После демонтажа металлоконструкций что получается. Демонтаж металлоконструкций. Основные проблемы и трудности демонтажа металлоконструкций

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

Качеству выполнения работ по монтажу металлоконструкций уделяется огромное внимание, так как от них зависит степень безопасности объекта при эксплуатации. Однако не меньшего внимания требует и демонтаж технологических, временных или отслуживших свой гарантийный срок металлоконструкций. Как правило, демонтаж выполняют те же организации, которые в своё время монтировали здание или оборудование. Это вполне оправдано, так как специалистам проводившим сборку намного легче выполнить демонтаж этих металлоконструкций.

Если раньше необходимость в демонтаже крупных металлоконструкций возникала не часто, то сегодня подавляющее большинство промышленных зданий, подъёмных механизмов и морально устаревшего технологического оборудования нуждается в замене. Различают три основных метода демонтажа:

  • Оборудование режется для сдачи в металлолом. Как правило, это отработавшее свой срок химическое оборудование или проржавевшие конструкции цехов и ангаров;
  • Оборудование режется с целью освободить место для монтажа более современного, но значительную часть металлоконструкций планируется повторно использовать на неответственных участках;
  • Оборудование демонтируется для последующего монтажа и использования на новом месте.

Независимо от целей демонтажа, металлоконструкции должны разбираться по тщательно разработанному плану. Самым трудоёмким и дорогостоящим является демонтаж оборудования для перемещения его на новое место. При этом методе практически не используются резаки, а бригада монтажников старается с минимальными повреждениями демонтировать с соблюдением очерёдности все легкосъёмные элементы, тщательно нумеруя и упаковывая их. Затем с помощью различных грузоподъёмных механизмов производится разборка крупногабаритных элементов.

Единственные элементы, которые при подобном методе демонтажа срезаются - это различные лестницы и несъёмные элементы защиты, так как их дешевле сварить на новом месте. Чаще всего в таком режиме разбирают различное крановое оборудование, технологические резервуары и различные вспомогательные конструкции.

При желании заказчика сохранить часть металлоконструкций в качестве материала для дальнейшего использования, он должен совместно с представителем монтажной организации составить перечень оставляемого материала. При демонтаже можно осуществить разборку многими способами, поэтому сотрудники, по возможности, нарежут металл по заданным размерам.

При полном демонтаже здания или технологического оборудования с целью сдачи его в металлолом, основной задачей является обеспечение безопасности работающих и максимальная скорость выполнения работ. Несмотря на кажущуюся простоту работ по демонтажу зданий и крупногабаритного технологического оборудования, эту работу могут выполнять только специалисты, так как невозможно предугадать, как себя поведёт при разборке отслужившее свой срок многотонное оборудование.

довольно часто встречается в практике ремонтно-восстановительных мероприятий. Убрать стальной корпус теплицы, отслуживший свое, либо перенести на некоторое расстояние опоры линий электропередач - работы, которые необходимо правильно планировать и выполнять.

Методы демонтажа конструкций из металла

В зависимости от конкретных целей и задач применяются два способа:

1. Снос металлоконструкции без последующего ее восстановления.
2. Разборка металлоконструкции с целью ее использования на новом месте либо использования части прежних сооружений из металла для возведения новых конструкций.

Первый способ используют для неразъемных конструкций, выполненных сваркой либо клепкой, а второй - для сборных металлоконструкций, части которых соединялись воедино при помощи крепежных элементов - болтов, штифтов, винтов.

Выбор способа демонтажа определяется текущим состоянием элементов прежнего сооружения. Для стальных конструкций, монтаж которых проводился без предварительной антикоррозионной обработки деталей, такая оценка состояния связывается с наличием и интенсивностью процессов необратимого окисления металла кислородом воздуха. Для алюминиевых металлоконструкций в расчет принимается оценка остаточной прочности и фактической деформации элементов под рабочими нагрузками. Часто приходится оценивать совокупный износ, поскольку некоторые элементы металлоконструкции могут быть выполнены из бетона, дерева или камня. В таких случаях оценивается степень повреждения деталей в местах их соединений.

Оценка коррозионного износа элементов металлоконструкции

Фактическая интенсивность износа металла вследствие его коррозии в обычной атмосфере воздуха колеблется в диапазоне 0,05-1,6 мм в год. Таким образом, разброс данных довольно велик. В зависимости от реального состояния металлоконструкции при демонтаже может быть принято решение либо об ее полном уничтожении разрезкой на части, либо демонтаже с целью последующего восстановления. Поэтому качественная оценка состояния металла стальной конструкции определяет не только трудоемкость работ, но и последующие финансовые расходы на изготовление нового элемента, которые могут оказаться весьма существенными.

Коррозионные потери оценивают:

1. замером фактических параметров поперечного сечения металлопроката;
сравнением реальной толщины металлического элемента в наиболее ответственных его местах.
2. Теоретически возможный метод оценки состояния металлического элемента его взвешиванием на практике не применяется, поскольку далеко не для всех деталей имеются первоначальные чертежи с указанием их начального веса.

Для измерения размеров применяются простые и доступные инструменты: штангенциркули, глубиномеры, микрометры, измерительные скобы. В особо ответственных случаях, а также для определения размеров деталей в труднодоступных местах возможно использование методов косвенной оценки, к которым относятся радиоволновые и ультразвуковые толщиномеры. Такие приборы компактны и надежны, отличаются высокой точностью показаний, а потому вполне могут быть арендованы для оценки степени износа.

Для сравнительной оценки износа, полученный размер сравнивают с:

- первоначальным значением, измеренным в неповрежденном месте (например, в таком, которое постоянно пребывало в масляной ванне);
- паспортных значением профиля согласно данных соответствующего ГОСТа.

Степень аварийности коррозионного износа, при котором металлоконструкция подлежит безусловной утилизации, составляет более 25%.

Инструменты для демонтажа неразборных конструкций

Наиболее продуктивно резку металлоконструкций производят при помощи газовых резаков и гидравлических ручных ножниц. Самые крупные элементы разрушаемых при демонтаже металлоконструкций впоследствии разрезают на базах металлопроката с применением скрапных аллигаторных ножниц с механическим или гидравлическим приводом.

Специализированные фирмы, занимающиеся демонтажными работами, имеют в своем составе и специализированное оборудование. К нему относятся:

алмазно-канатные станки, снабженные пилами с алмазным напылением рабочей части - подобными инструментами пользуются при демонтаже пришедших в негодность стальных труб;
переносные болторезные станки - используются при разделении частей демонтируемой стальной конструкции, для соединения элементов которой в свое время использовался крепеж;
угловые шлифмашины, применяемые для разборки деталей, которые находятся в труднодоступных местах стальной конструкции;
Все вышеуказанное оборудование, как правило, имеет не электропривод, а привод от двигателей внутреннего сгорания, что повышает автономность его работы.

При разрушающем демонтаже часто применяется как вспомогательное различное подъемно-транспортное оборудование. Например, при помощи подъемников демонтажные работы можно выполнять на высотах до 18 м включительно. А ряд конструкций кранов и экскаваторов допускает установку на своих стрелах гидравлических ножниц, которыми возможна разрезка достаточно массивных элементов каркаса здания.

При большом объеме демонтажных работ с разрушением металлоконструкции на месте устанавливаются измельчители, которыми обрезки стального проката могут дорезаться и далее компактироваться в более мелкие по объему фрагменты.

Разборный демонтаж металлоконструкций

В отличие от предыдущего метода, здесь значительно возрастает доля ручного труда, так как все элементы должны быть разобраны на части без потери своего функционального назначения. Для удобства такого демонтажа все изделие в сборе опускают на грунт, и последующие работы ведут уже там.

Для того, чтобы удачно открутить болт или другой крепежный элемент, длительное время находившийся под воздействием кислорода воздуха, необходимо:

- Оценить причины, препятствующие откручиванию (ржавчина на деталях крепежа, их смещение от первоначального положения или деформация основания).
- Залить в зазор между стержнем болта и головкой гайки любую жидкость, которая обладает высокой приникающей способностью (можно использовать обычный керосин, хотя есть и более безопасные вещества, например, WD-40). По истечении некоторого времени эти среды проникают в зазор и снижают трение сцепления между крепежными деталями.
- Если ничего из вышеуказанного нет под рукой, можно попробовать открутить болт, направляя короткие и резкие удары зубилом против часовой стрелки по головке изделия. При этом необходимо периодически контролировать состояние головки, чтобы не срезать или деформировать этот элемент болта.
- Для демонтажа крепежных деталей, закрученных заподлицо, приходится применять специальные инструменты - экстрактеры. В результате их использования в головку болта ввинчивают сверло с обратной резьбой, которое создает противоположный по знаку крутящий момент, в результате чего становится возможным неразрушающий демонтаж.

Организационные вопросы демонтажа металлоконструкций

Учитывая сложность производимых работ, необходимо придерживаться правил техники безопасности:

- Не выполнять демонтажные работы на высоте без ограждения.
- Всесторонне оценивать устойчивость металлоконструкции в процессе ее разборки.
- Производить ограждение опасной зоны на земле предупредительными лентами или знаками.

Важным моментом демонтажных работ является организация транспортировки разобранных металлоконструкций. Поэтому в составе бригады обязательно должны находиться специалисты по такелажным работам. На месте где выполняется должно быть обеспечено наличие тросов, цепей, канатов, крюков и прочих приспособлений, облегчающих перенос демонтированных элементов автокранами или подъемниками до кузовов автомобилей и самосвалов. При необходимости и здесь предусматриваются специальные зоны, оборудованные подмостями, грузовыми площадками и ограждающими стойками.

Демонтаж металлических конструкций может понадобиться в процессе переезда на другое место либо для перепрофилирования цеха. Демонтированная конструкция разделяется на отдельные элементы согласно ранее разработанному плану демонтажа.

Проведение данных работ отличается повышенной сложностью. Перед осуществлением демонтажа необходимо составление четкого плана предстоящей работы с определением несущих деталей, чтобы полностью исключить их повреждение в процессе демонтажа. Реконструкция сооружений отличается сложностью рабочего процесса в технологическом аспекте, что обусловлено необходимостью применения спецоборудования, техники. Иногда в этом участвуют промышленные альпинисты.

Складские помещения, ангары - это быстровозводимые объекты, демонтаж которых может потребоваться для удобства грузоперевозки на другие места. Разбираются такие здания ручным способом, чтобы не повредить важные элементы. Дальнейшая сборка потребует проведения антикоррозионной обработки элементов, используя грунтовку и красочное покрытие.

Демонтаж металлических конструкций

Демонтаж металлических конструкций проводится согласно разработанному графику:

  • необходимо участие высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт в проведении таких работ, и наличие необходимого оборудования и механизмов;
  • перед демонтажем следует тщательно изучить конструкторскую документацию, осмотреть здание, определиться с выбором техники и оборудования. Самый главный аспект - это соблюдение последовательности проведения разборки. Общее сооружение связано с отдельными элементами, и если демонтажные работы будут проведены неправильно, это может привести к обрушению всей конструкции, что чревато получением серьезных травм и даже гибели людей;
  • далее следует подробная разработка плана демонтажа. Учитывается техника безопасности с утверждением сметы. Если потребуется, может быть составлена дополнительная документация, например, разрешение на осуществление демонтажных работ;
  • после проведения демонтажа элементы конструкции перевозятся на другое место. Процесс грузоперевозки может быть осуществлен различными способами, главное, чтобы все элементы были целыми, а также не повреждены в ходе перевозки.

Существует несколько типов проведения демонтажа:

  1. Проведение сноса всей металлоконструкции с дальнейшей утилизацией и переработкой (сдачей в металлолом).
  2. Проведение демонтажных работ и транспортировка на другое место. Следует учесть, что обеспечение качественной постройки из ранее демонтируемых элементов будет напрямую зависеть от качества демонтажа и корректной транспортировки.

При сносе металлоконструкций используется специальный режущий инструмент, а демонтируемый металл может быть измельчен или спрессован для удобства его перевозки.

Частичный демонтаж металлоконструкций может быть осложненным тем, что участок может находиться на самой середине объекта, имеющего значительные размеры. В таких случаях используются различные технические решения: поэлементная разборка конструкции, использование лебедки или крана. Если же будет необходимо демонтировать всю конструкцию, задействуют вертолет.

Демонтаж металлических конструкций необходимо проводить в полном соответствии и соблюдением техники безопасности. Задействованный в работе персонал должен иметь высокий профессионализм и опыт в осуществлении такой деятельности.

1. Работы по демонтажу (монтажу) на агрегатах, подлежащих ремонту, должны выполняться по согласованной с заказчиком технической документации и утвержденным в определенном порядке ПОР.

В ПОР должны быть отмечены мероприятия, обеспечивающие безопасное выполнение монтажных работ, перечень инвентарных приспособлений (лесов, ограждений и тому подобное) и рабочие чертежи неинвентарных приспособлений, если их применение предусмотрено ПОР.

2. Работы по демонтажу (монтажу) металлоконструкций оборудования и трубопроводов необходимо начинать только после завершения подготовительных работ.

Запрещается выполнять демонтаж (монтаж) трубопроводов и металлоконструкций с приставных лестниц и случайных подставок,выполнять огневые работы на трубопроводах, не убедившись, для какой жидкости или газа они предназначены.

3. Выполнение работ по устным распоряжениям персонала заказчика, а также по их эскизам и схемам, не утвержденным ответственными представителями заказчика, запрещается.

4. Выполнение работ в расположениях действующих подземных инженерных коммуникаций (электрокабелей, кабелей связи, газопроводов, водяных и технологических сетей и тому подобное) и их раскрытие может производиться с разрешения организации, эксплуатирующей эти коммуникации. Границы и оси коммуникаций на местности должны быть обозначены заметными знаками и обозначены в ПОР.

5. Действующее оборудование, коммуникации, трубопроводы электрокабели и тому подобное, находящиеся в пределах монтажной зоны необходимо отключить, закоротить, а оборудование и трубопроводы освободить от взрывоопасных, горючих и вредных веществ.

В случае если невозможно отключить действующее оборудование, коммуникации, трубопроводы, то они должны быть защищены, а также должны быть установлены предупредительные плакаты.

6. Отрывать оборудование и металлоконструкции от фундаментов при помощи кранов или средств такелажа запрещается. Перед демонтажем оборудования металлоконструкции должны быть приподняты над фундаментом при помощи домкратов или клиньев.

Элементы конструкций, придназначенные для монтажа, необходимо очищать от грязи и пыли до их подъема.

Перед началом подъема конструкции или оборудования руководитель подъемом должен проинструктировать членов бригады, крановщиков и мотористов лебедок или трактористов по безопасному ведению работ, ознакомить их с ПОР или ТК, четко распределить обязанности во время подъема конструкции.

7. Систему связи и сигнализации (обмен информацией) необходимо избирать с учетом конкретных условий. Она должна обеспечивать четкую передачу информации и однозначность ее понимания.

8. Действия работников во время подъема и перемещения конструкций должны определяться командами одного руководителя. Сигнал "Стоп" подается кем-либо из работников, заметивших опасность. В этом случае работы по подъему и перемещению конструкций должны быть остановлены.

9. Во время подъема грузов любыми методами должны быть приняты меры, исключающие возможность касания поднимаемого груза, за элементы кранов, приспособлений, такелажей, окружающих строений, фундаментов, оборудования и тому подобное.

Во время использования грузоподъемных кранов необходимо придерживаться требований НПАОП 0.00-1.01-07 (z0784-07).

10. В особо ответственных случаях (во время подъема конструкции двумя и более грузоподъемными кранами, применении сложных средств такелажа, способа поворота вокруг шарнира и тому подобное) сигналы должен подавать исполнитель работ, назначенный приказом руководителя организации, выполняющей отмеченные работы.

11. Подъем и перемещение груза несколькими грузоподъемными кранами (механизмами) должен исключать возможность перегруза любого крана.

12. Подъем конструкций необходимо выполнять в течение одного дня. В случае если окончание подъема конструкции приходится на вечернее или ночное время, освещенность площадки и поднимаемой конструкции, должна быть не менее 10 лк.

Прерывать и переносить на следующий день начатый подъем конструкции запрещается. При необходимости конструкцию необходимо опустить на землю и частично разгрузить грузоподъемные средства.

13. Свободно подвешенная поднимаемая конструкция, должна удерживаться от раскачивания и вращения оттяжками.

14. Запрещается пребывание людей на поднимаемых конструкциях. Во время перемещения поднятой над землей конструкции такелажники не должны находиться под этой конструкцией, а также в зоне возможного падения средств такелажа и материалов.

15. Во время перерывов в работе запрещается оставлять поднятые конструкции в подвешенном состоянии.

16. Розстроповку элементов конструкции и оборудования, установленных в проектное положение, необходимо выполнять после постоянного или временного надежного их закрепления.

17. Перемещать установленные элементы конструкций или оборудование после их розстроповки, кроме случаев, отмеченных в ПОР, запрещается.

18. Запрещается пребывание людей под элементами монтируемых конструкций и оборудования, до установки их в проектное положение и закрепления.

19. В случае необходимости пребывания работников под оборудованием (конструкциями), которые монтируются, а также на оборудовании (конструкциях) необходимо принимать специальные меры обеспечивающие безопасность работников.

20. Растяжки для временного закрепления элементов и конструкций должны быть прикреплены к надежным опорам (фундаментам якорей и тому подобное). Количество растяжек, их пересечение, способы натяжения и места крепления необходимо определять ПОР.

21. Растяжки не должны касаться острых углов конструкций и перегибаться на них. Перегиб растяжек в местах пересечения их с элементами и конструкциями разрешается лишь после проверки прочности и устойчивости этих элементов и конструкций под влиянием усилий, возникающих в растяжках.

22. Запрещается выполнять работы на высоте на открытых местах, если скорость ветра 15 м/с и более, во время гололеда, грозы или тумана, которые ухудшают видимость в пределах фронта работ. Работы по перемещению и установке вертикальных панелей и подобных им конструкций с большой парусностью необходимо прекращать, если скорость ветра составляет 10 м/с и более.

23. Врезку смонтированных трубопроводов в действующие необходимо выполнять согласно требованиям действующих нормативно-правовых актов.

24. Использовать конструктивные элементы зданий и сооружений, а также оборудование и трубопроводы как постоянные или временные опоры, а также для монтажных нагрузок допускается только при подтверждении расчетом, согласовании с заказчиком и предусмотрении в ПОР.

25. В случае нарушения работы любого узла или элемента оснащения, такелажа, приспособления, оборудования грузоподъемной машины, системы обмена информацией между крановщиком и подкрановыми работниками и тому подобное, подъем, и перемещения грузов должны быть прекращены, люди из опасной зоны выведены и приняты меры по устранению аварийной ситуации.

26. Перед началом монтажа трубопровода на месте его расположения должны быть установлены постоянные средства крепления (кронштейны, консоли, которые поддерживают, металлические и железобетонные конструкции, подвижные и неподвижные опоры, подвески и тому подобное).

27. Разметку мест установки кронштейнов, консолей, подвесок и их установку, а также монтаж трубопроводов необходимо вести с использованием средств подмащивания.

28. Установленные на опоры узлы и секции трубопроводов, примыкающие к ним, должны быть надежно закреплены постоянными средствами крепления. Временное крепление трубопроводов запрещается.

29. Во время установки трубопроводов запрещается снимать отдельные элементы несущих конструкций (опор, подвесок или консолей).

30. Во время установки пространственных узлов трубопроводов необходимо крепить все ответвления узла постоянными средствами крепления.

31. Вращать трубы во время соединения и сварки необходимо при помощи предназначенных для этого ключей (цепных, ленточных) или других поворотных устройств.

32. В действующем цехе демонтаж трубопроводов разрешается производить только после их полного отключения от действующих агрегатов и трубопроводов и их опорожнения от материала. Трубопроводы, содержащие токсичные и взрывоопасные вещества, кроме того, должны быть провентилированы, после чего необходимо отобрать анализы проб воздуха на отсутствие в них токсичных и взрывоопасных веществ.

33. Демонтаж отдельных труб и узлов необходимо производить таким образом, чтобы оставшаяся часть трубопровода, была устойчивой. Одновременно снимать трубопроводы на разных высотах по одной вертикали запрещается.

34. К монтажу трубопроводов и арматуры, бывших в эксплуатации, разрешается приступать только при наличии актаподтверждающего их пригодность к последующей эксплуатации, отсутствия в них остатка технологических продуктов и разрешает проведение работ.

35. В зоне монтажа оборудования сквозное движение транспорта запрещается, проезды должны быть закрыты и установлены дорожные знаки и указатели.

36. Во время монтажа оборудования необходимо придерживаться технологической последовательности подачи оборудования в монтажную зону, а также очередность установки оборудования на фундаменты согласно ПОР.

37. Во время установки (выверки) оборудования на фундаменте необходимо пользоваться специальными устройствами.

38. Во время применения подвесных подмостей, крепление крюков и пальцев к монтируемому оборудованию необходимо производить до их подъема.

39. Во время резки больших деталей ферм, балок и других металлоконструкций необходимо принять меры, предотвращающие обрушение отрезанных частей.

gastroguru © 2017