Вечный студент, или Ещё один американский лохотрон

Студенчество всегда было передовой частью общества. Так как, во-первых, это молодежь, полная сил, уверенности в своей правоте и в возможность преобразований. Во-вторых, это учащаяся молодежь, то есть люди, которым суждено ежедневно пополнять свои знания, соприкасаться с новым в науке, философии, искусстве. Все это заставляет человека задумываться, что-то решать, постоянно двигаться вперед и бороться с отживающим, устаревшим. Недаром в русской литературе довольно широко представлено студенчество. Это нигилист Базаров, отрицавший искусство, любовь, красоту - «эмоцио» и веривший только в науку - «рацио». Это «новые» и «особенные» люди Чернышевского: «разумные» эгоисты Лопухов, Кирсанов, Рахметов. Это создавший свою чудовищную теорию совестливый убийца Родион Раскольников, как бы реально откликнувшийся на призыв Герцена: «К топору зовите Русь».

Все они - представители революционно-демократической молодежи конца 50-х - середины 60-х годов. Петр Сергеевич Трофимов - представитель студенчества начала XX века. Молодой человек в «поношенном мундире, в очках», «вечный студент», как называет его Варя. Дважды его отчисляли из университета - вряд ли за академическую задолженность, скорее за участие в какомнибудь революционном кружке, за пропагандистскую деятельность или участие в студенческих демонстрациях. «Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес!.. куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» Практически вся жизнь Пети осталась «за кадром», видимо, из-за цензурных соображений Чехов много не смог сказать. Но и того, о чем написано, немало, чтобы судить о взглядах, мнениях Пети, о его деятельности. Петя - отнюдь не либерал-пустослов, а человек действия (хотя в пьесе мы этого прямо не видим), ратующий за коренные преобразования. В отличие от Раневской, Гаева и других, он знает, для чего живет, что будет делать.

«Должно быть, я буду вечным студентом», - говорит Трофимов. А это значит не только то, что его еще не раз будут выгонять из университета. Это значит, что он еще многому будет учиться. Это значит, что «студент» - для него своего рода звание, олицетворяющее все молодое, прогрессивное и борющееся.

А вот Раневская доживает настоящее. Будущего у нее нет. Вместе с садом она теряет последнее, что связывает ее с прошлой, луч- шей частью ее жизни. У нее нет никаких перспектив. Единственное, что ей остается, - так это попросить Петю: «Пожалейте меня, хороший, добрый человек», и Трофимов жалеет эту милую слабовольную женщину, которая потеряла сына, лишилась имения, любит в общем-то ничтожного человека. Петя сочувствует ей, что не мешает ему сказать Раневской: «... нет поворота назад, заросли дорожки. Успокойтесь, дорогая!»

Интересны взаимоотношения Пети с другими персонажами. Петя - умный, понимающий, тонко чувствующий душу другого человека, всегда умеющий дать точную оценку событиям и людям. Он дает меткую характеристику Лопахину: «... вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Уезжая, он советует Лопахину отказаться от привычки размахивать руками. Только он чувствует тонкую, нежную душу купца, засыпающего над книгой, замечает его нежные, как у артиста, пальцы. В имение Раневской Петя приезжает из-за Ани. Он живет в бане, боясь стеснить хозяев. Только глубокая привязанность к девушке заставляет его быть здесь. А иначе - что у него может быть общего с владельцами выставленного на торги имения? Однако Петя утверждает, что они «выше любви», сердится на Варю, которая следит за ними: «Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости». Что это - парадокс? Да нет, конечно. В своих замечаниях он пытается выразить свой протест против любви как олицетворения «мелких», «призрач- ных», «пошлых» чувств и свое убеждение, что человек, ставший на путь борьбы, должен отказаться от личного счастья (это уже что-то базаровское).

Но все же это лишь налет юношеского максимализма и наивности. И чувства Пети намного сильнее и глубже, чем он пытается себе доказать.

Влияние Пети на Аню неоспоримо. Интересно, что в разговорах с Аней проступают какие-то лекторские нотки (вероятно, ему все же часто приходилось заниматься лекторской деятельностью). Интересно, что Петю часто называют «смешным человеком», «смешным чудаком», «недотепой». Почему? Мне кажется, что Раневская порою, боясь суждений Трофимова, видя его правоту и пытаясь как-то защититься, называет его смешным, так как у нее просто нет других аргументов ддя спора. (Здесь можно где-то провести аналогию с Чацким, которого объявили сумасшедшим от страха за его правоту, от бессилия противостоять ему.) С другой стороны, чтобы не делать из Пети слишком сухого, правильного человека, Чехов, возможно, специально подчеркнул его некоторую наивность, угловатость. А может быть, из цензурных соображений, чтобы не делать его центральной фигурой. Ведь он и Аня - живой мостик между прошлым и будущим. Он олицетворение этого непонятного, неизвестного ни ему, ни его автору будущего, очищенного от эксплуатации и чистогана страданием и трудом. За пределами сцены он, видимо, не так одинок, если употребляет вместо «я» - «мы». Он верит в свою звезду и в звезду своей России: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Он живет не столько реальной верой в будущее, сколько мечтой. А «мечта прекрасная» - всегда неясная. Особенно в России.

Айтишник, который хочет писать о путешествиях, менеджер, которая тратит всю зарплату на онлайн-курсы, и 30-летний безработный, готовый вечно учиться ради того, чтобы не работать. Обозреватель РИАМО собрал истории жителей Московского региона, которые идут на все ради очередного диплома.

Владимир, 33 года, программист (Егорьевск):

«В детстве я перепробовал разные секции и кружки, как в стихотворении Агнии Барто - драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота. Долго выбирал профессию, разрывался между техническим и художественным вузом, но все-таки пошел в инженеры.

Потом понял, что будущее за IT, и поступил на второе высшее. Платил около 170 тысяч рублей в год - было трудно, но я знал, что это временно.

На последнем курсе устроился на работу программистом. Хорошая зарплата, но мне не хватало творчества. Увлекся фотографией, а потом поступил на курсы операторов. Год занятий обошелся в 130 тысяч рублей, но эти деньги быстро окупились, когда я начал снимать свадьбы и праздники по выходным. Заработок тратил на путешествия.

Тогда решил научиться писать. Курсы выбрал дорогие - 110 тысяч рублей за год. И не пожалел - талантливые педагоги, мастер-классы от звезд журналистики и знаменитых писателей.

Хотя мой основной доход - работа в IT, для души подрабатываю фото- и видеосъемкой, а еще пишу статьи о туризме для нескольких турфирм. Недавно начал изучать интернет-маркетинг по видеоурокам - мечтаю создать свой интернет-проект о путешествиях».

Василий, 30 лет, безработный (Солнечногорск):

«Я вечный студент и мне не стыдно. Я давно понял, что учиться намного интереснее, чем ходить на работу.

В пятом классе я прочитал 12 томов «Истории государства Российского» Карамзина, школу окончил с серебряной медалью. Поступил в Плехановский на юриспруденцию, естественно, на бюджет, окончил с красным дипломом.

Послу универа устроился на работу юристом, но как-то не пошло - не нашел общий язык с коллегами. Сменил три работы, полностью разочаровался в профессии, в итоге опять поступил в институт. Мне сказали, что я «никчемный» юрист, потому что не умею обходить законы.

Выбрал факультет государственной и муниципальной службы РАНХиГС при Президенте РФ. Оплачивали учебу родители - 150 тысяч в год. На работу я не вышел, так как много времени занимала учеба. После диплома снова попытался устроиться на работу, но идти клерком в администрацию не хотел, а на нормальную должность без опыта не брали.

Сейчас я опять студент. Изучаю теорию и историю искусств в РГУ им. Косыгина, и это то, о чем я мечтал с детства. Стоимость обучения - около 75 тысяч в год.

Меня опять тянут родители. Конечно, мне неловко, но найти работу как-то не получается.

Не знаю, пригодятся ли мне все мои специальности. Мама меня поддерживает и надеется, что новый диплом наконец-то поможет мне найти свой путь».

Ольга, 37 лет, менеджер (Серебряные Пруды):

«Все началось со второго высшего, которое, по сути, было никому не нужно - тогда все учились на менеджеров. А потом наступила эпоха онлайн-курсов. Если я вижу рекламу или скидки на курсы - обязательно покупаю.

За авторский онлайн-курс по моделированию одежды я отдала 18 000 рублей, еще 20 тысяч - за компьютерную программу для создания выкроек, плюс несколько мастер-классов по 1000 - 2000 рублей. Думала, что научусь шить и не буду тратить деньги на одежду. В итоге швейная машинка стоит под столом.

Потом я купила зеркалку, стала изучать фотографию и фотошоп. Но дешевые занятия по видеороликам ничего не давали, поэтому я решила потратиться на онлайн-курсы с проверкой домашнего задания - 8500 за два месяца. Еще хотела научиться рисовать - два курса по цене одного за 4900 рублей, английский язык, пение… Теперь мне просто не хватает времени, чтобы изучить все то, что я купила.

Я просто подсела на онлайн-обучение, как некоторые подсаживаются на онлайн-шопинг».

Алексей, 55 лет, таксист (Орехово-Зуево):

«Я с маниакальным желанием загораюсь идеей новой специальности, но знания особо нигде не использую. Все «корки» складываю на полку.

Как только получаю диплом, теряю интерес к профессии – мне важен сам процесс.

При СССР, после авиационно-инженерного училища, меня направили на полигон, но летать я не хотел и постарался откосить, для этого поступил в университет марксизма-ленинизма, там была сплошная халява. Потом пошел на заочку в математический вуз - мне нравились тусовки с одногруппниками.

Во время перестройки занял денег у друзей и окончил курсы коммерсантов, торговал жвачкой, но не пошло. Дальше были курсы английского, испанского и новое высшее образование - хотел стать филологом. А чтобы с голоду не умереть - таксовал.

Сейчас у меня новая идея-фикс - поступил заочно на юриста, чтобы любые вопросы «разруливать». Для пенсионера 10 тысяч рублей в месяц - дороговато, но мне не жалко! Параллельно хожу на курсы китайского языка - говорят, что за ним будущее. Мечтаю рвануть с женой в Гуанчжоу».

Дмитрий 36 лет, бизнесмен (Шаховская):

«Я все время чему-то учусь, потому что качество услуг у нас оставляет желать лучшего. Проще и дешевле все сделать самому.

У меня одно высшее, два средне-специальных образования и около десяти курсов разной направленности при крупных вузах Москвы.

Еще после школы, в нулевых, я отучился на мастера по дереву. Благодаря этому сэкономил на ремонте - сам собрал кухню, установил шкафы, сделал и повесил полки, а сейчас достраиваю дачу. Тут экономия на рабочих перевалила уже за 50 тысяч.

За курсы по открытию собственного бизнеса в центре «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана заплатил всего 7 тысяч рублей, зато теперь экономлю на подготовке документов для инстанций, бумаг для налоговой, составляю сметы и бизнес-планы, веду бухгалтерию.

Раньше я ездил на курсы в Москву, а сейчас учусь онлайн, использую электронные библиотеки, вебинары. Чему-то можно учиться по бесплатным видео-урокам, но законы часто меняются, поэтому лучше обращаться к профессионалам».

Елена, 36 лет, домохозяйка (Павловский Посад):

«У меня два высших - юридическое и экономическое. В 90-е считалось, что быть юристом - значит жить богато. Учиться мне не нравилось, я прогуливала лекции, получала двойки и еле дотянула до диплома. Потом поступила на экономический и добросовестно отучилась, устроилась в банк и доросла до повышения.

Но после замужества и декрета я решила, что не хочу выходить в офис и отдавать ребенка в сад. Тогда появилась идея работать на дому. Многие молодые мамы жалуются, что в декрете каждый день одно и то же, а я ищу себя.

Я наконец-то поняла, кем хочу быть по жизни – вечным студентом!

Каждые полгода я прохожу онлайн-курсы: кулинарные, писательские, по психологии, графическим программ, фотографии, иностранные языки т.д. Поработала педагогом в детском центре, пишу тексты для модных блогов».

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Вечный студент

Посмотрите на меня, здравствуйте! Вы не узнаёте меня? Меня недавно по телевизору показывали, в передаче про студентов. Скажите не может быть? Может, хотя мне за шестьдесят. Я - известный человек, вечный студент. Всю жизнь только и делаю, что учусь и учусь. Сейчас на выпускном курсе педагогической академии, скоро начну трудовую деятельность........может начну и начну удачно. Хотя не знаю, говорят, сейчас бьют учителей и родители и ученики. Может начну, подумать надо, может в другой институт поступлю.
До этого я учился в металлургическом, я думал в тяжёлой промышленности хорошо зарабатывают. Думал, мне об этом соседки по лестничной площадке в моём доме сказали: «Езжай, говорят, на Урал, там вся самая тяжёлая промышленность»,- назвали город и даже завод, где вот эти находятся тяжёлые. Ну, я закончил институт и сразу туда, приезжаю, а там ничего тяжёлого нет, нет даже завода, одни стенки цехов стоят и стаи беспризорных собак по территории бегают. Жить то как-то надо, думаю, обойдусь без тяжёлого и поступил в педагогический.
Не слышу? Повторите вопрос! Понял, на что я живу? На пенсию, друзья мои, на пенсию, мне уже по старости дали. Да ещё на премию Гинесса, как вечному студенту.
Да, мы отвлеклись, до металлургического учился в сельскохозяйственной академии. Учился хорошо, старался. Ректор говорил: «К пенсии закончишь!» Старался, с детства запомнил плакат «Хлеб всему голова!», уж очень хотелось побыть шеей, кстати, учился на агронома. Учился, учился и выучился, получил диплом и поехал в сельскую глубинку, ну, где это самое сельское хозяйство. Объездил всю область, каждый район, где, как его, сельское хозяйство. Не нашёл, стал думать, где применить свои знания, одни мелкие фермеры, а хозяйства, так особо, и не увидел, как его? Правильно! Сельского и поступил в металлургический.
До этого учился в медицинском институте, очень хотелось быть врачом. Врач - это благородно, только преподаватели и студенты на меня подозрительно смотрели, сами понимаете, из-за возраста, всё хотели меня отправить учиться на психиатрический, с намёком, я так понимаю, а я настойчиво учился на общей терапии. Закончил, получил диплом врача терапевта и устроился работать в поликлинику. Зарплата - копейки, у меня сейчас пенсия больше. Услышал как-то от врачей историю, как одного посадили за не правильный диагноз, приведший к смерти, другого за не удачную операцию; испугался очень и поступил в сельскохозяйственный.
Не понял? Устал ли от такой жизни? Пора бы и работать начать? Нет, не устал, учёба - это тоже труд, сначала нужно посадить дерево, а плоды уж потом, тут мне пригодились сельскохозяйственные знания. Согласен, пора начать работать, а как быть с поиском смысла жизни? Я всё время ищу себя, хотелось бы работать на любимой работе и получать не только деньги, но ещё и удовольствие.
Опять отвлекли меня, на чём остановился? Правильно! На медицинском, до медицинского учился в университете, на юридическом факультете. Мечтал стать хорошим юристом, тоже учился хорошо, хвалили меня: « Берите с него пример!-то есть с меня, - одного высшего образования ему мало!» Закончил с отличием, стал работать адвокатом в одной из контор, хорошо было, хорошие гонорары; работал пока не побили, а битым оказался друзьями подсудимого. Не отмотал срок и не вытащил из тюрьмы их друга - подельника. Хорошо побили, получил инвалидность, пенсию, кстати, она пригодилась в дальнейшем для учёбы. Так побили, что отшибли напрочь все знания по юриспруденции - поступил в медицинский, разобраться в себе и самому себя подлечить, вдруг врачи такие же специалисты как я.
Самое главное не сказал, после школы поступил в военное училище. Очень хотелось быть военным, просто очень, насмотревшись героических фильмов и начитавшись книг. Закончил училище, успешно закончил и послали служить в воинскую часть, но вот какое дело, пока ехал в скором поезде, объявили в армии сокращение, доехал до штаба военного округа и обратно - сократили, уволился с армии так и начав служить. Ну я погоревал не много, делать нечего, и поступил на
юридический.
Спасибо! Что послушали меня, надо идти, пойду, над дипломной работой надо поработать и подумать, как дальше жить, что делать, может мне в аспирантуру поступить? Может не надо, уж очень нравится мне слава вечного студента, может премию дадут какую, по крайней мере, гонорар за интервью получу точно.

Они самые умные в группе. Они знают ответы на все вопросы преподавателей. Они не ходят на половину пар, потому что уже сдали по ним экзамен. Нет, это не сверхлюди – это те, кто уже когда-то был первокурсником и пошел этим путём снова. Узнаём, когда они осознали, что их призвание – быть второпроходцами. Спойлер: все дороги ведут на медиаком

София Ксенофонтова

факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ → факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, 1 курс

Момент осознания: вторая неделя сентября

Ещё годик детства

В тот год я абсолютно не знала, чем хочу заниматься, поэтому выбирала факультет наобум. Да и вообще, поступление тогда было скорее по инициативе родителей: они пытались убедить меня, что нужно идти в вуз сразу после школы, а мне хотелось сделать год перерыва и разобраться в себе.

Главное, чтобы Вышка

Даже не смогу сказать, как ко мне пришла идея перепоступить, но факт, что нужно что-то менять, был для меня очевиден. Единственное, я была уверена в том, что хочу остаться в Вышке, ведь система образования в этом университете несомненно выигрывает по сравнению с другими вузами страны.

Друг познаётся в переводе на другой факультет

Родители отнеслись скорее негативно, но всё равно поддержали мой выбор. В этот период мои близкие друзья не только меня поддерживали, но и помогали осуществить желаемое. Мне не о чем жалеть, кроме потраченных денег на прошлое обучение. Я решила, что хочу не изучать искусство, а создавать его - и выбрала медиаком.

Алексей Митров

Момент осознания: середина октября

Бойтесь арабского

Я выбирал самостоятельно, основываясь на своем тогдашнем интересе к Ближнему Востоку, который быстро иссяк. Тогда и появились первые сомнения по поводу правильности выбора.

Толчком для перевода стал заваленный экзамен по арабскому языку. Тогда я понял, что не хочу больше заниматься тем, что мне неинтересно, и выбрал направление себе по душе – медиакоммуникации. Благо, родители были исключительно «за», а друзья-одногруппники ещё долго шутили над моими тяжелыми отношениями с языками. Кстати, в новой группе шутки про арабский стали уже константой.

Релакс в медиадворе

Мне было жаль расставаться с друзьями с востоковедения, они все очень хорошие. Но в остальном я был искренне счастлив, ибо весь прошлый год был адом.

Я еще ни разу за всё время не пожалел, что сделал этот шаг. Разница между факультетами огромная: на медиа гораздо более расслабленная и умиротворенная атмосфера, нет вечного стресса и переживаний, гораздо больше места для творчества. Так что теперь я точно уверен в своем выборе.

Пётр Горбунов

факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ → факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, 1 курс

Момент осознания: конец второго модуля

Куда податься

Первоначальный выбор специальности был комбинированным: основной вектор определили родители, а конкретное направление выбирал уже сам.

К концу осени появилось решение уйти с «востока», но следом всплыл вопрос: «А что делать дальше?» Бросать универ после пары месяцев обучения было нерационально, поэтому пришла мысль дать себе отдохнуть до начала следующего года, сдать ЕГЭ по недостающим предметам и поступить на другой факультет внутри НИУ ВШЭ в начале следующего года.

Я роняю

Мыслей поступать в какой-либо другой вуз даже не возникало, потому что Вышка казалась и кажется наиболее комфортным, продвинутым и подходящим именно мне учебным заведением.

Первой реакцией родителей было недоумение и негодование. Но, побушевав пару дней, они одобрили моё решение. Когда я забрал документы, то сразу же испытал облегчение и радость от того, что теперь смогу заниматься тем, к чему действительно лежит душа.

Релаксирует вместе с Лёшей в медиадворе

Я выбрал медиаком и нисколько не жалею об этом. Теперь я действительно на своём месте.

Галина Цой

факультет бизнеса и менеджмента → факультет коммуникаций, медиа и дизайна, 2 курс

Момент осознания: конец декабря

Кто виноват

Я дважды выбирала специальность самостоятельно. Оба раза родители поддержали. Это, если честно, только все усложнило, потому что так не на кого скидывать вину, кроме себя самой.

Сомнения в правильности выбора появились ещё летом, но я думала, что это просто мандраж перед переездом. Надеялась, что вся моя неуверенность пройдёт сама собой, как только начнётся учёба. На деле оказалось совсем наоборот. Мне не понравилась программа, я не понимала, на что именно трачу время и силы. Первое полугодие боялась признаться себе, что хочу сменить специальность: до последнего верила, что это сезонная хандра. Потом устала с ней мириться и решила, что буду перепоступать.

Перед фактом

За этот год Высшая школа экономики стала частью моей жизни, так что с выбором университета было очень легко. Никто до последнего не знал о том, что я готовлюсь поступать снова. Родителей поставила перед фактом, когда отправила на проверку мотивационное письмо. Так что друзья и знакомые тоже узнали всё уже после официального зачисления. Хвалили и говорили, что сделала всё правильно.

Опыт

Надо было подготовить документы для зачисления, разобраться с текущей учёбой, которую бросать окончательно тоже не хотелось. Я ясно понимала, что поздно и глупо о чём-то жалеть, поэтому старалась отгонять эти мысли. Сейчас я уверена, что прошлый год не прошёл впустую. Это был грандиозный опыт, который не забуду никогда.

Сейчас я не представляю, что могла бы учиться где-то ещё. Значит выбор был правильный. Пока что менять ничего не планирую. Сама как никто другой знаю, какое это неблагодарное дело - строить планы.

Антонина Бельченкова

факультет психологии Молдавского Государственного Университета → факультет социальных наук НИУ ВШЭ, 3 курс

Момент осознания: надо у мамы спросить

Сильная и независимая

Я свою будущую профессию выбирала самостоятельно. Конечно, я советовалась с родителями и уточняла их мнение, однако окончательный выбор делала сама. Могу точно сказать, что это был осознанный путь. Возможно, повлияло то, что я делала его в 19 лет, а не в 16-17, как это происходит в России и некоторых странах СНГ.

Наверное, будет неуместно говорить, что я осознала свою ошибку. Изначально я собиралась поступать в Питер, но, поступив только в Белгород, решила, что шило на мыло менять не буду. Поэтому осталась дома, узнав, что поступила на бюджет. Наверное, осознание, что нужно перепоступать, появилось у моей мамы, так как в Кишиневе мне будет нечего делать без знания языка. Критическим моментом для меня стало объявление, что со второго курса мы будем объединены с молдавской группой и обучение будет не на русском.

Из Петербурга в Москву

Вышку моя семья стала рассматривать после неудачного поступления по квотам в Питер. Именно из-за этой неудачи мы узнали, что есть такой замечательный вуз, который проводит свой конкурс и предоставляет бюджетные места. И да, идея действительно пришла не мне, а маме. А то я уже очень даже освоилась в своем личном МГУ, завела друзей, влилась в этот ритм жизни и решила, что уеду в Россию только в магистратуру.

Выбор

Можно с твердостью сказать, что родители были «за». Друзья разделились на два лагеря, вернее, у каждого было двоякое чувство. С одной стороны, они меня поддерживали, говоря, что я добьюсь гораздо большего в Москве, получу лучшее образование. С другой стороны, отпускать меня они не хотели, поэтому иногда прекращали разговоры о моем переезде, сдерживая слезы.

Я плакала все 5 месяцев перед отлётом, я не хотела в Москву! Боялась этого огромного города, боялась начинать самостоятельную жизнь, где вся ответственность падала только на мои плечи. Друзья, как можно их оставить? Танцы? Я занималась профессионально танцами и понимала, что отрываю часть своей души, бросая это всё. Молодой человек? За пару месяцев перед отлётом я начала отношения, хоть и понимала, что мой переезд станет поводом для разрыва. У нас не было достаточно времени, чтобы суметь сохранить их. Переезд означал для меня перечеркнуть 20 лет прожитой жизни и начать с чистого листа. Было страшно.

Дальше больше

Я твердо убеждена, что тут из меня получится хороший специалист. Мои ребята уже закончили вуз, они гордо могут сказать: «Да, я психолог!». Но, тем не менее, никто не смог ещё устроиться на работу. Я не могу ещё так сказать, я только на пути к этой цели, но уже знаю, что умею я куда больше благодаря Вышке. К тому же, Москва меня приняла. Я влюблена в этот город и не хочу его оставлять.

Текст: Александра Воробьёва

Фото: предоставлены героями материала

Если Вы нашли опечатку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или , чтобы проинформировать нас.

«Знание – сила» , – утверждает давно изжеванная-пережеванная истина. «Я знаю, что ничего не знаю» , – соглашается Сократ. Некоторые люди, правда, принимают все эти постулаты буквально и превращаются в вечных студентов, которые всю жизнь учатся, получают образование за образованием, корочку за корочкой, раз за разом с неописуемой негой погружаясь в процесс обучения. «Я – вечный студент! Мне нравится учиться!» – с гордостью говорят они. Но так ли беззаботна жизнь вечного студента?

На самом деле, у понятия «вечный студент» есть два значения. С одной стороны, так называют людей, которые учатся, учатся и никак не могут закончить хотя бы одно высшее образование. Такие вечные студенты часто берут академический отпуск, прерывают свое обучение, отчисляются из университета, потом снова возвращаются, снова учатся, меняют специальность, меняют вуз, потом снова бросают… и так до бесконечности. В итоге мы видим вечно мечущегося человека, который никак не может найти «свою дорогу», постоянно ищет, сомневается, разочаровывается. Хорошо, если в итоге он все-таки что-то заканчивает и начинает применять свои знания в жизни. Чаще же всего такой вечный студент остается ни с чем: без образования, без смысла жизни, с глубочайшей апатией и потерей какого-либо рвения к существованию. Нереализовавшийся, отчаявшийся человек, зачастую ненавидящий себя и собственную жизнь.

Второй подвид вечного студента – человек, который учится всю жизнь, но при этом чаще всего не применяет полученные знания. Его жизнь – это учеба ради самого процесса учебы. Он получает удовольствие от достижения флажков, от получения корочек. Может получить 3-4-5 высших образований, но так и остаться «вечным студентом» с беспомощным взглядом на окружающий мир.

На самом деле, и те, и другие «вечные студенты» – люди, как говорится, «одного поля ягоды». Золотые мальчики и девочки, бывшие (или настоящие) отличники, научившиеся учиться, но не научившиеся жить. Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает простое объяснение этому феномену.

Итак, закройте глаза и вспомните ваши школьные годы. В каждом классе – я уверена, что в каждом – были такие мальчики и девочки (чаще девочки). Отличники и отличницы, у которых всегда можно было списать. Самые прилежные ученики, самые правильные с самыми идеальными тетрадями, где все чисто и аккуратно. Любимчики и любимицы учителей. Мамина радость, прилежно поправляющая косичку и с рвением тянущая руку: «Вызовите меня! Вызовите меня!» Кто готов? Конечно, Маша. Уж на кого-кого, а на нее Марья Ивановна всегда может положиться. Что ни случится: эпидемия ли гриппа, морозы, конец света – Маша всегда приготовит домашнее задание, всегда выучит-вызубрит и всегда получит заслуженную «пятерку».

Отличниками и отличницами такие детки становятся неслучайно. Страсть к обучению задана им от природы и подогрета родительским воспитанием. У них есть зрительный вектор, жаждущий открытий, цель существования которого – познание окружающего мира. И есть анальный вектор, задающий усидчивость, упорность, аккуратность, педантичность, перфекционизм. В потенциале анально-зрительные люди – это ученые, врачи, специалисты своего дела, приносящие несомненную пользу обществу и всем окружающим. К таким выстраиваются грандиозные толпы: уж кто-кто, а анально-зрительный человек может стать настоящим асом того дела, где требуются все перечисленные выше качества.

Итак, анально-зрительные дети с пеленок зачитываются книгами. Их жажда знаний не дает им покоя: они глотают том за томом, библиотеку за библиотекой и с нетерпением ждут того заветного момента, когда их отправят в школу. Школа для них – таинственный мир знаний и открытий, и они, несомненно, получают массу удовольствий от обучения.

Однако всему должна быть мера. И анально-зрительные дети вполне могут и не становиться вечными студентами. Ведь после обучения наступает самый важный момент: применение полученных знаний на практике, реализация в обществе и получение несомненного удовлетворения от «выхода наружу». Так что же случается с нашими золотыми детками?

Анально-зрительный человек очень чувствителен к похвале. Однако если родители при воспитании своего золотого ребенка перегибают палку, манипулируют, то у анально-зрительного малыша появляется зависимость от похвалы. Пятерки для него превращаются в этакую систему выбивания одобрения из окружающих. Интровертам по природе (анальный вектор интровертирован), таким детям не всегда просто устанавливать связи с окружающими. Они очень зависимы от мнения посторонних, болезненно реагируют на критику в их адрес, на неодобрение. И если у них не получается как следует адаптироваться среди сверстников, оценки и награды становятся единственным способом восстановления «гармонии». Анально-зрительный ребенок пятерками пытается завоевать любовь окружающих и испытывает небывалую радость, когда его замечают, выделяют, хвалят.

Часто у него развивается «комплекс отличника» и следующая за этим боязнь ошибок. «Если я не получаю пятерки и что-то делаю плохо, значит, я не достоин любви». Ему кажется, что, если он получит двойку, родители – самые главные для него люди – не будут его любить, а сверстники не будут уважать.

Что происходит дальше? А дальше наш золотой отличник заканчивает школу и поступает в университет. А дальше… приходит страх перед взрослым миром, перед взрослением. Потому что за всю свою жизнь такой ребенок не научился «выходить наружу», реализовываться, применять полученные знания. Он абсолютно беспомощен перед настоящим – не школьным и не университетским – миром. Он умеет учить уроки, выполнять задания, получать хорошие

отметки, но совершенно не умеет жить: работать, добиваться успеха, находить друзей и многое другое. Ведь жить намного сложнее, чем учиться. Здесь не всегда помогут заученные теоремы из учебника, не придут на помощь и словарные слова. В реальной жизни нужно быть гибче, подвижнее, уметь преодолевать проблемы, находить свое место в «стае» …

Обладающие и без того ригидной психикой, анально-зрительные люди впадают в ступор. Многие из них так и остаются вечными студентами, получая образование за образованием: в стенах университетов они чувствуют себя в своей тарелке, «на коне», получают чувство мнимой реализации. Но рано или поздно приходит перенасыщение и разочарование. Ведь человек устроен так, что ему нужно не только получать, но и отдавать. А когда мы не умеем отдавать, не умеем делиться накопленными знаниями, мы начинаем страдать.

Студент рано или поздно должен стать «учителем».

Такими блуждающими вечными студентами часто становятся те, кого всю жизнь водили родители за ручку , за кого решали всё, кого не научили преодолевать препятствия. А как только ручку отпустили и возникли препятствия, наш золотой ребенок, не научившийся бороться, опустил руки и капитулировал. Как итог – мы получаем человека, который не только не может делиться знаниями, но и просто элементарно не знает, что он хочет от жизни, не может выбрать, ибо его просто не научили выбирать. Одним словом, еще один сценарий жизни, обреченный на неудачу, о котором можно написать целую отдельную статью.

gastroguru © 2017