Выбор читателей
Популярные статьи
Б утылочная технология - как сделать авиамодель из ПЭТ бутылки
В основе бутылочной технологии изготовления авиамоделей лежит способность ПЭТ бутылок из под пива и газировки сжиматься при нагреве.
Я не претендую на авторство бутылочной технологии, сам изготавливал только капоты для авиамоделей по гипсовым болванкам. На полноценный фюзеляж авиамодели из ПЭТ бутылок у меня не хватает терпения. Уж слишком долго изготавливать болванку для бутылочника. А клепать в последствии десятки и сотни моделей с одной болванки я не вижу смысла.
В первый раз с бутылочными моделями самолетов я познакомился на . Туда их привозил Алексей Миронов (rcred).
Сама технология проста - на болван надевается бутылка с обрезанным дном и усаживается с помощью термофена или газовой плиты. С одного болвана можно изготовить неограниченное количество пластиковых заготовок фюзеляжа для авиамоделей за весьма малое время.
Авиамодель изготовленная по бутылочной технологии - бутылочник, весьма стойкая к повреждениям. Попробуйте сломать обычную пластиковую бутылку - она деформируется, а потом принимает прежний вид. Если бы не сложность изготовления, то именно бутылочники можно рекомендовать новичкам! Сломать морковкой бутылочную авиамодель - весьма проблематично!
Основной проблемой в бутылочной технологии является изготовление болвана. Болван изготавливают из дерева. Склеивают 4 бруска на ПВА, дают клею хорошенько полимеризоваться, а потом, используя нож, долото, наждачную бумагу и другие инструменты для работы по дереву изготавливают болванку для фюзеляжа авиамодели.
В статье используются фотографии Алексея Миронова (rcred).
Я пробовал делать болван из пеноплекса, грунтовал его Титаном, но пеноплекс не выдержал температуры внутри бутылки, начал деформироваться и сжиматься. Так что дерево для изготовления болванок наиболее подходящий материал по доступности, простоте обработки и стойкости болвана при изготовлении.
Технология осаживания бутылки на болванку проста. Подбираем бутылку подходящего размера, отрезаем у нее дно, вставляем в бутылку болван и начинаем осаживать термофеном. Необходимо равномерно прогревать бутылку, добиваясь одинаковой усадки бутылки с обеих сторон фюзеляжа.
Горлышко с крышкой бутылки выводится на уровень установки мотора (спереди). Там его можно будет срезать и не потерять, при этом, внешнего вида авиамодели. В хвостовой части это не так важно, так как она отрезается
На фюзеляж тратится 2 бутылки. Или больше, тут все зависит от рамера модели самолета.
Для снятия готовой заготовки с болвана может понадобится сделать разрез по низу. Но лучше предусмотреть сужение болвана к носу и хвосту, а так же не делать декоративных выступающих частей. Их лучше изготовить отдельно и устанавливать на авамодель после сборки.
Две части заготовки склеиваются между собой на клей Момент. Необходимо только тщательно зашкурить и обезжирить места склейки.
Сервомашинки и приемник обматываются бумажным скотчем и приклеиваются прямо к стенке изнутри фюзеляжа.
Для крепления крыла вклеиваются закладные части с гайками или пластиковыми дюбелями.
Радиоуправляемая модель самолета изготовленная по бутылочной технологии не нуждается в жестком каркасе. Максимум что стоит сделать, вклеить полушпангоут из 2-3 слоев потолочки в месте, где вы берете авиамодель рукой. Для того, что бы она не проминалась и не выскальзывала из пальцев.
Окраску можно производить любыми красками - акриловыми, краской в балончиках из автомагазина и тд. Необходимо только "заматировать" бутылку мулкой шкуркой и обезжирить перед покраской.
Крыло для авиамодели изготавливается из цельного пенопласта с помощью резки струной. Необходимо вклеить лонжерон и обтянуть крыло скотчем. Можно сделать по потолочной технологии на одном лонжероне, как например в или с помощью нервюр и лонжерона, как в .
Хвостовая часть бутылочника изготавливается из коропласта (ячеистый полипропилен) или потолочки с обтяжкой скотчем. Последнее более просто в изготавлении, вполне хватит 2-х слоев потолочки, без дополнительного укрепления. Хвостовая часть собирается отдельно, вставляется в фюзеляж и крепится с помощью клея и штифтов, в качестве которых можно использовать половинки зубочисток.
Остается только оснастить бутылочник электродвигателем, сервами, приемником и отправляться в полет!
@@ Что называется, не выдержал, решил выплеснуть тот восторг, который испытывают от управления самолетом, а именно Фоккера, сделанный по так называемой "бутылочной" технологии. ОТМЕННАЯ БОЙЦОВКА! Мой Фоккер на своем борту несет 2-ва "креста"- 2 тарана, после которого остался в небе!
@@ Все началось с того, что решили опробовать самолеты, которые изготавливают Питерцы. По случаю выбрал себе эту модель. Выбиралось по принципу, что нужен для зрелищности хоть один "немец". Вот так прошел выбор. Первые чувства, которые испытал, когда взял в руки модель - это недоумение и подозрения, не ужо-то "это" летает! Ну, слишком хрупкими, ненадежным показался самолет, мягкий фюзеляж - практически ПЭТ бутылка, крыло из синего пенопласта, обтянутый ОБЫЧНЫМ прозрачным скотчем, тонкое хвостовое оперение, которое держится на 2-х точках. Хотя надо признать легкий, а цена просто смешная!!!
@@ К полетам подготовил за 3 часа, может даже меньше. Мотоустановка (Hivolt), регулятор Markus, 2 сервы Hitek-55 и 4-канальный приемник - все это было в наличии. Сборка просто элементарная, все посадочные места под сервы предусмотрены производителем, одно в крыле, другое внутри на борту фюзеляжа, рядом с приемником.
@@ Больше всего пришлось повозиться с моторамой и крепежом ее в фюзеляже. Вариант решения был найден, как показала практика, не совсем удачный, но все работает до сих пор и переделывать ни как не дойдут руки. А именно. На пластину вспененного полистирола с помощью двустороннего автомобильного скотча прикреплен дюралевый уголок, к которому на трех винтах прикреплен двигатель. Вся эта конструкция на четырех саморезах стянута с фюзеляжем.
@@ На следующий день в Бутово модель облетали. Сам я не рискнул поднять самолет и облетать при ветре в 6-7 м/с. Облетывал Обухов Александр. Оценки летным качествам самые положительные. После я уже сам пробовал летать. Сказать что модель резвая и маневренная, значить ничего не сказать. В прочем, я думаю, читателям стоит попробовать сами.
@@ Последующая эксплуатация, привела к некоторым доработкам.
@@ Было заново изготовлено хвостовое оперение из 2 мм коропласта, которое затем было окрашено автомобильной краской. (кстати, последующие модели, то что сейчас продаются уже идут с коропластом). В оригинальном исполнении был использован синий пенопласт, обтянутый скотчем.
@@ Кабанчики на элеронах заменены на фирменные (оригинальные оказались ненадежными), при первом столкновении в воздухе просто оторвались, т.к. крепились сверху только скотчем.
@@ После долгой летной эксплуатации пришлось ремонтировать крыло. При разборе крыла, оказалось, что две половинки не склеены друг с другом!!! Пришлось склеить половинки, а также вклеить ребро жесткости (бамбуковая палочка), которая соединила и усилила крыло. А под сервомеханизм элеронов, вклеил два пластиковых квадрата, в которые ввинтил саморезы с помощью которых закреплен данный сервомеханизм.
@ Вот в принципе и все доработки, которые улучшили модель.
@ В целом, это одна из любимых моих моделей, при всей ее внешней неказистости она мне очень нравится. Управляя ей, я получаю наслаждение от полета самолета!!!
Различные интернет-магазины сейчас, можно сказать, завалены всякой всячиной для технических видов хобби, и любую деталь или материал для будущей модели можно купить. Но многие из них можно купить прямо возле дома или сделать самостоятельно из подручных вещей или даже из хлама.
Начну с основного, так сказать, материала, из которого делаются многие авиамодели - это потолочная плитка, депрон (подложка под ламинат) и пеноплекс (оранжевый утеплитель). Пожалуй, кроме электроники, это единственные материалы, которые, придется специально купить в магазине (если, конечно, после ремонта они нигде не завалялись).
Потолочная плитка
продается в любом магазине для ремонта. Толщина плитки - 4 мм. Стоит отметить, что потолочная плитка бывает разная как по форме, так и по плотности. Это стоит учитывать при выборе, потому что некоторые ее виды очень хорошо гнутся вдоль волокон, а некоторые настолько жесткие, что из них лучше вырезать жесткие элементы конструкции (нервюры, шпангоуты). Кроме того, бывает плитка в форме квадратов 50 на 50 см, а бывает в форме прямоугольников 20 на 100 см. Второй вариант хорошо подходит для изготовления фюзеляжей, чтобы те же боковины были цельными.
Депрон
(подложка под ламинат) - продается в магазинах напольных покрытий обычно пластинами 50 на 100 см по 10 штук в упаковке. Толщина - 3 мм (но иногда встречается и тонкий, около 1,5 мм). Одной такой упаковки хватает на изготовление 4-5 моделей с размахом крыла около метра. Цвет, как и в случае с потолочной плиткой, лучше выбирать посветлей, иначе не видно отметок ручкой, и без рифления.
Пеноплекс
- продается в строительных магазинах пластинами 50 на 100 см. Толщина - 25-50 мм. Различается этот материал по плотности и твердости. Некоторые виды можно сминать пальцами, некоторые - твердые как доска.
Фанера
для моделизма нужна тонкая (2-3 мм) и легкая, что вызывает некоторые трудности с ее поиском в обычных строительных магазинах. Лучшим же источником такой фанеры являются деревянные ящики от фруктов, за что ее прозвали «апельсиновой».
Рейки
небольшой длины можно получить тоже из фруктовых ящиков, но не из фанерных, а из тех, которые сколочены из тонких дощечек. Такую дощечку можно распилить на или даже обычным лобзиком на тонкие (и очень легкие!) реечки, которые всегда пригодятся для усиления конструкции самолетика.
Еще в моделизме часто используется такое дерево как бамбук
- в виде бамбуковых шпажек, зубочисток и палочек для суши. Тонкие бамбуковые шпажки
хорошо гнутся над пламенем горелки или плиты, что позволяет делать из них каркасы различной формы. В прямом виде их удобно использовать в качестве тяг рулевых поверхностей и как подкосы для крыльев и хвостового оперения.
Палочки для суши
хорошо подходят для изготовления стоек шасси или при изготовлении каркаса моторамы.
Жестяные банки
из-под консервов и напитков - источник легкой и тонкой жести, которая хорошо режется ножницами и паяется без особых усилий. Из нее делают, например, основания проволочного шасси.
Электроды еще можно использовать при изготовлении столика для аппаратуры радиоуправления, предварительно сбив с них весь порошок.
На многих российских дачах стоят неработающие холодильники, внутри которых запросто может оказаться поднос
из тонкого дюралюминия. Это идеальный материал для изготовления стойки шасси на небольшую пилотажную модель.
Сами колеса для модели тоже можно не покупать, а сделать самостоятельно. Например, из пенорезины
и пластиковых карт
.
При работе с потолочной плиткой часто нужны зажимы
, чтобы зафиксировать, например, заклеенную кромку крыла. В продаже полно разнообразных зажимов, но их при создании модели требуется до десятка, что выливается в довольно внушительную сумму. На замену придут самые обыкновенные бельевые прищепки
и зажимы от вешалок
.
Пластиковые бутылки
в моделизме - это в первую очередь фонари и капоты авиамоделей, которые делаются по так называемой «бутылочной» технологии. То есть методом термоусадки бутылки на деревянном болване. Хотя есть модели, сделанные почти целиком из бутылок.
Тонкий пластик
, типа бутылочного, например от различных упаковок, можно использовать как имитацию стекла в кабине авиамодели или в качестве петель для рулевых поверхностей.
Из жести и проволоки
Вместо покупных запоров для крышек лючков можно тоже использовать самодельный, из реек, бамбучины и пружинки
от шариковой ручки.
Самодельные кабанчики в рулевые поверхности можно изготовить из строительного уголка
.
Покупные фиксаторы тяг и колес тоже можно заменить самодельными, используя для этого обыкновенные клеммники
. Во многом они даже удобней, так как для их фиксации не нужен тонкий и редкий шестигранник, достаточно простой отвертки.
Тяги рулевых поверхностей можно сделать из стальной проволоки
целиком, либо из все тех же бамбуковых шпажек, к которым по концам нитками с клеем примотаны кусочки стальной проволоки.
В качестве боуденов можно использовать стержни от шариковых ручек или ватные палочки , если тяги из проволоки.
Теперь обратимся к такой неиссякающей (в плане запчастей для моделизма) части современного быта, как персональный компьютер , он же РС.
Старый CD-DVD-привод
от компьютера - это целый клондайк для моделиста.
В-третьих, непосредственно сам двигатель
привода можно перемотать и использовать по прямому назначению на авиамоделях с толкающим винтом. О том, как перемотать двигатель - есть , а как переделать двигатель под нужды авиамоделизма - вот (и даже есть видеоролики на Ютубе).
Компьютерные шлейфы
от теперь уже неиспользуемых флоппи-дисководов или от IDE винчестеров замечательно подходят для изготовления удлинителей сервоприводов.
Если же погнулся вал двигателя на более крупной модели, например, вал диаметром 5 мм, то в качестве замены можно использовать хвостовую часть сверла
или стержень от отвертки
. Но отвертку рекомендуется тщательно измерять штангенциркулем, ибо у них достаточно большая погрешность.
Покупные резинки для просейверов можно смело заменить колечками от горловин воздушных шариков
, либо взять резинки для денег
.
Для разведения эпоксидного клея в небольших количествах удобно использовать крышечки
от баночек детского питания. При наличии детей этих крышек скапливается достаточно много, и выкидывать их после разового использования не жалко.
Чтобы закрепить внутри модели аккумулятор, регулятор и так далее, продаются специальные ремешки с липучкой. Но вместо таких липучек можно использовать ремешки для лыж
(продаются в спортивных магазинах) или липучки от кабелей питания
ноутбуков и другой портативной техники.
Теперь коснемся такой вещи как инструменты и прочие материалы, которые используются в моделизме.
Для начала - клеи :
1. Потолочный клей
.
Продается в достаточно больших бутылках, но для удобства его лучше переливать в 20-тикубовый шприц
(предварительно, для безопасности, отломав иголку). По названиям ориентировать не имеет смысла, все клеи для потолочки по большей части одинаковые.
Разноцветный скотч.
Продается во многих канцелярских магазинах, но большим разнообразием цветов не блещет. Я встречал только белый, черный, красный, синий, голубой, зеленый, желтый и оранжевый. Еще бывает серый армированный (удобно для усиления передней кромки крыла) и прозрачный.
Для работы со скотчем (и с модельной пленкой тоже) понадобится специальный модельный утюжок
, чтобы пришкваривать этот скотч к потолочной плитке или депрону.
Если по каким-то причинам работа со скотчем невозможна, модель можно раскрасить акриловыми красками
. Но тут тоже есть свои тонкости.
В-третьих, эта краска растворяется водой, а потому модель после покраски желательно покрыть лаком
(лучше акриловым).
Стоит отметить, что скотч, в отличие от краски, все же существенно добавляет прочности моделям из потолочки, что актуально для начинающих пилотов и в морозы, когда потолочка становится более хрупкой.
Зато покрашенная модель выглядит аккуратней и ярче, а красивая модель, как известно, и летает красиво.
Из покупных инструментов еще может понадобиться термоклеевой пистолет
. С его помощью удобно фиксировать в модели сервоприводы и прихватывать провода, чтобы они меньше мешались.
Кроме того, в моделизме может не раз понадобиться дремель
или микродрель
. В супермаркетах продаются весьма недорогие модели, которые даже работают от прикуривателя автомобиля, что позволяет использовать его даже в поле. В комплекте обычно идет большое количество всевозможных насадок для шлифовки, полировки, сверления, расширения отверстий и даже микроболгарка. Но в дешевых моделях, стоит отметить сразу, сверла никудышные, их даже об дерево согнуть можно. Но все остальное весьма неплохого качества.
Конечно, кроме всего, что я перечислил выше, существует еще десятка два инструментов, которые нужны моделистам всех уровней (паяльник, отвертки, шуруповерт, пассатижи, тиски и так далее), но все их перечислять я не вижу смысла, ибо они более очевидны.
На этом хотелось бы данную статью закончить, а для небольшого расслабления предлагаю посмотреть небольшое видео полетов двухметровой модели из депрона и скотча. Да-да, даже такого размера модель можно изготовить из таких простых материалов.
Поскольку многим стало интересно изготовление модели по бутылочной технологии,я решил сделать маленький обзор процесса постройки СВОЕГО як-3. Хочу сразу оговориться что я НЕ УТВЕРЖДАЮ что это единственный и правильный подход к изготовлению бутылколета,просто я художник,я так вижу... :)
Итак,болванка уже есть,и теперь будем осаживать бутылки на неё.Подбираем подходящую,надеваем на болван и прихватываем гвоздиками.
После усадки,обрезаем лишнее по разметке,прямо на болване и делаем вот такую прорезь для оперения.
И отгибаем вот так.
Теперь займемся средней частью.Подбираем нужную бутыль,одеваем на болван и с обеих сторон прихватываем гвоздиками.
Так как бутылка с неохотой усаживается в местах с крутыми углами (передняя часть фонаря,передняя кромка ниши под крыло),то здесь прогрев это место прижимаем размягчевшую бутылку деревяшкой к болвану,и ждем пока остынет.Если образовались складки,не отпуская это место,погреваем их феном и они если не исчезнут,то станут незаметней.
Теперь снова обрезаем по разметке.
Теперь что бы снять эту часть разбираем болван.
Теперь сделаем остекление фонаря.
И обрезаем вот так.
Поскольку я соединяю детали фюзеляжа стык в стык,то мне необходимы соединительные части.Их я получаю осадив бутылку на нужном месте болвана.
Для хвостовой балки.
И для передней части фюзеляжа.
Теперь нужно это все собрать воедино,и в этом нам поможет момент-кристал.
Порядок такой.Вклеиваем остекление фонаря,потом соединение для хвостовой балки,саму балку и соединение для носовой части. Прежде чем приклеить саму носовую часть вклеиваем фанерную мотораму.
Вот собственно фюзеляж и готов. Двигатель после установки закрывается капотом,который делается на отдельной болванке.
Оперение я делаю из одинарной потолочки,усиливаю по задней кромке стабилизатора реечкой и обтягиваю скотчем. Всклеиваю в фюзеляж на тот же момент.
Крыло крепится на два "клыка" и два мелких самореза.
Для саморезов в фюзеляж вклеена 4мм фанерка.
А под "клыки" сделаны отверстия.
Вот собственно и все. К такой конструкции фюзеляжа и всего прочего я шел год,практика показала что все очень даже летуче,и живуче. Первый фюз был списан на капремонт после 8 ЖЕСТОЧАЙШИХ, "морковок",появился неустранимый выкос,но поскольку система так сказать модульная,то заменив переднюю часть в течении получаса имеем снова летабельный аппарат.
Единственное но,при таком креплении крыла при "морковке" крыло сразу уходит в утиль.
А это фюз после первой "моркови". Только помялся и все. :)
Вот как то так...
Удачных построек!!!
Для тех, кто не знает, ПЭТ бутылки из под пива или газированной воды имеют очень интересную особенность - они сжимаются при нагревании подобно термоусадочной трубке. Благодаря такой особенности из этого материала можно изготавливать различные заготовки для самоделок . Благодаря своей легкости и доступности, ПЭТ бутылки успешно используют в строительстве авиамоделей.
Удобнее всего таким способом делать фюзеляж для самолета. Самым сложным здесь является изготовление болванки, зато потом по ней можно сделать неограниченное количество заготовок.
Процесс изготовления самоделки:
Шаг первый. Изготавливаем болванку
Болванка будет выступать в качестве шаблона (формы), ее будет обволакивать ПЭТ при нагревании и принимать ее очертания. Создание болванки является здесь самым сложным и кропотливым процессом. Здесь понадобится четыре бруска, которые потом склеиваются при помощи клея ПВА. Когда клей высохнет, в ход вступают все необходимые инструменты для деревообработки. В итоге после некоторых усилий будет создана болванка.
Что касается горлышка, то оно должно быть размещено в том месте, где будет располагаться двигатель. Впоследствии горлышко аккуратно отрезается и внешний вид фюзеляжа не портится.
Шаг третий. Завершающий этап. Снятие заготовки и сборка модели
Теперь заготовку нужно снять с болванки. Для этих целей снизу нужно сделать разрез и затем вынуть из будущего фюзеляжа болванку. Но лучше всего все предусмотреть так, чтобы много надрезов ПЭТ делать не пришлось, то есть учитывать сужающуюся форму фюзеляжа. Потом части склеиваются при помощи клея Момент. Места склеивания необходимо предварительно хорошо обработать наждачной бумагой и обезжирить.
Потом модель можно красить, для таких целей отлично подойдет акриловая, краска в баллончиках и так далее. Перед покраской модель надо сделать матовой с помощью наждачки, чтобы к ней хорошо пристала краска. Еще надо не забыть обезжирить.
Чтобы сделать крыло, понадобится лист пенопласта, крыло вырезается из него при помощи струны. После вклеивания лонжерона крыло обтягивается скотчем. Самоделку можно сделать на одном лонжероне по примеру , или же используя нервюры и лонжерон как на
Статьи по теме: | |
При каких условиях после месячных появляются кровянистые выделения причин возникновения нарушения под влиянием внешних факторов и гормонов
Порой бывает достаточно сложно отличить нормальные естественные причины... Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... |