Натуральными природными материалами например. Приемы работы с природными материалами. Ягоды и плоды

Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворенными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках. В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества, Днепр-Славутич - мудрости и величия, матушкой ласково называет народ великую русскую реку Волгу.

Любовь к природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, поучительной сказкой бабушки. Природа учит, воспитывает. Вспомните "Триста страниц "Книги природы" В. А. Сухомлинского, его знаменитую "школу под голубым небом".

Человек - хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Издавна народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное назначение и превратились в подлинные произведения искусства. Всемирную славу приобрели федоскинские и палехские шкатулки, широко известны дымковские и филимоновские глиняные игрушки, большой популярностью пользуется у нас в стране и за рубежом знаменитая матрешка.

Все природные материалы можно разделить на две большие группы: растительные и минеральные. К растительным относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т. п., к минеральным - песок, ракушки, камешки и т. д. Перечень одной и другой групп довольно обширен поэтому, исходя из местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки.

При сборе природного материала трудно предусмотреть, что именно пойдет на изготовление конкретной поделки, так как создание игрушек - процесс творческий. Игрушка подчас рождается экспромтом, поэтому собирают материала намного больше, чем требуется для проведения одного-двух занятий. Под руками должен быть большой выбор всего необходимого.

Хранение природного материала не представляет трудности технология подготовки некоторых из них будет рассмотрена в соответствующих разделах. Не рекомендуется хранить природный материал "навалом". Его необходимо рассортировать по видам и хранить либо в папках, либо в коробках. Это облегчает поиск во время работы и способствует лучшей сохранности.

Инструменты и приспособления

Для работы с природными материалами используют различные инструменты. Тонкие веточки обрезают маленьким перочинным ножом. Для пиления применяют пилочку с мелкими зубьями иногда лобзик. В работе необходимы молоточек, плоскогубцы, шило, маленькая дрель или коловорот с набором небольших по диаметру сверл. Мелкие детали из природного материала трудно обрабатывать в руках, поэтому для их закрепления используют небольшие тисочки или придерживают детали пинцетом

Обрабатывать природные материалы необходимо на специальном столе. Если такого стола нет, можно использовать для работы обыкновенную доску, на которой прибита дощечка с клиновидным выпилом для придерживания деталей. Такое приспособление используют при строгании древесины на столярном верстаке.

Поделки из корней и веток

Корни деревьев и кустарников - прекрасный поделочный материал. Практически нет такого корня, из которого нельзя было бы сделать какую-либо поделку. Для этого надо лишь внимательно присмотреться, повертеть корень в руках, представить будущую поделку. Точные методические рекомендации по изготовлению поделок из корней дать невозможно, это работа творческая, сугубо индивидуальная и зависит непосредственно от имеющегося материала.

А вот общие советы дать можно. Основной из них хотелось бы определить так: всматривайтесь, ищите - и найдете. Если же говорить конкретно, то прежде всего не следует брать громоздкие корни - их трудно обрабатывать. Для будущей поделки надо срезать небольшие корешки со сложными изгибами, различными выпуклостями и переплетениями, даже если вы там пока ничего не видите. В будущем они обязательно пригодятся во время практической работы. Собранные корешки необходимо отряхнуть от земли, промыть в воде, обрезать длинные хлысты и хорошо высушить.

Бывают корни, где явно виден какой-либо зверек или фантастическое чудовище. С таким материалом работать легко. Но есть корни, где требуется образно представить будущую поделку. К такому материалу следует "приложить руки", т. е. что-то обрезать, убрать, кое-что дополнить. И наконец, встречаются корни, где видны лишь отдельные детали, части представляемой поделки. В таких случаях приходится из нескольких корней составлять одну поделку. Увлекаться этим способом не следует, так как материал теряет свое естество, тем самым утрачивая свою оригинальность.

Из веток деревьев, так же как и из корней, можно сделать большое количество разнообразных поделок. Необходимо помнить, что нельзя ломать ветки растущих деревьев. Материал подбирают обычно в местах обрезки уже со спиленных деревьев. Для работы нужны небольшие, с многими отростками ветки. Принцип изготовления игрушек такой же, как и из корней.

При изготовлении игрушек из объемного природного материала - шишек, желудей, каштанов - отдельные детали делают из веток: чаще всего это руки и ноги различных игрушек. Ветки обладают удивительным строением, способным передать поделку практически в любой позе: бегущей, сидящей, с поднятыми руками и т. д. И все эти детали можно сделать из одной небольшой веточки. Локтевой и коленной частями служит место развилки веток, а длина отрезается пропорционально величине поделки.

В практике внеклассных занятий находит место объемный природный материал - шишки, каштаны, желуди. Он удобен тем, что его форма позволяет передать подобие различных существ. Однако, несмотря на его изобилие, используется он недостаточно. Это объясняется рядом причин: сложностью обработки, недостатком опыта, трудностью соединения деталей и т. д. Отдельные детали из древесины, веток, шишек рекомендуется соединять на столярном клее. Правда, приготовить его сложно, необходимы клееварка, электроплитка, розетка, электропроводка. Казеиновый клей подготовить проще, но он долго затвердевает - до 12 ч. Качественное соединение деталей получают быстросхватывающими клеями: БФ-2, БФ-6, БФ-88, "Феникс", "Марс", ПВА. В I классе соединение деталей из природного материала целесообразнее производить при помощи пластилина.

Эффективность любого занятия определяется его результативностью, т. е. учащиеся должны практически на каждом занятии сделать какую-либо поделку. Безрезультатный труд вызывает нежелание, а потом и отвращение к занятиям. Поэтому необходимо находить те материалы, которые смогут обработать учащиеся конкретной возрастной группы.

Обработка шишек для младших школьников представляет определенную трудность. Такие операции, как отпиливание, сверление, прокалывание отверстий шилом, должны выполняться с неукоснительным соблюдением правил техники безопасности. Обрабатывать шишки надо всегда на подкладной доске, а не в руках; режущий и колющий инструмент в любом случае должен быть направлен в сторону от себя; сверлить, прокалывать отверстия необходимо в специальном зажимном приспособлении или в тисках. Необходимо помнить, что сухие шишки - материал очень хрупкий, детям в них трудно проколоть отверстие шилом, особенно первоклассникам, поэтому по возможности этих операций следует избегать. Непросто и пилить шишки: чтобы уменьшить ее размеры, лучше использовать небольшой секатор для обрезки садовых деревьев и кустарников. Если есть возможность, клей заменяют пластилином.

Этот материал широко распространен почти по всей территории нашей страны, сбор и хранение его не представляют трудности. Лучшее сырье для обработки - сырые, только что собранные желуди. Со временем они высыхают, оболочка становится хрупкой, а высохшие семядоли очень крепкими, поэтому работать с ними надо более аккуратно.

Из желудей, используя их природную форму, можно сделать много различных самоделок, а также применять их в качестве дополнительного материала.

Соединение желудей производят на шипах, т.е. небольших палочках, вставленных в отверстия желудей. В свежих, невысохших желудях отверстия делать несложно: их либо сверлят, либо прокалывают шилом с соблюдением необходимых мер предосторожности - рука не должна находиться против колющего инструмента, а желудь должен быть закреплен в зажимном приспособлении на подкладной доске. Если желудь высох, то оболочку прокалывают очень осторожно, в отверстие заливают клей и потом производят сборку. В сухой семядоле отверстие необходимо просверлить.

Богатыми поделочными свойствами обладают семена декоративных каштанов. Собирать их лучше всего после опадания с деревьев. Они мягкие, хорошо обрабатываются, прокалываются шилом. С сухими каштанами работать труднее, отверстия в них надо сверлить. Срок хранения каштанов практически не ограничен. Не следует держать их в сыром месте - они покрываются плесенью и в очень сухом - они становятся крепкими как камень. Сильно высохшие плоды можно положить на несколько часов в воду, они станут мягче, после чего их легче обрабатывать.

Соединяют каштаны так же, как и желуди.

Простые по исполнению, но оригинальные по форме игрушки можно сделать из кукурузных початков без семян. Обработка початков не требует особых усилий и специальных инструментов.

Из одного початка можно сделать несколько интересных поделок. Для этого початок разрезают на части. Если початок сырой, он легко режется перочинным ножом. Сухой початок лучше обрабатывать маленькой пилочкой или лобзиком. Отдельные части соединяют клеем или тонкими палочками, вставленными в отверстия, сделанные шилом. Мелкие детали: нос, глаза и т. п. - рисуют или делают способом аппликации.

Семена деревьев - клена, ясеня - имеют красивую внешнюю форму, что позволяет использовать их для оригинальных поделок.

Сбор семян производят, когда они еще не совсем высохли - засохшие семена скручиваются, обесцвечиваются, теряют форму. Собранные семена освобождают от веточек и оставляют крылатку в паре. Раскладывают их между газетами, сверху кладут небольшой груз и оставляют до полного высыхания. Через 2-3 дня семена высохнут. Их аккуратно складывают в коробочку. Срок хранения сухих семян неограничен.

Аппликация из семян клена специфична. Дело в том, что в рисунке необходимо сохранить естественную форму семени, поэтому традиционная поэтапность - от эскиза до поделки - здесь менее приемлема. Работа с кленовыми семенами требует большей фантазии, творчества, выдумки. Отсюда и особенность подхода к работе. Вначале намечают, что будут делать, потом семена раскладывают на листе бумаги и, передвигая их, находят наиболее выразительный вариант аппликации. Необходимо помнить, что незначительное передвижение семян изменяет позу, выражение, динамику передаваемого образа. Поэтому, используя один и тот же образец, каждый может найти свое оригинальное решение.

Когда найден наиболее понравившийся композиционный вариант, начинают приклеивать семена. Так как семена клена крупные, то можно смазывать клеем не основу, а сами семена. Для мелких деталей используют дополнительный материал.

Для работы используют обыкновенный песок. Оригинальные, простые по исполнению изделия применяют в качестве выставочных поделок, для оформления рабочей комнаты. Вначале подготавливают рисунок, переносят его на основу - плотную бумагу, картон или окрашенную фанеру. Затем фрагменты, если рисунок маленький, полностью смазывают клеем ПВА и насыпают сухой, без камешков и других сорных примесей песок.

Когда клей подсохнет, песок стряхивают. Так до окончания работы. Отделку производят цветными карандашами или фломастерами.

При обработке древесины остается много опилок. Их обычно выбрасывают, хотя это хороший поделочный материал. Опилки просеивают через сито, чтобы не было крупной щепы, и окрашивают в нужные цвета. Делают это так: в баночках разводят гуашевые краски, засыпают в них опилки и размешивают палочкой, чтобы хорошо впиталась краска. Когда получен желаемый цвет, опилки высыпают на газету и просушивают.

Мозаику можно выполнять на цветном картоне, фанере, бархатной, рисовальной и другой плотной бумаге. На основу переносят рисунок и небольшие участки его смазывают клеем. На это место насыпают опилки того цвета, какой требуется в рисунке. Когда клей немного подсохнет, остатки опилок стряхивают. Процесс повторяют до завершения работы. Мелкие детали дорисовывают.

Красивые, оригинальные работы получаются из неокрашенных опилок с незначительной подкраской отдельных частей фломастером по готовой мозаике.

Увлекательный и доступный вид работы для младших школьников - аппликация из различных материалов, в том числе и птичьих перьев. Заготовка материала производится заблаговременно, хранение не представляет трудности. Перед началом занятия очень важно обратить внимание детей на эстетическую сторону, аккуратность, соотношение пропорций.

Хотя процесс работы прост, он требует аккуратности. Прежде всего намечают об,ъект работы: лучше, если это будут птицы и животные, так как сам материал позволяет выразить их натуральность. Выбранный рисунок переводят на картон или плотную Цветную бумагу. Необходимо помнить, что полностью передать анатомические особенности нельзя, главным ориентиром должны служить условность, обобщенность, выражение наиболее характерного, поэтому отклонение от рисунка не только возможно, но иногда и необходимо.

Если перья очень большие, то можно жесткие концы отрезать ножницами, а сами перья разорвать вдоль черенка. Использовать можно как чисто белые, так и цветные перья. Натуральная расцветка позволяет передать природную окраску выбранного объекта. Когда все готово к работе, приступают к выполнению аппликации. Небольшими мазками наносят на рисунок клей (лучше всего клей ПВА) и накладывают на него предварительно отобранные перья. Смазывать весь рисунок не следует, так как клей быстро высыхает. Делать аппликации надо внакладку - каждое следующее перо должно перекрывать пушистой частью предыдущее. От этого зависит качество работы. Приклеивают перо не полностью пушистая часть придает изделию объемность и скрывает места приклеивания.

Заключительный этап - аппликация мелких частей: носа, глаз, клюва. Здесь можно использовать цветную бумагу, небольшие пуговицы, бусинки и т. п.

Безграничен творческий простор детей в этом виде трудовой деятельности. Начинать аппликационные работы из листьев можно с дошкольного возраста, так как аппликации из листьев просты в изготовлении и в то же время оригинальны, броски, привлекательны.

Собирать можно только опавшие листья. Лучшее время для сбора - конец лета, начало осени, когда листья приобретают сложную цветовую палитру. Не следует брать слишком большие листья, для работы лучше подойдут маленькие и средних размеров. Собирать листья надо под разными деревьями и кустарниками. Для аппликаций используют листья различных трав. Зимой каждая былинка пригодится.

Для сбора листьев не обязательно организовывать длительные походы и экскурсии. Необходимый материал можно найти возле школы, дома, в котором живут дети. Природа щедра, но необходимо предупредить детей и следить за тем, чтобы они не обламывали ветки, если на них встретят красивый лиственный букет. Если листья собирают в лесу, то к сбору, особенно листьев трав, следует относиться не менее осторожно. Категорически запрещено вырывать цветы и травы с корнем: этим можно нанести невосполнимый ущерб природе.

Собранные листья сортируют по видам и раскладывают между газетными листами для просушки. Чтобы листья не коробились сверху кладут груз. Через 5-10 ч газетные листы заменяют сухими. Высушенные, рассортированные листья хранят в папке. Аппликацию из листьев выполняют на белом или цветном фоне. Для основы берут тонкий картон или плотную бумагу. Природная форма, цвет, оттенки листа позволяют передать самые различные предметы, объекты - птиц, зверей, насекомых, фигурки людей, технические сооружения.

При аппликации обычно стремятся сохранить естественную форму листа, но иногда приходится вырезать из листьев отдельные детали. Увлекаться этим способом не следует, так как при этом теряется привлекательность и оригинальность поделки, появляется отталкивающий налет искусственности.

Начинать аппликационные работы из листьев желательно с простых форм или отдельных предметов, постепенно с приобретением навыков работы, усложняя композицию и количество предметов.

Перед началом работы делают несколько набросков карандашом на отдельном листе бумаги с учетом имеющегося материала. В самой же аппликации непременно будут изменения, поэтому, используя предварительный рисунок, способом композиционного расположения находят наиболее оптимальный вариант передачи выразительности рисунка. Только после этого приклеивают листья, смазывая их очень тонким слоем или каплями в нескольких местах.

Как поделочный материал солому используют давно. Из нее делают различные полезные вещи: головные уборы, бытовые предметы, игрушки, украшения, инкрустацию, аппликации.

Солома - это стебель злаковых растений, полый внутри, легко обрабатываемый материал. Изделия из соломы очень привлекательны, красивы. Они дают большой простор для творческого развития детей.

Для аппликации используют солому хлебных злаков - ржи, пшеницы, овса, ячменя; дикорастущих растений - мятлика, тимофеевки и др.

Заготовку производят после созревания растений, когда солома приобретает золотистый оттенок. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков. Срезают солому вместе с узлами или разрезают на части по узлам - так удобнее хранить материал. Обработанная солома для работы непригодна, так как стебли у нее поломаны и смяты. Лучше использовать свежую, ровную, не смятую комбайном, неподгнившую солому. Собирают такую солому вручную на пришкольном участке или на обочинах полей.

Для работы солому необходимо подготовить - из трубочек сделать плоские ленты. Вначале выбирают круглые, ровные стебли, отрезают узлы и кладут солому на 1,5-2 ч в широкий сосуд с горячей водой для распаривания. Когда солома станет мягкой, трубочку разрезают вдоль и разглаживают горячим утюгом на сложенной в несколько раз газете. Материал можно заготавливать впрок.

Глядя на готовые поделки, кажется, что аппликация из соломки - трудный вид работы. Это не совсем так. Действительно, качество некоторых работ иногда оставляет желать лучшего, но это зависит не от плохих способностей детей, а от неверной технологии исполнения аппликации. Наиболее распространенная ошибка заключается в том, что аппликацию выполняют непосредственно на основе, подгоняя каждую соломинку, что практически сделать очень трудно.

Технология наклейки соломенных полос - важнейший этап работы. Вначале намечают объект поделки, т. е. создают эскиз аппликации. При этом учитывают различные свойства и специфику материала. Аппликацию можно сделать объемной, используя для этого соломку, окрашенную в различные цвета анилиновыми красителями. Цветовые оттенки можно показать, накладывая соломенные ленты в различных направлениях. Когда подготовлен эскиз, его фрагментами (большими частями) с учетом направления полос переносят на тонкую, но достаточно прочную, просвечивающуюся бумагу. Для аппликации используют клей, дающий эластичную пленку, наилучший из них - ПВА. Столярный и казеиновый клей после высыхания образует жесткую, ломкую пленку, что приводит к браку в работе. Совсем непригоден канцелярский клей, который со временем разлагается и портит изделия.

Клеем смазывают бумагу, на которую затем накладывают полоски соломки в направлении, предусмотренном эскизом. Полоски тщательно подгоняют, чтобы между ними не было просветов. Концы полосок должны выходить за контурные линии. Так подготавливают все фрагменты рисунка. Потом поворачивают заготовку на изнаночную сторону и по контурной линии обрезают ножницами лишнюю бумагу вместе с соломкой. Этим достигается хорошее качество работы, линии получаются ровными, аккуратными.

Для основы берут темный фон. Хорошо контрастирует соломка с черной бархатной бумагой, однако можно взять и другой цвет. В качестве основы используют также ткань, натянутую на подрамнике или листе фанеры.

Подготовленные фрагменты кладут на основу, находят наиболее удачное композиционное расположение и приклеивают. Потом производят отделку: выжигают некоторые части. К готовой поделке с изнаночной стороны приклеивают петельку для подвешивания.

Это простая по исполнению, но красивая игрушка. Для работы используют стебли различных злаковых растений. Из заготовленной заранее соломки отрезают стебли для головы длиной примерно 40-45 мм (а), складывают их в пучок и, отступив от краев 8-10 мм, связывают ниткой или тонкой проволокой. Для туловища режут заготовки длиной 110-120 мм (рис. б).

Потом из веточек нарезают четыре детали для ног и один для шеи (рис. в, г). Концы веточек обрабатывают на конус, чтобы они легко прокалывали соломку, и соединяют детали. Готовую поделку раскрашивают фломастером. Ушки делают из бумаги (рис. д).

От стебля отрывают лист вместе с черешком - он будет служить мачтой. Со стороны черешка, отступив несколько сантиметров, лист сгибают так, чтобы черешок находился почти перпендикулярно к листу. Со стороны сгиба, разделив лист на три части, делают два разрыва, крайние части соединяют, вводя одну часть в щель другой, среднюю оставляя свободной (рис. а, б, в). Потом, отступив от мачты также несколько сантиметров, производят аналогичную операцию с другим концом листа. В длинном, оставшемся конце осторожно делают разрывы и проводят в них мачту. Получается лодочка с парусом. Остаток листа отрывают. Лодочка хорошо плавает, когда нет волн (рис. г).

Различные оригинальные поделки можно выполнить из морских и речных ракушек. Творческий простор здесь не ограничен. Сбор ракушек производят заблаговременно, хранение не представляет трудности.

Для туловища, головы и других частей подбирают симметричные пары ракушек, складывают их вместе и склеивают. Если ракушки плохо подходят друг к другу, то их обрабатывают на наждачном камне, чтобы уменьшить зазор между ними. Соединяют детали быстросохнущими клеями: БФ, "Марс", "Феникс", суперцемент, "Момент-1", ПВА и др.

Такие поделки используют в Качестве сувенира, подарка на праздник, в день рождения.

Хорошие игрушки можно сделать на фанерной основе, окрашенной в разные цвет.

Лучшее время для заготовки природных материалов - лето и начало осени (до первого снегопада). Мастерить же можно и долгими зимними вечерами, но для этого нужно заранее позаботиться о природных материалах.

В разных природных зонах нашей страны произрастают многие растения, плоды, листья, корни и семена которых можно использовать для поделок. Но некоторые растения, которые вы найдете на этом сайте, встречаются только за пределами России, поэтому, путешествуя на каникулах, не забывайте о своем хобби. Не стесняйтесь попросить ваших друзей и знакомых привезти из зарубежных поездок необходимые для творчества заготовки. Коллекция разнообразных природных материалов позволит вам смело фантазировать, создавать новые оригинальные поделки.

Прежде чем приступать к заготовке, нужно обязательно узнать, как и когда собирать, где хранить и чем предварительно обрабатывать тот или иной материал.

В основном необходимые для поделок растительные материалы, за редким исключением, собирают в период их полного созревания, так как недозревшие плоды, высыхая, могут изменить форму, сморщиться и потерять внешнюю привлекательность.

Заготовить некоторые природные материалы можно, даже не выходя из квартиры, если вы будете оставлять (а не выбрасывать в мусорное ведро) косточки вишен и абрикосов, персиков и арбузов, граната и папайи и других обычных и экзотических плодов.

Всюду, где бы вы ни находились, посмотрите вокруг и найдете множество самых разнообразных природных материалов для создания интересных поделок. Стоит только внимательно присмотреться к окружающей нас природе! Это - шишки и орехи, плоды и травы, корни и кора деревьев, речные и морские раковины.

Запасать природные материалы надо с солидным запасом, из расчета на целый год, так как с наступлением зимы все в лесу и поле будет занесено снегом и вы уже не сможете отыскать желудь для задуманной поделки. Кроме того, надо учитывать и неизбежные отходы - испорченные в процессе работы материалы.

Отправляясь на каникулах или в выходные в поездки и походы, обязательно возьмите с собой небольшую пилу-ножовку, острый нож, туристский топорик и большую корзинку или сумку для находок.

Для поделок, представленных на сайте Сделай САМ , вам понадобятся следующие природные материалы:
ШИШКИ : еловые, сосновые, кедровые, пихтовые, ольховые, лиственницы, кипариса, можжевельника, тиса ягодного;
ЖЕЛУДИ дуба с плюсками (чашечками у основания плодов);
КАШТАНЫ : сладкие (съедобные) и декоративные (несъедобные). Незрелые каштаны имеют зеленую колючую оболочку;
ОРЕХИ : фисташки, миндаль, лесные орехи, буковые орешки (с колючей оболочкой), кедровые орешки, орехи грецкие, фундук, маньчжурский орех, арахис;
КОСТОЧКИ : персиковые, абрикосовые, вишневые, кизиловые, сливовые, от хурмы;
ДРЕВЕСНЫЕ ГРИБЫ : березовые, еловые, осиновые, сосновые, дубовые;
ВЕТКИ различных деревьев и кустарников;
КОРНИ деревьев и кустарников;
КОРА деревьев: сосновая (старая - толстая и молодая - тонкая, золотисто-красная), дубовая, еловая, осиновая и кора березы - береста;
ЛУКОВИЦЫ растений;
КЛУБНИ растений (например, картофеля);
КОЖУРА лука репчатого и чеснока;
СЕМЕНА деревьев (например, семена-крылатки клена, ясеня, липы); трав и злаков
СОЛОМА пшеницы, овса, ржи;
ЦВЕТЫ садовых и дикорастущих растений (например, соцветия чертополоха и репейника (лопуха);
РАКУШКИ речные и морские;
РАКОВИНЫ садовых (наземных) улиток;
РЫБА чешуя, кожа, плавники, хвосты и жаберные роговые пластинки морских и речных рыб;
ПЕРЬЯ лесных и декоративных (канареек, попугаев, павлинов) птиц, домашних уток, гусей, кур и индюков;
МХИ и ЛИШАЙНИКИ : разнообразные мхи и лишайники, стебли плауна (ликоподиума).

Кроме того, вам понадобятся семечки арбуза, тыквы и подсолнечника (они пригодятся в качестве дополнительного материала для изготовления отдельных деталей), кукурузные початки (с зернами и листьями); плоды желтых водяных лилий (кубышки); плоды декоративной тыквы, картофель, яблоки, яичная скорлупа и многое-многое другое.

Для изготовления картин и композиций из семян запаситесь крупами, используемыми в домашнем хозяйстве: гречневой, овсяной, рисовой, пшеничной, манной, пшеном, чечевицей, а также зернами кофе.

Творческие занятия с детьми разнообразит работа с природными материалами. Из них создают объемные игрушки, фигурки животных, аппликации и другие поделки. Важным этапом занятий становится не только создание поделок, но и сбор и обработка материалов, подготовка их к применению.

Совместные походы в парк или на природу помогут детям лучше узнать окружающий мир. Родители могут показывать различные виды растений, их ягоды плоды и семена, а также прививать детям любовь к природе. Так, например, сбор коры не должен навредить дереву, его следует производить только на уже поврежденных или спиленных деревьях. Природный материал безопасен, доступен и предоставляет широкие возможности проявить фантазию.

Что можно сделать из природных материалов?

Из различных природных материалов можно создавать игрушки, изображения зверей и человечков. Разнообразные по форме, цвету и фактуре, они прекрасно сочетаются между собой и дополняют друг друга. Из всех сделанных игрушек можно собрать целую композицию или выставку персонажей.

Мебель, транспорт, домики и другие предметы для игрушек также можно создать из природных материалов, распиленных веток, коры деревьев. В качестве основных способов соединения используют клей ПВА, или другой клей, а также проволоку, нити, веревки, заточенные спички или зубочистки. В работе с природными материалами могут понадобиться такие инструменты: ножницы, кисть, игла с ниткой, шило, пила, напильник, нож и другие.

Когда и что нужно заготавливать?

Все природные материалы можно разделить на те, которые необходимо заготавливать летом, и те, которые доступны с созреванием плодов осенью. Летом и весной доступны такие природные материалы, как цветы, листья, трава, рогоз, кукуруза, береста, и другие. Осенью собирают орехи, каштаны, желуди, семена многих растений, солому, декоративные тыквы, и другие материалы. Некоторые материалы, как мох, шишки, хвоя и ракушки, доступны в любое время года.

Цветы и листья растений выравнивают между листами бумаги и сушат, из них можно составить аппликацию или букет из сухоцветов. Из плотных листьев получаются крылья для бабочек и стрекоз или плавники для рыбок. Осенние листья окрашены в теплые цвета и считаются особенно красивыми. Зеленые летние листья по мере высыхания, теряют насыщенный зеленый цвет. Разнообразие форм и цвета листьев делает их интересным материалом для творчества. Собранные листья проглаживают утюгом через бумагу, досушивают под прессом. Хранят их также между картонными или бумажными листами.

Летом можно делать поделки из пучков травы или использовать ее для связки деталей поделки. Зеленые колосья, стебли трав или пучки травы быстро вянут, становятся ломкими после высыхания. Поделки из таких недолговечных материалов быстро портятся, однако с их помощью также можно развивать ребенка.

Природные материалы для поделок

1. Рогоз

Рогоз - летнее растение, растущее в воде на мелководье рек, озер, прудов и других водоемов. Его вытянутые коричневые соцветия состоят из мягкого пуха, легко поддающегося моделированию. Можно использовать эти соцветия, которые в народе зовут «камышом», для создания фигурок животных. Листья и стебли рогоза можно сушить, резать, сворачивать и использовать для различных деталей в поделках.

2. Кукуруза

Кукуруза - особенная летняя культура, в которой для поделок можно использовать очищенные свежие или сухие початки, длинные листья и затвердевшие зерна. Чем старше и тверже початки кукурузы, тем труднее с ними работать ребенку, ведь их необходимо разрезать или прокалывать. Занятия с детьми проводят, когда кукуруза не до конца созрела и легко поддается воздействию. Длинные и мягкие листья кукурузы позволяют разнообразить поделки, их можно складывать, сворачивать, связывать в узел, и так далее. Перед работой просушенные листья размачивают пару часов в мокрой ткани.

3. Береста

Известный с древних времен материал для народного творчества - березовая кора, или береста . Она необычна, красива, долговечна. Березовая кора, собранная весной и осенью наиболее красивая и гибкая, она легче снимается со ствола. Чтобы правильно снять кору с древесины, ее надрезают по окружности, отделяя кусок шириной до 25 см. Кору очищают, внутреннюю сторону протирают влажной тканью, внешнюю - зачищают наждачной бумагой. Чтобы кора была ровной, ее сушат, придавив доской с грузом. Если необходим скрученный лист бересты, то ее размачивают и высушивают на солнце или в тепле.

4. Ягоды и плоды

Из свежих летних ягод и плодов можно создавать фигуры и другие поделки, например, бусы. Высыхая, ягоды затвердевают и сморщиваются, либо портятся. Из плодов шиповника и рябины получаются яркие украшения и персонажи.

5. Солома

В конце лета после сбора злаковых, среди природных материалов появляется солома . Из нее можно связывать объемные игрушки, плести плоские поверхности, наклеивать гладкий рисунок. Золотой цвет проглаженной соломы нравится детям, они с удовольствием работают с этим гибким материалом. Собирают солому, сохраняя ровные стебли. Места соединений стеблей вырезают, ровные соломинки сортируют по длине и хранят в коробках. Чтобы солома стала эластичной, ее вымачивают сутки в закрытой посуде, залив кипятком. Для аппликаций нужна гладкая солома, и ее проглаживают утюгом.

6. Просушенные плоды кувшинки

В качестве природного материала используют и просушенные плоды кувшинки , напоминающие маленький сосуд с зауженным горлышком. Их интересная форма подходит для создания частей тела игрушек, для игрушечной посуды.

7. Плоды декоративной тыквы

Интересным природным материалом считают и высушенные яркие плоды декоративной тыквы . Ее разнообразные формы и цветовые оттенки предоставляют свободу детской фантазии.

8. Орехи, желуди и каштаны

Осенью созревают грецкие, лесные, кедровые и другие орехи , а также желуди и каштаны . Их форма, коричневый цвет, фактура поверхности, твердость и другие качества позволяют создавать различные части тела объемных игрушек, животных и персонажей. Шляпка, или плюска лесных орехов также может применяться в поделках. Грецкие орехи можно использовать целыми либо расколоть их на половинки. Кедровые и земляные орехи легко прокалываются и склеиваются. Хранить все виды орехов следует в разных коробках в сухом помещении. Твердые орехи следует разрезать и прокалывать самому воспитателю. Ребенок может пораниться, пытаясь проколоть твердый и круглый предмет.

Желуди , плоды дуба, собирают осенью, когда они поспели и начинают опадать. Их можно отбирать разного размера для разных поделок. Желуди могут получаться разных форм, более округлых или вытянутых, они могут расти сдвоенными, строенными. Чашечки этих плодов, или плюски, также затвердевают, отделяются от желудей и используются в изготовлении игрушек. Если сами желуди могут быть частью тела животных или человечков, то их чашечки можно использовать как посуду или головные уборы игрушек. Отбирать желуди следует целые, крепкие, без повреждений, гнили и прелых пятен. Они долго могут храниться в прохладном влажном помещении.

Плоды дерева каштан коричневого цвета, округлые и гладкие. Соединяя их проволочками или спичками, получают простые игрушки: мишек, зайчиков, мышат и других животных. Их колючая кожура может применяться для создания ежиков. Каштаны можно собирать разных размеров, они бывают круглыми и полукруглыми, половинчатыми. Они долго сохраняются в прохладном месте.

9. Семена растений и деревьев

Семена многих растений и деревьев широко применяются в изготовлении поделок из природных материалов. Как правило, семена созревают осенью. В поделках можно использовать семена ясеня, акации, тыквы, арбуза, подсолнечника, и многие другие. Их можно приклеивать клеем, прошивать или прокалывать иглой, зубочисткой или проволокой. Из них получаются части тела, глаза и носики животных.

10. Шишки и хвоя деревьев

Распространенным материалом являются шишки хвойных деревьев: кедров, сосен, елей, кипарисов и пихт. Шишки можно использовать как раскрытые, так и нераскрытые. Если шишки собирать с влажной почвы, то они медленнее высыхают и сохраняют форму. Если они быстро сохнут в тепле, то могут раскрываться, деформироваться. Шишки можно прокалывать, связывать и склеивать. Они могут быть частью объемных игрушек. Можно сортировать их по форме и размеру, как и другие материалы, хранить в отдельных коробках.

Среди природных материалов, которые можно получить и весной, и летом, и осенью, а иногда даже зимой, можно назвать и саму хвою деревьев. Длинные хвоинки можно использовать как усики бабочек, колючки ежа, лапки насекомых, и другим способом. Их можно связывать в пучок или вкалывать по отдельности. Хранить хвою можно в спичечных коробках.

11. Мох

В теплое время года можно собрать мох , который применяют для создания фона, имитации травы в игрушечных композициях. Мох может долго храниться, его легко приклеить к плоскому основанию.

12. Высушенный древесный гриб

Интересным природным материалом может послужить срезанный и высушенный твердый древесный гриб . Из него можно сделать подставку или крышу домика.

13. Кора деревьев

Аналогичным твердым материалом, служащим «строительным материалом» в создании целых кукольных композиций, может быть твердая древесная кора . Ее можно покрыть прозрачным лаком, что продлит срок «жизни» композиции. Кора разных деревьев отличается по цвету и форме. Кроме указанной березовой коры, которая является тонким и гибким материалом белого цвета, можно использовать кору сосны, дуба и других деревьев. Она может быть твердой и плотной, а может быть мягкой и гибкой, рельефной, темного коричневого или серого цвета.

14. Ветки деревьев

Ветки являются прочным природным материалом. Из тонких веток можно создавать руки, ноги или шеи кукол, скамейки для игрушек, перекрытия домиков, беседки и так далее. Более толстые ветки при распиле могут имитировать пенек для сказочных персонажей. Из разветвленных веток можно создать игрушечный сад или лес. Ветки для поделок лучше использовать не пересушенные и неповрежденные. Ветки таких растений, как сосна, сирень и кизил не ломаются при высыхании, они упруги, их удобно применять при создании фигур. Собирая ветки для поделок с группой детей, воспитатель должен научить не повреждать деревья, собирать опавший материал.

15. Корни деревьев и кустарников

Очень интересным материалом являются корни деревьев или кустарника , однако добыть их довольно затруднительно. Корни можно найти по берегам рек, где они размываются водой. Важно напоминать детям, что корни живых деревьев повреждать и срезать нельзя. Корни имеют фигурную неповторимую форму. Часто в их форме можно увидеть какого-либо персонажа, фантастическое существо или насекомое. Зачищенные и покрытые лаком корни можно украсить другими материалами. Собранные корни необходимо вымыть, просушить и хранить в обычных условиях, в сухом помещении, предохранять от излишней влажности. Занятия с этим природным материалом развивают фантазию, творческое мышление и наблюдательность у ребенка.

16. Перья птиц

Разнообразным, податливым и ярким материалом можно назвать перья птиц . Можно использовать перья домашних птиц: уток, кур, гусей и других. Перья диких птиц можно найти просто на улице и в походе. Если у детей есть домашние попугайчики, то их яркие разноцветные перья станут украшением поделки. Собранные перья необходимо обязательно вымыть и просушить. Чтобы вернуть им первоначальную естественную форму, их достаточно расчесать щеткой или разгладить пальцами. Птичьи перья можно разрезать, сшивать, склеивать, вставлять в отверстия более твердых природных материалов. При работе с перьями можно рассказать детям о различных видах птиц, о том, как они летают с помощью перьев, и так далее.

17. Ракушки и камни

Одним из самых распространенных и любимых детьми материалов являются ракушки . Их можно найти на берегах рек, а в особенности, на берегу моря. Они могут быть различной формы, от плоской овальной, сердцевидной или напоминающей гребешок, до объемной формы в виде скрученного рожка. Размеры ракушек также могут быть совершенно разными. Ракушки можно прокалывать, сверлить, надпиливать и склеивать. Из них можно собирать фигурки персонажей, составлять плоские рисунки и изображения цветов, а можно обклеивать ими целые плоскости шкатулок или картин.

Собранные ракушки необходимо тщательно промыть щеткой и высушить. Собирая ракушки, можно выбрать и другой природный материал - обточенные водой природные камни . Их можно приклеивать резиновым и строительным клеем, создавать из них части обстановки, выкладывать дорожки или строить домики игрушкам.

Работа с природными материалами значительно развивает творческую фантазию детей, а также знакомит их с миром живой природы.

Начало осени – лучшее время для сбора природных диковин для детского творчества. Часто в начале учебного года воспитатели детского сада или учителя начальной школы просят принести природный материал для занятий по природоведению или уроков труда. Однако, интересные листья, семена и ветки не найти возле дома, за ними нужно отправляться в парк или лес. Такую прогулку с ребенком можно превратить не только в полезное занятие, но и сделать ее настоящим праздником.

Почему так важно собирать природный материал?

Только в парке и или на лесной опушке можно найти много веточек, красивых листьев, коряг, цветов, шишек и разнообразных семян. А значит, природные материалы лучше всего собирать во время маленького лесного путешествия. В сборе природного материала и последующей работе с ним есть много пользы.

  • Ребенок учится видеть особенности листьев и веток, а ощупывая и манипулируя, узнает, какой разной может быть фактура. Некоторые листья гладкие на ощупь, а другие – шершавые. Одни семена бывают совсем крошечными, а другие, как у каштана, большие.
  • Только в практической деятельности ребенку становится понятно, насколько тот или иной природный материал прочен. Всегда бывает, что часть собранных листьев или коряжек приходится дома выкинуть – не все удается донести в целости и сохранности. И будет большой ошибкой - ругать ребенка за сломанную ветку или цветок. Познание мира без этого не обходится.
  • Прогулка по лесу и поиск интересных листиков и коряг – приятное и увлекательное занятие и для вас, и для вашего малыша. Не часто ли мы в последнее время лишаем себя приятных вещей? Гуляя с малышом, не забудьте остановиться, оглянуться вокруг и пронаблюдать сезонные изменения в природе. Поговорите с ним об осеннем разноцветье. Послушайте, как шуршит листва под ногами, и почувствуйте ее пряный запах. Вместе найдите высохшую траву, которая уже «легла спать» на зиму. Осенний лес – особенный. В нем почти не слышно птиц и совсем не видно насекомых.
  • Чтобы найти действительно необычные семена, листья и ветки, часто нужно уйти подальше, обследовав не только ближайшую опушку, но и более удаленные лесные уголки. Пользу пешей прогулки для здоровья трудно переоценить. Наши «приросшие» в гаджетам дети гиподинамичны, а и мы сами тоже. Поэтому пока тепло, стоит оторвать ребенка от любимого планшета или компьютера и сходить в лес.
  • Мы собираем природный материал, для того, чтобы дома, в садике или школе ребенок имел возможность заняться творчеством. Но не нужно забывать, что любой творческий процесс начинается еще в лесу. Идеи, как применить ту или иную веточку или шишку, рождаются почти сразу, во время лесной прогулки. Как ожидать от ребенка интересной поделки, если он ее не «обдумал» заранее?

Вместе, а не вместо

Самая частая ошибка, которую допускают родители – сбор природного материала без участия детей. Как обычно бывает? Воспитатель или учительница в школе сказала принести на следующей неделе природный материал, и ответственная мама после работы забегает в ближайший парк или сквер и собирает первое, что под руку попалось. Дома разберемся!

Будем откровенны, мы вообще нередко пытаемся жить «вместо» детей и принимать решения без учета их мнения. И удивляемся потом ответному равнодушию и неудовольствию. А ведь это – просто зеркало нашего отношения.

Те листья и цветы, которые будут использоваться для аппликаций, можно высушить под прессом. Перед сушкой у листьев удаляют крупные черешки. Разложенные растения в 3-4 слоя перекладывают газетами, и сверху помещают тяжелый груз. Газеты ежедневно меняют. И через 5 дней сушка будет закончена. Более быстрый способ – проглаживание утюгом, через листы бумаги. Но не всегда при этом удается сохранить первоначальный цвет.

Другой интересный, но более долгий метод сушки листьев и цветов – в чистом песке или манной крупе. Растения аккуратно раскладывают в коробке и бережно засыпают песком или крупой. Потом закрывают крышку, чтобы сыпучий материал не увлажнялся, и оставляют коробку при комнатной температуре на 2-3 недели.

Веточки, розы и сухоцветы обычно связывают в пучки и высушивают в подвешенном состоянии. Каштаны, желуди, лесные орехи и другие семена, а также плоды нужно не забыть разложить на открытом, проветриваемом месте. Собранные в осеннюю пору, они достаточно влажные и в закрытой коробке, а тем более полиэтиленовом пакете, покроются плесенью и просто сгниют.

Как использовать

Чаще всего высушенные природные материалы родители хранят «подальше» от ребенка. Сколько было вложено труда – найти, принести, высушить! А вдруг сломает или испортит?

Однако, чтобы пробудить творчество и желание экспериментировать – нужно создать среду, когда творчество и эксперименты возможны! Природный материал, хотя бы менее ломкий, обязательно следует хранить в доступном для ребенка месте. Чтобы он мог, когда есть желание, открыть коробку и попробовать сделать что-то самостоятельно.

В чем роль родителей? Она, пожалуй, двояка.

Во-первых, важно показать, как можно с найденными лесными диковинками манипулировать, то есть, родители должны научить сгибать, отрезать ненужное, очищать кору… Стоит показать ребенку, что плоские листья можно приклеить на цветную бумагу. Коряжки - связать ниткой или мягкой проволокой. Желуди – соединить друг с другом при помощи пластилина или куска спички. Создание поделок для детей, помимо развития воображения, – отличная возможность обучиться применять клей, ножницы и другие инструменты. Кроме того, это верный способ развить мелкую моторику руки, а значит, и речь.

Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Для народа окружающая их среда не была чем-то застывшим, неподвижным. Поля и деревья, солнце и облака, трава и горы являлись одухотворёнными образами в сказках, былинах, пословицах и поговорках.

В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества. Любовь в природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, спокойной сказкой бабушки.

Человек - хозяин своей земли, именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства, так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.

Народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное значение и превратились в подлинные произведения искусства.

Перечень обоих групп довольно значителен, поэтому, исходя из конкретных местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, цветка, поверхности и т.д. так как в работе с природными материалами всё это необходимо учитывать.

Начнем с самого распространенного материала известного еще с древних времен, это глина.

Глина, встречается в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики - от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладов возникают фабрики и заводы по производству керамики. Например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется на гончарном круге, а после высыхания её можно выгладить до зеркального блеска. Посуда из такой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочностью.

Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ можно практически всюду, было бы желание. К тому же небольшое количество глины всегда можно «исправит» отмучиванием и другими способами. Глина может залегать сразу же под слоем почвы на небольшой глубине. На содовых участках её можно обнаружить при различных земельных работах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в откосах и склонах оврагов.

Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где- нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ремонт водопровода или газопровода. При этом глиняные пласты, залегающие на большой глубине, оказываются на поверхности.

Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при обжиге большинство глин резко меняют свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), свет- ложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, коричневый, красно-коричневый, коричнево-фиолетовый цвет).

Керамика -- изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. Однако современное использование этого термина расширяет его значение до включения всех неорганических неметаллических материалов. Керамические материалы могут иметь прозрачную или частично прозрачную структуру, могут происходить из стекла. Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики -- фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики -- гончарная керамика.

Дерево с древнейших времён применяется в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, особенно народном (утварь, мебель, нередко тонировавшиеся или украшавшиеся резьбой, интарсией, росписью, позолотой и т.д.; резьба на фасадах и в интерьерах зданий; облицовка стен рейкой, тёсом и т.п.), а также при изготовлении печатных форм для ксилографии, набойки и узорных пряников. Человек в повседневной жизни постоянно соприкасается с деревом - на лоне природы, и в быту с теми или иными изделиями, созданными из дерева. Дерево является тем материалом, который защищает, греет, помогает и радует человека, доставляя ему эстетическое наслаждение. В качестве поделочного материала дереву нет альтернативы: его физические и пластические возможности издавна привлекают человека.

Многовековая практика обработки дерева позволила накопить большой опыт, изучить все его свойства и выразительные возможности. Так постепенно сложились определенные традиции работы с деревом в зависимости от природно-климатических условий, образа жизни и деятельности человека.

Богатство цветовых оттенков дерева, разнообразие фактуры и текстуры (волнистость, концентричность, живописная перепутанность волокон и т.д.) определяют бесконечное множество декоративных эффектов изделий, а относительная лёгкость обработки способствует непосредственному воплощению творческой энергии художника.

Из лиственных пород деревьев часто для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не используют для изготовления мебели, поэтому ее применение ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, мало коробится, хорошо воспринимает отделку и имитируется под другие породы, например под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Прекрасный материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется труднее, но качество резьбы лучше. Древесина березы хорошо окрашивается и отделывается. Ее недостатки - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также склонность к короблению и растрескиванию, что не позволяет применять ее в больших изделиях. Из березы можно делать накладные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - используют древесину тополя и осины.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и склонности скалываться, но очень выразительна и декоративна.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, используют и более редкие породы древесины: яблоню,черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Многие тысячелетия дерево оставалось доступным, любимым и понятным человеку материалом. Дерево - конструкционный материал. В этом качестве оно является незаменимым строительным материалом. Удивительны его механические, физические качества: дерево хорошо поддается обработке, его можно резать, рубить, пилить, строгать, точить, гнуть. Упругость и вязкость позволяют хорошо удерживать шурупы и гвозди. Покрытия лаками и олифами делают дерево водонепроницаемым.

Дерево обладает исключительными практическими качествами. Все предметы, созданные из дерева, несут в себе черты скульптурности. Дерево - материал декоративный. Как живой природный организм оно имеет свои неповторимые особенности строения, выражающиеся в текстуре и цвете. Во всей совокупности механических, пластических и декоративных качеств дерево является исключительно подходящим материалом для выполнения художественных работ.

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма.

Резьба по дереву - вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом). Современная резьба строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Резьба - вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания.

Резьба используется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики. Различают объемную, высокорельефную, плоскорельефную, выемчатую, контурную, сквозную и накладную резьбу.

gastroguru © 2017