Дауншифтинг – протест или сознательный выбор

Переводчик Елена Семашко

Возможно, они решили быть не такими, как все, были разочарованы обществом либо просто хотели оградить себя от реального мира, но эти люди сознательно жили вдали от цивилизации на протяжении десятилетий.

1. Отец и сын из Вьетнама, которые бежали подальше от военных действий, обнаружены спустя 40 лет

Во время войны во Вьетнаме человек по имени Хо Ван Тханх жил в деревне под названием Тра Кем со своей женой и тремя сыновьями. Когда разразился конфликт между США и Вьетнамом, Тханх начал серьезно беспокоиться о безопасности своей семьи. Однажды он увидел, как его жена и двое сыновей были убиты при взрыве мины.

В панике 42-летний мужчина схватил своего третьего сына, 2-летнего Хо Ван Ланга, и бежал с ним в джунгли. Он так и не понял, что война закончилась, и прятался в джунглях на протяжении сорока лет.
В августе 2013 рабочие из соседней деревни наткнулись на двух мужчин, одетых в набедренные повязки, сделанные из коры деревьев, и уведомили об этом властей. После пятичасовых поисков 82-летний старик и 41-летний мужчина были обнаружены. Старик все еще помнил некоторые слова из местного диалекта, поэтому он смог объяснить, что случилось с его семьей сорок лет назад. Также он сказал, что он и его сын выжили, питаясь кукурузой, фруктами и овощами. Они построили дом на дереве, тот, что вы видите на картинке.

Оба мужчин прошли медицинский осмотр, и вскоре они попытаются вернуться к жизни в обществе.

2. Человек прятался в лесу 27 лет

Почти тридцать лет жители НортПонд в центре Мейна рассказывали истории об отшельнике, который жил в лесу и время от времени грабил местные дома и лагеря, чтобы добыть себе еду и необходимые вещи. Эти истории уже приобрели статус легенды, народное творчество современности.

Но легенда стала реальностью в апреле 2013, когда местные правоохранительные органы обнаружили бродягу в лесу. 47-летний Кристофер Найтс был пойман, когда он пытался украсть еду и топливо в лагере на берегу озера, это событие положило конец его отшельничеству и подтвердило существующие слухи. Хотя Найтс и извинился за воровство, власти предполагают, что он может быть виновен в тысяче краж за все это время.

На слушании дела в августе 2013 Найтса признали невиновным в семи кражах и шести случаях воровства. По его словам, он ушел жить в лес, когда ему было 19, и за все это время он разговаривал только с одним человеком, путешественником, которого он встретил в трейлере еще в 90-е. Найтс утверждает, что он в здравом уме, т.к. все это время он читал книги, которые находил в домах других людей. Сейчас он ждет решения суда.

3. Российская семья пряталась в лесах Сибири 40 лет

В 1978 русские геологи исследовали дальние районы Сибири, но вместо того, чтобы обнаружить неизвестные горные породы, они обнаружили семью из шести человек, которые жили в лесу сорок лет.

Карп Лыков и его семья были староверами, принадлежали к русской православной секте основоположников, которая долго преследовалась в Советском Союзе. Во время революции многие староверы бежали в Сибирь, чтобы избежать религиозного преследования, и Лыковы были среди них. В 1936 расстреляли брата Карпа Лыкова на его глазах, он сразу же собрал всю свою семью и бежал в лес.

Они взяли только самое необходимое, а также немного семян, и постепенно двигались все дальше и дальше от общества, пока не оказались в самой гуще леса, около 150 километров от границы с Монголией. В семье родилось еще два ребенка, и семья жила и питалась тем, что выращивала. Они часто голодали, пока их старший сын не вырос и они могли ходить на охоту. Таким образом, к их рациону добавилось мясо. Тем не менее, еды не хватало, и вскоре их мать умерла от голода, т.к. все еду отдавала детям.

Эти люди не имели понятия о том, что человечество летало на луну, или о Второй мировой войне. Они удивлялись всему, даже целлофану на упаковке. Со временем их язык превратился в странный диалект, который отдаленно напоминал русский. После установления контакта с геологами, люди начали им доверять, но, будучи глубоко религиозными, они отказывались покидать свое жилище. Наконец, они начали принимать небольшие подарки, например, соль и разную еду, без которой они жили так долго.

Через несколько лет трое из четырех детей умерли от проблем с почками из-за плохого питания, один ребенок умер от пневмонии, отказавшись от медицинской помощи.

Отец умер в 1988. Агафья Лыкова, последняя представительница семьи Лыковых, продолжает жить в одиночестве. Сейчас ей почти 70 и она никогда не покидала места, где живет.

4. Японский солдат отказывался верить, что война окончена

В 1944 армия Японии отправила лейтенанта ХируОнода и еще несколько групп на филиппинский остров Любанг, чтобы навести порядок в партизанском движении во время Второй мировой. Хотя война вскоре кончилась, Оноде и его соратникам так и не сообщили об этом официально, и они продолжали прятаться и время от времени нападали на местных жителей в течении тридцати лет.

Онода продолжал жить в джунглях десятилетиями, питаясь кокосами и бананами. В октябре 1945 правительство Японии предприняло попытку найти солдат, но Онода и его соратники считали, что все газеты, которые им подбрасывали, все письма – это все происки врага. Они решили, что не ослушаются приказа, пока не услышат заявление командира. Военные прочесывали джунгли, но их так и не нашли.

Проходило время, один из солдат умер, другой решил сдаться и сбежал из лагеря. Онода жил в одиночестве еще двадцать лет, став легендой для японцев и филиппинцев. В 1974 сдавшийся соратник Оноды нашел его и попытался убедить, что война на самом деле окончена, но Онода не верил.

НориоСузуки покинул остров и организовал встречу Оноды и его, уже находящегося на пенсии, командира. Когда Онода узнал правду, он был шокирован. Он стал героем для японцев, и его оправдали за убийства на Филиппинах. Когда он снова вернулся в общество, он решил, что ему необходим простой отшельнический образ жизни. Он переехал в Бразилию, купил ранчо, а на родину вернулся лишь однажды, в 1996.

5. Последний представитель своего племени живет один в Бразильском лесу

Около двадцати лет назад Бразильские власти нашли индейца, возможно, последнего представителя своего племени, живущим в одиночестве в Бразильском тропическом лесу. Власти решали, что же делать с мужчиной. Их попытки наладить контакт провалились, мужчина выстрелил из лука в одного из спасателей. Все попытки вернуть в общество людей, которые долгое время жили в изоляции, как показывает опыт, заканчиваются плачевно: многие умирают вскоре после этого.

Из-за вырубки лесов и развития промышленности в этом районе, официальное правительство объявило, что промышленники не должны трогать зону в тридцать миль вокруг места жительства индейца. Этот человек, которому сейчас около 45, все еще живет в одиночестве.

6. Человек счастливо прожил 30 лет в одиночестве в отдаленной хижине на Аляске

После окончания долгой военной карьеры в качестве механика, Ричард Проеннек выбрал очень необычный стиль жизни на пенсии. Он построил хижину в горах Аляски, в месте под названием Озера-Близнецы, где он жил в одиночестве почти тридцать лет.

Проеннек мог бы навещать свою семью в нижних штатах США, но он решил проводить все свое время в диком мире Аляски. Он охотился, рыбачил и наблюдал за природой.

Проеннек записывал свою жизнь на пленку, потом эту запись отредактировали и превратили в документальный фильм под названием «Один в дикой природе». Его записи также положили начало нескольким книгам, а те наблюдения, которые он вел, содержали много интересных фактов для метеорологов и географов.

7. Одинокая женщина на острове Сан Николас

В 1835 власти Калифорнии приказали вывезти всей индейцев в острова Сан Николас, самого отдаленного острова Канальских островов. На острове, расположенном в 53 милях от берега Лос-Анжелеса, постоянно велись бои между индейскими племенами. Во время эвакуации одна женщина отказалась уезжать, заявив, что ее ребенок потерялся. Она исчезла, и ее не видели более двадцати лет.

В 1853 охотничья экспедиция наткнулась на женщину. Она так и не нашла своего ребенка, а язык, на котором она говорила, никто не понимал, поэтому она встретила всех приветливо и с улыбкой. Охотники помогли ей вернуться на континент, ее очень удивил и поразил современный мир. К сожалению, она прожила всего семь недель после возвращения на землю, заболев дизентерией.

8. Исследователь пропал после семи лет жизни в одиночестве

Эверетт Руес родился в 1914, но никто не знает, когда он умер, т.к. он прожил всю свою жизнь в одиночестве. Руес был художником, поэтом и писателем, который исследовал природу, путешествуя пешком и верхом годами. Он проводил большую часть своего времени в Сиерре на побережье Калифорнии и в пустынях на Юго-Западе Америки. Он пропал в 1930х, когда ему было всего 20, во время путешествия по отдаленным районам Юты.

Руэс был одним из первых американцев, которые жили среди индейцев. Во время своего путешествия он исследовал утесы и продавал свои работы за еду и другие необходимые вещи. Он никогда не проводил больше одного или двух дней с другими людьми, он предпочитал одиночество. Он вел дневник, который потом опубликовали, где записывал свой необычный стиль жизни и отсутствие желания находиться в компании с другими.

По сей день его смерть остается загадкой. Кто-то считает, что он упал с утеса или утонул. Его странный стиль жизни и странное исчезновение сделало из него народного героя.

9. Кристофер МакКенделс перебирается в дикую природу

В 1990, после успешного окончания университета Эмори, Кристофер МакКенделс пожертвовал оставшиеся на его университетском счету 24000 долларов на благотворительность. При этом он порвал все связи с семьей и отправился в путешествие по стране. Называя себя Александром Супербродягой, МакКенделс путешествовал без денег и очень мало общался с людьми. Он прибыл на место назначения, Фаирбэнкс, что в Аляске, в апреле 1992.

Четыре месяца спустя обнаружили тело ученого в городском автобусе. Он умер от голода и отравился ядовитыми грибами. Писатель Джон Кракер написал книгу о трагической судьбе МакКенделса. По книге под названием «По пути в дикую природу» сняли фильм с Эмил Хиршем в главной роли.

10. Женщина живет в «домике хоббитов»

В 1995 небольшая группа людей приобрела в собственность небольшой кусочек земли в Уэльсе, чтобы организовать там общину. Они жили мирно многие годы, пока их не обнаружили власти и потребовали доказать собственность на землю. Спор за землю продолжался около десяти лет, но те люди доказали, что земля правда принадлежит им.

Среди тех людей была Эмма Орбач, женщина с оксфордским образованием, которая сейчас живет в маленьком домике, который построила сама. Орбач развелась со своим мужем, и сейчас живет одна. Она выращивает еду, получает электричество и горда собой, что может жить без социальных правил. Орбач держит домашний скот, пользуется водой из родника и очень редко заходит в местные магазины за чем-нибудь вкусненьким.

«Вот так и я хочу жить»- заявляет Орбач. «Этот стиль жизни делает меня счастливой, и мой дом идеален для меня».

Так что если Вы не бубуин из тропического леса, то вперед покупай шубы из норки . Скоро холода, зима, Россия - это Вам не тропики. Затаривайся пока цены не взлетели

Copyright сайт © - Елена Семашко

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Темное пятнышко деревянного домика еле заметно среди грузных деревьев. По двору небрежно разбросаны глиняные кувшины и рукомойники. Два года назад в деревню Калюга, что в Глусском районе Могилевской области, из Минска переехала семья Каптуров. История семьи, добровольно оставившей столицу, - в нашем репортаже.

Хозяин хутора Демьян возразил и звонко расхохотался, когда мы сказали, что он променял цивилизацию на природу.

- Да разве что в Минске людей много! Вот она, обратная сторона цивилизации, - показывает мужчина на измученных котят, которых он на днях привез с Гурского, 42.

Демьян - профессиональный гончар, возрождает старинные белорусские традиции. Супруга Екатерина помогает ему в работе и сейчас ждет второго ребенка. Девочка Дарья, их первенец, бегает по двору.

Жилье Каптуров - обычная деревенская изба, такая же, как любой дом в экранизации «Людзей на балоце» Мележа. Печное отопление, отсутствие удобств и телевизора. Впрочем, вопрос о наличии воды и электричества Демьян закрыл сразу и без обиняков.

- Я не люблю об этом говорить. Мне очень обидно, что сейчас людям интересно только наличие туалета и воды. Все говорят о вещах, которые чуть-чуть выше травы, но ниже колена. Наша задача в жизни - ощущать чудо каждый день. Мы работаем над этим. Если бы нашей целью был туалет, он бы здесь был, поверьте, суперкомфортабельный, да какой угодно!

Мужчина проводит нас в дом, переполненный глиняными изделиями. Первую жилую комнату занимают большая печь, маленькая гончарная мастерская и кухня. На миниатюрном стареньком шкафчике ютятся календари, записи и грамота от Министерства культуры. В окошке дверей спальни видно, как качается плетеная детская люлька, подвешенная к потолку.

- Когда мы приехали, здесь был полный экстрим! - вспоминает Каптур. - Дом изначально находился в колхозном состоянии: гипсокартон, обои, печка, окрашенная в синий, кантри-стиль, что туши свет! Мы давай все это отрывать, печку штукатурить. В нашей спальне была грубка, мы ее развалили и построили красивую печку с лежанкой. Во многом друзья помогали, конечно.


Сейчас семья своими руками строит баню и пристройки к дому. Во дворе красуется гордость Демьяна - горн. Это аутентичная гончарная печь для керамики. Здесь посуда обжигается и становится черной.

Кардинально поменять жизнь Каптур решил восемь лет назад, когда ему было 25.

- Я самый обычный парень. Учился в школе, закончил институт, куда поступил, потому что был наименьший конкурс, как и все нормальные люди. Это БГАТУ - самый элитный университет республики! - смеется Демьян. - Выучился на инженера-механика по сельхозтехнике, отработал два года в колхозе - абсолютный ад, просто рафинированный ужас! Потом два с половиной года работал на заводе в Минске на должности замначальника отдела маркетинга. Все как полагается, купил машину. Можно вроде бы жить…

Параллельно с обычной работой Каптур играл в разных музыкальных группах от металла до этно и фолка, путешествовал автостопом по миру, состоял в рыцарских клубах.

- Работаю до пяти, сажусь в машину, еду к своим друзьям на дачу, где меня ждет сборище хипанов, баня, репетиции, барабаны… Весь этот тусняк продолжается до трех ночи. Утром вся наша «бригада» спит сном праведников, а я подрываюсь в семь утра и еду на работу. До обеда я вообще не могу понять, что я на ней делаю!

Однажды у знакомых в Киеве Демьян увидел на стене терракотовые глиняные плиточки с оттисками по мотивам египетских пирамид.

- Я подошел к этой стене, рассматриваю ее. И мне в одну секунду в голову стукнуло: «Ты должен этим заниматься». Я сначала удивился, - шутя вспоминает мужчина.

Жена Демьяна родом из Львова, по образованию она фольклорист-этнограф, до переезда в Беларусь вместе с сестрой открыла частный детсад. Как и будущий супруг, выступала на различных музыкальных фестивалях, где они и познакомились.

Вернувшись домой, Каптур практически самостоятельно выучил азы гончарного ремесла. Уволился с завода, подрабатывал у частника за копейки, потом друзья подарили ему гончарный круг и печь для обжига керамики. Так пять с половиной лет назад у семьи появилась своя мастерская.

- Это было время «великой депрессии». Мы с женой стали жить вместе, с гончарством у меня получалось слабо. Денег не было совсем. То у друзей перемаемся, то в машине с котом. Полтора года мы жили святым духом, но верили, верили непонятно во что. Так мы на ровном месте повернулись в сторону нашей судьбы. Одну зиму жили у знакомой на даче, где поставили оборудование. Тогда и появился наш первый заказ в детский садик. Мы были счастливы, что нашу посуду оценили. После этого более двух лет жили в деревне под Ивенцом, потом купили этот дом.



Здесь у семьи все сложилось. Посуда мастерской признана, ее покупают. Сейчас Каптуры выступают на корпоративах с мастер-классами, гончар ведет несколько школ, выставляется на ярмарках.

- Мы можем работать две недели в месяц, и этого нам хватает, чтобы путешествовать, жить и строиться. Это красивая история о том, как нужно верить в себя и не сдаваться.

Спрашиваем, как хозяева питаются.

- Многое покупаем в магазине. Хотели бы выращивать все свое, но разъезды не позволяют. Мы вегетарианцы, поэтому вопросы типа вырастить курочек или кабанчика нас волнуют мало. В этом году взяли улей с пчелами, молоко часто покупаем у фермеров, - говорит Демьян.

- Я сама пеку хлеб в домашней русской печке, делаю свежие салаты, готовлю домашний квас, чаи, варенье. Стараемся питаться здоровой пищей: зеленые коктейли, ягоды, - добавляет Екатерина.

- Мы не помним, когда болели! Дарья босиком гоняет тут целое лето - за два года жизни ни болячки, у нее нет никаких прививок, она не записана ни в одной поликлинике. Этот ребенок растет сам, как дерево, посаженное в хорошую почву, которое поливается дождиком, - продолжает Демьян.

По утрам семья обливается холодной водой, зимой может спокойно окунуться в сугробы.

Услугами медицины Каптуры не пользуются вообще. Демьян готов самостоятельно принимать роды у своей жены. Говорит, в их окружении все рожают дома, иначе это признак дурного тона. Он считает, что в процессе рождения ребенка все связано не столько с материей, сколько с состоянием роженицы.

- Важно, чтобы женщина была расслаблена и спокойна. Дом - место, в котором это возможно как нигде. Рождение ребенка - самый прекрасный момент в жизни человека. Отец, который это пропускает, многое теряет. Роды - это экзамен, ты покажешь все, что накопил в жизни. На таких гранях человек не может притворяться, он настоящий. Супруги становятся действительно родными. Это не просто жить вместе, делить квартиру, кровать, а стать людьми, которые пережили что-то глобальное. И как после этого я могу сказать, мол, ай, Катруся [так Демьян называет свою супругу. - Прим. Onliner.by] - рассуждает Демьян.

- В городе нам некомфортно и тесно. И мы не оригинальны в своем мнении - коттеджи вокруг Минска это доказывают! Если бы не нужно было зарабатывать бабло, в воскресенье вечером никто бы не ехал назад, в столицу. Это естественная потребность человека - иметь свою землю, посмотреть, как растут деревья, которые ты посадил сам. Это возвышает человека.

- В Минске людей используют как кошельки. Заехал недавно в гипермаркет на выезде домой и словил прикольный момент: иду по залу, и меня накрывает ощущение великого покоя и созидания… То есть очень часто единственное место, где человек может расслабиться и творчески подойти к процессу, - это гипермаркет, - делится наблюдениями гончар. - Люди тщательно выбирают подсолнечное масло, туалетную бумагу - белую или розовую. Они ничего в жизни не делают так спокойно и качественно, как потребляют. И это ужасно. Мы осознанно подвергаем себя аскезам. Мы специально живем здесь, чтобы в этой пустоте пробудилось то, что есть внутри нас.

С самого момента рождения все - родители, школа, СМИ - учат нас, что успех это понятие материальное. Счастье, удовольствие и отношения стоят на втором месте после уровня дохода. Поскольку наша культура больше всего ценит успех, отражаемый на банковском счете, мы живем в мире, которым правит доллар.

Рабство начинается тогда, когда твоя работа перестает давать тебе финансовую свободу и становится способом самосохранения.

Большинство людей одержимы своими материальными целями, они проводят всю жизнь в попытках выплатить кредиты за очередную покупку и оплатить счета, которые накопились за прошедшие годы. Могу предположить, что даже вы, читающие эти строки, работаете по 9 часов 5 дней в неделю, и вас от этого уже тошнит. Возможно, вы попали в психологическую ловушку мира чисел и материальных забот и хотите освободиться от ментального рабства.

Мне не нужно знать вашу конкретную ситуацию. Истина в том, что большое количество людей, читающих это, уже сыты по горло долгами, долгими часами работы и рекламой, заставляющей их покупать вещи, которые им не нужны. Хорошая новость в том, что хотя вы живете в потребительском обществе, это не значит, что вы должны прожить всю жизнь как потребитель.

Вот три способа, как можно освободиться от власти вещей.

1) Вы - не белка в колесе

Где написано, что нужно работать по 9 часов в день с понедельника по пятницу? Кто сказал, что мы должны закончить школу и сразу найти работу на полный день? Кто решил, что мы должны провести лучшие годы жизни постоянно работая, а на пенсию можем выйти только в 55 или 65 лет?

Вам не нужно делать то, что говорит общество, и вам не нужно делать то, что велят родители. Если вы устали от бесконечного бега в колесе, просто оставьте его. Никто не приставит вам пистолет к виску, вынуждая проводить по 40 часов в неделю на работе, которая вам не нравится. Но нужно платить по счетам, верно? Это приводит нас к следующему пункту.

2) Не живите, чтобы кого-то впечатлить

Единственная причина, по которой мы вынуждены работать 40 часов в неделю, состоит в том, что мы покупаем вещи, которые нам не нужны, на деньги, которых у нас нет, чтобы впечатлить окружающих. Потому что нас научили, что успех и ценность определяется материальными вещами; мы считаем, что нужно накапливать столько имущества, сколько возможно. Если вы сократите свои расходы наполовину, то увидите, что вам этого вполне хватает, а работать для этого будете только половину того времени, что сейчас.

Вам на самом деле нужны деньги на новую машину, или вы можете купить подержанную? Действительно ли вам нужно жить в огромном доме, оснащенном по последнему слову техники? Вам на самом деле нужен этот новый телевизор? Или эти брендовые шмотки? Или новейший iPhone? Или навороченный ноутбук?

Очень часто мы становимся рабами по собственной воле, потому что хотим выглядеть успешными в глазах других людей. Мы измеряем свое чувство собственного достоинства тем, как мы выглядим на фоне других людей. Так дети на площадке говорят друг другу: «Мой папа сможет побить твоего папу», а взрослые говорят: «Мой дом больше и красивее твоего».

Вы видите, что некоторые люди так и не вырастают из этого песочнического менталитета. И из-за этого многие живут от зарплаты до зарплаты. Желание удовлетворить свой эгоизм в конечном счете ставит нас в рабскую зависимость от денег и крадет наше счастье. Это подводит нас к следующему пункту.

3) Перешагните через материальное

Не сравнивайте себя с другими людьми по количеству вещей, которыми вы обладаете, по стилю жизни, который вы ведете. Главным критерием для оценки должны быть ваши отношения с Богом. Вы испытываете духовную полноту? Вы ощущаете мир и целостность внутри себя? Если нет, как это может называться успехом?

Когда вы откроете в себе то, что глубже, чем все материальное, материальный мир станет для вас шуткой. Как только вы во время размышлений или наблюдения за природой проникнете в это бесконечное пространство благодати и мира, вам больше не нужно будет продолжать бесконечную погоню за материальной прибылью.

И культура, которая говорит нам, что успех измеряется материальными вещами, также является самой несчастной, толстой, измученной и погрязшей по уши в долгах культурой в мире. На сегодняшний день среди причин смерти в США самоубийство стоит на 10 месте . Я подозреваю, что львиная доля страдающих от депрессии - это люди, воспитанные в тупиковом обществе - мелочном, скучном, движимом потреблением, духовно пустым и порабощенным куском бумаги.

Вам не обязательно быть рабом денег и вещей. Будьте смелым. Откажитесь от бега в колесе, живите по средствам, знайте, когда нужно что-то урезать, и начните практиковать молитву и размышление, чтобы открыть себя для нового мира возможностей, о которых вы раньше даже не подозревали.


Все больше людей решаются покинуть пыльные суетливые мегаполисы, пересмотреть образ жизни и сбавить обороты: перестать покупать то, что не нужно, почувствовать величие природы, заняться любимым делом. По каким причинам они выбирают отшельничество, и какие краски обретает их новая жизнь, когда они отстраняются от потребительского общества и карьерной истерии - в нашем материале.


Переехать на хутор, чтобы растить детей в экологичной обстановке

На первый взгляд наличие детей - фактор, не способствующий отшельничеству. Подрастающему поколению необходима социализация, спортивные секции и творческие мастерские для развития. Но семейные дауншифтеры, бросившие карьеру в крупном городе и переехавшие на хутор с детьми, имеют другое мнение.

Наиболее веские причины для переезда - это продукты сомнительного качества, предлагаемые в супермаркетах; неблагополучная экологическая обстановка, которая подрывает здоровье ребенка. И главное, от чего хотят защитить детей, - это ценности потребительского общества.

Столичную жизнь на ведение крестьянского хозяйства сменили Андрей и Алла Токаревы, когда у них появились дети. Они посчитали, что атмосфера мегаполиса пагубна для малышей.


Семья решилась на переезд, чтобы вести крестьянское хозяйство и кормить детей здоровой едой. Молодые люди не стремились к абсолютной изоляции, образ жизни сельских людей им вполне подошел бы. Но не хотелось, чтобы дети видели алкоголиков, поэтому пришлось выбрать глухой хутор.


Здесь дети дышат чистым воздухом, едят натуральные продукты, видят природу, активно двигаются, принимая участие в хозяйственных делах. Отсутствие рядом соседей позволяет не беспокоиться, что животные зайдут на чужую территорию и истопчут огород. Семья живет с реализации продуктов сыроварения, а также Алла сохранила удаленную работу.

Остается дискуссионной тема школьного образования. Среди дауншифтеров есть 2 мнения - одни считают, что учиться детям необходимо, и главная причина - возможность выбирать свою судьбу в дальнейшем. Их оппоненты подвергают сомнениям установку, будто образование стоит затраченных на него усилий и приносит пользу, так как система обучения втягивает человека в круговорот утомительной суеты и постоянного потребления, от которой дауншифтеры и бегут. В любом случае освоить школьную программу, поселившись в глухом лесу, вполне возможно. Детей младших классов учат удаленно, а старшеклассникам доступна такая форма обучения, как экстернат.

Покинуть «муравейник» из стекла и бетона, но остаться в эпицентре общения

Не всякое отшельничество предполагает отказ от социальных связей. Некоторые дауншифтеры, напротив, покидают свои офисы, чтобы расширить круг общения, познакомиться с людьми и заняться любимым вдохновляющим делом.


Таким примером служит бывший юрист Юрий Алексеев, поселившийся в землянке близ Ярославского шоссе. Здесь он читает, слушает аудиокниги, принимает гостей, занимается буккроссингом, создает контент для видеоблога.

Юрий не ставил цель отдалиться от социума - охотно принимает гостей, которые норовят выяснить, какие тяготы нужно преодолевать отшельнику. Как умываться, где брать одежду, еду, воду, как обеспечить беспроводное соединение с интернетом и зарядить ноутбк? Не охотно отвечает на технические вопросы Юрий, но не раздражается, зато с энтузиазмом говорит о политике, творческой самореализации. И без колебаний принимает подарки - кто фасоль принесет, кто печенье - все в хозяйстве пригодится. Утверждает, что человеку для жизни, полной позитивных впечатлений и полезных занятий, требуется совсем немного ресурсов. Чтобы построить землянку нужно несколько недель и немного стройматериалов из леса, а гаджеты заряжать помогают солнечные панели, выдающие 300 ватт в час.


Юрий сейчас не просто отшельник, а медийная персона с каналом на YouTube, делится лайфхаками профессионального дауншифтера и не скрывает своих оппозиционных политических взглядов.

Когда природа и приключения привлекают, а люди отталкивают

Есть среди дауншифтеров радикалы, выбирающие такие места обитания, которые жители окрестностей считают непригодными или чрезвычайно опасными. В число таких входит Михаил Фоменко - . Он не смог преодолеть жажду странствий и приключений в условиях дикой природы, даже после принудительного лечения в психиатрической клинике и реального риска погибнуть в ходе преодоления пролива Торреса на каноэ.


Этот выносливый и ловкий человек прожил в австралийских джунглях более полувека - без связи с внешним миром, друзей и семьи, без политических убеждений и гражданской позиции. Спортивные таланты Михаила отметили еще в школьные годы, когда он установил 7 новых рекордов и был признан одним из лучших атлетов Сиднея. А вот в коллективе Михаил чувствовал себя всегда чужим, поэтому предпочел жизнь в джунглях общественной. В глухих тропиках Австралии он сражался с крокодилами, преодолевал огромные расстояния, лечился природными средствами и физическими упражнениями, не зная лучшей жизни для себя.

Лишь в 85 лет Михаил Фоменко почувствовал, что у него нет сил, чтобы оставаться вне цивилизации, и поселился в доме для престарелых.

Террор в защиту природы. Как отшельник стал серийным убийцей


Американский преподаватель математики Теодор Качинский из Калифорнии (Университет Беркли) перебрался в хижину, так как считал индустриализацию и технологический прогресс процессами губительными для природы. Этот человек с детства отличался чрезвычайно высоким интеллектом, особенно легко ему давалась математика. Закончив школу экстерном в 16-летнем возрасте, он был принят в Гарвардский университет.

После завершения образования Теодор Качинский стал самым молодым преподавателем в престижном учебном заведении. К удивлению окружающих без видимых причин и предпосылок Теодор Качинский прекращает преподавательскую деятельность и селится в уединении на территории гор штата Монтана. В действительности это был протест, направленный на потребительский образ жизни и технические инновации.

Теодор прожил в изоляции без электричества, средств связи, канализации около 6 лет перед тем, как начал деятельность по защите природы.

Ученый создавал бомбы из подручных средств и отправлял в научные центры и университеты страны. Так Качинский пытался остановить прогресс. Взрывные устройства Качинского попали в Мичиганский, Йельский университеты, на борт самолета авиакомпании American Airlines, в компьютерные магазины, в кабинеты ученых и чиновников. Всего насчитывается 16 террактов, 3 погибших, 23 раненых за 25 лет жизни вне цивилизации.


Радикальный защитник природы был арестован в 1996 году, его приговорили к 4 пожизненным заключениям, но была перспектива и смертной казни. Сейчас он отбывает наказание в тюрьме особо строгого режима в Колорадо без возможности досрочного освобождения.

Бывший наркоторговец ведет уединенную монашескую жизнь на скале

Максим Кавтарадзе живет в уединении в труднодоступном месте уже более 20 лет. Место, где поселился отшельник, называется Столп Кацхи - это 40-метровая скала в Имеретии (Западная Грузия).


Прежде здесь были руины храма, но благодаря подвижничеству монаха построена действующая церковь - Максима Исповедника.

Решение о такой жизни он принял, покинув тюрьму. Молодость Максима была далекой от праведной. Злоупотребление алкоголем, реализация наркотиков привели молодого человека в тюрьму. Когда срок наказания закончился, Максим устроился работать крановщиком, но вскоре почувствовал, что хочет служить Богу. Считает, что высота приближает его к Всевышнему.

Несколько десятилетий назад мир узнал и про последнюю из рода отшельников Лыковых. Многие и сегодня в недоумении, почему Агафья отказывается переезжать из тайги к людям[ /GO].

Бросить все - квартиру, работу - и уехать в глушь, в деревню. Жить ради себя, любимого. Отказаться от бесконечной гонки накопления капитала и материальных благ. Просто жить, ведь, по сути, человеку для счастья не так уж и много нужно. Эта философия, называемая режущим слух словом “дауншифтинг”, набирает все большую популярность по всему миру. После “пионерских” Австралии, США и Великобритании, где сегодня около 30 процентов людей уже сделали “откат” к обычному человеческому счастью, волна “отказа от чужих целей” готова захлестнуть и нашу страну. Первые адепты “новой веры” у нас уже появились. Но так ли хороша практика, как рисует ее теория жизни в деревне?

Менеджеры любят тишину

Кирилл Забавин с супругой Аленой второй год живут в богом забытой деревушке Фольварки на дюжину домов. В Островецкий район они переехали из Минска, оставив там двухкомнатную квартиру и престижные рабочие места. Алена была нарасхват со своим талантом продаж техники. Кирилл занимался разработкой сайтов, вел крупные международные проекты в сфере ИT-технологий. Сегодня они встречают меня на пороге маленького бревенчатого домика. На руках у Алены семимесячный Михаил. Он уже полноценный сельский житель.

История ухода от благ цивилизации у семьи стандартная. Алена, сутками пропадающая на работе, эмоционально выгорела. В один момент пришло осознание: так больше продолжаться не может, если не сменить обстановку, не вырваться из улья мегаполиса, можно дождаться нервного срыва со всеми вытекающими последствиями.

Кирилла же однажды на картофельных работах у родственников посетила похожая мысль: “Если бы всю жизнь копал свой собственный огород, давно стал бы преуспевающим фермером”. В результате семья вооружилась картой и поехала колесить по стране в поисках “тихой гавани”, обязательно возле речки. Нашли такую в Фольварках, за 200 километров от дома. Официальный переезд осуществился в марте прошлого года.

Большинство людей считает, что переезд в деревню - это шаг назад. Я с этим не согласен, - говорит Кирилл, закрывая ноутбук. - Водопровод и канализацию в дом провели за 1000 долларов. Тем самым все преимущества городского жилья перед сельским свели на нет. Хотя можно было бы и к колодцу за водой ходить - руки не отвалятся.

Безвылазно в деревне семья живет уже полтора года. Может подвести промежуточные итоги. Кирилл избавился от неприязни к людям с их перфораторами за стенкой, пьянками в подъезде и цоканьем каблуков на лестнице в три часа ночи. Алена уже в состоянии спокойно реагировать на телефонные звонки.

Пара соток на еду

Получается, дауншифтинг действительно можно приравнять к лечению? В некоторых случаях - да. Однако люди бегут из городов по разным причинам. Например, в Великобритании беглецы стремятся “соскочить” с “химических” продуктов питания. Становятся адептами борьбы с мусором, употребления органических продуктов, экономии энергии. Австралийцы просто стремятся сменить место работы и проживания. В России дауншифтинг воспринимается как переселение на менее развитые, но более комфортные по некоторым параметрам территории.

Есть много дауншифтеров, у которых, как и у семьи Забавиных, в городах осталось жилье. Сдавая в аренду оставшуюся в городе квартиру, в принципе, можно жить на периферии, даже нигде постоянно не работая. Еще одна причина переселения - лень в совокупности с недальновидностью. Продав жилье, человек несколько лет живет на вырученные деньги, ни в чем себе не отказывая. Наконец, есть и некое подобие секты (без эмоционального окрашивания) приверженцев простой жизни, единения с природой, которое, по их мнению, только и возможно вдали от бетонных джунглей.

У Михаила с Еленой Юревич своя история. Они оставили родные Барановичи и перебрались в Кореличский район. “Здесь хорошие леса, сам я заядлый охотник. А еще большой любитель пчел. Завел пасеку в 50 домиков, мед сбываю знакомым. А официально работаю сторожем на местном предприятии”.

В деревне Горная Рута уже семь лет живут Никита и Наталья Цеханович. Глава семьи в прошлом преуспевающий бизнесмен, а сегодня классный печник. Они, пожалуй, классические представители философии дауншифтинга. До переезда с Горную Руту жили в самом известном в нашей стране экопоселке Росы Воложинского района.

Но, как бы то ни было, рано или поздно переселенцы с любым мировоззрением сталкиваются с реалиями жизни. Оказывается, свежим воздухом, ярким солнцем и пением птиц сыт не будешь. В глуши нужно чем-то заниматься. Растить огород. Содержать корову, кур. Работать на местном предприятии. Во-первых, нужен какой-то, хотя бы минимальный, доход. Во-вторых, жизнь в деревне без дела - верная дорога к смертельной скуке и, как правило, пьянству. Это реалии.

Не в деньгах счастье, а в возможности их потратить

Кирилл Забавин утверждает, что в деревне много денег, по сути, не нужно. Здесь их попросту некуда тратить. Вспоминает свой эксперимент из той, прошлой жизни. Взялся записывать все расходы и выяснил, что треть зарплаты тратил на кофе, фастфуд, ненужные вещи.

Много лет назад знакомый Кирилла из деревни сказал: “На земле не разбогатеешь, но и голодным не останешься”. Эти слова запомнились. Теперь в планах семейства доказать или опровергнуть их на личном опыте. Именно поэтому Алена не стремится устраиваться на работу - в ближайший магазин продавцом или на почту. Молодая женщина говорит, что постарается эти же 300-400 рублей “выжать” из собственной земли, работая на себя. В планах у нее разведение кроликов. Опытный менеджер по продажам уже изучила спрос на диетическое мясо. Дело может стать перспективным даже в рамках одного района. Кирилл же просто “снизил обороты”. Продолжает работать в сфере высоких технологий удаленно, но берет минимальную нагрузку. Доход раза в три меньше, но его с лихвой хватает.

С Кириллом, Аленой и Мишкой на руках мы обходим владения супружеской четы. На старых яблонях появились скворечники. Фасад дома прирастает модной обшивкой. В сарае построены крольчатники. В курятнике подготовлены насесты для несушек. На первый взгляд идиллия. На практике не совсем так. Вход в скворечник оказался слишком маленьким для птиц. Первых пять породистых кроликов выкосила эпидемия. Первые куры успели принести буквально пару оранжевых яиц, а потом объявилась лиса. Перед тем как продолжать ремонт дома, потребовалась замена части стен и реконструкция печки. А еще уже ближайшей весной светит тяжелая работа на участке.

Пока что ребята выглядят авантюристами. Этакими туристами, которые решили окунуться в кантри-стайл. Многие на выходные отправляются в агроусадьбу, дегустируют самогон, пробуют подоить корову и намолоть горсть муки с помощью тяжелых жерновов. Эти поступили оригинальнее и такую агроусадьбу просто купили по сходной цене. Надолго ли их хватит?

Насильно сельчанином не станешь

Заместитель генерального директора Научно-практического центра по земледелию НАН, доктор сельскохозяйственных наук Эрома Урбан полагает, что применительно к нашей стране развитие дауншифтинга - дело вполне объяснимое и даже предсказуемое. Наша страна небольшая, и у многих были (или остаются) связи с деревней:

Давайте оценим самый большой и развитый город страны - столицу. Около 70 процентов его жителей - выходцы из села. И горожане регулярно ездят проведать родственников. Мы не настолько оторваны от земли, чтобы оказаться на ней полностью беспомощными.


При наличии удаленной работы можно жить хоть на краю света.
Был бы интернет.


Иное дело, что к хорошему привыкаешь быстро. При переселении в провинцию часть этого хорошего безвозвратно теряется. Можно сделать из развалюхи-дома “конфетку”, снабдить его всеми мыслимыми и немыслимыми коммуникациями. Но вот при выходе из этого убежища, а выходить волей или неволей придется каждый день, вся романтика обязательно разобьется о реальность:

Город чем хорош? С работы пришел, обул тапочки, включил телевизор - и все. В деревне же нужно постоянно что-то делать. Хотя бы для того, чтобы перед соседями не стыдно было. Пара грядок. Фруктовый сад. Весенняя страда. Осенняя уборка. Чтобы не было как в басне про стрекозу и муравья.

- Может ли человек неподготовленный переехать в деревню и зарабатывать на своей земле, кормить себя и семью?

Теоретически 2-3 сотки земли на каждого человека хватит, чтобы получить пропитание на весь год. Но для этого нужно упорно трудиться, так, что и пение птиц не услышишь. Кто-то один раз вылечил насморк, но это вовсе не означает, что он хороший врач. Иной посадил куст картошки, но считать себя выдающимся агрономом права не имеет. Чтобы жить с земли, нужно иметь не только специальные знания, быть не только трудолюбивым. Нужно отличаться определенным складом характера. Двое моих знакомых примерно в одно и то же время решили стать фермерами. Взяли в аренду примерно одинаковые площади земель. Имели схожий стартовый капитал и багаж знаний. Сегодня один из них ворочает миллионами. Второй полностью прогорел и бросил земледелие.

Получается, планы по выращиванию экологически чистой продукции, прибыльному и в то же время необременительному животноводству, которыми грезят многие дауншифтеры, - почти всегда фикция?

Абсолютно верно. Если себя прокормить с земли еще кое-как получится, то заработать на другие нужды не так просто. Выращенная продукция стоит дешево. На одних дачников в качестве клиентов рассчитывать нельзя - сегодня они есть, а завтра уехали. Или просто отказались от молока, мяса.

- Дауншифтеры утверждают, что именно за ними будущее села. Так ли это на самом деле?

Смотря что понимать под будущим. Если цель - сохранить название деревни на карте страны, тогда да, это будущее есть, ведь деревня не умирает, пока ее не покидает последний житель. Если говорить о селе как о гармоничном организме со своей инфраструктурой, экономическими связями - дауншифтеры здесь больше похожи на туристов, дачников. Ведь подавляющее большинство из них зарабатывает деньги посредством удаленной работы, через интернет. Чтобы деревня ожила, в ней нужно работать. На ферме, трактористом, в поле. К сожалению, такой импульс развитию деревни дауншифтеры дать не в состоянии. Правда, мне видится один перспективный вариант - создание силами таких переселенцев на базе сел неких туристических объектов.

Программное переселение

Понимая всю серьезность сложившейся ситуации, государство начало оказывать всяческую поддержку тем, кто желает уехать “на целину”, перебраться из города в деревню и жить по тамошним законам. Только отдача такой помощи установлена четкая: не только жить, но и работать здесь же, в районе.

Заместитель начальника отдела организации работы государственной службы занятости населения и альтернативной службы Минтруда и соцзащиты Юлия Давиденко рассказала, что в стране существует механизм по переселению из городов на периферию. Речь в данном случае идет о тех гражданах, кто по каким-то причинам лишился работы и средств к существованию и ради хлеба насущного готов “сняться с якоря” и устремиться в неизвестность. Впрочем, неизвестность эта более чем прозрачная. Безработные, переезжающие на новое место жительства, за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения могут рассчитывать на единовременную выплату в размере семикратной величины бюджета прожиточного минимума. А при переселении из города в самую что ни на есть деревню эта сумма автоматически увеличивается еще на два прожиточных минимума. Разумеется, компенсируются и затраты на переезд. А на новом месте уже ждет подписания трудовой договор или контракт.

Нельзя не признать, что программа принята не для галочки, а реально работает, отметила Юлия Давиденко:

Например, за прошлый год органы по труду, занятости и социальной защите помогли найти работу и переселиться в сельскую местность 168 семьям безработных (всего 289 человек). Причем 18 семей по селам разъехались из крупных городов, таких как Гомель, Могилев, Витебск, Гродно, Бобруйск, Барановичи. За январь - сентябрь текущего года решили с государственной помощью сменить город на деревню еще 122 семьи (280 человек).

Такие миграционные процессы, судя по всему, обещают из года в год становиться все более интенсивными. Плюсы их очевидны. Они не только помогают отдельно взятым гражданам вновь обрести работу и средства к существованию. Именно благодаря этим людям, пожелавшим работать на земле, деревня в ее классическом понимании и может оживиться. Тем более что средний возраст переселенцев - 33-34 года, у них вся жизнь впереди. Наверное, именно таких и стоит называть дауншифтерами в наших реалиях. Тех, кто бросил родное гнездо и отправился в деревню за лучшей долей.

Что же касается тех, кто гордо пытается пропагандировать “свободу от чужого мнения”, то вряд ли на них можно ориентироваться как на восстановителей деревни. Да, есть среди них люди, на самом деле нашедшие себя на новом месте. Кто-то развел коз и продает полезные молоко и сыр. У другого на подворье шикарная пасека, а за медом выстраивается очередь из друзей и знакомых. Еще одна знакомая семья завела лошадей, скоро начнет оказывать услуги по конным прогулкам. Но все они без исключения продолжают работать удаленно - в сфере высоких технологий, копирайтинга и так далее.

Поселок - своеобразная коммуна, способная функционировать и гармонично развиваться лишь общими усилиями всех ее членов. Система же отдельных, обособленных хуторов, в которую дауншифтеры волей или неволей превращают деревню, жить не может...

Подписывая командировочное удостоверение в стареньком здании Освейского сельсовета Островецкого района, я разговорился с его работниками. Они хорошо знают семью Забавиных. Те сразу после переезда развили бурную деятельность: писали письма о восстановлении дороги, организовывали уборку мусора на берегах реки. Да и просто советовались с местными властями по многим бытовым вопросам. “Не знаем, задержатся ли у нас эти горожане. На первый взгляд, они совсем не приспособлены к сельской жизни. Может быть, уедут через пару месяцев. А вдруг останутся, акклиматизируются? Время покажет”.

Когда прощались с Кириллом на пороге его “тихой гавани”, он сказал, что приехал в Фольварки надолго, скорее всего, на всю жизнь. Надеется, что удастся стать селянином. Но получится ли при таких планах остаться программистом?

За и против

Наталья Поречина, координатор проекта “Предотвращение загрязнения природных водоемов и содействие развитию органического сельского хозяйства Центра экологических решений”:

- Сегодня те, кто смотрит на переселенцев в глушь как на белых ворон и пророчит деревне скорое исчезновение, глубоко заблуждаются. История стран ЕС, США, Японии, которые являются технически наиболее развитыми, показывает: люди неизменно поворачиваются назад, к природе. Там бегством из города в село никого не удивишь. Дело в том, что на Западе все большую популярность завоевывает органическое хозяйство, выращивание экологически чистой продукции. И сегодня это самый быстроразвивающийся сегмент рынка продовольствия, ежегодный прирост которого достигает 10 процентов по росту ассортимента, продаж и в денежном выражении.

В последние годы в разы участились случаи аллергических заболеваний, связанных с употреблением перенасыщенных химическими добавками продуктов питания. И люди волей или неволей вынуждены пересматривать свои привычки, обращать внимание на здоровую продукцию. А в условиях города, в окружении промышленных предприятий, вырастить ее невозможно. Поэтому я нисколько не сомневаюсь, что адептов простой жизни в деревне будет становиться все больше.

Дмитрий Бибиков, сооснователь Минской урбанистической платформы, магистр градостроительства:

- Думаю, не только у нашей деревни, но даже у малых городов едва ли большое будущее. Связано это не только с мировыми тенденциями урбанизации и развития в первую очередь крупнейших агломераций. Проблемой периферийных поселений является в первую очередь крайне малая плотность населения. Надо понимать, что даже в среднем у нас в стране она ниже, чем в Украине, в разы меньше, чем в Польше и тем более в Западной Европе.

Надеяться на то, что люди останутся в деревнях и малых городах, - напрасное дело. В будущем продолжится тренд на депопуляцию деревни и ее старение. Возможно, будущее за хуторами, агротуристическими комплексами и даже какими-то сельскими “колониями” уставших от суеты и шума горожан. Но население таких мест будет минимальным и постоянной работы там не будет.

Я думаю, что судьба деревни и малых городов решается в Минске и других крупных городах страны, которые способны дать гражданам страны достойный уровень жизни.

Блицопрос

Готовы ли вы переехать в деревню?

Сергей Толстиков, актер Нового драматического театра:

- Мне кажется, дауншифтинг - это какое-то упрощение сложной, в общем-то, темы человеческого выбора. Вот появилось красивое слово, и все его теперь используют. Я сам живу около Стиклево, лес у меня в 20 метрах от окна, природа рядом. Так что отказываться от особых благ ради нее мне не нужно. Отшельничество, честно говоря, это не мое. Но мне кажется, каждый сам волен решать, нужен ему социум или нет. Мне нужен. Это мой театр, моя работа, мой зритель. Каждый человек, что бы он ни говорил, всегда будет искать место, где ему будет лучше.

Евгений Ершов, продюсер концертного агентства “Альфа-концерт”:

- Знаете, я сам пенсионер, поэтому к дауншифтерам отношусь с большим пониманием. Есть время разбрасывать камни и есть время их собирать. Свой бизнес, который уже давно превратился в любовь, конечно, ни в какую деревню я перенести не смог бы, я могу реализовывать его только в большом городе. Но, конечно, сейчас появляется больше возможностей - можно взять кредит, открыть свою усадьбу для отдыха в деревне и зарабатывать. Это кому что ближе.


Лариса Калиновская, специалист по маркетингу Национального академического драматического театра им. М. Горького:

- Я жила в деревне только летом, когда была школьницей, потом студенткой. Да, мозги там прочищаются. Особенно если читать классику у реки. Не зря тургеневские барышни проводили время в беседке с книжкой. Если меня мой театр окончательно разочарует, я готова уехать. Но все же не в глухую деревню, а туда, где есть горы и река или море.

gastroguru © 2017