Как самому сделать ручной плуг. Оборотный плуг для мотоблока: самодельный распашник для мотокультиватора – чертежи с размерами. Основные характеристики плуга

Сельские работы нельзя себе представить без техники, она необходима и в большом, и в маленьком хозяйстве для облегчения труда фермеров и экономии времени. Облегчить труд сможет техника, необходимая для вспашки, посева, а также выкапывания, окучивания, то есть для множества видов сельхозработ. Но для каждого вида работ требуется своя сельскохозяйственная техника. Тогда возникает потребность в больших финансовых затратах. Поэтому многие сельхозпроизводители задаются вопросом: «Что делать, чтобы снизить затрату средств?» Специалисты предлагают использовать для этого мотоблочную технику.

Сделанные своими руками конструкции выделяются рядом преимуществ, состоящих в:

  • оптимально проведённых расчётах с определением угла наклона, необходимого для грунтовой плотности при полевых работах;
  • подборе мощности к своему спецустройству;
  • экономической выгоде, так как выполненный своими руками агрегат стоит дешевле покупной вариации;
  • качестве материалов и всего устройства;
  • чувстве удовлетворения и гордости за подобные конструкторские свершения.

Важно: Мотоблок не только служит заменой лошади из-за наличия тягловой силы. В процессе работы устройство, применяя её, способно тянуть за собой все приспособления в виде сеялок, плугов, косилок и многого другого. В связи с этим работа будет отличаться максимальной продуктивностью и оперативностью.


Сам тягловый агрегат невозможно сделать самому. Из-за этого покупка мотоблока становится необходимостью. Но каждый сможет изготовить разные навески, например, плуг для мотоблока своими руками. Стоимость качественного инструмента чрезвычайно большая. В процессе самостоятельного изготовления вам не придётся платить за полный агрегат, а только за материал. Итак, как сделать плуг для мотоблока?

Детали спецоборудования

Любое самодельное сельхозустройство имеет такие детали:

  1. Металлическая труба, являющаяся частью несущей конструкции, необходимой при функциональном отделе машины;
  2. Рабочий режущий компонент, имеющий лопастной элемент или без него. В самодельной кострукции обычно используют резак из старой машины;
  3. Колёса для передвижения по земле;
  4. Крепление к устройству.

Мотокультиваторы оснащаются часто насадками, имеющими простую конфигурацию с регулируемым подвесом, устанавливаемым в направлении угла атаки.


Главным компонентом плуга для мотоблока является нож, изготовленный из закалённого высоколегированного стального вещества. Положительной стороной считается простота эксплуатации, состоящая в ненужности последующей обслуги.

Отвальную часть выгибают из стального материала, выделяющегося простотой, причём толщина едва превышает 2 мм. Отформуйте жёсткие ребристые поверхности для выдержки большой нагрузки. Многими умельцами для этих целей приспосабливается двухсотлитровая бочковая ёмкость.

Крепление ножевой спецчасти винтового вида – потайное. Оно выполнено из нержавейки. Выделяется отличными эксплуатационными свойствами и антикоррозийностью.

Плуг для мотоблока своими руками важен. Он должен быть снабжён подъёмным механизмом, имеющим 3 конфигурации:

  1. Гидравлическую. Её обычно берут в готовом виде из старых тракторных деталек;
  2. Винтовую при ручном управлении. Выделяется экономическими преимуществами, но меньшим удобством;
  3. Рычажную при ручном управлении. Считается незаменимым для компактных машин, обслуживается оператором вручную.


Примерные чертежи спецоборудования

Чтобы начинать работу по сборке важных спецэлементов, стоит нарисовать чертёж. Он нужен для продумывания устройства и недопущения ошибок в процессе сборки. Спецагрегат должен иметь отличительные особенности, состоящие в простоте спецработ с минимальным количеством элементов.

Чертежей достаточно много можно найти в сети интернет.

Виды оборудования

Есть несколько видовых разновидностей плужкового агромеханизма. К ним некоторые аграрии относят:

  1. Цилиндрическую, отличающуюся многосторонностью. Она подходит для использования на любой земле с любыми размерами полевых участков. Отлично выполняет дробление грунта. Отличается лёгкостью самостоятельной сборки. Но минус заключается в неглубоком проникновении в грунт.
  2. Полувинтовую, подходящую для поднятия пластов земли. При глубоком проникновении абсолютно не создаётся разрыхлительный эффект. Используют на землях с тяжёлыми почвами.
  3. Лемешную. Её нельзя самостоятельно сделать из-за больших объёмов, трудовых и финансовых затрат. Легче купить.

Но традиционно все устройства подразделяют на 3 вида:

  1. Однокорпусный.
  2. Оборотный или поворотный.
  3. Роторный.

Остановимся на каждом более подробно.

Однокорпусная сельхозмодель

Первый отличается простотой сборки при большом количестве проектов его модификации. Он оптимален, чтобы сделать самостоятельно. Имеющая лёгкость в изготовлении делает его главным для выполнения новичками, являющими профанами в этой деятельности.

Абсолютно не нужно спецприборов, чтобы выполнить сельхозмодель. Всё необходимое можно найти у себя в доме.

Опытные люди, экспериментировавшие с проектами и чертежами, говорят о необходимости выполнения лемеха съёмного типа для возможности затачивания перед вспахиванием почвы. Многие режущую часть выполняют из легированных стальных материалов 9ХС, участвующих в изготовлении дисков циркулярных пил.


Берут и 45 стальной материал, затем доведённый до твёрдости HRC 55 единиц при помощи закаливания. Если нет специального сырья, возьмите для изготовления обычной типологии. Хотя её и нельзя закалить, но режущий элемент отбивают на наковальне, потом натачивают. Это делает её приспособленной для сельхозработ с резкой грунтового слоя.

Плужок оборотной разновидности, самодельный

Оборотный плуг для мотоблока отличается универсальностью. Наличие оборотного ручного механизма делает возможным переворот почвы на одну сторону при помощи лемеха. Минусом считается, что весь процесс постоянно приходится начинать с того же угла поля из-за переворота пласта на одну сторону.

Ротационный агромеханизм работает в трёх основных плоскостях:

  1. Боково-вертикальной полозковой плоскости;
  2. Нижне-горизонтальной полозковой плоскости;
  3. Передне-отвальной плоскости.

В первом варианте при демонтаже отвального и лемешкового компонента агроприбор кладут на поверхность стола, плотно прижатого к стене, придвигают бок конструкции вертикально к стене. При этом поверхность столешницы и горизонтальная плоскость полозка совпадают. У хорошей модели оборотного плуга для мотоблока, изготовленного своими руками, низ режущего края при установке лемеха должен быть ниже полозка на 2 см.


Важно: При сборочном процессе оборотного плуга для мотоблока, сделанного своими руками надо быть внимательным и следить о максимальном совпадении деталей у мотокультиватора без наличия зазоров между ними.

У второго варианта боковая режущая часть лемеха должна быть установлена прямо при режущем боковом крае отвала. Эти детали у правильно собранной агроконструкции не должны выступать более чем на 10-миллиметровое расстояние.

В третьем варианте должны быть соединены рабочая поверхность лемеха и отвала без наличия зазоров с одноплоскостным положением. Детали для лучшей работы полируют и регулируют, не допуская выступа крепежа. Кроме того, очищенные детали поливают маслом или солидолом, затем растирают тканью. Это защищает поверхность от влияния негативных сред и коррозийности. Поэтому оборотный плуг для мотоблока считается наиболее распространённой моделью, отличающейся простотой сборочного процесса и отличными эксплуатационными возможностями.

Роторная разновидность плужковой агроконструкции

Самой простой моделью устройства, необходимого для работ на земле, является роторный плуг для мотоблока. Сделанный своими руками он отлично подходит для небольшого объёма агроработ на малых участках, потому что отличается не слишком высокой производительностью.

Но плюсом является то, что сборку могут осуществить даже новички в этой сфере деятельности.


Нужно изготовить сначала цилиндрическую форму отвала из металла легированной маркировки.

Важно: Делать все проекты надо, с особой тщательностью изучив чертежные проекты.

Выполнив детали из металла, установите лемех, введя клин в металлолист в 3 мм под 45 градусами, затем произведите его стыковку с боковой поверхностью щита. Далее присоедините к основе из металлической трубы лемех, колёсики.

Процесс изготовления отличается простотой. Подготовьте рабочее пространство, убрав ненужные вещи. Принесите всё необходимое для рабочей операции:

  • вальцовые инструменты;
  • механизм для резки металлолистов;
  • трубку, имеющую квадратное сечение при очень толстом слое металлического вещества;
  • аппарат для сварки;
  • лемех;
  • крепления в виде винтов, гаек;
  • стальной лист легированного вида толщиной в 5 мм.

Важно: используйте именно легированную сталь, способную выдержать большое воздействие.

Итак, многие сельхозпроизводители обрабатывают большие поля. Они желают облегчить свой труд, затратив при этом малое количество трудовых и финансовых затрат. Поможет этому спецустройство по вспашке и обработке земли, изготовленное своими руками. Попробуйте выполнить представленные агроустройства. При различных затруднениях можно посмотреть видео с рассказом о последовательности операций.

Самодельный плуг – это не только экономически выгодно, но и не сложно в плане производства. Вы всегда будете уверены в надежности такого оборудования, но давайте разберемся, как его соорудить.

Плуг используется в сельском хозяйстве для вспахивания земли.

Если вы хоть раз читали газеты и журналы, предназначенные для сельского жителя, то наверняка заметили изобилие рекламы по продаже минитракторов и мотоблоков. Не удивительно, землю ведь приходится обрабатывать. А вот навесное оборудование к такой технике в продаже не всегда имеет высокое качество. Самый востребованный агрегат – плуг. И при его покупке будущий пахарь получает массу проблем: от такого устройства не всегда можно ожидать качественной вспашки, хотя стоит плуг промышленного производства довольно внушительно. Отличной альтернативой некачественному товару может стать самодельный плуг.

Конструкция плуга

Перед тем как приступить к изготовлению плуга, разберемся с его конструктивными особенностями. Основные его части: лемех, отвал и полевая доска.

Типы отвалов плугов: 1 – цилиндрический; 2 и 3 – культурные; 4 – полувинтовой; 5 – винтовой.

Лемех является основной режущей частью плуга. Располагается он под отвалом. Угол наклона режущей кромки лемеха должен составлять около 40 градусов. При меньшем угле изделие будет устремляться вверх. При работе на мотоблоке постоянно придется приподнимать ручки, что приведет к быстрой утомляемости работника. Самодельный плуг для минитрактора с упомянутым лемехом нужно все время придерживать в почве за счет гидравлики. Изготавливают лемех из высокопрочных марок стали. В домашних условиях отыскать подобный материал бывает непросто, поэтому рекомендуется использовать лемех промышленного производства от старой техники. Идеально может подойти деталь от подплужника. В старые времена сельскохозяйственная техника не отличалась большой мощностью, поэтому для тяжелых почв применялось оборудование, перед которым устанавливались подплужники – маленькие плуги предварительной обработки почвы, за счет которых производилось рыхление дерна.

Важную роль имеет отвал плуга. Его работа обоснована формой листа. Чем качественнее прогнут лист наружу, тем легче изделию осуществлять переворот вспаханной земли. Изготавливается отвал из низкоуглеродистой стали толщиной от 3 мм (это критическая толщина, которая подходит для мотоблока). Для трактора потребуется отвал с большей площадью листа и большей толщиной материала.

Полевая доска плуга нужна для обеспечения устойчивости его в почве. Если у вашего мотоблока обеспечена блокировка колес, то при наличии правильно установленной полевой доски вам не придется испытывать больших физических нагрузок. Блоку достаточно «показать» направление и задать углубление, а дальше он будет работать сам вплоть до окончания полосы вспашки.

Необходимые инструменты и материалы

А теперь перейдем к непосредственному изготовлению плуга. Начинать будем с математических расчетов с учетом технических характеристик вашего мотоблока. Если ваша техника обеспечена хорошим коэффициентом сцепления с почвой, то вы можете взять за основу любые чертежи навесного оборудования для мини техники. В противном случае не торопитесь делать плуг с широким захватом и большим углублением. Для обычного мотоблока необходимо соблюдать следующие пропорции: 8 кг веса техники на 1 см углубления и на 0,5 см ширины вспашки.

Для сборки плуга вам потребуются:

  • готовый лемех или кусок прочной стали;
  • электрическая дрель;
  • сталь для изготовления отвала и полевой доски;
  • электрическая сварка;
  • болгарка;
  • болты и гайки;
  • металлическая стойка для изготовления основы.

Порядок выполнения работ

Способ определения центра тяжести плуга: 1- корпус плуга; 2 – грядиль; 3 – рукоятки плуга; 4, 5 и 6 – веревки; 7 – крюк; 8 – отвес.

На ровной горизонтальной поверхности устанавливаем вертикально стойку, с левой стороны по ходу предполагаемого движения расположите полевую доску, с правой стороны располагается лемех. Иногда можно встретить совет, что все детали необходимо приварить к стойке. Если вы тоже задумали это сделать, то откажитесь от этой мысли: плуг должен быть разборным. Тогда в случае порчи любого элемента его легко можно будет заменить, что сократит время вынужденного простоя.

Для того чтобы плуг легко разбирать и собирать, сварите для него основу, в изделие будут входить треугольные формы, призванные обеспечить жесткость всей конструкции. На эту основу прикручиваем лемех и полевую доску по заранее отмеченным направлениям. Над лемехом необходимо закрепить отвал. Ему нужно придать определенную округлость, что можно сделать на специальном станке или методом ковки. Холодная ковка здесь не подойдет по двум причинам:

  1. Холодный металл очень плохо поддается деформации.
  2. Придать изделию определенную форму не получится: вы сделаете неровности, которые будут препятствовать скольжению почвы по листу отвала.

Лучше будет, если металл прогреть, проковать и немедленно закалить. Отверстия в отвале (их нужно 3) можно проделать прямо в кузнице, но не ошибитесь при этом с точностью в разметке.

А теперь отвал зафиксируем на корпусе. Использовать для крепежа необходимо болты со шляпкой, плотно погружающейся в отверстие. Все выступы будут препятствовать работе плуга, поэтому их необходимо срезать под основание и места зашлифовать.

Если вы работаете на приусадебном участке на тракторе, то вам необходимо иметь спаренные плуги, которые закрепляются на оси, идущей под углом к технике.

Здесь крепеж осуществляется с использованием прочных металлических хомутов (не используйте сварные элементы крепежа – их при нагрузке разорвет!). Положение несущей оси не должно быть стационарным. Здесь необходимо обеспечить хоть небольшой угол поворота, чтобы вы могли регулировать положение плугов.

При желании мастер может изготовить и оборотный плуг, поставив в промежутке между осью и трактором гидравлический привод для поворота. Но такая конструкция признана в народе нерациональной: она слишком быстро выходит из строя. Лучше уж воспользоваться заводскими элементами поворота плугов. Если они имеются в наличии, то проблемы нет, изготавливать же самостоятельно столь сложное устройство нет необходимости. Обойдется оно тратой времени и нервов, а результат усилий будет недолговечным.

«Мотоблок в паре с транспортной тележкой (спасибо «М-К»!) смастерил. И теперь отвезти-привезти что-нибудь по хозяйству для меня, как говорится, не проблема. А вот хорошим плугом до сих пор не обзавелся. Жду, когда на страницах столь полюбившегося мне журнала появится обстоятельный материал о том, как такой плуг самому рассчитать и сделать». Аналогичных просьб-пожеланий приходит в редакцию немало. Видимо, от тех подписчиков, которые не сумели ознакомиться с прежними выступлениями журнала по интересующей их тематике (см., например, «М-К» 1’88, 3’89, 9’90, 5’91, 10’91). А потому - новая публикация, посвященная древнему и, как свидетельствует сама жизнь, нестареющему орудию землепашца.

Изобретение плуга историки относят к концу четвертого тысячелетия до н.э. Именно тогда догадались использовать для рыхления почвы заостренный крепкий сук. Отсюда и слово «соха», которое в переводе с шумерского означает не что иное, как «дерево пахаря». А металлический наконечник к этому орудию придумали в Древнем Египте, получив, по сути, почвоуглубитель с подошвой, образованной горизонтально поставленным лемехом, но не имеющий отвала. Последний появился в конструкции плуга лишь во времена Римской империи и явно не спешит сдавать завоеванных позиций (см. иллюстрации).

При всем разнообразии заложенных в него технических решений современный плуг состоит в основном из рабочих органов, вспомогательных узлов и механизмов. Нож (дисковый, как изображено на рисунке, или черенковый, воспроизводимый журналом ранее,- см., например, «М-К» 5’91) отрезает пласт почвы, равный ширине захвата корпуса. Предплужник снимает верхний слой, покрытый растительными остатками, сорняками и их семенами, укладывает его на дно борозды, образованной при предыдущем проходе. Корпус же подрезает снизу пласт, равный ширине своего захвата, отрывает его от невспаханного поля, оборачивая и кроша, перемещает в сторону и сбрасывает в борозду. Почвоуглубитель сзади корпуса рыхлит подпаханный слой почвы, не выбрасывая его на поверхность. Ну а вспомогательные узлы и механизмы обеспечивают весь технологический процесс вспашки, выполняемый рабочими органами (в данном случае - тремя) орудия.

В малогабаритной сельхозтехнике (мини-тракторы, мотоблоки) из рассмотренного выше комплекта рабочих органов используют подчас лишь корпус. Да и число вспомогательных узлов и механизмов в целях упрощения и удешевления плуга сводят зачастую к минимуму. Как это сделано, например, в конструкции, опубликованной в № 4 журнала за 1984 год.

Лемех и отвал корпуса образуют его общую лемешно-отвальную поверхность определенной геометрической формы. Как показывает практика, немаловажная задача - выбрать ее оптимальный вариант, исходя из технологических требований почвообработки, кинематических и энергетических условий, а также реальных возможностей, которыми разработчик и изготовитель плуга располагает. Вплоть до конструкционных материалов, наличия станочного оборудования, газоэлектросварки, мини-кузницы и пр.

1 – нож, 2 – предплужник, 3 – корпус, 4 – почвоуглубитель.

1 – цилиндрическая. 2 - культурная (переходная), 3 - полувинтовая, 4 - винтовая поверхность, 5 - корпус со сменной грудью. 6 - вырезной, 7 - дисковый, 8 - роликовый, 9 - с ротором.

1 - трапецеидальный, 2 - долотообразный, 3 - с приваренной щекой в передней части, 4 - зубчатый, 5 - с выдвижным долотом.

1 - цилиндрического, 2 - винтового, 3 - цилиндроидального типов.

1 - трапецеидального, 2 - долотообразного.

1 - основа («сносившийся» лемех заводского изготовления), 2 - зуб приварной носковый (отрезок рессорного листа от автомобиля ЗИЛ-150), 3 - зуб приварной прямолинейного участка лемеха (из выбракованной рессоры от автомобиля ГАЗ-51, 2 шт.).

1 - отвал изношенный (от выбракованного ПП-40 или другого плуга), 2 - дефектная часть, 3 - развертка отвала самодельного плуга.

Многие останавливают свой выбор на плуге общего назначения. Причем стараются использовать корпуса с цилиндрической (см. рисунок), а то и культурной лемешно-отвальной поверхностью. При вспашке такие плуги хорошо крошат, но недостаточно полно оборачивают пласт. Поэтому-то и применяются в основном для обработки старопаханых почв, которыми средняя полоса России, как известно, не обделена.

Корпуса с полувинтовой лемешно-отвальной поверхностью лучше оборачивают, но хуже рыхлят пласт. Их применяют для обработки задернелых старопаханых, осушенных торфяных и болотных почв. Корпуса с винтовыми лемешно-отвальными поверхностями вспахивают целинные, залежные, луговые и другие тяжелые почвы, так как они хорошо оборачивают пласт. Значительно реже обращаются к корпусам со сменной грудью, вырезному, дисковому, с ротором и др.

У каждой из вышеназванных конструкций свои преимущества. И соответственно - свои недостатки. Например, роликовый отвал снижает потери на трение, но он сложен по устройству. А широко разрекламированные в ряде мест скоростные отвалы других корпусов интенсивнее, оказывается, крошат почву, плотнее укладывают ее на поверхность поля, что приводит, в свою очередь, и к значительному росту энергозатрат.

Или взять лемехи. Наибольшее распространение, как свидетельствует статистика, получили трапецеидальные и долотообразные конструкции (см. иллюстрации). Работая в сложных условиях, отрезая пласт почвы и направляя его на отвал, они быстро изнашиваются и ломаются. Зубчатые лемехи сложнее в изготовлении. Но они снижают тяговое сопротивление корпуса, так как на отрыв пласта требуется значительно меньшее усилие, чем на срез почвы. Для работы в особо тяжелых условиях применяются лемехи с приваренной щекой в передней части. А при обработке особо плотных почв или глубокой пахоте неплохие результаты показывают лемехи с выдвижным долотом. Все это нельзя, естественно, не учитывать. Как, впрочем, и различия в конструкциях полевых досок и стоек корпусов, обусловленные определенными требованиями или условиями эксплуатации.

И еще. Нетрудно заметить, что в основе корпуса плуга лежит (см. иллюстрации) трехгранный клин АВСО, параметры которого во многом являются определяющими при проектировании конкретной конструкции, придавая ей те или иные эксплуатационные и технологические свойства.

В частности, угол а, расположенный в продольно-вертикальной плоскости, способствует изгибу и крошению пласта почвы. С помощью угла В, лежащего в поперечно-вертикальной плоскости, происходит оборачивание пласта. А угол у, расположенный в горизонтальной плоскости, способствует перемещению последнего в сторону. При этом пласт соответствующим образом изгибается и крошится. Указанные параметры трехгранного клина связаны между собой тригонометрической зависимостью:

Следовательно, здесь можно произвольно менять лишь два угла, а третий определяется по значениям первых двух. Вывод для конструктора немаловажная. Как, впрочем, и то, что рассматриваемый трехгранный клин в зависимости от изменения того или иного его параметра может приобрести лемешно-отвальную поверхность корпуса плуга определенного типа (см. иллюстрации): цилиндрическую при развитии угла а, винтовую при соответствующем изменении угла В и цилиндроидальную - с развитием углов а и у у стандартных плужных корпусов. Их геометрических параметров, разработанных для серийных мотоблоков и мини-тракторов, настоятельно рекомендуем придерживаться при конструировании самодельных мотопомощников:

Известно несколько практичных способов построения лемешно-отвальных поверхностей плужных корпусов. Наиболее простой из них предусматривает движение горизонтальной образующей АБ по двум направляющим параболам 1-1′ и 2-2′, которые располагаются соответственно в плоскости стенки борозды и в плоскости, параллельной ей на расстоянии ширины захвата корпуса. Для выбора параметров направляющих необходимо одними величинами задаваться, а другие определять расчетным или опытным путем.

В частности, установлено: некоторые параметры корпуса плуга зависят от ширины обрабатываемого пласта, удельного сопротивления и плотности почвы, скорости движения и ряда других факторов. Исходя из этого, длина лемеха с достаточной для практики точностью определяется соотношением:

При расчете плуга пригодится еще одно не менее ценное, по свидетельству специалистов, соотношение, согласно которому ширина захвата у проектируемого корпуса должна превышать возможную глубину вспашки в 1,5 раза. Это необходимо для нормального оборота пласта. Применение в конструкции предплужника приводит к снижению только что упомянутой дроби. Но на малогабаритных почвообрабатывающих орудиях предплужники, как уже отмечалось, обычно не используются. И это следует, естественно, учитывать.

Вооружившись приведенными выше предпосылками и математическими формулами, можно разработать плуги, в максимальной степени отвечающие современным агротехническим требованиям, характерным особенностям конкретной малогабаритной техники, той или иной почвенно-климатической зоне. Новичкам же рекомендуется держать ориентир на геомет-рические параметры серийного прототипа, а также на образцы выпускающихся к промышленным мини-тракторам и мотоблокам конструкций.

Конечно же, не возбраняется и слепое копирование понравившегося по тем или иным причинам плуга. В том числе воспользоваться готовыми разработками из тех удачных конструкций, которые в разное время появлялись на страницах «М-К». Но лучше подойти к делу творчески, взяв на вооружение идеи наиболее интересных технических решений. Например, форму черенкового ножа, полевой доски и лемешно-отвальной поверхности с соответствующими табличными данными, а также принцип действия поворотного механизма, опубликованные в пятом номере журнала за 199) год.

Немало ценного можно почерпнуть, скажем, из конструкции самодельного плуга, корпус которого сделан из старого, выбракованного за ненадобностью предплужника с приваренными стальными пластинами (см. «М-К» 3/В9). А сколько интересного найдет для себя начинающий самодепьщик (и не только) в материале, опубликованном в № 1 журнала за 1988 год, где с достаточной полнотой излагается методика изготовления лемеха, отвала и опоры отвала из отрезка… 550-мм трубы!

Тому, кто хорошо знаком с кузнечными работами, вполне по силам окажется выполнение отличного, надо сказать, лемеха из изношенного, но имеющего запас металла на тыльной стороне. Требуемых размеров и конфигурации добиваются здесь горячей рубкой (размеры L и L1 - см. иллюстрации - расчетные) и кузнечной оттяжкой. Для этого выбракованный было лемех кладут плашмя в горн и медленно нагревают его лезвие на ширину 70- 80 мм до температуры 500-600°С (до появления свечения), после чего скорость нагрева постепенно увеличивают. Доводят ее до 1100-1200°С (светло-желтый цвет каления). Причем, чтобы не подвергать металл опасности пережога, не допускать нарушения связи между зернами стали и повышения ее хрупкости, нагревают обычно только тот участок лемеха, который в данный момент подлежит обрубке или оттяжке. Остальную поверхность засыпают свежим углем (для уменьшения потерь тепла и в то же время для того, чтобы не допустить выгорания углерода с поверхностного слоя металла и, следовательно, снижения его твердости).

Оттяжку лемеха прекращают, как только температура понизится до 800″С (свет-ловишневый цвет каления). Ведь в противном случае могут появиться трещины. Поэтому, чтобы не допускать вредных для металла повторных нагревов, стараются вести оттяжку лемеха «без проволочек». Тогда работу по доводке каждого из участков будущего изделия можно выполнять с одного нагрева.

В ходе оттяжки меняется кривизна поверхности лемеха. Смещаются порой и крепежные отверстия в нем. Поэтому изделие нуждается в корректировке формы, что выполняется обычно на вогнутой оправке с хвостовиком, укрепленным в наковальне. Оправку изготавливают по новому лемеху. Кривизну поверхности устанавливают по просвету между лезвием и плитой: у долотообразного изделия просвет должен быть порядка 3-5 мм. Что касается смещения крепежных отверстий, то оно устраняется осадкой по торцу и соответствующей правкой спинки лемеха.

Оттянутый, но не остывший еще лемех зажимают в тисках и запиливают его лезвие. А остывший - затачивают на наждаке с лицевой (рабочей) поверхности. Ширина ленточки (фаски) при этом должна достичь 5-6 мм, толщина же лезвия - 0,5- 1,0 мм. Причем тоньше затачивать не нужно. В противном случае возможно коробление лезвия при закалке, а в процессе работы - выкрашивание.

Для закалки лемех вначале нагревают до В00-840°С (светло-вишневый цвет каления) по всей длине лезвия на 1/3 ширины. После опускают спинкой вниз в подсоленную (1-1,5 кг/л), подогретую до 30-40’С воду. А долотообразный лемех до погружения в соляной раствор нуждается еще и в дополнительном охлаждении. Выполняется оно во избежание трещин, для чего в месте перехода от лезвия к носку прикладывают на 2-3 секунды мокрую тряпку.

И еще одна, на сей раз уже общая для обоих типов лемеха, особенность. Чтобы уменьшить хрупкость изделия после закалки, проводят отпуск при температуре 350°С с последующим охлаждением на воздухе. О степени нагрева здесь судят по цвету побежалости.

Качество закалки определяют напильником: он не должен оставлять заметных на глаз следов на лезвии лемеха. Это соответствует 444-653 единицам по Бринелю. После проверки твердости лезвия контролируют линейкой прямолинейность лемеха.

Весьма перспективным видится конструкция лемеха зубчатого. Ведь работает он на вспашке сухих почв в 7-10 раз дольше стандартных. Причем зубья изготавливаются из выбракованных автомобильных рессор и привариваются к основе (лицевой ее стороне) на одинаковом расстоянии друг от друга (см. рисунок). Угол наклона передней грани зубьев к режущей кромке лезвия 4В°. Заточка зубьев верхняя, под углом 45°.

Вырубка зубьев из рессорных листов облегчается нагревом последних в кузнечном горне до температуры В50-1000°С (оранжевый цвет каления). Помогает термообработка и при осуществлении самодельщиком другой не менее ценной задумки: изготовлении отвала из износившегося основательно корпуса серийного плуга (см. иллюстрацию). Как свидетельствует практика, не окажутся лишними, невостребованными и другие знания и навыки. Так что дерзайте, и ваши трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели будут вознаграждены сторицей.

В. МОНТАКОВ, кандидат технических наук, доцент педагогического института, Г. Армавир, Краснодарский край

При покупке мини-трактора для обработки небольшого земельного надела в комплектацию зачастую не входят все элементы навесного оборудования, поэтому их приходится приобретать отдельно. А цена любых запчастей в розницу значительно выше и зависит от производителя и качества.

Оборудование, удовлетворяющее всем требованиям хозяйственника, не всегда есть на рынке. Поэтому оптимальный вариант — изготовить самодельный плуг, который при этом обойдется значительно дешевле заводского оборудования, порой сомнительного качества.

Чтобы самостоятельно сделать плуг, нужно хорошо знать его конструкцию и функции его отдельных элементов. Обычно на частных земельных участках используется пахотное навесное оборудование общего предназначения. В конструкции такого плуга можно выделить две основные части: рабочая и вспомогательная.

К рабочим элементам оборудования относятся:

  • Корпус, который включает стойку и полевую доску. К стойке прикрепляются отвал и лемех.
  • Нож — основной режущий элемент распашника.
  • Предплужник — дополнительный режущий элемент навесного приспособления, предназначенный для среза верхнего слой грунта (дерна).

Вспомогательные элементы конструкции:

  • Рама — основание, на котором крепятся все остальные детали плуга. В ее конструкцию входят продольные брусья, распорки, балки жесткости.
  • Опорное колесо (высоту его монтажа можно регулировать).
  • Навеска — специальное приспособление, при помощи которого навесное оборудование можно прицепить к трактору мтз или мотокультиватору.

Плуг с предплужником для мотоблока

Предплужник предназначен для снятия верхнего слоя грунта при распашке земельного участка. Он переворачивает пласт грунта с сорняками, укладывает его на самое дно борозды, выполненной корпусом, который оснащен специальными приспособлениями. Он обрезает и переворачивает часть почвы со стороны борозды. Одновременно корпус с оснасткой разрыхляет почву и равномерно распределяет ее поверх слоя с сорняками, уложенного предплужником. Для выравнивания стенки борозды плуг оснащается специальным ножом, который монтируют перед крайним корпусом навесного оборудования.

Виды и устройство корпуса

Плуги подразделяются в зависимости от количества корпусов на одно-, двухкорпусные и многокорпусные устройства.

В конструкцию корпуса входят следующие детали:

  • стойка;
  • полевая доска;
  • лемех;
  • отвал.

От последних двух элементов конструкции зависит вид и качество вспашки земельного надела. Лемех подрезает почвенный слой, который по нему далее поднимается по направлению к отвалу, затем переворачивается и крошится. От конструкции отвала зависит угол разворота земельного пласта. Снизу корпуса смонтирована полевая доска, которая предотвращает смещение плуга по направлению вспаханной земли.

Если вас интересует, как изготовить плуг своими руками, чертежи его конструкции стоит подбирать, основываясь на типе обрабатываемой почвы этим навесным оборудованием для трактора мтз или мотокультиватора.

Варианты корпусов для плуга:

Важно! Если вы планируете сделать плуг с опорным колесом для мотоблока в бытовых условиях, конструкцию корпуса рекомендуется подбирать в зависимости от типа грунта.

Выбор корпуса зависит от типа выращиваемой культуры. Корнеплодам необходима тщательно разрыхленная почва, для получения которой не один из выше перечисленных вариантов сельскохозяйственного навесного оборудования не подходит. В этом случае рекомендуется использовать комбинированную конструкцию. Корпус оборудуется укороченным отвалом, лемехом и ротором, который в процессе обработки земельного участка дополнительно измельчает грунт.

Конструкция отвала

Отвалы могут быть:

Важно! При выборе конструкции плуга необходимо учитывать значимый момент: лемех с отвалом должны быть практически одинаковой толщины (1 мм — допускаемая величина «ступени», не больше 0,5 мм — зазор между отвалом и лемехом).

Форма лемеха

Чтобы смастерить плуг своими руками, чертежи плуга для минитрактора нужно подбирать по типу обрабатываемого грунта и сложности самого приспособления. Для начала нужно определиться с конструкцией лемеха.

Лемех — деталь плуга, подрезающая пласт грунта. По лемеху грунт далее поднимается к отвалу. Для изготовления этого элемента конструкции плуга применяется закаленная сталь повышенной прочности. Сделать такой элемент конструкции распашника в бытовых условиях можно из обыкновенной стальной трубы.

Формы лемеха:

Из перечисленных вариантов лемеха наиболее востребованным является изделие долотообразной формы для оборотного плуга. Они считаются наиболее устойчивыми в процессе эксплуатации, плуг свободно заглубляется на нужную глубину.

Прежде чем сделать плуг ручной работы для мотоблока, нужно правильно подобрать схему конструкции навесного оборудования. Если имеется старый инструмент, можно сделать на основании его новые детали. Если же старый плуг отсутствует, можно воспользоваться для его изготовления чертежами Зыкова. Но обязательно нужно учитывать параметры сельскохозяйственной техники, на которой планируется дальнейшее применение самостоятельно изготовленного навесного оборудования.

Плуг, сделанный своими руками, является универсальным изобретением, которое подойдет как для вспашки земли, так и для посадки картофеля. Плуг можно сделать самостоятельно из имеющихся в наличии материалов. Предлагаемая модель плуга состоит из управляющего блока и устройства, предназначенного для вспахивания (плуга). Блок управления представляет собой подставку, которая состоит из основных управляющих элементов и приспособлений. А именно:
1 – выпрямительный мост (блок питания).
2 – электрический двигатель.
3 – редуктор, совмещенный с шестерней.
4 – трос - 5 мм, выступающий в качестве лебедки.
5 – якорь (рабочая часть от лопаты).

Плуг, который предназначен для вспашки земли состоит из таких элементов:
1 – руль (рычаг управления плугом).
2 – лемех.
3 – основа с креплениями.

Установка и подключение плуга.
1. Якорь необходимо установить под углом для лучшего упора.

2. После чего якорь следует углубить в землю до соединительной планки.

3. Затем якорь присоединяют к управляющему устройству при помощи куска арматуры.

4. Перед заградительной планкой возле троса также вбивают арматуру. Она дополнительно будет удерживать управляющий блок на месте во время работы.

5. В рабочем положении редуктор находится в положении зацепления.

6. Управляющий блок готов к работе.

7. После установки и закрепления управляющего устройства следует присоединить к нему плуг. Для этого свободный конец троса крепят к основе плуга.

Принцип действия и работа.
1. Плуг относят на нужное расстояние.
2. Лемех вгоняется в землю на требуемую глубину.

3. Левая нога устанавливается на лемех, а правая упирается в землю.

4. Таким образом, во время передвижения плуга по земле землепашец отталкивается правой ногой и управляет плугом с помощью своего веса.

5. Во время работы руль плуга не должен превышать уровень пояса землепашца.

6. Когда плуг доходит до места окончания вспахивания, блок управления отключают и снова относят плуг на противоположную сторону участка. Плуг, сделанный по такому принципу, способен вспахивать землю, которая на протяжении длительного времени находилась без ухода.

gastroguru © 2017