Сухая речка и грот Каймос (карта, фото). Севастопольские маршруты. Путеводитель

Сельское поселение Координаты Атака ВВС США на аэродром «Сухая Речка»

8-го октября 1950 года в 16:17 по местному времени (тогда шла Корейская война) военный аэродром, располагавшийся в 2 километрах к юго-востоку от села, подвергся штурмовому обстрелу двумя истребителями ВВС США Lockheed F-80 Shooting Star («Метеор»). В результате данного налёта были повреждены семь советских самолётов, один из них полностью сгорел (это был самолёт Bell P-63 Kingcobra , ранее поставленный США в СССР по ленд-лизу). В тот момент на этот аэродром, принадлежавший авиации Тихоокеанского флота , был временно перебазирован для учений 821-й истребительный авиаполк 190-й авиадивизии , самолёты которого и подверглись атаке. Из личного состава никто не пострадал. .

На следующий день после налёта представитель СССР выступил с официальным протестом в ООН . Через 11 дней президент США Гарри Трумэн выступил с обращением, в котором признал вину США, предложил «…предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности» и сообщил о том, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобожден от должности, а лётчики отданы под трибунал.

Позднее американские лётчики объясняли свои действия ошибкой в навигации (радионавигации тогда не было); красные звезды с белым ободком на фюзеляжах самолётов лётчики приняли за опознавательные знаки северокорейцев . В то же время, высказывались мнения о том, что это была провокация американской стороны .

Непосредственные участники атаки

Население

Достопримечательности

Напишите отзыв о статье "Сухая Речка (Приморский край)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Сухая Речка (Приморский край)

Но как только вышел дворецкий, Пьер взял шляпу, лежавшую на столе, и вышел в заднюю дверь из кабинета. В коридоре никого не было. Пьер прошел во всю длину коридора до лестницы и, морщась и растирая лоб обеими руками, спустился до первой площадки. Швейцар стоял у парадной двери. С площадки, на которую спустился Пьер, другая лестница вела к заднему ходу. Пьер пошел по ней и вышел во двор. Никто не видал его. Но на улице, как только он вышел в ворота, кучера, стоявшие с экипажами, и дворник увидали барина и сняли перед ним шапки. Почувствовав на себя устремленные взгляды, Пьер поступил как страус, который прячет голову в куст, с тем чтобы его не видали; он опустил голову и, прибавив шагу, пошел по улице.
Из всех дел, предстоявших Пьеру в это утро, дело разборки книг и бумаг Иосифа Алексеевича показалось ему самым нужным.
Он взял первого попавшегося ему извозчика и велел ему ехать на Патриаршие пруды, где был дом вдовы Баздеева.
Беспрестанно оглядываясь на со всех сторон двигавшиеся обозы выезжавших из Москвы и оправляясь своим тучным телом, чтобы не соскользнуть с дребезжащих старых дрожек, Пьер, испытывая радостное чувство, подобное тому, которое испытывает мальчик, убежавший из школы, разговорился с извозчиком.
Извозчик рассказал ему, что нынешний день разбирают в Кремле оружие, и что на завтрашний народ выгоняют весь за Трехгорную заставу, и что там будет большое сражение.
Приехав на Патриаршие пруды, Пьер отыскал дом Баздеева, в котором он давно не бывал. Он подошел к калитке. Герасим, тот самый желтый безбородый старичок, которого Пьер видел пять лет тому назад в Торжке с Иосифом Алексеевичем, вышел на его стук.
– Дома? – спросил Пьер.
– По обстоятельствам нынешним, Софья Даниловна с детьми уехали в торжковскую деревню, ваше сиятельство.
– Я все таки войду, мне надо книги разобрать, – сказал Пьер.
– Пожалуйте, милости просим, братец покойника, – царство небесное! – Макар Алексеевич остались, да, как изволите знать, они в слабости, – сказал старый слуга.
Макар Алексеевич был, как знал Пьер, полусумасшедший, пивший запоем брат Иосифа Алексеевича.
– Да, да, знаю. Пойдем, пойдем… – сказал Пьер и вошел в дом. Высокий плешивый старый человек в халате, с красным носом, в калошах на босу ногу, стоял в передней; увидав Пьера, он сердито пробормотал что то и ушел в коридор.
– Большого ума были, а теперь, как изволите видеть, ослабели, – сказал Герасим. – В кабинет угодно? – Пьер кивнул головой. – Кабинет как был запечатан, так и остался. Софья Даниловна приказывали, ежели от вас придут, то отпустить книги.
Пьер вошел в тот самый мрачный кабинет, в который он еще при жизни благодетеля входил с таким трепетом. Кабинет этот, теперь запыленный и нетронутый со времени кончины Иосифа Алексеевича, был еще мрачнее.
Герасим открыл один ставень и на цыпочках вышел из комнаты. Пьер обошел кабинет, подошел к шкафу, в котором лежали рукописи, и достал одну из важнейших когда то святынь ордена. Это были подлинные шотландские акты с примечаниями и объяснениями благодетеля. Он сел за письменный запыленный стол и положил перед собой рукописи, раскрывал, закрывал их и, наконец, отодвинув их от себя, облокотившись головой на руки, задумался.
Несколько раз Герасим осторожно заглядывал в кабинет и видел, что Пьер сидел в том же положении. Прошло более двух часов. Герасим позволил себе пошуметь в дверях, чтоб обратить на себя внимание Пьера. Пьер не слышал его.
– Извозчика отпустить прикажете?
– Ах, да, – очнувшись, сказал Пьер, поспешно вставая. – Послушай, – сказал он, взяв Герасима за пуговицу сюртука и сверху вниз блестящими, влажными восторженными глазами глядя на старичка. – Послушай, ты знаешь, что завтра будет сражение?..
– Сказывали, – отвечал Герасим.
– Я прошу тебя никому не говорить, кто я. И сделай, что я скажу…
– Слушаюсь, – сказал Герасим. – Кушать прикажете?
– Нет, но мне другое нужно. Мне нужно крестьянское платье и пистолет, – сказал Пьер, неожиданно покраснев.
– Слушаю с, – подумав, сказал Герасим.
Весь остаток этого дня Пьер провел один в кабинете благодетеля, беспокойно шагая из одного угла в другой, как слышал Герасим, и что то сам с собой разговаривая, и ночевал на приготовленной ему тут же постели.
Герасим с привычкой слуги, видавшего много странных вещей на своем веку, принял переселение Пьера без удивления и, казалось, был доволен тем, что ему было кому услуживать. Он в тот же вечер, не спрашивая даже и самого себя, для чего это было нужно, достал Пьеру кафтан и шапку и обещал на другой день приобрести требуемый пистолет. Макар Алексеевич в этот вечер два раза, шлепая своими калошами, подходил к двери и останавливался, заискивающе глядя на Пьера. Но как только Пьер оборачивался к нему, он стыдливо и сердито запахивал свой халат и поспешно удалялся. В то время как Пьер в кучерском кафтане, приобретенном и выпаренном для него Герасимом, ходил с ним покупать пистолет у Сухаревой башни, он встретил Ростовых.

1 го сентября в ночь отдан приказ Кутузова об отступлении русских войск через Москву на Рязанскую дорогу.
Первые войска двинулись в ночь. Войска, шедшие ночью, не торопились и двигались медленно и степенно; но на рассвете двигавшиеся войска, подходя к Дорогомиловскому мосту, увидали впереди себя, на другой стороне, теснящиеся, спешащие по мосту и на той стороне поднимающиеся и запружающие улицы и переулки, и позади себя – напирающие, бесконечные массы войск. И беспричинная поспешность и тревога овладели войсками. Все бросилось вперед к мосту, на мост, в броды и в лодки. Кутузов велел обвезти себя задними улицами на ту сторону Москвы.

Аэродром в Приморье, атакованный американцами, порос травой и легендами May 16th, 2017

Обострение ситуации вокруг Кореи вызывает в памяти воздушную атаку США на «Сухую Речку»

Тревожный информационный фон, окутавший Корейский полуостров – ракетные испытания КНДР, агрессивная риторика дипломатов, бороздящий Японское море американский авианосец «Карл Винсон», – невольно отсылает к временам «холодной войны». РИА «Восток-Медиа» вспоминает, как в 1950 году американцы нанесли удар по Приморью, едва не превратив холодную войну в горячую.

25 июня 1950 года началась трёхлетняя война в Корее между просоветским Севером и проамериканским Югом. Сначала северяне заняли почти весь полуостров, кроме «пусанского пятачка», но уже в октябре силы ООН (прежде всего американо-южнокорейские войска) отбросили их далеко на север. Война приблизилась вплотную к советской и китайской границам. В этот период и произошёл инцидент, о котором идёт речь.

Железнодорожная ветка Барановский - Хасан. Фото: Василий Авченко

Полевой аэродром «Сухая Речка», числившийся за Тихоокеанским флотом, располагался в Хасанском районе Приморского края между селом Перевозным и железнодорожной станцией Кедровой. В ясную погоду из бухты Перевозной прекрасно виден Владивосток, до которого по прямой через Амурский залив – каких-то 30 км.

Взлётно-посадочная полоса на аэродроме была грунтовой, усиленной металлическими перфорированными плитами, которые США во время Великой Отечественной войны поставляли по ленд-лизу (сейчас эти пластины можно увидеть в любой приморской деревне вместо заборов). В начале октября 1950 года на «Сухую Речку» временно перебросили 821-й авиаполк 190-й истребительной авиадивизии. Полк вооружился американскими «Кингкобрами» (истребитель-бомбардировщик Bell P-63) – тоже ленд-лизовскими и на тот момент уже порядком устаревшими физически и морально.

В воскресенье, 8 октября, в 16:17 в небе показались два самолёта. Это были американские реактивные истребители-бомбардировщики Lockheed F-80 Shooting Star, которыми управляли Олтон Квонбек (Alton H. Quanbeck) и Ален Дифендорф (Alien J. Diefendorf). Снизившись над аэродромом, они открыли пулемётный огонь. Советские лётчики отдыхали. В готовности находилось только дежурное звено, но команду на взлёт не дали: то ли по растерянности, то ли для того, чтобы не обрекать пилотов на сбитие при взлёте. Да и догнать американцев на поршневых машинах всё равно не получилось бы. Обошлось без жертв, но в результате двух заходов «Шутинг Старов» было повреждено семь машин. Одна из «Кингкобр» сгорела полностью, другие удалось отремонтировать (порой мелькают и другие данные – например, о том, что пришлось списать 10 машин, а всего американцы повредили до 20 самолётов).

Lockheed F-80 Shooting Star. Фото: сеть Интернет

Главный пожар пришлось тушить не аэродромной команде, а дипломатам. Призрак третьей мировой войны между США, СССР и сателлитами обеих империй был реален как никогда. 19 октября правительство США признало вину в нарушении границы и атаке на советский аэродром, объяснив инцидент «аэронавигационной ошибкой». США заверили, что командир авиасоединения смещён с должности, а лётчиков накажут, и предложили возместить материальный ущерб. Третьей мировой не случилось. Обеим сторонам было отчего замалчивать эту историю: американцы не могли разобраться, куда они летят и стреляют, а русские проморгали самолёты, вторгшиеся на 100 километров вглубь советской территории, и не дали отпор.

Споры о том, была ли это ошибка пилотов или провокация, идут до сих пор. Сторонники первой версии указывают: война в Корее началась недавно, местность американцы знали плохо, аппаратура несовершенная. «Шутинг Стары» буквально за считаные дни до инцидента перелетели из Японии в южнокорейскую авиабазу Тэгу.

Позже, 4 марта 1990 года, сам Квонбек опубликовал в газете «Вашингтон пост» статью «Моя короткая война с Россией», в которой писал: «Снизившись до 3 тысяч метров, через просвет в облаках я увидел, что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами… По пыльной дороге… шёл грузовик. Мы решили догнать его и вышли на аэродром. Это было похоже на аэродром Чхонджин, который мы видели на крупномасштабной карте… Фотографий и детальных карт объектов не было. На аэродроме стояло много самолётов – мечта любого военного лётчика… На тёмно-зелёных фюзеляжах были большие красные звёзды с белым ободком… Я зашёл слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я». (Хорошо, хоть Владивосток не приняли за Пхеньян.)

Есть сторонники и у версии о провокации. Так, лётчик Владимир Забелин, служивший в то время в 821-м ИАП, не раз заявлял: погода стояла ясная, контуры берега у Перевозной не похожи на Чхонджин.

Наказали ли в действительности американских лётчиков – вопрос. Квонбек после 22 лет службы в авиации работал в ЦРУ и в комитете Сената по разведке. Его напарник Дифендорф отслужил 33 года, скончался в 1996-м. А вот наших наказали точно: командира полка, его заместителя и начальника штаба судили и понизили в должности за «слабое воспитание личного состава». Были и другие следствия происшествия 8 октября: ввели боевое дежурство в авиаполках, ускорили переучивание лётчиков на срочно переброшенные из Подмосковья реактивные «МиГ-15», усилили противовоздушную оборону. Уже в декабре 1950-го на юге Приморья сбит американский четырёхмоторный разведчик RB-29, вторгшийся в воздушное пространство СССР.

МиГи-15 в Чхонджине

25 октября 1950 года в боевые действия на стороне КНДР включились «китайские добровольцы» маршала Пэн Дэхуая. В ноябре того же года после просьб правительств КНДР и КНР в Корейскую войну вступил советский 64-й истребительный авиакорпус. Он выполнял функции ПВО – прикрывал города, военные, промышленные и транспортные объекты от атак с воздуха. Одной из дивизий корпуса командовал Иван Кожедуб – прославленный ас, трижды Герой Советского Союза. Но для русских та война стала «незнаменитой».

Участие советских ВВС в воздушных боях с американцами держали в тайне, пусть это и был «секрет Полишинеля». Наших авиаторов маскировали под китайцев и корейцев (отчего и возникли анекдоты про «китайского лётчика Ли Си Цына»). Однако господству американцев в воздухе сразу пришёл конец. Вскоре фронт стабилизировался на 38-й параллели. Позиционная война продолжалась до лета 1953 года, закончившись перемирием и окончательным размежеванием коммунистического Севера и капиталистического Юга.

МиГ-15, на котором летал китайский ас Ван Хай. Музей армии Китая в Пекине. Фото: Юрий Мальцев

Советские лётчики оказались в небе Кореи спустя буквально несколько недель после атаки на «Сухую Речку». Конечно, причиной участия реактивной авиации СССР в Корейской войне стал не случай у Перевозной. Но нельзя исключать того, что инцидент ускорил принятие решения о переброске «ограниченного контингента» на китайские аэродромы. Наши «МиГи» здесь защищали не только объекты КНДР и КНР, но и границы СССР – от новых провокаций или недоразумений.

Считается, что при атаке на «Сухую Речку» никто не пострадал. Порой появляются сообщения о якобы засекреченных жертвах налёта (будто бы погибло до 27 человек, включая офицерских подружек из соседней Славянки), но они ничем не подтверждаются. Кроме одного обстоятельства: в списке памятников Хасанского района под № 106 значится «Братская безымянная могила лётчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Здесь смущают и стилистическая корявость, и отсутствие точной даты, а главное – фамилий погибших. Да и в советской ноте правительству США говорилось лишь об ущербе «аэродромному имуществу».

Но памятник, как бы то ни было, сохранился – небольшая металлическая пирамидка на обочине грунтовой дороги, ведущей к бывшему лётному полю. Правда ли это могила или же символический обелиск – остаётся только гадать. Оригинальная табличка утрачена, укреплённый недавно новодел малоинформативен: «Советским лётчикам, тихоокеанским соколам, погибшим при исполнении священного долга по защите Родины в 50-е годы ХХ века».

загадочный памятник у Сухой Речки. Фото: Василий Авченко

Аэродром законсервировали ещё в конце 50-х. На смену поршневым машинам приходили реактивные (уже в небе Кореи воевали «МиГ-15» и «МиГ-15бис» – стреловидные, серебряного цвета, отличавшиеся от винтовых трудяг Великой Отечественной, как крейсер «Варяг» от ботика Петра Первого), им были нужны другие аэродромы. Но вплоть до 1990-х площадка время от времени использовалась военными вертолётчиками. Теперь поле заросло высоким бурьяном и кустами. Об аэродроме напоминают несколько руинированных сооружений и сама идеальная ровность площадки. Металлические дырчатые пластины местные жители давно растащили на ограды. В стороне – речка (действительно суховатая), станция Кедровая, неэлектрифицированный железнодорожный путь. По нему время от времени, пыхтя соляровым выхлопом, проходят в сторону недалёкой границы товарняки. Над Сухой Речкой – безоблачное небо.

Кто из нас в детстве не мечтал открыть неизвестные острова, реки, нанести их на карту? С годами часто мечты сменяются сожалением, что земля давно открыта: все исхожено, изучено, описано. Все ли?

Убежден: всякий любознательный человек может стать первооткрывателем. Пусть мы не отыщем "таинственных островов" и неведомых рек, но зато уточним размеры, очертания давно известных. Или обнаружим новый памятник прошлого, могилу неизвестного героя... Это ведь тоже открытие, и открытие серьезное! И мне повезло совершить географическое открытие не далее как в ноябре 1984 г. Вот как это произошло.

Есть под Севастополем Сухая речка, она же Куру-Узень (тюркский вариант названия), она же Ксеро-Потамос (вариант новогреческий), причем все три идентичны, как говорят языковеды, "кальки". Эта речка - левый приток Черной, впадающей в нее у села Нижнее Чернореченское. Приток пересекает шоссе Севастополь - Ялта на 17-м километре, а далее следует вдоль шоссе, на несколько десятков метров ниже.

Казалось бы, что тут интересного? Едешь в автобусе в Ялту, а под тобой невидимая (обрыв слишком крут) течет рядом река. Или не течет - пересохла. Словом, картина привычная.

Если посмотреть на подробную карту (на других Сухая речка по малости своей не обозначена), то ее истоки выглядят так: по Варнутской долине бежит ручей Варнутка, в нижней части долины он сливается с другим, безымянным, текущим перпендикулярно ему. От их слияния и начинается Сухая речка. А происходит это слияние, если верить картам, на 23-м километре шоссе Ялта - Севастополь.

Иной раз и посомневаться не мешает. В данном случае сомнение оправданно: карты ведь могут устареть. Еще в 1970-1973 гг. при строительстве новой дороги на 22-м километре были произведены значительные земляные работы. В результате возникла высокая насыпь (нечто вроде плотины), полностью перекрывшая русло. Таким образом, 23-й километр отпадает - карты требуют корректировки.

Почему мне захотелось обследовать каньон Сухой речки? Опыт научил, что интересное и неожиданное всегда рядом - стоит только протянуть руку. (Пример тому - Килен-балка, о которой уже шла речь). Сотни раз я проезжал по Ялтинскому шоссе, направляясь на Южный берег, и всегда вытягивал шею, пытаясь заглянуть вниз, через край откоса. Что там, на дне каньона? Но сверху был виден только противоположный склон, заросший лесом. Каждый раз я давал себе слово, что пройду его сверху донизу, но всегда находились другие - дальние маршруты. А Сухая речка была "под рукой" и, конечно, откладывалась на потом.

И вот настал день, когда я, решительно отказавшись от всех заманчивых предложений, отправился к верховьям каньона. Было это в начале ноября 1984 г. Три последних года в районе Севастополя стояла засуха. Чернореченское водохранилище обмелело, на нем появились никогда не виданные острова и косы. При таких условиях я был уверен, что пройду речку из конца в конец по сухому дну без всяких хлопот.

Высадился я из утреннего пригородного автобуса на 23-м километре Ялтинского шоссе, у поворота в село Резервное. Дорога в село пересекает русло Сухой речки почти в месте ее возникновения. Именно здесь - читатель это уже знает - сливаются ручьи Варнутка и безымянный, рождая (как я тогда думал) Сухую речку. Здесь же начинается и каньон. Левый его берег - высокий крутой склон, усеянный темными пятнами можжевельника; правый более полог, причем настолько, что по вырубленной в нем полке проходит шоссе, ограниченное откосом. Отдельные валуны, сваленные вниз при строительстве, достигли дна русла.

Русло, как я и ожидал, было совершенно сухим, лишь изредка встречались высыхающие лужи. Шел по нему, путаясь в длинных тонких плетях засохших водных растений. В одном месте был, очевидно, плес; сейчас это широкая поляна, как бы выстланная сеном - теми же водными растениями.

Местами высохшее русло тянется прямо, заключенное между параллельными берегами, на которых ровными рядами выстроились деревья. Была пора листопада, и листья, целыми стаями срывавшиеся при порывах ветра, густо устилали землю. Ощущение такое, будто идешь по аллее старого, несколько запущенного парка.

Пройдя километр, я и сделал открытие. Первый отрезок Сухой речки здесь заканчивался. Русло на протяжении примерно ста метров было завалено землей и каменными глыбами (издержки дорожного строительства) да еще и забетонировано. Здесь в речку впадал справа, если была, конечно, вода, скромный приток - ручей Суук-Су ("холодная вода"), образовавший живописный лесистый овраг Суук-Су-Дере. Чтобы пропустить ручей, под дорогой построили тоннель длиной более тридцати метров, шириной и высотой около трех. По этому сумрачному переходу можно пройти в урочище. Там, кстати, есть площадка для отдыха, где останавливаются автомобилисты. Именно отсюда теперь начинается Сухая речка, ставшая на километр короче.

Дальше для стока воды оборудованы (материал - железобетон) водобойные уступы, образовавшие настоящую лестницу великанов, за нею подлинные "джунгли" из кустов и лиан, берега резко повышаются, уходя в небо вершинами гор. Местами склоны сочатся влагой, покрыты пятнами мхов и лишайников, но русло по-прежнему сухо. Тропы нет - приходится пробираться то среди густого подлеска левого берега, то, прыгая с валуна на валун, по руслу. За три сухих года оно успело зарасти колючими плетями ожины, нещадно цепляющейся за одежду.

И вот первая ботаническая достопримечательность - могучий дуб диаметром метра в полтора, на высоте около метра он делится на четыре ствола, тоже внушительной толщины. Между ними образовалась площадка, на которой могут свободно встать четыре человека.

Неожиданно нога моя ступает на давно нехоженую тропу, рядом с которой и первый след человека - очень старое кострище. Шума машин с дороги почти не слышно - шоссе ушло вверх по склону. Стены каньона сблизились; иду по руслу, усеянному валунами.

Склоны то сужаются, то расширяются. Лес на левом берегу становится похожим на осенний парк. Поляны, широкие тропинки, следы многочисленных привалов... Но правый по-прежнему крут и обнажен - сплошная каменная осыпь. Один вид сменяется другим - удивительное разнообразие! Вначале вырисовывается вершина довольно высокой горы - высота ее более 500 м над уровнем моря. Это слева. А справа известковая круча, за которой следует 20-метровая вертикаль совершенно гладкой скалы, под ней - небольшое озерцо в русле бывшей реки. Вода черная, как тушь, в ее матовой поверхности четко отражается скала.

От этого места в русле все чаще встречаются лужи - выходят на поверхность подрусловые воды Сухой речки, У пересечения ее с грунтовой дорогой остановимся. Дорога уходит влево по широкой залесённой балке, и если мы свернем туда, то сможем осмотреть место, где в 1980 г. совершено интересное археологическое открытие.

Однажды из Балаклавы пришли в Херсонесский заповедник два школьника и сообщили, что ими обнаружена неизвестная пещера, а в ней лежат кости и разные предметы. Захоронения в пещерах - не редкость под Севастополем, их находили часто, но все они были разграблены еще в древности или в средние века. Поэтому археологи, отправляясь в пещеру, на многое не рассчитывали. Но то, что они увидели, превзошло все ожидания: пещера оказалась совершенно не тронутой. Основные раскопки были окончены в течение месяца, и все предметы, находившиеся в верхнем, наиболее доступном для расхищения слое, вывезены в музей.

Мне тогда не удалось побывать в пещере, все время что-то мешало, но в феврале 1981 г. экскурсия, наконец, состоялась. Доехали рейсовым автобусом по Ялтинскому шоссе до поворота на Оборонное, а потом - пешком в горы.

Зима в том году выдалась очень теплой: на окраине села мы прошли мимо цветущей сливы, в лесу цвел кизил. Через сорок минут подъема по дороге, ведущей в сторону моря, увидели пещеру. Вход в нее просматривался на противоположном склоне глубокой, сплошь заросшей лиственным лесом лощины, и нам предстоял вначале нелегкий спуск по просеке, а затем такой же подъем на кручу. Под деревьями земля была покрыта толстым слоем дубовых листьев, сквозь которые всюду пробивались подснежники. Я никогда не видел их сразу в таком количестве. Это убеждало, что место посещается редко. Наконец последнее препятствие - отвесный участок высотой около двух метров, и мы на небольшом карнизе у входа в пещеру.

Высокий треугольный портал, далее 28-метровый прямой ход в глубь горы, посередине его - ответвление вправо; здесь открыты наиболее древние из захоронений. Пещера служила склепом начиная с VIII в. до н. э. и кончая XIV-XV вв., о чем можно судить по находкам (украшения, бытовые предметы), научная ценность которых неоспорима.

В пещере сухо, только в двух-трех местах по капле сочится вода, на потолке - слабые натечные образования. Я ушел один в дальний угол, зажег свечу и прислушался. Сверху доносился странный шум, как будто ветер шумел в ветвях. Поднял свечу, но потолок здесь повышался и тонул во мраке - ничего не было видно. Наш проводник объяснил, что это один из двух пчелиных роев, вместе с большой совой составляющих все "население" пещеры.

Обратный путь пролегал в том направлении, где тальвег лощины пересекался с руслом Сухой речки. Мы шли, утопая в листьях, они шуршали так сильно, что невозможно было расслышать слова идущего впереди. Вскоре донесся шум автотранспорта на Ялтинском шоссе и говор реки, которая на этот раз - после недавних ливней - совсем не желала оправдывать свое имя. Она завивалась немыслимыми водоворотами, грохотала каскадами по валунам. Мои резиновые сапоги оказались как нельзя кстати, а спутникам пришлось упражняться в прыжках с камня на камень, рискуя принять освежающую ванну.

Но продолжим нашу прогулку вдоль русла Сухой речки. Дорога, идущая вправо от переправы через нее, выведет нас наверх, где неподалеку от шоссе расположились строения дорожной службы. Это место издавна называется Тороповой дачей и связано с именем участника обороны Севастополя 1854-1855 гг., который командовал батареей на знаменитом Камчатском люнете. Впечатление, производимое на современников личностью командира батареи, лучше всего выразил другой участник обороны - П. Алабин: "Надобно видеть этого громовержца, стоящего бестрепетно в урагане смерти и обдуманно поражающего врагов, тогда как десятки его товарищей и подчиненных падают вокруг... Да, надо видеть этих героев, чтобы научиться благоговеть перед ними...".

Моисей Сергеевич Торопов родился в 1819 г. Большую часть своей жизни он провел в Севастополе. С первых дней осады поручик морской артиллерии Торопов - в числе защитников города, причем неизменно - на передовой позиции, в самом пекле боя. В начальный период обороны такой горячей точкой был 4-й бастион. Там 5 октября 1854 г. во время первой бомбардировки поручик был дважды ранен, но остался в строю. 20 октября опять ранение, на этот раз в голову и очень серьезное. На четыре месяца Торопов попадает в Николаевский госпиталь, а 30 марта 1855 г. возвращается в Севастополь, вновь под вражеские ядра и пули. Направление атаки на город изменилось. Потерпев неудачу у 4-го бастиона, неприятель обратил главные силы на Малахов курган. До мая Торопов сражался на этой ключевой позиции, а затем был назначен в еще более опасное место - командиром батареи № 38 (батарея Торопова), построенной слева от Камчатского люнета. Вооруженная четырьмя корабельными пушками, она умело боролась с превосходящим числом вражеских орудий.

26 мая 1855 г., после мощного орудийного обстрела передовых русских укреплений, французы пошли на штурм. Орудия Камчатского люнета и батареи Торопова были выведены из строя, гарнизоны и прикрытие понесли тяжелые потери. В этом бою М. С. Торопов получил серьезное ранение, теперь в йоги. Вновь Николаевский госпиталь...

После войны Торопову предоставили длительный отпуск "для лечения болезней от ран и контузий происходящих". Несмотря на раны, почтенный ветеран дожил до преклонных лет - он скончался 13 апреля 1900 г. в чине генерал-майора. Похоронен в Севастополе на Братском кладбище.

Сын Торопова - Эварист Моисеевич - в начале XX в. был капитаном 2 ранга в отставке, жил в своем маленьком имении, или, как тогда говорили, "экономии" - на Тороповой даче. Умер в 1906 г. Возможно, он был тем корабельным инженером Тороповым (в источниках инициалы не приводятся), под руководством которого в Севастополе в 1887-1888 гг. построены три первые на Черноморском флоте канонерские лодки с торпедными аппаратами.

Вернемся, однако, в ноябрь 1984 г. После пересечения русла С дорогой, ведущей на Торопову дачу, я стал свидетелем "маленького чуда": Сухая речка вдруг ожила! Откуда же взялась в русле вода? Очевидно, в этом месте - другого объяснения не вижу - бьют родники. Один за другим следуют миниатюрные водопады, стекающие с обточенных валунов; вот и глубокий омут под навесом из диких скал, густо увитых плющом. А впереди - отвесный пик, у основания которого скопилось целое озеро - искупаться можно. Со скалы свисают к воде папоротники...

Поток настолько расширился, что его уже не перепрыгнешь - в одном месте даже устроен примитивный мост - поваленное бревно. Прошел я так метров триста и вдруг... Да, приходится повторить это слово: и вдруг все кончилось. Река вновь исчезла, ушла под землю, русло ее совершенно сухо. Дальше она еще дважды выходит на поверхность, но уже в виде слабеньких ручейков.

Ущелье кончилось, впереди ровная и довольно широкая долина, которая затем опять сужается сдвинувшимися склонами. В узком месте устроена плотина, и часть долины занята зеркалом большого пруда. Это третий по величине водоем в окрестностях Севастополя - не верится, что его создала Сухая речка, которой, собственно говоря, и не существует. Но я помню март 1978 г., когда по ее руслу несся такой мощный поток, что перейти его вброд не было какой возможности. Вода переливалась поверх плотины и обрушивалась с нее грохочущим водопадом.

Пруд возник лет пятнадцать назад. Официального названия он яе имеет, в обиходе его именуют обычно Торопов пруд - по соседней даче. Водоем, как уже говорилось, значителен: даже в низкую воду - метров триста в длину и не менее двухсот в ширину. Берега его, поросшие камышом, обсажены соснами.

Ниже плотины Сухая речка возрождается, на сей раз в виде небольшого ручейка, который приводит к еще одному пруду, заметно меньших размеров, тоже заросшему камышом. Отсюда рукой подать до Ялтинского шоссе. Русло Сухой речки, теперь уже решительно лишенное воды, пересекает его на 17-м километре.

За шоссе почти сразу же начинается третий пруд, вернее, настоящее крупное водохранилище: в границах пригородной зоны крупнее лишь Чернореченское, что в Байдарской долине. Но то, которой сейчас на маршруте, иного, сугубо промышленного назначения: в комплексе строящегося рудника "Гасфорт" (о нем уже упоминалось) водоем будет использоваться как хранилище шлама - отработанной породы, перемешанной с водой.

За плотиной этого водохранилища русло реки проходит узким, но коротким каньоном под горой Гасфорта. И, наконец, у Нижнего Чернореченского впадает (когда есть вода) в реку Черную.

Так мы прошли от истоков до устья небольшого водотока, очень скромного даже по крымским масштабам. И на всем пути - читатель мог в этом убедиться - природа давала пищу уму и сердцу, радовала нас разнообразием и красотой пейзажей.

1983 год стал одним из пиков "холодной войны" - международная обстановка была очень нервной. Американские ракеты "Першинг" с ядерным оружием были размещены в Европе - подлетное время до Москвы сократилось с получаса всего до шести минут. Тихоокеанский флот США постоянно курсировал неподалеку от Камчатки и Курил. Американские самолёты с бортов его авианосцев периодически вторгались в советское воздушное пространство.

"В течение 1982-83 гг. разведывательные и боевые самолеты авианосных соединений США неоднократно подходили к советской границе в развернутых боевых порядках, характерных при велении боевых действий, - пишут историки Александр Котлобовский и Игорь Сеидов . - Если в 1982 г. они нарушали границу 5 раз. то в 1983 г. (к началу сентября) - уже 10.

В конце марта 1983 г. три ударные авианосные группы вошли в воды Алеутских островов у советской Камчатки. где провели трехнедельные учения. А 1 апреля американцы предприняли беспрецедентную акцию: 6 самолетов А-7. поднявшихся с авианосцев "Мидуэй" и "Энтерпрайз", вторглась на глубину от 2 до 30 км в воздушное пространство СССР и провела условное бомбометание по территории острова Зеленый в группе Курильской гряды. Командир ИАД ПВО, боясь ответственности, так и не поднял в воздух дежурные истребители своей части - страх инициативы и нерешительность командиров стали детищем брежневской "реформы".

"В апреле и мае 1983 года Тихоокеанский флот США провёл крупнейшие со времен Второй мировой войны учения на севере Тихого океана, у полуострова Камчатка, - комментирует историк и журналист Павел Пряников . - Сорок кораблей, в том числе три боевых группы с авианосцами в составе, участвовали в масштабных маневрах под кодовым названием FLEETEX 83-1.

Учения носили ярко выраженный провокационный характер. Произошедшее 4 апреля нарушение шестью американскими палубными самолётами F-14 советского воздушного пространства над Курильскими островами было не случайным, а преднамеренным: согласно отданному на учении приказу эти самолеты осуществили учебную бомбардировку военной базы на советском острове Зелёный. Этот факт вызвал крайнюю настороженность у советского руководства, которое и без того испытывало страх перед обезглавливающим ракетно-ядерным ударом, возможность нанесения которого США обретали с развертыванием ракет Першинг-2 в Европе ".

Впрочем, бомбардировки как таковой не было - ведь это могло бы стать и поводом к войне. Была лишь её имитация.

"Кое-кто заявляет, что в 1983 году американские бомбардировщики не побоялись в атакующем порядке вторгнуться на территорию СССР над островом Зеленый. Давайте разберемся, была ли атака на самом деле и если была – то какая, - пишет yaplakal.com . - Итак, весна 1983 года. Американские авианосцы "Мидуэй" и "Энтерпрайз" подходят к Курильской гряде. Ну, что это за авианосцы, известно – первый был списан уже через девять лет, а второй скоро будет праздновать грустный юбилей – вот уже пять лет, как он выведен из состава флота…

4 апреля с них взлетают шесть штурмовиков А-7. Штурмовиков, отметим, а не бомбардировщиков! Это первое. Второе - не будем рассуждать, плох или хорош данный самолет. Скажем лишь, что эти старички были заслуженно отправлены на покой почти четверть века назад.

Итак, взлетели. Выстроились в боевой порядок. И… внимание! Имитировали бомбометание по целям на острове! Но ни о какой реальной атаке речь, разумеется, не шла. Не осмелились бы американцы ни на что подобное в то время, как у руля стоял Ю.В.Андропов. Вот почему лишь пара самолетов вошла в наше воздушное пространство на 30 километров – остальные повернули назад, едва преодолев отметку в один километр. .. Только хладнокровие и самообладание командование не позволило развиться событиям в невыгодном для нас направлении. Американские самолеты улетели восвояси и более никогда не пытались нарушить границу острова Зеленый".

Впрочем, в более ранние времена однажды случилось и такое, что американцы разбомбили советский аэродром Сухая Речка на Дальнем Востоке. Это произошло в октябре 1950 года, в разгар Корейской войны.

"Над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета, - пишет svpressa.ru . - На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь. Никто ничего и понять не успел, как шесть советских самолетов оказались повреждены, а один сгорел...

Выяснилось, что штурмовали Сухую Речку американские истребители F-80 "Щутинг стар". Преследовать реактивные F-80 летчики 821-го авиаполка и не пытались. Да это было бы и невозможно на их поршневых "Кингкобрах".

На другой день в Москве в кабинет первого заместителя министра иностранных дел Андрея Громыко был вызван советник-посланник посольства США в СССР У. Барбур. Ему была вручена нота протеста с требованием расследования опаснейшего инцидента и строгого наказания виновных в атаке на аэродром Сухая Речка. Еще через десять дней правительство Соединенных Штатов по этому же поводу направило официальное письмо Генеральному секретарю ООН. В нем оно сообщило, что нападение на территорию Советского Союза стало "результатом навигационной ошибки и плохого расчета" пилотов. А еще - что командир авиационного соединения, в которое входили F-80, смещен с должности, дисциплинарные взыскания наложены и на летчиков.

Участники этих событий с советской стороны считают, что ни о какой навигационной ошибке речь идти не могла. По их мнению, имела место чистейшая провокация. В этом уверен, например, бывший летчик 821-го авиаполка В. Забелин. По его словам, "американцы прекрасно видели, куда летят. Пролетели 100 километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились"...

В списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится "братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году". Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.

Странно, конечно, что могила безымянная. Странно, что про нее молчат военные архивы. А может быть, дело в старой советской традиции? Главное - пересчитать разбитую технику. А мужиков бабы еще нарожают".

Мотоциклисты Приморья напомнили жителям края, да и всей России, об исторической дате, которую давно забыли. 8 октября 2015 года исполнилось ровно 65 лет с того момента, когда самолеты США нанесли удар по советской территории. В 1950 году два истребителя ВВС США Локхид F-80C "Шутинг Стар" ("Метеор") нарушили государственную границу СССР и атаковали советский военный полевой аэродром "Сухая Речка" в Хасанском районе Приморья. В результате обстрела были повреждены семь самолетов советской эскадрильи, один самолет сгорел полностью, сообщает РИА PrimaMedia.

Тем не менее, американцы продолжали отстаивать версию об ошибке пилотов вплоть до 1990 года.

О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова. Однако были, видимо, и они. По крайней мере, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится "братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году". Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.

Справка: Сухая Речка расположена на одноименной реке, в 2 км от ее впадения в бухту Перевозную Амурского залива. Село связано автомобильной дорогой длиной 26 км с трассой А 189 Раздольное - Хасан. Расстояние до райцентра, поселка Славянка, по дороге составляет 54 км, до Владивостока - около 154 км. Ближайшая железнодорожная станция Кедровая расположена в 1 км к югу.

На поиски памятника

Мотоциклисты Владивостока нашли памятник. Как рассказал представитель мотообъединения Приморского края "Русские самураи" Андрей Белоконь , идея найти памятник погибшим советским летчикам при бомбардировке советской территории американцами возникла из-за того, что историю начали забывать.

"Странно, конечно, что могила безымянная. Странно, что про нее молчат военные архивы. У нас и в Великую Отечественную павших закапывали где и как попало, не заботясь об отметке на карте. Вот уже 65 лет и бродят по местам боев поисковые отряды. И долго еще бродить будут, - отметил Андрей Белоконь. - Вряд ли в школах на уроках истории вспоминают эти события, да и взрослое население края не знает тех трагических дней, которые произошли 65 лет тому назад. Правда, от памятника остался один железный остов, табличка с датой пропала, по всей вероятности, уже давно, в списках памятников Приморского края он числится, но нигде не было ни одной фотографии с точным указанием места его расположения".

Мотоциклисты Владивостока отправились на поиски памятника. Фото: Дмитрий Семенов (Брест), "Русские самураи" Владивосток

На поиски памятника отправился Дмитрий Семенов (Брест). По его словам, чтобы найти братскую могилу и сам памятник пришлось немного поплутать.

"Местное население практически не помнит тех событий и не знает, что за памятник стоит на окраине села. Полазив по кустам и оврагам, я его, конечно же, нашел - он стоит у дороги ведущей к станции. Найти его достаточно просто (для тех, кто знает). Видно, что он никому не нужен, таблички нет, весь грязный. Разгребал кусты, плиты почистил от земли и сфотографировал сам "памятник", - рассказал Дмитрий Семенов.



Все, что осталось от памятника. Фото: Дмитрий Семенов (Брест), "Русские самураи" Владивосток

Воспоминание непосредственного участника тех событий, летчика 821-го полка Владимира Николаевича Забелина:

"821-й полк проводил учение с перебазированием авиации и наземного обеспечения. Полк перебазировался, расставили все три эскадрильи по стоянкам, а 8 октября прилетели два "Шутинга", и нанесли удар по стоянкам. Официальные отчеты и то, что я видел, несколько расходятся. Считается, что 1 самолет взорвался, и еще 6 самолетов было сильно повреждено. На самом деле было повреждено более 20 самолетов, а в полку по штату всего 40 самолетов должно быть. В официальных документах: они сделали один заход, и ушли. А на самом деле они сделали 2 захода. Расстреляли самолеты "Кингкобры", стоящие по линейке. Вот такая ситуация. И никаких "МиГов" там не было. Американцы самолеты своего производства расстреляли".

Действия Корейской войны распространились на территорию СССР

Той осенью вовсю громыхала война на Корейском полуострове. Залпы грохотали совсем рядом от нашей общей с корейцами государственной границы. К тому же американцы и их союзники не слишком-то церемонились с соблюдением международного права. Их самолеты совершали систематические полеты вблизи советских городов и военных баз.

Хотя СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.

Серия нападений США на СССР

В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно "Пластун", входившее в состав 5-го ВМФ СССР (нынче - Тихоокеанский флот), в результате чего погиб командир судна капитан-лейтенант Колесников. Часть членов экипажа была ранена. Противник отошел только после того, как был открыт ответный огонь.

4 сентября 1950 года для наблюдения за действиями неопознанного эсминца, подошедшего на дистанцию 26 км к порту Дальний (бывший Порт-Артур), по тревоге подняли в воздух экипаж советского самолета-разведчика А-20Ж "Бостон" ст.лейтенанта Константина Корпаева. Сопровождали его 2 наших истребителя. На подходе к цели советские самолеты были атакованы сразу 11-ю американскими истребителями. В итоге короткого воздушного боя "Бостон" загорелся и упал в океан. Все три члена его экипажа погибли. Таков был военно-политический фон в то время на Дальнем Востоке.

7 октября 1950 года в 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, вооруженный старыми американскими поршневыми "Кингкобрами", полученными еще в годы Великой Отечественной войны, передислоцировались в район Сухой Речки Хасанского района Приморского края. К утру 8 октября все три эскадрильи полка уже стояли на новом месте и в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь.

9 октября СССР представил в ООН официальную ноту протеста. Не могли понять – или это начало Третьей мировой войны, или ошибка пилотов. 20 октября президент США Гарри Трумэн, выступая в ООН, признал вину США и выразил сожаление, в том, что американские вооруженные силы оказались замешанными в инциденте с нарушением границы СССР и нанесении ущерба советской собственности. Он заявил, что командир полка уволен, а летчики переданы суду военного трибунала, а нападение на территорию Советского Союза стало "результатом навигационной ошибки и плохого расчета" пилотов.

Несмотря на то что инцидент казался исчерпанным, немедленно была перебазирована из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия. Имевшая в своем составе реактивные "МИГ-15". В войсках ввели боевое дежурство. Обстановка в частях была тревожная.

Хроники необъявленной советско-американской воздушной войны:

8 апреля 1950 года американский разведчик нарушает рубежи СССР в районе военно-морской базы в Либаве. Четверка истребителей Ла-11 сбивает разведчика со всем экипажем из десяти человек.

В мае 1950 года два истребителя F-51 "Мустанг" в небе над Чукоткой встречаются с парой Ла-11. В бою сбит один "Мустанг".

В декабре 1950 года пара МиГ-15 в Приморье сбивает над морем разведчик РБ-29.

7 октября 1952 года "Суперкрепость" Б-29 вторгся в небо над Курилами, открыл огонь из своих пушек по двум патрульным МиГам и был тут же сразу уничтожен.

18 ноября 1951 года произошел воздушный бой между четырьмя советскими истребителями МиГ-15 и группой истребителей ВВС США Ф-9 над заливом Петра Великого. Сбиты два наших самолета, еще один из патрулировавших тот район разбился из-за аварии (отказ двигателя). У американцев только один самолет получил повреждения.

gastroguru © 2017