Оригинальные идеи для письменного стола. Письменный стол (47 фото): как выбрать хороший стол для работы. Материал стола для ребенка

По статистике, подавляющее большинство патологий позвоночного столба развивается из-за того, что человек неправильно сидит за письменным столом. Первопричиной подобного явления являются неверно подобранные габариты мебели, которые напрямую влияют на удобство эксплуатации, осанку и здоровье спины. Именно поэтому при необходимости приобрести письменный стол размеры изделия - первое, что должно быть учтено при выборе. Ассортимент изделий варьируется в достаточно широком диапазоне, от компактной прямоугольной конфигурации до моделей-трансформеров или угловых конструкций. Ориентироваться в первую очередь стоит на рост пользователя, наличие определенных медицинских показаний, габариты помещения, куда планируется поставить стол, и только потом на особенности интерьера и личные вкусы.

Немаловажным критерием, влияющим на размеры письменного стола, является его функциональность. Если для младшего школьника достаточно стандартной конфигурации, то рабочее место студента, архитектора или офисного сотрудника должно быть гораздо больше. Разумеется, учитываются и габариты помещения, в котором планируется поставить мебель. Если это небольшая по площади комната, оптимальным вариантом будет установка школьного стола маленьких размеров. Такие модели делятся на:

  1. Однотумбовые. Это самая стандартная конструкция, которая позиционируется как малогабаритная. С одной стороны находится рабочая поверхность, с другой - встроенная тумба с одним или несколькими ящиками. Стандартные размеры - 120 х 60 см.
  2. Двухтумбовые. Еще одна компактная классическая модель, ящики в которой располагаются по обе стороны столешницы. Стандартные габариты - 140 х 60 см.
  3. С подкатной тумбой. Модель чаще всего встречается в офисах, немного расширяя функционал мебели. Тумбу можно использовать как часть стола или же как отдельный самодостаточный элемент обстановки. Размеры обычно совпадают с однотумбовыми аналогами.

В ряде случаев письменный стол совмещается с компьютерным, что влияет на габариты мебели. Популярностью пользуются функциональные Г-образные (угловые) конструкции, они вместительные, при этом не сильно громоздкие, позволяют удобно разместить все необходимые ученические принадлежности, ПК или ноутбук. Ширина таких столов начинается от 120-160 см, глубина находится в пределах 800-120 см. К мебели средних размеров относят и столы-трансформеры, они немного выше и шире стандартных, при этом обладают массой дополнительных возможностей, в частности, регулировкой угла наклона и высоты столешницы. Такие модели удобно размещать в типовых квартирах, где ценен каждый квадратный метр.

Оптимальный вариант для школьника - полноценный гарнитур со встроенным столом, куда поместятся все необходимые учебные и развивающие принадлежности, а также предметы обихода. При этом стоит понимать, что функциональность и громоздкость такой модели прямо пропорциональны.

Однотумбовый

Двухтумбовый

С подкатной тумбой

Трансформер

Гарнитур со встроенным столом

Стандартные размеры

Стандартные размеры письменного стола разрабатывались совместными усилиями дизайнеров и работников научно-исследовательских медицинских лабораторий. При создании мебели специалисты учитывали удобство эксплуатации и эргономику. Также большое внимание уделялось медицинским показателям. Главное, к чему стремились проектировщики, чтобы при работе за столом не возникало перенапряжения, которое может привести к болезням позвоночника и застою крови в организме при долгом нахождении в одной позе. Основные габариты письменного стола для школьника, на которые следует обращать внимание при выборе, - высота, длина, глубина.

Прямой стол

Прямой письменный стол - наиболее распространенная вариация мебели. Самый важный параметр - высота. За основу расчетов берется рост человека. При среднем показателе взрослого мужчины в 175 см и женщины в 162 см высота мебели должна составлять приблизительно 75 см. Это усредненный стандартный размер, который используется при изготовлении прямого письменного стола. Габариты этой модели для взрослых можно свести в таблицу.

Это стандартные показатели, которых придерживается большинство производителей.

Прямой письменный стол для ребенка отличается по высоте от взрослого варианта. В детских моделях этот параметр начинается от 52 см. Верно подобранные габариты станут гарантом того, что в процессе занятий школьник будет держать спину прямо. Если при этом используется ноутбук или компьютер, экран монитора при необходимой высоте мебели будет находиться на уровне глаз, что также не навредит здоровью.

Ширина и глубина выбираются с учетом функционала стола. Если планируется использовать его только как письменный, достаточно будет небольших размеров. При работе с оргтехникой стоит отдать предпочтение широкой столешнице.

Чтобы мебель была более функциональной, ее дополняют ящиками, полками, стеллажами и надстройками, которые предназначены для хранения учебников, книг, тетрадей, альбомов, канцелярских принадлежностей. Оптимальные параметры дополнительных приспособлений сведены в таблицу.

Габариты стола для взрослых

Оптимальные параметры дополнительных приспособлений

Угловая модель

Такой стол считается очень удобным и вместительным благодаря конструкции и размерам. Основные параметры угловой взрослой модели по ГОСТу:

Производство детских письменных столов по высоте также начинается от 52 см. При желании можно заказать модель с индивидуальными размерами, однако такая услуга обойдется немного дороже, чем приобретение стандартного изделия.

Зачастую угловой письменный стол совмещает функции компьютерного. Конструкция имеет приспособления для клавиатуры, системного блока и монитора. Для них предусмотрены следующие параметры:

  • выдвижная полка - 10-15 см под столешницей, такое расположение удобно для набора текста на клавиатуре;
  • надстройка для монитора - 10-12 см, что позволит глазам не уставать при работе;
  • подставка под системный блок - 10-15 см над напольным покрытием, что исключит перегрев.

Преимущество углового стола в том, что он отлично экономит место, при этом имеет две отдельные зоны: для работы с компьютером и бумагами.

Растущая конструкция

Для детей, которые только собираются в школу, оптимальным вариантом будет растущий стол, высоту которого можно увеличивать по мере взросления ребенка. Такое изделие позволит не только сохранить правильную осанку, но и сэкономит семейный бюджет, так как не потребуется покупать несколько моделей за время учебы.

Высота стола настраивается при помощи выдвижного или электронного механизмов. Также регулировать ее можно ножками, которые имеют форму буквы «Х». Варианты размеров данной конструкции представлены в таблице.

Стандартный шаг изменения высоты такого изделия - 5-6 см.

Для двоих детей

В семьях с двумя детками часто возникает проблема с местом в комнате для установки нескольких письменных столов. Чтобы сэкономить пространство, можно приобрести специальное изделие. Выглядит эта конструкция как обычный стол, при этом по размерам она немного больше. Увеличенная длина позволяет двоим детям одновременно делать уроки, заниматься рисованием, лепкой и другим творчеством, не мешая друг другу. Наличие полок, выдвижных ящиков, в которых можно хранить канцелярию и книги, также будет плюсом. Размеры письменного стола для двоих могут быть следующими:

Если между детьми большая разница в возрасте, выбрать такой стол будет затруднительно. В этом случае рекомендовано обратить внимание на модель с функцией регулирования высоты каждого рабочего места. Оптимальным решением также будет приобретение стульев с настраиваемой высотой и подставкой для ног.

Как определить оптимальную высоту

Перед тем как выбирать письменный стол для школьника, важно изучить рекомендации специалистов:

  1. При письме ноги должны стоять на полу прямо. Необходимо, чтобы они полностью доставали до напольного покрытия. Вытянутые ноги говорят о неправильно подобранной высоте. Оба локтя должны находиться на столе. Нельзя, чтобы они свисали.
  2. Расстояние от столешницы до бедер - не более 18 см. Это стандартная высота, которой нужно придерживаться всегда. Исключение составляют конструкции с выдвигающимися ящичками, немного уменьшающими эти размеры.
  3. При работе за компьютером глаза должны находиться прямо напротив монитора. При этом голова не должна быть наклонена вниз.
  4. Во время чтения очень важно, чтобы расстояние между книгой и глазами было равно длине руки от локтевого сустава до кончиков пальцев.

Стол, верно подобранный по высоте, исключает развитие у ребенка сколиоза и других заболеваний позвоночника. При этом не менее важны параметры детского стула: при опоре на спинку сиденье не должно давить под колени. При выполнении этих условий спина ребенка всегда будет прямой. Эти же правила необходимо соблюдать взрослому.

Базовые требования к столам для школьников

Отдельно стоит отметить требования к размерам письменного стола, за которым ученики проводят много времени, начиная с первого класса и заканчивая одиннадцатым. Для выбора рабочей модели следует руководствоваться не столько стилевым оформлением комнаты, сколько здоровьем ребенка. Специалисты разработали основные параметры письменного стола - стандарт для учеников:

  • ширина должна равняться 1 метру или более;
  • глубина - от 0,6 м и более;
  • место для постановки рук - 50 х 50 см.

Высота письменного стола зависит от роста школьника. Эти параметры можно свести в таблицу.

Руководствуясь указанными параметрами при приобретении мебельных изделий для детей, можно избежать проблем с позвоночником, которые как раз связаны с неправильной посадкой.

Выбирая изделие, важно предусмотреть, чтобы оно было эргономичным, что предотвратит получение ушибов при ударах об острые углы. Удобной для работы будет конструкция с наклонной столешницей, которая позволит не использовать подставки под книги. Угол наклона должен составлять 30 градусов. Стоит также серьезно отнестись к выбору дополнительных полочек и тумбочек, которыми часто оснащаются письменные столы. Они должны легко открываться и не мешать ребенку при выполнении домашнего задания.

Высота письменного стола зависит от роста школьника

Удобным для работы будет стол с наклонной столешницей

Дополнительные ящики должны легко открываться и не мешать при работе

Чтобы занятия в любом возрасте были комфортными и не наносили вреда здоровью ребенка, родителям стоит учесть полезные советы, подсказывающие, как правильно выбрать письменный стол. Идеальным решением для школьника будет трансформируемая («растущая») конструкция. Она удобна тем, что позволяет подстраивать высоту под рост ребенка, а также менять наклон столешницы. Такая конструкция будет стоить на порядок дороже, но прослужит много лет.

При выборе стандартной модели письменного стола регулировать его высоту можно стулом с поднимающимся сиденьем. Еще одним выходом из положения может стать специальная подставка под ноги, которая уменьшит расстояние от столешницы до пола. Это небольшая конструкция из пластика или металла. Она бывает стационарной - установленной возле мебели, или переносной. Во втором случае ее можно убирать, если за столом работают другие члены семьи, а также когда ребенок вырастет. Заменить такую подставку можно небольшой табуреткой.

Правильно подобранная мебель обеспечивает пользователям удобство и полезна для здоровья. Если же речь идёт о столах, то принять при выборе правильное решение, можно ориентируясь на их предназначение и принятые стандарты.

Какие стандарты высоты письменного стола существуют

Рекомендованное значение — 75 см. Ориентируясь на ГОСТ, производители выпускают мебель высотой от 70 до 80 см. Теоретически, такой разбег должен был бы удовлетворять требования всех пользователей, но это не так. Те, кого природа одарила ростом 160 или 180 см, за стандартным столом чувствуют себя неуютно, потому что он либо слишком высок либо, наоборот, - чересчур низкий.

Отдельная категория, которой не подходят стандарты - дети. Обеденный, письменный или компьютерный - стол им нужен раньше, чем завершится их физическое развитие. Следовательно, у родителей остаётся лишь 2 варианта - подгонять длину ножек стула, или же, что предпочтительнее, озаботиться приобретением детской мебели.

Как правильно подобрать высоту стола

В основу расчёта стандарта положен среднестатистический рост человека. При подборе мебели «под себя» также важно учитывать этот параметр, потому что формула удобной высоты столешницы неизменна: рост (см) * коэффициент. А вот сама переменная зависит от предназначения.

Кухонного

Под этим видом столов подразумевается вся рабочая поверхность, что не совсем правильно, но наиболее практично. Ведь за истинно правильным и удобным разноуровневым вариантом ухаживать было бы на порядок сложнее.

Готовое блюдо - результат множества подготовительных процессов, большинство из которых легче выполнять стоя. Соответственно и высота кухонного стола должна быть такой, чтобы находящийся за ним человек мог работать с расслабленными плечами и ровной спиной. Подбирая из готовых кухонных поверхностей, оптимальное расстояние от столешницы до пола легко определить визуально: она должна находиться на уровне пониже талии.

Но что же делать, если члены одной семьи имеют большую разницу в росте? Ни в коем случае не определять среднее арифметическое, как рекомендуется некоторыми «знатоками».

ВНИМАНИЕ! При выборе кухонного стола ориентироваться стоит на того, кто чаще готовит - именно этот человек «ярче» всего ощущает последствия неправильного выбора.

Если нужно определить высоту кухонного стола в случае его изготовления на заказ, можно воспользоваться формулой: рост*0,51. Округлив результат до целого, удастся получить оптимальное расстояние от пола до столешницы с учётом индивидуальных особенностей.

Письменного

У этого варианта мебели несколько иные задачи: за ним полагается работать сидя. Предплечья во время работы должны оставаться расслабленными, спина ровной, а плечи в естественном положении. Допустим лёгкий наклон головы, но голень и бедро обязательно должны находиться под прямым углом, а ступня - плотно прижатой к полу.

ВНИМАНИЕ! При выборе такой мебели тоже ни о какой усреднённости не может быть и речи. Ориентироваться стоит на самого рослого домочадца. А остальным в комплект к столу просто докупаются индивидуальные стулья и подставки под ноги.

Формула расчёта оптимальной высоты письменного стола: рост*0,46.

Компьютерного

Важно понимать, что это прямой наследник письменного аналога. Требования к нему предъявляются те же.

ВНИМАНИЕ! Печатая на клавиатуре важно сохранять правильные осанку и положение рук. А расстояние от глаз до монитора легко отрегулировать, отодвинув его до противоположного края столешницы.

Для пущей компактности с сохранением удобства для пользователей, компьютерные столы нередко оборудуют выдвижной полочкой под клавиатуру и подставкой под монитор. В таком случае:

  • полочка должна находиться на оптимальной для сохранения естественного положения рук высоте;
  • к столу подбирается стул с удобными подлокотниками, которые и будут служить дополнительной точкой опоры для предплечий;
  • подставка должна обеспечивать оптимальный угол обзора без необходимости сутулиться или отклоняться назад.

Общая рекомендация по подбору оптимальной для всех членов семьи высоты сохраняется: ориентир на самого рослого. Благо приобрести подставку под ноги нетрудно, а качественное компьютерное кресло легко отрегулировать под нужды пользователей.

Обеденного

За такой мебелью проводится не слишком много времени, но это вовсе не значит, что подойдёт любой вариант. За обеденным столом семья собирается в полном составе, поэтому комфортно должно быть всем одновременно. Слишком высокий или низкий стол не позволит удобно расположиться и получить максимум удовольствия от кулинарных шедевров. А всевозможные подставки под ноги и стулья с регулируемой высотой попросту неуместны. Но это не значит, что правильный выбор совершить слишком трудно.

ВНИМАНИЕ! Расчётное значение определяется по формуле: рост*0,43. Правда, есть одно уточнение: в этом случае стоит ориентироваться на усреднённый рост взрослых членов семьи.

Если папа, мама, бабушка и дедушка «выросли» до 175, 155, 180 и 160 см соответственно, то нужно определить среднюю величину:
(175+155+180+160)/4 = 167,5 см.
И уже её подставляют в формулу. И не беда, что отцу ноги приходится слегка вытягивать, чтобы удобно разместиться за столом - возле обеденного это позволительно.

Как правильно подобрать письменный стол для ребёнка

Желательно, чтобы рабочая поверхность мебели для школьника была с наклоном, и причин тому несколько:

  • улучшается обзор, что облегчает чтение;
  • приучает к порядку, потому что разбросанные по столу мелочи имеют свойство скатываться, если не размещены в отведённых под них местах;
  • стимулирует занимать единственно правильное положение, поскольку сутулиться за таким столом неудобно.

СПРАВКА! Высота ближней кромки высчитывается по той же формуле, что и для «взрослого» варианта: рост*0,46. Но ребёнок быстро растёт, поэтому стоит приобретать мебель с небольшим запасом «на вырост» или же, что предпочтительнее, с возможностью регулировки высоты и угла наклона столешницы.

Последний вариант несколько дороже нерегулируемых. Но обойдётся дешевле 2–3 простых - а это минимальное число замен детского рабочего стола, если заботиться о сохранении осанки подрастающего поколения.

Важны ли другие параметры

Правильно подобранная высота не сделает удобной работу за узким письменным столом. И наоборот, широкое полотно при неудачной высоте может оказаться вполне комфортным. Поэтому при выборе важно уделить внимание следующим параметрам:

  • ширина столешницы не менее 60 см для ребёнка и 80 для взрослых (больше - лучше);
  • глубина - от 35 см для ребёнка, от 50 для взрослого (принцип тот же);
  • пространство для ног - на глубину столешницы и минимум 50 см в ширину.

Применительно к различным видам мебели это выглядит так:

  • для кухонного стола берутся критерии глубины и ширины;
  • для письменного и компьютерного - все три параметра;
  • для обеденного первая пара значений удваивается, в результате чего получается необходимый минимум.

Чем хорош регулируемый стол

Главное достоинство такой мебели - возможность подстраиваться под текущие потребности, исключая необходимость приобретения нескольких разногабаритных моделей. Регулируемые варианты отличаются компактностью, что особо полезно в условиях городских квартир. Единственный минус - они не рассчитаны на серьёзные нагрузки. Их предел — 45–50 кг.

СПРАВКА! Стол может оснащаться механическими или электронными механизмом трансформации. Часто производитель предусматривает не только изменение уровня высоты, но и увеличение площади.

Последствия неправильного выбора

Первым пунктом в списках критериев указывается удобство. Если стол не соответствует этому требованию, значит о полноценной работе за ним не может быть и речи. Неправильная осанка прежде всего препятствует нормальному кровообращению. Результат: застойные явления, отёчность, боль. А для ребёнка, чей организм ежеминутно меняется, неправильное положение за письменным столом способствует возникновению повышенного риска аномального развития мышечного корсета.

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста
(в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Веет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93
(в мм)

оранжевый

Фиолетовый

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 - 17 .

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 - 10 мин, а для обучающихся II - III ступени образования - 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

Между рядами двухместных столов - не менее 60;

Между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

Между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

От последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

От демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

От первой парты до учебной доски - не менее 240;

Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

Высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м 2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 - 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 - 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, ширина прохода между кроватями - не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 - 0,4 м.

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

Паровое отопление в учреждениях не используется. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 С, душевых - 25 С.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 С.

6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

6.5. При наличии печного отопления в существующих зданиях общеобразовательных учреждений топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений печное отопление не допускается.

6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

Наружная температура, 0 С

Длительность проветривания, мин

В малые перемены

В большие перемены и между сменами

От +10 до +6

От -5 до -10

6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 - 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами - 5 - 10 минут.

При достижении температуры воздуха плюс 14 С проветривание в спортивном зале следует прекращать.

6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

6.9. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена.

Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания.

6.10. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

6.11. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских.

Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

6.12. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений общеобразовательных учреждений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1. Естественное освещение.

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.1.2. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.

7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

7.1.4. В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.

7.1.5. В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.1.6. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двустороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%.

Световой коэффициент (СК - отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1:6.

7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

Не закрашивать оконные стекла;

Не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

Очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:

2,5 ч. в северной зоне (севернее 58 градусов с.ш.);

2,0 ч. в центральной зоне (58 - 48 градусов с.ш.);

1,5 ч. в южной зоне (южнее 48 градусов с.ш.).

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

7.2. Искусственное освещение

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

7.2.3. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

7.2.5. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.

7.2.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

7.2.7. При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

7.2.9. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.

7.2.10. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

VIII. Требования к водоснабжению и канализации

8.1. Здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.

Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения, дошкольного образования и интерната при общеобразовательном учреждении, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждениях.

8.2. При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательном учреждении и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды.

8.3. Общеобразовательные учреждения обеспечивают водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения.

8.4. В зданиях общеобразовательных учреждений система канализации столовой должна быть отдельной от остальной и иметь самостоятельный выпуск в наружную систему канализации. Через производственные помещения столовой не должны проходить стояки системы канализации от верхних этажей.

8.5. В неканализованных сельских районах здания общеобразовательных учреждений оборудуют внутренней канализацией (типа люфтклозетами) при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов.

8.6. В общеобразовательных учреждениях питьевой режим обучающихся организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

IX. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях

9.1. Размещение общеобразовательных учреждений в приспособленных помещениях возможно на время проведения капитального ремонта (реконструкции) существующих основных зданий общеобразовательных учреждений.

9.2. При размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для организации питания, помещения медицинского назначения, рекреацию, административно- хозяйственные помещения, санузлы, гардероб.

9.3. Площади учебных помещений и кабинетов определяются исходя из числа обучающихся в одном классе в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.

9.4. При отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал следует использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи общеобразовательного учреждения, при условии соответствия их требованиям к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

9.5. Для малокомплектных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, при отсутствии возможности оборудовать собственный медицинский пункт, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

9.6. При отсутствии гардероба допускается оборудование индивидуальных шкафчиков, расположенных в рекреациях, коридорах.

gastroguru © 2017