Откуда произошли чеченцы. Кто такие чеченцы на самом деле

С давних времен чеченцы проживают на территории Центрального и Северо-Восточного Кавказа. Территория Чеченской республика составляет 17200 кв.км. Население Чечни свыше миллиона человек. По предположениям исследователей, примерно полтора миллиона чеченцев проживает по всему миру. Из них большая часть проживает в Российской Федерации. Историки называют чеченскую нацию «корневой частью Кавказской расы» Это самый многочисленный из .


Нахчой — чеченский народ

Предки современных чеченцев появились в 18 веке в результате отслоения от нескольких древних родов. В источниках встречается название народа – нахчой (т.е. люди, говорящие на языке «нохчи»). Пращуры чеченцев прошли через Аргунское ущелье и поселились на территории нынешней республики. Основной язык – чеченский , присутствуют диалектные группы(итумкалинские, аккинские, мелхинские, галанчожские и другие). Достаточно распространен на территории республики и русский язык. Чеченцы исповедают мусульманскую веру.

На мифологию народное творчество оказали влияние другие древние цивилизации. На Кавказе пересекались пути многих кочевых племен и народов и Азии, Средиземноморья и Европы. Трагические страницы в чеченской истории нанесли огромный урон духовной культуре. В период запрета народных танцев и музыки, проведения национальных обрядов творческие порывы чеченцев были скованы страхами попасть в политическую опалу. Однако, никакие ограничения и запреты не смогли сломить и задушить чеченскую самобытность.

Традиции чеченцев

Гостеприимство

Гостеприимство у чеченцев возведено в ранг священного долга каждого гражданина. Эта традиция имеет исторические корни. Проход по гористой местности нелегок, в любой момент обессилевший путник мог надеяться на помощь со стороны. В чеченском доме всегда накормят, обогреют и предоставят ночлег безвозмездно. Хозяин дома мог подарить гостю что-либо из предметов домашнего интерьера в знак уважения. В благодарность путники одаривали детей хозяина гостинцами. Такое радушное отношение к гостю сохранилось и в наше время.

С особым почтением на Кавказе относятся к матери: ее уважают, стараются во все помогать и прислушиваться к ее советам. Мужчины обычно встают, когда в помещение входит женщина.

С особым трепетом мужчины берегут свою папаху . В ней выражался символ мужской чести и достоинства. Считается крайне унизительным, если посторонний дотрагивается до папахи. Такое поведение незнакомца может спровоцировать скандал.

Горское воспитание

Младшие члены семьи ведут себя скромно, не вмешиваются в разговоры и дела старших. Чтобы вступить в разговор, нужно спросить разрешения. До сих пор в обсуждении какого-либо вопроса вы можете услышать, как чеченец произносит фразу: «Можно мне сказать…», словно прося дать разрешение на вступление в беседу. Такое автоматическое поведение – показатель стойкого и сурового воспитания испокон веков. Излишняя ласка, забота о малых детях и беспокойство, связанное с капризами ребенка на людях не одобрялись. Если по какой-то причине ребенок расплакался, то его отводили в другую комнату, где он успокаивался. Плач, шалости детей не должны отвлекать взрослых от важных дел и разговоров.

В старину не принято было оставлять у себя в доме найденные чужие вещи. При свидетелях вещь отдавали сельскому мулле, чтобы он нашел хозяина. В современном чеченском обществе тоже считается дурным тоном забирать хоть и найденную, но чужую вещь.

В чеченском доме

Кухня

Одно из почитаемых лакомств – это жижиг галныш , несложное, но вкусное блюдо. В мясном бульоне отвариваются пшеничные или кукурузные галушки. Кулинарные хлопоты — это женские заботы, за исключением поминальных блюд, которые готовят на похороны.

Свадебные традиции

Выходя замуж, женщина принимала семью мужа с особым уважением и относилась к ним с заботой почтением. Молодая жена скромна, тиха, нелюбопытна. Без особой надобности женщине не стоило затевать разговор со старшими родственниками. На чеченской свадьбе есть даже забавный ритуал «развязывания языка невесте». Будущий свёкр шутками и ухищрениями пытается разговорить молодую сноху, но она четко держится народных правил и молчит. Только после одаривания гостями девушке можно было разговаривать.

До свадьбы молодые чеченки могут общаться с женихами только в людных общественных местах. На свидание всегда первым приходит парень и только потом девушка. Девичья честь – гордость жениха и предмет защиты молодым чеченцем, в котором кипит горячая кавказская кровь.


Однако происхождение чеченцев продолжает вызывать дискуссии, хотя и указываем на то, что они коренные жители Кавказа вот уже две тысячи лет. Но этот вопрос встает сам собой даже по Бацбийцам, говорящим о том, что они фяппи из Вабуа, а где это Вабуа… В устных преданиях всех вайнахов говорится, что их предки откуда-то пришли из-за гор и далее расселились из района Галанчож . Такова история чеченского народа в устной традиции чеченцев.

Надо обратить внимание на то, как довольно разнятся рассказы в разных чеченских сообществах, и это притом, что сказания в Чечне принято передавать без малейших изменений. Видимо, у отдельных сообществ действительно были разные пути предков, т.е. шли они из разных мест, но все на собирание в район Галанчож. Являясь потомками Ариев, чеченцы действительно потомки пришельцев, как и сами арии, ветви которых пришли в регион Армянского нагорья и принесли аборигенам более высокую культуру своей цивилизации. В диалектах армянского языка слово arii означает придти, а hajr как отец и Hajrarat как страна отцов.

Много воды утекло после Великого Потопа, а в этом мире утвердилось римское (перевернутое) право и властители, которые все чохом уничтожали всякое упоминание о цивилизации Ариев и их особенном народном управлении, вместо которого и установилось господство новых пришельцев с захватническим менталитетом, с более низкой культурой и уродливой формой власти меньшинства с целым арсеналом подавления и подчинения.

Лишь вайнахи, видимо, благодаря военному укладу и неукоснительному следованию законам предков, смогли сохранить до 19 века нравственные нормы и верования Ариев и доставшуюся им от предков форму общественного устройства с народным правлением .

В своих предыдущих работах автор первым указал на то, что суть чеченского конфликта состоит в столкновении двух разных идеологий общественного управления и в особой кремниевитости чеченцев, никак не подчиняющихся окончательно при любых потерях.

В доставшейся чеченскому народу этой неравной и жестокой схватке и сами чеченцы изменились и очень много потеряли за последние три века из того, что берегли в течение тысячелетий их предки.

Сасены оставили свой след не только на Севере Кавказа . Династия Сасинидов в Иране, отстраняя от власти «новых пришельцев», восстанавливала Арийские нормы нравственности и религию зороастризма (Зеро - нуль, начало отсчета, астра - звезда, т.е. звездное начало). В Великой Армении потомки Давида Сасунского храбро сражались и с войсками халифата в 8-9 веках, и регулярной турецкой армией и бандами курдов в 19-20 веках. В составе русских корпусов чеченские отряды Таймиева (1829 г.) и Чермоевых (1877 и 1914 гг.) трижды штурмовали армянский город Эрзрум, освобождая его от турков.

Одно из видоизмененных названий чеченцев - Шашены, на Карабахском диалекте армянского языка звучит как "особенные до сумасбродства и храбрые до сумасшествия". А название Цацане и так ясно указывает на особенность чеченцев.

Чеченцы-нохчи считают (видимо, по зову крови) Нахчеван названным их предками как поселение нохчи, хотя армяне понимают это название как красивое село. Стройные, белые, голубоглазые воины на конях посреди смуглых и малорослых крестьян были действительно красивы.

Есть следы нохчи и в юго-восточной Армении в районе Хоя (в Иране) и акки в западной Армении в междуречье Большого и Малого Заба южнее Эрзрума. Следует отметить, что чеченский народ и по составляющим его сообществам вайнахов неоднороден и включает десяток отдельных ветвей, с разными диалектами.

При изучении чеченского общества представляется, что имеешь дело с потомками последних защитников крепости, собравшихся в цитадели из разных мест. Перемещаясь в силу разных причин, пра-предки чеченцев не уходили далее, чем на тысячу км от горы Арарат, т.е. они практически оставались в пределах региона.

И пришли пра-предки вайнахов из разных мест - одни быстро и с большими потерями, а другие постепенно и более сохранно, например, как нохчи из Митанни . Пусть по тем (более трех тысяч лет назад) временам был долгий и растянулся на десятки и сотни лет. По пути оставляли они основываемые ими поселения, и часть из их них уходила дальше, двигаясь на север по необъяснимой ныне нами причине, а остававшиеся сливались с местным населением.

Найти следы предков чеченцев сложно потому, что они действительно шли не из одного места. В прошлом поисков не было, сами чеченцы довольствовались устным пересказом о пути предков , но с исламизацией не осталось и вайнахских сказителей.

Нынче же поиски следов пра-предков вайнахов и археологические раскопки надо вести на территории аж 8 государств по периоду конца второго тысячелетия до н.э.

Приход бывших арийских стражников отдельными отрядами с семьями и хозяйством в район Галанчож положил начало чеченским тукхумам и тайпам (тай - доля). Основные тайпы до сих пор различают свои участки (долю) на земле Галанчож, так как она тогда вначале была поделена пра-предками тысячи лет назад.

Гала у многих народов означает придти, т.е. Галанчож может означать место прибытия или расселения из него,что соответствует действительности и так, и этак.

И название пра-предков чеченцев (сасены) и нынешнее название их потомков (чеченцы), и вся их история - особенные. Развитие чеченского общества отличалось многими особенностями и во многом не имеет аналогов.

Чеченцы оказались от предков весьма тугоплавкими и трудноизменяемые, и в течение многих веков сохраняли свои язык и образ жизни, и общественное устройство своих вольных сообществ, управляемых советами, без допущении наследственной власти . Легендарный Турпал Нохчо , справившийся с быком, запрягший его и научивший нохчи пахоте, поборол зло и завещал содержать озеро, от которого расселились нохчи, в чистоте, т.е. держать чистыми полученные от предков устои, язык, законы и верования (не загрязняя их чуждыми нравами). Пока заповеди Турпала соблюдались, чеченцам сопутствовала в истории удача.

Чеченцы - северокавказский народ, который является основным населением . Впрочем, чеченцы живут не только на территории Чечни, они населяют Ингушетию, Россию, Кабардино-Балкарию и другие регионы. На сегодняшний день всего в мире насчитывается около 1.55 млн. чеченцев, большая часть из которых живет в Российской Федерации.

Хотя государство входит в состав России, чеченцы разговаривают, в основном, на своем, чеченском языке, он же является государственным. Если говорить о , то почти все чеченцы исповедуют ислам, представители других вероисповеданий встречаются редко. По антропологическому признаку чеченцы являются представителями Кавкасинского типа Европеоидной расы.

Абсолютное большинство населения Чеченской республики составляют чеченцы (95,5 %), проживают также , кумыки, аварцы, ногайцы, ингуши, (также в проживают и другие нацменьшины - , киргизы, таджики). До депортации чеченцев и последующего их возвращения в северных районах республики русские и русскоязычные (терские казаки) составляли абсолютное большинство населения, в городе и бассейне Сунжи их количество также было значительно. Довоенное русское и русскоязычное население было вынуждено покинуть территорию Чечни в период правления Джохара Дудаева в 1991—1994 гг., и значительное число погибло в период активных военных действий в 1994—1996 гг.

Арслан Ахмед Аллаудин — генерал, дважды герой Иордании.

Абдурахманов, Канти — старшина, участник Великой Отечественной войны, герой России.

Узуев, Магомед Яхъяевич — сержант, защитник Брестской крепости, Герой России (1996).

Нурадилов, Ханпаша Нурадилович — сержант, Герой Советского Союза.

Энгиноев, Дуда Эдиевич — разведчик, старший сержант, полный Кавалер ордена Славы.

Шейх Мансур — участник Кавказской войны, национальный герой чеченского народы.

Ямадаев, Руслан Бекмирзаевич — полковник, Герой России (2004).

Ямадаев, Джабраил Бекмирзаевич — лейтенант, Герой России (2003).

Ямадаев, Сулим Бекмирзаевич — подполковник, Герой России (2005).

Альтемиров Руслан Саидович, военный летчик истребитель, полконик, зам. командующего по боевой подготовке Забайкалского Военно-Воздушного округа, умер 1994 году.

Политика:

Арсанукаев-Дышнинский, Иналук — генерал царской армии, Великий визир Северо-Кавказского эмирата (1919-1920)

Ахмат Абдулхамидович — муфтий Чечни, президент Чечни (2003-2004), Герой России (2004).

Кадыров, Рамзан Ахматович — председатель (2005-2007), затем президент Чечни (с 2007).

Хасбулатов, Руслан Имранович — учёный и публицист, председатель Верховного Совета РСФСР (1991-1993).

Хаджиев, Саламбек Наибович — министр нефтехимической промышленности СССР (1991).

Альбиев, Исламбек Цилимович — борец греко-римского стиля, олимпийский чемпион (2008), чемпион России (2005) и (2008).

Бувайса?р (Бувайса?) Хами?дович Сайти?ев (род. 1975 года в Хасавюрте, СССР) — прославленный российский борец вольного стиля, шестикратный чемпион мира, шестикратный чемпион европы, трёхкратный чемпион олимпийских игр, пятикратный чемпион России, семикратный чемпион Красноярского турнира имени Ивана Ярыгина, победитель игр доброй воли. Заслуженный мастер спорта России (1995). Чеченец по национальности.

Адам Хамидович Сайтиев (12 декабря 1977, Хасавюрт, Дагестанская АССР) — российский борец вольного стиля, чеченец по национальности, мастер спорта международного класса (1998), заслуженный мастер спорта России (2000).

Артур Асильбекович Бетербиев (родился 1985, Хасавюрт Дагестан, СССР) — российский боксёр-любитель, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы (2006).

Салман Хасимиков 4-х кратный Чемпион Мира по вольной борьбе, Чемпион Европы, Чемпион СССР

Асланбек Бисултанов- 1973 году выиграл Кубок и личное первенство СССР среди юношей по борьбе 1976 в стал самым молодым чемпионом СССР. 1977 чемпион Европы 1977 Чемпион Мира и обладатель званий «Лучший борец чемпионата мира 1977 года» и кубка «За самую короткую схватку на чемпионате»

Заурбек Байсангуров (родился 1985 в селе Ачхой-Мартан, СССР) — российский боксёр-профессионал, выступающий в лёгкой полусредней (Light Middleweight) весовой категории, ¦ Интернациональный чемпион ВБС (WBC) в первом среднем весе, чемпион мира по версии МБФ (IBF) среди юниоров, Мастер спорта России международного класса, двукратный призёр чемпионатов мира, двукратный чемпион Европы, трехкратный чемпион России среди юношей и молодежи, чемпион России среди любителей.

Леча Курбанов-1997 год. . Чемпионат по «Ояма-каратэ» - I место. 1997 год. Хасавюрт. Открытое первенство города, посвященное 200-летию имама Шамиля - I место. 1998 год. Кутаиси. Международный турнир по каратэ-киокушинкай - III место. 1998 год. . Международный турнир по карате-киокушинкай - III место. В 2000 году на Международном турнире в и в 2001-м на Чемпионате Европы в Венгрии он завоевывает первое место в весовой категории 90 кг.

Общественные деятели

Кунта Хаджи — святой, пацифист, суфийский шейх, основатель зикризма.

Ахтаханов, Магомет — первый врач-чеченец.

Армянское Происхождение Чеченцев (альтернативная история- имеющая частицы истены...) Армянское Происхождение Чеченцев(Министерство Чеченской Республики по национальной политике, печати и информации))) Древние чеченцы пришли из Урарту на Кавказ, чтобы сохранить свою самобытность, обычаи и адаты Сегодня мы публикуем статью армянского ученого Араика Оганесовича Степаняна, кандидата философских наук, председателя Политологической Ассоциация Санкт-Петербурга. Решение Араика Степаняня передать свои исследования в «ОГ» неслучайно. Тема, которую он затронул, давно занимала умы чеченских историков. О том, что прародиной вайнахов является древнейшее царство Урарту, писали в своих научных трудах многие ученые. В начале 90-х годов прошлого века историки Армении и Чечни стали совместно заниматься этой темой. К сожалению, после развала СССР и началом военных действий на Северном Кавказе эти контакты были прерваны. Мы надеемся, что после появления этой статьи исследования в этом направлении будут продолжены. По крайней мере, как нас заверили представители армянской общественности в Москве и Санкт-Петербурге, в Академии наук Армении рады будут видеть чеченских ученых. Тема, которую он затронул, давно занимала умы чеченских историков. О том, что прародиной вайнахов является древнейшее царство Урарту, писали в своих научных трудах многие ученые. В начале 90-х годов прошлого века историки Армении и Чечни стали совместно заниматься этой темой. К сожалению, после развала СССР и началом военных действий на Северном Кавказе эти контакты были прерваны. Мы надеемся, что после появления этой статьи исследования в этом направлении будут продолжены. По крайней мере, как нас заверили представители армянской общественности в Москве и Санкт-Петербурге, в Академии наук Армении рады будут видеть чеченских ученых. Урарту Для изучения вопроса прародины чеченцев мы выбрали простую тактику, а именно: если нахско-дагестанский язык синокавказской группы формировался в Армянском Нагорье, то есть прямой резон там и искать корни народа нохчий. Предки чеченцев, согласно историческим, археологическим и лингвистическим данным, имели несомненное генетическое родство с древнейшим населением не только всего Кавказа, но и Передней Азии. Культурные и языковые связи чеченцев прослеживаются с цивилизацией междуречья Тигра и Евфрата, с хуррито-урартской общностью, с басками, хеттами, этрусками и т. д. Однако исследователи генезиса нохчий не дают ответа на вопрос: когда и откуда началась миграция древних вайнахов на Кавказ? Именно на эти вопросы мы попытаемся дать ответ. Прежде всего, следует разобраться в историческом содержании термина «Урарту», и этнонимах «вайнахи» и «нохчий». Государство Урарту, оно же Арарат - столица Ван или Биайна, - с точки зрения сторонников «теории Урарту», существовало около 350 лет на территории Армянского Нагорья. По той же теории «урартийцев» заменили армяне и создали свое государство Армения. Однако эта теория дала серьезные трещины после того, как чех Берджик Грозный (во второй половине 20 века) расшифровал хеттскую клинопись и прочитал богатейшие царские архивы хеттской столицы Хаттушаш. В этих документах совершенно определенно и недвусмысленно повествовалось о государстве на территории Армянского Нагорья - Хайаса, которое находилось в то же время и на том же месте, где и Урарту. Очевидно, что не могли существовать два государства в одно и то же время и на том же самом месте. Ученые сделали вывод, что Урарту соответствует географическое название Арарат (в Библии так и упоминается - «царство Араратское») (Иеремия 51: 27), но не как название этноса. Название «Урарту» - ассирийское, в переводе с армянского - Арарат. Оно обозначает территорию по местному географическому названию. Ассирийцы Армению называли «Урарту» или «Арарту», персы - «Армина», хетты - «Хайаса», аккады «Армани». Здесь следует упомянуть, что сами себя армяне называют - хайами. Какое отношение имеют вайнахи к Армении? На основании исследований В.И. Иллича-Свитыча и А.Ю. Милитарёва, ряда других крупных лингвистов, при соотнесении их данных с археологическими материалами, в частности А.К. Векуа, фундаментальными работами Т. Гомбрелидзе и В. Иванова, А. Арорди, М. Гавукчяна и др., можно прийти к следующим выводам относительно происхождения и расселения представителей древнейшего этноязыка вайнахов. В пределах XXX-XXV тыс. до н.э. осуществляется первичная дифференциация гипотетической восточно-средниземноморско-переднеазиатской праэтноязыковой общности людей начала верхнего палеолита на несколько этноязыковых массивов, среди которых в настоящее время более-менее отчетливо просматриваются три: 1) Ностратический - с ареалом становления в пределах Закавказья, Южного Прикаспия, Загроса и прилегающих к ним областей (в настоящее время в него включают языковых предков индоевропейских, уральских, алтайских, картвельских и эламо-дравидских народов). Здесь стоит отметить новую работу А. Арорди «Генезис Айа», где автор этим ностратическим языком называет язык айа. 2) Афразийский - между средним Евфратом и Нижним Нилом, с центром в Палестине, Заиорданье и Сирии (от него происходят языковые предки семитских народов, древних египтян, а также носители современных берберско-туарегических, чадских, кушитских и омотских языков северной половины Африки). 3) Синокавказский - в пределах Армянского Нагорья и Анатолии - Армянская Месопотамия (с ним генетически связываются не только древние и некоторые современные языки Средиземноморья и Кавказа, такие как баскский, этрусский, хеттский, хуррритский, «урартский», абхазо-адыгейские и нахско-дагестанские, в частности чеченский, лезгинский и пр., но и, как ни странно, языки сино-тибетской группы, в том числе и китайский). Праностратическая общность в ее современном понимании складывалась на Армянском Нагорье. Из ее юго-восточной части потомки представителей западного ареала синокавказской общности в течение IX - VI тыс. д.н.э. распространяются по всему Северному Средиземноморью, Балкано-Дунайскому региону, Причерноморью и Кавказу. Их реликты известны как баски в Пиренеях и адыгейцы или чеченцы в горах Кавказа. Северными соседями древних семитов были носители древнеанатолийско-северокавказских языков, представленные, главным образом, двумя ветвями западной, хеттской - в Малой Азии (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде языковых предков абхазо-адыгейских народов), и восточной, хурритской - на Армянском Нагорье (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде предков нахско-дагестанских народов). Таким образом, лингвисты утверждают, что нахско-дагестанский язык формировался в Армянском Нагорье, значит, языковые сходства армянского и вайнахского каким - то образом должны отражаться в их географических названиях. «Нах» по армянски «начало» На основе анализа топонимических названий Армении, Чечни, Ингушетии можно определить регионы (губернии) в Армении, откуда вышли первые нохчий и двинулись на Северный Кавказ. Возьмем чеченское селение Хой. По-армянски это слово означает - дикий баран, овен. В этом слове примечательно то, что от него, по мнению О. Пиликяна, происходит самоназвание армян - хай, таким переходом хой-хоай-хай. Существуют еще три версии о происхождении этнонима хай. Армянский город Хой - бывший Гер, а по данным Авесты - Вер, который арии построили в стране Ар - Мана, находился в исторической Армении - область Васпуракан. Сегодня Хой находится на территории Ирана. Есть большое сходство между чеченским селением Эрзи и армянскими городами Алзи, Арзни, Арзан, Эрзрум и Ерзнка. На мой взгляд, чеченское селение Эрзи имеет родственные связи с армянским Алзи. Приведу лишь несколько названий чеченских селений, которые схожи с именами городов и племён Армении. Чеченский: Армянский: Шатой Шот, Шатик Харачой Корчай(кх) Армхи Арме, Урме, Архи Таргим Торгом Гехи Гехи Бейни Биайяи - Ван Ассы Аззи Скажем сразу, что мы не согласны с А. П. Берже, который слово «нохчий» выводит от чеченского «нахчи», означающего сыр. То есть люди, изобилующие сыром. Название «вайнах» имеет значение этнической общности, куда входили чеченцы, ингуши и бацбийцы. Слово «вайнах» состоит из двух корней - «вай» и «нах». В слове «нохчо» тоже есть корень «нох». Согласно исследованиям Ю. Дешериева, древнейшей формой слова «нохчо» было «нахча», с чем мы охотно соглашаемся. Однако, что же означает слово - «нахча»? Есть несколько толкований этого слова: 1) армянское толкование, где слово «нах» происходит от библейского Ноя, который после всемирного потопа спустился с горы Арарат. Место, где он поселился, называется - Нахиджеван (Нахчаван на старом армянском), который означает место (ван), куда спустился (идж или эдж) Ной (Нах). 2) В «Армянской географии» вайнахские племена упоминаются в VII в. под названием -нахчаматеанк, нахчаматсанк. Это слово лингвисты переводят на чеченский язык, который означает - говорящие на языке нохчий. На наш взгляд, эти толкования не совсем верны. И вот почему. «Нах» по чеченски означает «народ». «Нах» по армянски - «начало, сперва», «нахни» - предок, праотец. Стало быть, в слове «Нахчаван» корень «нах» является не синонимом Ноя, а означает «первый человек, праотец», который на этом месте поселился. Таким образом, город Нахчаван означает город праотца, первого предка. Слово - «вай», на наш взгляд, со времен раннего неолита связано с древним божеством - Аи. От этого божества армяне получили свое название Хай, а страну назвали Хайкх -Хайастан, а области Вайкх и Тайкх и т.д. Шумеры Айу называли Энки или Эя. Таким образом, слово «вайнах» означает «предки или народ», поклоняющиеся богу Айа. Сущностная ошибка ряда исследователей заключается в том, что армянское слово «нахчаматеанк» они пытаются толковать в чеченской этимологии, что, на наш взгляд, в корне не верно. Таким образом, ассирийцы перевели армянское слово Арарат на свой язык, и на свет появилось новое государство «Урарту». Так, например, К.П. Патканов слово «нахчаматяны» разбил на три части: «нахча», «мат», «яны» (суффикс множественного числа древнеармянского языка). Он считает, что «нахча» соответствует вайнахам, а «мат» означает язык по - чеченски. Поэтому, чтобы понять суть слова «нахчаматсанк» его следует толковать в армянской этимологии. Первая часть в слове «нахчаматсанк» и «нахчаматеанк» уже нам известно: «нахча» - «праотец, предок», или «народ», а вот вторая часть: «матеанк» и «матсанк» - это название и племени и области Матян в исторической Армении, на юге озера Урмия. А на северо-западе озера Ван жили племена мардуцайки (марды). Возьмем название «нохчимохк»: «нохчи» - «мохк». На юге озера Ван есть армянское княжество Мокк, это означает - предки из Мокка. Остановимся на ряде других примеров сходства названий армянских и вайнахских селений и городов, которые соседствуют друг с другом. Опорным пунктом обозначаем княжество Вайк (Вай-нах) и по часовой стрелке спустимся вниз. На юге Вайка находится губерния Нахчаван (Нохчо). На западе от Нахчавана крепость Шот (Шатой). От Нахчавана спускаемся к озеро Урмия (Армхи) - Капутан - Матиана, не доходя до озера прямо по курсу город Хой (Хой), он же Гер. На юге озера Урмия княжество Матян (матянк, нахча-матянк). Этот список можно продолжить. Таким образом, напрашивается вывод, что, во-первых, слово «вайнахи» указывает этническое происхождение. Во-вторых, слово «нахчаматеанк» и «нахчаматсанк» или «нахчамохк» указывают место их прародины, то есть из каких мест они эмигрировали на Кавказ. Таким образом, слово «вайнах»- понятие этническое, а «нахчаматянк», «нахчамтсанк» и «нахчамохк» - географическое. Когда вайнахи эмигрировали из Армении? Обратимся к баскским источникам. В 1927г. выходит на свет книга Бернардо Эсторнес Ласая: «Долина Ронкала», где он пишет: «По священным писаниям, после всемирного потопа мир разрушился, и спасся только Ной и его семья. У Ноя появился внук от сына Иафета, которого звали Тубал. Жили они в Азии, в стране по имени Армения, когда началось строительство знаменитой башни Вавилона, по той причине смешались языки и от этого, по мнению одного автора, появился язык басков. Непонимание языков людей заставило скитаться по миру. Праотец Тубал, которого еще звали Аитор, означающее что-то похожее на «праотец басков», вместе с армянами держал путь к западным краям Европы для проживания. «Задерживаясь долгие годы на Кавказе, они решают продолжить свой прерванный путь - всегда на Запад». Как видно из вышесказанного, баски считают своей прародиной Армению. В целом, по теме басков существует немало спорных моментов, но мы здесь не будем на них останавливаться. Скажем лишь, что в Испании огромное количество баскских названий, схожих с армянскими. Басковеды Испании и Армении нашли свыше 400 баскских слов, которые в армянском языке имеют идентичный смысл. Следует отметить, что эмиграция из Армянского Нагорья на Кавказ происходила по нескольким этапам. Первый этап - это эпоха VII - IV тыс. до н.э., когда мигранты поклонялись богине Аи -Айа - Эя - Э. Причиной эмиграции пра-пра-вайнахов, поклоняющихся богине Луны Айа, шумеров и др. - являлась их укорененная приверженность матриархату в противостоянии с нарождающимся патриархатом у солнцепоклонников Армянского Нагорья, поклоняющимся богу Ар. Вайнахи переселились на Кавказ, баски пошли на запад в Европу, а шумеры спустились вниз по течению Тигра и Евфрата. Второй этап - III - I тыс. д.н.э., арийская эпоха, когда у армян главный бог - Ар или Ара (Ардини), у славян Яр - Ярило, у вайнахов - Ерды. Третий этап - это где-то с VI века д. н.э. В это время в Закавказье появились разные кочевые народы, которые являлись преградой на пути из Армении на Кавказ. Уже в VII веке нохчий выступают под именем «нахчаматянк». О них армянский историограф Г. Алишан пишет, что они очень похожи на армян, со своими адатами, обрядами, танцами, мелодичными песнями, жертвоприношениями, поклонениями деревьям и т.д. Не все материалы про вайнахов, которые находятся в Матенадаране (крупнейшее книгохранилище древних рукописей в Ереване), изучены. Они ждут своих исследователей. Частые вторжения разных кочевых племен на Кавказ - тюрков, хазар, монголов и др. - нарушали спокойную (относительно) жизнь вайнахов. Какая задача встала в этот период перед нохчий? Главная - выжить, не раствориться среди кочевых народов, сохранить свою самобытность, обычаи, адаты и т. д. Для этого они поднялись в горы. В горах они находились в относительной безопасности. Именно замкнутая жизнь в горах стала причиной отсутствия государственности вайнахов. Они при угрозе извне объединялись против врагов, отбивались и далее жили у себя в горах. Точно так же, как и армяне, отбивались от врагов. От аккадских и ассирийских царей мы узнаем, что когда они шли на Армению, то против них выступили около 60 племенных союзов. На территории вайнахов жило много других народов: тюрки, иудеи, монголы и др., и закономерно кровосмешение. Встал вопрос: как определить, кто есть кто? Ответ очень прост: по семенам (чеч. - тукхуму, арм.- тохум, тахум), по родам (тейпам), то есть, по ним определяли свое место в обществе - «свой» или «чужой». Вот тогда и появились жестокие и изнуряющие обычаи кровной мести. У армян вместо понятия тейпа были князя (нахарары), и между ними была вражда. Причиной вражды становилась кровь, опять же семена - тукхуму. Армянские князья не признавали ни чистокровных князей, ни тем более тех, кто претендовал на царский престол. И вот, пока они между собой решали, кто из них чистокровный, вначале персы с византийцами покорили Армению, а потом арабы, монголы и турки. До сих пор в Чечне вопрос тейпов имеет большое значение. Посторонним трудно понять значение и место тейпов в общественно-политической жизни Чечни. Только сами чеченцы могут определить внутри себя, кто есть кто. Четвертый этап - это XV-XVI век, когда принявшие ислам армяне из Османской империи (исторической части Армении) переходят в Персию, а оттуда уже в Чечню. Про этих армян очень красноречиво пишет армянский историк Лео. Это несколько армянских «тейпов» из гор Санасунк, которые занимались грабежом турецких налоговых служб. Это происходило таким образом: турки когда проходили по их ущельем за сбором налогов, то их беспрепятственно пропускали, а когда они, собрав налоги, возвращались, то на них нападали и грабили. Наказать или поймать их было невозможно, потому что они не имели постоянного дома, их домами были горы. Поэтому турецкий султан дал команду обходить этот район В конце хочу отметить, что еще недостаточно основательно изучена связь вайнахов с Армянским Нагорьем. И этот тезис не ставит под сомнением теорию об автохтонности вайнахов. По той простой причине, что когда первые нохчий пришли на Кавказ, там не было жителей, потому что эта территория находилась под водой Каспия. Но это уже другая тема.

чеченских историков . Пусть лучше что-то чем ничего . Однако . Позволю себе выразить ту параллель чеченской истории которая или неизвестна , или невостребована , или игнорируема , ту о которой предпочитают молчать , даже если и знают о ней.

«У чеченцев же в этом мире совсем другие стремления —
не дать исказить свой вечный уклад жизни , не потерять
свои национальные ценности , среди которых главное
место занимает Свобода Личности . Значит , миссия
чеченцев заключена в сопротивлении мессианству
других наций , с которыми сталкиваются исторические
судьбы . И когда мы задумываемся над тем упорством
и непреклонностью , с которыми народ чеченский сопро —
тивляется чуждым влияниям , появляется мысль о некоей
тайне , уходящей в бездну умерших времен .
(Д.Баксан )
«Орсай мехки да хилле »
«В прежние времена страна называлась Чебарлой »
(чеченская устная традиция Х1Х в.)

Если не соблюдать строгую хронологическую последовательность , то пожалуй удобнее всего будет начать с периода монгольских нашествий на Кавказ , так, как на мой взгляд это наиболее интересный период нашей истории начиная с глубокой древности .

Современные историки отмечают . Что Алания (Алания-чеченское государство ) перед нашествием монголов была довольно рыхлым государственным образованием . Добавлю , эта рыхлость Госстроя была вызвана больше страхом перед монголами , которые более двадцати лет

Запугивали Евразийский континент прежде чем вторгнуться . Все понимали , что при всей мощи не было единства чтобы противостоять степнякам .

Во время первого (1222) и второго (1238) появления монголов на Кавказе , царем Алании был али-Хас (эла Хаси , алп-Хас, алп- сокр . алан паччахь т.е . глава государства ). Это был пожилой человек , православный христианин . Он после падения Мааса , не оказывая сопротивления подчинился Бату-хану , монголы в свою очередь признали его власть над государством , утвердив ярлык на правление .

Но события развернулись иным образом . Против монголов восстал самый старший сын царя Хаса , али Ховр (Хавр , Ховр эла) который был первым наследным принцем . Он не только не признал монгольскую администрацию , но и встал во главе первого аланского антимонгольского восстания и воевал пресловутых двенадцать лет, пока не был предательски убит . Его предали грузинские князья . Ховр не мог примириться с тем, что Аланию (Чечню ) и аланов (чеченцев ), в природе может кто-то подчинить . Не пожелавшие мириться с тем, что аланский царевич Ховр восстал против , монголы с особой жестокостью казнили его отца , царя Алании Хаса . Он был ослеплен , оскоплен , обесчещен и четвертован . Впоследствии в чеченском православии он считался святым мучеником .

Следует отметить , что почти до конца Х1Ув . и начиная с незапамятных времен глубокой древности , в чеченском обществе и во всех формах чеченской государственности по установленному в первобытно-архаический период обычаю , власть в виде абсолютной монархии (до Х1Ув .) принадлежала роду Орсой (Садо-Орсой ,Арсой ,Орси ,Арси , диал.Арсуй , Орсай ; абсолют.синонимы-Садой ,Содой , Ч1абарлой , устар.-Кимрой ,Шимрой ). Любая попытка демократизации , передачи или разделения политической власти категорически пресекалась .

Послабления были сделаны только во второй половине Х1Увека , когда был создан первый Мехк-Кхел в Нашха . Достаточно вспомнить пару предложений из работы Лаудаева У. : «Орсай мехки да хилле », «В прошедшие времена русские (орсай ) были отцом страны и матушка (мечиг ,маччиг ,мечк-устар.чеч.-фаллос-признак верховной власти ) русская (орси ) тогда ходила одна по черным и лысым горам », « В прежние времена страна называлась Чаберлой ».

После гибели царя Хаса развернулась борьба за власть в промонгольской администрации .

На политическую арену борьбы за власть в государстве вышел князь Ботур (Бота , Ботар )-князь области Дишни (дишни –выходцы из Мегрелии , вЧечне с У111-1Х века ).Ботур был родственником (сват ) царя Хаса , супруга царевичаХовра была дишнинского рода , родственница Ботура . Ботур имел с монголами сапаратные связи еще до их вторжения в Аланию . К тайным переговорам с монголами были склоны князья и старшины и некоторых других родов . Но монголы не стали рисковать и отдали предпочтение в управлении государством человеку из царского дома , ближайшему родственнику царя Хаса , агиштинскому князю Орсу (Орс-эла,Арс-эла,али-Орс)-родоначальнику современных Элистанжойцев . Процесс передачи ханом Менгу грамоты (ярлыка ) на правление произошел недалеко от села Махкеты (Махкт1е ). Орс эла был православным христианином и мужественным человеком , но стал фактически марионеткой в руках монголов и Ботура , который с помощью монголов фактически управлял равнинной часть Чечни . Ему монголами были выделены большие земли отобранные у садойцев (Алды ,Ведено и др .), но не смотря на все это его «величье » ушло с его смертью и никому не передалось , его потомству нельзя было позавидовать .

Ботуру удалось друг с другом столкнуть садойцев (садой и орсой за пределами Ч1абарла , и в прежние времена , и в наши дни имеют общее собирательное название-садой , садой элий , али садой (АС ), сада-орсой ). С одной стороны монголы и дишнинцы , во главе с промонгольским царем Орс-эла, с другой стороны садойские и пешхойские князья во главе с царем Ховром . Это также произошло в совр . Веденском районе (место точно не знаю ). Ховр проиграл это сражение .

Послеказницаря Хаса , Ховр (Хаси Ховр ) провозгласил себя единственным легитимным царем Алании . Впоследствии только его потомство нашло справедливую легитимацию в чеченском обществе . Еще в самом начале вторжения монголов Ховру по указанию царя Хаса , удалось совершить усмирительный поход в Черкесию (черноморское побережье ) и Мигрелию .

Говоря о Ботуре не имеется в виду весь дишнинский род, который на самом деле оказал посильное сопротивление монголам , а имеется в виду непосредственно многочисленная родня Ботура (братья , кузены , племянники , односельчане ит.д .).

Вообще в наши дни многим кажется , что монголам оказал сопротивление весь чеченский народ . Нет это не так.Защитников Отечества оказалось очень мало . Карателей своего народа оказалось намного больше . Многие чеченцы услышав о приближении жестоких кочевых народов

Фамилиями , родами , десятками тысяч переселялись (бежали ) на Запад и обосновывались в Европе , Византии , реже на Ближнем Востоке . По преданию , к концу Х111века оставшихся на равнине чеченцев нельзя было речью отличить от татар и кумыков , т.е . они в корне подверглись тюркской языковой ассимиляции , т.к . в конце Х111века монголы вообще запретили к употреблению чеченский язык .

Во время усмирительного похода Ховра в Черкесию начался штурм столицы Алании города Маас (Ма1ас , ма1-али-садой ) , находившегося на территории современного г. Грозный , если быть

Более конкретным , он находился там где в наши дни находятся Бароновка , 2-военный городок , СИЗО , п.Калинина , микрорайон Олимпийский , хут.Собачевка , хут.Кирпичный , Консервный завод .

Следом за ним немного западней на территории совр . Башировки и бывшей Жидовки , находился м1айстинский поселок (садойцы некоторым родам позволяли селиться вдоль речных мысов Сунжи . Расположение поселка М1айсти , приводится для того чтобы не путали с г. Ма1ас .

Штурм Ма1аса . Городская крепость (фрагменты развалин простояли почти до конца ХУ111 века ) примыкала к Сунже и находилась примерно между Консервным и Пивзаводовским мостами .

Вполне вероятно что, русло Сунжи имело другое параллельное направление , предания говорят , что оно много раз перекапывалось , но крепость находилась именно между этими двумя современными мостами.Штурм города , а затем и городской крепости вели монголы , китайцы и дишнинцы . Оборону крепости возглавляла Эсирт — супруга в то время еще царевича Ховра . Эсирт

Была из рода дишни . В ходе осады крепости Эсирт , будучи в положении , ожидавшая наследника была выведена по тайному выходу из крепости , оттуда вывезена в Бассовское ущелье и далее в Ч1абарлой . Вскоре после этого она в очень тяжелых условиях (эпидемия ) родила мальчика , который был назван Чах (Чахиг )-означ.рыжий . Ма1ас вскоре пал. По преданию монгольский хан (вероятно Менгу-он более часто упоминается в преданиях ) поклялся , что он истребит всех взрослых чеченцев оборонявших Ма1ас , оставив лишь малолетних мальчиков ростом ниже колеса телеги , и сделает из них непобедимых воинов . Чтобы они были под контролем , он поклялся что сотрет всю историю чеченцев , все будет напоминать им об их прошлом . Оборонявших город и крепость было тысяч пять или шесть , не больше , даже если считать мужчин , женщин и детей , всех вместе .

Ховр в начале своей борьбы отрекся от христианства , и принял религию Одина чеченский воинский культ с элементами собственного левостороннего оскопления , с последующей орхусофагией (возможно подробнее в след . статье ), из-за чего получил прозвище-Мохцур . Ховр имел трехтестисовое строение , в его роду такое явление раньше часто повторялось . Его восстание длилось двенадцать лет от начала вторжения монголов . Он был предан грузинскими князьями и подло убит . Вскоре после смерти Ховра началась охота на весь царский род, в результате которой от Орсой осталось всего три мальчика , продолжателей рода . Один из этих трех был сын Ховра – Чах. Последующий царский род Орсой регенерировался от эти трех мальчиков . Они выросли в неимоверно тяжелых условиях . В условиях постоянной угрозы смерти . С совершеннолетием Чах был коронован . Он стал вождем чеченской нации и царем чеченского государства Алания , и всю свою короткую жизнь посвятил борьбе против монголов . Он родился сразу после падения Ма1аса , и погиб через сорок лет во время крупного , но неудачного восстания . По хронологии ровно 1278 год- время восстания в горах , на равнине , в городах , в том числе и в городе Тютяков .

Так называемый город Тютяков (Дедяков ) есть современный город Моздок . Его название происходит от имен прозвищ Одина . У Одина были следующие имена : Т1од (Тут,Тот, Т1ут1 ), Гор(Гур, Гар), Моз, Ватан (Ватта-Дела ), Секки , Дохьан-дуй (дий) и др . Из первых трех имен Т1од , Гор, Моз, что в общем означает Муха », возникли названия одного и того же города Т1одаг (Тютяк-ов ), Тутанд , Горанд , Мазг , Мазалк .

После неудачного восстания царь Чах со свитой , отступая в горы преследуемый погоней из числа местных пособников монголов . Не сумев уйти от погони и загнанный р.) также царь Алании . Известно что он был мусульманином . Возможно что в какой-то период подчинялся монголам . Его восстание несмотря на масштаб также не принесло ожидаемых результатов . (почти сто лет) жизнь . На его время пришлось нашествие Тамерлана . Ховр стал союзником Тохтамыша . Именно по этой причине чеченский народ получил фактическую независимость от монголов и возможность селиться на равнине . Прежнее «отатарившееся » население чеченской равнины было буквально изгнано с равнины переселенцами с гор не без помощи монголов (вероятно Тохтамыша ). Так возникли некоторые соседние горные тюркоязычные народы.Новая генерация чеченцевво второй половине Х1У в. Насчитывала не более ста тысяч чеченцев . Надо отметить , что Ховру в середине Х1Увека удалось организовать сожжение «главного монгольского города » на Волге (возможно Сарай ). Вероятно нападение ушкуйников . Тюркский этноним –ушкуйники , и чеченский этноним –ч1абарлой , царей Ховр , Хас, Садо, Орс, Асай, Ч1абал, Сакк, Секки и др . часто встречаются в различные исторические периоды начиная с глубокой древности .

В этом нет ничего удивительного, это символические имена чеченских царей, примерно как повторявшиеся в Европе Людовики, Карлы, Генрихи и др. К примеру, аланский король Эохар (Гоар) –У века, Гаюр-хан –Х1У века, это все тот же Ховр. И так много раз.

Итак, вторжение Тамерлана. Причин было много, но основные это равный союз чеченцев и монголов, а также дерзкий поход чеченцев в Скандинавию (Т1ерра), в конце Х1У века. Предания не помнят лидера этого похода, но помнят что его организовали м1айстинцы, исполнявшие к тому времени жреческие функции, и исповедовавшие помесь чеченского язычества и иудаизма. Поход имел грабительский характер, он также имел цель насильственной ассимиляции северных народов.

Войско состояло из авантюристов и любителей легкой наживы практически из всех чеченских родов. Известно. что царь Ховр был против оттого похода, и он не входил в официальный политический курс Чеченского государства. Рассказывают что это войско было разбито скандинавскими народами, но это не остановило Тамерлана, который расценил этот столь далекий поход как вызов себе.Когда войска Тамерлана подошли к Чечне, сын царя Ховра, али Махьам (известный как Мухаммед сын Гаюр-хана) двинулся к Тамерлану.Тамерлан передал али-Махьаму, что если царь Ховр(уже глубокий старик)станет перед Тамерланом на колени и попросит пощады,т.е. унизится перед ним, то он Тамерлан пощадит и отступит от Чечни.Все знали о жестокости Тамерлана который немусульман уничтожал из-за того,что они немусульмане, а мусульман за то, что они когда-то также были немусульманами. Царь Ховр отправился к Тамерлану с намерением унизиться перед ним ради спасения и благополучия чеченского народа.

Тамерлан долго издевался над ним ставя его на колени, заставляя молить о пощаде, Трапезничая положив на Ховра щит сколоченный из досок. В конце концов он казнил царя Ховра. Войска Тамерлан не увел, наоборот начал наступление.али-Махьам стал царем и возглавил восстание против Тамерлана. При жизни Ховра, али- Махьам был князем Ч1абарлоя, междуречья Аргуна и Хулхулау. Основная ставка Тамерлана находилась на равнине современной Сев. Осетии. Именно

Тогда чеченоязычные предки современных осетин были ассимилированы Тамерланом. Война продолжалась несколько лет. Кроме верховий Аргуна и Шаро-Аргуна вся территория была занята.

Царская ставка и Мехк-кхел созданный к тому времени были перенесены в Малхист. Царь Махьам погиб не дожив до конца войны, разумеется оставив наследника престола. Тамерлан ушел из Чечни под большим впечатлением. Говорится, что он заявил, что не знает в мире народа более достойного уважения чем чеченский народ, при этом надо отметить, что в начале смысл его вторжения заключался в том, чтобы истребить чеченцев, как нацию. После ухода Тамерлана последующие четверть века авторитет чеченцев был настолько велик, что несмотря на малочисленность чеченцев войти в боевое соприкосновение с чеченцами опасались противники во много раз превышавшие чеченцев по численности, думая, что любое столкновение с чеченцами приведет к собственному поражению.

  • gastroguru © 2017