Икона бм владимирская что просят. Чтимые чудотворные списки с иконы Владимирской Божией Матери. История иконы Владимирской Богоматери

Из древних времен Владимирская икона Божией Матери творила чудеса и по праву считается одной из самых почитаемых и известных в православном мире. В честь нее отмечается несколько больших праздников: 21 мая, 23 июня, 25 августа. В память спасения Москвы от: Мухаммеда-Гирея, Ахмата и Тамерлана соответственно. В эти дни принято читать тропарь Владимирской иконе.


Значение Владимирской иконы

Мольбы перед этой иконой способны защитить людей от напастей, к ней обращаются за помощью в самых разных ситуациях. В жизни человека бывают очень сложные периоды и тогда они прибегают к молитвам. Каждый верующий, который искренне просит помощи высших сил, получает ее. Владимирская Богоматерь является защитницей и охраняет дома от напастей, помогает в разных житейских ситуациях.

Каждый православный человек, просто обязан иметь у себя дома этот образ. О значении и чудотворности иконы написано много разных историй, чудеса случались сотни лет назад, так же случаются и в нынешнее время.


Чудотворность иконы

На протяжении всего времени случались чудеса, связанные с Владимирской иконой.

  • Три раза мольбы людей про спасение собственной земли были услышаны. Чужеземцы покидали русскую землю по разным причинам.
  • Когда икона находилась в Вышгороде, были замечены самовольные перемещения иконы. Три раза образ оказывался в разных частях монастыря.
  • Вода, которая омывала святыню, имела лечебные свойства, прихожане неоднократно исцелялись от различных телесных недугов.
  • Жена одного из священнослужителей, ждала ребенка, она часто молилась перед Владимирской иконой Богоматери и один раз чудом ее жизнь была спасена от взбесившейся лошади.
  • Настоятельница монастыря была исцелена от слепоты. Девушка просто выпила воды от святого лика и произнесла молитву.
  • Однажды, в городе Владимире на двенадцать человек обрушились Золотые ворота, все эти люди внезапно оказались под завалами. Один из них прочитал молитву перед образом Богородицы, затем всем этим людям удалось спастись. Никто из них не получил тяжких увечий.
  • Младенец был омыт святой водой, и он спасся от злых чар.
  • Женщина на протяжении многих лет болела серьезным сердечным заболеванием, она отдала священнику все свои золотые украшения и послала с ними священника в храм, где находилась икона. Он привез женщине святой воды, она ее выпила и помолилась, а через некоторое время женщина оказалась полностью здоровой.

Это еще далеко не полный список чудес, которые связаны с Владимирской иконой. Причем чудеса случались не только связанные с оригиналом иконы, а и с многочисленными ее копиями.


Чем помогает икона Владимирской Божией матери

Данная святыня была свидетельницей практически всех важных событий в истории России. Она видела военные походы, как происходила коронация монархов, а также назначения многих патриархов. Молитва, обращенная к иконе, помогает унять вражду, снизить уровень гнева и страстей.

Большое количество прихожан обращались за помощью к иноке, чтобы принять судьбоносное решение, укрепить собственный дух и набраться жизненных сил во время болезни. На вопрос, чем помогает Владимирская икона, ответить можно так:

  • приходит на помощь при принятии важного решения, показывает путь истинный;
  • укрепляет веру и дает силы, которые практически на исходе;
  • помогает в исцелении болезней, в особенности часто исцеляются люди со слепотой и различными недугами сердца;
  • избавляет от злых намерений и греховных помыслов.

Также Богоматерь помогает в становлении счастливого брака, так как счастливая и крепкая семья – залог крепкой и успешной страны.

Как выглядит Владимирская икона

Данная икона относится к типу «Ласкающей». Этот образ считается самым лиричным из всех образов Богородицы.

Каждый человек может увидеть лик Богородицы, левой рукой она держит своего маленького сына.

Они умильно прильнули друг к другу, тем самым открывая другую сторону общения Девы со своим сыном. Оригинал иконы был написан на деревянной крышке от стола.

По всему полотну изображено только две фигуры: Богородица и ее сын. Голова ее склонена к Младенцу Христу, он же левой рукой свою Мать обнимает за шею.

Отличительной чертой этого иконы от всех остальных является то, что ножка Христа изогнута так, что видно его ступню.

Чудотворные списки

На протяжении всего времени было создано очень большое количество разнообразных списков Владимирской иконы. Некоторые из них приобрели также чудотворные свойства и получили особые наименования:

  • Владимирская-Волоколамская, которая была создана в 1572 году;
  • Владимирская-Селигерская, создана в 1528 году;
  • Владимирская-Оранская, датирована 1634 годом.

Все эти образы также имеют чудотворность, и все православные часто приезжают к ним, чтобы прочитать акафист Владимирской иконе Божией.

История Владимирской иконы

В легенде говорится, что данная икона была написана евангелистом Лукой, в качестве основы была использована крышка обеденного стола. За ним принимали пищу Пречистая Матерь и Иосиф Обручник. И когда Божья Матерь увидела образ, она стала очень радостной и сказала следующие слова: «Отныне ублажат Мя вси роди».

Изначально икона была в Иерусалиме, позже она переехала из этого города в Константинополь, длительное время она находилась там. Затем, Юрий Долгорукий получил эту икону в подарок от одного влиятельного патриарха.

В городе Вышгород (недалеко от Киева) совершенно недавно был построен монастырь, туда и поставили образ. Практически сразу же, икона начала прославляться разного рода чудотворными деяниями. Сын Юрия Долгорукого очень сильно возжелал иметь у себя такую икону и привез ее в город Владимир, там она обрела новый дом. Именно с тех пор она и получила название – Владимирская.

Эта икона очень часто спасала солдат, которые отправлялись на войну. В битве против волжских болгар икона Богометери помогла князю одержать нелегкую победу в бою.

Тридцатью годами позже был страшный пожар, тогда собор, в котором находилась икона, сгорел, но она сохранилась совершенно невредимой. В 1237 году на город Владимир напал Батый и полностью разорил его, но и на этот раз иконе удалось уцелеть.

Дальнейшая история иконы полностью связана с Москвой, куда она попала только в 1395 году, когда на Русь наступил хан Тамерлан. Завоеватель полностью разграбил Рязань и направил свое войско на Москву, все у себя на пути они уничтожали. Князь не теряя ни минуты, собрал большое войско и приказал им идти в атаку на встречу к захватчикам. Митрополит в это время призывал высшие силы помочь им. Тогда князь и митрополит решили перенести икону в Москву.

Когда святыня попала в Москву и ее внесли в собор, начали происходить невероятные вещи. Как гласит летопись, завоеватель просто находился на одном месте несколько недель, он не шел в наступление, но и не отступал. Но внезапно его окутал страх, он повернул назад и покинул московские пределы.

Немного позже, когда в Москве даже не ожидали нашествия, внезапно перед стенами города появилась огромнейшая армия захватчиков. Тогдашний князь понял, что ему не хватит времени и навыков собрать достойное войско, чтобы противостоять чужеземцам и просто покинул столицу вместе с семьей. Владимир Храбрый, которому внезапно пришлось управлять Москвой, был опытным полководцем и собрал большую армию, да такую, что орда не решилась на штурм Москвы. Однако они начали грабить соседние города.

В это время все православные люди молились перед Владимирской иконой, призывая Богоматерь помочь своему народу. И вновь мольбы были услышаны, Едигей (предводитель Орды) получил известия о перевороте и был вынужден покинуть русскую землю. Так Богородица еще раз спасла свой народ от врагов.

Молитва иконе Владимирской

О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Заключение

Это очень древняя и сильная икона, она является одной из наиболее почитаемых ликов Богородицы. Трижды при помощи иконы получалось остановить чужеземных захватчиков. Огромное количество людей получили духовные и физические силы, молясь перед ней.

Образ Владимирской Божией матери является одним из самых древних и почитаемых на Руси. Владимирская икона Богородицы считается покровительницей русского народа и самой России. Память Сретению Владимирской иконы Божией Матери отмечают 3 раза в году: 3 июня (21 мая ст. ст.), 6 июля (23 июня ст. ст.) и 8 сентября (26 августа ст. ст.).

В РДЦ в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы освящен храм в Нижегородской области.

В ДПЦ во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы освящена моленная в .

Единоверческий храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы находится в Московской области.

Образ Владимирской иконы Богородицы. Чудеса

В 1163–1164 годах по почину князя Андрея Боголюбского было составлено Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородицы Володимирьской иконы». Авторами-составителями его считаются священнослужители Успенского собора во Владимире: иереи Лазарь, Нестор и Микула, пришедшие с князем из Вышгорода, который он получил от отца своего Юрия Долгорукого после занятия им Киева. В Сказании приведено 10 чудес, которые совершились по молитвенному обращению к Богоматери перед Её Владимирской иконой.

  • Первое чудо : на пути князя Андрея из Вышгорода в Переславль на реке Вазузе проводник, искавший брод, вдруг оступился и стал тонуть, но он чудесно спасся по горячей молитве князя перед иконой, перевозимой им.
  • Второе : жена священника Микулы, ожидавшая ребенка, ради молитвы Владимирскому образу, спаслась от взбесившегося коня.
  • Третье : во Владимирском Успенском соборе человек с высохшей рукой обратился к Владимирской иконе Божией Матери и стал молиться со слезами и великой верой в чудесное исцеление. Князь Андрей Боголюбский и священник Нестор свидетельствовали, что они видели, как Сама Пречистая взяла больного за руку и держала ее до конца богослужения, после чего тот полностью исцелился.
  • Четвертое : супруга князя Андрея тяжело носила ребенка, роды были очень сложными. Тогда (в день праздника Успения Пресвятой Богородицы) Владимирскую икону Божией Матери омыли водой и дали эту воду выпить княгине, после чего она легко разрешилась сыном Юрием.
  • Пятое : спасение младенца от чародейства благодаря омовению водой от Владимирской иконы Божией Матери.
  • Шестое : исцеление сердечной больной из Мурома водой от Владимирской иконы.
  • Седьмое : исцеление от слепоты игуменьи Марии из Славятина монастыря около Переславля-Хмельницкого (Украина); ее брат, Борис Жидиславич, который был воеводой у князя Андрея, попросил у священника Лазаря дать ему воды от иконы, игуменья выпила ее с молитвой, помазала глаза и прозрела.
  • Восьмое : женщина Ефимия в течение семи лет страдала от болезни сердца. Узнав, по рассказам священника Лазаря, о целебных свойствах воды от Владимирской иконы Божией Матери, она послала с ним во Владимир к иконе многие золотые украшения. Получив святую воду, она выпила ее с молитвой и исцелилась.
  • Девятое : некая боярыня из Твери не могла трое суток разродиться и уже была при смерти; по совету того же Лазаря она дала обет святой Богородице Владимирской, и тогда роды быстро завершились благополучным рождением сына. В знак благодарности боярыня послала к Владимирскому образу многие драгоценные украшения.
  • Десятое : случилось, что Золотые ворота проездной башни Владимира, которая и сейчас находится в городе, упали, и под ними оказались 12 человек. Князь Андрей воззвал к Пречистой в молитве перед Владимирской иконой, и все 12 человек не только остались живы, но даже не получили каких-либо увечий.

Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую - Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.

В православии существует древняя традиция иконопочинтания, которая приносит несомненное благо верующим и связана с многочисленными и разнообразными чудесами. Особым почтением среди православных христиан пользуется икона Владимирская Божья матерь, в чем помогает и почему так ценится.

Кто создатель. Есть некоторое количество образов, которые, согласно преданию, написаны самим апостолом Лукой, автором одной из книг Евангелия. Этот образ получил благословение самой Пречистой Девы и написан на доске, которая раньше служила Христу, а также Марии и Иосифу обеденным столом. Поэтому на нем особая благодать, и он обладает такой огромной ценностью.

Основные исторические вехи:

  • до середины пятого века пребывает на территории Иерусалима, потом перевозится в Константинополь;
  • остается в Византии до 12 века, но константинопольский патриарх дарит образ Юрию Долгорукому, который привез икону в Киев;
  • период разнообразных чудес, о которых узнает сын Долгорукого Андрей Боголюбский. Отправившись в Вышгородский монастырь, князь забирает священный лик, по пути приезжает во Владимир, где ему является видение Богородицы. Здесь он приказывает поставить новый храм;
  • икона Владимирская получает свое нынешнее имя, творит разнообразные чудеса, не раз спасает Русь;
  • Андрей Рублев делает список (в 1408 году), который остается храме города Владимир, оригинал в 1480 году увозят в Москву и размещают на территории Успенского собора;
  • В 1918 образ перенесли в Третьяковскую галерею, в 1999 в храм святителя Николая.

Такова официальная история иконы Владимирской Божьей Матери, которая в большей степени интересна для ученых. Помимо этого существует и совершенно другая, которая интересна для верующих. Сохранилась эта историческая мозаика отдельными крупицами в рассказах и свидетельствах народа.

Описание образа

Существует четыре основных иконографических образа Богородицы: Одигитрия, Елеуса, Оранта, Акафистный, которые используются для создания святынь. На Владимирской иконе Божией Матери мы видим тип Елеуса или Умиление, который характеризуется прильнувшими друг к другу Богомладенцу и Богородице. Они соприкасаются щеками и заключают друг друга в объятья.

Формальный и примитивный уровень понимания дает вполне понятное значение – отношения между матерью и ребенком, нежность материнской любви. Конечно, таким символом не следует пренебрегать, так как он сам по себе является весьма значимым для осмысления. Тем не менее, не нужно забывать о роли изображаемых фигур: перед нами не просто люди, а святые, хотя они изображаются в человеческом обличии.

Обратите внимание! Особенностью изображения является мелкая деталь – ступни Спасителя. Одна из них развернута к зрителю, который может созерцать пяточку младенца Христа. Этим элементом отличается икона Владимирской Богоматери.

Символическое описание:

  • изображаемые прижимаются щеками: Пречистая Дева символизирует собой человечество, а Христос представляет Господа, к которому стремится каждый человек. Таким образом изображается божественная любовь и близкие отношения между Создателем и чадом Его;
  • одежды Марии: нижняя часть синего оттенка символизирует небесную чистоту, верхняя — красная, указывает на царственность положения Марии и страдания Богородицы;
  • золотые элементы одежды тоже указывают на царственность, символ божественной благодати.

Богородица также может символически представлять собой не только человечество и человека в отдельности, но и церковь. Это подчеркивает одна деталь: Мария имеет на одежде нарукавники, которые надевают священники. Богородица представляет собой равноапостольную церковь, которая позволяет человечеству идти к Господу.

Полезное видео: о владимирской иконе Божией Матери

Чудеса

Перед тем как рассматривать, в чем помогает этот образ, нужно описать кратко известные чудеса, которые совершались на протяжении длительной истории Руси. Об этом может рассказать Википедия, эти факты являются общеизвестными. До сих пор чудеса, связанные с этой иконой помогают верующим.

Обратите внимание! Владимирская икона Божьей Матери представляет собой один из ключевых образов для русского православия.

Перед ним молились сотни тысяч верующих веками и простые люди и аристократы, перед ним постигали веру великие подвижники и люди мирские, по молитвам русских людей Дева Мария творила чудеса и оберегала родную землю от всяческих невзгод.

Известные чудесные события:

  1. В 1395 году пречистая Дева явилась во сне Тамерлану, который на тот период завоевал огромное количество земель, заставила его отступить и не захватывать Русь.
  2. В 1451 году татары снова стояли под стенами города, но Иона, который на тот период был митрополитом, пронес вдоль городских стен икону Божией Матери вославу Божию, дабы уберечь город. Ночью татары услышали непонятный шум и посчитали, что это приближающееся войско Василия Дмитриевича. Вражеские полчища охватил страх, они отступили от стен города и ушли восвояси.
  3. Стояние не реке Угре 1480 года. Согласно преданию, чудотворная Владимирская икона Божией Матери была взята на реку перед началом предполагаемой битвы. Войска русских и татар 9 месяцев стояли на противоположных берегах реки, не решаясь начать наступление. Перед битвой русские принесли на свой берег икону и, спустя короткое время, татары отступили.
  4. Спасение Москвы. В начале 16 века нашествие татар могло полностью погубить Москву, но одна из монахинь увидела сон об иконе и грехах жителей столицы. В итоге утром горожане и священники собрались в храме, чтобы молить Богоматерь о помощи. В итоге татары снова отступили.
  5. Обретение царя. С иконой под предводительством митрополита ходили к Борису Годунову, чтобы он стал новым царем.
  6. Освобождение от поляков. В 1613 году в город вошли освободительные войска, которые встречали именно с этим ликом.

Помимо этого икона Владимирской Божьей Матери активно использовалась при коронации различных монарших особ. Люди замечали разнообразные чудеса, которые достигались молитвой перед образом или омовением водой, которая до этого омывала его. Эти факты фиксировались в различных церковных книгах.

Познавательно! Что такое : когда и как правильно молиться

Как молиться

Многие православные видели как минимум фото или репродукцию этого образа. Он имеется во многих храмах. О чем молятся Владимирской иконе Божией: верующие просят о собственных нуждах, не забывают о собственной земле и других православных, которым пригодится заступничество Богородицы.

Перечислим самые распространенные поводы:

  • укрепление в вере в минуты сомнений, когда есть потребность в том, чтобы укрепить веру, углубить собственное религиозное чувство;
  • об исцелении от недугов душевных и телесных, Дева Мария непрестанно молится Господу и является великой заступницей, которая помогает обрести просящим здоровье;
  • об избавлении от греха — это то, в чем помогает образ особенно, каждый верующий может прийти, чтобы раскаяться и получить прощение;
  • чтобы просить за страну и православную веру – такая молитва является традиционной и практикуется на протяжении многих веков;
  • перед принятием решения, когда требуется о чем-то поразмыслить и получить какой-то ценный совет, после молитвы Богородице лучшее решение само посещает разум верующего.

В красном углу дома обычно стоят образы Спасителя и Богородицы – таков неотъемлемый минимум. Можно установить Владимирскую Божью Матерь работы Андрея Рублева либо в более раннем иконописном варианте. Лик является весьма универсальным и может принести пользу верующему.

По предыдущему описанию известно, как выглядит икона: отличительной особенностью является ступня Христа, которая обращена в сторону зрителя. По этой детали легко увидеть искомый образ, придя в храм и вознести молитву.

Для этого нужно приходить до или после службы, дабы иметь возможность поставить свечку и прочитать молитву нужное количество раз.

Также возможна келейная молитва, то есть дома, перед образом, который находится в комнате. Эта практика является неотъемлемой для православного, уединенная молитва приносит существенные духовные блага.

Вот некоторые советы по этой практике:

  • перед началом следует очистить собственный ум, настроиться на молитву, отрешиться от земных забот;
  • перед образом по возможности вначале зажигается свечка или лампадка;
  • нужно обеспечить уединение и полное спокойствие, чтобы не отвлекаться и сосредоточиться на словах молитвы;
  • лучше всего, когда молитва читается на память, но также может использоваться молитвослов или просто удобная распечатка;
  • также допускается молитва своими словами, которая начинается с традиционного обращения «О Всемилостивая Госпоже Богородице».

Полезное видео: история Владимирской иконы Божьей Матери

Вывод

Когда чудотворная Владимирская икона Божией Матери становится частью регулярной молитвенной практики, верующий приобретает особую связь с этим образом. Устанавливается как бы незримая связь с остальным православным миром, этот лик как бы пронизывает собой столетия православной веры и заключает в себе своеобразную квинтэссенцию этой традиции. В нем заключены глубокие архетипы, с помощью него в мир нисходит благодать, это чистое окно, через которое верующие могут заглянуть в духовный мир.

Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет ».

В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок святому князю Мстиславу (†1132) от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода (древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги), недалеко от Киева. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую! » В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка) , Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.


Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

Во второй раз Богородица спасла нашу страну от разорения в 1451 году , когда к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году (празднуется 6 июля). После громкой победы на Куликовом поле в 1380 году русские княжества еще целое столетие находились в ордынской зависимости, и только события осени 1480 года решительно изменили ситуацию. Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата . Два войска сошлись на реке Угре: войска стояли на разных берегах – так называемое «стояние на Угре» – и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.


Стояние на р.Угре 11 ноября 1480 года

«Стояние на Угре» положило конец монголо-татарскому игу . Россия окончательно освободилась от выплаты дани. С этого времени можно говорить об окончательной ликвидации каких бы то ни было форм политической зависимости Москвы от Орды.

Стояние на Угре

В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Ордынское войско сожгло город Алексин (в Тульской области) и уничтожило его население, однако поход окончился провалом. В 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Золотой Орды, а в 1480 году отказался признать зависимость Руси от неё.

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Русского государства (Псковские земли) в начале 1480 года подверглись нападениям Ливонского ордена. Ливонский хронист сообщал, что: «… магистр Бернд фон дер Борх был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав ».

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат летом 1480 года выступил с основными силами.

Боярская верхушка Русского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Великий князь Иван III прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери — заступница и спасительница Руси от войск Тамерлана в 1395 году.

Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории, ожидая помощи от Казимира IV, но так её и не дождались. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию (на ю-з совр. Украины).

Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру.

Узнав об этих намерениях, Иван III отправил войска к берегу реки Угры.

8 октября 1480 года войска встретились на берегах Угры. Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была успешно отбита. Указанное историческое событие происходило в районе 5-километрового участка реки Угры. Перейти здесь границу Московского великого княжества татарской коннице было невозможно — Ока имела ширину 400 м при глубине до 10-14 м. Других бродов на участке между Калугой и Тарусой не было. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии. 12 октября 1480 года ордынцы отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки.

Началось знаменитое «стояние на Угре» . Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась. В таком положении начались переговоры. Требования дани были отклонены, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван III пошёл на переговоры, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу.

Вся Москва молилась своей Заступнице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска, уповая на помощь Матери Божией. Великий князь получил пламенное послание от своего духовника, в котором тот призывал Ивана III последовать примеру прежде бывших князей: «…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“ …»

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван III выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами (дружинниками). В результате, князь Василий Ноздроватый со своим войском разгромил и ограбил столицу Большой Орды Сарай и другие татарские улусы и вернулся с большой добычей.

28 октября 1480 года Князь Иван III приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, и решив, что русские заманивают их в засаду, не стал преследовать русские войска и в конце октября - первых числах ноября также начал отводить свои войска. А 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало слишком простое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение.

6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака, а в 1502 году сама Орда прекратила своё существование .

С тех пор подмосковную реку Угру стали называть «поясом Богородицы» .

«Стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым. Дипломатические усилия Ивана III предотвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.

Обретение политической независимости от Орды наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487) сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского.

Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году .

6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году .

3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году .

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву .

Празднество же 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея .


Нашествие крымских татар

Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыю Москвы – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею.

Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах (м.»Третьяковская», М. Толмачевский пер., 9) .

Храм Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее

Музей-храм Святителя Николая в Толмачах

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.

Престол уготованный. Оборот «Владимирской иконы Божьей матери»

Престол уготованны й (греч. Этимасия) - богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Состоит из следующих элементов:

  • церковный престол, облачённый обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы);
  • закрытое Евангелие (как символ книги из Откровения Иоанна Богослова - Откр.5:1);
  • орудия страстей, лежащие на престоле либо стоящие рядом;
  • голубь (символ Святого Духа) или корона, венчающие Евангелие (изображаются не всегда).

Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России .

Закон Божий. Владимирская икона Божией Матери

Царица Небесная. Богоматерь Владимирская (2010)

О фильме:
По церковному преданию, икона Богоматери была написана евангелистом Лукой на доске стола, который находился в доме Иосифа, Марии и Иисуса. Икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а затем в женский монастырь под Киевом, в Вышгород. Сбежав из Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский привез икону во Владимир, по которому она и была названа.

Во время нашествия Тамерлана, при Василии I, чтимая икона была перенесена в Москву как защитница города. И примером заступничества Богоматери Владимирской считается то, что войска Тамерлана без особых причин ушли, не дойдя до Москвы.

Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Многие люди специально приезжают в храм-музей Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, чтобы поклониться и помолиться знаменитой Владимирской иконе Божией Матери.

Считается, что она чудотворная – ограждает от бед и опасности, исцеляет болезни.

Трижды в год отмечается день, посвященный этой уникальной иконе – 3 июня, 6 июля и 8 сентября. И каждая дата связана с чудом, которое происходило благодаря этому священному артефакту.

И сегодня мы расскажем о происхождении иконы, о том, чем она знаменита, и о том, как просить у нее помощи.

Происхождение Владимирской иконы Божией Матери

Принято считать, что этот святой образ написал евангелист Лука на доске-столешнице, за которой принимали трапезу Иисус Христос, матерь его Мария и ее муж Иосиф. Как говорится в Библии, Богородица сама благословила икону и сказала: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

Впрочем, скорее всего, мы имеем дело не с работой самого Луки (согласно многочисленным исследованиям, ни одно его творение до наших дней не дошло), а с так называемым «списком». Да и искусствоведы датируют икону XII веком нашей эры. Однако от этого она не становится менее ценной и чудотворной. Кто бы ни был автором данного произведения, он сумел вложить в него свет и некую небесную силу, защищающую и оберегающую не только людей, но и целую страну.

Стоит добавить, что по иконографии икона относится к типу Елеуса, то есть «Умиление», и передает нежность, связывающую Богоматерь и ее божественное дитя. Кроме того, есть мнение, что изначально икона была двусторонней, так как форма ковчега и лузги одинаковая с обеих сторон.

Путь Владимирской иконы Божией Матери и чудеса, ею творимые

В России икона появилась около 1131 года. Ее передал в дар Юрию Долгорукому византийский патриарх Лука Хрисоверг. Ее поместили в женский Богородичный монастырь в Вышгороде, что недалеко от Киева. Однако там она пробыла недолго. В 1169 (по некоторым источникам – в 1160) году Андрей Боголюбский выкрал икону (по другим сведениям – просто взял с собой, отправившись с Суздаль) и перевез ее во Владимир, именно поэтому с тех пор ее именуют Владимирской.

Как гласит легенда, Боголюбский вовсе не планировал оставлять икону во Владимире, а был в этом городе проездом, однако кони встали и отказались идти дальше. Их сменили, но результат был тот же – лошади не двигались с места. Тогда Андрей понял, что сама Божья Матерь указывает ему место, где она желает остаться. И за два года во Владимире был возведен храм Успения Богородицы.

Но и там икона не задержалась. Когда в 1395 году Тамерлан пошел войной на Русь, Василий I приказал доставить святой образ в Москву, чтобы защитить город от узурпатора. И Богородица заступилась за русичей – Тамерлан не добрался до Москвы, а развернул свое войско от Ельца и отправился в обратный путь. Существует еще одна легенда: завоеватель уснул в своем шатре, и ему во сне явилась Божья Матерь, окруженная небесным воинством, и приказала ему покинуть пределы Руси. В честь этого события день иконы отмечается 8 сентября.

Следующие чудеса произошли, когда икона в 1480 году помогла избавиться от войска хана Ахмата (дата памяти – 6 июля), а в 1521 – от Махмет-Гирея (празднуется 3 июня). В обоих случаях на воинов и на их предводителей находил такой сильный страх, что они предпочитали отступить. Говорят, что бойцам Гирея было еще и видение – бесчисленное количество то ли людей, то ли ангелов, облаченных в золотые одежды.

Кроме того, что икона охраняла Русь, она еще и не раз спасала саму себя. Так, не пострадала она при страшном пожаре и уцелела, когда воины Батыя разоряли Владимир. И где бы она ни находилась – в Вышгороде, во Владимире, в Успенском соборе в Москве, везде жители получали помощь и заступничество.

Как и когда обращаться к иконе

Принято считать, что Владимирская икона Божией Матери помогает в любой день, но в даты особого ее поминовения ее сила увеличивается многократно. Существует акафист, состоящий из 27 кондаков и икосов, восхваляющих Богородицу и испрашивающих у нее защиту для нашей страны и для ее жителей.

Если вы не знаете все эти слова наизусть, то запомните хотя бы первый кондак и обращайтесь с ним к святому образу, когда хотите обрести покровительство Богородицы:

«Взбранной Воеводе, Заступнице нашей, взирающе на первописанный образ Твой, хвалебное пение воспеваем Ти раби Твои, Богомати. Ты же, яко имущая державу непобедимую, сохрани и спаси благодарне Тебе вопиющия: Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая».

Впрочем, даже если вы выскажете свои просьбы обычным, привычным для вас языком, Божья Матерь не откажет вам в помощи, главное, чтобы ваши слова шли от самого сердца. Можно также прочитать одну из многочисленных молитв Богородице. И не забудьте поставить перед иконой свечи. Их количество – на ваше усмотрение.

В чем помогает Владимирская икона Божией Матери

Считается, что икона не только защищает страну и исцеляет болезни, но и помогает при размолвках в семье, внушает ответы на трудные вопросы и способствует принятию важных решений. Ей молятся, чтобы получить прозрение – и физическое, и духовное, а также при проблемах с сердцем, опять-таки и в плане здоровья, и при отсутствии или потере веры. Она особо охраняет матерей и их детей, беременным дарует легкие роды и здоровых малышей, избавляет от бесплодия и от заболеваний детородных органов.
Посетите 3 июня храм-музей Святителя Николая в Толмачах, помолитесь Заступнице, и да пребудет с вами ее Благодать.

gastroguru © 2017