Какой он, дательный падеж в русском языке? Дательный падеж правила

В разных странах мира существую разные языки. Для понимания людьми определенного языка существуют различные методы. Например, в русском – имеются падежи. В других языках, в которых отсутствует это понятие существуют различная расстановка слов, предлоги и прочие методы связи слов в предложения и наделение их смыслом. В нашем родном языке существуют такие падежи, как творительный, именительный, дательный, предложный, родительный и винительный. Изменение падежа у какой-либо речевой части называется ее склонением, которое выражается в окончании слова.

Вопросы дательного падежа.

Более детально рассмотрим дательный падеж. Дательный падеж отвечает на вопросы вопросы «Кому?», «Чему?» , в дополнение к этим вопросам выступает такое слово, как «дать».

Например, дать «Кому?», «Чему» - человеку, лестнице.

«К доске был вызван отвечать ученик Иванов». Существительное «доска» в данном предложении находится в дательном падеже и в единственном числе.

«К школьным доскам прилагался специальный мел». В этом примере то же самое существительное находится в дательном падеже, но уже во множественном числе.

Окончания и предлоги дательного падежа.

Далее поговорим об окончаниях. Как уже указывалось выше, при изменении падежа у любого слова меняется его окончание. В дательном падеже у существительных первого склонения будет окончание «Е» (стене, доске), второго склонения – окончание «У» (полену, кондиционеру) и третьему склонению достанется окончание «И» (грязи).

Для красивой связки слов в предложении используются предлоги. С существительными, находящимися в дательном падеже применяют предлоги «К» и «По».

« По мосту шел человек, наслаждаясь волшебной красотой реки», «К очередной дате мы начинали готовить мероприятия».

Русский язык имеет шесть падежей, которые выражают определенные роли существительных в предложениях: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Одним из является в русском языке дательный падеж. Он занимает особенное место по сравнению с другими косвенными падежами, поскольку он противопоставлен им тем, что имеет свою семантику.

Дательный падеж указывает на объект, к которому направлено действие, на адресата (например, писать сестре, помогать родителям), на предмет (например, радоваться рождению, принадлежать ребенку), на объект состояния и свойства (например, верность сказанному, преданность хозяину). Он выражает отношение, определяющее назначение предмета (гимн труду), употребляется в безличных предложениях для передачи состояния субъекта (ребенку нездоровилось, хотелось поспать). Дательный падеж отвечает на вопрос (можно иногда мысленно подставить слово «дать») «кому?», «чему?», «где?», «куда?».

Дательный падеж, по сравнению с другими косвенными падежами, может употребляться с меньшим количеством первообразных предлогов («к» и «по»). В присловной позиции дательный падеж в русском языке с предлогом «к» может выполнять функцию информативно-восполняющей формы (относиться к самым известным изречениям), иметь объектное значение (уважение к родителям), иметь определительное значение (по месту: подойти к двери; по времени: потепление к полудню; по цели и назначению: еда к обеду).

В неприсловной позиции дательный падеж с предлогом «к» имеет значение предикативного признака (способность к пению), объектное значение при детерминации (к этому платью не хватает чего-то яркого), определительное и обстоятельственное значения места и времени (к вечеру потеплело). При употреблении предлога «по» в присловной позиции дательный падеж имеет следующие значения: объектное (стучать по дереву, скучать по брату), определительное со значениями места (идти по дороге), времени (спать по ночам), причины (сказать по ошибке), цели (вызов по проверке). В неприсловной позиции - это значения предикативного признака (тоска по родительскому дому), субъектное значение (всем осталось по книжке) и определительное значение (по воскресениям магазин не работает).

Дательный падеж сочетается с такими непервообразными предлогами: в противоположность (сказанному), благодаря (маме), вопреки (самому себе), вслед (компании), наперекор (судьбе), по отношению к (профессору), согласно (контракту), сообразно (целям), судя по (количеству). При особо стоит обратить внимание на дательный в котором зависят от самого имени имена I склонения (мужского и женского рода, которые заканчиваются на «-а», «-я») в дательном падеже окончания имеют «-е», «-и» в единственном числе (например, маме, стене, истории, тете) и «-ам», «-ям» - во множественном (например, мамам, дядям).

Существительные второго склонения (мужской и средний род с и заканчивающиеся на «-о») единственного числа окончания имеют «-у», «-ю» (например, окну, столу) и множественного числа- «-ам», «-ям» (например, окнам, столам) в дательном падеже. Имена же существительные третьего склонения (заканчивающиеся на в дательном падеже окончания имеют «-и» в единственном числе (например, к ночи, по ткани) и «-ам», «-ям» - во множественном (например, по ночам, по тканям).

Почему в русском языке глагол УЧИТЬ требует дательного падежа, а не винительного? УЧИТЬ МАТЕМАТИКЕ. (Преподавать математику - винит.)

Дело в том, что дательный падеж может иметь и функцию прямого объекта, как с глаголом учить: учить чему.

Дательный падеж может выражать:

1) Значение адресата (особенно с глаголами речи и передачи материального объекта): написать декану / другу
2) Значение прямого объекта: учиться чему?
3) Субъектное значение: Брату 20 лет.
4) Причина: Собака рада хозяину.

А при употреблении с предлогами:
1) Объект: любовь к кому
2) Место: ехать по дороге
3) Направление: к отцу
4) Время: к вечеру
5) Причина: по рассеянности, благодаря помощи
6) Инструмент: по телефону
7) Распределительное значение: съесть по яблоку
8) Определительное значение: учебник по русскому языку

Вопрос студента (владеющего несколькими языками) был о том, откуда взялся дательный именно с таком варианте (учить математике) - какова логика или происхождение этого дательного? Так он сравнивает с другими языками и очень аналитично подходит к изучению иностранного языка, пытается понять и объяснить себе конструкции. Есть же ещё другой вариант: учить русский язык, учить слова (с винительным падежом).
- Это просто разные лексико-семантические варианты глагола "учить" с разным управлением.
Объяснить логически не всегда возможно, ведь даже в других падежных языках формы падежей зачастую не совпадают с формами русского языка.
Например, в немецком Ich gratuliere dir zum Geburtstag, где после глагола поздравлять - дательный падеж.
И если сравнить ещё современные языки и посмотреть древние языки, можно увидеть, что падежи имеют различные функции. Например, в латыни есть дательный заинтересованности (обозначает лицо или предмет, в интересах которого совершается действие: Non scholae, sed vitae discimus. - Мы учимся не для школы, а для жизни (на русский переводится предлогами для, ради).

May be you"ll find helpful this video:

Posts from This Journal by “падежи” Tag

  • О творительном предикативном

    "Д.Э. Розенталь "Говорите и пишите по-русски правильно": "Сравните у А.С. Пушкина: Германн был сын обрусевшего немца…

  • Падежи в русских мультфильмах

    Преподаватели используют: "Апельсин" ("Мы делили апельсин") - родительный падеж; "Как львёнок и черепах пели песню" -…


  • Стихотворение на творительный падеж

    Стихотворение на творительный падеж прилагательных и конструкцию "что называют чем (каким)". НАТАЛИЯ КРАНДИЕВСКАЯ Небо называют -…

  • ЖИВОПИСЬ НА УРОКАХ РКИ

    В этом семестре у нас на уроках было много разговоров о живописи. Мы занимаемся по пособию "Я пишу по-русски" (базовый уровень). Там во…

  • ВЫРАЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

    У меня вопрос по поводу отсутствия в русском языке артиклей. Были ли они когда-то или нет, связана ли с их отсутствием такая достаточно обширная…

Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно — ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет. Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей. Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.

Казалось бы такие простые понятия — и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.

Что будет если падежей не станет?

Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: «Мама ест каша» или «Папа читает газета». Ребенок уточнит — почему маму ест каша? Или «почему газета читает папу?» Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно — какое окончание у слова.

А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название — падеж! Падать вниз перед главным словом.

Самый главный — именительный падеж

А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Обычно к этому слову есть действие. Например, «Мама ест.» Мама — это слово (существительное) в именительном падеже.

Все шесть падежей подробно

Родительный,

Дательный,

Винительный,

Творительный,

Предложный.

Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.

Родительный — родил, родитель. И вопрос можно поставить такой «нет кого? чего? » Сейчас пока нет — но «родим, и будет «. Родительный падеж.

Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»

Следующий падеж «Дательный «. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему? » (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)

Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».

Падеж «Винительный » — самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос «кого?» или «что? «. Однако есть важная деталь — окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.

«Курица снесла яйцо » — «яйцо» не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос «что?» Значит, слово «яйцо» стоит в винительном падеже .

«Мама ест кашу » — «что?» кашу — винительный падеж . Это слово имеет окончание «у «, отличное от окончания этого слова в именительном падеже «а «.

«Мама положила ложку каши » — а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос «чего». «Ложку чего?» — «каши».

«Мама увидела девочку » — слово «девочка» стоит в винительном падеже . Винить «кого?» девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос «нет кого?» — характерный для родительного падежа , то и окончание слова «девочка » поменялось бы на «девочки «.

Итак, объясняем ребенку значение винительного падежа винить . Поэтому вспомогательный вопрос «винить кого? » «винить что? «. В родительном падеже вспомогательный вопрос «Нет кого? » «нет чего? «.

Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах :

«мыши» — родительный падеж (нет кого? мыши)

«мышь» — винительный падеж (винить кого? мышь).

Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах :

«яблока» — родительный падеж (нет чего? — яблока)

«яблоко» — винительный падеж (винить что? — яблоко).

Творительный падеж . Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем? » «сделано чем? «. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем? » «сотворено чем? »

Слово «мама» в творительном падеже «мамой». Отвечает на вопрос «сделано кем? » мамой.

Слово «собака» в творительном падеже «собакой». Можно задать вопрос «сделано кем? » собакой.

Слово «груша» в творительном падеже «грушей». Можно задать вопрос «сделано чем? » грушей.

И самый последний падеж «Предложный «. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения «предложения» — станет понятным. То есть «предложный» — предлагать и «договариваться о ком? о чем? »

Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем? » о бревнах)

Маша рассказала в классе о папе. — слово «папе» в предложном падеже: «о ком? » о папе.

Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним . Еще и поэтому он имеет название «предложный» Например, если мы скажем «Маша рассказала сказку папе» — то слово папе тут будет в дательном падеже , а вот если мы скажем «Маша рассказала сказку о папе» — то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.

Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи — подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.

Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.

Например:

мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.

Определили падеж?

А вот так, когда мы задаем вопрос:

кто? — мышь — именительный падеж

кого? мыши — родительный падеж

кому? мыши — дательный падеж

кого? мышь — винительный падеж

кем? мышью — творительный падеж

о ком? о мыши — предложный падеж

Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.

Порядок падежей при склонении

Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.

Р- Рождения

В — Винили

Т — Творили

П — Предлоги давали.

Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.

Повторим вопросы к падежам — чтобы ребенок легко запомнил

Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.

Именительный — кто? что?

Родительный — нет кого? нет чего?

Дательный — «дать кому?» «дать чему?»

Винительный — «винить кого?» «винить что?»

Творительный — «сделано кем?» «сделано чем?»

Предложный — «о ком?» «о чем?» — перед существительным есть предлог.

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

Именительный

Родительный

кого? чего?

Дательный

кому? чему?

Винительный

кого? чего?

Творительный

Предложный

говорить

о ком? о чём?


Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5. Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .

6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

Падеж

Предлоги

Именительный

Родительный

без, у, от, до, с, из, возле

Дательный

Винительный

на, за, под, через, в, про,

Творительный

над, за, под, с, перед, между

Предложный

в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без для родительного падежа (без задоринки) ; по, к для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

gastroguru © 2017