Промышленный дизайн и архитектура отличия. Что такое промышленный дизайн. Сколько получают дизайнеры в России и за рубежом

В 2017 году мы отмечаем 110-летие промышленного дизайна - явления, объединяющего технологический прогресс и визуальное искусство. Истоки, российское и немецкое направления развития.

Промышленный дизайн: Истоки

До появления объёмного понятия «дизайн» в речи использовали простоту: всё что нравилось, называли - красота. Развитие материальной культуры родило понятие дизайна, корни его уходят в начало XIX века. Тогда появилось машинное производство, заменившее ручной элитный труд.

В отличие от бутафоров-оформителей, дизайнеры мыслят масштабно, разнопланово. Задумки, при реализации их на практике, должны выглядеть гармонично - важно учитывать психологию человека, эргономику среды использования, технологию изготовления и свойства материалов, долговечность (как долго можно пользоваться предметом).

В жизни все понятия относительны и в то же время соотносятся друг с другом, многое понимается на подсознательном уровне. Например, эффект воздействия цвета на человека - этим занимается наука колористика - весьма любопытен: жёлтый шкаф легче поднять, чем серый (при одинаковом весе).

Промышленный дизайн делят на два направления: ВХУТЕМАС и БАУХАУЗ .

ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН - российское направление развития промышленного дизайна

1920 год, СССР. Создан ВХУТЕМАС - высшие художественно-технические мастерские. Целью ставили создать и впоследствии развить советскую художественную культуру. Однако все творческие начинания рубились на корню - гиперреализм в дизайне препятствует развитию. Возможно, это и стало тем стоп-краном, который на годы превратил художественные образы в кальку друг с друга. Кстати, за выпускника ВХУТЕМАСа выдавал себя герой романа «Двенадцать стульев» Остап Бендер, пытавшийся попасть в Нижнем Новгороде на пароход «Скрябин». Тонкая ирония Ильфа и Петрова?

В Ленинграде в те же годы был создан высший художественно-технический институт - ВХУТЕИН - сохраняя элементы формализма, творчеству здесь давали больше свободы. Хотя в итоге дизайнерами становились не благодаря, а вопреки этим учебным заведениям. Социалистический реализм не дал раскрыться бутону истинной дизайнерской мысли.


Промышленный дизайн: БАУХАУЗ - немецкое направление развития

Новое единство искусства и технологий - это БАУХАУЗ. Bauhaus с немецкого переводится как «дом строительства». Это школа, это стиль, это высший пилотаж. Сегодня интерьер в стиле баухауз пропитал собой офисы и фабрики - отказ от избыточности украшений, функциональная «нагота», уничтожение стилизованной инсценировки, которая противопоставляет себя живому опыту.

Главная цель - проектирование промышленных изделий для человека, чтобы предметы стали повседневной частью жизни общества. Например, благодаря исследованиям воздействия цвета на человека, его психологическое состояние, были придуманы и реализованы цветные моющиеся обои.

Каждый фотограф, профессионал или любитель, в своей деятельности часто сталкивается с таким видом творчества как дизайн, в частности с искусством компоновки, стилистики и украшения. Поэтому мы решили создать на сайте новую рубрику «Дизайн», где будем публиковать статьи о дизайне как виде творчества, о графическом дизайне, задачах дизайна, типографике, шрифтах, визуальных коммуникациях, графических решениях, работы известных графических и промышленных дизайнеров. Первая статья новой рубрики посвящена промышленному или индустриальному дизайну.

Промышленный или индустриальный дизайн относится к той области дизайнерского искусства, которая занимается художественным проектированием элементов предметного наполнения среды обитания человека. Промышленные дизайнеры стараются определить облик окружающих нас предметов бытового назначения и одновременно пытаются сделать их максимально функциональными. От удобства пользования, функциональности и внешнего вида изделия в немалой степени зависит его успех на рынке, поэтому промышленный дизайн сегодня чрезвычайно востребован. В этой статье мы попробуем разобраться, как появился промышленный дизайн, каковые его главные особенности и отличия от других видов дизайна?

Можно сказать, что промышленный дизайн как самостоятельное направление выделился из архитектуры. Недаром многие люди, стоявшие у истоков становления индустриального дизайна, были выдающимися архитекторами своего времени. Собственно, именно архитектуре и промышленному дизайну мы во многом обязаны формированию окружающей нос предметно-пространственной среды в том виде, в какой она существует сегодня. Однако если архитектура решает скорее пространственные задачи, то индустриальный дизайн ориентирован на формирование предметного окружения.

Основной задачей промышленного дизайна является определение экстерьера, функциональных и структурных особенностей оборудования, техники, продукции и изделий, которые нас окружают в повседневной жизни. В этой связи отличительной особенностью промышленного дизайна можно назвать его ориентацию на массовое промышленное производство.

Кроме того, промышленный дизайн всегда нацелен на потребности рынка. Ведь для увеличения объема продаж в условиях жесткой конкуренции производителям приходится прибегать к различным методам, самым действенным из которых является интересный и яркий дизайн выпускаемой ими продукции. Это позволяет заинтересовать и привлечь потребителей. Впрочем, такая нацеленность на рынок в разной степени присуща и другим видам дизайна.

Поэтому, пожалуй, главным отличием промышленного дизайна от других областей дизайнерского искусства все же является его связь с бытовыми и производственными потребностями человека. Индустриальный дизайн имеет дело с разного рода искусственно созданным оборудованием, техникой и изделиями, которые занимают некое промежуточное положение между человеком и окружающими его природными структурами. Промышленный дизайнер занимается художественным проектированием объектов массового промышленного производства, куда, в частности, можно включить следующие категории изделий:

  • бытовые приборы (посуда и иная кухонная утварь, радио- и электрооборудование);
  • автомобили и другие транспортные средства;
  • технологическое оборудование для промышленного производства (станки и другая техника);
  • инженерные устройства и сооружения;
  • визуальные коммуникации;
  • элементы интерьера (мебель).

Искусство промышленного дизайна на самом деле имеет глубокие исторические корни, хотя окончательно оформилось это направление только в XX веке. Большинство исследователей сходится на том, что точкой отсчета для зарождения и становления промышленного дизайна являются те времена, когда вещи стали изготавливать на станках, а не вручную. Вследствие этого изделия стали терять свои индивидуальные черты. Поэтому некоторые люди начали всерьез опасаться, что появление таких предметов в быту негативно скажется на внутренней гармонии человека.

Тут-то и стала формироваться потребность в промышленном дизайне. В качестве примера приводят обычно английского промышленника Джозайиа Веджвуда, жившего еще в XVIII столетии. Занимаясь изготовлением набивных тканей в промышленном масштабе, он, возможно, впервые в истории уделил самое пристальное внимание дизайну и внешнему виду своей продукции.

Впрочем, до начала XX столетия изготовленные промышленным способом предметы в большинстве случаев просто украшались декоративными элементами, которые служили своеобразным напоминанием о ручной работе ремесленника. Кстати, ремесленники, несмотря на сравнительно небольшие объемы выпуска продукции, за многие поколения своего труда накопили весьма ценный опыт для промышленного дизайна. Ведь в ходе своей работы они выявляли взаимосвязи между назначением предмета и его формой, материалом, технологией изготовления, функциональными и эстетическими свойствами.

С появлением в жизни человека таких изделий, как средства связи, паровой транспорт или промышленные станки, поначалу к ним применялись те же самые, привычные глазу тогдашнего обывателя контуры и линии, которые опирались на опыт традиционной культуры ремесла. Одним из первых, кто заявил о неразрывности красоты предмета и его функции, был художник, теоретик изящных искусств и архитектуры Дж. Рескин. Он являлся убежденным противником машинного производства, видя путь в соединении эстетики и функциональности производимых предметов только в возрождении народных традиций ремесла.

В начале XX века произошло становление новых художественных стилей, в поисках новых областей творчества многие художники и архитекторы обратились к промышленным изделиям. В свою очередь, предприниматели и владельцы производственных предприятий начали впервые осознавать важность дизайна в процессе создания продукции. В 1907 году в Германии появилось объединение «Дойче Веркбунд», которое провозгласило своей целью создание «идеальных образцов» для целей промышленного производства на основе традиционной ремесленной культуры. Заложенные теоретиками этого творческого объединения принципы «эстетического функционализма» легли в основу промышленного дизайна. Правда, участники «ДойчеВеркбунд» изготавливали образцы изделий лишь в ограниченном количестве для представления их публике на разнообразных выставках.

Одним из ярких представителей области промышленного дизайна начала XX столетия был архитектор П. Беренс, который разработал собственные интересные формы электрических светильников, электрической посуды и вентиляторов – то есть тех видов продукции, которые на ту пору еще не имели какого-либо конкретного визуального осмысления. Пользуясь принципами «эстетического функционализма», Беренс сделал эту продукцию узнаваемой и по-своему уникальной.

В 1919 году в Веймаре была создана целая школа промышленного дизайна под названием «Баухаус», основателем которой выступил немецкий дизайнер и архитектор Вальтер Гропиус. Девизом этой школы стало «Новое единство искусства и технологии». В «Баухаусе» были разработаны принципы художественного конструирования как комплексного подхода к проектированию вещей. Были заложены основы теоретического проектирования в промышленном дизайне, заключающиеся, главным образом, в том, что функция и конструкция определяют форму. Соответственно, чем функциональнее предмет, тем он должен быть красивее.

Этим принципом руководствовались члены этого творческого объединения, которые считали, что промышленный дизайнер – это художник, ремесленник и технолог в одном лице. Поскольку дизайнеру необходимо было создавать изделия для массового производства, то, следовательно, ему требовалось от начала до конца знать весь производственный процесс. Кстати, образцы продукции, разработанные в недрах школы «Баухаус» в 20-е годы прошлого столетия, до сих пор успешно продаются и пользуются большой популярностью. Успех этих изделий обусловлен оптимальным сочетанием высокой технологичности изготовления, эстетических и эргономических качеств.

По примеру школы в Веймаре в нашей стране в 1920 году были созданы Высшие Художественно-технические Мастерские (ВХУТЕМАС). Их первым деканом был дизайнер, график, фотограф А. Родченко, один из основоположников конструктивизма. В стенах этих художественно-технических мастерских начинают решаться практические задачи, формируются оригинальные дизайнерские концепции.

Дальнейшему развитию промышленного дизайна, как ни странно, поспособствовал кризис 1929 — 1930 годов, возникший в американской промышленности. Промышленный дизайн оказался одним из средств решения коммерческих проблем производственных предприятий, поскольку служил тем самым инструментом для увеличения сбыта продукции. В этот период индустриальный дизайн начал ориентироваться строго на выполнение коммерческих задач и потребности рынка. В этой связи во многом дизайн свелся к простому внешнему оформлению предмета. Этот период связан с именами таких художников и дизайнеров, как Раймонд Лоуи, Уолтер ДорвинТииг и Генри Дрейфус.

Новый виток развития промышленный дизайн получил уже после Второй мировой войны, когда умение превращать промышленную продукцию в эстетичные произведения искусства стало показателем уровня развития экономики. Промышленный дизайн во второй половине прошлого века быстро превратился в важный инструмент в конкурентной борьбе среди ведущих мировых производителей. Понимая важность этого направления, в 1969 году в Америке даже была создана коллегия промышленного дизайна.

Принципы индустриального дизайна, как творческой деятельности человека, ориентированной на улучшение внешних свойств производимой в промышленности продукции, стали повсеместно применяться в странах Западной Европы и Скандинавии. В Европе особую роль в развитии промышленного дизайна играла Ульмская школа, которая превратилась в один из главных центров разработки теоретических основ современного промышленного искусства. В послевоенные годы в Европе выделились отдельные, национальные школы индустриального дизайна – итальянская, скандинавская и другие.

В наши дни при проектировании промышленных изделий дизайнер имеет дело с такими понятиями, как мода или образ жизни потенциальных потребителей продукции. Также при проектировании бытовых предметов на первый план выходят вопросы сбыта продукции, вследствие чего дизайн часто приобретает ярко выраженный коммерческий характер. Впрочем, при создании дизайна объектов промышленного назначения (сельскохозяйственного оборудования, станков) все же доминируют технические требования: эргономика, технологичность производства, экономичность и экологическая безопасность. Игнорировать эти факторы невозможно, поскольку формируемая с участием этих объектов производственная среда должна быть комфортной для человека, в том числе и в визуальном отношении. Таким образом, специфика современного промышленного дизайна весьма тесно связана с характером создаваемых изделий.

Дизайнеры, занятые в этой области, должны обладать познаниями и художника-оформителя, и конструктора, и инженера-технолога. Только такие совокупные знания позволяют воплощать творческие замыслы и создавать интересные, оригинальные изделия, без ущерба для их функциональности. В процессе художественного проектирования дизайнер формирует главную идею, прорабатывает концепт, затем работает с эскизами, чтобы представить макет изделия.

Далее осуществляется моделирование в трехмерном пространстве и визуализация объекта с помощью специализированных программных средств. Только после этого производится собственно конструирование и создание опытного образца изделия. Свою работу промышленный дизайнер строит таким образом, чтобы разрабатываемый им образец изделия, пройдя через все вышеперечисленные этапы, отвечал его первичному замыслу и при этом мог внедряться в производство без каких-либо проволочек.

Сегодня промышленный дизайн широко применяется в самых разных областях, начиная от деревообрабатывающей промышленности и металлургии и заканчивая сферой высоких технологий. В целом, в широкий круг услуг, оказываемых профессиональными промышленными дизайнерами, может входить как разработка домашней посуды, так и создание концептов автомобилей. Пресс-формы, корпуса и детали – со всем этим приходиться работать промышленному дизайнеру. Главной же задачей на современном этапе развития промышленного дизайна является создание запоминающегося и в то же время эргономичного внешнего вида изделия при сохранении его технологических и функциональных качеств.

В мире дизайна существует бесчисленное множество профессий, одна из самых универсальных, интересных и многогранных – промышленный дизайнер. Такие специалисты отвечают за создание всего вокруг: техника, мебель, предметы обихода, посуда, автомобили, яхты и даже мобильные приложения.

Если вам удается совмещать логическое мышление и творчество, а жажда сделать этот мир чуточку лучше и красивее не покидает ни на минуту, значит, вам стоит задуматься о карьере в сфере промышленного дизайна. Для такой работы требуется профессиональная подготовка, что подразумевает получение степени Бакалавра или Магистра.

Институт Марангони предлагает получить профильное образование на программах Бакалавриата «Промышленный дизайн» и Магистратуры «Дизайн средств передвижения» и «Итальянский промышленный дизайн». Во время обучения студенты: изучают историю искусства; учатся разрабатывать идеи новых продуктов и создавать их; углубляются в бизнес-составляющую индустрии, чтобы не просто придумывать что-то красивое, но востребованное и отвечающее последним или будущим трендам. По окончании института они на 100% готовы к работе и начинают успешную карьеру на международном рынке.

Но прежде чем подавать документы на поступление, давайте узнаем об этой перспективной профессии немного больше.

Особенности работы

Обычно промышленные дизайнеры специализируются на одном продукте или услуге. Хотя нет никаких рамок и границ, все зависит от желания учиться и развиваться в разных направлениях. Единственное, что обязательно для всех, это создание продуктов, отвечающих требованиям: легко использовать, хорошо функционирует, рентабельно производить, привлекательный внешний вид.

В зависимости от проекта фронт работы может различаться, но основные задачи промышленного дизайнера это:

обсуждение с клиентом его пожеланий и составление брифа;

  • изучение работы существующих продуктов и услуг;
  • разработка идеи, первоначальных рисунков и эскизов;
  • принятие решения о выборе подходящих материалов и ресурсов;
  • компьютерное моделирование продукта и создание подробных чертежей;
  • производство прототипов;
  • тестирование продукта или услуги;
  • окончательная доработка и запуск производства.

На всех этапах работы дизайнер должен взаимодействовать с инженерами, моделистами, маркетологами и другими членами команды разработки.

Время работы и доход

Чаще всего такие специалисты работают по стандартному графику с 9.00 до 18.00 (30-40 часов в неделю), хотя творческий процесс порой требует дополнительного времени.

В Европе начинающие дизайнеры могут получать от 15 до 22 000 евро в год, более опытные 25-34 000, зарплаты «бывалых» начинаются от 42 000 евро.

Обучение и профессиональное развитие

Выше мы уже писали, что для работы необходимо получить образование. Но наличие диплома не отменяет продолжения обучения. Промышленные дизайнеры должны учиться всю жизнь: проходить курсы повышения квалификации, проходить узкоспециализированные программы, читать журналы, книги, сайты и блоги. Стоит вступить в ассоциации дизайнеров, посещать профильные выставки и мероприятия.

Навыки, интересы и личные качества

  • творческие идеи и логический подход для их развития;
  • способность выражать идеи через рисунки и 3D-модели;
  • понимание свойств различных материалов и методов производства;
  • умение планировать и организовывать проект на всех этапах;
  • способность составлять смету затрат и работать в рамках бюджета;
  • хорошие коммуникационные навыки;
  • умение писать четкие и краткие отчеты;
  • творческий подход в решении проблем;
  • способность работать в команде и обмениваться идеями с коллегами.

Возможности

Промышленные дизайнеры востребованы в самых разных областях промышленности и коммерции. Например, они работают в составе команды по разработке новых продуктов на фабриках игрушек или на мебельном производстве. Кроме того, они могут выступать в роли консультантов или сотрудничать с самыми разными брендами на основе фриланса.

Получая опыт работы, у промышленных дизайнеров появляется возможность стать креативным директором или возглавить департамент по управлению проектами. Современные технологии вывели эту профессию на новый уровень, обладая знаниями об эргономике, функциональности и внешней красоте продукта, дизайнеры могут работать над разработкой мобильных приложений и сайтов. Все больше из них привносят свой вклад в онлайн-мир и становятся UX-дизайнерами.

Узнать подробности об обучении на программах Бакалавриата и Магистратуры в области промышленного дизайна в институте Марангони можно у консультантов официального представительства –

Промышленный дизайн или, как его ещё называют посвящённые люди, промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн, — это отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности (как не обзови этот конгломерат искусства и техники), целью которой является определение формальных качеств изделий и других объектов среды обитания, производимых промышленностью. Даже можно сказать больше, область деятельности промышленного дизайна – структурные и функциональные особенности изделия, а также его внешний вид.

Промышленный дизайн подразумевает под собой эффективное развитие идей через процесс, который приводит к производству новых товаров, даже, если это фоторепортажи.

История промышленного дизайна немного короче, чем дизайна в целом. Первые дизайнеры, работающие в сфере промышленности, появились в XVIII веке на английской территории. Первые вехи промдизайна связаны с именем и деятельностью Дж. Веджвуда, который своим творчеством вложил лепту в развитие промышленного производства набивных тканей, но определение «промышленный дизайн» как таковое появилось гораздо позже.

Сначала его определили как «индустриальный дизайн. К этому приложил свою руку в 1918 году архитектор из Германии Вальтер Гропиусу, основавший в немецком Веймаре революционную, для того времени, школу индустриального дизайна. Это сейчас ничего особенного, а тогда это событие осуществило переворот в мире промышленности и мире дизайна. Вальтер Гропиусу официально объявил о слитии искусства и техники в одно целое.

Следующий виток развития в истории промышленного дизайна произошёл после второй мировой войны. Именно тогда, он получил серьёзное толчок к развитию на территории Скандинавии и Нидерландов, в это же время интерес к этому направлению дизайна проявили в Соединённых Штатах Америки, там промышленный дизайн принёс своим первопроходцам невероятный успех – продажи буквально взлетели в небо. А уже к 60-м годам ХХ века именно в США организовалась Коллегия Индустриального дизайна, так дизайн влетел в, так сказать, массовое употребление.

Члены Коллегии дали очень ёмкое определение «индустриального дизайна». Они утверждали, что это проявление творческой активности, которая способна улучшать внешние достоинства товаров, производимых промышленностью.

На современном этапе глобализированного XXI века промышленный дизайн как уже не совсем новый вид деятельности дизайнерских студий включает в себя три элемента: искусство, маркетинг и современные технологии.

Как и во всех видах творческой деятельности человека, в промышленном дизайне существует защита прав интеллектуальной собственности на объект или объекты, разработанные в рамках проекта, над которым трудится дизайнер. Результат творчества промышленного дизайнера должен быть защищён патентом на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Вот такой он мир, даже творчество в нём омрачено юридическим вопросом.

Понятие промышленный дизайн является относительно новым, но уже успело завоевать свою популярность среди множества современных людей. Можно сказать, что это синтез науки и искусства, основное предназначение которого — улучшение внешних качеств предметов.

Интервью с Себастьяном Бергне поможет детальнее ознакомиться с особенностями промышленного дизайна и понять все тонкости этой сферы. Такое явление отличается неординарностью, которая и привлекает множество людей.

Сферы деятельности

Основная цель дизайна — изменение предметов, установок и объектов, которые были произведены в сфере промышленности. Такое решение благоприятно влияет на жизнь и комфорт, приносит настоящее эстетическое наслаждение.

Промышленные дизайнеры постоянно занимаются разработкой оригинальных и неповторимых вещей, которые также обладают и функциональными возможностями.

К основным странам-лидерам в этой сфере можно отнести:

  • Италию;
  • Францию;
  • Японию;
  • Голландию.

Промышленный дизайн занимается проектированием в сферах, которые производят технологическое оборудование, транспортные средства, и создают коммуникации.

В этот список можно включить архитектурные стили и разработку интерьеров. Медицинские установки также охвачены работой промышленного дизайна.

Люди, занимающиеся промышленном дизайном, отдают предпочтение натуральным и качественным материалам. Правильная форма предметов и точная геометрия — основополагающие факторы в создании проекта.

Дизайнеры превращают обычные и привычные предметы в оригинальные вещи, которые становятся уникальными товарами, единственными в своем роде.

Разработка проекта включает в себя следующие особенности:

  • в создании дизайна происходит опор на современные тенденции;
  • специалист должен учитывать удобство и безопасность при использовании предмета;
  • во время разработки необходимо помнить о соответствии желаниям покупателя;
  • нужно соблюдать принцип и концепцию компании.

Во время создания проекта, специалисты учитывают большое количество факторов. Предмет или система должны быть не только привлекательными и лаконичными по внешнему виду, но и обладать максимальной функциональностью.

Перед изготовлением объекта, дизайнеры создают 3D-модель, которая помогает обратить внимание на все преимущества и недостатки.

Промышленный дизайн от черновика до продукта смотрим в видео:

gastroguru © 2017