Выбор читателей
Популярные статьи
Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро!..
А.Н. Радищев
В череде столетий европейской истории 18 век занимает особое место. Были времена более грандиозных свершений, но не было эпохи более завершенной стилево, более, так сказать, «целокупной». Известный искусствовед Н. Дмитриева называет его последним веком господства аристократической культуры. Отсюда его рафинированность и эта самая «стильность», порой в ущерб глубине. И одновременно это эпоха утверждения новых ценностей в жизни европейцев, ценностей, которые живы и ныне и которые, собственно говоря, определяют сегодняшнее лицо европейской цивилизации.
Под мелодичные перезвоны клавесинов и арф в быту, головах и сердцах европейцев совершилось одновременно несколько революций, из которых только две мы обычно называем собственно «революциями»: Великую французскую и войну за независимость Соединенных Штатов Америки. Между тем, они лишь поставили пропахшие кровью и порохом точки в предложениях, которые Европа прилежно писала весь 18 век.
Итак, сперва немного о революциях.
Революция на столах
Главное достижение «осьмнадцатого столетия» состоит в том, что оно в принципе покончило с голодом на территории основных стран Европы. «Хлебные бунты» в Париже пускай нас не очень смущают: чаще бунтовали из-за отсутствия или дороговизны уже привычного белого хлеба. Так что легкомысленная фраза Марии Антуанетты («Если у народа нет хлеба, пусть ест пирожные») в чем-то не так уж и легкомысленна. Да, перебои с поставками хлеба в крупные города случались, однако по части совсем уж голода Европа отстрелялась сполна в самом начале 18 столетия, когда во время неурожая даже к столу мадам Ментенон стали подавать черный хлеб.
В 18 веке кардинально меняется меню европейца. Старая триада (хлеб мясо вино) дополняется новыми продуктами: картофелем, кукурузой, шпинатом, зеленым горошком, чаем, кофе и шоколадом (которые становятся все более популярными лакомствами). Да и прежние три «кита» европейской диеты существенно меняют свое «лицо». С середины 18 века во Франции ржаной хлеб вытесняется пшеничным на молоке (знаменитые «французские будки» принесли в Европу на своих штыках солдаты Наполеона).
С улучшением животноводства постепенно насыщается рынок мяса, крайне стесненный мощным приростом населения в предыдущие три века. Конечно, для большинства европейцев мясо еще доступно не в самой полезной форме: в виде солонины и всяких копченостей. Однако с рыбой пока было еще сложней: говорили, что бедняки могли лишь наслаждаться ароматом свежей рыбы.
Наконец, климат и вкусовые предпочтения определили и особенности потребления алкогольных напитков. Юг и юго-запад Европы выбрали вино, север и северо-запад пиво, а самый лихой и холодный северо-восток разумеется, водочку.
Приток сахара (вообще говоря, пока весьма недешевого) позволил заготавливать впрок фрукты и ягоды (и витамины на зиму). Правда, в начале 18 века варенье было еще таким редкостным и ценным продуктом, что, например, парижане преподнесли его в дар Петру Великому.
Все эти, казалось бы, чисто кулинарные новшества произвели настоящую революцию. Достаточно сказать, что не знавшая дефицита мясных продуктов Британия во многом именно этому обязана мощным приростом населения в 18 веке, без чего, собственно, не случилось бы и Британской империи. А любовь американских колонистов к чаю привела к их возмущению взлетом пошлин на чай, введенном английскими чиновниками (так называемое «Бостонское чаепитие»). Говоря фигурально, из чашки разлитого чая и родились Соединенные Штаты Америки.
Революция на столах двигала вперед развитие общества. Без нее Европа и Северная Америка не стали бы в 19 веке гегемоном остального мира.
(К слову сказать, 18 век вплотную занялся и сервировкой европейского стола, чему так поспособствовало производство фарфора, гурманство взамен обжорства и повышение гигиенических норм. Правила поведения за столом, посуда и столовые принадлежности явились к нам (во всяком случае, на уровне посольских и ресторанных банкетов) оттуда, из «осьмнадцатого столетья»).
Революция в головах
18 век обычно называют эпохой Просвещения, хотя само это слово слишком вяло и приблизительно определяет те процессы, что шли в головах европейцев между 1700 и 1804 годами (указываю год смерти И. Канта).
Европейские мыслители порывают с богословием и отграничивают сферу собственно философии от естествознания. Согласно ньютоновой механистической картине мира, бог нужен лишь как тот, кто дал первотолчок развитию природы, и дальше мир покатился от него вполне уже сепаратно.
18 век век практиков, вот почему мыслителей не удовлетворяют пустые схоластические умствования. Критерием истины выступает опыт. Любой пафос и риторика кажутся неуместными ни при каких обстоятельствах. Умирая от рака, маркиза, у которой служил Руссо, испускает газы, заявляет, что женщина, способная на такое, еще поживет, и отдает богу душу, можно сказать, с дерзко беспечной улыбкой.
Философы восхищаются совершенством мира (Лейбниц) и немилосердно критикуют его (энциклопедисты), поют осанну разуму и прогрессу цивилизации (Вольтер) и объявляют прогресс и разум врагами естественных прав человека (Руссо). Но все эти теории сейчас, на дистанции лет, не кажутся взаимоисключающими. Все они вертятся вокруг человека, его способности понять окружающий мир и преобразовать его в соответствии со своими потребностями и представлениями о «наилучшем».
При этом весьма долго философы пребывают в уверенности, что человек разумен и благ от природы, что в его несчастьях виноваты лишь «обстоятельства». Грамотность и картошку насаждают сами монархи. Общий настрой европейской философии 18 века можно назвать «осторожным оптимизмом», а ее лозунгом призыв Вольтера каждому «возделывать свой сад».
Увы, кровавые ужасы Французской революции заставят в корне пересмотреть благодушное заблужденье философов, но сделает это уже следующее столетие. Однако чисто европейская идея прав личности утвердится тогда, в 18 веке, утвердится как самая базовая ценность.
Революция в сердцах
«Век разума» не состоялся бы во всем своем блеске без революции в сердцах. Личность постепенно эмансипируется, осознает свой внутренний мир как важный и ценный. Эмоциональная жизнь европейцев становится все насыщенней и утонченней.
Бессмертным свидетельством этого стала великая музыка 18 века, быть может, одно из высочайших достижений в истории человечества.
Замечательный французский композитор начала 18 века Ж.Ф. Рамо первым сформулировал самоценную роль музыки, которая прежде считалась лишь подспорьем для слова. Он писал: «Чтобы по-настоящему насладиться музыкой, мы должны полностью раствориться в ней» (цит. по: Г. Кенигсбергер, с. 248).
Музыка гораздо точнее и тоньше выражала эмоции времени, чем зажатое условностями подцензурное слово. Для образованного европейца она стала насущной необходимостью. В библиотеках чешских и австрийских замков наравне с книгами теснятся на полках нотные папки: музыкальные новинки читались здесь с листа, как газеты, и так же жадно!
Музыка 18 века еще полна массой условностей, заданных формул. Именно наличие этих общих мест позволяло композиторам быть такими плодовитыми (свыше 40 опер у Г.Ф. Генделя, более 200 концертов для скрипки у А. Вивальди, более 100 симфоний у И. Гайдна!) Одновременно она еще настолько демократична, что дает шанс даже и дилетантам: Ж.Ж. Руссо сочиняет оперу, которая пользуется успехом при дворе, и сам король, страшно фальшивя, напевает оттуда свою любимую ариетку.
Музыка 18 века теснейшим образом была связана с жизнью и бытом. Бах рассчитывал, что его духовную музыку может исполнить хор прихожан в церкви, а самый любимый бытовой танец менуэт становится неотъемлемой частью любой симфонии вплоть до эпохи Бетховена
Каждая страна в 18 веке именно через музыку осознает свою самобытность. Немец Г.Ф. Гендель привез пышную итальянскую оперу-сериа в туманный Лондон. Но античные сюжеты показались британской публике чересчур отвлеченными и нежизненными. Практически не меняя музыкальную форму, Гендель переходит к созданию ораторий, которые как бы являются теми же операми, но только в концертном исполнении, при этом они написаны на горячо пережитые слушателями сюжеты из Библии. И самая широкая публика с восторгом откликается на это, духовные оратории Генделя делаются национальным достоянием, их исполнение выливается в патриотические манифестации.
Итогом музыкального развития 18 века становится творчество В.А. Моцарта. Гениальный австриец вводит в музыку новую тему тему судьбы своего творца, то есть вводит личность современника с его простыми и насущными желаниями, радостями и страхами. «Вообще Человек тварь божья» благодаря этому превращается в музыке в человека конкретной эпохи, обретает черты реальной личности и судьбы
Революция в манерах
Строго иерархизированное феодальное общество всегда уделяет особое внимание этикету. Он средство подчеркнуть статус (упорядоченное неравенство) общественного положения.
Конечно, этикет продолжает господствовать в отношениях между людьми и в 18 веке. Послы задерживают вручение верительных грамот, если вовремя не приходят бумаги, подтверждающие, что их дворянство восходит как минимум к 14 столетию. В противном случае при церемонии представления в Версале король не сможет обнять и поцеловать жену посла, а только ее поприветствует! Этикет до такой степени владеет умами придворных, что иные из них на полном серьезе уверяют, будто Великая французская революция разразилась из-за того, что генеральный контролер финансов Неккер явился к королю в туфлях с бантами, а не с пряжками!
Однако сами монархи уже порядком устали от всех этих условностей. Людовик Пятнадцатый прячется от уз этикета в будуарах возлюбленных, Екатерина Великая в своем Эрмитаже, а Мария Антуанетта не может проглотить и куска на традиционной публичной королевской трапезе и насыщается после, уже в одиночестве.
Двору противостоит салон, аристократический и буржуазный, где хозяева и гости общаются накоротке. Тон задают августейшие особы. Регент Франции Филипп Орлеанский-младший провозглашает на своих оргиях: «Здесь запрещено все, кроме наслаждения!»
Но льдина феодального этикета тает медленно и неравномерно. Еще в 1726 году лакеи знатного сеньора могут поколотить палками модного автора де Вольтера за дерзкий ответ их господину. Еще в 1730 году церковь может отказать в погребении знаменитой актрисе Адриенне Лекуврер (невзирая на то, что это любовница маршала Франции), ибо при жизни она занималась «позорным ремеслом лицедейки».
Но уже спустя двадцать лет в той же Франции статус художника меняется, художник буквально заставит короля уважать свое человеческое достоинство. А дело было так. Разобидевшись на Людовика Пятнадцатого, знаменитый мастер пастельного портрета Латур долго отказывался увековечить «саму» маркизу Помпадур. Когда же ей удалось уломать капризулю, художник разоблачился при ней почти до рубашки. Во время сеанса вошел король. «Как, мадам, вы клялись мне, что нам не будут мешать!» завопил Латур и бросился собирать мелки. Король и его метресса едва уломали виртуоза пастели продолжить сеанс.
Конечно, в феодальном обществе все определяет звание, а не талант. Моцарт пишет, что за столом зальцбургского архиепископа его место выше лакея, но ниже повара. Но в это примерно время уже буржуазная Англия хоронит «лицедея», великого актера Д. Гаррика, в Вестминстерском аббатстве!
Кризис феодального общества порождает новое представление о человеке. Теперь идеалом является не феодальный сеньор или придворный вельможа, а частное лицо, «добрый человек» во Франции, джентльмен в Англии. К концу века в этих странах не знатность, а успех, талант и богатство определяют статус личности в обществе.
Вот характерный анекдот на эту тему. Наполеон терпеть не мог композитора Керубини. Как-то на приеме во дворце, после представления всех присутствующих, император снова демонстративно осведомился о фамилии «этого господина». «Все еще Керубини, сир!» резко ответил ему маэстро.
В остальных странах на эмансипацию личности уйдет едва ли не половина следующего столетия
Петр открывает Европу
В 18 веке на европейскую политическую сцену вышла очередная великая держава Россия. «Презентация» нового политического гиганта состоялась весной и летом 1717 года, когда посольство все еще загадочных, но уже чуть европезированных «московитов» посетило ряд европейских столиц.
Увы, ни в Париже, ни в Берлине русскими богатырями во главе с царем Петром очарованы не были.
А теперь подробности.
В конце апреля того года русские явились на французскую границу. Версаль выслал навстречу им одного из самых элегантных своих придворных маркиза де Майли-Несле. Маркиз нашел русских
естественно, в кабаке, храпящих и заблеванных. Языком ворочал лишь Петр.
XVIII век принес нашей стране как большое количество ярких побед и достижений в различных сферах жизни, так и тяжелые испытания. Петром Первым были проведены грандиозные реформы. У России впервые в истории появляется регулярная армия, а главное – мощный военный флот. Россия становится империей, расширяет свои границы, захватывая стратегически важные территории, получая выход к морям. Развиваются промышленность и сельское хозяйство, культура и искусство. При этом страну потрясают дворцовые перевороты, кровавые бунты, войны, остаются нерешенными многочисленные проблемы. Однако Россия всерьез и надолго заявляет о себе, как о великой державе.
XVIII ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
Раздел 4.2. XVIII век в мировой истории:
Мишина И.А., Жарова Л.Н. Европа на пути модернизации
общественной и духовной жизни. Характерные черты
эпохи Просвещения………………………………………….1
Мишина И.А., Жарова Л.Н. «Золотой век» европейского
абсолютизма ………………………………………………….15
И.А.Мишина
Л.Н.Жарова
Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения
XV-XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируется мировоззрение гуманизма как основы нового ceкулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII веке.
XVIII век в жизни народов Европы и Америки - это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохии Нового времени означало цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.
Модернизация - это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию - постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией - небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией - высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.
Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Этот мир воспринимался им как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.
Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время - это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек - это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.
Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют Эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.
Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, aктивности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на coциальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф.Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй - все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.20. С.16).
Европа XVIII века в цивилизационном отношении еще представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.
В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.
Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро.
Общественно-политическая жизнь Франции в XVIII в. характеризовалась большими пережитками феодализма. В борьбе состарой аристократией просветители не могли опереться на общественное мнение, на правительство, относящееся к ним враждебно. Во Франции они не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, были своего рода «отщепенцами.
Большинство видных деятелей французского Просвещения подвергались преследованиям за свои убеждения. Дени Дидро побывал в заключении в Венсенском замке (королевская тюрьма), Вольтер - в Бастилии, Гельвеций был вынужден отречься от своей книги «Об уме». По цензурным соображениям не раз приостанавливалось печатание знаменитой Энциклопедии, выходившей в свет отдельными томами с 1751 по 1772 гг.
Постоянные конфликты с властями создали французским просветителям репутацию радикалов. При всем своем радикализме французские просветители проявляли умеренность и осторожность, когда ставился на обсуждение один из основных принципов, на которых базировалась европейская государственность - принцип монархизма.
Во Франции идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье (1689 - 1755). Изучая причины возникновения того или иного государственного строя, он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления. Главным средством обеспечения законности он считал принцип «разделения властей». Монтескье считал, что «дух законов» того или иного народа определяется объективными предпосылками: климатом, почвой, территорией, религией, численностью населения, формами хозяйственной деятельности и др.
Конфликты французских просветителей с католической церковью объяснялись ее идеологической непримиримостью, догматизмом, и это исключало возможность компромисса.
Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественного деятеля - ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало название целому идейному течению европейского масштаба - вольтерьянству»).
Большое место в творчестве Вольтера занимают исторические труды: «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Россия при Петре Великом» (1759). В трудах Вольтера политическим антагонистом Карла XII выступает Петр Ш - монарх-реформатор и просветитель. Для Вольтера на первый план выдвинулась независимая политика Петра, ограничившего полномочия церкви чисто религиозными делами. В книге «Опыт о нравах и духе народов» Вольтер написал: «Каждого человека формирует его век, очень немногие поднимаются над нравами своего времени». Он, Вольтер, был таким, каким его создал XVIII век, и он же, Вольтер, был в числе тех просветителей, кто поднялся над ним.
Часть французских просветителей надеялась на сотрудничество с властями в решении конкретных проблем управления страной. Среди них выделялась группа экономистов-физиократов (от греческих слов «физис» - природа и «кратос» - власть), во главе которых стояли Франсуа Кенэ и Анн Робер Тюрго.
Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эволюционными путями побудило многих из них примкнуть к непримиримой оппозиции. Их протест принимал форму атеизма, резкой критики религии и церкви, характерных для философов-материалистов - Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др.
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) в трактате «Об общественному говоре...» (1762) обосновал право народа на свержение абсолютизма. Он писал: «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно, недействителен. Если Английский народ считает себя свободньм, то он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны - он раб, он ничто. В древних республиках и даже монархиях народ никогда не представителей, само это слово было неизвестно.
Восемнадцатый век в истории России ознаменовался правлением двух великих просвещённых монархов – реформаторов, Петра I и Екатерины II. Россия в 18 веке кратко характеризуется не только дворцовыми переворотами, ужесточением крепостной зависимости, крестьянскими и стрелецкими бунтами, но и военными победами, развитием образования, модернизацией армии, флота и общества в целом.
Первым российским императором был провозглашён Пётр, произошло это в 1721 году, после того, как Россия победила Швецию в Северной войне. На престол же его возвели в десятилетнем возрасте в 1682 году Нарышкины при поддержке патриарха Иоакима. Вторым претендентом на трон был Иван Алексеевич, который был слаб здоровьем. Однако, родственники царевны Софьи и Ивана Алексеевича Милославские побудили стрельцов к бунту, который завершился убийством многих сторонников матери Петра, после этого фактическим правителем стала царевна Софья.
Иван и Пётр были провозглашены царями. Во время правления царевны Софьи, Пётр находился вдали от дворца. В сёлах Преображенском и Семёновском из своих сверстников он создал два «потешных полка», из которых, со временем, стали элитными подразделениями настоящей армии Петра. Не имея возможности получить необходимые ему знания у соотечественников, будущий Император проводил много времени в Немецкой слободе, знакомясь с иностранцами и изучая их образ жизни, начал роман с Анной Монс.
Наталья Кирилловна, Мать Петра I, недовольная поведением сына, женила его на Евдокии Лопухиной, которая родила Петру двух сыновей, Алексея и Александра. Царевна Софья, не желавшая отдавать власть, попыталась организовать новый стрелецкий бунт, но большинство войск остались верными Петру. Софья попыталась бежать, но в Воздвиженском была возвращена в Москву и вскоре заточена в Новодевичьем монастыре. Иван Алексеевич отдал всю власть Петру, но формально оставался соправителем до самой смерти в 1696.
В 1697-1698 годах I в составе Великого Посольства, под именем Петра Михайлова, урядника преображенского полка, отправился в Европу. После нового стрелецкого мятежа, Пётр вернулся в Москву, где начал дознание, в результате которого были казнены несколько сотен стрельцов, а Евдокия Лопухина насильно отправлена в Суздальский монастырь. После возвращения из Европы Пётр начал свои преобразования, решив изменить Россию по европейскому образцу.
Сначала своими указами он добился внешнего подражания европейцам в одежде и манерах, ввёл летоисчисление от рождества Христова, празднование Нового Года - первого января. Затем последовали более значительные структурные реформы. Была реформирована армия, государственное управление, российская церковная иерархия была подчинена государству. Также, Пётр провёл финансовую реформу. Для преобразований и военных походов нужны были образованные люди. Поэтому, были открыты школы: математических и навигацких наук, медицинская, инженерная. А в Петербурге – морская академия.
Для строительства в 1704-1717 гг. Петербурга, так же, как и для работы на фабриках и заводах, использовался труд крепостных. Для обучения детей грамоте, в провинции открывались цифирные школы. Результатом проведения военных реформ были победы Петра в Северной войне 1700-1721 гг., Каспийском походе 1722-1723 гг., благодаря чему Российская Империя получила выход к Балтийскому морю и ряд территорий. Однако, были и неудачная Русско-турецкая война, в результате которой Россия утратила выход к Азовскому морю. В 1712 году Пётр женился во второй раз на Екатерине Алексеевне, от которой ему осталось две дочери Анна и Елизавета.
В 1725 году, когда Пётр умер, именно Екатерина стала первой императрицей России. Однако, фактически, страной в это время правил Меньшиков и Верховный Тайный Совет, созданный по инициативе А.П. Толстого. В это время Россия не вела значительных войн. Правительство Екатерины в 1726 г. Заключило союзный договор с Австрией, также, в это время была создана Академия наук и прошла экспедиция Беринга. В 1727 году, Екатерина умерла, а императором стал Пётр Второй, от имени которого управлял страной сначала Меньшиков, а потом князья Долгорукие. Его правление тоже не было долгим. В 1730 году Пётр умер от оспы.
После него правила Анна Иоановна, приглашённая на престол Тайным Советом с условием ограничения полномочий. Однако, позже она восстановила абсолютизм. Анна провела некоторые реформы: реформа армии, упорядочение работы гос. учреждений, декларация справедливого суда, реформа Сената, реформа флота. Также, учредила Канцелярию тайных розыскных дел, занимавшуюся поиском заговорщиков и просто недовольных, всё это происходило с огромными злоупотреблениями, которые позже связали с именем фаворита императрицы Бирона.
Внешняя политика была продолжением политики Петра. В 1740 году Анна умерла и оставила наследником малолетнего Иоанна Антоновича, регентом при котором стал Бирон, а после – мать императора, Анна Леопольдовна.. В 1741 году его свергла . Она продолжила политику своего отца, ПетраI. Восстановила Сенат, упразднила кабинет министров, деятельность Тайной канцелярии стала незаметной. Елизавета провела перепись населения, отменила таможенные пошлины внутри страны, провела налоговую реформу, расширила права дворянства.
При ней произошла реорганизация учебных заведений, основана Академия художеств, а также Московский университет. Были построены Зимний и Екатерининский дворцы, архитектором которых был Растрелли. В результате Русско-шведской (1741-1743) и Семилетней (1756-1763) войн Россия получила Кюменегорскую и часть Саволакской провинции, некоторые земли в Пруссии. Елизавета умерла в 1761 году, императором стал Пётр. При нём была упразднена Тайная канцелярия, он начал секуляризацию церковных земель, был издан «Манифест о вольности дворянства».
В 1762 году в результате дворцового переворота был свергнут своей женой, Екатериной II. Она провела губернскую, судебную реформы, усилила армию, флот, усилила бюрократический аппарат, увеличила эксплуатацию крепостных. При Екатерине были созданы городские школы, училища, открыт Смольный институт благородных девиц, после этого– Воспитательное общество благородных девиц. В Академии наук были открыты анатомический театр, обсерватория, ботанический сад, физический кабинет, библиотека, мастерские.
Борьба с эпидемиями стала государственным мероприятием, введено оспопрививание, открыто много больниц и приютов. Во время правления Екатерины было несколько заговоров и бунтов: Крестьянская война, предводителем которой был Емельян Пугачёв, 1773-1775 гг., в 1771 г. - Чумной бунт. С воцарением Екатерины начался новый территориальный рост Российской Империи. В 1774 г., после турецкой войны, России отходят важные крепости в устьях Дона, Днепра и Керченском проливе. В 1783 Екатерина присоединяет Крым, Кубань и Балту.
После второй турецкой войны – прибрежная полоса между Днестром и Бугом. А после разделов Польши – часть Белоруссии, Волынскую, Подольскую и Минскую области, литовские губернии, герцогство Курляндское. В 1796 году Екатерина Великая умерла, на престол взошёл Павел. Он провел несколько контрреформ. Павел принял закон о престолонаследии, фактически исключающий женщин из претендентов на престол, ослабил позиции дворянства, улучшил положение крестьян, провёл административную реформу, направленную на централизацию власти, усилил цензуру. В результате военной реформы, большее внимание стало уделяться внешним атрибутам службы.
Основное направление во внешней политике Павла – борьба с Францией, для чего Россия вступает в антифранцузскую коалицию. Главнокомандующим войсками был , который освободил Северную Италию и совершил переход через Альпы. Однако вскоре Россия прекратила союз с Австрией и отозвала войска из Европы. А в 1800 году Павел даже начал подготовку к заключению союза с Наполеоном. Планам этим не суждено было сбыться. В 1801 году Павел был убит в собственном дворце.
Григорий Александрович Потёмкин-Таврический участвовал в сражениях русско-турецкой войны 1768–1774 гг., способствовал освоению Северного Причерноморья, создавал и укреплял Черноморский флот, ликвидировал Запорожскую Сечь, а в 1783 г. Присоединил к Российской Империи Крым. Подчинёнными Г.А. Потемкина были такие флотоводцы и военачальники как А.В. Суворов, Н.В. Репнин, Ф.Ф. Ушаков. Александр Васильевич Суворов во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. нанёс несколько поражений турецкой армии, командовал войсками в Крыму в 1776–1787 гг., в 1790 г руководил штурмом крепости Измаил, во время Итальянского похода 1799 г. разгромил французов нескольких сражениях.
Федор Федорович Ушаков участвовал в русско-турецкой войне 1768–1774 г., совершил несколько походов в Средиземное море из Балтийского, руководил постройкой Черноморского флота, которым командовал с 1790 г., уничтожил турецкий флот в решающем сражении у мыса Калиакрия в 1791 г., возглавил черноморскую эскадру в войне против Франции, но был отозван Павлом в 1800г.
Итогами политики России в 18 веке стало значительное увеличение территории, завоевание выходов к Балтийскому и Чёрному морям, модернизация армии, создание и модернизация военного флота, основание многих учебных заведений, в том числе, и для женщин, усиление крепостной зависимости, структурные преобразования всех сфер жизни общества.
Итак, для начала ответим на далеко не новый вопрос, который возникает у многих школьников и не только: "XVIII - какой это век?" Попробуем в этом разобраться в рамках данной статьи.
Часто люди жалуются, что римские цифры для них очень сложны. На самом деле, ничего трудного здесь нет. Все подчиняется вполне понятной логике.
Итак, в случае с числом XVIII его надо расшифровывать, начиная с самого начала. Так, X - это десять. Соответственно, число будет явно больше 10, поскольку остальные цифры стоят справа от главной. Дело в том, что если бы у нас было число IX, то это было бы уже 9, так как единица слева отнимается от 10. Итак, разбираемся дальше. V - это 5, а последняя часть, соответственно, 3. Все элементы суммируются и получаем готовое число - 18. Но параллельно с вопросом о том, XVIII - какой это век, возникает и другая трудность. Какой год можно отнести к 18-му веку - 1750-й или 1829-й? Ответ тут только один: 1750, поскольку 1829 будет уже 19-м веком.
Итак, когда мы разобрались, где какой век, остановимся на истории этого периода. Начнем с того, что Европа в XVIII веке переживала грандиозное событие в своей истории - Просвещение. Этот термин знаком многим. Можно задаваться вопросом: XVIII - какой это век, однако нельзя не знать особенностей данного явления. У каждой страны оно происходило по-своему. Но то, что было общим для всех, - это крушение феодализма.
Просвещение - естественный процесс, который неизбежно начинался при падении феодального строя. Оно гуманистично и тяготеет к формальному праву, усматривая в нем гарантию свободы и лучшей жизни. Просвещение как явление не только повлияло на умственное развитие Европы. Оно смело критиковало отжившие и устаревшие формы быта и уклада жизни, сохранившиеся еще со времен средневековья.
Так, Локк выдвинул на первый план моральные качества и ориентиры, рассматривая государство как соглашение людей. Он считал, что единственным естественным регулятором межличностных и общественных отношений являются нормы нравственности, морали и поведения.
Они должны были установиться, по мнению философа, "по всеобщему молчаливому согласию". История XVIII века полностью определила дальнейший путь развития многих стран, в том числе и Великобритании. Английские деятели считали, что высшая цель - не счастье общества, а счастье отдельного человека, личное возвышение.
Локк также подчеркивал, что все люди рождаются с набором сил и способностей, которые помогут им достичь практически всего. Но только постоянные усилия, как считал философ, способствуют реализации заложенного в каждом потенциала. Только личное творческое старание поможет человеку преуспеть в жизни. Говоря так, 18-го века очень точно уловили потребность общества в тот период.
В отличие от идей английских просветителей, Руссо выдвигает на первый план социум, а не одного индивида. Согласно его идеям, изначально обществу принадлежала вся власть, но потом оно предало власть правителям, чтобы те действовали в его интересах. Руссо был сторонником демократическо-республиканского государства. Гражданское равенство будет достигнуто только тогда, когда каждый гражданин сможет участвовать в управлении.
Монтескье, в свою очередь, настаивает на том, что любой страны должно адаптироваться и к климату, и к религии, и к характеру народа. Также философ считает самой лучшей формой государственного устройства республиканскую форму. Но, не видя в современных государствах возможности ее воплотить, останавливается на В таком случае правителю будет принадлежать только исполнительная власть, а законодательная - выборному парламенту.
Статьи по теме: | |
При каких условиях после месячных появляются кровянистые выделения причин возникновения нарушения под влиянием внешних факторов и гормонов
Порой бывает достаточно сложно отличить нормальные естественные причины... Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... |