“Духовный” туризм – чума монастырей, но многим обителям нравится. Духовный туризм

Пришло такое время, когда никто нигде не может укрыться. Ни зверь, ни человек. За последними львами ходит толпа с кинокамерой. Из-под земли, из Марианской впадины все достанут, и если не сожрут, так сфотографируют. Везде скучающие дамы в пляжных шлепанцах на босу ногу, с мороженым, фотоаппаратом и розовым кошельком. Луна и Афон на очереди.

«Духовный» туризм – чума монастырей . Но многим монастырям он нравится. И многие из них заточены на эту демоверсию христианства: игумены с показушными барашками на руках, монахи с волками, енотами и страусами, хлеб, мед, молоко, галантерея, колокола, постные супчики, оладушки, творожок с молочком, прогулка на источник, беспрерывный треп туристов, экспресс-старец и пророчества за пять минут.

Экспресс-старцы делают вид, что духовно лечат. А экспресс-больные делают вид, что лечатся. Они нашли друг друга. Пьют экспресс-кофе, едут на экспрессах в экспресс-туры и подключены к экспресс-тарифам. Экспресс-жизнь, экспресс-любовь и экспресс-смерть. Все включено. Все, что НЕ нужно для настоящей жизни.

“У нас в одном «брендовом» монастыре был случай. Иеродьякон ночью кирпичами побил все пластиковые окна, вытоптал розы, согнул фонари с криками: «Туризм, говоришь? Музей?! Нет!.. Шутишь!!! Вот тебе туризм с музеем!» Монастырь всю ночь тихо внимал побоищу.” Своими мыслями о духовном туризме делится священник Константин Камышанов.

В мировой туротрасли существует особое направление, которое объединяет путешественников, желающих отправиться в поездку по святым местам. Кто же такие паломники и в чем особенность религиозного туризма?

Это люди, которые решаются на длительные и, порой, не самые легкие в плане комфорта путешествия, лишь для того, чтобы обогатить собственный духовный мир, доказать приверженность вере, прикоснуться к великим святыням планеты и выполнить почетную миссию, накладываемую на каждого верующего божественными постулатами. Эта особенность религиозного туризма существенно отличает его от привычной всем схемы отдыха на морском курорте или посещения монументов старины.

В каждом вероисповедании существуют традиции, предусматривающие бережное отношение к святыням. Вот почему ежегодно свыше миллиона паломников отправляются в путь, чтобы посетить главные .

Понятия «паломники» и «паломничество» происходят из православного христианства. Эти определения стали универсальными, и сегодня у нас их используют применительно ко всем религиозным течениям мира.

Справедливости ради, следует заметить, что путешествующих представителей других вероисповеданий называют по-разному: в католицизме ― это «пилигримы», в исламе люди совершают «хадж», религиозный туризм в Индии (да и вообще у буддистов) принято обозначать одним словом — «кора».

Основные направления религиозного туризма

Различают два основных направления религиозного туризма, и у каждого есть свои особенности:

  • экскурсионные туры, целью которых является посещение памятников, храмов, музеев;
  • организованные паломнические поездки, предполагающие посещение мировых центров религий, а также путешествие по местам, сыгравшим важную роль в становлении и распространении определённого вероисповедания.

В первом случае люди стремятся обогатить свой духовный мир, расширить кругозор и получить новые знания об истории религии. Поскольку культовые сооружения во многих странах являются заодно и главными их достопримечательностями, то становится очевидной популярность экскурсионного религиозного туризма. Второй вид поездок, скорее всего, подойдет людям, путешествующим исходя из духовных побуждений, и мечтающим поклониться святыням.

Если вы планируете отправиться в паломническую поездку, то не помешает узнать особенности религиозного туризма подобной направленности. Приготовьтесь к тому, что путешествие не всегда будет комфортным. В большинстве случаев маршрут пролегает через малопосещаемые или, наоборот, слишком переполненные туристами религиозные центры.

Паломникам приходится останавливаться для ночлега или во временных палаточных лагерях, разбитых на время проведения того или иного религиозного мероприятия, или в монашеских кельях, скромных отелях и пансионах. Не всегда есть возможность обеспечить разнообразное питание, особенно если график путешествия совпадает с постом, строго соблюдаемым верующими людьми. В особо сложных переходах верующие могут рассчитывать лишь на сухие пайки и воду.

В этом смысле, паломнические поездки и экскурсионные туры религиозной направленности различаются. Организованные туристические экскурсии предполагают обеспечение высокого уровня комфорта. Поэтому если вы не уверены в собственных силах и способностях выдержать все тяготы паломничества, то смело отправляйтесь на тематические экскурсии, в рамках которых запланировано посещение религиозных памятников и комфортабельное размещение.

Мировые центры религиозного туризма

Для каждого из мировых вероисповеданий характерны свои особенности религиозного туризма, собственные маршруты и святыни, разбросанные по разным уголкам планеты. Исключением можно считать город, чья история насчитывает тысячелетия. Речь идет об Иерусалиме, находящемся на территории современного Израиля. Этот древний город можно считать колыбелью нескольких мировых религий ― христианства, иудаизма и ислама. Здесь сосредоточено огромное количество достопримечательностей, представленных святынями для сотен тысяч паломников.

Представители христианского мира приезжают в Иерусалим чтобы посетить места, связанные с библейскими событиями – Распятием и Воскресением Христа. Однако помимо этого, туристы совершают экскурсии к другим памятникам старины, являющимся христианскими святынями.

Древняя святыня иудеев – , относящаяся к комплексу Храмовой горы – единственный сохранившийся до наших дней участок древнего ограждения города. Паломники еврейской национальности съезжаются сюда с разных уголков планеты, чтобы поклониться святыне и оставить в ней записки с пожеланиями.

В центре внимания мусульман в Иерусалиме – мечеть Купола Скалы , имеющая форму восьмиугольника. По приданию, именно здесь пророк Мохаммед оставил след своих ног, а в одной из колонн древнего строения находятся волосы из его бороды. Помимо Иерусалима приверженцы ислама также совершают хадж в Медину и Мекку, чтобы увидеть мечеть Аль-Хараам и святилище Кааба . Побывать хоть раз в жизни в этих священных местах должен каждый правоверный последователь пророка. Особенностью религиозного туризма у мусульман является то, что посетить святыни необходимо перед Курбан-Байрам. В течение 10 дней в преддверии религиозного мероприятия мусульмане выполняют все обряды, предписанные Кораном.

Религиозный туризм в Европе популярен среди христиан-католиков. Как правило, они отправляются в паломнические туры по европейским городам, чтобы полюбоваться красотами сохранившихся со времён средневековья готических соборов. Однако центром католической религии является римский Ватикан.

Православные верующие Центральной и Восточной Европы путешествуют по святым местам России (Дивеево, Суздаль, Владимир, Москва, остров Соловки), Украины (Киево-Печерская лавра), Болгарии (Велико-Тырново), Греции (Афон), Сербии (Введенский монастырь) и Черногории (Цетинский монастырь).

Основными центрами буддизма являются Лумбини (Непал), Кушинагар, Сарнатх (Индия), Лхас (Тибет), Нара (Япония) и . В последние годы среди буддистов появилась традиция посещать самый большой храмовый комплекс в Европе, расположенный в Калмыкии (Россия).

В назойливом посещении монастыря, в который тебя никто не зовет, есть какая-то ужасающая духовная неделикатность и невежливость. Воровство драгоценных камней - грех, а воровство времени монаха - сугубое воровство. В уставах монастырей нет ничего о том, что эти полу-ангелы должны учить народ. Учительство - это особый дар. И оно осуществляется в самом народе: на кафедрах церквей, приходах, на проповеди словом и делом. Сам же монастырь - тихий сад, в котором невидимо зреют плоды и растут небесные цветы. Задача монаха не спасать народ, а спасти себя. Когда спасет себя, тогда, если Богу угодно, Бог благословит его поступить по слову преподобного Серафима:

Стяжи мир, и тысячи спасутся вокруг тебя.

Но это не для всех. У Бога вообще нет иллюзий насчет народа. Он Сам прекрасно знает, что много званых, но мало избранных, и спасется только малое стадо. И задача Бога - не загнать весь гурт в Рай, а селекция насельников райского сада. Монастырь - это лаборатория Божией селекции, а никак не то место, о котором спел поэт:

Как по райскому саду ходят злые стада;
Ох измена-засада, да святая вода…
Наотмашь по сердцу, светлым лебедем в кровь,
А на горке - Владимир, а под горкой Покров…

Бьется солнце о тучи над моей головой.
Я, наверно, везучий, раз до сих пор живой,
А над рекой кричит птица, ждет милого дружка -
А здесь белые стены да седая тоска.

Нужна благодать? Послужи жене, как Христу

Как-то раз я был свидетелем такой сцены. Богатый человек просил моего друга составить ему компанию на Афон. А надо сказать, у богатых поездка на Святую гору стала комильфо. Солидный монастырь для солидных людей. Солидный Господь для солидных пацанов.

И друг отвечает:

«Все это здорово для нас с тобой. Выпивка в ресторане Уранополиса. Катер, чайки, турпоход. Бабы дома и не гудят. Дети… хорошие у нас дети, но вот раз в году - ну их подальше. Турпоход, рюмочка ракии. Нет. В Русик мы не пойдем. Там малороссы и цены высокие. Там невежливые монахи. Мы в сербские и греческие. Там в стасидиях поспим. Погуляем на осеннем солнышке по горам.

Нам будет хорошо. А монахам от нас? Вот мы, с такими рожами, возьмем да и припремся. Скажи мне, друг: зачем монахам видеть наши рожи?! Мы зачем туда придем? Чтобы показать им, какие бывают бесы в человеческом обличии? Зачем?.. Вынести мозги прекрасным людям - монахам? Найти среди них таких же, как мы, и потолковать о маразме последних времен? Нас туда звал кто-нибудь?

Ты жене стал как Христос? Ты ведь это обещал, когда венчался с ней. Я же знаю, кто мы с тобой для жен - негодяи. Ты на работе послужил работникам, как хозяин Божиего виноградника? Нет? А чего ты на Афон прешься?

Скажи мне, что ты думаешь о Христе? Ты не знал, что Он вездесущий? И что в нашем приходском храме, на причастии, Он выезжает на ослике точно так же, как Он въезжал в Иерусалим? Чем тебе Христос не нравится в Рязани? Чем Он слаще на Афоне? Ты что, в Бога не веруешь?

Ты просто хочешь смыться от забот и позволить себе мальчишеский турпоход под благовидным предлогом. Не обманывай ни себя, ни Бога.

Вспомни, как Христос сказал мужику, который принес в храм жертву-корван:

Не приму жертвы. Иди упокой отца, а потом приходи.

Санек, ты - миллионер. Купи, наконец, книжку про этикет. Стоит 200 рублей. Не вопрос. Погляди, как люди в гости ходят.

Почему бы нам не молиться в своем храме? Там Христос точно такой же. Кого мы ищем в православном туризме, если Бог всегда рядом?»

Монах, постригаясь, не давал клятвы быть пастырем или аниматором. Монах - от греческого μόνος - «одинокий, один».

А какие монахи могут быть в туристической обители? Какого они наберутся духа в этом рое клубящихся, часто развращенных, бездельников? Ясно, какого. И набираются. Какой старец может быть в обители, являющейся частью туристического бизнеса, - продолжением гостиницы, пляжа и сувенирных магазинов?

Разве монастырь должен быть тем местом, где можно забесплатно «вынести мозги» человеку, который принужден тебя слушать и не может никуда уйти, потому что идти ему некуда?..

Духовный туризм в его нынешнем виде - это жуткий суррогат и имитация духовной жизни. Нужна благодать? Послужите жене, как Христу. На Страшном Суде вас не спросят, сколько раз вы были на Афоне, а только о том, кому вы что хорошее сделали. Помните смертный час и главный вопрос Страшного Суда.

Царство Божие внутри нас, и нигде больше. Как говорил преподобный Серафим: «Тут, в этом лесу, мне и Иерусалим, и Иордан, и гора Фавор».

Что мы ищем вне сердца своего?

Священник Константин Камышанов
Православие и мир

Заметки на полях

    Галина Синицина , 12.08.2017 в 18:11

    Очень хорошо и правильно написано, спаси, Господи!

    Алла, Минск , 12.08.2017 в 21:31

    Ирина , 13.08.2017 в 08:11

    А я езжу по святым местам и в монастыри не к монахам,а поклониться Святым иконам,Святым мощам,попросить у них молитвенной помощи.Помолиться в Святом месте,потрудиться.И очень ощущаю,как после этих поездок меняется моя жизнь.А монахи приходят только на службу,а в остальное время молятся или трудятся на своих послушаниях.А начинала тоже с туризма.Думаю,что не надо так уж всех критиковать,и присваивать право жить в Святых местах только избранным.

    Вадим Ковалев , 13.08.2017 в 13:59

    Как это верно, Ирина! А то присвоили себе Афон, понимаешь!
    :)))

    Галина Синицина , 13.08.2017 в 17:11

    Бесспорно, что приезжают в монастыри и такие паломники, как Ирина, потрудиться и помолиться, и сама была в их числе. Как правило эти люди приезжают своим ходом, в одиночку — не о них статья священника Константина Камышанова. И на таких трудниках бизнес не построишь, таких и не заметишь, тем более, что о них писать? Автор пишет о другой категории людей, почитайте, Ирина, внимательно. Более того, он правильно (на мой взгляд) обозначил проблему нашего времени — этоти гнойные нарывы, когда в условиях рыночной экономики находятся люди, умеющие «крутиться» и зарабатывать деньги, не брегзуя ничем. Ужасает то, что строят бизнес, используя святые мощи, имена и могилы старцев, не говоря уже об исцелениях, экзорцизме и прочее. И мне очень жаль, что это происходит с позволения правящих иерархов. И тем более жаль, что таково их помрачение ума, что устраивают гонения на людей, которые пытаются говорить правду. Помогай, Господи, отцу Констатнину.

    Ирина , 14.08.2017 в 03:06

    Да,есть проблемы,но где их нет? Но если следовать логике автора,то и в храмы скоро по пропускам надо допускать.Если ты настоящий христианин,то заходи,а если только свечку поставить-проходи стороной.А Господь наш. Иисус Христос,никого не отвергал,а какие толпы людей за ним ходили,на всех у Него любви хватало.

    Галина Синицина , 14.08.2017 в 15:30

    А вот не надо додумывать за автора, и свою логику приписывать ему. Он написал, что написал, а мы своим бабским умом способны сделать баснословные умозаключения, какие нам хочется. Он же никому ничего не стремится запретить, да и не в его это силах. Он просто обозначил проблему, а тот факт, что это кого-то зацепило, подчеркивает правильность постановки вопроса. А кому заходить в храм, а кому проходить — это дело Божье, не наше.

    Алла, Минск , 14.08.2017 в 18:26

    Да, проблемы есть. Священники служат, а мы, прихожане (или захожане?), ходим по храму и свечки лепим (как правильно заметил протоиерей Андрей Ткачев), нисколько не смущаясь опозданием, вместо того, чтобы самим гореть как свечи во время Литургии. Многие из нас в древней церкви дальше притвора не зашли бы, потому что Царские врата отделяли притвор от остальной части храма и войти могли только верные. Много ли среди нас сейчас, считающих себя христианами, верных? Слабы мы стали и слишком себя жалеем.

    Наталья, Москва , 17.08.2017 в 23:08

    Не люблю православие и мир. Там такое печатают иногда, что возникают мысли, что это не православный источник.

    Павел, Севастополь , 04.09.2017 в 10:15

    О том, что исчезает монашество, как условно мученический путь спасения, говорил ещё Святитель Игнатий Брянчанинов в 19веке, что после этого последовало — мы знаем (красная чума)… Стало быть следует приготовиться народам к настоящему мученичеству последних времён, ведь как говорят отцы — исчезнет монашество, исчезнет умное делание, исчезнет этот мир. Спаси нас обольщённых, Господи, хоть как нибудь!

Духовный туризм - словосочетание довольно непривычное. Тем не менее, в последние годы этот вид туризма приобрёл большую популярность среди людей, посещающих культовые сооружения, места силы, совершающих паломничество к различным святыням. Духовный туризм предполагает не просто временную смену привычного образа жизни, а изменение внутреннего состояния, достижение гармонии, покоя, умиротворения.

Виды духовного туризма

Духовный туризм можно разделить на такие направления:

  • паломнический;
  • эзотерический;
  • посещение мест силы.

С паломническим туризмом всё понятно. Паломничество известно с давних времён и присуще различным религиозным направлениям. Есть паломники в христианстве, мусульманстве, иудаизме, индуизме, буддизме. В каждой из религий есть святые места, храмы, монастыри, куда ежегодно устремляются верующие с разных концов света.

Эзотерический туризм связан для нас в первую очередь с такими странами, как Индия и Таиланд. Индия - родина йоги. Желающие позаниматься этими практиками стремятся посетить , специально организующиеся для зарубежных туристов. Заказать поездку на такой семинар можно в турагентстве. А вот в Таиланд для занятий медитациями и духовными практиками, нужно организовать поездку самостоятельно. Так как занятия ведутся на тайском или английском языках, знание последнего - обязательно, иначе вы не сможете общаться со своим учителем. Переводчики в таких центрах не предусмотрены.

Обучающие центры в Таиланде находятся в основном в северной части страны при монастырях. Информацию о них можно найти в интернете. Там же можно узнать и о бытовых условиях. В некоторых центрах туристов поселяют в комфортных домиках, а в некоторых придётся жить в монашеской хижине из бамбука.

Проживание и вегетарианское питание - бесплатно, но в конце надо будет оставить пожертвование или на протяжении курса работать в монастыре.

Места силы находятся в самых разных уголках земли. Считается, что они пронизаны особой энергией. Занятия духовными практиками и медитацией в таких местах многократно усиливают своё воздействие. К всемирно известным относятся Столовая гора в Африке, Карнак во Франции, В США это гора Шаста, находящаяся в Калифорнии. В Украине самое известное место силы - это Каменная могила в Запорожской области. Это место дважды посещал Далай Лама.

Духовный туризм выбирают люди, которые не только хотят посетить религиозные памятники и удивительные места нашей планеты, но и впитать в себя частицу энергии Земли и Вселенной, прикоснуться к древним знаниям, обрести осознанность и гармонию в жизни.

Духовный туризм

Путешествия предоставляют возможность не только для самообразования и изучения окружающего мира, но и для самопознания, поисков своего «Я». Ведь, отправляясь в дальние страны, мы на некоторое время выпадаем из своего обычного окружения и резко меняем привычный образ жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в таких непривычных условиях у нас могут проявиться доселе неведомые нам стороны души. Это происходит с каждым путешественником. Но есть и те, для которых именно духовный поиск – главная движущая сила путешествия. Сейчас в любом крупном европейском городе можно найти учителей йоги, дзен-буддизма, шаманизма и колдовства. Но ведь значительно интереснее отправиться на родину этих учений, к первоистокам, познакомиться с истинными мастерами. Конечно, все понимают, что за короткий период нельзя стать мастером йоги или достичь нирваны, но даже во время коротких семинаров или учебных курсов можно получить уникальный духовный опыт из первых рук.

Самопознание

Эзотерический портал:

Бог един (все религии):

Этнопсихологический клуб «Одиссея»:

Психоделическая Индия:

Паломничество в Индию (для индуистов, буддистов, христиан, мусульман, сикхов, джайнов):

Духовная реализация (энциклопедия духовных учений):

Ашрамы по всему миру:

Из книги Слабости сильного пола. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

ТУРИЗМ Турист - это бродяга с деньгами. «Пшекруй» * * * Туризм - лучший отдых, но отдых лучше туризма. Народная мудрость * * * Турист: человек, измученный цивилизацией и вымещающий свои страдания на природе. А. Карабчиевский * * * Ах, как хочется вернуться к природе! - с

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТУ) автора БСЭ

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Туризм в регионе Организованный туризм появился здесь недавно. Ямал посещают для того, чтобы познакомиться с уникальной природой Севера и жизнью коренного населения, поохотиться и порыбачить на реках Обь, Таз, Пур, Мессояха, озерах Ямбуто, Нейто, Ярато.В округе работают

Из книги Справочник по ересям, сектам и расколам автора Булгаков Сергей Васильевич

Туризм в регионе Водный туризмОсобая прелесть водных маршрутов по области заключается в ощущении необозримого простора водной глади, красоты пойменных лугов, наличия многочисленных потаенных, богатых рыбой речушек и озер-стариц. Населенных пунктов по берегам немного,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Туризм в регионе Активный туризмГорные системы Восточного и Западного Саяна, плато Путорана, стремительные порожистые реки, место падения Тунгусского метеорита, кратер Попигайская астроблема, застывший вулкан Карадаг (Восточный Саян), оз. Виви привлекают туристов со

Из книги Настоящий джентльмен. Правила современного этикета для мужчин автора Вос Елена

Туризм в регионе Историко-археологические турыХакасия – археологическая Мекка Сибири. На ее территории насчитывается около 30 тыс. памятников древней истории: наскальные рисунки и следы древних городов, курганы и могильники, горные плавильни и святилища,

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Туризм в регионе Трудно найти еще один регион на планете с таким разнообразием природных условий на сравнительно небольшой территории. Расположенная в центре азиатского материка, на стыке Сибири и Центральной Азии, Тува сочетает элементы двух разных природных районов.

Из книги Алтай. Путешествие по Катуни автора Злобина Татьяна

Туризм в регионе Активный туризмТурфирмы и базы отдыха предлагают путешествия по Байкалу на яхтах, вокруг Байкала на велосипедах, погружения под воду, специальные туры по катанию на собачьих упряжках и снегоходах по тайге.Прибайкалье славится своими «нехожеными»

Из книги автора

Туризм в регионе Познавательный туризмНа территории округа находятся 305 памятников археологии, среди них многослойные стоянки различных эпох, могильники, городища, петроглифы, средневековая оросительная система. К наиболее известным относятся Буреть, Игетейский Лог,

Из книги автора

Туризм в регионе Большинство приезжающих сюда хотят в первую очередь посмотреть Байкал, побывать в Иволгинском дацане, встретиться с практикующими шаманами, познакомиться с жизнью сибирских староверов. Наиболее популярные туристические центры: Улан-Удэ, Подлеморье,

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Туризм Не стоит забывать о правилах вежливости во время путешествия. В поездке нам часто приходится сталкиваться с национальными и религиозными особенностями людей из разных стран, согласовывать действия с попутчиками и общаться с незнакомыми людьми.Отправляясь в

Из книги автора

Глава 2. ДУХОВНЫЙ МИР РОССИИ От поликонфессиональности к государству “полной традиции” Очень даже славно, что все народы возвеличивают и восхваляют Всевышнего на своих языках и согласно с верованиями своих предков. И вдруг нас осеняет, что этот прекрасный закон эпохи

Из книги автора

5. Государству предстоит выйти в духовный океан православия Подавляющее большинство членов Русской Православной Церкви, живущих в зарубежных странах, являются носителями русского национального самосознания, “русской идеи”, противостоят антироссийской гуманитарной

Из книги автора

«ЗЕЛЕНЫЙ» ТУРИЗМ (сельский туризм) В селе Чепош с 1997 г. работает туристическое агентство «Зеленый дом», целью деятельности которого является развитие сельского туризма. Под сельским туризмом понимается прием городских гостей в крестьянской усадьбе и предоставление им

gastroguru © 2017