Исследовательские работы по теме пещера для дошкольников. Опыт работы. Тема: «Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста. Беседа «Что мы знаем о камнях»

В народных сказках яблоки, обычно, выступают как волшебные плоды. С их помощью совершаются различные чудеса. Например, покатив яблочко по серебряному блюду герой может увидеть, что происходит за тысячу миль от него, в другом царстве-государстве. Молодильные яблоки, в соответствии с названием, возвращают молодость и здоровье. Также, откусив от волшебного яблока можно получить способность понимать язык птиц и зверей. Думается, неслучайно поэтому злая королева в "Белоснежке" использует именно отравленное яблоко, чтобы погрузить падчерицу в сон более напоминающий смерть. Итак, можно смело утверждать - со времён Адама и Евы, когда яблоко послужило причиной изгнания первых людей из Рая, в народе ему придавалось особое, символическое значение.

Древо жизни

Растения - чаще всего деревья - часто появляются в сказках как магические существа или предметы, которые могут как помочь герою, так и навредить ему. Дерево может быть и злым, и добрым, и проходящему мимо человеку или помочь, или навредить "по настроению". В качестве злого обычно представляли какие-нибудь сухое, больное или увечное дерево. В качестве доброго - здоровое, сильное. "Мудрыми" тоже могли быть только определенные деревья, большие и могучие по своей природе - Дуб, Кедр.

Конкретно яблоко в русских сказках это не пища, а некий магический предмет. Он может использоваться каким-нибудь волшебником, быть найден или подарен, но никогда не достается просто так. Чтобы добыть такое особое, волшебное яблоко, часто приходится приложить немало усилий.
Дерево яблоня символизировала плодородие, здоровье и богатство. Само яблоко – символ жизни и смерти, а еще символ некой скрытой силы, большого в малом. Яблоня считалась магическим деревом, а ее плоды как бы несли в себе частицу этой магии и могли передавать ее тому, кто эти плоды сьел. Поэтому яблоню уважали, берегли и старались не "обижать".

  • Например, в сказке «Гуси-лебеди» яблоня помогает героине, которая ищет своего брата. Когда девушка шла к Бабе Яге, она помогла яблоне - сняла спелые яблоки, которые клонили ветви к земле. А на обратном пути яблоня укрыла беглецов своими ветвями и спрятала от погони.
  • Ивана посылали за яблоками, которые "любую хворь победят". Яблоки вообще часто становятся эдакой целительной силой, спасением от болезней или даже старости и смерти. Например в сказке « О Иване-царевиче и сером волке» были молодильные яблоки, скушаешь три и сразу станешь молодым и красивым.
  • У Бабы Яги было зачарованное яблочко, которое катаясь по специальной тарелке могло показывать происходящее в окрестностях или в мире. Яблоко то было специальное, с особой яблони, и Баба Яга им очень дорожила.

Жизнь и смерть

Однако иногда яблоко символизировало и противоположное - зависть, ненависть, болезнь, смерть. В сказке «О мёртвой царевне и 7 богатырях» царевна съела отравленное яблоко и из-за этого почти умерла. Непонятно было ли это яблоко изначально нормальным и его отравили потом, или же оно выросло на каком-то особом "злом" дереве и накопило в "дурную силу", которая и отравила того, кто его съел.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Кулундинского района Алтайского края

Исследовательская работа

Символика яблока (яблони) в русских

народных сказках.

Колмакова Виктория.

Руководитель: учитель

русского языка и литературы

Альбах Татьяна Николаевна.

2013

Введение.

Я очень люблю русские народные сказки, а в них так много сюжетов связано с яблоней и яблоками. Да это и понятно. Яблоневые сады самые любимые, самые стойкие в «неласковом» климате России.

Цель моей работы - объяснить символику яблока в русских народных сказках.

Задачи работы:

    выявить корни традиционного использования символа в фольклоре;

    изучить трактовки символа;

    проанализировать эпизоды русских народных сказок, в которых упоминается яблоко.

Предметом исследования являются сказки «Гуси-Лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» , «Серебряное блюдечко и наливное яблочко», «Иван-царевич и серый волк», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Ведьма и Солнцева сестра», «Наказанная царевна».

Объект исследования – эпизоды русских народных сказок.

Основная часть.

Самые древние упоминания о яблоне и яблоках мы встречаем в мифах разных народов.

Яблоко-символ - плод дерева жизни, мирового дерева. Яблоко связано с мировоззрением древнего человека:

    почти идеально круглая форма ассоциировалась с представлением о мире, Вселенной, космосе;

    золотистый нежный цвет, «румянец» яблочка – с красотой, здоровьем, молодостью;

    гладкая, атласная кожица, скрывающая сочный плод – с тайной и богатством;

    сладость и аромат – с удовольствием и наслаждением.

Именно под мировым деревом решаются судьбы человека, под ним собираются боги для больших советов, сюда приходят за советом и знанием, здесь ищут бессмертие и здоровье. В мифах некоторых народов древом мира (жизни) могли быть не яблоня, а дуб, ясень, бук. Но каким бы ни было это дерево, плодом, сорванным с него, чаще всего оказывалось яблоко (в переводе с романских языков означает «райский плод»).

Ирий-сад –это древнее название рая у славян. Светлое небесное царство находится по ту сторону облаков, а может быть, это тёплая страна у самого моря - там вечное лето, и это - солнцева страна. Вход в Ирий-сад охраняется грифом. Там растёт мировое дерево. На этом дереве зреют молодильные яблоки. Возле дерева - колодцы с чистой ключевой водою, живой и мёртвой. Золотые яблоки дают вечную молодость, а вода - бессмертие, и поэтому охраняет их дракон Ладон. Вечность и бессмертие - удел богов, а не смертных, а значит прекрасные плоды и вода всегда должны оставаться в заветном саду. Только души праведников и героев попадали в необыкновенные яблочные сады.

Таким образом, в мифах чудесные яблони с золотыми яблочками растут либо на краю земли, либо в загробном мире и принадлежат богам или сверхъестественным существам. В сказках же яблони приближены к человеческому миру и хозяевами их являются цари. Но и в сказках яблони выступают часто как целительная сила.

Именно за яблоками вечной молодости для отца отправился Иван-царевич, герой «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»: «Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены… Прижимает он своего доброго коня, бьёт его плетью нехлёстанной. Конь осерчал и перемахнул через стену. Слез Иван-царевич с коня, входит в сад и видит –стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками …Иван-Царевич сорвал три яблока,а больше не стал брать да зачерпнул из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец» . Живая вода часто сопутствовала сказочным плодам.

Мотив молодильных золотых яблок есть и в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк»: «И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то … сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю стало жалко свой сад…» Жар-птица прилетала в сад к царю, чтобы поклевать золотые яблочки, дарящие бессмертие.

В сказке «Ведьма и Солнцева сестра» героиня дала Ивану-царевичу «два моложавых яблочка». Их съели старухи-швеи, помолодели и в благодарность подарили Ивану платочек: «… махнёшь им - озеро появится».

Распространённость подобного сюжета говорит о его большой популярности.

В верованиях славян яблоко также выполняло функцию любовного знака: парень и девушка, обменявшись яблоками, выражали взаимную симпатию и публично объявляли о своей любви.

В сказке «Крошечка –Хаврошечка» девица молодое яблочко поднесла -судьбу свою нашла: « Случилось раз девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю добрый молодец - богатый, кудрявый, молоденький. Увидел яблочки, заговорил с девушками:

Девицы-красавицы! - говорил он. -Которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт.

И бросились три сестры, одна перед другой к яблоньке. А яблочки -то висели низко, под руками были, а то вдруг поднялись высоко - высоко, далеко над головами стали…Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились».

Яблоня, выросшая из костей коровы (« и выросла… яблонька, да какая - боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные…») , является символом материнского благословения, плодородия. Это значение материнства сохранилось и в народной сказке «Гуси - Лебеди» . Яблоня не только помогает детям, но и воспитывает Алёнушку: только когда девушка собрала спелые яблоки, распрямила её ветки, яблоня укрыла в своих ветвях сестрицу и братца, спасла их от беды.

Таким образом, яблоня в рассмотренных нами эпизодах является как бы деревом судьбы (связь с деревом жизни) , от которого зависит любовь, благополучие.

Яблоня и её плод играют роль предсказателей судьбы, знают обо всём, что происходит в мире, показывают всю его красоту: «Вдруг раздался звон серебряный. Вся горница светом залилась: покаталось яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города видны, все луга видны, полки на полях, и корабли на морях, и гор высота, и небес красота: ясно солнышко за светлым месяцем катится, звёзды в хоровод собираются, лебеди на заводях песни поют» («Серебряное блюдечко и наливное яблочко»).

Есть русская народная сказка, в которой рассказывается о юноше, мечтавшем быть богатым, умным и жениться на царской дочке. Тогда его подвели к яблоне, на которой висело три яблока: одно, сморщенное жёлтенькое, - яблоко мудрости, другое, красное и наливное, - яблоко богатства и ещё зелёное и неспелое –яблоко счастья. Юноша выбрал желтое и сморщенное, потому что был не глупым и догадался, что если быть мудрым человеком, то можно и богатство, и счастье своё устроить, если быть счастливым, но бедным и глупым, то это как-то и вправду глупо, а если быть богатым, но глупым и несчастливым - то вообще никуда не годится. Царь подивился мудрости юноши и отдал в жёны свою дочь и полцарства впридачу. Таким образом, яблоки могли придавать человеку какие-то качества, то есть обладали волшебными свойствами, улучшающими жизнь человека.

Однако в Библии яблоко становится символом грехопадения человечества и коварства. Оно было заведомо запретным плодом, но Ева дерзнула не только сорвать, но и попробовать яблоко. Таким образом, оно сыграло в своём роде роковую роль.

И в сказках яблоки могут сыграть злую шутку со сказочными героями: «Сорвал Иванушка яблоко, съел, и в тот же миг выросли у него на голове рога - большие да тяжёлые, голову к земле клонят» (русская сказка «Наказанная царевна») . Правда, потом те же яблоки помогают герою наказать за несправедливость царя и его дочь.

Яблоней и яблоками стремятся обернуться нечистые силы, чтобы соблазнить доверчивых сказочных героев и погубить их. В русской народной сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» вторая жена говорит: «Забегу вперёд и оборочусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть – тут их и разорвёт на мелкие частички!» В этом эпизоде явно слышится мотив искушения, а яблоко выступает как враждебная человеку сила.

Заключение.

Итак, истоками традиционного использования символа яблока в русских народных сказках являются мифы и Библия.

Взятые для исследования сказки иллюстрируют основные случаи символики яблока (яблони) в искусстве:

    символ молодости и бессмертия;

    символ любви;

    символ материнства, материнского благословения, плодородия;

    символ соблазна, греха, коварства;

    яблоко предсказывает и показывает судьбу;

    улучшает жизнь человека.

Список использованной литературы

1.Афанасьев А. Н. Народные русские сказки.- Минск: «Беларуская

энцыклапедыя» им. Петруся Бровки, 1993.- 368 с.

2. Зигуненко С. Н. Знаки и символы.-М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2005.- 349 с.

3. Российская школьная хрестоматия.- М.: Изд-во «Интербук», 1995.- 431 с.

4. Тресиддер Джек. Словарь символов.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.- 448 с.

5. Хрестоматия по литературе для 1-4 классов. Часть 1.- Ростов-на-Дону: АО

«Книга», 1995.- 542 с.

gastroguru © 2017