Исследовательская работа школьников по краеведению. Исследовательская работа — по краеведению: Значение и происхождение названий улиц. Поиск материалов в Интернете и их изучение

Дата публикации: 11.05.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

лицей №4 г Россошь Воронежской области

Тема: Моя улица

Номинация: Краеведение

ученица 1 «Б» класса

Руководитель: Мозговая Ольга

Николаевна, учитель начальных

классов МКОУ лицей №4

Россошь 2016г

I. Введение

II. Основная часть

2.2. Жизнь и деятельность И. Е. Алексеева

2.3 Чем знаменита наша улица

2.4 Жители улицы с интересной судьбой

2.5.Объекты, находящиеся на улице

III. Заключение

3.1 Мои выводы

3.2 Мои предложения

IV. Литература

V. Приложение

Если человек не любит старые улицы, старые дома,

значит у него нет любви к родному городу.

Если человек равнодушен к памятникам истории,

он, как правило, равнодушен к своей стране.

Д.С.Лихачев.

1. Введение

Россошь - один из крупнейших промышленных, образовательных и культурных центров Воронежской области. Меняя архитектурный облик, он бережно хранит при этом свою самобытность, навсегда покоряя сердце каждого, кто хотя бы однажды в нем побывал.

Если быть предельно честными, то, наверное, мало кто знает, в честь кого названы большие улицы и небольшие улочки в наших городах. Порой мы ежедневно ходим по давно знакомым улицам и даже не задумываемся, почему улица носит то или иное название? Как называлась раньше и почему? Кому посвящены памятники и мемориальные доски? Кто из знаменитых людей ходил и жил на улицах наших городов?

Улицы - немые свидетели и хранители истории наших городов. Названия улиц о многом могут рассказать человеку. Многие улицы названы в честь писателей и поэтов, композиторов, коммунистических деятелей, знаменательных дат и праздников, героев гражданской и Великой Отечественной войн.

Любовь к Отечеству зарождается с малого - с любви к своему дому, улице, городу, краю. В настоящий момент в нашей стране стоит большая проблема - как воспитать патриота и гражданина Родины? Думаю, что эту задачу можно решить через воспитание обучающихся на примере героического прошлого нашего города, края, улиц. Надеюсь, что, изучив боевое прошлое нашей малой Родины, у многих молодых современных людей проявится патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, уважение к старшему поколению.

Когда Вы попадаете на россошанскую землю весной, глаз радует обилие цветущих садов, летом Вас поражает яркая зелень деревьев и многоцветье клумб, осенью окутывает золотой шлейф листопада, а морозной зимой восхищают преображенные инеем и метелью, словно сказочные здания. Но не только завораживающей красотой природы славен россошанский край. Настоящим его богатством являются люди, трудолюбивые, гостеприимные, талантливые. Многие россошанцы оставили о себе славную память потомкам. Я люблю свой город, где родилась, город, где живут мои самые близкие люди - мои родители. Мы с друзьями часто гуляем по улицам нашего города. Я живу на улице, которая носит имя Ивана Епифановича Алексеева.

Здесь живут мои родные и близкие люди. Я никогда не задумывалась и не спрашивала родителей, почему наша улица так называется, пока не получила задание в школе. Меня очень увлек проект под названием «Моя улица».

Актуальность моей работы заключается в том, что каждый житель нашего города должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания.

Объект исследования: улица И.Е. Алексеева города Россошь Воронежской области Российской Федерации

Предмет исследования: жизнь и подвиг И. Е. Алексеева

При работе я поставила гипотезу:

Если каждый житель Россоши, с детских лет будет интересоваться и знать историю своего города, историю своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.

Главная цель моей работы:

собрать и изучить информацию об истории названия улицы Алексеева города Россоши

1. Изучить историю названия моей улицы.

2. Познакомиться с биографией Ивана Епифановича Алексеева.

3. Узнать о подвиге героя.

4. Рассказать о результатах исследования ученикам моего класса.

Сроки исследования.

Январь-февраль 2016г.

Методы исследования:

Опрос учащихся, жителей улицы

Чтение литературы, поиск информации в сети Интернет

Знакомство с газетными статьями прошлых лет

Встречи с ветеранами

Обращение в библиотеку

Работа с источниками в краеведческом музее об истории города

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении предметных недель, олимпиад, классных часов.

Исследование велось по направлениям: краеведение.

II Основная часть

2.1. История образования улицы

Улица Алексеева примечательна своим местом расположения. Она как будто в сердце города, между центральными улицами - улицей Пролетарской и улицей Мира. Продолжительность улицы 1052м. На основании решения Россошанского горисполкома №393 от 4 ноября 1954 года одна из центральных улиц нашего города, ул. Кооперативная была переименована в улицу Алексеева. На стене первого на улице двухэтажного кирпичного дома была укреплена мемориальная доска: «Улица Алексеева названа именем Героя Советского Союза гвардии полковника Алексеева Ивана Епифановича, погибшего при освобождении города Россоши от немецко-фашистских оккупантов в 1943 году».

Мне стало интересно, чем так отличился Алексеев, что в честь него назвали целую улицу. И я стала изучать его биографию.

2.2. Жизнь и деятельность И.Е. Алексеева

Скупые строки архивных документов сообщают нам, что И.Е.Алексеев родился в 1909г г.Полоцке Витебской области Беларуссии, в семье рабочего. Закончил школу (7 лет), потом училище,работал на железно-дорожной станции. Энергичный юноша стремился стать военным и как только представилась такая возможность, по путевке комсомола в 1932 году поступил в Киевское артиллерийское училище, которое он закончил с отличием. Через год Иван Епифанович направился в Ленинградское бронетанковое училище, которые так же успешно закончил и стал командовать танковой ротой, потом - батальоном. Находясь в рядах Советской Армии И.Е. Алексеев проявил себя умелым, инициативным командиром. Он отдавал все свои знания и силы делу воспитания и обучения личного состава армии. Таким знали его товарищи по службе.

В первые дни Великой Отечественной войны уже в звании полковника И.Е. Алексеев был назначен командиром танкового полка. Как бесстрашный воин сражался он на Калининградском и Западном фронтах. За умелое ведение боев, личную храбрость и отвагу был представлен к награждению орденами Ленина и Красного Знамени.

В 1943 году гвардии полковник Алексеев назначается командиром 106-й танковой бригады, участвует в ожесточенных боях по изгнанию врага из Воронежской области. 14 января 1943 года 106-я танковая бригада Алексеева, войдя в прорыв вражеского фронта, в течение двух дней освобождает несколько населенных пунктов, врывается в город Россошь и завязывает бои с немецкими оккупантами. Смелые действия 106-й бригады дали возможность подошедшим воинским подразделениям полностью освободить наш город от вражеских войск и выполнить боевое задание командования фронта.

В огненном сражении за город храбрый командир И.Е. Алексеев был смертельно ранен. 4 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

После освобождения Россоши И.Е. Алексеев посмертно был представлен к званию Героя Советского Союза.

Мне очень захотелось узнать, впечатление о полковнике его однополчан. Я нашла их в одной книге. Воспоминаний там немного, именно поэтому они особо дороги.

Бывший санинструктор 106-й бригады И.А. Белова писала, что их комбриг был « среднего роста, худощавый, с впалыми щеками, всегда энергичный, подтянутый, ходил быстро и говорил тоже быстро…»

Старший лейтенант Г.Г. Краснощеков вспоминал о нем «Отдавая должное служебной требовательности подполковника Алексеева, он был чуток и отзывчив в отношении к подчиненных. Часто заглядывая к артиллеристам, интересовался их делами. В батарее строевые песни звучали с команды комбрига «А ну, артиллерия еще разок..» слаженно и красиво.

А санинструктору запомнился случай, как Иван Епифанович пожалел новенькую молодую медсестру, которая была на полном армейском довольствии и получив махорку, пыталась, как и все научиться курить. Так вот, он распорядился от своего имени, чтобы девушкам вместо махорки выдавали шоколад.

К сожалению, об И.Е. Алексееве мы знаем до обидного мало. Да наших дней сохранился только один фотоснимок, но он несомненно, передает реальный образ героя. Красивое, решительное лицо, открытый смелый взгляд. Глаза в этом портрете сразу привлекают внимание. Они источают какую-то внутреннюю, душевную боль. О чем эта боль, нам теперь не узнать никогда.

2.3. Чем знаменита моя улица

Не один раз я проходила по широкой улице Алексеева, любуясь стройными тополями, посаженными заботливыми руками жителей. Даже сейчас, в зимне-осеннюю пору, улица не потеряла своей красоты. Мне кажется символичным, что улица названа именем героя войны. В статье газеты «За изобилие»

от 25 .10.1977г. М. Дорошенко писал:

« Здесь, зайди в любой дом, непременно встретишь военного человека -

ветерана ВОВ. … Захожу в первый дом. Открывает дверь хозяин квартиры И.Т.Бочаров. Бывший работник райкома партии, теперь пенсионер. Во время ВОВ командовал ротой 269-го стрелкового полка, освобождал Украину. Награжден орденом Красной Звезды и многими медалями.

По соседству живет С. И. Неблинников…В годы войны командовал батареей артиллерийского минометного полка. С боями прошел Кавказ, Украину, Беларуссию, Румынию, Венгрию, Чехословакию. Имеет ранения и награды: орден Красной Звезды и медали.

Его жена Антонина Ивановна также всю войну находилась на фронте. Служила медсестрой и наравне с мужчинами несла все тяготы фронтовой жизни.

На улице Алексеева живет В.М. Пономарев, бывший парторг батальона 143-го стрелкового полка. Оборонял Москву, защищал Сталинград, сражался за Украину и Беларуссию. Награжден многими боевыми наградами.

В доме № 10 я встретился с Ф.А. Марьевским, старшим электропро-жектористом береговой артиллерии, участником обороны Крым.

А.А.Журавлев - моряк, старший лейтенант десантных войск 7-го гвар-дейского полка. Защищал Севастополь. В Берлине был сильно ранен. Он инвалид ВОВ. Награжден двумя орденами Красной Звезды и медалями.

По улице Алексеева живут Почетный гражданин города Россоши подполковник в отставке Г.С. Кожевников, подполковник А.В.Антонов, майор авиации В.П. Мордвинов и др. ветераны Советской армии.»

Из выше сказанного, можно смело сделать вывод, что наша улица знаменита и примечательна людьми, жившими здесь.

2.4. Жители улицы с интересной судьбой.

Еще мне хотелось бы в моем проекте упомянуть интересную судьбу одного жителя, Чумакова Леонида Яковлевича. Он многие годы возглавлял Совет ветеранов Россошанского района.

27 июля 2015г в администрации района в адрес юбиляра прозвучали поздравления. Я. Чумакову вручили Почетные грамоты от Президента РФ В. В. Путина, губернатора Воронежской области А. В. Гордеева, главы районной и городской администрации, от депутатского корпуса, а также от Совета ветеранов войны и труда.

Леонид Яковлевич Чумаков родился в Россоши 27 июля 1925 года. Учился в средней школе №3. Летом 1942 года окончил школу. 7 июля немецкие танки вошли в Россошь. Комсомолец Чумаков вместе с отступающими войсками Юго-Западного фронта ушёл на восток. В посёлке Михайловке Сталинградской области вместе с двумя школьными товарищами всту-

пил добровольцем в действующую армию. Ребята, которым было по 17 лет, стали рядовыми бойцами,участвовали в Сталинградской битве.

В 1951-1955 гг. Леонид Чумаков снова учился в Ленинграде. Затем, был направлен дивизии в город Ош Киргизской ССР. В 1957 году капитан Чумаков был принят на учёбу в Военно-дипломатическую академию в Москве. Далее был направлен в командировку в Афганистан.

В 1964 году Л. Я. Чумаков вернулся из командировки и служил в Закавказском военном округе. В 1968 году он был направлен на службу в ГДР, но в следующем году, он был переведён в Прикарпатский военный округ. В 1973 году полковник Л. Я. Чумаков был назначен командиром войсковой части в городе Минск. В 1980г. в Афганистане произошла Апрельская революция. Полковник Чумаков, был снова командирован в эту страну.

В 1983 году Леонид Яковлевич демобилизовался и возвратился в Россошь, на свою малую Родину. Здесь он более 18 лет был председателем районного Совета ветеранов войны и труда. Много лет возглавлял Россошанское районное отделение Всероссийского общества инвалидов.

За верную службу Родина неоднократно награждала воина. На его груди два ордена Отечественной войны 1 и 2 степени, орден «За службу Родине» 3 степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и ещё около 30 медалей.

2.5. Настоящее улицы Алексеева и ее перспективы

Раньше на моей любимой улочке стояли частные домики и она утопала в зелени плодовых деревьев. Строительство многоэтажных домов и вообще расширение улицы связано со строительством Химзавода. Сейчас на улице построено 3 девятиэтажных, 13 пятиэтажных, 3 двухэтажных и

15 одноэтажных домов, 3 салона красоты, 3 аптеки и 14 магазинов.

В настоящее время ул. Алексеева совсем не тихая и спокойная. Сейчас здесь в основном многоэтажные дома. Это не длинная и не самая широкая, но красивая улочка города. По улице даже в ночное время суток не прекращается движение (проносятся легковые автомобили, куда - то спешат озабоченные пешеходы), в этом утопающем в зелени уголке Россоши не царствует безмолвие.

Здесь расположено множество примечательных объектов города: здание Районного суда и прокуратуры, здесь же расположен филиал довольно крупного банка в нашей стране «МИнБ», а так же Управление Росреестра, ясли-сад № 11 «Родничок», здание Межпоселковой городской библиотеки. Далее идет череда магазинов, аптек и салонов красоты: супермаркет «Пятерочка», «Галантерея» и «Карандаш», «Магнит», овощной и цветочный магазины. По другой стороне, в девятиэтажном доме № 23 расположен магазин по изготовлению жалюзи и мебели. Тут же Выставочный зал, где не только местные художники выставляют свои картины, здесь же собираются творческие люди города и обмениваются своими наработками - поэзией, прикладным искусством, вокалом и многим другим.

В конце улицы расположен маленький скверик, в котором установлен бюст Герою Советского Союза Ивану Епифановичу Алексееву.

В будущем улицу Алексеева, я представляю обновлённой фонтанами, вдоль которых тянутся клумбы с издающими аромат цветами.

2.6. Мои исследования

В ходе исследовательской работы я провела опрос среди жителей улицы, учащихся и учителей лицея. Предлагались следующие вопросы:

1. Знаете ли вы, почему улица Алексеева так называется?

2. Всегда ли она носила такое название?

3. Какое название она носила раньше?

4. В каком году была переименована в улицу Алексеева?

Опрошены

Знаете ли вы, почему улица Алексеева так называется?

Всегда ли она носила такое название?

Какое название она носила раньше?

В честь кого названа улица Алексеева?

Учащиеся

(42 человека)

Взрослые

(24 человека)

Но главным вопросом был: Знаете ли вы, в честь кого названа улица Алексеева?

Результаты получились любопытными. Были опрошены 42 ученика: правильно ответили на все вопросы половина учащихся. Этот факт обрадовал меня. Значит, ребята интересуются историей своего города.

Опрос взрослых показал, что из 24 опрошенных на все вопросы ответили 4 человека. Многие взрослые не дали ответа на 3 и 4 вопросы.

В ходе исследования сделала вывод: каждый уважающий себя человек должен знать историю родного города, а тем более историю улицы, на которой он проживает. Знание и понимание истории своей улицы позволяет почувствовать себя частицей малой Родины.

III Заключение

3.1 Мои выводы

Неумолимо стремиться время вперед. Поколения людей сменяют друг друга, вписывая свои имена в летопись истории. Кто сегодня герои нашего времени? Какими останутся они в памяти своего народа? Их очень много, не хватит книги, чтобы назвать всех. Но непрерывно пополняются ряды тех, чья искренняя любовь к милой сердцу земле помогает трудиться на будущее, чтобы сделать краше и уютнее дорогой всем нам Россошанский район.

Нам, будущему поколению, не безразлична судьба Родины. Ведь испокон веков сложилось так на Руси, что душа ее - в малых городах, где российские история и современность тесно переплетены с русскими традициями и культурой. Подобно небольшим ручейкам, дающим жизнь полноводным рекам, они питают мощь и величие нашей Отчизны.

Подведя итог своей работы, можно сделать вывод. Что хоть и давным-давно отгремела ВОВ, можно сказать не осталось следов тех страшных дней. Но нам забывать тот великий подвиг, благодаря которому мы живем - нельзя, ни как. Нужно память тех героев увековечивать в названиях городов и улиц. А нам больше интересоваться историей родных мест. Чтобы сформировать больше патриотических качеств, уважение к героическому прошлому наших предков. Теперь и я знаю о великом герое Алексееве. Теперь мне еще дороже стала моя улица. Я поняла, что интересоваться историей нужно. Это прививает еще большую любовь к родной стороне.

На свете много улиц разных

Но не меняю адрес я

В моей судьбе ты стала главной

Родная улица моя.

(слова из песни)

3.2 Мои предложения

    Предлагаю каждому ученику провести небольшое исследование об истории названия его улицы.

    Предлагаю провести классный час, на котором все обучающиеся нашего класса получат возможность познакомиться с жизнью и подвигом Ивана Епифановича Алексеева.

IV Список литературы:

    А.Я. Морозов « РОССОШЬ Земли родной начало…»

    Серия буклетов «РОССОШЬ » Редактор Ю.Вислогузова, фото: Н.Котляров, С.Паршикова, Д.Черноусов и др. 2005, 2010

    Фото из личного архива

    Ресурсы сети интернет

    Работа с документами районной библиотеки.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Мария Муксунова
Исследовательская работа по краеведению

Исследовательская работа школьников по краеведению

Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по краеведению – один из видов многогранной внеурочной деятельности учителя родного языка и литературы.

Краеведение нацеливает учащихся на познание истории и культуры своей малой родины и вводит региональный компонент образования. Краеведческие знания углубляют представления учащихся об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны, а вековые традиции народной культуры осмысливаются глубже именно на занятиях краеведением .

Для исследовательских работ характерно использование научной методики и собственного экспериментального краеведческого материала . В работах содержатся обязательные элементы научного исследования : постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования , выдвижение гипотезы, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы (ответы на поставленные вопросы, презентация полученных результатов.

Следует отметить, что на современном этапе развития школьного образования исследовательский метод обучения необходимо рассматривать как средство развития познавательных возможностей школьника.

Исследовательская деятельность учащихся в современной школе приобретает все большую значимость, так как приобщает их к миру слова, развивает культуру мышления, интеллектуальный потенциал школьника через самостоятельную деятельность, свободное самовыражение, создание собственного продукта творчества. Для того чтобы ученик захотел участвовать в научно-исследовательской работе , необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию .

Исследовательские работы по краеведению ведутся по направлениям : культура, этнография, фольклор, литература и язык. Формы исследований : проектные, поисковые, информационные, творческие, прикладные. В процессе формирования исследовательских умений учащиеся получают : четкое представление о цикле познания, основных методах исследования (как теоретических, так и экспериментальных) ; возможность овладеть приемами самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения. Тематика исследовательской работы зависит от возраста , интересов и способностей ученика.

В результате научно-исследовательской работы школьники должны быть знакомы с методами поиска научной информации, уметь делать обзор литературы по интересующемуся вопросу, систематизировать информацию, составлять план работы , применять теоретические навыки, анализировать и обобщать полученные результаты. Помимо теоретических знаний требуется от ученика творческий подход, усидчивость, упорство для достижения конечного результата, так как над темой приходится работать 2-3 года , постоянно совершенствуя и дополняя.

В воспитании исследовательской грамотности и культуры активную роль играет школьное научное общество учащихся, располагающее уникальными возможностями для школьников черпать исследовательские знания . Учителями-руководителями проводятся беседы, обзоры исследовательской литературы , исследования .

Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность выступающих учащихся, свободное владение необходимыми понятиями, готовность ответить на заданные вопросы – аспекты, над которыми должен работать руководитель научно-исследовательских работ .

Успехи в исследовательской работе приходят после скрупулёзной, обучающей работы , в тесном сотрудничестве с учащимися и их родителями, с сотрудниками краеведческого музея им . П. Х. Староватова, школьной и городской библиотекой. Результатом такого сотрудничества, к примеру, стало исследование учащихся Сыромятниковой Христины «Вооружение и доспехи Кыыс Богатырки Дьырыбына Дьырылыатта» , Муксуновой Марии «Берестяные изделия – национальное творчество якутов» , Унаровой Сардааны «Поэтика олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» , Михайловой Марины «Народная мастерица М. И. Михайлова» , «Хаппар – нарядная сумочка якутов» , «Туесок – комплект современной девушки» , Андреева Виталия «Игры на хомусе» , Кириллина Никиты «Выдающийся сын якутского народа П. А. Ойунский» , Андреевай Агафьи «В. О. Каратаев «Модун Эр Соотох» олохото», Игнатьева Григория «Понятие о духах в якутском веровании» и др.

Ежегодно учащиеся нашей школы являются победителями и призерами научно-практических конференций «Шаг в будущее» , «Тюркский мир» , «Саха саарыннара» и др. Учащиеся являются участниками республиканских, всероссийских, международных научно-практических конференций тюркологических экспедиций в г. Москве, Санкт-Петербурге, Монголии, Республике Алтай.

В заключении хотелось бы отметить, что краеведение является наиболее эффективной формой работы организации исследовательской деятельности учащихся, так как : у учащихся формируется ценностно-смысловые, общекультурные, информационные и коммуникативные способности; углубляются краеведческие знания , представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. Осмысливаются вековые традиции народной культуры глубже на занятиях краеведением .

Публикации по теме:

Исследовательская работа Слайд 1 «Добрый день!» Меня зовут Волова Валерия. Мне 6 лет. Я посещаю подготовительную группу, детский сад «Василёк», деревня Юрятинская.

Исследовательская работа «Мир бумаги» С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному.

Исследовательская работа об участнике ВОВ Здравствуйте, уважаемые читатели! В данной презентации речь пойдет об отце, дедушке и прадедушке, участнике ВОВ Зенченко Александре Федосеевиче.

Исследовательская работа «Одуванчик» Введение Цель работы: «Вызвать эмоции и желание любоваться красотой природы, поддержать любопытство при встрече с одуванчиком и его необычайными.

ОТЛИЧИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. При реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках возможно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основе выводах. Суть реферативной работы в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.


История и экономика поселка. Работа по этому направлению состоит в изучении истории конкретного поселка, его домов, семей, демографической ситуации в целом, современного экономического состояния и сравнении с архивными данными о прошлом этого селения. Для этого изучаются архивные данные, записываются устные рассказы старожилов. -Фольклор и этнография. Ребята по этой специализации, работая с жителями деревни, записывают фольклорные тексты, предания, выявляют существующие фольклорные жанры, изучают особенности бытования на современном этапе семейной и календарной обрядности, составляют план поселка, на который наносятся местные топонимы. «История семей и домов поселка Шхафит», «Семья в традиционной культуре как фактор социализации», «Современное состояние семейной обрядности в адыгейской диаспоре Сочи» и т.п.


Определение методов исследования Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. Подумать самостоятельно; Посмотреть книги о том, что исследуешь; Спросить у других людей; Познакомиться с кино– и телефильмами по теме своего исследования; Обратиться к компьютеру, посмотреть в сети Интернет; Понаблюдать; Провести эксперимент.


Библиографический поиск литературы по теме. Предлагается учащимся начать поиск литературы с домашней библиотеки, постепенно расширяя его. За помощью о необходимой литературе можно обратиться к друзьям, знакомым, родственникам, посетить школьную, городскую библиотеку, библиотеку ЦДЮТЭ. В библиотеках проводится работа с картотекой или каталогами статей с целью выявления литературы по данной теме, просматриваются сборники, справочные издания, альманахи, журналы и газеты.


Посоветуйте детям делать карточки для каждой обнаруженной ими ссылки. На карточке записывается вся информация, которая потребуется для создания списка библиографии в исследовательской работе. Пример: Комаров А., Максимов И. Сочи и сочинцы. Краснодарское книжное издательство, стр.


В исследовательской работе широко применяются различные письменные источники: дневники, воспоминания и т.п. Может оказаться весьма интересной и найденная в семейном архиве переписка. Важный источник – разного рода личные документы, хранящиеся в семейных архивах: удостоверения личности, трудовые книжки, справки и т.п. Чрезвычайно важным источником могут оказаться разного рода фотодокументы. Важной отправной точкой могут стать старые предметы и вещи, так как они отражают личность и образ жизни их владельца.


Архивный поиск. Данная работа проводится индивидуально и только с теми учениками, которые ответственно, добросовестно собирали материал, имеют желание изучить тему намного глубже. Сочинский архив – Ирина Николаевна. Улица Юных Ленинцев. Режим работы читального зала: , – Иметь письмо ОУ, заверенное подписью директора и печатью. В письме указать Ф.И.О. учащегося или педагога, тему работы. С собой иметь паспорт.




Структура работы Любая научно- исследовательская работа делится на три части: введение, основная часть и заключение. Список литературы. Некоторые исследователи не считают введение серьезной частью работы, помещают туда лишь несколько общих фраз и очень краткую аннотацию. Однако, именно здесь содержится как бы история создания работы от выявления проблемы до условий реализации вашего проекта.


Введение Цель, задачи Четкая формулировка проблемы (не «о чем моя работа», а «цель данной работы – изучить/проанализировать/ сопоставить/дать рекомендации). Пример из работы «Битва за Кавказ»: «ЦЕЛЬ РАБОТЫ Перед собой я поставила цель: определить историческое значение и роль битвы за Кавказ в общей системе борьбы против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. ЗАДАЧИ - Выяснить причины неудач советских войск на Кавказе в период оборонительных боев в 1942 г; Назвать размеры наших потерь; Высказать мнение об уровне боевой подготовки немецких войск и их стратегических промахах; показать недостаточную оснащенность советских частей и соединений оружием и военной техникой.»


Введение Актуальность Введение должно доказывать актуальность вашей работы. Поэтому для написания введения дайте юному исследователю примерные вопросы, доказывающие актуальность его исследования: Какая идея положена в основу твоего исследования? Как по-новому будет осуществляться твоя деятельность? За счет чего? Какие традиционные и нетрадиционные методы исследования помогут достичь поставленной цели? Какого результата ты ждешь?


Введение Оригинальность и особенности исследования Следующую группу составляют вопросы, цель которых выявить новизну авторской позиции. Главный из них: " В чем конкретно состоит оригинальность (или особенность) вашей разработки?" Желательно, чтобы вы сравнили ваш подход с существующими, традиционными и другими работами схожей проблематики, выделили, что нового вносите вы, что отличает ваш труд от других.


Введение Границы применения или условия реализации После того, как раскрыта новизна авторской позиции, можно переходить к заключительному этапу - ответам на последнюю группу вопросов, ориентированных на выделение того, что нужно для реализации замысла. Автор должен ответить на главный вопрос: "Какие условия необходимы для воплощения замысла и достижение прогнозируемого результата?" Для ученических работ можно выделить частные вопросы, сопутствующие основному: На кого рассчитано ваше исследование? Сочетается ли оно со школьной программой? Какие требуются дополнительные условия для реализации вашего проекта или исследования?


Основная часть Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнения известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.




Список литературы В список литературы вносятся публикации, издания, сайты, другие источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, названия издания, выходные данные издательства, год издания, номер выпуска, количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.


Приложения Любую исследовательскую работу украшают тщательно подобранные приложения. Это могут быть ксерокопии чертежей, документов и писем, фотографии, копии открыток, составленный предметно- топографический указатель, таблицы, диаграммы, графики. Все это рекомендуется собирать, изготовлять учащимся в ходе написания работы. На все приложения должны быть ссылки в докладе.


Презентация работы Заранее узнайте, сколько времени отводится на презентацию работы и составляйте текст выступления с учетом этого. Если времени совсем мало, структура выступления должна быть следующей: Тема и конкретные проблемы исследования – На основании каких материалов проводилось исследование – Какие вопросы были изучены – Основные выводы.


Выступление Само выступление необходимо отрабатывать не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения языка и приемов ораторского искусства. Отследите темп, в котором произносится текст – он не должен быть слишком быстрым, чтобы все слушающие сумели понять суть. Красивым завершением выступления может быть фраза «Я готов ответить на вопросы жюри», но при этом подумайте, какие вопросы могут быть заданы, и как на них лучше ответить.


Наглядное оформление выступления Сегодня под этим понимается почти исключительно компьютерная презентация. Она может стать хорошим помощником – но может и бесповоротно ухудшить впечатление от вашего выступления. Мультимедийный проектор полезен в двух случаях: Когда надо обратить внимание аудитории на некоторые ключевые положения выступления Когда необходимо представить те материалы, которые невозможно представить в устной речи. Соответственно, на слайдах могут даваться иллюстрации, фотографии, диаграммы, таблицы. Очень выигрышно, если выступающий постоянно обращается к этим материалам, работая с указкой. Выступление произведет большее впечатление, если останется впечатление, что сказано лишь главное – и что эти главные выводы сделаны по результатам серьезной работы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4»

п.г.т. Фёдоровский Сургутского района

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Исследовательская краеведческая работа

«По родным дорогам всей семьёй»

Выполнил:

Кондрашов Денис

Сургутский район, п.г.т. Фёдоровский,

МБОУ «Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4», 3 «а» класс

Руководитель:

Казазаева Татьяна Георгиевна

2012 г.

ПО РОДНЫМ ДОРОГАМ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ

Кондрашов Денис Сергеевич, 10 лет

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, городское поселение Фёдоровский

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Фёдоровская начальная общеобразовательная школа №4», 3«а» класс

Описание проекта

Цель работы: изучить влияние исторического родословия на формирование основ патриотизма.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    Посредством семейных туристических поездок посетить исторические места, родные края членов семьи Кондрашовых, традиции и обычаи предков.

    Овладеть компьютерными программами для создания семейной видеоколлекции.

    Заинтересовать сверстников и окружающих изучением истории своего рода.

    Выявить влияние родословия на развитие чувства гуманизма и гордости за свою семью и страну.

Итогом работы стало создание видеоколлекции «По родным просторам всей семьей», летописи семьи Кондрашовых-Сотниковых, заслужившей Диплом I степени «За заслуги в изучении истории своего рода» от губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Н.В. Комаровой, пополнение Интернет-пространства сведениями о жителях Тюменской, Томской, Амурской областей и Алтайского края. Туристические поездки по значимым для семьи местам, участие и победа в городском и окружном конкурсах «Семья года» в г.Сургуте и г.Ханты-Мансийске, участие в Форуме семей Уральского федерального округа «Уральская семья» в г.Екатеринбурге и Всероссийском форуме «Дом семьи - Россия» в г.Санкт-Петербурге, в конкурсе «Наша креативная родословная» способствовали развитию патриотических чувств всех членов семьи. Созданные Клуб юных историков, генеалогический сайт на . MyHeritage. ru и поиск единомышленников в единой школьной сети www lassnet. ru позволили заинтересовать сверстников и окружающих изучением исторического прошлого семьи и страны.

Содержание

Введение стр. 2

Глава I. Семейный туризм, изучение истории своего рода, их значение в воспитании патриотизма.

      История возникновения родословных и современность. стр. 4

      Истоки патриотизма – в семье. стр. 5

Глава II. По родным просторам всей семьёй: исследование исторического родословия Кондрашовых

2.1. Изучение мнения школьников о патриотизме и традициях рода. стр. 6

2.2. Исследование материала об истории семьи и страны. стр. 6

2.3. Анализ результатов проведённой работы. стр. 8

Заключение стр. 9

Литература стр. 10

Приложение

Введение

Второклассник, ученик, человек… Я – сын своих родителей Натальи и Сергея Кондрашовых, внук своих бабушек и дедушек, россиянин, а чувство Родины неотделимо от чувства истории. В последние годы воспитание патриотизма становится задачей государственной важности. В энциклопедиях патриотизм описывается как принцип или чувство человека, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Почему же так мало патриотов в наше время?

Поэтому актуальность данного исследования определяется следующим:

Основой патриотизма для таких, как я, младших школьников, должно стать изучение истории семьи и страны;

Семейный туризм – хорошая возможность для изучения истории своего рода;

Необходимо приобщать всех членов семьи и моих сверстников к изучению родословной, как источника развития чувства рода и Родины.

Материалы в газетах и журналах отмечают роль героических традиций и обычаев семьи в патриотическом воспитании детей. Учёные считают, что государство сильно не только мощью своей армии, твёрдостью своих законов и богатством своей земли, но и крепостью входящих в него семей, а семейная летопись – это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или о целом роде, это повествование об истории всего государства. Значит, летопись семьи будет моим вкладом в историю России.

Целью исследовательской работы является изучение влияния исторического родословия на формирование основ патриотизма.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    Освоить способы поиска и сбора сведений о семье и стране, познакомиться с историческим прошлым семьи, составив родословную.

    Овладеть компьютерными программами построения родословных.

    Заинтересовать сверстников и окружающих изучением истории своего рода, обеспечивая сохранение семейных традиций.

    Выявить влияние родословия на развитие патриотических чувств младших школьников – гуманизма и гордости за свою семью и страну.

Была выдвинута гипотеза: изучение исторического родословия своих семей младшими школьниками будет способствовать развитию патриотизма.

Объект исследования - патриотические чувства учащихся начальной школы. Предмет исследования – историческое родословие как основа формирования патриотизма.

Новизна исследования состоит в следующем:

    Проблема патриотического воспитания изучается с позиций школьника.

    Видеоколлекция о туристических поездках по следам своих предков, составленная школьником, сопровождается стихотворениями семейного сочинения.

    Поиск заинтересованных сверстников проводился не только среди одноклассников, но и через детский интернет - сайт.

    Новым является способ оформления родословной в виде настенного семейного Дерева и Архива семьи. Освоена новая компьютерная программа для составления родословия семьи.

Практическая значимость заключается в возможности использования собранных материалов для проведения мероприятий с детьми в школе и других учреждениях.

Методы исследования : анализ литературы; анкетирование, опрос; сравнительный анализ исторических материалов; эксперимент.

Источники устной информации : рассказы близких родственников, встречи с членами генеалогических обществ.

Источники документальной информации : архивы, музеи, ресурсы Интернет.

Этапы проведения исследования :

I. Информационно-накопительный:

Сбор данных о членах семьи, условиях их жизни, традициях;

Поиск родственников и установление контактов с ними.

II. Практический:

Изучение представлений сверстников о патриотизме и традициях семьи, организация Клуба юных историков среди одноклассников;

Организация семейных туристических поездок по родным местам;

Размещение на Интернет-сайте для школьников www lassnet . ru информации о поиске единомышленников, создание семейного Древа на Интернет-сайте www . MyHeritage . ru , о формление альбомов «Древо жизни семьи Кондрашовых», «История семьи» и семейного музея по результатам изучения родословной, презентация результатов деятельности;

Создание коллекции семейных видеофильмов;

Участие в общешкольных, районных, окружных и Всероссийских мероприятиях.

IV. Контрольный этап

Проведение опроса одноклассников, анализ результатов и подведение итогов.

Ожидаемые результаты :

Привлечение внимания школьников и взрослых к истории семьи и страны, семейным традициям;

Популяризация семейного туризма;

Появление у сверстников чувства любви и уважения к родителям, близким и дальним родственникам, чувства гордости за свою семью.

Формы представления результатов исследовательской деятельности:

Видеоколлекция «По родным просторам всей семьёй»: клипы, фильмы. мультимедиапрезентации;

Графическое изображение родословной в виде схемы,

Объёмная композиция Дерева семьи из атласных лент;

- «Архив семьи» – летопись в ларце;

Буклет «Традиции семьи»;

Генеалогическое Дерево на Интернет – сайте www .My Heritage.ru;

Презентация результатов проекта на I районном конкурсе исследовательских работ младших школьников «ЮНИОР» в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодёжи «Шаг в будущее»;

Музей семьи «История семьи в документах», «Боевая слава семьи»;

Выставки семейного музея и творчества в Центре помощи семье и детям «Зазеркалье» г.Сургут, в культурно-досуговом центре «Югра-Классик» г.Ханты-Мансийск, участие во Всероссийской выставке «Твоя родословная – твой дом» г.Санкт-Петербург;

Глава I. Семейный туризм, изучение истории своего рода, их значение в воспитании патриотизма.

      История возникновения родословных и современность.

Знакомство с историей необходимо каждому человеку. А история страны – это множество историй семей. Заинтересовавшись вопросом, откуда пошли родословные семей, нами была изучена детская литература по истории и генеалогии. Удалось узнать о первых родословиях - ещё первобытные люди создавали предания об истории своей семьи, потом появились частные родословцы или родословники, получившие название родословных росписей или родословных книг и включающие списки членов одной фамилии, рода, по порядку. На Руси родословные росписи служили подтверждением высокого происхождения, богатства и службы князьям. Интересно, что в первые русские родословные не заносились имена женщин. Древнейшим родословцем является «Государев родословец» 1555 года. Согласно историческим данным, через сто лет московское правительство решилось на память потомкам составить общую родословную книгу для всех фамилий – это была «Бархатная книга», в которую вошли только самые знатные роды.

Родословцы, родословники и родословные росписи были главными источниками для последующих родословных книг, другими источниками служили разрядные книги, боярские списки, временники и летописцы, церковные книги.

Как стало известно, в последние годы повысился интерес к неизвестным сторонам истории страны, семьи, фамилии, рода. Интерес людей к изучению родословных способствовал возрождению науки генеалогии. Её истоки уходят своими корнями в первобытный строй, где особое значение имело кровное родство, и рассказы о предках передавались из поколения в поколение.

В настоящее время существуют историко-родословные, генеалогические общества, которые объединяют людей и целые семьи, желающие изучать родословные, продолжать династию своих предков.

Некоторые семьи пытаются найти родственников по Интернету, рассылая однофамильцам письма, в которых вкратце описывается история семьи с указанием названий городов и районов, фактов из жизни, редких фамилий, прозвищ, и с просьбой ответить в случае совпадения сведений.

Следуя семейной традиции – путешествовать всем вместе, было решено во время поездок изучать историческое прошлое семьи, обычаи и нравы рода Кондрашовых и всех фамилий, входящих в Семейное Дерево жизни.

Исследовав страницы Интернета, удалось узнать, что создается множество сайтов, которые позволяют найти своих родственников, встречаются страницы, содержащие список ветеранов войны, имена священников, тысячи русских фамилий. Данные тексты оказываются ценными для учёных - историков и для нас, обычных людей, потому что содержат редкие факты, как о больших событиях, так и о простом народе. В то же время родословные на сайтах историков содержат лишь наиболее важные факты из жизни предков, они не всегда интересны для нас, школьников. Кроме родословных в книгах, журналах и на Интернет-сайтах есть родословные семей, которые сами решили сохранить память о своих предках со всеми подробностями, и даже семейными легендами, обычаями и приметами.

Таким образом, удалось выяснить, что интерес людей к изучению родословных уходит своими корнями в первобытный строй и возрождается в настоящее время. Приобщение всех членов семьи и моих сверстников к изучению истории своего рода, способов составления родословных поможет и детям, и взрослым в поисках своих корней. Семейный туризм становится новым средством привлечения внимания окружающих к возрождению семейных традиций и родословия. Летопись – это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или даже о целом роде, это повествование об истории всего государства. Судьба России – это во многом история семей в череде сменяющих друг друга поколений. Думаю, что летопись моей семьи будет моим вкладом в историю России, моей великой Родины.

      Истоки патриотизма – в семье.

Исследуя историческое прошлое семьи, изучая литературу, мне пришлось часто встречать утверждения о том, что среди современных детей и подростков нет патриотов, любящих свою Родину. Так Д.Д. Данилов, Г.Э. Белицкая в своих работах пишут, что главным для становления патриотизма у детей должно быть воспитание любви к родному дому, природе, культуре и к малой Родине, то есть к тому краю, где человек родился.

Е.В. Бибикова поддерживает их мнение и говорит, что знакомство с историей семьи, рода, с родным краем, народными обычаями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Прочитав в газете «Память рода», что трудности, которые встречают дети и их родители в жизни, привели к появлению неуважения к своей стране, её прошлому, культуре, истории, пришлось задуматься о моём будущем.

Ведь мы живём среди людей, в своём посёлке, районе и округе. А если люди вокруг меня не уважают традиции семьи и страны, то как мне в одиночку спасти память о своих родных?

Для поиска решения проблемы был найден способ: через туристические семейные поездки заинтересовать окружающих и найти единомышленников, которые понимают, что без прошлого нет будущего. А будущее – это мы, наши дети, которых надо будет воспитывать достойными примерами. Поэтому было решено изучить свою родословную и пробудить интерес к возрождению семейных традиций у детей, ведь жизнь каждой семьи – это часть жизни страны, а главное условие воспитания патриота – дела и поступки близких людей.

Итак, можно сделать вывод, что патриотизм включает в себя знания об исторических корнях своей семьи и Родины, чувство уважения к другим людям, любовь к своему родному краю и стремление показать себя в добрых делах, а развитию патриотизма помогает изучение родословия семьи и семейный туризм.

Глава II. Исследование исторического родословия семьи Кондрашовых как источник развития патриотизма.

2.1. Изучение мнения школьников о патриотизме и традициях рода.

Изучить заинтересованность моих сверстников историей семьи удалось, проведя опрос. Опрос проводился в сентябре 2009 года среди учащихся Фёдоровской начальной школы №4 Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Я опрос провёл первичный в школе, средь учеников:

Жизнь отдать за Родину кто из вас готов?

Кто такой он, патриот? Как семья у вас живёт?

Есть ли связь у поколений, как традиции хранят?

И, признаюсь, господа вам, удивил опрос меня…

Все ребята говорили, будто Родину любили.

Но традиции веков не хранил из них никто.

Разработав несложную анкету и предложив одноклассникам ответить на её вопросы, мы получили довольно печальные факты. Так, из 17 моих сверстников лишь 4 интересовались историей своего рода, 1 девочка знала, кто такие патриоты и всего 1 мальчик знал о своих не очень древних корнях.

Как же будет жить Россия? Как же Родина моя?

И тогда придумал сразу, как проблему решу я.

Корни все я раскопал – родословную собрал…


2.2. Исследование материала об истории семьи и страны.

Первоначальной задачей было изучение истории рода Кондрашовых-Сотниковых и создание семейного музея. Конечно, это потребовало много времени и огромной поисковой работы. Моё родословие – последовательный перечень поколений семьи, её традиций, условий жизни. Среди моих предков были разные люди, они имели разные профессии, судьбы, но неизменным оставалось одно: все они честные, трудолюбивые, любящие свою малую Родину. У каждого члена семьи – своя история, а все вместе взятые они составляют историю края, области и страны.

Вместе с ближайшими родственниками удалось изучить уклад жизни алтайских крестьян и казаков рода Тырышкиных по линии мамы Натальи Георгиевны, томских ханты Маргиных по линии папы Сергея Семёновича, староверов Кондрашовых и найти сведения даже о графе Баранове, служившем при Иване Тёмном на коне и с саблей, ставшие основой герба графов Барановых. Найдя забытые фамилии и старые фотографии, удалось встретиться и побеседовать с удивительными людьми, узнать семейные тайны и легенды…

Давным-давно на Алтае одна бедная женщина подбросила в плетёной корзинке младенца - нашего прапрадеда Николая на крыльцо белого офицера из рода казаков Иллариона Тырышкина. Офицер был добрым человеком и приютил у себя подкидыша Колю, своих детей в семье не было, и мальчика вырастили как родного, окружённого теплом и лаской. Вырос Николай Илларионович невысоким чернявым казаком, занялся торговлей, и встретил свою судьбу – красавицу Марию Григорьевну Камбалину, «россейскую, с Запада Сибири». В 1924 году родился у них мальчик Павлик, ставший через 50 лет нашим любимым прадедушкой. Отсюда берёт своё начало учительская династия моей семьи. Оказалось, что среди моих родственников 12 педагогов, кандидат наук, Почётный работник общего образования, 3 воспитателя, два заведующих детским садом, 4 учителя начальной школы, 2 директора школы, есть лингвист, физик, и школьные психологи.

Вторая трудовая династия идёт по линии папы Сергея – главы семьи. Все мужчины в его роду занимались пчеловодством. Истоки рода пчеловодов Кондрашовых – в таёжных местах Томской области. Прадед Абрам, родившийся в 1898 году, занимался пчеловодством, лечил бедный люд от болезней мёдом. Свои знания он передал племяннику Семёну, который продолжил дело и привил любовь к пчеловодству своему сыну Смёну Семёновичу и внуку Сергею. С тех пор это призвание не проходит ни от возраста, ни от перемены места жительства, призвание это у моего папы на всю жизнь. Поэтому каждое лето мы выезжаем всей семьёй на любимую алтайскую пасеку.

Исследуя историю семьи, удалось восстановить связи с членами рода Кондрашовых-Сотниковых-Казазаевых, поучаствовать в туристических походах и поездках по историческим местам, где жили наши предки: Архиерейский дом, Казанская и Успенская церковь в городе Бийске Алтайского края, усадьба Саржевских в селе Сростки (монумент В. М. Шукшина), Тавдинские пещеры на Алтае, краеведческий музей и Самаровский чугас в г.Ханты-Мансийске, отыскать родственников в Санкт-Петербурге и Магаданской области. Беседы и переписка с близкими людьми моих бабушек и дедушек дали возможность узнать об интересных моментах жизни, о традициях, обычаях и семейных праздниках.

Все полученные сведения удалось соединить в родословную книгу – Архив семьи Кондрашовых, оформленную с помощью родителей в виде старинного ларца, внутри которого находятся два тома семейной истории. Первый том описывает две трудовые династии семьи – четыре поколения учителей и четыре поколения пчеловодов. Во втором томе - описания жизни членов семьи, данные о трудовой деятельности и семейных ценностях. Заинтересовав исследованием свою маму, я смог поучаствовать в создании рукотворного Дерева семьи из ткани.

Успешное участие вместе с родителями в выставке старинных семейных фотографий, реликвий, документов и Летописи семьи в г.Сургуте, победа в номинации «Древо жизни» конкурса «Семья года-2009», участие в выставке сочинений-рассказов «Непридуманные герои», посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, участие в выставке «Моя семья в истории Победы» в г.Ханты-Мансийске и победа в номинации «Древо жизни» конкурса «Семья года Югры», создание Клуба юных историков, победа в школьном конкурсе «Традиции нашей семьи» - всё это доказало важность проводимой работы и активный интерес не только моих одноклассников, но и всех окружающих к историческому родословию.Но главным достижением считаю сплочение всех членов семьи. Поддерживая идею возрождения традиций рода Кондрашовых, был воссоздан семейный ансамбль «Кондрашата» после 10-летнего перерыва. Участвуя в фестивалях семейного творчества и концертных программах, я и мои родные призываем всех граждан страны изучать историю семьи и своей малой Родины.

Одноклассников позвал – клуб историков создал,

На С lassnet , MyHeritage ссылки разместил,

Родословные узнать всех их пригласил…

В итоге, благодаря нашим усилиям, сведениями о жителях Тюменской, Томской, Амурской областей и Алтайского края пополнился Интернет, публикации в газетах и журналах об участии семьи нашей в выставках и конкурсах привлекли внимание и детей, и взрослых к семейному досугу и генеалогии. Созданная всей семьёй летопись, заслужила Диплом I-й степени за изучение истории своего рода от губернатора Ханты-Мансийского округа. Древо жизни семьи Кондрашовых было удостоено II места на конкурсе «Наша креативная родословная» в рамках Всероссийского форума «Дом семьи – Россия». За презентацию проекта «Историческое родословие – основа патриотизма» получено звание лауреата районного конкурса «Юниор» в номинации «За верность Родине» в г. Лянтор. Выступления семейного ансамбля «Кондрашата» были отмечены Дипломами фестиваля «Семейный праздник» в г.Санкт-Петербурге и Благодарственным письмом полномочного представителя президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе на форуме «Уральская семья».

Как мне этим не гордиться? Это ли не результат?

Изучать семью, Россию каждый школьник будет рад!

В процессе работы над проектом я пришёл к выводу, что знакомство членов моей семьи и моих сверстников с историей рода, с родным краем и традициями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Итоговым результатом стало активное участие моих одноклассников в изучении истории своей семьи, в выставках семейного творчества, конкурсах для семей, проявление ими внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

2.3. Анализ результатов проведённой работы.

Проводя контрольный опрос в октябре 2010 года, уже не было сомнений, что одноклассников, заинтересовавшихся историей семьи и страны, чувствующих гордость за свою Родину, стало намного больше. Результаты контрольного исследования показали: 9 человек увлечены историей семьи, узнают о традициях своих предков, 8 гордятся достижениями своей семьи, значит, патриотические чувства у них стали более развитыми.

По результатам наблюдений за членами семьи можно сделать вывод, что семейный туризм, возрождение семейного ансамбля и общая увлечённость историей рода Кондрашовых помогли восстановить давно забытые родственные связи с членами семей Сотниковых в Санкт-Петербурге, Фильцановых, Вязовченко, Тырышкиных в Алтайском крае, Потёмкиных в Татарии. Знакомство с председателем Союза возрождения родословных традиций В.В. Бибиковым позволило погрузиться в далёкое прошлое купцов Кондрашовых и получить на память фотографию закладной доски из Гребневской церкви, где среди основателей значатся «Кондратовы дети» - наши предки.

Заключение

Много нового и интересного я узнал о своих предках в туристических поездках по родным просторам всей семьёй, готовя этот материал, и моя гордость за них - это невидимая нить, которая называется связью поколений.

В ходе исследования удалось заинтересовать одноклассников и их родителей изучением родословия, найти единомышленников за пределами посёлка: на предложение в Интернете изучать историю своей семьи и обмениваться информацией откликнулись школьники из г. Муравленко, г. Новокуйбышевск, г.Владивосток, г.Минусинск.

Участие в семейных выставках и победа в творческих конкурсах вызвали чувство гордости за мою семью и за то, что мои родные сумели сохранить красоту традиций предков.

В будущем эту гордость я передам своим детям, и они не вырастут «иванами, не помнящими своего родства». Самое трудное и достойное на земле – прожить обыкновенным хорошим человеком, пусть не знаменитым, не выдающимся, но надёжной опорой тем, кто живёт рядом. Я верю, не прервётся нить, связывающая поколения нашей семьи. И в моих детях и внуках будет жить любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России.

Список литературы

    Бибикова Е.В. Занимательная генеалогия. -Ярославль, 2008.

    Вокруг тебя – мир. / Сост. К.Сухарев-Дериваз. В.Ю. Выборнова.- М, 2001.

    Горбаневский, М.В. В мире имен и названий. - М. : Знание, 2001.

    Данилов Д.Д., Белицкая Г.Э. и др. Человек и человечество. Вводный курс истории для детей. – М., 2003.

    Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М., 2005.

    Можаров Н.Д. Как составить свою родословную. – Кострома, 2000.

    Человек в истории – Россия, ХХ век. –М., 1999.

    Цибизова Е.И. Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников. – М., 2009.

    Интернет-ресурсы: сайт «Российские династии», «Всероссийское генеалогическое древо», . softkey. info; www. kraevedenie.chat.ru; www. svrt.ru.

Отечество - 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Номинация «Земляки»

Подготовил:

Нецветаев Максим , 347628, ул.Железнодорожная 100, п.Гигант, Сальский район Ростовская область, телефон 89185381897, учащийся 4 класса МБОУ СОШ №2 п.Гигант 347628, ул. Горького, 11, Сальский район Ростовская область.

Руководитель:

Олейникова Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 п.Гигант, 347628, ул. Горького, 11, Сальский район Ростовская область.

Телефон:

Содержание

I . Введение.

1. Цель исследования.

2. Задачи исследования.

3. Объект исследования

4. Предмет исследования

5. Гипотеза

6. Методы исследования

II . Основная часть

III . Заключение.

IV . Литература

Введение

О человеке надо говорить,

Когда детей идет учить,

Дома возводит, книги пишет,

О человеке надо говорить,

Пока он слышит.

Время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах-долг каждого.

Издревле водится так, что русский человек, русская душа, будучи вдали от

своей Родины, от своего места проживания, нескрываемо радуется при встрече

земляка. Что означает это слово, которое вмиг роднит чужих людей.

Обратимся к словарю Ожегова: «Земляк – уроженец одной с кем-нибудь местности».

«Землячество – принадлежность по рождению к одной местности;

объединение уроженцев одной местности».

Толковый словарь русского языка.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова дается такое объяснение слова «земляк»:

ЗЕМЛЯ́К, -а, м. Уроженец одной с кем-н. местности. Мы с ним ~и.

В словаре русских синонимов близкими по значению к слову «земляк» являются слова: единоплеменник, товарищ; соземец, соотечественник, своеземец, зема, земеля, единоземец, землячок.

В своей работе я хочу рассказать о своем земляке, о беззаветном труженике, всегда заботящемся о подрастающем поколении, человеке, которым гордится мои поселок.

Актуальность темы исследования. Мотивом выбранной темы послужила любовь и уважение к моему учителю физкультуры, Бурову Анатолию Петровичу, хотелось подробнее узнать историю его жизни, спортивных побед и достижений.

Цель исследования:

Рассказать о человеке интересной судьбы, который прославил своим трудом, мастерством свою малую родину.

Задачи исследования:

    Проанализировать различные виды источников информации по теме проекта.

    Систематизировать и обобщить собранный материал, передать его в школьный музей и школьную библиотеку.

Гипотеза исследования:

Могу предположить, что знание о людях, прославивших мою малую родину, может качественно повысить уровень патриотизма,положительно повлиять на формирование личности.

История жизни нашего земляка может стать образцом для каждого, кто бы хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно, может научить высшим жизненным ценностям: духовному родству, доброте, трудолюбию.

Объект исследования : А.П.Буров (земляк), его личный пример, вклад в развитие современного общества.

Предмет исследования : Информация, полученная во время встреч и бесед с А.П.Буровым, людьми, знающими А.П.Бурова; семейный архив А.П.Бурова, архивы газет «Сальская степь», «Гигант».

Методы исследования:

    анализ источников информации;

    личная беседа;

    наблюдение;

    интервью;

    работа с семейными архивными материалами, удостоверениями, справками;

    обработка полученных результатов.

Основная часть

Если учитель соединяет в себе любовь

к делу и ученикам - он совершенный учитель.

Л.Н.Толстой

Анатолий Петрович Буров родился 26 июля 1940 года в селе Жуковском

Песчанокопского района Ростовской области. В Гигант семья Буровых переехала

осенью 1945 года, куда его отца Петра Николаевича, военного водителя, участника

советско – финской и Великой Отечественной войн, дошедшего с Победой до

Берлина, направили восстанавливать хозяйство.

В школе Анатолий особенно ничем не выделялся. Как и все помогал

старшим и родителям в работе, участвовал в спортивных соревнованиях.

После окончания местной школы – интерната №2 стал работать помощником

киномеханика на передвижке.

В 1959 году призвали служить в Черноморский флот , в учебный отряд подводного плавания. Начинал службу в г. Севастополе в учебном отряде.

Служил на подводной лодке 613 – го проекта. Был командиром отделения радиотелеграфистов.

После перенесенного воспаления легких вышел из госпиталя. В то время проходили соревнования по легкой атлетике и он решил участвовать в кроссе между ротами. Выиграл забег на 3 километра. За четыре с половиной года службы на флоте ежегодно становился чемпионом Черноморского флота на стайерских дистанциях на 3, 5 и 10 километров. До конца службы входил в состав сборной команды Черноморского флота, а затем и Крыма по легкой атлетике. Его рекорды в беге на 3, 5 и 10 километров держались 17 лет!В 1963 году в Киеве проводилось первенство Украины по легкой атлетике. А через неделю должен был состояться матч СССР – США. Чемпион Олимпийских игр легендарный Петр Болотников готовился принять участие в том матче. В качестве прикидки решил пробежать стайерскую дистанцию на 10 тысяч метров.

Событие неординарное и знаменательное. И хотя чемпион Олимпиады всех обогнал на целый круг (а это 400 метров) все участники того действа, в том числе и А. Буров, с особым восхищением вспоминают об этой значительной вехе в своей спортивной судьбе.

Анатолий Петрович во время спортивных соревнований в г. Мукачево познакомился с еще одним чемпионом Олимпийских игр, тоже моряком – черноморцем Владимиром Куцем.

Закончив службу на флоте, вернулся Анатолий Буров в Гигант . В 1963г назначили его тренером футбольной команды завода «Сальсксельмаш». Тренировал ребят основательно, да и играл вместе с ними в качестве играющего тренера. Команда в 1968 году сделала победный дубль - стала чемпионом Ростовской области и обладателем кубка газеты «Молот» по футболу. Причем выиграла у всех городских команд. На следующий год сельмашевцы стали вторыми призерами в области. Тренер стал понимать, что ему не хватает теоретических знаний и о поступает учиться на заочное отделение ГЦОЛИФКа. Лучшего в стране. Его избирают старостой группы. На курсе вместе с ним учились заслуженные мастера спорта по футболу Владимир Маслаченко и олимпийский чемпион Анатолий Крутиков. В 1970 году закончил Московский государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры.

В 1970 году Бурова назначают директором Гигантовской детско – юношеской спортивной школы. Стал тренировать не только взрослых, но теперь уже и детей. Занялся организаторско – хозяйственной деятельностью. При его активном участии бывший клуб имени Горького был преобразован в Дворец спорта, проведена реконструкция поселкового стадиона, футбольного поля и спортивных площадок «Сальсксельмаша».По – прежнему, играл сам на позиции полузащитника. В 1972 году гигантовцы добились еще одного успеха, став обладателями Кубка Октября.

В 1975 году Анатолия Петровича приняли на работу учителем физкультуры в школу – интернат, которую он когда – то закончил.

За большой вклад в развитие физкультуры и спорта, подготовку спортсменов массовых разрядов ему было присвоено звание «Отличник физической культуры СССР». Пришлось Анатолию Петровичу и три года поработать там же директором, где ему было присвоено еще одно почетное звание «Отличник народного просвещения СССР». Ему – дипломированному тренеру и спортсмену поступали заманчивые предложения переехать работать в Ростов, другие города области, соседние регионы. Но он остался верен Гиганту. Да и не мог оставить на произвол судьбы своих мальчишек и девчонок.

Спортивная жизнь в школе и в поселке бурлила, благодаря Бурову. В 1980 году класс, с которым работал Анатолий Петрович, стал победителем областных, а затем и российских соревнований по пионерскому четырехборью. Двадцать мальчишек и девчонок с 20 августа по 1 октября жили, учились и соревновались во всесоюзных соревнованиях «Старты надежд» в лагере «Орленок».

Почти два десятилетия А. Буров руководил методическим объединением учителей физической культуры.

Решением Государственного Комитета СССР по физической культуре и спорту от 25 июля 1990 года Анатолию Петровичу присвоено почетное звание «Отличник физической культуры и спорта».

Еще в годы занятий спортом Анатолий Петрович очень высоко поднял планку и неуклонно следует своим жизненным принципам всю жизнь.

Славу учителям и тренерам приносят ученики. Есть такие и у А. П. Бурова. Чемпионом Европы 1976 года по футболу среди молодежи стал его воспитанник, мастер спорта международного класса, игрок национальной сборной СССР В. Гончаров. Валерий родился и жил на 3 отделении совхоза «Гигант». Учился у Бурова. Много сил и внимания ему уделял наставник. Когда юноша лишился родителей, направил учиться в Ростовский спортивный интернат №10.

Владимир Лесовой стал чемпионом Советского Союза по футболу, выступал за «Сальсксельмаш» и сборную области. Абдусалан Магомедов был разносторонним спортсменом, увлеченно занимался борьбой. Завоевал звание чемпиона Европы по классической борьбе, выполнил норматив мастера спорта международного класса. А его брат Ремезен Магомедов был тоже «международником». И чемпионом Европы, но по тяжелой атлетике.Кстати, сам Анатолий Петрович за время выступлений на беговых дорожках стал кандидатом в мастера спорта, а на футбольных полях перворазрядником. В то время нормативы были очень высокими!

Формально 17 лет назад А.Буров ушел на пенсию. Но долго не смог сидеть без

дела, ставшего смыслом жизни. Вновь стал тренировать мальчишек в

Гигантовском филиале ОДЮСШОР № 21, учить их футболу и уму – разуму.

В настоящее время Анатолий Петрович, по-прежнему, работает в школе № 2.Вновь его воспитанники высоко держат марку, выданную Тренером.

Его ученик Алексей Калашников, 1982 года рождения в 2007 году стал мастером спорта, чемпионом России по футболу.

Игорь Гвоздиков и Алексей Алейников играют в футбол. Волгоградскому «Ротору» приглянулся Иван Шапкин, а затем они пригласили к себе и Николая Новикова.

Анатолий Петрович и его супруга Ольга Вадимовна родили и воспитали двух прекрасных сыновей. Старший сын,Вадим , 1970 года рождения, окончил Ростовский спортинтернат №10. Дважды становился чемпионом СССР по зимнему многоборью среди учащихся. После окончания среднего училища гражданской авиации в г. Красный Кут Саратовской области стал служить в спецназе «Разведка» в составе 22 бригады. Полгода был в Чеченской Республике. Имеет два звания «кандидат в мастера спорта» по легкой атлетике и парашютному спорту. Совершил около 200 прыжков с парашютом, в училище был инструктором по парашютному делу.

Младший сын Буровых , Петр на четыре года младше своего брата. Вместе с ним одновременно учился и окончил училище гражданской авиации. Был чемпионом Сальского района по многоборью. Служил в Зеленокумском спецназе, является обладателем крапового берета. Воевал в Чечне в первую и во вторую военные кампании. Дважды был ранен. За мужество и героизм, проявленные при защите конституционного строя в Северо – Кавказском регионе, был награжден правительственными наградами, в том числе Орденом Креста второй степени. По распоряжению губернатора Ростовской области В.Ф. Чуба ветерану боевых действий, спецназовцу Петру Анатольевичу Бурову в городе Ростове – на – Дону выделили квартиру для его семьи.

У Аналолия Петровича есть два внука: Максим, ученик 9 класса, и Алеша, ученик 2 класса школы в г.Ростов на Дону. Они очень гордятся своим замечательным дедом.

В нашей школе не найдется ни одного человека ни среди детей,ни среди учителей, которые бы не любили уважаемого, строгого, но справедливого, доброго, самого спортивного учителя-нашего Анатолия Петровича-Учителя с большой буквы! Его отличает глубокое знание своего предмета, увлеченность своим делом, мастерство. Уроки учителя интересны, их отличает эмоциональность проведения, использование активных форм обучения и воспитания, удивительные интересные открытия для учащихся в мире спорта. Анатолий Петрович особое внимание обращает на развитие и совершенствование двигательных качеств, подбирает наиболее эффективные упражнения, добивается четкого их выполнения.

Учитель на каждом уроке развивает силу, быстроту, ловкость и выносливость, воспитывает смелость, настойчивость, дисциплинированность, добивается, чтобы все дети ушли с урока во всем разобравшись, не потеряв интереса к изучаемому Спортсмены школы принимают активное участие в спортивной жизни, а также участвуют во всех крупных соревнованиях районного масштаба как среди школьников, так и среди взрослого населения. Он является наставником молодых специалистов, охотно делится опытом со своими коллегами. Анатолия Петровича– учителя и педагога высокой культуры, знают не только в поселке, но и в области, как опытного учителя и тренера, как человека большой души, пользующегося заслуженным авторитетом в коллективе учителей, учащихся, родителей и жителей поселка. Он активно пропагандирует здоровый образ жизни.

Заключение

В мире все связано. Изучая историю своего района, мы волей – неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким – то причинам.

Работая над проектом, я узнал о жизни человека, живущего со мной рядом, моем земляке, который своим каждодневным трудом приносит пользу многим людям, работает на благо своего края и процветания всей страны. Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.

Завтра мы вступим в жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы должны знать историю нашей страны, ее особенности и понимать, черты национального русского характера. Задача нынешнего молодого поколения - не превращаться в равнодушных, бесчувственных людей. Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, мои земляки, которые по- своему делают историю, внося свой посильный труд в наследие моей большой страны».

Описывая жизнь А П, я понял, что она находи т с я в единстве с жизнью страны. Вся его жизнь – СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ. Поэтому она вызывает восхищение, уважение.

В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.

Список использованной литературы

1.Материалы из семейного архива Буровых.

2.Трофименко И.С. «Зовет детей на физкультуру.»// Сальская степь. -№18.24.10.2010.

3..Безнощенко Анатолий. «Самородок из гиганта или дети и детища Анатолия Бурова»

//Сальский спорт.15.07.2010.

gastroguru © 2017