Как сделать большой костер. Как правильно разжечь костер. Как контролируется значение кастера

Cделать костер из пня чаще всего требуется не туристу или человеку в дикой природе, а дачникам или строителям, которым нужно убрать с участка нежелательный остаток дерева. Тем не менее, и в условиях дикой природы может возникнуть ситуация, когда пень - единственный доступный или наиболее удобный источник топлива. Развести в нём костер или полностью выжечь его можно разными способами. Далее рассмотрим несколько из них.

Пример выжигания пня, когда из него сделан костер «финская свеча».

Пень в качестве источника дров

Если в наличии есть топор или пила, из пенька можно сделать поленья для будущего костра. Но тут важно учесть, что рубить или пилить пень не всегда так же удобно, как ствол сухостоя . Дело в том, что из-за ветвления корней волокна в нем расходятся в разных направлениях, что повышает его прочность и препятствует легкому раскалыванию.

Кроме того нижняя часть стволов деревьев зачастую может быть сырой или трухлявой, что совсем нехорошо для будущего костра. Разжечь костер на таких поленьях будет проблематично, а брошенные в уже большой костер влажные или трухлявые поленья будут скорее дымить, нежели гореть.

Ниже на фото показан трухлявый пень, который относительно несложно получилось порубить на дрова:

Наконец, невыкорчеванный пень невозможно поворачивать, поднимать и делать с ним другие действия, и потому откалывать от него поленья нужно в том положении, в котором он находится на земле.

Поэтому зачастую удобнее разводить костер в самом пне.

Пень в костре

Сжечь пень, превратив его в угли костра, можно, обложив его со всех сторон хворостом и дровами. В этом случае внешние стенки костра будут превращаться в горящие угли, отражая тепло на подкладываемое в костер топливо. Для того, чтобы такой пень быстрее начал гореть, лучше удалить с него кору и сделать зарубки по сторонам.

Причем сжигать пень можно не по всему периметру, а, например, уложив дрова лишь с одной стороны. В этом случае пень будет отражать тепло только в одну сторону, что удобно для обогрева при экономии топлива.

Этот вариант удобен для пней любой высоты, так как низкие пни будут полностью сгорать в костре, а высокие - прогорать в нижней части, образовывая свободное полено, из которого также можно сделать костер, например, финскую свечу.

Финская свеча из пня

Из пня, не прожигая его в нижней части, можно развести костер, называемый .

Тут возможны разные варианты. Рассмотрим несколько из них.

При наличии пня, у которого диаметр поперечного сечения меньше его высоты:

  1. С одной стороны пня снимается кора и делаются зарубки.
  2. Впритык к этому пню с затесанной стороны разводится небольшой костерок по типу «шалаш».
  3. Выпиливаются два-три полена такой же высоты, как и пень, и желательно приблизительно такого же диаметра.
  4. На каждом полене с одной стороны делаются топором либо ножом глубокие насечки.
  5. Все поленья ставятся на торец и прислоняются к пню со стороны костра и друг к другу сторонами, на которых сделаны засечки. При необходимости можно подпереть поленья, чтобы они не падали.
  6. В щели между поленьями и пнем подбрасываются щепки и мелкий хворост.
  7. Угли раздуваются до возгорания.
  8. Огонь поджигает поленья и пень изнутри, образуя самостоятельный костер.

В видео ниже показано, как разводится такой костер, только в случае с пеньком в качестве одного из поленьев мы используем, собственно, пенек:

Если в наличии есть бензопила (либо простая цепная пила и большой запас бодрости и сил), то из пня можно сделать финскую свечу без особых затрат хвороста и дров. Для этого:

  1. Бензопилой в пне делается четыре вертикальных пропила так, чтобы все пропилы своей серединой пересекались в центре пня.
  2. В центр заливается немного бензина либо жидкость для розжига. Емкость с горючей жидкостью убирается на безопасное расстояние.
  3. Пень поджигают длинной лучинкой, огонь которой опускается в центр пня - пень разгорается.

В этом варианте через некоторое время горящие щели расширятся - и горение перейдет в режим активного тления. Для того, чтобы возобновить горение и выжечь пень до конца, необходимо будет добавить в него топлива в виде хвороста или дров.

В видео видно, как активно горит подготовленное таким образом полено, не важно, отдельное полено, или пенек в земле:

Если середина пня начала выгнивать и превратилась в труху, можно поступить следующим образом:

  1. Удалить середину пня.
  2. Если в пне имеются широкие продольные трещины, замечательно. Если таковых нет, нужно вырубить их топором. Через эти щели к очагу огня будет поступать воздух.
  3. Над центральным отверстием пня выложить костер «шалаш» и поджечь его. Прогорающие угли, будут падать в отверстие, наполняя пень изнутри, пока из центра не появятся языки пламени.

В данный вариант также придется подкидывать хворост, щепки и небольшие дрова, чтобы выжечь его подчистую.

В заключение хотелось бы сказать, что костер из пня - хоть и не лучший вариант, но в условиях выживания при остром недостатке топлива и он поможет согреться, приготовить пищу и высушить одежду. Всё-таки, огонь от него ничем не отличается от огня обычного костра. На даче же или в огороде выжигание пней таким способом позволяет избавляться от них без привлечения специальной техники.

Время на чтение: 6 мин

Лето пришло, а это значит, что тысячи горожан устремляются из шумных, пыльных мегаполисов на лоно природы в поисках уютного зеленого уголка. Что может быть лучше, чем сидеть у костра, смотреть, как искорки устремляются в звездное небо, слушать треск поленьев и рассказы бывалых туристов.

Но для организации правильных посиделок необходимо знать множество секретов, связанных с костром. В этой статье рассмотрим – как правильно выбрать место, какие бывают типы костров, как развести огонь с помощью подручных средств!

Огонь – самое странное создание природы, появляется мгновенно, распространяется со страшной скоростью, сметает все на пути, оставляя позади только дым и пепел. Об этом и должен помнить каждый турист, выбирая место для разведения костра.

Важные моменты – наличие в шаговой доступности водоема, отсутствие в той же зоне деревьев и кустарников, важно, чтобы ветви их не нависали над огнем. Идеальное место – старое кострище или вытоптанная площадка, предварительно очищенная от сухой травы, хвои, листьев.
Опасные места:

  • старые торфяники, так как может начаться пожар под землей, не поддающийся контролю и тушению;
  • вырубки с сухими лесными остатками;
  • хвойный молодняк, где быстро распространяется верховой огонь;
  • бурелом, где много сухих, поломанных деревьев.

Если туристы располагаются не на один день и разбивают палатки, то костер должен быть на приличном расстоянии от них, так как любая искра, попадающая на брезент, может привести к ужасным последствиям.

После выбора места нужно провести еще несколько важных мероприятий, польза от которых выяснится чуть позже. Во-первых, костер расположить не на поверхности, а в углублении (дольше сохранится жар, а искры не будут лететь на обувь туристов).

Во-вторых, яму можно обложить камнями (крупной галькой) по периметру.

Какие бывают костры и для чего они применяются?

Только на первый взгляд кажется, что все костры одинаковы, на самом деле есть много отличий и нюансов. Во-первых, огонь может разжигаться с разными целями, наиболее часто выделяют следующие виды:

  • дымовые (две разные цели: избавиться от мошкары, комаров или подать сигнал бедствия, показать свое местонахождение);
  • жаровые (главная цель – комфорт туриста: обогрев, просушка одежды и обуви, готовка пищи);
  • пламенные (цели разные: освещение места для привала, отпугивание животных, разогрев воды и пищи).

Костры также бывают разных типов, в зависимости от того, каким образом укладываются дрова. Самые популярные: колодец, шалаш, звездный, таежный.

Для создания колодца (или сруба) берутся поленья одинаковой толщины и длины. Из них создается подобие сруба, огонь в таком случае очень ровный, подходит для приготовления пищи, обогрева.

Костер-шалаш – дрова ставятся вертикально, соединяясь вверху, напоминая шалаш, могут иметь разную толщину.

Звездный костер подходит для длительного горения, поленья укладываются в виде звезды, поджигаются в центре. По мере того, как они прогорают, их аккуратно подвигают вперед.

Таежный костёр также будет гореть в течение длительного времени, давая жаркое пламя и много углей. Для разведения такого огня берется одно большое полено, на него укладываются поленья поменьше. Важно класть их одним концом на большое полено и только с одной, подветренной стороны.

Дымовые костры помогают отгонять комаров или подавать сигналы о потерявшихся туристах, так как видны издалека. Для создания такого костра необходимо развести обычный огонь, сверху уложить свежие, смолистые хвойные лапы и ветви или зеленые ветви деревьев.

Какие средства для розжига бывают, и какие лучше использовать?

Опытный турист всегда имеет под рукой спички, являющиеся лучшим средством для поджигания костра. Но он также знает, что существуют и другие помощники, которые могут использоваться туристом:

  • средства только для поджига;
  • средства для разжигания огня в самых сложных случаях;
  • средства длительного горения, которые могут заменить костер.

При подготовке к походу важно не забыть о спичках, они также требуют некоторой модернизации. Одной спички будет достаточно, чтобы развести огонь в сырую погоду, только само средство должно быть сухим. Чтобы уберечь от влаги, их еще дома покрывают парафином, хранят не только в картонном коробе, но дополнительно укладывают в герметичный целлофановый пакет. Особого внимания заслуживают охотничьи спички, а вот так называемые железные спички лучше оставить для эффектного разжигания камина.

В лесу есть свои надежные помощники, лучшими средствами для растопки считаются сухая хвоя, такой же сухой мох. Довольно часто используется береста, о ее свойствах легко загораться знали древние люди и активно использовали. Современному человеку остается помнить о достижениях предков и вовремя их использовать.

Специальное средство для розжига – сухой спирт. Его достоинства: быстро разгорается, нет копоти. Недостатки: крошится во время транспортировки, при попадании влаги горит с разбрасыванием осколков.

Активно используются растопки, изготовленные с помощью парафина, который защищает от влаги. А в качестве растопочного средства применяются разные материалы, в том числе древесная масса, оргалит, опилки.

Растопка костра в дождливую погоду

Подготовленный к походу турист может растеряться, если погода начинает подводить. Например, время становиться на постой, ставить палатки и разжигать костер, а дождь и не думает прекращаться.

Опытные люди дают первый совет – не торопиться. Дрова влажные, даже если есть спички и бумага, то костер разжечь все равно не получится. Второй совет – не использовать жидкие горючие вещества, вроде керосина, бензина, ацетона, так как есть риск поджечь собственную одежду и получить ожоги, вместо того, чтобы добиться разжигания костра.

Сухое топливо (спирт или другие сухие горючие вещества) становится самым хорошим помощником. Важно только позаботиться о наличии в рюкзаке туриста. Для сохранения горючих свойств нужно оберегать от попадания влаги, при подготовке в дорогу покрыть их парафином. Такие же отличные характеристики имеют высушенные корки цитрусовых (лимона, апельсина). Благодаря наличию эфирных масел быстро загораются, держат высокую температуру. Так же, как и химические сухие горючие вещества, корки нужно покрыть парафином.

Хорошими средствами для растопки считаются:

  • промасленная бумага, которая укладывается в консервную банку;
  • береста березы, ее нужно нарвать на тонкие полоски и скрутить в ком;
  • сухой лишайник.

Для разжигания костра в дождливую погоду нужно собрать как можно более сухие дрова, сложить из них костер, причем внутрь его поместить растопку, затем сухие, тонкие палочки, валежник, хворост, сверху боле толстые поленья. Теперь конструкцию нужно поджечь, стараясь защитить растопку от попадания капель дождя.

Как разжечь костер зимой в лесу без спичек?

Походы бывают летними и зимними, поэтому важно знать, как разжигать костер в любую погоду, в любых условиях, с применением спичек или используя подручные средства.

В качестве помощников, при отсутствии спичек, могут использоваться любые легковоспламеняющиеся средства, важное уточнение – они должны быть сухими. В такой роли могут выступать: ткани, части одежды, бечевки или веревки, сухие листья, опилки, кора деревьев, измельченная до крошки, сухой мох, пух или перья птиц. Хорошо смочить эти средства водкой, одеколоном (веществами, содержащими спирт). Теперь пришла очередь начать творческий процесс добывания огня, существует несколько способов.

Химический метод разжигания костра

Он хорош только для подготовленных туристов. Для него потребуется марганцовка в порошке и глицерин, не зная о таком способе добычи огня, вряд ли человек потащит в поход эти препараты. Но у бывалого туриста они будут под рукой, места занимают немного, но могут стать спасением. Метод поджигания прост: насыпать 1 грамм марганцовки, осторожно добавить 2–3 капли глицерина, главное быстро убрать руки, так как процесс развивается очень быстро. Вспыхнул огонь – подвигается трут, костер начинает разгораться.

Оптический метод

Работает только в солнечную погоду. С помощью линзы, в роли которой могут выступать очки, стекло, лупа, ловится луч солнца и направляется на трут. В зимнее время в роли линзы, при отсутствии других средств, можно использовать кусок прозрачного льда. С наступлением облачности или сумерек метод становится абсолютно бесполезным.

Геологический метод

Классическое использование трута и кремня. В качестве кремня используется любой твердый камень. Ударяя по нему ножом или любым куском металла, можно высечь искру, которая подожжет трут.

Используется сила трения, но, чтобы получить искру, требуется некоторый опыт и много физических сил. Поэтому, если тренировок и пробных попыток не было, лучше применять другие способы добычи огня.

Как разжечь костер с помощью батарейки и фольги?

Знание – это великая сила, используя завалявшуюся в кармане батарейку и кусочек фольги, можно тоже добыть огонь. Секреты: батарейка должна быть в рабочем состоянии, а фольга иметь бумажную основу, подойдет обертка от жевательной резинки, конфеты или обычной шоколадки. Фольга может быть и без бумажной подложки, процесс поджигания чуть сложнее.

Методика добычи огня следующая:

  • От обертки оторвать полоску: ширина – 1,5 см, длина – две длины батарейки.
  • В середине фольги сделать два надрыва (по одному с каждой стороны), чтобы получилась тонкая перемычка, шириной примерно 2 мм.
  • Перемычку обмотать сухим быстровоспламеняющимся материалом (мхом, опилками, нитками, пухом).
  • Концы полоски фольги приложить к полюсам батарейки, полоса станет проводником тока, в самом узком месте разогреется и зажжет бумажную часть обертки.

Чем больше способов розжига знает человек, тем он увереннее чувствует себя в походе.

Как эффективно поддерживать огонь?

Развести костер – это серьезное дело, но также важно знать, как поддерживать его в нужном состоянии, чтобы он выполнял свою миссию, согревал или отгонял комаров, подавал сигнал о местонахождении или варил кашу.

Секрет первый – какую древесину использовать! Известно, что древесина хвойных деревьев разгорается очень быстро, но костер недолговечен, быстро прекращает свое существование. Лиственные деревья, наоборот, дольше загораются, зато костер получается очень жаркий и горит долго. Используя эти свойства древесины, опытные туристы разжигают огонь с помощью сосны или ее «коллег», а поддерживают огонь березой, дубом и подобными.

Секрет второй – костер требует внимания. Иногда не нужно подбрасывать дрова, чтобы он горел, а просто слегка перемешать поленья в костре или подуть. Прилив кислорода позволит костру вспыхнуть с прежней силой.

Секрет третий – защита костра. Можно установить над костром (на достаточной высоте) навесы, которые также будут препятствовать его затуханию, под ними гораздо удобнее сушить вещи и греться.

Как с помощью костра подать сигнал бедствия?

И в трех соснах, уверены были предки, можно заблудиться. Если такое случилось, главное – не паниковать, не начинать судорожно метаться в поисках дороги или хотя бы тропинки. Нужно начать мыслить позитивно, в первую очередь, как сообщить людям о своем местонахождении. Задача – дать ясный сигнал. Самые простые способы: сигнальные ракеты, зеркала или ткани, использующиеся как флажки.

В случае отсутствия этих помощников остается одна надежда на костер. Правда, делать это нужно по особым правилам:

  1. Разводить огонь следует на высокой, открытой, хорошо просматриваемой местности, на вершине горы или холма, на лесной поляне. Есть совет устроить костер на плоту, поверх бревен уложить слой песка и камней, а сверху поджечь дрова, такие костры-плоты хорошо заметны с воздуха.
  2. Сделать по возможности не один, а три костра, расположенные на одной линии на расстоянии в 40–50 метров, с запасом дров у каждого. В международной практике такие костры являются сигналом бедствия.
  3. Важно, чтобы костры были не огневыми, а дымовыми, так как дым, поднимающийся столбом в сухую погоду, виден за 50 километров, то есть намного дальше, чем пламя. Можно использовать лапник, сырые ветви или траву.
  4. Если есть одиноко стоящее дерево, то в целях спасения жизни человека, можно пожертвовать им. Для этого обложить дерево растопкой и при приближении вертолета (спасательного самолета) поджечь растопку. Огонь доберется до кроны и превратит дерево в своеобразный факел, видный издалека (но это опасный способ, если огонь перекинется на другие деревья или траву, то Вам уже никто не поможет).

Главное при разведение костров соблюдайте правила безопасности, чтобы не травмироваться, и не навредить окружающей природе.

Надеемся, что данный материал послужит практическим пособием начинающему туристу. И в походе вы вспомните ценные советы!

Если усвоили курс "Как правильно развести костер?", тогда можно отправляться в поход.

Пешие походы в Крыму

Если Вы нашли опечатку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

О том, что поведение машины на дороге в значительной степени зависит от правильной регулировки углов положения колес подвески, знают все любители и почитатели автомобильного дела. Хорошо известно, сколько времени посвящается проверке углов развала и схождения колес, рекомендации ведущих специалистов требуют выполнять их каждые 5-7 тыс. км. Наиболее важную роль в обеспечении устойчивости колеса играет так называемый угол кастера. О нем часто забывают не только автолюбители, но и мастера-специалисты на станции техобслуживания.

Что такое кастер и важность его регулировки

Слово кастор, или кастер, является русифицированным звучанием англоязычного термина caster angle - угол отклонения. Легче всего представить геометрическое расположение угла на двухколесном транспортном средстве - велосипеде или мотоцикле. В данном случае углом кастора, или углом наклона кастера, будет угол наклона рулевой колонки. Для автомобиля принципиальной разницы нет, только величина кастера будет меньше и не так явно и наглядно выражена.

Вклад кастера в механизм стабилизации колес

Интересно! Применение кастера для самостабилизации колеса транспортного средства предложено еще в 19 веке англичанином Артуром Кребсом с целью усовершенствования подвески поворотных колес.

Схема образования стабилизирующего воздействия угла кастера очень схожа по механизму со стабилизирующим эффектом флюгера. Если обратить внимание на упрощенное изображение подвески Мак-Ферсон, становится понятна приведенная аналогия.

В случае с флюгером стабилизацию положения обеспечивает давление воздушного потока, для автомобильного колеса подобную работу выполняет сила трения сопротивления колеса о дорожное покрытие. Точка ее приложения будет совпадать с пятном контакта шины с дорогой, и в случае положительного значения угла будет находиться позади оси вращения на небольшом расстоянии. Любое отклонение колеса от прямой линии движения вызывает появление компенсирующего момента от силы трения, возвращающего колесо в прежнее положение. С увеличением угла наклона кастера до определенной величины растет значение сил компенсации и стабилизации - руль становится тяжелее, поворачиваемость автомобиля ухудшается. Большинство моделей автомобилей выходят с заводского конвейера с несколько завышенным значением угла кастера.

При освоении новой для себя модели водителю проще и безопаснее иметь дело с машиной, не страдающей излишней способностью рыскать по курсу движения; Положительная величина угла кастера значительно уменьшает угрозу внезапного и резкого изменения направления движения с возможным заносом и опрокидыванием автомобиля под действием боковых сил инерции.

С накоплением небольших деформаций подвески под нагрузкой в ходе первых месяцев эксплуатации, величина кастера несколько уменьшается и приходит в пределы рекомендованной нормы.

Стабилизация, обусловленная углом кастера, имеет ярко выраженный динамический характер - с увеличением скорости движения увеличивается сила сопротивления и момент стабилизации. Эффект сохраняется даже при минимальном положительном значении кастера. Как правило, для переднеприводных автомобилей величина угла кастера меньше рекомендованной производителем и может составлять 1-2 о. Для задних колес в стабильность удерживаемого курса движения добавляется вынос ведущих тянущих колес перед центром тяжести.

Классическая модель с задним приводом имеет на передних колесах значение кастера, достигающее 4 о. Большие усилия стабилизации увеличивают нагрузку на узлы рулевого механизма, вызывают больший износ втулок поворотных тяг. Поэтому величину угла не стараются излишне завышать, среднее значение угла кастера у современных легковых автомобилей не превышает 6°. Если управляемые колеса имеют большую нагрузку на ось, величину кастера уменьшают до 2 о для снижения усилий, необходимых для управления рулем.

Интересно! У большинства моделей Mercedes-Benz величина кастера находится в пределах 10-12°.

Причина - желание обеспечить высокую маневренность машины при относительно больших габаритах кузова. Дело в том, что завышенное значение кастера или продольного наклона, кроме стабилизирующего эффекта, увеличивает угол развала колеса при его повороте вдоль оси. Возрастание наклона колеса благоприятно сказывается на способности машины выполнять глубокие повороты без заноса.

Как контролируется значение кастера

Как и все углы, в геометрии величину угла кастера получают расчетным путем или непосредственным измерением с помощью специального приспособления.

Вариант первый - непосредственное измерение

Наиболее точным назвать подобный способ сложно. Но он прост и доступен для использования в условиях гаража. В первом варианте необходимо изготовить и установить на точки измерения специальные хомуты с опорными штифтами. Устанавливая хомуты, необходимо добиться, чтобы центры штифтов точно совпадали с виртуальной линией, проходящей:

Между центрами измерительных штифтов натягивают нить или тонкую медную проволоку. К верхнему штифту дополнительно подвешивают нить с отвесом и крепят измерительный прибор - можно использовать геодезический транспортир. Прелесть такого способа измерения в простоте и наглядности, минус - просто чудовищная погрешность измерения, позволяет увидеть величину угла с точностью в долях градуса.

Совет! В шкворневой подвеске можно использовать планку с укрепленным транспортиром и отвесом без дополнительной системы нитка-штифт.

Вариант второй - измерение и вычисление величины кастера по тангенсу угла

Способ измерения уже обладает достаточно высокой точностью, но предполагает наличие начальных знаний геометрии. Как и в первом случае, необходимо установить штифты в точках измерения и натянуть нити. Для расчета величины угла кастера нам необходимо максимально точно измерить три расстояния:

  • L1 - кратчайшее расстояние по нити, натянутой между штифтами, через точки креплений шаровых опор или амортизаторной стойки, в зависимости от конструкции подвески;
  • с помощью строительного указателя уровня и линейки измеряем расстояние L2 - от центра нижнего измерительного штифта до вертикальной нитки с отвесом. Измерение необходимо выполнить строго по показаниям указателя уровня. Зафиксируйте маркером точку, в которой линейка с указателем уровня пересечется с вертикальной ниткой с отвесом;
  • L3 - расстояние по длине нитки с отвесом от центра верхнего измерительного штифта до точки, отмеченной вами маркером в п.2.

Совет! Выбирайте для установки положения штифтов, позволяющих получить максимально возможную длину нитей. Чем больше длина L1, L3, тем больше величина L2, тем точнее будет значение.

Вариант третий - сложный, требующий навыков и знаний

В условиях СТО или ремонтных мастерских, обслуживающих и ремонтирующих подвеску автомобилей, очень часто используется метод, при котором величину кастера определяют с помощью расчета, измеряя развал колеса в двух положениях - максимальном повороте влево и вправо на один и тот же определенный угол.

Большинство измерений выполняется с помощью специализированных стендов и приспособлений. При определенных навыках можно измерить величину развала с помощью линейки и отвеса, но точность подобных измерений будет не выше предыдущего варианта.

Как значения кастера влияют на работу подвески и управляемость автомобиля

При отрицательных значениях углах кастера автомобиль неожиданно легко маневрирует, руль легкий и практически не позволяет чувствовать дорогу. С увеличением скорости появляется непредсказуемое рысканье, водителю приходится прилагать максимум усилий для своевременного выравнивания направления движения. При 70-80 км/ч машина теряет управляемость.

При небольших положительных значениях кастера машина легко управляется, и до 80 км/ч значительных проблем с удержанием курса не возникает.

При увеличенных положительных величинах кастера автомобиль также легко управляется, но значительно хуже прогнозируется скоростное вхождение в повороты, на малых скоростях неплохая маневренность.

Регулировка угла кастера осуществляется путем установки необходимого количества регулировочных шайб под опоры рычагов для многорычажной системы или в точках крепления растяжки подвески для системы «Мак-Ферсон».

Наступило время, когда многие люди отправляются на природу, в походы, на пикники. В таких ситуациях часто приходится прибегать к помощи огня, мы разводим костер. Костер - это и очаг, у которого можно обогреться и высушить промокшие одежду и обувь. Дым от костра защищает от комаров и гнуса.

Трудно представить себе туристский поход без костра. Но подружиться с костром не просто. Надо уметь его развести, надо знать, какие дрова он любит, как сделать, чтобы он горел долго, не требуя новых дров, и многое другое.

Место и безопасность

Для костра предпочтительнее выбирать защищенное от ветра место, не ближе 5-6 м от палаток, деревьев, кустарников, так, чтобы на них не летели искры. Над огнем не должно быть веток, а снизу - выступающих из земли корней. Никогда не разводите костер в хвойных молодняках, около хлебного поля, на слое сухой травы, хвои, мха.

Пламя способно распространяться на них со скоростью ветра. При устройстве костра на россыпях камней в лесу или на торфянике огонь уйдет в глубину, и даже от хорошо залитого костра спустя много часов способен вспыхнуть пожар. Желательно использовать старое кострище. Если его нет, на выбранном месте снимают дерн и кладут его в тень землей вверх.

Вблизи будущего костра в радиусе 0,5-1 м очистите землю от всего, что способно загореться от искр - сухой хвои, листьев. Костер можно быстро разжечь, если положить в пустую консервную банку, обложенную ветками в виде пирамиды, бумагу (тряпку), пропитанную жиром или соляркой, и поджечь.

Не следует разжигать костер под деревом, покрытым снегом, так как от тепла снег может обвалится и погасить его. Растопку лучше собирать в пути, а не на стоянке (привале), где ее может и не быть.

Защищаем спички

Чтобы избежать неприятностей, связанных с дождем, спички желательно специально подготовить. Делается это просто: необходимо пропитать их в расплавленном парафине. Затем спички упаковываются в герметичный полиэтиленовыйпакет.

Растопка

Принцип разведения костра сам по себе не сложен. Сначала зажигается растопка - какой-то материал, способный на небольшое время дать достаточно крупное пламя, чтобы от него занялись совсем тонкие сухие ветки толщиной со спичку. Затем подкладывают сучья побольше, приближающиеся по толщине к карандашу. Когда разгорятся и эти, кладут следующие, толщиной в палец. Так, постепенно кладут в костер все более и более толстые дрова. Понятно, что все дрова должны быть обязательно сухими.

Надо учиться собирать топливо так, чтобы взять его у леса безболезненно, не уродуя деревьев и кустов. В лесу всегда можно найти валежник, сухостойные, пораженные молнией или сломанные бурей сосны, ели, березы, засохшую лещину, можжевельник и другое топливо. Обычно больше его бывает в лесной глуши, подальше от опушки.

На растопку обычно идет бумага, реже - береста. Надо только помнить, что снимать для растопки бересту с берез, растущих возле бивака, недопустимо. Бересту обычно запасают впрок, когда во время перехода находят гнилое или упавшее дерево. Опытные туристы часто обходятся без бумаги или бересты. В качестве растопки они употребляют либо очень тонкую лучину (почти стружку), которую берут из середины сухого полена, расколотого вдоль, либо то, что туристы называют паутинкой, - мелкие сухие веточки ели. Их почти всегда можно найти на крупной ели, если заглянуть под свисающие ветви у ствола.

Однако начинающему туристу лучше использовать и мелкую лучину и паутинку в качестве первой порции топлива, которая пойдет в огонь сразу же, как только разгорится растопка.

Иногда на туристских соревнованиях требуется развести костер, не пользуясь бумагой или берестой. В таких случаях лучину и паутинку заготовляют заранее, как следует просушивают, связывают в пучки и расходуют только на соревнованиях. Бумага для растопки должна быть слегка примята. Гладкий лист, как, впрочем, и комок бумаги, будет плохо разгораться.

Береста практически никогда не бывает ровным листом, и приминать ее не надо. Но иногда она сворачивается в тугую трубку, расправлять которую - дело безнадежное. Лучше разорвать бересту ни тонкие полосы и, используя как растопку, сложить в кучку.

Растопку обычно укладывают прямо на землю, а сверху на нее кладут веточки или лучинки из первой партии топлива, но не всю заготовленную паутинку или лучину, а только часть их, так, чтобы растопка не оказалась заваленной ими. Некоторые туристы любят при этом укладывать на растопку только нижние концы лучины, а верхние - класть на какую-нибудь ветку потолще. Действительно, в такой укладке есть смысл: веточки или лучинки, лежащие в наклонном положении, легче разгораются. Когда бумага или береста прогорят, лучинки не оседают вниз и не ссыпаются друг на друга, что иногда происходит, если их просто набросать поверх растопки (упавшие на землю неразгоревшиеся лучинки могут потухнуть).

Растопку следует поджигать снизу - тогда она прогорит вся, до конца. Если зажечь растопку сверху, то нередко прогорает только ее верхняя часть, а затем пламя гаснет: огонь вниз распространяется очень плохо.

Растопку в виде пучков паутинки или лучинок лучше поджигать, держа на весу. Чем тоньше лучина или прутики, тем легче они загораются, но тем быстрее они и прогорают. Те из них, которые идут на растопку или на первую партию топлива, сопоставимы по толщине со спичкой и горят очень часто не дольше, чем спичка. Поэтому первые две-три минуты нужно все время очень быстро подкладывать в огонь новое и новое топливо. При этом нельзя валить его в огонь как попало.

Если ветки или лучина лягут плотным слоем, они забьют огонь и костер тут же погаснет. Это обычная ошибка юных туристов: едва появилось пламя, они щедро сыплют на него заранее заготовленную паутинку и огонь тухнет. Надо укладывать топливо в костер таким образом, чтобы между ветками, лучинами или чурками оставались просветы, необходимые для доступа воздуха. Тогда огонь будет хорошо разгораться. Это, впрочем, касается не только разжигания костра, но и поддержания его, когда в дело идут уже толстые дрова. Но в этом случае есть время положить полено, посмотреть, как оно занимается, передвинуть его, если оно плохо легло, и т. д. Тогда огонь мгновенно не погаснет, а при разжигании костра огонь может исчезнуть за несколько секунд, если костровой замешкается или допустит какую-нибудь ошибку.

Одна из ошибок, которую часто допускают юные туристы, была уже названа - огонь гасят, засыпая его топливом. Другая состоит в том, что слишком рано в огонь пускают толстые дрова. Едва разгорелась паутинка, а на нее уже начинают укладывать сучья в два пальца толщиной. Паутинка мгновенно прогорает, а сучья успевают только закоптиться снизу.

Далее. Первая, сравнительно небольшая, кучка паутинки, которая поджигается от растопки, должна сыграть роль запала. Когда эта паутинка разгорелась, надо пустить в ход остальной запас паутинки. На разгоревшуюся паутинку кладут несколько сучьев из следующей партии топлива (скажем, толщиной с карандаш). Разгоревшись, они послужат запалом для всей партии дров. Так постепенно увеличивается толщина сучьев и поленьев, закладываемых в костер.

Типичная ошибка юных туристов заключается также в том, что из каждой партии дров они пытаются использовать только запал, а не весь объем топлива. Иногда это происходит из-за того, что топлива собрали мало, только-только на запал.

Опытный турист никогда не начнет разжигать костер, пока не подготовит необходимого на первое время топлива. Он знает, что не сможет отойти от костра, пока не разгорятся сучья в полтора-два пальца толщиной. А время, которое он потратит на то, чтобы собрать это топливо, всегда будет меньше времени на повторное разжигание костра. Нередко приходится видеть такую картину. Едва сбросили рюкзаки, как кто-нибудь хватает газету и, сломав две-три сухие ветки, начинает разжигать огонь. Костер никак не разгорается. Его обступает кружок любопытных. Затем один из них решительно отстраняет кострового: "Ну-ка, дай сюда! У кого есть газета?" И все начинается сначала, иногда по нескольку раз. Это, не говоря о тех случаях, когда в качестве растопки пытаются использовать молодую хвою, сено или солому.

Виды костров

"Колодец". Два полена кладут на угли параллельно, на некотором расстоянии друг от друга; поперек них - еще два и т. д. Такая конструкция по внешнему виду, действительно, напоминает колодезный сруб. Она обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья обычно равномерно горят по всей длине.

"Шалашик" , или "конус". Поленья укладывают на угли наклонно к центру. При этом они частично опираются друг на друга. При такой конструкции костра дрова выгорают в основном в своей верхней части, но зато, благодаря близкому соседству их горящих частей, пламя получается мощным, жарким и концентрированным. Этот костер бывает выгоден, если нужно вскипятить воду или быстро приготовить что-нибудь в одном ведре, кастрюле, чайнике. Если же надо повесить на огонь не одну посудину, а несколько и, кроме того, желательно, чтобы все было готово одновременно, тогда "шалашик" не подходит. Тут лучше воспользоваться каким-нибудь другим видом костра, хотя бы тем же "колодцем".

"Звездный" . Поленья укладывают на груду углей с нескольких сторон по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре, и по мере сгорания дров их продвигают ближе к центру.

"Таежный" . Этот костер обязательно упоминается в туристских справочниках и руководствах. Однако, если взять разные справочники, окажется, что в них под этим названием описываются совсем разные конструкции, костров. Вот главные из них:

1. Костер складывают из длинных поленьев в два ряда, по два-три полена в каждом ряду. Оба ряда пересекаются под некоторым углом. При этом верхний ряд кладут так, чтобы он пересекался с нижним над грудой углей. Место горения приходится на пересечение обоих рядов.

2. Около углей кладут толстое полено; остальные кладут на него одним концом. Груда углей оказывается под ними.

3. Три-четыре полена укладывают на угли вплотную или почти вплотную друг к другу. Горение идет по всей длине поленьев, преимущественно в местах их соприкосновения.

Заготовка дров

Лучшие дрова - из хвойных деревьев. У бывалых путешественников принято отдавать предпочтение сосне и кедру, так как они мало искрят. Однако это имеет существенное значение только в том случае, если предстоит ночевка не в палатке, а рядом с огнем, так что юные туристы могут считать, что ель ничуть не хуже сосны и кедра. Хорошо горят также сухая лиственница и пихта. Последняя, правда, часто "стреляет" угольками. Из лиственных пород лучше других - береза, но даже она считается хуже хвойных деревьев. Это нередко удивляет тех, кто имел раньше дело с печным отоплением: при покупке дров всегда отдают предпочтение березовым. Дело в том, что покупные дрова предварительно просушивают. Да к тому же их и после покупки обычно не сразу пускают в дело, а складывают в поленницу, где они еще подсыхают. В этих условиях береза, действительно, экономичнее сосны и ели. Иначе обстоит дело в лесу, где дрова идут в огонь немедленно.

Сухостойная береза почти всегда гнилая, тем более упавшая, которая обычно вообще превращается в труху. Ни гнилье, ни труха на костер, понятно, не годятся. А вот хвойные породы значительно меньше подвержены гниению - этому препятствует смола.

Если на дрова берут упавшее дерево, то его следует сначала, попробовать топором и убедиться, не гнилое ли оно. Желательно проверить дерево таким образом в нескольких местах (хотя бы в двух). Очень часто дерево гниет неравномерно: на вполне пригодном для костра дереве вдруг оказывается участок с гнильцой или, наоборот, на гнилой лесине где-то сохранится сухая древесина. Если бивак устроен сравнительно недалеко от населенного пункта, где лес хорошо очищен и от сухостоя, и от валежника, и даже от сухих сучьев, то можно с грехом пополам набрать топлива на костер, наколов толстой щепы от сухих пней, оставшихся от ранее спиленных деревьев. Впрочем, с такой необходимостью туристы встречаются редко: почти всегда можно пройти пару лишних километров и устроить бивак там, где несложно найти дрова.

Заготавливая дрова для своего костра, юным туристам практически не приходится сталкиваться с необходимостью валить сколько-нибудь крупные сухостойные деревья. Обычно сухих сучьев, валежника и, наконец, несколько тонких сухих елочек бывает вполне достаточно, чтобы сварить пищу и посидеть у огня. Однако такая необходимость может и встретиться в какой-нибудь чрезвычайной ситуации, например при необходимости развести костер "три бревна" в случае незапланированной ночевки в лесу в холодное время года. Поэтому не мешает знать, как нужно валить большое дерево. Прежде всего, надо обойти вокруг дерева на расстоянии нескольких метров и посмотреть, не имеет ли оно естественного наклона.

Если дерево имеет сколько-нибудь заметный естественный наклон, то валить его надо в этом же направлении. Завалить дерево в направлении, отличающемся от естественного наклона, сумеют только люди, имеющие достаточный опыт. Юным же туристам не следует и пытаться этого делать. Далее, надо оценить, как упадет дерево, не зависнет ли оно, зацепившись верхушкой за ветви соседних деревьев. Снимать зависшее дерево - дело хлопотное и не всегда безопасное. Часто бывает целесообразно не тратить силы и не рубить дерево, которое, скорее всего, зависнет при падении, а сразу подыскивать другое, более подходящее. Если дерево растет на каком-то склоне, следует прикинуть, не скатится ли оно при падении далеко вниз, откуда его будет трудно достать, а если дерево стоит возле места бивака, то не упадет ли оно на лагерь.

Часто бывает, что рубить дерево мешают соседние кусты или ветви близко растущих деревьев. Их надо убрать, чтобы не мешали работать, и чтобы при падении дерева можно было быстро отойти в сторону. Отойти в сторону могут помешать также валежины или сучья, лежащие под ногами. Их тоже надо заранее убрать.

Костер в любую погоду

Чтобы развести костер в любую погоду, даже во время дождя, нужно большое мастерство. У тех, кто этим мастерством овладел, он вспыхивает от одной спички. Конечно, во всех случаях нужны сухие щепки, отжившие ветки ели. Хорошо сделать зажигательные палочки, наструганные из тонких сухих веток. Бывалый путешественник топливо уложит так, что в середине будут тонкие ветки, затем - потолще, сверху - самые толстые. Чем крепче дует ветер, чем сильнее льет дождь, тем плотнее укладывают топливо.

Если во время стоянки идет обложной дождь, если все кругом промокло так, что мокрее некуда, а на разжигание костра истрачено несколько не успевших отсыреть коробок спичек, - особенно хочется горячей пищи, чайку. В этом случае нужно поискать сушняк краснотала (шелюги); те палочки, которые трещат при ломке, - на растопку, не трещащие - на дрова. Найдете краснотал - обеспечен костер, обеспечены горячая пища, тепло, чай и свет.

Приятного Вам и безопасного отдыха!

Без костра сложно себе представить поход. Для организации костра необходимо выбрать место, заготовить растопку и дрова, затем разжечь его, поддерживать и в конце правильно затушить.

Сбор хвороста

Выбор топлива очень важен для костра. Сухие дрова деревьев лиственных пород не дают дыма, а древесина живой берёзы слишком влажная. Сухой мелкий хворост даёт сильное пламя, но полностью выгорает за пару минут. Дрова из дуба и граба дадут хороший жар, костер из такого хвороста может гореть около двух часов, это отличный вариант для приготовления пищи. Также в качестве топлива можно использовать сухой помет животных, торф или выброшенную на берег водоема высохшую древесину.

Виды костров

Существует несколько основных видов костра:

- «Шалаш» . Дрова для такого костра укладываются в виде шалаша или домика. Между поленьями, внизу помещают растопку. Костер такого типа удобен для приготовления пищи и ночного освещения, но для него требуется много дров;

- «Колодец» представляет собой костер четырёхугольной формы, он складывается в виде сруба. Лучше всего использовать короткие и толстые поленья. Внутреннюю часть заполняют мелкими дровами;

- «Таёжный костёр» имеет простую конструкцию. Для него необходимо одно длинное бревно, на которое под острым углом с напуском необходимо уложить 3-4 бревна. Его разводят для обогрева при ночевке на открытом воздухе;

- «Нодья» . Костер готовится из сухостойных стволов деревьев, преимущественно хвойных, крупных брёвен с длиной до 3-х метров, диаметром более 30 см. Чтобы такое дерево быстро загорелось, необходимо по всей длине бревна сделать заструги, но стружку до конца не снимать.

Разжигаем костер правильно

Перед тем как разводить костёр, нужно выбрать для него место, желательно укрытое от ветра, дождя, удаленное от палаток, водоемов и корней деревьев. Для быстрого и качественного разжигания костра необходима растопка - легковоспламеняющиеся материалы. Это может быть сухой мох, камыш, смолистые щепки, кора хвойных деревьев или специальные жидкости на основе парафинов.

Конечно же, для костра необходимы спички. Но если спичек нет или они размокли, то можно обойтись и без них. Чтобы разжечь костер без спичек, можно использовать огниво и кремень, им может послужить твердый камень (рисунок 1 ). Для этого необходимо бить камнем о стальной брусок или нож, а когда искра попадет на трут - нужно на него постоянно дуть и если все сделано верно, то обязательно появится огонь. В солнечную погоду добыть огонь можно с помощью линзы от очков и других стекляшек (рисунок 2 ). Либо резвести костер без спичек можно с помощью трения, способом для самых терпеливых (рисунки 3 - 4). Первоначально, при томительном добывании огня без спичек, следует поджечь трут (измельчённую листву, кору, мох, пух или вату).

Для того чтобы поддерживать костер необходимо регулировать количество топлива, а также величину зазоров между бревнами и поленьями. Если костер будет гореть всю ночь, то требуется назначить за ним дежурство, чтобы спящим не угрожала опасность. Когда поход окончен, костер следует тщательно затушить - залить до исчезновения тлеющих углей и головешек, затем разворошить его, снова залить и дождаться пока он не прекратит парить. Только в таком случае можно избежать лесного пожара.

gastroguru © 2017