Трасса колыма. Когда земля становится твёрдой

Рассказывает Сергей Доля: «Как это часто бывает в России, самое ужасное временами соседствует с самым прекрасным и удивительным. Это если в двух словах дать определение федеральной трассе «Колыма»».

(Всего 39 фото)

1. Что вообще такое федеральная трасса? Это важнейшая транспортная артерия, которая соединяет ключевые города областей или регионов. Другими словами, это важная дорога. Очень важная. Так, например, «Колыма» соединяет Якутск и Магадан. И несмотря на то что мы говорим о двух крупнейших городах Дальнего Востока, асфальт на федеральной трассе отсутствует практически полностью. При этом со всей ответственностью заявляю, что это самая красивая дорога, по которой я ездил в России. Виды, открывающиеся по обе стороны от грейдера, заставляют постоянно останавливать машину, выходить наружу и залипать на бескрайние таежные просторы. Об этом сегодняшний пост…

2. Я уже ездил по этой трассе зимой с Темой во время ЧукотЭтноЭкспа. Мне тогда все местные говорили, что лучше ехать летом. Наконец удалось сравнить.

3. Итак, первые 100 километров из Магадана на трассе есть асфальт. Причем если ближе к городу он более-менее нормальный, то потом начинается такой, что лучше бы его и не было вообще. Вся дорога в волнах, колеях и ямах.

5. Небольшой бродик. Не волнуйтесь, он не на трассе. Это мы сами решили пошалить и проехали в объезд главной дороги.

6. После 100 км идет грейдер. Ограничение скорости 80 км/ч для легковых и 60 км/ч для грузовиков. До Якутска 1860 километров. И тут начинается главная беда всей трассы: бесконечная, утомляющая дорожная пыль.

7. Приходится держать большую дистанцию между машинами, чтобы хоть как-то ехать.

8. Зато можно на глаз определить расстояние до ближайших автомобилей.

9. Машины моментально пылятся и теряют презентабельный вид. Впрочем, красоваться ближайшие 1800 километров особенно не перед кем. Зато можно поупражняться в остроумии.

10. Очень сложно расходиться с грузовиками. Они очень тяжелые, неповоротливые, а из-за пыли совершенно не видно, кто едет за ними. Представьте, каково обгонять в этом случае? Возможно, именно в этот момент кто-то разъезжается с ним по встречке. Это один из минусов путешествия по трассе в летний период.

11. Местные ездят на японских внедорожниках на больших колесах.

12. Самое частое явление - пробитое колесо.

13. В какой-то момент пошел дождь, и пылить перестало. Появилась возможность ехать спокойно и любоваться красотами.

16. Колыма - золотоносный регион. Многие речки раскурочены в поисках драгоценного метала. О том, как добывают золото, я расскажу в одном из следующих постов.

20. По дороге много заброшенных или полузаброшенных поселений.

22. Сейчас все дома пустуют и поблизости нет ни одной живой души.

23. По дороге встречаем много смешных названий. Перевал «Дедушкина лысина».

24. «Гаврюшка». Эти смешные названия дали геологи, которые приходили сюда искать золото. Ну а что - протестующих местных, как вы понимаете, не было.

25. …над своим поведением!

26. Эбби-Роуд по-магадански. Внезапно встретился небольшой асфальтированный участок с разметкой. Небольшой - это метров двести.

27. Название федеральный трассы происходит от реки Колыма. Чуть позже мы заедем в Синегорье и посетим Колымскую ГЭС.

28. Большую часть дороги трасса проходит через горы. Очень много перевалов, и все они безумной красоты.

30. Посмотрите, какие краски. Я собрал тут несколько пейзажей, но по пути их было так много, что я, наверно, сделаю отдельный пост.

November 24th, 2015 , 11:31 am


Желающие покорить просторы необъятной матушки-России сталкиваются с тем, что очень мало информации о состоянии трассы Колыма, а точнее самого далекого ее участка, от п. Хандыги до п. Усть -Нера. Дело в том, что это единственная обслуживаемая дорога, имеющая возможность пустить любой автомобиль в недра Магаданской области через Якутию. О ней и пойдет речь. .



Пройдя первые 350 км от Нижнего Бестяха вы окажитесь на паромной переправе, через р. Алдан. В этом месте лет через двадцать, когда наша страна пройдет все кризисы, обязательно построят хороший мост. Паромы ходят по мере заполнения, в светлое время суток. Особенно жадные до прибыли паромщики могут согласиться пойти и в сумерки и это опасно.


Переправившись на другой берег через пятьдесят км проедем п. Хандыга. Тут и заканчивается основной трафик автомобилей. Дальше ходят крайне редко и неохотно.
Равнинные пейзажи заканчиваются, и мы попадаем в горную страну Верхоянского хребта


Долгое время, еще до прихода Советской власти купцы из Якутска добрались до охотских поселков только зимой на лошадях или ездовых оленях. Путь занимал месяцы.
Проводники были из местных, на вес золота. Кстати колымское золото притягивало многих искателей, но добраться до Колымы было не просто..


Автомобильную трассу начали строить в лихие 40е, а закончили в середине мохнатых 50х трудом тысяч заключенных системы ГУЛаг. Мало кто знает, но соединение Колымы и Якутии проводилось тремя отдельными дорогами.
Две из них были достроены, а третья... Из-за ошибки проектировщиков строители преодолев сложнейшие перевалы, уперлись в непроходимые болота т.н. Гусиные озера и проект был остановлен. Всех ЗК вывезли на другие участки, а инженеров расстреляли. Это была бы самая короткая дорога. Но на данный момент, как не странно, работает самая северная и длинная дорога. Она охватывает больше территорий богатых полезными ископаемыми.


Красная- Федеральная трасса М56 (про которую смотрите фото)
Фиолет - старая не обслуживаемая. Проходима для подготовленных джипов.
Зеленая - ошибочно спроектированная.

Весь механизм строительства трассы отражен в этих незатейливых рисунках, одного бывшего заключенного..


Бригады заключенных с охраной располагали на отрезках по 10 км. выполнив свой участок дороги перебрасывались на следующий кусок и т.д. Из воспоминаний выжавших ЗК отход составлял 50%. Раб-силу восполняли новыми этапами. Умерших хоронили у дороги, зимой часто просто в снегу. Водители, не раз видели, как из таявшего снега торчали ноги, руки несчастных.


Так строили летом...
Техника в начале 40х в первую очередь поставлялась на фронт, хотя снабжение треста "Дальстрой" и приравнивалось к военному многого не хватало.


А так зимой.


Первый дорожный поселок.


Местами дорога мало отличается от своего первозданного вида. Узкой лентой вьется между гор, шириной в полторы колеи.


Трасса включена в федеральную программу по реконструкции, работы ведутся частями и самые опасные участок делают в первую очередь.


Желтый и черный прижимы.


Подъезжаем к желтому прижиму...


Любуемся складчатыми структурами гор...




Прижимы заделаны стальной сеткой но, почему то не на всех участках.



На крутых спусках есть тормозные насыпи. Заехать на такую замечательную "смотровую площадку", не получится. Покрытие из сыпучего гравия, который, должен помочь остановить любой грузовик без тормозов.


Строителями была проделана глобальная работа по расширению прижима. До реконструкции тут был автопролаз в одну колею, с регулярными камнепадами.



А это самое красивое место. Мост построенный год назад.


Старый мост


Строительство 2013г.


Обрыв отсыпали 100000000тон гранита, сделали ступени безопасности. Работа была проделана колоссальная, а на асфальт денег не хватило?






Со стороны Магадана встретился Хамер с номерами евросоюза.


Сколько хорошей дороги не виться, она кончается.


Встречаются мосты 40х годов.


В этом месте часто размывает дорогу после дождей. Можно долго стоять, в ожидании дорожников.


Во время затяжных дождей мелкий ручеек, превращается в горную реку.


Это самый северный участок трассы, а до полярного круга рукой подать, километров 200-300. А если тут свернуть на юг, то через 100км. окажемся в Оймяконе, Полюсе холода.
Да же неверится, что зимой тут бывает ледяной ад в -70С.


Проехали 370км без цивилизации и приехали в Кюбюме. Население — 0,3 тыс. чел. (1989), 30чел. (2000), 0 чел.(2010 ). В селе были автодорожное управление, АЗС, клуб, неполная средняя общеобразовательная школа, учреждения здравоохранения и торговли. Это из википедии... Но не правда. Тут теплится жизнь.


Знаменитая заправка в самой глуши. Это определенно, важный чек-поинт для многих путешественников. Да, тут есть бензин... и иногда электричество, так что канистру захватить с собой рекомендую.


Доброе кафе "Куба", его владельца Серегу не застали, он уехал в Якутск закупаться продуктами, даже засветился на весь мир в одном из фильмов "Добраться вопреки".


На печи готовят, буржуйкой топят зимой. Работает круглый год. Вам не передать какая радость оказаться в этой скромной харчевне, после многочасового перегона по узкой дороге.


Все коротко и ясно.


Меню... Цены вполне приемлимые.


Приготовлено с любовью. Очень вкусно.


Тем временем нас настиг якутский микроавтобус с туристами из Германии. А теперь внимание! Саша-водитель из Якутска, их забрал в Иркутске, и теперь везет в Магадан. Я познакомился с ним на заправке в Хандыге. Едут в Магадан! вдвоем, ночуют в гостиницах, вот умеют же отдыхать европейцы)).


Остается немного до п. Усть-Нера, там ночевка.
По дороге встречаются вот такие бункеры для грунта. Сверху грунт толкал бульдозер, насыпал в тачки или полуторки и отсыпали дорогу. Полусгнившие бункеры встречаются по всей трассе.


Внезапно....


День кончился. До цели не больше сотни верст. Дорога как стрела. Скоро появится Ольчанский перевал 1400м. высотой, спуск и Усть-Нера, но это будет уже очень темная ночь и ничего снимать не получится.


На следующий день, направляемся к Магадану. Переехав мост р. Нера встречаем блок пост... На данный момент это вахта артели "Энергия" но по некоторым сведениям, во времена ГУЛАГа, на этом месте находилась высокая вышка с настоящим пулеметом и охраной, проводился тщательный досмотр всех проезжавших, через единственный мост соединявший Колыму и Якутию, на предмет беглецов и бандитов, а ведь попадались.




Нера


Немного пейзажей и еще один опасный прижим


Вот тут, за поворотом водитель грузовика останавливается, выходит, идет и смотрит, пуста ли дорога, что бы разъехаться со встречкой..


"окультуриваться надо!"


Проехав на автомобиле по этой дороге, Вы получите заряд бодрости на долгие годы, сумашедшие пейзажи запомняться на всю жизнь, а проведеное время за рулем вам подарит бесценный опыт, закалил волю и характер.

Добро пожаловать на Колыму, своим ходом!

Как это часто бывает в России, самое ужасное временами соседствует с самым прекрасным и удивительным. Это если в двух словах дать определение федеральной трассе Колыма.

Что вообще такое федеральная трасса? Это важнейшая транспортная артерия, которая соединяет ключевые города областей или регионов. Другими словами, это важная дорога. Очень важная. Так, например, Колыма соединяет Якутск и Магадан. И несмотря на то что мы говорим о двух крупнейших городах Дальнего Востока, асфальт на федеральной трассе отсутствует практически полностью. При этом, со всей ответственностью заявляю, что это самая красивая дорога, по которой я когда бы то ездил в России. Виды, открывающиеся по обе стороны от грейдера, заставляют постоянно останавливать машину, выходить наружу и залипать на бескрайние таежные просторы. Об этом сегодняшний пост...

Я уже ездил по этой трассе зимой с Темой во время ЧукотЭтноЭкспа. Мне тогда все местные говорили, что лучше ехать летом. Наконец, удалось сравнить.

Итак, первые 100 километров из Магадана на трассе есть асфальт. Причем если ближе к городу он более-менее нормальный, то потом начинается такой, что лучше бы его и не было вообще. Вся дорога в волнах, колеях и ямах:

3.

4.

Небольшой бродик. Не волнуйтесь, он не на трассе. Это мы сами решили пошалить и проехали в объезд главной дороги:

5.

После 100 км идет грейдер. Ограничение скорость 80 км/ч для легковых и 60 км/ч для грузовиков. До Якутска 1860 километров. И тут начинается главная беда всей трассы: бесконечная, утомляющая дорожная пыль:

6.

Приходится держать большую дистанцию между машинами, чтобы хоть как-то ехать:

7.

Зато можно на глаз определить расстояние до ближайших автомобилей:

8.

Машины моментально пылятся и теряют презентабельный вид. Впрочем, красоваться ближайшие 1800 километров особенно не перед кем. Зато можно поупражняться в остроумии:

9.

Очень сложно расходиться с грузовиками. Они очень тяжелые, неповоротливые, а из-за пыли совершенно не видно кто едет за ними. Представьте каково обгонять в этом случае? Возможно, именно в этот момент кто-то разъезжается с ним по встречке. Это один из минусов путешествия по трассе в летний период:

10.

Местные ездят на японских внедорожниках на больших колесах:

11.

Самое частое явление - пробитое колесо:

12.

В какой-то момент пошел дождь и пылить перестало. Появилась возможность ехать спокойно и любоваться красотами:

13.

14.

15.

Колыма - золотоносный регион. Многие речки раскурочены в поисках драгоценного метала. О том как добывают золото я расскажу в одном из следующих постов:

16.

17.

18.

19.

По дороге много заброшенных или полузаброшенных поселений:

20.

Видимо, раньше здесь жили те кто добывал золото:

21.

Сейчас все дома пустуют и поблизости нет ни одной живой души:

22.

По дороге встречаем много смешных названий. Перевал "Дедушкина лысина":

23.

"Гаврюшка". Эти смешные названия дали геологи, которые приходили сюда искать золото. Ну а что - протестующих местных, как вы понимаете, не было:

24.

Над своим поведением!

25.

Эбби Роуд по-магадански. Внезапно встретился небольшой асфальтированный участок с разметкой. Небольшой - это метров двести:

26.

Название федеральный трассы происходит от реки Колыма. Чуть позже мы заедем в Синегорье и посетим Колымскую ГЭС:

27.

Большую часть дороги трасса проходит через горы. Очень много перевалов, и все они безумной красоты:

28.

29.

Посмотрите какие краски. Я собрал тут несколько пейзажей, но по пути их было так много, что я, наверно, сделаю отдельный пост:

30.

31.

32.

По поводу заправок можно сказать только одно: их мало. Благо у нас был запас топлива в канистрах:

33.

Ну, прямо скажем - не BP. И магазинов с вкусняшками тут не предусмотрено:

34.

35.

Топливо хранят в огромных баках под открытым небом:

36.

Еще хуже чем с заправками дело обстоит с гостиницами. Есть одна в Сусумане, но до неё мы не успели доехать в первый день. Из-за пыли тут 300-400 километров в день - хороший результат, на большее рассчитывать не приходится. Пришлось ночевать палаточных лагерях:

37.

Завтрак магаданского туриста: икра, кальмары, крабы:

38.

Наша команда. Забыл сказать, что это очередная экспедиция Ленд Ровер, которая проходит в 15 или 16 раз (признаюсь, уже сбился со счета). Традиционно экспедиция Ленд Ровер - это превосходная компания, отличные автомобили и захватывающие приключения! Впереди много постов про Колыму!

Думаю, не ошибусь, если стану утверждать, что подавляющее большинство жителей центральной России и особенно жители основных мегаполисов имеют крайне слабое представление о жизни удалённых регионов страны. Мне там бывать приходится часто, поэтому кое-что об этой жизни знаю. Отдельная тема этой жизни транспортная доступность или точнее будет сказать недоступность. Особенно это касается Северо-Востока страны. Сейчас говорю только о наземных автомобильных дорогах, которых практически нет, хотя и другие виды транспорта здесь не развиты должным образом и стоимость местных перевозок крайне высока. Самая важная дорога здесь трасса Якутск-Магадан. Связующей хордой протягивается она на две тысячи километров. От неё отходит не так много дорог, ведущих к удалённым посёлкам и большинство из них зимники, то есть дороги, которые существуют только зимой. Ещё эту дорогу называют Колымской трассой, а иногда и образно «дорогой на костях». Это потому что строили её заключённые Гулага и в образности этой есть немалая доля реальности. Времена сейчас, к счастью, другие, но и теперь дорога эта требует свои жертвы. Мне уже приходилось не раз ездить по Колымской трассе и с сюрпризами её я знаком. О том, как летом 2013-го трое суток добирались от Якутска до Томтора, я рассказывал. Но это лето, а зима здесь совсем другое дело. Мне давно хотелось проехаться зимой с дальнобойщиками по этим краям и даже не столько по самой этой трассе, сколько по зимникам. И вот теперь такая оказия случилась, хотя это уже и не совсем зима. Сейчас я нахожусь в посёлке Хонуу, уже третий раз за свою историю и приехал сюда именно по дороге. И теперь я намерен немного рассказать о том, какая получилась поездочка. Да чего уж там, сразу и скажу, что труднее дороги у меня ещё не было…..

Из Якутска мы выехали двумя "Уралами" с прицепами 26-го марта рано утром. В основном груз был, так называемый, холодный, то есть не требующий особых температурных условий, но также и был один обогреваемый кунг, где ехали продукты для момских коммерсантов, которые нельзя было заморозить. Кстати, предварительно у меня была ещё разминочная поездка на одном из этих грузовиков из Якутска в Томмот, где нужно было получить на грузовой станции вездеход, поставить его на грузовик и доставить в Якутск. Томмот от Якутска более чем в 400-х километрах и поездка заняла двое суток.

Для меня давно было понятно, что дальнобойщики это совершенно отдельная каста профессионалов, с какой-то своей особой жизнью. Но одно дело дальнобойщик где-то там, где много дорог и относительно неплохих, а другое дело дальнобойщик, который работает в таких регионах как Якутия, Магаданская область, Чукотка и прочее. Где хороших дорог нет в принципе, а климатические условия отличаются сверх суровостью, особенно зимой, когда полтинник считается вполне нормальной температурой, а бывает и похолоднее. К тому же, большинство дорог здесь зимники, которые существуют именно зимой и именно в это время года у местных дальнобойщиков самый «сенокос». На исходе этой зимы довелось проехаться и мне от Якутска до Хонуу с настоящими местными дальнобойщиками и увидеть их жизнь в реальности. Ехать тут по Колымской трассе тысячу километров от Якутска до Усть-Неры и здесь я особых трудностей не ожидал, но оказался совершенно не прав. А вот дальше ехать зимником чуть более трёх сотен километров, который идёт прямо по реке Индигирке и здесь я трудности ожидал и здесь оказался прав и даже сверх того…

В любой истории, конечно, есть свои герои, конкретные личности. Здесь трудную дорогу мне пришлось разделить с двумя водителями-дальнобойщиками из Якутска - Бакуновыми.


Бакунов Александр, основатель династии, отец большого семейства.


Бакунов Евгений, сын Александра, один из продолжателей династии.

Первый день ничем особым не отличался, ну разве что пришлось поменять пробитое колесо на одном из прицепов. Хотя было, было некоторое ощущение, что всё складывается как-то не так. Вот, кстати, на кадре с фотокамерой ещё один, кроме меня, сопровождающий груз пассажир. Это мой друг из Хонуу Михаил Черёмкин.

Наличие прицепов, конечно, мешало нам ехать быстро. За первый день прошли около полутысячи километров и остановились на ночёвку на одной из стоянок. Здесь развилка дорог, от Колымской или Магаданской трассы отходит боковая дорога на Батагай. Как потом оказалось, это был самый длинный суточный пробег. Ночевать приходилось прямо в кабинах. На этой трассе нет мотелей.

Ночевать на этой трассе можно только в собственном автомобиле, но кое-где изредка встречаются забегаловки, которые здесь называют чайные и где можно перекусить.


Но чайные здесь редки, да и кормят там не очень, а дальнобойщики народ, который ко всему может приспособиться.

На второй день нашей дороги погода преподнесла сюрприз, пришла ненормальная для этого времени года оттепель, ещё с ночи повалил снег, который прямо на глазах засыпал трассу. Наши водители одели цепи на колёса.


На стоянке, где мы заночевали, было много других грузовиков и никто как-то не торопился сегодня трогаться с места. Вот и нам бы лучше сегодня было просто оставаться на месте.


От ночной стоянки мы ушли совсем недалеко, всего лишь несколько километров. Уткнулись в Камаз, который растопырился на подъёме. Камаз с прицепом и с грузом селитры для какой-то магаданской артели. Не хватило мощи на подъёме, сдал назад и прицеп сложился и перекрыл дорогу. Всё, пока никак не проехать.




Водитель Камаза, молодой парень из южного городка Тихорецка, вот туже третий сезон таскает грузы по этой северной трассе.


Дальнобойщики своих в беде не бросают, да и всё равно пока не проехать, надо как-то убрать прицеп и помочь Камазу подняться на пригорок. А вот дальше ему лучше пока не ехать, пока трасса в таком состоянии.


Для нас фотографов тоже есть работа.


Дорожная служба на трассе есть, но возможности её против такой погоды далеко недостаточны.


Немногие в этот день рискнули ехать, но и этого хватило, чтобы собрать в этом месте пробку.


Убрать прицеп Камаза и открыть проезд всё же удалось, но даже совместными усилиями наших двух Уралов вытащить его на пригорок так и не удалось. Пришлось оставить парня до лучшей погоды.

Вот примерно в таком духе мы и ехали в тот день и дальше. В результате наш пробег составил всего лишь около двадцати километров за день. В результате просто нашли подходящее местечко на обочине среди сугробов и устроились на ночную стоянку.

Третьим днём выехали очень рано, ещё даже не рассвело. Снегопад в основном закончился ещё вечером, и к тому моменту дорогу всё же хоть как-то укатали. К тому же, как выяснилось позднее, много снега выпало не по всей трассе. После знаменитого "Чёрного прижима" снега на дороге и в окрестностях стало не так уж много. Мы уже планировали встать на обед на стоянке у метеостанции Восточная и я всматривался в пробегающие мимо километровые столбы, вот-вот ожидая таблички с номером 666. Дорога в этом месте узкая, едва двум машинам разъехаться. К тому же, профиль у неё горбиком, то есть явно выраженный скат к обочинам, которые переходят в канавы, сейчас под снегом слабо заметные. И вот тут-то и случилось самое неприятное. Встречная машина как-тот уж слишком свободно мчалась близко к середине дороги и Жене, в машине которого я и ехал, пришлось взять чуть праве, а ведь отец так и говорил, будь осторожнее с обочиной на этом участке. Машина тут же накренилась и скользнула вправо. Пару секунд машина всё больше клонилась к земле, потом сзади что-то треснуло и кабина заняла какое-то стабильное положение, хотя и далёкое от горизонтального. Моя нервная система откровенно не готова была пока воспринимать реальность. Но в зеркало всё же посмотрел... Так и есть, вездеход сорвался и лежит на боку, прислонившись к сугробу. Ну вот и всё, кажется приехали....

Да уж, откровенно говоря, зависнуть мы тут могли не просто надолго, а очень надолго. Здесь, посреди снегов и холодных гор, можно было вполне и неделю провисеть или даже больше. Населённых пунктов поблизости нет и без крана проблему не решить. Но, как оказалось, это была не крайняя степень невезения. Кран нашёлся буквально в паре километров на трассе. По великой случайности этот кран ехал как раз тоже в Хонуу для строительства школы. С ним ещё одна машина, которая серьёзно сломалась и они теперь ждали уже третий день, когда подвезут запчасть. Ну вот так уж получилось, ребятам не повезло, зато получается, что нам повезло, что им не повезло. Случаются такие превратности судьбы.

Пробку на дороге своими манипуляциями мы, конечно, собрали. Но все же понимают и поэтому терпеливо ждут.

Но дорога здесь действительно неуклюжая. Когда поставили вездеход на место и освободили дорогу, собравшиеся машины стали разъезжаться. И тут же вот этот симпатичный Вольво совершил аналогичную ошибку, взял чуть лишнего к обочине и уже готов был завалиться набок, если бы уже довольно пожилой водила правильно не среагировал.



Пришлось теперь его нашими двумя машинами выдирать с обочины, придерживая одной машиной прицеп, чтобы не завалился набок.

Потом нам ещё пришлось потратить уйму времени, чтобы выдернуть и свой прицеп, который завяз в снежной канаве на обочине. Понятное дело, недалеко мы ушли в этот нервный и невезучий день. На ночёвку встали где-то за Кюбюме.

Глядя вот на такие экспонаты вдоль суровой Колымской трассы, начинаешь понимать, что твоё невезение это совершенно какая-то мелочь. Бывает и гораздо хуже.

Четвёртый день трудной дороги наконец-то прошёл без происшествий. Мы всё же проехали эту тысячу километров трассы и добрались таки до Усть-Неры.

Это Ольчанский перевал. Осталось лишь спуститься вниз, а там уже Усть-Нера.

Усть-Нера. В столице Оймяконья мне уже не единожды приходилось бывать. Но до этого только в летний период.

Да, но на этом дорога не закончилась. Осталось ещё 320 километров зимника от Усть-Неры до Хонуу. Вроде бы немного, но это зимник, который идёт прямо по реке Индигирка. А Индигирка река непростая. Мне уже приходилось по ней ходить, но летом и на катамаране. Об этом путешествии можно прочитать в моей большой серии "101 день в Якутии" Теперь же предстояло проехать по этой реке на машине. Но...но...Дороги на этот момент не было. В нескольких местах вышла наледь, то есть на поверхность льда вышла вода и никто пока не может проехать. Ночевать мы остались в этот день на окраине Усть-Неры. И как мы ехали дальше, расскажу в следующий раз.

Здесь начинается зимник по Индигирке.

Эта многострадальная дорога имеет много названий. Современное официальное — федеральная автомобильная дорога Р504 «Колыма». До этого — трасса М-56. Но гораздо больше она известна как Колымская трасса, Колымский тракт и «дорога на костях».

Она действительно существует — гигантская транспортная артерия длиной 2032 км, проложенная по вечной мерзлоте между Якутском и Магаданом . 1197 км — якутские, 835 км — магаданские. При этом «Колыма» даже не является рекордсменом по протяженности среди федеральных автодорог — ее на несколько десятков километров опережают трассы «Амур» и «Урал». Префикс «Р» по современной классификации означает, что дорога Р504 соединяет «всего лишь» административные центры РФ. С 2003 года нулевой километр перенесли в Якутск, но исторически трасса начинается от Магадана, в нее переходит городской проспект имени Ленина, бывшее Колымское шоссе. Именно здесь находится заасфальтированный участок дороги, первые 200 км. Покрытие на остальных сотнях и сотнях километров в основном грунтово-щебеночное. На асфальте трясет, пожалуй, даже больше, зато над многими участками грунтовки клубится черная пыль, даже зимой. На своем пути трасса пересекает множество рек, речек и ручьев, и основной проблемой остается строительство мостов (в летний период действуют паромные переправы, зимой — ледовые). Отсутствие ключевого моста через реку Алдан у поселка Хандыга уже давно притча во языцех. Его строительство планируется начать только в 2014 году.

Но те ужасы, которые еще недавно рассказывали о Колымской трассе, сегодня почти устарели. С 2008 года автодорога считается круглогодичной (когда был открыт «новый» участок дороги между Кюбюме и Кадыкчаном через Усть-Неру). Правда, межсезонье все еще трудно назвать приятным временем для поездки, но зимой и летом средняя скорость движения приближается к 80 км/ч. Конечно, «Колыма» — это не магистраль европейского уровня, как Чита — Хабаровск после визита Путина, но уже и не тот аттракцион для экстремалов, ради которого народ ехал на Колыму даже из Москвы .

Жизненно важную для всего региона дорогу медленно, но улучшают. Был отремонтирован ранее непроходимый участок Кюбюме — Селерикан, введены в эксплуатацию мосты через реки Большой Селерикан, Эльга, Брюнгадэ, ручей Диринг-Юрях и другие. Ведутся активные работы на самом сложном участке дороги — от Усть-Неры до Хандыги. Еще недавно редкие автомобили шли в середине трассы с черепашьей скоростью, а теперь даже легендарные прижимы, где с трудом могли разъехаться два автомобиля, расширены. Виды с дороги открываются просто роскошные, но отвлекаться и расслабляться нельзя, особенно зимой — на обледеневших участках трассы нередко можно увидеть разбитые фуры.

Колымская трасса, конечно, не , но по меркам столь отдаленного и сурового региона, как северо-восток России, она довольно популярна у путешественников. Летом при благоприятных погодных условиях всю «Колыму» можно проехать даже на легковушке, хоть и с приключениями. Другие варианты — автостопом, который здесь не очень сложен (останавливаются почти все), либо на общественном транспорте. От Магадана до Сусумана ходит рейсовый автобус (около 2000 руб.), на остальных участках путешественников собирают по местным гостиницам «такси», правда, за их услуги придется хорошенько раскошелиться. Так, зимой проезд от Якутска до Оймякона (старый участок дороги) или от Усть-Неры до Сусумана обойдется в 5000 рублей. Некоторый торг уместен, но перегибать палку не стоит.

Помимо трудностей, на Колымской трассе путешественника ждут многочисленные природные достопримечательности, вереницы БЕЛАЗов, следы золотодобычи, а также, особенно от реки Колыма до Усть-Неры, много заброшенных и полуживых поселков. Колоритных селений якутов и эвенов вдоль самой трассы немного, но при желании до них можно добраться, при наличии подходящего транспорта.

На 140-м километре после Хандыги есть особое место, которое упоминают все путеводители по трассе. Это так называемый «Волшебный лес». Деревья в нем увешаны разноцветными лоскутами и амулетами. Якуты считают этот лес священным и называют «Шаман-деревом». Тот, кто проезжает мимо, должен остановиться и что-нибудь пожертвовать местным божествам — хотя бы просто монетку. В этом лесу есть еще одна достопримечательность: ручей, который не замерзает даже в самый сильный мороз. Вода в нем очень вкусная и, говорят, может оставаться свежей не один месяц. Хотя других незамерзающих ручьев в этих краях довольно много.

Старая дорога на Полюс холода

О старом участке трассы «Колыма», отрезке между Кюбюме и Кадыкчаном, стоит рассказать отдельно. В поселках Кюбюме (со стороны Якутска) и Кадыкчан (со стороны Магадана) трасса «Колыма» раздваивается на новую (Северную) и старую (Южную) дороги. На карте хорошо видно, что новая дорога делает большую петлю через Усть-Неру на севере, а старая, построенная в 1940–50-е годы, кажется удобной прямой между двумя поселками. Старая дорога короче новой на 200 км, к тому же проходит через Оймяконскую впадину, где находится знаменитый «Полюс холода», самое холодное обитаемое место на планете. Оно известно как Оймякон, на самом деле это три поселка — Оймякон , Томтор и Учюгей . На обелисках в Томторе и Оймяконе указаны зафиксированные здесь минимальные значения температур: –71,2 °С. Оймякон становится все более популярным у туристов — в марте здесь проходит фестиваль «Полюс холода».

Однако короткая прямая дорога между Кюбюме и Кадыкчаном выглядит соблазнительно только на карте. С якутской стороны по ней еще можно проехать, хотя старый мост через одноименную реку разрушен, а новый обещают поставить только в 2014 году. Зато 100-километровый участок от Томтора до Магаданской области можно считать одним из самых экстремальных: дорожные службы за ним не следят уже лет пятнадцать. Заброшенный участок, размытый грунт, реки без мостов — летом здесь может застрять даже вездеход. Но чем экстремальнее, тем интереснее: любители подобных приключений очень ценят этот маршрут.

Важно

Реки Лена и Алдан летом можно преодолеть только с помощью паромной переправы, зимой — по льду. Весной и осенью переправы нет. Строительство моста через Алдан планируют начать в 2014 году. Строительство совмещенного (железнодорожно-автомобильного) моста через Лену в районе Якутска тоже запланировано — он соединит действующие и строящиеся широтные автомагистрали «Колыма», «Вилюй» и «Амга» со строящейся меридиональной железной дорогой Беркакит — Томмот — Якутск.

Пунктов медицинской помощи и постов ГИБДД на трассе «Колыма» нет. Шиномонтажные станции встречаются только на начальном отрезке Колымской трассы, от Якутска до Хандыги .

Сотовая связь сейчас есть во всех крупных поселках. Зачастую это лучший способ позвонить, поскольку проводная междугородняя связь часто не работает или работает нестабильно.

Заправки расположены в следующих поселках: Палатка, Атка, Стрелка, Ягодное, Берелех, Артык, Усть-Нера, Чурапча, Ытык-Кюель, Хандыга, Теплый Ключ, Кюбюме. В поселке Усть-Нера самая высокая стоимость топлива, поскольку его везут из Магадана.

Большой популярностью пользуются путешествия автостопом по Колымской трассе. Останавливаются почти все водители. Нужно найти ровное открытое место, где голосующего человека хорошо видно издали. В темное время придется еще и развести костер. Зимой (а зимний автостоп даже популярнее летнего) ни в коем случае не рекомендуется путешествовать в одиночку, без опыта таких путешествий и специального снаряжения. В Якутии морозы до –50 °С считаются климатической нормой, –60 °С тоже не редкость. Нужно обязательно держаться жилых селений, где никто не откажет в помощи, всегда пустят погреться, накормят и оставят ночевать. Старый участок дороги Кадыкчан — Оймякон — Кюбюме, экстремальный летом, зимой вообще непроходим.

Не стесняйтесь просить о помощи — местные помогут любому путнику, попавшему в беду. Если в пути у вас возникнут проблемы, многие проезжающие автомобили остановятся и окажут необходимую помощь, однако на некоторых участках с менее оживленным движением можно прождать час и больше.

Следует быть готовым к встрече с дикими животными — в основном медведями. Осенью в гостиницах можно нарваться на грабителей и мошенников, охотящимися за тугими кошельками артельщиков, возвращающихся с вахты.

Местные особенности

Автодорога с индексом М56 официально уже не существует — недавно ее участки разделили на Р504 «Колыма» и А360 «Лена». Последнюю часто называют Амуро-Якутской (автомобильной) магистралью. «Лена» идет от Якутска на юг, до Невера в Амурской области . При этом стыковка с трассой «Колыма» находится не в Якутске, а в Нижнем Бестяхе .

История

Дороги (тракты) существовали в этих краях еще в XVIII веке. Но строительство Колымского тракта началось только в 1932 году. Исходной точкой стал Магадан, тогда еще поселок на берегу Охотского моря. Необходимость строительства транспортной магистрали была очевидна: на Колыме и в Якутии началась промышленная разработка богатейших месторождений золота, серебра, олова и каменного угля, а вывозить ценный груз предполагалось через магаданскую бухту Нагаева — самый удобный порт на Охотском море.

Одна загвоздка: трасса должна была проходить по районам вечной мерзлоты, пересекать множество рек и ручьев, переваливать через горы и сопки. Это сейчас оймяконский Полюс холода — развлечение для хорошо экипированных туристов, а тогда это были глухие селения при той же температуре, до –70 °С. Но в сталинское время вопрос, «кто и как» будет строить в таких условиях, решался просто.

В 1931-м в Магадан прибыла первая партия будущей рабочей силы: заключенные, «враги народа». Конечно, привлекали и вольнонаемных — инженеров, строителей, — но поражают пропорции: в «Дальстрое» (организация, которая в 1931 году отвечала за строительство автомобильной трассы) числилось более 44 тысяч осужденных и 5700 вольнонаемных.

Дороги проектировались грунтовые, 3-го класса, шириной просеки 30 м, с искусственными сооружениями 2-го класса под нагрузку 8-тонного автомобиля. Уже летом 1932 года были введены в эксплуатацию первые 30 км Колымской трассы и 90 км зимника. Остальные 1042 км до Усть-Неры строились до 1953 года.

На региональном портале Колыма.Ru есть исчерпывающее описание процесса строительства: «В 30-х гг. ХХ в. на прокладке дорог на Колыме практически отсутствовала специальная дорожно-строительная техника. Поэтому разработка грунта производилась мускульной силой заключенных — кайлом, киркой, лопатой, а откатка осуществлялась тачками и грабарками на расстояние от десятков до сотен метров. Скальные породы разрабатывались взрывом. Лес завозился на лошадях. Для перевозки грунта в зимних условиях применялись ледяные дорожки, по которым катали тачки (на место колеса ставилась лыжа). Помимо этого, использовались эстакады, сани, журавли. Но труд заключенных был каторжным. Рабочий день начинался с восходом солнца и длился 12–14 часов летом, а зимой весь световой день. Вот что писала газета «Советская Колыма» от 6 января 1936 г. о трудовом героизме заключенных: „От Стрелки до Хатыннаха, от Спорного до стана Утиный силами ударных коллективов был дан проезд в 1935 г., только подлинный энтузиазм помог ударникам преодолеть ледяные косогоры, болота, мари, вечную мерзлоту, плывуны“».

Дорожные инженеры максимально следовали рельефу местности, поэтому до сих пор на трассе много криволинейных участков. В первые годы по Колымской трассе перевозили по преимуществу грузы, пассажиров почти не брали — по инструкции 1933 года для них выделяли лишь одну машину в колонне. Людям для проезда выдавали специальное утепление — тулупы и прочее. Это касалось вольных пассажиров, а не «рабсилы».

Стройка была всесезонной, а от колымского климата буквально «кони дохли»: по документам, за одну зиму 1931–32 года погибли более 2000 лошадей, подвозивших грузы на местные прииски. К 1941 году дорогу достроили до Сусумана . Во время войны строительство шло медленнее, но не прекратилось, к тому же, в 1943-м в бассейне Индигирки нашли богатые месторождения золота. Однако тяжелейшие геологические и климатические условия позволили закончить прокладку остальных 1042 километров пути до Усть-Неры лишь к 1953 году.

Для сравнения — сейчас, при наличии современных технологий, строительной техники и оборудования, строительство и ремонт ведутся черепашьими темпами. И это почти нормально, с учетом условий. Ненормальна как раз та скорость, с которой прокладывали трассу в сталинское время. Колымскую дорогу еще долго будут называть «дорогой смерти», «дорогой на костях». Забыть об этом не дают многочисленные памятники, к которым местное население относится с непоказным уважением, и подлинные остатки лагерного прошлого: полуразвалившиеся деревянные погрузчики и ветхие заборы вдоль дороги. В 2008 году, по завершении строительства нового участка дороги Кюбюме — Кадыкчан, на сопке при въезде в Усть-Неру открыли памятную стелу «Колыма из слез восстала».

О Колымской трассе писали многие. Ярче других — Варлам Шаламов, бывший колымский зэк: «Трасса — артерия и главный нерв Колымы. В обе стороны беспрерывно движутся грузы техники — без охраны, продукты с обязательным конвоем: беглецы нападают, грабят. Да и от шофера и агента снабжения конвой хоть и ненадежная, но все же защита — может предупредить воровство… Тут же везут заключенных чистенькими стройными партиями вверх, в тайгу, и грязной кучей отбросов — сверху, обратно из тайги. Тут и сыщики-оперативники, которые ловят беглецов. И сами беглецы — часто в военной форме. Здесь едет в ЗИСах начальство — хозяева жизни и смерти всех этих людей».

gastroguru © 2017