Сенсорная комната: что это и для чего нужно? Школа нашей мечты (сенсорная комната) Для чего нужна сенсорная комната

У человека есть органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа и слизистая (осязание), вестибулярный аппарат (ощущение веса, чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение). В каждом из этих органов чувств есть рецепторы – периферические звенья анализатора или сенсорной системы (по И. П. Павлову). К примеру, рецепторы зрения – это палочки и колбочки сетчатки глаза. Сам же анализатор состоит из трех частей: периферии (рецептора), проводникового отдела (центростремительных нейронов), коркового отдела (участков коры больших полушарий головного мозга, воспринимающих информацию от соответствующих рецепторных образований).

Таким образом, сенсорную систему (анализатор) можно определить как часть нервной системы, состоящей из рецепторов, нервных путей и отделов головного мозга.

Зная, что такое сенсорная система можно перейти к сенсорике – функции нервной системы, которая заключается в восприятии раздражителей, и выполняется при помощи сенсорной системы (анализатора). Благодаря изучению сенсорики, а также роли сенсорной системы в жизни человека появились специальные комнаты, которые называют сенсорными.

Сенсорная комната — что это?

Определить сенсорную комнату можно как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Сенсорную комнату в народе принято называть «комнатой релаксации», однако по сути своей сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов. К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка), запахи, а также тактильные ощущения. Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от рецептора, на который они воздействуют.

Классификация стимулов

Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.

Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.

Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.

Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.

Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.

Виды сенсорных комнат

Релаксационная сенсорная комната

Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения.

Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.

Активационная сенсорная комната

Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные
тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону.

Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.

Для чего нужна сенсорная комната?

Показаниями к занятиям в сенсорной комнате могут служить:

  • неврозоподобные состояния,
  • адаптационные расстройства,
  • нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость),
  • психосоматические заболевания,
  • стресс, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение,
  • мышечное напряжение,
  • нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение),
  • синдром гиперактивности и дефицита внимания,
  • ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание),
  • задержка речевого и психомоторного развития,
  • резидуально-органические поражения ЦНС,
  • нарушения двигательных функций,
  • легкие формы аутизма,
  • энурез и энкопрез,
  • нервный тик,
  • заикание.

Где и как применяются сенсорные комнаты?

В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: школах, детских садах, интернатах, больницах, родильных домах, санаториях, а также в качестве комнат отдыха различными фирмами и компаниями, психологами.

В школах, детских садах, интернатах сенсорные комнаты используют в основном для коррекции различных расстройств у детей. Занятия с детьми происходят в форме игры.

В больницах сенсорные комнаты используются в основном для подготовки больных к операции, снижению у больных невротических и вегето-сосудистых реакций, для снятия или уменьшения хронических болей.

В родильных домах с помощью сенсорных комнат готовят женщин к родам.

Очень популярно использовать сенсорные комнаты в частных компаниях для снятия стресса у сотрудников и повышения их работоспособности.

Обычно занятия в сенсорной комнате составляют не более 45 минут. Занятия могут проводиться как небольшими группами 2-4 человека, так и индивидуально. Во время занятия в сенсорной комнате человек может быть наедине с собой или вместе со специалистом-психологом. Обычно для психосоматических расстройств и вегето-сосудистых реакций достаточно воздействия только стимулов сенсорной комнаты, а для коррекции развития и лечения, к примеру, различных эмоциональных, адаптационных расстройств необходима также требуется дополнительная помощь специалиста-психолога.

Ограничений по возрасту нет. В домашних условиях можно создать атмосферу, близкую к той, которая есть в сенсорной комнате.

Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты

Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.

Заключение

Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Комната отдыха и релаксации»

УдГУ, ИСК, 1 курс

Описание проекта

Проблема , на которой основан данный социальный проект, заключается в следующем: в университете отсутствуют места отдыха для студентов и преподавателей, где можно было бы провести свободное от образовательной деятельности время. Проблема разумного отдыха после трудовой деятельности давно и бурно обсуждается учеными, проводятся многочисленные исследования, и в настоящее время выдвинуто большое количество способов качественного отдыха, среди которых – создание комнат отдыха, или релаксации.

Труд студентов в первую очередь предполагает значительную нагрузку на память, концентрацию внимание, умственное напряжение. Восполнить силы, расслабится, настроится на рабочий лад очень важно для осознанного присутствия на лекция качественной работе на семинарских занятиях.

Кроме психологической разгрузки в эти комнаты способствуют непринужденному общение, обсуждению внеучебных вопросов. Как ни крути, а таких мест около университета не найти. Кафе и столовые - места для приема пищи, лекционные залы и аудитории – для получения знаний, библиотеки рассчитаны на самостоятельное обучение и исключают возможность какого-либо шума.

Примеры наличия подобных общих комнат отдыха в учебных заведениях есть. В основном, подобные комнаты существуют в европейских высших школах и колледжах, но и в России наблюдается тенденция их появления (например, недавно была открыта комната отдыха в Омской Академии МВД, разрабатывается проект создания подобной комнаты во ВГУЭС).

Актуальность существующей проблемы можно проследить на результатах социального опроса: в среднем 7 из 10 опрошенных согласились с необходимостью создания комнаты отдыха и релаксации и предположили, что она будет популярна как среди студентов, так и среди преподавателей.

Концепция моего социального проекта.

Комната отдыха представляет собой помещение площадью 25-30 кв. м. Оформление комнаты и ее наполнение предрасполагает к релаксации. Воздействуя на разные органы чувств достигается эффект полного расслабления организма, благодаря чему, восполнение моральных и физических сил на целый день возможно при длительности отдыха в 20-30 минут. Комната такой площади в среднем будет рассчитана на 20 отдыхающих. Таким образом, для уютного расположения каждого необходимо: диван, 4 кресла, 5 пуфов, стол, 6 комфортабельных стульев. Также, при наличии ковра в комнате возможно разместится для отдыха на нем. Оформление стен в светлых зеленых тонах будет способствовать расслаблению. Для уюта силами студентов стены будут украшены фотография или картинами.

Главной целью моего проекта является создание комнаты отдыха и релаксации на территории университета для повышения работоспособности студентов и преподавателей.

Этапы достижения главной цели:

1. Согласование проекта с администрацией, поиск спонсоров, поиск работников и добровольцев.

2. Поиск помещения площадью 25-30 кв.м.

3. Оборудование комнаты:

3.1. Косметический ремонт стен (оклеивание обоями).

3.2. Покупка мебели, предметов интерьера и атрибутов релаксации:

мягкие кресла, диван, пуфы, стол, стулья, ковер, шторы, аквариум, растения.

3.3. Расстановка мебели, предметов интерьера и атрибутов релаксации.

Результатом реализации социального проекта «Комната отдыха и релаксации» будет являться повышения качества отдыха студентов и преподавателей университета, психологических комфорт этих категорий людей.

Реализация социального проекта

    Сетевой график:

Поиск спонсоров

Согласование проекта с администрацией

Поиск помещения

Оборудование комнаты

Результат

Поиск рабочий и добровольцев

    Операционный план:

Этапы Время

Сентябрь 2011 год

1. Согласование проекта с администрацией, поиск спонсоров.

2. Поиск помещения площадью 25-30 кв.м.

3. Оборудование комнаты:

3.1. Косметический ремонт стен (оклеивание обоями).

3.2. Покупка мебели, предметов интерьера и атрибутов релаксации: мягкие кресла, диван, стол, стулья, ковер, шторы, аквариум, растения.

3.3. Расстановка мебели, предметов интерьера и атрибутов релаксации

    Бюджет проекта (оборудования комнаты):

Объем работы

Стоимость работы

Требуется

1. Оклеивание стен обоями

15 рулонов

150 руб. за шт.

2 упаковки

50 руб. за шт.

    кисть для клея

20 руб. за шт.

2. Покупка оборудования:

4500 руб. за шт.

900 руб. за шт.

1500 руб. за шт.

900 руб. за шт.

2500 руб. за шт.

1500 руб. за шт.

    аквариум с рыбками

2000 руб. за шт.

    Ресурсы

1. Время реализации проекта – 25 дней.

2. Для осуществления проекта необходима команда из 10 человек, в том числе не менее 7 представителей мужского пола (для выполнения физической работы при оборудовании комнаты)

3. Материально-техническое обеспечение: инструменты для оборудования комнаты, материалы, мебель и предметы интерьера

4. Денежный ресурс: для осуществления проекта необходимо 41 тысяча 700 рублей

    Оценка результатов проекта

Самой главное оценкой успешности социального проекта будет посещаемость созданной комнаты отдыха студентами и преподавателями, отзывы со стороны посетителей, их субъективная оценка тенденции изменения психологического состояния после посещения данной комнаты.

На основе самочувствия посетителей можно будет определить результативность и эффективность реализации данного проекта.

    Перспективы проекта

При успешной реализации социального проекта «Комната отдыха и релаксации» на базе Удмуртского Государственного Университета число подобных комнат в данном учебном заведение может быть увеличено, а социальный проект в последующем может реализоваться в других высших и средних учебных заведениях Удмуртского Республики.

Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение

Проект «Наша сенсорная комната релаксации»

Творческая группа: Гунтупова Дарима, учащиеся 9 класса,

Руководитель проекта - воспитатель Данилова Валентина Владимировна

« Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы» Карлейль

Краткая аннотация : Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования здоровье сберегающей образовательной среды, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности родителей, детей и педагогов, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива. Проект охватывает большую аудиторию: учащиеся школы, родители, педагоги, социальные партнеры.

Социальный проект « Наша сенсорная комната релаксации»

Создание комнаты релаксации носит просветительский, творческий характер. Он создан с целью изменения существующего отношения к своему здоровью среди всех участников образовательного процесса через пропаганду здорового образа жизни, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры. Социальный проект имеет не только теоретическую направленность, но и практическую. В основе практической деятельности лежит создание комнаты отдыха и психологической разгрузки (комнаты релаксации) для родителей, детей и педагогов с целью духовного и нравственного оздоровления, с намерением сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Местом реализации данного проекта является ГБООУ «Санаторная школа-интернат №28». Учитывая специфику нашего учреждения наличие такой комнаты в школе необходимо.

    Актуальность темы :

Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у родителей, детей и педагогов ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом. Здоровье – это капитал, без которого человек не может полноценно участвовать в профессиональной и социальной жизни. По мнению ученых, наше здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% определяется наследственностью, на 20% – окружающей средой, и только на 10% зависит от медицинских факторов. Поэтому необходима смена самого подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. Общественное внимание должно переместиться на формирование и пропаганду способов здорового образа жизни, основанных не столько на медицинских, сколько на культурных, социальных и экологических факторах.

Современная психотерапия считает, что систематические сеансы релаксации приносят огромную пользу для людей, у которых резко возрос темп жизни. При таком темпе мы стали меньше спать и больше подвергаться стрессу, поэтому мышечная и психологическая релаксация помогает людям избавиться от стресса.

Проблема : отсутствует комната, позволяющая отдохнуть и узнать что-то новое, комната психологической разгрузки и релаксации, комната позволяющая развивать и совершенствовать тактильные, слуховые и зрительные стимуляторы, комната, улучшающая общее самочувствие детей и взрослых. Но готовые сенсорные комнаты стоят дорого, приобрести их у школы нет возможностей.

Цель: создать собственную комнату силами администрации совместно с педагогами, учащимися и родителями.

Задачи:

    развитие познавательной активности;

    стимуляция сенсорных процессов;

    коррекция психоэмоционального состояния (преодоление замкнутости, застенчивости, агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения);

    развитие общей моторики;

    улучшение общего самочувствия детей.

Тип проекта: познавательный + социальный.

Продукт: сенсорная комната в школе-интернат №28, кабинет физиотерапии S =31,4 м2

Сроки реализации проекта: май 2016г. - ноябрь 2016 года.

Примерный план реализации проекта

    Поиск информации в Интернете – копилка сенсорных комнат, из копилки сенсорных комнат собираем идеи объектов, которые можно реализовать своими силами.

    Анализ полученной информации.

    Составление перечня оборудования, мебели, пособий, игрушек.

    Определение состава сенсорной комнаты.

    Разработка идей сенсорной комнаты.

    Составление поэтапного, подробного плана реализации проекта на предстоящий период.

Релаксация - путь к здоровью!

Основные целевые группы, на которые направлен проект: Дети, педагоги

Календарный план реализации проекта (этапы ):

Этапы реализации

Диагностический : - наблюдение за детьми; - анкетирование родителей и педагогов. Цель : выявить периоды времени в течение дня и виды деятельности, когда участники образовательного процесса наиболее всего нуждаются в психологической разгрузке.

Информационный: - работа с родителями и педагогами (консультации, беседы, мастер–классы).

Практический : - ремонт помещения для оборудования комнаты релаксации; - обучение детей, родителей и педагогов методам релаксации. Цель : выявить наиболее эффективные методы и приёмы психологической разгрузки, лаконично вписывающиеся в различные виды деятельности, обучить этим приёмам. - внедрение релаксационных пауз в образовательный процесс; - мастер – класс для родителей и педагогов «Игры – релаксации для детей и взрослых».

Заключительный : - открытие комнаты релаксации; - наблюдения за детьми и педагогами. Цель: выявить эффективность внедрения релаксационных пауз в образовательный процесс.

План мероприятий

Открытие комнаты релаксации

Проведение мастер-классов для детей и родителей

Свободное посещение комнаты релаксации педагогами

Посещение комнаты релаксации родителями с детьми

Итоги работы над проектом

Ожидаемые результаты - Улучшение качества здоровья всех участников образовательного процесса, создание атмосферы благоприятного психологического комфорта

Смета:

Затраты (руб)

Пузырьковая колонна

4500

Увлажнитель воздуха

2500

Декоративный фонтан

3000

Светильник «Пламя»

2000

Ионизатор «Горный»

3000

Настольный водопад

4000

Мягкая мебель (диван 1 шт.)

20000

Кресло 3 шт.

14000

Журнальный столик

5000

Пуфик-кресло с гранулами (3 шт.)

15000

10.

Настенное зеркало

1500

11.

Музыкальный центр

10000

12.

Мини - холодильник.

10000

13.

Компьютер, компьютерный стол

30000

14.

Набор компакт - дисков

2000

15.

Настольный водопад

4000

16.

Панно «Живая вода»

3000

Мягкое напольное покрытие

5000

18.

Комнатные растения

3000

19.

Микроволновка

7000

20.

Электрочайник

3000

21.

Посуда (чайный сервиз, тарелки, ложки, вилки, ваза для цветов и т.д.)

3000

22.

Настольные игры

2000

23.

Литература (дидактический материал для детей, книги по интересам), дидактическая литература

2000

24.

Аквариум

10000

25.

Мягкие игрушки

2000

24.

Мягкое напольное покрытие

5000

25.

Потолочные гардины, шторы

10000

Итого: 185 500руб.

Дальнейшее развитие проекта:

Проект рассчитан на долговременное использование. Посещение комнаты релаксации учащихся будут проходить по индивидуальному расписанию, групповое посещение по графику работы комнаты релаксации. График работы будет составлен в начале 2016-17 уч. г. Виды и формы работы с детьми и педагогами будут расширяться и совершенствоваться.

Все необходимые материалы и дополнительное оборудование для функционирования комнаты психологической разгрузки и сенсомоторной интеграции в дальнейшем будут приобретаться учреждением самостоятельно.

Приобретенное оборудование будет находиться на балансе ГБООУ «Санаторная школа-интернат №28».

Министерство образования и науки республики Бурятия

Государственное оздоровительное образовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат №28»

Проект

« Наша сенсорная комната релаксации »

Выполнила: Гунтупова Дарима, ученица 9 класса

Руководитель: Данилова Валентина Владимировна воспитатель 9 класса

Улан-Удэ, 2016 г.

gastroguru © 2017