Канал спас передача мой путь к богу. Мой путь к богу и в церковь

Каждый мыслящий человек задумывается о мироздании, о его Творце. Кто-то верит в Бога, кто-то в творческие силы Вселенной, другой – в Высший разум.

Наша величайшая свобода в том, что никто не может изменить наше мировоззрение, веру, мысли, только мы сами делаем свой выбор, во что верить и кому, о чем думать. Мой путь к Богу начался в далеком детстве, и о нем я решила рассказать в этой статье.

Мой путь к Богу

Я верила в Бога с детства

Сколько себя помню, я всегда верила в Бога, в его существование и присутствие в нашей жизни. «Откуда ты такая?..» — говорила моя любимая мама.

В доме моих родителей не было икон. Они выросли во времена советской атеистической пропаганды. Иконы я видела в домах своих бабушек и, надо сказать, очень их боялась. Не могу объяснить почему. Возможно, меня в раннем детстве пугали словами «Бог накажет» за какие-нибудь детские шалости.

С молитвами меня познакомил мой дедушка по материнской линии, и именно он рассказал мне о Боге. Не знаю, был ли он верующим человеком, читал ли он молитвы, но его молодость пришлась на военные годы, он был на фронте, войну закончил в Берлине и не исключено, что ее он прошел с молитвами к Богу. В детстве мне не пришло в голову подробнее у него об этом расспросить, а сейчас дедушки уже нет в живых.

Я с детства всегда чувствовала присутствие Бога. У меня были ситуации в жизни, когда я могла погибнуть, но Бог меня хранил. Впервые в жизни кривила душой, когда вступала в пионеры. Произносила клятву пионера, а в душе знала, что всегда буду жить с верой в Бога.

Библию и молитвослов мне удалось купить еще в советские времена, когда ездила на экскурсии в Новодевичий монастырь в Москве и в Киево-Печерские лавры. Трудно далось чтение Библии, не все понимала и не все мне тогда понравилось.

В результате взаимодействия с окружающим миром я приобрела много внутренних проблем и негатива. Пытаясь защититься от всего плохого, решила по утрам читать молитвы.

Жизнь подавляющего большинства наших современниц проходит в сплошной спешке. Так было и у меня. Современная жизнь требует: эффективно используй свое время! Молитвы мне приходилось читать на ходу, идя на работу. Перекрестившись перед выходом из дома, по дороге проговаривала все утренние молитвы.

Как у меня сложились собственные молитвы к Богу

В статье “ “, я обещала рассказать о моем пути к Богу. Исследования Лазарева привели к пониманию того, что если человек материальные блага, отношения, карьеру и прочее ставит выше любви к Богу, то это приводит к ухудшению здоровья, изменению судьбы, разрушает будущее человека и его потомков.

Теперь, каждое утро, идя на работу, после утренних молитв, стала повторять:

«Боже, прости меня за то, что любовь к материальным благам, духовные ценности, семью, отношения, карьеру я ставила выше любви к Тебе! Я люблю Тебя, Боже, больше всего на свете!».

Вечером, в постели, я вспоминала прошедший день и произносила:

«Прости меня, Боже, за то, что своими эмоциями, чувствами, мыслями, словами, действиями или поступками я причинила кому-либо зло! Прости меня, прости, меня, прости меня! Я Тебя люблю, я Тебя люблю, я Тебя люблю!»

В трудные минуты, когда мне не удавалось сразу справиться с какими-либо эмоциями, я горько плакала и говорила:

« Я знаю Боже, что только Ты меня любишь!».

Мир переставал существовать. Мой дух устремлялся в Космос, душа – во Вселенную, чтобы там обрести силу и энергию.

Мой путь к Богу продолжается. В следующей статье “ ” расскажу о моем воцерквлении, о молитвах, которые родились в моей душе, о молитвах за своих родных и любимых людей.

Друзья, буду благодарна за ваши комментарии к статье. Поделитесь статьей в социальных сетях. Уверена, что многим статья будет полезна.

Да пребудет с вами Бог! С уважением .

__________________________________________________________________________________

Оставьте свои комментарии или дополнения к статье!

Отец Михаил, была ли ваша семья с самого начала православной, и были ли вы с детства верующим и крещеным?

Я не был с детства ни крещеным, ни верующим. Семья не была православной, но в доме, в котором я вырос, к Православию все относились доброжелательно. Помню, как на Пасху пекли куличи и красили яйца, но никто их не освящал. Бабушка иногда ходила в храм со своими подругами, но это бывало довольно редко – может быть, раз в год или еще реже. Бабушка родилась в 1912 году в верующей семье, но после 1917 года все, кроме ее мамы, ушли из церкви. Она всегда с теплым чувством вспоминала, как готовились к праздникам, как ходили в храм, но эти воспоминания больше касались внешней стороны дела.

Когда же вы крестились, пришли к вере?

Крестился я в 21 год, а впервые назвал себя верующим в 20 лет. Это было на втором году моей службы в армии.

Некоторые считают, что армия не способствует пробуждению веры в человеке.

Ну почему? Среди моих знакомых священников многие пришли к вере именно в армии. Не знаю, как это происходило у других, а у меня бывали ситуации, когда своих сил не хватало, помощи ждать было неоткуда… и вот она, эта помощь! Таких моментов было достаточно много, и не без их влияния постепенно изменилось и общее отношение к жизни.

Сразу ли вы пришли от веры именно к православию?

Вернулся я из армии с верой в Бога, но еще не православным христианином. При том, я с детства боялся заходить в действующие храмы. Однажды, лет в 12, в городе Курске во время всенощной я зашел в храм преподобного Сергия. Это был тот самый храм, который построили родители преподобного Серафима Саровского, и с колокольни которого он упал, будучи маленьким мальчиком, но остался невредимым. Я постоял внутри у самого входа две-три минуты, не больше… И не то, чтобы почувствовал себя лишним, нет – но я увидел и ощутил перед собою другой мир, к которому сам не принадлежал.

Потом, после возвращения из армии, появился новый интерес к Церкви и вообще ко всему, что связано с верой, но по-прежнему оставался какой-то трепет перед тем, чтобы переступить порог храма. Мне помогла его преодолеть одна моя знакомая, Светлана Степановна. Она, зная мою любовь к музыке, пригласила меня на Литургию, предложив послушать хороший хор. Это был знаменитый тогда хор храма Всех Скорбящих радости на Большой Ордынке. И вот, в конце января 1989 года, в неделю о Мытаре и Фарисее, я впервые пришел на Литургию. Храм был полон людьми. Мы поздоровались со Светланой Степановной, а затем толпа нас разделила. Хор был хорош, но я был избалованным слушателем, и не могу сказать, чтобы пение меня потрясло или очаровало. Через полчаса казалось, что все я уже услышал, и можно было бы возвращаться домой. Но было бы нехорошо уйти, не попрощавшись, и поэтому пришлось остаться в храме до конца службы. И в это время постепенно пришло какое-то другое ощущение всего, что происходит вокруг. Я почувствовал, что в храме присутствует Нечто, чего больше я нигде не встречал, и понял, что приду туда снова.

И после этого вы решили креститься? Мне уже приходила мысль о крещении, а прежде нее – об исповеди. Но я откладывал ее исполнение. И тогда, после той первой службы, я действительно вновь пришел в храм, и потом еще, и еще… Но Православие мне еще представлялось лишь одним из возможных вариантов некой «религии вообще».

Я стал читать о религии все, что попадалось в руки. Помню, что тогда была прочитана книга В. Соловьева о Магомете, но она не помогла мне стать мусульманином. Уже начинали распространяться разные протестантские книжки. Поначалу я их тоже просматривал, но они совершенно не привлекали, – вот в них-то не было того ощущения присутствия Чего-то высшего, которое привлекло меня в Православии. Несколько раз я присутствовал на мессе в костеле св. Людовика на Лубянке, но потом снова шел в православный храм. Была прочитана детская Библия, а затем – первые три Евангелия, Деяния и несколько глав из Бытия. Мысль о крещении приходила все чаще и чаще, но я все никак не решался. Я понимал, что это очень серьезный, ответственный шаг, что он должен повлечь за собой перемены и внутри, и вовне, в самом образе жизни, а многое во мне противилось этим переменам. Казалось, что времени еще впереди много – целая жизнь, что все решения можно будет принять завтра или послезавтра, а пока пусть все остается, как есть.

И вот меня познакомили со священником. Это и подтолкнуло меня к тому, чтобы креститься. У меня уже было много вопросов о вере, которые я ему и задал. А затем, в конце той первой встречи, уже он стал задавать мне вопросы. Помню, как он спросил меня: «Считаешь ли ты Христа Богом?» Сам себя я об этом в такой форме не спрашивал, я старательно этот вопрос обходил. Я вырос среди людей рационального склада ума. Поэтому всегда хотелось разложить все по полочкам, хотелось во всем ясности, а здесь тайна, которую никаким языком нельзя выразить, никаким умом нельзя объять. Но теперь нужно было что-то ответить, и я понял, что если отвечать честно, то я могу ответить только «да», – нравится мне это, или не нравится, хочу я этого, или не хочу. И я сказал «да». И это «да» многое перевернуло в моей жизни, и в тот самый момент я почувствовал, что теперь многое будет иначе. Потом отец Андрей сказал: «Бог хочет, чтобы ты крестился». Это было сказано так просто, без всякой претензии, без всякой позы, без всякой рисовки! И я ответил: «Ну, если так, то кто я, чтобы противится Богу!» Это было в июле, а крещение совершилось 16 ноября. К тому времени я уже ходил в храм постоянно, и продолжал это делать после крещения.

И вы стали прихожанином в…

В храме Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке. Это продолжалось около двух лет. Потом, в 1991 году, открылся храм Святителя Николая в Пыжах. Первое всенощное бдение состоялось в праздник святых апостолов Петра и Павла, и в этот день впервые настоятель пригласил меня в алтарь. Среди прихожан были двое молодых людей, которые дольше меня были в церкви – они и алтарничали, а я вначале только смотрел, что и как они делают. Один из них уже окончил 1-й класс семинарии, сейчас он священник в том же храме – отец Валерий Гурин. Другой – Денис – только поступил в семинарию. Но когда начался учебный год, они оба уехали в Сергиев Посад, и приезжали только по выходным, а на буднях я оставался один.

Вы в это время учились в медучилище?

Нет, медучилище я окончил до армии. В том же году, когда я пришел в храм, я поступил на медико-биологический факультет 2-го медицинского института и, успешно окончив один курс за два года, я, наконец, понял, что учусь не там. И когда мне представилась возможность стать алтарником во вновь открытом храме, я без всякого сожаления ушел из медицинского института с тем, чтобы потом поступать в семинарию. Но в следующем году был создан Свято-Тихоновский институт, и я поступил в него, чтобы параллельно с учебой оставаться алтарником.

Как отнеслись к вашему воцерковлению родители, знакомые, друзья, в институте?

В медицинском институте отнеслись хорошо. Я не афишировал свою церковность, но и не пытался ее скрывать. Отношение других к моей вере никогда не вызывало проблем – может быть, потому, что меня не особенно беспокоило, кто и как к ней относится. Дома отношение к Церкви изначально было доброе, и мой приход в Церковь не привел к каким-то конфликтам в семье. Но зато возникали вопросы: Не слишком ли много в Церкви постов? И так ли нужно их все соблюдать? Зачем так часто ходить в храм? Справедливо ли оказывать такое предпочтение Православию перед другими религиями? Был и еще один вопрос, – мне никто не задавал его прямо, но он угадывался, – что это за новый «авторитет», отец Андрей, который меня крестил?

И как вы поступали в этой ситуации?

По-разному. Иногда раздражался. И жалею об этом. Но в любом случае, даже если вас дома не понимают и не одобряют, нужно продолжать ходить в храм, отстаивать свою веру. Как бы родители ни относились к выбору своего ребенка, хотя бы и взрослого, он все равно остается для них самым дорогим человеком. Они вас рано или поздно поймут. И если даже не согласятся с вами, то им все равно ничего не останется сделать, кроме как смириться.

Не было ли в семье разочарования в том, что вы должны были стать врачом, медиком, а теперь идете по церковной стезе?

Большого разочарования не было, потому что идея поступления на медико-биологический факультет с самого начала не очень нравилась моей маме. Она, правда, не обрадовалась, когда я оттуда ушел. Но когда я поступил в Свято-Тихоновский институт, ее это вполне устроило.

Думали ли Вы о священном сане, становясь алтарником?

Я не думал заранее о священном сане, – просто нравилось алтарничать. Чувствовал себя на своем месте, и этого было достаточно. Да и духовное образование мне тогда было интересно само по себе. Но со временем появились и мысли о служении Церкви в священном сане. Рукоположения в диаконы я не искал, – это было предложение отца Александра, моего настоятеля, поскольку храму был нужен диакон. А уже потом созрело желание стать священником.

Были ли встречи или поступки других людей, которые вам запомнились тем, что в них светится вера Христова?

Таких встреч было много. Одним из первых таких людей стал иеромонах – ныне архимандрит – Андрей (Крехов). Он тогда восстанавливал храм в Рязанской епархии, и примерно раз в месяц приезжал в Москву по делам. Здесь он жил при храме Покрова на Лыщиковой горе, а я приходил туда и мучил его своими вопросами. До сих пор удивляюсь его терпению. Но с его стороны это была большая помощь. Не знаю, что бы я без него делал. По крайней мере, все бы происходило тяжелее и дольше.

С благодарностью вспоминаю свое пребывание в Пыжах. Там было много интересных встреч. Отец Александр Шаргунов, настоятель храма, это человек, влияние которого мне трудно переоценить. К тому времени, когда храм открылся, он уже лет пятнадцать был в священническом сане, прошел через все трудности, пережитые Церковью в 70-е – 80-е годы. В Пыжах с самого начала всегда звучала проповедь, – проповедь серьезная, на серьезные темы.

Для вас православие – это больше плач о грехах и отдаленности от Бога, или радость о Господе воскресшем?

В духовной жизни бывают минуты великой радости, но бывают моменты, когда надо просто трудиться – и всё, не ожидая, что именно сейчас начнутся всплески духовных чувств. Да, бывало то состояние, когда не знаешь уже, на земле ты, или на небе. Но было и другое, когда ясно, что ты на земле, и что нужно идти по ней дальше.

А что поменялось и поменялось ли что-то в отношении к миру с принятием сначала диаконского сана, а потом священнического?

Отношение к миру поменялось не столько в связи с принятием сана, сколько с приходом в Церковь. Прежде всего, стало ясно, куда вообще нужно идти. Куда, зачем и отчасти – как. Хотя «как?» – это вопрос наиболее трудный, потому что ответ на него не лежит на поверхности. В древности мореплаватели пересекали океан, ориентируясь по восходящему солнцу. Но восток в христианстве – это символ Христа и той новой жизни, которую мы получаем от Него еще здесь, на земле. В одном богослужебном тексте говорится, что Христос пришел «к темному западу – естеству нашему», то есть к нашей падшей природе, поврежденной грехом. Так вот, главное, что изменилось, – появилась возможность двигаться с запада на восток.

Еще в детские годы я мечтал стать летчиком. В то время я много общался со своим дядей. Он был заместителем командующего Московским военным округом по радиолокационной борьбе. Вся его жизнь была связана с авиацией, и он, хотя сам не летал, много мне рассказывал о полётах. Я приезжал к нему в гости в город Кубинку Московской области. Вместе мы посещали авиационные выставки, музеи, по его совету я прочитал много интересных книг по авиации. Так, уже с 5-6 класса я мечтал о полетах. И мечта моя исполнилась. После школы я поступил в Челябинское военное авиационное училище, учился на штурмана.
Уже с 20 лет в моей жизни начались полеты, конечно же, связанные с риском и трудностями. Моя мама переживала за меня и посоветовала креститься в церкви, сказав, что это будет для меня защитой и помощью. В то время я считал, что веровать в Бога - это достаточно скучно, бесперспективно и неинтересно, что это не приносит человеку никакой радости, удовлетворения. Что-то хмурое и темное представлялось мне, когда говорили о вере в Бога. Но все-таки я пошел и крестился в православной церкви.
Раньше в нашей семье единственным верующим человеком была моя прабабушка. Она всегда молилась за всех нас. Мама не отвергала Бога, но и в церковь не ходила. Однажды у нее появилось сильное желание почитать Новый Завет. Она взялась за чтение, но вскоре оказалось, что мама ничего не поняла из прочитанного. Дома она обратила внимание на Новый Завет с надписью: «Валерию (моему отцу) от Ивана». Она спросила папу, кто такой Иван. Он объяснил, что это верующий человек, который работает вместе с ним. Мама сказала, что очень хотела бы поговорить с ним. Вскоре эта встреча и разговор состоялись. Иван Иванович оказался священнослужителем церкви христиан веры евангельской. После разговора с ним моя мама уверовала в Бога.
Она стала все чаще по телефону и в письмах говорить мне о Господе, о Его любви ко всем людям. Стала рассказывать о том, что, уверовав, она как бы воскресла из мертвых, что ее душа наполнилась радостью, счастьем, любовью. Я с интересом слушал ее, потому что все это никак не вязалось с моим представлением о вере в Бога.
Примерно в это же время мой друг, когда-то прочитавший Новый Завет и кое-что уяснивший для себя, будучи сам неверующим человеком, почему-то стал рассказывать мне о том, что является пред Богом грехом. Я этого не знал. Его рассказы также затрагивали мое сердце.
Однажды мой друг попал (отчасти по моей вине) в неприятную историю. Его должны были отчислить из училища. Чувствуя свою вину и бессилие в сложившейся ситуации, я решил обратиться за помощью к Богу. Я дал Господу обещание, что если Он поможет и моего друга оставят в училище, то я целый месяц не буду курить и буду молиться. Моего друга не отчислили, про него даже как будто все забыли. Я же сдержал свое обещание. Это событие произвело во мне сильнейшее переживание и было для меня мощным знамением того, что Бог существует, что Он услышал меня и помог в этой безвыходной ситуации.
Вскоре я приехал домой в отпуск. Моя мама пригласила меня в церковь на богослужение. Я, нисколько не сомневаясь, пошел. Этот период моей жизни был достаточно успешным. У меня не было никаких скорбей. В этот год я стал мастером спорта по авиационному многоборью, чемпионом страны среди высших военных учебных заведений. Конечно же, меня переполняла гордость от совершенных побед. Находясь на богослужении, я нормально воспринял все, о чем там говорилось. У меня даже было такое ощущение, что вокруг меня все какое-то близкое, родное, хотя я был там впервые и никого из собравшихся людей не знал. В тот момент никакого решения о служении Богу я принимать не стал, довольствуясь тем, что имел, просто послушал проповедников и немного вместе со всеми помолился.
Но через несколько дней после этого богослужения, меня коснулись слова мамы, обращенные ко мне. Она говорила о справедливости. Что если человек поступает хорошо, то в конце жизни он должен оказаться там, где будет хорошо. А если человек поступает плохо, совершает греховные поступки, живет только для себя, по справедливости он должен понести наказание за свою жизнь. Она обратилась ко мне и спросила: «А ты ведь знаешь, что ты грешный?» Конечно же, я знал об этом! Даже ребенок 12-14 лет подсознательно уже понимает, что он грешный. Я понял, что мне надо покаяться пред Богом в своих грехах. Тогда мне пришла на ум лукавая мысль, что я покаюсь на всякий случай, ну мало ли, что может со мной случиться. А я тем самым «зарезервирую» себе место там, у Бога. А пока и для себя можно немножко пожить. Я не чувствовал себя сильно плохим, но в то же время понимал, что наказывать меня все же есть за что. И вот с такими мыслями я пришел в церковь на богослужение и там покаялся. Но, к моему удивлению, после молитвы покаяния в моей жизни стали происходить перемены. У меня появилось отвращение к алкоголю. Я уже не мог курить, так как после курения у меня стала сильно болеть голова. До этого я несколько раз пытался бросить, но у меня ничего не получалось. Еще одним чудом было то, что я уже не мог нецензурно выражаться. У меня было такое ощущение, что мне поставили фильтр и скверные слова стали противны моему естеству. Все это для меня было очень сильным знамением от Господа. Раньше я думал, что люди для того, чтобы угодить Богу, неимоверной силой воли сдерживают себя, делая это из-за страха наказания или чего-то подобного. Тогда я понял, что Бог дает человеку силу, помогает ему, освобождает от порочных желаний. Это был переворот в моем сознании, в восприятии Бога. И я уверовал искренне, глубоко. Только через год я принял водное крещение, став членом церкви. Это событие отодвинулось на год потому, что я еще учился в военном училище, и моя жизнь была связана с оружием. После окончания училища я некоторое время все же служил в Московском военном округе в Воронеже. После того, как полк официально вошел в состав миротворческих сил для совершения боевых действий, я написал рапорт об увольнении. Боялся, что может быть такая ситуация, где мне придется применять оружие, что противоречит учению Иисуса Христа.
Несколько позже я женился на верующей девушке, сейчас у нас семеро детей.
17 лет прошло с того времени, как я отдал свою жизнь в руки Божьи, и я ни на одно мгновение не пожалел, что совершил это. Вижу огромную Божью милость надо мной. Хотя и есть трудности, но Господь никогда не оставляет без Своей помощи.

Федор Матлаш, Чувашия

С Алексеем Зубаревым, прихожанином московского храма Софии Премудрости Божией, я познакомилась благодаря Интернету. Искала материал по теме «Православие на Бали» и наткнулась на его контакты. Оказалось, что иногда, чтобы прийти к вере, нужно уехать очень далеко и надолго. Бог все равно найдет тебя и коснется твоего сердца так, что ты вдруг захочешь построить православный храм на Бали. И пусть первая попытка успехом пока не увенчалась, зерно брошено, а значит, рано или поздно взойдет.

15 лет ночной жизни

Алексей, символично, что переосмысление жизни началось у вас в возрасте Христа - в 33 года. Расскажите, как это произошло. Чем вы занимались и как пришли к поискам ?

Переосмысление произошло не в один миг, понимание, что живу неправильно, что нужно менять жизнь, зрело у меня с 30 лет. Тогда я понял, что что-то идет не так…

Я работал в дорогих развлекательных заведениях - барменом, официантом, менеджером, на кухне помогал поварам. Позже очень долго работал арт-директором, промоутером - устраивал вечеринки. Это была самая любимая работа в развлекательной сфере! Но я видел, настолько сильна пустота внутри этих актеров, певцов… Казалось, что все завсегдатаи ночных клубов и ресторанов богаты, но это не так. Часто человек снимает квартиру, но показывает всем, что он красиво одевается и имеет дорогую машину. Многие бедные люди пытаются таким образом выйти в люди. Я жил среди людей, которые озабочены только жаждой развлечений и наживы. Все разговоры сводились к удовольствиям.

Через 15 лет ночной жизни я устал от нее и открыл в Москве свою компанию «Freshgroup». Мы с другом с нуля сделали около десяти полностью готовых проектов: открывали рестораны и клубы под ключ. Но и это всё закончилось.

- Обанкротились или просто надоело этим заниматься?

В один прекрасный момент у меня началось отторжение от прежней жизни. Мы сидели с компаньоном во вновь открытом кафе. К нам подошла молодая женщина-менеджер, у которой был ребенок. Она была иногородняя и попросила у моего компаньона денег, чтобы заплатить за съемную квартиру. Он отказал, хотя для нас не составляло труда дать ей 15 тысяч рублей. И я понял, что не хочу здесь жить.

Однажды мне приснился сон о земном рае - об острове, где люди живут не по принципу «ты мне - я тебе», а по заповедям

И однажды мне приснился сон о земном рае, о том, что я нахожусь на некоем острове, где люди живут не по принципу «ты мне - я тебе», а по заповедям, о которых говорится в Писании, когда человек должен помогать, заботиться о ближнем. Замечу, что снов я почти не вижу, ну, может, два-три сна в год. И когда в 33 года я окончательно понял, что надо что-то менять, мой друг вдруг предложил мне поехать отдохнуть на Бали. Это было в 2006 году. Я знал только, что это в . О том, какая там культура, религия, какие интересы у людей, ничего не читал. Выйдя из самолета, понял, что хочу здесь жить, а через две недели убедился в том, что ничего не хочу больше искать. Я увидел много солнца. Для меня солнце очень важно. Солнце - это жизнь для меня. Я увидел остров из своего сна…

На Бали меня привел Бог

- На Бали ваша жизнь очень изменилась?

Конечно. Мне кажется, что на Бали меня привел Бог. Но к православной вере я пришел не сразу, ведь там нет Православия. Я был крещен в 9 лет, но крест никогда не носил. В России я был далек от веры, потому что меня окружали люди, у которых не было никакой веры, кроме веры в деньги и во власть. А о настоящей вере в Бога написано лишь в житиях святых подвижников. У нас люди только по воскресеньям ходят на службу, а там меня поразило, что люди практически каждый день ходят в свои храмы в любое время суток. Что такое настоящая вера, я впервые увидел именно на Бали.

- Расскажите о самом острове.

Одни говорят, что в Индонезии около 17 тысяч островов, другие - что 19 тысяч. Точно посчитать такое огромное количество островов невозможно. Остров Бали находится между Австралией и Малайзией. В Индонезии огромное количество конфессий. Но основная религия - ислам. Ява - это полностью ислам. Бали - единственный остров, где исповедуется индуизм, который пришел из Индии.

На Бали девять главных больших храмов. Храм называется «пура». Я очень любил подниматься на вершину горы Агунг, водить туда людей. Это самая высокая гора. Ее высота 3100 м. У подножия священной для балийцев горы Агунг есть храм Пура Пасар Агунг (Pura Agung). Он находится на высоте 1500 метров над уровнем моря.

- А какие там главные праздники?

Я особо не вдавался в их суть, но есть два праздника наподобие нашего Рождества. Это большие языческие праздники: Галунган, символизирующий победу сил добра над злом, и Кунинган. Есть еще День поклонения металлу, когда жители Бали украшают все, что сделано из железа. Церемонию жертвоприношения проводят по всякому поводу: открытие ресторана, рождение ребенка, свадьба. Это язычество. Если у нас главный праздник - Пасха, то самый главный индуистский праздник - это Ньепи, балийский Новый год. У них это «плавающий» день, празднуется, как правило, в марте-апреле. В этот день раз в году ровно на сутки полностью отключается электричество и на острове нет света.

- И как они живут без света?

На отели, конечно, это не особо распространяется: около 30% света оставляют. Свет неяркий, тусклый. А в частном секторе ты не имеешь права включить свет. Кроме полиции, там есть банджар - дружина, такая местная власть. Как правило, местные жители зашторивают окна, заклеивают их или вообще не включают свет. Для них это не просто показательный праздник, они в это верят. Его еще называют днем тишины. Ровно сутки человек думает о своей жизни, чтобы понять, как он прожил год и как будет жить в следующем году. Для них на сутки выключить свет - это очень дорогого стоит. Не летают самолеты, полностью закрыт аэропорт, который в день приносит более 5 миллионов долларов. А они отказывались от этих денег ради своей веры. Это поразительно и очень сильно!

Нигде, кроме Евангелия, нет жертвенности

- А как вы пришли к православной вере?

У меня было искривление позвоночника, и я четыре года профессионально занимался йогой. В основном это была хатха и пауэр (power) йога. Делал также одну практику, которая называлась «5 тибетцев» или «Око возрождения». Мои друзья из Индии привезли очень забавную книжечку «Око возрождения». С нее у меня и начался переворот. Я узнал, что в горах Индии на высоте 4-6 тысяч метров постоянно живут ламы - люди, которые знают секрет вечной жизни. Они знают пять упражнений (хотя вообще их шесть), делая которые ежедневно, человек может жить до 80 лет без болезней и в старости у него будет крепкий скелет и чистый разум. Но нельзя пропускать ни одного дня. За полчаса ты успеваешь сделать каждое упражнение 21 раз. А ламы, видимо, делали еще шестое упражнение, чтобы жить дольше среднестатистического возраста. Четыре года я ежедневно делал пять упражнений. Практика позволяет сохранить активность и поддерживать в хорошем состоянии все суставы, словно смазкой смазывая их. То есть путь к вере начался для меня с книжки о теле. Позже я начал читать и духовные книги. Прочитал обо всех религиях и конфессиях, которые существуют.

- Слышали об иеромонахе ? Он изучил все религии и пришел в итоге к Православию. А у вас как было?

Да, я слышал о нем. В моем случае было то же самое. Я прочитал Коран, Тору, Ветхий Завет, Бхагавад-гиту. Мне показалось, что я читаю одно и то же. Остался Новый Завет. Моя подруга Ирина сказала прочитать Евангелие. Я прочитал и понял, что терял время зря. Хотя иначе, наверное, я все время думал бы, что что-то упустил. А изучив основные религии - , и , - я понял, что там нет того, что есть в Евангелии: нет жертвенности. Это, конечно, удивительная книга! Когда читаешь ее на протяжении всей своей жизни, Господь постоянно открывает тебе удивительные вещи, и ты думаешь: «Как же я этого не понимал сам?»

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в книге «Я полюбил страдание» написал, что его пронзили слова Евангелия: «Жатвы много, а делателей мало», и он стал священником. А вас какая-то цитата или глава поразила в Евангелии?

Если человек говорит, что он любит, помогает деньгами, но не жертвует, - это не любовь

Нет одной такой главы. Я каждый день в Евангелии делаю пометки. Мне все интересно. «Слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13: 14-15) - это поразительная цитата. В любой главе Евангелия есть то, что может изменить человека. Но для меня главным стал день, когда я прочитал, что Христос просто взял и сделал. Мы все говорим, а Он взял и сделал. Самое важное заключается в любви. Что такое любовь? Любовь - это на самом деле, когда человек может жертвовать. Если человек говорит, что он любит, помогает деньгами, но не жертвует, - это не любовь. Православие тем и отличается. Любовь, о которой говорил Христос, - это когда человек может пожертвовать своим временем, своими ресурсами, знаниями, чем угодно, не поспать лишний час.

- Есть ли на Бали возможность бывать на богослужениях, причащаться?

Я жил в удивительном месте. Через дорогу от моего дома рядом друг с другом стояли пять храмов, которые как бы соединялись: балийский, буддийский, мусульманский, католический и протестантский. На Бали нет православных храмов. Но мы познакомились с одной женщиной с Украины, которая устроила домовой храм. Люди причащались только в большие праздники, когда Евгения приглашала из Джакарты отца Иоасафа. Также периодически он приезжал в греческий ресторан, который находился на Легиане. Мы туда пару раз приезжали на службы и причащались. Я до приезда Ирины не причащался ни разу: она меня и познакомила с Православием, когда я жил на Бали, подарила мне Евангелие. А ее к Православию привела Матронушка. Лучше людей, чем Ирина, я не встречал! Она очень хороший православный психолог, который действительно может помочь человеку.

Когда я прочел подаренное ею Евангелие, всё для меня стало понятно. Мы вместе начали идти по этому пути. И когда у нас родилась идея построить православный храм на Бали, мы разместили в Интернете объявление.

На наше удивление через месяц откликнулся Александр из Питера и сказал: «Ищите землю, я выделю деньги». И действительно, перечислил владельцу земли деньги. Начали оформлять документы, но местные власти пытались вставлять палки в колеса. Нужно было получать огромное количество разрешений. В результате это всё затянулось месяцев на пять. Мы не смогли это дело сдвинуть… Хотя, будучи в Москве, я ездил в Данилов монастырь в отдел внешних церковных связей РПЦ, чтобы мне в этом помогли. Меня познакомили с отцом Олегом из Бангкока (там находится его резиденция по всей юго-восточной Азии, он окормляет приходы в Бангкоке, Камбодже, Лаосе). Отец Олег приезжал ко мне на Бали, но всё равно открыть храм не получилось…

А к тому моменту мой папа серьезно заболел, и я четко расставил приоритеты в своей жизни, понял истинные ценности. Я понял, что проживаю здесь жизнь в наслаждении, хотя у меня есть близкие, самые дорогие мне люди, которые нуждаются во мне. Я принял решение оставить всё как есть. Закрыл свой юридический офис и рыбную ферму и уехал к родителям. Объяснил ситуацию Александру и отдал документы. Храм мы не смогли построить…

Жизнь была прекрасна! Но это оказалась ловушка

- Почему все-таки до сих пор нет храма на Бали, как вы считаете? Почему не получилось? Ведь там немало русских.

Самое страшное, что ни один русский не подписал наши анкеты, не высказался за то, чтобы на Бали был православный храм!

До сих пор не пойму! Я раздал тысячу анкет, разложив их в пяти серф-школах и в одном русском кафе, но самое страшное, что ни один человек не подписал их, не высказался за то, чтобы на Бали был православный храм!..

В моем понимании Православие - это гонимая религия, и ее гонят не просто так. Сейчас время сатаны, который всеми силами делает кучу ловушек, чтобы человека увлечь в свои сети и не дать прийти к истине. Он всё делает, чтобы не допустить людей к чистоте, к правде, к истине. Христос - это истина. Огромное количество религий - это и есть причина того, что человек уходит в заблуждение: уходит в одну, другую, третью религию. Но как написано в Писании две тысячи лет назад, останутся только избранные, которые не отступятся от своей веры. «Претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13: 13). Так везде: в бизнесе, в семье, в любом месте. Если человек твердо верит во что-то, он не сломлен. Это применимо ко всему.

- Некоторые читают Евангелие, но их ничего не трогает…

Потому что Евангелие открывает человеку духовные глаза. Ему конкретно на примерах показывают человеческие пороки, которые есть в каждом из нас. Когда тебе сосед или друг говорит о том, что ты не прав и ведешь не благообразную жизнь, - это одно, а когда ты прочитал об этом в Евангелии, то с ужасом можешь закрыть эту книгу и сказать: «Нет, мне это не надо». Евангелие знают в любой точке мира. Даже неверующие вспоминают о Боге, произнося: «Слава Богу», «помоги, Господи». Все мы верим в своего Ангела-хранителя, даже нерелигиозные люди. Есть и темные ангелы, которые посылают нам темные помыслы. К сожалению, темных ангелов гораздо больше, чем людей, живущих во всём мире. Огромное количество помыслов приходят именно от этих ангелов. Мы их называем духи злобы поднебесной.

- А на Бали больше темных или светлых ангелов?

На Бали можно абсолютно всё, и тебе за это ничего не будет. Нет тормозов. И люди попадают в эту ловушку

То, что больше темных, я понял далеко не сразу. Если «загуглить» в Интернете слова «остров Бали», то можно узнать, что это «остров богов». И сначала для меня этот остров тоже был раем. Но когда я уезжал, четко понял, что это остров демонов. Человек здесь может абсолютно всё, и ему за это ничего не будет. Вот почему люди попадают там в некую ловушку…

В 2007 году на Бали цены на жилье были очень низкие, просто смешные по сравнению с московскими. Тогда доллар стоил 30 рублей, и обычную квартиру в Москве можно было снять за 1300$ в месяц, а мы сняли целую виллу - большой двухэтажный дом с четырьмя комнатами - на год. В общем, началась не жизнь, а малина! Казалось, что мечты о любимом деле воплощаются в жизнь.

- На какие средства вы поехали туда?

В Москве у меня была хорошая машина. Я ее продал за 45 000$. Этого хватило на семь лет! Причем за первые восемь месяцев я потратил около 15 000$. Жизнь была прекрасна. Но это была ловушка. Так как я работал 15 лет в развлекательном бизнесе, меня сразу увлекла балийская ночная жизнь. Я употреблял алкоголь, его было много. Нужно было тормозить. Я занялся экспортом камня в Германию, где жил русский парень Володя. Он хотел вести дело на Бали, где огромное количество фабрик изготавливают очень красивые сувениры из дерева, камня и т.д. Мы сделали каталог, сфотографировав раковины, ванны, всякие плитки из мрамора, гранита и мозаики, статуи. Это был 2007 год. Но начался кризис. А к 2008 году он достиг и Германии, где до сих пор стоят полконтейнера моего товара. Мне на тот момент это было уже неинтересно. Я не расстраивался. Понимал, что нужно что-то дальше делать.

Делая проекты в Москве, всегда хотел открыть ресторан на берегу океана. Бали находится в центре Индийского океана. Когда я впервые там отдыхал, нас привезли ночью на берег, где было 14 рыбных ресторанов - в нескольких километрах от аэропорта Нгурах-Рай. Помню огни самолетов, вкусные морепродукты, и это было безумие какое-то. Тепло, едим в ресторане рыбу, мечтаем о любимом деле!

Моя знакомая приехала на Бали с двумя сыновьями и мужем-банкиром, и они тоже влюбились в этот остров. Через год мы открыли с ними рядом с гостиницей «InterContinental» русский ресторан «Вавасан» (что в переводе с индонезийского значит «идея»). Они сняли виллу за 15 000$ в год с прислугой, с бассейном, купили машину, наняли личного водителя. Но через восемь месяцев у Толика с Ириной начался разлад… Это одна из опасностей Бали для людей, жизнь которых строится не на любви, а на удовольствиях. Если брак основан на любви, люди вместе живут и в горести, и в радости, и в бедности. Но если брак основан на пороках, он распадается. Всё доступно, нет никакого наказания, никаких преград. Если в России есть какая-то мораль, совесть, то на Бали этого нет. Там всё на инстинктах, как у животных. Там нет правил. Даже в дорожном движении существует всего два правила. За их нарушение штраф смешной. Я был за рулем пьяный и предложил вместо 10$ штрафа 20$. Они согласились. Люди, сдающие в России квартиру за 1000$ в месяц, могут себе позволить заплатить такой штраф! Поэтому у человека, приезжающего на остров, нет тормозов. Все его пороки возрастают…

Когда мы продали наш ресторан, я занялся юридическим бизнесом для тех людей, которые приезжают на Бали, не зная английского языка и местных законов. Моя компания «Zubarev Law Office» успешно существовала больше двух лет. Когда я сам приехал на Бали, индонезийского языка не знал вообще, а на английском знал слова «привет» и «как дела». На Бали, в отличие от других городов, местное население практически свободно говорит на английском, так как развит туристический бизнес.

Туристы едут туда круглый год. Население Бали - 2 миллиона человек, а с туристами - более 4 миллионов. Декабрь и январь - это не сезон, так как идут тропические дожди. В Индии дожди, если заряжают, то могут беспрерывно идти от суток до недели. На Бали с утра полил час-два, к обеду солнце, всё высохло. К вечеру опять дождь. На Бали дождь идет в основном ночью. Утром можно идти на море серфить или заниматься своими делами.

Весь остров на шоссейном велосипеде можно объехать за два дня и одну ночь. У меня была такая мечта, но я сделал это в конце своей жизни на Бали. Общий километраж кольца был 368 км. Незабываемое впечатление. Лучше, чем на мопеде. Чем скорость меньше, тем больше нюансов замечаешь.

Русская диаспора - самая недружная

- Слышала, что на Бали очень развита медицина, что туда многие женщины приезжают рожать.

Да, там всё дешево стоит и условия другие. Если здесь роды столько-то стоят, то там - раз в десять дешевле. У американки Робин, которая живет там уже больше десяти лет, есть, по-моему, две клиники, где водные роды принимают в бассейне. Можно заплатить и 10 долларов, а можно и 5000 долларов. Это не бизнес для нее. Она входит в десятку самых знаменитых людей мира. О ней очень много написано в журналах и в Интернете, потому что она помогает людям. На Бали снимался фильм «Ешь, молись, люби» по одноименной книжке («Eat, Pray, Love»). И люди поехали туда к целителю Кетуту… смешно.

- Делают ли местные жители аборты? Есть ли у них детские сады?

Нет, аборты местные женщины не делают. Дети у них, как боги, они до года детей носят на руках и даже не ставят их на пол. Детских садов у них нет. Когда там годовалые дети бегают по проезжей части, их мамы не ругают, потому что они сами все понимают. Когда я туда ехал, в России все говорили, что это страна третьего мира. Неправда. Да, эти люди живут инстинктами - как животные. Но они счастливы, у них все построено на любви. Там улыбки, любовь. У нас такого, конечно, нет.

А как же соблазны, наркотики, алкоголь? Вы же сами сказали, что Бали - это остров демонов, где люди попадают в ловушку, что там полная безнаказанность…

В общем, да, хотя там за наркотики - смертная казнь. Там много людей сидит в тюрьме. В основном, это европейцы, но когда я уезжал два года назад, были и русские.

Остров Бали замечателен тем, что там пропагандируется здоровый образ жизни, здоровое питание. Как там начинается день? Люди идут на йогу или серфинг, всех благодарят, со всеми обнимаются. А вечером, когда садится солнце и наступает тьма, человек попадает в ловушку. Он по природе слаб… Если ты потрудился, тебе надо отдохнуть. А отдых может быть разным - в том числе с алкоголем и наркотиками.

Как они детей защищают от этого? Никак… Родители вообще не запрещают им что-нибудь делать - полная свобода! Ты сам выбираешь, что тебе нужно.

Самый большой грех нашего времени - самость: мы как будто знаем всё!

Я все это видел, и постепенно у меня началось отторжение от всего этого, включая бизнес. До отъезда на Бали я практически не интересовался книгами. А тут запоем начал читать духовные, философские книги о теле и психике, о психологии. Люди, которые встречались на моем пути, были интересные, абсолютно непохожие на тех, с кем я общался в Москве. Я работал, занимался серфингом, путешествовал, но параллельно пытался разобраться в том, что представляет собой человек, что такое тело, душа, почему мы так мыслим. Я понял, что идет серьезная подмена ценностей, понял, что на самом деле это всё поверхностно. Люди говорят: «Мы просветлились, мы стали чище, лучше, мы поняли, что такое жизнь, что такое Бог, мы сами знаем, какая нам нужна религия». Но как только такой человек возвращается домой в семью, к родителям, становится видно, кто он на самом деле. У меня так было. Ты приезжаешь и не можешь себя контролировать! Тебе не нравится, что тебя учат, и ты сам начинаешь учить. Самый большой грех нашего времени - самость: мы как будто знаем всё!

Сейчас огромное количество форумов о Бали. Если что-то с человеком происходило, то люди тут же писали. Допустим, кто-то разбился на байке, страховки нет, нужна помощь. Люди могут дать денег, только чтобы считали, что они помогли человеку, но приехать ухаживать, всё самое страшное взять на себя люди не готовы. Сострадательной, духовной помощи нет, есть материальная. Это не плохо, но другое! Человек на Бали не понимает, что находится в некоей ловушке. Остров славится тем, что там есть все нации. Там подолгу, а не просто как туристы, живут огромные диаспоры французов, итальянцев, немцев, американцев. Они живут как сообщества, коммуны. Но если итальянцы или французы хоть как-то друг другу помогают, то русские - нет.

- Очень жаль это слышать… Но все же ваша история с Бали закончилась? Какой главный вывод из нее вы сделали?

Да, наверное, моя история с Бали закончилась. Это удивительное место, которое многому меня научило. Я понял, что человек может всё, если в нем есть вера, любовь, надежда, если он любит и живет в Боге. Это не просто слова. Я встречал огромное количество людей, которые меняли веру, поклонялись другим богам, приносили жертвоприношения. 99% людей говорили: «Бог внутри нас. И зачем нам навязывать все эти условности?» Но человек, который хотя бы однажды прочитал Писание, не сможет забыть эти слова. Возьмите эту книгу и просто прочтите ее…

Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие. Гость сегодняшней программы - Аркадий Рамазян. О том, как обычному пареньку из армянской неверующей семьи открылся Бог, почему он оказался в русском православном монастыре, об армянском Православии – историческом и современном, о деятельности православной армянской общины Москвы – беседа с ним.

Отец Георгий: Здравствуйте! В эфире передача «Мой путь к Богу». Сегодня у нас в гостях представитель православной армянской общины города Москвы. Пркадий, расскажите, пожалуйста, как началось ваше движение к Богу?

Можно сказать, с детства у меня было трепетное отношение к духовному миру. Дело в том, что мое детство до семи лет проходило на севере Армении, где расположен Санаинский монастырь, и наш дом как раз был рядом с монастырем, так что часто я именно там проводил время, играл. Этот древний монастырь принадлежал Армянской Апостольской церкви, но к тому времени давно был недействующим. Меня привлекала его красота, тишина этого места. Часто бывало, что, если случалось что-то не так, например с друзьями поссорился, я всегда уходил туда, где было спокойно и никто не мешал. В монастыре мне всегда было радостно, хотя тогда я и не осознавал, что это место молитвы.

Первый класс я закончил в Армении, а потом мы переехали в Россию. И со второго класса я учился уже в Волгоградской области. Жизнь шла своим чередом. Со временем, уже когда я поступил в Сельхозакадемию, я стал задумываться: для чего живу? Какой смысл того, что я сейчас делаю, например? Но долго на этих вопросах внимание не задерживалось, все-таки текущие дела казались важнее. Во-первых, учеба, а во-вторых, заработки – в это время мы с ребятами уже задумывались о том, чтобы самим зарабатывать. Все учились в Сельхозакадемии, все из сел: у кого-то отец фермер, у кого-то – директор совхоза. Начали расспрашивать, узнавать, какая техника кому нужна – в Волгограде же много было знакомых организаций и людей. Так по ходу учебы начали заниматься предпринимательской деятельностью: технику продавали, б/у трактора – после капитального ремонта. Внешне они выглядели как новые. И вот в то время у меня возникли первые конфликты с совестью.


Отец Георгий: Из-за чего?

Тогда можно было заработать очень много, если станешь обманывать. К примеру, трактор после капремонта можно продавать как новый, «заводской» трактор. Тем более что у «цеховиков», которые собирали трактора, на них были все документы, как на новые. Но ведь сам-то я понимаю, что они после капремонта. Продали так один трактор, второй, третий… Но я чувствую: что-то не то делаю. И вот однажды я б/у-шный трактор продал знакомому фермеру, жившему в моем селе. Он попросил подобрать ему хороший трактор. Я подобрал б/у-шный, но, как мне казалось, хороший. Но все-таки сказал: «Дядь Саш, вы опытный фермер – проверьте его сами». Он посмотрел трактор, завел, покатался – понравилось. «Берем», – говорит. И вот доставили трактор в село, а уже через несколько дней у него потекло масло из каретки. Как мне было неловко! Одно дело – когда продаешь трактор и потом не знаешь, как идут дела у тех, кто его купил, был ли возврат или нет, а другое дело – когда пострадал человек, с которым ты с детства знаком.

Отец Георгий: Стыдно было?

Да. Старался даже первые дни избегать его. Потом все-таки мы увиделись. «Видишь, – говорит, – Армен, масло потекло». – «Виноват, дядь Саш, сам не знал, что трактор такой, – отвечаю. – Может, попробуем вернуть?» Но он по своей порядочности отказался: «Нет уж, сам буду ремонтировать». Вот тогда конфликты с совестью у меня начались. Я стал задумываться: «Тем ли я занимаюсь, чем должен?» И начал больше времени уделять тому, чтобы помогать отцу по фермерскому хозяйству: мы сеяли зерно, семечки – отец взял в аренду около 200 га земли.

Так жизнь шла своим чередом, пока однажды я не попал в тяжелую аварию. Мы с зятем ехали на машине, он не справился с управлением, и мы вылетели с дороги. И когда катились с обрыва, так получилось, что я выпал из машины и машина по мне проехала – меня всего раздавило. Живого места не было. Когда меня привезли в реанимацию, врачи скептически были настроены, говорили обо мне, что не выживу. Один из врачей потом рассказывал, что даже позвонил в морг, «забронировал» место для меня… А я выжил.

И у меня возникло чувство присутствия какой-то восстанавливающей силы. Она как-то была очень близка. Пять месяцев я пролежал в больнице, потом еще пять месяцев дома. И всё это время без движения, в постели, потому что был в гипсе; и в сломанной ноге спица стояла, вокруг которой кость собиралась. Так лежа, я уже в более спокойное состояние пришел, а до этого всё время суета была, много дел. А здесь наступили спокойные дни, когда я размышлял.

Отец Георгий: Господь вырвал вас из суеты.

Да, именно! И вот я лежал и задавал себе вопрос: почему так получилось? – И вдруг начали приходить ответы. «А помнишь: ты это сделал, а помнишь: то сделал, это к тому-то привело…» Я начал очень многое вспоминать – и открывались последствия моих неправильных шагов. Особенно тех конфликтов с совестью. Передо мной стоял такой выбор: или продолжить после выздоровления прежнюю жизнь, в которой можно и денег много заработать, и в свое удовольствие пожить, или же изменить ее. И я принял решение: когда встану на ноги, то однозначно буду вести порядочную жизнь, помогать другим, приносить людям пользу. Не жить просто для себя. Можно сказать, у меня до аварии жизнь бессмысленная какая-то была – ничего не сделал полезного.

Отец Георгий: Да, если Господь сохранил жизнь, то, конечно, это должно быть для чего-то более значимого, чем просто плыть по течению, как прежде.

Да. И когда я вот так размышлял, то почувствовал присутствие как бы особой силы. Я сам еще пока не понимал, что это именно Господь говорит. Я задавал вопрос – и сразу же получал ответ. То есть эта сила, которая меня восстанавливала после моих ранений, настолько разумная, что она даже со мной беседует.

Отец Георгий: Значит, это не просто сила, а Личность?

Именно! Я спрашивал и получал ответ.

И вот, когда я уже стал понемногу ходить, как-то раз я зашел в гости к другу, жившему неподалеку. И увидел у него Библию – вся потрепанная, она лежала в углу и пылилась. Он ее никогда не открывал. Ни он, ни его родители. Господь обратил на нее мое внимание: «Вот, это то, о чем Я тебе говорил, когда ты спрашивал Меня. Возьми, там всё написано». И я согласился: «Да, видимо, это полезная книга, раз Ты мне советуешь». Выпросил у друга эту Библию, пришел домой, начал ее листать и вижу, что Господь мне уже ответил на эти вопросы. То есть очень многое из того, что было написано в Евангелии и в Апостольских Посланиях, уже, оказывается, я знаю. Узнал, когда спрашивал Бога, целый год лежа без движения. Для меня это было такое открытие, что всё это записано! Ничего не надо искать, ничего не надо спрашивать – всё записано. И, по мере того, как я читал Евангелие, жизнь моя как-то склонялась к уединению. Иногда, когда приходили друзья навестить меня, я старался даже скрываться и часто стал уходить на рыбалку. Беру удочку и иду на рыбалку, а на самом деле читаю Библию, сидя на берегу. Потому что дома всё мешало, не было уединенного места.

Отец Георгий: Хорошо придумано насчет рыбалки.

Это я не сам додумался, но в один момент у меня было что-то наподобие откровения. У нас в Православии, конечно, не принято о таких вещах говорить, но это присутствовало в то время, пока я еще только приходил к вере. Видимо, так действовала призывающая благодать. И я реально увидел повеление: «Если ты хочешь еще лучше понять – найди уединенное место. Вот как ты раньше на рыбалку ходил – так же и здесь поступай». И я стал так делать и изучал Библию, сидя на берегу. Потом пришло понимание, что этого мало. Ведь где-то есть и другие люди, которые тоже изучают Библию, не только же я ее читаю. Захотелось их найти. При этом до меня не доходила мысль, что можно пойти в храм. До аварии я, конечно, заходил в храм, ставил свечки, но очень редко, мимоходом. Живя в Волгограде, я заходил ставить свечки в храм Свято-Духова монастыря и даже не знал, что это монастырь.

И вот я спрашиваю: «Господи, а дальше что? Куда мне двигаться дальше?» И ответ: «Ищи такой университет, где о Боге учат». Я начал думать об этом и в какой-то момент собрался поехать поискать. Это тоже случилось благодаря помощи Божией, сам я никогда не решился бы, потому что многое еще из прежней жизни держало меня, какие-то привычки… Я приехал в Волгоград и спрашиваю всех о таком университете – никто не знает. Я в Волгограде учился в Сельхозакадемии и тоже никогда не слышал, что где-то есть богословский университет. Но если Господь мне сказал, что есть, – значит, есть. И вот как-то раз я шел мимо того храма, куда заходил свечки ставить, при этом подумалось: «Зайду-ка сюда, спрошу». Зашел, спросил, и оказывается, что прямо тут, в монастыре, находится Царицынский православный университет, и я как раз пришел в день приема, когда приходят поступать абитуриенты!

Отец Георгий: И как, удалось поступить?

Да, но не сразу. Я пошел на вступительные экзамены в духовное училище, которое было при университете. И ректор духовного училища, отец Виктор, человек военный, полковник в запасе, со мной побеседовал. Он меня спросил по Новому Завету, по библейской истории. Я, конечно же, это знал, потому что читал Новый Завет. Я ответил, а он на меня так глянул и говорит: «А ты знаешь, что нужна еще и рекомендация священника?» А я же в храм-то почти не ходил, только чтобы свечки ставить, и из священников никого не знаю. Я сказал, где живу. Он говорит: «Поезжай домой, придешь на следующий год с рекомендацией, заодно и подготовишься получше».


Я вышел с экзамена и чувствую, что не хочу уходить. Сейчас вот уйду, а мало ли что? Вдруг опять что-то меня отвлечет, задержит и не смогу прийти? Я сел на лавочке, задумался. Еще были такие мысли: если буду учиться, то где денег взять, чтобы за еду платить, за одежду? Надо будет где-то работать, чтобы зарабатывать. Вдруг смотрю: приходят в монастырь благодетели какие-то – вещи принесли. Пожертвовали огромные сумки вещей. Говорят: «Идите берите, кому что нравится. Принесли вещи для тех, кто в них нуждается». А потом, уже вечером, когда я собирался уходить, так как монастырь должны были закрывать, смотрю: студенты идут в трапезную. Я с одним студентом разговорился: «А вы что, прямо здесь кушаете?» – «Ну да, здесь». – «И что, бесплатно?» – «Ну да, – говорит, – бесплатно. А как иначе?» Они еще и удивились, что я об этом спрашиваю. А я-то, когда учился в Сельхозакадемии, должен был зарабатывать деньги, чтобы платить за еду. Там всё платно было. А тут, оказывается, не надо отвлекаться на подработки, все условия для учебы. Я был поражен. И вспомнились слова из Евангелия: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 31–33).

Отец Георгий: Не трудно ли вам было при воцерковлении переходить с тех личных молитв по вдохновению, к которым вы привыкли, на чтение молитв по Молитвослову?

Напротив! Когда я взял Молитвослов и начал читать, то изумился, увидев, что здесь уже есть все молитвы. А я сочинял, как помолиться. Но уже все написано – отцы постарались. Каких только молитв там нет, и на какие только случаи в жизни! Не надо ничего изобретать и придумывать.

Я начал молиться по Молитвослову… Как-то раз отец стал жаловаться: сколько уже дней дождя нет – точно неурожай будет. Я один раз послушал его, второй раз послушал, потом думаю: так дело не пойдет. А я в Молитвослове нашел молитвы при бездождии. Пророку Илии и другие. И вот, я взял молитвослов, пошел на наше поле, помолился. Я молился с полной уверенностью, что дождь пойдет, так что даже подумал: надо будет с поля быстрее домой возвращаться, чтобы дождь меня не намочил по пути. И действительно, сразу пошел дождь. Такая вот связь с Богом наладилась: что бы я ни спрашивал – ответ получал. Бывало, что-то спрашиваю, и ответ приходит: «Вот там же всё написано, смотри». Я открывал в том месте Евангелие – и видел там конкретный ответ.

Я все острее чувствовал, что не могу больше без этой связи, что мне нужно место уединенное, где я бы изучал это, где читал бы святых отцов. В общем, решил: иду в монастырь учиться. В тот именно монастырь, где я побывал уже.

Отец Георгий: И как ваши родители к этому отнеслись?

С отцом случился конфликт. Он не хотел меня отпускать. Говорит: «Куда ты пойдешь, как ты меня оставишь, когда столько дел, столько земли?» Потом говорит: «Если хочешь читать – читай, веруй в Бога, но зачем так углубляться?» В общем, не соглашался. И несколько дней я думал о том, как же ему сказать, что я все-таки пойду. А оставаться уже не могу, все мне дома мешает. И даже возникла какая-то обида на родителей: почему они мне до сих пор о Боге не рассказывали? Почему я это сам сейчас узнаю? Почему не сказали, что есть вообще Евангелие? И вот это чувство тоже придало решимости: «Нет, всё, отца не буду слушать – пойду в монастырь». Уехал из дома, поступил в духовное училище. Жил в монастыре, пока учился. Потом поступил там же в университет. Пять лет пролетели быстро.

Первые годы я вообще мало значения придавал тому, что за стеной монастыря происходит. Но монастырь ведь в городе, где живут мои друзья, кто-то пытался связь наладить со мной – увидеть, пообщаться. Постепенно я начал с ними общаться…

Эти несколько лет жизни в монастыре мне очень многое дали. Как-то вознесли меня немножко над мирской жизнью. Многие страсти свои я поборол с помощью Божией. Что-то еще пыталось меня притянуть обратно, в мир, но уже силы как таковой не имело. В монастыре всё мне нравилось. И учеба, и службы. А службы у нас были каждый день. Отец Виктор, полковник запаса, – спаси его, Господи, – нас воспитывал. Каждый день в шесть утра подъем, затем утреннее правило, потом служба, потом занятия… И это меня очень закалило.


Когда прошли пять лет учебы в Царицынском православном университете, появилась мысль: «А куда дальше?» К тому времени я уже много житий святых прочитал, и особенно тронуло меня житие преподобного Сергия Радонежского. А наш Царицынский православный университет носит его имя. И я думаю: наверное, где-то его мощи лежат. Спросил. Мне говорят: «Да, есть же Троице-Сергиева Лавра! Ты что, никогда не слышал?» И у меня мысль возникла: «Ох, как было бы хорошо попасть туда!» Я еще не знал, что меня ждет дальше.

А в нашем университете такое правило: кто заканчивает с «красным» дипломом, того владыка благословляет поступать в академию. Господь помог мне закончить университет с «красным» дипломом, и мне сказали: «Ты можешь ехать учиться в аспирантуру». Владыка благословил. Так я попал в Московскую духовную академию, которая как раз в Троице-Сергиевой Лавре находится.

Отец Георгий: Удалось ли вам за все эти годы в той же степени сохранить живую связь с Богом, которую вы обрели после больницы?

Должен признаться, что в первые годы та жизнь с Богом все-таки была более живой. Сейчас, когда я стал заниматься научной деятельностью – изучил древнеармянский, переводил тексты, – чувствую, что это все немножко отвлекло меня, иссушило. И даже в последнее время уже и молитва какая-то слабая, и вообще чувствую слабость. Часто начал ходить по разным делам, то есть в мир выходить. Сюда вот, в Москву, к родственникам, например, приезжаю. И все это как-то немножко охладило меня. А то первое горение, первый призыв, конечно, запомнился. Я сейчас думаю: «Дай Бог, закончу аспирантуру, и все-таки надо опять серьезно заняться духовной жизнью, как в первые годы, когда я в Свято-Духов монастырь пришел».

Отец Георгий: Да поможет вам в этом Господь! Аркадий, я бы хотел перейти к вопросу, который вам наверняка уже приходилось слышать. Кто-то говорил, наверное: «Ты армянин, есть же Армянская церковь, почему бы не пойти туда?» Как вы отвечаете на такие вопросы? Как объясняете свой выбор?

Впервые я узнал о том, что между Православной Церковью и Армянской есть различия в вероучении и нет евхаристического общения, уже в духовном училище. Когда я пришел туда учиться, я об этом вообще не думал. Для меня самым главным был поиск Бога, возможность больше узнать о Нем. А потом, по ходу учебы, столкнулся с этим вопросом.

Наш преподаватель истории древней Церкви Николай Дмитриевич Барабанов как-то раз спросил: «Вот ты армянин, а как здесь оказался?» Я в ответ: «Есть же в Православии и другие нации, что удивительного?» Он мне рассказал об Армянской Апостольской церкви и о разделении из-за ложного учения. Он-то историк, всё знает. А мы только начали историю древней Церкви изучать, дошли до II Вселенского Собора. О Церкви в Армении было мало, но я уже прочитал о просвещении Армении, житие святого Григория Просветителя прочитал. Оно меня вдохновило: вот какие у нас в Армении были великие святые! А преподаватель мне говорит: «Произошло разделение из-за того, что Армянская церковь не приняла IV Вселенский Собор. Ты как к этому относишься?» Я сказал: «Николай Дмитриевич, я об этом пока мало знаю». А он: «Скоро я буду задавать доклады. Каждый студент должен будет приготовить доклад о какой-нибудь Церкви. Ты как раз приготовь об Армянской».


И вот я всерьез взялся за это. Пошел библиотеку, набрал книг, стал изучать литературу. Честно скажу, поначалу я чувствовал несогласие с Николаем Дмитриевичем, даже какое-то возмущение. Как это так, что Армянская церковь заблуждается? Наверное, он что-то не так понял. И я потому столь рьяно взялся за книги, что думал найти в них опровержение. Но чем больше я узнавал, тем больше убеждался, что большинство тех святых отцов, которые в Церкви признаны великими святыми, говорят согласно с учением Халкидонского Собора. Это вероучение – не случайно. История показывает, что на самом деле Церковь всегда так веровала. И печальная правда в том, что представители Армянской церкви в то время не приняли учение Халкидонского Собора. Но меня утешило то, что были и православные армяне. Как раз тогда мне попалась статья «Армяне-халкидониты» В.А. Арутюновой-Фиданян, доктора исторических наук, известного арменоведа.

Отец Георгий: Она специализируется как раз на армянах-халкидонитах, которые не отпали в монофизитство .

Да, ее статья мне попалась, и так я впервые узнал, что часть армянского народа приняла Халкидонский Собор и осталась в Православии. Потом и сам начал собирать материалы по этой теме. На самом-то деле не все отделились. Большая часть Западной Армении, которая сейчас входит в состав Турции, была под сильным византийским влиянием. И когда уже было второе разделение, в 592 году, возникает Армянская Православная Церковь. Хотя этот халкидонский католикосат просуществовал недолго. Но был католикос в Православии, Иоанн, он в 610 году погиб в плену. Потом уже не избирали католикоса, но были православные армянские епархии.

Когда я работал над курсовой, то мне тоже попадались свидетельства об армянах-халкидонитах. Например, написанное в VII веке «Повествование о делах армянских» или у историка того же века Мовсеса Каганкатваци и других. Источники рассказывают о том, как внутри самой Армении шло противоборство между халкидонитами и нехалкидонитами. И даже были такие периоды, когда, например в начале VIII века, католикос Елеазар устроил гонения на православных армян. В то время еще была Албания Армянская, которую также называют Албания Кавказская. Сейчас это место находится на территории Азербайджана, и часть Арцаха, современного Нагорного Карабаха, тоже входила в это государство. Так вот там очень много православных армян жило. Глава местной Церкви епископ Нерсес Бакур принял Православие и наладил связи с Константинопольским Патриархатом, Грузинской Православной Церковью. Одним словом, чуть ли не вся Албания Кавказская стала православной. Очень много было православных епископов, священников.

И вот католикос Елеазар устраивает гонения на православных армян с помощью арабских правителей и их воинов. При этом, как свидетельствуют источники, сжигали целые сундуки православных армянских книг. Представляете, сколько сокровищ христианской письменности тогда уничтожили?! И только из-за того, что авторы и владельцы этих книг учили и верили, что во Христе две природы, две воли, два действия.




Отец Георгий: Стоит вкратце рассказать о том, почему учение об одной природе Христа Церковь обозначила как заблуждение, ересь и почему учит о двух природах во Христе. Само учение о воплощении означает, что Бог Слово принял человеческую природу. И, если мы говорим, что после воплощения природа у Него все равно одна, а не две – Божественная и человеческая, – то тогда у нас лишь три варианта: либо эта одна природа только Божественная и вочеловечение было призрачным; либо эта одна природа – человеческая и Христос тогда не был Богом; либо же, как и говорят монофизиты, во Христе была одна сложная, составная природа, состоящая из Божества и человечества. Но в таком случае это означает, что Христос больше не единосущен, то есть не имеет одну природу с Отцом, потому что природа Бога Отца – это Божественная природа, а не сложная божественно-человеческая. И Христос не единосущен и Своей Матери Деве Марии и нам тоже по человечеству, потому что и мы не имеем эту сложную божественно-человеческую природу, но имеем просто человеческую природу. Таким образом, Христос оказывается одинаково чуждым и Отцу, и нам, людям. Это идет вразрез с изначальной верой Церкви, и в частности с Символом веры, принятым на I Вселенском Соборе, в котором сказано, что Христос единосущен Отцу. И вот за эту веру православные армяне, как вы упомянули, подвергались гонениям.

И это не единичный пример. В Х веке католикос Анания Мокаци тоже устроил тяжелые гонения на православных армян. Даже были такие меры, что их заставляли перекрещиваться, потому что считалось, что халкидонское учение – это ересь, о чем открыто во многих местах говорили и соборно осуждали.

Отец Георгий: Причем многократно. На II Двинском соборе 555 года Армянской церковью был предан анафеме Халкидонский Собор и его сторонники. Собор ААЦ 584 года и собор 607 года подтвердили это решение и также осудили и анафематствовали халкидонское, то есть православное, вероопределение. То же самое повторил и Двинский собор 720 года. А в 726 году на соборе ААЦ в Маназкерте было постановлено: «Если кто не будет исповедовать единое естество воплощенного Бога Слова согласно неизреченному соединению в Божестве, что от Божества и человечества… – да будет анафема». Определения этих соборов до сегодняшнего дня остаются в силе и Армянской церковью не пересматривались и не отменялись.

Да и вообще многие видные армянские деятели писали об этом. Открываешь «Книгу Посланий», и там, можно сказать, каждое второе послание на эту тему: мол, греки уклонились в ересь, и вместе с ними грузины пошли и т.п. И католикос Авраам I пишет грузинскому католикосу Кириону об этом же. Это очень печально, конечно, но таковы факты. Я обнаружил действительно очень много разногласий, противоречий, много смуты, которая была в истории. Но это мою веру никак не поколебало, потому что связь с Богом у меня установилась еще до того, как я узнал, что в Церкви были какие-то нестроения. Было всякое в Церкви. И человеческий фактор тоже присутствует. Но все-таки главный в Церкви – Господь. И если ты идешь в Церковь к Богу, то найдешь Его.

Отец Георгий: Собственно, и сейчас довольно много армян нашли Бога именно в Православной Церкви. Насколько я знаю, есть даже община в Москве, в которую вы входите. Расскажите, пожалуйста, о ней.


Православная армянская община Москвы начала свою деятельность 12 октября 2014 года, накануне дня памяти святителя Григория, Просветителя Армении. Состоялось несколько встреч общины, входят в нее православные армяне из разных московских приходов. На этих встречах ведется и просветительская работа, участники выступают с докладами по богословию, истории Церкви, отличию Православия от инославия. Есть и молитвенные встречи. Уже дважды мы собирались на совместную молитву в приделе святителя Григория Армянского в храме Василия Блаженного на Красной площади: на панихиду в день памяти Геноцида армян и на молебен в день памяти святого Григория.

Мы надеемся в будущем расширить деятельность общества, проводить миссионерские встречи, переводить святоотеческие творения на армянский язык, устроить воскресную школу, где помимо Закона Божия, основ Православия и церковно-славянского языка изучались бы и армянский язык, история армянского народа и его культура. Планов много, надеюсь, с Божией помощью получится их воплотить в жизнь.

Отец Георгий: Большое спасибо за ваш рассказ. Очень важно, что вы засвидетельствовали, что на самом деле часть армянского народа всегда оставалась и доныне остается в лоне Православной Церкви, признающей Халкидонский Собор. И это тоже часть истории и наследия армянского народа. Думаю, это важно знать и иметь в виду тем армянам, которые делают выбор. Желаю вам помощи Божией!

gastroguru © 2017