Особенности размещения промышленности в индии. Экономика Индии. Основные отрасли экономики Индии

Индия - яркая и многообразная страна, чья экономика все более и более интегрируется с мировой экономикой. Развернутые экономические реформы, предпринятые в последнем десятилетии имели далеко идущие последствия. GE Сapital называет эту страну уникальной, PepsiCo находит ее самой быстрорастущей, а Motorola уверена, что она превратиться в глобальный источник. Операции на территории Индии заняли центральную позицию в глобальной деятельности этих гигантов.

Огромный и постоянно растущий рынок, развивающаяся инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста.

Индия внастоящее время находится на пути развития в экономику открытого рынка, однако все же следы прошлой политики страны остаются. Экономическая либерализация, включая отмену госконтроля промышленности, приватизацию государственных предприятий и снижение контроля над внешней торговлей и инвестициями, началась в начале 1990-ых и служила тому, чтобы ускорить экономический рост страны, который составил в среднем больше чем 7% ежегодно с 1997 года.

Экономика Индии разнообразна и охватывает традиционное деревенское сельское хозяйство, современное сельское хозяйство, изделия кустарного промысла, широкий диапазон современных отраслей промышленности и множество видов услуг. Немного больше половины рабочей силы находится в сельском хозяйстве, но сектор услуг - основной источник экономического роста. Он составляет больше половины ВВП Индии, а занята в нем только одна треть рабочей силы.

Индия извлекла выгоду из наличия многочисленного образованного англоговорящего населения и стала основным экспортером услуг в области информационных технологий и программистов. В 2010 году индийская экономика восстановилась после мирового финансового кризиса - в значительной степени из-за сильного внутреннего спроса - и рост превысил 8% в течение года в реальном исчислении. Экспорт товаров, который составляет приблизительно 15% ВВП, возвратился к докризисным уровням. Промышленное развитие и высокие цены на продовольственные товары, которые стали следствием совместного воздействия слабых муссонов 2009 года и неэффективности действий правительства системе распределения продовольствия, стали причиной высокой инфляции, которая достигла максимума приблизительно в 11% в первой половине 2010 года, однако затем постепенно уменьшалась к однозначным значениям, после серии увеличений процентной ставки Центрального банка страны.

В 2010 году власти уменьшили субсидии в сфере производства топлива и удобрений, продали небольшой процент акций в некоторых государственных предприятиях и продали с аукциона права на использование частот 3G телекоммуникаций в частности для того, чтобы снизить дефицит бюджета. Индийское правительство стремится удержать свой бюджетный дефицит на уровне 5,5% ВВП в 2010-11, финансовом году, что ниже чем 6,8% в предыдущем году.

Долгосрочные проблемы Индии включают широко распространенную бедность, несоответствующую физическую и социальную инфраструктуру, ограничение несельскохозяйственных возможностей трудоустройства, недостаточный доступ к качественному среднему и высшему образованию и миграцию сельского населения в города.

Сельское хозяйство Индии

Сельскохозяйственный сектор, который так долго был оплотом индийской экономики, теперь составляет только приблизительно 20% от валового национального продукта, тем не менее, обеспечивает занятость 60% населения. В течение нескольких лет после обретения независимости, в удовлетворении своих потребностей в продовольствии Индия зависела от иностранной помощи. В последние 50 лет пищевая промышленность неуклонно растет, главным образом из-за увеличения числа орошаемых земельи широко распространенном использовании высокопродуктивных семян, удобрений и пестицидов. Страна имеет большие запасы зерна (около 45 миллионов тонн) и является мировым экспортером зерна. Товарные культуры, особенно чай и кофе приносят главный экспортный доход. Индия - крупнейший в мире производитель чая, ежегодно производящий около 470 миллионов тонн, из которых 200 миллионов тонн экспортируется. Индия также занимает около 30% мирового рынка специй, экспорт которых составляет около 120,000 тонн в год.

В сельском хозяйстве Индии до сих пор сохраняются большие контрасты - крупные плантации соседствуют с мелкими крестьянскими хозяйствами. Многие крестьяне имеют мало земли или вообще её не имеют. В большинстве сёл вообще нет электричества. По площади орошаемых земель (54,8 млн га) Индия занимает первое место в мире. Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Индии составляет 15%.

Основными потребительскими культурами Индии являются рис и пшеница. Современная Индия в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии, хотя и на очень низком уровне примерно в 250 кг на душу населения. В юго-восточной части Индо-Гангской низменности располагается главная рисоводческая зона Индии, где рис возделывают в сезон харифа (май-сентябрь) под муссонные дожди, а в сезон раби (октябрь-апрель) используется искусственное орошение.

Животноводство играет важную роль в сельском хозяйстве Индии. По количеству поголовья крупного рогатого скота (221,9 млн т) Индия занимает первое место в мире, однако по потреблению мяса - одно из последних в мире, что объясняется религиозными воззрениями индийцев - в индуизме корова является священным животным. Насчитывается 58,8 млн овец, 18 млн свиней, 9 млн верблюдов.

Индия занимает второе место в мире по объему производства сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство и сектора, с которыми оно связано, такие как лесоводство и рыболовство, составили 15,7% ВВП в 2009–10 фин. г., использовали 52,1% всей рабочей силы, и несмотря на устойчивое снижение доли в ВВП, все еще являются самым большим сектором экономики и существенной составляющей социально-экономического развития Индии. Урожаи всех зерновых культур выросли с 1950 года, из-за особого внимания к сельскому хозяйству в пятилетних планах и устойчивого совершенствования технологий, применения современных сельскохозяйственных методов и предоставления сельскохозяйственного кредита и субсидий. Однако, сравнения с другими странами мира показывают, что средний урожай в Индии - составляет только 30%-50% самого высокого среднего урожая среди стран мира. Индийские штаты Уттар-Прадеш, Пенджаб, Харьяна, Мадья-Прадеш, Андхра-Прадеш, Бихар, Западная Бенгалия и Махараштра - ключевые сельскохозяйственные регионы Индии.

В Индии орошается 546 820 квадратных километров земельной площади, или приблизительно 39% всех пахотных земель. Внутренние водные ресурсы Индии включая реки, каналы, водоемы и озера и морские ресурсы, включающие восточные и западные побережья Индийского океана и другие заливы, предоставляют занятость почти шести миллионам человек в рыбной отрасли. В 2008 году у Индии была третья по величине рыбная промышленность в мире.

Индия - крупнейший производитель в мире молока, джута и пульса, и также имеет вторую по величине популяцию крупного рогатого скота в мире - 175 миллионов животных в 2008 году. Индия - второй по величине производитель риса, пшеницы, сахарного тростника, хлопка и арахисов, так же как и второй по величине в мире производитель фруктов и овощей (10,9% и 8,6% мирового фруктового и овощного производства соответственно). Индия - также второй по величине производитель и крупнейший потребитель шелка в мире (77 миллионов тонн в 2005 году).

Промышленность Индии

После десятилетия реформ производственный сектор готовится удовлетворять потребности нового тысячелетия. Инвестиции в индийские компании к 1994 году достигли рекордного уровня, и множество транснациональных корпораций решили открывать свои магазины в Индиис целью использования преимущества улучшенного финансового климата. С целью дальнейшего роста промышленного производственного сектора были разрешены прямые иностранные инвестиции по автоматическиому маршруту почти во всех отраслях промышленности с некоторыми ограничениями. Структурные реформы были предприняты в режиме акциза с целью введения единой ставки и упрощаения процедур и правил. Индийским филиалам транснациональных корпораций разрешили платить лицензионный платеж родительской компании для регистрации международных торговых марок, и т.д.

Темпы роста промышленного производства в Индии, % к предыдущему году

Компании в производственном секторе объединились в области их основной компетентности, налаживая связи с иностранными компаниями с целью приобретения новых технологий, экспертизы менеджмента и доступа к иностранным рынкам. Выгодно низкие затраты, связанные с производством в Индии, зарекомендовали Индию как привлекательный сектор для производства и источник для мировых рынков.

Вступление Индии на путь индустриализации повысило роль её топливных и сырьевых ресурсов. Запасы полезных ископаемых значительны. Добывается железная руда (73,5 млн т), каменный уголь, нефть. Индия не обеспечивает полностью потребности в нефти и вынуждена импортировать её. Потребление нефти составляет около 100 млн т в год.

Главными центрами обрабатывающей промышленности Индии являются города Бомбей, Калькутта, Дели и Мадрас. По развитию атомной промышленности Индия является лидером в развивающемся мире. Главной отраслью лёгкой промышленности является текстильная промышленность, которая работает на отечественном сырье. Для металлургии используется собственная железная руда. Развиты такие отрасли, как автомобильная промышленность, сборка велосипедов, производство телевизоров и радиоприемников, бумаги, удобрений и цемента. Главными экспортными промышленными товарами являются транспортное оборудование, одежда и лекарства.

По состоянию на 2010 год на долю промышленности индии приходилось 28% ВВП, в промышленности было задействовано 14% трудоспособного населения. В абсолютных цифрах, Индия является 12-ой в мире по объему промышленного производства. Индийский промышленный сектор подвергся существенным изменениям в результате экономических реформ 1991 года, которые сняли ограничения импорта, ввели иностранную конкуренцию, привели к приватизации определенных отраслей промышленности государственного сектора, улучшенную инфраструктуру и привели к увеличению производства товаров народного потребления. После реформ, индийский частный сектор столкнулся с увеличением внутренней и иностранной конкуренции, включая угрозу более дешевого китайского импорта. Это заставило производителей снижать затраты, обновлять управление, полагаться на дешевую рабочую силу и новые технологии. Однако, это стало препятсивем к созданию новых рабочих мест даже в малом бизнесе, где ранее полагались на относительно трудоемкие процессы.

Текстильное производство - второй по величине источник занятости в Индии после сельского хозяйства - составляет 20% всего объема продукции обрабатывающей промышленности и предоставляет рабочие места более чем 20 миллионам человек. Согласно заявлениям правительства, преобразование текстильной промышленности от деградации до быстро развивающейся отрасли стало самым большим достижением центральных властей. После освобождения промышленности в 2004–2005 гг. от многих обременений, прежде всего финансовых, правительство дало зеленый свет потоку инвестиций – как внутренних, так и внешних. В период с 2004 по 2008 год общий объем инвестиций составил 27 миллиардов долларов. К 2012 году, как были убеждены в правительстве, этот показатель должен был достичь 38 миллиардов; инвестиции в 2012 году должны были создать дополнительно более чем 17 миллионов рабочих мест.

Однако спрос на индийский текстиль на мировых рынках в 2008 году стал падать. Согласно данным Министерства торговли и промышленности, только в течение 2008–2009 финансового года (который заканчивается 31 марта) текстильная и швейная промышленность вынуждены были сократить приблизительно 800 тысяч новых рабочих мест – почти половина от уровня в 2 миллиона рабочих мест, который должен сокращен в экспортно-ориентированных секторах индийской экономики, чтобы смягчить воздействие мирового кризиса.

Финансовый Сектор Индии

Обширный финансовый и банковский сектор способствует быстрому росту экономики Индии. Индия может гордиться широкой и хорошо развитой банковской сетью. Сектор располагает также рядом национальных и государственных финансовых институтов. Они включают иностранных и институционных инвесторов, инвестиционные фонды, лизинговые компании, предприятия рискового капитала и пр. К тому же, страна имеет развитый фондовый рынок. Индийские фондовые рынки быстро трансформируются в сторону мирового рынка, который является современным в отношении инфраструктуры в соответствии с мировой практикой, типа производной торговли на фьючерсах, особые условия торгов для екоторых акций, торги через интернет и т.д.

Премьер-министр Индира Ганди национализировала 14 банков в 1969 году и еще 6 банков в 1980 году. Обязательным для банков стало направлять 40% кредитов приоритетным секторам экономики, таким как сельское хозяйство, мелкая промышленность, предприятия розничной торговли, предприятия малого бизнеса и т.д., а также гарантировать выполнение своих социальных обязательств и целей связанных с развитием экономики. С тех пор число филиалов банков увеличилось от 8260 в 1969 году до 72170 в 2007 году, и количество населения, приходящееся на одно отделение, за этот же период уменьшилось с 63800 до 15000 человек. Объем вкладов населения в банках увеличился с 1,2 млрд. долл. в 1970–71 гг. до 776,91 млрд. долл. в 2008–09 гг. Несмотря на увеличение сельских отделений с 1860 или 22% общего количества отделений в 1969 году до 30590 или 42% в 2007 году, только 32270 из 500000 деревень имели собственное отделение банка.

Более чем половина личных сбережений граждан инвестированы в физические активы, такие как земля, здания, рогатый скот, и золото. На долю банков государственного сектора приходится более чем 75% общей стоимости банковского имущества в стране, а на долю частных и иностранных банков - 18,2% и 6,5% соответственно. В период либерализации экономики правительство провело существенные банковские реформы. В то время как некоторые из них касаются национализированных банков, слияния компаний, уменьшения вмешательства государствав банковскую деятельности и увеличения доходности и конкурентоспособности, другие реформы послужили открытию частных и иностранных банков и страховых компаний.

Сектор Услуг Индии

Главный толчок к промышленному росту исходил из сектора услуг. Услуги составляют 55% от валового национального продукта. Быстрота, качество и сложность типа выставляемых на продажу услуг повышаются и стремятся соответствовать международным стандартам. Финансовые услуги, программными услугами или бухгалтeрские услуги, этот сектор высоко профессионален и является главным стимулом к экономическому развитию. Интересно, этот сектор заполнен участниками, каждый из которых занимает определенную нишу на рынке.

Индия быстро становится главной силой в секторе информационных технологий. Согласно Национальной Ассоциации Программных и Сервисных Компаний (NASSCOM), более чем 185 компаний Fortune 500 компаний пользуются индийскими программными услугами. Этот потенциал все более и более выявляется всемирными программными гигантами типа Microsoft, Hughes, и Computer Associates, которые сделали существенные вложения в Индии. Ряд транснациональных корпораций пользуются относительным преимуществом стоимости и высоко квалифицированным персоналом, доступными в Индии, и открыли центры услуг и центры обработки заказов в Индии с целью удовлетворения потребностей своих клиентов во всем мире.

Развитие инфраструктуры

Развитие инфраструктуры в Индии традиционно было заботой государственного сектора. После осознания потребности в быстром росте и усовершенствовании качества основных средств инфраструктуры, частное и иностранное участие было поощрено через пакет привлекательных стимулов и льгот. Индия сегодня раполагает большой инфраструктурой в виде развитой гражданской авиации, железных дорог, дорожной сети, отгрузки, передачи данных, выработки и распределения энергии. Индия имеет одну из самых больших дорожных сетей в мире. Страна делает большие успехи в области космических технологий и ракетостроения. Первый пробный запуск спутника Satellite Launch Vehicle, GSLV-D1 был успешно выполнен 18 апреля, 2001 Центром SHAR, Sriharikota. Правительство постепенно сняла с него роль единственного проводника средств инфраструктуры. Это выражается в прогрессивном инкорпорировании системных служб государственного сектора в области телекоммуникаций и портов, прекращении регулирования внутреннего обслуживания длинного расстояния, предложенное извлечение государственных инвестиций в авиакомпании (Air India и Индийские Авиалинии) и предложение по аренде аэропортов в Хайдарабаде, Ахмедабаде, Гоа, Кочи и Амритсаре. Следуя политике частного участия в дорожном секторе, Министерство Дорожного Транспорта представило 20 проектов общей стоимостью 10 млрд рупий. Из этих 20 проектов, 6 - по строительству окружных дорог, а остальные 14 - по строительству мостов и туннелей.

Внешняя торговля Индии

В последние годы объем внешней торговли Индии резко возрос, а его доля в ВВП страны увеличилась с 16% в 1990–91 гг. до 43% в 2005–06 гг. Главные торговые партнеры Индии - Европейский союз, Китай, Соединенные Штаты и Объединенные Арабские Эмираты. В 2006–07 гг. экспорт Индии включал в себя технические товары, нефтепродукты, химикаты и фармацевтические препараты, драгоценные камни и драгоценности, текстиль и предметы одежды, сельскохозяйственную продукцию, железную руду и другие полезные ископаемые. Импорт включал в себя сырую нефть и нефтепродукты, автомобили, электронные товары, золото и серебро. В 2010 году объем экспорта составил 225,4 млрд. долл., а объем импорта - 359,0 млрд. долл. Торговый дефицит в течение того же года составил 133,6 млрд. долл.

Внешний долг и государственный долг Индии

Отношение внешнего долга к ВВП снизилось от 38,7% в 1992 году до 14,6% в 2010 году. Государственный долг Индии в 2010 году составил 71,84% ВВП или 1171 млрд. долл.

Прогноз развития индийской экономики

В 2007 году ВВП Индии превысил отметку 1 трлн долл., благодаря чему страна вошла в клуб государств-триллионеров, став его двенадцатым участником. Такие данные приводятся в исследовании, проведенном швейцарским банком Credit Suisse. Преодолению барьера способствовало укрепление национальной валюты Индии, рупии, по отношению к доллару.

Темпы роста индийской экономики в 2011/2012 финансовом году, который начинается 1 апреля 2011 года, могут составить 9,25%. Однако правительству страны необходимо принять меры для снижения уровня инфляции в стране, - заявил министр финансов Индии Пранаб Мухари. "Ожидают, что в следующем году экономика вернется на докризисный уровень, - отмечено в экономическом обзоре, подготовленном советниками министра. - Преобладают опасения относительно инфляции". Индии необходимо сократить дефицит бюджета наряду с повышением базовых ставок для сдерживания инфляции, которая в этом финансовом году была "неудобно высокой", полагает Мухари, сообщает "Интерфакс".

"Мы видим признаки того, что экономический рост останется по-прежнему мощным, а бюджетная политика будет направлена на сокращение дефицита и сдерживание инфляции", - отметил ведущий экономист компании Religare Capital Markets Ltd. Джей Шанкар.

Значительную территорию Южной Азии занимает федеративная республика Индия, которая находится на седьмом месте в мире по площади, и второе по численности населения.

Это страна, которая отличается большим разнообразием национальностей, а также стремительным ростом и развитием промышленности.

Население

Индию по праву можно считать благоприятным приютом для представителей всевозможных национальностей. В подтверждение этому можно уточнить, что не смотря на то, что государственным языком считается хинди, в стране утверждены еще 14 конституционных языков, среди которых английский, санскрит, маратхи, ассами и другие.

Восемьдесят лет назад, во время колоний, смертность превышала рождаемость, а средняя продолжительность жизни еле дотягивала до 30 лет. Спустя два десятка лет демографическая ситуация страны резко улучшилась, поскольку начало активно развиваться здравоохранение, а каждой семье пропагандировали производить на свет не менее двух детей. Сегодня же прирост населения настолько стремительный, что спустя 5 лет по количеству жителей Индия превзойдет Китай. Именно поэтому в стране последнее десятилетие одной из значимых проблем является безработица - более 20% работоспособных жителей не имеют постоянной работы или же заняты частично.

Хотя Индию нельзя назвать урбанизированным государством, все же городское население превышает сельское в несколько раз. По этому показателю Индия также занимает второе место в мире. Основная часть горожан работает в торговле и сфере обслуживания. Стоит указать, что самые крупные города Индии не отличаются достаточной комфортабельностью, даже наоборот - множество трущоб «басти», отсутствие водопровода и канализации, проблемы с транспортной развязкой, регулярные пробки в час пик, скудные условия для городского населения. Жизнь сельского населения можно назвать более комфортной.

Промышленность Индии

Сфера услуг занимает основную часть внутреннего валового продукта Индии. К наиболее развитым промышленностям страны относят энергетику, черную металлургию, машиностроение, химическую и легкую промышленность, поскольку именно эти сферы являются государственной собственностью и вносят огромную лепту в ВВП Индии.

Энергетика

(Тепловая электростанция North Chennai, Индия )

Не смотря на то, что энергетика в стране на стадии стремительного развития, основная часть населения удовлетворяет свои бытовые топливные нужды посредством отходов сельскохозяйственной деятельности и дров. Каменный уголь добывают преимущественно на северо-востоке, а затраты на его транспортировку довольно высокие и экономически неоправданны. Обработка нефтяных залежей практически неразвита, поэтому перерабатывается в основном импортированное сырье. Поэтому центром энергетической промышленности являются ГЭС и АЭС. И тем не менее в Индии получила стремительное развитие программа по атомной энергетики.

Металлургия

(Металлургический завод в Бхилаи, Индия )

Черная металлургия - одна из основных промышленностей Индии, ведь на территории страны находится большое количество залежей руды и угля. Наиболее богатыми источниками отличается город Калькутта. Очаг самых крупных заводов металлургической промышленности находится в восточной части страны. В основном работа заводов направлена на обеспечение государственных нужд. Все же Индия экспортирует некоторые полезные ископаемые, среди которых слюда, марганец и железная руда. Следует отметить, что металлургическая промышленность отличается выплавкой алюминия, поскольку страна имеет собственные достаточно крупные запасы необходимого сырья. Все другие цветные металлы Индия получает посредством импорта.

Машиностроение

(Конвеерная сборка автомобилей ручным трудом )

За последнее десятилетие машиностроительная промышленность в Индии достигла своего апогея. Стремительно начали развиваться авиа-, судо-, вагоно- и автомобилестроение, выпуская практически все виды необходимого транспортного оборудования. Около сорок разнообразных предприятий, которые находятся преимущественно в крупных городах, являются очагом машиностроения и производят необходимые детали благодаря собственному машиностроительному комплексу.

Текстильная и химическая промышленности

(Текстильная промышленность )

Около двух десятков миллионов жителей Индии работают в текстильной промышленности. Сегодня ее инвестируют множество зарубежных представителей текстильного бизнеса. За счет этой промышленности значительно окрепла экономика государства. Огромную прибыль (более 30 миллиардов долларов) казна страны получает от продажи продукции химической промышленности: минеральные удобрения, пластмасс, химические волокна, каучук. Сейчас большинство заводов направили свои усилия на органический синтез.

Сельское хозяйство Индии

(Сбор традиционного индийского чая )

Сельское хозяйство Индии в основном направлено на земледелие и выращивание разнообразных пищевых культур (риса, пшеницы). В мире же ценится экспортированный с Индии чай, хлопок и табак. Климат страны позволяет выращивать эти культуры и распространять качественный товар далеко за рубеж. Развиваться животноводству мешает распространенный в государстве индуизм, который пропагандирует вегетарианство и даже обработку шкур считает низким и грешным ремеслом. Но сельское хозяйство от этого не страдает, поскольку жители Индии могут круглый год заниматься растениеводством, что дает им постоянный стабильный доход.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В химической промышленности выделяется производство минеральных удобрений. Растет значение нефтехимии. Производятся смолы, пластмассы, химическое волокно, синтетический каучук. Развита фармацевтика. Химическая промышленность представлена во многих городах страны.

Легкая промышленность - традиционная отрасль экономики Индии. Особенно выделяются хлопчатобумажная и джутовая отрасли. По выпуску хлопчатобумажных тканей Индия является одной из ведущих стран мира, а по производству изделий из джута (технических, упаковочных, мебельных тканей, ковров) занимает первое место. Крупнейшими центрами хлопчатобумажной промышленности являются Бомбей и Ахмадабад, джутовой - Калькутта, Текстильные фабрики имеются во всех крупных городах страны. В экспорте Индии изделия текстильной и швейной промышленности составляют 25%.

Пищевая промышленность производит товары и для внутреннего потребления, и на экспорт. Наиболее широкую известность в мире получил индийский чай. Его производство сконцентрировано в Калькутте и на юге страны. По экспорту чая Индия занимает первое место в мире.

Ведущая отрасль сельского хозяйства Индии - растениеводство (4/5 стоимости всей продукции). Посевная площадь - 140 млн.га, но для нового освоения земельных ресурсов практически нет. Земледелие нуждается в орошении (орошается 40% посевных площадей). Сводятся леса (еще сохранилось подсечноогневое земледелие).

Основная часть посевных площадей занята под продовольственные культуры: рис, пшеницу, кукурузу и др. Главные технические культуры Индии - хлопчатник, джут, чай, сахарный тростник, табак, масличные (рапс, арахис и др.). Выращивают также каучуконосы, кокосовую пальму, бананы, ананасы, манго, цитрусовые, пряности и специи.

Животноводство является второй по значению отраслью сельского хозяйства Индии, сильно уступая растениеводству. Крупный рогатый скот используется в крестьянских хозяйствах в основном как тягловая сила. Используется молоко, шкура и кожа животных.

В приморских районах немалое значение имеет рыболовство. Использование морепродуктов может улучшить продовольственную ситуацию в стране.

ИНДИЙСКАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

С древних времен было известно изысканное качество индийских тканей. Мистика текстуры, сложный узор рисунка поражал воображение любого от царского вельможи до простого обывателя. Высокая оценка, популярность и признание, которые снискала индийская текстильная промышленность в мире, делают ее одной из самых быстроразвивающихся отраслей Индии. Текстильная промышленность имеет важное социально-экономическое значение в национальной экономике страны. Она составляет около 5% ВНП и более 1/3 всего экспорта.

Индийская текстильная промышленность - одна из самых старых отраслей промышленности в стране и представляет собой сложный секторальный комплекс, на одном конце спектра которого находится форма производства с ручным прядением и ручным производством ткани, а на другом конце - основной интенсивный по-современному модернизированный фабричный сектор, а между ними сектора децентрализованных мощных ткацких и прядильных станков. Именно в организованном секторе, существует "остров мастерства", использующий оборудование, основанное на модернизированных информационных технологиях с использованием оборудования для ЕRРSАР, которое является непревзойденным в мире.

Специфическая конфигурация волокон, используемых в текстильной промышленности, включает практически все типы текстильных волокон от натуральных, таких как хлопок, джут, шелк и шерсть, до синтетических/искусственных волокон типа полиэфирных, вискозных, нейлоновых, акриловых, полипропиленовых и многочисленных смесей этих волокон и нитяных пряж.

Разнообразная структура текстильной промышленности, тесно связанная с нашей древней культурой и традициями, обеспечивает уникальную возможность осуществлять производство, используя последние достижения технологии и возможности дизайна, продукции широкого ассортимента, отвечающей разнообразным вкусам и предпочтениям потребителя, как в нашей стране, так и за рубежом.

Возможно, это единственная отрасль в многообразной индустрии Индии, которая является самодостаточной и полной в цепи производства, т.е. от исходного сырья до окончательного получения готовой продукции, например такой, как готовая одежда.

Индийская текстильная промышленность занимает значительное место, как в экономике Индии, так и в международной текстильной экономике. Её вклад в экономику Индии проявляется в производстве промышленных товаров, занятости населения и получении иностранной валюты.

В соответствии с данными, опубликованными Международной Текстильной Федерацией Производителей (МТФП) (ITMF) за 1999 год, Индийская текстильная промышленность также вносит значительный вклад в мировое текстильное производство и производство текстильного волокна/пряжи. Эта промышленность произвела около 21 процента мировой пряжи и 6 процентов мировой ткацкой продукции. После того, как Китай демонтировал 10 миллионов своих прядильных станков, Индия оказалась страной с самым высоким оснащением прядильными станками. Имея почти 5,64 миллиона текстильных станков (включая 3,89 миллионов ручных), эта промышленность также имеет самую высокую в мире оснащенность текстильными станками (включая ручные) и имеет около 57% мирового парка станков. Даже если не учитывать ручные текстильные станки, промышленность имеет 33% мирового парка текстильных станков.

Эта промышленность вносит также значительный вклад в мировое производство текстильного волокна и пряжи, включая джут. В мировом текстильном сценарии, индийская текстильная промышленность самый крупный производитель джута, занимает второе место по производству шелка, третье - по производству хлопка и целлюлозного волокна/пряжи и пятое место по производству синтетического волокна/пряжи.

Исследование МТФП (ITMF) показало также, что Индийская текстильная промышленность имеет преимущества перед другими крупнейшими странами-производителями текстиля относительно стоимости сырьевых материалов и стоимости рабочей силы при производстве различных типов текстильной продукции.

Несмотря на ускоренное развитие индустрии, Индии в мировом промышленном производстве остается незначительной - 1,3%. В то же время если вспомнить, что на все развивающиеся страны, которых насчитывается более сотни, приходилось в середине 70-х годов 8,7% мировой продукции обрабатывающей промышленности, то Индия предстает как одна из крупнейших индустриальных держав среди развивающихся стран. Промышленность страны включает разнообразнейшие формы производства - от современных мощных фабрично-заводских предприятий государственного сектора индийского и иностранного монополистического капитала до промыслов и ремесел, составляющих наследственную профессию каст миллионов кустарей и ремесленников.

Между этими полюсами существует множество переходных форм мелкотоварного производства, начального капиталистического предпринимательства, мелкой средней капиталистической промышленности.

Известно, что опережающее развитие энергетики - необходимая создания тяжелой индустрии, повышения производительности труда во всех сферах производства, модернизации отсталых секторов хозяйства. В общем энергетическом балансе Индии продолжают преобладать непромышленные виды энергии; бытовое потребление топлива (в основном для приготовления пищи) почти целиком обеспечивается дровами, кизяком, сельскохозяйственными отходами. В стране прилагаются большие усилия, чтобы увеличить добычу угля, ресурсами которого она обеспечена лучше по сравнению с другими энергетическими источниками. За годы независимости угледобыча почти утроилась, превысив 100 млн. т в начале 80-х годов. Существенное воздействие на размещение и функционирование хозяйства оказывает угольной промышленности на северо-востоке полуостровной части страны: и разрезы, сосредоточенные на протяжении 300 км по долине р. , дают свыше 2/3 всего добываемого угля, в том числе весь коксующийся. Это вызывает длительные и дорогостоящие перевозки. составляет % всех грузов, перевозимых железными дорогами. Освоение угольных месторождений, расположенных вне Дамодарского бассейна, - одна из официально поставленных в Индии задач.

Небольшие современные механизированные предприятия образуют наиболее быстро развивающийся сектор мелкой промышленности. Потенциально они обладают возможностями специализироваться на производстве узлов и деталей для фабричных предприятий. Однако пока «японский» кооперации мелкой и крупной промышленности не получил широкого распространения в Индии.

Индия - одна из крупнейших железнодорожных держав : к концу 70-х годов протяженность ее железных дорог достигла почти 62 тыс. км, из них половина имеет узкую колею метровой ширины.

Первые железные дороги были проложены в начале 1850-х годов как классические «линии проникновения» от главных портов в глубь страны. После подавления Великого народного восстания 1857-1859 гг. строительство железных дорог стало главным орудием стратегического и экономического упрочения британского господства в Индии. Основные железные дороги, соединив порты между собой и с внутренними территориями, оставили связь глубинных районов друг с другом крайне слабой. Созданная к началу XX в. железнодорожная сеть позволила выкачивать сырье из глубинных районов, содействуя росту Калькутты, Бомбея, Мадраса и стимулируя в них возникновение фабричной промышленности. В то время как главные порты были связаны между собой ширококолейными путями, обширные внутренние территории (прежде всего княжества , территории Катхиявара и Раджастхана), а также -ское левобережье, получили лишь метровой колеи. Унаследовав большую по протяженности железнодорожную сеть, независимая Индия была поставлена перед задачей усиления межрайонных связей и изменения сети в интересах национального развития.

При большой протяженности железнодорожной сети основные перевозки грузов и пассажиров сосредоточены на нескольких магистральных направлениях ширококолейных дорог, связывающих Калькутту, Дели и Мадрас. Основная грузов, перевозимых по железным дорогам, - уголь, железная руда и другая продукция горнодобывающей промышленности, которые в сумме образуют около половины общего грузопотока. Среди готовых промышленных изделий в наибольших количествах перевозятся и продукция черной металлургии, а также . Важную роль играют перевозки зерновых. Железные дороги выполняют основную транспортную работу: на них приходится 3/4 грузовых и половина пассажирских перевозок.

За годы независимости протяженность автогужевых дорог почти утроилась , достигнув к концу 70-х годов 1 200 тыс. км. Однако лишь 480 тыс. км составляют дороги с твердым покрытием - «пакка», так называют в Индии дороги, проходимые круглый год. Крупнейшие города страны соединены между собой национальными автострадами, асфальтированными, обсаженными тенистыми деревьями. Но их общая протяженность составляет лишь 29 тыс. км. Национальные автострады расширяются и реконструируются. Индийский участок сооружаемой трансазиатской магистрали - проходит по направлению - Дели - Агра - - - Калькутта, что еще более усиливает значение этой главной североиндийской автострады.

Однако 3/4 дорог Индии - это грунтовые «качча», которые становятся в сезоны дождей труднопроходимыми. Тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира. Почти % сельских дорог считается непригодной для движения моторизованного транспорта. Упряжка волов или буйволов - основное средство передвижения крестьян, для доставки товаров на ближайший местный рынок «манди» - в среднем на расстояние 15-20 км. Гужом перевозится 200 млн. т грузов в год - столько же, сколько железными дорогами страны. Замена крестьянских упряжек моторизованными видами транспорта - длительный процесс, связанный с улучшением сельских дорог, повышением стоимостной ценности сельскохозяйственной продукции, удешевлением средств доставки и т. д.

Не менее роль автотранспорта в грузовых и особенно пассажирских перевозках быстро возрастает. В конце 1970-х годов автобусы перевозили 10 млрд. пассажиров в (железные дороги - 2,4 млрд.). Доля автотранспорта в грузовых перевозках повысилась с 1950 до 1980 г. втрое. К сожалению, развитие автомобильных перевозок затруднено тем, что они находятся в ведении правительств отдельных штатов и для переезда автомашин из одного штата в другой необходимо получение специальных разрешений. Посты, инспекции, налогообложение, существующие на всех дорогах при переезде из одного штата в другой, замедляют и удорожают грузовые автомобильные перевозки.

Индия - морская . осуществляет большую часть внешнеторговых грузоперевозок страны. Почти 90% морского грузооборота перерабатывается восемью главными портами. Крупнейший среди них - Бомбей, через который в конце 70-х годов проходило 17-18 млн. т. , длительное время главенствовавшая в колониальный , находится в трудном положении. , в которой находится город-порт, быстро мелеет. Сооружение глубоководного аванпорта Халдии должно облегчить сложившееся . Крупнейшие порты Южной Индии - , Коччи. Наиболее быстро растут порты, специализирующиеся на вывозе железной руды, которая в годы независимости стала одним из главных экспортируемых Индией товаров. Благодаря этому порт Мармаган () выдвинулся по грузообороту на второе место в стране, был создан новый специализированный Парадип, быстро расширился Вишакхапатнама. порт Кандла, созданный в экономически пока слаборазвитой части Гуджарата, растет медленно.

Существенный прогресс за годы независимости достигнут в развитии авиатранспорта как на международных, так и на внутренних линиях. На комфортабельном самолете за пару часов можно перебраться из одного конца страны в другой. Начали появляться в промышленных районах специализированные виды транспорта: трубопроводы, канатные дороги. Внешние экономические связи. Индии в годы независимости динамично развивается, при этом не просто расширяется ее объем, но изменяется структура товарооборота и география внешних связей страны. Объем импорта почти постоянно превышает экспорт. Это связано с резким увеличением стоимости импортируемых нефти и нефтепродуктов, поглощающих свыше У4 средств, расходуемых на импорт. Второе место во ввозе занимают машины и оборудование, далее следуют черные и цветные . Среди капиталистических торговых партнеров Индии в импорте преобладают , в экспорте - . Великобритания, господствовавшая во внешней торговле страны в колониальный период, ныне отодвинулась на третье место. Значителен объем внешнеторговых операций Индии с . Расширяются торговые связи с развивающимися странами, особенно Азии и бассейна Тихого океана. Страны Ближнего и Среднего Востока - основные поставщики нефти, превосходящие другие государства по стоимости импорта и объему отрицательного сальдо внешнеторгового баланса Индии.

Важную роль в индустриализации, достижении хозяйственной самостоятельности и укреплении государственного сектора играет экономическое сотрудничество Индии с социалистическими странами, и в первую очередь с . Экономические связи между нашими странами развиваются на основе межправитель-ственньгх соглашений экономическом и техническом сотрудничестве. В результате успешной реализации этих соглашений в Индии с помощью СССР сооружены и введены в эксплуатацию 50 промышленных и других объектов в отраслях государственного сектора. Среди них такие мощные новостройки, Kajc введенные в и расширяющиеся металлургические комбинаты в и Бокаро, угольные шахты, железорудные разработки, нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы, электростанции, заводы тяжелого машиностроения в Ранни, горношахтного оборудования в Дур-гапуре, тяжелого электрооборудования в Хардваре, завод приборостроения в , предприятия медицинской промышленности в Ришикеше, Хайдарабаде и Мадрасе. В 1979 г. было подписано соглашение об оказании технического содействия СССР в строительстве нового металлургического завода близ Вишакхапат-нам.

Построенные в Индии при экономическом и техническом содействии других стран предприятия выплавляют 33% всей стали, добывают 16% железной руды и 60% нефти, производят 20% электроэнергии, практически все металлургическое оборудование и значительную часть горнодобывающего оборудования.

Большую роль играет помощь Советского Союза Индийской Республике в подготовке технических и научных кадров. Символом научно-технического сотрудничества наших стран стал запуск в 1975 и 1979 гг. советскими ракетами-носителями первых индийских научных спутников Земли - «Ариабата» и «Бха-скара».

В марте 1979 г. была подписана Долгосрочная программа экономического, торгового и научно-технического сотрудничества между СССР и Индией. программа рассчитана на 10-15 лет и предусматривает дальнейшее развитие сотрудничества в строительстве в Индии промышленных и других объектов, включая сотрудничество на компенсационной основе в различных отраслях тяжелой и легкой промышленности. В декабре 1980 г. во время официального дружественного визита Генерального секретаря и Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева в Индию были подписаны Совместная советско-индийская , соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве и торговое соглашение на 1981-1985 гг.

Одним из элементов внешних экономических связей является международный , приносящий стране определенную часть дохода в иностранной валюте. Число иностранных туристов за последние полтора десятилетия быстро растет. В 1960 г. Индию посетило 120 тыс. туристов, а в 1979 г. - около 800 тыс. Из них больше половины прибыли из стран Западной Европы и Северной Америки.

В структуре национального хозяйства страны за годы независимости и проводимого правительством плана индустриализации экономики про-изошли существенные сдвиги — возросла доля промышленности , осо-бенно тяжёлой, при сокращении доли лёгкой и пищевой, значительно снизалась доля сельского хозяйства и увеличилась доля непроизводст-венной сферы.

Основу энергетики Индии составляет угольная промышленность. Ежегодно Индия добывает около 350 млн. тонн угля и только 30-35 млн. тонн нефти. Быстрыми темпами растёт производство электро-энергии (более 700 млрд. кВт ч). Построены несколько АЭС и ряд крупных ГЭС.

При содействии бывшего СССР Индия обрела мощную чёрную ме-таллургию , войдя в десятку крупнейших производителей стали. Круп-нейшие центры чёрной металлургии — Бхилаи, Бокаро, Джамшедпур, Дургапур, Роуркела — сосредоточены на востоке страны, где сформиро-валась главная угольно-металлургическая база страны — «Индийский Рур». Получила развитие и цветная металлургия , особенно производство алюминия (Синграул и Хиракуд).

Машиностроение Индии имеет сложную структуру и представлено различными отраслями. Индия производит автомобили, локомотивы, ва-гоны, суда, металлорежущие станки, разнообразную электротехнику и электронику, сельскохозяйственную технику. Развивается оборонный комплекс, включая авиаракетную и танковую промышленность. Основ-ными машиностроительными центрами Индии являются Бомбей, Каль-кутта, Дели, Мадрас, Хайдарабад, Бангалор, Ранчи.

В структуре химической промышленности господствующее положе-ние занимает производство минеральных удобрений, однако постоянно увеличивается доля и других отраслей. Растёт выпуск продукции нефте-переработки, химических волокон, синтетического каучука, пластмасс и фармацевтической продукции. Важнейшими центрами химической про-мышленности страны стали Бомбей, Вишакхапатнам, Дели, Синдри, Кочин, Мадрас и др.

Традиционными отраслями хозяйства остаются лёгкая и пищевая промышленность . В Индии развито производство практически всех видов тканей: хлопчатобумажных, джутовых, шёлковых, шерстяных, из синте-тических и искусственных волокон. По производству всех видов тканей Индия занимает 3 место в мире, а по производству джутовых изделий Индия является абсолютным мировым лидером. Крупнейшими центрами лёгкой промышленности являются Калькутта, Ахмадабад, Бомбей, Дели, Мадурай, Канпур. Среди отраслей пищевой промышленности экспортное значение имеют чайная, сахарная и маслобойная. Материал с сайта

Совершено особое место в Индии занимают софт-индустрия , то есть производство программного, обеспечения, и киноиндустрия . Основными центрами софт-индустрии в последние годы стали Дели, Бомбей, Мадрас, Хайдарабад, Бангалор, Джайпур, Пуна и Нойда. Основными покупателя-ми индийских компьютерных программ являются США (59%), страны Европейского союза (22%) и Япония (4%). Главным центром киноинду-стрии Индии является Бомбей. По производству художественных кино-фильмов (более 700) Индия занимает 1 место в мире.

gastroguru © 2017