Кариоптерис — нет ничего проще и красивее. Виды и стили формирования бонсай Типичные ошибки при формировании бонсай

Искусство бонсай, пришедшее к нам из Китая, становится все более популярным и разнообразным по стилям: от классических до самых оригинальных. Деревья, растущие на камнях, ствол, закрученный в тугой узел или роща в миниатюре - здесь каждый найдет пространство для творчества: и профессионал, и любитель.

Вопреки расхожему мнению о том, что бонсай появился в Японии, истинной родиной этой техники является Китай, а уже позже он был заимствован японскими монахами и возведен в ранг искусства.

Бонсай представляет собой миниатюрные копии деревьев в горшках или поддонах. Подобное выращивание становится возможным благодаря уплощению корневой системы растения и сопутствующему перераспределению ее основных функций. Таким образом можно воссоздавать настоящие пейзажи в домашних условиях и всецело наслаждаться собственным уголком природы.НА ФОТО: Минисад в стиле бонсай

За более чем тысячелетнюю историю существования искусства бонсай сформировались различные стили, соответствующие природному разнообразию. Все деревья растут в различных условиях: во влажном, сухом, жарком, умеренном или холодном климате, - по отдельности или в группе, на равнинной местности или на горном склоне. Это определяет их форму, угол наклона, объем кроны, что и пытаются повторить поклонники бонсая. Но ко всему прочему, порой они добавляют свое собственное видение, что делает это искусство намного более значимым, чем просто дерево в горшке. Сегодня выделяется несколько основных стилей бонсая в зависимости от угла наклона ствола дерева, формы кроны и ряда других характеристик.

Стили бонсай

Классический вертикальный стиль (Chokkan) характеризуется прямым конусообразным стволом, сужающимся кверху, пушистой кроной и толстыми корнями. Ветви деревьев достаточно развиты, нижние - толще и длиннее верхних. Верхушка дерева имеет коническую форму. Этот стиль достаточно минималистичен и является основой для творческой фантазии и формирования других стилей. Он подходит для большинства деревьев, в особенности для хвойных пород ( , ), а также для фруктовых деревьев ( , Персика, и др.).
НА ФОТО: Вяз в стиле Chokkan

Свободный вертикальный стиль (Moyogi) отражает всю красоту изгибов ствола, которые придают дереву оригинальный вид и вызывают воспоминания о старых породах, растущих в горах. Вершина ствола здесь должна оставаться на одной вертикали с его основанием. Все это делает свободный стиль наиболее популярным среди любителей и профессионалов. Большинство деревьев, кроме Кипариса и с их тяготением к классическому стилю, можно создать в стиле Moyogi.
НА ФОТО: Мирт в стиле Moyogi

Наклонный стиль (Shakan) - это нечто среднее между классическим вертикальным и каскадным. Дерево при этом наклонено под небольшим углом. Нижняя ветвь растет в противоположном направлении к стволу. Самая главная цель наклонного стиля - сохранить гармонию и баланс. В природе дерево, растущее под наклоном, обычно подвергается особым климатическим условиям, которые изменяют направление роста, например ветру. В этом стиле рекомендуется выращивать Тую, Можжевельник, Сосну, и другие породы.
НА ФОТО: Айва в стиле Shakkan

Каскадный стиль (Kengai) характеризуется тем, что ветви деревьев опускаются вниз и должны быть ниже дна горшка. По этой причине контейнер должен быть расположен на краю стола. Такая форма специфична для пород, растущих вдоль обрывов. Поскольку для всех деревьев характерен рост в высоту, создать каскадный стиль помогает выбор низкорослых пород и изменение роста с помощью специальной проволоки. является одним из самых подходящих деревьев для этого стиля.
НА ФОТО: Кедр в стиле Kengai

Полукаскадный стиль (Han-kengai) отличается изогнутым стволом дерева, которое сначала растет вертикально, а затем его ветви опускаются вниз. Он является переходным между вертикальным и каскадным стилями. Здесь нижние ветви не должны опускаться ниже дна горшка, но при этом обязаны быть на уровень ниже основания ствола. В этом стиле можно выращивать хорошо гнущиеся деревья с гибким стволом, например, .
НА ФОТО: Можжевельник в стиле Han-kengai

Литературный стиль (Bunjingi) представляет собой изогнутое дерево с небольшой кроной и отсутствием нижних ветвей. Он имитирует условия произрастания в местах с густой растительностью, где мало света и выживают самые сильные породы. Для создания такого эффекта нижняя крона обрезается и дерево слегка наклоняется книзу с помощью проволоки. Идеальными представителями этого стиля бонсай будут Сосна и Кедр.
НА ФОТО: Фикус в стиле Bunjingi

Стиль согнутый ветром (Fukinagashi) создает видимость постоянного воздействия устойчивых ветров. Все ветви дерева растут в одном направлении, в эту же сторону отклоняется и ствол. Добиться такого эффекта достаточно сложно. Стиль Fukinagashi подходит для Плюща, Можжевельника, Кизильника, Сосны.
НА ФОТО: Кедр в стиле Fukinagashi

Двуствольный стиль (Sokan) характеризуется тем, что один корень дает два ствола. Один из них, как «родитель», немного утолщен, другой - более тонкий «ребенок». Самое главное - достигнуть гармонии, найти баланс между высотой и толщиной стволов. Для этого стиля хорошо подходят такие деревья, как Ель, Можжевельник, Сосна, Береза, .
НА ФОТО: Двуствольная сосна

Многоствольный стиль (Kabudachi) или роща напоминает двуствольный. Он создается благодаря единой корневой системе, которая дает три и более стволов. При этом очень важно создать впечатление одной кроны, сформированной несколькими ствольными основами. В этом стиле хорошо выращивать лиственные породы, а для хвойных понадобится искусственное пробуждение спящих почек.
НА ФОТО: Многоствольная сосна

Лесной стиль (Yose-ue) несколько сходен с рощей. Однако здесь нет единой корневой системы. Каждое дерево, а их должно быть как минимум пять, посажено таким образом, чтобы создать ощущение настоящего леса. Более мелкие экземпляры могут быть расположены по краям и на заднем плане, а более крупные - в центре. В лесном стиле позволительно выращивать любые деревья, подходящие для искусства бонсай.
НА ФОТО: Японский клен

Стиль дерево на камне (Sekijoju) сформировался на основе наблюдений за деревьями в скалистой местности, где отсутствие питательной почвы приводило последних к укоренению в скале. Это может происходить двумя способами: за счет пористой структуры скалы, трещин и расщелин корни проникают внутрь или, в другом случае, оплетают камень, чтобы найти почву под ним. Поэтому для такого стиля в горшке с питательной основой укладывается камень, на котором впоследствии можно будет видеть корни деревьев. Это могут быть породы с мощной корневой системой, например, Клен, а также .
НА ФОТО: Клен в стиле Sekijoju

Стиль лишенный коры (Sharimiki) имитирует старые деревья, которые подверглись естественным изменениям, а также воздействию солнца или разрядов молнии. Для воссоздания такого эффекта очищается кора, а ствол обрабатывается специальными веществами, например, сульфатом кальция. Стиль Sharimiki достаточно сложен, поскольку он предполагает «умертвление» части ствола при сохранении жизнеспособности дерева. Для него подходят долгоживущие породы.
НА ФОТО: Ель, лишенная коры

Несмотря на сложившуюся классификацию, как и в любом искусстве, в технике бонсай остается достаточно места для творчества и собственных интерпретаций.

Моёги - свободная вертикальная форма, пользующаяся большой популярностью у бонсаистов, так как не ограничена какими-либо канонами расположения веток и формы ствола. Единственное правило – верхушка всегда должна находиться на одной линии перпендикулярно земле. Обычно имеет S-образную форму, где на каждом изгибе ствол разветвляется. Стиль символизирует свободу, утонченность простоты и сопротивление обстоятельствам.

Стиль моёги:

Сякан - наклонный стиль, иллюстрирующий деревья, которые растут под углом к земле. Прекрасно подойдет для большого количества видов. Символизирует сопротивление ветру или стремление растущего в тени растения тянуться к солнцу.

Стиль сякан:

Сокан ("раздвоенный ствол") – стиль, отображающий распространенный в естественных условиях случай, когда из одного корня вырастает два ствола, один из которых гораздо мощнее другого. В искусстве бонсай данный эффект можно создать, сформировав второй ствол из нижней ветки. Само дерево может быть строго прямостоячим или же немного наклоненным. Подходит для всех пород. Стиль, который также называют «близнецы», или «отец и сын», символизирует постоянство традиций и преемственность поколений.

Стиль сокан:

Кэнгай - каскадный стиль, согласно которому дерево, растущее в природе на крутом обрыве вынуждено подстраиваться под определенные обстоятельства (падающие камни, тяжесть снега или собственная тяжесть), чтобы выжить. Для данного стиля лучше всего подойдут деревья с хорошо гнущимися стволами: сосна, можжевельник, пираканта и кизильник. Символизирует пластичность дерева в сложных условиях.

Стиль кэнгай:

Хан-кэнгай – полукаскадный стиль, встречающийся в природе у деревьев, растущих по берегам рек и на болотах, где их ветви почти касаются воды. Из-за такой близости с водоемом ствол и ветки дерева растут не вниз, а в более горизонтальном направлении. В бонсай они не должны опускаться ниже середины высоты горшка, а верхушка опускаться ниже уровня почвы.

Хан-кэнгай:

Бундзинги – литературный стиль, или форма «японских литер». Представляет собой один самых сложных и старейших стилей, которому свойственен длинный и стройный изогнутый ствол, полное отсутствие нижних веток и расположенная только на вершине крона. Своим видом форма дерева напоминает каллиграфический знак. В японской традиции является символом воздушности и возвышенности. Подходит для большинства широколиственных и хвойных деревьев.

Стиль бундзинги:

Фукинагаси ("согнутый ветром") – сложный в исполнении стиль, широко распространенный как в бонсай, так и в природе. Форма представляет собой наклоненный ствол, с направленными в сторону наклона ветками. Можно использовать практически все виды. Символизирует растущее на морском побережье дерево, где оно вынуждено постоянно сопротивляться дующим с моря ветрам.

Стиль фукинагаси:

Ёсе-уэ – лесной стиль, символизирующий связь поколений. Изображает лесную композицию, составленную из множества рядом стоящих самостоятельных стволов различной высоты, толщины и возраста в одной плошке. Именно момент разнокалиберности придает лесному ландшафту особое очарование. Как правило, в емкости произрастает нечетное количество деревьев одного вида, расстояние между которыми ни в коем случае не должно быть одинаковым.

Стиль ёсе-уэ:

Хокидати – метлообразный стиль, основной принцип которого заключается в строго вертикальном стволе с ветвями, обязательно расходящимися из одной точки. Расположенные вокруг него ветки должны образовывать плотную сферу, напоминающую веер, зонтик или старинную метелку. Идеально подойдет для широколиственных деревьев, обрамленных тонкими ветвями (вяз, дзельква, граб). Данный стиль символизирует постоянство и спокойствие.

Стиль хокидати:

Сёкидзедзю ("обнаженные корни на камне") – стиль "дерево на камне", представляющий собой наскальную форму бонсай. В естественных условиях растущие в каменистой местности деревья вынуждены искать питательную почву, проникая корнями в расщелины и трещины. Так, "выныривая" из грунта, корни охватывают небольшой камень в горшке и уходят в землю. Стиль символизирует желание жить и приспособляемость в сложных условиях.

Исидзуки ("растущий на камне") - один из самых эффектных и сложных стилей бонсай: небольшое дерево растет в расщелинах небольшого камня, изображающего остров или скалу, с не достигающими земли корнями. Подойдет для многих видов (цветущая айва, клен, сосна, рододендрон). Символизирует вездесущность и неистребимость жизни.

Стиль исидзуки:

Кабудати - многоствольный стиль, в котором из одной корневой системы растут три, пять и более стволов, формирующих единую крону. Символизирует преемственность поколений.

Стиль кабудати:

Икадабуки - плотообразный стиль, в котором имитируется дерево, упавшее в болото. Из своеобразного плота, представленного лежащим на земле стволом, вверх растут многочисленные ветки, позже превращающиеся в стволы новых деревьев. Символизирует высокую приспособляемость и способность развиваться в сложных условиях.

Стиль икадабуки:

Шаримики ("мертвая древесина") - стиль "лишенное коры дерево", заключающийся в искусственном старении путем снятия коры со значительной части ствола и последующего его отбеливания. Участки мертвый древесины в бонсай очень важны и должны находиться на видном месте. Идеально подходит для можжевельника. Символизирует красоту старения.

Стиль шаримики:

Настоящих художник, создающий бонсай, всегда черпает свое вдохновение в природе, производя на свет гармонию, при этом стараясь выразить собственное ощущение и видение эстетики живого. В любой случае дерево должно излучать естественность, словно оно никогда не подвергалось вмешательству рук человека.

Бонсай – небольшое, можно сказать даже крохотное деревце, мода на выращивание которого пришла к нам из Японии. Там, в стране восходящего солнца, уход за миниатюрными деревцами считается древней традицией. Растения выступают своеобразным символом семейного счастья и благополучия, потому торжественно переходят от одного поколения к другому. К нам тенденция выращивания бонсай пришла относительно недавно, но уже известны основные секреты и приемы этого искусства. Маленькое дерево вызывает чувство восхищения, оно притягивает взгляд необычностью, изысканностью и миниатюрностью формы. Примечательно, что данный тип растений бывает различных видов. Каждый уникален и прекрасен, потому сможет стать украшением или очаровательным дополнением любого интерьера современного жилого либо офисного помещения.

Виды деревьев бонсай

Большое количество деревьев бонсай относится к вечнозеленым . Такие растения создают вокруг себя теплую обстановку комфорта и уюта. Вечнозеленое дерево будет радовать глаз круглый год, независимо от погоды за окном. Насыщенно-изумрудные оттенки листочков бонсай подчеркнут очарование зарождающейся весны и буйное окружение зелени лета. Они смогут также легко составить гармоничную палитру с желто-багряной листвой осени и яркий контраст снежно-белой зиме. Как в природе меняются сезоны, так разнообразятся и виды крохотных комнатных деревьев. Некоторые из них проявляют себя наиболее эффектно, наряжая листочки в краски осени, другие впечатляют нежными расцветками весеннего цветения.

Существуют виды бонсай, вся красота которых в полной мере открывается летом – насыщенные оттенки зелени успокаивают и будто вносят в дом уют. Отдельно стоит отметить вид деревьев, отличающихся от остальных причудливой формой веточек и самого ствола. Загибающиеся и переплетающиеся в разных направлениях ветки будто создают уникальный узор, скрывая в себе некую тайну. Глядя на такой бонсай, особенно, когда дерево сбросило листву, представляется то буйное течение реки, то перекаты морских волн, то ребристые облака, плывущие по небу.

Основные формы и стили миниатюрных деревьев

Если вы попали под очарование миниатюрных деревьев, которые можно растить прямо дома, следует обратить внимание на основные возможные формы и стили этого очаровательного растения. Распределения на такие категории происходило в естественных условиях. Потому модели бонсай повторяют их форму произрастания на природе.

Сякан . Сякан – один из самых популярных стилей, характеризующийся наличием наклонного ствола. Древесная композиция может иметь толстый или не очень толстый наклоненный в сторону ствол, с обеих сторон украшенный раскидистыми мини-кронами. Опытные коллекционеры любят оголять корни растения, создавая иллюзию, будто дерево чуть выкорчевано из земли свирепым ураганом. Стиль Сякан приемлем для выращивания почти всех видов деревьев (липа, сосна, клен, туя и прочие).

Сожу . Наиболее простым, соответственно, незатруднительным в выращивании и формировании является стиль Сожу. Для его создания достаточно нескольких деревьев бонсай, высаженных в одном небольшом пространстве. Разные формы и размеры растений гармонично объединяются в достаточно симпатичный для визуального восприятия стиль Сожу.

Теккан . Дерево в стиле Теккан практически не нуждается в формировании – оно просто растет и радует окружающих своим присутствием. Его основная особенность – в отсутствии особенностей. Это деревце тянется вверх, создавая простые и ясные линии очертания. Такая форма является основоположницей многих классических стилей выращивания бонсай.

Банкон . Наверное, самым причудливым и замысловатым можно по праву назвать стиль Банкон. Он выражен в наличии тугого узла у основания деревца. Если вы выбираете такие стили формирования бонсай, следует знать – здесь наиболее оптимально подойдут гинкго или фикус. Причем, формировать ствол необходимо, когда растение еще совсем молодое, а сам ствол достаточно гибок. Смотреть фотогалерею

Бундзинги . Бундзинги – стиль, довольно сложный по уровню формирования. Здесь присутствуют обороты ствола, частые изгибы и наклон общей линии. Для выращивания данного стиля лучше всего подходят такие породы бонсай, как сосна или кедр. Важным условием формирования является старое основание ствола и молодая верхняя часть. Нижняя часть освобождается от веток, тогда как верхняя остается густоветвистой.

Мойоги . Мойоги по-другому называют неправильным прямостоящим стилем. Его основное отличие от Теккан в том, что ствол может быть изогнут в любом направлении в любом месте. Как правило, такие деревья выращиваются с несколькими изгибами, формирующимися в нижней части ствола. При этом обязательным условием выступают корни, которые видны над поверхностью земли. В таком стиле можно выращивать дуб и клен, сосну и можжевельник.

Хокидати . Метлообразный Хокидати представляет собой большую крону на ровном стволе. Для этого стиля рекомендуются такие породы как кипарисовик, клен, дзельква, вяз. Дуб, ива или береза, напротив, категорически не подходят. Ветви и кроны дерева должны расходиться в разные стороны, напоминая по форме метлу или объемный веер, установленные на ручке.

Фукинагаси . Дословный перевод названия этого стиля – ствол на ветру. Из такой интерпретации названия сразу становится понятна форма растения. Формируют данный стиль простым, но не совсем легким способом – здесь необходимо, чтобы и ветви, и ствол были направлены в одну и ту же сторону. Идеальным выбором для Фукинагаси станет береза или сосна.

Выбирая бонсай как комнатное растнеия следует знать, что некоторые виды требуют особого ухода, нуждаются в контроле за уровнем влаги, температуры и особого формирования. При выращивании необходимо, в зависимости от породы дерева бонсай и его будущего стиля, осуществлять своевременную подрезку, обрезку, прищипку новых побегов и верхушки, удаление сухих ветвей. При соблюдении несложных правил, легко добиться желаемого результата и любоваться миниатюрным деревцем, форму которого вы создали самостоятельно.

Бонсай – это название небольшого дерева, имеющего необычную форму ствола и кроны. Эти деревья возникли в древнем Китае, а следом в Японии стали не просто растениями, а превратились в произведения искусства. В современном мире словом «бонсай» называют не только деревья, но и методы их выращивания.

Целью цветоводов, выращивающих бонсай у себя дома, становится возможность воспроизвести творение природы. Эти маленькие копии деревьев соблюдают все природные законы, и обладают всеми реалистичными пропорциями. Лиственное дерево, например, цветет, теряет листву и снова ею покрывается, и так далее.

Но необходимо помнить, что формирование дерева, выращивание и уход за ним, является трудоемким занятием, которое отнимает большое количество времени, и требует определенных знаний и терпения.

Люди, которые никогда не сталкивались с уходом за деревьями бонсай, думают, что для их выращивания необходимы специальные семена, но это не так.

На самом деле все миниатюрные растения вырастают из обычных семян, но человечество придумало способы удерживания роста и изменения формы деревьев, и с успехом их применяет.

Маленькие деревья имеют разные формы и различаются по расположению в горшках:


В горшках помимо деревьев располагают фигурки и небольшие домики. Грунт часто прячут под слоем камешков или зеленого мха.

Формирование дерева

Для выращиванию правильного бонсай, необходимо обладать определёнными умениями и знаниями.

Для посадки можно воспользоваться семенами, черенками или отводками деревьев. Для остановки роста используются те же приемы, что и в дикой природе: сильные морозы, ветры и засухи.

У маленьких деревьев подрезают корни, ветки тоже подвергаются подрезанию, а также скручиванию, дополнительному перевязыванию проволокой. Все листочки, почки и побеги необходимо удалять.

Стволы же сгибают или оттягивают, в зависимости от выбранной формы.

Рост можно замедлить следующими способами:

  • сжимание корней дерева;
  • выбор небольших горшков по размерам;
  • использование грубой почвы, без микроэлементов;
  • исключение веществ, необходимых для роста;
  • влияние сильного ветра;
  • влияние сильным нагревом;
  • влияние сильных и резких морозов.

Так же для деревьев необходимы правила, касающиеся формы, которую выбрали для дерева. Для создания нужного внешнего вида сочетают естественность и необходимую форму. По высоте деревья не должны превышать 30 сантиметров.

Выращивание растений из питомника

При покупке молодого дерева в питомнике, можно сформировать бонсай довольно быстро. Ведь в питомниках продают растения, которые длительное время выращивались в контейнере, благодаря чему у них уже развитые корни.

Растение пересаживают из контейнера в подготовленную землю для бонсай, предварительно обрезав корни. Покупку растения и пересадку необходимо осуществлять в начале весны, до периода роста.

Так же необходимо правильно подрезать корни и не повредить при выкапывании. Транспортируют растение, поместив корни в пакет со мхом, а дома высаживают в контейнеры большого размера, и помещают в теневое место, защищенное от сквозняков.

Около 3 лет пройдет, прежде чем дерево можно будет пересадить в небольшой горшок. А через 5-10 лет уже можно будет получить полностью сформированный бонсай.

Деревьям, выросшим в природе, требуется длительное время для укоренения. Поэтому иногда подготовку к пересадке начинают за несколько лет, подрезая постепенно корни.

Такой вариант хорошо подходит для деревьев из личного сада, за которым можно следить и постепенно убирать длину корней. Деревья из сада так же высаживают сначала в контейнер, а через три года пересаживают в горшок.

Черновое формирование можно начинать уже в первые годы, тогда через 50 лет получиться бонсай, который выглядит мощно и эффектно.

Сформировать бонсай из уже практически выросшего дерева и правильно пересадить его, довольно сложная задача, и не под силу новичкам.

Бонсай из семян

Способ выращивания из семян довольно продолжительный по времени. Для получения полноценного бонсай необходимо около 15 лет. В таком возрасте проще купить саженцы в питомнике.

Но существуют виды растений, форму которых можно изменить, только если начать эти изменения с самого начала, такие как вязы. И поэтому высаживают семена, выращивают ростки и начинают формирование с первого года, еще ростков.

Когда дерево будет полностью сформировано, будет сильно заметно, что его формированием занимались с самого начала.

Корни у таких деревьев расходятся в форме звезды, а стволы сформированы ровными и красивыми. Бонсай получается гармоничным и пропорциональным.

Посеянные деревья на стадии тонких ростков можно изогнуть в любую сторону и придать любую задуманную форму.

Семена можно купить в магазинах или собрать самостоятельно в парках или ботанических садах. Некоторые семена можно высеивать сразу, такие как дубы, ели, сосны, а некоторые необходимо хранить в прохладном месте до весны, такие как можжевельник, граб и другие.

Перед высаживанием все семена проходят специальную обработку, для предотвращения болезней . Затем их замачивают на несколько суток и только потом высаживают в подготовленную почву в контейнеры или торфяные стаканчики. После посадки землю утрамбовывают и обильно поливают.

Сеянцы выращивают, соблюдая стандартные нормы ухода: регулярный полив, проветривание, рассеянный свет и удобрения. При достижении саженцем роста 10 сантиметров, проводят его пересадку и первую формовку.

Получение бонсай из семян это трудоемкое и сложное занятие, но результат будет на высоте.

Бонсай из черенков

По сравнению с семенным методом, этот способ ускорит формирование бонсай на год. Черенки необходимо срезать со здорового побега дерева. Их обрезают и укореняют в грунте или во влажном песке.

Окончательный размер бонсай понятен уже в начале формирования миниатюрного дерева. Основные скелетные ветки и ствол обычно уже присутствуют, а дальнейший рост будет ограничиваться.

Для того, чтобы добиться идеального размера необходимо обратить внимание на размер листьев. Если вид обладает мелкими листьями, то бонсай можно сформировать любого размера. А если литья крупные или длинные иголки, то необходимо задавать размер дерева, исходя из пропорций.

Особенности выращивания бонсай

Для того, чтобы сформировать определенную форму ветвей и ствола, нельзя обойтись без проволоки. Ее можно накладывать на ветви или ствол, и эта техника довольно трудоемкая и сложная.

С помощью проволоки фиксируют все ветви и побеги. При этом необходимо следить, чтобы проволока не вросла в кору дерева. Накладывают ее чаще всего весной или зимой, одновременно с ежегодной обрезкой.

Для стабилизации нужной формы ветви или побега необходимо, как правило, около 3 недель. После этого проволоку снимают кусачками.

Проволоку обычно используют алюминиевую, с покрытием медью. И с помощью нее изменяют направление ветвей, изменение роста, формирование стволов.

Уход за деревом бонсай

При постоянных ограничениях в росте, формировании кроны, росту в ограниченном пространстве, жизнь дерева кардинально изменяется. Так же изменяется и уход за ним.

Самое главное, что следует помнить, при выращивании миниатюрных деревьев, что их необходимо защищать от сквозняков, и размещать горшок вдали от батарей центрального отопления. Избегать попадания прямых солнечных лучшей.

Посадка. Для правильного выращивания бонсай непроходимо выбирать горшок с дренажными отверстиями. На дно горшка дополнительно укладывается сетка, для предотвращения вымывания грунта.

Перед посадкой корни растения подрезают. Дерево высаживают в горшок, фиксируя большие корни, и заполняя грунтом все промежутки. Затем землю вокруг ствола утрамбовывают и поливают. Контейнер с растением помещают на карантин длиной в 10 дней, в затененном месте.

Полив. Для полива используют мягкую воду, отстоянную или талую. В период активного роста, растения необходимо часто поливать, а зимой поливы сокращают.

Поливать бонсай можно с использованием специальной лейки или погружным методом. В современном мире широко применяется капельный полив или орошение.

Подкормки. Их проводят примерно раз в две недели, и используют для каждого вида деревьев или кустарников свои удобрения. При этом очень важно не допустить перекармливания. Поэтому обычно используют определенный график внесения удобрений.

Зимовка

В зимний период для хвойных и листопадных деревьев необходимо обеспечить период покоя. Их лучше выставить на улицу или в неотапливаемое помещение.

При этом корневую систему необходимо защищать дополнительными средствами. При наступлении весны, растения пробуждаются, и режим полива и подкормок восстанавливается.

Пересадка

Пересадку выполняют ежегодно в конце зимы. При пересадке с корней убирают землю, промывают их и подрезают. Горшок необходимо выбирать больше предыдущего. Корни при пересадке располагают горизонтально, присыпают землей и поливают.

Формирование кроны. Для красивого формирования кроны деревьев необходимо проводить ежегодную обрезку. При этом она полезна в санитарном плане и омоложении. Крону формируют обычно коническую.

Первую обрезку выполняют сразу после посадки. А затем ежегодно после зимовки повторяют. С помощью обрезки можно задать направление для роста бонсай и перераспределить энергию с сильных побегов на слабые.

Методы формирования бонсай

Иногда проводят искусственное старение деревьев, чтобы молодое дерево выглядело как пожившее. Одним из таких методов является снятие коры со ствола.

Для коррекции формы дерева можно использовать метод воздушных отводок. Особенно он эффективен, если бонсай растет со слишком длинным стволом.

Для этого метода весной на стволе дерева делают надрез и снимают кору. Это место смачивают в стимуляторах роста и укрывают.

Осенью надрез открывают, там должны образоваться корешки. Затем часть ствола срезают ниже корешков. И высаживают как отдельное растение.

Таким образом, в домашних условиях можно вырастить красивое и эффектное дерево бонсай. Но для этого придется приложить определенные усилия.

Сегодня уже мало кого удивит растущее в контейнере карликовое деревцо. Бонсай стал популярным украшением интерьера различных учреждений и обосновался во многих жилищах. Зачастую эти экземпляры являются выращенными ускоренными методами для массовой продажи так называемыми «голландскими пеньками».

Но даже такой преходящий модный тренд способствует повышению интереса к созданию миниатюр. Как правило, представителей западной цивилизации интересуют нюансы техники формирования бонсай, а не . Основополагающим моментом в этом случае является выбор стиля для выращиваемого деревца.

Методы и приемы миниатюризации способны сделать карликовыми обыкновенные деревья. Но не каждое из них станет настоящим бонсай. Для этого растение должно отвечать определенным канонам. Их целью является создание впечатления многолетнего преодоления деревцом трудностей произрастания в неблагоприятных природных условиях. Чем естественней при этом выглядит растение, тем выше искусство мастера.

Большинство устоявшихся в странах Восточной и Юго-Восточной Азии школ формирования растительных миниатюр имеют своды определенных правил. По большей части они не очерчивают строгих границ, позволяя в полной мере проявляться творческой фантазии.

Композиции китайских или вьетнамских мастеров нередко дополняются разнообразными декоративными элементами: глиняными фигурками людей, птиц и животных, домиками, статуэтками Будды и т.д.

Однако получивший наибольшее распространение японский бонсай отличается довольно строго регламентированными канонами. Переняв от китайцев методику и терминологию, японцы разработали четкие правила формирования идеальной миниатюры.

Они объединяют совокупность основных параметров, которые касаются не только самого растения (формы ствола и кроны, соотношения отдельных частей и т.д.), но также регламентируют размер и пропорции контейнера, подбор столика, приемы экспонирования и т.д.

Подобная требовательность к частностям приводит к тому, что гениальные творения рождаются в том случае, если мастер отклоняется от установленных норм. Но это удел немногих виртуозов.

А начинающим бонсаистам следует детально изучать и по возможности придерживаться существующих правил, поскольку они совершенствовались веками, чтобы позволить каждому вырастить достойную миниатюру.

Подражание природе породило множество стилей и подстилей (категорий) японского бонсай. И каждый создает свой характерный образ растительной миниатюры. Приблизительно десяток из них является базовым и составляет основу всех остальных вариаций. При этом один и тот же экземпляр может одновременно удовлетворять требования нескольких стилей.

Большинство разработано для одиноко растущих деревцев от крошечных высотой около 2 см до больших образцов ростом свыше метра. Также есть варианты создания групп или небольших рощиц. Следование в меру возможностей выбранному стилю позволит избежать большинства ошибок и быстрее добиться успеха.

Тёккан/Чоккан (Chokkan, 直幹) – формальный (классический) прямостоящий или мачтовый стиль. Имитирует дерево, растущее в благоприятном микроклимате на открытом пространстве вне конкуренции сородичей.

Достаток солнечного света, влаги и плодородная почва способствуют гармоничному равномерному развитию растения. Поэтому такой бонсай характеризуется соразмерностью отдельных частей, создающих пропорциональную композицию.

Ствол у такого растения должен быть прямым, сужающимся равномерно к вершине. Его нижняя треть полностью свободна от веток, что позволяет любоваться корой и растущими симметрично мощными корнями. Крона также суживается с высотой, образуя пирамидальную по очертаниям фигуру с шарообразной или остроконечной верхушкой.

Ветви от ствола отходят горизонтально и равномерно во всех направлениях, только нижние могут немного нагибаться к земле.

Располагаться в соседних ярусах они должны в шахматном порядке не перекрываясь, чтобы обеспечивать беспрепятственный доступ света и воздуха. С высотой ветки сгущаются, утончаются, укорачиваются и обильнее покрываются листвой.

Как расположенный вверх вершинной треугольник создает впечатление устойчивости, так и растительная миниатюра в стиле тёккан должна выглядеть незыблемой и массивной. Композицию завершает соразмерный круглый, овальный или прямоугольной формы контейнер.

Стиль оптимален для ели, кедра, лиственницы, японского кипариса, криптомерии, дзельквы, можжевельника, гинкго, бука, вяза, сливы, апельсинового дерева, липы, индийского финика.

Моёги/Мойоги (Moyogi, 模様木) – неформальный (вольный) прямостоящий стиль. В естественной среде деревья с изогнутым стволом встречаются практически повсеместно. Поэтому появление подобного образа для бонсай совсем неудивительно.

По количеству воплощений в миниатюре он является наиболее распространенным – если у мастера при выборе стиля возникают сомнения, то результатом обычно становится моёги.

Основной отличительной чертой подобного бонсай является волнообразно изгибающийся прямостоящий ствол. Причем по направлению к вершине его диаметр и амплитуда изгибов уменьшаются. Для уравновешивания композиции верхушка располагается на одной вертикальной линии с основанием растения.

Нижний изгиб такого конического ствола должен быть отчетливо выражен. Желательно чтобы у основания деревцо было с небольшим наклоном, который плавно переходит в сформированный изгиб.

А выступающие над почвой корни хорошо просматривались с противоположной наклону стороны. В этом случае миниатюра смотрится более эффектно. Бонсай выглядит не так зрелищно, когда ствол сначала вертикален, а затем на некоторой высоте начинает искривляться.

Так как моёги это несколько видоизмененный стиль тёккан, то формирование кроны осуществляется согласно тех же принципов. При этом располагаемая на уровне 1/3 высоты дерева первая ветка направляется в сторону изгиба. Крона не должна выдаваться за пределы вытянутой формы контейнера (овального, прямоугольного, с закругленными краями).

Может применяться практически для любого вида деревьев, но чаще всего для дуба (черешчатого, каменного, скального, пробкового), сосны (белой, обыкновенной, сибирской), кедра, кипарисовика, можжевельника, клена, бука, вяза, ясеня, фикусов, апельсинового дерева, сливы, айвы японской.

Сякан/Шакан (Shakan, 斜幹) – наклонный или склоненный стиль. Символизирует дерево, которое всеми силами сопротивляется неблагоприятной окружающей среде.

Толи сильный порыв ветра едва не выкорчевал растение, толи оно энергично тянется к свету из-под полога густой тени. Главное, что деревцо не сдается, демонстрируя несгибаемую волю к жизни.

Прямой или искривленный в небольшой степени ствол такого бонсай отклоняется в одну сторону как минимум на 30° от вертикали. Оптимальным считается наклон на 30°-45° (то есть 60°-45° от плоскости контейнера). Корни с внешней по отношению наклона стороны ствола должны выступать из грунта и выглядеть мощными, надежно удерживающими растение от падения.

Поскольку сякан считается вариацией мачтового стиля, то при формировании кроны рекомендуется придерживаться описанных ранее принципов. При этом самая нижняя ветка располагается от земли на расстоянии 1/4 или 1/3 высоты растения и направлена в противовес наклону ствола для уравновешивания композиции.

Верхушка тянется вверх или немного наклонена вперед. Также бонсай будет выглядеть гармоничнее если ветви слегка опущены вниз и с внутренней стороны наклона чуть короче чем с внешней.

Основная часть миниатюры должна располагаться над поверхностью неглубокого прямоугольного или вытянутого овального контейнера.

Подходит такой стиль для большинства как лиственных (липа, клен, дуб, яблоня, береза, айва японская, глициния, боярышник обыкновенный, пираканта, оливковое дерево, сагереция, портулакария афра и т.д.), так и хвойных (сосна, секвойя, кедр, можжевельник туя и т.д.) растений.

Хокидати/Хокидачи (Hokidachi, 箒立ち) – прямостоящий стиль с метлоподобной кроной. В природе подобную форму имеют растущие в благоприятных условиях деревья с широкой раскидистой кроной. Это один из базовых стилей бонсай, который наряду с моёги считается наиболее доступным для начинающих.

Свободный от веток прямой вертикальный ствол составляет треть высоты растения. Он не должен выглядеть ни слишком длинным, ни коротким. Корни расходятся от ствола горизонтально и равномерно во все стороны. Сажается деревцо в центре контейнера.

Главной отличительной чертой такого бонсай является крона. Ее основные ветви расходятся с одной верхней точки ствола. Она должна быть симметричной, густой и однородной с шаровидной верхушкой.

В продольном сечении крона напоминает раскрытый веер, а само деревцо – аккуратную метелку, воткнутую ручкой в почву. Пропорциональное соотношение высоты кроны и ствола составляет 2 к 1.

При этом фрактальная форма не пересекающихся равномерно распределенных по объему веточек образует филигранную 3D-фигуру, которая делает бонсай в стиле хокидати эффектным даже в отсутствие листвы.

Хороши для этого стиля обладающие тонкими ветвями лиственные растения: липа, дзельква, ясень, вяз, клен, граб, азалия, слива а также апельсиновое, земляничное и гранатовое деревья. И совсем не подходят ива или береза.

В следующей части будут рассмотрены , позволяющие формировать не менее неординарные своеобразные одиночные растительные композиции.

gastroguru © 2017