Редукция гласных. Позиционные чередования гласных фонем. Количественная и качественная редукция гласных фонем

Лекция 4

Позиционные изменения в области гласных звуков.

Редукция 1 и 2 степени

План

1. Позиционная мена звуков.

3. Редукция 1 степени.

4. Редукция 2 степени.

1. Позиционная мена звуков.

Позиционная мена – это такая мена звуков, которая обусловлена позицией, занимаемой звуком в слове. Изменение гласных звуков в зависимости от ударного и безударного положения называется позиционной меной гласных.

Позиционная мена звуков может быть перекрещивающейся и параллельной. При перекрещивающейся мене образуются ряды, имеющие общий член или несколько членов. Гласные а, о после твердых согласных, различающиеся под ударением, в первом предударном совпадают в звуке [^], а во втором предударном и заударном слогах — в звуке [ъ]: садовод — сады — сад — по саду: [съд^вот] — [с^ды] — [сат] — [по саду].

Безударные гласные а, о, э после мягких согласных также образуют перекрещивающиеся ряды: пятачок — пяти — пять — на пять: [п`ьт^ч`ок] — [п`иэт`и] —[п`ат`] — [на п`ьт`]. Параллельная мена характерна для гласных и, ы, у. У этих гласных в безударном положении не изменяется качество звучания, оно лишь несколько ослабляется: литье — лить — вылить: [л`ит`jо] — [л`ит`] — [выл`ит`].

2. Позиционные изменения в области гласных звуков.

Основным типом собственно-позиционных изменений звуков в потоке речи является редукция, распространяющаяся как на гласные, так и на согласные звуки (чаще на первые).

Редукция – это ослабление артикуляции звука и изменение его звучания. Различают количественную и качественную редукцию.

При количественной редукции безударные гласные ослабляются, несколько теряя в силе и долготе по сравнению с гласными ударных слогов, но сохраняют характерный для них тембр, не смешиваясь с другими гласными. При количественной редукции звук просто становится короче.

Так, в примерах типа с[у] хость, с [у] хой, с[у] став, с[у] ставной – подобное качество выделенных гласных сохраняется и в первом, и во втором предударных слогах.

Иная картина наблюдается при качественной редукции, имеющей место в языках с сильным динамическим ударением. При качественной редукции — звук меняется по звучанию Так, в частности, в русском языке гласные [ о ], [ а ], различаясь под ударением (сильная позиция), в 1-м предударном слоге ослабляются в звучании своего тембра (качества) и нейтрализуются, совпадая в звуке, близком к [ а ], обозначаемым в фонетической транскрипции знаком «крышечки» [ Λ ]. Сравним: с<о>м - с<а>м, с одной стороны, и сΛма – с другой (сΛма пΛймала сΛма). Ср. также: вол – вал, но вΛлы, дом, стол, но дΛма,стΛлы.

3. Редукция первой степени.

Прислушаемся к собственной речи.

Произнесите слово кафе . В первом предударном слоге звуки [а], [о] и [э] переходят в позиции после твёрдых согласных в невполне ясный редуцированный звук, обозначаемый транскрипционным знаком крышечка — [Λ].

Таким образом, слова ォкафеサ, ォокноサ, ォэтажサ произносятся как [кΛфЭ], [ΛкнО], [ΛтАш]. Со звуком [ы] в этой позиции ничего не происходит.

Со звуком [ы] тоже происходят некоторые изменения, но чуть другие. В первом предударном слоге он становится похожим на звук [э], вследствие чего получил название ォ[ы], близкое к [э]サ, или ォ[ы], склонное к [э]サ — [ыэ]. А вот после мягких согласных звуки [а], [э], а также [и] во всех позициях переходят в звук ォ[и], близкое к [э]サ, или ォ[и], склонное к [э]サ — [иэ]: слова ォпетухサ, ォсвятойサ, ォпирогサ мы произносим как [п"иэтУх], [св"иэтОi], [п"иэрОк].

4. Редукция второй степени.

Что же происходит с гласными, оказавшимися во втором предударном или в заударных слогах?

После твёрдых согласных появляется неясный редуцированный звук ォеръサ — [ъ]. В старославянском языке этот звук бывал даже ударным, да и в некоторых современных славянских языках (болгарском, сербском) еръ бывает под ударением.

Итак, такие слова, как ォкараванサ, ォпомидорサ, ォкуклаサ произносятся [кър^вАн], [пъм"иэдОр], [кУклъ].

С гласными, стоящими после мягких согласных, происходят подобные же превращения, но только они переходят в редуцированный звук ォерьサ — [ь]: пишем ォбеличийサ, ォпирамидаサ, ォпереводサ, а говорим [б"Эл"ьчьi], [п"ьр^м"Идъ], [п"ьр"иэвОт].

Исключение составляют лишь гласные, стоящие в начале слова.

Достаточно непросто произнести первым звуком в слове редуцированные согласные, обозначаемые транскрипционными знаками [ъ] или [ь]. Поэтому в первом неприкрытом слоге (начинающемся с гласной) звуки произносятся так же, как при редукции первой степени: ォапельсинサ — [^п"иэл"с"Ин], ォИспытатьサ — [иэспытАт"].

Отдельно ото всех гласных стоит звук [у]. Дело в том, что это, пожалуй, единственный звук, не подвергающийся качественной редукции — меняется лишь его долгота: в словах ォкурицаサ, ォукуситьサ, ォпарусサ везде слышится [у], различается лишь его долгота. Сверхкраткий [у] записывается как [у]: [кУр"ьцъ], [укус"Ит"], [пАрус].

Таблица гласных звуков в редукции 1 и 2 степени

Редукция 1 степени

Редукция 2 степени

Основной звук

После твердых согласных

После мягких согласных

После твердых согласных

После мягких согласных

[а]

[иэ]

[ъ]

[ь]

[о]

[ъ]

[э]

[иэ]

[ъ]

[ь]

[у]

[у]

[у]

[у]

[у]

[ы]

[ыэ]

[ъ]

[и]

[иэ]

[ь]

5. Аккомодация гласных согласным.

Аккомодация - это приспособление артикуляции согласных под влиянием гласных и гласных под влиянием согласных. Есть два вида аккомодации - прогрессивная и регрессивная.

Экскурсия - начало артикуляции. Рекурсия - конец артикуляции.

Прогрессивная аккомодация - рекурсия предыдущего звука влияет на экскурсию последующего.

Например, в русском языке гласные «а», «о», «у» после мягких согласных более продвинутые (мат - мят, мол - мел, лук - люк).

Регрессивная аккомодация - на рекурсию предыдущего звука влияет экскурсия последующего.

Например, в русском языке гласный в соседстве с «м» или «н» назализируется (в слове «дом» артикуляция «м» предвосхищается назализацией гласного «о», а в слове «брату» «т» произносится с огублением перед «у»).

Даже с гласными, стоящими под ударением, происходят превращения. Это случается тогда, когда перед или после ударного гласного стоит мягкий согласный. Тогда со стороны этого согласного над буквой ставится точечка. Такие гласные называются «продвинутыми». Например, слово «белый» в транскрипции изображается как [б".Элъi], а слово «пористый» — [пО.р"ьстъi]. Слово же «капель« выглядит так: [к^п".Э.л"].

Это явление называется аккомодацией гласных согласным . Точки эти показывают изменение гласного при произношении. При прогрессивной аккомодации (это когда мягкий согласный предшествует гласному и влияет на него) гласный становится ближе к переднерядным, а в речи более высоким; тогда точка ставится слева от гласного. При регрессивной аккомодации (мягкий согласный влияет на предшествующий гласный) гласный звук произносится с большим напряжением, хотя мы этого часто и не замечаем:). Это обозначается в транскрипции точкой справа над гласным.

Выводы по лекции (делают студенты).

Литература:

Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка. – М., 2010.

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.

Соловьёва Н.Н. Полный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика. Стилистика. – М.: Мир и Образование, 2011.

Звуки речи, входящие в состав более сложных единиц языка (морфем, слов и т. д.), при образовании разных грамматических форм или других однокоренных слов могут видоизменяться, заменяться один другим.

Взаимозамена звуков (альтерна?ция) в одних случаях связана с определенными фонетическими условиями (ср. чередование корневых гласных в словах старый - старик - старина), в других же случаях- никак не связана с фонетическими условиями их употребления в современном языке (ср. чередования согласных в словах друг - дружок). На этом основании чередования звуков делят на два типа - чередования фонетические (или фонетически обусловленные) и нефонетические (или фонетически необусловленные). Фонетические чередования звуков иногда называются позиционными, аллофонемными, живыми. Нефонетические чередования звуков чаще всего называют историческими, реже - традиционными, непозиционными, фонемными, морфологическими, грамматическими, мертвыми и т. д.

Фонетические чередования звуков обусловлены фонетически, зависят от фонетического положения (позиции) звука в слове (отсюда название «позиционные чередования»). При этом чередуются звуки, относящиеся к одной и той же фонеме, т. е. разные фоны (или аллофоны, аллофонемы) данной фонемы (отсюда название «аллофонемные чередования»).

Фонетические чередования звуков «зависят от того или иного соседства согласных (комбинаторные чередования) или же от позиции в слове (позиционные чередования).

Фонетические чередования широко представлены в современном русском языке, где гласные обычно чередуются с гласными, согласные с согласными.

Очевидно, можно говорить о фонетическом чередовании звуков (гласных и согласных) с отсутствием звука, или нулем звука.

Редукция гласных – ослабление и изменение качества звучания в безударных слогах. В русском литературном языке две слабых позиции:

I позиция – первый предударный слог,

II позиция – все остальные безударные слоги, где редукция сильнее, чем в первой.

Редукция бывает двух типов: количественная и качественная.

При количественной редукции гласные теряют часть долготы, но не меняют своего основного качества. Гласные верхнего подъема и, ы, у в русском языке не изменяют своего качества независимо от местоположения в слове. Количественная редукция в фонетическом письме не обозначается.

При качественной редукции происходит не только ослабление звука, но и изменение его характерных признаков, его качества. Качественной редукции в русском языке подвергаются гласные о, а, э. Качественная редукция обозначается в фонетическом письме: после твердых согласных в I предударном слоге а и о как /, э как ыэ, в остальных слогах а, о, э – как ъ. После мягких согласных редукция гласных а, э обозначается в I предударном слоге как иэ, в остальных слогах как ь.

Редукция (лат. reducire сокращать) - лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам. Различают количественную и качественную редукцию гласных.

Количественная редукция - сокращение количества гласных (то есть редукция сильная, вплоть до полного устранения звука). Количественная редукция - сокращение времени артикуляции звука, то есть различие по долготе в зависимости от близости к ударному слогу, также отличие по длительности звучания предударных от всех заударных, например, в слове [карав`аны]. При этом качество звука всё ещё можно расслышать.

Качественная редукция - изменение звучания, «преображение» фонемы.

Главная > Лекции

1. Фонетические процессы. В речевом потоке звуки взаимодействуют друг с другом и, поэтому, изменяются. Данное изменение звуков называется фонетическими процессами , которые делятся на 2 типа:

    позиционные процессы – изменение звуков, вызванные общими условиями произношения; комбинаторные процессы – это комбинация звуков, связанная с взаимодействиями звуков, с влиянием звуков друг на друга.
2. Позиционные процессы. Позиционные процессы – изменение звуков, вызванные общими условиями произношения. Эти процессы делятся на несколько групп. 1. Оглушение звонкого согласного в абсолютном конце слова. Данный процесс характерен для всех славянских языков, даже заимствованные слова подвергаются оглушению. Оглушение обусловлено слабостью позиции, в которой оказывается согласный. Например: друг – [друк], дуб – [дуп], лёд – [л, от]. 2. Протеза – надставка – появление дополнительного звука в абсолютном начале слова. Данный фонетический процесс встречается в диалектных словах и просторечиях. Протетическими могут быть 3 звука: Например: усеница гусеница. Например: осtо (лат.) → осемь (старослав.) → восемь (русс.). Например: abolla (лат.) → абълка (бол.) → яблоня (русс.). 3. Редукция – это ослабление и изменение гласных в безударном положении. Редукция бывает количественная и качественная .
    Количественная редукция – это ослабление гласных [и], [ы], [у] в безударном положении, при котором гласные ослабевают, становятся более краткими, но своего качества не изменяют. Качественная редукция – это не только ослабление, но и изменение гласных [а], [о], [э] в безударном положении.
Запомните: -позиция под ударением называется сильной, позиция без ударения – слабой; - гласные звуки под ударением редукции не подвергаются ; - гласные в безударном положении произносятся по-разному , это зависит от удаления от ударного слога; - первый слог перед ударением – это первый предударный слог (I) или первая предударная позиция, остальные слоги – это второй предударный или заударный слог (позиция). - при качественной редукции звуки значительно изменяются , поэтому для записи используют специальную систему знаков – транскрипцию. - после твёрдых и мягких согласных гласные подвергаются редукции по-разному.

II предударная позиция (слог)

I предударная позиция (слог)

Ударная позиция

(сильная)

II заударная позиция (слог)

II заударная позиция (слог)

После твёрдых согласных

<о>

После мягких согласных

<э>

3. Комбинаторные процессы. Комбинаторные процессы – это комбинация звуков, связанная с взаимодействиями звуков, с влиянием звуков друг на друга. Комбинаторным процессам подвергаются комбинации звуков. К ним относятся: 1. аккомодация – приспособление одного звука к другому.

Приспособление гласных переднего ряда [и], [э]

    Если звуки [и] оказывается после твердого согласного, то он переходит в звук [ы].
Например: играть – сыграть [сыгр ٰ а т , ] изба – под избой [пъд ызбой]
    В позиции между мягкими согласными под ударением звуки [и], [э] становятся закрытыми, напряженными
Например: сетка – сеть мать – мять

Изменение гласных непереднего ряда [а], [о], [у]

    Под влиянием мягкого согласного гласные непереднего ряда становятся более передними или в экскурсии, или в рекурсии или на всем протяжении артикуляции. Приспособление гласного к мягкому согласному указывается точкой.
Экскурсия – продвижение аккомодации назад. Рекурсия – продвижение аккомодации вперед. Аккомодация может быть:
    прогрессивной – гласные становятся более передними в экскурсии.
Например: мята – [м , а тъ]
    регрессивной – гласные становятся более передними в рекурсии.
Например: мать – [ма т, ]
    прогрессивно-регрессивной – гласные становятся более передними на всем протяжении артикуляции
Например: мять – [м, ат, ] 2. ассимиляция (уподобление) – это уподобление однородных звуков: гласных гласным, согласных согласным. В русском языке чаще происходит ассимиляция согласных. Согласные могут ассимилировать по всем признакам:
    по месту образования
Например: сшить – [шшыт , ] (изменение зубного [c] в небный [ш])
    по способу образования
Например: мужчина[мущи нъ] (изменение щелевого [ж] и смычного [ч] в щелевой [ш , ])
    по глухости
Например: автобус – [ ^ фто бус](изменение звонкого [в] в глухой [ф])
    по мягкости
Например: листик – [л , и с , т , ик](изменение твердого [ c ] в мягкий [ c , ]) Признаки ассимиляции: - по направлению процесса:
    прогрессивной В а нька – Ванькя [В а н , к , а] регрессивной сшить – [шшыт , ]
- по расположению звуков:
    контактная – звуки располагаются рядом п о езд - [п о йьст] дистактная – взаимодействующие звуки разделены другими звуками сейч а с - [чич а с]
- по результату:
    полная – звуки становятся одинаковыми о тдых - [ о ддых] частичная – звуки приобретают общие признаки, но остаются разными л о дка – [л о ткъ]
3. диссимиляция – это процесс расподобления звуков, т.е. звуки, имевшие какой-то общий признак, становятся по этому признаку различными. Диссимиляция больше характерна для говоров и просторечий. Например: кто – [хто] Диссимиляция часто происходит при образовании новых и заимствованных слов. В русском языке диссимиляция проходит только в двух словах. Например: мягкий – [м, ах, к, ий] лёгкий – [л, ох, к, ий] 4. диэреза – процесс упрощения группы согласных, т.е. выкидка одного из согласных. Например: ле стница –[л , э с , н , ицъ] пра здник – [пра з , н , ик] Ответьте на вопросы: Лекция 7 Тема: Понятие о фонеме Словарь: перцептивная функция, сигнификативная функция, фонема, фонематические признаки, нефонематические признаки, реализация фонемы (аллофон, вариант), вид фонемы, позиция нейтрализации, интегральные признаки, дифференциальные признаки, оппозиция (фонем), фонологические школы. План: 1. Звук и фонема. Фонематические и нефонематические признаки. 2. Варианты фонем. 3. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. 4. Фонологические школы. 1. Звук и фонема. Фонематические и нефонематические признаки. Каждый звук речи имеет 3 аспекта:
    физиологический – участие речевого аппарата в образовании звуков; аккустический – звуки речи как физические явления, которые имеют высоту, силу, амплитуду; лингвистический (фонематический) – звуки речи рассматриваются как единицы участвующие в различении звуковых оболочек слов, т.е. в смыслах различения.
Например: [так] - [тан к] Каждый звук речи выполняют 2 основные функции :
    перцептивную (функцию восприятия) сигнификативную (функцию смыслоразличения)
Все звуки, которые составляют слово, называют смысловой оболочкой слова . Благодаря ей мы отличаем одно слово от другого, но не все качества звука участвуют в звукоразличениях. Есть качества, которые обусловлены позицией. Например: Получившийся ряд гласных является зависимым от позиции. Каждый из этих звуков может находиться только в своей позиции. Если изменение гласного зависит от позиции, то этот гласный не участвует в смыслоразличении слов. Такое качество звука называется нефонематическим. Существуют и другие качества, которые не обусловлены позицией. Например: Звуки находятся в одинаковой позиции, но их качества от этой позиции не зависит. Качество звука, необусловленное позицией, называется фонематическим (смыслоразличительным). Это значит, что в процессе различения звука, а, следовательно, звуковых оболочек слов участвуют фонематические признаки слов. Те качества звуков, которые участвуют в смыслоразличении, образуют особую звуковую единицу – фонему. Фон – это минимальная, неделимая, независимая по своему качеству звуковая единица, различающая звуковые оболочки слов и реализующаяся в речи в разных вариантах. 2. Варианты фонем. В различных фонетических условиях фонема может реализовываться в разных звуках или вариантах. Чтобы отличать фонему от звука, следует использовать специальные скобки:
    < > - для обозначения фонем, – для обозначения звуков.
Фонема может реализовываться в разных вариантах. Например: реализация фонемы < о >
Лоно о нъ] [о]
Водяной [въд , и э но . й] . ]
Лён , . о н] [ . о] < о >
Лёня , . о . н , ъ] [ . о . ]
Вода ^ да ] [ ^ ]
Одна из реализаций фонемы, которая меньше всего зависит от позиции называется основным видом фонемы . Все остальные разновидности фонем называют аллофонами или её вариантами . 3. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Фонемы находятся в определенных отношениях, т.е. образуют систему. В каждой системе существуют определенные виды отношений (сходства, противопоставления). Для системы фонем основными отношениями являются отношения противопоставленности друг другу по определенным признакам. Противопоставление фонем называется оппозициями , т.е. фонемы в лингвистике изучаются по своей оппозиции. Например:
    фонемы < т > - < д > находятся в оппозиции по глухости, твердости; фонемы < т > - < ж > находятся в оппозиции по глухости, звонкости, по способу и месту образования.
Признаки, по которым противопоставлены фонемы, называются дифференциальными . Признаки, которые не участвуют в различении, называются интегральными . Систему фонем изучает особый раздел лингвистики, который называется фонологией .

фонетика

фонология

изучают звуки речи

различия

изучает физиологический и аккустический аспект образования звуков. изучает лингвистический аспект, т.е. то, как звук участвует в практическом общении.
4. Фонологические школы. Существует 2 основные фонологические школы :

Московская школа

Ленинградская школа

Представители

Реформатский, Аванесов, Кузнецов Щерба, Матусевич, Кодухов

Состав гласных фонем

Считают, что существует 5-ти фонемный состав гласных, фонема

< ы > рассматривается как вариант

< и >

Фонему < ы > выделяли как самостоятельную, т.е. считали, что существует 6-ти фонемный состав гласных

Обоснование теории

1. не стоит в абсолютном начале слова; 2. возможна только после твёрдого согласного, т.е. в определенной позиции, заменяет в этой позиции фонему < и > ; 3. употребляется в окончаниях существительных наряду с < и >, т.е. различаются по твердым и мягким вариантам;4. < ы > < и > в одной позиции невозможны. 1. подставление другого гласного разрушает связь звучания и значения, т.е. если вместо ил подставим ал, ол , то каждый из этих гласных выполняет опознавательную функцию; 2. < ы > легко произносится в изолированном виде;3. может употребляться в начале слова.
Ответьте на вопросы: Лекция 8 Тема: Словарь: звуковые единицы, сегментные единицы, суперсегментные единицы, слог, неслогообразующие гласные, структура слога, такт, пауза, проклиза, энклиза, синтагма, фраза, ударение, интонация. План: 1. Деление звуковых единиц языка 2. Звуковое членение речевого потока 1. Деление звуковых единиц языка Звуковые единицы языка составляют определенную систему, которая лежит в основе звуковой речи. Звуковая система имеет два типа единиц:
    сегментные единицы – звуки и слоги (линейные единицы); суперсегментные единицы – ударение и интонация.
2. Звуковое членение речевого потока Минимальной единицей речевого потока является звук . Следующей, более крупной, единицей является слог – это совокупность звуков, произносимая толчком выдавливаемого воздуха. Слог – это явление физиолого-аккустическое:
    с физиологической точки зрения – слог соответствует одному мускульному напряжению речевого аппарата; с аккустической точки зрения – слог это сочетание более звучного звука (наличие голоса в звуке по сравнению с шумом) с менее звучным.
Более звучный звук называется слоговым или слогообразующим . Таковыми являются все гласные и некоторые сонорные звуки. Слоги могут образовывать гласные и согласные звуки. Согласные могут быть неслогообразующими. По своей структуре слоги могут быть:
    открытые – заканчивающиеся на гласный - tа ; закрытые – заканчивающиеся на согласный - аt ; неприкрытые – начинающиеся с гласного - t аt; прикрытые - начинающиеся с согласного - а t; полуоткрытые – оканчивающиеся на сонорный - аt .
Такт (фонетическое слово) – это более крупная единица речевого потока, это несколько слогов, объединенных одним ударением. Такт определяется паузами. Такт равен слову, если включает в себя несколько слов. Например: Они ведь/ говорили/ два часа. Если слова незнаменательные (служебные), они примыкают к главному слову спереди или сзади. Примыкание спереди называется проклиза , примыкание сзади называется энклиза. Синтагма – единица речевого потока, нечто соединенное, интонационно-смысловой отрезок речи. Это понятие введено Л.В. Щербой. Синтагма – это фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи, мысли. Например: Завтра вечером/ наша туристическая группа/ в полном составе/ возвращается на базу Эта фраза разделяется на 4 синтагмы. Самой крупной единицей является фраза . Она равна предложению или включает несколько предложений. Единого понятия фразы в лингвистике нет. Фраза – это отрезок речи, включающий в себя законченное сообщение. Ответьте на вопросы:
    Какие два типа единиц имеет звуковая система языка? Дайте определение понятию слог. Что представляет собой слог с физиологической и аккустической точек зрения? Как делятся звуки по своей структуре? Дайте определение понятию такт. Дайте определение понятию энклиза и проклиза. Дайте определение понятию синтагма. Дайте определение понятию фраза.
Лекция 9 Тема: Ударение и его типы Словарь: Ударение, монотоническое ударение, политоническое ударение, квантитативное ударение, постоянное и свободное ударение. План: 1. Понятие ударение. 2. Виды ударения. 1. Понятие ударение. Ударение – это выделение звука, слога или слова путем усилия мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса. 2. Виды ударения. Не все слоги в слове произносятся одинаково. В слове, состоящем из двух и более слогов, один слог обязательно выделяется. Выделение слога в слове называется ударением. Ударение в слове называется словесным. Кроме словесного ударения бывает еще логическое, или смысловое , когда выделяется не определенный слог, а целое слово (иногда несколько слов) речевого такта или фразы. Например: фразе Кому/ не знакома/ эта/ картина! четыре фонетическихслова и, значит, четыре словесных ударения; кроме того, в произношении особо выделяются, несут логическое ударение, слова кому не знакома, потому что они являются словесным центром фразы. В логическом ударении основная роль принадлежит интонации: говорящему удается подчеркнуть значение слова (или слов) повышая и понижая тон голоса. Выделение слога в слове в разных языках достигается особыми языковыми средствами: 1) силой или интенсивностью, артикуляцией - это силовое или динамическое ударение; 2) долготой произношения - это количественное (квантитативное или долготное ) ударение; 3) движением тона (повышением, или понижением, или комбинированием повышения и понижения тона) на фоне нейтрального тона произношения прочих слогов - это музыкальное или тоническое ударение. Чисто динамическое ударение встречается в чешском языке; музыкальное - в китайском, японском, корейском; чисто количественное ударение - в современном новогреческом языке. В большинстве языков эти явления соединены вместе. К числу таких языков относится и русский, в котором ударение квантитативно-силовое, или количественно-динамическое. Ударный слог в русском языке характеризуется наибольшей долготой (удлинением) гласного, что является особенностью русского ударения. Кроме того, он произносится более ясно, отчетливо (безударные ослабляются, произносятся нечетко). Если в большинстве языков ударение прикреплено к определенному слогу или определенной части слова, то в русском языке ударение свободное. Оно может падать на любой слог и на любую часть слова. Другой особенностью русского ударения является его подвижность: в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одной части слова на другую: зад а ть - з а дал - задала, п я ть -пять ю . Ответьте на вопросы:

Вопросы практических занятий

Тема 1: Теоретическая и прикладная, общая и частная фонетика.
    Что такое языкознание? Какие разделы языкознания существуют? Что такое фонетика? Что является предметом изучения фонетики? Что такое звуки речи? Какие две функции выполняет звук? Приведите примеры. Какие разделы фонетики существуют? Объясните, что такое материальная сторона языка?
Тема 2: Устная и письменная формы речи. Орфоэпия. Литературное произношение.
    Дайте определение понятию «язык». Дайте определение понятию «речь». Дайте определение понятию «речевой акт». Дайте определение понятию «текст». Дайте определение понятию «орфоэпия». Какие две особенности имеет норма произношения?
Тема 3: Звуковые средства языка. Фонетический и фонологический аспекты языка. Фонетика и фонология.
    На что подразделяются звуковые средства языка? Что называется фонетическими единицами? На что делятся фонетические единицы? На что делятся фонетические признаки, что они характеризуют? Чем являются фонетические единицы для фонетических признаков? Что изучает фонетический аспект, что исследует? Что изучает фонологический аспект? На какие разделы делится фонетика? Что является единицей фонетики? Что является единицей фонологии? Единицей чего является звук? Единицей чего является фонема?
Тема 4: Аспекты изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата. Артикуляция звуков.
    Перечислите основные аспекты изучения звуков. Из каких органов состоит речевой аппарат? На какие виды делятся органы речи? Перечислите этапы артикуляции? Дайте определение каждому из них.
Тема 5: Гласные и согласные звуки. Классификация звуков.
    Как делятся звуки речи? Как различаются звуки речи? Какие есть источники звуков? Назовите особенности образования гласных звуков? Назовите особенности образования согласных звуков? Какие звуки мы называем ртораскрывателями и ртосмыкателями?
Почему они так называются?
    Какие звуки называются тоновыми? Почему? Каковы принципы классификации гласных звуков? Как делятся гласные звуки по способу образования? Как делятся гласные звуки по месту образования? Как делятся гласные звуки по участию губ? Какие звуки называются открытыми и закрытыми? Назовите основные признаки характеристики согласных? На какие группы делятся согласые звуки по уровню шума? На какие группы делятся согласные звуки по способу образования? На какие группы делятся согласные звуки по месту образования? Как определяются звонкие и глухие согласные? Как образуются твердые и мягкие согласные?
Тема 6: Фонетические процессы.
    Дайте определение понятию «фонетические процессы». Дайте определение понятию «позиционные процессы». Дайте определение понятию «комбинаторные процессы». Перечислите основные позиционные процессы? Дайте определение понятию «оглушение». Приведите примеры. Дайте определение понятию «протеза». Приведите примеры. Дайте определение понятию «редукция». Приведите примеры. Какой бывает редукция? Какие звуки подвергаются количественной редукции? Какие звуки подвергаются качественной редукции? Какие звуки подвергаются качественной редукции? Какая позиция называется сильной? Перечислите основные позиционные процессы? Дайте определение понятию «аккомодация». Приведите примеры. Дайте определение понятию «ассимиляция». Приведите примеры. Дайте определение понятию «диссимиляция». Приведите примеры. Дайте определение понятию «диэреза». Приведите примеры.
Тема 7: Понятие о фонеме
    Какие функции выполняют звуки? Что такое фонема? Какие признаки называются фонематическими? Какие признаки называются нефонематическими? Какие качества звуков образуют фонему? что такое аллофон? Что такое оппозиция? Какие отношения являются основными для системы фонем? Какие признаки называются дифференциальными? Какие признаки называются интегральными? Какие фонологические школы вы знаете?
Тема 8: Звуковое членение речевого потока.
    Какие два типа единиц имеет звуковая система языка? Дайте определение понятию слог. Что представляет собой слог с физиологической и акустической точек зрения? Как делятся звуки по своей структуре? Дайте определение понятию такт. Дайте определение понятию энклиза и проклиза. Дайте определение понятию синтагма. Дайте определение понятию фраза.
Тема 9: Ударение и его типы
    Дайте определение понятию ударение. Дайте определение понятию словесное ударение. Дайте определение понятию логическое или смысловое. Дайте определение понятию силовое или динамическое ударение. Дайте определение понятию количественное (квантитативное или долготное) ударение. Дайте определение понятию музыкальное или тоническое ударение. Дайте определение понятию подвижность ударения. Приведите примеры.

Список использованных источников

1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Уч. пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. 2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. - М: «Русский язык», 1997. 3. Зиндлер Л.Р. Общая фонетика. - М., 2001. 4. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия. – М.: Академический проспект, 2005. 5. Коздасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. - М., 2001. 6. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1996. 7. Вещикова И.А. Орфоэпия. Основы теории и прикладные аспекты. /books/element.php?pl1_cid=143&pl1_id=1431

  • Сборник программ для основного общего образования

    Документ
  • Общее языкознание: предмет и задачи курса

    Закон

    Объектом лингвистики явл-ся естественный язык человека. Закономерности устройства, развития и ф-ционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности м.

  • Данный термин употребляется в разных науках. Дословно редукция - это сведение, приведение обратно, возведение.

    Интерпретация рассматриваемого понятия в зависимости от науки

    В рамках математики, логики редукция - это специальный логико-методологический прием, позволяющий свести сложное к простому.

    В астрономии, геодезии - процесс приведения результатов наблюдений, изменений из одной системы отсчета в другую посредством введения ряда поправок, детерминированных влиянием определенных причин. Последние внедряются ввиду того, что выполнение угловых измерений осуществляется для визирных целей. Их вертикальные оси не совпадают с имеющимися центрами пунктов. Вышеупомянутую поправку вводят в такие измерения, которые выполнены на смежном пункте.

    В химии редукция - это раскисление, т. е. противоположный окислению процесс. Иначе говоря, процесс восстановления из оксида.

    В такой науке, как биология, рассматриваемое понятие - это развитие, которое ведет к упрощению внутреннего строения организма.

    В технике редукция - это уменьшение, сокращение силы движения либо напряжения.

    В рамках социологии рассматриваемый термин означает теоретических подход, суть которого заключается в обосновании социального поведения с точки зрения психологии и физиологии.

    Также редукция - это (в русском языке) ослабление в безударном положении звучания гласных.

    Рассматриваемое понятие может быть интерпретировано и как отчуждение у аристократии коронных земель, которое проводилось королевской властью ряда европейских государств (XVI-XVII вв.).

    Редукцией также называют парагвайские поселения индейцев, непосредственно управляемые Иезуитским орденом.

    Редукция гласных

    Известно, что это изменение гласного звука в слабой позиции (безударной). Редукция гласных может быть качественной и количественной. В первом случае происходит кардинальная перемена звука в безударном положении, меняются его качественные характеристики. Так, качественная редукция гласных наблюдается в изменении таких звуков, как [о], [е], [а].

    Во втором случае затрагивается лишь длительность произношения (укорачивание звука), при этом основные характеристики не изменяются, ввиду чего даже в безударной позиции произносимый звук всегда узнаваем. Количественная редукция гласных в русском языке наблюдается в произношении таких звуков, как [и], [у], [й].

    Степени редукции

    Рассматриваемый процесс зависит от положения безударного слога, в котором употреблен звук. Итак, в первом предударном, неприкрытом слоге или сочетании гласных степень их изменения значительно меньше, чем в иных безударных слогах.

    Таким образом, русские гласные, которые подвержены качественной редукции, имеют 2 степени. Как уже известно, 1-я степень - изменение гласных либо в первом предударном слоге, либо в неприкрытом, либо в сочетании гласных, а 2-я - это их изменение в последующих слогах - предударных, заударных.

    Произношение редуцированных гласных в зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного

    Редукция в словах весна, батрак, шестой, пятак, вода, летать и пр . одинаковая, то есть под ударением это один и тот же звук, несмотря на то, что, по сути, звуки разные.

    Совсем недавно литературной нормой произношения считалась так называемая экающая (было необходимым употребление таких звуков, которые имели э-образный призвук, как между буквами и и э ). Нормой было произношение звуков, приближенных к [ы] и [и], в безударном положении на месте ударных е .

    Известно, что после твердых согласных, согалсно правилам, произносятся следующие звуки:

    • [а] (молоко [малако́]);
    • [ы] (мыловар [мылава́р], желтеть [жылт"э́т"], живот [жыво́т], лошадей [лашыд"э́й"]).

    После мягких - звуки:

    • [и] (миры [м"иры́], лежать [л"ижа́т"], часы [ч"исы́]);
    • [у] (любить [л"уб"и́т"]).

    Из вышеперечисленных примеров видно, что один и тот же безударный гласный звук может быть отображен на письме различными буквами, а именно:

    • [а] - буквами о (к примеру, постель [пас"т"э́л"]) и а (например, жара [жара́];
    • [и] - буквами е (например, медок [м"идо́к]), я (к примеру, ряды [р"иды́]), и (например, пистон [п"исто́н]), а (к примеру, часок [ч"исо́к]);
    • [у] - буквами ю (например, бюро [б"уро́]) и у (к примеру, пустой [пусто́й"]);
    • [ы] - буквами и (например, жизнь [жыз"н"]), ы (к примеру, мыслитель [мысл"и́т"ил"]), а (например, жалеть [жыл"э́т"].

    Все вышесказанное касаемо соответствия безударных гласных и букв, их обозначающих, для удобства можно представить в виде таблицы.

    Русская лингвистика

    Эта наука представлена следующими разделами, которые изучают современный литературный язык:

    • лексикология;
    • морфология;
    • фонетика;
    • морфемика и словообразование;
    • синтаксис.

    Важно отметить, что графика, орфография, как правило, самостоятельно не изучаются. Так, первая включена в раздел фонетики, а вторая - словообразования, фонетики, морфологии.

    Такой раздел, как стилистика, изучается на уроках развития речи, а пунктуация - при изучении синтаксиса.

    Объект изучения лингвистики

    Ее разделы описывают язык разносторонне, ввиду чего имеют самостоятельные объекты:

    • фонетика - звучащая речь;
    • словообразование - производность языковой единицы;
    • морфология - слова в качестве частей речи ;
    • морфемика - состав языковой единицы;
    • лексикология - словарный состав знаковой системы;
    • синтаксис - предложения, словосочетания.

    Синтаксис в совокупности с морфологией образует грамматику.

    Рассматриваемый в данной статье лингвистический термин относится к разделу фонетики.

    Безударные гласные

    Как уже упоминалось ранее, в безударном положении гласные произносятся более кратко, с меньшей мускульной напряженностью органов речи, чем под ударением. Данный процесс в рамках лингвистики называется редукцией. Итак, гласные в безударном положении изменяют свое качество и тем самым произносятся не так, как ударные.

    В нашем языке в безударной позиции различаются всего 4 гласных звука: [у], [и], [а], [ы]. Они отличаются, с точки зрения произношения, от соответствующих им ударных. Эти звуки не только короче, но и имеют несколько иной тембр, что вызвано меньшей мускульной напряженностью в ходе произношения, следствием чего выступает смещение органов речи к положению покоя (нейтральному положению). В связи с этим их обозначение посредством тех же самых транскрипционных знаков, как и у ударных гласных, в известной степени условно.

    Английский язык: редукция

    Для правильного произношения английских слов стоит запомнить, что их недопустимо произносить в отдельности. Английская речь достаточно плавно звучит, что достигается с помощью специальных законов произношения отдельно взятых английских слов в общем потоке речи - редукции, связки звуков. Так, редукция в английском языке - это утрата некоторыми гласными звуками своей сильной формы либо полное их выпадение из слов.

    В английском ударными и безударными могут быть и слоги в слове, и сами слова внутри предложения. Некоторые лексические единицы звучат достаточно сильно, ввиду чего являются знаменательными, другие - безударно, они - служебные. Естественная редукция либо выпадение отдельно взятых звуков происходит в безударных словах, так как в них звуки также звучат слабо.

    Если обратиться к словарю (раздел транскрипции) служебных слов: артиклей, союзов, предлогов, то можно заметить, что там представлены 2 их варианта: слабая и сильная форма. Именно первая, как правило, звучит в английской речи, так как служебные слова в предложениях выступают безударными. Точно такая же картина наблюдается и с местоимениями, вспомогательными, модальными глаголами, ввиду того, что они достаточно часто выполняют вспомогательную, служебную функцию и тем самым являются безударными.

    Для сравнения можно привести следующие примеры:


    Разновидности редукции в английском языке

    Так же, как и в русском языке, в английском рассматриваемый лингвистический термин может подразделяться на следующие виды:

    1. Количественная редукция. При ней звук утрачивает долготу, к примеру:

    • заменяется [u];
    • переходит в [i].

    2. Качественная редукция (примеры приведены ранее и чуть ниже). Звучание существенно меняется:

    • [ɑ:] переходит в [ə];
    • [ʌ] меняется на [ə];
    • [æ]заменяется [ ə];
    • [ʊ] переходит в [ə].

    3. Нулевая редукция. Происходит полное выпадение звука, к примеру: she is - [ʃi ɪz] (She is a good girl [ʃi z ə ɡʊd ɡɜːl]).

    Таким образом, подытожив, можно сказать, что редукция в языке (и английском, и в русском) выступает лингвистическим термином и подразделяется на качественную и количественную. Это законы произношения.

    Редукция с точки зрения философии

    Это ее главный феноменологический метод. Его понимание, по мнению Э. Гуссерля, влияет на осознание всей феноменологии в целом. Этот немецкий философ считал, что она выступает труднейшей задачей философии, которая в результате определяет и подлинность существующей философской рефлексии, и смысл самой человеческой жизни.

    Ее трудности связаны, во-первых, с противоестественностью. Если рассматривать ситуацию с обычной естественной установкой, характерной для повседневного, научного опыта, то она осуществляется в согласии с гипотетическими примышлениями. Феноменологическая же (достигаемая посредством редукции) выступает полной противоположностью природе.

    В связи с этим можно говорить, что редукция не отрицает мир, она представляет собой радикальное сведение существующего сознания до уровня «самого себя» (к изначальным данностям человека). Таким образом, мир не становится менее существующим, он только переходит в его феномен. Так называемый режим редукции допускает исключительно ноэтически-ноэматические структуры сознания. Однако это весьма трудноосуществимо, ввиду того, что люди привыкли видеть лишь объективное. Еще сложнее его обратить вовнутрь, вместе с присутствующими бесконечными препятствиями в виде привычек эмпирически-субъективистского, объективистского мышления.

    Три типа редукции по Гуссерлю

    Он выделял:

    • психологическую;
    • трансцендентальную;
    • эйдетическую редукцию.

    Каждому из вышеперечисленных типов соответствует специфический уровень феноменологического исследования. Так, психологическая редукция охватывает область дескриптивной феноменологии, трансцендентальная - универсальной трансцендентальной, а эйдетическая - сущностной.

    Психологическая редукция

    Суть - возвращение к собственному опыту либо к «чистым» показателям психологического самоисследования. Субъект сразу сталкивается с таким трудным обстоятельством, как переплетение его психологической стороны жизни с информацией «внешнего» опыта, что обусловливает первое внепсихической реальностью.

    Реальность, воспринятая извне, принадлежит к особому интенциональному сознанию, несмотря на то, что к последнему относится само восприятие человеком своей внешней реальности. Именно отсюда появляется необходимость проведения эпохе (воздержание от суждений). Так, феноменолог исключает любую объективную установку вместе со всеми суждениями касательно объективного мира. В результате остается лишь опыт в виде интуитивной самоданности: отдельно взятого дерева, дома, мира в целом (опыт - суть предмета).

    Стадии психологической редукции:

    1. Систематическое, радикальное эпохе во главе всякой объективной точки зрения в рамках опыта, которое практикуется при рассмотрении отдельно взятых объектов и установки сознания в целом.
    2. Опытное усмотрение, описание, анализ разного рода «явлений»: здесь суть - уже «смысловые единства», а не «объекты». Само по себе феноменологическое описание формируется из характеристики ноэматических предметностей и поэтических актов.

    Эйдетическая редукция

    Метод идеации дает возможность исследователю относиться категориально к фактическим аспектам феноменов, другими словами, рассматривать их как «примеры» их инвариантной «сущности». Так, феноменолог для исследования априорных форм явлений отвлекается от их частных форм. Во всей общности ноэтических актов интересуют его лишь неизменные структуры, которые необходимо усмотреть, так как без них невозможно ни одно восприятие.

    Итак, если первый тип редукции оголяет феномены внутреннего опыта, то второй - схватывает его сущностные формы. Стоит учесть, что рассматриваемая феноменология, которая эмпирически опирается на дескриптивную, вместе с тем априорно детерминирует ее, ввиду чего генетический постфактум оказывается логическим приусом.

    Трансцендентальная редукция

    Она выступает самым глубоким, а значит, и трудным этапом всей процедуры. Здесь эпохе производится над эйдетической и дескриптивной феноменологией. Это обусловлено тем, что они еще имеют корни в реалиях психического мира.

    Когда феноменолог осуществляет эпохе и над существующей психической субъективностью, то ему открывается область, которая никак не связана с объективным миром и которая выступает самоданностью чистой субъективности, выраженной формулой «Я есмь».

    Трансцендентальная редукция очищает сознание до абсолютной субъективности, которая конструирует мир. Согласно Гуссерлю, структура данной субъективности трехчленна: ego, cogito, cogitatum. Иначе говоря, трансцендентальное «Я», первоначальные ноэтические акты, их ноэматические референты.

    В общих чертах значимость рассматриваемого понятия для феноменологии обусловлена тем, что редукция лежит в основе феноменологического метода и кардинально меняет традиционные философские представления и наивного реализма, и субъективного идеализма относительно взаимоотношения сознания и природы.

    При количественной редукции гласные безударных слогов теряют в долготе и силе (это условно и называют количеством в гласных), но характерный тембр сохраняют в любом слоге; в русском языке такой редукции подвергается гласная [у] (бур – бурав – буравой: в первом слове [у] под ударением, оно сильное и долгое, во втором, где [у] в первом предударном слоге, оно слабее и короче и в третьем слове, где [у] во втором предударном слоге, оно совсем слабое и короткое ); но тембр [у], обусловленный формой резонатора при верхнем подъеме задней части языка, с вытянутыми в трубочку губами, остается неизменным.

    При качественной редукции происходит то же, что и при количественной , но слоговые гласные безударных слогов не только делаются слабее и короче, но и теряют те или иные признаки своего тембра, т. е. качества; например, воды [воды] – [о]; вода [вΛда]; [вƏдΛвос].

    Соотносительная сила редуцированных безударных слогов в разных языках бывает неодинакова. Так, для русского языка эту схему вслед за А. А. Потебней, В. А. Богородицким, С. О. Карцевским и другими можно изобразить упрощенно цифрами в следующем виде:

    При очень сильной редукции безударные гласные могут доходить до нуля, т. е. переставать произноситься, например, в таких словах, как жав[о]ронки, пров[о]лока, сутол[о]ка, все-т[a]ки.

    Редукция может затрагивать и согласные; этим следует объяснять такие явления в русском, как превращение йота в [и] («и неслоговое») на конце слогов и в безударных слогах, оглушение конечных звонких согласных в слове и некоторые другие.

    33. Младограмматики. Понятие аналогии, виды аналогий

    Младограмматики - новое направление в языкознании, оформившееся в 70-х годах 19 века. Они слишком сильно критиковали старое, традиционное языкознание, за это их и назвали младограмматиками, а они взяли это название себе на самом деле. Младограмматики - преимущественно школа Лейпцигского университета.

    Младограмматики считали язык индивидуально-психологическим явлением. Они подчёркивали, что нужно изучать не «язык на бумаге», а говорящего человека. При исследовании звуковых изменений надо учитывать как физические, так и психологические факторы.



    Два основных методических принципа младограмматизма :

    1. Регулярность фонетических изменений, их всеохватность.

    В науку введено понятие фонетического закона ,- который не знает исключений. Исключений нет . Если на примере какого-либо соответствия на первый взгляд кажется, что тот или иной закон не действует, это значит, что либо его действие приостанавливается другим законом, либо здесь наблюдается изменение по аналогии.

    2. Принцип аналогии. (Простейший пример - выравнивание парадигмы.)

    русский (на) ноге вместо нозе <сравни украинский нозi, белорусский нозе>.

    В древнейших периодах истории языка изменения по аналогии играют не меньшую роль, чем в современности.

    С самого начала, как только принцип постоянства и безысключительности фонетических законов был выдвинут, против него появилось множество возражений. Самое серьёзное сводится к тезису, что каждое слово имеет свою историю .

    Например: ремесло: -сло -ство. Это слово заимствовано в литературный язык из диалекта.

    Но, как говорится, исключения подтверждают правила.

    Тезис о регулярности фонетических изменений прочно вошёл в инструментарий компаративистики. Формулировке тезиса о фонетическом законе предшествовало открытие ещё нескольких законов. В частности - закон палатализации (то есть разделение языков на centum и satƏm) (1879-1881); а также закон Вернера (1877).

    5. Языковые контакты. Пиджины и креольские языки.

    Языки межнационального общения. Искусственные языки.

    Заимствование

    «Калька» - поморфемный перевод

    Субстрат – победа языка завоевателей



    Суперстрат – победа языка покорённого

    Адетрат – сильное вдияние одного языка на другой

    Пи́джин - смешанный язык, формировавшийся в процессе колониальных завоеваний, использовался между колонизаторами и местным населением. На базе русского, португальского, английского. Всего около 50.

    Креольские языки - сформировавшийся на базе пиджинов и ставший родным. (Неосоломоник, сейшельский)

    Языки-посредники – язык, принимаемый некоторым количеством стран и народов в качестве основного средства межнационального общения. Веньянь – дальний восток, юго-восточная азия.

    Официальные языки межнационального общения : англ, исп, русск, франц, кит, араб.

    Искусственные языки – 2 в. до н. э. – первые попытки. Около 100 проектов. Заменгоф, 1887 – язык эсперанто . I тип спряжения, склонения. Принцип 1 звук=1 буква. Лексика – индоевропейские корни. Есть оригинальная литература. Международная почтовая организация: эсперанто, французский.

    7. Соотношение языка и речи.

    В. Гумбольдт (1767–1835): «...в действительности язык всегда развивается только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено что его слова понятны также и другим».

    Маркс - Речь каждого говорящего может рассматриваться как проявление данного языка в условиях той или иной жизненной ситуации. Но индивидуальные особенности в речи каждого человека тоже бесспорный факт.

    По Соссюру, изучение языковой деятельности распадается на две части:

    1) «одна из них, основная, имеет своим предметом язык, то есть нечто социальное по существу и независимое от индивида...»;

    2) «другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть речь, включая говорение...»

    Основные положения Соссюра сводятся к следующему:

    «Оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают : язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку »

    Для Соссюра соотнесены три понятия: речевая деятельность (langage), язык (langue) и речь (parole)

    1. Язык – это достояние коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени все разнообразие говоров и диалектов, разнообразия классовой, сословной и профессиональной речи, разновидности устной и письменной формы речи. Нет языка индивида, и язык не может быть достоянием индивида, потому что он объединяет индивидов и разные группировки индивидов, которые могут очень по-разному использовать общий язык в случае отбора и понимания слов, грамматических конструкций и даже произношения.

    2. Речевой акт – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов. Речевой акт должен быть обязательно двусторонним: говорение – слушание, что составляет неразрывное единство, обусловливающее взаимопонимание. Речевой акт – прежде всего процесс, который изучается физиологами, акустиками, психологами и языковедами. Речевой акт может быть не только услышан (при устной речи), но и записан (при письменной), а также, в случае устного речевого общения, зафиксирован на магнитофонной пленке. Речевой акт тем самым доступен изучению и описанию с разных точек зрения и по методам разных наук.

    3. Самое трудное определить, что такое речь. Прежде всего это не язык и не отдельный речевой акт. Все это разные использования возможностей языка, отображения для того или иного задания, это разные формы применения языка в различных ситуациях общения. И все это является предметом языковедения.

    8. Понятие синхронии и диахронии.

    Крупнейшие ученые конца XIX–начала XX в. – Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр и другие – выдвинули теоретические основы научного описания данного языка в данную эпоху.

    Ф. де Соссюр . «в каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему, и эволюцию; в любую минуту язык есть и живая деятельность, и продукт прошлого» => синхрония и диахрония

    Синхрония представляет собой «ось одновременности, касающуюся отношений между сосуществующими вещами, откуда исключено всякое вмешательство времени», а диахрония – «ось последовательности, на которой никогда нельзя увидеть больше одной вещи зараз, а по которой располагаются все явления оси со всеми их изменениями»


    СИНХРОНИЯ

    Синхрония – это как бы горизонтальный срез, т. е. состояние языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: лексических, грамматических и фонетических, которые обладают ценностью, или значимостью (valeur де Соссюра), независимо от их происхождения, а только в силу соотношений между собой внутри целого – системы.

    Диахрония – это путь во времени, который проделывает каждый элемент языка в отдельности, видоизменяясь в истории.

    Синхронический и диахронический аспекты в языке – реальность и их следует различать ; что практически «синхронический аспект важнее диахронического, так как для говорящей массы только он – подлинная реальность»

    Следует изучать и понимать язык как систему не только в его настоящем, но и в его прошлом, т. е. изучать его явления и в связи друг с другом, и в развитии одновременно, отмечая в каждом состоянии языка явления, уходящие в прошлое, и явления, нарождающиеся на фоне стабилизовавшихся, нормальных для данного состояния языка явлений

    Абстракция в языке присутствует в любом языковом факте, без этого язык не мог бы быть «языком». Но ее роль и ее характер в разных ярусах структуры языка различны.

    а) Лексическая абстракция состоит в том, что слово – самая конкретная единица языка – соотнесено не прямо с вещью, которую это слово может называть, но с целым классом вещей. Нарицательные и собственные имена – это разные степени того же качества лексической абстракции.

    б) Грамматическая абстракция – присоединить суффикс -ик- или флексию -а можно к любым по своему значению корням и основам (садик и фунтик, стола и рыбака); грамматическая абстракция безразлична к лексической и имеет особое качество – это абстракция признаков и отношений.

    в) Фонетическая абстракция – из фонем [т], [к], [у] можно «составить» слово тку и слово тук, и слово кут; фонема [а] может быть флексией и именительного падежа единственного числа женского рода (жена), и родительного падежа единственного числа мужского и среднего рода (стола, окна), и именительного падежа множественного числа (дома, окна) и т. п.

    Эти отличия качества лексической, грамматической и фонетической абстракции и предопределяют различие единиц разных ярусов языковой структуры.

    11. Звук как акустическое явление. Основные понятия акустики.

    Общей теорией звука занимается раздел физики – акустика .

    Звук – это результат колебательных движений какого-либо тела (может быть любого вида: твердое – хлопанье в ладоши, жидкое – всплеск воды, газообразное – звук выстрела) в какой-либо среде (должна быть проводником звука до органа восприятия; в безвоздушном пространстве звук образоваться не может), осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия.

    Акустика различает в звуке следующие признаки:

    1. Высоту – чем выше частота колебаний, т. е. чем больше колебаний приходится на единицу времени, тем выше звук. Человеческое ухо – от 16 до 20 000 Гц2. Инфразвуки (ниже указанных пределов) и ультразвуки (выше указанных пределов) человеческое ухо не воспринимает.

    2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний, т. е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны; чем больше амплитуда колебания (т. е. чем сильнее размах), тем сильнее звук.

    3. Длительность или долготу , т. е. продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени; для языка важна главным образом соотносительная длительность звуков.

    4. Тембр звука, т. е. индивидуальное качество его акустических признаков.

    gastroguru © 2017