Нато - что значит? Что такое

НАТО - одно из самых влиятельных военно-политических объединений в мире. Существует более 60 лет. Изначально альянс создавался как структура, призванная противодействовать политике СССР и возможному возрождению военных устремлений капитулировавшей Германии. После распада Советского Союза ряды НАТО пополнило большинство восточноевропейских стран бывшего соцлагеря. Ряд аналитиков говорит о перспективах вхождения в блок (пусть и в отдаленном будущем) Грузии и Украины. Интересен тот факт, что попытки войти в НАТО (или объявить совместное военно-политическое сотрудничество по ключевым вопросам глобального характера) делали и СССР, и современная Россия. Сейчас в НАТО входит 28 стран.

Ведущую роль в военном плане в этой организации играют США. Блок курирует программу «Партнерство ради мира», совместно с РФ организует работу Совета «Россия-НАТО». Состоит из двух основных структур - Международного секретариата и Военного комитета. Обладает огромным военным ресурсом (Силы реагирования). Штаб-квартира НАТО находится в бельгийской столице Брюсселе. У альянса два официальных языка - французский и английский. Организацией руководит Бюджет НАТО подразделяется на три вида - гражданский, военный (самый финансово емкий) и в части фондирования программы по обеспечению безопасности. Военные силы альянса участвовали в вооруженных конфликтах в Боснии и Герцеговине (1992-1995 годы), в Югославии (1999-й), в Ливии (2011-й). НАТО возглавляет международный военный контингент по обеспечению безопасности в Косово, участвует в решении военно-политических задач в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Отслеживает взаимодействие между военными структурами в регионе Средиземного моря, выявляя организации, занимающиеся поставками оружия массового уничтожения. Альянс активно участвует в международных диалогах с Россией, Китаем, Индией и другими крупными державами. По мнению ряда исследователей, напряженность между НАТО и Россией как правопреемницей СССР никогда не исчезала, и в данный момент продолжает нарастать.

Создание НАТО

Блок НАТО был образован в 1949 году двенадцатью государствами. Географически ведущие страны создаваемой организации, включая США - наиболее влиятельное в политическом и военном отношении государство, имели выход к Атлантическому океану, что повлияло на название новой международной структуры. НАТО (NATO) - это North Atlantic Treaty Organization, то есть Североатлантическая организация, действующая по договору. Часто она именуется Североатлантическим союзом.

Целью создания блока было противодействие политическим устремлениям Советского Союза и дружественных ему стран в Восточной Европе и других частях мира. Согласно договорам между странами НАТО, обеспечивалась взаимная военная защита в случае агрессии государств коммунистического мира. Вместе с тем этот политический союз способствовал интеграционным трендам в образовавших его странах. В 1952 году к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1956-м - ФРГ, а в 1982-м - Испания. После распада СССР блок еще более расширил свое влияние в мире.

НАТО после распада СССР

Когда СССР распался, то, казалось бы, необходимость в дальнейшем существовании Североатлантического союза отпала. Но вышло совсем не так. Члены НАТО не только решили сохранить блок, но и начать расширять свое влияние. В 1991 году был создан Совет евроатлантического партнерства, который стал курировать работу со странами, не входящими в блок НАТО. В том же году двусторонние соглашения были подписаны между государствами Североатлантического союза, Россией и Украиной.

В 1995-м была учреждена программа по выстраиванию диалога со странами Ближнего Востока (Израилем и Иорданией), Северной Африки (Египтом, Тунисом) и Средиземноморья. К ней присоединились также Мавритания, Марокко и Алжир. В 2002-м был создан Совет «Россия-НАТО», что позволило странам продолжить выстраивать диалог по ключевым вопросам мировой политики - борьбе с терроризмом, ограничению распространения оружия.

Форма солдат НАТО

Форма НАТО, в которую облачаются солдаты блока, никогда не была унифицированной. Военный камуфляж на национальных стандартах, все, что более или менее похоже - это зеленый цвет и оттенки «хаки». Иногда военнослужащие надевают дополнительные виды одежды (так называемые маскировочные комбинезоны) при проведении спецопераций в особых условиях (пустыня или степь). В некоторых странах форма НАТО содержит различные рисунки и узоры, позволяющие добиться лучшей маскировки солдат.

В США, например, наиболее популярна камуфляжная расцветка в пяти основных стандартах. Во-первых, это woodland - одежда с четырьмя оттенками зеленого цвета. Во-вторых, это desert 3 color - униформа для военных действий в пустыне, содержащая три оттенка. В-третьих, это desert 6-color - другой вариант одежды для боевых действий в условиях пустыни, на этот раз с шестью оттенками. И есть два зимних варианта военной формы - winter (светлый или молочно-белый цвет) и snow winter (абсолютно белоснежный оттенок). Вся эта цветовая гамма - ориентир для дизайнеров многих других армий, что облачают своих солдат в камуфляж НАТО.

Интересна эволюция военной формы армии США. Камуфляж как таковой - изобретение сравнительно недавнее. До начала 70-х американские солдаты носили в основном одежду исключительно зеленого цвета. Но во время операции во Вьетнаме такая расцветка оказалась не отвечающей требованиям ведения боев в условиях джунглей, в результате солдаты переоблачились в камуфляж, позволяющий маскироваться в тропическом лесу. В 70-х такой тип формы стал практически национальным стандартом для армии США. Постепенно появились модификации камуфляжа - те самые пять оттенков.

Вооруженные силы НАТО

Блок НАТО располагает значительными в общей совокупности - крупнейшими в мире, как полагают некоторые военные эксперты. Есть два вида войск Североатлантического союза - объединенные и национальные. Ключевое подразделение армии НАТО первого типа - это силы реагирования. Они готовы практически к немедленному участию в спецоперациях в зонах локальных и стихийных военных конфликтов, в том числе и в странах, не входящих в блок. НАТО располагает также и силами немедленного реагирования. Причем акцент в их задействовании ставится не на практическом применении оружия, а на психологическом эффекте - путем переброски к месту военных действий большого количества различного вооружения и солдат. Расчет идет на то, что воюющие стороны, осознав надвигающуюся мощь НАТО, изменят свою тактику в пользу мирного урегулирования.

Блок обладает мощными Самолеты НАТО - это 22 боевых авиационных эскадрильи (порядка 500 единиц авиационной техники). Также в распоряжении блока - 80 самолетов военно-транспортного назначения. Страны блока НАТО обладают также боеспособным флотом. В его составе - авианосцы, подводные лодки (в том числе и многоцелевые атомные), фрегаты, ракетные катера, а также морская авиация. Боевые корабли НАТО насчитывают 100 с лишним единиц.

Самая большая военная структура НАТО - это главные оборонительные силы. Их задействование возможно только в случае крупномасштабных военных действий в атлантическом регионе. В мирное время они участвуют в боевых операциях в основном частично. В составе главных оборонительных сил НАТО - более 4000 самолетов и 500 с лишним кораблей.

Как расширялось НАТО

Итак, после распада СССР блок НАТО продолжил существовать, более того, активизировал свое влияние в мире. В 1999 году в Североатлантический союз вступили государства, еще недавно входившие в сферу влияния Советского Союза - Венгрия, Польша и Чехия. Через пять лет - другие бывшие соцстраны: Болгария, Румыния, Словения, Словакия, а также прибалтийские государства. В 2009-м появились новые члены НАТО - Албания с Хорватией. На фоне политического кризиса и боевых действий на Украине, как полагают некоторые эксперты, НАТО не будет проявлять устремлений к тому, чтобы далее расширяться. В частности, в ходе переговоров между руководством блока и представителями Украины вопрос о вхождении страны в НАТО, отмечают аналитики, прямо не ставится.

Вместе с тем, по мнению ряда экспертов, многие страны изъявляют желание вступить в блок. Это прежде всего балканские государства - Черногория, Македония, а также Босния и Герцеговина. Говоря о том, какие страны в НАТО стремятся всеми силами, следует отметить Грузию. Правда, по мнению некоторых аналитиков, конфликты в Абхазии и Южной Осетии - факторы, которые снижают привлекательность страны для блока. В среде экспертов бытует мнение, что дальнейшая экспансия НАТО зависит от позиции России. Например, на саммите в Бухаресте, проходившем в 2008 году, блок допустил вероятность присоединения некоторых но конкретных сроков не назвал из-за прозвучавшего на мероприятии мнения Владимира Путина о том, что появление НАТО возле границ России - прямая угроза. Эта позиция РФ остается актуальной и сегодня. Однако некоторые западные аналитики считают опасения России несостоятельными.

Военные учения Североатлантического союза

Поскольку НАТО - военная организация, для нее обычна практика масштабных армейских учений. В них участвуют самые разные виды войск. В конце 2013 года в Восточной Европе были проведены, как посчитали многие крупнейшие учения НАТО под названием Steadfast Jazz. Их принимали Польша и прибалтийские государства - Литва, Эстония и Латвия. НАТО созвало для участия в учениях более шести тысяч военных из разных стран, привлекло три сотни боевых машин, свыше 50 единиц авиации, 13 боевых кораблей. Условным противником блока было вымышленное государство «Ботния», совершившее акт агрессии в отношении Эстонии.

Придуманная военными аналитиками страна испытывала социальный, политический и экономический кризис, вследствие чего испортила отношение с зарубежными партнерами. В итоге противоречия вылились в войну, которая началась с вторжения «Ботнии» в Эстонию. На основании договоров о коллективной обороне военно-политический блок НАТО принял решение немедленно перебросить силы для защиты маленького прибалтийского государства.

За некоторыми этапами учения наблюдали представители вооруженных сил России (в свою очередь, за несколько месяцев до этого за совместными маневрами РФ и Белоруссии наблюдали военные НАТО). Руководство Североатлантического блока высказалось о возможности проведения совместных с Россией военных мероприятий. Эксперты отметили, что взаимная открытость НАТО и РФ при проведении военных учений способствует повышению доверия.

НАТО и США - ведущая военная держава блока - запланировали учения в странах Южной Европы в 2015 году. Предполагается, что в них будут участвовать порядка 40 тысяч солдат.

Оружие Североатлантического союза

Российские военные эксперты называют несколько образцов военной техники блока, аналогов которым в мире нет или очень мало. Это оружие НАТО, говорящее о высокой боеспособности армии Североатлантического союза. России, полагают военные аналитики, нужно особенно опасаться пяти видов вооружения. Во-первых, это танк Challenger 2 британского производства. Он вооружен 120-миллиметровой пушкой и оснащен мощной броней. Танк способен двигаться с хорошей скоростью - порядка 25 миль в час. Во-вторых, это подводная лодка, собираемая по так называемому «Проекту-212» немецкими оборонными предприятиями. Она характеризуется невысокой шумностью, приличной скоростью (20 узлов), отличным вооружением (торпеды WASS 184, DM2A4), а также ракетной системой. В-третьих, армия НАТО обладает боевыми самолетами По своим характеристикам они приближены к истребителям так называемого пятого поколения - американскому F-22 и российскому Т-50. Машина оснащена 27-миллиметровой пушкой и множеством видов ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля». Некоторые эксперты считают, что противостоять Typhoon на равных могут только самые новые образцы российских самолетов, такие как Су-35. Другой примечательный вид вооружений НАТО - вертолет Eurocopter Tiger совместного производства Франции и Германии. По своим характеристикам он приближен к легендарному американскому AH-64 «Апач», однако меньше по габаритам и весу, что может давать машине преимущество в ходе боя. Вертолет вооружен множеством ракет («воздух-воздух», противотанковых). Ракета Spike, которая выпускается оборонными предприятиями Израиля, - еще один образец вооружений НАТО, на который российским военным, по мнению аналитиков, стоит обратить внимание. Spike - эффективное противотанковое оружие. Его особенность заключается в оснащенности боевой частью из двух ступеней: первая пробивает внешний слой брони танка, вторая - внутренний.

Военные базы Североатлантического союза

На территории каждой из стран Североатлантического союза есть хотя бы одна военная база НАТО. Рассмотрим в качестве примера Венгрию как бывшую страну соцлагеря. Первая база НАТО здесь появилась в 1998 году. Правительство США использовало венгерский аэродром "Тасар" при проведении операции с Югославией - отсюда вылетали в основном беспилотники и самолеты F-18. На этой же военно-воздушной базе в 2003 году обучались военные специалисты из числа оппозиционно настроенных групп в Ираке (незадолго до начала армией США боевых действий в этой ближневосточной стране). Говоря о союзниках американцев среди западных стран по вопросам размещения на своей территории военных баз, стоит особо отметить Италию. Сразу по окончании Второй мировой войны это государство стало размещать у себя большие контингенты военно-морских сил США.

Сейчас Пентагон оперирует портами в Неаполе, а также аэродромами в Виченце, Пьяченце, Трапани, Истране и многих других итальянских городах. Самая известная база НАТО в Италии - «Авиано». Она была построена еще в 50-х, но до сих пор многими военными специалистами считается лучшей в регионе. На ней, не считая инфраструктуры для взлета и посадки самолетов, есть ангары, в которых авиационная техника может укрыться в случае бомбардировок. Есть навигационное оборудование, при использовании которого боевые вылеты могут осуществляться ночью и практически при любой погоде. В числе новых баз НАТО в Европе - «Безмер», «Граф Игнатьево» и «Ново село» в Болгарии. Как посчитало правительство этой балканской страны, размещение войск НАТО усилит защищенность государства, а также окажет положительное влияние на уровень подготовки вооруженных сил.

Россия и НАТО

Несмотря на долгий опыт политического противостояния в 20 веке, делают попытки конструктивного взаимодействия на международной арене. Как было сказано выше, в 1991 году был подписан ряд документов о совместном решении некоторых вопросов в мировой политике. В 1994-м РФ присоединилась к инициированной Североатлантическим альянсом программе «Партнерство ради мира». В 1997 году Россия и НАТО подписали акт о сотрудничестве и безопасности, был создан Совместный постоянный совет, ставший вскоре главным ресурсом поиска консенсусов в ходе консультаций между РФ и блоком. События в Косово, как считают аналитики, сильно подорвали взаимное доверие России и альянса. Но, несмотря на это, сотрудничество продолжилось. В частности, работа Совета включает регулярные дипломатические встречи между послами и представителями армий. Главные направления сотрудничества в рамках Совета - борьба с терроризмом, контроль оружия массового уничтожения, противоракетная оборона, а также взаимодействие в условиях чрезвычайных ситуаций. Один из ключевых пунктов сотрудничества - пресечение незаконного оборота наркотиков в Центральной Азии. Взаимоотношения блока и РФ осложнились после войны в Грузии в августе 2008 года, вследствие чего диалог в рамках Совета «Россия-НАТО» был приостановлен. Но уже летом 2009-го, благодаря усилиям министров иностранных дел, Совет возобновил работу по ряду ключевых направлений.

Перспективы Североатлантического альянса

Ряд экспертов считает, что дальнейшее существование НАТО и перспективы расширения влияния блока зависят от состояния экономики стран-участниц. Дело в том, что военное партнерство в рамках этой организации подразумевает определенный процент расходов государственных бюджетов союзников на оборону. Но сейчас положение дел в бюджетной политике многих развитых стран далеко от идеала. Правительства ряда государств-членов НАТО, как полагают аналитики, не имеют финансовых ресурсов для масштабных вложений в вооруженные силы. Более того, показателен пример США - было подсчитано, что военные интервенции последних лет принесли американской экономике убытков на полтора триллиона долларов. По-видимому, никто из союзников не хочет испытывать на себе подобных эффектов от применения военной силы на мировой арене. В 2010-2013 годах бюджетные отчисления большинства европейских стран, входящих в НАТО, на оборону не превышали 2 % от ВВП (больше - только у Великобритании, Греции и Эстонии). В то время как в 90-е годы вполне естественным считался показатель в 3-4 %.

Есть версия, что страны ЕС склоняются к проведению независимой от США Особую активность в этом направлении проявляет Германия. Но это вновь упирается в финансовую составляющую: создание вооруженных сил в Европе, сопоставимых с американскими, может обойтись в сотни миллиардов долларов. Странам ЕС, испытывающим стагнацию в экономике, такие затраты могут оказаться не по силам.

Североатлантический альянс НАТО возник весной 1949 года. После окончания Второй Мировой войны оборонные силы стран мира были истощены, и возникла угроза новых территориальных конфликтов.

Поэтому пять стран Западной Европы - Великобритания, Бельгия, Люксембург, Франция и Нидерланды - объединились в единый оборонительный союз. В скором времени в молодую организацию вступили также Канада и США, а 4 апреля 1949 года новый военно-политический блок насчитывал уже двенадцать стран-участниц.

История НАТО.

В 1950-х годах североатлантический альянс активно развивался и расширялся. Создавались вооруженные силы НАТО, писался устав, формировались внутренние структуры управления. В 1952 году в альянс вступили Греция и Турция.

В 1954 году заявку на вступление в НАТО подал СССР, однако прошение было отклонено - североатлантический альянс изначально создавался именно в противовес мощному Советскому Союзу. Расценив отклонение своей заявки, как угрозу безопасности, в 1955 году СССР создал собственное объединение в Восточной Европе - ОВД (Организацию Варшавского договора).

Вместе с распадом СССР распалась и ОВД, однако история НАТО продолжилась. В 1982 году к альянсу присоединилась Испания, в 1999 - Венгрия, Польша и Чехия. В 2004 и 2009 году НАТО снова пополнилось новыми государствами. В настоящий момент в союзе состоят 26 европейских государств и 2 страны Северной Америки.

Цели и задачи НАТО.

Декларируемые цели НАТО касаются исключительно безопасности, свободы и демократии. Эта организация, создававшаяся для оборонных целей, ставит перед собой задачи сохранения стабильности во всем мире, урегулирования геополитических волнений, защиты демократии, прав человека и установленных после Второй Мировой войны границ.

Однако нельзя не отметить, что в последние десятилетия НАТО использует для достижения своих целей весьма сомнительные способы. Так, в 1995 и 1999 году вооруженные силы альянса были применены на территории бывшей Югославии, а в настоящий момент фраза «миротворческие бомбардировки» стала просто крылатым выражением.

Североатлантический альянс проявляет интерес, в том числе и к странам Центральной и Средней Азии, Ближнего Востока и Африки. Традиционными политическими противниками НАТО выступают Россия и Китай.

История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политического союза
North Atlantic Treaty Organization, NATO ;
Organisation du traité de l"Atlantique Nord, OTAN .
Фильм про НАТО >>>

Причины возникновения НАТО

Уже после ялтинских соглашений сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. "плану Маршалла", в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Советское правительство под руководством И.В. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения. В то же время, нарастало политическое, военное соперничество между СССР и США за европейское пространство. Со стороны СССР оно заключалось в интенсификации поддержки коммунистических партий по всей Европе, и, в особенности, в "советской" зоне. Особое значение имели события в Чехословакии в феврале 1948 г., приведшие к отставке действующего президента Э. Бенеша и захвату власти коммунистами, а также в Румынии и Болгарии, блокада Западного Берлина (1948-1949 гг.), ухудшение социально-экономического положения в других странах Европы. Они позволили не входящим в зону оккупации СССР правым политическим режимам европейских стран, выработать единую позицию, переосмыслить проблему своей безопасности, обозначив нового "общего врага".
В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу "Западноевропейского союза" (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после ратификации правительствами стран присоединившихся к Североатлантическому договору. Была создана международная организационная структура, которой подчинялись огромные военные силы в Европе и по всему миру.
Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.). Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграли желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для "западной" цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

Развитие НАТО от возникновения до начала 90-х гг. XX в.

Достаточно сложно выделить основной критерий периодизации истории НАТО. Это могут быть особенности расширения НАТО, динамика внутренней структуры этой организации, смена приоритетных целей и задач, совершенствование совместных стандартов вооружений и управления. Нельзя не учитывать и такие факторы, как, к примеру, изменение международной конъюнктуры в целом. Традиционно история НАТО рассматривается в связи с присоединением новых членов к альянсу. Ее можно поделить на два больших хронологических периода: от основания в 1949 году и до распада СССР и окончания холодной войны.
НАТО на протяжении около сорока лет оставалось главной ударной силой холодной войны со стороны запада. Именно в это время была сформирована организационная структура альянса. Греция и Турция присоединились к Североатлантическому договору в 1952 году ("Первое расширение НАТО"). Западная Германия, получившая суверенитет, также стала членом НАТО без права обладать собственным ОМП, в 1955 году ("Второе расширение НАТО"). К концу 1950-х гг. в НАТО с инициативы Ш. де Голля начинаются интенсивные попытки реорганизации, в том числе и стратегических сил сдерживания. Постепенно нарастают и внутренние противоречия между членами альянса, основное из которых - скрытое соперничество между США и европейскими державами. Они были связаны прежде всего с тем, что Европа смогла окончательно оправиться после Второй мировой войны и заявить о своей политической субъектности.
Дискуссии велись в основном о размещении ядерного оружия и управлении им. Появляются две основные доктрины контроля за стратегическими вооружениями: многонациональности и многосторонности. Согласно концепции многонациональности основной силой НАТО должны были стать войска суверенных государств, переданные в подчинение командующему НАТО с правом отзыва последнего. В свете концепции многосторонности, армии НАТО, наоборот, необходимо быть смешанной с самого начала. В конечном итоге возобладала идея многосторонности (не последнюю роль в этом сыграла необходимость компромиссного во всех смыслах решения), хотя Франция, всегда отличавшаяся повышенной самостоятельностью в рамках альянса, до сих пор имеет ядерные силы, не подчиняющиеся объединенному командованию (выход из военного блока НАТО был осуществлен Ш. де Голлем, считавшим, что СССР уже не представляет угрозы). На решение США передать часть ядерных средств в совместное распоряжение огромную роль оказал Карибский кризис 1962 г. В 1966 г. помимо высшего органа НАТО - Совета НАТО, был учрежден Комитет военного планирования, собирающийся два раза в год и состоящий из министров обороны стран членов блока. В НАТО существует также Постоянный комитет военного планирования, работающий в период между заседаниями Комитета. Кроме этого, действует Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран-участниц альянса и Комитет ядерного планирования, собирающийся перед заседаниями Совета НАТО (основные органы НАТО собираются для совещаний два раза в год). В 1967 г. министр иностранных дел Бельгии П. Армель прочел свой доклад о состоянии организации, в котором наметил основные векторы динамики НАТО на будущее. Большая часть из спланированного была реализована на практике, смысл доклада сводился к "разрядке" напряженности как внутри НАТО - между США и Европой, так и между НАТО и СССР. Под влиянием этого доклада и политики В. Брандта в 1973 году в Вене были достигнуты первые практические результаты.
До сих пор основная доля ядерных ресурсов НАТО принадлежит США, но находится в совместном подчинении. Ракетные и авиабазы с возможностью нанесения ядерных ударов размещены в государствах-членах НАТО. Именно эта сила является главным козырем, на который могут рассчитывать неядерные члены Североатлантического договора, и определяет в нем ведущую роль США. В непосредственные военные действия были втянуты неядерные силы НАТО. До окончания холодной войны НАТО так или иначе участвовало более чем в 15 вооруженных конфликтах, некоторые из которых (войны в Корее, Африке, Ближнем Востоке) были крайне кровопролитными. Хотя в большинстве из них военные силы НАТО прямо не участвовали, НАТО осуществляло помощь "своим" сторонам конфликта другими доступными средствами. К числу конфликтов, поначалу поддержанных НАТО, относится и война во Вьетнаме, которая в конечном итоге серьезно сказалась на авторитете США в самой организации. НАТО так же участвовало в поддержке дружественных сил в Афганистане в борьбе против советских войск и Народной Армии.
В 1982 г. к НАТО присоединилась Испания ("Третье расширение НАТО"). После распада СССР, в 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия ("Четвертое расширение НАТО"), в 2004 году - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония ("Пятое расширение НАТО"). На саммите НАТО в Бухаресте 2008 г. было принято решение о включении в НАТО Хорватии и Албании в 2009 г, которые 1 апреля 2009 года стали полноправными членами Организации Североатлантического договора ("Шестое расширение НАТО"). Также на саммите в Страсбурге благодаря политической слабости нынешнего президента Франции Н.Саркози и серьезного влияния США Франция вернулась во все покинутые ранее структуры НАТО. В настоящий момент в НАТО входит 28 государств и ведутся переговоры о вступлении Македонии, Грузии, Украины, Сербии, которые находятся в различной степени завершенности.
Необходимо отметить, что СССР в период своего существования два раза (в 1949 и в 1954 гг.) обращался с идеей о вступлении в НАТО, но оба раза она была отвергнута. В 1949 году для правых правительств стран-членов НАТО это было бы катастрофой, к 1954 году НАТО выросло в самостоятельную организационную структуру, полностью зависимую от идеи противодействия СССР, к тому же такое развитие скорее дестабилизировало ситуацию "взаимной неприязни", которая парадоксальным образом всех начала устраивать.

Военная деятельность НАТО в современный период, цели и задачи НАТО на сегодняшний день.

В настоящий момент активность структур НАТО разделена на "военную" и "невоенную" составляющие. К "невоенной" относится: сотрудничество в области экономики, обеспечения безопасности энергетики и окружающей среды, образования, обеспечения занятости. На исходе XX и в начале XXI вв. войска НАТО приняли участие в следующих конфликтах: в войне против Ирака в Кувейте и на территории Ирака в 1991 г. (под эгидой ООН), войнах на территории бывшей Югославии: Боснии и Герцеговине (1995-2004), Сербии (1999), Македонии (2001-2003), в Афганистане (2001-по н.в.), Ираке (2003-по н. в.), во время миротворческой операции в Судане (2005-по н.в.). Самыми масштабными из них оказались обе операции в Ираке, война против движения Талибан в Афганистане и в Сербии.
Активность НАТО в конце XX-начале XXI вв. крайне неоднозначна. Противоборство с Сербией роковым образом сказалось на отношениях НАТО и России. Применив против Сербии практически весь спектр вооружений, войска НАТО добились победы одной из сторон этнического конфликта, хотя геноцид имел место, как со стороны сербов, так и со стороны мусульман. В результате военных действий погибло около 500 мирных граждан. Если первая война в Ираке вызвала в принципе поддержку у мирового сообщества, то вторая война была и остается крайне не популярной как в США, так и в мире. США прямо обвинили в захвате нефтяного потенциала Ирака, к тому же причины войны оказались во многом надуманными. В ходе второй войны в Ираке погибло более 1 млн. иракцев, менее 5 тыс. военнослужащих коалиции - это огромные потери в современной истории. Среди обвинений в адрес НАТО все чаще зазвучал упрек в том, оно отходит от принципов демократии, прикрывая традиционными западными ценностями чисто корыстные интересы. Стоит отметить, что вторая война в Ираке и война в Афганистане были начаты, в том числе, в рамках концепции противодействия терроризму с целью создания новой среды безопасности, а война в Сербии и операция в Дарфуре (Судан) относятся к т.н. "мерам по сохранению мира". Фундаментальным аспектом стратегии НАТО в эпоху после холодной войны провозглашена открытость для новых членов, развитие партнерства и "конструктивных отношений" с остальным миром.

Позиция России по отношению к НАТО

В 1991 году РФ вступила в Совет североатлантического сотрудничества (с 1997 г. - Совет евроатлантического партнерства). В 1994 в Брюсселе получила старт программа "Партнерство ради мира", в которой Россия активно участвует. В 1996 после подписания Дэйтоновского мирного договора Россия отправила свои войска в Боснию и Герцоговину. В 1999 г. российские войска приняли участие в операции в Сербии. В 1997 г. был учрежден Совместный постоянный совет "Россия-НАТО" (после принятия "Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора").
После своего избрания в 1999 г. В. Путин заявил о необходимости пересмотра отношений с НАТО в духе прагматизма. Катастрофа подводной лодки "Курск" выявила ряд проблем в отношениях между НАТО и Россией. Террористическая атака 11 сентября 2001 вновь сплотила Россию и НАТО, Россия официально открыла свое воздушное пространство для авиации НАТО с целью нанесения бомбового удара по Афганистану. Эти события привели к принятию в 2002 г. нового документа (Декларация "Отношения Россия-НАТО: Новое Kачество") и появлению Совета "Россия-НАТО", который имеет целый ряд вспомогательных подразделений. В 2001 г. в Москве было открыто Информационное бюро НАТО, в 2002 г. военное представительство. В 2004 г. в Бельгии было открыто представительство МО РФ. В настоящий момент обе стороны продолжают винить друг друга в живучести пережитков холодной войны, после выступления В. Путина в Мюнхене к ним добавились и обвинения, направленные против США, оживляющие застарелые противоречия между ними и европейскими членами альянса. Официальная позиция России направлена против расширения на восток, включение в НАТО бывших советских республик. Острейшие противоречия (в частности, непосредственно затрагивающие военные интересы России на Черном море и в Абхазии) сопровождают решения Грузии и Украины стать членами НАТО. В то же время, все же очевидно, что должен иметь будущее только дальнейший поиск вариантов диалога и компромиссных решений, чтобы оправдать те громкие заявления, которые делают обе стороны.

Стоит отметить двойственность пути развития НАТО, с одной стороны оно провозглашает ценности свободы, прав человека, демократии, но в то же время, поскольку эта организация позволяет осуществлять перераспределение военных ресурсов многих стран, альянс может быть использован в качестве инструмента давления на ту или иную страну в интересах "больших" стран, подписавших Североатлантический договор и, прежде всего, США. Необходимо отметить, что риски, связанные с этим, в конечном итоге могут сказаться и уже сказываются на будущем альянса и всего мира.


В последнее время очень много приходит новостей о блоке НАТО, и некоторые начинают интересоваться, что значит НАТО ? Рекомендую прочесть несколько популярных статей, например, что значит Мораторий , что такое Моногород , что такое Локаут ? Эта аббревиатура расшифровывается, как "North Atlantic Treaty Organization ", что переводится, как "Организация Североатлантического (оборонительного) Договора". Слово оборонительное приведено в названии не случайно, поскольку никогда на протяжении своего существования НАТО ни от кого не защищалось. По сути этот блок предназначен для уничтожения непокорных стран и служит инструментом в руках еврейских банкиров, которые вершат дела по управлению миром. Не всегда все вопросы можно решить с помощью денег, и тогда из "клетки" выпускают "бешеного шакала" - НАТО .

НАТО - это военно-политический блок, в который входят такие страны, как США, Канада и почти все крохотные страны Западной и восточной Европы


Это значит, что существует несколько сильных стран поводырей , которые держат на поводке стаю беспомощных и нелепых государств, и они не то что воевать, они сами себя прокормить не могут и живут на дотациях. Говоря по-простому, без США блок НАТО почил бы в бозе.

Блок НАТО был создан в 1949 году в качестве противовеса СССР с его странами сателлитами, которых приходилось точно так же кормить, как сейчас Вашингтон кормит полуголодные государства вроде "прибалтийских тигров", Польши и подобных военных карликов из Восточной Европы. Поскольку теперь, после уничтожения собственной промышленности и сельского хозяйства страны бывшего Варшавского Договора превратились в никчемных побирушек , и лишь подачки и объедки со стороны большой тройки США, Германии и Франции способны оттянуть неизбежный крах, поскольку уровень жизни в них в разы выше, чем должен бы быть при их развитии.

Сейчас НАТО обкладывает Россию со всех сторон с помощью военных баз, строит системы ПРО, которые могут неожиданно нанести удар Томагавками по территории РФ. Собственно, если бы у США был бы реальный шанс уничтожить русских, и при этом не понести существенных потерь, они бы это осуществили, даже не задумываясь.
В ответ на угрозу со стороны НАТО, ВПК РФ разрабатывает межконтинентальную ракету нового поколения Сармат, которая будет способна преодолеть любые ПРО, и доставить свой груз к жителям демократических стран, и они превратятся в тени, на стенах своих разрушенных домов, поправочка, они превратятся в демократические и "общечеловеческие" тени, что порадует каждого русского гражданина, который будет довольно улыбаться, когда Вашингтон превратиться в огненный шар.

ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1949 Г. И ОБРАЗОВАНИЕ НАТО

Президентские выборы ноября 1948 г. в США и победа на них кандидата демократической партии Г.Трумэна, оставшегося президентом на второй срок (первый срок он исполнял обязанности президента после смерти в 1945 г. Ф.Д.Рузвельта как его вице-президент) и развязали руки американской администрации. Это позволяло осуществить рывок к закреплению американского преобладания в Западной Европе не только экономическими, но и военно-политическими методами. В новой администрации пост государственного секретаря занял Дин Ачесон, который придерживался более наступательных взглядов, чем заболевший и удалившийся от дел Дж. Маршалл. Он устремился к реализации самой революционной внешнеполитической идеи США со времен вильсоновской Лиги Наций – плану создания в Европе в мирное время и на постоянной основе военно-политического союза под главенством США. После принятия «резолюции Ванденберга» в 1948 г. реализовать такую идею было проще, так как резолюция создала правовую базу для отказа США от изоляционизма. Оставалось сломить колебания западноевропейских союзников.

Участником блока предполагалось сделать и Канаду, формально остававшуюся британским доминионом, но на деле давно ставшую независимой во внешней политике. В мае 1948 г., как уже отмечалось, американские дипломаты стали обсуждать практические аспекты возможных американских гарантий безопасности для стран Европы с представителями Франции и Британии. США, Канада и страны Брюссельского пакта начали переговоры о создании нового военно-политического блока.

14 января 1949 г. представители госдепартамента США впервые открыто заявили о существовании угрозы для безопасности стран Западной Европы и о неэффективности ООН из-за принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности. 18 марта 1949 г. был опубликован проект Североатлантического договора, а уже 4 апреля в Вашингтоне собралась конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, а также Дании, Исландии, Норвегии и Португалии. В Вашингтонской конференции приняла участие и Италия, которая впервые после окончания войны вернулась в семью западных стран, откуда она исключила себя, вступив перед войной в союз с Германией. В тот же день делегаты подписали Североатлантический договор. Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г.

Несколько лет союз существовал как политико-правовой феномен, организации как таковой не было. Но в начале 50-х годов НАТО превратилась в систему политической и военной администрации во главе с генеральным секретарем. Возникло объединенное командование, в распоряжение которого были выделены контингенты различных родов войск, созданы военные полигоны, налажено совместное производство вооружений и проведена их стандартизация. В дальнейшем, в 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ, в 1982 г. – Испания (она не входила в военную организацию НАТО до 1997 г.), в 1998 г. после распада СССР и Варшавского договора – Чехия, Венгрия и Польша.

По формулировкам Вашингтонский договор был сильным. Он содержал весьма жесткие военные обязательства. В его тексте (ст. 5) говорится: «...Вооруженное нападение на одну или более сторон в Европе или Северной Америке будет считаться вооруженным нападением на всех их вместе; ...и если такое вооруженное нападение произойдет, то каждая из сторон... окажет помощь стороне или сторонам, подвергшимся нападению, посредством немедленного принятия индивидуально или совместно с другими сторонами мер, которые окажутся необходимыми, включая применение вооруженной силы...»

Такая формулировка означала, что страны-участницы должны оказывать друг другу военную помощь незамедлительно, как если бы нападению подверглись они сами. Между тем, как правило, союзные договоры, которые заключали США, предусматривали в случае нападения на одну из сторон или угрозы такого нападения проведение странами-участницами консультаций о принятии совместных мер защиты в соответствии с конституционными процедурами. Это означало, что прежде чем начать оказание практической помощи какой-либо стране администрация США должны была получить разрешение сената, что не было гарантированно и могло потребовать много времени.

Но в случае, если нападению подвергались сами Соединенные Штаты, президент США мог отдать приказ о применении силы немедленно, одновременно запросив у сената санкцию на решение, которое он принял. Сенат сохранял право согласиться или не согласиться с решением администрации. В случае несогласия сената администрация должна была отменить свое решение и в течение 30 дней вернуть американских военнослужащих в места постоянной дислокации. Согласно ст. 5 Североатлантического договора получалось, что президент США мог использовать американские вооруженные силы для защиты западноевропейских стран и Канады, действуя по упрощенной процедуре, как если бы нападению подверглись сами США.

Участники договора обязались развивать между собой военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, на цели которого американский конгресс в августе 1949 г. выделил огромную по тем временам сумму в 4 млрд долл. Соединенные Штаты приняли на себя основную часть расходов по военному строительству в странах Западной Европы, что делало Североатлантический договор очень привлекательным для западноевропейских государств. Штаб-квартира НАТО была размещена в Париже.

Вашингтонский договор было знаком победы атлантического начала в обеспечении европейской безопасности.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

http://www.diphis.ru/i_obrazovanie_nato-a871.html

ОБРАЗ НАТО В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ

Зайчишка получил от Волка приглашенье

Пожаловать к нему с супругой на банкет.

Другой бы отписал: «…Примите уверенья…

Я нездоров… Мерси… Пардон… Привет…»

Но данный Волк, хоть не был гуманистом,

На зайцев не рычал, когда встречал,

Их не травил в лесу, не трогал в поле чистом,

На их поклон поклоном отвечал…

Вот почему, польщённый приглашеньем,

Сказав Зайчихе: «Причешись! Пойдём!»,

Придумав громкий тост, предвидя угощенье,

И, преисполненный почтенья,

Явился Заяц к Волку на приём.

Хозяин гостю рад: «Как долго не видались!

Да вы поправились!» -

«На целый килограмм!»

Пока в прихожей зайчики топтались,

Хозяин подмигнул зубастым поварам…

Я тот банкет описывать не буду.

Для полной ясности я лишь сказать могу,

Что повара к столу подали блюдо,

И это было… заячье рагу!

Сравнение моё, быть может, грубовато,

Но я имел в виду зайчат в системе НАТО.

С.Михалков. Волк-дипломат

http://pritchi.net/pritchi/basni/volkdiplomat-sergeja-mihalkova.html

После смерти И.В.Сталина во внешней политике Советского Союза произошли серьезные изменения. Успешные разработки СССР в области создания атомной и водородной бомб ликвидировали монополию США на обладание оружием массового уничтожения. В международных отношениях острая конфронтация с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции - в Берлинском кризисе и Корейской войне - сменилась некоторым потеплением.

В марте 1954 года советское правительство обратилось к правительствам США, Великобритании и Франции с предложением о создании системы коллективной безопасности в Европе - заключении Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе и возможном вступлении СССР в НАТО. В мае Москва получила ноты западных держав, аналогичные по содержанию, с отрицательным ответом на свои предложения. В последующие месяцы 1954 года обмен мнениями продолжился: за нотой советской стороны от 24 июля последовали ноты трех держав от 10 сентября, на которые СССР, в свою очередь, откликнулся 23 октября.

Можно предположить, что, несмотря на публичные заявления с критикой угрожающих действий НАТО, отношение Москвы к этому блоку не было исключительно осуждающим. В статье Н.И.Егоровой приводится запись беседы И.В.Сталина с послом Франции Л.Жоксом 25 августа 1952 года. На свой вопрос о характере НАТО, с точки зрения Ш. де Го л ля, советский лидер услышал ответ о мирном характере союза и заключении его в рамках Устава ООН. "Сталин рассмеялся и спросил присутствовавшего на беседе Вышинского, не следует ли в таком случае СССР к нему присоединиться. Скорее всего, это была просто ирония, но не исключено, что... у Сталина имелись какие-то скрытые намерения", - пишет Егорова.

Вряд ли можно согласиться с этим тезисом об иронии Сталина; скорее, факты позволяют говорить о "скрытых намерениях" кремлевского лидера. На предварительном совещании в Париже заместителей министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции А.А.Громыко неоднократно (25 мая и 21 июня 1951 г.) заявлял: "Если бы этот пакт был направлен против возрождения немецкой агрессии, СССР сам бы присоединился "к НАТО. Примечательно, что основные положения вышеуказанных заявлений и директив содержались в записке Третьего Европейского отдела министру от 29 марта 1954 года. Кроме того, необходимо отметить, что вопрос о возможном присоединении СССР к НАТО поднимался даже до формального создания последнего. Например, в английском Парламенте с подачи представителей Компартии и независимых лейбористов в первые месяцы 1949 года велась дискуссия, направлять ли приглашение Советскому Союзу.

10 марта 1954 года А.А.Громыко направляет В.М.Молотову проект докладной записки в Президиум ЦК КПСС Г.М.Маленкову и Н.С.Хрущеву (подготовленный Г.М.Пушкиным, А.А.Соболевыми А.А.Солдатовым соответственно в Третьем Европейском отделе, Отделе стран Америки и Отделе по делам ООН). В нем в рамках работы по продвижению проекта основ Общеевропейского договора констатировалось: "В качестве главного аргумента против нашего предложения выдвигается тезис о том, что советский проект направлен на вытеснение США из Европы и на то, что СССР, заняв место США, стал бы доминирующей державой в Европе". В этой связи авторы документа считали целесообразным внести "изменения, предусматривающие равноправное участие США в Общеевропейском договоре".

Направляя записку в Инстанцию, МИД предложил не заявлять в ноте "прямо о готовности СССР присоединиться к Североатлантическому договору, а ограничиться выражением готовности рассмотреть совместно... вопрос об участии СССР" в договоре (в одном из рабочих проектов был заметно отличающийся вариант - "ограничиться лишь указанием на такую возможность, что не мешало бы Советскому Союзу в дальнейшем, в случае если вопрос о присоединении... не нашел бы положительного разрешения, продолжать борьбу против него, как агрессивного договора").

О значении, которое придавалось советским руководством данной инициативе, можно судить и по такому факту. При формировании подкомитета Комиссии ООН по разоружению в указаниях советскому представителю А.Я.Вышинскому в начале апреля 1954 года сообщалось: "Именно в данный момент мы не заинтересованы в развертывании работы Комиссии по разоружению... попытка оживления Комиссии... может быть использована для отвлечения внимания от нашей ноты 31 марта".

После получения ответных нот трех держав в МИД была развернута работа по подготовке новых дипломатических документов (были составлены План ответной ноты советского правительства на ноту правительства США от 7 мая 1954 года, Указания для печати и т.д.). Их содержание убедительно показывает, что главным направлением действий в условиях категорического неприятия Западом советских идей о системе коллективной безопасности в Европе становится пропаганда.

"Основной мыслью" новой ноты должно было стать обоснование "цели советских предложений - вместо создания противопоставленных друг другу военных группировок, что ведет к войне, создать систему коллективной безопасности в Европе, что ведет к упрочению мира". Предполагалось также "отвести довод трех держав об Атлантическом пакте как об организации "одинаково мыслящих стран", "показать возможность и необходимость сотрудничества в деле поддержания мира... государств с различным общественным строем". Один из пунктов проекта Указаний для печати определял, что "главный упор выступлений в печати и радио следует направлять на разоблачение расхождений между миролюбивыми словами и немиролюбивыми делами правящих кругов США". Вполне понятны и призывы, что "выступления в печати должны быть боевыми, наступательными". Пропагандистский уклон появился в положениях проекта ответной ноты СССР, где разъяснялся смысл "политики силы" США: "... во взаимоотношениях между государствами на первый план выдвигается не принцип сотрудничества между странами, а принцип диктата, причем переговоры между государствами все более и более пытаются заменить угрозами и ультиматумами".

В завершение уместно привести весьма красноречивое описание сложившейся ситуации, данное в одном из первых проектов ответа (от 16 мая 1954 г.) на ноту трех держав: "Можно было ожидать, что правительство США, а также правительства Англии и Франции, поскольку они заявляют о своем стремлении способствовать разрядке в международных отношениях и укреплению мира, положительно отнесутся к этой инициативе советского правительства. Однако на деле получилось иное".

Таким образом, сравнительный анализ архивных документов (в том числе проектов записок и прилагающихся к ним нот) позволяет сделать вывод о том, что во внешнеполитическом ведомстве, рассматривая перспективы реализации данной инициативы, не исключали категорически возможного вхождения в состав НАТО. В то же время при выработке дипломатических решений неизменным постулатом был агрессивный, наступательный характер блока.

gastroguru © 2017