Что такое транспортное состояние груза. Транспортное состояние груза. Транспортная характеристика груза

Понятие груза

На разных этапах экономического цикла производство – транспортирование – потребление результат труда каждый раз представляет в новом качестве. На первом этапе результат – это продукт, т.е. категория, обладающая потребительской стоимостью. Продукт может быть реализован полностью или частично использован для продажи или потребления в другом месте. В этом случае он становится товаром. С момента передачи транспорту для пространственного перемещения (второй этап) этот продукт приобретает новое качество – становится грузом, т.е. объектом транспортирования. На третьем этапе в результате реализации потребительской стоимости груз опять выступает в роли продукта. Стоимость продукта слагается из стоимости его изготовления и стоимости транспортирования. Потребительская стоимость максимальна, поскольку она может быть реализована в полной мере. Следовательно, в экономическом цикле производство – транспортирование – потребление материальный результат труда последовательно проходит по схеме продукт (или товар) груз – продукт. Схема замкнута, если на последнем этапе потребительская стоимость погашается потребителем, и не замкнута – если указанная стоимость используется для расширенного воспроизводства.

В процессе перемещения груза основными участниками транспортирования становятся не производитель и потребитель продукта, а грузовладелец и владелец подвижного состава ср своими обслуживающими организациями. Естественно, объективно транспортирование повышает стоимость продукта для потребителя, поэтому необходимо сокращать транспортные издержки, разумеется, не в ущерб сохранности, своевременности и безопасности доставки груза.

Таким образом, с момента приёма к перевозке на пункте отправления и до момента выдачи на пункте назначения вся товарная продукция носит название груз .

Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-химическими свойствами, объёмно-массовыми характеристиками и степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства грузов составляют понятие транспортная характеристика груза.

Транспортная характеристика груза определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выборе типа подвижного состава (ПС), погрузо-разгрузочных механизмов и устройств (ПРМ), складского оборудования, средств пакетирования грузов, разработке условий их перевозки и т.д.

Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики грузов называется транспортным состоянием груза.



Сохранность груза и безопасность его транспортирования обеспечивается, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным если:

Находится в кондиционном состоянии;

Соответствует требованиям стандартов и условиям перевозки;

Имеет исправные тару, упаковку, пломбы, замки, контрольные ленты и положенную маркировку;

Надёжно защищён от неблагоприятного внешнего воздействия;

не имеет других признаков, свидетельствующих о его порче.

Транспортная классификация грузов

Под транспортной классификацией грузов понимают упорядочение совокупности грузов по какому-либо признаку, определяющему особенности транспортного процесса.

На транспорте установлены следующие основные виды грузов:

наливной – жидкий груз, перевозимый наливом;

сухой – любой груз, кроме наливного;

навалочный – сухойгруз, перевозимыйбезтарынавалом;

насыпной – зерновой груз, перевозимый без тары;

штучный – сухой груз, состоящий из отдельных грузовых мест;

генеральный – различные штучные грузы.

Каждая группа (вид) делятся на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки. На автомобильном транспорте (АТ) применяется несколько систем классификации грузов.

К навалочным грузам относят твёрдое топливо, руду, минерально-строительные материалы, лесоматериалы и т.д. Указанные грузы принимают к перевозке без счёта мест. Навалочные грузы делят на две группы:

Не требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (твёрдое топливо, руда, кирпич);

Подверженные распылению, загрязнению и порче от атмосферных осадков (цемент, известь, мел, удобрения).

Перевозка первой группы разрешается на открытом подвижном составе, а второй – в универсальных крытых и специализированных контейнерах или специализированных цистернах.

Насыпные грузы допускаются к перевозке на автотранспорте насыпью. К ним относится рожь, пшеница, ячмень, гречиха, семена масличных и бобовых культур. Муку м крупу также перевозят в таре и относят к подгруппе тарно-штучных грузов.

Генеральные грузы классифицируются по категориям (подгруппам):

металлопродукция : металл прокатный, профильный, листовой, в чушках, проволока в бухтах, трубы металлические, рельсы, балки, металлоизделия;

подвижная техника : подвижные технические средства на гусеничном и колёсном ходу;

железобетонные изделия и конструкции : балки, ригели, шпалы, колонны, сваи, плиты, панели, блоки и пр.;

контейнеры : крупнотоннажные – масса брутто от 10 до 30 т., среднетоннажные – от 3 до 5 т., малотоннажные – от 0,625 до 1,25 т., универсальные и специализированные: мягкие, изотермические, рефрижераторные, открытые, цистерны, платформы и т д.;

пакетированные грузы – грузовая партия, состоящая из штучных грузов в таре или без неё: пакеты в обвязке (плёнке), на поддонах, блок- и строп-пакеты;

тарно-упаковочные и штучные : с массой одного места менее 500кг, тяжёловесные с массой одного места более 500кг, длинномерные и громоздкие – длина более 3м, ширина 2,6м, высота 2,1м, негабаритные – высота свыше 4м, ширина 2.5м и выступающие за задний борт или край платформы подвижного состава более чем на 2м;

катно-бочковые: бочки и барабаны деревянные, металлические и пластмассовые, барабаны с кабелем, автопокрышки в связках и раздельно, мотки и бухты;

лесоматериалы : круглые лесоматериалы, пиломатериалы в пакетах, фанера, древесная плита в пачках, брёвна пилёный брус и т.п.;

к живности относятся крупный и мелкий рогатый скот, лошади, дикие звери птицы, пчёлы и живая рыба.

В зависимости от специфических свойств и условий транспортирования все грузы разделяются на девять групп:

Скоропортящиеся, т.е. грузы, требующие защиты от воздействия высокой или низкой температуры окружающей среды. К ним относятся продукты животноводства, полеводства, птицеводства и рыбной промышленности. В этих грузах активно протекают процессы изменения цвета, распад и гидролиз сложных органических веществ;

Гигроскопичные, т.е. грузы, способные поглощать свободную влагу из воздуха, что может привести к изменению массы, объёма, физико-химических свойств, к прямым потерям и порче груза. К ним относятся сахар, соль, цемент и др.;

Грузы, легко аккумулирующие посторонние запахи (продукты перемола, чай, сахар), что может привести к порче продуктов;

Грузы, обладающие специфическими запахами, которые при совместном хранении и перевозке могут привести к порче других грузов (рыбопродукты, кожа, табак, нефтепродукты);

Грузы, устойчиво сохраняющие свои характерные физико-химические свойства в процессе перевозки и хранения, не претерпевающие в обычных условиях заметных изменений (минерально-строительные материалы, руды, каменный уголь, лесоматериалы);

Навалочные грузы, теряющие при транспортировании свойства сыпучести в результате смерзания или спекания отдельных частиц (гранулированный шлак, колчедан, калийная соль);

Слеживающиеся навалочные грузы, у которых при длительном хранении или перевозках происходит потеря подвижности частиц продукта в результате давления верхних слоёв (цемент, глина, торф);

Опасные грузы, требующие при перевозке соблюдения особых правил и которые могут причинить вред персоналу и нанести повреждения подвижному составу, участвующих в перевозках;

Грузы, которые в процессе перевозки способны к значительным потерям массы (овощи, бахчевые культуры, мясные продукты).

По условиям и способам хранения грузы можно разделить на три большие группы:

Ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменения температуры: скоропортящиеся, промышленные, продовольственные; рекомендуется хранение в закрытых складах;

Грузы, не подверженные воздействиям температурных колебаний, но попадание влаги может привести их к порче: бумага, металл, хлопок. Рекомендуется хранение в закрытых складах или под навесом.

Грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, металлы, контейнеры. Хранение рекомендуется на открытых площадках.

Транспортная характеристика груза – это свойства груза, которые проявляются в процессе транспортировки и оказывают влияние на этот процесс. В транспортную характеристику груза входят показатели физико-химических свойств, объемно-массовые показатели, тара, упаковка, режимы хранения, перегрузки и перевозки. Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называют транспортным состоянием груза .

Пользуясь , необходимо установить транспортную характеристику грузов, определённых индивидуальным заданием . Требуется определить основные физико-химические свойства груза, условия хранения и перевозки.

Установление транспортной характеристики груза позволяет правильно определить способ его перевозки, т.е. тип подвижного состава, и условия хранения на складах порта.

В зависимости от физико-химических свойств грузы подразделяются на:

– скоропортящиеся (мясо, рыба, овощи, фрукты);

– опасные вещества (взрывчатые, легко воспламеняющиеся, отравляющие, ядовитые, едкие);

– гигроскопичные, т.е. легко воспринимающие влагу (сахар, соль, шерсть, хлопок, хлебные грузы);

– грузы, легко воспринимающие посторонние запахи (сахар, чай, мука, крупа);

– грузы, обладающие специфическими запахами (нефть и нефтепродукты, рыба, табак, изделия из кож и кожевенное сырье);

– смерзающиеся в процессе перевозки и хранения при низких t 0 воздуха или повышенной влажности (песок, глина, соль);

– убывающие в массе (мясо, рыба, овощи, фрукты);

– устойчиво сохраняющиеся (минерально-строительные грузы).

По условиям перевозки и хранения различают:

– наливные грузы (перевозятся наливом в специальном подвижном составе – нефть и нефтепродукты, растительные масла и животные жиры, напитки);

– сухогрузы (насыпные, навалочные и тарно-штучные грузы, перевозимые на сухогрузных судах);

– лесные грузы (круглый лес, пиломатериалы, дрова, технологическая щепа и пр.).

Насыпные грузы – хлебные грузы в зерне и семена всех видов сельскохозяйственных культур, перевозимые без тары.

Навалочные грузы – это в основном грузы минерального происхождения, которые транспортируются и хранятся без тары навалом (щебень, гравий, камень, песок, руда, уголь, соль и др.)

Из тарно-упаковочных и штучных грузов можно выделить следующие:

– тарно-упаковочные, перевозимые отдельными местами;

– грузы в пакетах и на поддонах;

– контейнеры;

– длинномерные и негабаритные грузы;

– тяжеловесные грузы;

– самоходная техника.

В зависимости от массы и габаритных размеров грузы бывают:

– тяжеловесные (масса одного грузового места более 1 т – некоторые виды ЖБИ, оборудования, металлогрузов);

– легковесные (1 т груза занимает объём более 2 м 3);

– длинномерные (длина одного места груза превышает 3 метра – лесоматериалы, рельсы, металлопрокат);

– негабаритные.

Тарно-упаковочные и штучные грузы являются наиболее трудоёмкими для выполнения перегрузочных работ, в ряде случаев требуют применения ручного труда. Ввиду высокой стоимости и возможности повреждения при перегрузке, складировании и перевозке требуют к себе повышенного внимания.

В зависимости от режимов перевозки и хранения все грузы делят на три специфические транспортные категории:

– массовые;

– генеральные;

– особорежимные.

Массовые грузы – это все наливные, навалочные и насыпные грузы. Перевозятся такие грузы как правило судовыми отправками, т.е. полностью загруженными судами или трюмами.

Генеральные грузы – это все штучные грузы, упакованные и не упакованные в тару. По форме предъявления к перевозке разделяются на:

– грузы в мешках;

– грузы в ящиках;

– грузы в кипах;

– грузы в бочках;

– грузы в контейнерах;

– грузы в барабанах и т.д.

Особорежимные грузы – это специфическая категория грузов, которые хранят и перевозят на основании специальных правил с соблюдением заданных температурно-влажностных, противопожарных, карантинных и др. режимов хранения и перевозки. К ним относятся:

– опасные грузы;

– скоропортящиеся грузы;

– живой груз;

– сырые продукты животного происхождения.

По способу хранения все грузы можно разделить на три группы:

– грузы, портящиеся от воздействия влаги, температуры, солнечных лучей – перевозятся в закрытом подвижном составе и хранятся в закрытых складах (продовольственные и промышленные товары, скоропортящиеся продукты);

– грузы, устойчивые к изменениям температуры, но портящиеся от воздействия влаги (цемент, хлопок) – необходимо защищать от воздействия влаги;

– грузы, не подвергающиеся влиянию окружающей среды (минерально-строительные грузы, уголь, руда) – перевозятся в открытом подвижном составе и хранятся на открытых площадках.



Исходя из свойств и требований к условиям транспортировки, для целого ряда грузов разработаны правила перевозки, технические условия перегрузки и хранения, строгое соблюдение которых обеспечивает сохранность грузов и транспортных средств, лучшее использование судов, вагонов и автомобилей, технику безопасности перегрузочных работ.

Тарой называется промышленное изделие, в которое помещают продукцию для ее сохранности при транспортировке.

Тарно-упаковочные и штучные грузы следуют от производителя к потребителю в потребительской таре (коробочки, пакетики, бутылки, банки и т.д.) или без нее.

Товары в потребительской таре, а также неупакованные товары для транспортировки укладываются в транспортную тару (мешки, коробки, ящики, бочки, рулоны, связки, кипы и т.д.). Основное назначение транспортной тары – защита содержимого главным образом от механических воздействий при транспортировке.

Тара бывает жёсткая (коробки, ящики баллоны и т.п.), полужёсткая (коробки, корзины и пр.) и мягкая (мешки).

Требования к таре и упаковке груза определены ГОСТ 14192-96 . За прочность тары и её соответствие предъявляемому к перевозке грузу несёт ответственность грузоотправитель.

На основании п.2 ст. 69 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ запрещено принимать груз к перевозке в неисправной таре.

Маркировкой называются условные обозначения, надписи, знаки, рисунки, содержащие сведения о грузе. Маркировка наносится непосредственно на груз или на тару хорошо видимой несмываемой краской. Требования к маркировке определены ГОСТ 14192-96.

Маркировка служит для установления принадлежности отдельных грузовых мест конкретному транспортному документу: предупреждает случаи «засылки» груза и обеспечивает быстрое нахождение груза на складе. Различают товарную, отправительскую, транспортную и предупредительную маркировку.

Транспортная маркировка – это манипуляционные знаки (рис.1). Ответственность за отсутствие манипуляционных знаков на грузовом месте лежит на грузоотправителе (п. 4 ст. 69 КВВТ).

Рисунок 1 – Манипуляционные знаки

В процессе перемещения груза основными участниками транспортирования становятся не производитель и потребитель продукта, а грузовладелец и владелец подвижного состава со своими обслуживающими организациями. Естественно, объективно транспортирование повышает стоимость продукта для потребителя, поэтому необходимо сокращать транспортные издержки, разумеется, не в ущерб сохранности, своевременности и безопасности доставки груза.

Таким образом, с момента приёма к перевозке на пункте отправления и до момента выдачи на пункте назначения вся товарная продукция носит название груз.

2. Транспортная характеристика груза

Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-химическими свойствами, объёмно-массовыми характеристиками и степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства грузов составляют понятие транспортная характеристика груза.

Транспортная характеристика груза определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выборе типа подвижного состава (ПС), погрузо-разгрузочных механизмов и устройств (ПРМ), складского оборудования, средств пакетирования грузов, разработке условий их перевозки и т.д.

Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики грузов называется транспортным состоянием груза.

Сохранность груза и безопасность его транспортирования обеспечивается, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным если:

    находится в кондиционном состоянии;

    соответствует требованиям стандартов и условиям перевозки;

    имеет исправные тару, упаковку, пломбы, замки, контрольные ленты и положенную маркировку;

    надёжно защищён от неблагоприятного внешнего воздействия; не имеет других признаков, свидетельствующих о его порче.

3. Транспортная классификация грузов

Под транспортной классификацией грузов понимают упорядочение совокупности грузов по какому-либо признаку, определяющему особенности транспортного процесса. На транспорте установлены следующие основные виды грузов: наливной - жидкий груз, перевозимый наливом; сухой - любой груз, кроме наливного; навалочный - сухой груз, перевозимый без тары навалом; насыпной - зерновой груз, перевозимый без тары; штучный - сухой груз, состоящий из отдельных грузовых мест; генеральный - различные штучные грузы.

Каждая группа (вид) делятся на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки. На автомобильном транспорте (AT) применяется несколько систем классификации грузов.

К навалочным грузам относят твёрдое топливо, руду, минерально - строительные материалы, лесоматериалы и т.д. Указанные грузы принимают к перевозке без счёта мест. Навалочные грузы делят на две группы:

    не требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (твёрдое топливо, руда, кирпич);

    подверженные распылению, загрязнению и порче от атмосферных осадков (цемент, известь, мел, удобрения).

Перевозка первой группы разрешается на открытом подвижном составе, а второй - в универсальных крытых и специализированных контейнерах или специализированных цистернах.

Насыпные грузы допускаются к перевозке на автотранспорте насыпью. К ним относится рожь, пшеница, ячмень, гречиха, семена масличных и бобовых культур. Муку м крупу также перевозят в таре и относят к подгруппе тарно- штучных грузов.

Генеральные грузы классифицируются по категориям (подгруппам): металлопродукция : металл прокатный, профильный, листовой, в чушках, проволока в бухтах, трубы металлические, рельсы, балки, металлоизделия;

подвижная техника : подвижные технические средства на гусеничном и колёсном ходу;

железобетонные изделия и конструкции : балки, ригели, шпалы, колонны, сваи, плиты, панели, блоки и пр.;

контейнеры : крупнотоннажные - масса брутто от 10 до 30 т., среднетоннажные - от 3 до 5 т., малотоннажные - от 0,625 до 1,25 т., универсальные и специализированные: мягкие, изотермические, рефрижераторные, открытые, цистерны, платформы и т д.;

пакетированные грузы - грузовая партия, состоящая из штучных грузов в таре или без нес: пакеты в обвязке (плёнке), на поддонах, блок- и строп- пакеты;

тарно-упаковочные и штучные : с массой одного места менее 500кг, тяжеловесные с массой одного места более 500кг, длинномерные и громоздкие: длина более Зм, ширина 2,6м, высота 2,1 м, негабаритные - высота свыше 4м, ширина 2.5м и выступающие за задний борт или край платформы подвижного состава более чем на 2м;

катно-бочковые: бочки и барабаны деревянные, металлические и пластмассовые, барабаны с кабелем, автопокрышки в связках и раздельно, мотки и бухты;

лесоматериалы : круглые лесоматериалы, пиломатериалы в пакетах, фанера, древесная плита в пачках, брёвна пилёный брус и т.п.;

к живности относятся крупный и мелкий рогатый скот, лошади, дикие звери, птицы, пчёлы и живая рыба.

В зависимости от специфических свойств и условий транспортирования все грузы разделяются на девять групп:

    скоропортящиеся, т.е. грузы, требующие защиты от воздействия высокой или низкой температуры окружающей среды. К ним относятся продукты животноводства, полеводства, птицеводства и рыбной промышленности. В этих грузах активно протекают процессы изменения цвета, распад и гидролиз сложных органических веществ;

    гигроскопичные, т.е. грузы, способные поглощать свободную влагу из воздуха, что может привести к изменению массы, объёма, физико-химических свойств, к прямым потерям и порче груза. К ним относятся сахар, соль, цемент и др.;

    грузы, легко аккумулирующие посторонние запахи (продукты перемола, чай, сахар), что может привести к порче продуктов;

    грузы, обладающие специфическими запахами, которые при совместном хранении и перевозке могут привести к порче других грузов (рыбопродукты, кожа, табак, нефтепродукты);

    грузы, устойчиво сохраняющие свои характерные физико-химические свойства в процессе перевозки и хранения, не претерпевающие в обычных условиях заметных изменений (минерально-строительные материалы, руды, каменный уголь, лесоматериалы);

    навалочные грузы, теряющие при транспортировании свойства сыпучести в результате смерзания или спекания отдельных частиц (гранулированный шлак, колчедан, калийная соль);

    слеживающиеся навалочные грузы, у которых при длительном хранении или перевозках происходит потеря подвижности частиц продукта в результате давления верхних слоёв (цемент, глина, торф);

    опасные грузы, требующие при перевозке соблюдения особых правил и которые могут причинить вред персоналу и нанести повреждения подвижному составу, участвующих в перевозках;

    грузы, которые в процессе перевозки способны к значительным потерям массы (овощи, бахчевые культуры, мясные продукты).

По условиям и способам хранения грузы можно разделить на три большие группы:

    ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменения температуры: скоропортящиеся, промышленные, продовольственные; рекомендуется хранение в закрытых складах;

    грузы, не подверженные воздействиям температурных колебаний, но попадание влаги может привести их к порче: бумага, металл, хлопок. Рекомендуется хранение в закрытых складах или под навесом.

    грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, металлы, контейнеры. Хранение рекомендуется на открытых площадках.

ВВЕДЕНИЕ

Задания по контрольной работе разработаны для закрепления теоретических знаний по дисциплине «Грузоведение» и приобретения практических навыков сознательного учета транспортных характеристик грузов, оценки их влияния на организацию перевозок.

При выполнении контрольной работы необходимо придерживаться следующих положений:

1. Задания выполняются по номеру варианта, выданного преподавателем, и номеру студенческого билета.

2. Основной информационной базой выполнения заданий является библиографический список, который приведен в настоящих указаниях. При использовании в работе цитат, цифровых и графических материалов обязательно указание библиографических ссылок на первоисточники.

3. Отчет по выполненным заданиям оформляется в виде пояснительной записки, написанной машинописным способом на одной стороне листа формата А4 с соблюдением требований действующих стандартов ФГБОУ ВПО «МГТУ» к данному виду работ.

4. Пояснительная записка сдается преподавателю для проверки в сроки, установленные учебным планом. Студенты заочной формы обучения должны зарегистрировать записку на кафедре (ауд. 110). После проверки и отсутствия замечаний студент должен защитить представленную контрольную работу.

5. При наличии в пояснительной записке замечаний необходимо исправить все ошибки и сделать требуемые дополнения, после чего предъявить её для повторной проверки. На обложке записки в этом случае делается запись «Работа исправлена». При этом не допускается переписывание целиком выполненной работы или отдельных её разделов, а также замена титульного листа. Все исправления приводятся на обратной стороне имеющихся листов.

6. Защита контрольной работы студентом может осуществляться в форме личного собеседования с преподавателем либо в форме публичного доклада перед комиссией. В процессе защиты студент должен продемонстрировать знание материала и умение интерпретировать полученные результаты решенных заданий.

ТРАНСПОРТНОЕ СОСТОЯНИЕ ГРУЗА

Транспортной характеристикой груза называется свойство товара, которое проявляется в процессе перевозки и определяет этот процесс. В понятие «транспортная характеристика груза» входят: физико-химические, биохимические и опасные свойства; объёмно-массовые показатели; тара и упаковка, в которой транспортируется груз; условия (режимы) транспортирования, хранения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Совокупность определенных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза, сформировавшихся для конкретной перевозки, называется транспортным состоянием груза .



Физико-химические, биохимические и опасные свойства, присущие определенному грузу, определяют условия его перегрузки, транспортирования и хранения, а также основные требования к таре и упаковке груза. Описание данных свойств и их влияние на организацию транспортного процесса приведено в работах . При этом биохимические свойства (процессы) протекают в грузах растительного и животного происхождения и вызваны взаимодействием груза с кислородом воздуха, либо присутствием в грузе различных микроорганизмов и их жизнедеятельностью. Наличие опасных свойств свидетельствует о транспортной опасности груза. Перевозка опасных грузов осуществляется с соблюдением особых условий, устанавливаемых в общем случае Правилами перевозок опасных грузов, утвержденными для различных видов транспорта.

Определение объёмно-массовых показателей груза необходимо для оценки использования вместимости и грузоподъемности подвижного состава, в котором может перевозиться груз, а также для расчета параметров складов и погрузочных механизмов, массы груза. При этом для грузов разного вида данные показатели различаются: плотность характеризует наливной груз, объемная (насыпная) масса – насыпной и навалочный грузы, удельный объем – генеральный.



Тара и упаковка может применяться при перевозке различных генеральных грузов. Грузы, которые по своим характеристикам могут быть упакованы и пакетированы, должны предъявляться к перевозке в упакованном виде с применением транспортной тары. В результате упаковывания продукции создаются упаковочные единицы – товары, упакованные в потребительскую упаковку для продажи и грузовые единицы – грузы, упакованные в транспортную упаковку для перевозки. Грузовые единицы иначе называют транспортными единицами или грузовыми местами . Каждый вид тары характеризуется определённым кодом.

Условия транспортирования, хранения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ должны определяться на основании действующих правил перевозок грузов, утвержденных для различных видов транспорта. Эти условия должны учитывать те физико-химические, биохимические и опасные свойства, которые присущи перевозимому грузу. При предъявлении груза к перевозке необходимо указывать его наименование и код, которые в общем случае принимают согласно Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ).

Типовая задача

Определить транспортное состояние кулинарного жира, перевозимого в бочках.

Решение

Транспортное состояние кулинарного жира приведено в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Транспортное состояние груза

Транспортная характеристика Транспортное состояние
Наименование груза, код груза по ЕТСНГ Жир кулинарный
Физико-химические свойства Характерны следующие свойства: морозостойкость – допускается замораживание; аккумулирует посторонние запахи; при положительных температурах переходит в жидкое состояние с возможностью вытекания из упаковки
Биохимические свойства Является скоропортящимся пищевым продуктом. Протекающие в жире биохимические процессы вызывают его порчу: гидролиз (закисание), окисление (прогоркание) – появление специфического неприятного вкуса и запаха, отвердевание, осаливание. Окисление жира происходит при взаимодействии с кислородом воздуха; процесс ускоряется под действием света, повышения температуры
Опасные свойства и характеристика опасности груза Опасными свойствами не обладает
Параметры транспортной тары и укрупненного грузового места* Наименование тары Деревянная заливная бочка
Геометрические размеры тары, мм Диаметр: наружный – 515, у торцов – 450; высота – 675. Объем 100 л
Наименование средства пакетирования, размеры, мм Плоский однонастильный поддон, 1000´1200´150
Геометрические размеры укрупненного грузового места, мм 1000´1200´825
Объем / масса укрупненного грузового места, м 3 / т брутто 1,0 / 0,427

Окончание табл. 1.1

Транспортная характеристика Транспортное состояние
Объемно-массовые показатели партии укрупненных грузовых мест (для повагонной отправки)** Суммарный геометрический объем грузовых мест, м 3 60,0
Суммарная масса мест, т брутто 25,62
Удельный объем, м 3 /т 2,34
Удельный погрузочный объем, м 3 /т 3,43
Режим погрузки Укладку поддонов с бочками ведут от бортов к центру грузового помещения вплотную друг к другу упирая в торцевые и боковые стены вагона. В пустоты между грузовыми местами, а также между грузовыми местами и стенами вагона устанавливаются щиты ограждения. Высота укладки – два яруса пакетов. Запрещается проведение грузовых работ во время выпадения атмосферных осадков
Режим транспортировки Предъявляется к перевозке в замороженном виде. Транспортируется в рефрижераторных вагонах при температуре не выше минус 5°С и относительной влажности 80-85%
Режим хранения Хранить жир следует в специализированных холодильниках или специально приспособленных складах. Допускается краткосрочное хранение в нерефрижераторных складах при условии поддержания необходимого для обеспечения сохранности груза температурно-влажностного режима. При складировании пакетированного груза, пакеты устанавливаются друг на друга с обеспечением их устойчивости. Допустимая высота складирования – три яруса пакетов

* Параметры транспортной тары и укрупненного грузового места определяются в процессе выполнения второго задания.

** Объемно-массовые показатели укрупненных грузовых мест определяются в процессе выполнения второго задания. Повагонная отправка – отправка, состоящая из груза, масса и объем которого, а также условия перевозки требуют предоставление отдельного вагона.

Задание

Определить транспортное состояние груза, представив его по форме табл. 1.1. Наименование груза принять согласно варианта по табл. 1.2.

Таблица 1.2

Наименования грузов

Описание груза в договоре перевозки. Наименование, состояние и количество груза являются наиболее существенными его характеристиками, которые должны найти отражение в договоре перевозки, поскольку в зависимости от этих данных решаются вопросы о возможности приема груза к перевозке, обеспечении надлежащих условий для погрузки (выгрузки) груза, его перевозки и хранения, размере фрахта, а также о характере и объеме несохранности грузов, за которую на перевозчика может быть возложена ответственность. Определение подлежащего перевозке груза производится в зависимости от вида перевозки и заключенного договора.
В коносаменте характеристика груза должна быть полной и точной. Сведения о грузе, подлежащие включению в коносамент, предусмотрены в КТМ: наименование груза, имеющиеся на нем марки, число, мест либо количество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза. В Конвенции о коносаменте 1924 г. требование о включении в коносамент данных о внешнем виде и состоянии груза в отличие от КТМ сформулировано в безусловной форме. Конвенция исходит из того, что данные о внешнем виде и стоянии груза должны быть внесены перевозчиком в коносамент.

Проверка перевозчиком состояния груза, его упаковки и маркировки. Данные о грузе вносятся в коносамент на основе сведений, содержащихся в погрузочном ордере, по результатам проверки, осуществляемой перевозчиком в соответствии с действующими на морском транспорте правилами приема грузов. Составленный на основании проверенных перевозчиком данных погрузочного ордера коносамент является важнейшим доказательством действительного количества и состояния принятого к перевозке груза. Поскольку перевозчик обязуется доставить в сохранности вверенный ему груз, получатель вправе предъявить ему претензию, если доставленный груз не будет соответствовать его описанию в коносаменте. Кроме того, включение в грузовые документы правильных сведений о грузах способствует сохранности грузов при их хранении, погрузке (выгрузке) и перевозке.
Проверка перевозчиком состояния принимаемого груза, его упаковки и маркировки производится путем наружного осмотра. Перевозчик, как правило, не обязан проверять качество принимаемого груза, т. е. его внутренние свойства (сортность, влажность и т. п.). Оговорка в коносаменте «качество неизвестно» означает, что перевозчику неизвестны внутренние свойства груза, поскольку он не мог их обнаружить путем наружного осмотра груза. Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность груза, обусловленную скрытыми недостатками самого груза, его свойств, а так же незаметными по наружному виду недостатками тары и упаковки.
При осмотре груза перевозчик проверяет наличие и соответствие имеющихся на грузах марок данным погрузочного ордера и их четкость. Состояние тарных и упакованных грузов определяется по внешнему виду и состоянию тары и упаковки. Соответствие тары и упаковки предъявляемым к ним требованиям и исправность устанавливается также по наружному осмотру, т. е. без нарушения их целостности. Внутренняя упаковка грузов проверке не подлежит. В случаях, когда перевозчику вместе с грузом должны быть переданы документы, удостоверяющие качество груза, перевозчик должен проверить соответствие данных этих документов требованиям, предъявляемым к морской перевозке данного груза.
Оговорки о состоянии груза и их значение. В большинстве форм коносаментов, содержится положение о том, что груз принят «в хорошем по наружному виду состоянии» (in apparent good order and condition). Наличие этого положения в коносаменте лишает перевозчика права ссылаться на недостатки груза и его упаковки, которые могли быть им замечены при приеме груза, если держателем коносамента является третье лицо. Поэтому, если при приеме груза выявлено ненадлежащее состояние груза либо его упаковки, перевозчик вносит в штурманскую расписку, а затем в коносамент соответствующие оговорки, отражающие действительное состояние принятого груза. Практикой торгового мореплавания выработаны общепринятые формулировки оговорок, указывающих на недостатки в состоянии груза или его упаковки, «пример: «ящики, бывшие в употреблении» (second hand cases), мешки имеют пятна» (bags stained), «упаковка кип порвана» (cover of bales torn), «бочки текут» (barrels leaking) и т. п. Наличие в коносаменте оговорок, отрицающих хорошее состояние груза, не освобождает перевозчика от ответственности за несохранность груза, однако, возлагает на получателя бремя доказывания того, что груз был принят перевозчиком в надлежащем состоянии, а ущерб грузу был причинен во время его перевозки. Однако такие последствия наступают лишь в случае, если утрата или повреждение груза обусловлены отмеченными в коносаменте недостатками груза или его тары. Так, оговорка в коносаменте «мешки порваны» не будет принята во внимание, если ущерб, причиненный грузу, связан с его подмочкой морской водой.
В связи с тем, что оговорки снижают значение коносамента как товарораспорядительного документа, грузоотправители нередко просят перевозчика выдать «чистый» коносамент, т. е. без оговорок, порочащих состояние груза, и предлагают гарантийное письмо обязательством возместить перевозчику все убытки, могущие возникнуть вследствие включения в коносамент данных, не соответствующих действительности.

gastroguru © 2017