Понятие груза. Составляющие транспортной характеристики. Транспортная характеристика и транспортное состояние груза Что такое транспортная характеристика грузов

В процессе перемещения груза основными участниками транспортирования становятся не производитель и потребитель продукта, а грузовладелец и владелец подвижного состава со своими обслуживающими организациями. Естественно, объективно транспортирование повышает стоимость продукта для потребителя, поэтому необходимо сокращать транспортные издержки, разумеется, не в ущерб сохранности, своевременности и безопасности доставки груза.

Таким образом, с момента приёма к перевозке на пункте отправления и до момента выдачи на пункте назначения вся товарная продукция носит название груз.

2. Транспортная характеристика груза

Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-химическими свойствами, объёмно-массовыми характеристиками и степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства грузов составляют понятие транспортная характеристика груза.

Транспортная характеристика груза определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выборе типа подвижного состава (ПС), погрузо-разгрузочных механизмов и устройств (ПРМ), складского оборудования, средств пакетирования грузов, разработке условий их перевозки и т.д.

Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики грузов называется транспортным состоянием груза.

Сохранность груза и безопасность его транспортирования обеспечивается, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным если:

    находится в кондиционном состоянии;

    соответствует требованиям стандартов и условиям перевозки;

    имеет исправные тару, упаковку, пломбы, замки, контрольные ленты и положенную маркировку;

    надёжно защищён от неблагоприятного внешнего воздействия; не имеет других признаков, свидетельствующих о его порче.

3. Транспортная классификация грузов

Под транспортной классификацией грузов понимают упорядочение совокупности грузов по какому-либо признаку, определяющему особенности транспортного процесса. На транспорте установлены следующие основные виды грузов: наливной - жидкий груз, перевозимый наливом; сухой - любой груз, кроме наливного; навалочный - сухой груз, перевозимый без тары навалом; насыпной - зерновой груз, перевозимый без тары; штучный - сухой груз, состоящий из отдельных грузовых мест; генеральный - различные штучные грузы.

Каждая группа (вид) делятся на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки. На автомобильном транспорте (AT) применяется несколько систем классификации грузов.

К навалочным грузам относят твёрдое топливо, руду, минерально - строительные материалы, лесоматериалы и т.д. Указанные грузы принимают к перевозке без счёта мест. Навалочные грузы делят на две группы:

    не требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (твёрдое топливо, руда, кирпич);

    подверженные распылению, загрязнению и порче от атмосферных осадков (цемент, известь, мел, удобрения).

Перевозка первой группы разрешается на открытом подвижном составе, а второй - в универсальных крытых и специализированных контейнерах или специализированных цистернах.

Насыпные грузы допускаются к перевозке на автотранспорте насыпью. К ним относится рожь, пшеница, ячмень, гречиха, семена масличных и бобовых культур. Муку м крупу также перевозят в таре и относят к подгруппе тарно- штучных грузов.

Генеральные грузы классифицируются по категориям (подгруппам): металлопродукция : металл прокатный, профильный, листовой, в чушках, проволока в бухтах, трубы металлические, рельсы, балки, металлоизделия;

подвижная техника : подвижные технические средства на гусеничном и колёсном ходу;

железобетонные изделия и конструкции : балки, ригели, шпалы, колонны, сваи, плиты, панели, блоки и пр.;

контейнеры : крупнотоннажные - масса брутто от 10 до 30 т., среднетоннажные - от 3 до 5 т., малотоннажные - от 0,625 до 1,25 т., универсальные и специализированные: мягкие, изотермические, рефрижераторные, открытые, цистерны, платформы и т д.;

пакетированные грузы - грузовая партия, состоящая из штучных грузов в таре или без нес: пакеты в обвязке (плёнке), на поддонах, блок- и строп- пакеты;

тарно-упаковочные и штучные : с массой одного места менее 500кг, тяжеловесные с массой одного места более 500кг, длинномерные и громоздкие: длина более Зм, ширина 2,6м, высота 2,1 м, негабаритные - высота свыше 4м, ширина 2.5м и выступающие за задний борт или край платформы подвижного состава более чем на 2м;

катно-бочковые: бочки и барабаны деревянные, металлические и пластмассовые, барабаны с кабелем, автопокрышки в связках и раздельно, мотки и бухты;

лесоматериалы : круглые лесоматериалы, пиломатериалы в пакетах, фанера, древесная плита в пачках, брёвна пилёный брус и т.п.;

к живности относятся крупный и мелкий рогатый скот, лошади, дикие звери, птицы, пчёлы и живая рыба.

В зависимости от специфических свойств и условий транспортирования все грузы разделяются на девять групп:

    скоропортящиеся, т.е. грузы, требующие защиты от воздействия высокой или низкой температуры окружающей среды. К ним относятся продукты животноводства, полеводства, птицеводства и рыбной промышленности. В этих грузах активно протекают процессы изменения цвета, распад и гидролиз сложных органических веществ;

    гигроскопичные, т.е. грузы, способные поглощать свободную влагу из воздуха, что может привести к изменению массы, объёма, физико-химических свойств, к прямым потерям и порче груза. К ним относятся сахар, соль, цемент и др.;

    грузы, легко аккумулирующие посторонние запахи (продукты перемола, чай, сахар), что может привести к порче продуктов;

    грузы, обладающие специфическими запахами, которые при совместном хранении и перевозке могут привести к порче других грузов (рыбопродукты, кожа, табак, нефтепродукты);

    грузы, устойчиво сохраняющие свои характерные физико-химические свойства в процессе перевозки и хранения, не претерпевающие в обычных условиях заметных изменений (минерально-строительные материалы, руды, каменный уголь, лесоматериалы);

    навалочные грузы, теряющие при транспортировании свойства сыпучести в результате смерзания или спекания отдельных частиц (гранулированный шлак, колчедан, калийная соль);

    слеживающиеся навалочные грузы, у которых при длительном хранении или перевозках происходит потеря подвижности частиц продукта в результате давления верхних слоёв (цемент, глина, торф);

    опасные грузы, требующие при перевозке соблюдения особых правил и которые могут причинить вред персоналу и нанести повреждения подвижному составу, участвующих в перевозках;

    грузы, которые в процессе перевозки способны к значительным потерям массы (овощи, бахчевые культуры, мясные продукты).

По условиям и способам хранения грузы можно разделить на три большие группы:

    ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменения температуры: скоропортящиеся, промышленные, продовольственные; рекомендуется хранение в закрытых складах;

    грузы, не подверженные воздействиям температурных колебаний, но попадание влаги может привести их к порче: бумага, металл, хлопок. Рекомендуется хранение в закрытых складах или под навесом.

    грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, металлы, контейнеры. Хранение рекомендуется на открытых площадках.

ГРУЗОВЕДЕНИЕ

Понятие груза. Составляющие транспортной характеристики

На разных этапах экономического цикла: производство – перевозка – потребление, результат труда каждый раз предстаёт в новом качестве . На первом этапе (производство) материальным результатом общественного труда является продукт , обладающий потребительской стоимостью. Продукт полностью или частично может быть использован для продажи или потребления в другом месте. В этом случае он становится товаром . На втором этапе (перевозка) продукт обретает новое качество: он становится грузом , то есть объектом транспортировки. Грузом на транспорте называетсялюбая продукция, находящаяся в процессе перевозки, то есть с момента её приёмки к перевозке до момента сдачи грузополучателю. На третьем этапе – при реализации потребительской стоимости – груз опять выступает в роли продукта.

Стоимость продукта слагается из стоимости его изготовления и стоимости перевозки. В процессе перевозки груза основными участниками данного процесса становятся не производитель и потребить продукта, а грузовладелец и транспортная организация (перевозчик). Объективно перевозка повышает стоимость продукта для потребителя, поэтому следует всемерно сокращать транспортные издержки, но не в ущерб сохранности, своевременности и безопасностидоставки груза.

Любая продукция еще до того, как попасть на транспорт, уже обладает нужным набором свойств, то есть определённым качеством, которое в процессе перевозки не должно изменяться или, в любом случае, ухудшаться с точки зрения потребителя.

Все те полезные свойства продукта, которые характеризуют его потребительскую стоимость, являются существенными на начальном и заключительном этапах экономического цикла. На этапе перевозки многие потребительские свойства продукта, характеризующие его как товар, оказываются не существенными, так как не влияют на процесс перевозки. На первый план при этом выступают те свойства товара, которые связаны с процессом перевозки и составляют транспортную характеристику груза.

Транспортной характеристикой груза называется свойство товара, которое проявляется в процессе перевозки и определяет этот процесс. В транспортную характеристику грузавходят: физико-химические, биохимические, теплофизические и опасные свойства; объёмно-массовые показатели; тараи упаковка, в которой транспортируется груз; маркировка; режимы транспортировки, хранения и перегрузки. Изменение транспортной характеристики груза приводит к необходимости изменения технического обеспечения и/или технологииперевозочного процесса. Например, переход от перевозки цемента навалом к перевозке в таре (бумажных мешках) потребует использования других типов подвижного состава, складови средств механизации погрузочно-разгрузочных работ (ПРР), а также применения упаковочных материалов и средств пакетирования.



Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза. Например, при перевозке цемента в мешках транспортное состояние данного груза складывается из следующих составляющих: по физико-химическим свойствам – подвержен распыляемости, абразивности, слёживаемости, гигроскопичности; по объёмно-массовым показателям – имеет объёмную массу 1,7 т/м 3 ; по опасным свойства – является пылящим и вызывает заболевания; по таре и упаковке – транспортируется в бумажных мешках с указанием наименования «портландцемент строительный» и массы груза (50 кг).

Сохранность груза и безопасностьего транспортировки обеспечиваются, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным, если:

  • - находится в кондиционном состоянии (имеет необходимое качество);
  • - соответствует требованиям государственных стандартов и условиям перевозки (имеет исправную тару, упаковку, пломбы, замки и необходимую маркировку);
  • - надёжно защищен от неблагоприятного внешнего воздействия.
.

На разных этапах экономического цикла "производство - транспортировка - потребление" результат труда в каждый раз представляет в новом качестве. На первом этапе (производство) материальным результатом общественного труда является продукт, обладающий стоимостью и потребительской стоимостью. Продукт полностью или частично может быть использован для продажи или потребления в другом месте. В этом случае он становится товаром. На втором этапе с момента передачи транспорту для пространственного перемещения продукт обретает новое качество: он становится грузом, т.е. объектом транспортировки. На третьем этапе, т.е. при реализации потребительской стоимости, груз опять выступает в роли только продукта.

Стоимость продукта слагается из стоимости его изготовителя и стоимости транспортировки. Потребительская стоимость максимальная, так как она может быть реализована в полной мере.

Все полезные свойства продукта, которые характеризуют его потребительскую стоимость, являются существенными на начальном и заключительном этапах экономического цикла. На промежуточном этапе цикла (транспортировка) продукт становится грузом и многие потребительские свойства, характеризующие его как товар, оказываются несуществующими, так как не влияют на процесс транспортировки. На первый план выступают те свойства товара, которые связаны с процессом транспортировки и составляют транспортную характеристику груза.

Транспортной характеристикой груза называется свойство товара, которые проявляются в процессе транспортировки и определяют этот процесс. В транспортную характеристику груза входят: физико-химические свойства, объемно-массовые показатели, тара, упаковка, режим хранения, перегрузки, перевозки. Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза.

Сохранность груза и безопасность его транспортировки обеспечивается, если груз предъявляется к перевозке транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным, если он находится в кондиционном состоянии; соответствует стандартам и условиям перевозки на автомобильном транспорте; имеет исправную тару, упаковку, пломбы, замки и положенную маркировку; надежно защищен от воздействия внешней среды; не имеет признаков, свидетельствующих его порче.

2 Задача организации перевозок

Как известно, цель существования транспорта (в том числе и автомобильного) – полное и своевременное удовлетворение постоянно возникающих потребностей предприятий и населения в перевозках. Мы будем рассматривать перевозки грузов автомобильным транспортом. При этом автотранспортные предприятия, естественно, стараются израсходовать минимальное количество ресурсов (топлива, смазочных материалов и т. д.). Работа автомобильного транспорта осложняется тем, что заявки на перевозку грузов (потребности в перевозках) изменяются с течением времени. Помимо относительно постоянных заказчиков (клиентов), автотранспортные предприятия (АТП) имеют много так называемых разовых перевозок, когда клиент обращается в АТП, например, один раз в месяц. В результате неравномерного поступления заявок могут возникнуть периоды времени, когда АТП не справляются с перевозками или когда автомобили простаивают из-за отсутствия работы. Кроме этого иногда появляется проблема найти работу специализированным автомобилям, предназначенным для перевозок одного определенного или нескольких однородных грузов. Таким образом, в АТП постоянно возникает потребность в решении задач по организации перевозок грузов в соответствии с изменяющимися условиями. Одной из таких задач является определение кратчайших расстояний между грузовыми пунктами (пунктами погрузки или выгрузки грузов). Это необходимо для правильного расчета с клиентурой, начисления заработной платы водителям, установления затрат времени на перевозки и т. д. Потребность в нахождении расстояний между грузовыми пунктами возникает, когда появляется новый клиент или меняются дорожные условия (открываются новые мосты, закрываются на ремонт улицы и т. д.). На затраты АТП значительное влияние оказывает распределение наличного подвижного состава (автомобилей, прицепов и полуприцепов) по объектам. Любую заявку можно осуществить несколькими типами подвижного состава, которые требуют неодинаковых затрат и имеют различную грузоподъемность. Сравнивая наличные модели, выбирают наиболее рациональную. Такую задачу предлагается решить при выполнении курсового проекта. Основные сбои перевозочного процесса возникают в грузовых пунктах при погрузочно-разгрузочных работах. К ним относятся сверхнормативные простои в очередях под погрузку-разгрузку, отказы принимать или отправлять груз, большие затраты времени на погрузку или разгрузку и т. д. Одна из самых сложных задач службы эксплуатации АТП – оперативное планирование перевозок. Ее сложность обусловлена в основном огромным количеством вариантов решения. Для организации перевозочного процесса большое значение имеет правильно составленный график выпуска подвижного состава.

На разных этапах экономического цикла: производство – перевозка – потребление, результат труда каждый раз предстаёт в новом качестве . На первом этапе (производство) материальным результатом общественного труда является продукт , обладающий потребительской стоимостью. Продукт полностью или частично может быть использован для продажи или потребления в другом месте. В этом случае он становится товаром . На втором этапе (перевозка) продукт обретает новое качество: он становится грузом , то есть объектом транспортировки. Грузом на транспорте называетсялюбая продукция, находящаяся в процессе перевозки, то есть с момента её приёмки к перевозке до момента сдачи грузополучателю. На третьем этапе – при реализации потребительской стоимости – груз опять выступает в роли продукта.

Стоимость продукта слагается из стоимости его изготовления и стоимости перевозки. В процессе перевозки груза основными участниками данного процесса становятся не производитель и потребить продукта, а грузовладелец и транспортная организация (перевозчик). Объективно перевозка повышает стоимость продукта для потребителя, поэтому следует всемерно сокращать транспортные издержки, но не в ущерб сохранности, своевременности и безопасностидоставки груза.

Любая продукция еще до того, как попасть на транспорт, уже обладает нужным набором свойств, то есть определённым качеством, которое в процессе перевозки не должно изменяться или, в любом случае, ухудшаться с точки зрения потребителя.

Все те полезные свойства продукта, которые характеризуют его потребительскую стоимость, являются существенными на начальном и заключительном этапах экономического цикла. На этапе перевозки многие потребительские свойства продукта, характеризующие его как товар, оказываются не существенными, так как не влияют на процесс перевозки. На первый план при этом выступают те свойства товара, которые связаны с процессом перевозки и составляют транспортную характеристику груза.

Транспортной характеристикой груза называется свойство товара, которое проявляется в процессе перевозки и определяет этот процесс. В транспортную характеристику грузавходят: физико-химические, биохимические, теплофизические и опасные свойства; объёмно-массовые показатели; тараи упаковка, в которой транспортируется груз; маркировка; режимы транспортировки, хранения и перегрузки. Изменение транспортной характеристики груза приводит к необходимости изменения технического обеспечения и/или технологииперевозочного процесса. Например, переход от перевозки цемента навалом к перевозке в таре (бумажных мешках) потребует использования других типов подвижного состава, складови средств механизации погрузочно-разгрузочных работ (ПРР), а также применения упаковочных материалов и средств пакетирования.

Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза. Например, при перевозке цемента в мешках транспортное состояние данного груза складывается из следующих составляющих: по физико-химическим свойствам – подвержен распыляемости, абразивности, слёживаемости, гигроскопичности; по объёмно-массовым показателям – имеет объёмную массу 1,7 т/м 3 ; по опасным свойства – является пылящим и вызывает заболевания; по таре и упаковке – транспортируется в бумажных мешках с указанием наименования «портландцемент строительный» и массы груза (50 кг).

Транспортной характеристикой груза называется свойство товара, которое проявляется в процессе перевозки и определяет этот процесс. В понятие «транспортная характеристика груза» входят: физико-химические, биохимические и опасные свойства; объёмно-массовые показатели; тара и упаковка, в которой транспортируется груз; условия (режимы) транспортирования, хранения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Совокупность определенных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза, сформировавшихся для конкретной перевозки, называется транспортным состоянием груза .

Физико-химические, биохимические и опасные свойства, присущие определенному грузу, определяют условия его перегрузки, транспортирования и хранения, а также основные требования к таре и упаковке груза. Описание данных свойств и их влияние на организацию транспортного процесса приведено в работах . При этом биохимические свойства (процессы) протекают в грузах растительного и животного происхождения и вызваны взаимодействием груза с кислородом воздуха, либо присутствием в грузе различных микроорганизмов и их жизнедеятельностью. Наличие опасных свойств свидетельствует о транспортной опасности груза. Перевозка опасных грузов осуществляется с соблюдением особых условий, устанавливаемых в общем случае Правилами перевозок опасных грузов, утвержденными для различных видов транспорта.

Определение объёмно-массовых показателей груза необходимо для оценки использования вместимости и грузоподъемности подвижного состава, в котором может перевозиться груз, а также для расчета параметров складов и погрузочных механизмов, массы груза. При этом для грузов разного вида данные показатели различаются: плотность характеризует наливной груз, объемная (насыпная) масса – насыпной и навалочный грузы, удельный объем – генеральный.

Тара и упаковка может применяться при перевозке различных генеральных грузов. Грузы, которые по своим характеристикам могут быть упакованы и пакетированы, должны предъявляться к перевозке в упакованном виде с применением транспортной тары. В результате упаковывания продукции создаются упаковочные единицы – товары, упакованные в потребительскую упаковку для продажи и грузовые единицы – грузы, упакованные в транспортную упаковку для перевозки. Грузовые единицы иначе называют транспортными единицами или грузовыми местами . Каждый вид тары характеризуется определённым кодом.

Условия транспортирования, хранения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ должны определяться на основании действующих правил перевозок грузов, утвержденных для различных видов транспорта. Эти условия должны учитывать те физико-химические, биохимические и опасные свойства, которые присущи перевозимому грузу. При предъявлении груза к перевозке необходимо указывать его наименование и код, которые в общем случае принимают согласно Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ).

gastroguru © 2017