Тренинг по истории. Тренинговая работа на уроках истории и обществознания в малых группах. I. Организационный момент

Главная > Документ

ТРЕНИНГ «Российская империя при Александре I »

1. Работа с хронологией. Заполните таблицу.
«Семеновская история»
Союз благоденствия
Союз спасения
Дарование конституции Польше
I

Русско-персидская война

Русско-турецкая война

Русско-шведская война

Смерть Александра I

Смоленское сражение (месяц)

Совет в Филях (точная дата)

Создание министерств

Сражение под Аустерлицем

Тилъзитский мир

Указ о вольных хлебопашцах

Определите последовательность важнейших событий внутриполитической истории (выделены жирным шрифтом): -

Определите последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории (выделены курсивом):

2. Работа с персоналиями.

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, ко-торые надо знать.)

Исторический деятель

Кто такой(ие)?

А.А. Аракчеев

А.П. Тормасов

Д.В. Давыдов

Даву, Мюрат, Ней

Дорохов, Сеславин, Фигнер

К.Ф. Рылеев

Курин, Четвертаков, Кожина

М.Б. Барклай де Толли

М.И. Кутузов

М.М. Сперанский

Н.М. Муравьев

Н.Н. Раевский

Новосильцев, Строганов, Чарторыйский

П.И. Багратион

П.И. Пестель

Ф. Лагарп

3. Работа со схемой. Заполните схему «Основные органы власти при Александре I ». Подчеркните те из них, которые возникли при Александре I .

Законосовещательная власть Исполнительная власть Судебная власть

Местная власть

4. Работа с картой.

Найдите на карте:

1) территориальные приобретения Рос-сии в начале XIX в.: Финляндия, Бессарабия, Грузия, Северный Азербайджан, Централь-ная Польша;

2) Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау, Фридланд, Тильзит;

3) расположение трех русских армий на-кануне вторжения Наполеона в Россию;

4) маршруты движения русских и фран-цузских войск во время войны 1812 г., место Бородинской битвы, Тарутинского ма-невра, Малоярославец, реку Березину.

5. Работа с понятиями.

Дайте определение понятий.

1. Министерства -

2. Вольные хлебопашцы -

3. Разделение властей -

6. Работа с источниками.

О каких сражениях и маневрах идет речь в отрывках из документов? Расставьте их в хронологической последовательности.

1. «К нам успела прибыть после счастли-вого замирения с Турциею Молдавская наша армия. Генерал Тормасов получил другое на-значение, а Чичагов, назначенный главноко-мандующим, начал действовать уже насту-пательно... Адмирал с прочими войсками двинулся к Борисову, где должно было встретить бегущего уже из Москвы непри-ятеля и преградить ему дорогу». (Из воспо-минаний штабного офицера 3-й армии.)

2. «Холоднокровие, беспечность нашего министра [Барклая де Толли] я ни к чему иному не могу приписать, как совершенной измене (это сказано между нами). Сему первый пример есть тот, что мы покинули без нужды... и идем Бог знает куда и без всякой цели для разорения России. Когда были эти времена, что мы кидали старин-ные города? Будьте здоровы, но веселым быть не от чего. Я не могу смотреть без слез на жителей, с воплем идущих за нами с ма-лолетними детьми, кинувши свою родину и имущество. Город весь горит». (Из письма А.А. Закревского.)

3. «Желаю, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе. Но ежели он, найдя мою позицию крепкою, маневрировать станет по другим дорогам, ведущим к Москве, тог-да не ручаюся, что, может быть, должен ид-ти и стать позади Можайска, где все сии до-роги сходятся». (Из донесения М.И. Кутузо-ва Александру I.)

4. «На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма, а вслед за тем целое море ог-ня. Москва пылала, объятая пламенем со всех сторон. После нескольких переходов мы стали... близ деревни.... Насыпаны реду-ты и батареи. Войска заняли укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и пе-редохнуть». (Из воспоминаний майора И.Р. Дрейлинга.)

5. «Сей день есть один из знаменитей-ших в сию кровопролитную войну, ибо по-терянное сражение... повлекло бы за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции. Завтра, я полагаю, долж-но быть генеральное сражение...» (Из доне-сения М.И. Кутузова.)

6. «Вставай Русс! - смерть подошедшая будит и враг бодрствует! Стряхнулся наш левый фланг, уже Багратион давно на коне, и заклубился дым его батарей, и загрохота-ли, загремели залпы в неприятеля, но велик числом оный, все увеличивает свои батареи и наступает ближе, смерть неумолима, поч-ти везде двойное количество неприятеля гу-бит целые ряды пехоты и расстраивается артиллерия». (Из воспоминаний Г.П. Ме-шетича.)

7. «Я, заметя большую убыль и рас-стройство в батальонах после столь крово-пролитного сражения и превосходства сил

неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежа-щую. По вернейшим известиям, к нам до-шедшим, и по показаниям пленных, непри-ятель потерял убитыми и ранеными 42 ге-нерала...» (Из донесения М.И. Кутузова Александру I.)

8. «Ужасное зрелище представилось нам, когда мы пришли на то место, которое на-кануне занимал неприятель и которое он только что оставил: земля была покрыта трупами убитых и замерзших людей; они лежали в разных положениях. Крестьян-ские избы везде были ими переполнены, ре-ка была запружена множеством утонувших пехотинцев, женщин и детей; около мостов валялись целые эскадроны, которые броси-лись в реку». (Из воспоминаний адмирала П.В. Чичагова.)

9. «В четвертом часу пополудни фран-цузская армия приблизилась к генеральной позиции нашей. Тут Наполеон пошел, не медля нисколько, на наш выставный редут, у села Шевардино устроенный, и овладел было им; но он, переходя из власти во власть, при третьем разе, уже в сумерки, от-нятый князем Багратионом, остался за на-ми, пока его не покинули около полуночи уже». (Из воспоминаний полковника М.М. Петрова.)

7. Работа с суждением историка.

Прочитайте отрывок из работы исто-рика В.О. Ключевского. Чем он объясняет неспособность императора провести глубо-кие преобразования? Подумайте, что еще могло отвратить императора от глубоких преобразований в случае серьезного сопро-тивления им?

«Александр вступил на престол с запа-сом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водво-рять свободу и благоденствие в управляе-мом народе, но не давал отчета, как это сде-лать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, ка-ким-то волшебным «вдруг». Разумеется, при первом же опыте встретились препят-ствия; не привыкнув одолевать затрудне-ний, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Не-привычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать ру-ки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уста-вал раньше, чем принимался за работу».

ОТВЕТЫ ТРЕНИНГ

1. Работа с хронологией.

«Семеновская история»

Союз благоденствия

Союз спасения

Бородинская битва (точная дата)

Венский конгресс, создание Священного союза

Вторжение Наполеона в Россию, начало Отечественной войны (месяц)

Дарование конституции Польше

Дворцовый переворот и убийство Павла I

Деятельность Северного и Южного обществ

Заграничные походы русской армии

Изгнание Наполеона из России (месяц)

декабрь 1812

Начало создания военных поселений

Образование Негласного комитета

Окончательное включение Восточной Грузии в состав России

Пребывание французов в Москве (месяцы)

сентябрь - начало октября 1812

Русско-персидская война

Русско-турецкая война

Русско-шведская война

Смерть Александра I

Смоленское сражение (месяц)

август 1812

Совет в Филях (точная дата)

Создание Государственного совета

Создание министерств

Сражение под Аустерлицем

Сражения под Прейсиш-Эйлау и Фридландом

Тильзитский мир

Указ о вольных хлебопашцах

Последовательность важнейших событий внутриполитической истории:

8-13-24-28-23-15-7-12-3-2-1-9

Последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории:14-25-26-27-6-21-4-22-16-11-10-5

Работа с персоналиями.

Исторический дея-тель

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

А.А. Аракчеев

Фаворит Александра I пос-ле окончания наполеонов-ских войн

1. Проводил реакционный курс, созда-вал военные поселения

А.П. Тормасов

Военачальник

1. Командовал Третьей русской армией в начале Отечественной войны

Д.В. Давыдов

Военачальник, поэт

1. Организатор первого армейского пар-тизанского отряда

Даву, Мюрат, Ней

Маршалы Наполеона, уча-стники похода в Россию

Дорохов, Сесла-вин, Фигнер

Командиры армейских Партизанских отрядов

К.Ф. Рылеев

Поэт, участник Северного декабристского общества

Курин, Четверта-ков, Кожина

Командиры крестьянских партизанских отрядов

М.Б. Барклай де

Военачальник, военный министр

1. Командовал Первой русской армией в начале Отечественной войны

М.И. Кутузов

Военачальник

1. Командовал русской армией в войне с Францией в 1805 г.

2. Командовал русскими войсками в Русско-турецкой войне 1806-1812 гг., разбил турок под Рущуком.

3. По требованию общества назначен командующим русской армией после Смоленского сражения, победитель в войне 1812 г.

М.М. Сперанский

Реформатор

1. Разработал проект реформ, осущест-вил некоторые из них.

2. Отправлен в отставку в начале 1812 г.

Н.М. Муравьев

Декабрист, член Северного общества

Н.Н. Раевский

Военачальник

1. Оборонял центральную позицию в Бородинской битве

Новосильцев, Строганов, Чарто-рыйский

Члены Негласного комитета

П.И. Багратион

Военачальник

1. Командовал Второй русской армией в начале Отечественной войны.

2. Оборонял левый фланг в Бородин-ской битве, смертельно ранен

П.И. Пестель

Декабрист, один из лидеров Южного общества

Ф. Лагарп

Швейцарец, воспитатель Александра I

3. Работа со схемой.

1 - император; 2 - Государственный со-вет; 3 - министерства; 4 - Сенат; 5 - губерна-торы.

5. Работа с понятиями.

1. Министерства - отраслевые органы управления, основанные на принципе еди-ноначалия.

2. Вольные хлебопашцы - крестьяне, от-пущенные на волю с землей (за выкуп) по указу 1803 г. и образовавшие новое со-словие.

3. Разделение властей - принцип органи-зации власти, при котором ее различные «ветви» имеют четкое разделение функций и взаимно сдерживают друг друга.

4. Законосовещательный орган власти -

орган власти, наделенный правом обсуждать законопроекты, но не принимать законы.

6. Работа с источниками.

2 (Смоленск) -* 3 (подготовка к Боро-динской битве) -*■ 9 (бой за Шевардинский редут) -* 6 (бой за Багратионовы фле-ши) -*7

Цели занятия:

  • Показать взаимосвязь между двумя эпохами: эпохой Возрождения и нынешней реальностью, через анализ социокультурной ситуации, через выявление ценностных ориентиров преобладавших и преобладающих в эти периоды.
  • Закреплять знания ребят по обществознанию: основные сферы жизни общества, бинарная сущность человека.
  • Развивать коммуникативные компетенции у учащихся для приобретения ими опыта сотрудничества. Развивать умение отстаивать свою точку зрения и соотносить свою позицию с мнением других, умение строить монолог, конструктивный диалог и полилог, способность запрашивать и получать помощь. Развивать учебно-познавательные и общекультурные умения.
  • Построение универсальной модели социально-эффективной, общественно-значимой и успешной личности.
  • Настраивать на вдумчивое отношение ребят на место и значимость человека, его личностных качеств в историческом процессе.
  • Способствовать формированию у учащихся убеждений о собственной значимости в жизни общества, формированию активной жизненной позиции.

Задачи:

  • Показать примеры влияния перемен в социальной, экономической, политической сферах жизни общества на мировоззрение, мироощущение и жизненные приоритеты людей.
  • Развитие умения выстраивать причинно-следственные связи.
  • Развитие умения сопоставлять собственную точку зрения с мнением других.
  • Выявление сущностных отличий во взглядах на человека Ренессанса через анализ и сравнение мнений мыслителей Средневековья и эпохи Возрождения о предназначении человека на земле.
  • Развитие навыка работы в микрогруппе, умения отстаивать своё мнение, приходить к общему решению.
  • Выстраивать модель человека Возрождения через его ценностную характеристику.
  • Закрепление представлений посредством описания.
  • Развитие умения абстрагироваться.
  • Провести аналогию между эпохой Возрождения и Современным миром через ценностную характеристику человека, личности.

Основные вопросы:

  • Специфика и характерные черты эпохи Возрождения.
  • Основы мировоззрения людей Ренессанса и Средневековья.
  • Ценностные ориентиры человека эпохи Возрождения.
  • Ценностные ориентиры современного человека.
  • Роль личности в истории.

Словарь урока: ценность, титан, нобилет, пополанство, аскетизм, парадигма, патрициат.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Дети рассаживаются в круг.Им раздаются информационные листы со словарём и материалами к уроку, тетради для записей, маркеры для работы, ручки.

II. Энергизатор “Какой я?”

Учащиеся встают в круг. Каждый кидает одному из круга мяч, называя своё имя и характеристику себе, которая начинается с первой буквы имени (например, Валя – весёлая, Ульяна – умная)

III. Открытие занятия

Слово учителя. Cсегодняшняя встреча с вами является завершающей в серии занятий посвящённых яркой странице истории человечества – странице получившей название эпохи Возрождения или Ренессанса. Все исследователи согласны с тем, что Ренессанс состоялся и, выведя Европу из Средневековья, определил собой её дальнейшую историю. Однако он отсутствует в периодизации, которой пользуется научная историография. Здесь до 1600 г. длятся Средние века, затем сразу начинается Новое время. Но мало кто сомневается в том, что с началом великого поворота искусства к человеку, от которого ведёт отчет эпоха Возрождения, европейское человечество сбросило с себя свои старые лохмотья и облеклось в светлые блестящие одежды, что это был поистине значимый поворот, вехой в истории человечества. И где как не на уроках обществознания можно говорить о значимости такого рода события, анализировать роль человека в историческом процессе, проводить аналогии между современным миром и веками прошлыми, рассуждать о перспективах общественного развития.
В этой связи стоит обозначить цель сегодняшнего тренинга: в ходе анализа, сопоставления объективных и субъективных причин изменений, происходивших во времена Ренессанса и в настоящее время провести аналогии, связи между ними. Сделать попытку создать в результате совместного рассуждения универсальную модель социально эффективной личности, успешной и значимой в обществе, ответить на вопрос: “Какой он, человек мира, человек истории, способный влиять на жизнь общества, направлять его на прогрессивные изменения?”. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас сегодня задумался над своими жизненными приоритетами, а со временем, пришёл к осознанию собственной значимости.

Принципы работы в кругу. (Чтение принципов помещённых на доске).

  • Каждый имеет право на личное мнение
  • Безоценочность
  • Важно уметь слушать и слышать
  • Доброжелательность и уважение к мнению других
  • Отвергая, предлагай
  • Не говорить “Не знаю”

IV. Моделирование навыка

Упражнение 1. “Ассоциации”

Раздать учащимся по 5 полосок бумаги форматом 10 Х 5 см.

Задание 1: На каждой полоске записать ассоциацию, которая возникнет после того как учитель произнесет слово.

Учитель каждый раз произносит одно и то же слово ВОЗРОЖДЕНИЕ.
После того как ученики записали свои ассоциации, они зачитывают их по кругу без комментариев. Затем они оставляют данные ассоциации в общей коробке,затем наугад выбирают по 5 других полосок, оставляют их у себя на стульях.

Задание: Пройдите по кругу, ещё раз прочтите ассоциации, выберите из предложенных ассоциаций ту, которая, на ваш взгляд наиболее ёмко или значимо для вас отражает представления об эпохе Возрождения. Каждый представляет кругу своё мнение.

Cлово учителя (обобщение) : Эпоха Возрождения – время зарождения капиталистических отношений, развитие мировых торговых связей, формирования национальных государств и абсолютных монархий, период глубоких социальных конфликтов: крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции, буржуазной революции в Нидерландах.

Упражнение 2 “Вопрос по кругу”

– Какое место в истории занимает эпоха Возрождения?

Ребята высказываются по кругу.

Слово учителя. Многие историки связывают возникновение новой культурной парадигмы с кардинальными изменениями общественных отношений в Европе во всех сферах жизни общества. Перечислите основные сферы.

– Родиной Возрождения является Италия. Во многом это было связано с ростом городов-республик (городов-коммун), ростом их промышленности, их политической самостоятельности в результате освобождения от власти феодалов, Поскольку на уроках обществознания мы неоднократно говорили о взаимосвязи всех сфер, то в данном случае мы можем увидеть как изменения в социальной, политической, экономической сферах могли повлиять на духовную сферу жизни общества.

Упражнение 3

Учащиеся делятся на 4 микрогруппы (по 3 чел), рассчитавшись на: “дученто, треченто, кватроченто, чиквеченто”.
Каждая микрогруппа получает набор карточек “Сдвиги в общественных отношениях в Итальянских городах-коммунах в XIV– ХVвв.” (см. Приложение 1 ). В ходе обсуждения ребята заполняют таблицу, отвечают на вопрос “Какие изменения в мироощущении могли произойти вследствие данных преобразований, что менялось в...”:

Итог обсуждения (на доске) записывается в столбик.

V. Энергизатор “Фруктовый салат”

VI. Тренировка навыка

Слово учителя. Итак, в мироощущении, миропонимании людей происходили глубокие перемены, характерные для всего Ренессанса, произошедшие, прежде всего, в сознании людей, связанные с духовным ростом, так необходимым для того времени.
Художественное творчество теперь становится универсальным языком, позволяющим познать тайны “божественной природы”.
Закономерно, что время придавшее центральное значение “богоравному” человеческому творчеству, выдвинуло личностей, которые – при обилии тогдашних талантов – стали олицетворением целой эпохи в культуре (личностей – “титанов”, как их романтически именовали позднее).

ЦИТАТА: “Возрождение – это эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности”.

Ф. Энгельс

Упражнение 4 (резервное) “Биографии”

Детям раздаются описание жизни известных деятелей эпохи, угадать о ком идёт речь.

Упражнение 5 “Два трактата”.

Раздатются карточки с текстами – фрагментами двух трактатов. Один, отражающий взгляд средневековой церкви на место и предназначение человека (отрывок из трактата папы Иннокентия III), другой – мнение известного гуманиста (Поджо Браччоллини) на ценность человека (см. Приложение 2 ).

Задание: Сравните два отрывка, в чем, по-вашему, существенные отличия данных фрагментов?

Ребята высказывают своё мнение по кругу.

Поблагодарить и подвести итог:

1-й отрывок из трактата папы Иннокентия III, который призван укрепить в народе “непогрешимые” догматы католической церкви. Здесь ярко выражена мысль о ничтожестве человека, неспособного якобы познать даже простую истину, осуждается его стремление к знаниям и откровенно проповедуется аскетизм.
Во втором изложено мнение гуманиста Поджо Браччолини об истинной ценности человека и выражен протест против притязания знати на особую роль в обществе. Он отстаивает новую, по своему характеру, культуру, выступавшую за свободу человека и признававшую за ним только его собственные заслуги.

По сути они отражают взгляды на человека из двух эпох – Средневековой и Возрождения.

Упражнение 6 “Развести высказывания”

Данное упражнение продолжает работу на сравнение взглядов на человека средневекового и человека Ренессанса.

Разделить учащихся на пары. На отдельных вырезках раздать учащимся мнения, изречения, характеризующие человека средневекового и человека эпохи Возрождения (см. Приложение 3 ). За 3–5 мин ребятам необходимо развести изречения на 2 столбика.Затем соседние пары сравнивают мнения, обосновывают свою точку зрения.

Вывод: Данные умонастроения отражают взгляды гуманистов, которые выступали в сфере философии, филологии, права литературы против феодально-церковного миропонимания. Как вы помните, гуманизм возвестил о величии человека, о мощи его разума, о его способности к совершенствованию. Основной нравственной нормой гуманисты считали virtu – доблесть, добродетель, которой должен обладать каждый человек (но не церковью внушаемая добродетель, а наоборот – неукротимая энергия, стремление к действию, ловкость и сноровка, смелость и даже дерзание, проявляемые в преследовании своих целей).

Упражнение 7 “Жизненные ценности”

Каждому из учащихся необходимо за 1–2 минуты записать по 5 ценностей важных для человека эпохи Возрождения.
После выполнения разделить на микрогруппы по 3 человека. Каждая микрогруппа после обсуждения отбирает только 3 ценности.
Ответы ребят фиксируются на полосках бумаги форматом 8Х20 см. Затем ученики размещают предложенные ценности на схеме человека (Леонардо да Винчи “Пропорции человеческого тела” – Приложение 4 ), отвечая на вопросы:

  • Что ценно и важно для ума?
  • Что ценно и важно для души?
  • Что ценно и важно для дела?
  • Что ценно и важно для?

Таким образом на доске появляется “Модель человека эпохи возрождения”.

Упражнение 8 (резервное)

Просмотр фрагмента мультфильма “38 попугаев”. После просмотра ученики по кругу отвечают на вопрос “Кто из героев более всего подходит к эпохе Возрождения?”
По итогам высказываний задание.

– Дайте определение “ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ”. Каждый фиксирует определение в тетрадь, затем по кругу зачитывают.

VII. Энергизатор

VIII. Закрепление навыка

Упражнение 9 “Подмена”

Задание: Попробуйте заменить слова “Человек эпохи Возрождения” на слова “Современный человек”. Будет ли определение соответствовать действительности? Что по-вашему останется неизменным? Что следует убрать или добавить?

Высказывания по кругу.

Задание: Можете ли Вы себя назвать современным человеком исходя из этого определения?

Упражнение 10 (резервное) “Модель человека”

Слово учителя: Все СМИ, вся современная общественность отмечает сложность нынешних времён. Задумываются над вопросом куда приведут перемены происходящие в нашем обществе. Нужен ли? Оправдан ли? Риск, связанный с разрывом с покорностью судьбе?

– Прежде чем говорить о субъективных чертах личности современного человека, давайте обозначим объективные факторы, которые в настоящее время влияют на каждого из нас.

Задание: Из предложенных стихотворений выберите одну-две строчки, характеризующие современность, современный мир. Затем объединившись в группы по 6 человек выберите 4 признака нынешней эпохи из тех, что нашли в стихах. После обсуждения запишите на листах бумаги и поместите эти признаки вокруг схемы “Современный человек”.

Упражнение 11

– Итак, в этих условиях приходится действовать человеку 21 века. Однако, как вы думаете, какие ценности мы должны выдвигать сегодня на первый план, чтобы способствовать направлению исторического процесса в русло позитивных переме, чтобы мы могли говорить о возрождении духовности в наше время?

Итоги обсуждения записываются на полосках бумаги и помещаются на схему современного человека(на самого человека).

IX. Рефлексия

Каждый ученик по кругу высказывается, продолжая фразу:

  • “Я думаю, что современный человек…”
  • “Я знаю, что современный человек…”
  • “Я надеюсь, что современный человек…”

Тренинг - это способ специально организованного общения учащихся, основная цель которого - личностное развитие членов тренинговой группы.

На таких занятиях ученик, как правило, чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется полным доверием класса и не боится доверять окружающим. Во время занятий каждый ребенок окружен заботой и теплом, сам искренне заботится об окружающих людях, помогает им и рассчитывает на их помощь. Тренинговая группа позволяет ученику получать постоянную обратную связь, то есть узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о тех чувствах, которые испытывают люди, общающиеся с ним.

Цель тренинговых занятий конкретизируется в частных задачах:
овладение определенными социально-психологическими знаниями;
развитие способности к наиболее полному познанию себя и других людей;
диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;
овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

Прежде всего, необходимо добровольное участие школьников как во всем тренинговом занятии, так и в его отдельных этюдах, упражнениях. У ребенка должна быть внутренняя заинтересованность в изменениях своей личности.

Стержнем тренинга является диалог, основанный на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу, готовности выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения. Диалог требует особой тактичности стороны педагога, и одновременно особой настойчивости с тем, чтобы школьники не только поняли необходимость уважительного стиля общения, но и почувствовали его преимущества
Рекомендации педагогу по организации тренинга

"Вы - друг, понимающий, желающий, главное, способный помочь каждому ученику стать самим собой, стать лучше". Вы не подчеркиваете своё психологическое и профессиональное превосходство. Вы не вызываете у ребят восхищения, ни страха. Вы лишь помогаете, ученик сам работает над собой.

Для этого вы:
организуете обсуждение и принятие правил работы, а затем следите за выполнением на каждом занятии, в случае необходимости разъясняете то или иное положение из Правил;
объясняете цель проводимого упражнения, подробно излагаете инструкцию к очередному заданию или процедуре, отвечаете на все вопросы учеников, а затем контролируете ход и правильность их выполнения;
организуете совместное обсуждение и анализ ситуации, сложившейся во время очередного упражнения или этюда, давая возможность высказаться всем желающим, исходя из целей и задач конкретного занятия.
контролируете эмоциональное состояние всех учащихся и класса в целом, и в случае необходимости оказываете психологическую поддержку;
подводите итоги каждого занятия.

В начале тренинговых занятий каждый ученик оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя, при этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля или литературного героя и т.п.
Правила тренинговых занятий

Подчеркнём, что на каждом тренинговом занятии могут быть свои особые правила, но есть и те, что должны лежать в основе такой работы:

1. Постепенный отказ от безличных речевых форм. Замена высказываний типа:
- "Большинство моих друзей считает, что..."
- "Некоторые думают..." на суждения:
- "Я считаю, что..." - "Я думаю..."

2. Подчёркивание сильных сторон личности.
Во время обсуждения упражнений и заданий каждый ученик обязательно подчеркнёт положительные стороны личности выступившего. Например, "Я не согласен с тем, что доказывал Саша, но мне очень понравилось, как убедительно он говорил".

3. Недопустимость непосредственных оценок человека.
При обсуждении происходящего на занятиях нельзя прибегать к непосредственным оценкам участников. Следует относиться и оценивать только их действия.

4. Искренность в общении.
Во время занятий следует настроиться на полную откровенность и искренность высказываний, поэтому говорим только то, что чувствуем. Или молчим.

5. Конфеденциальностъ всего происходящего на занятии.
Школьник должен быть уверен, что если он поделился с кем-то или со всем классом самым сокровенным, своими переживаниями, проблемами, трудностями, то обо всём этом не будут говорить по всей школе.
Пример занятия

Лицом к лицу” (Работа вдвоем)

Основная задача этой формы работы - научить ребят слышать и слушать другого человека, вести диалог, учитывая особенности партнера, его состояние и настроение; откровенно высказывать свои соображения, аргументировать свои выводы, принимать во внимание доводы собеседника.

Для организации этой работы, прежде всего, нужно объединить учащихся в пары. Пусть ребята самостоятельно решат, с кем бы они хотели работать в паре и сядут с этими учениками.

В случае если один или несколько человек останутся без партнера, педагог может предложить оставшимся также объединиться или присоединиться к одной из пар (но в группе должно быть не более трёх человек).

Можно ввести правила работы группы. Например, такое - больше одного раза с одним и тем же человеком в паре не работать. Таким образом, через полгода - год все ребята смогут поработать друг с другом, расширяя социальные контакты и привыкая к общению с разными людьми и преодолевая естественные барьеры.

Цель системы упражнений - выработать своё отношение к рекламной продукции и дистанцироваться от фабрик "Производства создания и образа жизни".

Первый шаг - коллективный анализ рекламной продукции в различных средствах массовой информации: газеты, радио и телереклама. Основной вопрос: к каким ценностям апеллирует реклама, какими способами достигается эффект. Результат: выделение основных ценностно-смысловых рекламных ориентаций и приёмов рекламы.

Второй шаг - создание собственной рекламной продукции в графическом и видеоварианте по аналогии с "Большой рекламой" - продуктивна реклама с "местной спецификой". Например: сделать рекламу способов обеспечения исполнения обязательств (неустойка, задаток, поручительство, гарантия, залог, удержание имущества должника. Возможно пародирование различных рекламных сюжетов и стилей.

Третий шаг - анализ сложившегося собственного отношения к рекламе. Выявление специфики индивидуальной восприимчивости к рекламе. Способы "защиты" от рекламы.

Цель тренинга - помочь учащимся увидеть и подчеркнуть основные достоинства партнёра, научить ребят открыто высказывать свое мнение о людях, закрепить диалоговый стиль общения, формировать уважительное отношение к человеку.

Участники, объединившись в пары, составляют список основных достоинств своего партнера, имея ввиду, что он выдвигается кандидатом в депутаты.

Во время работы партнеры не должны общаться друг с другом, то есть нельзя задавать вопросы, спрашивать о чем-то, просить подтверждения своих мыслей и т. п. Работа над составлением списка должна проводиться в тишине.

Затем ребята зачитывают свои записи друг другу, комментируя их, дополняя словами то, что им удалось написать на первом этапе. В это время партнер имеет право задавать вопросы, уточнять и любым другим способом высказывать свое отношение к услышанному.

"Четвёрка" (Микрогруппы по 3-4 человека).
Можно использовать в изучении темы «Избирательная система РК»

“Сегодня мы потренируем умение убеждать людей. Для этого вам необходимо в течение двух-трех мин составить тезисы (план, конспект) своего выступления перед аудиторией. С целью - убедить слушателей в том, что человек, которого вы представляете в качестве его доверенного лица, является самым достойным кандидатом в депутаты
Вы должны выбрать в качестве такого претендента любого человека из вашего класса, составить план своего выступления без всяких консультации с ним. Кроме того, ни один человек в классе не должен даже догадываться, о ком вы собираетесь писать.

При составлении тезисов своего выступления желательно подчеркнуть именно деловые характеристики претендента на должность мэра. Но не стоит забывать и его чисто человеческие качества и достоинства. Ваш “портрет” этого человека должен быть достаточно полным, а ваша речь в качестве доверенного лица убедительной. Для этого нужно приводить как можно больше фактов из его биографии, примеры делового подхода к решению сложных проблем, реальные случаи, в которых он проявил себя как порядочный человек, отстаивал свою гражданскую позицию и т.п.
Одним словом, ваша задача - убедить микрогруппу в том, что ваш претендент достойнее всех сможет выполнять обязанности мэра города. При этом, естественно, опираться следует на реальные факты и аргументы. Не стоит фантазировать. Найдите достоинства и привлекательные черты в человеке, которого вы представляет в своей микрогруппе.

После составления тезисов учащиеся объединяются в микрогруппы по 3-4 человека и по сигналу педагога во всех группах одновременно начинают по очереди выступать в качестве доверенного лица, рассказывая о самом достойном человеке и убеждая в этом остальных членов микрогруппы подчеркнем еще раз, что все микрогругшы работают одновременно.

Время у каждого участника ограничено - одна минута. За этим внимательно следит педагог, но в работу микрогрупп не вмешивается. Ребята должны самостоятельно передавать друг другу слово для выступления.

Во время выступления члена микрогруппы остальные ребята не должны ему мешать, например, задавая много вопросов, так как в этом случае у выступающего просто не хватит времени для представления своего претендента. Для вопросов и уточнений отводится специальное время.

После выступлений всех членов микрогруппы дается еще четыре минуты на уточнение и вопросы друг к другу, а также на принятие решения в каждой микрогруппе о том, чей претендент действительно достоин баллотироваться в депутаты. При этом ребята должны обратить внимание на аргументированность выступлений, убедительность речи ораторов, на то, какими были ответы на возникшие вопросы и т.п.

В каждой микрогруппе должен быть выбран один из кандидатом в депутаты. Доверенное лицо, которое смогло убедить в этом микрогруппу, объявляется победителем.

"Референдум" ("Народное мнение")

Для этого тренинга нужно заранее подготовить бюллетени для голосования, включив в них ряд вопросов, например, из реальной политической жизни страны, или вопросы, касающиеся экономических реформ, которые предстоят в родном городе.
Тему и вопросы референдума нужно объявить за неделю-две до занятия, для того, чтобы ребята смогли подумать, посоветоваться с родителями, друзьями и принять самостоятельное решение.
Во время “референдума” проводится голосование: каждый желающий получает один бюллетень с вопросами, отвечает “да” или “нет” и опускает заполненный бюллетень в урну. В качестве урны можно использовать любую коробку или ящик.

Подсчёт голосов можно осуществить сразу же, подключив к этому самих ребят (счётная комиссия из 3-4-х человек). Но можно подсчет перенести и объявить результаты референдума на следующем занятии.
Например, рассматривая тему «Уголовная ответственность», проводим референдум о целесообразности смертной казни

"Я и закон" ("Размышляя о себе самом")

“Подумайте о своих взаимоотношениях с Законом. Всегда ли вы действуете в соответствии с его требованиями? Не случалось ли вам нарушать, например, правила дорожного движения?
А где вы узнали о том или ином Законе? Кто вам рассказал о том, что является нарушением Закона и какую ответственность несет нарушитель?
Если вы всё-таки нарушали какие-нибудь правила или положения Закона, то почему это происходило? Вы не знали, что этого делать нельзя? Вы сделали это случайно, хотя знали, что это запрещено? Или вы сознательно делали это, да еще не один раз, надеясь, что никто ничего не заметит и вам все сойдет с рук?
Какое самое серьезное нарушение Закона вы допустили? Попробуйте вспомнить те чувства, которые охватили вас, когда вы поняли, что нарушили Закон?
Если вы не вспомнили ни одного случая нарушения Закона, то, как вы можете это объяснить? Тем, что вы всегда выполняете все требования и правила? Или вы очень боитесь наказания?

Все ваши размышления можно записать и оставить у себя для дальнейших размышлений над этими серьезными вопросами”.

"Правовое государство".
"Карусель" (работа в два круга)

Учащиеся встают в два круга. Педагог объясняет основные игровые роли, которые будут по очереди играть ребята.
Первая групповая роль (ее также одновременно играют ребята, стоящие во внутреннем круге) – активные сторонники правового государства.
Их задача - убедить своего партнера в том, что только в правовом государстве человек может быть по-настоящему свободен, он может нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, зная, что его права и свободы защищены силой государственной власти и законом. Но чтобы убедить в этом своего партнера, нужны не только слова, но серьезные доводы и аргументы, в том числе из современной жизни.
Вторая групповая роль (ее одновременно играют ребята, стоящие во внешнем круге) – сторонники диктатуры, единоличной власти.
Их задача, отвечая на все доводы и аргументы сторонников правового государства, – отстоять свою точку зрения, доказывая, что только в государстве, где есть “сильная рука”, люди хорошо работают, а не требуют себе больше прав.
Время на один диалог со своим партнерам - три минуты. Затем по сигналу педагога все ребята, стоящие во внешнем круге делают один-два шага вправо и оказываются перед новым партнером. Снова отводится три минуты, для очередного диалога.
Учащимся следует напомнить, что во время диалога нужно уважать мнение партнера, внимательно выслушивать его аргументы, но в то же время и самому нужно высказаться. Для этого, тактично остановив партнера, ученик приводит свои доводы и аргументы.

Тренинг по теме «Древняя Русь»

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий.

­­­­­­­­___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический

3. Работа со схемой

1. Заполните родословную таблицу. Подчеркните тех князей, которые занимали киевский великокняжеский престол.

2. Заполните схему управления Древнерусским государством.

4. Работа с картой

Найдите на карте:

    Волжскую Болгарию;

    город Доростол;

    город Итиль (столицу Хазарского каганата);

    город Киев;

    город Константинополь;

    город Корсунь;

    город Новгород;

    границы ДРГ при Владимире I

    границы ДРГ при князе Игоре и княгине Ольге;

    границы ДРГ при князе Олеге;

    границы ДРГ при Ярославе Мудром;

    Дунайскую Болгарию;

    наиболее вероятную прародину славян;

    район расселения варягов;

    район расселения вятичей;

    район расселения древлян;

    район расселения печенегов в X – начале XI вв.;

    район расселения половцев во второй половине XI – начале XII в.;

    район расселения полян;

    район расселения словен ильменских.

5. Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

    Барщина __________________________________________________.

    Вервь _____________________________________________________.

    Волхв _____________________________________________________.

    Вотчина ___________________________________________________.

    Закуп _____________________________________________________.

    Зернь _____________________________________________________.

    Идол ______________________________________________________.

    Капище ___________________________________________________.

    Митрополит _______________________________________________.

    Мозаика ___________________________________________________.

    Оброк _____________________________________________________.

    Рядович ___________________________________________________.

    Скань _____________________________________________________.

    Фреска ____________________________________________________.

    Холоп _____________________________________________________.

6. Работа с источниками

Определите, о каких событиях идет речь в отрывках из «Повести временных лет». Заполните таблицу.

1. «И повелел своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов: "Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь". И остановил (он) воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено… И приказал дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей».

2. «...Отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их…».

3. «И послали со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, А нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?”»

4. «И поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот».

5. «...Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его... к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей».

6. «Учила его мать принять крещение, но он не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же"».

7. «И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся их возвратились домой. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. "Будто молнию небесную, – говорили они, – имели у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их”».

8. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам...».

9. «Когда он вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей...».

10. «А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая... И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня».

№ отрывка

ОТВЕТЫ

Тренинг

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу (1 - необходимо указать век или десятилетие, 2 - точную дату). Определите последовательность событий.

­­­­­­­­10→6→9→1→11→3→4→12→8→5→2→7

2. Работа с персоналиями

Исторический

3. Работа со схемой

1 . 1 - Олег ; 2 - Рюрик; 3 - Игорь ; 4 - Ольга ; 5 - Святослав ; 6 - Ярополк ; 7 - Олег; 8 - Владимир I ; 9 - Святополк Окаянный ; 10 - Ярослав Мудрый ; 11 - святые Борис и Глеб; 12 - Изяслав ; 13 - Святослав ; 14 - Всеволод ; 15 - Святополк ; 16 - Владимир II Мономах .

2 . 1 - великий киевский князь; 2 - старшая дружина; 3 - младшая дружина; 4 - местные князья (самостоятельные династии); 5 - князья-наместники из рода Рюриковичей (потомки Владимира I).

4. Работа с понятиями

    Барщина – феодальная повинность, заключавшаяся в обязанности зависимого крестьянина работать в хозяйстве и на поле феодала.

    Вервь – крестьянская община у древних славян.

    Волхв – языческий жрец у древних славян.

    Вотчина – крупное земельное владение с зависимыми крестьянами, передававшееся по наследству.

    Закуп – зависимый крестьянин, работавший за долг («купу»).

    Зернь – узор из мелких золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.

    Идол – скульптурное изображение языческого божества.

    Капище – святилище у древних славян, в котором богам приносились жертвы.

    Митрополит – глава Русской православной церкви после крещения, назначавшийся патриархом.

    Мозаика – картина из цветных стеклышек.

    Оброк – феодальная повинность зависимых крестьян, заключавшаяся в обязанности отдавать феодалу часть произведенных на своем наделе продуктов или заработанных денег.

    Рядович – зависимый крестьянин, работавший по договору («ряд»).

    Скань – узор из золотой или серебряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу.

    Фреска – живопись по сырой штукатурке.

    Холоп – раб.

5. Работа с источниками

№ отрывка

6. Работа с суждением историка

«Эпизод» – захват князем Олегом Киева в 882 г. Взгляды историка можно охарактеризовать как крайний антинорманнизм. Его оппонентами были сторонники норманнской теории, подчеркивавшие значение варягов в становлении Древнерусского государства и называвшие князя Олега его основателем.

Часть 3

Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.

С1. Призвание князя Владимира Мономаха на Великое Киевское княжение (1) в 1113 г. (1) (Всего – 2. )

С2. Причина беспорядков – недовольство малообеспеченных горожан задолженностью ростовщикам (1), которые, пользуясь покровительством умершего князя, брали большие проценты. Летописец употребляет слово «киевляне» в двух значениях: 1) мятежники, разграбившие двор тысяцкого и дома ростовщиков (1); 2) знатные горожане, призвавшие князя Владимира для успокоения города (1). (Всего – 3. )

С3. Владимир Мономах не имел прав на киевский престол в соответствии с порядком наследования, установленным его дедом Ярославом Мудрым, и не хотел нарушать его (1). Однако опасность разрастания беспорядков вынудила его согласиться (1). (Всего – 2. )

С4. Во внутренней политике князь Олег подчинил большинство восточно-славянских племен (1) и создал державу с центром в Киеве (1). Однако законов, регулировавших это подчинение, не было, что создавало почву для конфликтов в недалеком будущем (1). Во внешней политике главным достижением князя Олега стал успешный поход на Византию, который дал Древнерусскому государству выгодный торговый договор (1). (Всего – 4. )

С5. (Всего – 6. )

Сходство

С6. Принятию христианства из Византии способствовали давние торговые (1) и культурные (1) связи этой страны с Русью. В Византии приняла крещение бабка Владимира княгиня Ольга (1). Византийская империя была в то время самым могущественным и богатым государством среди соседей Руси, принять от нее религию было престижно (1). Вместе с тем князь Владимир не хотел просить дать веру, а решил добиться равенства с Византией, породнившись с императорской династией. Этого можно было добиться только силой (1). (Всего – 5. )

С7. (Примечание. При выполнении заданий на рассмотрение исторических версий и оценок желательно, чтобы экзаменуемый назвал крайние, полярно противоположные точки зрения, а его собственная точка зрения носила бы «промежуточный», по возможности нейтральный характер, но при этом была достаточно аргументирована.)

Две противоположные точки зрения – крайний норманнизм (Древнерусское государство создано варягами) (1) и крайний антинорманнизм (участие варягов в становлении древнерусской государственности было незначительным) (1). Норманнисты опираются на летописный рассказ о призвании Рюрика, а также на свидетельства иностранных авторов, разделявших славян и «русь» (2). Антинорманнисты ставят многие летописные свидетельства под сомнение, указывая на предвзятость авторов (1). Но главное в том, что, согласно современной точке зрения, государство не может быть создано посторонней силой, его возникновение – результат развития объективных социально-экономических процессов (1).

На мой взгляд, именно такие процессы развертывались на территории проживания восточно-славянских племен (расслоение на богатых и бедных вело к возникновению новых общественных противоречий, которые было невозможно решить в рамках родоплеменного строя; сказывались потребности обороны от набегов варягов и хазар; высокой была заинтересованность славянской знати в налаживании взаимовыгодной торговли с Византией, а такую торговлю не могли обеспечить разрозненные племена) (3). Следовательно, восточные славяне шли к созданию государства, и если Рюрика пригласили править, то было, куда приглашать. Варяги, таким образом, сыграли важную, но вспомогательную роль в создании Древнерусского государства (1). (Всего – 10. )

gastroguru © 2017