Коучинг, консалтинг по психологии и антропотехнике. Тайм-менеджмент в быту или куда уходит время

Персональный менеджмент - область знаний, изучающая организацию личного труда работника с точки зрения используемых методов, принципов и приемов работы. Персональный менеджмент позволяет наилучшим образом установить взаимодействие между работником и используемыми техническими средствами в процессе выполнения должностных обязанностей. Ключевая задача персонального менеджмента - рациональная организация труда специалистов и управленческих кадров. Одним из основных направлений решения данной проблемы является формирование целостной системы самоорганизации личного труда менеджера. Это очень важно, ибо любому менеджеру полезно и важно будет знать, как управлять своей деловой карьерой, как планировать дела, как принимать правильные решения, как организовать свое рабочее, место и собственный труд, как создавать и повышать в глазах окружения собственный имидж. На эти и другие вопросы отвечает наука о самоорганизации и самоуправлении человека - персональный менеджмент

Персональный менеджмент - это последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Отличие этого вида менеджмента как раз в том, что он нацелен на улучшение качества работы в первую очередь не группы людей, а конкретного человека, руководителя.

персональный менеджмент - целенаправленное и последовательное использование практических методов менеджмента в повседневной деятельности с целью рационально использовать свое время.

Персональный менеджмент наука о самоорганизации и самоуправлении человека.

Целью персонального менеджмента является:

Овладение менеджерами искусством и наукой самоуправления, методами и приемами управления личной карьерой, рационализации собственного труда, техникой и приемами убеждения, навыками повышения и сохранения своей работоспособности.

Целенаправленное и последовательное использование практических методов менеджмента в повседневной деятельности, для того, чтобы рационально использовать свое время, возможности, сознательно управлять своей жизнью, легче преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни.

А также целью персонального менеджмента или самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так в личной жизни.

Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию целенаправленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда на вас со всех сторон сваливаются разные задания и работа прямо-таки захлестывает, можно благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день, выделяя резерв времени (в том числе и для досуга) для действительно руководящих функций.

Многие менеджеры слишком ориентированы на процесс деятельности, а не на его результаты. При таком подходе они предпочитают:

Правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;

Решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы;

Сохранять средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;

Выполнять долг вместо того, чтобы добиваться результатов;

Уменьшать затраты вместо того, чтобы повышать прибыль.

Поэтому персональный менеджмент совершенно обоснованно напоминает о том, что улучшать свою жизнь необходимо с самого себя. “Измени себя - и ты изменишь мир вокруг себя”. Вместо того, чтобы менять обстоятельства, которые мы и так не в силах изменить, нужно изменить свое отношение к ним.

Самоменеджмент дает практические рекомендации для тех, кто хочет улучшить свое непосредственное исполнение функций руководителя, меньше засиживаясь на работе, эффективнее выполняя возложенные задачи с меньшими затратами времени, предупреждая стрессы, повышая квалификацию. Он предлагает контролировать проблему нехватки времени, путем составления планов работы, где каждому виду деятельности нужно уделить место, указав временной интервал, то есть, определив, какую долю свободного времени оно занимает, а также ведение дневника времени, с помощью которого можно научиться контролировать себя и контролировать исполнение каждодневных задач.

Самоменеджмент - это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и практикой методов и приемов менеджмента в повседневной жизнедеятельности для того, чтобы наилучшим образом использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, умело преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Система самоорганизации дает наибольший эффект тому, кто считает ее неотъемлемой частью своей работы. Для того чтобы стать высокоорганизованным человеком, необходимо иметь волю и упорство, обладать четкой системой самоуправления. Организация личного труда руководителя не может не учитывать индивидуальные особенности людей. И наряду с этим наука и практика управления свидетельствуют о возможности эффективной организации труда менеджера. Это обуславливается тем, что в деятельности преуспевающих менеджеров имеются общие правила и принципы работы.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, осуществляются в определенной последовательности.

Процесс самоменеджмента может быть представлен как своего рода «круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента.

Во внешнем круге этой модели определены следующие пять функций (рис. 3):

Рис. 3. Модель связи функций самоменеджмента

1 – постановка цели. Анализ и формирование личных целей;

2 – планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

3 – принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам;

4 – реализация и организация. Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач;

5 – контроль. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости – корректировка целей).

Во внутреннем круге расположена шестая, дополняющая функция:

6 – информация и коммуникация. Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.

Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в данной модели, а многообразно переплетаются.

В табл. 2 представлена техника самоменеджмента, где каждой функции соответствуют определенные рабочие приемы и достигаемый результат.
Ошибка многих, даже опытных менеджеров, которые недооценивают самоменеджмент, заключается в том, что они предпочитают:

Разумная самоорганизация позволит менеджеру получить следующие преимущества:

1. Выполнять работы с меньшими затратами.

2. Лучше организовать свой личный труд.

3. Получать более высокие результаты труда.

4. Быть меньше загруженным работой.

5. Меньше допускать ошибок при выполнении своих функций.

6. Получать удовлетворенность от работы.

7. Допускать меньше спешки, уменьшая стрессовые перегрузки.

8. Повышать свою квалификацию.

9. Достигать профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Все функции связаны и переплетаются друг с другом. При этом коммуникации (обмен информацией) является основой всех функций самоменеджмента

Техника самоменеджмента

Рабочие приемы, методы

Достигаемый результат

1. Постановка целей

Определение целей, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формулирование цели

1. Мотивация
2. Устранение слабых сторон
3. Концентрация на узких местах, фиксация сроков и ближайших шагов

2. Планирование Годовое, декадное планирование, планирование дня, принципы временного менеджмента, метод Альпа

1. Подготовка к реализации цели
2. Оптимальное распределение и использование менеджмента

3. Принятие решений

Установка приоритетов, принцип Парето, АБВ -анализ, принцип Эйзенхауэра, делегирование дел

1. Приводящая к успеху организация труда
2. Первоочередное решение жизненно важных проблем
3. Упорядочение дел по их важности

4. Реализация

Распорядок дня, график продуктивности, биоритм, самопроявление, дневной рабочий план

1. Применение самоменеджмента
2. Концентрация внимания на значительных задачах
3. Учет периодических колебаний
4. Становление индивидуального рабочего стиля

5. Контроль

Контролирование процесса работы (сравнение замысла с результатом), Контролирование итогов (достижение поставленных целей, промежуточных результатов), обзор итогов истекшего дня (самоконтроль) 1. Обеспечение запланированных результатов
2. Позитивное воздействие на течение жизни

Преимущества разумной самоорганизации:

1) выполнение работы с меньшими затратами

2) лучшая организация личного труда

3) меньше ошибок при выполнении своих функций

4) большая мотивация труда

5) рост квалификации

6) лучшие результаты труда

Функции менеджера в самоменеджменте

Современный менеджер должен владеть искусством и наукой управления своей деятельностью, освоить приемы персонального менеджмента.

Одним их необходимых качеств менеджера является личная организованность, основными критериями которой следует считать системный подход, умение эффективно использовать время, сосредоточенность на главном, умение все делать по порядку и анализ затрат времени.

Рассмотрим «Умение управлять самим собой». Данный практический тест основан на применении метода активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), разработанного профессором Н. Ф. Жуковыми Целью этого метода является разработка и реализация программ саморазвития менеджеров для совершенствования методов их работы, развития в себе необходимых качеств. Метод основан на систематической самооценке собственных действий и качеств в процессе личной деятельности. Целью задания является определение того, насколько эффективной является система личной организации менеджера и как развиты качества персонального менеджмента. Сущность системы персонального менеджмента можно образно представить в виде модели - требований к качествам менеджера, способного. управлять самим собой (табл. I).

Исходя из данной модели, искусство персонального менеджмента, управления собственной жизнедеятельностью складывается из следующих семи блоков качеств

Менеджмент стал одним из важнейших атрибутов новой жизни нашей страны. И не только в области экономики. Менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества. Несмотря на то, что изучение менеджмента в наших вузах насчитывает уже десяток лет и изданы сотни книг на эту тему, сохраняется неослабевающий спрос на новые книги подобной тематики. И этому есть ряд веских причин.


Во-первых, большинство опубликованных у нас книг по менеджменту, в том числе и учебники – иностранного происхождения. Российскому же читателю сегодня необходимо получать информацию, привязанную прежде всего к отечественным законам, другим нормативным актам и основанную на реалиях нашей жизни. Всего этого, естественно, в книгах-переводах (или представляющих перепевы зарубежных) нет и быть не может.


Во-вторых, материал многих учебников носит сугубо теоретический, порой абстрактный характер, в то время как читатель ищет в литературе ответы на злободневные запросы жизни, практической помощи, необходимой для повседневной деятельности. В-третьих, изложение материала в ряде учебников неоправданно осложнено, перегружено бесполезной наукообразной информацией. Эти книги неинтересны, их трудно читать (знаю такие, которые никто так и не дочитал до конца), от них мало что остается в памяти.


1.1. Менеджмент как вид деятельности, научная дисциплина и предмет изучения Грандиозные промышленные предприятия и маленькие фермы, супермаркеты и кафе, учреждения здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, органы государственной и местной власти, биржи и банки – все эти организации нуждаются в качественном управлении. Под управлением при этом понимается воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.


Необходимость управления организацией обусловливается потребностями: – спланировать работу; – расставить персонал и координировать его действия; – принимать наилучшие решения; – активизировать и стимулировать деятельность персонала; – осуществлять контроль и учет выполненной работы; – вести анализ результатов и применять его для совершенствования деятельности.


Особенно сложным управление организацией становится в условиях современной рыночной системы, построенной на экономической свободе, частной собственности и обеспечении прав граждан – на том, чего в России не было более полувека. Управление организацией в условиях рыночной экономики получило название менеджмента. В нашей стране менеджмент занял видное место в ряду поначалу непривычных атрибутов новой жизни, таких, как бизнес маркетинг, лизинг и т. д.


Важно сразу же подчеркнуть, что менеджмент, как и другие реалии рыночной экономики, это не просто старое понятие в новой словесной упаковке. Речь идет не о каких-то отдельных поправках, доделках. Менеджмент – это совсем другое управление, весьма далекое от того, которое существовало при плановой экономике. Коренное качественное отличие заключается как в совершенно новой цели деятельности, так и в методах достижения этой цели.


Понятия «менеджер», «менеджмент» пришли к нам из США. Английский язык, в свою очередь, заимствовал эти слова из латинского: «манус» по- латыни означает «рука». Однако поначалу менеджмент имел значение, весьма далекое от современного: первоначально англичане употребляли это слово не для обозначения руководства организациями – так называли управление лошадьми, искусство верховой езды. А слово «менеджер» понималось как искусный наездник, человек, способный укротить дикую лошадь.


В современном значении понятия «менеджер», «менеджмент» появились лишь тогда, когда в связи с развитием и усложнением рыночных отношений владельцы предприятий, хозяева сообразили, что выгоднее не самим управлять собственным имуществом, а привлекать для этого профессионалов, специально отобранных и обученных такой работе. Этим талантливым специалистам, работающим по найму на основе контракта, собственник стал поручать главную задачу предпринимательства – получение высокой прибыли, задачу ничуть не менее легкую, чем управление норовистой лошадью. Эта нелегкая работа стала весьма хорошо оплачиваться. И сегодня во всем мире по оплате труда менеджеры - на одном из первых мест.


Один из выдающихся руководителей американского бизнеса Ли Якокка в своих мемуарах упоминает о том, что в бытность его генеральным директором компании «Форд» его заработок был в пять раз больше, чем у президента страны. И эти деньги ему, конечно, платили не зря: за год его правления прибыли компании выросли почти в четыре раза. В странах с рыночной экономикой менеджер – массовая профессия. В США их насчитывается около десяти миллионов - примерно 8 % всех работающих.


Менеджеров можно смело назвать «локомотивами» бизнеса: управление производством и персоналом, меры по снижению издержек и росту прибыли, искоренению брака и достижению высочайшего качества продукции, борьба с конкурентами и установление цены товара, материально- техническое снабжение и многое-многое другое – вот дела менеджера. Но если совсем коротко, то, как говорят американцы, главная работа менеджера – «поиски спрятанного золота» – обеспечение высокой прибыли своему хозяину- собственнику.


В поисках «спрятанного золота» менеджеры всемирно известной американской гостиничной фирмы «Хилтон» объезжают все свои новые отели, разбросанные по всему миру. Например, в знаменитой нью-йоркской гостинице «Уолдорф- Астория» они потребовали ликвидировать помпезные декоративные колонны и установить вместо них витрины, которые стали приносить 5 тысяч долларов ежегодно. В чикагском отеле «Палмер» вместо малоприбыльного книжного магазина был открыт коктейль-холл, давший 300 тысяч долларов годового дохода. В гостинице «Плаца» винный погреб был переделан в уютную гостиную, и доход вырос на 500 тысяч долларов.


Итак, менеджер – это специально отобранный и подготовленный руководитель-профессионал, работающий по найму у собственника, обеспечивающий решение уставных задач организации и нацеленный на умножение прибыли. Короче, руководитель организации в условиях рыночной экономики. А менеджмент – то, чем занимается менеджер. В отдельных случаях менеджер может и сам выступать в качестве собственника, например владеть акциями предприятия, которым он руководит.


Менеджер представляет новый для нашей страны тип управляющего, обладающий рядом характерных отличительных черт. Первая черта – кардинально новая цель деятельности, о которой уже упоминалось. Это ведет к принципиально иной системе управления организацией: меняются функции, структура и методы работы органов управления.


Второе отличие – переход к экономическим методам управления организацией. Вместо жесткого администрирования, культивировавшего страх и безропотное подчинение,– пробуждение внутренних интересов работающих, учет мотивов трудовой деятельности, использование действенных стимулов к производительному качественному труду. Экономические методы способствовали развитию еще одного мощного источника повышения эффективности управления – рациональному распределению ресурсов организации: денег, рабочей силы, сырья, топлива, материалов, рабочего времени, интеллектуальных возможностей и организаторских способностей персонала.


Еще одна, третья отличительная черта менеджера – способность к новациям, прогнозированию и риску. Менеджер – новатор по природе, ведь рынок – это прежде всего новшества: без новых товаров и услуг на него просто не пробиться. То же самое можно сказать и об умении менеджера прогнозировать экономическую ситуацию и идти на разумный риск. Важнейшими профессиональными чертами менеджера являются умение принимать обоснованные решения и брать на себя за них ответственность. Овладение профессией менеджера предполагает также следование ряду правил «нужного тона», начиная с одежды и внешнего вида и кончая стилем и современными методами работы с персоналом.


Все вышеназванные отличительные черты менеджера могут быть получены лишь при тщательном отборе потенциальных руководителей, получении ими современных профессиональных знаний, подтвержденных соответствующей аттестацией и приобретением необходимого практического опыта. Весьма важными для каждого менеджера являются правовая подготовка, владение компьютером, знание иностранного языка, умение вести необходимые расчеты. Необходимость разрешения сложных и многогранных проблем управления организациями в условиях рынка и соответствующего ему гражданского демократического общества стимулировала появление специальной области знаний – научного менеджмента.


Предметом менеджмента, объектами его изучения являются: – формы организации и соответствующие отношения собственности; – структура организаций; – внешняя и внутренняя среда организаций; – инфраструктура менеджмента, – деловые коммуникации; – функции менеджмента; – методы менеджмента; – моделирование управленческих процессов; – системы управления предприятием;


– оптимизация распределения ресурсов; – выработка у правленческих решений; – динамика групп, власть и лидерство; – управление персоналом (персонал-менеджмент); – конфликты н их разрешение; – управление финансами (финансовый менеджмент); – риск (риск-менеджмент); – хозяйственно-финансовый анализ; – этика менеджмента; – эффективность управления организацией; – новации в менеджменте.


1.2. Основное содержание. Терминология. Классификация Содержание менеджмента складывается из следующих основных частей: 1. Целеполагание (миссия, цели, задачи). В этой части рассматривается определение смысла и главного направления деятельности организации, установление конечных результатов ее деятельности, а также путей, ведущих к их достижению. 2. Организация (организационная структура и организаторская работа). Рассматривается построение организации, ее составные части, их связи и взаимодействие.


3. Система управления (органы и объекты управления). Рассматривается структура органов власти, место и роль менеджера, система движения командной информации и информации состояния (обратной связи). 4. Деловые коммуникации. Рассматриваются процессы передачи информации, делового общения как внутри организации между ее участниками, так и с внешним миром. 5. Функции менеджмента. Рассматриваются основные задачи, решаемые менеджером (что он должен делать).


6. Методы менеджмента. Рассматриваются рычаги управления организацией, способы, с помощью которых менеджер достигает ее целей (как он это должен делать). 7. Работа с персоналом (персонал-менеджмент). Рассматриваются формы, методы и содержание кадровой работы в организации. 8. Разрешение конфликтов. Рассматриваются происхождение и природа конфликтов в организации и пути их устранения. 9. Стиль менеджера и имидж организации. Рассматриваются соответствующие понятия, роль стиля и имиджа в достижении организацией своих целей, а также необходимые для этого рекомендации.


10. Выработка и принятие управленческих решений. Рассматриваются теория и практика рационального выбора менеджером наилучшего в данных условиях (оптимального) способа действий. 11. Прогнозирование. Рассматриваются формы и методы предвидения менеджером проблемной ситуации и их использование для практической деятельности. 12. Риск (риск-менеджмент). Рассматривается происхождение риска менеджера. Обосновываются способы рационального поведения в условиях неопределенности ситуации и связанного с этим неизбежного риска.


13. Управление финансами и анализ финансово- хозяйственной деятельности организации (финансовый менеджмент). Рассматриваются основные документы, описывающие финансовую деятельность организации, анализируются показатели, характеризующие ее финансово- хозяйственное состояние. 14. Стратегический менеджмент. Рассматриваются формы и методы выработки линии поведения (политики) организации на длительную перспективу.


15. Новации, инвестиции и организационное развитие. Рассматриваются формы и методы новаций и инвестиций, осуществляемых организацией, а также пути совершенствования ее организационной структуры и способов функционирования. 16. Этика менеджмента и организационная культура. Рассматриваются нравственные нормы и ценностные ориентиры организации. 17. Развитие основных идей менеджмента. Рассматриваются (в исторической последовательности) основные концепции, принципы и школы менеджмента, их современная роль и место


Организация – это совокупность людей, чья деятельность сознательно направляется и согласовывается применительно к общей цели. С правовой точки зрения организации выступают в качестве юридических лиц. Юридическим лицом признается организация, обладающая имуществом, имеющая имущественные и неимущественные права, отвечающая имуществом по своим обязательствам и выступающая в качестве истца и ответчика в суде. Организации – юридические лица создаются в форме предприятий и учреждений.


Предприятие – это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью (или предпринимательством) следует понимать самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.


Весьма близким по смыслу к предпринимательству является понятие «бизнес» – деятельность, направленная на удовлетворение потребности населения в товарах и услугах с целью получения прибыли. Поскольку в наших официальных нормативных документах (например, в Гражданском кодексе Российской Федерации) термин «бизнес» не применяется, в практических целях оба названных термина используются как синонимы. То же можно сказать и о паре «предприниматель – бизнесмен». Промышленное, торговое или хозяйственное предприятие – юридическое лицо часто называют фирмой (или компанией). Фирме присваивается определенное название. Предприятия – главное поле деятельности менеджеров, работающих в коммерческой сфере.


Учреждения – это организации, создающиеся для решения социально-культурных, управленческих пли иных некоммерческих задач, например учреждения образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, а также органы государственного и муниципального управления. Менеджменту учреждений присущ ряд особенностей, о которых еще пойдет речь. Важнейшим и вполне самостоятельным направлением менеджмента является маркетинг.


Коротко говоря, маркетинг – это управление спросом. Более полно можно определить маркетинг как изучение рынка, создание товара, продвижение товара на рынок и организацию продаж с целью получения максимально возможной прибыли. И еще одно оригинальное и емкое определение: маркетинг – это деятельность по превращению потребностей населения (в товарах и услугах) в прибыль фирмы.


Менеджмент осуществляется в определенной среде – мире, с которым он соприкасается, взаимодействует, обменивается информацией и материальными ресурсами. Различают внутреннюю среду организации (организационную структуру, систему и органы управления) и внешнюю среду (партнеров, покупателей, конкурентов, органы власти, общественные организации). Менеджмент нуждается во всестороннем, надежном обеспечении – инфраструктуре управленческой деятельности.


Под инфраструктурой здесь понимается комплекс учреждений и организаций, обслуживающих менеджмент. Это органы государственного и местного управления, юридические организации, учебные и консультационные организации, аудиторская служба, внешнеэкономические учреждения, банки и биржи, рынки и аукционы, системы связи, оргтехника и компьютерное обеспечение, фирмы, оказывающие инженерно- консультационные услуги (инжиниринг).


Поскольку менеджмент связан с постоянным получением, переработкой и передачей информации, видное место в нем отводится проблемам работы с информацией, делового общения. Эти проблемы объединяет понятие «деловые коммуникации». Основным источником, с помощью которого менеджер достигает своей главной цели – получения максимально возможной прибыли, являются ресурсы предприятия, его экономический потенциал. Различают материальные, интеллектуальные, трудовые, финансовые и природные ресурсы.


Задача менеджера – использовать эти ресурсы наилучшим образом. Исходя из этого можно дать еще одно весьма существенное определение: менеджмент – это деятельность по рациональному распределению ресурсов, обеспечивающему получение максимальной прибыли. В свете всего сказанного о менеджменте становится понятным, что эта деятельность опирается не только на соответствующую науку, сумму специальных знаний, но в не меньшей степени представляет собой своеобразное искусство, требующее от менеджера таланта и вдохновения.


Тема 1. Общие основы менеджмента. Тема 2. Развитие и становление современного менеджмента. Тема 3. Организация и ее система управления. Тема 4. Формы организаций. Тема 5. Среда и инфраструктура организации. Тема 6. Функции и методы менеджмента. Тема 7. Моделирование ситуации и выработка управленческих решений. Тема 8. Предвидение и прогнозирование.


Тема 9. Риск менеджера. Тема 10. Управленческая информация. Коммуникации. Тема 11. Управление персоналом (персонал- менеджмент). Тема 12. Стиль, имидж и организационная культура. Тема 13. Основы финансового менеджмента. Тема 14. Стратегический менеджмент. Инновации. Тема 15. Международный менеджмент. Тема 16. Эффективность менеджмента.


1.3. Менеджмент и отношения собственности Менеджмент является проявлением важнейшего права физических и юридических лиц – права собственности. Объектами коммерческой деятельности менеджера являются имущество, товары (вещи и услуги), деньги и ценные бумаги, информация, результаты интеллектуальной деятельности. Все они, как правило, могут продаваться и покупаться свободно. В виде исключения купля-продажа отдельных объектов может быть запрещена либо ограничена законом.


Различают недвижимое и движимое имущество. К недвижимому имуществу (недвижимости) относятся объекты, перемещение которых невозможно без нанесения им существенного ущерба. Это здания, сооружения, земельные участки, насаждения, участки недр и т. п. Сюда же относят воздушные и морские суда. Недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.


К движимому имуществу относят такое, которое не может быть отнесено к недвижимости. Оно не подлежит государственной регистрации (например, мебель, бытовая техника, ценные бумаги). Объектами работы менеджера являются также предприятия – имущественные комплексы, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Предприятие или его часть являются недвижимым имуществом и могут продаваться и покупаться.


В имущество предприятия входит все необходимое для его деятельности: земельный участок, здание, оборудование и сооружения, сырье, готовая продукция, фирменное наименование, товарные знаки, интеллектуальная собственность (патенты, лицензии, «ноу-хау»). Участниками (субъектами) коммерческой деятельности – теми, кто ее осуществляет, – являются физические и юридические лица. Физическое лицо – это гражданин, который обладает правоспособностью и дееспособностью.


Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские нрава и нести обязанности. Такими правами являются право собственности на имущество, право заниматься предпринимательством и другой не запрещенной законом деятельностью, создавать предприятия, совершать любые законные сделки (в том числе и сделки купли-продажи), брать на себя соответствующие обязательства и т. д.


Под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать юридические обязанности, нести ответственность за совершенные правонарушения. По российским законам полной дееспособностью обладают граждане, достигшие совершеннолетия (18 лет). В нашей стране любой гражданин может иметь любые имущественные права и нести любые обязанности, кроме тex, которые ему запрещены законом. Лишение и ограничение правоспособности и дееспособности осуществляются в судебном порядке.


Юридическое лицо – это организация (группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей), которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам. Юридическое лицо может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету.

Многие из тех, кто пробовали применять , сталкивались с большими трудностями. Причина, скорее всего, в том, что процесс управления временем должен проникать во все сферы жизни человека, а не только в работу. Мало просто распланировать рабочий день, необходимо во всем придерживаться принципов этого искусства. Поэтому появился термин под названием «целостный тайм-менеджмент». Его главная задача - планировать свой день полностью, принимая во внимание многие детали.

Является ли ваш сон эффективным?

Многие люди заблуждаются, считая, что, работая на износ всю неделю, можно потом отоспаться на выходных и прийти в себя. Но организм работает иначе и длительным сном проблему не решить.

Если нарушить , возникает порочный круг, когда первая неделя становится причиной неэффективной второй. Привести свой график в порядок нужно сегодня же и впредь придерживаться определенного графика.

Спите от 7 до 8 часов в сутки, если этого достаточно. А также выделяйте полчаса на то, чтобы отдохнуть днем. Не все имеют эту возможность, а даже если имеют, то не пользуются ею.

Как понять, что ваш сон эффективен? Все просто:

  • Обратите внимание на самочувствие утром. Если вы бодры и свежи, это хороший знак.
  • Обратите внимание на свое состояние вечером. Если вы истощены, значит что-то не так.

Именно утро и вечер являются лакмусовой бумажкой. Помните о том, что устает прежде всего мозг, а не тело. Возможно нужно заняться или просто посидеть в тишине, некоторое время не думая ни о чем.

Тайм-менеджмент в работе

На работе часто возникают непредвиденные дела, которые нужно выполнить сиюминутно. С этим ничего нельзя поделать в большинстве случаев. Но можно подготовиться.

Нужно расставить приоритеты и выполнить сначала все самое важное и сложное, предупредив об этом руководителя. Когда он увидит, что вы отлично выполняете свою работу, то не станет нагружать дополнительными задачами, иначе работа будет неэффективна.

Выделите пару минут на планирование. Не приходите на работу, не понимая, что именно будете делать.

Пользуйтесь советами гуру тайм-менеджмента и как минимум разделите задачи на:

  • срочные и важные
  • не срочные и не важные

Одно это поможет сделать работу более эффективной и перестать обманывать себя.

Также выясните, в какое время дня вы наиболее продуктивны и прикладывайте все усилия именно в эти часы.

Тайм-менеджмент в повседневной жизни

Вот на что чаще всего не обращают внимания люди, интересующиеся тайм-менеджментом. Они планируют рабочие часы и совершенно не задумываются о повседневной жизни. В их списке дел нет таких элементарных вещей как:

  • Съездить за покупками.
  • Позавтракать, пообедать, поужинать и перекусить.
  • Привести себя в порядок.
  • Провести время с близкими людьми.
  • Оставить время на непредвиденные обстоятельства.

Стоит ли удивляться, что в конце дня они выясняют, что многое не успели? А ведь эти дела должны быть сделаны наряду с рабочими. Да, в вашем списке дел должно быть три главных пункта, но и о повседневной жизни забывать нельзя.

Также подумайте, сколько времени тратите на следующие вещи:

  • Телевизор.
  • Компьютер (игры, интернет).
  • Новости (спорт, политика, жизнь знаменитостей).
  • Чтение книг, журналов, газет.
  • Отдых.
  • Короткий сон.
  • Разговоры по телефону и .
  • Прослушивание музыки.
  • Любые другие развлечения (кино, кафе).

Это не значит, что всю эту деятельность нужно исключить из своей жизни. Тем более, что некоторые из пунктов весьма полезны. Просто обратите внимание, на что тратите время. Час в интернете вполне можно было бы заменить на пробежку или прогулку. На что конкретно? Это вы должны решить сами, исходя из своих предпочтений и задач.

Главное правило тайм-менеджмента: всегда и везде обращайте внимание на то, на что тратите время. Задавайте себе вопрос: «Что я сейчас делаю?». А затем: «Это важно?».

Жизнь несправедлива. Она слишком коротка. Да и потраченная впустую неделя ложится тяжким грузом на следующую. За любую трату времени придется расплачиваться: сном, отдыхом, качеством работы, саморазвитием. Выясните, чего хотите от жизни и начните обращать сознательное внимание на то, на что уходит ценное время.

Желаем вам удачи!

Экспертные экспресс ответы по проекту "Ситуационный менеджмент".

Тема: Помогают ли в повседневной жизни профессиональные знания и опыт менеджмента?

В дискуссии приняли участие:
1) Смирнова Наталья (преподаватель MBS, генеральный директор Social Lab);
2) Захватов Константин (студент MBA-Start, заместитель генерального директора по экономике, компания ООО "Сибтехноген" - горнодобывающее предприятие в Кемеровской области);
3) Дейнекин Тихон (преподаватель MBS по интернет-маркетингу);
4) Левандовский Виктор (преподаватель MBS, владелец и управляющий компаний InternetDevels и "РА Форсаж Продаж").

Смирнова Наталья : Знания и опыт менеджмента предполагают наличие таких важных компетенций как гибкость, умение принимать ситуацию, слышать и слушать, умение делать выбор и брать ответственность, верить в результат и возможности… Такие профессиональные компетенции или, правильнее сказать, человеческие качества, помогают человеку быть успешным не только профессионально, но и в личной жизни. Умение управлять своей жизнью, знать, чего хочешь, ставить цели и добиваться их, заниматься своим делом и "делегировать" рутинные задачи тем, чья это работа (например, передать вещи "на аутсорс" в химчистку, а не пытаться успеть все постирать самому)… тайм-менеджмент - основа планирования своего времени и распределения приоритетов - все это основа гармоничной, успешной жизни… не только руководителя, но человека.

Захватов Константин : Безусловно, профессиональные знания менеджмента помогают в повседневной жизни. Это и планирование личного времени, и организация взаимодействия с другими людьми с точки зрения психологического менеджмента, и управление личными ресурсами, и многое другое. Также профессиональные знания и опыт помогают ставить личные цели и успешно их достигать наиболее удобными способами.

Дейнекин Тихон : Конечно, знания менеджмента могут помочь не только на работе, но и в повседневной жизни. Будь то строительство дачи, покупка машины, выбор новой квартиры - все это требует четкого планирования и управления процессами, а также контроля реализации. Другое дело не всегда и везде в личной жизни стоит применять профессиональные навыки менеджмента: отношения с близкими все же лучше строить иной основе, оставить место отдыху и определенным спонтанным решениям. Это необходимо, чтобы переключаться и получать эмоциональную разгрузку от профессиональной работы, побыть в других ролях, не доводить дела до стрессов и выгорания.

Если сотрудник перестал качественно делать свою работу - я его просто уволю, он мешает эффективному управлению процессом и развитию организации; если же жена своевременно не готовит ужин, или дети шалят, то их на других менять не станешь, так как здесь уже играет роль не эффективность управленческих решений, а личные чувства и отношения. Поэтому знания менеджмента в повседневной жизни где-то действительно могут помочь, а где-то лучше их применять не стоит.

Левандовский Виктор : В повседневной жизни такие знания конечно же помогают, поскольку это все же набор конкурентных преимуществ. А повседневная жизнь - это тоже среда, в которой мы используем эти преимущества для достижения "повседневных" целей. :)

С другой стороны есть одна грань - такие навыки немножко мешают "расслабиться", - слишком много вокруг несовершенства, ты это автоматически замечаешь.... В собственной организации все таки это несовершенство пытаешься решить, в повседневной жизни не все так просто - окружающие не в организационной структуре, и подход нужен другой.

Каждый работающий современный человек проводит на работе почти треть своей взрослой жизни, а многие и более. Время, проведенное на работе, в современной психологии управления рассматривается не как способ зарабатывания денег для своей бытовой, и семейной личной жизни. Это абсолютно самостоятельная и весьма значимая часть нашей жизни. Она обозначается как « профессиональная жизнь» . И эта часть жизни имеет законное право быть интересной, привлекательной для работника, давать возможности для самореализации, приносить удовлетворение.

Право на интересную профессиональную жизнь – неотъемлемое право каждого человека.

Свыше двадцати лет назад (в 1984г.) ирландский профессор Чарльз Хенди издал книгу «Будущее труда». Анализируя тенденции трудовых отношений в ХIХ – ХХ веках, Хенди пришел к неутешительным выводам и мрачным прогнозам. В динамике труда автор отметил падение возможностей самореализации личности. Труд в массе своей не обеспечивает ни ощущения собственного достоинства, ни состояния защищенности, ни достойного материального вознаграждения. Чтобы восполнить указанное, многие участвуют в волонтерском (общественном, неоплачиваемом) труде помимо основной работы.

В динамике структуры общества Хенди указал на рост безработицы и появление «деклассированного» слоя, который не может отнести себя ни к какому классу это менеджеры.

Отмеченные тенденции, оставленные без внимания, по мнению автора, могут взорвать основные устои общества.В качестве «здоровой силы», способной остановить отрицательные социальные тенденции, Хенди видел высший менеджмент. Это топ-мненеджмент и «золотые воротнички» – генералитет управленческой профессии.Хенди назвал эту социальную группу«не-класс не-производителей». Иными словами, это то, что находится за «продуктивизмом». Именно эта группа способна конструктивно преобразовать общество. Эти люди имеют колоссальное, сравнимое с ведущими политиками, влияние на национальные и мировую экономику и, как следствие, на национальные и мировую политику.

Однако огромную роль в обществе играет не только высший менеджмент. Сегодня в мире к профессии менеджера можно отнести около 15% работающих. Эти люди, как правило, сами являются хозяевами своей жизни. Они держат «птицу счастья» в собственных руках. Кроме того, от них в огромной степени зависит благополучие их подчиненных. Исходя из сказанного, можно сформулировать роль современного менеджмента в задачах его субъекта.

Задачи современного менеджера:

    Сделать интересной свою профессиональную жизнь;

    Сделать интересной профессиональную жизнь подчиненного персонала;

    «Сделать деньги», то есть обеспечить эффективность (прибыльность) возглавляемой работы;

    Сделать интересной свою личную и семейную жизнь.

Изложенные задачи предполагают, что менеджер – это человек, который внутренне (психологически) положительно настроен на свою работу. Более того, она приносит ему удовлетворение. Работать менеджером «по-принуждению» не только не следует, но и вредно. Вредно для себя и для общества. Такой человек сам испытывает дискомфорт, а также создает психологическое напряжение для своих подчиненных.

В дальнейшем рейтинге задач менеджер должен на первое место ставить людей – своих подчиненных. Ведь от них, от их душевного состояния зависит, в конечном счете, профессиональный успех фирмы. И, наконец, последняя задача. Современный менеджер – это прежде всего специалист в области человеческих отношений. Именно так. И если это так, то он вполне в состоянии проявить свои управленческие, регулирующе-настраивающие качества и на сферу своих отношений в семье и кругу друзей. В противном случае следует поставить под сомнение его управленческий профессионализм в современном его понимании. А если у самого менеджера нелады в доме и проблемы с друзьями, то он будет не в состоянии решать и те задачи, которые выше обозначены первыми.

До сих пор наш разговор велся без учета пола менеджера. А ведь около четверти менеджеров – женщины. Проблема пола в теории управления называется «гендерной».

Длительное время считалось, что для руководителя важнейшими качествами являются логика, рассудительность, эмоциональное равновесие. А это, в свою очередь, типичные качества того склада ума и характера, который принято называть мужским.

Однако 15-20% женщин вполне обладают перечисленными качествами. Значит, они могут быть успешными руководителями «играя на поле мужчин». Именно такими были политические лидеры Маргарет Тетчер, Индира Ганди, Беназир Бхутто и многие другие.

Но современная теория управления совсем не настраивает женщин-менеджеров «быть мужчинами». Даже наоборот, женщина-менеджер может успешно руководить, используя именно типично «женские» качества. Среди таких качеств – эмоциональное отношение к работе, жизненная практичность, самоотверженность в делах. Современные теория и практика управления обосновали под сказанное даже специальный управленческий стиль – интерактивный.

Интерактивный стиль менеджмента – это вовлечение руководителем подчиненных в эмоциональное единение на базе как заинтересованного отношения к работе, так и внепроизводственным делам друг друга. В этом случае начальник – это «друг-заговорщик».

Таким образом, в современной профессии менеджера совсем не надо менять «половую ориентацию». Женщина вполне может «играть по женским правилам» управления, а мужчина – «по мужским».

Заключая разговор о роли менеджмента в современной жизни, можно еще раз сослаться на трактовку состояния счастья. Наша удовлетворенность своей профессиональной жизнью очень во многом зависит от непосредственного руководителя. Еще одна важнейшая часть – атмосфера в семье. Исходя из сказанного, мы можем глубже понять приведенную в начале главы психологическую формулу счастья.

gastroguru © 2017