Мотив поиска истины в произведениях отечественной литературы. Направление "опыт и ошибки"

7 января 2015

Errare humanum est! Латинский афоризм, изреченный великим оратором Марком Сенекой Старшим, известен во всем мире и означает, что ошибка - это путь к истине. Почему этот афоризм остается актуальным на века? Постараемся ответить на этот вопрос.

Погрешность - свойство закономерности

Человеку свойственно ошибаться. Все мы однажды это слышали. Известный во всем мире латинский афоризм - Errare humanum est - имеет аналог в русском языке: "Не ошибается тот, кто ничего не делает". В личном опыте, в научных открытиях, в масштабах всего сообщества может быть заложена ошибка. Вопрос стоит в степени ответственности за нее.

И действительно, для того чтобы осуществлялось прогрессивное развитие, ошибка просто необходима. Какова ее природа? Это область непросвещенности, сфера эксперимента с границами познания. Если человек знает вариант решения проблем, для него не составит труда выбрать лучший путь развития событий. Не важен масштаб, это касается как отдельного человека, так и всего общества в целом.

Природа ошибки

В своем развитии человек постоянно преодолевает собственные границы. Поэтому так сложно дается человеку познание. Не важно, практическое оно (как сделать что-либо) или процесс духовного роста. В процессе выбора человек совершает поступок. Он всегда выбирает. Но не всегда правильно. И цена ошибки бывает разной. Отсюда и еще одна поговорка: "Человек так себя наказывает, как никто другой не сможет этого сделать".

Природа ошибки скрыта в механизме познания: Errare humanum est! Ошибка - незнание лучшего варианта. Но именно благодаря ей открываются новые перспективы и возможности. Опыт познания всегда сопряжен с риском ошибочного выбора, но другого варианта не существует. Эксперимент - это и есть проверка истинности решения, любые гипотезы подтверждаются опытным путем.

История знает много фактов, когда повторяющаяся неудача в экспериментах вела к открытию мировой величины.

Видео по теме

Исторические ошибки

Истории известны случаи, когда ошибка явилась причиной открытий мирового масштаба. Например, погрешность в траектории морского путешествия Колумба дала шанс открыть Америку.

Ошибочный принцип социалистического равенства, заложенный в основу советского государства, показал пример силы идеологического фундамента общества.

Не всегда ошибка ведет к истине. Чаще она раскрывает несовершенство в познании, ограниченность наших возможностей и является стимулом для поиска лучшего варианта. В этом смысле можно также говорить о созидательной силе ошибки.

Errare humanum est! Перевод этого латинского выражения буквально звучит так: "Ошибка свойственна природе человека". Действительно, весь путь развития человека разумного - это движение к своей природе, к познанию себя, процесс самосовершенствования. И исходный принцип несовершенства его природы и есть признание априори ошибки в выборе варианта развития событий.

Аналоги выражения

В русском словесном творчестве существует много аналогичных по смыслу, емких по содержанию высказываний:

  • "Не ошибается тот, кто ничего не делает".
  • "На ошибках учатся".
  • "Ошибка - верное решение при других условиях".
  • "Свобода это ничего, если исключается право на ошибку" (М. Ганди).
  • "Большинство всегда ошибается, истина - в меньшинстве" (Ибсен).
  • "Умный человек не только сам ошибается, но дает шанс другим" (Черчилль).

Все высказывания имеют один смысл: признание ошибки является условием свободы человека, каждый имеет право поступить именно таким образом.

Как сказал Честерфилд: "Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины".

Источник:

Человек — это идея, порождающая и воплощающая свои идеи в реальность. И только для того, чтобы воплощать свои идеи в реальность, и нужна жизнь человеку. Иначе, если не живёшь и не воплощаешь свои идеи в реальность, то ты не человек, а животное.

Развитие человека — это увеличение своих способностей порождать и воплощать идеи. Живя и развиваясь, и воплощая всё более и более грандиозные идеи в реальность, человек неизбежно постигает ту или иную истину. Истин много. Истина не может быть одна. У каждого человека своя истина. Сколько людей — столько и истин. И путь к своей истине у каждого человека свой.

Трудный ли путь к истине? Очень трудный. Путь к истине проходит через полноценную и осмысленную жизнь. А полноценная и осмысленная жизнь жизнь всегда трудна. Полноценная осмысленная жизнь неизбежно включает в себя всё то, что необходимо для развития в человеке его творческих способностей, необходимых для развития в нём способности порождать и воплощать идеи в реальность. А это и работа, и учеба, и творчество.

Путь к истине лежит через конфликты с другими людьми, через страдания свои и других людей, и через ошибки, как свои, которые человек неизбежно совершает на пути своего развития, так и чужие. Совершая ошибки и осознавая их, страдая от них, признавая их, исправляя их, и таким образом преодолевая их, человек и постигает истину.

Развивается человек — развивается и его истина. Чем большим творцом становится человек, тем значительнее и его истина. И наоборот.

Есть ли простые пути к истине? Есть. Чем человек в меньшей степени творец, тем менее он способен прийти к своей истине и тем проще должен быть его путь к истине.

Самый простой путь к истине — это религиозный путь. Как правило, на религиозный путь к истине встают те, кто ещё ничего из себя не представляет в творческом смысле, кто не способен порождать и воплощать в реальность свои идеи. Не живя полноценной и осмысленной жизнью, сводя жизнь исключительно к удовлетворению своих физиологических потребностей, основанных на призыве «Плодитесь и размножайтесь», невозможно прийти к своей истине. Невозможно по той простой причине, что нет самого движения к своей истине.

Но человек стремится к истине. Истина необходима каждому человеку, как основа его мировоззрения, как основа его жизни. Без истины, сейчас не важно, какой именно истины, своей или чужой, человек не может постигать мир, потому что нет основы, на которую человек возлагает все свои те или иные представления о себе и о мире.

Иметь чужую истину лучше, чем не иметь вообще никакой истины. Проблема лишь в том, что некоторые люди уверены, что истина только и может быть чужой. И когда я говорил о том, что самый простой путь к истине лежит через религию, я не имел в виду, что это ненормально. Каждый человек, без исключения, проходит и этот путь к истине. Но неверно, по-моему, считать этот путь к истине единственный. Вот с этого-то и начинаются очень большие проблемы.

Когда нет возможности постичь свою истину, человек начинает постигать чужую. Религия — это, по сути, и есть постижение человеком чужой истины, и принятие чужой истины для себя, как единственной. Проблема здесь, как я уже сказал выше, в том, что многие, ставшие частью той или иной религиозной истины, считают её единственной, так же считая единственным путём к истине — религиозный путь.

Почему многие люди единственным путём к истине считают религию? Наверное, потому только, что это самый простой путь к истине, не требующий от человека ничего особенного. В самом деле, ну что такого требуется от человека, вставшего на религиозный путь к истине? Ничего такого особенного, трудного и сложного. А что касается увеличения своих творческих способностей, способностей порождать и воплощать идеи в реальность, то ничего этого не нужно для тех, кто решил постичь истину религиозным путём.

Религиозный путь к истине самый короткий: всего одни шаг. Человеку достаточно сделать всего один шаг, и вот уже он с истиной, и вот уже истина найдена. Здорово! Не правда ли? И сам шаг этот не представляет из себя ничего трудного. Всего-то-навсего надо согласиться с тем, что истина, к которой ты стремишься, открыта давным-давно другими людьми. И всё, что требуется от человека, признать истиной предложенную ему истину.

Обратите внимание на тех, кто с легкостью соглашается с чужой истиной. Это, как правило, порочные люди, которые устали от своей порочности, но сами не способные справиться со своей порочностью. И здесь не имеет значение образование этих людей. Порочные люди могут быть как образованными, так и необразованными людьми, но и те и другие с удовольствием поверят в любую истину, которая решит проблемы их порочности.

Какая самая главная проблема порочных людей? Угрызения совести. Каким бы порочным не был человек, какие бы мерзости он не совершал, большие или маленькие, совесть есть у каждого человека, и эта совесть не будет давать ему покоя. И вот если предложенная истина поможет порочному человеку уладить его проблемы с его совестью, тогда порочный человек, не долго думая, примет для себя эту истину.

В религиях истина неизбежно становится божеством. И став Богом, истина начинает разговаривать с человеком. Некоторые люди, которые находятся вне религиозной истины, скажут, что Боги не умеют разговаривать, что за богов говорят люди, которые их придумывают и которые придумывают им их речи, и тем самым наделяя их мудростью, светом и так далее. Но те, кто в религии, этого не понимают.

Почему не понимают? Потому что быть с религиозной истиной, не имеет значения в какой именно религии, в любой религии быть с истиной — это в первую очередь значит не сомневаться в истине.

Если какой-то Бог какой-то истины не кажется людям, находящимся вне этой истины, находящимся вне этой религии, истиной, то предъявляйте претензии к автору пьесы, в которой этот бог играет роль истины. Боги первобытно-общинного века сменились богами античности, а те уступили место более развитым, более продвинутым богам. И так будет вечно, потому что человек бессмертен и находится в постоянном развитии. Причина недовольства тем или иным богом, той или иной истиной, в том, что та или иная религиозная (божественная) пьеса устарела.

Рано или поздно, но любая пьеса, в том числе и божественная, устаревает и надоедает зрителю и тогда авторы придумывают другую, более интересную и понятную зрителю божественную пьесу. Божественные пьесы тем и хороши, что в них может каждый человек сыграть если и не главную, то значительную роль.

К чему я всё это сказал? Да к тому, что некоторые люди, как только откроют для себя какую-то истину, так сразу стремятся навязать её другим. Каким образом? Это делается очень просто. Для этого создаётся религия. А истина, та самая истина, которую ещё совсем недавно открыл для себя человек, становится богом этой новой религии. И в таком случае слово «Бог» уже пишется с большой буквы.

Самая главная проблема любой религиозной истины в том, что сами адепты той или иной одной какой-нибудь истины, сами с собой не могут ужиться, не могут находится рядом друг с другом в мире и согласии. Не могут согласиться друг с другом и договориться друг с другом относительно своей же истины. Во всём этом удивляет одно: при всём своём неумении жить в согласии друг с другом, адепты какой-нибудь чужой истины будут по-прежнему утверждать, что имеют в себе истину. Они при этом не замечают, что очень многие люди не считают их истину истиной, а видят в них только желание быть правыми и показать всем своё знание.

Как правило все носители той или иной истины учат простоте, но при этом сами соревнуются друг с другом в толковании своего учения. Нет такого религиозного учения, в котором бы так или иначе не утверждалось, что верить в истину может и враг этой истины, и что саму веру в истину необходимо подкреплять конкретными делами, которым учит истина. Но вот дела-то конкретные — это и есть самое слабое звено любого адепта той или иной религиозной истины. Они будут учить Вас одному, а сами делать совершенно другое.

Почему? Да потому, что находясь в религии, человек останавливается в своём развитии. А чтобы жить так, как учишь, необходимо развиваться. Это развитие я называю развитием от слов к делу. В религиях нет развития от слов к делу. В религиях есть только красивые слова и не более того.

Но как же человеку, не являющемуся адептом той или иной истины, понять носителей той или иной истины, если сами они, носители религиозной истины, сами друг друга понять не могут? Неужели они думают, что до тех пор, пока они сами, носители той или иной истины, друг с другом не договорятся и не помирятся, они никого не убедят в том, что их путь — это истина для всех. Адепты той или иной религиозной истины предлагают всем оказаться в царстве своей истины и всем вместе вечно быть с этой истиной, того не понимая, что тем самым они призывают вечно слушать их споры о том, какая должна быть их истина.

Странно, что при этом их удивляет тот факт, что не все люди хотят быть с их истиной. Посмотрите на себя, носители истины. Разве вы являете собой пример для подражания? Что это за истина у вас такая, если она не делает вас добрее, не делает вас мудрее, не делает вас более понимающим других людей?

Ваша истина помогает вам жить со своими пороками и не сойти при этом с ума? Замечательно. Но не все люди такие, как вы. Есть и такие, кто, имея совесть, не заглушает её водкой, наркотиком или религиозной истиной, а прислушивается к ней и поступает так, как она велит. Другое дело, что вашей церкви от этого ни горячо, ни жарко. Это верно. Вот здесь я вас очень хорошо понимаю, но, увы, нисколько вам не сочувствую.

Радуйтесь тому, что вам позволяют жить со своей истиной, и давайте другим людям жить со своей. Не тащите всех людей к себе. Ваши люди — это люди, имеющие совесть, но не способные поступать так, как она им велит. Но самое главное, что вам необходимо помнить, что Ваш путь к истине — это начало движения человека к своей истине.

И чтобы человеку прийти к своей истине, прежде он должен сделать несколько шагов на пути к чужой истине. Но только несколько шагов, а не бесконечное множество, как думают некоторые. И в какой-то момент человек сходит с религиозного пути к истине и встаёт на свой путь к истине и идёт по этому пути уже вечно.

Желаю Вам здоровья, любви и творческих успехов. С уважением, © 2014

Подпишитесь и получайте новые статьи на e-mail: Ссылка на Подписку (По ссылке Вы перейдёте на сервис FeedBurner’s, впишите Ваш e-mail, затем проверьте свою почту, найдите письмо от FeedBurner’s и подтвердите подписку)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Итоговое сочинение. Тематическое направление Опыт и ошибки. Подготовила: Шевчук А.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Братска

2 слайд

Описание слайда:

Список рекомендуемой литературы: Джек Лондон «Мартин Иден», А.П. Чехов «Ионыч», М.А. Шолохов «Тихий Дон», Генри Марш «Не навреди» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» «Слово о полку Игореве.» А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин». М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени» И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение». А.Чехов «Крыжовник»; «О любви». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи». А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Д.Киз «Цветы для Элджернона». В.Каверин «Два капитана»; «Картина»; «Иду на горозу». А.Алексин «Безумная Евдокия». Б.Екимов «Говори, мама, говори». Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик».

3 слайд

Описание слайда:

Официальный комментарий: В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

4 слайд

Описание слайда:

Методические рекомендации: «Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени подразумевается четкое противопоставление двух полярных понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта. Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом сказаться на судьбах других. В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления.

5 слайд

Описание слайда:

Афоризмы и высказывания известных людей:  Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка - это лишать себя опытности. Люк де Клапье Вовенарг  Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель. Аристотель  Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд Поппер  Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за него будут думать другие. Аврелий Марков  Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним. Франсуа де Ларошфуко  Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг Витгенштейн  Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок. Готхольд Эфраим Лессинг  Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гёте

6 слайд

Описание слайда:

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь трагизм совершенного им преступления, не признает ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния. Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои ошибки, способен измениться, он достоин прощения и нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример человека сострадательного).

7 слайд

Описание слайда:

М.А. Шолохов «Судьба человека», К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению, ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт, отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее слезы, он злится, считая, что она его "заживо хоронит", а выходит все наоборот: он возвращается, а семья погибает. Эта потеря для него – страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь и с невыразимой болью говорит: "До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!"

8 слайд

Описание слайда:

Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об одинокой старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя успокаивает себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о человеке», героиня вспоминает, что у нее в сумочке лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Дочь приезжает, но прощение просить уже не у кого. Горький опыт главных героев учит читателя быть внимательным к близким «пока не стало поздно».

9 слайд

Описание слайда:

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни. Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". Лермонтовский персонаж – энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В.Г. Белинский называл его "страдающим эгоистом", потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживает и ничего не приносит ему удовлетворения.

10 слайд

Описание слайда:

Григорий Александрович – очень умный и рассудительный человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при этом научить других сознаваться в своих, как, например, он все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых попыток разрядить обстановку на дуэли и призвать Грушницкого к совести сам же предлагает стреляться на опасном месте, чтобы кто-то из них погиб. При этом герой пытается обратить все в шутку, несмотря на то, что существует угроза как жизни молодого Грушницкого, так и его собственной жизни.

11 слайд

Описание слайда:

После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает, насколько день прекрасный, то после трагического события день он видит в черных цветах, на душе его – камень. История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в дневниковых записях героя со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить, свой собственный опыт его ничему не учит. Не смотря на то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя несчастным.

12 слайд

Описание слайда:

Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова, осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и нравственного совершенствования, то любимым героям Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов, мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир – Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в самых опасных местах сражения. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровывается в своих мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое, справедливое.

13 слайд

Описание слайда:

Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события – появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к выводу, что ему остается жить для себя и своих близких. Это лишь первый этап эволюции героя, не только признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше. Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Он искренен, доверчив, слабоволен.

14 слайд

Описание слайда:

Эти черты характера ярко проявляются во взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной – Пьер совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни", и опять понимает, что в чем-то главном вновь ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает, что жить надо ради людей, надо стремиться приносить пользу Родине.

15 слайд

Описание слайда:

М.А. Шолохов «Тихий Дон». Говоря о том, как опыт военных сражений меняет людей, заставляет дать оценку своим жизненным ошибкам, можно обратиться к образу Григория Мелехова. Сражаясь то на стороне белых, то на стороне красных, он понимает, какая чудовищная несправедливость вокруг, да и сам совершает ошибки, приобретает военный опыт и делает самые важные выводы в своей жизни: «…моим рукам пахать надо». Дом, семья – вот ценность. А любая идеология, толкающая людей убивать, – ошибка. Уже умудренный жизненным опытом человек понимает, что главное в жизни не война, а встречающий у порога дома сын. Стоит отметить, что герой признает, что был не прав. Именно этим обусловлены его неоднократные метания от белых к красным.

16 слайд

Описание слайда:

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования», то практический опыт профессора Преображенского для «выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере. С научной точки зрения он весьма успешен. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию. Научный результат получился неожиданным и впечатляющим, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным последствиям.

17 слайд

Описание слайда:

Появившийся в доме профессора в результате операции тип, “маленького роста и несимпатичной наружности”, ведет себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует отметить, что появившееся человекоподобное существо легко находит себя в изменившемся мире, но человеческими качествами не отличается и вскоре становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. Проанализировав свою ошибку, профессор понимает, что собака была гораздо «человечнее», нежели П.П. Шариков.

18 слайд

Описание слайда:

Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный гибрид Шариков – это скорее неудача, чем победа профессора Преображенского. Он и сам понимает это: “Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп Филиппович приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести “Собачье сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести разрушительного начала. Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель и подобная ошибка будет необратима.

19 слайд

Описание слайда:

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом, можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века. Это не просто произведение о потере родного дома, но и о том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы, которые обязательно скажутся на жизни общества в целом. В основе сюжета повести лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС строят для большого количества людей.

20 слайд

Описание слайда:

Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли назвать это решение однозначно верным? Жители затопляемой Матеры переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно повлечет за собой экологические проблемы. Но для писателя важны не столько они, сколько духовная жизнь людей. Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи.

21 слайд

Описание слайда:

А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том, что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния. Умудренное жизненным опытом старшее поколение не желает покидать родной остров не потому, что не может оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен человек отказываться от своих корней. В рассуждениях по данной теме можно обратиться к истории и тем катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная» деятельность человека. Повесть Распутина – это не просто рассказ о великих стройках, это трагический опыт предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI века.

22 слайд

Описание слайда:

Сочинение. «Опыт – всему учитель» (Гай Юлий Цезарь) По мере взросления человек учится, почерпывая знания из книг, на школьных занятиях, в беседах и взаимоотношениях с другими людьми. Кроме того, немаловажное влияние оказывают окружение, традиции семьи и народа в целом. Обучаясь, ребенок получает много теоретических знаний, но умение применить их на практике необходимо для того, чтобы приобрести навык, набраться собственного опыта. Иными словами, можно прочесть энциклопедию жизни и знать ответ на любой вопрос, однако в реальности научиться жить поможет только лишь личный опыт, то есть практика, и без этого уникального опыта человек не сможет прожить яркую, полноценную, насыщенную жизнь. Авторы очень многих произведений художественной литературы изображают героев в динамике, чтобы показать, каким образом происходит у каждого человека становление личности и прохождение собственного пути.

23 слайд

Описание слайда:

Обратимся к романам Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», «Страх», «Тридцать пятый и другие годы», «Прах и пепел». Перед взором читателя проходит нелегкая судьба главного героя Саши Панкратова. В начале повествования это отзывчивый парень, отличник, выпускник школы и студент-первокурсник. Он уверен в свой правоте, в своем завтрашнем дне, в партии, своих друзьях, это открытый человек, готовый прийти на помощь нуждающемуся. Именно из-за своего чувства справедливости он и страдает. Сашу отправляют в ссылку, и внезапно он оказывается врагом народа, совершенно одиноким, вдали от дома, осужденный по политической статье. На протяжении всей трилогии читатель наблюдает за становлением личности Саши. От него отворачиваются все друзья, кроме девочки Вари, которая самоотверженно ждет его, помогая его матери преодолеть трагедию.

25 слайд

Описание слайда:

В романе Виктора Гюго «Отверженные» показана история девочки Козетты. Ее мать была вынуждена отдать свою малютку в семью трактирщика Тенардье. Там очень плохо относились к чужому ребенку. Козетта видела, как хозяева баловали и любили собственных дочерей, которые были нарядно одеты, весь день играли и озорничали. Как любой ребенок, Козетта тоже хотела играть, однако ее заставляли убираться в харчевне, ходить за водой в лес к роднику, мести улицу. Одета она была в жалкие лохмотья, а спала в коморке под лестницей. Горький опыт научил ее не плакать, не жаловаться, а молча выполнять приказы тетки Тенардье. Кода волею судьбы Жан Вальжан вырвал девочку из лап Тенардье, она не умела играть, не знала, чем занять себя. Бедный ребенок учился заново смеяться, заново играть в куклы, беззаботно проводя дни. Однако в будущем именно этот горький опыт помог Козетте стать скромной, с чистым сердцем и открытой душой.

26 слайд

Описание слайда:

Таким образом, наши рассуждения позволяют сформулировать следующий вывод. Именно личный опыт учит человека жизни. Каков бы ни был этот опыт, горьким либо благостным, он является собственным, пережитым, и уроки жизни учат нас, формируя характер и воспитывая личность.

Мотив поиска истины – один из излюбленных в русской литературе. Мыслящий, думающий, стремящийся познать истину герой встречается во многих произведениях русских писателей.

Так, например, Н. А. Некрасов стоит поэму «Кому на Руси жить хорошо» как рассказ о странствиях семи мужиков – правдоискателей. Названия деревень, в которых живут эти мужички, говорят сами за себя: Заплатова, Дырявино, Неелово, Разутово. Герои Некрасова отправляются в странствия по Руси в поисках ответа на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси». Сам факт зарождения такого вопроса в недрах народного самосознания свидетельствует о пробуждении сознания народа. Мужички убеждаются, что вольготно, весело живется, конечно же, богатым, удел же их братьев–крестьян – тяжкий труд и заботы. Но они приходят к осознанию еще одной истины: счастье заключается не в материальном достатке, не в богатстве; что есть другие ценности: чистая совесть, семья, правда, борьба за благо народа.

Писатель Л. Н. Толстой далек от идеализации своих героев: они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Один из любимых героев Л. Н. Толстого – Андрей Болконский. Его путь к познанию истины лежит через заблуждения и ошибки. Высшая похвала герою – прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. К сожалению, Болконский умирает, будучи очень молодым. У него остается маленький сын. Нам горько вдвойне, потому что герой Толстого нашел ответ на вопросы, которые долго и мучительно искал: как жить? В чем смысл жизни? Что есть добро? «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно-раскрытыми глазами. - Счастье, находящееся вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!»

М. А. Шолохова по праву называют летописцем советской эпохи. «Тихий Дон» - роман о казачестве. Центральный образ романа – Григорий Мелехов – простой казак. В семье Григория, большой и дружной, свято чтят казачьи вековые традиции, много работают, весело отдыхают. Симпатичный, работящий, жизнерадостный Григорий не боится людских толков, почти открыто, не таясь, любит красавицу Аксинью, жену Степана Астахова.

И в то же самое время Григорий – человек, которому свойственно колебаться. Так, несмотря на свою великую любовь к Аксинье, Григорий не противится родителям, женится по их воле на Наталье. Колебания Григорий будет испытывать и на войне. Он был и большевиком, и белогвардейцем, метался в поисках правды между белыми и красными.

Служба в армии и начавшаяся вскоре война оторвали Григория от родного куреня и забросили за сотни километров от родного дома. И хотя он крепко бережет казачью честь, своей отвагой завоевывает награды, Григорий не создан для войны. Ему мучительно хочется узнать, на чьей же стороне правда: белых или красных? Попав под влияние большевиков, Григорий, как губка, впитывает в себя новые мысли, новые идеи. Он начинает сражаться за красных. Но убийство красными безоружных пленных отталкивает его от них. Григорий не принимает ни красных, ни белых. Он говорит: «Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества!»

Григорий приходит к выводу: правда не может быть ни на стороне красных, ни на стороне белых. Правда – это мирный труд на радость человеку, семья, дети, родная земля, любовь.

Каким может быть путь к истине? По моему мнению, этот путь бывает разным: коротким, если страх и лень преодолевают желание стать сильнее и познать правду, и долгим, если это желание сильнее каких-либо преград, которые перед собой ставит сам человек. Но каким бы ни был путь к истине, он всегда лежит через познание самого себя.

Доказать свое мнение хочу, опираясь на роман-эпопею Л.Н. Толстого "Война и мир". Центральным героем произведения является Пьер Безухов, который все свое свободное время проводил с Долоховым и Анатолем Курагиным. Все вместе они вели разгульную жизнь. Но Пьера можно было понять, потому что он был совсем молод, ему не хватало опыта, чтобы правильно оценивать свой круг общения, он совершал несуразные поступки, вступил в брак с Элен Курагиной, который оказался ошибочным решением в его жизни. Он даже попал в руки масона Баздеева.

Но проходя эти испытания, Пьер познавал истину. Он начинает заниматься общественной деятельностью, определяет свой круг общения. И всего этого он добился, проходя через сложные испытания.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

gastroguru © 2017