Почему мы не помним того что с нами было до рождения? Почему мы не помним себя в детстве? (5 фото)

Память - это способность хранить информацию и сложнейшая совокупность биологических процессов. Она присуща всему живому, но наиболее развита у людей. Человеческая память очень индивидуальна, свидетели одного и того же события запоминают его по-разному.

Что именно мы не помним?

Воспоминания принимают уникальный отпечаток психики, которая способна частично их менять, замещать, искажать. Память малышей, например, способна хранить и воспроизводить абсолютно придуманные события как реальные.

И это не единственная особенность детской памяти. Совершенно удивительным представляется факт, что мы не помним, как родились. Кроме того, практически никто не может восстановить в памяти первые годы своей жизни. Что уж говорить о том, что мы не в состоянии вспомнить хоть что-нибудь о времени пребывания в утробе матери.

Феномен этот получил название «детской амнезии». Это единственный вид амнезии, имеющий общечеловеческие масштабы.

По наблюдениям ученых, большая часть людей начинает отсчет детских воспоминаний примерно с 3,5 лет. До этого момента лишь некоторые могут вспомнить отдельные, очень яркие жизненные ситуации или обрывочные картинки. У большинства даже самые впечатляющие моменты стираются из памяти.

Раннее детство - самый насыщенный информацией период. Это пора активного и динамичного обучения человека, ознакомления его с окружающим миром. Конечно, люди учатся практически в течение всей своей жизни, но с возрастом процесс этот замедляет свою интенсивность.

Зато во время первых лет жизни малышу приходится перерабатывать буквально гигабайты информации в сжатые сроки. Именно поэтому говорят, что маленький ребенок «впитывает все, как губка». Почему же мы не помним такой важнейший период своей жизни? Этими вопросами задавались психологи и нейробиологи, но до сих пор нет однозначного, признанного всеми, решения этой головоломки природы.

Исследования причин феномена «детской амнезии»

И снова Фрейд

Первооткрывателем феномена считается всемирно известный гуру психоанализа Зигмунд Фрейд. Он и дал ему наименование «инфантильной амнезии». В процессе своей работы он заметил, что пациенты не припоминают события, относящиеся к первым трем, а иногда и пяти годам жизни.

Австрийский психолог стал исследовать проблему глубже. Его окончательный вывод оказался в рамках традиционных для его учения постулатов.

Причиной амнезии детства Фрейд считал раннюю сексуальную привязанность младенца к родителю противоположного пола, и, соответственно, агрессию к другому, однополому с малышом родителю. Такая эмоциональная перегрузка не под силу детской психике, поэтому вытесняется в бессознательную область, где и остается навсегда.

Версия вызвала множество вопросов. В частности, она никак не объясняла абсолютную неизбирательность психики в этом случае. Далеко не все младенческие переживания имеют сексуальную окраску, а память отказывается хранить все события этого периода. Таким образом, теория не была поддержана практически никем и так осталась мнением одного ученого.

Сначала было слово

Определенное время популярным объяснением амнезии детства была следующая версия: человек не помнит того периода, в котором еще не умел полноценно говорить. Ее сторонники считали, что память, при воссоздании событий, облекает их в слова. Речь полностью осваивается ребенком примерно к трем годам.

До этого периода он просто не может соотнести явления и эмоции с определенными словами, не определяет связи между ними, поэтому не может зафиксировать в памяти. Косвенным подтверждением теории являлась и слишком буквальная трактовка библейской цитаты: «В начале было Слово».

Между тем, это объяснение также имеет слабые стороны. Есть немало деток, прекрасно говорящих уже после первого годика. Это не обеспечивает им устойчивых воспоминаний об этом периоде жизни. Кроме того, грамотное трактование Евангелия указывает, что в первой строке под «словом» подразумевается вовсе не речь, а некая мыслеформа, энергетический посыл, нечто нематериальное.

Невозможность формирования ранних воспоминаний

Ряд ученых считает, что феномен объясняется отсутствием абстрактно-логического мышления, неумением выстроить отдельные события в цельную картину. Ребенок также не может связывать воспоминания с конкретным временем и местом. Дети раннего возраста не имеют еще чувства времени. Получается, что мы не забываем наше детство, а просто не в состоянии сформировать воспоминания.

«Недостаток объема» памяти

Другая группа исследователей выдвинула интересную гипотезу: в первые годы детства человек поглощает и перерабатывает такой невероятный объем информации, что новые «файлы» уже некуда складывать и они записываются поверх старых, стирая все воспоминания.

Недоразвитость гиппокампа

Существует несколько классификаций памяти. Например, по длительности хранения информации ее делят на краткосрочную и долговременную. Так вот, некоторые специалисты считают, что мы не помним наше детство, потому что в этот период работает только краткосрочная память.

По способу запоминания выделяют семантическую и эпизодическую память. Первая откладывает отпечатки первого знакомства с явлением, вторая - результаты личного контакта с ним. Ученые считают, что хранятся они в разных частях мозга и способны объединяться только по достижении трехлетнего возраста посредством гиппокампа.

Пол Фрэнкланд, канадский ученый, обратил внимание на функции особой части мозга - гиппокампа, которая отвечает за рождение эмоций, а также за преобразование, транспортировку и хранение человеческих воспоминаний. Именно она обеспечивает переход информации из краткосрочной памяти в долговременную.

Изучив этот отдел мозга, Фрэнкланд выяснил, что при рождении человека он недоразвит, а растет и развивается вместе со взрослением индивидуума. Но даже после полного становления гиппокампа, он не может упорядочить старые воспоминания, а обрабатывает уже текущие порции данных.

Потеря или подарок природы?

Каждая из вышеописанных теорий пытается выяснить механизм детской потери памяти и не задается вопросом: а для чего мироздание так распорядилось и лишило нас таких ценных и дорогих воспоминаний? В чем смысл такой невосполнимой потери?

В природе все сбалансировано и все неслучайно. По всей вероятности, то что мы не помним наше рождение и первые годы нашего развития, должно нести какую-то пользу для нас. Этого момента в своих исследованиях касается только З.Фрейд. Он поднимает вопрос травмирующих психику переживаний, которые вытесняются из сознания.

Действительно, весь период раннего детства вряд ли можно назвать абсолютно безоблачным, счастливым и беззаботным. Может быть, мы просто привыкли так думать, потому что не помним его?

Давно известен факт, что младенец при рождении испытывает физическую боль не меньшую, чем его мать, а эмоциональное переживание малыша при родах сродни переживанию процесса смерти. Дальше начинается этап ознакомления с миром. А он не всегда бел и пушист.

Маленький человек, несомненно, подвергается огромному количеству стрессов. Поэтому многие современные ученые считают, что Фрейд был прав, как минимум, в том, что младенческая амнезия имеет охранную для психики функцию. Она оберегает малыша от неподъемных для него эмоциональных перегрузок, дает силы развиваться дальше. Это дает нам очередной повод поблагодарить природу за ее предусмотрительность.

Родителям же стоит принять во внимание факт, что как раз в этом нежном возрасте закладывается фундамент психики ребенка. Некоторые самые яркие фрагменты воспоминаний все-таки могут обрывочно оставаться в памяти маленького человека, и в силах отца и матери сделать эти моменты его жизни полными света и любви.

Видео: почему мы не помним события из раннего детства?





девочки.

Почему мы не помним прошлые жизни? Dr. Gerd Harms

Убеждение в том, что мы на земле живём не один только раз очень широко распространено во многих культурах. И в современном культурном мире к нему многие присоединяются. Естественно возникает вопрос, почему же мы не помним о своих прошлых жизнях.

Порой наш внутренний голос смутно напоминает о чём-то из времени до нашего нынешнего рождения, в чём cмысл этого напоминания? И какие части нашей личности уже когда-то раньше жили? Не развились ли тогда те наши способности, которые теперь мы получаем в наследство от наших родителей, открываем благодаря нашему близкому и дальнему окружению детства?

Воспоминаниями можно измерить прошедшее?

Что такое воспоминание? - Воспоминание связано с памятью. И наша память наполнена необозримым количеством воспоминаний, через призму которых мы смотрим из прошлого, познавая свою нынешнюю жизнь.

Но каждый знает, что иногда...

В начале мы представим основные философские объяснения нашему забвению, а затем рассмотрим технические подробности с точки зрения Ведической психологии, которые помогут раскрыть этот вопрос более глубоко.

Прежде чем говорить о том, почему мы забываем прошлые жизни, зададим более широкий вопрос: "А почему мы вообще забываем что-либо?" Веды утверждают, что забвение или потеря памяти происходит в результате контакта с материей. "Не освободившись от материальной скверны, нельзя узнать прошлое, настоящее и будущее".

Сама необходимость вспоминать указывает на очень простой факт: мы забываем. Если я не забыл, то зачем вспоминать? Я уже это знаю, я уже это помню. Это значит, что нет ничего удивительного в том, что мы забываем что-либо.
Ограниченные живые существа знают и помнят ограниченный объем информации, остальное мы забываем. Что здесь удивительного? Наоборот, удивительно то, что человек может помнить какие-то события далекого...

Все, что написано в этой статье - правда. Я не жду от этой публикации ничего, просто хочу оставить это людям.

Термины, которые я использовала в повествовании, возможно, не подходят по своему содержанию к тому, о чем я написала, но других слов, отражающих некоторые аспекты моих воспоминаний в моем словарном запасе просто нет.


Я родилась в небольшом городке на среднем Урале. По образованию я - экономист, поэтому прошу заранее меня извинить, если мой стиль покажется кому-то не литературным. Большая часть моей жизни уже прожита. Мне не надо хитрить, я реалист и знаю,
что меня ждет впереди. Поэтому я все чаще и чаще стала задумываться о написании своих воспоминаний. Под словом воспоминание я подразумеваю чистые знания, прошедшие с моей сущностью из космоса через процесс родов в крошечное тельце
девочки.

С чего начать свое повествование? Начну с сегодняшней инкарнации. Она началась так. Меня "выдернули" из чего то...

Современные ученые утверждают, что КАЖДЫЙ человек видит сны. Сны "видят" даже слепые от рождения люди, правда, тут неправильно употреблено слово "видят", они, скорее, слышат и чувствуют свои сны. Люди, которые ослепли из-за болезни или несчастного случая, видят вполне реальные сны без всяких проблем. Да, сны видят все, но вот количество людей, которые их запоминают, гораздо меньше. Некоторые индивидуумы способны до мелочей вспомнить свои ночные грезы, но есть и такие люди, кто, проснувшись утром, вообще ничего не помнит, утверждая затем, что "спал без сновидений". Давайте посмотрим, что современная наука говорит о данной проблеме.

Довольно известный эксперимент, поставленный нейрологами из Калифорнийского технологического института, был призван прояснить проблему с запоминанием сновидений. Правда, в опытах ученых участвовал не человек, а крыса. Почему? Ну, потому что крысы, как оказалось, тоже видят сны, и кроме того, с мозгом крысы ученые могут...

Почему вместе со смертью человека останавливаются и его наручные часы?
- Почему мы не помним наше детство и то, как родились?
- Почему мы иногда видим летающие в воздухе бесцветные мушки?
- Почему нас так раздражает звук собственного голоса в записи?
- Почему у мужчин тоже есть соски?
- Почему у армян фамилии на ЯН?

К уча вопросов на которые я не знала ответов… и вуяля! Покопавшись в нете они найдены! Может кому то кроме меня будет интерессно)

1.Почему вместе со смертью человека останавливаются и его наручные часы?

Следователи, особенно те, кто имеет отношение к раскрытию убийств, знают: часто одновременно с гибелью человека останавливаются его наручные часы. Даже если механических повреждений они не получили. Дело в том, что, долго находясь на руке, металлические часы, возможно, (особенно с железным или кожаным ремешком на левой руке) становятся частью...

Подумайте о самом раннем моменте своей жизни, который вы можете вспомнить. Возможно, перед вашими глазами возникнут картинки праздника в честь дня рождения или придут на ум сцены семейного отдыха. А теперь подумайте, сколько вам было лет, когда все это происходило. Фактически, взрослые люди могут вспомнить себя в период от 3-х до 7-ми летнего возраста и, как правило, это довольно отрывочные воспоминания, хотя семейные фотоальбомы, какие-то фразы из детства могут вызвать из памяти больше деталей.

Психологи приписывают неспособность большинства взрослых людей помнить события своего раннего детства, включая и момент рождения, феномену психики, который получил название амнезия детства.

Впервые термин младенческая амнезия, сейчас более известная как амнезия детства, ввел Зигмунд Фрейд в 1899 году. После того как обратил внимание на то, что его взрослые пациенты не способны вспомнить события первых 3-5 лет своей жизни. Фрейд предположил, что это...

10

Вам часто снятся сны? Как часто вы их запоминаете? По статистике, средний человек помнит только 20 процентов из 100. Однако сны помнить нужно, и эту способность вполне можно развить.

Память о снах

Ученые утверждают, что каждую ночь любой человек видит сны. Говоря, что «нам приснилось» n-ное количество снов, человек, фактически, обозначает, сколько снов ему удалось запомнить. Корректность выражения «видеть сны» также сомнительна, ведь сны могут переживать люди, слепые даже от рождения. Помимо зрительных образов, во снах есть и все остальные, таким образом, во сне можно послушать музыку, понюхать цветок, попробовать на вкус пищу или почувствовать чье-то прикосновение. Поэтому проблема людей, не видящих по ночам сны не в том, что они к ним по каким-то причинам не приходят, а в том, что они не могут вспомнить их с утра. Почему же возникает такая проблема? Одна из теорий объясняет потерю памяти о снах следующим образом. Ученые из США поставили...

Своё детство мы помним очень выборочно. Многое мы забыли. Почему? Учёные, похоже, нашли объяснение этому феномену.

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, - мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

Подумайте о самом раннем моменте своей жизни, который вы можете вспомнить. Возможно, перед вашими глазами возникнут картинки праздника в честь дня рождения или придут на ум сцены семейного отдыха. А теперь подумайте, сколько вам было лет, когда все это происходило. Фактически, взрослые люди могут вспомнить себя в период от 3-х до 7-ми летнего возраста и, как правило, это довольно отрывочные воспоминания, хотя семейные фотоальбомы, какие-то фразы из детства могут вызвать из памяти больше деталей.

Психологи приписывают неспособность большинства взрослых людей помнить события своего раннего детства, включая и момент рождения, феномену психики, который получил название амнезия детства.

Впервые термин младенческая амнезия, сейчас более известная как амнезия детства, ввел Зигмунд Фрейд в 1899 году. После того как обратил внимание на то, что его взрослые пациенты не способны вспомнить события первых 3-5 лет своей жизни. Фрейд предположил, что это происходит потому, что в первые годы жизни ребенок испытывает агрессивные и часто сексуальные побуждения в отношении своих родителей. Однако, если это так, то амнезия детства должна была бы затронуть только события, связанные с сексуальными и агрессивными мыслями, тогда как на самом деле амнезия детства распространяется на все события первых лет жизни.

Скорее всего, главная причина - это существенная разница в кодировании полученной информации у маленьких детей и взрослых.

Психологи обнаружили, что дети и в 3 и в 6 месяцев могут сформировать долгосрочные воспоминания, однако в отличие от взрослых людей, маленькие дети запоминают свои переживания, никак не связывая их со смежными событиями. Если сравнивать память с дуршлагом, то взрослая память это дуршлаг с очень маленькими отверстиями, не больше пшеничного семени, через такие отверстия просачиваются небольшие количества информации. Тогда как детская память это дуршлаг с большими дырами, в которых пропадают целые куски воспоминаний. Способность формировать воспоминания зависит от целой сети нервных клеток в мозге, части которой развиваются в разное время. Полноценная сеть более-менее создаётся между 6 и 18 месяцами жизни, а с ней - краткосрочная и долгосрочная память.

Но если память ребенка к 18 месяцем уже практически достигает уровня взрослого человека, почему же тогда мы не можем вспомнить то, что происходило с нами в этом возрасте?
Скорее всего, самые ранние воспоминания могут оказаться блокированными в сознании, потому что мы не имели возможности связать их со словами, описывающими произошедшее событие, т.к. тогда еще не имели достаточных языковых навыков.

В 2004 году в ходе исследования группы 27-и 39-месячных мальчиков и девочек было обнаружено, что если дети не знали слов, с помощью которых можно было бы описать то, что с ними случилось, они не могли сделать этого и позже, после изучения соответствующих понятий. Кроме того, мы обогащаем наши знания о своем прошлом, когда помещаем воспоминания в контекст, т.е. связываем их во времени и пространстве с другими событиями нашей жизни. Много детей дошкольного возраста могут последовательно рассказать различные случаи из своего прошлого, например о поездке в цирк, но только в возрасте пяти лет у детей появляется ощущение времени и они в состоянии соотнести свою поездку в цирк с определенным моментом времени в прошлом.

Бросая вызов, исследователям детской амнезии, некоторые люди утверждают, что помнят себя еще в том возрасте, когда у них не было языковых навыков, т.е. настаивают на том, что обладают пред - речевыми воспоминаниями и даже что помнят себя в утробе матери. Одна из форм психоанализа сосредотачивается на травмирующих ранних воспоминаниях, связывая существующие страдания человека с болью рождения, и тем самым, возвращая пациентам, в так называемом процессе перерождения, воспоминания о дне их появления на свет. Однако никакие научные исследования пока не подтвердили описанные выше возможности такой формы психоанализа и достоверность полученных в ходе терапии данных.

Представьте, что вы обедаете с кем-то, кого знаете уже несколько лет. Вы вместе отмечали праздники, дни рождения, веселились, ходили по паркам и кушали мороженое. Вы даже жили вместе. В целом этот кто-то потратил на вас довольно много денег — тысячи. Только вы не можете вспомнить ничего из этого .

Самые драматичные моменты в жизни — день вашего рождения, первые шаги, первые сказанные слова, первую пищу и даже первые годы в детском саду — большинство из нас ничего не помнит о первых годах жизни. Даже после нашего первого драгоценного воспоминания остальные кажутся далеко отстоящими и разрозненными. Как же так?

Эта зияющая дыра в летописи нашей жизни разочаровывает родителей и озадачивает психологов, неврологов и лингвистов уже много десятилетий. Даже Зигмунд Фрейд тщательно изучал этот вопрос, в связи с чем придумал термин «детской амнезии» более 100 лет назад.

Изучение этой табулы-расы привело к интересным вопросам. Действительно ли первые воспоминания говорят о том, что с нами происходило, или же были составлены? Можем ли мы вспомнить события без слов и описать их? Можем ли мы в один прекрасный день вернуть недостающие воспоминания?

Часть этой головоломки проистекает из того факта, что младенцы, словно губки для новой информации, формируют 700 новых нейронных связей ежесекундно и владеют такими навыками обучения языку, что самые совершенные полиглоты позеленели бы от зависти. Последнее исследование показало, что они начинают тренировать свои умы уже в утробе.

Но даже у взрослых информация теряется со временем, если не предпринимается никаких попыток по ее сохранению. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что детская амнезия просто является результатом естественного процесса забывания вещей, с которыми мы сталкиваемся в течение своей жизни.

Немецкий психолог 19 века Герман Эббингауз проводил необычные эксперименты на себе, чтобы узнать пределы человеческой памяти. Чтобы обеспечить своему сознанию совершенно чистый лист, с которого начать, он изобрел «бессмысленные слоги» — выдуманные слова из случайных букв, вроде «каг» или «сланс» — и принялся запоминать тысячи их.

Его кривая забывания показала обескураживающе быстрое снижение нашей способности вспоминать то, что мы узнали: оставленные в покое, наши мозги избавляются от половины изученного материала за час. К 30 дню мы оставляем всего 2-3%.

Эббингауз обнаружил, что способ забывания всего этого вполне предсказуемый. Чтобы узнать, отличаются ли чем-нибудь воспоминания младенцев, нам нужно сравнить эти кривые. Проделав расчеты в 1980-х, ученые обнаружили, что мы помним гораздо меньше от рождения до шести-семи лет, что можно было бы ожидать, исходя из этих кривых. Очевидно, происходит нечто совсем другое.

Что примечательно, для некоторых завеса приподнимается раньше, чем для других. Некоторые люди могут помнить события с двухлетнего возраста, тогда как другие — не помнят ничего, что с ними было до семи или даже восьми лет. В среднем расплывчатые кадры начинаются с возраста в три с половиной года. Что еще более примечательно, расхождения разнятся от страны к стране: расхождения в воспоминаниях доходят в среднем до двух лет.

Чтобы разобраться в причинах этого, психолог Ци Ван из Корнелльского университета собрала сотни воспоминаний у китайских и американских студентов. Как и предсказывают национальные стереотипы, истории американцев были длиннее, демонстративно эгоцентричнее и сложнее. Китайские истории, с другой стороны, были короче и по факту; в среднем они также начинались на шесть месяцев позже.

Такое положение дел подкрепляется другими многочисленными исследованиями. Более подробные и обращенные на себя воспоминания проще вспомнить. Считается, что в этом помогает самолюбование, поскольку обретение собственной точки зрения наделяет события смыслом.

«Есть разница между этими мыслями: «В зоопарке тигры» и «Я видел тигров в зоопарке, было одновременно страшно и весело», говорит Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори.

Когда Ван снова провела этот эксперимент, в этот раз опросив матерей детей, она обнаружила ту же схем. Так что если ваши воспоминания туманны, вините в этом своих родителей.

Первым воспоминанием Ван описывает поход в горы возле дома ее семьи в городе Чунцин, Китай, с матерью и сестрой. Ей было около шести. Но ее не спрашивали об этом, пока она не переехала в США. «В восточных культурах воспоминания детства не особо важны. Людей удивляет, что кто-то может такое спрашивать», говорит она.

«Если общество говорит вам, что эти воспоминания важны для вас, вы будете их хранить», говорит Ван. Рекорд по самым ранним воспоминаниям принадлежит маори в Новой Зеландии, культура которых включает сильный акцент на прошлом. Многие могут вспомнить события, которые происходили в возрасте двух с половиной лет».

«Наша культура может также определять то, как мы говорим о наших воспоминаниях, и некоторые психологи уверены, что воспоминания появляются лишь тогда, когда мы осваиваем речь».

Язык помогает нам обеспечить структуру наших воспоминаний, нарратив. В процессе создания истории опыт становится более организованным, и, следовательно, его проще запомнить надолго, говорит Фивуш. Некоторые психологи сомневаются, что это играет большую роль. Они говорят, что нет никакой разницы между возрастом, в котором глухие дети, растущие без языка жестов, сообщают о своих самых первых воспоминания, к примеру.

Все это приводит нас к следующей теории: мы не можем вспомнить первые годы просто потому, что наш мозг не обзавелся необходимым оборудованием. Это объяснение вытекает из самого известного человека в истории нейробиологии, известного как пациент HM. После неудачной операции по лечению его эпилепсии, которая повредила гиппокамп, HM не мог вспомнить никаких новых событий. «Это центр нашей способности учиться и запоминать. Если бы у меня не было гиппокампа, я не смог бы запомнить этот разговор», говорит Джеффри Фейген, изучающий память и обучение в Университете Сент-Джона.

Примечательно, однако, что он все еще был в состоянии изучать другие виды информации — как и младенцы. Когда ученые попросили его скопировать рисунок пятиконечной звезды, глядя на него в зеркало (сделать это не так легко, как кажется), он становился лучше с каждым раундом практики, несмотря на то что сам опыт был для него совершенно новым.

Возможно, когда мы очень молоды, гиппокамп просто не развит достаточно, чтобы создавать богатую память о событии. Детеныши крыс, обезьян и людей продолжают получать новые нейроны в гиппокампе в первые несколько лет жизни, и никто из нас не может создавать продолжительные воспоминания в младенчестве — и все указывает на то, что в момент, когда мы перестаем создавать новые нейроны, мы внезапно начинаем формировать долговременную память. «В младенчестве гиппокамп остается крайне недоразвитым», говорит Фейген.

Но теряет ли недосформированный гиппокамп наши долгосрочные воспоминания или же они вообще не формируются? Поскольку события, перенесенные в детстве, могут влиять на наше поведение спустя долгое время после того, как мы стираем их из памяти, психологи полагают, что где-то они должны оставаться. «Возможно, воспоминания хранятся в месте, которое уже недоступно для нас, но продемонстрировать это эмпирически очень сложно», говорит Фейген.

При этом наше детство, вероятно, полно ложных воспоминаний событий, которые никогда не происходили.

Элизабет Лофтус, психолог Калифорнийского университета в Ирвине, посвятила свою карьеру изучению этого феномена. «Люди подхватывают домысли и визуализируют их — они становятся словно воспоминаниями», говорит она.
Воображаемые события

Лофтус не понаслышке знает, как это происходит. Ее мать утонула в бассейне, когда ей было всего 16 лет. Несколько лет спустя родственник убедил ее, что она видела ее плавающее тело. Воспоминания затопили сознание, пока неделю спустя тот же родственник не позвонил и не объяснил, что Лофтус неправильно все поняла.

Конечно, кому понравится узнать, что его воспоминания ненастоящие? Чтобы убедить скептиков, Лофтус нужны неопровержимые доказательства. Еще в 1980-х годах она пригласила добровольцев для исследования и самостоятельно посеяла воспоминания.

Лофтус развернула сложную ложь о грустной поездке в торговый центр, где те заблудились, а потом были спасены ласковой пожилой женщиной и воссоединились с семьей. Чтобы сделать события еще более похожими на правду, она даже приплела их семьи. «Мы обычно говорим участникам исследования, что, мол, мы говорили с вашей мамой, ваша мама рассказала кое-что, что случилось с вами». Почти треть испытуемых вспомнила это событие в ярких деталях. На самом деле, мы более уверены в своих мнимых воспоминаниях, нежели в тех, что произошли на самом деле.

Даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, они, вероятно, были слеплены и переработаны задним числом — эти воспоминания насажены разговорами, а не конкретными воспоминаниями от первого лица.

Возможно, самая большая загадка не в том, почему мы не можем вспомнить детство, а в том, можем ли мы доверять своим воспоминаниям.

gastroguru © 2017