как не понятен был даже некоторым апостолам подвиг Христа.

- Конечно, «Господи, спаси Себя».

- Да, Господи, спаси себя. Вы помните, что Господь им отвечает?

И враги Ему кричали, потом, когда распинали: Раз Ты такой, сойди с креста. То же самое и к Николаю II. Сойди с креста.

- В этом плане ответ Господа очень показателен. Пётр, ты думаешь не о том, что Божеское, а о том, что человеческое.

- Сатана говорит тебе: Изыди от меня …

- И «православный» сталинизм - это сатанизм. Это сатанизм, замаскированный. Потому что мы восхваляем служителя сатаны. Сталин служил сатане. Он уничтожал, ведь вся революция, вся политика была антирелигиозная, антиправославная, антибезбожная и антирусская поэтому. Потому что русские были православные люди. И антирусские. Поэтому-то русских людей не осталось после Советской власти, очень мало. Кто ощущает себя русским после Советской власти, падения Советской власти? Только православные люди, только православные христиане. Потому что они прикоснулись к основному источнику, это стержень нашей русскости, Православие. Русский по крови может быть и не русский по крови. Он может быть татарского, еврейского происхождения, но он православный, он русский. Вот это наша всегда была позиция. Вот это вот то, что делал Сталин, это сатанизм. Это не только богоотступничество, это служение сатане. Вообще для православного человека это абсурд почитать Сталина, почитать мучителей и мучеников. Но это же невозможно. И придумывать всякие версии, а, правда, что он чего-то не знал, это творил там, я не знаю, Ягода, Берия. Это же смешно. Да, где-то на месте на каком-то там, в Урюпинске, могло это произойти, кто-то чего-то не знал, но это же была общая политика. И эти люди, которые арестовывали, судили, расстреливали, они действовали в рамках политики. Они знали, что они идут в общем потоке этой политики. Там могут быть какие-то конкретные вещи и ошибки и так далее. Но общий поток был такой.

Потом, дело в том, что всегда я говорю, что фактически же, когда мы говорим, что, например, Сталин, не только Сталин, но и Ленин, и Троцкий, - это преступник. Это не фигура речи. Потому что когда смотришь вот эти его приказы по первой категории о расстреле крестьян, ведь эти вещи не были предусмотрены даже действующим законодательством того времени.

- Конечно.

- Т.е. они действовали вопреки законодательству. Т.е. они были преступники.

- Вопреки законодательству ими написанному…

- Да, ими написанному.

- Оно тоже было преступное. Но даже они превосходили в своих нарушениях и это. Поэтому это страшная вещь «православный» сталинизм, это попытка размыть нашу Православную Церковь, нашу Православную Веру. И происходит это от маловерия, если говорить о православных людях. Евангелие, эти слова «Помоги моему неверию». Правильно, мы все такие. Мы сегодня сильно верим, завтра от настроения меньше верим. Послезавтра опять, в связи с успехами, мы сильно верим опять. Наша вера такая ещё. И вот от этого маловерия потом происходит вот это увлечение «православным» сталинизмом. И не надо забывать, что в 90-е годы в Церковь люди многие, особенно мужчины, пришли, определённая часть по политическим причинам. Не по зову сердца к Богу, а по политическим причинам. Есть Православная Церковь, всё разрушено, партии нет, некому верить. Вот есть такой институт как Православная Церковь. Она борется за Россию. И я пойду туда, и я буду там. И таких людей я знаю немало. Некоторые из них, пребывая в Церкви, стали сердечными верующими. Но некоторые остались просто политическими верующими, я даже не знаю, как это определить. Вот они первые и качнулись в сторону этого «православного» сталинизма. И почему ещё, хочу момент такой отметить, батюшки некоторые, священники пишут на эту тему, увлекаются этим. Мне кажется, тут ещё проблема в том, что мы очень плохо знаем нашу историю, мы плохо изучали нашу историю. Не мы виноваты. Она искажена, она обезображена, она оклеветана. И даже священники, приходя в Церковь, они идут с этим багажом исторических знаний. Я недавно вам рассказывал, как я в поезде ехал с очень интересным человеком и, действительно, талантливым публицистом, и вдруг зашел разговор о Гражданской войне, и я упомянул калмыцкие казачьи полки. И он сказал: какие казачьи полки? Разве калмыки были казаками? Я говорю, конечно, донское казачество калмыцкое были. Как? И им разрешали при царе? Как разрешали? У нас были национальные части в Первую мировую. Дикая дивизия - чеченцы, ингуши, кабардинцы, дагестанцы, калмыцкие части. У нас были башкиры. Башкиры дошли до Парижа в 1813-м году. Человек, который искренний, талантливый, патриот России, он не знает этого. И он, в общем-то, не очень-то и виноват в этом. Потому что у нас искажённое представление о нашей истории, искажённое представление о нашем прошлом. И, конечно, поэтому получается искажённое представление о будущем. Поэтому и появляются такие фигуры как Сталин, как красный царь, как «спаситель». Поэтому места истинному Царю и Спасителю Христу у таких людей в сердце нет.

Но здесь ещё, на мой взгляд, опасность, вернее, причина этого - это, конечно, Великая Отечественная война, священный подвиг нашего народа. И, в общем-то, эти «православные» сталинисты, они спекулируют на нём, пытаясь приписать его исключительно Сталину.

- Исключительно Сталину, да. А это, вы правильно сказали, это беспримерный подвиг. 26 с половиной миллионов людей погибло. Мы её выиграли мучительно, очень тяжело и только благодаря тому, что люди шли на пулемёты, потому что люди клали свои жизни, исправляя, кстати, многочисленные ошибки верховного командования. Многочисленнейшие. Если разбираться серьёзно, вы меня назвали генерал-лейтенантом, я, правда, не армейский генерал-лейтенант, но я чуть-чуть понимаю. И я понимаю, что ошибки были не только вынужденные из-за того, что такая армада напала, но и просто ошибки, такой был профессиональный уровень наших командиров, они учились по ходу войны. И Сталина такой же был уровень. И он такие же решения принимал. И до 43-го года многочисленные тяжёлые ошибки исправляли люди - солдаты, офицеры, жертвуя собой, жертвуя собой. И об этом надо говорить. Да, конечно, не может армия победить без вклада своего высшего начальства. Конечно, вклад был, безусловно. Но он ничего не перечёркивает. Он не перечёркивает все преступления, которые были совершены высшим руководством за все годы Советской власти.

- В том числе и в годы войны.

- В том числе и в годы войны их было немало. Поэтому мы должны, и я обращаюсь к православным слушателям, православным верующим, мы должны быть очень осторожны. Сейчас зерно, настоящее зерно, чистое зерно православных людей сформировалось. Туда нельзя допускать вражеские, сатанинские, бесовские идеи. Кто хочет, тот придёт к нам под хоругвь, но не мы с хоругвью пойдём под бесовские лозунги. Мы не можем это сделать.

Спасибо, Леонид Петрович, за столь интересную беседу. Я надеюсь, что она поможет очень многим православным людям не попасть под ядовитый яд православного сталинизма так называемого. Вообще, в конце концов, надо прекратить его называть так, как православный сатанизм. Хочу напомнить нашим радиослушателям, что у нас в гостях был директор Российского института стратегических исследований генерал-лейтенант Леонид Петрович Решетников. Спасибо.

- Спасибо.

После Всеправославного совещания 1948 г. председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпов давал обед в честь участников совещания.

Все, что там происходило, тщательно фиксировалось сотрудниками МИД и спецслужб. В частности, сохранилась запись тоста митрополита Илии. Он сказал, что Православие должно быть сильным и единым, таким, как говорил Сталин, заявивший, что он хочет “сильного Православия”.

Здесь над столом повисла недоуменная пауза: когда и кому Сталин говорил это, с учетом того, что вождь и близко не подходил к церковным мероприятиям?

Потом Владыка помолчал и сказал, что, может быть, Сталин и не говорил этих слов, но лично он, Илия, считает, что только благодаря Сталину обеспечено процветание Русской Православной Церкви и Православия во всем мире.

Митрополит Гор Ливанских Илия (Карами)

Между тем есть и другие косвенные данные о существовавших между Сталиным и митрополитом Гор Ливанских контактах, и возможно, со временем новые документы прольют свет на их реальные обстоятельства.

Вполне возможно, что митрополит Илия действительно мог брать на себя некий обет и молиться об избавлении Советского Союза от немецких полчищ, а затем сообщить об этом в Москву.

Интересно, что Сталин ни через своих приближенных, ни как-то иначе не опровергал недомолвки и двусмысленности в высказываниях митрополита Илии, тем самым давая почву для различных слухов, как бы сам своим загадочным молчанием творил новый миф.

Однако утверждать, что церковное возрождение 1940-х гг. начинается при непосредственном участии митрополита Гор Ливанских, приписывать какому бы то ни было его влиянию изменение государственной политики в отношении Церкви значит поддерживать этот красивый, но опасный миф.

Идея использования церковных каналов в своей политике впервые возникла у Сталина не в 1943, как принято считать, а в . Прежде всего, церковные каналы использовались для связи с английскими союзниками, для влияния на общественное мнение Англии - через Англиканскую церковь - в благоприятном для СССР ключе. Здесь был задействован митрополит Николай (Ярушевич).

Митрополит Николай (Ярушевич)

Именно он в сентябре 1942 г. вел в Куйбышеве переговоры с советником Британского посольства Баггалеем о возможностях взаимодействия с Англиканской церковью. Затем в Москву приехал настоятель Кентерберийского собора доктор Хьюлетт Джонсон, который был одним из лидеров движения помощи СССР. В официальных английских кругах его даже называли “красным” настоятелем. Этому человеку в деле укрепления союза с Русской Православной Церковью в Москве отводили ведущее место.

Лучшей кандидатуры нельзя было найти: его влияние на осторожных лидеров Англиканской церкви давало большие результаты. Хьюлетт Джонсон был известен Сталину, поскольку еще в 1937 г. посещал СССР и тогда написал книгу “Шестая социалистическая часть мира”, которая с 1939 по 1945 год выдержала 19 изданий на 16 языках мира общим тиражом 3000000 экземпляров.

В том же 1942 г. Сталина волновала и североамериканская общественность. Заокеанский союзник тогда становится объектом планомерных действий советского руководства.

Митрополит Вениамин (Федченков)

Под строгим государственным контролем была напечатана книга, которая сейчас стала библиографической редкостью, - “Правда о религии в России”.

Она была адресована зарубежным читателям, прежде всего крупнейшим политическим и эмигрантским деятелям. Она была переправлена в Америку по дипломатическим каналам и передана для распространения , представлявшему Российскую Церковь Московского Патриархата в США.

Отсутствие в книге статистики, фотографии отдельных открытых храмов, усталые лица пожилых священников и мирян должны были усилить письменные заверения о свободе совести и религии в СССР. Книга широко освещала традиционный Русской Православной Церкви, подчеркивая ее тесную связь с народом.

Любопытно, что хотя книга была прекрасно оформлена (кожаный переплет, хорошая печать сделали издание подарочным), было выбрано довольно курьезное решение: присланная в Америку часть тиража была напечатана не на английском языке, а по-русски, но русский текст набрали латинскими буквами.

Понятно, что далеко не все адресаты, особенно из американских политиков, владели русским языком, а те, кто владел (на­пример, униаты-карпатороссы, русские эмигранты, армяно-григориане), не нуждались в такого рода хитростях. На долю митрополита Вениамина выпала сложная задача: не только разослать книги адресатам, необходимым Москве, но и получить от них письменные отзывы.

Напомню, что все эти мероприятия (встреча с Баггалеем и издание “Правды о религии в России”) были проведены значительно раньше того, как митрополит Гор Ливанских появился в поле зрения вождя.

И. В. Сталин

В 1943 г. перед страной и ее руководством стояли уже другие проблемы, чем в предыдущем году, и соответственно другие задачи ставились перед Русской Церковью.

Многое меняется на фронтах, стратегическая инициатива переходит в руки Красной армии. Стало ясно, что мы выигрываем эту войну сами. Летом 1943 г. нам уже не нужны союзники. Вопреки всему, советский народ вынес основную тяжесть этой войны на своих плечах, и его победа была прежде всего победой духа.

Теперь задумывается о послевоенном переустройстве мира. Русской Церкви отводится ключевая роль в создании системы православного единства, которая должна была стать проводником влияния Москвы как в Восточной Европе, так и на Ближнем Востоке.

Последующие события, особенно начало холодной войны, показали, что интересы американцев на Ближнем Востоке шли так же далеко и так же активно захватывали тамошние Церкви, как и сталинская политика. Понятно, что советское руководство искало и находило свои рычаги влияния в этом регионе.

Папа Пий XII

Кроме того, с 1943 г. обретает новые черты политика Ватикана. Папа Пий XII делает все, чтобы не допустить “большевизации Европы”. Он мечтает о сильной Германии, если возможно, в будущем свободной от , о протянувшейся максимально на Восток Польше, он выдвигает идею создания конфедерации Придунайских государств в качестве антикоммунистического буфера.

Исходя из антисоветских позиций, он старается поддерживать хорошие отношения с нацистами и одновременно контактирует с западными союзниками. И здесь Сталин стремится противопоставить растущим амбициям Папского престола консолидированный союз Православных Церквей под покровительством Москвы, используя традиционные глубокие православно-католические противоречия, о которых он прекрасно знал.

Именно стратегическая ставка на создание системы православного единства под эгидой Москвы, по моему мнению, была тем фактором, который обусловил стремительное организационное возрождение Русской Церкви, проходившее под контролем государства. Подчеркиваю, именно организационное возрождение, так как в духовном плане Русская Церковь сохранилась.

Митрополит Сергий (Страгородский)

Это отчетливо показали события начала войны. Все действия Местоблюстителя Патриаршего престола , начиная с первого дня войны, с его обращения к “Пастырям и пасомым” показывают, что он это знал, чувствовал как никто другой.

Были ли церковные иерархи осведомлены о кремлевском плане? Думаю, что о его конкретных деталях никто из русских архиереев не знал (да и в сталинском окружении никто никогда до конца не знал, куда ведет замысел вождя), но основные направления были видны и совпадали - обращаю на это внимание - с традиционными сферами влияния российской церковной и государственной дипломатии.

Знал и учитывал эти традиции и сам Сталин. Он был искусный политик и хорошо учившийся семинарист (это миф, что он плохо где-либо учился). Так в тот момент совпали интересы возрождающейся Русской Церкви и советского руководства.

Не надо думать, что русские архиереи были столь наивны, чтобы не понимать всю ограниченность церковного возрождения или приписывать его какому-то религиозному обращению лично Сталина.

Я часто привожу такой пример. Председатель новосозданного Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпов пишет В. М. Молотову: что делать - на 1944 г. поступило порядка пяти с половиной тысяч заявлений об открытии храмов, а мы удовлетворили 8–10%? Молотов с досадой отвечает: “Открыть церкви в некоторых местах придется, но нужно будет сдерживать решение этого вопроса за Правительством”3. Внешнеполитические возможности Церкви интересовали Сталина в значительно большей степени, чем внутренние, хотя и ее внутренний потенциал он сумел оценить. Русская Церковь с 1941 по 1943 г. внесла в Фонд обороны 200 000 000 рублей.

Меня обычно спрашивают, много это или мало? Восемь миллионов рублей из этих двухсот были внесены на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского, а это сорок танков, из которых двадцать были оснащены новейшим огнеметным вооружением. К сожалению, наша экономическая история пока не написана. Я думаю, 200 миллионов - очень большая сумма, а к концу войны она увеличилась до 300 миллионов. Безусловно, Сталин принимал во внимание, особенно во время войны, консолидирующий духовный потенциал Русской Церкви.

Некоторые историки высказывали мнение, что на изменение сталинской политики в отношении Церкви повлияла политика немецких оккупантов, приведшая на захваченных ими территориях к массовому открытию церквей. Здесь нужно различать действительное религиозное возрождение на оккупированных территориях и действия немецких властей. Утверждение, что немцы действовали в пику советской антицерковной политике и открывали храмы, тоже сильно мифологизировано. Все последние исследования, в том числе изыскания М. В. Шкаровского в германских архивах, показывают, что политика немцев менее всего была направлена на укрепление Православия.

Напротив, учитывая традиционную религиозность русского народа, они в кратчайшие сроки стремились создать квазицерковь, “свобод­ную от еврейского влияния”, как они говорили, и вытеснить Православие. Механизм этой политики был в деталях разработан Главным управлением имперской безопасности и апробирован как в Восточной Европе, так и на оккупированных территориях СССР. К счастью, попытка насаждения “новой религии” была сорвана.

Действительно распространялась на людей вне зависимости от их партийной принадлежности. Мне приходилось читать много писем и воспоминаний солдат Великой Отечественной войны. Многие из них пишут о том, что вместе с партийным билетом в нагрудном кармане хранили образок или крестик, что в трудные минуты молитвенно вспоминали имя Божие.

Вместе с тем нельзя говорить, что их не воодушевляло имя Сталина или призыв умереть за советскую Родину. Коллаборационизм, который стало модно превозносить в послеперестроечной публицистике, нельзя отрицать, но нельзя его и переоценивать. Многие из этих людей отдавали себе отчет в том, что ту жизнь, которую они строили, вряд ли можно назвать очень радостной и светлой. Но пришел враг, чтобы эту жизнь отнять, который топтал ту землю, которая для всех них была Родиной, была святой.

В душах и сознании этих людей существовало очень сложное переплетение и пропагандистских клише, осевших за послеоктябрьские десятилетия, и исконных патриотических чувств. Нам не стоит забывать об эффективности партийной пропагандистской машины.

Но и другой компонент этого переплетения - веру в Бога, любовь к родной земле - Сталин вынужден был учитывать. Этот потенциал ему пришлось учитывать еще накануне войны, когда он думал о своем возможном “внутреннем” союзнике в предстоящей схватке, - ведь перепись населения 1937 г. показала, что люди четко сказали о своей религиозной принадлежности, несмотря на то, что каждый из них знал, что в любой момент может появиться черный воронок.

Нужно подчеркнуть и такой момент. Когда владыка Сергий в первый день войны обращается к пастве, он тем самым нарушает советское законодательство и вмешивается в дела государства, поскольку церковная жизнь по этому законодательству ограничена только стенами храма. Но этим обращением он реализует традиционную роль Русской Церкви - поддерживать, укреплять и направлять в соответствии с идеалами христианства свою паству, свой народ, - роль, которую она выполняла во все трагические периоды истории нашего Отечества. Он еще раз показывает (как бы скрыто комментируя свою Декларацию о лояльности 1927 г.), что Церковь отделена от государства, но не от той страны и не от того народа, частью которых она была.

Что же касается личного религиозного обращения Сталина, осуществившегося будто бы под влиянием митрополита Илии или по другим причинам, - это миф, пагубный миф. Мы, конечно же, не знаем и никогда не узнаем, какие мысли его посещали в этот период; возможно, и он задумывался о том суде, который ждет каждого. Но это уже из области публицистических домыслов. А в инициированном им возрождении Церкви был четкий политический расчет, расчет дальновидный и вполне оправдавшийся.

Вот еще один пример. В 1945–1946 гг. Сталин меняет правовое положение Церкви. Тогда принимаются два секретных постановления Совнаркома о возвращении Церкви де-факто прав юридического лица, которого она была лишена в 1918 г. Эти постановления потом отменит Хрущев. Делая такой царский подарок, Сталин не забывает свой интерес, поскольку тогда же монастыри приравниваются к подсобным и пригородным хозяйствам государственных и кооперативных предприятий и для них определяются строгие нормы государственных поставок продуктов. До 1957 г. включительно монастыри, наряду с колхозами, кормят лежащую в руинах страну.

И все же 1940-е гг. оказались очень хорошим, “золотым” десятилетием в жизни Русской Церкви. Перед была восстановлена организационная структура Церкви, легальная монастырская жизнь, духовное образование, преодолевались внутренние расколы, происходило воссоединение зарубежных приходов с Матерью-Церковью. (То, что случилось на десятилетие позже, нанесло самый тяжкий урон жизни Церкви.)

С другой стороны, Церковь оказала своей стране и государству неоценимую услугу, масштаб которой мы не до конца понимаем. Дипломатические контакты до 1947 г. в значительной степени осуществлялись по церковным каналам, в то время как весь мир жил в условиях монополии Соединенных Штатов на ядерное оружие (закончилась в 1949 г.).

Лишь в 1947 г. создается Коминформбюро - новая организация для передачи опыта социалистического строительства в страны народной демократии. В первые два послевоенных года нельзя было сразу осуществлять прямое влияние, восточноевропейские страны прошли через путь так называемых демократических выборов. В 1947 г. появляются новые рычаги влияния на Восточную Европу, и Сталин охладевает к церковной проблематике. Кроме того, на Всеправославном совещании 1948 г. в Москве не произошло того, чего он так долго добивался, а именно, чтобы коммунистическая Москва была во всеуслышание названа предстоятелями Православных Церквей центром мирового Православия, хотя многие другие внешнеполитические задачи были выполнены.

Патриарх Алексий I (Симанский) и митрополит Николай (Ярушевич)

Сталин, конечно, видел необъятную коммунистическую империю, которая протянется до Адриатики и Ла-Манша, в перспективе захватит Ближний Восток и распространится далее, что отчасти осуществилось. Имперская часть его политической программы - традиционная для России, очевидно, находила отклик у многих церковных деятелей той поры, с учетом того, что все они были воспитаны до октября 1917 г., та империя рушилась на их глазах, а здесь страна воссоздавалась и укреплялась.

Архиереи Русской Церкви, чье служение пришлось на это время и с чьим участием все это разворачивалось, были государственниками. Прежде всего здесь надо упомянуть выдающегося архиерея Русской Церкви - первого председателя Отдела внешних церковных сношений, пожалуй, главного проводника новой внешнеполитической миссии Церкви.

Их часто упрекали в расточении славословий тирану. Насколько они были в этом искренни? Как они могли забыть о всех ужасах, через которые сами прошли? Одним словом ответить здесь нельзя. Думаю, что они меняли отношение не к этому человеку, а к тому, что происходило вокруг. Страна выиграла войну. Люди ждали обновления всей жизни, духовной свободы, это сквозит и в письмах с фронта, и в высказываниях репатриантов, едущих на Родину, на Родину-победительницу. А эта победа была связана с именем этого человека. Дифирамбы ему пели все, и представители Англиканской церкви, и Восточные Патриархи.

Говорить о “церковном сталинизме” очень трудно; сам термин невозможно определить в одном разговоре. В двухцветной палитре - черное или белое - это время оценить нельзя, равно как нельзя историю Русской Церкви рассматривать в отрыве от гражданской истории. Это было удивительное десятилетие: тяжелое, страшное и в то же время величественное. В нем очень много красок.

Русская Православная Церковь стояла у истоков этого государства, и укрепление его статуса не могло не волновать ее служителей. Во многом они в своих усилиях, в своей работе были искренни, но не к Сталину они питали любовь, а к новому периоду, к новой эпохе в жизни Церкви.

Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999. С. 179–180.

См. подробнее: Васильева О. Ю. Указ. соч. С. 128.

© О. Ю. Васильева, 2003

Одной из самых ярких страниц прошедшей в Якутске церковно-исторической конференции явился приезд знаменитого философа и богослова диакона Андрея Кураева. Нам удалось задать ему вопрос специально для читателей «Логоса». Отец Андрей любезно согласился ответить и, мы надеемся, не в последний раз.

- У нас в Мирном поставили памятник Сталину. В Якутске на 9 мая о Сталине только и говорили все, начиная от президента, кончая школьником. Это возмущает очень многих людей и настораживает. Но я бы хотела спросить о другом. Сейчас пытаются запустить миф о том, что Сталин был верующий, что к нему из Греции митрополит приезжал, и Иосиф Виссарионович чуть ли не указания Богородицы выполнял. Другие душещипательные истории рассказывают о православности этого тирана и душегуба, угробившего миллионы своих же сограждан. Что здесь правда, а что миф? И как Вы сами, отец Андрей, относитесь к попыткам реанимировать культ Сталина?

В связи с памятником, честно говоря, я себя оскорблённой стороной не чувствую хотя бы по той причине, что с одним и тем же именем у разных людей возникают разные ассоциации. Для кого-то, скажем, Иосиф Волоцкий - это душегуб эпохи средневековья, для православных же он - образец милосердия и любви, а отнюдь не идеолог репрессий и сожжения людей. Мир человеческий очень пёстр, и разные люди разные грани того или иного события или человека вспоминают. Я думаю, вряд ли у тех, кто поставил памятник Сталину в Мирном, в сознании было то, что они ставят памятник хозяину Гулага. Скорее, они ставили памятник государственному деятелю, который в этом измерении, действительно, был человеком незаурядным.

Однако у нас очень часто всё колеблется из крайности в крайность: от безусловного поругания к безусловному обелению, превознесению и даже канонизации. Как известно, Россия - это страна с непредсказуемым прошлым. При каждом новом правителе историю нашу мы узнаём заново и ставим новые оценки. С одной стороны, я рад, что к Сталину стало более сдержанное отношение и более вдумчивое, чем в эпоху перестройки, когда пробовали на это имя навесить все грехи советской власти. С другой стороны, меня пугает, когда я слышу термин «православный сталинизм», когда я вижу, что начинают складываться легенды о Сталине, как о православном человеке.

Одна из этих легенд гласит, что в начале войны, осенью, Митрополит гор Ливанских Антиохийской Патриархии Илия Караим молился Божией Матери, и Она ему явилась в ответ на трёхдневный пост и молитву и сказала: «Ты должен написать Сталину, что Москву нельзя сдавать, Сталинград нельзя сдавать, надо открыть семинарии, храмы, монастыри и т.д.» И митрополит Илия осенью написал об этом Сталину. Иосиф Виссарионович вразумился, поменял свою религиозную политику, а после войны пригласил Илию Караима в Москву, вручил Сталинскую премию, от которой митрополит отказался, и попросил: «200 000 долларов детям-сиротам, пожалуйста, отдайте». И прочая, прочая, прочая.

Я считаю, что с этим мифом вполне можно полемизировать по многим параметрам. Во-первых, глубокой осенью 1941 года, когда всё это якобы происходило (наши легенды обычно рассказывают, что в ноябре видение было митрополиту Илие), немцы уже особо к Москве не рвались, уже начались первые контрудары, к 6 декабря переросшие в мощное повсеместное наступление Красной армии. С другой стороны, понятное дело, что о Сталинграде тогда речи быть не могло, и никто тогда его не собирался ни брать, ни сдавать.

Далее. Поворот в области сталинской религиозной политики датируется отнюдь не осенью 1941 года, а осенью 1943 года. То есть сначала война была выиграна, уже Курская дуга осталась позади, и только 5 сентября 1943 года Сталин встретился с митрополитами. Но интересно, кого он ставит во главе совета по делам Русской Православной Церкви. Это полковник Карпов. Он был офицером госбезопасности, но дело не в этом, а в том, чем он занимался до того времени. А занимался полковник связью с партизанскими отрядами на Украине. Это очень важно. И как раз утром 5 сентября, до встречи с митрополитами, Сталин, Берия и Маленков встречались с Карповым и заслушали его сообщение о религиозной ситуации на оккупированных территориях Украины. А там происходило многое. Обычно недобросовестная пропаганда сталинистской православизации говорит, что за годы войны было открыто 10 000 храмов. Но это не совсем так. Было открыто порядка 7 000 храмов, причём - на оккупированной территории. И вовсе не Сталиным. Их люди открывали, когда освобождались от большевиков за линией фронта. Первые же 15 храмов на нашей советской территории с разрешения Сталина были открыты в феврале 1944 года. Более того, в своей докладной записке, датированной ноябрём 1945 года, тот же Карпов говорит, что за 1944-1945 годы правительством были удовлетворены только 9,8 процента прошений православных граждан об открытии храмов. То есть Сталин скорее сдерживал церковное возрождение, нежели его инициировал. Подчёркиваю: менее 10 процентов прошений общин об открытии храмов в Советском Союзе были удовлетворены за 1944-1945 годы.

Так что же произошло в 1943 году на самом деле? Осенью 1943 года Красная Армия вышла к границам Украины. Предыдущие два года показали, что далеко не все украинцы стремятся к вхождению в Советский Союз. Им, конечно, и немцы не любы, но и москали, и «жидокомиссары» - не милы. Было очевидно, что украинская партизанщина может повернуться и против красных (как это уже бывало в годы гражданской войны). Чтобы националистическое движение не приняло религиозные черты, Сталину было важно взять под свой контроль возродившуюся религиозную жизнь в районах оккупации. А для этого необходима была структура, находящаяся в Москве, которая должна была быть лояльна власти и проверена. Поэтому после доклада полковника Карпова следует встреча Сталина с митрополитом Сергием.

Никакой мистики. Ни малейшей. Стенограмма беседы Сталина и митрополита Сергия сохранилась. В записях этой беседы никаких упоминаний об арабских митрополитах, о видениях и т.д. и близко нет. Обсуждаются конкретные политические вопросы. Известен и другой мотив этой встречи: предполагался визит английской правительственной делегации. На повестке дня было открытие второго фронта, но поскольку в Великобритании Англиканская Церковь является государственной, в состав делегации входил архиепископ Кентерберийский, глава Англиканской Церкви. Необходимо было найти аналогичного чиновника в Советском Союзе, поэтому и понадобилось срочное избрание Патриарха.

Говорят, что Сталин спросил митрополита Сергия: «Сколько нужно времени, чтобы собрать собор?» Митрополит Сергий ответил, что примерно месяца три-четыре: пока найдёшь всех епископов по лагерям, по тюрьмам, привезёшь их в Москву (что в условиях военного времени очень непросто), да и организация собора, подготовка помещения требуют времени… Три-четыре месяца. На что товарищ Сталин сказал: «А если большевистскими темпами? Три дня». В итоге уже 8 сентября состоялся собор, избравший митрополита Сергия Патриархом.

И, наконец, после войны перед Церковью была поставлена уже вполне сознательно чёткая политическая задача. Началась холодная война, в которой Ватикан безусловно выступал на стороне Запада. В этих условиях Сталину пришла в голову вполне разумная мысль: нам нужен свой, «православный Ватикан», чтобы в очередной раз создать зеркальную ситуацию: у вас - ядерные ракеты и у нас - ядерные ракеты, у вас - Ватикан и у нас - «Ватикан». И Москва должна была стать таким «православным Ватиканом». Предпосылки для этого были: советские танки стояли почти во всей православной Европе. Сербская Патриархия, Албанская церковь, Болгарская и Румынская были под коммунистами, чешские и польские православные - также. Израиль тогда был союзником Советского Союза, поэтому Иерусалимский Патриарх был доступен московскому влиянию. Арабские патриархаты - Антиохийский и Александрийский - малочисленные и потому традиционно чувствительные к материальным подаркам, также готовы были голосовать как надо (на ЦЕНУ этого вопроса, кстати, постоянно намекал митрополит Илия Караим в беседах с Московской Патриархией). В Греции шла гражданская война, и была надежда, что вот-вот коммунисты победят, поэтому Греческая Церковь тоже, скорее всего, была бы с Советским Союзом. Единственная проблема оставалась с Турецким Патриархатом, который называется Константинопольским Вселенским. И вот именно это, в конце концов, не сработало. В Москве в 1948 году предполагался созыв 8-го Вселенского Собора. И епископы Константинопольского Патриархата приехали на этот собор, но они отказывались принимать в нём участие. Они сказали, что приехали на празднование юбилея Русской Церкви (500 лет автокефалии): «Это мы будем праздновать - автокефалия получена от нас, вы наша дочерняя церковь», но даже не заходили в зал собора. На службы ходили, на банкеты ходили, на церковные заседания собора не заходили. Поэтому собор не состоялся. Пришлось назвать его архиерейским совещанием, конференцией и не более того. И Сталин понял, что с церковно-политической точки зрения это провал. После этого он резко охладел к церковной тематике.

И вот православные сталинисты предпочитают забывать, что был не один, а два поворота в церковной политике Сталина: был поворот 1943 года в добрую сторону, и был отворот в 1948 году. Как раз после провального собора, архиерейского совещания 1948 года возобновляются аресты духовенства. Например, в 1949 году арестовывается священномученик, исповедник архиепископ Афанасий (Сахаров), начинается новое закрытие храмов, монастырей. С 1948 по 1953 год, в последние годы жизни Сталина, была закрыта половина православных монастырей в Советском Союзе, которые открылись в период с 1944 по 1948 год. Причём численность монашества осталась неизменной. То есть монастыри закрывались механическим путём, сливая монашеские общины.

Затем вспомним, на те же годы приходится удар ждановской компании по Анне Ахматовой, по росткам русской православной культуры в Советском Союзе и т.д. и т.п.

Так что сказать, что Сталин был православно ориентированным вождём хотя бы в последние годы своей жизни, мы не можем. Такой возможности нам реальная сталинская история не оставляет. Это был сложный человек, прагматик. И иногда хотелось бы, чтобы подобные прагматики были сегодня у нас во власти, но считать, что это был покаявшийся грешник, который стал следовать православной системе ценностей, историческая правда не позволяет.

Подготовила Ирина ДМИТРИЕВА

Повернувшись к Волге задом,
сжавши руки в кулаки,
смотрит Ленин злобным взглядом,
как шагают дураки.

Неизвестный священник.
70-е гг. 20 в.

В Церковь приходят люди с разными мнениями, в том числе с очень далекими от ее учения. Одним из таких мнений можно назвать «православный ». Казалось бы, что может быть общего между Церквью и сталинизмом, который и в теории, и на практике боролся с христианством? Откуда же взялся этот феномен и как его победить, беседуем с настоятелем храма Воскресения Христова в Кадашах, деканом факультета Церковных художеств ПСТГУ и преподавателем истории Церкви протоиереем Александром Салтыковым.

Коммунисты утверждают, что в Русской Православной Церкви есть сталинисты. Как вы можете прокомментировать это мнение?

Думаю, что в Церкви, действительно, есть лица, считающие себя сторонниками Сталина, но хочу надеяться, что таковых становится меньше.

- Кто эти люди?

Среди них много людей старшего поколения, помнящих нашу страну великой державой. Также среди них есть лица среднего и молодого поколений, которые недовольны беспорядками в государстве, отсутствием у власти политической воли и нравственных устоев. Все они обычно исполнены воспоминаний о величии страны - Российской империи и Советского Союза.

Конечно, о величии Отечества следует всегда помнить. Но им кажется, что главным условием, при котором Россия могла бы вновь вернуть утраченное, стать подлинно великой державой и процветающей страной, является «железная рука» правителя. Ближайшим примером такой «руки» является . Но к сожалению, у этих людей не хватает духовного чутья, чтобы понять что «железная рука»- это далеко не все.

К тому же, они нетерпеливы. Им хочется все устроить скоро. Но это невозможно, если разрушение устоев длилось почти век. И следует понять, что Россия в лучшие времена строилась, в первую очередь, не «железными руками», а верующими, христианскими сердцами. А когда сердца ожесточились, огромное государство стало разваливаться.

Самое замечательное в православных сталинистах, что они совсем не коммунисты. Им интересен не коммунизм, а индивидуальность лидера. Сталина они представляют как «царя-героя», который спасает народ.

Православный сталинизм - довольно любопытный феномен в том смысле, что в нем можно увидеть, как реагируют современные люди на происходящее вокруг. Он показывает, как много в сознании некоторых православных людей наслоений, хаос понятий: там вместе и православие, и советская эпоха, и русский царь, и коммунизм, и капитализм…

- Кем был Сталин на самом деле, и как его представляют сталинисты?

Сталин происходил из бедной семьи, у него была глубоко религиозная мать, которая хотела видеть его священником. Он окончил четыре класса семинарии, был исключен за нападение на духовное лицо (что уже не было редкостью), но получил свидетельство, разрешающее ему быть учителем в начальном училище. Видимо, начальство семинарии не беспокоилась о качестве преподавательской деятельности такого наставника.

С этим благословением он и начал свою «учительскую» деятельность, найдя место в партии большевиков - «первый сокол Ленин, второй сокол Сталин». Он быстро становится профессиональным революционером. Организовывает боевые отряды, занимается пропагандой, участвует в «экспроприации» банков - партии, ведь нужны были деньги. Этого требует «революционная справедливость».

«Православный» плач о железной сталинской руке начался сразу после крушения красной империи в 1990-е годы, потому что начался полный беспорядок - как у нас говорят, «беспредел». Таким образом, мечты о Сталине выражают достаточно широкое недовольство бессилием властей в устройстве государства. Но, выдвигая образ Сталина, эти люди совершенно не хотят видеть, что Сталин во все годы своей власти творил невиданное насилие.

Когда им об этом говорят, они отвечают - иногда с искренней наивностью - что, видите ли, «Сталин не знал о репрессиях», которые на самом деле проводились по его приказу. «Виноваты плохие люди из его окружения, а он-де не знал». Это, как ни странно, современный вариант старой крестьянской веры в доброго царя. Известно, что в России крестьянские восстания имели простую политическую программу - выбрать доброго царя: «Сейчас царь злой и окружен злыми приказчиками. Нужен добрый царь, окруженный добрыми, хорошими людьми».

В наше время в головах некоторых людей произошла такая странная модификация этой парадигмы - «православный» сталинизм. Они, конечно, хотят «хорошего» Сталина. Но боюсь, только безумцу Сталин может показаться «добрым царем». В их патриотическом, но не очень последовательном воображении предстает некий образ «идеального» царя - могущественного и грозного, но, вместе с тем, великодушного, справедливого…

Действительно, в старом русском гимне поется: «Сильный, державный, царь православный! Царствуй на страх врагам, на благо нам». Но какое отношение имеет образ монарха в этом прекрасном гимне к властителю атеистической империи, построенной на костях всех сословий русского народа?

Деятель, которого они идеализируют, большого отношения к русской монархической идее не имеет. Он был диктатором и тираном, а это не только совсем другое, но даже и противоположное образу монарха. Усилиями Сталина и его соратников Россия превратилась из православной империи в азиатскую деспотию, слегка закамуфлированную учением о коммунизме - «под философию», так сказать. Что же касается веры в доброго царя - это признак детского сознания. Бывали святые цари, но это также совсем иное.

В юности Сталин, учась в семинарии, стал атеистом и вместе со своими друзьями они надругались над святыми иконами.

Это отвратительно и напоминает поведение некоторых крайних сект. Но, к сожалению, увлечение марксизмом было характерным для учащихся семинарий (в том числе тифлисской) перед революцией. Из семинарий вышло немало революционеров. Подумаем, как это могло быть и кто в этом виноват?

Тут как раз мы стакиваемся со странным феноменом, касающимся «православного» сталинизма - нежеланием знать подлинную историю России и Русской Православной Церкви ХХ века. Или желание знать ее крайне выборочно. Иногда они вспоминают гонения на Церковь. Но когда им хочется возвеличить свой романтический идеал, они стараются об этом не говорить.

- Зачем им нужен этот идеал?

- «Православные» сталинисты услаждаются горделивыми мечтаниями о возрождении российской мощи. Их в этом не трудно понять. Но если концепция опирается на образ великого гонителя Церкви, то она абсолютно не реальна. Идеализация Сталина - это навязчивая и нездоровая, вредная мечтательность.

Да, у них есть некое представление об идеальном царе, который «суров к врагам и милостив к друзьям». Но ничего этого совершенно не было и никак не могло быть в советской действительности: В жестокой борьбе за власть Сталин всю жизнь предавал и убивал своих друзей, соратников, коллег по партии. Народ это прекрасно понимал и выражал по-своему. Бытовала, к примеру, частушка: «Огурчики, да помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике». Таково было народное восприятие отношений «там», наверху.

Михаил Богородский. “Расстрелять СССР”

Сталин был, без сомнения, ярко одаренной личностью. Благодаря своей исключительной одаренности, он справился с другими претендентами на высшую власть, - такими, как Троцкий и прочие. Справился жестоко и бесцеремонно. Но, поскольку во всем есть Промысел Божий, то можно думать, что эти другие были бы еще страшнее, чем он. Господь послал нам, по-видимому, меньшее из зол. Однако худшие варианты не оправдывают Сталина.

Ученые историки говорят о том, что в современных сталинистах присутствует тенденция к этатизму, то есть поклонению государству.

Этатизм - это политическая философия, которую исповедовали некоторые русские ученые. С «поклонением государству» все не так просто: это же можно понимать очень различно. Был например, такой мыслитель - Чичерин, он мог говорить об этатизме, но не наши доморощенные мечтатели.

- Есть какие-либо составляющие, которые входят в основу современного православного сталинизма?

В концепции православных сталинистов есть определенные эсхатологические элементы учения Церкви, только перевернутые наоборот.

Сутью этой составляющей является учение об эсхатологической роли России, ее роли в последнем этапе мировой истории. Есть распространенное представление, имеющее свои духовно-исторические основания, что судьбы мира тесно связаны с Россией, которая, конечно, должна быть для этого могучей и православной. Россия должна сдержать надвигающегося антихриста на определенный период.

В этой концепции Россия является той силой, которая может ему противостать. Но для этого Россия должна покаяться, и тогда, как достаточно чистая сила, она может стать препятствием на пути силы темной и нечистой. Она должна преодолеть безбожие, воровство, разврат. Для этого, безусловно, нужна крепкая власть, как одно из условий выполнения этих пророчеств. Но крепость власти неразрывно связана с религиозным и нравственным уровнем народа. При этом вообще неизвестно, возможно ли такое религиозно-нравственное развитие общенародного масштаба в современную эпоху.

Итак, православный царь должен противостоять антихристу. Этот «царь-герой» должен создать великое православное государство. Но каким оно должно быть? У поклонников Сталина нет никаких положительных образов, кроме образа «карающей руки» «царя - героя». Это чисто мифологическое сознание, которое примеряет к современной России некий идеализированный образ власти, но выявляет при сем глубокое незнание исторической реальности, непонимание современной реальности и отсутствие представления о реальности будущего.

Сталин же исторически выступает больше как разрушитель, а не созидатель, вопреки убеждениям его поклонников. Ведь именно при нем, на рубеже 30-х годов были «изобретены» массовые беснования воинствующих безбожников, «комсомольские пасхи» и тому подобные оргии, нападения на храмы, их наиболее массовое закрытие и физическое уничтожение духовенства. Сталин, как гонитель Церкви, сам являет собой очередной в истории «промежуточный», так сказать, образ антихриста.

Время для этого, по сути, упущено. Суд, конечно, мог бы стать яркой акцией, но вряд ли возможно такое сейчас подготовить. И кто стал бы этим сейчас заниматься? Теперь выросло новое поколение людей, которые не представляют, что происходило в советские времена. Двадцатый век для молодежи - далекая история. К тому же и власти сейчас во многом утаивают реальную историю или пытаются ее перетолковать.

В школах история советского периода почти не освещается, и молодежь, покидает школу не только с плохим знанием русского языка и литературы, но и почти без знаний по собственной истории. Всей правды не говорят, недостаточно занимаются исследованием новейшей истории, не издаются многие архивные материалы. Огромное количество таких материалов до сих пор засекречено. Отчасти это делается, исходя из ложно понятых престижных побуждений.

- Какова логика этих побуждений?

Она состоит в том, что, будто бы, если скрыть - или хотя бы уменьшить - преступления 20 века, то Россия будет выглядеть лучше в глазах огромного числа людей, которые должны видеть только величие нашей страны, а также в глазах тех, чьи родственники пострадали от репрессий. Но ведь если скрыть преступление, оно никуда не исчезнет, и будет вредно влиять на духовность общества. Не говоря о том, что оно будет пребывать пред очами Божиими до Страшного суда.

Единственный путь как-то загладить преступление - это покаяние, а для того, чтобы покаяться, надо ясно видеть его. Это честный путь, достойный христианина. Но в основном скрывают правду и не открывают архивы просто потому, что так легче манипулировать сознанием.

Но ведь был осужден Гитлер и партия нацистов, и никому в здравом уме не придет в голову объявлять себя последователем Гитлера, а вот у Сталина есть открытые поклонники и даже в Церкви.

Нужно говорить объективно. и его сторонников судили сразу по горячим следам после ожесточенной войны, которую он развязал. Со сталинизмом же дело обстоит совершенно иначе. Мы привыкли сопоставлять этих деятелей, в основном, на уровне публицистики; но все же они - разные.

Следует помнить, что Гитлер был настоящим язычником. У нацистов был определенный культ неких «могуществ» - темных мистических сил, которым они сознательно поклонялись. Там было много самой мрачной мистики. У Сталина и его большевиков этого не было. Они отрицали всякий религиозный культ и основывали свою власть в большой степени на стихийном материализме, к тому времени уже распространившемся по всей России.

Кроме того, Гитлер развивал расистскую теорию, то есть делил людей и целые народы на высших и низших. Всякий подобный расизм античеловечен. Коммунисты ограничиваются рамками «классовой борьбы» под лозунгом «справедливости». Это демагогия, но она гораздо проще, доступнее, привлекательнее, чем расизм. Многие вполне приличные люди принимали это учение, думая, что на его основе в самом деле можно построить справедливое общество. Конечно, чем ложь привлекательнее, тем она опаснее.

- Однако, Вы сами только что упомянули культ Сталина.

Да. И следует помнить о том, что при жизни Сталина православные люди сравнивали его с антихристом, потому что он претендовал на мировую власть, был лукавым и злобным гонителем христиан, а также развивал свой собственный культ, имевший явные признаки человекобожия.

Газеты, плакаты, стены учреждений пестрели лозунгами типа: «Сталин - гений всех времен и народов», «Сталин - корифей всех наук», «весь мир приветствует товарища Сталина», и т. д. «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!» - звучало особенно замечательно при режиме, когда дети отвечали за преступления (чаще всего мнимые) своих родителей. Согласитесь, это не слабые заявления. Сейчас трудно в такое поверить. И смешно, и страшно.

Весь народ должен был петь песни о Сталине (и о , конечно). Их теперь никто, разумеется, не знает. Например: «Сталин - наша слава боевая, Сталин - нашей юности полет, с песнями борясь и побеждая, наш народ за Сталиным идет». «О Сталине мудром, родном и любимом, прекрасную песню слагает народ».

Да что говорить! В государственном гимне, слова которого забыты, но мелодия которого сохранена, звучало на весь мир: «…Ленин великий нам путь озарил, нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». Это - настоящий прижизненный культ, но не святого подвижника, а совсем иначе. Все приписывалось Сталину. Интересная странность; современники видели в нем антихриста, а иные из нынешних православных держат его за образ православного спасителя отечества.

События Отечественной войны породили ряд легенд о покаянии и даже воскресшей религиозности Сталина. В отличие от Гитлера, Сталин все же имел некую христианскую основу. Это, как-никак, факт. Между прочим, первым патриархом восстановленной Грузинской Церкви он сделал своего семинарского наставника (кажется, его звали Калистрат). Но ведь и Ирод любил слушать святого Иоанна Предтечу.

Нам известно, что в 1937 году была объявлена «пятилетка безбожия», в результате чего последние храмы должны были быть закрыты к 1942 году. Однако Бог этого не позволил. Сталин умел мгновенно менять позицию, и в свою первую речь в начале войны он вставил обращение: «Братья и сестры!». Но он был не первый: в день нападения немцев выступил , будущий патриарх. Это разрешили, потому что испугались.

Однако храмы начали открывать у нас во время войны потому, что раньше Сталина это начал делать Гитлер на оккупированных территориях, желая привлечь население на свою сторону. Хотя бы частичное открытие храмов и укрепление церковного управления, перед этим почти разрушенного, и было, можно считать, духовной причиной победы в 1945 году над врагом, который открыто поклонялся темным силам. Но это «малое возрождение» Церкви, которое Сталин допустил, было лишь политической реакцией на гитлеровскую акцию по открытию церквей на временно захваченных русских землях.

Многие ожидали дальнейших шагов к духовному возрождению, но этого не произошло. Сталин не спешил, и за время войны он открыл в три раза меньше храмов, чем гитлеровцы на захваченных русских землях. Он тонко рассчитал, что и минимальное количество храмов вызовет энтузиазм и усилит веру в «вождя». Зато Сталин понял, что он может использовать Церковь в политических целях как инструмент в противостоянии с Западом. И все. Он лицемерно приостановил гонение лишь отчасти, но держал святую Церковь по-прежнему в кандалах и никакой свободы ей не давал. Преследования верующих продолжались.

Поэтому когда говорят, что Сталин в конце жизни якобы «покаялся» и «возрождал Церковь», это, к сожалению, недоказуемо. Культ Сталина оставался и поддерживался им самим до конца его дней. Продолжая сопоставление с Гитлером, отметим, что Гитлер покончил жизнь самоубийством (вместе с Евой Браун), а перед этим затопил берлинское метро, сознательно погубив огромное количество ни в чем не повинных мирных жителей, которые там спасались от войны в городе.

Сталин в последние годы страдал манией преследования и, возможно, был отравлен. Но если со смертью Гитлера окончился и гитлеризм как политическое движение, то двойственная личность Сталина породила продолжение режима еще на полвека. Не следует забывать, что государственный атеизм и насильственное навязывание нашему народу - и даже всем народам! - коммунистической идеологии все время и до конца оставались официальной доктриной советской власти.

- Давайте перечислим преступления Сталина.

Я бы хотел все же говорить не о преступлениях, а о злодеяниях. У нас-то ведь вовсе не суд, а только размышление. Но при этом следует оговориться, что, как бы ни были страшны эти злодеяния, мы, христиане, должны рассматривать их как наказание Божие. За что же наказывает нас Бог? За отступление от веры в Него. Помня об этом, попробуем назвать хотя бы основное в делах Сталина, которыми нас наказал Господь.

Главное в том, что он, будучи одним из лидеров, а затем главой партии большевиков, был одним из организаторов гонений на религию и полноценного геноцида русского народа. Он совершал свои действия по слому Российской империи вместе и вслед за Лениным, вместе с Троцким, Каменевым, Зиновьевым, Рыковым, и прочей «железной когортой», и вместе с ними разделяет ответственность.

Устранив соперников, он полностью взял на себя всю ответственность за продолжение и развитие этих злодеяний. Сталин и иже с ним были те самые «кровавые правители», о которых предупреждали св. Иоанн Кронштадтский, митр. Макарий (Невский) и другие праведники перед революцией. Их не слушали. И он был послан как в некотором роде бич Божий за грехи народа. К сожалению, все это мы заслужили, еще ранее потеряв веру в Спасителя.

Он нанес колоссальный удар по народной нравственности, которую развращал насаждением безбожия и верой в коммунизм, и никакие ссылки на его слуг и помощников, что это они-де «во всем виноваты», а сам Сталин «белый и пушистый», не убедительны. И не только потому, что масштаб преступлений и отвратительных злодейств был чрезвычайно велик, а потому, что геноцид осуществлялся по плану и систематично. Говорить о том, будто «наверху» об этом не знали, это или обман или крайняя наивность.

При Сталине проводилось массовое уничтожение предполагаемых «врагов народа» или без суда и следствия, или по сфабрикованному делу с уже готовым решением, по так называемому классовому признаку, причем широко применялись пытки. «Вина» людей состояла уже в том, что они принадлежали к «плохому» классу «угнетателей». Такими «плохими» классами были и дворянство, и духовенство, и буржуазия, и зажиточное крестьянство… То есть, едва ли не весь народ подпадал под знаменитое определение - «враги народа»!

Жизнь человеческая ничего не стоила. «Хорошими» классами были только пролетариат и безлошадное крестьянство. Причем существовала принятая формула: «уничтожить, как класс», - иначе говоря, ставились задачи уничтожать целые сословия. Может, поклонники Сталина скажут, что этого не было? К сожалению, все это было, и выполнялось в полном объеме. Или вновь скажут, что он «не знал»? Но если руководитель страны не знает о злодеяниях в масштабе всего государства, то что это за руководитель? За что же тогда вы его превозносите?

Нет, он хорошо знал, что происходило и… был доволен. Кстати, организационный уровень был весьма высок. В газетах постоянно освещались крупные процессы - против так называемых троцкистов, «левых» и «правых» уклонистов, «Шахтинское дело» - против технической интеллигенции, бесконечных «шпионов» - знаменитая 58-я статья - и множество других. Процессы шли непрерывно. На «врагов» через тогдашние СМИ непрерывно натравливали народ. Были и скрытые процессы и расправы. Аресты происходили тайно, по ночам.

Детей учили ненавидеть «классовых врагов» и доносить на собственных родителей. Вся страна прославляла замечательного мальчика - Павлика Морозова, который предал собственного отца. Полагаю, что православные поклонники Сталина об всем этом просто ничего не знают. А надо знать. Такова наша история. А разве такая политика принимались не на самом высшем уровне - на заседаниях Политбюро? Эта политика, направляемая «железной рукой» «батьки усатого», и была геноцидом русского народа.

Это организация системы концлагерей, полная карта расположения которых на территории России до сих пор не опубликована, потому что публиковать ее страшно. Во главе их стояли всякие Ягоды, Берии, Ежовы, вершившие нигде и никогда не слыханное уничтожение десятков миллионов людей собственного народа. Бутово и Коммунарка под Москвой - это просто капли в общей адской картине уничтожения.

Тухачевский применял боевые газы против своего народа, но и сам был уничтожен. Истребление духовенства и религиозных ценностей - разрушение десятков тысяч храмов, уничтожение культурных ценностей - икон, картин, библиотек, архитектурных памятников, накопленных за тысячелетие Церковью и народом. Культурные потери никто не подсчитывал. Ко всему этому добавим и то, что Сталин был крайне развратен.

Устройство голода на Украине и не только на ней. На Кубани и в других местах был этот же самый голод. Современные российские власти сделали бы умнее, если бы выразили солидарность с украинцами, которые говорят о голодоморе, а не прятались бы трусливо от этих законных обвинений. Это и есть ложное понимание престижа.

Говорят (и справедливо) что в России сейчас процветает воровство, но в СССР грабеж шел в гораздо большем масштабе, это был всеобщий грабеж. Все началось с лозунгов во время революции типа: «грабь награбленное!», «экспроприировать экспроприаторов!». Современные расхитители национальных богатств имеют там своих прямых предшественников.

Нынешние либералы возмущаются, что им запрещают ругать президента, и говорят, что сейчас «1937 год». Они, видимо, плохо знают историю. Во времена Сталина, когда действительно был 1937 год, сажали в тюрьму за анекдот, по доносу соседа, за происхождение, Чудовищно, но существовали запланированные нормы арестов, а в лагерях - расправ, которые спускались «сверху» и чекисты обязаны были их выполнять, хватая людей буквально на улице.

Но многие говорят, что Сталин восстановил и укрепил государство, поднял образование, организовал науку, развил технику…

Следует признать, что революция произошла потому, что царское правительство совершило немало ошибок, которые подготовили революцию. Так, за двести лет империи оно не сумело (да и не хотело) создать полноценную систему народного образования для всех. Крепостное право было удобнее. А большевики ввели «всеобуч» и за десять лет преодолели, в основном, народную безграмотность.

Они создали «рабфаки» (рабочие факультеты), куда хлынула молодежь, которая была им благодарна и знать не знала и не хотела никого другого. Отсюда вышли мощные кадры, сооружавшие монолит сталинского режима. Эта новая техническая партийная интеллигенция не хотела замечать, что рядом гибнут миллионы соплеменников - ни в чем не повинных «врагов народа».

Людской резерв казался неисчерпаемым. Лозунг «светлого будущего» и ореол «великого вождя» действовали завораживающе. Что там судьба каких-нибудь отдельных «винтиков»… До этого наши «рабфаковцы» знали только свою убогую деревню, а тут при их участии создавалась мощь СССР, которая идентифицировалась с личностью вождя. Что, конечно, ложно, потому что коммунисты только использовали ту энергию и ресурсы, которые были ранее накоплены трудом русского народа, верующего в Бога, а они ее бездарно и преступно растратили.

По демографическим расчетам конца 19 века в России через столетие (к концу 20 века) должно было бы проживать до 400 миллионов человек (я об этом где-то уже говорил). Огромные технические проекты, идеи освоения Казахстана и Сибири - все это задумывалось задолго до революции. Но при Сталине и его преемниках в образовании, науке и технике развивалось только то, что способствовало военной мощи. И обратите внимание, что все техническое развитие, которому действительно уделялось первостепенное внимание, а также и научное развитие шло в сопровождении мощной коммунистической и атеистической пропаганды.

«Коммунизм - это молодость мира…» и так далее. Пропаганда усиленно прославляла «величие человеческого разума», который не нуждается в Боге и, мол, скоро будет устроен мир всеобщего благоденствия - коммунистический рай на земле. «Великие стройки коммунизма» олицетворяли «победы» над природой, в экономике, в развитии общества, во всем. Всюду - на Беломорканале, на канале Москва-Волга и по всей системе в стране работали армии заключенных, но это тщательно скрывалось и, в общем, скрывается до сих пор.

И что же теперь мы видим? Все эти начинания, развиваемые не просто без религии, но именно вопреки вере в Бога, в постоянном и дерзком противостоянии Богу - все эти начинания разрушены: и само государство в его прежнем составе, и армия, и высокие технологии, и космическая техника, и народонаселение, и культура (в большом масштабе), и образование, и природа, и прочее. Все, что не имеет благословения Божия, обречено. И если сейчас что-то начинает восстанавливаться, то на новых основах, и, заметьте, при несомненном возрождении религиозности в нашем обществе. Теперь все нужно воссоздавать заново.

А что касается гуманитарных наук и искусств, то здесь никакого или почти никакого развития и не было. Наоборот, при зорком партийном контроле произошел в целом очень значительный регресс, который пока далеко не преодолен. А именно эти направления формируют личность. Вот почему мы 20 лет стоим у разбитого корыта и не знаем, что делать.

- Некоторые поклонники Сталина пишут его иконы. Что вы можете сказать по этому поводу?

Мало ли что делают совершенно невежественные люди. Это нелепость.

Поклонение Сталину является ли грехом, несовместимым с нахождением в Церкви, попадают ли сталинисты под анафему советской власти патриарха Тихона?

Что Вы подразумеваете под словом «поклонение»? Думаю, что ошибочные мечтательные образы не являются таким большим смертным грехом, чтобы человека предать анафеме. Но с этим хаосом в сознании, конечно, нужно бороться.

- Как?

Просвещением молодежи. С молодыми людьми можно и нужно работать, чтобы они не затуманивали свое сознание ложными и безумными учениями. А это возможно только в свете христианства. Нужна постоянная просветительская работа по разъяснению и самой природы зла, и по историческим событиям в нашем отечестве, особенно за последние сто-полтораста лет.

Слова Спасителя, многократно сказанные книжникам и фарисеям, здесь применимы, как и во многих других случаях, когда говорится о людях, самоуверенных и самодостаточных, но еще и претендующих на учительство: «Горе вам, безумные и слепые» . Не имея понимания о духовных основах власти, некоторые пытаются активно продвигать образ тирана и диктатора в качестве положительной силы. Возносить Сталина на какой-либо трон, конечно, не следует.

В красивейшем месте Кавказа, на озере Рица Сталин построил себе дворец. После смерти хозяина никто не воспользовался его роскошью. Нет там ни детского лагеря, ни санатория. Нет даже дачи для чиновников. Так и стоят заросшие развалины, никому не нужные, никому не принесшие пользы. Никто не решился использовать наследие злого гения. Лишь редкий турист приближается к зловещему месту. И это символично.

Истина в том, что хоть и много будет приходить антихристов, чтобы соблазнить даже и верных (Мф. 21:8), то есть христиан, но Христос есть, и Он победит. Думая же о нашем государстве, следует понять, что смысл его существования изначально, со времен святого Владимира, был в том, чтобы приводить своих граждан к вере во Христа.

Это выражено в знаменитом сказании о выборе веры, когда святой князь Владимир, рассмотрев основные религии, выбрал православие. Это было поистине благодатное и судьбоносное решение на все века. Без глубоко понятого и сердцем принятого православия никакие «железные руки» ничего доброго не сделают. Об этом и надо помнить, прежде всего, всем, кто задумывается о судьбах Церкви и России в земной истории. Тут может помочь только Бог.

P.S. Я расскажу историю из юности. В советское время, будучи работником музея имени Андрея Рублева, я занимался собиранием музейных экспонатов. Мы ездили по России, искали иконы. Однажды мы пришли в поселок, где нам встретился один старый священник, который много лет просидел в концлагере. Он охотно разговорился с молодыми людьми. Мы спросили, за что он, этот хороший человек, был посажен?

Батюшка рассказал, что в молодости, когда всех насильно посылали на демонстрации, однажды ему тоже пришлось идти на демонстрацию. Это было еще до войны. Проходя с «колонной трудящихся» мимо статуи Ленина, он сочинил стишок: «Повернувшись к Волге задом, сжавши руки в кулаки, смотрит Ленин злобным взглядом, как шагают дураки». Стишок легко запоминался, и шедшие с ним в унылой колонне «трудящиеся» тут же стали весело повторять забавный и острый экспромт. Едва он вернулся домой, его тут же арестовали и посадили.

gastroguru © 2017