Страницы истории. Государство и церковь в России в XVI — XVII вв

  • 7. Северо-восточная Русь в конце 13-первой половине 15 веков. Московское княжество при Иване Калите и Дмитрии Донском
  • 8. Образование единого Российского государства. Московская Русь во второй половине 15 – начале 16века. Правление Ивана 3.
  • 9. Борьба за свержение ордынского ига. Куликовская битва. Стояние на реке Угре.
  • 10. Россия в 16 веке. Укрепление государственной власти при Иване 4. Реформы 1550 года.
  • 11. Опричнина и её последствия
  • 12. Развитие Русской культуры в 14-16 веках.
  • 13. Смутное время в начале 17 века.
  • 14. Социально-экономическое и политическое развитие России в 17 веке
  • 15. Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией.
  • 16. Соборное Уложение 1649 года. Усиление самодержавной власти.
  • 17. Церковь и государство в 17 веке.
  • 18. Социальные движения в 17 веке.
  • 19. Русская культура 17 века
  • 20. Россия в коне 17 века- начале 18 века. Реформы Петра.
  • 21. Внешняя политика России в первой четверти 18 века. Северная война.
  • 22. Культура России первой четверти 18 века
  • 23. Россия в 30-е-50-е годы 18 века. Дворцовые перевороты
  • 24. Внутренняя политика Екатерины 2
  • 25. Внешняя политика Екатерины 2
  • 26. Внутренняя и внешняя политика России в первой четверти 19 века
  • 27. Тайные декабристские организации. Восстание декабристов.
  • 28. Внутренняя и внешняя политика России в эпоху Николая 1
  • 29. Культура и искусство России первой половины 19 века
  • 30. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века
  • 31. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века
  • 32. Социально-экономическое развитие России в 60-е-90-е годы 19 века
  • 33. Внешняя политика России во второй половине 19 века
  • 34. Революционное народничество в 1870-х – начале 1880-х
  • 35. Рабочее движение в России в 70-х-90-х гг. 19 века
  • 36. Культура России 60-х-90-х годов 19 века.
  • 37. Особенности социально-экономического развития России в конце 19 – начале 20 века.
  • 38. Культура России в начале 20 века
  • 39. Первая российская революция 1905-1907 гг.
  • 40. Политические партии России в начале 20 века. Программы и лидеры.
  • 41. Деятельность государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма.
  • 42. Реформаторская деятельность Витте и Столыпина.
  • 43. Россия в первой Мировой войне.
  • 44. Февральская революция 1917 года в России.
  • 45. Победа вооруженного восстания в Петрограде. Октябрь 1917. Второй Всероссийский съезд советов. Создание Советского государства.
  • 46. Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.
  • 47. Советская страна в период нэПа.
  • 48. Образование ссср.
  • 49. Идейно-политическая борьба в партии в 20-е годы 20 века.
  • 50. Общественно-политическая жизнь советского государства в конце 20-х-30-е годы 20 века.
  • 51. Индустриализация в ссср.
  • 52. Коллективизация сельского хозяйства в ссср.
  • 53. Политика советского правительства в области культуры в 20-е – 30-е годы 20 века
  • 54. Внешняя политика России в 20-е-30-е годы 20 века
  • 55. Ссср в годы вов
  • 56. Ссср в первое послевоенное десятилетие
  • 57. Внешняя политика ссср в первое послевоенное десятилетие
  • 58. Ссср в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века
  • 59. Внешняя политика ссср в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века
  • 60. Духовная и культурная жизнь в ссср в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века
  • 61. Ссср в начале 60-х – начале 80-х годов 20 века
  • 62. Особенности духовной жизни советского народа в 60-е – 80-е годы 20 века
  • 63. Перестройка в ссср.
  • 64. Новый внешнеполитический курс ссср в годы перестройки
  • 65. Духовная жизнь советского общества в период перестройки
  • 66. Суверенная Россия в первой половине 90-х годов 20 века
  • 67. Внутренняя политика России на рубеже 20-21 веков
  • 68. Место России в современных международных отношениях.
  • 17. Церковь и государство в 17 веке.

    Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой - часто конфликтовала с ней: казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства; церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела. Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше - «священство или царство», т. е. духовная или светская власть. При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.

    3. Многих церковных деятелей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок - свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.

    4. В это время в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифантьев и др. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за «исправление» церковных служб, разночтений в богослужебных книгах.

    Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

    В 1667 г. церковный Собор проклял всех защитников старых обрядов - старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.

    Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины (скиты), изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне.

    18. Социальные движения в 17 веке.

    В 1645 г. после смерти Михаила царем стал его сын Алексей Михайлович (до 1676). В начале правления молодой царь находился под сильным влиянием своего бывшего воспитателя боярина Бориса Морозова. По его совету в 1648 г. царь женился на Марии Милославской, а сам Морозов взял в жены ее сестру. Новые царские родственники, пользуясь своим положением, принялись с жадностью брать взятки. Особенно отличился глава Земского приказа Леонтий Плещеев, который за взятки освобождал людей от тюрьмы.

    В 1646 г. правительство во главе с Морозовым увеличило в 4 раза налог на соль, тяжесть которого непосильным бременем легла на трудовые массы города и деревни. Соль была консервантом, сохранявшим долгое время солонину и рыбу. Эффект от введения соляного налога получился самый неожиданный: народ перестал покупать соль, гнила рыба, портилось мясо, выросла контрабандная продажа соли. Доходы казны существенно сократились. Соляной налог отменили, но при этом сократили жалованье стрельцам, пушкарям, приказным. Купцы требовали отмены льгот для иностранцев. Посадские люди выступали против существования «белых» слобод, не плативших налоги. Недовольство было всеобщим, восстания прокатились по городам Козлов, Воронеж, Курск и др. Но самым крупным было восстание в Москве.

    1 июня 1648 г. на окраине Москвы царь был остановлен большой толпой москвичей и челобитчиков, собравшихся с разных концов страны. Они жаловались на несправедливость судей (Плещеева и Морозова), требовали ликвидации «белых» слобод и снижения тягла. Народ был разогнан. На следующий день восставшие разгромили 30 домов московской знати: боярина Морозова, Плещеева, а инициатора налога на соль Никиту Чистого изрубили на куски, бросив останки в кучу навоза. Царь пошел на «жертву». По его приказанию палач вывел Плещеева из Кремля, и он был растерзан толпой. Боярин Морозов пытался бежать из Москвы, но его вернули и вскоре сослали (царь заступился за родственника перед народом).

    Принятие Соборного уложения обострило борьбу трудового люда города и деревни. Основные социальные противоречия не были решены. В 1650 г. произошли восстания в Новгороде и Пскове.

    В 1662 г. вновь произошло восстание в Москве, получившее название «медного бунта». Его участники - московские посадские люди, стрельцы, солдаты. Причина была в следующем. В 60-70-х годах XVII в. Россия вела войны с Польшей и Швецией. На содержание войска тратилось до 67% государственных средств. Правительство стало выпускать медные деньги, приказав употреблять их по курсу серебряных. Но налоги собирались только серебряными. Медных денег было выпущено столько, что они сильно обесценились, стали расти цены, появились фальшивые деньги. В 1663 г. за один серебряный рубль давали 15 медных (в 1662 г. - 8 медных). Служилые люди отказывались брать медные деньги, солдаты и стрельцы бежали из полков, из-за неурожая начался голод. Все это привело к «медному бунту». В 1663 г. медные деньги отменили и вернулись к серебряным.

    Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой - часто конфликтовала с ней: казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства; церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела. По этой причине на Руси постоянно существовала проблема: что выше - ʼʼсвященство или царствоʼʼ, т. е. духовная или светская власть. При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.

    3. Многих церковных деятелœей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок - свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.

    4. В это время в Москве сложился Кружок ревнителœей древнего благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифантьев и др.
    Размещено на реф.рф
    Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за ʼʼисправлениеʼʼ церковных служб, разночтений в богослужебных книгах.

    Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести всœе церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления нужно вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

    В 1667 ᴦ. церковный Собор проклял всœех защитников старых обрядов - старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. По этой причине всœе, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всœеми сторонниками старой веры. Οʜᴎ жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.

    Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины (скиты), изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне.

    Слайд 2

    Государство и церковь

    Крест и корона РПЦ занимает значительное место в истории русского государства. Взаимоотношения церкви и государства в XVI-XVII вв. богаты переменами. Они обусловлены: -внутренним развитием церкви и государства, - социально-экономическими, - внешнеполитическими причинами. Важно помнить о византийско-православной теории «симфонии власти», предполагавшей двуединство независимо существующих, но совместно отстаивающих православные ценности светской и духовной властей. Эта доктрина во многом определяла строительство самодержавной власти и равнодушие РПЦ, ее высших иерархов к собственно государственному управлению (что трактуется часто как зависимость церкви от царя). «Симфония власти» была идеалом государственного устройства, едва ли когда достигнутым.

    Слайд 3

    Церковь и монастыри обладали значительной экономической мощью, развитыми эффективным хозяйством, были культурными центрами. Монастыри строились часто в стратегически важных местах, имели огромное значение в обороне страны. Церковь была в состоянии выставлять до 20 тыс. ратников. Это определяло материальную базу авторитета церкви (своего рода государства в государстве), которая, тем не менее, не использовалась в противостоянии светской власти. Освященный Собор как орган церковного управления принимал активное участие в работе Земских Соборов. В годы Смуты РПЦ сыграла большую роль в борьбе с самозванцами, интервенцией (трагическая гибель патриарха Гермогена, гибель монахов при защите святынь, материальная поддержка ополчения). В последней четверти XVII в. На церковных землях насчитывалось около 148 тыс. крестьянских дворов (16% от всего крестьянского населения России). Было 15 тыс. церквей, 650 монастырей.

    Слайд 4

    Первый патриарший период истории РПЦ – с 1589 - 1700 гг. Одиннадцать патриархов.

    Святитель Иов (1589-1605) Патриарх Гермоген (1606-1612) Патриарх Адриан (1690-1700) Патриарх Никон (1652-1658)

    Слайд 5

    Соправительство.Патриарх с его жизненным опытом, умом, энергией играл в этом союзе ведущую роль.

    Боярин Федор Никитич Романов был страстный любитель охоты, превосходный наездник, первый щеголь. Офорт Г. Франка с оригинала Ильи Репина. Михаил Федорович Романов (1613-1345) 3-й Великий Государь Святейший Божиеюмилостию Патриарх Московский и всея Русии (1619-1633) Н. Тютрюмов. Портрет патриарха Филарета

    Слайд 6

    Презентация: Михаил и Филарет

    Привилегии церкви (с.618) С.620

    Слайд 7

    Патриаршество Филарета (1619-1633). Оценка.

    Патриарх Филарет фактически управлял Россией, являясь соправителем царя в течение 14 лет, укрепил самодержавие и новую династию, с одной стороны, и роль церкви, с другой. Филарет действовал в первую очередь как политический деятель, в интересах государства и династии Романовых, укрепляя церковь как часть государственного механизма. Цель – создать единую систему управления, усиливающую царскую власть и государство. При нем уже началась критика религиозных обрядов, обозначились противоречия и богословские споры середины XVII столетия.

    Слайд 8

    В середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством.

    Причины. I.Советская историография: процесс становления абсолютистской власти вел неизбежно к лишению церкви ее феодальных привилегий и подчинению государству. Повод – попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. II. Церковные историки отрицают такую позицию патриарха. Считают Никона последовательным идеологом «симфонии власти». Инициатива в отказе от этой теории – деятельность царской администрации и влияние протестантских идей о подчинении церкви государству. Собор 1667, низложивший патриарха, постановил: «У царя власть править превыше патриаршей и всех иерархов». III.Современные историки: закреплен принцип независимости духовной власти от светской. Компромисс: государство подтвердило автономные, хозяйственные, административные, судебные права церкви, даже закрыло Монастырский приказ. (Основная тенденция – подчинить церковь государству. Петр I.)

    Слайд 9

    Реформа РПЦ (1653-1667 гг.) – одно из самых значительных событий XVII столетия. Началась она как спор в среде «ревнителей древнего благочестия», единомышленников. А обернулась острейшим внутрицерковным конфликтом и расколом общества по религиозному признаку. Едва заметная трещина на вершине общественной пирамиды (боярыня Ф.П. Морозова, княгиня Урусова Е.П.) превращается в разлом у ее основания. Раскол отразил и одновременно способствовал углублению культурного конфликта, который относят к родовым признакам переходной эпохи.

    Слайд 10

    Жанр: Историческая драмаВыпущено: Россия, 2011Режиссер: Николай ДостальВ ролях: Александр Коротков, Валерий Гришко, Роман Мадянов, Дмитирий Тихонов

    На телеканале «Культура» премьера 20-серийного исторического фильма «Раскол». Режиссер Николай Досталь взялся за тему, которая и по сей день хранит немало «белых пятен», - история Руси XVII века, реформы патриарха Никона и судьбы старообрядчества. События показаны мощно через столкновение характеров, личностей, почти мистическое переплетение судеб.

    Слайд 11

    Предпосылки, причины церковной реформы

    1. Социальный кризис середины XVII в.. Тяжелое экономическое положение страны затрагивали отношения между церковью (крупным землевладельцем) и государством. 2. Духовный кризис обострял проблему соответствия церкви требованиям времени. Выразился в обмирщении сознания. Проявлялось в его рационализации, индивидуализации у части посадских людей и верхов общества. У ремесленников появились личные клейма: все больше осмысливалась связь между личными усилиями человека и результатами его труда, его социальным положением. Появилась поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай». 3. Внешнеполитические интересы страны. Россия пыталась объединить все православные церкви и народы. Русский царь мечтал стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Достичь мощи имперской государственной власти (влияние теории «Москва – Третий Рим»). Поэтому необходимо было приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, сербской и др. православных церквах. 4. Кризисные явления в самой церкви.

    Слайд 12

    4.Кризисные явления в самой церкви

    Низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки (пьянство, стяжательство, разврат), разночтения в священных книгах и различия в обрядах подрывали авторитет церкви. Для восстановления ее влияния в обществе требовалось навести порядок, унифицировать обряды, священные книги согласно единому образцу.

    Слайд 13

    Кружок «ревнителей древнего благочестия»или «боголюбцев» возник в Москве в сер. 1640-х гг.

    Лица духовные и светские, столичные (протопоп Казанского собора Иван Неронов, архимандрит Никон, окольничий Ф. Ртищев), провинциальные (протопопы Аввакум из Юрьевца Поволжского, Даниил из Костромы, Лазарь из Романова, Логгин из Мурома). Во главе царский духовник, настоятель кремлевского Благовещенского собора протопоп Стефан Вонифатьев. -упрочение православных ценностей (единогласие, литургическое единообразие, проповедь, исправление ошибок и разночтений в книгах); - борьба с языческими обычаями;-повышение религиозно- нравственного уровня черного и белого духовенства, прихожан за счет оцерковления всех сторон жизни. Эти идеи они рассматривали сквозь призму особой роли и ответственности Москвы за судьбы православия в соответствии с представлениями о Москве как Третьем Риме (всемирно-исторической миссии русского православия). Состав: Цель:

    Слайд 14

    Никон в 1646 по монастырским делам прибыл из Кожеозерского монастыря, познакомился с Вонифатьевым, принял программу «ревнителей благочестия». Его ум, энергия, взгляды на роль церкви произвели сильное впечатление на юного царя. Никон поставлен архимандритом придворной обители Романовых Новоспасского монастыря. Далее стремительное восхождение по ступеням церковной иерархии.

    Кадр из фильма

    Слайд 15

    Разногласия среди «ревнителей благочестия»

    Вопрос: по каким образцам производить изменения? 1. Вонифатьев, Никон, Ртищев (грекофилы) считали возможным через украинское посредничество обращение к греческим образцам и уставам. Россия, чтобы осуществить свою мировую миссию, должна усвоить как можно скорее ценности православной греческой культуры. 2. Неронов, Аввакум стояли за верность традициям, правке книг по древнерусским рукописям. Россия – Третий Рим и не нуждается ни в каких внешних заимствованиях. Патриарх Никон энергично взялся за реформу, опираясь на греческие книги.

    Слайд 16

    Русь восприняла из Византии устав, который преобладал в X в. на момент принятия Русью христианства. В XII-XIII вв. в Византии утверждается Иерусалимский устав. После завоевания Константинополя турками Москва стала считать себя хранительницей истинного православия, продолжая жить по старым обрядам, записанным в богослужебных книгах и утвержденным решениями Церковных соборов. Небезупречны оказались и те, и другие книги. В русских книгах не было двух одинаковых текстов, т.к. переписчики ошибались или вписывали отсебятину. Некоторые греческие книги подвергались изменениям после падения Византии. Исторические корни расхождений в обрядах восточной и Русской православных церквей

    Слайд 17

    Символом веры объявлен четырехконечный крест, считавшийся ранее «латинским»

    Наряду с 8 был признан 4-х конечный.

    Слайд 18

    Произошла реформа церковно-славянского языка, изменилась лексика, грамматика, ударения.

    Слайд 19

    Историк русской церкви А.В. Карташев (1875-1960) о существе разногласий:

    «Теократическая идеология «единого вселенского православного царя всех христиан» толкала московских царей на пути сближения с греками и всеми другими православными. А доморощенная Москва, загородившая свое православие стенами, не пускала своих царей на вселенское поприще.»

    Слайд 20

    Слайд 21

    Реформа начала претворяться в жизнь после избрания Никона патриархом.

    В 1653 г. разослал по всем церквам циркуляр о замене крестного знамения. - Против ослушников с благословения царя он развязал опалы и ссылки. Сосланы Логгин из Мурома, Неронов, Аввакум. Замучен епископ Коломенский Павел. -Непримиримость Никона, поспешность, насильственные методы проведения реформы вызвали глубокий протест населения, стали фактором раскола. - Имел устойчивые представления о превосходстве церковной власти над государственной (Культ митрополита Филиппа). -Ставил своей целью победу над светским мировоззрением (Соборное Уложение 1649 г., которое вводило правовое светское регулирование жизни, встречено им отрицательно). - Имел вселенские планы (Новый Иерусалим)

    Слайд 22

    Никон стремился превратить Московское государство из провинции христианского мира в центр мирового православия – Нового Иерусалима. Воскресенский монастырь на р. Истре (по названию храма Воскресения в Иерусалиме).

    Слайд 23

    Литовченко А.Д. Царь Алексей и Никон у гроба митрополита Московского Филиппа

    Слайд 24

    Царь и патриарх: от союза к противостоянию

    Отношения полного доверия и глубокого уважения долгое время связывали царя и патриарха. Напряженность в отношениях наметилась в 1656 г. Конфликт назревал постепенно. Среди многих объективных причин: - неудачный совет патриарха начать войну со Швецией; - недовольство Никоном в среде боярства и высших церковных иерархов; - нескрываемое желание Никона подчеркнуть автономию церкви и свою исключительную роль не только в делах священства. 1658 г. – отъезд Никона из Москвы с тайной надеждой, что царь позовет его обратно. 8 лет двусмысленная ситуация: формально Никон – патриарх, но не исполнял патриаршие функции.. Церковный собор 1666-1667 гг. «Дело патриарха Никона» [Кадр из фильма] В деятельности Никона переплелись в единый клубок интересы государства, потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха.

    Слайд 25

    Слайд 26

    Последствия церковной реформы

    1. Реформа, суд над Никоном стали прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церкви государству. 2. Победа реформаторов создала духовную атмосферу в обществе, способствовавшую критическому отношению к традиции, восприятию новаций. Это стало психологической предпосылкой преобразований Петра 1. 3. Деформация идеи «Москва – Третий Рим». Идею Нового Иерусалима подхватил Петр, создавший «Великую Россию» с новым политическим центром – Санкт-Петербургом, возводимом по образцу имперского Рима. 4. Старообрядчество – наиболее сложное и противоречивое последствие реформы.Создалась ситуация, когда идеи разделили народ.

    Слайд 27

    Слайд 28

    * Собор 1666-1667 осудил старообрядцев, отлучил от церкви и передал их светскому суду.*Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала правды внутри своих общин.

    Слайд 29

    Главная идея старообрядцев -

    «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Отсюда предпочтение самосожжения компромиссу с властями. В 1675-1696 гг. зарегистрировано 37 «гарей» (погибло 20 тыс. чел.). Другая форма протеста – бегство из-под власти царя, уединение в скитах и участие в освоении Урала, Сибири, прежде всего Алтая. В ранней истории старообрядческого движения особое место занимает – Соловецкое восстание – открытая борьба с государственной властью.

    Слайд 30

    Из 600 защитников в живых осталось 50 человек.

    Слайд 31

    Старообрядчество дало русскому обществу новый тип личности: страдальца за веру, подвижника и мученика

    Слайд 32

    1682 г.

  • Слайд 33

    Протопоп Аввакум Петров (1620-1682)

    Аввакум – яркая личность в истории. Человек огромной силы духа. Отвращение от мира и стремление к святости он считал настолько естественным для человека, что не смог удиться ни в одном приходе из-за неустанного преследования им мирских потех и отступлений от обычаев церкви. Он участвовал в исправлении богослужебных книг, но вскоре был устранен из-за незнания греческого языка. Оказался в числе самых первых противников никоновской реформы. В 1653 г. он и его семья были отправлены в ссылку в Сибирь. Несломленный вернулся в Москву в 1664 г. Снова выступил за старую веру. С семьей его сослали на север. В 1666 был привезен на Церковный собор, его предали анафеме и сослали в Пустозерск, который стал идейным центром старообрядчества.

    Слайд 34

    Религиозно-философские взгляды Аввакума

    В многочисленных произведениях: «Книга бесед», «Книга толкований и нравоучений», «Книга обличений», послания, автобиографическое «Житие». Секрет популярности Аввакума: он выразил многое из того, что волновало всех, особенно людей зависимых, униженных, тех, кто видел в церковных новшествах причину своих бед. Причем выразил страстно, простым народным языком, показав всей своей жизнью, что значит пострадать за веру.

    Слайд 35

    1. Идеологи раскола не признавали священства русской церкви, которая лишилась в результате реформ всякой благодати. 2. Отношение к царю противоречивое. Не сомневались в божественном происхождении царской власти и незыблемости самодержавия. Надеялся, что царь образумится. Критика после 1670 у Аввакума становится более резкой: называет тираном, гонителем, мучителем («безумный царишко», «царь отщепенец»), предрекает ему мучительную кончину. 3. В сочинениях идея равенства, в основе которой лежит равенство каждого христианина перед Богом. Обличал богатых «никониан».

    Слайд 36

    4. Отстаивали традиционную систему культурных ценностей. Отрицал науки, философию Платона, Пифагора,..(«вси сии мудри быша и во ад угодиша»). Противились распространению светского образования. Негативно отзывался о новых явлениях иконописи. Принцип: «что до нас положено: лежи оно так во веки веком!». Оценка: в исторических условиях конца XVIIв. Сохранение традиции в духе старообрядчества было чревато духовным консерватизмом, застоем, отрывом от общеевропейского историко- культурного процесса.

    Слайд 37

    Религиозно-философские взгляды идеологов раскола

    5). Широки эсхатологические настроения в старообрядческой среде. Крайняя форма отрицания воцарившегося Антихриста – уход из мира самосожжением. Аввакум считал «огненное крещение» путем к вечному блаженству.

    Слайд 38

    Старообрядцы

    Включали представителей разных групп населения: духовенство, боярство, посадские люди, стрельцы, казачество, крестьянство. В раскол ушло от одной четверти до одной трети населения. В чем причина столь мощного сопротивления значительной части общества нововведениям? Историография Оценка раскола и старообрядчества не может быть однозначной. 1). Большинство авторов XIX- нач.XXв. основным мотивом раскола считали глубокий консерватизм, невежество, фанатизм масс. Такова позиция Н.Ф. Каптарева (1847-1917), автора крупных работ по истории РПЦ XVI-XVII вв.; Ключевского В.О.; Милюкова П.Н. «Очерки по истории русской культуры».

    Слайд 39

    Историография.

    2). Иная трактовка раскола у протоиерея, философа, историка В.В. Зеньковского (1881-1962). Он видит в расколе протест против заражения церкви «мирским духом», что угрожало вековой мечте о священном православном царстве на Руси. Значит, в расколе проявились не формализм и приверженность обрядам, а активное отношение народа к вере. 3). Историк-демократ А.П. Щапов (1830-1876) известен своими исследованиями истории раскола и народных движений XVII в. В его представлении раскол – это проявление социального протеста широких народных масс против усиления крепостничества и гнета со стороны государства.

    Слайд 40

    Н.И. Павленко, 95 лет

    4). Эта плодотворная идея о социальных предпосылках раскола развивалась в историографии советского периода. Н.М. Никольский (1877-1959), исследователь истории церкви и востоковед. В начале 1930-х гг. он написал очерк по истории РПЦ от Крещения до ХХ в. Автор пишет не только о разном социальном статусе священнослужителей, но и об эксплуатации князьями церкви (представители высшей церковной иерархии в средневековом обществе) приходского духовенства. 5). Н.И. Павленко подчеркивал, что низы безразлично относились к обрядовой стороне реформы и поддерживали старообрядцев только потому, что они боролись против дворянского государства. Бояре же – сторонники старой веры, видели в ней символ старины, средство «протеста против формировавшегося абсолютизма».

    Слайд 41

    6). Велика роль старообрядцев в развитии капитализма в России

    Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX-нач. ХХ в.: Учеб. кн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение,1995. – С. 166-172. «Социокультурная инверсия. Раскол и старообрядчество». Шахназаров О.Л. Отношение к собственности у старообрядцев до 1917 г.// ВИ.2004.№4.С. 53-70.

    Слайд 42

    Новые тенденции в духовной жизни староверов

    В преддверии Нового времени, в новых условиях старообрядчество обрело черты, нехарактерные для традиционного православия. Поскольку царь и церковь оказались дискредитированными, произошла «потеря» внешнего авторитета, заступника перед Богом, повысилась роль нравственности каждого верующего как носителя внутреннего идеала. Старообрядцы почувствовали остро личную ответственность не только за свое спасение, но и за судьбы церкви и общества. Их вера стала более деятельной, духовная жизнь интенсивной. Старообрядцы стали рассчитывать на себя, на свою внутреннюю веру, что положительно повлияло на их моральный облик, способствовало умеренности в потребностях, трудолюбию, честности. Эти тенденции проявлялись в европейской Реформации. Именно старообрядчество в конце XVIII – XIX вв. сделало исключительно много для русского предпринимательства. Основатели династий русс. Промышленников – Рябушинские, Морозовы, Гучковы, Третьяковы, Щукины, др. – принадлежали к старообрядцам.

    Слайд 43

    Проблемный вопрос

    Церковный раскол является национальной трагедией России?

    Слайд 44

    Алексей Михайлович Романов (1645-1676)

    «Одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом переходном положении.» Арсланов Р.А.: « В целом Алексей Михайлович представлял собой уходящий тип православного царя, уже не соответствовавший требованиям времени». В.О. Ключевский

    Посмотреть все слайды

    Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола .

    Также на богослужении вместо пения "Аллилуйя" два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры ("В Духа Святаго Господа истинного") убрал слово "истинного" .

    Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

    Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

    Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

    Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

    С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

    Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

    Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия "толков" и "согласий". Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

    Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне .

    Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

    В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

    Старообрядцам, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

    В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, "соблазняющие" верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

    16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая "распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища". На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский "Указ о веротерпимости" гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

    В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

    — "О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им";

    — "Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию";

    — "Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие".

    Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

    12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

    Материал подготовлен на основе информации из открытых источнико в

    Положение церкви потихоньку меняется во всех смыслах. Смута подорвала многие устои, в том числе и религиозные. Укрепление только с начала 70х гг. с возвращением в Москву патриарха Филарета. Ему нужно решить много вопросов. Первый – о книжной справе, вопрос богослужебный. Был в плену и католичество ему не нравилось, главное – отвоевать Смоленск. Также важно получить ряд привилегий для церкви – этого достиг, а вот с чисто церковными вопросами тяжело. Современник пишут, что был мстителен, взрывной характер, в богословии разбирался средненько.

    Основной уровень религиозного сознания - народный, там пляшут от обряда. В 70егг появляется движение «капитоновщина» - Капитон проповедовал скорый конец света и приход в мир антихриста. В то же время появляются «хлысты» - секта. Распространение получает многогласие – для ускорения службы в церкви читали сразу несколько текстов. Верующие тихо прифигевали. Целый ряд церковников считает, что это причина падения авторитета церкви.

    В Москве возник кружок ревнителей благочестия, видный член кружка – Иван Неронов. Ещё крут дьякон Благовещенского собора Фёдор, также Фёдор Ртищев. Патриарх Никон окажется здесь же. Протопоп Аввакум приезжает в Москву, Даниил из Костромы, Лазарь из Романова. В принципе они все единомышленники, церковная программа: упорядочить основы православия для широкого круга верующих, за что они ратуют, единогласие, единая литургия, церковная проповедь.

    Особую роль сыграет патриарх Никон в реформе церкви. Его путь наверх – переплетение случайностей и закономерностей. Авторитет церкви нужно повышать, став патриархом решает сделать это кардинально – через указы, приказы и требования. В 1653 г. Никон издаёт указ о том, что во время молитвы вместо 16 поклонов до земли класть 4 поясных, а персты нужно складывать как три перста вместо двух. Документ назывался «Память». Почему начался раскол? СВ мыслит канонами, их нарушение – отход от православия вообще.



    К этому времени троеперстие было в греческой церкви, малороссии, белороссии. Мы на пороге войны с Речью Посполитой. Как объединиться со славянскими братьями на Украине? Восточная церковь знает Студийский и Иерусалимский устав, Русь при принятии христианства приняла сначала Студийский, но в самой Византии вскоре утвердили Иерусалимский – а у нас Орда и пр беспредел, следить не можем. Обрядовая реформа у нас не завершилась. НО когда царьградский обком взял и турки, то жить по старым обрядам стало ещё сложнее – к 17 веку созрело. Вопросы чисто догматического характера, решить их можно только выяснив, по каким книгам править. Аввакум настаивал на древнерусских, а Никон как грекофил – на новых греческих. Вот это основа раскола.

    Славинецкий и другие, прибывшие из белороссии, начинают правку по греческим книгам. По уму прав Аввакум, наши книги древнее и значит правильнее. Реформа Никона не принимается, свою правоту недовольные отстаивают. В 1654 г Никон заставляет изъять из домов «иконы фряжского письма» - в основном прибывшие из-за рубежа, лично Никон разбивал их о каменный пол, все были в ужасе. Алексей Михайлович просит лично собранные иконы собрать и культурно захоронить как живых людей – такое отношение тогда было нормальным как к живому человеку.

    Отношения среди верующих стало напряжённым. Собор 1656 г принял решение: исключить из партии, т.е. отлучить от церкви всех, кто крестится двумя перстами. Никон решает издать «новые служебники» - в правке опираются на венецианское издание 1602 г, разночтений понятное дело множество. Провести полную сверку было невозможно, Славинецкий и подельники переводили сначала с печатного греческого текста, потом кое-как сопостваляли с древнегреческими и древнерусскими рукописями. Итог: с каждым новым служебником разночтения не уменьшаются, а увеличиваются. У части общества отношение к этим книгам резко негативное, они потом уйдут в раскол.

    Никон в реформе своей опирается на Алексея Михайловича. Симфония властей. Царь понимает ответственность перед единоверцами под игом Османской империи. Как бы под власть Третьего Рима перевести всех остальных, когда у самих такие богослужебные промахи? Примерно до 1656 г Никон и царь действуют согласовано, хотя Алексей Михайлович уже замечает за патриархом желание подчеркнуть важность духовной власти: строительство Новоиерусалимского монастыря. Вроде Москва не третий Рим, а второй Иерусалим – совсем иные звучания. Идея такой вселенской церкви во главе с русским патриархом.

    Роковая ссора 1656г – боярин ударил патриаршего стряпчего. Подрались служебные люди- ничего особенного. Никон потребовал разбирательств и извинений, а царь не предпринял вообще ничего. Обиженный Никон объявил о том, что оставляет пост патриарха – ждал, что царь будет просить прощения. Тогда уехал в свой монастырь. Освободить от сана его нельзя, так и обязанностей не исполняет. Дело патриарха будет тянуться о собора 1666-67 гг.

    Никон занимается активной литературной деятельностью. Церковная власть выше светской и всё такое. И вот эта-то позиция его и сгубила. В Москву приедут два восточных патриарха и лишат Никона сана, лишат его сана и отправят в ссылку в Ферапонтов монастырь. В 1681 г ему разрешили вернуться в Новый Иерусалим – умер по дороге, туда привезли трупик для похорон. Собор 66-67гг осудил не только Никона, но и тех, кто его реформы не принял. Вот это вот официальный раскол церкви. По сути ещё с 1653г, но тут закрепили.

    В расколе сплелись воедино обряд идеи, религиозное и социальное. Раскололось общество, ушло от ¼ до 1/3 населения. Назвали их старообрядцами, социально сильно разные – от боярства до казаков и простых крестьян. Идеологом раскола стал Аввакум Петров, он же Аббакум. С 1653г начались его скитания по Сибири, прошёл тяжёлый путь, потом его предадут анафеме и сошлют в Пустозёрск, сидеть там будет в земляной тюрьме до 1682г, пока его вместе с соратниками в этой землянке не сожгли заживо. Виднейшая соратница – боярыня Морозова. Картина Сурикова на редкость исторична. Своим поведением она царя достала: не явилась на вторую свадьбу царя, что стало последней каплей.

    Многие старообрядцы выбирали в итоге «огненное крещение» - сожжение. Идеология: Москва- Третий Рим, повесть о белом клобуке и пр. А Никон уничтожил праведный Третий Рим- значит антихрист вот-вот нагрянет, может быть Никон он и есть. Постоянно ждали конца света, объявляли его постоянно. Нужно уйти из мира так, чтобы иметь возможность спастись. Только сторонники старой веры уйдя в изоляцию от прочих смогут это сделать. Важно учение о незыблемости обрядов.

    Аввакум – сочетание традиции и новации. Ибо написал первую автобиографию. Идеи старые, форма – новая.

    К началу 18 века церковь вступает в непростой для себя период развития: авторитет растеряла и не смогла восполнить, православный изоляционизм не шибко конструктивен для русской культуры.

    Петровская эпоха

    Куда эту эпоху отнести и как оценить – не понятно до сих пор. Ныне вроде ясно, что в целом культура 18 века носит переходный характер.

    Вопрос о периодизации: раньше было принято делить на периоды, в 1970е гг Краснобаев предложил свою версию: считал, что период начинается в последнее десятилетие 17 века и заканчивается в начале 19, в 1812 году. Особо выделял 60-70е гг 18 века, финал перехода от разума к чувству и пр. Краснобаев ввёл понятие «новая культура» - в сравнении со средневековой, ибо новые черты: светскость очень активная и побеждающая, новое понимание сакрального и веротерпимость, открытость новой культуры (готовность к общению с другими культурами), возобладание разума над верой, век просвещения.

    Кругом инновации, но откуда они – извне или предпосылки созрели внутри? Вопрос о заимствованиях стар как мир. Пётр был прагматиком и развивал нужные стране области знаний. Заимствования не цель, средство для достижения задач строго определённой направленности. Нужно чётко смотреть, что и когда заимствовали. Вот из Франции можно было заимствовать идеи просвещения или же парижские салоны.

    Итак, Пётр Первый и культура.

    Либо его любят, либо ненавидят. Есть закономерность: когда всё идёт хорошо, то Петра оценивают высоко, а когда чуть хуже – то ищут корни и валят всё на покойника.

    Пётр видел гос-во как «абсолют», понятие «регулярное гос-во»: оно занимается всесторонней регламентацией жизни общества, в том числе и культуре. Например планировка Питера – регулярный город, строился по плану. Ещё мы это называем «полицейской формой государственности» - весь имперский период будет термин актуальным. Обязанности у всех расписаны, в коллегиях например.

    Всё это нуждалось в знаковых обозначениях типа «империи». Мы не просто регулярное государство, но у нас государь может всё – идею продвигал Прокопович. «Правда воли монаршей в определении наследника державы своей» - апогей творчества. НА смену средневековой идеи «царь служит богу, а народ – государю», ныне- царь и подданные служат общему благу гос-ва российского. Впервые идея служения распространяется и на самого монарха. Слияние государства с носителем верховной власти, Отечество воплощается в личности монарха.

    Синод лишил церкив права быть в оппозиции к власти, ибо Пётр глава церкви и все они в гос. органах, не могут если что начать борьбу с гос-вом.

    Вера теперь отдельно, культура отдельно.

    Начало отчуждения культур: дворянской от народной.

    Появляются газеты, бибилотеки, первый музей (Кунтсцкамера), упрощается шрифт (гражданский шрифт) , арабские цифры.

    Скульптуру у нас не приветствовали.

    Указ о переходе на новое платье. Было вообще непонятно, как его шить. Тогда в Москве поставили маникены (куклы пандоры) в одежде типа образцы. Жабо, камзол, поверх камзола- кафтан. Вместо штанов теперь кюлоты до колен + чулки, туфли на каблуке. Вся обяувь на одну ногу. Это у мужчин. Детской одежды нет как таковой. А женская мода будет динамично меняться. Всегда есть сорочка, юбка, кафтан, распашное платье. Под юбку нужен каркас, изначально он плёлся из китового уса – и эта юбка была абсолютно неуправляемой.

    С одеждой меняется и поведение человека. С 1719 года собираются ассамблеи, там особо не танцевали, ибо тесно и танцевать никто не умеет. Один Пётр зажигал в стиле диско. А остальные осваивали менуэт (это хождение под музыку), потом полонез (там тоже хождение). Но был и англэз (разврат какой-то), алемант. Вырабатывается бальный этикет и пр.

  • gastroguru © 2017