Как защищать растения родного края. Конспект НОД в старшей группе «Растения –лекари родного края



Тема исследования: Лекарственные растения родного края Объектная область: Медицина Объект исследования: Лекарственные растения, растущие в Калининградской области. Предмет исследования: Значение лекарственных растений для здорового образа жизни. Проблема В наш индустриальный век, при сильнейшем загрязнении окружающей среды просто невозможно остаться абсолютно здоровым. Мы постоянно находимся под угрозой получить целый «букет» заболеваний. Зачастую медицина оказывается бессильной, поэтому на помощь могут прийти лекарственные растения. Знаний в этой области было недостаточно, и мы решили пополнить их, исследуя лекарственные растения нашего края.


Актуальность и новизна Данная тема сейчас очень актуальна, так как болезнь легче предупредить, чем потом, мучаясь пытаться от неё избавиться. НЕ проще ли сейчас просто оглянуться вокруг и увидеть то, что даёт нам природа. Наш добрый и всесильный доктор «природа» всё предусмотрел, и всё подготовил, нужно просто это лекарство взять и воспользоваться им, но не все об этом лекарстве знают. Гипотеза Если изучить разные виды лекарственных растений, научиться их правильно заготавливать и применять, то можно предупредить и излечить много болезней и прекрасно выглядеть без применения химических таблеток.


Цель работы: Сбор необходимой информации о пользе лекарственных растений в лечении разных заболеваний. Задачи: 1) Развитие умения работать с дополнительной литературой. 2) Знакомство с историей лекарственных растений, с правильной их заготовкой. 3) Определение роли лекарственных растений нашей местности в здоровом образе жизни. 4) Поднятие интереса к здоровому образу жизни. Методы исследования Изучение и использование энциклопедий, научно- публицистических изданий, словарей, метод сравнения, сопоставления. Практическая значимость: каждый школьник может открыть работу и найти нужное лекарственное растение от разных болезней и как им лечиться в домашних условиях.








На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.




Правила сбора лекарственных растений. Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили. Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется.






Чёрная бузина Малин а В народной медицине плоды малины считаются жаропонижающим средством при гриппе, бронхитах, ларингитах, отхаркивающем при кашле. В народной медицине отвар, приготовленный из цветков и плодов черной бузины, применяют как жаропонижающее, потогонное, мочегонное средство




Крапива В народной медицине крапива используется как ранозаживляющее, мочегонное, общеукрепляющее, слабительное, витаминное, отхаркивающее средство. Она применяется при различных кровотечениях, заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно - при ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях, для укрепления волос.



Заключение В наш индустриальный век, при сильнейшем загрязнении окружающей среды просто невозможно остаться абсолютно здоровым. Мы постоянно находимся под угрозой получить целый «букет» заболеваний. Зачастую медицина оказывается бессильной. Но почему мы забываем, что у нас за спиной тысячелетний опыт наших предков, которые веками складывали в копилку народной медицины рецепты лечения различных недугов. Болезнь легче предупредить, чем потом, мучаясь пытаться от неё избавиться. НЕ проще ли сейчас просто оглянуться вокруг и увидеть то, что даёт нам природа. Наш добрый и всесильный доктор «природа» всё предусмотрел, и всё подготовил, нужно просто это лекарство взять и воспользоваться им, но не все об этом лекарстве знают. Поэтому мы и изучали лекарственные растения нашей местности, их действие и применение.


Литература. Д.Ткач «Домашний доктор» В.В.Петров «Растительный мир нашей Родины» А.Ф.Гаммерман «Растения- целители».Москва, 1986 г. «Лекарственные растения и их применение».Владивосток. МП «Экслибрис», 1992 г. Энциклопедия природы России. Справочное издание. Издательство «АВF». Москва. В.И.Даль «Толковый словарь»



наиля грибанова
Конспект НОД в старшей группе «Растения –лекари родного края»

Конспект НОД в старшей группе

Тема : «Растения – лекари родного края »

Задачи :создать условия для закрепления знаний детей о растительном мире родного края

Цель :.

Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.

Учить использовать растительный мир с умом .

Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.

Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.

Воспитывать бережное отношение к родной природе .

Материал : Карта Хакасии, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав .

Предварительная работа :

Беседа о лекарственных травах , чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Ход НОД:

Широка страна моя родная

Много в ней лесов, полей и рек

Я другой такой страны не знаю

Где так вольно дышит человек.

Сегодня мы поговорим с вами о родном крае . Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас ?

Игра с мячом «Назови дерево»

Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза Люблю берёзку русскую

Под моим окном То светлую, то грустную,

Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике

Точно серебром С платочками в карманчиках

И стоит берёза С красивыми застёжками,

В сонной тишине С зелёными серёжками.

И горят снежинки Люблю её, нарядную,

В золотом огне. Родную , ненаглядную

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Дидактическое упражнение : «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)

Почему берёзу называют «Доктор» ? (из берёзовых почек приготавливают лекарства , берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)

Рассматривание изделий из дерева.

Игра «Встань у дерева» .

А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут . Почему называют эти травы «Зелёная аптека» ?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.

Крапива – это лекарственное растение . Она растёт в саду , в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Из крапивных листочков

Вкусные салаты.

Только к ним прибавить надо

Лук, чеснок, томаты.

А в салате из крапивы

Много витамина «С»

Те, кого мы угощаем

Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение . Она растёт везде – в саду , огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся» , то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Разметались белые ромашки

По лугам, среди высоких трав,

Словно кто – то разбросал бумажки,

Солнышки на них нарисовав

Приглашает колокольчик звонкий

Их собраться в полевой букет,

Но ромашки – хитрые девчонки

Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение , он растёт везде , по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать мачеха – это лекарственное растение . Сначала у мать мачехи вырастают цветы . Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.

Выглянул цветочек

В полутьме лесной

Маленький разведчик

Посланный весной

Пусть ещё над лесом

Властвуют снега

Пусть лежат под снегом

Сонные луга,

Пусть на спящей речке

Неподвижный лёд,-

Раз пришёл разведчик,

И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение . Где люди ходят, там и подорожник растёт . Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Есть множество цветов

Красивых. Осторожных

Но мне приятней всех

Обычный подорожник

Ему, быть может

И трудней расти ,

И всё же он с людьми

Находится в пути!

Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)

Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.

Публикации по теме:

«Промыслы родного края» Конспект ООД по краеведению в подготовительной группе Цели: Познакомить детей с традиционными народными промыслами родного края; Научить делать детей народную тряпичную куклу-закрутку. Задачи:.

Конспект интегрированного занятия «Лекарственные растения Краснодарского края» в старшей группе Задачи: Образовательные: - расширить и обогатить словарь детей новыми словами, названиями, учить употреблять их в речи - расширить знания.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берегите природу родного края!» Задачи: Образовательные: 1. Дать представления о том, что природа – это наш общий дом. Закрепить представления о разнообразии природы родного.

Конспект НОД «Поэты родного края» «Поэты родного города» Цель: Воспитание любви к родному краю и природе на основе поэзии местных поэтов. Задачи: 1. Развивать у детей интерес.

Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект по речевому развитию в старшей группе по региональному компоненту составление рассказ «Осенние краски родного края» Модель образовательной деятельности: Речевое – речевое развитие (05.09.2016) Воспитатель: Кесян Н. С. Тема: «Составление рассказа «Осенние.

Организация: ГБОУ ЛНР «Дошкольное учебное учреждение «Ивушка»

Населенный пункт: Луганская Народная Республика, г. Ровеньки

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы.

Лекарственные растения родного края. Калина.

Программное содержание занятия: углубить знания детей о калине, и ее целебных свойствах.

Познакомить дошкольников с традициями народа. Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями. Развивать наблюдательность и желание познавать мир. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к родной природе. Развивать творческие способности и аккуратность во время выполнения работы - наклеивания материала (веточки калины) на альбомные листы бумаги.

Материал и оборудование к занятию: игрушка зайчика, веточка калины с ягодами, иллюстрации с изображением куста калины, калиновое варенье, чайная посуда, салфетки, гуашь, альбомные листы бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости я пригласила зайчика, но его почему-то нет. По-видимому, с ним что-то случилось… Может он заболел? Нужно пойти к нему в гости, вдруг ему нужна помощь?

А где живет маленький зайчонок, как вы думаете?

(Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Давайте дорогой будем петь об этом песню.

Ох, ты маленький, зайчонок!

Где живешь ты? Где твой домик?

А мой домик за бугром,

Рядом с елкой и дубком.

(Дети отправляются на поиски зайчонка и находят его. Он заболел и лежит в кроватке.)

Воспитатель: Вот мы и добрались в гости к зайчику. А вот и наш зайчик-попрыгайчик. Дети, что нужно сделать, когда мы приходим в гости?

Дети : Поздороваться!

Воспитатель: Правильно. Давайте поздороваемся с зайчонком. Здравствуй, Зайчик! Какой хороший день сегодня! Мы ждали тебя в гости! Почему ты не пришел? Что с тобой случилось?

Зайчик: Добрый день, друзья! Мне очень плохо. Вчера на прогулке я увидел снег. Он был такой белый и пушистый, словно сладкая вата. А сосульки такие красивые и прозрачные, словно леденцы. Мне очень захотелось их попробовать. Я попробовал снег и сосульки на вкус. А сегодня утром понял, что заболел. У меня очень болит голова, болит горло, я кашляю и чихаю.

(Зайчик чихает, закрывает лапкой нос.)

Воспитатель: (к детям) Дети, посмотрите, зайчик закрывает нос лапкой.

(к зайчику) Зайчик, есть ли у тебя носовой платок?

Зайчик: Нет.

Воспитатель: Это очень плохо, потому что когда чихаешь и кашляешь – нужно пользоваться носовым платочком. Это предмет, который нужен для личной гигиены. Он должен быть в кармане всегда. А еще его можно протянуть как помощь своему ближнему. У наших детей есть носовые платочки, и у каждого свой. Понял, зайчонок?

Зайчик: А что же мне делать?

Воспитатель: А мы тебе подарим платочек. Вот, держи (дарят носовой платочек зайчику). Теперь и у тебя есть свой носовой платочек.

(Зайчик берет платочек, благодарит, и продолжает чихать и кашлять.)

Воспитатель: Да, зайчонок, действительно ты простудился. Нужно тебя лечить.

Воспитатель: Ребята, с чего начнем лечение? Как вас лечат мамы, когда вы болеете, что они делают?

Ответы детей: Дают лекарства;

Вызывают доктора;

Меряют температуру;

Поят горячим чаем;

Ставят горчичники;

Делают компрессы.

Воспитатель: Хорошо! Сначала поставим градусник и измерим температуру, а пока зайчик будет лежать, заварим лечебный чай, и накроем стол. Дети, а давайте вспомним, как нужно сервировать стол?

(Дети накрывают стол скатертью, ставят чайный сервиз)

Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, как называются предметы, которые мы будем ставить на стол, чтобы напоить зайчонка чаем?

(Дети сервируют стол, уточняя названия предметов и чайной посуды.)

Чайная ложечка;

Салфетки;

Скатерть.

Воспитатель: Итак, стол готов. Давай, зайчонок, посмотрим, высокая ли у тебя температура? Температура в норме. Можно обойтись без врача.

Наступило время рассказать вам, дети, и тебе, зайчонок, кое-что интересное. Когда я была маленькой и часто болела, то мама лечила меня необычными лекарствами, которые дарит нам природа. Их очень много. Но сегодня я расскажу вам об одном из них - это ягоды калины. Вот ее я и взяла сегодня к зайчику, потому что догадалась, что он больной.

Вот посмотрите, как выглядит калина. Ее красивые кусты можно встретить везде: вдоль рек, озер, на опушках, в оврагах. Давайте вспомним, где мы могли уже видеть похожий куст калины?

Дети: В саду. Во дворе детского сада.

Воспитатель: Правильно. Куст калины растет во дворе нашего детского сада. Калина хорошо очищает воздух от пыли.

А я знаю загадку о ней. Вот послушайте:

Кто ж эти ягоды не знает?

От простуды помогают.

На кустах они висят,

И, как маков цвет, горят.

Только это не малина.

Что за ягода?

Дети: Калина!

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим внимательно куст калины. Смотрите, какой он яркий, пышный, красивый. Калина цветет весной. Она увенчана белыми соцветиями. А когда начинает падать первый снег, на кусте калины появляются красные ягоды. Как вы думаете, кто может питаться этими ягодами?

Дети: Ягодами зимой питаются птицы.

Воспитатель: Правильно.

Куст калины очень красив.

Какой куст калины? (пышный, красивый)

Какого цвета листочки? (зеленого)

Какие листья калины (широкие)

Посмотрите, как ягодки собрались в гроздь. На что они похожи? (на маленькие бусины, на гроздья рябины)

Люди очень ценят и любят калину не только за то, что она красивая, а еще и за то, что она обладает целебными свойствами и имеет особенный вкус. Попробуйте ягоды калины. Какие они на вкус?

А что вы нашли в середине ягоды?

На что похожее зернышко?

Давайте соберем зернышки калины на блюдце и подсушим их. Как вы думаете, для чего они нам могут пригодиться?

(Предположительные ответы детей: сделать аппликацию, украсить рамку картины и т.д)

Воспитатель: А еще из них можно сделать бусы для ваших мам.

В давние времена, каждая хозяйка готовила лекарства из калины на долгую зиму:

Сушили ее цвет, ягоды, листья;

Перетирали с медом и сахаром.

Калиновый чай - это первый помощник при простуде. Свежие ягоды употребляют при кашле. Калина - лекарственное растение, потому что содержит много витаминов.

Теперь вы знаете, что калина может вылечить любого от простуды. А давайте зайку будем лечить калиновым чаем. Заварим лечебный чай. Возьмите ягоды калины и положите в этот чайник. А я возьму другой чайник с горячей водой, и налью воду туда, куда вы положили ягоды. Накрою салфеткой - пусть настаивается.

А пока наш калиновый чай настаивается, давайте сделаем зайчонку подарок – нарисуем для него веточку калины.

(Дети дорисовывают ягоды калины на альбомных листах, используя нестандартную технику рисования).

Воспитатель: Посмотрите, какие пышные и красивые гроздья калины вы нарисовали. В народе говорят: «Как была молода – была бела, а как повзрослела – так и покраснела».

(Воспитатель предлагает детям выучить эту пословицу).

Воспитатель: Эти калиновые гроздья, которые так старались рисовать дети, мы подарим тебе, зайчонок. Будь здоровый всегда! (Дарят свои рисунки, зайчик благодарит каждого ребенка по имени.)

Воспитатель: А вот и наш лечебный калиновый чай готов. Садитесь все к столу.

(Дети рассаживаются за столом)

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, сколько вкусных сладостей можно приготовить из ягод калины? Из калины варят сок, кисель, готовят мармелад, варенье, пекут пироги с ягодами калины. (Берет варенье). Попробуйте калиновое варение. Оно очень вкусное и полезное. Какое варенье на вкус?

(Дети угощаются чаем и калиновым вареньем).

Зайчик : Благодарю вас, мои друзья, за помощь! Мне уже намного лучше. Голова не болит, горло тоже не болит. Мне так хорошо, что хочется поиграть с вами.

Воспитатель: Зайчонок, мы охотно с тобой поиграем. Наши дети очень любят игру «Заинька серый умывается».

Ход игры.

Дети становятся в круг, у одного ребенка – зайчик. Он «зайчик» и становится в середину круга. Дети, которые стоят в кругу, вместе с воспитателем проговаривают:

Зайчик серый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо!

«Зайчик» имитирует движения в соответствии с текстом (моет и вытирает нос, уши, хвост). Потом прыгает на обеих ногах – идет в гости к кому-либо из детей, и тот становится «зайчиком», берет игрушку и игра повторяется.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо играли с зайчиком. Давайте весело попрыгаем с ним?

Воспитатель: Ну что, зайчик-попрыгайчик, вижу я, что тебе уже намного лучше. И запомни, что кушать снег и сосульки нельзя, а то можно заболеть. Надевай теплую шубку. А если вдруг заболеешь, то теперь знаешь чем нужно лечиться.

А вы, ребята, запомнили, чем нужно лечить простуду?

Дети: Да! Калиновым чаем, вареньем.

Воспитатель: Как быстро пролетело время. Нам очень понравилось у тебя, зайчонок, но ребятам нужно возвращаться в детский сад. А ты ложись в теплую кровать и отдыхай. А когда будешь здоровым, приходи к нам в гости, мы тебя будем очень ждать. До свидания!

(Дети прощаются с зайчиком и уходят).

Конспект коллективного занятия по изобразительной деятельности

для детей средней группы. Лепка.

Тема : Гроздья калины.

Программное содержание занятия : Закреплять умение детей передавать форму предметов круглой формы и разной величины. Учить предавать в лепке впечатления от окружающего (поспели ягоды калины). Развивать воображение. Воспитывать правильное отношение к результатам.

Материалы и оборудование к занятию : Веточки с гроздьями калины для рассматривания, пластилин, доски для лепки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кому мы вчера помогали лечиться?

Дети: Зайчику!

Воспитатель: А как мы это делали? Чем мы помогали ему лечиться? Лекарствами?

Дети: Нет! Мы лечили его калиновым чаем!

Воспитатель: А кто помнит, где растет калина?

Дети: Ее можно встретить везде: вдоль рек, озер, на опушках, в оврагах. А еще она растет во дворе нашего детского сада.

Воспитатель: Посмотрите, я сегодня принесла вам веточку калины. Давайте рассмотрим ее. Какие у нее ягоды в гроздьях?

Дети: Маленькие, красные, округлой формы.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На маленькие бусины.

Воспитатель: А на ягоды какого дерева они похожи?

Дети: На ягоды рябины.

Воспитатель:

Красавица лесная у оврага:

Кустом густа, широкий лист

И гроздья ягод-бус, как будто

Красный дождь пучком повис.

Калину молодую из леса принесу

И дома у окошка с любовью посажу,

Пусть зимой калина бусами краснеет,

А пурга зимою злится и седеет.

Воспитатель: Давайте сейчас устроим конкурс на лучшую работу. Сегодня мы будем лепить гроздья калины. Поделимся на две команды. А чья команда победит – ту работу и отправим в посылке нашему другу Зайчику.

Рассмотрите еще раз внимательно гроздья калины. Какие они?

(Ответы детей)

Какими приемами вы будете пользоваться, выполняя работу?

(Ответы детей)

Приступайте к работе. Работать будем энергично, не отвлекаясь.

(Дети приступают к работе)

Воспитатель: А теперь давайте разместим на стенде ваши работы и рассмотрим, как справилась с заданием первая команда и вторая.

(Обсуждение проводится живо и эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики, подчеркнуть выразительность. Например: пышные гроздья калины, сочные ягоды и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Обе команды справились с заданием. Даже не знаю, чья работа лучше. Давайте отправим в посылке нашему другу Зайчику гроздья калины, которые старательно лепили обе команды.

Список используемой литературы:

  1. Э.С. Вильчковский. Подвижные игры в детском саду. – К.: Рад. шк., 1989. – 176 с. - На укр. яз.;
  2. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.;
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с., и.л.;
  4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 198 – 223 с., ил.
  5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.: ил. – ISBN 5-09-001634-8.


МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»

Классный час по теме:

«Лекарственные растения
родного края»,
посвящённый 535-летию
села Осташёва

Подготовила: учитель начальных классов
Стадникова Валентина Ивановна

с. Осташёво
2012 г.
Осташёво- край изумрудный и сказочный.
Классный час: «Лекарственные растения родного края»

Цели: развитие элементов научного мировоззрения,
-общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности учащихся;
-формировать понятие «лекарственные растения», учить распознавать
местные лекарственные растения;
-воспитывать любовь к родному краю, к его природе.
Оборудование: гербарий: «Лекарственные растения родного края», слайды, иллюстрации лекарственных трав, рисунки детей, сказки, сочиненные детьми.
Ведущий. В сентябре 2012 года нашему селу Осташёво исполняется 535 лет.
Село примечательно именами своих бывших владельцев. Сначала – это князья Урусовы, потом – Муравьевы, а затем князь К. Романов. Дядя последнего императора Николая
·
·, президент Российской академии наук,
талантливый поэт Константин Романов очень любил свое Осташёво:
(Слайды 1 и 2).
Люблю тебя, приют уединенный!
Старинный дом над тихою рекой.
И бело – розовый, в нем отраженный
Напротив сельский храм над крутизной
Богато и красиво наше село лесами, полями, речками. А сколько удивительных растений растет всюду! Но они не только привлекают нас своим внешним видом, но они являются лекарями, помогают человеку и животным бороться с многочисленными болезнями. (Слайды 3,4)
Сегодня на классном часе мы подведем итог, проделанной нами исследовательской работе по теме: «Лекарственные растения». Старт этой
работе был дан в сентябре, финиш будет в мае. За это время мы побывали экскурсиях, с целью выявления произрастания лекарственных растений, степени запыленности растений. Провели сбор и сушку лекарственных растений с последующим изготовлением гербария. Изучали литературу о лесной аптеке, написали небольшие сообщения о растениях, сочинения, сказки, придуманы ребусы и кроссворды. Итак, начинаем.
1-ученик.
Лекарственные растения – это группа растений, используемых для лечения болезней человека и животных, а также для предотвращения (профилактики) заболеваний.
2-ученик.
Вещества, обладающие лекарственным действием могут содержатся в любом органе растений: листьях (мать-и-мачеха), стеблях и коре (дуб, облепиха), почках (береза, сосна), корнях (валериана), и конечно, в цветках, плодах и семенах.
3 ученик.
Лекарственные растения используются человеком очень давно: в Индии, в Древнем Египте, Китае целебные травы применяли еще 5 – 6 тыс. лет назад
Одни лекарственные растения – травы (зверобой, ландыш, клевер),
другие – кустарники (малина, бузина), третьи – деревья (береза, сосна, дуб)
Звучит музыка Грига «Шествие гномов». Появляется Лесовик. (Ученик в костюме Лесовика)
Лесовик.
Лес, как сказочное царство:
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура и таблетки.
Ну а чем, как, что лечить,
Я могу вас научить.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья,Что пригодны для леченья.
Лекарственные свойства различных растений.
Ведущий. Вот это растение – лекарь знакомо всем с детства. Когда у ребят появляются ссадины на локтях или коленях, мы сразу ищем это растение.
Вопрос: Какое растение поможет нам в походе при ранении? (Слайд 5).
Подорожник. (Слайд 6)
Путника друг – подорожник,
Скромный, невзрачный листок
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из вас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Вопрос: Каким растением можно остановить кровотечение? (Слайд 7).
Тысячелистник. (Слайд 8)
Тысячелистник собери в цветенье,
Ускорит раны заживленье -
А растертый стебелек
И отвара внутрь глоток
Успокоит кровоток.
Вопрос: Какое растение может заменить вату? (Слайд 9).

Мох. (Слайд 10).
Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот,
На кочке мох без ножки,
Куда не глянь растет.
Он снизу седоватый,
Повыше зеленей.
Коль нужно будет ваты
Нарви его скорей
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной.
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Это мох-сфагнум.
Вопрос: Какое растение помогает при простуде? (Слайд 11).
Липа. (Слайд 12)
Липа – средство от простуды
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
Вопрос: А чем лечить кашель, высокую температуру? (Слайд 13).
Ромашка аптечная. (Слайд 14)
Если случится тебе простудится
Привяжется кашель,
Поднимется жар,
Придвинь к себе кружку,
В которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Ученица: А мне веснушки мешают!

Земляника. (Слайд 15)
Землянику знают все
И калину тоже.
Соком этим ты намажь
Веснушчатую кожу.

Исполнение русской народной песни «То березка, то рябина». (Слайд16).
Ученик. Наши русские красавицы, стройные белые березки известны во всем мире. Нет дерева милее и роднее березы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Береза – это символ Родины.
Березка. (Ученица в костюме берёзки). Русские врачи более 100 лет назад установили мочегонное действие березовых почек.
Много веков служит береза верой и правдой, принося пользу не только душе,
но и телу. Это знаменитый березовый веник в бане, и деготь, одна ложка которого портит бочку меда, но врачует кожные заболевания, раны, язвы,
ожоги (мазь Вишневского).
Появляется сосна. (Ученица в костюме сосны)
Сосна.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке.
Кто я, ребята? Что вы знаете обо мне? (Слайд 17).
1 - ученик. Отвар из сосновых почек рекомендуется как отхаркивающее, дезинфицирующее и мочегонное средство; хвойные ванны как общеукрепляющее и успокаивающее средство. «Сосна – душистый лекарь».
2 –ученик. В тяжелые дни блокады Ленинграда было организовано массовое
производство витаминизированного напитка из хвои сосны, который многим спас жизни!
Стихотворение «Бабушкина аптека» - инсценирование.
-Пойду – ка я в аптеку.
-Куда же ты пешком?
-За реку, внук, за реку,
Березовым мостом.
Там есть сыра поляна
Отсюда не видна.
Мне, внучек, валерьяна
Сердешная нужна
Пойдем, милок, со мною,
Старухе подсобишь
И хворь лечить травою
Научишься, глядишь.
Калган отыщешь в поле,
Душицу на чаек
Всем травам в поле воля-
Пойдем со мной, милок!
Ведущий. Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле
или на даче.
Иван-чай. Вам приходилось видеть вот такие (Слайд 18) лесные розовые поляны? С таких полян доносится запах меда. Это цветет с июня по август иван - чай (кипрей). Очень полезно это растение! Корневище сладкое, его едят сырым и варёным. Молодые листья кладут в салат, а из высушенных заваривают вкусный чай.
Лесовик. А вот загадка из кузовка.
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова
Спрячу- ка в карманчик
Бывший (Одуванчик). (Слайд 19).
Одуванчик. (Ученик в костюме одуванчика). Народная мудрость издавна приписывает отвару из листьев одуванчика способность придавать силы и бодрость, снимает усталость.А настой и препараты из его корней применяют для лечения болезней печени, желчного пузыря. Соком молодых листьев выводят веснушки и темные пятна на коже.
Появляется Белка. (Ученица в костюме белки).
Здравствуйте, ребята!Видеть я вас рада!
Ведь вопросов у меня тьма
Разболелась голова.
Вы вопросы разберите
И ответы мне скажите.
Ведущий. Поможем Белке ответить на вопросы. Игра «Найди меня»
Участникам раздаются воздушные шарики. Надо достать записку из шара, ответить на заданный вопрос и найти ответ на «поляне».
1Что за трава, которую знают слепые? (Крапива)
2. Очень жарко. Я взяла и зонтик сорвала.
И под зонтиком зеленым в лес по ягоды пошла.(Лопух)
3.Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
4.В сенокос горька, а в мороз – сладка. Что за ягода? (Рябина).
5. Эти ягоды найдете на большом лесном болоте.
Словно там набросаны красные горошины.(Клюква)
6.Головка голубая
И длинный стебелек
Ну кто его не знает? Это (Василек).
7 Лекарственное растение, получившее название за форму плодов, сходных с заплечной сумкой. (Пастушья сумка).
8.Местами еще лежит снег, а там где пригревает солнце, на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, в начале апреля появляются золотые головки
этого растения. (Мат ь - и- мачеха).
Ведущий: Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете?
(Слайды 20 – 25).
Собирать растения в лесу, в поле, на лугу, но не вдоль крупных магистралей, не около промышленных предприятий, ферм.
Часть растений оставлять для их воспроизводства.
Листья и цветки собирают чаще всего до и во время цветения растений, т.е. весной и летом.
Корни и корневища – ранней весной, осенью.
Кору в апреле – мае.
Лекарственные растения собирают утром, как только сойдет роса, потому что днем, на ярком солнце количество полезных веществ уменьшается.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Сушат лекарственное сырье в тени, на воздухе.
Лесовик. А вот и весёлая полянка, ребята подготовили весёлые частушки.
Веселые частушки.
1.Я природный материал
летом собирала,
И теперь квартира наша
Стала сеновалом!
2.Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка.
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока!

3.На себе всегда ловлю
Восхищенья взоры!
Красоту мне и здоровье
Дарят помидоры.
4.Я секрет румян достала
У прабабки Фёклы –
Лучше всех румян заморских
Сок от нашей свеклы!

5.Летом каждая полянка,
Словно скатерть-самобранка.
Вкусной ягодой лесной
В раз накормит нас с тобой.
6.Все полянки и кусты
Мы в лесу облазили.
Витамины все, что есть
Запасли мы на зиму.
Лесовик. Вы, ребята, должны помнить:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведущий: Вот и закончился наш классный час. Много полезных лекарственных растений растёт в лесах, на полях, на лугах нашего края.
Давайте бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас.
Закончился классный час чаепитием с душистыми травами и мёдом.

1.А.А Плешаков. Атлас – определитель «От земли до неба»//
Москва, «Просвещение», 2007 год.
2.Е.А.Постникова «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» //Москва,«Владос», 2001 год.
3.С.Алиева «Лесная аптека»//Йошкар-Ола, 1999 год.
4.Н.И. Панфилова, В.В. Садовникова «35 суббот плюс каникулы»//
Москва, «Новая школа», 2001 год.
5.И.Д.Агеева «500 новых детских частушек»//Москва, «ТЦ Сфера», 2001 г.
6.О.Журба «Травник»//Москва «Арнадия», 1998 год.
7.А.Ю.Нестеровская, Т.Д. Рендюк «Целебные растения вашей звезды»//Москва «Армада», 1995 год.
8. Интернет – ресурсы.

Осташевская средняя общеобразовательная школа. Стадникова В.И.

13PAGE 14615

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815


Приложенные файлы

Сценарий мероприятия предназначен для старших дошкольников, учащихся 1–4-х классов (участники мероприятия) и учащихся 5–8-х классов (ведущие мероприятия).

В мероприятии могут принимать участие также родители, педагоги и учащиеся-старшеклассники.

Цель мероприятия:

  • Формирование у обучающихся знаний о раннецветущих растениях родного края, о растениях, занесенных в Красную книгу;
  • привлечение внимания обучающихся к проблеме охраны раннецветущих растений, формирование у детей заинтересованности в сохранении многообразия растительного мира;
  • повышение уровня экологической грамотности детей и взрослых.

Задачи мероприятия:

  • познакомить обучающихся с разнообразием раннецветущих видов растений;
  • развивать у обучающихся потребность самостоятельно работать с книгами;
  • развивать творчество, самостоятельность и самодеятельность обучающихся, коммуникативные способности;
  • воспитывать гуманное отношение к окружающей природной среде, заинтересовать детей в бережном отношении к природе родного края;
  • развивать умение анализировать и находить пути решения обсуждаемой проблемы.

Подготовка и проведение мероприятия вызывает, как правило, интерес учащихся всех возрастных групп.

Учащиеся средней возрастной группы изучают литературу о раннецветущих растениях; готовят сообщения и вопросы для младших школьников; подбирают стихи о раннецветущих растениях; составляют ребусы и кроссворды, решая которые лучше запоминают названия растений.

Учащиеся рисуют растения, оформляют учебный гербарий, готовят поделки; готовят листовки, привлекающие внимание окружающих к проблеме бережного отношения к хрупкой северной природе; подбирают фотографии.

Итогом всей подготовительной работы может быть оформленная учащимися совместно с педагогом тематическая методическая папка “Раннецветущие растения родного края”, которая может быть использована как дидактические материалы при изучении тем: “Раннецветущие растения”, “Охраняемые растения”, “Охрана растений”, “Многообразие растений”, “Знаешь ли ты растения?” и других; оформляются выставка рисунков и поделок, фотовыставка.

Педагог в процессе мероприятия отмечает вклад каждого обучающегося.

Проведение подобного мероприятия позволяет педагогу привлекать к работе все детское объединение, а не отдельных активных учеников; не испытывать затруднений в организации активной познавательной деятельности учащихся, их самостоятельной и самодеятельной работы; учитывать дифференциацию в обучении разновозрастной группы.

Самостоятельная работа учащихся при проведении клуба выходного дня является ведущим средством достижения целей экологического воспитания, обучения и развития.

Оборудование и необходимые материалы.

  • плакат-надпись “Раннецветущие растения”.
  • выставка книг, фотографий, открыток, рисунков.
  • плакат-надпись “Не рвите цветы!”
  • плакат-надпись “Берегите красоту родного края!”
  • папка с файлами для оформления тематической методической папки “Раннецветущие растения родного края”.

Для показа презентации необходимы:

  • компьютер с установленной программой показа презентаций PowerPoint.
  • проектор для показа презентации.
  • электронный носитель информации с презентацией “Раннецветущие растения родного края”

План проведения мероприятия

  1. Вступительное слово педагога.
  2. Обсуждение проблемы бережного отношения к растениям.
  3. Выступления учащихся.
  4. Демонстрация презентации “Раннецветущие растения родного края”.
  5. Диагностики достигнутых результатов.
  6. Оформление плакатов и листовок.
  7. Подведение итогов.

В начале мероприятия всем предлагается познакомиться с выставкой книг, фотографий, открыток, рисунков

Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля...
(Из песни Ю.Антонова)

Во вступительном слове педагог формирует у обучающихся мотивацию к изучению раннецветущих растений края.

К обсуждению могут быть предложены следующие вопросы:

– Что мы можем сделать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время?

– Какие меры вы предложили бы для охраны раннецветущих растений родного края?

– Как можно рассказать друзьям, знакомым и жителям города охране растений родного края?

– Какие биологические особенности позволяют растениям быть первоцветами?

Дети предлагают оформить плакаты, а потом развесить их на подъездах домов, чтобы люди запомнили эти цветы; разместить рисунки раннецветущих растений на листе бумаги с надписью “Берегите цветы!” и приклейте их в подъездах домов. (Все высказанные обучающимися предложения по изучаемой проблеме обязательно фиксируйте).

Обучающиеся объясняют, что у растений, расцветающих ранней весной, питательные вещества, образованные в листьях, накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение уже может выпустить свой яркий цветок.

Педагог поясняет, что большинство раннецветущих растений относятся к экологической группе криптофитов – это многолетние травянистые растения, почки возобновления которых закладываются в луковицах, клубнях, корневищах и находятся в почве, благодаря чему защищены от прямого воздействия среды. Примерами таких растений могут служить ветреница, прострел, купальница, примула, хохлатка, дицентра и др. Многие виды раннецветущих растений становятся редкими и занесены в Красные книги областей и даже России. (Дети знакомятся с Красной книгой).

Выступления учащихся с рассказами о раннецветущих растениях местной флоры.

Выступления сопровождаются демонстрацией презентации “Раннецветущие растения родного края” (Приложение 1) .

Прострел, или сон-трава.

– Так называется это многолетнее растение (на юге Магаданской области – на Охотском побережье обычен прострел многонадрезанный).

Сон-трава – откуда это название? Утверждают, что если пожевать корень прострела, то наступает сон – глубокий и долгий. Такова легенда, но в ней, вероятно, есть доля истины. В корнях прострела найдены сапонины и ядовитые алкалоиды, которые, в зависимости от дозы, оказывают то возбуждающее, то успокаивающее действие.

Есть и другая версия происхождения названия “сон-трава”. На ночь и перед дождем его цветоножка сгибается, цветок поникает, прикрывая свою сердцевину от излишней влаги.

С каждым годом все реже можно встретить цветущий прострел. Размножается это растение в основном семенами, но крупные красивые цветки привлекают людей, особенно ранней весной, когда остро чувствуется “цветочный” голод.… Это растение рвать нельзя!

Дицентра прекрасная.

Род дицентра насчитывает до 20 видов травянистых многолетников, распространенных в Северной Америке, Китае, Корее, Японии. У всех этих растений длинные корневища, красивые перистые листья, а плоды – продолговатые коробочки, с мелкими блестящими черными семенами. Но главное – своеобразные цветки, не похожие на цветки других растений.

Весь цветок дицентры слегка сплющен в одной плоскости и очень похож на пронзенное стрелой сердце. Эти цветки-сердечки свисают вниз на цветоножках, они собраны в изящное соцветие – однобокую, дугообразно изогнутую длинную многоцветковую кисть. Кисти зацветают от основания, так что на каждой кисти можно видеть одновременно и цветки, и бутоны.

Благодаря характерной форме цветка растение получило много интересных и даже поэтических названий. У нас чаще всего дицентру называют “разбитое сердце”, менее известно другое название – “пылающее сердце”.

Хохлатка магаданская.

Такое название хохлатка получила за шпорцы – трубочки на цветках. Их много, и вся гроздь кажется как бы “хохлатой”.

Цветки хохлатки особые. Они хорошо приспособлены к опылению насекомыми с длинным хоботком. Двугубый венчик словно специально создан для того, чтобы шмель мог спокойно усесться на нижней губе. А шпорец цветка служит сосудом для нектара. Опуская хоботки на дно шпорца, насекомые всасывают нектар и попутно стряхивают со своих головок и спинок пыльцу, которую они принесли с других хохлаток.

Цветут хохлатки всего несколько дней. После опыления образуются сплюснутые плодики зеленого цвета, похожие на стручки. Созрев, они раскрываются двумя створками, и черные мелкие семена высыпаются на землю. Если присмотреться, то можно заметить на каждом семечке белый комочек (ариллус) – это приманка для муравьев. Ради этих комочков муравьи хватают семена хохлаток, тащат в муравейник, но часть теряют по дороге.… И на том месте, где останется на земле семечко, вырастет новая хохлатка.

Если раскопать землю, то можно найти круглый клубень хохлатки. Еще осенью в нем накопились запасы питательных веществ, и уже тогда была заметна крупная почка. К весне из нее вырастает новый побег, одетый полупрозрачной пленкой. Только когда росток выходит на поверхность, пленка лопается, стебелек высвобождается, распрямляется, развертываются нежные листья – и растение зацветает.

Калужница арктическая (самая распространенная в Магаданской области).

Название этого растения происходит от старорусского слова “калужина”, что значит – “лужа”. Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. У нее нет сладкого нектара, поэтому чаще над ее цветками кружатся мухи. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. Иногда в сентябре калужница зацветает во второй раз, но тогда увидеть ее цветы могут лишь самые наблюдательные, т.к. они слабо заметны на фоне опадающей желтой листвы.

Рябчик камчатский

Стебель простой или в верхней части слабо ветвистый, луковичные чешуи в виде мелких вальковатых клубеньков, молодые луковицы развивают всего один овальный лист. Произрастает на лугах, разреженных зарослях кустарников, лесных полянах в поймах рек и ручьев.

Раньше луковицы рябчика заготавливались мешками. Из них варили каши, кисель, делали лепешки. Сейчас сбор не практикуется: и из-за отсутствия необходимости и из-за недостаточного количества растений. Цветки растения имеют необычную окраску и, конечно, привлекают внимание и детей и взрослых. Нам необходимо вести разъяснительную работу, чтобы это растение не исчезло из окрестностей нашего города.

Примула, или первоцвет.

На Охотском побережье чаще всего можно встретить первоцвет клинолистный, а в окрестностях Магадана еще и первоцвет Мазуренко.

“Золотыми ключами весны” называют примулы. Трубчатые цветки, собранные в соцветия зонтики, действительно можно принять за связку диковинных ключей. “Ключей”, открывающих дверь к погожим весенним дням. Молодые листья примулы содержат большое количество витамина С. Несколько листочков вполне достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте. В Голландии, Англии примулы давно разводят как ценные овощные виды.

Когда-то первоцветы встречались во многих районах лесной зоны России. Теперь же многие их виды находятся под угрозой исчезновения…

Фиалка ползучая.

В России цветет много видов фиалок – скромных голубых цветочков с очень своеобразным венчиком и тонким приятным ароматом.

Всего насчитывается более сотни видов фиалок, распространенных очень широко от Арктики до тропиков, и цветут они по большей части летом. Весной распускаются немногие виды и среди них одна из первых – фиалка ползучая . Ее легко узнать по тому, что цветки у нее отходят поодиночке, как бы непосредственно от земли. И запаха никакого нет. На самом деле цветок фиалки ползучей отходит от тонкого наземного корневища, стелющегося поверх сырой болотистой почвы. Это даже и не корневище, а простой ползучий стебель, от которого вверх отходят черешки листьев и цветоножки.

На нижнем лепестке цветка видны темные полоски, ведущие как бы в глубину цветка, в его зев. Они, эти полоски, словно указывают путь насекомым-опылителям. Если цветок фиалки рассмотрим сбоку, в профиль, тогда легко заметить, что нижний лепесток продолжен в более или менее длинный мешковидный шпорец, на дне которого и скапливается желанный для насекомых нектар. А на пути к нему насекомого встречают тычинки (точнее – их пылинки – пыльца) и рыльце пестика. Насекомое невзначай стряхивает пыльцу на рыльце, а растению того и надо, чтобы цветок опылился и дал семена.

Далее педагог демонстрирует детям слайды с изображениями растений, которые можно встретить в окрестностях города весной и в начале лета (седмичник европейский, морошка (малина приземистая), княженика (малина арктическая), дерен шведский и др.), обращает внимание детей на цветение деревьев и кустарников.

Диагностика достигнутых результатов.

Игра “Ботанический аукцион”.

Детям предлагается записать названия видов раннецветущих растений родного края, которые они узнали.

Узнай растение, подпиши название, раскрась рисунок.

Необходимо определить название растений по контурным рисункам: хохлатка (Приложение 2) , калужница (Приложение 3) , фиалка (Приложение 4) , прострел (Приложение 5) , рябчик (Приложение 6) , примула (Приложение 7) . Раскрасить рисунки и сделать к ним подписи.

Составь ребус.

Детям предлагается составить ребусы с зашифрованными названиями изученных растений. Варианты ребусов, составленных обучающимися – (Приложение 8) , (Приложение 9) .

Нарисуй листовку или плакат.

Прилагаемые в приложениях контурные рисунки могут быть использованы и для изготовления листовок и плакатов в защиту природы и бережного отношения к раннецветущим растениям.

Подготовленные плакаты и листовки дети расклеивают в подъездах своих жилых домов.

По итогам мероприятия самым активным участникам вручаются дипломы Лучший знаток растений”,который дети раскрашивают самостоятельно. (Приложение 10) .

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. В 2-х книгах. М.: Агропромиздат, 1989.
  2. Атрохин В.Г., Солодухин Е.Д. Лесная хрестоматия М.: Лесная промышленность, 1988.
  3. Баринов О. Растения тундры. М.:Биология, №46,1996г.
  4. Беркутенко А.Н “Атлас растений Магаданской области”. 2006г.
  5. Беркутенко А.Н, Вирек Э. Лекарственные и пищевые растения Аляски и Дальнего Востока России. Магадан, 1995г.
  6. Гроздова Н.Б. и др. Деревья, кустарники и лианы. М.: Лесная промышленность,1986.
  7. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М.: Просвещение, 1973. 192с.
  8. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. М.: Молодая гвардия, 1972. 223с.
  9. Кощеев А.К., Смирняков Ю.И. Лесные ягоды. М.: Лесная промышленность, 1986.
  10. Красная книга РСФСР: Растения. – М.: Росагропромиздат, 1988.
  11. Кудрин Г.А., Сиразитдинов Ф.Н. Край наш северный. Магаданское книжное издательство, 1987.
  12. Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А. Краски северного лета. С.-Петербург: “Алфавит”, 1997 г.
  13. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. М.: Просвещение, 1991.
  14. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. М.: Просвещение, 1982. 127с.
  15. Хохряков А.П. Флора Магаданской области. М.: Наука, 1985.
  16. Цветы Колымы. (набор открыток). Магадан. 2003г
  17. Частухина С.А. Лекарственные и пищевые растения Колымы. Магадан: Библиотечка газеты “Территория”, 1995.
gastroguru © 2017