Письмо с фронта описание картины. Описание картины лактионова письмо с фронта

Предварительный просмотр:

Тема. Сочинение по картине Александра Ивановича Ларионова «Письмо с фронта». (2 часа)

(Урок развития речи, подготовка к сочинению-описанию картины).

Цели:

  1. Развивать умения собирать и систематизировать лексический материал для написания сочинения-описания по картине.
  2. Учить видеть и понимать произведения живописи, формировать эстетический вкус учащихся, способствовать развитию эстетического восприятия и ассоциативного мышления учащихся.
  3. Развивать письменную речь, пополнить словарный запас учащихся, Закрепить понятие об описании как типе речи.
  4. Воспитательная: развивать у учащихся чувство исторической памяти, осмысление значения Великой Победы над фашизмом.

Задачи:

  1. Научить учащихся в ходе работы над картиной соединять в своем сочинении различные типы речи.
  2. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.
  3. Ввести в речь учащихся слова и обороты, которые уместно употреблять в работе по описанию картины.

4. Использовать личные впечатления при описании картины.

5. Развивать языковое чутьё, учить редактированию текста.

Оборудование:

Репродукция картины, презентация, музыкальное оформление.

Х О Д У Р О К А

I. Организационный момент.

Звучит песня «В путь».

Ребята, вы слышите музыку. О чём она?

Прочитайте на доске два слова: «Письмо с фронта» . Какие чувства вызывают у вас эти слова? С чем ассоциируется у вас слово «письмо»?

А слово «фронт»?

II. Работа по теме урока.

1.Объявление темы и цели урока.

Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине А.И.Ларионова «Письмо с фронта». В работе нам помогут специалисты в области искусства: историки искусства, искусствоведы, экскурсоводы.

2. Сообщение о художнике «историков искусства». Индивидуальное задание учащихся.

15 марта 1972 года ушел из жизни Александр Иванович Лактионов, многие годы даривший людям радость от общения с прекрасным. Не все в его творчестве было однозначно, были успехи и неудачи. Но главное, в его жизни была искренняя любовь зрителей.
Путь к успеху был для Александра Лактионова не легок. Он родился в простой рабочей семье в Ростове-на-Дону 29 (16) мая 1910 года. О своем детстве он впоследствии писал: «Отец мой был кузнец, мать – прачка. Любовь к рисованию появилась у меня рано. Эту любовь всячески поощрял и развивал мой отец». В голодной и холодной послереволюционной России мальчик с увлечением учился живописи. Его не увели в сторону всякие модные изыски в искусстве. Видимо, он в те годы особенно и не интересовался ими, так как его всегда влекла классическая живопись. Он любил рассматривать репродукции в старых дореволюционных журналах, мечтая о том времени, когда и сам сможет оживлять красками холст.
Мальчику повезло, с ним стал заниматься прекрасный художник-педагог А.С. Чиненов, который еще в 1914 году открыл в Ростове-на-Дону школу рисования и лепки, дававшую начальное художественное образование. Педагог он был от Бога, не зря Лактионов вспоминал о том времени: «Три года обучения в школе пролетели, как светлый сон». Знаний, которые Александр получил у Чиненова, хватило, чтобы в 1932 году поступить в Академию художеств, где он проучился 12 лет, так как, закончив обучение с отличием, был сразу же зачислен в аспирантуру.

Лактионов учился в интереснейшее время. Вы можете себе представить, что ректор академии, а им тогда стал прекрасный художник Исаак Бродский, разрешил студентам с любого курса снова переходить на первый, чтобы профессионально учиться живописи. Это не случайно, пришла пора от революционности и различных «измов» в живописи переходить к настоящему искусству. Именно благодаря Бродскому многие товарищи Лактионова по Академии (Алексей Грицай, Юрий Непринцев, Петр Белоусов) выросли в прекрасных мастеров, чьими полотнами уже много десятилетий восхищаются зрители.
К сожалению, в 1939 году Бродский тяжело заболел и умер. Сохранилась небольшая картина Лактионова, на которой он изобразил своего учителя за несколько недель до смерти. Вглядитесь в неё: свет лампы выхватывает из полумрака фигуру тяжело больного человека, понимающего, что конец близок, и ждущего его со спокойствием и тихой грустью. Эта картина, написанная незадолго до начала войны, работа уже не ученика, а зрелого мастера.
Войну Лактионов встретил в Ленинграде. Строил укрепления на подступах к городу, тушил «зажигалки» на крышах, рисовал антифашистские плакаты. Из блокадного Ленинграда выехал в Самарканд, куда в эвакуацию была вывезена Академия художеств.

В начале 1944 года Александр Иванович переехал в Загорск (Сергиев Посад), где приступил к работе над новыми произведениями. Любопытно, что здесь он написал «Автопортрет в рубище», выполненный в стиле старых испанских мастеров. Видимо, это была своеобразная проба кисти, так как зрители увидели его только после смерти художника. Здесь же началась работа над главной картиной живописца «Письмо с фронта».
Лактионов много работал. Но ему бы хватило и одной картины, чтобы навсегда остаться и в истории живописи, и в истории страны. Когда его полотно «Письмо с фронта» в 1947 году появилось на выставке, произошло удивительное событие, которого давно не знала русская живопись. На большую выставку многие зрители приходили ради одной картины. Ей было посвящено более половины записей в выставочной книге отзывов. Вскоре картина заняла место в Третьяковской галерее, художник получил за неё Сталинскую премию, а её репродукции разошлись по всей стране, сделав имя Лактионова широко известным.

После успеха картины «Письмо с фронта» в жизни Лактионова многое изменилось. Последовали награды и избрание в члены Академии художеств. Но главное, от него теперь ждали только талантливых работ и смотрели на них с точки зрения соответствия уровню «Письма». К сожалению, у художника бывали и неудачи, одной из них стала картина «Вновь я посетил...», посвященная Пушкину. Но затем последовала серия прекрасных портретов и пейзажей.

3. Виртуальная экскурсия в мир картин А.И.Ларионова. Индивидуальное задание учащихся-«экскурсоводов».

В мир картин Александра Ивановича Ларионова нас приглашает наш экскурсовод. Мы совершим сегодня виртуальную экскурсию.

Лактионов был художником разноплановым, ему хорошо удавались и жанровые картины, и портреты, и пейзажи. Зрителям его работы нравятся, потому что они добры и искренни.

Многим нравятся пейзажи художника. Они полны солнечного света, кажется, что в них даже струится от жары воздух. Интересно, как сам автор описывает рождение картины «Тишина», сюжет которой он подсмотрел в Паланге. «Летом 1958 года посоветовали нам друзья отправиться на берег ласкового Янтарного моря в маленький литовский городок Палангу. Приехал, поглядел кругом себя и опешил: не ожидал увидеть в миниатюрной Прибалтике такой могучей, девственной природы. Дивная зелень, дивное доброе солнце. Дома оно не всегда балует нас, грешных. Вот в этих тенистых рощах-парках я и подглядел сцену, которая меня глубоко взволновала. Вечная тема – мать и дитя. В этом пейзаже мне хотелось показать спокойную радость, счастье, тишину. Надеюсь, что эта простая тема найдет себе дорогу к сердцам, которым дороги мир на земле и счастье детей».
Лактионов не только любил и глубоко изучал картины старых мастеров, но и старался перенимать некоторые их методы живописи. Так, он часто применял сложную технику смешанного письма темперой и маслом. Сам изготавливал краски, руководствуясь старинными рецептами. Делал специальный грунт для работы пастелью, что позволяло сделать картину более долговечной.

Художник много и плодотворно работал, создав немало прекрасных картин. Несмотря на широкую известность, его жизнь не была легкой. Искусствоведы любили, да и теперь любят упрекать Лактионова в различных изобразительных грехах. Но зрителям многие его работы нравятся, потому что они добры и искренни.

4.Рассматривание репродукции картины «Письмо с фронта» .

На первый взгляд картина кажется обыкновенной. Но всмотритесь в нее! И вы откроете для себя много интересного.

5. История создания картины «Письмо с фронта». Индивидуальное задание «искусствоведов».

- Весной сорок пятого Лактионов он собирался написать картину «Встреча». Было написано несколько эскизов, но все решил случай. Художник тогда жил в подмосковном Загорске, в одной из келий Троице-Сергиева монастыря. Он очень любил гулять здесь. Однажды он встретил на прогулке солдата с перевязанной рукой и опиравшегося при ходьбе на палку. Останавливаясь, солдат доставал треугольник письма и сверялся с адресом. Заинтересованный Лактионов разговорился с солдатом, помог ему найти нужный адрес и проследил, как открылась дверь, как вспыхнуло лицо женщины, получившей заветный треугольник. Тема картины «Письмо с фронта» была окончательно определена. Оставалось придумать других героев полотна, дописать детали.

Обычно зритель видит окончательный вариант картины, но крайне интересно посмотреть эскизы и наброски, понять, как мастер подбирает типажи, выстраивает композицию, ищет световые решения. Обратите внимание на эскиз знаменитой картины. В нем уже ухвачена общая композиция, но только две фигуры заняли свои места, где и останутся практически без изменений. Задний фон тяжеловесен и давит на зрителя, явно не хватает света. Монастырский двор был раздвинут - углублён, крыльцо вдвое расширилось, на картине появилось больше солнца-воздуха, воздуха радости и ожидания победы. Много и других любопытных деталей, от которых художник впоследствии отказался или существенно их изменил. Этот эскиз дает зримое представление, в каких творческих поисках рождается талантливая картина.

Работая над «Письмом с фронта», Александр Иванович не ставил перед собой каких-то сверхзадач. Впоследствии он скажет: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов».

6. Прообразы героев картины. Индивидуальное задание «искусствоведов».

Позировали для картины художника его близкие и знакомые. В роли солдата-письмоносца оказался художник В.И.Нифонтов. Вернувшись с фронта в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на самодельный костылик - палочку. Женщина с конвертом, плечом к стенке это сестра матери Лактионова Евдокия Никифоровна. Дети - его дети. Пионер, читающий письмо, это семилетний сын художника Сережа, девочка с косами - дочурка Светлана. Девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО, - это соседка. Она вся в солнце, а ее улыбка только добавляет тепла и света, наполняющих картину.

7. Викторина на внимание .

1.Сколько человек изображено на картине? (6)

2. Как распложена к зрителям девочка? (Спиной).

3. Какого цвета кепка у мальчика? (Голубого).

4. Что держит в руке женщина? (Конверт)

5. Во что обута женщина? (В тапки).

6. Кто из персонажей картины не входит в основную группу?(Солдат, идущий вдали).

7. Какая причёска у девочки? (Волосы заплетены в косы).

8. Какая рука находится на перевязи к солдата? (Правая).

9. Какого цвета кофта у девушки? (Зелёная).

10. Сколько этажей в доме на заднем плане? (Два).

11. Что держит солдат в руке?(Палку).

8.Работа над заголовком.

– Как называется картина? Почему?
– Как бы вы назвали эту картину?
9. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного.

Какой стиль мы будем использовать для описания картины?

Действительно, мы будем описать изображённое на картине художественным стилем речи.

Определите, какой тип речи будет ведущим при описании картины?

Только ли описание будет присутствовать в вашем сочинении?

Где можно использовать другие типы речи? (Например, при использовании материала об истории создания картины – повествование, при рассказе о необыкновенной популярности – рассуждение).

10. Беседа по картине.

Какой эпизод запечатлел художник на картине?

Где происходит действие картины?

Что видим на передний плане картины?

Что изображено в центре картины?

На дальнем плане?

Мощным выразительным средством живописи является колорит, цвет. Великий русский художник И.Е. Репин писал: “Краски – орудие художника. Колорит должен выражать настроение картины…” Какую цветовую гамму использовал Ларионов? Какие краски преобладают? Почему?

Обратите внимание на фон картины. Какую роль в раскрытии замысла художника играет открывающийся на заднем плане вид?

Какой он? (Светлый).

Как художник показал, что стоит солнечный и тихий день?

Какие цвета использовал художник для изображения весеннего солнечного дня?

11. Определение ключевых слов и словосочетаний.

Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины.

Попробуйте описать героев, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие их.

Какие тона преобладают в изображении героев картины? Почему? (Светлыми тонами написаны герои картины, освещающее их солнце – символ радости, ожидаемого счастья после нелёгких лет войны).

Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему? (Обстановка дома: облупившаяся штукатурка, тёмные сени, провалившийся пол - следствие долгой войны, когда не было средств и возможности отремонтировать помещение).

Почему избрал такой интерьер? (Как бы выход из тёмной войны на свет, к миру, к мирной жизни).

Каков жанр картины? (Групповой портрет в полный рост).

Почему именно групповой портрет выбирает художник?

Как расположены персонажи на картине? (Все они расположены по кругу, взгляды направлены в одном направлении: на мальчика, читающего письмо).

12. Составление плана сочинения - описания.

Составим план сочинения для соблюдения логики, последовательности высказываний.

– Как начать сочинение?
I. Вступление. (о А.И. Ларионове и одной из его самых известных картин – «Письмо с фронта», о Великой Отечественной войне и роли писем в жизни людей в этот тяжёлый период времени, об истории создания картины» Письмо с фронта»).

– О чём будем писать в основной части?
II. Основная часть.(Описание картины).

1. Описание фона картины.

2. Описание интерьера.

3. Персонажи картины.

а) облик женщины:

Поза,

Взгляд,

Одежда;

б) пионер, читающий письмо:

Поза,

Одежда,

Лицо,

Взгляд;

в) солдат-письмоносец:

Поза,

Одежда,

Взгляд;

г) девочка с косами:

Поза,

Волосы,

Одежда;

б) девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО:

Поза,

Волосы,

Одежда,

Лицо,

Взгляд.

4. Круг – основа композиции картины.

5. Чувства героев.

6 . Настроение картины.

Какую мысль утверждает живописец своей картиной?

- А.И.Лактионов писал: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов».

Она наполнена тишиной, светом, единением людей, радостью от ожидаемого конца войны, но в этой тишине нельзя не почувствовать драматизма войны – раненый солдат, бедность. Война - это зло для всех).

- Какие мысли и чувства пробудила в вас эта картина? (Чувство радости).
- О чём будем писать в заключении?

III. Заключение. (Какое настроение создаёт картина?/ Мои мысли о картине. / Моё отношение к картине. / Картина «Письмо с фронта» - гимн будущей Победе.)

13. Словарно-лексическая и стилистическая работа.

Какие средства выразительности можно использовать при описании картины? (Метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы.)

1. Работа по карточке № 1 (на столах у каждого учащегося).

– Выберите определения, характеризующие полученное известие.

Проверяем ответы.

Почему вы не использовали эпитеты: безрадостная, весёлая, горькая, грозная, грустная, дурная, злая, мрачная, неблагоприятная, неважная, недобрая, нерешительная, ошеломляющая, печальная, плачевная, плохая, поразительная, потрясающая, прискорбная, свежая, скверная, скорбная, страшная, счастливая, тревожная, тяжёлая, убийственная, удивительная, удручающая, утешительная, худая, чёрная? (Не соответствует реакции слушающих письмо: спокойное выражение лиц, улыбаются).

Почему не использовали эпитеты: благая, отрадная? (Стилистически высокие слова, не соответствуют контексту).

2. Работа по карточке № 2

- Самостоятельно выберите определения, которые вы будете использовать при описании фона картины и персонажей.


Подписи к слайдам:

Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта» Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины.

Цели: Развивать умения собирать и систематизировать лексический материал для написания сочинения-описания по картине. Учить видеть и понимать произведения живописи, формировать эстетический вкус учащихся, способствовать развитию эстетического восприятия и ассоциативного мышления учащихся. Развивать письменную речь, пополнить словарный запас учащихся, Закрепить понятие об описании как типе речи. Развивать чувство исторической памяти, осмысление значения Великой Победы над фашизмом.

Задачи урока: Научить учащихся в ходе работы над картиной соединять в своем сочинении различные типы речи. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину. Ввести в речь учащихся слова и обороты, которые уместно употреблять в работе по описанию картины. Использовать личные впечатления при описании картины. Развивать языковое чутьё, учить редактированию текста.

«Письмо с фронта»

Лактионов Александр Иванович (1910-1972) русский художник. Родился в Ростове на Дону 16 (29) мая 1910 года в семье кузнеца. Учился в Ленинградской Академии художеств (1926-1929), а также в аспирантуре этой академии у Грабаря (1938-1944); среди его наставников особое влияние на молодого художника оказал И.И.Бродский. Автопортрет

О своем детстве он впоследствии писал: «Отец мой был кузнец, мать – прачка. Любовь к рисованию появилась у меня рано. Эту любовь всячески поощрял и развивал мой отец».

А. Лактионов. Портрет Исаака Бродского. 1938 г.

«Ночью...» (Исаак Израилевич Бродский незадолго до смерти)

«Автопортрет в рубище"

3. В галерее художника А.И. Лактионов был художником разнопла-новым, ему хорошо удавались и жанровые картины, и портреты, и пейзажи. Зрителям многие его работы нравятся, потому что они добры и искренни.

«Теплая осень»

«Тишина»

« На террасе. Абрамцево»

«За вышиванием». Картина написана пастелью

«В гостях у внуков»

«Возвращение»

5. История создания картины Весной сорок пятого Лактионов он собирался написать картину «Встреча». Было написано несколько эскизов, но все решил случай. Художник тогда жил в подмосковном Загорске, в одной из келий Троице-Сергиева монастыря. Он очень любил гулять здесь. Однажды он встретил на прогулке солдата с перевязанной рукой и опиравшегося при ходьбе на палку. Останавливаясь, солдат доставал треугольник письма и сверялся с адресом. Заинтересованный Лактионов разговорил с солдатом, помог ему найти нужный адрес и проследил, как открылась дверь, как вспыхнуло лицо женщины, получившей заветный треугольник. Тема картины «Письмо с фронта» была окончательно определена. Оставалось придумать других героев полотна, дописать детали. Монастырский двор был раздвинут -углублён, крыльцо вдвое расширилось, на картине появилось больше солнца-воздуха, воздуха радости и ожидания победы.

Эскиз к картине "Письмо с фронта"

Художник о картине Впоследствии он скажет: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов». «Автопортрет». 1952

6. Прообразы героев картины Позировали для картины художника его близкие и знакомые. В роли солдата-письмоносца оказался художник В.И.Нифонтов. Вернувшись с фронта в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик - палочку.

6. Прообразы героев картины Женщина с конвертом, плечом к стенке - это сестра матери Лактионова Евдокия Никифоровна.

6. Прообразы героев картины Дети - его дети. Пионер, читающий письмо, это семилетний сын художника Сережа, девочка с косами - дочурка Светлана.

6. Прообразы героев картины Девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО, - это соседка. Она вся в солнце, а ее улыбка только добавляет тепла и света, наполняющих картину.

7. Викторина на внимание 1.Сколько человек изображено на картине? 2. Как распложена к зрителям девочка? 3. Какого цвета кепка у мальчика? 4. Что держит в руке женщина? 5. Во что обута женщина? 6. Кто из персонажей картины не входит в основную группу? 7. Какая причёска у девочки? 8. Какая рука находится на перевязи к солдата? 9. Какого цвета кофта у девушки? 10. Сколько этажей в доме на заднем плане? 11. Что держит солдат в руке?

10. Беседа по картине - Какой эпизод запечатлел художник на картине? -Где происходит действие картины? - Что видим на переднем плане картины? - Что изображено в центре картины? - На дальнем плане?

10. Беседа по картине - Мощным выразительным средством живописи является колорит, цвет. Великий русский художник И.Е. Репин писал: “Краски – орудие художника. Колорит должен выражать настроение картины…” Какую цветовую гамму использовал Ларионов? Какие краски преобладают? - Почему? - Обратите внимание на фон картины. Какую роль в раскрытии замысла художника играет открывающийся на заднем плане вид? - Какой он? - Почему автор использовал именно такой фон? - Как художник показал, что стоит солнечный и тихий день? - Какие цвета использовал художник для изображения весеннего солнечного дня?

Главные герои картины - Попробуйте описать героев, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие их. - Какие тона преобладают в изображении героев картины? Почему? - Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему? Почему избрал такой интерьер? - Каков жанр картины? - Почему именно групповой портрет выбирает художник? - Как расположены персонажи на картине? - Почему автор использует такое расположение персонажей на картине?

12. Составление плана сочинения - описания. - Составим план сочинения для соблюдения логики, последовательности высказываний. – Как начать сочинение? I. Вступление. (о А.И. Ларионове и одной из его самых известных картин – «Письмо с фронта», о Великой Отечественной войне и роли писем в жизни людей в этот тяжёлый период времени, об истории создания картины» Письмо с фронта»).

II. Основная часть.(Описание картины). 1. Описание фона картины. 2. Описание интерьера. 3. Персонажи картины. а) облик женщины: -поза, -взгляд, -одежда;.

б) пионер, читающий письмо: -поза, -одежда, -лицо, -взгляд; в) солдат-письмоносец: -поза, -одежда, -взгляд;

г) девочка с косами: -поза, -волосы, -одежда; б) девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО: -поза, -волосы, -одежда, -лицо, - взгляд.

4. Круг – основа композиции картины. 5. Чувства героев. 6 . Настроение картины. -Какую мысль утверждает живописец своей картиной? - А.И.Лактионов писал: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов».

Какие мысли и чувства пробудила в вас эта картина? - О чём будем писать в заключении? III. Заключение. (Какое настроение создаёт картина?/ Мои мысли о картине. / Моё отношение к картине. / Картина «Письмо с фронта» - гимн будущей Победе.)

13. Словарно-лексическая и стилистическая работа – Выберите определения, характеризующие полученное известие. Карточка № 1 Весть (какая?) – безрадостная, благая, благоприятная, важная, весёлая, горькая, грозная, грустная, добрая, долгожданная, дурная, желанная, злая, мрачная, неблагоприятная, неважная, недобрая, нежданная, неожиданная, нерешительная, отрадная, ошеломляющая, печальная, плачевная, плохая, поразительная, потрясающая, прискорбная, приятная, радостная, свежая, скверная, скорбная, страшная, счастливая, тревожная, тяжёлая, убийственная, удивительная, удручающая, утешительная, хорошая, худая, чёрная.

Ответ на карточку № 1 Весть – благоприятная, важная, добрая, долгожданная, желанная, нежданная, неожиданная, приятная, радостная, хорошая. - Почему вы не использовали эпитеты: безрадостная, весёлая, горькая, грозная, грустная, дурная, злая, мрачная, неблагоприятная, неважная, недобрая, нерешительная, ошеломляющая, печальная, плачевная, плохая, поразительная, потрясающая, прискорбная, свежая, скверная, скорбная, страшная, счастливая, тревожная, тяжёлая, убийственная, удивительная, удручающая, утешительная, худая, чёрная? - Почему не использовали эпитеты: благая, отрадная?

Работа по карточке № 2 Выберите определения, которые будете использовать при описании фона картины и персонажей. День (какой?) летний, свежий, сумрачный, обыкновенный, будничный, обыденный, безветренный, безоблачный, ветреный, дождливый, душный, жаркий, знойный, мглистый, морозный, мрачный, ненастный, непогожий, неяркий, облачный, ослепительный, палящий, пасмурный, погожий, прохладный, румяный, свежий, сверкающий, светлый, солнечный, студеный, сумрачный, сухой, тихий, туманный, тусклый, удушливый, хмурый, холодный, ясный, гаснущий, минувший, молодой, новорожденный, безмятежный, безотрадный, безрадостный, волнующий, грустный, дивный, долгожданный, желанный, нелегкий, счастливый, тревожный, майский.

Работа по карточке № 3 Солнце (какое?) – неяркое, палящее, знойное, багровое, восходящее, высокое, горячее, жаркое, жгучее, желтое, закатное, заходящее, золотистое, золотисто-огненное, золотое, лучистое, малиновое, мглистое, нежаркое, нестерпимое, нещадное, низкое, огневое, огненное, ослепительное, палящее, полуденное, сверкающее, светлое, теплое, туманное, холодное, чистое, янтарное, яркое, великолепное, веселое, вялое, доброе, ласковое, ликующее, невеселое, приветливое, умытое, усталое, утомленное, зенитное, весеннее, вечернее, зимнее, июньское, летнее, майское, осеннее, предвечернее, северное, утреннее.

Описание персонажей картины - Итак, предметом дальнейшего разговора являются персонажи картины. Какого типа будет ваш текст? - Какого стиля речи будет текст? Карточка № 4 Волосы (какие?) белокурые, белоснежные, бесцветные, вороные, блестящие, выгоревшие, горчичные, выцветшие, жёлтые, золотистые, каштановые, льняные, медно-золотистые, овсяные, волнистые, вьющиеся, неприбранные, растрёпанные, тонкие, шёлковые.

Одежда персонажей - Что в одежде бросается в глаза? - Опишите одежду персонажей, не забывая о художественных средствах. Одежда женщины: чёрная юбка, белая просторная полинявшая от многочисленных стирок кофта, на голове – платок, на ногах – старые поношенные тапки; Одежда пионера, читающего письмо: рубашка с бело - розовую клетку, шорты, красный пионерский галстук, синяя кепка на голове;

Одежда персонажей Одежда солдата-письмоносца: гимнастёрка и брюки-галифе защитного цвета, сапоги, пилотка, на груди – награды, полученные на войне; Одежда девочки: белая, расшитая цветами кофта, коричневая юбка, белые носки с полосками, сандалии; Одежда девушки в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО: лёгкое жёлтое в мелкий цветочек платье, бирюзовая поношенная кофта, обута в чёрные старые тапки, на руке – красная повязка дежурного ПВО.

Работа с толковым словарём - Выяснить лексическое значение непонятных слов. ГИМНАСТЁРКА, и, ж. [от гимнаст] (нов.). Род верхней рубашки с прямым воротом, принятый в войсках, как форменная одежда… ГАЛИФЕ" [фэ], (нов). 1. в знач. неизмен. !!! прил. Об особом покрое брюк (первонач. у кавалеристов), облегающих колени и сильно расширяющихся кверху. Брюки г. 2. нескл. (сочетается с прил. во мн. ч). Самые … NB ! Обратите внимание на правильное произношение слова: буква Е в этом слове обозначает звук [Э], поэтому произносится [ГАЛ`ИФЭ]. ПИЛО"ТКА, и, ж. (нов). Форменный головной убор пилота, летчика. Суконная п…

Работа с толковым словарём ПВО - противовозду́шная оборо́на - комплекс мер по обеспечению защиты от средств воздушного нападения противника. ПВО - сокращённое наименование системы п ротиво в оздушной о бороны. ВЫПРАВКА - выправки, NB ! - мн.ч. нет, ж. 1. Действие по глаг. Выправить - выправлять (простореч.). Выправка бритвы. Выправка документов. 2. Осанка, стройность фигуры, приобретаемая физическими упражнениями (чаще у военных). Молодцеватая выправка. Военная выправка. Приобрести хорошую выправку. КРЫЛЬЦО - наружняя пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из жилого помещения.

Работа со словарем синонимов Подбери синонимы к словам. Художник – ... живописец, мастер кисти, пейзажист. Создает – ... пишет (но не описывает и не рисует). Картина – ... полотно, репродукция. Поражает – ... удивляет, изумляет.

Подберите синонимы к глаголу смотреть. Найдите статью в «Словарике синонимов». Какие там даны синонимы к этому глаголу? Глядеть, глазеть, взирать, созерцать, воззриться, лицезреть, зрить. Какие из них могут быть использованы при описании картины? Почему? Только смотреть; глядеть, взирать, зрить, глазеть, созерцать, лицезреть – стилистически не подходят: либо высокие, книжные, либо разговорные, просторечные.

Определите различия в значении слов-синонимов. Какие из них вы используете в сочинении по картине? Прислониться – притулиться - облокотиться, идти – прогуливаться - шествовать, повседневный – обыденный - будничный, ранний – молодой - зелёный, приятная – милая - очаровательная, ласково - нежно – трепетно.

Замените данные словосочетания синонимичными по образцу: Пол из досок – дощатый пол, Пол из дерева – ..., Платье из ситца - ..., Забор из дерева - ..., Кофта с вышивкой - ... - Подберите определения-синонимы для описания интерьера. - Подберите определения-синонимы для описания пейзажа на заднем плане.

При описании персонажей картины по плану попробуйте передать их чувства, мысли. - Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение персонажей картины. Радость, восторг, волнение, любопытство, удивление, восхищение, беспокойство, гордость, испуг, грусть, интерес, нежность.

Подберите к словам антонимы. Военный человек - ..., Пасмурный день - ..., Грустное настроение - ..., Замкнутое пространство - .... - Образуйте краткую форму и сравнительную степень прилагательных. Молодой - ..., ... . Внимательный - ..., ... .

Подберите подходящее сравнение. Косы, словно... Улыбка, будто... Взгляд, точно... Платье, как... Девушка похожа на...

14. Орфографическая и пунктуационная подготовка 1. Раскройте скобки и ответьте на вопросы. Стоит (Как? и как?) Держит (Что? Где?) Одет(а) (во что? Как?) Выглядит (Какой? и какой) Облокотилась (На что? Чем?) - Обратите внимание на написание наречий, обозначающих местоположение. з десь, справ а, слев а, ряд о м, вбл и зи,вд а ли, вд а л е ке.

2. Подберите проверочные для слов с безударной проверяемой гласной. Т...рпеливо - ..., Вз...лась - ..., Гл...дит..., Д...р...вя? ый - ..., Д...щатый - ..., Д...ржалась - ..., П о л...тно - ...., ...рмейский - ..., Ч...тающий - ...

3. Запомните написание слов!!! к о нверт п ио нер с а ндалии 4. Вспомните правописание сложных прилагательных, обозначающих оттенки цветов. Светло(голубой), беловато(синий), ярко(жёлтый), бело(розовый). !!!

5. Запишите цифры словами. Есть ли разница между предложениями? Девушке примерно 17 лет. - Ей около 17. Девочке нет и 10. - Девочке примерно 10 лет Мальчику пошёл 12 год.- Мальчику нет ещё 12 лет. 6. Разберите по составу слова: полумрак, неторопливо, внимательно, натруженные, израненный, безветренный. - Какие орфограммы встретились в этих словах?

7. Замените деепричастием один из глаголов. Девушка стоит у перил и облокотилась на них. Женщина оперлась на притолоку и держит в руке конверт от письма. Солдат смотрит на мальчика и опирается на палку. Девочка левой рукой держится за притолоку, а правую закинула назад. - Как вы расставите знаки препинания в получившихся предложениях? - Ещё раз обратимся к схеме постановки знаков препинания при деепричастном обороте.

8. Редактирование предложений. Найди неточно употребленное слово и замени. Картина отсвечивает нежными красками (оттенками) белого, голубоватого, жёлтого. Полотно оставляет (создает) радостное настроение. Прекрасный художник написал прекрасную картину.

15. Подготовка к созданию письменного текста 1. Предложите возможное начало. 2. Развейте мысль. Картина названа так потому, что... На долю женщины выпала нелёгкая судьба: ... Мягкий свет от косых лучей солнца проходит по картине слева направо, от него на полу лежат лёгкие тени от.... Мягкая цветовая гамма как нельзя лучше передаёт состояние...только что...... Мальчика, сидящего на табурете в центре картины, окружают справа и слева...

Дворик, виднеющиеся вдали..., идущий через... ..., ярко-голубое..., частью срезанное краем холста, как бы продолжают изображённое пространство, расширяя границы картины. Проходящая через всю картину на втором плане горизонталь строений подчёркивает протяжённость картины в.... (ширину) Построенный таким образом передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане: открывающемся справа... , слева..., впереди... Таким образом, вся картина создаёт широкое представление о том, что уже вся Россия, получая с радостной надеждой..., ждёт...

Используя данные слова, словосочетания и предложения, составьте устный рассказ по картине А.И.Лактионова "Письмо с фронта". - Что бы вы могли дополнить? 16. Работа над черновиком. - Прежде чем вы приступите к работе над черновиком, вспомните, о чём нельзя забывать при работе над наброском сочинения? - Сформулируйте несколько советов для работы над черновиком. 17.Редактирование написанных черновиков. 18.Чтение наиболее удавшихся сочинений. 19. Написание сочинения - описания. 20. Подведение итога урока.

Советы к сочинению. Памятка Обратить внимание на выражение лиц героев картины, их поз, преобладание гаммы красок. Не старайтесь скрупулёзно, дотошно описывать внешность героев, лицо при перечислении всех подробностей «расплывается», пропадает, как пропадает и сам человек, с которого писали портрет. Важно передать основное в облике и характере изображаемого: это не фотография, а произведение Помнить о соотношении частей сочинения: вводной, основной и заключительной. Условие - объём 1,5 - 2 страницы. Сочинение-описание надо начинать с общего плана. Сочинение выиграет, если использовать разнообразные по цели высказывания предложения.

11. Домашнее задание. 1. Дифференцированное задание. Напишите сочинение: А) 3-я группа (воспроизводящий уровень) – описание картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта»; Б) 2-я группа (конструктивный уровень) рассказ от лица одного из героев; В) 1-я группа (творческий уровень) рассказ на основе услышанного. 2. Повторить правила постановки знаков препинания при обращении и прямой речи.

Ресурсы http://www.museum.ru/alb/image.asp?14735 http://www.art-stamps.narod.ru/gtg/page_051.htm http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid=1583&idg=0&user_serie=0 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219/ http://kutza.ru/index.php?dn=photos&to=image&id=50 http://www.gelos.ru/sale/gallery/pchelin.html http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219/ С.Ю.Михайлова. Сочинения по картине.


Сочинение по картине Письмо с фронта Лактионова для учащихся школ.

Сочинение по картине Письмо с фронта 4 класс

Действие картины А. Лактионова «Письмо с фронта» происходит летним солнечным днём в небольшом городе. Через открытую входную дверь старого кирпичного дома видна улица. Вдали стоят двухэтажные дома, растут высокие деревья.

По ярко-голубому небу плывут белые пушистые облака. На крыльце дома стоит табуретка. На ней сидит семилетний мальчик. Он читает вслух письмо своего отца. Отец мальчика ушёл на фронт ещё в самом начале Великой Отечественной войны. Вот уже несколько лет он отважно сражается с фашистскими захватчиками.

Каждое его письмо сын ждёт с большим нетерпением. Письма приходят. А это значит самое главное - отец жив. Вокруг мальчика несколько слушателей: мама, соседская девочка, молодая девушка и солдат. На их лицах улыбки. Все очень рады хорошим новостям с фронта. Они внимательно слушают мальчика и вспоминают ушедших на войну своих близких людей. Всем хочется, чтобы поскорее закончилась эта страшная война.

Сочинение по картине Письмо с фронта 6 класс

Во время Великой Отечественной войны многие мужчины нашей страны уходили воевать, покидая свои дома. Со своими родными они общались в основном по переписке. Полученные с фронта письма бережно хранили и много раз перечитывали. Они были очень дороги для их получателей.

Людей в стране настолько сплотила общая беда, что со всеми своими горестями и радостями они делились с соседями. Картина А. Лактионова «Письмо с фронта» - яркий тому пример. Центральное место на картине занимают крыльцо многоквартирного жилого дома и часть подъезда. Его входная дверь широко распахнута. За ней видна городская улица с двухэтажными домами и большими деревьями.

На небе много кучевых облаков, но летний день довольно солнечный. Главный герой картины - сидящий на крыльце маленький мальчик. На вид ему не дашь больше семи лет. Со всех сторон его обступили мама, сестра, девушка и солдат. Они с большим интересом смотрят на мальчика, который читает им долгожданное письмо своего отца.

В письме отец сообщает родным о своей фронтовой жизни, о победоносном наступлении наших войск, об отваге своих однополчан и своей награде, полученной за проявленное им в бою мужество. Эти новости соседи принимают с радостью. А мальчик, гордясь своим отцом, готов читать строки из его письма снова и снова.

Сочинение по картине Письмо с фронта Лактионова 7 класс

А. Лактионов - известный художник. В конце Великой Отечественной войны с ним произошёл такой случай. Однажды на прогулке к живописцу обратился солдат с перебинтованной рукой и тростью. Военный искал указанный на письме адрес. Найдя нужный дом, они стали свидетелями трогательного момента получения фронтового письма. Эта сцена в дальнейшем послужила основой для картины Лактионова «Письмо с фронта».

На этой картине изображены пять человек. Они находятся у широко распахнутой входной двери старого двухэтажного дома. Роль каждого из них вполне ясна. Как и в реальной истории, письмо с фронта принёс солдат. У него перевязана рука, очевидно ранение. После госпиталя он сумел передать письмо родным своего боевого товарища. Вот только нужный дом помог найти ему не художник, а молодая симпатичная девушка с красной повязкой на руке. Мальчик, его мама и маленькая сестренка - получатели письма.

Художнику мастерски удалось передать чувство радости этих людей. На их лицах счастливые улыбки. Одни рады, что получили весточку от родного человека, другие - что помогли им её доставить. Но больше всех, конечно, радуется читающий письмо малолетний мальчик. Большую жизнерадостность картине придают и художественные приёмы: тёплый летний день, яркое солнце, белоснежные облака голубого неба. Все это нам показывает светлую новую жизнь, она продолжается.

Своё произведение живописи автор закончил уже после войны. Никто уже не получал фронтовых писем. Несмотря на это, картина завоевала огромную популярность у зрителей. Ведь тёплые воспоминания об этих счастливых моментах остались в душах наших людей на долгие годы.

картина Лактионова Письмо с фронта фото

Картина Лактионова «Письмо с фронта» завоевала симпатии зрителей сразу же, как только увидела свет в 1947 году. На ней изображено то, что было так близко и дорого каждому русскому человеку, - ожидание победы, надежда на скорое возвращение любимых людей с фронта.
Герои картины собрались на пороге дома ради радостного события: услышать весточку с фронта – письмо, которое читает мальчик. Его окружили со всех сторон и слушают очень внимательно. На лицах всех героев картины радостная улыбка – наверное, в письме описываются успехи наших войск и подтверждаются всеобщие надежды на скорое окончание войны.
Художник показывает, что все – от мала до велика – живут одной мыслью – о скорейшей победе над фашистами. Мальчик, герой-фронтовик, девочка, молодая и пожилая женщины радуются письму совершенно одинаково. Вторит им и солнце, которое освещает фигуры и улыбки героев, как бы подтверждая их надежды. Сочувствуем и сопереживаем этим людям и мы, зрители. Кажется, будто мы находимся в этой группе, окружающей мальчика, и вместе со всеми слушаем его.
Композиция картины состоит из трех планов. На переднем плане изображена группа людей, внимание каждого из них обращено к мальчику, сидящему на стуле. Солнечный свет освещает этого героя, приковывая к нему внимание. Другие герои, в меньшей степени, но также освещены.
Второй план картины – это двор, по которому движется какой-то человек. Солнечный свет, «направленный» на картину с дальнего плана, образует светлую дорожку, которая освещает этого человека и героев картины на первом плане.
Совсем вдалеке мы видим небо и дома, образующие двор. Думаю, такой городской пейзаж с двухэтажными старыми бараками, рассохшимся деревянным полом, ветхим крыльцом можно было встретить в любом городке того времени.
Кроме этих деталей, художник мастерски подчеркнул и другие, передавая дух военного времени. Это, конечно, раненный фронтовик с перевязанной рукой и тростью. На груди у него мы видим много наград, он курит и внимательно слушает мальчика. Это и красная повязка на рукаве у молодой женщины, говорящая о том, что она член военной дружины. Это и характерная стрижка мальчика, и одежда девочки и пожилой женщины.
Кажется, будто все герои картины – члены одной большой семьи. Глядя на их лица, мы понимаем, что они близки друг другу, искренне радуются и сопереживают каждому из их небольшой группы. Что же объединяет этих людей? Художник показал удивительное единение советских людей, открытых, добрых, искренних, человечных. Конечно, они одна семья, ведь они соседи, наверное, всю жизнь знают друг друга. Кроме того, все они сблизились из-за страшной войны, что бушует на фронтах Родины. Все они в это суровое и тяжелое время мечтают об одном – о победе, о встрече с любимыми и родными людьми. Именно поэтому письмо с фронта становится для них символом, добрым знаком, позволяющим вместе порадоваться, еще больше почувствовать близость других людей, набраться сил, чтобы дождаться великого 9 мая 1945 года.

Александр Иванович Лактионов (1910-1972) уже до своего часа славы (6 часов утра 21 апреля 1948 года, когда по радио сообщили о присуждении ему Сталинской премии первой степени за картину «Письмо с фронта») имел свой особый, заметный на общем сероватом фоне живописи эпохи соцреализма стиль, построенный на довольно незатейливом, невинном, идущем от его учителя Исаака Бродского реализме-натурализме, на редкой для тех тусклых времен игре света и теней. Важно, что как и учитель, Лактионов так писал не просто пейзажики, а идейно выдержанные картины («Курсанты выпускают стенную газету» (1938), «Речь товарища Сталина 7 ноября 1941 года»). Особенно бросается в глаза непожесть картины «Письмо с фронта» на полотна, также получившие в тот же год «сталинку» первой степени. Речь идет о картинах В. А. Серова «Ленин провозглашает Советскую власть» и И. М. Тоидзе «Выступление И. В. Сталина на торжественном заседании, посвященном 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции». Дело, конечно, в самом солнечном сюжете картины. Письмо с фронта – плотно исписанный треугольник (а не приводящая в дрожь серая бумажка из военкомата – извещение о смерти или пропаже воина без вести) – для миллионов советских семей, переживших войну, было желаннейшим, вожделенным посланием, предметом восторга, любви, объектом несказанной радости: «Здравствуй, дорогая Маменька! Шлю тебе свой сердечный привет и желаю всего хорошего от души, доброго здоровия, еще шлю привет своей жене Натальи и милым деткам – Колиньки и Лидочке, и желаю вам всем всего хорошего. Мама! Письмо я ваше получил, которое писан 9-го числа августа и сразу пишу ответ. Вы пишите, что наши все ранены, кроме Жени Манькова и я остался один из ближних знакомых. Саня Косолапов – ранен, Ребров пищивицкий – ранен. А миня, дорогая Мама и жена, действительно спасает Бог. Сидел в одном окопе с товарищем за пулеметом, разбило весь пулемет, убило товарища, а миня только засыпало песком, но нигде не царапнуло, так что я, Маменька, пока в порядке и молюсь каждний день Богу, чтобы он миня сохранил. Мне, Маменька, очень охота повидатся с табою, со своей женой и с детьми, но не знаю, дорогая Мама, как придется, потому, что враг перед кончиной злой, переходит часто в контроатаки, а в атаки я еще участвовал только один раз. А атаки, дорогая Маменька, это с двух одно: или убьют, или ранют, но меня, дорогая Мама, пока Бог спас и теперь пока ни в бою. Наша девизия отошла, ее сменила другая девизия. В настоящий момент нахожузь от передовой километра четыре, но я, дорогая Маменька, считаю, что от своей судьбы не уйдешь. Мама! что я хочу написать. В ночь на 15-е августа, уже часа в 2, был сильный дождик, мы шли под грохотом немецкой артиллерии и мне легонько екнулось, я говорю Сани своему, что, наверное, проснулось Материнское сердце, посмотрело на погоду и вспомнило про миня и ектать больше не стал.

Дорогая Маменька и жена! Писать пока кончаю, потому всего не опишешь, и прошу вас – пишите письма как можно чаще, вы знаете, как веселей, когда получишь письмо. До свиданья, остаюсь жив, здоров, жду вашего письма. Ваш Саня».

Сюжет этот, казалось, лежал на поверхности, к нему подступался Б. Дрыжан, обращались к этой теме и другие художники. Лактионов вспоминал, что идея картины пришла ему в 1943 году, когда он, живя в Троице-Сергиевой лавре, где в одной из келий поселили семью художника, как-то раз увидел выписавшегося из госпиталя военного с палочкой, который доставал из кармана письмо и сверялся с адресом. Лактионов сумел выразить эту столь понятную послевоенным зрителям солнечную радость чуда – получения письма с фронта. Ведь война только что закончилась, люди 1947 года все еще жили ею, сколько миллионов людей надеялись получить такое же письмо от не вернувшегося с войны любимого человека. И Лактионов верно уловил эти волны человеческих эмоций и лучше других выразил их в своей картине.

Как вспоминают сотрудники Третьяковской галереи, выставочной комиссии картина Лактионова не понравилась, художника вызывали с красками и кистями и требовали, чтобы он «починил» на картине гнилой пол. В конце концов картину повесили в полутемном коридоре, под лестницей, и тотчас экскурсоводы стали жаловаться, что вести группы стало невозможно – в коридоре у картины Лактионова всегда стояла плотная толпа. Картину пришлось перевесить, и к ней началось паломничество. Самой характерной записью в книге отзывов были слова: «Самая правдивая картина на выставке». Людей можно понять, если только перечислить то, что тогда выставлялось в залах Третьяковки: В. П. Ефанов «В. М. Молотов на фоне Кремлевской стены»; А. Н. Яр-Кравченко «М. Горький читает тт. И. В. Сталину, В. М. Молотову и К. Е. Ворошилову свою сказку «Девушка и смерть»; М. И. Хмелько «За великий русский народ!»; В. М. Орешников «В. И. Ленин на экзамене в университете»; Е. А. Кибрик «Есть такая партия!», «Ленин в Разливе» и т. д. И вот тут Лактионов нашел свой путь к славе. Он приходил в галерею каждый день, как на работу, и переписывал отзывы о своей картине в тетрадку, затем уже перепечатанные на машинке листки (а их были десятки, сотни) он рассылал в разные высокие инстанции: в ЦК ВКП(б), в Академию художеств, в Комитет по Сталинским премиям, и – о чудо! – это сработало: глас народа и Лактионова был услышан. Замдиректора Третьяковской галереи заявил правительственной комиссии, пришедшей отбирать картины на премию, что такого ажиотажа вокруг картины Лактионова галерея не знала с 1912 года, когда была выставлена только что отреставрированная после нападения сумасшедшего картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына». В итоге Лактионов получил премию, стал знаменитым, репродукции его картины появились повсюду: с разворота «Огонька», «Работницы», «Крестьянки» они перекочевывали на стены комнат, попали в учебники, виднелись на задниках календарей-численников, на открытках. Делались и бесчисленные копии картины маслом – сам Лактионов лично написал пять автокопий! Впрочем, он продолжал писать и другие полотна и… о ужас! Одна картина получалась хуже другой: «Вновь я посетил… (Пушкин в Михайловском)» (1949), «В новую квартиру» (1952), «Обеспеченная старость (ветераны русской сцены)» (1954-1960). Художник будто не чувствовал своих все более фальшивых упражнений со светом, с натуралистическими, детально прописанными, но совершенно одинаковыми и лишенными внутреннего мира фигурами, с красивыми, но неживыми (как в фильмах ужасах о высокотехнологичных роботах) лицами на многочисленных гламурных портретах. Но он был воодушевлен постоянными похвалами простых зрителей, заполнявших сверху донизу, как и в 1947 году, книги отзывов восторженными словами: «Как хорошо написаны листья, какая кора – хочется пощупать… какой чудесный свет! Прекрасный художник». Недаром к концу жизни Лактионов похвалял манеру письма Шилова – он был явным предтечей этого современного направления в искусстве…

Третьяковской галереи. У лестницы, которая вела на второй этаж. Вскоре открылась Всесоюзная художественная выставка тысяча девятьсот сорок шестого года, и протиснуться в узком коридоре стало невозможно. К изумлению сотрудников галереи, зрители подолгу задерживались у картины Александра Лактионова.

Создание произведения Лактионова и отношение критиков

Идея картины возникла у Александра Ивановича, когда на улице тылового Загорска он встретил раненого солдата, у которого в руке был зажат треугольник фронтового письма. Создание произведения пришлось на тысяча девятьсот сорок седьмой год.

Споров было много, но картина "Письмо с фронта" отбор прошла. Но буквально за несколько часов до начала выставки приехала еще одна группа проверяющих комитетчиков. Именно они смотрели на произведения как с идеологической, так и с политической точки зрения.

Представители комитета сразу увидели, как бросается в глаза произведение. Оно было расположено на центральной стене. И, естественно, стали рассуждать, не представляет ли она опасности. И оказалось, что, на их взгляд, советская семья, представленная на этом полотне, выглядела как-то бедно.

У женщины на ногах слишком растрепанные шлепанцы. А сам дом! Стена, на которой облупилась штукатурка, пол на крылечке с проломленными досками. Разве можно так представлять советскую семью. Ведь на выставке будут присутствовать иностранцы.

Член комитета по делам искусств потребовал, чтобы Александр Иванович заделал дыры и настелил пол из новых досок. В советской действительности такого пола не должно быть.

Однако переделывать пол не пришлось. Нашли другое решение для шедевра, который написал Лактионов. Художник узнал, что его картина, созданная с такой любовью и трепетом, находится в темном коридоре Третьяковской галереи у лестницы, ведущей на второй этаж.

Маленький темный простенок, где спрятали картину

Произведение расположили в небольшом проходном зале. Получалось, что когда люди заходили в Третьяковскую галерею, они просто не замечали его. Но, возвращаясь с экскурсии, невозможно было не наткнуться на картину. И тогда начинало твориться нечто невообразимое.

Народ толпами собирался вокруг шедевра. Кто-то просто смотрел, другие не скрывали слез. Потому что тема, затронутая этим произведением, трогала абсолютно всех зрителей. Недавно закончилась страшная война, и не было тех, кто бы ни пострадал за эти годы. А главное, нарисована картина была очень необычно.

Взгляд обычного советского человека на произведение Александра Ивановича

Что же видели простые люди, глядя на произведение Лактионова? Вся картина "Письмо с фронта" была пронизана очень яркими красками. Солнце, зелень, безумно голубое небо. Все было настолько объемно и иллюзорно, что каждый зритель ощущал себя участником событий, представленных на полотне.

Сюжет очень простой. Но насколько эмоционально смог передать его Александр Лактионов! "Письмо с фронта" - картина, которая отображает незатейливую атмосферу жизни простых советских людей в тяжелые годы войны. Маленький российский городок, ясный солнечный день и советская семья, собравшаяся у широко распахнутой двери старенького деревянного домика.

Счастье, наполнявшее сердца зрителей, которые видели шедевр Лактионова

Именно в этой небогатой семье многие зрители узнавали себя. Практически каждый ждал весточку фронта, как и изображенная на с детьми. И наконец, раненый боец приносит письмо отца, которое мальчик читает вслух. Дорогие сердцу листочки бумаги он крепко и бережно держит в своих детских руках. А лица матери и сестры озарены счастливыми улыбками.

И все ликующие и светлые краски композиции наполнены ощущением безграничного счастья. Золотистые лучи солнца играют в светлых прядях девушки, и даже сам воздух как будто светится. Вся картина "Письмо с фронта", каждый ее штрих наполнены ощущением дыхания близкой победы.

Прошло несколько лет, и однажды апрельским утром тысяча сорок девятого года по радио объявили о присуждении создателю полюбившейся зрителю картины Сталинской премии первой степени. И художник, услышав это известие, вспомнил слова отца: "Я-то кузнец, а ты у меня, Сашка, видать, художником будешь". Это была самая высокая награда, которую получил Александр Иванович Лактионов. "Письмо с фронта" - картина, не только полюбившаяся зрителям, но и по заслугам оцененная правительством. А на тот момент такое признание было для советского человека гораздо выше любых материальных благ.

gastroguru © 2017