Суффиксы чик или щик. Суффиксы “ек, ик” в существительных

В русском языке существует множество суффиксов, счет идет на десятки, и каждый из них обладает определенным значением. Некоторые из них встречаются в современном языке крайне редко, например, суффикс -адь- (как в слове «попадья»), другие же употребляются постоянно. К числу наиболее распространенных принадлежат суффиксы -ек- и -ик-. Ударение на эти суффиксы не падает никогда, что и вызывает затруднения при их написании. Школьники и даже взрослые люди иногда путают буквы «и» и «е» в данных суффиксах.

Значение суффиксов -ек-/-ик-

Эти суффиксы входят в состав существительных.

Суффикс -ик- не следует путать с другим, очень похожим на него – -ник-. Последний образует слова, обозначающие профессии, род занятий (« ») или отношение человека к какому-либо предмету («целинник»). Он также может указывать на предназначение предмета («бумажник», « »). Слова, образованные с помощью этого суффикса, могут обозначать книги («справочник», «задачник») или пространства, чем-либо покрытые («ельник»). Сходство суффиксов усугубляется тем, что в ряде случаев суффикс -ник- употребляется без буквы «н» («химик»), но и в этом случае его можно отличить по значению. Такой суффикс всегда с буквой «и» и никогда – с «е».

У суффиксов -ек-/-ик- значение совершенно иное. Они принадлежат к числу суффиксов субъективной оценки, которые придают словам эмоциональную окраску, выражая отношение к предмету. Данные суффиксы указывают либо на маленький размер предмета («ключик», «платочек»), либо на нежное, ласковое отношение к нему (« », «котеночек»). Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными.

Еще одно отличие этих суффиксов от -ник- заключается в постановке ударения: -ник- в ряде случаев оказывается ударным («грибник»), а из уменьшительно-ласкательных суффиксов под ударением употребляется -ок- («морячок»), но не -ек- или -ик-.

Правописание суффиксов

Для того чтобы решить, какой уменьшительно-ласкательный суффикс – «-ек-» или «-ик-» – необходимо написать в данном случае, необходимо существительное. При любом изменении слова суффикс -ик- остается неизменным («билетик – билетика, билетиком»), а

Цели:

а) принадлежность к профессии

б) черты характера

– С первым заданием Вы справились.

– Можно фонетически различить эти суффиксы?

  • Объясните, когда пишется суффикс чик?
  • Что влияет на его правописание?
  • /После каких букв пишется?/

    А вот волшебная фраза Вам подарок от нашего гостя: волшебная фраза

    – Почему, скажите, она волшебная?

    – Именно после этих согласных и пишется суффикс чик !

    V. Закрепление.

    Образуйте новые слова.

  • Стекло -> стекольщик
  • Доклад -> докладчик
  • Буфет -> буфетчик
  • Обман -> обманщик
  • Заказ -> заказчик
  • колокол -> колокольчик – какое значение имеет? (уменьшительно-ласкательное)
  • перебежать -> перебежчик
  • табун -> табунщик
  • Каждый из Вас является волшебником. И сейчас в этом вы убедитесь,

    – Ребята, выделите суффиксы в написанных словах?

    – Какое значение имеет в этих словах суффиксы чик//щик? /обозначают принадлежность к профессии/.

    б) Отгадай словечко: с объяснением и выделением суффикса

    Выборочный диктант. Выписать слова с изучаемыми суффиксами. Является текстом? Доказать.

    Профессии на любой вкус.
    Каждый человек может выбрать специальность по своему желанию. При постройке зданий нужны каменщики, пильщики, печники, кровельщики, водопроводчики.
    На железных дорогах работают машинисты, смазчики, заправщики, грузчики, угольщики. Без них не мог бы чётко работать железнодорожный транспорт.
    Труд забойщиков и крепильщиков даёт стране драгоценный уголь.
    Над тонкой обработкой дерева, металлов, камней, трудятся резчики, полировщики, гравёры.

    в) Распределительный диктант. Распределить в колонки в зависимости от значения.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Урок Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) (§16)

    Цели урока: познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.

    I. Интеллектуальная разминка .

    Ответьте на вопросы, запишите слова-ответы, выделите суффиксы. Как образованы записанные слова?

    Как называют человека, который умеет:

    1) барабанить – барабан щик

    2) составлять компьютерные программы – программ ист

    3) обучать чему-либо – учи тель

    4) играть в баскетбол – баскетбол ист

    5) ловить рыбу – рыб ак

    6) переводить с иностранного языка – перевод чик

    7) спасать людей – спаса тель ?

    II. Организация наблюдения.

    Этот урок посвятим правописанию суффиксов существительных -чик-, -щик-,(-чиц(а), -щиц(а)) .

    Начнём с наблюдения за существительными. Ответим на вопросы, обратим внимание на слова-ответы, выделим суффиксы, подумаем: как образованы записанные слова?

    Слова барабан щик , программ ист , учи тель , баскетбол ист , рыб ак , перевод чик ,спаса тель – это существительные со значением лица, они образовались при помощи суффиксов со значением лица: -чик- , -щик- , -тель- , -ист- , -ак- ;

    слова плиточ ник , отделоч ник , ток арь – также обозначают лицо, они образованы при помощи суффиксов – -ник- , -арь- ,

    а существительные женского рода закрой щиц а, копироваль щиц а, налад чиц а – при помощи суффиксов -чиц- , -щиц- .

    2. Сложности, возникающие при написании существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а))

    Произнесём слова 1 и 2 столбиков, сравним произношение и написание слов с суффиксами, подумаем: произношение какого суффикса не всегда соответствует написанию:

    В словах разносчик , перебежчик , возчик , смазчица , подписчица произношение и написание не совпадают. А это слова именно с суффиксами -чик- , -щик- , (-чиц(а), -щиц(а) ).

    Чем же объясняется такая разница? Здесь действуют фонетические законы: буквосочетания зч , сч , жч , сщ на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий звук щ .

    3. Правило написания существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), —

    В каких случаях пишем -чик- , -чиц(а) , а в каких -щик- , — щиц(а) ? Чтобы не ошибиться в написании слов с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) нужно определить, от какого слова образовано существительное и применить правило:

    После букв д/т , з/с , ж пишется суффикс -чик- : изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик , в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик -чик-, -щик- пишется только после л : пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    Запомнить буквы з, с, ж, д, т пред которыми пишется суффикс -чик- может помочь фраза « ЗоСя ЖДёТ », в которой все согласные как раз те, которые нужно запомнить. Также вам в помощь рифмованное упражнение:

    Труден и сложен русский язык,
    Есть в нём рабочий суффикс -чик(-щик).
    Любит трудиться, но очень раним,
    Ж-Д-Т-З-С дружат лишь с ним!
    Грузчик, разносчик, водопроводчик –
    Суффикс-трудяга, суффикс-рабочий!

    В словах 2 столбика в существительных женского рода суффиксы –чиц(а), -щиц(а) пишутся по аналогии с существительными мужского рода –чиц(а) пишется после д/т, з/с, ж , а в остальных случаях суффикс –щиц(а) .

    4. Как применять правило

    Потренируемся в правописании суффикса.

    В слове переплёт…ик пишем -чик , потому что слово образовано от глагола переплетать, перед суффиксом стоит т , в соответствии с правилом после т пишем -чик .

    В слове камен…ик , пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж .

    В слове кровел. щик пишем ь , так как после л; пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж.

    В существительном вязал…ица пишем также ь , и –щиц , а в слове налад…ица (от наладить) пишем –чиц -, т.к. после д .

    Итак, в существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик- (фраза для запоминания согласных: « ЗоСя ЖДёТ »): изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик ; в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик , фона рщик . Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л :пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    III. Обращение к правилу на с. 83.

    IV. Закрепление. Упр. 121-124 (задание 1).

    V. Работа с текстом.

    Глубоководную рыбу крысохвоста недаром называют еще барабанщиком морских глубин. Самец с помощью особых мышц издает звук, похожий на барабанный бой. Этот звук привлекает самку. (Р. Маррис, пер. с англ. А. Голова)

    С помощью каких средств связаны предложения в тексте?

    Выпишите однокоренные слова, выполните их морфемный разбор.

    Выпишите слова, образованные сложением, выполните их морфемный разбор.

    Выделите приставки, объясните их правописание.

    VI. Подведение итогов. Упр. 124 (задание 2).

    VII. Дифференцированное домашнее задание. § 16.упр. 120., упр. 125.

    3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

    При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

    1) правописание гласных в суффиксах существительных;
    2) правописание согласных в суффиксах существительных.

    Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.

    Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.

    1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

    а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

    Ключ ик – ключ ик а.

    суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Замоч ек – замо чк а.

    Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

    Залив → залив чик.

    б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш;

    Шуба → шуб оньк а.

    суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш.

    Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

    Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька ;

    в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

    суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;

    В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Гор ец – гор ц а.

    г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- (ц чередуется с ч);

    Пугов иц а → пугов ичк а.

    В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .

    Им ечк о, Ман ечк а.

    Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);

    д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;

    Горош ин а → горош инк а.

    Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на, у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.

    Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

    Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.

    2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

    а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж;

    Разве д чик, счё т чик, расска з чик.

    суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

    Пи ль щик, ато м щик.

    б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т.

    Каба к → каба т чик; разда ч а → разда т чик.

    Суффиксы -чик-, -щик-

    1. В первом училище готовили шлифовщиков, а во втором - наборщиков, печатников и переплетчиков. 2. Смазчик на каждой станции проверял колеса вагонов. 3. На строительстве школы каменщики завоевали первенство. 4. Геологоразведчики нашли новое богатое месторождение нефти. 5. Открыв дверь в комнату сварщиков, девочки остановились на пороге. 6. Каждый вечер к столбам подходил фонарщик с лестницей и зажигал фонари.

    8. Извозчик перевозил на пристань капусту, морковь и свеклу.

    Слесарь-водопроводчик быстро исправил повреждение. 9. Во двор зашел стекольщик и лудильщик. 10. Каждое утро газетчик приносил нам свежую газету. 11. Речи зарубежных гостей передавали переводчики. 12. Впереди пионерского отряда шел барабанщик. 13. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти. (Жит.) (98 слов.)

    1. Нашей стране нужны многочисленные квалифицированные кадры рабочих: сборщики промышленного оборудования, электрогазосварщики, переплетчики книг и брошюр, резчики по дереву и камню, пильщики и краснодеревщики. 2. Старик оказался хорошим рассказчиком интересных случаев из своей жизни.

    3. С раннего утра и до позднего вечера на пристани работали грузчики. 4. У берега реки всегда можно было найти перевозчика. 5. На постройке плотины особенно хорошо работали бетонщики и каменщики. 6. В магазине начали работать укладчицы и подносчицы товаров. 7. Учреждению были нужны переписчики и копировщики. 8. Впереди батальона шли знаменщики и барабанщики. 9. На строительстве Московского метрополитена работали гранитчики и облицовщики. (95 слов.)

    1. После окончания войны в колхоз приехал вербовщик из Министерства рыбной промышленности. (Чак.) 2. Собрали мы часовщиков, портных, лудильщиков и собственными руками переделали купеческие хоромы в клуб. (Вас.) 3. Через несколько времени погонщики слонов и надсмотрщики привыкли к диким слонам изъявившим большое любопытство к работе и неутомимость. (Тих.) 4. Зимовщиков очень огорчало, что их питомец (собака) имеет такой изъян. (Водоп.) 5. Барабанщики (…) легким шагом прошли через весь зал. (Вор.) 6. Ругая беспечных возчиков (…) бабка начала укладывать поленницу. (Гайд.) 7. Я отыщу секрет и Ларчик вам открою. (Кр.) 8. И днем, и ночью лесной объездчик охранял лес. 9. Отец купил сынишке маленький барабанчик, фонарик и игрушечный диванчик. 10. По краям полевой дорожки росли одуванчики. (95 слов.)

    Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме:
    Презентация к уроку «Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК»

    Данная презентация поможет учителю при изучении темы «Правописание суффиксов чик-щик» на уроке русского языка в 5 классе. Представлена этапность в изучении данной темы

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Правописание суффиксов — Чик -, -Щик- в существительных

    I. Организационный момент Настроить учащихся на изучение нового материала На сегодняшнем уроке вы попробуете себя в роли исследователей и попытаетесь самостоятельно вывести орфографическое правило.

    Наша цель: Познакомиться с суффиксами –чик-, — щик- и правилом написания букв Ч и Щ в суффиксах существительных.

    II. Создание мотивационной установки на изучение темы Создание положительного эмоционального настроя на восприятие темы Ученик готовил информацию о происхождении и значении слова. Слово «профессия» — официальное объявление о своей специальности (лат.) – Задание «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Знаешь ли ты профессии? А помогут тебе вспомнить их названия суффиксы. На доске записаны суффиксы: -чик, -щик, -ник, -ист, — ец, -арь, -ёр, -ач Назовите слова с этими суффиксами (наладчик, сварщик, лесник, артист, певец, лекарь, дирижер, скрипач) Правописание большинства из этих суффиксов надо запоминать, и только написание двух суффиксов подчиняется орфографическому правилу. Это суффиксы –чик, -щик.

    1.Ориентировочно-мотивационный акт Создание проблемной ситуации с целью выявления пробелов в знаниях учащихся, таким образом будет осуществлен переход к необходимости изучения этого правила. Совместная с детьми постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность

    Суффикс Наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

    Посмотрите на слова, что в них обозначают суффиксы -Чик- и -Щик-: объездчик прокатчик грузчик разносчик перебезчик обойщик Фонарщик Танцовщик Прицепщик Съемщик

    Задание Прочитайте вслух выделенные существительные и скажите, соответствует ли произношение их написанию. Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик, летчик, переводчик, шлифовщик, проектировщик, выдумщик, каменщик, разведчик, разносчик Этап выявления недостаточного звена системы знаний, возникновение конфликта между незнанием и знанием. Вывод: произношение не соответствует написанию в тех словах, где суффикс –чик-. Обдумай версию. Если нам не помогает произношение, то как выбрать

    III. Изучение нового учебного материала (поисково-исследовательский акт) 1. Этап целеполагания: подведение учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формирование выводов, их фиксирование в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе

    Основной метод работы – беседа, коллективный диалог Подчеркните слова с суффиксом –чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса. Подсказка: пять лучей – пять условий.

    докла Д чик пулеме Т чик гру З чик забойщик пилильщик Когда пишется суффикс – ЧИК-?

    Правило В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д-т,з-с и ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ. СмаЗчик (смазать). КамеНщик (не на д-т,з-с,ж).

    IV. Практический этап Учащиеся учатся применять полученные теоретические знания для решения частных практических задач. Задание. Цель задания: Научиться применять выведенное правило на практике.

    Извоз..ик Прессов..ик Рез..ик (по кости) Груз..ик Развед..ик Подбор..ица (мехов) Съем..ик (дачи) Обруб..ик Уклад..ица Формов..ица Смаз..ик Обход..к (путей) Перебеж..ик Аппарат..ица

    Назовите второе значение суффикса -ЧИК-… Сарайчик – грузчик Магазинчик – летчик Стульчик – докладчик Карманчик – подписчик

    Заполни таблицу -ЧИК- Значение лица Уменьшительное значение грузчик фонтанчик

    Отгадайте слово по его толкованию 1.Тот кто перебежал к врагу, изменник — … 2. рабочий, специалист по бетонным работам-… 3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь-… 4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке-… 5.рабочий по проходке горных выработок-… 6.рабочий, специалист по типографическому набору-… 7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь-… 8.лицо, которое снимает, арендует помещение-… 9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь-… 10.работник бани, обслуживающий посетителей-…

    ответы 1.Тот кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик 2. рабочий, специалист по бетонным работам — бетонщик 3. тот, кто подносит, доставляет что-нибудь — подносчик 4.рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке — каменщик 5.рабочий по проходке горных выработок — проходчик 6.рабочий, специалист по типографическому набору — наборщик 7.работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь — учетчик 8.лицо, которое снимает, арендует помещение — съемщик 9.рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь — смазчик 10.работник бани, обслуживающий посетителей — банщик

    Индивидуальное задание вставьте пропущенные буквы: Карточка №1 Камен… Водопровод… Барабан… Полиров… Сбор… Газет… Рассказ… Стеколь… Бетон… Вагон… Карточка №2 Перевод… Буриль… Разнос… Портфель… Пулемет… Уголь… Набор… Компьютер… Забастов… Зачин…

    Проверим себя  1) в каком слове пишется буква – Ч — ? А. Танцов..ик; Б. Забой..ик; В. Груз..ик Г. Обой..ик

    Проверим себя  2) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? А. прицеп..ик, разнос..ик, пулемет..ик Б. доклад..ик, прокат..ик, обруб..ик В. Перебез..ик, подбор..ица, лет..ик Г. подпис..ик, извоз..ик, проход..ик

    V. Рефлексивно-оценочный акт Цель: создание условий, когда требование к себе через рефлексию собственных действий ученик предъявляет сам. Задание. Представь себе, что твой друг заболел, пропустил урок. Смог бы ты объяснить эту орфограмму другу? Если да, то письменно объясни и приведи примеры.

    Подведем итоги  Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значение суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

    VI. Этап домашнего задания Цель: применение полученных знаний, самоконтроль, развитие речи и творческих способностей. Выучить правило на странице 102 «3» Упр. 248 «4» Составить диктант из 15 слов на данное правило «5» Составить текст (10-12 предложений), используя слова с суффиксами –чик — щик

    У существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных д , т , з , с , ж пишется суффикс -чик , после других согласных — суффикс -щик , например: докладчик, летчик, грузчик, подписчик, перебежчик, каменщик .

    Буква ь пишется перед суффиксом -щик только после л , например: точильщик .

    Некоторые суффиксы существительных служат для выражения оттенков уменьшительности, ласкательности, увеличительности и т. п.:

    Суффиксы ЕК, ИК, ЧИК

    Следует писать -ек , если гласный при склонении выпадает, если не выпадает — -ик и -чик , например: ореше к (орешка), ковши к (ковшика), ящиче к (ящичка), ключи к (ключика), диванчи к, узорчи к ;

    Суффиксы ЕЦ, ИЦ-а

    В словах мужского рода пишется -ец , в словах женского рода -иц , например: хлебец , метелиц а ;

    Суффиксы ЕЦ-о, ИЦ-е.

    Если ударение падает на окончание, пишется -ец -о́ , если ударение на основе — пишется -иц , например: письмецо́ , зданьице ;

    Суффиксы ОНЬК, ЕНЬК

    Пишутся с буквой ь (они имеют ласкательное значение), например: березоньк а, Лизоньк а, реченьк а, Володеньк а (исключения: заинька, паинька ).
    Слова с суффиксом -онь к, -еньк надо отличать:

    • от слов на -инк -к- от существительных на -ин , например: трещинк а (трещин а), телятинк а (телятин а), соломинк а (соломин а) ;
    • от слов на -енк , образованных при помощи суффикса -к- от форм родительного падежа множественного числа существительных на -ня , например: пашенк а (пашня , пашен ), песенк а (песен , песня ) ;

    Суффикс ЕЧК

    Пишется после мягких согласных и шипящих, например: семечк о, чашечк а . Слова с суффиксом -ечк надо отличать от слов с -ичк , образованных от существительных с -иц с помощью суффикса -к- , например: уличк а (улиц а), ресничк а (ресниц а) ;

    Суффиксы УШК, ЮШК, ЫШК, ИШК

    В словах среднего рода пишется -ышк- , в словах мужского и женского рода — -ушк- , например: зернышк о, но: кумушк а, соседушк а . Суффиксы -юшк- и -ишк- употребляются в существительных всех трех родов, например: дядюшк а, волюшк а, полюшк о; шалунишк а, шинелишк а, пальтишк о .

    После этих суффиксов в окончании именительного падежа единственного числа пишется о :

    • в существительных среднего рода
    • в существительных мужского рода неодушевленных (стеклышко , городишко );

    Пишется а :

    • в существительных женского рода;
    • в существительных мужского рода одушевленных (зимушка , хозяюшка ; дедушка , дядюшка , сынишка ).

    Суффикс ИЩ

    Употребляется в существительных всех трех родов. После этого суффикса в форме именительного единственного числа пишется в существительных мужского и среднего рода, пишется — в существительных женского рода, например: басище , человечище , чудовище ; ручища .

    (1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
    Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

    Можно выделаить следующие правила для правильного написания суффиксов имён существительных :

    Правописание гласных в суффиксах существительных .

    Суффиксы «чик», «ик» пишутся только тогда, когда гласная при склонении существительных не изменяется во всех формах:
    кристаллик (кристаллика), шалашик (шалашика);
    если же при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс «ек»:
    звоночек, ножичек, мешочек, подарочек, рожочек, сучочек, горошек (горошка), дружочек (дружочка).

    Чередование согласных происходит в корне существительных типа барашек, рожочек х — ш, к — ч, ц — ч, поэтому в них выделяется суффикс «ек», «ик», а не «чек» «чик» (Напимер: Танк — танчик).

    У существительных мужского рода пишется суффикс «ец», при этом при склонении исчезает гласная «е» в суффиксе, а суффикс «иц» у существительных женского рода (гласная «и» всегда сохраняется).
    Приведем пример: книжица (книжицы), красавица (красавицы), владелец (владельца), капиталец (капитальца), морозец, рассказец.

    У существительных среднего рода пишется суффикс «ец», если ударение падает на окончание, а суффикс «иц» — если ударение предшествует суффиксу.
    Приведем пример: креслице, платьице, пальтецо, письмецо, ружьецо.

    У существительных женского рода пишется суффикс «ичк», если оно образованно от основ на «иц».
    Приведем пример: умничка (умница), лестничка (лестница). В всех остальных случаях пишется суффикс «еч».
    Приведем пример: ситечко (сито), пешечка (пешка), а также в образованиях от слов на «мя».
    Приведем пример: племечко, темечко, значечко, племечко;
    в именах собственных: Зоечка, Леночка, Колечка, Катечка, Фенечка, Юлечка.

    1. Тоже самое правило можно применять и для сложного суффикса «ничк»: вафельничка (вафельница), сахарничка (сахарница).

    2. Написание имен собственных с суффиксом «ичк» типа Юличка, Феничка в современном языке ненормативно.

    3. В русском языке безударного суффикса «ячк» нет.
    Суффикс «оньк» пишется у существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный: березонька, головонька, девонька, кухонька, Лизонька, лисонька, косонька; но: Марфа — Марфенька. Суффикс «еньк» пишется у существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или на шипящий: Валенька, дороженька, доченька, ноченька, подруженька, Сашенька.
    Исключение: баиньки, заинька, паинька.

    Примечания :

    1. Формы с суффиксом «еньк» образуются только от слов мама, папа: маменька, папенька. Формы маманька, папанька — просторечные, мамонька — диалектная.

    2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и подобные, встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов «аньк», «ыньк», «иньк» в современном языке нет.

    В уменьшительно-ласкательных формах, образованных от существительных на «ня» с помощью суффикса «к», ь пишется в том случае, если он имеется в родительном падеже множественного числа: милостынька (милостынь), нянька (нянь), пустынька (пустынь), яблонька (яблонь), барышенька (барышень), деревенька (деревень), дынька (дынь), кухонька (кухонь),

    Если в родительном падеже множественного числа «ь» не пишется, то он не употребляется и перед суффиксом «к»: басенка (басен), башенка (башен), колоколенка (колоколен), купаленка (купален), пашенка (пашен), песенка (песен), часовенка (часовен).

    Сочетание инк (суффиксы «ин» и «к») пишется в словах, которые образованы от существительных женского рода на ин(а): бисеринка (бисерина), бусинка (бусина), горошинка (горошина), жемчужинка (жемчужина), изюминка, миндалинка, прогалинка, ссадинка; по аналогии образованы слова снежинка (здесь суффикс «инк», так как нет слова снежина) , горлинка, пушинка. В немногочисленных словах пишется суффикс «енк»: беженка, монашенка, неженка, нищенка, француженка, черкешенка.

    Правописание согласных в суффиксах существительных.

    Суффикс «чик» пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж: разведчик, автоматчик, буфетчик, счётчик, смазчик, подписчик.

    Примечание. Согласные к и ч перед суффиксом -чик- чередуются с т: добытчик (добыча), кабатчик (кабак). Суффикс -щик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на другие согласные (кроме д, т, з, с, ж): атом-щик, гардероб-щик, дрессиров-щик, камен-щик, фонар-щик, халтур-щик.

    Примечание. Перед суффиксом «щик» ь пишется только после л: кровель-щик, пильщик, прогульщик, текстильщик.
    У существительных, образованных от основ прилагательных, пишутся следующие суффиксы:

    «изн»: белизна, голубизна, кривизна, новизна;
    «ин»: быстрина, глубина, старина, седина, толщина;
    «от»: краснота, мелкота, дремота, прямота, слепота;
    «ость»: ветхость, дикость, домовитость, мелковатость, угловатость; а также от основ причастий: возбужденность, воспитанность, изолированность.
    Возможны также образования от основ прилагательных с суффиксом «ность»: будущность (будущий), всеобщность, горячность, готовность, общность.


    -енств-: нищенство, первенство (от нищенствовать, первенствовать);
    -отн-: беготня (от бегать), пачкотня, руготня, стукотня.
    -ств- (-овств-): воровство, колдовство, мотовство, сватовство, хвастовство, шутовство, явство (устар. от явиться);
    -еств-: жульничество (от жульничать), кустарничество, лодырничество, мошенничество, привередничество; также от основ прилагательных: излишество, могущество.

    Примечание. Написание слов типа варево, месиво, образованных от глаголов с помощью суффиксов -ив-, -ев-, рекомендуется запомнить. Вот некоторые из них: жарево, кружево, курево, топливо.

    3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

    При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

    1) правописание гласных в суффиксах существительных;
    2) правописание согласных в суффиксах существительных.

    Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.

    Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.

    1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

    а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

    Ключ ик – ключ ик а.

    суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Замоч ек – замо чк а.

    Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

    Залив → залив чик.

    б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш;

    Шуба → шуб оньк а.

    суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш.

    Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

    Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька ;

    в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

    суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;

    В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Гор ец – гор ц а.

    г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- (ц чередуется с ч);

    Пугов иц а → пугов ичк а.

    В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .

    Им ечк о, Ман ечк а.

    Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);

    д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;

    Горош ин а → горош инк а.

    Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на, у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.

    Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

    Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.

    2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

    а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж;

    Разве д чик, счё т чик, расска з чик.

    суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

    Пи ль щик, ато м щик.

    б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т.

    Каба к → каба т чик; разда ч а → разда т чик.

    Упражнение к теме «3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных»

    Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

    Правописание имен существительных

    Суффиксы существительных

    Суффиксы -ик-, -чик- пишутся в том случае, если гласная и при склонении существительных сохраняется во всех формах: кристалл ик (кристалл ик а), шалаш ик (шалаш ик а) ; если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс -ек: горош ек (горош к а), дождич ек (дождич к а), дружоч ек (дружоч к а), звоноч ек, кулеч ек, мешоч ек, ножич ек, подароч ек, рожоч ек, сучоч ек.

    Примечание. В корне существительных типа орешек, рожочек происходит чередование х — ш, к — ч, ц — ч, поэтому в них выделяется суффикс -ек, -ик, а не -чек — -чик (ср.: палец — пальч- ик) .

    Суффикс -ец пишется у существительных мужского рода (гласная е в суффиксе при склонении исчезает), а суффикс -иц- — у существительных женского рода (гласная и всегда сохраняется): владел ец (владельца), капитал ец (капитальца), мороз ец, рассказ ец, полковод ец; книж иц а (книж иц ы), красав иц а, владел иц а.

    У существительных среднего рода пишется суффикс -ец- , если ударение падает на окончание, а -иц- — если ударение предшествует суффиксу: пальт ец о , письм ец о , ружь ец о ; зда нь иц е, здоро вь иц е, кре сл иц е, пла ть иц е.

    Суффикс -ичк- пишется у существительных женского рода, образованных от основ на иц: лестн ичк а (лестн иц -а), луков ичк а (луков иц -а), пугов ичк а (пугов иц -а), умн ичк а (умн иц -а) . В остальных случаях пишется суффикс -ечк- : пеш ечк а (пешка), сит ечк о (сито), утр ечк о (утро) ; а также в образованиях от слов на мя: врем ечк о, плем ечк о, стрем ечк о, тем ечк о; в именах собственных: Вал ечк а, Зо ечк а, И ечк а, Кол ечк а, Фен ечк а, Юл ечк а (у этих слов основа не оканчивается на иц).

    1. Это же правило можно применять и для сложного суффикса -ничк- : вафель ничк а (вафельн иц -а), сахар ничк а (сахарн иц -а) .

    2. Написание имен собственных с суффиксом -ичк- типа Сон ичк а, Фен ичк а в современном языке ненормативно.

    3. В русском языке безударного суффикса -ячк- нет.

    Суффикс -оньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный: бере з — оньк а, голо в — оньк а, де в — оньк а, ко с — оньк а, Ли з — оньк а, ли с — оньк а, поло с — оньк а; но: Мар ф а — Мар ф’ — еньк а. Суффикс -еньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или на шипящий: Ва л’ — еньк а, доро ж — еньк а, до ч’ — еньк а, но ч’ — еньк а, подру ж — еньк а, Са ш — еньк а.
    Исключение: ба иньк и, за иньк а, па иньк а.

    1. От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : мам еньк а, пап еньк а. Формы мама нька, папа нька — просторечные, ма монька — диалектная.

    2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и под., встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном языке нет.

    В уменьшительно-ласкательных формах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса -к- , ь пишется в том случае, если он имеется в родительном падеже множественного числа: барышен ь — к -а (барышен ь), деревен ь ка (деревен ь), дын ь ка (дын ь), кухон ь ка (кухон ь), милостын ь ка (милостын ь), нян ь ка (нян ь), пустын ь ка (пустын ь), яблон ь ка (яблон ь) .

    Если в родительном падеже множественного числа ь не пишется, то он не употребляется и перед суффиксом -к- : басенка (басен), башенка (башен), колоколенка (колоколен), купаленка (купален), пашенка (пашен), песенка (песен), часовенка (часовен) .

    Сочетание инк (суффиксы -ин- и -к-) пишется в словах, которые образованы от существительных женского рода на ин(а) : бисер инк а (бисер ин а), бус инк а (бус ин а), горош инк а (горош ин а), жемчуж инк а (жемчуж ин а), изюм инк а, миндал инк а, прогал инк а, ссад инк а; по аналогии образованы слова снеж инк а (здесь суффикс -инк- , так как нет слова снежина) , горл инк а, пуш инк а. В немногочисленных словах пишется суффикс -енк- : беж енк а, монаш енк а, неж енк а, нищ енк а, француж енк а, черкеш енк а.

    Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж: вклад- чик, автомат- чик, буфет- чик, воз- чик, смаз- чик, подпис- чик, перебеж- чик.

    Примечание. Согласные к и ч перед суффиксом -чик- чередуются с т: добыт чик (добыча), кабат чик (кабак) . Суффикс -щик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на другие согласные (кроме д, т, з, с, ж) : ато м — щик, гардеро б — щик, дрессиро в — щик, каме н — щик, фона р — щик, халту р — щик.

    Примечание. Перед суффиксом -щик- ь пишется только после л: кровел ь -щик, пил ь щик, прогул ь щик, текстил ь щик.

    У существительных, образованных от основ прилагательных, пишутся суффиксы:

    Изн- : бел изн а, голуб изн а, желт изн а, крив изн а, нов изн а;
    -ин- : быстр ин а, выш ин а, глуб ин а, стар ин а, сед ин а, толщ ин а;
    -от- : красн от а, мелк от а, наг от а, пестр от а, прям от а, слеп от а;
    -ость- : ветх ость, дик ость, деловит ость, домовит ость, убог ость, угловат ость; а также от основ причастий: возбужденн ость, воспитанн ость, изолированн ость.
    Возможны также образования от основ прилагательных с суффиксом -ность: будущ ность (будущий), всеобщ ность, горяч ность, готов ность, общ ность, сущ ность (сущий) .

    У существительных, образованных от основ глаголов, пишутся суффиксы:
    -енств- : нищ енств о, перв енств о (от нищ енств овать, перв енств овать) ;
    -отн- : бег отн я (от бегать), пачк отн я, руг отн я, стук отн я, толк отн я;
    -ств- (-овств-) : вор овств о, колд овств о, мот овств о, сват овств о, хваст овств о, шут овств о, яв ств о (устар. от явиться) ;
    -еств- : жульнич еств о (от жульничать), кустарнич еств о, лодырнич еств о, мошеннич еств о, привереднич еств о; также от основ прилагательных: излиш еств о, могущ еств о.

    Примечание. Написание слов типа варево, месиво, образованных от глаголов с помощью суффиксов -ив-, -ев- , рекомендуется запомнить. Вот некоторые из них: жар ев о, круж ев о, кур ев о, топл ив о.

    Урок по русскому языку на тему «Суффиксы существительных -чик, -чек» (3 класс)

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Золотова Вера Михайловна

    Учитель начальных классов

    МБОУ «Средняя школа №53»

    Предмет: русский язык

    Тема . Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные.

    Место: изучение нового материала

    Цель : познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик.

    Формировать представления о написании суффиксов –ек, — ик.

    Повторить словообразовательный разбор.

    Развивающие: ра звитие речи учащихся, обогащение словарного запаса; развитие орфографической зоркости, логического мышления.

    Воспитательные : воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.

    1 Организационный момент

    2 Словарная работа. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

    3 Знакомство с новым материалом. Работа над темой урока.

    5Упражнения с целью закрепления материала

    6 Домашнее задание

    7 Подведение итога урока

    I Организационный момент

    Глаза смотрят и видят.

    Уши слушают и слышат.

    Сначала думаю, а потом говорю.

    Помню, что в классе я не один,

    Умею слушать мнения других.

    II. Словарно-орфографическая работа

    Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа.

    — Для чего мы её проводим?

    Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах.

    Внимание на доску, прочитайте предложение.

    — Могли бы вы встретить такое явление в природе? (Нет).

    — Какое это предложение? (Шуточное).

    — Вставьте в слова недостающие буквы.

    — Какие слова не вызвали затруднений при работе? (на осине, орех)

    — Какую букву нужно писать в этих словах?

    — В каком слове вы затруднились вставить букву? (однажды)

    Почему? (оно новое, с этим словом мы ещё не встречались)

    — Где вы уточните правильное написание этого слова? (В словаре «Пиши правильно»)

    — Откройте словарь и уточните правописание слова «однажды», затем спишите предложение, вставляя буквы.

    ..днажды на..сине вырос..рех.

    — Поставьте в словах ударение, подчеркните, букву, которую нужно запомнить.

    2 ) Сообщение темы урока.

    — Как вы понимаете значение слова беглый?

    — Встречается ли это понятие в русском языке?

    — Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

    — Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

    — Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

    — Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

    — О чём мы с вами будем сегодня говорить?

    — Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

    — Сформулируйте тему урока. (Чередование звуков в суффиксах слов, Е и О – беглые гласные).

    — Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам подскажет Анишит Йокоповна.

    Откройте с. 129 и прочитайте её слова.

    III Работа с новым материалом.

    Упражнение 146, 147, с. 130 (работа в парах)

    Учитель. Откройте словарь. Посмотрите на условное обозначение на полях слева и скажите, с каким словарём будете работать? На какую букву откроете словарь?

    Откройте, прочитайте слова на -ек. Выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов и существительные, обозначающие детёнышей домашних животных.

    — Какие слова первой группы вы пометили? Прочитайте слова второй группы.

    Работать будете в парах. Один из вас напишет столбиком одну группу слов, а сосед другую. Рядом пишите слово, от ОСНОВЫ которого оно образовано. Рассмотрите образец в учебнике и начинайте работать.

    Двое работают у доски.

    — Покажите, как образованы любые два слова. Корни не выделяйте, выделяйте только их основы!, как показано в учебнике.

    Выполняется вторая часть задания.

    — Докажите, меняя форму слов, что во всех словах на –ек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе).

    — Какую форму будете использовать для доказательства? (Р.п. ед.ч).

    — Прочитайте, какую форму использовал Миша?

    V Работа над темой урока.

    — Иногда слова с беглым гласным ПУТАЮТ с другими словами, где такой орфограммы нет.

    — Прочитайте слова на доске: замоч(е/и)к костюмч(е/к)

    Скажите устно, от основ каких слов образовались эти слова? (замок, костюм)

    — В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет.

    — Как это узнать? (Нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.).

    — Где гласный звук «сбежал»?

    — Где он остался на месте?

    — В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»?

    — Прочитайте правило Летучей мыши.

    — Письменно покажите как образованы эти слова:

    Замочек – замок/; замоч + ек + … = замочек

    Костюмчик – костюм/; костюм + чик + … = костюмчик.

    — Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов? (разные: -ек и –чик)

    VI Упражнения, с целью закрепления изученного материала.

    Упражнение 149 (два слова у доски, остальные самостоятельно)

    Песоч .. к – песо чк а; песок/; песоч/ + ек + … = песочек.

    Вагонч .. к – вагонч и ка; вагон/ + чик + … = вагончик.

    Балконч .. к – балконч и ка; балкон/ + чик + … = балкончик.

    Фартуч .. к – фарту чк а; фартук/; фартуч/ + ек + … = фартучек.

    Укропч .. к – укропч и ка; укроп/ + чик + … = укропчик.

    Упражнение 152 (самостоятельно)

    — Постарайтесь записать слова правильно. Что для этого нужно делать?

    — У доски работает трое учеников. (Цепочкой).

    — Давайте составим правило – алгоритм, который поможет вам в дальнейшем правильно писать слова.

    I шаг. Измени форму слова.

    II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

    Пиши Е или О Пиши И

    Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

    Кто не допустил ни одной ошибки поставьте! это отлично

    Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак + это тоже хорошо

    Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе? это значит ещё остались вопросы, не всё

    понято, надо ещё поработать.

    Доскажите слова по алгоритму:

    — Если при изменении формы слова существительного, гласный убегает, то пиши.

    — Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то пиши …

    VIII Домашнее задание.

    Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание домашней работы.

    Правило написания чик и чеки

    Компьютер; проектор; мультфильм, откорректированный для работы на уроке с помощью программы Windows Movie Maker; слайды, используемые в начале урока и на этапе рефлексии, выполнены в программе Microsoft Office PowerPoint.

    Ход урока:
    I Организационный момент.

    — Здравствуйте, ребята. Садитесь.
    II Проверка домашнего задания и повторение изученного материала.
    — В тетрадях с домашним заданием отступаем 2 строчки, записываем число, лексический диктант.
    Задание лексического диктанта. По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности, объяснить написание букв Ч и Щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:
    1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник.
    2. Рабочий, специалист по бетонным работам.
    3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь.
    4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке.
    5. Рабочий по проходке горных выработок.
    6. Рабочий, специалист по типографскому набору.
    7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь.
    8. Лицо, которое снимает, арендует помещение;
    9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь.
    10. Работник бани, обслуживающий посетителей.
    Слова, которые учащиеся должны были выписать в тетрадь
    Перебежчик, бетонщик, подносчик, каменщик, проходчик, наборщик, учётчик, съёмщик, смазчик, банщик.
    По окончанию лексического диктанта тетради сдаются учителю на проверку.
    III Изучение нового материала.
    — Открываем тетради, записываем число, классная работа.
    (слайд №1)
    Задание: запишите первые буквы картинок и получите слово, относящееся к теме нашего с вами урока. (СУФФИКС)
    Давайте вспомним, что такое суффикс? (Морфема (значимая часть слова) находящаяся после корня, перед окончанием. С помощью суффикса образуются новые слова)
    (слайд №1 гиперссылка(нижний левый угол) (1 отрывок из мультфильма))
    — Ребята, чтобы помочь Перестукину, мы должны сегодня изучить новое правило, связанное с суффиксами.
    -Как вы думаете о правописании каких суффиксов мы сегодня будем говорить? (определяем тему урока) (слайд №2)
    -Запишите тему урока в тетрадь:
    Употребление суффиксов существительных — чек, — чик.
    Чтобы знать какую букву вставить, мы должны знать правило, откроем учебник на с. 234, прочитаем правило.
    IV Закрепление изученного материала.
    — Правило в учебнике мы прочитали, разобрали его на примерах, теперь используя его, выполним упражнение 692 на стр. 234
    — Запишем в тетради упражнение 692(выполняем письменно, под диктовку учащегося по цепочке, проговаривая правило; первое слово (для примера) (слайд № 3))

    Упражнение 692.
    1) Коридор — коридорчика — коридорчик;
    2) Кирпич — кирпичика — кирпичик;
    3) Мешок — мешочка — мешочек;
    4) Горох — горошка — горошек;
    5) Заяц — зайчика — зайчик;
    6) Порог — порожка — порожек;
    7) Барабан — барабанчика — барабанчик;
    8) Работник — работничка — работничек;
    9) Карандаш — карандашика — карандашик;
    10) Сучок — сучочка — сучочек;
    11) Цветок — цветочка — цветочек;
    12) Дождик — дождичка — дождичек.
    -Молодцы, выполнили упражнение. А теперь давайте посмотрим, понял ли это правило Перестукин? (слайд №3) (гиперссылка в левом нижнем углу)
    -Молодец, Перестукин, понял правило.
    V Работа по развитию речи
    А теперь вы поработайте самостоятельно на стр. 234 из упражнения 693 выписать любые 6-7 слов, записать их с суффиксами -ик-(чик), -ек-(чек) и составить с этими словами 3-4 предложения.
    Выбранные слова: молоток, внук, гвоздь, лист, арбуз, цветок, голос.
    Слова с суффиксами: молоточек, внучек, гвоздик, листочек, арбузик, цветочек, голосочек.
    Пример предложений:
    1. Внучек взял молоточек и забил гвоздик.
    2. Я взял листочек и нарисовал на нем арбузик.
    3. Красивый цветочек рос у бабушки на окошке.
    4.У моей сестры самый тоненький голосочек в хоре.
    VI Этап подведения итогов урока
    — Ребята, сегодня на уроке мы изучили новое правило, обратите внимание на экран, на нем написаны незаконченные предложения, закончите их.
    (слайд № 4)
    VII Домашнее задание и его разбор
    На стр. 234 § 90 выучить правило, упражнение 693 записать слова с суффиксами -ик-, -ек-, образовав их от всех слов данных в этом упражнении.

    Урок в 5 классе

    Тема: Правила употребления на письме суффиксов –чик, -щик.

    Цели:

    Предметные: освоить орфографическое правило правописания суффиксов имен существительных и алгоритм его использования. Обладать орфографической зоркостью, соблюдать основную орфографическую норму на письме.

    Метапредметные:

    Личностные: развивают эстетические потребности, ценности и чувства.

    Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

    Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

    Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения.

    Тип урока: личностно-ориентированный (изучение нового материала)

    Методы и приемы: словесный, практический, иллюстративный, учебное исследование, проблемный, самостоятельная работа, объяснение.

    Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.

    Ход урока

    I. Организационно-мотивационный этап

    Настроить обучающихся на предстоящую работу.

    II. Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации (5 мин)

    Цель: формулировка собственного отношения к содержанию урока.

    Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.

    Отводимое время:

    Кем быть? Ребята, вы уже задавались этим вопросом?

    Кем вы хотите стать?

    Я предлагаю вам от данных глаголов образовать имена существительные, обозначающие профессии

    Фасовать-фасовщик

    Грузить – грузчик

    Летать – летчик

    Фрезеровать – фрезеровщик

    Стеклить – стекольщик

    Укладывать - укладчик

    При помощи каких суффиксов образованы данные слова?(-чик-, -щик-,).

    Какое значение они имеют? (обозначают "профессию", "лицо, занимающееся каким-либо делом"). Произнесите концовки слов. Сравните с написанием.

    [ щик]
    резать – рез чик
    [щик]
    барабан – барабан щик
    [щик]
    разносить – разнос чик
    [щик]
    сварка – свар щик

    – Что вас удивило?

    Могут ли у нас при письме появиться ошибки, можем ли мы сказать, как правильно написать эти слова,? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?

    Поставьте главную задачу на урок

    Научиться правильно писать слова с суффиксами -чик- и -щик-

    Что мы должны сделать, чтобы достичь успеха?

    (-выявить, в каких случаях нужно писать суффиксы -чик- и -щик- в существительных

    Научиться правильно писать слова с суффиксами -чик- и -щик-)

    III. изучение нового материала

    Цель: обеспечить развитие и саморазвитие каждого ученика, учить правильно писать слова с -чик- и -щик-

    Методы и приемы: мотивирование (стимулирование) учебной активности учащихся в ходе освоения нового материала

    Первичный этап. Постановка конкретной учебной цели перед учащимися.

    Предлагаю превратиться в учёных и попробовать, внимательно рассмотрев слова данные на слайде и на карточке №2, сопоставить их

    (слова с суффиксом -чик (-щик ), причем буквы д , т , з , с , ж перед суффиксом выделены красным цветом)

    (докладчик, грузчик, прокатчик, разносчик, перебежчик, танцовщик, болельщик, паромщик, носильщик, советчик…)

    А теперь обратите внимание: буквы в суффиксах разные, а есть ли что-то общее в этих словах? (Они обозначают людей, определенных профессий, специальности, рода занятий)

    Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксе –чик (- щик)? Почему? После каких согласных пишется буква Ч в суффиксе -чик (-щик) ?

    ИТОГ: Формулируем правило о написании суффиксов –ЧИК и –ЩИК: «В суффиксах существительных – чик (- щик) после букв д,т,з,с,ж – пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ».

    А сейчас давайте обратимся к учебнику и сравним наш вывод с правилом в учебнике

    Чтобы лучше запомнить буквы, выучите фразу «Я тоже здесь» Все согласные буквы из нашего правила.

    Еще я дарю вам “Путеводную звезду”. Она будет освещать ваш путь в стране “Орфография”, обратите внимание, она из нашего правила.

    IV. Практикум

    Цель : формирование конкретного образовательного результата/группы результатов.

    Методы и приемы: коллективная, работа в парах, объяснение, групповая.

    Давайте проведем лексический диктант. Я буду говорить значение слова, а вы записывать само слово:

    1.Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик).

    2.Рабочий, специалист по бетонным работам (бетонщик).

    3.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (подносчик).

    4.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (каменщик).

    5. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. (Разведчик.)

    6.Рабочий, специалист по типографскому набору (наборщик).

    7.Работник, ведущий учет (учетчик).

    8.Тот. кто делает съемку местности (съемщик)

    9.Рабочий, занимающийся смазкой (смазчик).

    10. Работник бани, обслуживающий посетителей (банщик)

    Фронтальная проверка выполненного задания. (правильные ответы дети записывают на доске)

    2.Работа в парах по определению разницы в написании слов с суффиксами -щик, -чик-.

    предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в предложениях):

    1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
    2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
    3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
    4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
    5. Рабочие передавали сменчикам станки.
    6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
    7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

    зад. повыш. сложн.

    Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

    1. В каком слове пишется Щ:

    1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

      В каком слове пишется Ч:

    1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

      В каком слове пишется Щ?

    1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

      В каком слове пишется Ч?

    1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

      В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

    1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

      В каком слове перед суффиксом не пишется Ь?

    1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

      В каком слове пропущена буква С?

    1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

      В каком слове пропущена буква Д?

    1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

    Взаимопроверка. Оценивание

    Определите разницу в написании слов.(объяснение учащихся)

    6. Самостоятельная работа

    Распределить слова по профессиям и видам деятельности

    Строительная профессия

    Отрицательная оценка человеку

    Другие профессии

    Устаревшие профессии

    арматурщик

    формовщик

    прогульщик

    зачинщик

    перебежчик

    забастовщик

    разведчик

    паяльщик

    ракетчик

    газетчик

    фонарщик

    переплетчик

    переписчик

    приказчик

    Проверка, оценивание по критериям

    Д/З. Выполнить упр.707, 708 или составить словарный диктант на тему "Удивительный дом".

    V. Оценочно-рефлексивный этап.

    Цель: стимулировать активность детей, их стремление к достижению успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.

    Методы и приемы: методы педагогической поддержки, методы самоопределения личности

    Отводимое время: 2 мин.

    Давайте вернемся к нашим поставленным задачам.

    Как вы думаете, справились мы с ними?

    Все ли удалось?

    Что показалось наиболее трудным?

    Что было самым интересным?

    Скажем друг другу спасибо.

    gastroguru © 2017