Такелажные работы, виды такелажных работ. Такелажные работы: это что такое, в чем они заключаются, как проводятся? Какое оборудование применяется для такелажных работ

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

В настоящее время для выполнения каких-либо работ требуется помощь. Поскольку своими руками осуществить подъём промышленного оборудования это задача не из лёгких, требуются - такелажные услуги. При этом используются специальные приспособления: тросы, инструменты и прочее оборудование, которое необходимо для осуществления данной процедуры. Таким способом осуществляется подъём станков, сейфов и других тяжёлых элементов. Обратите внимание, заказать автокран не проблема на сайте http://www.takelag.com/ .

Для того чтобы выполнить такелажные работы потребуется запастись стропами, разжимами, крюками, тросами и прочими элементами. При этом требуется наличие специального оборудования: крана, лебедки, тали и других механизмов. Если Вас интересует манипулятор , посмотрите по ссылке на сайт takelag.com, что предлагают спецы компании "Такелаж".

Такелажные работы как вид заработка

Сегодня пополнить свой капитал можно любыми способами. Одним из таких является компания по выполнению такелажных работ. В связи с тем, что на строительных объектах, на производстве и прочих местах требуется подъём тяжелого груза, в настоящее время такие услуги предоставляет множество компаний, создавая тем самым серьёзную конкуренцию.

Такой бизнес является довольно успешным, несмотря на то, что требует серьезных вложений. Именно поэтому, многие предприятия, которым требуются такелажные работы, предпочитают самостоятельно их выполнять, при этом предоставляя свои услуги и прочим организациям.

Чтобы начать зарабатывать в этой сфере, потребуется штат профессионалов, которые знают, как работать с таким оборудованием. Кроме того, сотрудники обязательно обязаны знать все тонкости и нюансы разбора и сбора конструкции. Имея высококвалифицированных специалистов, довольно доступные цены и все необходимое оборудование, можно утвердиться, и раскрутится на этом поприще.

Такелажные работы - это перенос, подъем и перевоз груза такого размера и веса, который невозможно поднять самостоятельно. Специалисты, занимающиеся предоставлением этого вида услуг осуществляют погрузку и выгрузку необходимого груза.

Для того чтобы подробней разобраться в этом виде деятельности условно его можно поделить на следующие группы:

  • Доставка негабаритного и громоздкого груза. Это может быть банковское оборудование и музыкальные элементы. Для осуществления транспортировки используются ремни и лебедки.
  • Груз, который имеет вес не более 50 тонн - это могут быть строительные материалы, разнообразное заводское оборудование или металлопрокат. В основном такелажные работы в отношении такого груза заказываются коммерческими предприятиями.
  • Груз, который имеет вес более 50 тонн, требует использования тяжелого транспорта и множества прочей спецтехники. Такие условия вынуждают обращаться к специализированным компаниям, так как приобретение всего арсенала потребует серьёзных растрат, и подбор целой бригады грузчиков и прочих специалистов.

Циклы такелажных работ

  • разбор оборудования;
  • погрузка и выгрузка;
  • транспортировка;
  • подъем груза на этаж;
  • локальное перемещение;
  • сбор на месте прибытия.

Виды такелажных работ

  • Бытовой груз - мебель, бытовая техника и прочее. Такой вид работ считается самым простым. При этом надобности в грузоподъемной технике нет, как и в профессионалах.
  • Работа с офисным оборудованием подразумевает привлечение профессионалов. Потребуется грузоподъемное оборудование, которое должно управляться специально обученным человеком.
  • К сложному грузу относится торговое, медицинское, полиграфическое и прочее дорогостоящее оборудование. При этом требуется привлечение специалисты, которые не только обучены этому ремеслу, но и знают на отлично все правила эксплуатации груза.
  • Различные приспособления и техника потребуется в случае работы с сыпучими грузами. В том числе требуется участие только высококвалифицированных специалистов. Могут понадобиться пеналы, грейферные захваты, бункерные емкости и прочее для качественного такелажа сыпучих.
  • Работа с жидким грузом осуществляется по той же схеме, что и с сыпучими. Отличие заключается лишь в том, что в случае ЧП, такой вид груза теряется безвозвратно.
  • Для того чтобы проводить такелажные работы с промышленным оборудованием потребуется применение специально техники. Кроме того, в этом случае требуется ее монтирование и демонтаж, и соответственно привлечение специалистов этого профиля.
  • Самый сложный вид работ выполняется по отношению тяжеловесного и негабаритного груза. При этом помимо привлечения специалистов, оборудования и транспорта, потребуется получение целой кучи разрешений и заполнения множества бумаг.

Такелажные работы (Грузоперевозки)

Такелажные работы

Такелажные работы - это комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки. В отличие от обычных погрузочно-разгрузочных работ, такелажные услуги предполагают применение специальных приспособлений и механизмов. Традиционно такие работы применяются для погрузки или выгрузки крупногабаритных или тяжелых грузов, вес и конфигурация которых не дает возможности производить эти операции вручную.

Одна из основных областей применения данного вида работ - перевозка оборудования промышленного назначения. Такелаж оборудования используется не только с целью облегчения задачи грузчикам. Погрузка станков, верстаков, конвейеров и других элементов технологических линий с применением такелажной оснастки способствует четкой организации процесса, позитивно отражается на сроках выполнения работ, а также обеспечивает сохранность дорогостоящего оснащения. Сегодня профессиональный такелаж оборудования востребован практически во всех отраслях народного хозяйства - от металлургического комплекса до пищевой промышленности. Помимо этого с помощью такелажников может производиться перевозка сейфов , крупногабаритных музыкальных инструментов, торгового оборудования и других грузов.

Примеры такелажных работ можно посмотреть

Такелаж

Ссылки

  • История развития такелажных работ и современные тенденции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Хоть раз в жизни человек сталкивался с такой проблемой как перевозка крупногабаритных грузов или просто массивных. И не всегда есть ответ на вопрос: «Как правильно организовать перевозку?». Для этого нужно обратиться в специализированные компании, которые занимаются транспортировкой именно таких грузов. Они обязательно имеют специальное оборудование, опыт работы, позволяющий провести все наилучшим вопросом. Как раз такие работы и имеют название такелажные. Обратите внимание, что, обращаясь в такие организации, нужно обязательно заключать договор, позволяющий предотвратить какую-либо порчу имущества. На сайте http://takelajniki.ru/dogovor/ вы можете узнать особенности заключения договора с профессиональной компанией, какие есть особенности работы, что предлагают специалисты.

Итак, на сегодняшний день такелажные работы – это востребованная услуга, которой пользуются обычные люди и большие компании. Рассмотрим особенности организации такелажных работ, с какими грузами можно осуществить работу, что нужно знать при выборе компании, разновидности.

Разновидности такелажных работ

Все такелажные работы можно условно разделить на несколько видов в зависимости от типа работ, веса груза, который нужно перевести. Итак, можно выделить такое виды:

  • Простые такелажные работы. К ним относятся переезд квартиры или офиса на другое место. В процессе перевозки могут быть такие проблемы, которые может решить такелажная компания: транспортировка сейфа, банкомата, рояля и других тяжелых приспособлений. Для осуществления работ могут использоваться такие устройства: тележки, домкраты, ремни и другие устройства;
  • Средние по тяжести такелажные работы. К ним относятся перевозка промышленного и технического оборудования. То есть, осуществляется работа, связанная с транспортировкой различных станков, прессов. Такелажные процесс данного типа требуются в том случае, если вес оборудования не превышает больше, чем 45 тонн. Востребованы они для пищевой и легкой промышленности;
  • Сложные такелажные работы. К ним относятся работы, которые связаны с комплексным переездом целого предприятия, организации. С помощью специализированного оборудования есть возможность перевезти приспособления, которые обладают весом больше, чем 200 тонн. Очень часто требуются подготовительные работы. К примеру, расширение дверного проема.
  • Такелажные работы - комплекс действий, предназначенных для поднятия груза с целью его погрузки и выгрузки. Предполагают обязательное использование специальных приспособлений и механизмов (этим и отличаются от обычных погрузочно-разгрузочных работ). Традиционно применяются для поднятия и перемещения тяжеловесных или крупногабаритных грузов, которые вручную передвигать невозможно. Часто такелажные работы называют просто такелажем (такелаж банкоматов, такелаж сейфов, такелаж оборудования).
  • Такелаж. Слово имеет два значения. Во-первых, оно может использоваться как синоним такелажных работ. Во-вторых, такелаж - это совокупность всех средств, приспособлений и механизмов, используемых для поднятия и перемещения грузов. К ним относятся всевозможные стропы, тросы, карабины, гидравлические тележки, разборные крановые установки и многое другое.
  • Такелажные услуги . Понятие часто используется как синоним такелажных работ. Но на самом деле оно более широкое. Кроме собственно поднятия и перемещения грузов такелажные услуги включают различные подготовительные и другие работы - демонтаж, упаковку, закрепление в транспорте, перевозку и пр.

Такелаж, погрузка и разгрузка: общие термины

  • Погрузочно-разгрузочные работы - это действия по погрузке товаров или вещей в транспортное средство и выгрузке из него. Они могут быть общими и промышленными. Последние подразумевают подъем и спуск тяжелого оборудования любого типа (производственного, медицинского, банковского, электротехнического и пр.).
  • Груз - товар, предмет, оборудование, которое необходимо переместить. Он может быть сравнительно тяжелым или нетяжелым (от 1 кг до десятков тонн). Грузы классифицируют по типу (обычные, опасные, негабаритные, скоропортящиеся, живые, тяжеловесные), по форме (насыпные, жидкие, упакованные и др.), по способу транспортировки (морские, железнодорожные, автомобильные).
  • Негабарит - груз, превышающий допустимые размеры (вес). Понятие это очень широкое и применимо только к конкретной грузоподъемной машине. Так, большая часть грузовой техники рассчитана на следующие габариты груза - 2,45 м х 13,6 м х 3,1 м, 24 тонны. Все, что превышает эти параметры, будет для стандартного крана негабаритом. Для транспортировки негабаритных грузов нужны не только специальные транспортные средств, но и ряд согласований, тщательно продуманный маршрут, иногда - сопровождение полиции.

Некоторые специалисты такелажной компании

  • Стропальщик - специалист по строповке грузов для последующей их погрузки (разгрузки) при помощи грузоподъемных механизмов. Рабочие такого профиля востребованы не только в такелажных компаниях, но и на строительстве, на складах, в портах и железнодорожных грузовых терминалах. Стропальщиком может быть только рабочий, который прошел специальную подготовку, получил профессиональное удостоверение и допуск к работе на погрузочно-разгрузочных площадках.
  • Такелажник - специалист по подъему и перемещению тяжелых грузов с использованием специальных механизмов и приспособлений.
  • Грузчик - рабочий, который поднимает и перемещает тяжелые и нетяжелые грузы. Отличается от такелажника тем, что использует в работе преимущественно свою мускульную силу, то есть, работает руками, без дополнительных приспособлений.
  • Оценщик - специально подготовленный профессионал, который предварительно оценивает объем такелажных и сопутствующих работ, а также рассчитывает стоимость заказываемых услуг. Как правило, оценщик выезжает на место выполнения такелажа, чтобы ознакомиться с условиями его проведения. Он также обсуждает с клиентом возможные пути решения задачи, все нюансы выполнения заказа, оглашает стоимость услуг и подписывает договор.
  • Мебельщик - специалист по сборке и разборке мебели. Он занимается не только демонтажем мебельных модулей, но и их подготовкой к перевозке (упаковкой и пр.).
  • Экспедитор - специалист, уполномоченный сопровождать груз и сдать его принимающей стороне в пункте назначения.
  • Упаковщик - подготовленный специалист, который занимается упаковкой перевозимых грузов. Должен хорошо ориентироваться в разнообразии упаковочных материалов, уметь подбирать их к конкретному типу груза, знать требования различных предметов, веществ, оборудования к условиям перевозки, чтобы правильно их упаковать.

Канаты, тросы, веревки, узлы

  • Трос - витое или крученые канатно-веревочное изделие. Может быть изготовлен из искусственных, натуральных волокон (например, пеньки) или из стали. Часто свитые тросы дополнительно оплетают снаружи другими материалами.
  • Канат - синоним троса. Сейчас между этими понятиями четкой границы нет. Ранее в морском такелаже канатом называли пеньковый трос толщиной от 13 дюймов.
  • Веревка - тонкий и гибкий трос. Четкого разделения межу текстильными тросами и веревками нет.
  • Бухта - упаковка троса в форме полого цилиндра, а также любая веревочная снасть, свернуая кругами, восьмерками, шлагами.
  • Вырубить - вырезать из целой бухты нужный кусок каната (веревки).
  • Конец - вырубленный отрезок троса. Он может быть ходовым (тот, который находится в руках) и коренным (тот, который закреплен на чем-либо). Также отдельно различают штерты (кончики) - короткие концы тонкого троса.
  • Строп - специальные веревочные (ленточные) приспособления в одну или несколько ветвей с петлями, крюками, скобами на концах. Предназначены для закрепления и последующего подъема крупных грузов и/или грузов сложной конфигурации.
  • Автостроп - автоматический грузозахватывающий механизм для зачалки и расчалки грузов (контейнеров, пакетов) в труднодоступных местах.
  • Стройка - петля из тонкого троса, закрепленная на блоке, ручке, скобе инструмента.
  • Шлаг - свободная петля, оборот троса или веревки вокруг чего-либо.
  • Колышка - одна из петель на снасти, которая является частью целого узла.
  • Кальпика - случайный, вредный завиток на снасти, который образовался вследствие ее перекручивания.
  • Ворса - расплетенные куски старых текстильных тросов. Используются для небольших временных закреплений снасти.
  • Схватка - крепление двух параллельных тросов между собой или одного троса к какому-либо предмету. Для этого, как правило, используют ворсу или штерты.
Грузоподъемная техника и грузоперевозки
  • Грузоподъемная машина (ГПМ) - специальная техника для подъема грузов или людей по вертикали. Все такие машины относятся к механизмам циклического действия. Самыми распространенными ГПМ, применяемыми в такелаже, являются краны, манипуляторы, подъемники, тельферы.
  • Грузоподъемные устройства - более простой вид ГПМ. Иногда их выделяют в отдельную группу, иногда рассматривают, как разновидность ГПМ. К таким устройствам относят блоки, вороты, лебедки, тали, полиспасты и т.п.
  • Подъёмник - ГПМ для вертикального или наклонного подъема и спуска грузов или людей в специальных грузонесущих устройствах (вагонах, кабинах, клетях, ковшах, платформах, скипах и т.д.). Такие устройства могут находиться на полу, двигаться по вертикальным рельсам или подвешиваться на канатах.
  • Консольный кран - кран, грузозахватный орган которого подвешен на консоли или тележке, закрепленной на колонне или ферме. В зависимости от положения консоли меняется значение минимального и максимального вылета такой ГПМ.
  • Вира - «поднимай вверх» (разговорная команда, используемая при подъеме тяжелых грузов с использованием кранов, лебедок и другой техники).
  • Майна - «опускай вниз» (команда, используемая машинистами крановых установок и стропальщиками при работе с тяжеловесными грузами).
  • Шнек - винтовой стержень, вращающийся вокруг своей продольной оси (самый простой пример - шнек обычной мясорубки). Благодаря движению винтовой грани, при помощи такого устройства можно транспортировать сыпучие грузы - загружать их в кузов автомобиля или передавать на другой участок погрузочной площадки. Шнеки входят в конструкцию многих транспортировочных и производственных машин.
  • Грузовой автомобиль - транспорт, предназначенный для перевозки грузов. Он может быть бортовым и тентованным, обычной грузоподъемности и большегрузным и т.д.
  • Мебельный фургон - грузовой автомобиль для перевозки мебели. Имеет объемный крытый кузов со специальными ремнями для крепления мебельных модулей.
  • Пухтовоз - большегрузный автомобиль для вывоза мусора. Название происходит от сокращения «пухто» - пункт утилизации и хранения твердых отходов.
  • Сборная перевозка - одновременная транспортировка небольших грузов различных заказчиков в одном автомобиле.
Такелажные услуги
  • Офисный переезд - комплекс работ по организации перевозки всего офисного оборудования заказчика. Включает в себя последовательные действия по составлению плана переезда, разборке мебели, описанию и упаковке мебели, техники, документов, их погрузке на транспорт, перевозке, распаковке, сборке и расстановке по местам в новом помещении.
  • Квартирный переезд - комплексная работа по организации и осуществлению перевозки всего квартирного имущества заказчика в новое жилье. Как и офисный переезд, эта услуга состоит из нескольких основных этапов. По завершению работ все домашнее имущество заказчика в целости доставлено по новому адресу, распаковано, собрано и расставлено в новой квартире.
  • Перевозка мебели - услуга, которая может предоставляться как при комплексном переезде, так и отдельно от него. Включает в себя разборку меблировки, упаковку ее составляющих во избежание повреждений при дальнейших работах, собственно транспортировку, а затем распаковку, сборку и расстановку по указанным местам.
  • Упаковка - подготовка вещей, предметов, оборудования к перевозке для обеспечения их сохранности при погрузке, выгрузке и в дороге. Чтобы упаковать различные грузы и даже отдельные части одного разобранного груза, используют разнообразные материалы. Они должны защищать предметы от царапин, ударов, атмосферных воздействий, а иногда даже от вибраций и электромагнитного излучения. Самыми популярными упаковочными материалами являются бумага и стрейч-пленка (защищают от царапин, пыли и влаги), а также пузырчатая пленка и пенополиэтилен (не позволяют разбить и испортить особо хрупкие предметы). Также часто используются картонные и деревянные коробки, ящики, поддоны.

Промышленный такелаж: некоторые типы перевозимого оборудования

  • Куттер - машина для измельчения мяса, используемая в заведениях общепита и на мясоперерабатывающих предприятиях (для изготовления фарша и изделий из него - колбас, сарделек, полуфабрикатов и пр.). В зависимости от размеров и производительности, такое оборудование может весить от 10-15 килограмм до нескольких тонн.
  • Термопластавтомат - литьевая машина для переработки термопластических полимеров (попросту говоря, различных пластмасс). С их помощью производятся всевозможные пластиковые изделия - от посуды, тары и игрушек до деталей машиностроения. Такелаж таких машин требует мощной техники и большого опыта, так как их вес обычно очень большой (от 2-3 до 100-150 тонн). Кроме того, литьевые автоматы имеют модули точной настройки, которые легко повредить при неаккуратных перемещениях.
  • Преобразователь частоты - электротехнический прибор, который изменяет частоту исходного тока и подает измененный ток к нужному оборудованию. Это точное и чувствительное оборудование, которое не терпит ударов, сильных встрясок, попадания влаги и т.д. Также частотные преобразователи могут быть очень габаритными и тяжелыми (их вес колеблется от одного-двух до нескольких сотен килограмм).
  • Испытательный стенд - лабораторное оборудование, предназначенное для испытаний различных объектов нормальными или сверхнагрузками. В его состав входят рабочее поле (стол, плита или крепления для установки проверяемого устройства), подсистемы для создания нагрузок (вибрационных, электрических и пр.) и контрольно-измерительные приборы. Перевозить такие стенды нужно предельно аккуратно и с обязательным учетом типа включенных в них приборов. Некоторые из них не переносят встряски и вибраций, другие - электромагнитных излучений и т.д. Такелаж подобных грузов осложняется их внушительным весом и часто неудобной, негабаритной формой.
  • Главный распределительный щит - установка для приема и распределения электротока по отдельным помещениям какого-либо здания. В его конструкцию входит сложная и чувствительная противоаварийная автоматика, счетчики и другие хрупкие модули. При этом вес щита-распределителя может достигать нескольких сотен килограмм.
  • Трансформатор - установка для преобразования напряжения электротока без изменения его частоты. Основная его часть - проволочные (ленточные) катушки на ферромагнитных сердечниках. Из-за такой конструкции даже небольшой портативный трансформатор имеет внушительный вес. А мощные установки для энергетических или распределительных предприятий могут «потянуть» на несколько тонн. Но такелаж трансформаторов часто требует предельной осторожности и аккуратности, так как многие современные модели оснащены точными и сложными электронными модулями.
  • Станок токарно-винторезный . Производственное оборудование для вытачивания и обработки заготовок в форме тел вращения (цилиндрических, конических), а также для нарезания резьбы, подрезки и обработки торцов, сверления, зенкерования, развертывания отверстий и т.д.
  • Станок фрезерный по дереву . Предназначен для изготовления фасонных погонажных изделий - плинтусов, филенок, выборки фальцев, пазов, гребней, шпунтов и пр. Также с его помощью обрабатывают изделия неправильной формы по специальному шаблону.
  • Станок фрезерный по металлу . Используется для обработки плоских и фасонных металлических поверхностей и заготовок различной формы - тел вращения, зубчатых колес, геометрически неправильных деталей. Существуют также специальные зубофрезерные станки для нарезания цилиндрических зубчатых колес наружного и внутреннего зацепления. А единичные пазы, шлицы и канавки выдалбливаются долбежными станками.
  • Радиально-сверлильные и вертикально-сверлильные станки . Оборудование для создания и обработки отверстий в крупных заготовках, нарезания резьбы, рассверливания и пр. Применяется как в единичном, так и в серийном производстве.
  • Вальцовочный станок - станок для гибки материалов в разных плоскостях. С его помощью можно придать нужную форму листовой стали, нержавейке, алюминию, поликарбонату.
  • Ленточнопильные станки используются для непрерывной резки изделий из круглого металлопроката - уголков, труб, швеллеров и пр. Все перечисленные станки и многие другие виды производственного оборудования требуют профессионального подхода к такелажу и транспортировке. Они имеют большой вес (по несколько сотен килограмм), сложные механические части, а иногда и точные чувствительные модули управления.
  • Промышленные прессы . Оборудование для штамповки и гибки различных заготовок. Самые распространенные типы прессов - кривошипные и листогибочные. Все они тяжелые и крупногабаритные. Кроме погрузки и перевозки, такое оборудование требует правильного демонтажа и последующей установки на новом месте с выставлением по уровню.

Конечно, это далеко не полный перечень грузов, работающих у нас специалистов и используемых приспособлений. Наша компания работает с самым разнообразным оборудованием, материалами, мебелью и техникой. Если даже Вы не нашли в списке своего типа груза, звоните нам. Мы перемещаем любой предмет весом от 1 кг до 600 тонн на расстояние от метра до бесконечности.

  • 1.9. Монтаж отвалообразователей и конвейерных линий
  • 1.9.1. Монтаж отвалообразователей
  • 1.9.2. Монтаж конвейерных линий
  • 1.10. Монтаж драг
  • 1.11. Установка оборудования на фундамент
  • 1.11.1. Типы и устройство фундаментов
  • 1.11.2. Установка оборудования на фундамент
  • Жесткая установка оборудования на фундамент
  • Свободная установка оборудования на фундамент
  • 1.11.3.Требования, предъявляемые к фундаментам
  • 1.12. Расчет и проверка фундаментов
  • 1.13. Проверка и приемка работ по сооружению фундаментов
  • 1.14. Общие положения сборки машин и узлов
  • Методы сборки
  • Виды сборки
  • Сборка неподвижных соединений
  • Сборка подвижных соединений
  • 1.15. Сборка валов
  • Проверка параллельности валов
  • Проверка отклонения формы поверхности шейки вала
  • Проверка горизонтальности вала
  • Сборка валов на опорах скольжения
  • Сборка вала на опорах качения
  • Сборка вала с муфтой
  • 1.16. Сборка зубчатых передач
  • 1.16.1. Сборка цилиндрических зубчатых передач Установка и проверка параллельности валов
  • Проверка бокового и радиального зазора между зубьями
  • Качание колес относительно вала
  • 1.16.2. Сборка конических зубчатых колес
  • 1.16.3. Сборка червячных передач
  • Проверка степени прилегания профилей червяка и червячного колеса
  • Проверка постоянства момента вращения червяка
  • 1.17. Балансировка вращающихся деталей и узлов
  • 1.17.1. Виды неуравновешенности
  • 1.17.2. Статическая балансировка вращающихся изделий Цель и задачи статической балансировки
  • Метод кругового обхода грузами
  • Способы устранения дисбаланса
  • Остаточный дисбаланс
  • Приспособления для статической балансировки
  • Методы статической балансировки
  • Сравнение методов балансировки на различных устройствах
  • Контроль качества
  • 1.17.3. Классификация оборудования для статической балансировки
  • 1.17.4. Требования к оборудованию для статической балансировки
  • 1.17.5. Динамическая балансировка
  • 1.18. Такелажные работы и оборудование при монтаже машин
  • 1.18.1. Назначение, общая классификация такелажных работ и оборудования
  • 1.18.2 Технические характеристики такелажных средств и оборудования Стальные канаты
  • Захваты
  • Траверсы
  • Монтажный блок
  • Полиспасты
  • Лебедки
  • Домкраты
  • 1.18.3. Выводы
  • 2. Практические основы сборки и монтажа
  • 2.1.2. Оборудование и приборы для выполнения работы
  • 2.1.3. Контроль углового качания колеса на валу
  • 2.1.4. Проверка бокового качания колеса на валу
  • 2.1.5. Определение величины радиальных и боковых зазоров
  • 2.1.6. Определение правильности касания зубьев
  • 2.2. Учебно-исследовательская работа 2 Сборка червячных передач
  • 2.2.1. Общие сведения
  • 2.2.2. Оборудование и приборы для выполнения работы
  • 2.2.3. Проверка мёртвого хода червяка
  • 2.2.4. Проверка степени прилегания профилей червяка и червячного колеса
  • 2.2.5. Проверка постоянства момента вращения червяка
  • 2.3. Учебно-исследовательская работа 3 Сборка валов на опорах качения
  • 2.3.1. Общие сведения Проверка параллельности валов
  • Проверка горизонтальности валов
  • Проверка соосности осей вала и посадочных мест в корпусе
  • Проверка геометрических отклонений посадочных мест валов
  • Регулирование зазоров в подшипниковых опорах качения
  • Выбор посадки подшипников качения .
  • 2.3.2. Опытные установки и порядок работы
  • 1. Опытная установка для проверки горизонтальности вала
  • Порядок работы на установке
  • 2. Опытная установка для определения геометрических отклонений шейки вала
  • Порядок работы на установке Проверка отклонения от окружности
  • Проверка формы профиля продольного сечения
  • Проверка перпендикулярности заплечиков вала
  • Проверка формы шейки вала
  • 3. Опытная установка для определения горизонтальности, параллельности, соосности посадочных мест корпуса
  • Порядок работы на установке Проверка горизонтальности и параллельности валов в корпусе
  • Проверка соосности расточек корпуса
  • Проверка осевой игры подшипника качения
  • Опытная установка для напрессовки подшипника на вал
  • Порядок работы на установке Определение посадки подшипника качения
  • Напрессовка подшипника на вал
  • 2.3.3. Составление отчета
  • 2.4. Учебно-исследовательская работа 4 Сборка валов на опорах скольжения
  • 2.4.1. Общие сведения
  • 2.4.2. Оборудование и приборы
  • 2.4.3. Порядок выполнения работы
  • 2.4.4. Пример расчета
  • 2.5. Учебно-исследовательская работа Проверка соосности валов
  • 2.5.1. Общие сведения
  • 2.5.2. Оборудование и приборы
  • 2.5.3. Порядок выполнения работ
  • 2.5.4. Пример расчета
  • 1. Расчетная схема 2. Результирующая
  • 1. Расчетная схема 2. Результирующая
  • 2.6. Учебно-исследовательская работа 6 Статическая балансировка деталей
  • 2.6.1. Цель и задачи статической балансировки
  • Требования к оборудованию для статической балансировки
  • 2.6.2. Устройство и принцип работы стенда
  • Устройство стенда
  • Принцип работы стенда
  • Методика статической балансировки вращающихся деталей на стенде Подготовка стенда к работе
  • Проведение измерений координат и избыточной массы балансируемых изделий
  • Удаление или компенсация избыточной массы балансируемых изделий
  • 2.6.4. Выполнение исследований на балансировочном стенде
  • Снятие зависимости моментов сил избыточной массы от угла поворота изделия вокруг своей оси
  • Обработка результатов исследований
  • Выводы и рекомендации
  • Оформление отчета о выполненных исследованиях
  • 2.7. Учебно-исследовательская работа 7 Исследование такелажной оснастки для сборочных и монтажных работ
  • Чалочные узлы и способы закрепления канатов на крановых подвесках Классификация такелажного оборудования Типы стропов. Зажимы для крепления стальных канатов
  • 2.7.1. Классификация такелажного оборудования
  • 2.7.2. Назначение и виды такелажных работ
  • 2.7.3. Такелажные средства и приспособления
  • 2.7.4. Монтажные краны и устройства
  • 2.7.5. Расчет усилий в канатах
  • Расчет на прочность стропов и чалочных канатов
  • 3. Экономическое обоснование изготовления учебно-исследовательских стендов по сборке узлов машин
  • 3.1. Сетевая модель выполнения работы
  • 3.2 Исходные данные для расчета сетевого графика изготовления стенда
  • 3.3. Смета затрат на изготовление стенда
  • Пример расчета затрат на изготовление стенда
  • 4. Техника безопасности при такелажных и монтажных работах
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Оглавление
  • 2.7.2. Назначение и виды такелажных работ

    Такелажными называются работы по увязке узлов оборудования гибкими подвесками (строповке), их подъему и транспортировке к месту установки. Такелажные работы выполняют с помощью различных грузоподъемных средств и механизмов, приспособлений и машин.

    От завода-изготовителя до монтажной площадки и по ней оборудование и конструкции чаще всего перевозят железнодорожным, реже автомобильным или водным транспортом. Поперечные размеры грузов, доставляемых по железной дороге, не должны превышать общесоюзный габарит очертания подвижного состава. Перевозка негабаритных грузов согласуется с управлением железной дороги в соответствии с правилами Министерства путей сообщения.

    При перевозках безрельсовых транспортом грузы массой до 12 т. перевозят автомашинами, свыше 12 т. – на тяжеловозах – трайлерах, буксируемых тягачами или трактором.

    Для перемещения грузов при монтаже наиболее эффективное применение стандартных средств –тракторов, передвижных кранов, трубоукладчиков, автопогрузчиков и пр. при отсутствии указанного оборудования применяют электрические лебедки, монтажные блоки, полиспасты, тали, а также простейшие приспособления – сани, доски и катки или металлический лист с загнутым передним концом и приваренными к нему петлями для тягового каната.

    При выполнении такелажных работ, в особенности при подъеме грузов, весьма важной и ответственной операцией является строповка. Особенно тщательно следует увязывать крупные узлы оборудования большой массы.

    Рис. 107. Классификация такелажного оборудования

    Все углы оборудования, по которым происходит касание стропов, должны быть скручены специальными предохранительными подкладками (рис. 108). Строповку можно разделить на два вида:

    1) путем обвязки грузов канатами, стропами или цепями;

    2) путем увязки строповочных канатов на приливах, цапфах, лапах, рым-болтах и других деталях, специально предусмотренных на оборудовании для его подъема и транспортировки.

    Наиболее часто применяемые узлы обвязки грузов (чалочные узлы) показаны на рис. 109.

    При строповке важно правильно определить центр тяжести груза. Строповка должна быть выполнена так, чтобы центр тяжести груза и ось блоков крюковой подвески подъемного механизма находилась на одной вертикали.

    Масса укрупненных узлов и блоков оборудования не должна превышать грузоподъемность имеющихся на монтажной площадке грузоподъемных средств, а габаритные размеры – размеров монтажных проемов. При монтаже крупногабаритного и тяжелого оборудования могут быть одновременно использованы два крана или более. Такую работу проводят по письменному разрешению главного инженера СМУ или начальника участка под руководством опытного специалиста.

    2.7.3. Такелажные средства и приспособления

    К такелажным средствам и приспособлениям относятся стальные и пеньковые канаты, цепи, стропы, траверсы, захваты, блоки, полиспасты, тали, лебедки, домкраты.

    Стропами (рис. 111) называют отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные специальными подвесными приспособлениями, обеспечивающими быстрое, удобное и безопасное закрепление груза. Число ветвей стропа, на которых подвешивают груз, выбирают в зависимости от массы груза и диаметра каната.

    С целью повышения производительности и безопасности работ, применяют полуавтоматические стропы (рис. 112), которые позволяют выполнять расстроповку поднятого груза, не поднимаясь на высоту. Для строповки груза верхнюю петлю каната 1 накидывают на крюк крана, а двумя свободно висящими концами стропового каната обхватывают груз. Петли каната с коушами 3 надевают на запорный штырь 6, который для этого тросиком 4 оттягивается влево. После заведения петель в скобу 7 тросик отпускают, штырь под действием пружины 5 запирает петлю и строповку груза заканчивают. Для предохранения каната от повреждения при перегибах на острых гранях поднимаемого груза к нему крепят специальные инвентарные подкладки 2, которые при необходимости можно перемещать по канату.

    Рис. 108. Установка предохранительных подкладок под стропу при увязке узлов оборудования:

    а – деревянных; б – из разрезанной трубы с приварными бабышками;

    в, д – изогнутых из труб; г, е – изогнутых из листового металла

    Рис. 109. Чалочные узлы:

    а – прямой; б – рифовый; в – вязка в петлю; г – брамшкотовый;

    д – мертвая петля; е – выбленочный; ж – двойной выбленочный;

    з – морской узел; и – двойной морской узел; к – плотничный узел (удавка); л – удавка с нахлесткой; м – штыковой; н – полуштыковой

    Чтобы освободить стропы, необходимо ослабить натяжение грузового каната и потянуть за тросик, который, преодолевая усилие пружины, сожмет ее и потянет за собой штырь в крайнее левое положение. При этом свободный конец стропа (петля) освободится.

    Кроме полуавтоматических стропов, для дистанционной строповки поднятого в проектное положение груза применяют также полуавтоматические строповые захваты.

    Для соединения концов канатов или образования петли используют зажимы или сжимы различной конструкции (рис. 113).

    Применяют не менее трех зажимов. Расстояние между ними обычно принимается не менее трех. Расстояние между ними обычно принимается не менее 6 диаметров каната. Гайка на стержнях всех зажимов следует затягивать с одинаковым усилием с использованием динамометрических ключей так, чтобы сжатый поперечник каната составил 0,6 его первоначального диаметра.

    Рис. 111. Стропы: а – простой; б – с одной петлей; в – с двумя петлями; г – универсальный; д – облегченный с петлей; е – облегченный с крюком

    Рис. 112. Полуавтоматические стропы: а – общий вид; б – схема строповки; в – скоба с полуавтоматическим запором; г – строп-удавка для подъема труб и валов; 1 – петля каната; 2 – инвентарные подкладки; 3 – петля с коушем; 4 – оттягивающий тросик; 5 – пружина; 6 – запорный штырь; 7- скоба

    Рис. 113. Зажимы для крепления стальных канатов: а – кованный; б – дуговой

    Концы канатов закрепляют зажимами обычно через коуш, который служит для зацепления за крюк и предохраняет канат от расплющивания и расслоения прядей и проволок на перегибах. Коуши штампуют из листового металла или изготовляют из чугунного литья.

    Зажимы должны размещаться на канате так, чтобы затягивающие гайки располагались со стороны рабочей ветви каната. Это обеспечивает последней прямолинейность, а стремящийся к выскальзыванию конец при этом будет лучше зажат.

    Для натяжения стальных канатов на такелажных работах применяют винтовые стяжки (фаркопфы). Стяжка представляет собой раму с двумя винтами – с правой и левой резьбой. При вращении рамы винты сближаются или расходятся.

    При перегрузке и транспортировке листового и сортового металла, труб, огнеупорных блоков и других штучных грузов применяют захваты различной конструкции (рис. 114).

    Рис. 114. Захваты: а – эксцентриковый для транспортировки листовой стали; б – клещевой; в, г – полуавтоматические для подъема соответственно, легких и тяжелых (железобетонных) колонн; д – фрикционный строп для монтажа железобетонных колонн; е – для транспортировки грузов прямоугольного сечения массой 10 т

    Рис. 115. Траверсы: а – для строповки груза за четыре точки; б – равноплечая; в – для монтажа двумя полиспастами

    Для транспортировки крупногабаритных и длинномерных грузов используют траверсы (рис. 115). Основное их назначение – предохранить поднимаемые элементы от воздействия сжимающих усилий, возникающих в них при наклоне стропов. Траверса, предназначенная для строповки груза за четыре точки (рис. 115, а), состоит из балансирной балки 1 с серьгой 2 для крюка грузоподъемного механизма и двух роликовых обойм 3, подвешенных к концам балки, со стропами 5. В обоймах роликов установлены прижимные винты 4, один из которых (на щековине) предотвращает скольжение стропа, а другой (установленный с торца обоймы) – прижимает ролик, предупреждая его поворот. Прижимные винты позволяют поднимать груз с некоторым наклоном, что облегчает установку его в проектное положение под углом.

    Если груз поднимают двумя спаренными кранами разной грузоподъемности (или двумя тележками одного крана), то используют равноплечую траверсу (рис. 115, б).

    Место крюка траверсы определяется соотношением ее плеча с учетом грузоподъемности каждого крана.

    Для монтажа тяжеловесного оборудования спаренными кранами применяют балансирную траверсу (рис. 115, в). Траверса состоит из двух двутавровых балок 6, соединенных поперечинами 5. На концах траверсы расположены подвески 1 для крепления к грузовым полиспастам монтажных кранов. С торцов траверсы приварены листовые накладки 4. Строповку поднимаемого груза осуществляют с помощью автоматического захвата 7. Тросик 3 для расстроповки проходит через отводной ролик 2.

    Для подъема или перемещения груза, а также для изменения направления канатов применяют блоки. В зависимости от числа роликов блоки разделяют на однорольные и многорольные. Однорольные блоки обычно применяют в качестве отводных и для подъема легких грузов, многорольные – для подъема тяжелых грузов. Ролики блоков вращаются на оси, неподвижно установленной в щеках, к которым через траверсу присоединяют крюк или серьги. Блоки оснащают приспособлениями, предохраняющими канат от соскальзывания. Однорольные блоки часто изготавливают с откидными щеками для быстрого отделения каната от блока без расстроповки.

    Для уменьшения тягового усилия используют полиспасты. Полиспаст (рис. 116, а) состоит из неподвижного блока 1 и подвижного 2; блок 3 (отводной) служит для отвода сбегающей ветви каната, обычно связанной с барабаном лебедки. В зависимости от схемы полиспаста сбегающая ветвь может сбегать с подвижного или неподвижного блоков. Число ниток полиспаста может быть четным (рис. 116, б) и нечетным (рис. 116, в).

    Усилие в канатах, необходимое для подъема груза Q , определяют по формуле

    , (34)

    где η – КПД одного ролика; η= 0,96 при установке на подшипниках скольжения; η= 0,98 при установке на подшипниках качения; m – кратность полиспаста.º

    Для каната, наматываемого на барабан лебедки при подъеме груза на высоту, h равна l = mh.

    Запаковку блоков полиспастов необходимо производить при минимальном начальном расстоянии между блоками с последующей их растяжкой (например трактором). При запаковке следует сохранять направление изгиба каната, полученное им при смотке в бунт.

    Неподвижный конец каната от плоскости ролика не должна превышать 6º, а расстояние от барабана лебедки до отводного ролика должно быть не менее 20 диаметров барабана.

    При отсутствии блоков необходимой грузоподъемности применяют свободные полиспасты, которые могут работать с приводом от одной (рис. 116, г) или от двух (рис. 116, д) лебедок. Сдвоенный полиспаст с одной лебедкой рассчитывают как два самостоятельно работающих полиспаста. Усилие в канате лебедки определяют из условия половины веса поднимаемого груза.

    В качестве подъемных механизмов на монтажных работах широкое практическое применение получили ручные тали, кошки, электрические тали (тельферы), лебедки и домкраты.

    Ручная таль представляет собой червячный или шестеренный грузоподъемный механизм, включающий цепной полиспаст с ручным приводом от бесконечной цепи или рычажный храповой механизм. Грузоподъемность принимают тали до 3 т.

    Для ручного перемещения грузов по подвесному монорельсовому пути двутаврового сечения используют кошки грузоподъемностью до 5 т.

    Электрические тали (электротали) предназначены для подъема и перемещения грузов по монорельсовому пути с помощью электропривода. Грузоподъемность электроталей составляет 0,25-5,0 т.

    Монтажные лебедки применяют с ручным и электроприводом. Рычажные лебедки с ручным приводом (рис. 118) грузоподъемностью 1,5– 3,0 т, которые широко используются для подъема и перемещения грузов по горизонтальной и наклонной плоскости.

    Лебедка с электроприводом по назначению разделяют на подъемные, тяговые и поворотные (для вращения монтажных кранов); по способу установки – на передвижные и стационарные; по числу барабанов – на одно, двух и трехбарабанные. Барабаны могут быть гладкими и нарезными. Электрические монтажные лебедки выполняют реверсивными. Грузоподъемность лебедок составляет 0,5– 12,5 т., канатоемкость – 80 – 800 м.

    Важным условием безопасной работы лебедки является надежное ее закрепление. Лебедка должна быть закреплена за якорь или какое-либо анкерное устройство. Якорями называют неподвижные анкерные сооружения – земляные (заделанные в грунт) или наземные, предназначенные для закрепления монтажных приспособлений – лебедок, полиспастов, вант, расчалок и др. Схемы закрепления лебедок показаны на рис. 119.

    Рис. 116. Полиспасты: а – с блоком для отвода сбегающей ветви каната; б – с четным числом ниток; в – с нечетным; г – сдвоенный с приводом от одной лебедки; д – сдвоенный с приводом от двух лебедок

    При расчете крепления лебедки определяют необходимый вес уравновешивающего груза на раме или усилие в анкерных болтах из условия грузовой устойчивости лебедки. Коэффициент грузовой устойчивости определяют по формуле

    , (35)

    где М в – восстанавливающий момент; М о – опрокидывающий момент.

    Рис. 118. Ручная рычажная лебедка: а – общий вид; б – схема применения; 1 – канат; 2 – грузовой крюк; 3, 5 – рычаги; 4 – корпус; 6 – крюк для подвески к опоре

    Рис. 119. Схемы закрепления лебедок: а – с помощью земляного якоря; б – с помощью наземного якоря

    Рис. 119. Схемы закрепления лебедок: в – за колонну здания; г – к железобетонному или металлическому ригелю перекрытия здания; д – к кирпичной стене; е – схема для расчета крепления лебедки

    Моменты М в и М о определяют из условия, что опрокидывание лебедки может происходить вокруг точки А упора переднего элемента рамы в якорь:

    ,
    , (36)

    где Q – усилие в канате; G 1 – вес лебедки; G 2 – усилие, на которое необходимо рассчитывать анкерные болты, или вес уравновешивающего груза; а – расстояние от центра тяжести лебедки до точки опрокидывания; b – расстояние от точки опрокидывания до места закрепления анкерных болтов или до центра тяжести уравновешивающего груза; h – расстояние от каната до точки опрокидывания.

    После преобразований получим

    . (37)

    Кроме расчета лебедки на опрокидывание, необходимо рассчитать якорь лебедки на прочность и устойчивость против горизонтального смещения под действием сдвигающей силы

    , (38)

    F тр = fG 1 ,

    где: F тр – сила трения рамы о грунт; f – коэффициент трения рамы о грунт, f = 0,3 – 0,5.

    Для механизации монтажных и такелажных работ применяют гидравлические, винтовые, реечные и клиновые домкраты.

    Гидравлические домкраты бывают со встроенным насосом и работающим от отдельно расположенного насоса. Грузоподъемность их составляет 200 т и более. Для установки оборудования в плане (например, рамы балансиров конусов доменных печи) применяют малогабаритные облегченные домкраты. Такие домкраты удобны также при выверке оборудования.

    Винтовые и реечные домкраты в основном используют при необходимости их частой перестановки и в стесненных условиях.

    Клиновые домкраты применяют главным образом при выверке оборудования в процессе монтажа.

    gastroguru © 2017