Цветовая гармония в композиции. Цветовое единство и гармония в живописи. Начало начал: для чего необходима гармония

Цветовая гармония

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей.

Гармония – это равновесие, симметрия сил.

Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция – расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция – их восстановление – уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия». Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие.

Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. В этом случае гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия, в котором диссимиляция и ассимиляция зрительной субстанции одинаковы. Нейтральный серый соответствует этому состоянию.

Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, причем их цветовая композиция, с точки зрения вышеизложенного, не является гармоничной. Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчеркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета. Нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными, и когда Сёра говорит, что искусство – это гармония, то он путает художественные средства и цели искусства.

Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. В своем труде о цвете Гете писал о гармонии и целостности так: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельный цвет благодаря специфике восприятия заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляется основное правило цветовой гармонии».

Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, то есть порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок.

Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трех цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

Желто-красно-синий образуют здесь основное гармоничное трезвучие. Если эти цвета в системе двенадцатичастного цветового круга соединить между собой, то мы получим равносторонний треугольник. В этом трезвучии каждый цвет представлен с предельной силой и интенсивностью, причем каждый из них выступает здесь в своих типично родовых качествах, то есть желтый действует на зрителя как желтый, красный – как красный и синий – как синий. Глаз не требует добавочных дополнительных цветов, а их смесь дает темный черно-серый цвет.

Желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цвета объединяет фигура равнобедренного треугольника. Гармоничное созвучие желтого, красно-оранжевого, фиолетового и сине-зеленого объединены квадратом. Прямоугольник же дает сгармонизованное сочетание желто-оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиолетового и желто-зеленого.

Связка геометрических фигур, состоящая из равностороннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, заменяя, таким образом, треугольник, состоящий из желтого, красного и синего, треугольником, объединяющим желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-зеленый или красно-оранжевый, сине-фиолетовый и желто-зеленый.

Тот же опыт можно провести и с другими геометрическими фигурами. Дальнейшее развитие этой темы можно будет найти в разделе, посвященном гармонии цветовых созвучий.

Типы цветовых гармоний и принципы их построения

Начинаем цикл лекций по гармонии цвета, без которой невозможно достичь единства колорита человека и колорита одежды. Перед изложением материала сразу добавлю от себя, что наша задача, как исследователей и практиков цветотипа, усложняется тем, что нам нужно знать законы гармонии в целом, видеть гармонию колорита человека и уметь сводить колорит гердероба, если можно так о нём сказать, и колорит человека в единое, колористически и стилистически гармоничное целое.

Многие возразят, что гармония субъективна. Тем не менее, законы цветовой гармонии известны с античности, они существуют как объективная реальность в рамках субъективного человеческого восприятия, хорошо изучены и проверены на практике. И даже если мы мысленно несогласны с каким-то частным случаем гармонии, то наши глаза всё равно будут требовать баланса сил.

Постараюсь процитировать в этих главах как можно больше полезного материала, не скупясь на объём, поскольку это очень важно, и лучше усваивать постулаты гармонии медленно, но верно. Будем разбираться вместе, и я в том числе, опираясь на труды авторитетных специалистов.

Сегодня начну с большого объёма лирики для затравки, картинок сегодня будет мало, вчитывайтесь в текcт.

Ниже цитирую уже упомянутый в предыдущих главах о контрасте труд Валентина Железнякова "Цвет и контраст"

В эпоху греко-римской античности цвет стал предметом внимания и размышления философов, но взгляды философов цветоведов можно назвать скорее художественными, чем научными, потому что в основе их мироощущения лежали эстетические и даже этические предпосылки. Античные философы считали обязательным классифицировать цвета - выделять главные и производные, но подходили к этому в основном с мифологических позиций. По их мнению, главные цвета должны соответствовать главным стихиям (воздух, огонь, земля и вода - белый, красный, черный и желтый). Тем не менее Аристотелю уже было известно явление цветовой индукции, одновременный и последовательный цветовой контраст и многие другие явления, положенные затем в основу физиологической оптики. Но самое важное - это учение о цветовой гармонии.

Античная цветовая эстетика стала для всего европейского искусства Возрождения таким же фундаментом, как античная философия для науки эпохи Просвещения. Гармония считалась универсальным принципом мироздания и прилагалась к множеству самых разнообразных явлений: к строению Космоса, к общественному устройству, к архитектуре, к отношению цветов и чисел, к музыке, человеческой душе и проч. В самом общем виде гармония означала принцип высшего, "божественного" порядка, заведенного не человеком, а высшими силами, но, несмотря на это, такой порядок вполне должен быть доступен пониманию человека, так как основан на разуме. В этом, кстати, отличие западного понятия гармонии от восточного, в котором всегда есть элементы мистики и непознаваемости.

Вот некоторые положения античной гармонии применительно к цвету:

1. Связь, сочетание отдельных элементов системы друг с другом. Гармония - это связующее начало. В цвете это выражается единством цветового тона , когда все цвета сближены как бы общим налетом, каждая краска или разбеливается (на задних планах), или зачерняется, или смягчается подмешиванием другой краски. Апеллес, по свидетельству Плиния, закончив картину, покрывал ее чем-то вроде сероватого лака, чтобы связать все цвета в гармоническое единство.

2. Единство противоположностей, когда присутствуют те или иные противоположные начала, называемые контрастами. В монохромиях это контраст светлого и темного, хроматического и бесцветного (например, пурпур с белым, красное с черным), насыщенных цветов с малонасыщенными. Или это контрасты по цветовому тону - сопоставление красного и зеленого, желтого и синего и др., т.е. связь дополнительных, комплементарных цветов.

3. Гармоничным может быть только связанное с мерой , а мера - это человеческие ощущения и чувства. По Аристотелю, всякое ощущение есть определение соотношений. Яркость и сила цвета должны быть не слишком сильными и не слишком слабыми. Яркий цвет, резкие контрасты считались варварством, достойным "каких-нибудь персов" (исконных врагов Эллады). Цивилизованный грек больше ценит красоту, чем богатство, тонкость искусства радует его больше, чем дороговизна материала.

4. Понятие меры относительно, оно означает отношение измеряемой величины к единице измерения, поэтому включает в себя такие определения, как соразмерность, пропорции, отношения . Аристотель считал, что в "красивых" цветах пропорции, в которых взяты основные цвета, - не случайны: "Те цвета, в которых соблюдена наиболее правильная пропорциональность, подобно звуковым гармониям, представляются наиболее приятными. Таковы темно-красный и фиолетовый... и некоторые другие того же рода, которых мало по той причине, по которой мало и музыкальных гармонических созвучий".

Вся практика античного прикладного искусства исходит из принципа, что в цвете больше ценится смешанность, чем чистота.

5. Гармоническая система устойчива, потому что она уравновешена. Вселенная вечна потому, что она гармонично устроена, противоборствующие силы в ней взаимно погашают друг друга, создавая устойчивое равновесие. Если в картине фигуры одеты в яркие плащи, то эти относительно насыщенные пятна занимают по площади не более одной пятой или одной шестой части всей картины. Остальные цвета - малонасыщенные. Светлое к темному берется примерно в таком же соотношении. Благодаря такой пропорциональной системе достигается общая уравновешенность цветовой композиции: сильные, но короткие импульсы ярких и чистых цветов уравновешиваются более продолжительными, но слабыми полями темных и смешанных.

6. Признак гармонии - ее ясность, очевидность закона ее построения, простота и логичность как в целом, так и в частях. Классическая цветовая композиция не задает зрителю трудных задач, в ней предпочтительны сопоставления близких или противоположных цветов и почти не используются в качестве цветовой доминанты сопоставления в среднем интервале, так как в них нет ни очевидной связи, ни противопоставления (подробнее об этом будет сказано на примере цветового круга).

7. Гармония всегда отражает возвышенное . По Аристотелю, "мимезис" - это отражение действительности в формах самой действительности, искусство только подражает природе, но при этом не воспроизводит безобразного и некрасивого - это не входит в задачу искусства.

8. Гармония - это соответствие и целесообразность, а также порядок . В этом принципе в самом общем виде выражено отношение античной эстетики к миру: целью культурной деятельности человека является превращение бесформенного и безобразного мира хаоса в прекрасный и упорядоченный космос. Любая гармоничная цветовая композиция так организована и упорядочена, что легко постигается человеческим разумом и поддается логическому истолкованию.

Из этого перечисления основных признаков античной цветовой гармонии ясно, что многие из них не утратили своего значения и до настоящего времени.

Немецкий поэт Вольфганг Гете писал: "Все, что я сделал как поэт, отнюдь не наполняет меня особой гордостью. Прекрасные поэты жили одновременно со мной, еще лучшие жили до меня и, конечно, будут жить после меня. Но что я в мой век являюсь единственным, кому известна правда о трудной науке о цветах, - этому я не могу не придавать значения, это дает мне сознание превосходства над многими".

Гете принципиально, мировоззренчески расходился с позицией Ньютона и считал, что должен бороться с его "заблуждениями". Он искал принцип гармонизации цветов не в физических законах, а в закономерностях цветового зрения, и надо отдать ему должное, во многом был прав; недаром его считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета.

Над своим "Учением о цвете" Гете работал с 1790 по 1810 г, т.е. двадцать лет, и основная ценность этого труда заключается в формулировании тонких психологических состояний, связанных с восприятием контрастных цветовых сочетаний. Гете описывает в своей книге явления цветовой индукции - яркостной, хроматической, одновременной и последовательной - и доказывает, что цвета, возникающие при последовательном или одновременном контрасте, не случайны. Все эти цвета как бы заложены в нашем органе зрения. Контрастный цвет возникает как противоположность индуцирующему, т.е. навязанному глазу, так же как вдох чередуется с выдохом, а любое сжатие влечет за собой расширение. В этом проявляется всеобщий закон цельности психологического бытия, единства противоположностей и единства в многообразии.

В каждой паре контрастных цветов уже заключен весь цветовой круг, так как их сумма - белый цвет - может быть разложена на все мыслимые цвета и как бы содержит их в потенции. Из этого следует важнейший закон деятельности органа зрения - закон необходимой смены впечатлений. "Когда глазу предлагается темное, то он требует светлого; он требует темного, когда ему преподносят светлое, и проявляет свою жизненность, свое право схватывать объект тем, что порождает из себя нечто, противоположное объекту".

Опыты Гете с цветными тенями показывали, что диаметрально противоположные (комплементарные) цвета и являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании зрителя. Желтый цвет требует сине-фиолетового, оранжевый - голубого, а пурпурный - зеленого, и наоборот. Гете тоже построил цветовой круг (илл,13), но последовательность цветов в нем - это не замкнувшийся спектр, как у Ньютона, а хоровод из трех пар цветов. А пары эти - дополнительные, т.е. наполовину порожденные человеческим глазом и только наполовину независимые от человека. Самые гармоничные цвета - это те, которые расположены напротив, на концах диаметров цветового круга, именно они вызывают друг друга и вместе образуют целостность и полноту, подобную полноте цветового круга. Гармония, по Гете, - это не объективная реальность, а продукт человеческого сознания.

По Гете, кроме гармонических сочетаний, бывают "характерные" и "бесхарактерные" . К первым относятся пары цветов, расположенные в цветовом круге через один цвет, а ко вторым - пары соседних цветов. Гармонический колорит, по Гете, возникает тогда, "когда все соседние цвета будут приведены в равновесие друг с другом". Но гармония, считает Гете, несмотря на все ее совершенство, не должна быть конечной целью художника, потому что гармоничное всегда имеет "что-то всеобщее и завершенное, и в этом смысле лишенное характерности". Это необыкновенно тонкое замечание перекликается с тем, что впоследствии говорил Арнхейм об энтропийном характере процесса восприятия изображения и о том, что сгармонизированным по всем параметрам изображениям часто не хватает выразительности, экспрессии.

Книга Гете содержит несколько очень тонких определений колорита. Например, в живописи существует прием смещения всех красок к какому-либо одному цвету, как если бы картина рассматривалась сквозь цветное стекло, например желтое. Гете называет такой колорит фальшивым. "Этот ненастоящий тон возник благодаря инстинкту, из непонимания того, что надлежит делать, так что вместо целостности создали однородность". Подобная цветовая лессировка, часто считающаяся в цветном кинематографе признаком хорошего вкуса, совсем не заслуживает к себе столь почтительного отношения и что есть другие, более совершенные способы получения цветовой гармонии, которые, правда, требуют большего труда и более высокой изобразительной культуры.

Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как

Цветового тона;

Светлоты;

Насыщенности;

Размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Признаки гармонии цвета:

1) Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахроматичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.

2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).

3) Мера. Т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.

4) Пропорциональность , или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме - это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов. Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:

1 часть светлого поля — 3-4 части темного поля;

1 часть чистого цвета — 4-5 частей приглушенного;

1 часть хроматического — 3-4 части ахроматического.

5) Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.

6) Ясность и легкость восприятия.

7) Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.

8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов .

9) Организованность, порядок и рациональность.

Картинка для разноообразия и размышления с того же сайта:

Итак, сегодня мы упомянули и понятие колорита, но подробнее колорит и гаммы мы рассмотрим позднее. В следующей лекции рассмотрим общие положения теории Иттена о гармонии, и затем сначала вкратце, а затем детально по 1 лекции на вид гармонии, рассмотрим как практически на цветовом круге решаются отношения гармонии цветов.

Домашнее задание будет философского плана, прошу высказываться в комментах: что для вас цветовая гармония, на каких основаниях вы заключаете, что гармонично, а что нет, и что для вас красиво, а что нет?

Созерцание человеческим взором цветов окружающего мира начинается с момента его рождения и несет значительную смысловую нагрузку. Свыше 80 % информации мозг получает посредством визуального восприятия, и именно из них складывается представление о пространстве и реальности в целом.

Начало начал: для чего необходима гармония

Природа планеты Земля полна необычайных мест, многообразие красок и ярких оттенков которых поражают воображение. Насыщенность и глубина потаенных уголков земного шара всегда волновали души дизайнеров, художников и просто ценителей прекрасного. Именно поэтому в природе стала основой в подборе палитры и источником эмоционального вдохновения для творческих людей.

Задача дизайнера состоит в том, чтобы, взяв за основу созвучность и непринужденную красоту натуры, создать что-то не менее прекрасное, но уже обладающее ноткой индивидуальности. Чтобы с блеском выполнить эту задачу, необходимо осознать принцип взаимодействия цветов и оттенков, особенности визуального восприятия, воздействие на подсознание человека определенных сочетаний. Для этого и была создана палитра гармонии цветов.

Общая классификация цветов в мире

Первую систематику произвел Исаак Ньютон, разделивший посредством призмы световой луч на семь цветов. Сейчас эти оттенки причисляют к радуге - красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый. Ньютон объединил цвета в схематичную окружность, пытаясь составить первую палитру.

Существующая в современности гармония цветов классифицирует оттенки по двум признакам:

1. Ахроматические - белый и черный, а также все разновидности серого, постепенно набирающие насыщенность на пути от белого к черному.

2. Хроматические - все прочие спектра) и их оттенки, сочные и насыщенные.

Разделение цветов в гамме

Хроматическую группу спектра принято подразделять более подробно:

  • Первичные (красный, желтый, синий). Они являются базовыми в создании дальнейших цветов и их вариаций.
  • Вторичные, или составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Извлекаются путем смешивания первичных цветов.
  • Смешанные. К ним относят все остальные цвета, созданные в процессе объединения разнообразных оттенков.

В последней разновидности выделяют отдельным пунктом нейтральные цвета - черный, белый и серый.

Группы гармонических сочетаний

Гармония цветов выражена четырьмя разновидностями сочетаний, выделенных на основании соединения палитры первичных и вторичных оттенков:


Воздействие цветов на человека

На человеческий организм оттенки оказывают не только эстетическое, но и ярко выраженное психологическое и физиологическое действие. Рассмотрим основные влияющие на человеческий организм цвета:

  • Красный. Является возбуждающим оттенком, поднимает жизненный тонус, усиливает сердцебиение, оказывает стимуляцию на мозг и печень. При всем этом негативно воздействует на нервную систему и ограничен при аллергии и агрессии.
  • Оранжевый. Дарит заряд активности и оптимизма, положительно влияет на нервную систему и желудочно-кишечный тракт, повышает аппетит.
  • Желтый. Укрепляет нервы, благоприятен при депрессии, прекрасно влияет на интеллектуальные способности и память, способствует очищению кишечника и печени.
  • Зеленый. Благоприятен для глаз и сердца, оказывает общее успокаивающее влияние на организм и психику, снижает кровяное давление.
  • Голубой и синий. Это цвета успокаивающие и умиротворяющие, положительно влияющие на нервную систему, устраняющие чувство бессилия и боли в организме.
  • Фиолетовый. Оказывает положительное действие на внутренние органы, выручает при бессоннице и мигрени.

Весенние и летние цвета в «концепции времен года»

Классификация по «концепции времен года» была навеяна гармоничными оттенками самой природы. Ведь где, как не здесь, встречаются самые неожиданные сочетания, напрямую связанные с сезонными изменениями. Разделяют весеннюю, летнюю, осеннюю и зимнюю группы. В каждой палитре встречается один преобладающий цвет, активно доминирующий над другими в яркости или объеме.

Осенние и зимние оттенки в сезонной теории

  • Осень в палитре. Пожалуй, это время года можно назвать самым богатым на разнообразие оттенков. Гармония цветов отображена в богатом урожае грибов, ягод и фруктов, а также меняющей цвет листве. Первичный цвет - красный, сопутствующие - красновато-коричневый, кукурузный, оранжевый, персиковый, синий, хвойный, оливковый, кофейный, сливовый.
  • Зима. Воспоминания об этой поре рисуют нам монохромные пейзажи, притихшую и затаившуюся под снежным покрывалом природу. И на этом практически белом полотне активно выделяются кровавые рябиновые ягоды, хвоя елей и морозное небо. Цвета сезона хоть и холодные, но отчетливые и чистые, без каких-либо добавлений. Доминирующим цветом в палитре является синий, также присутствуют белоснежный, бирюзовый, кроваво-красный, черный, темно-синий, интенсивный коричневый, бежевый, голубой.

Подводя итоги

Несмотря на то что красота природных оттенков кажется полной и не нуждающейся в доработке, не нужно досконально переносить ее на искусственно спроектированный человеком объект - будь то дизайн интерьера или создание авторской вещицы. Наглое копирование и перенесение чистых природных тонов в искусственно созданный человеческими руками мир выглядит нелепо, и гармоничное соотношение естественных оттенков нарушается.

Чтобы подобного не случилось, необходимо научиться гармонично смешивать между собой естественные и искусственно образованные оттенки в палитру. Важно обладать прирожденным вкусом и умением правильно подбирать цвета друг к другу для создания идеального интерьера, картины или внешнего образа. В этом и помогут творческому человеку все приведенные выше схемы и примечания.

У каждого из нас есть «комфортные» цвета в одежде и личных предметах, каждый замечал, что в одном помещении ему приятно находиться, а в другом дискомфортно и угнетающе. Учёными давно доказано воздействие цвета на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах.

По эмоциональным ассоциациям воздействие цвета делят на позитивное, негативное и нейтральное. К возбуждающим цветам относят красный, оранжевый и желтый. К угнетающим - фиолетовый, темно-серый и черный. К успокаивающим - зеленый и голубой. Не менее важно и физические ассоциации цветов: весовые (легкие, тяжелые), пространственные (выступающие, глубокие), акустические (тихие, громкие) и фактурные (мягкие, жесткие, гладкие).

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА: На вкус и цвет товарища нет
Эта пословица как ничто отражает действительность воздействия цвета. Было установлено, что различные психотипы предпочитают определенные гаммы цветов, как показано на рисунке ниже.

Для примера можно вспомнить цвета молодежного течения «эмо», основанного на переживаниях, эмоциях и страданиях в творчестве, музыке и стиле. Их главными цветами являются угнетающий черный в сочетании с розовым, дающие меланхоличное состояние.

Также было установлено, что одинаковые цвета могут по-разному ассоциироваться людьми. Чем чище и ярче цвет, тем интенсивнее и устойчивее реакция. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. К наиболее однозначным относятся температурные, весовые и акустические ассоциации.


Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций, а следовательно и различное воздействие цвета. Это происходит потому, что в данном спектре глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого цвета связывается в сознании с определенным предметом, явлением, вкусом, отсюда и богатство ассоциаций. Также неоднозначность вызывает пурпурный цвет, за счет своей двойственности.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА: Гармония цвета
Ни для кого не секрет, что одни сочетания цветов кажутся нам гармоничными, а другие наоборот нелепыми. Создать гармонию цветов в интерьере - залог успеха гармоничной жизни в доме.

На рисунке слева показаны простые модели сочетания цветов в виде четырех гармоничных цветов. Для построения гармоний к другим цветам необходимо повернуть эти фигуры вершиной в нужный цвет.

Принцип гармонии цветов построен на диаметрально удаленных парах и триадах, поэтому вы можете находить не только четыре гармоничный цвета, но и меньше и больше, применяя полутона. К примеру, если не учитывать фиолетовый цвет, то на верхнем рисунке образуется классическая триада, а на среднем контрастная.

Не применяйте цвета в равных количествах. Гармония цветов достигается за счет главного цвета (фона, как правило, менее насыщенного) и акцентов. Контрастность, яркость и насыщенность никак не влияют на правило гармонии цветов, принцип остается тот же.

ЦВЕТОВЫЕ ГАРМОНИИ.

В природе существует большое количество цветов и их оттенков.
Человеческий глаз в состоянии различать до 360 оттенков. Обычный человек различает меньшее количество оттенков. Это зависит от остроты зрения, возраста человека, освещенности пространства, от настроения человека и состояния его здоровья.

Цвета подразделяют на две большие группы: хроматические и ахроматические. Хроматические - «цветные». Ахроматические - белый, серый, черный.
Хроматические цвета, которые входят в состав белого дневного света, распределяются в определенном порядке, в зависимости от длины волны.

Основные цвета: желтый, красный, синий. Составные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Составные цвета получаются смешением двух основных цветов:
■ Оранжевый = красный + желтый.
■ Фиолетовый = красный + синий.
■ Зеленый = желтый + синий.
Все остальные цвета состоят из смешения этих цветов в разных пропорциях. Плюс разница в насыщенности и светлоте.

Цвета условно делят на теплые и холодные.
Теплые цвета - цвета, содержащие желтый и красный. Холодные цвета - цвета, расположенные от фиолетовой до зеленой зоны цветового круга.
Теплые цвета более динамичные, выступающие и объемные, чем холодные. Холодные цвета кажутся удаляющимися по мере усиления тона.

Цвет имеет три характеристики: цветовой тон, светлоту и насыщенность.

Цветовой тон - наличие основного цвета в сложном цвете, который определяет его место в цветовом круге.
Цветовой тон определяется названием цвета: алый, малиновый.

Насыщенность - это отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.

Контрасты в одежде имеют большое значение. На контрасте строятся орнаментальные и ритмические композиции.
Большой контраст составляют цвета, находящиеся на противоположных диаметрах цветового круга: красный-зеленый, оранжевый - синий.
Малый контраст - цвета, находящиеся под углом 90 градусов друг к другу.

Гармония - основа прекрасного. Цветовая гармония = цветовое равновесие.

10. Гармонии сочетаний различных по цветовому тону, насыщенности и светлоте хроматических цветов (чистых, разбеленных или зачерненных), с различными ахроматическими.

11. Гармонии смесей и сочетаний насыщенного хроматического цвета с ахроматическими цветами разной светлоты.

При создании композиции определяющее значение имеют цветовые сочетания. К гармоничным относятся цветовые сочетания, производящие впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства.

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. При этом у каждого человека свои собственные субъективные предпочтения о гармонии и дисгармонии. Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном, эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей. Глаз получает ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах. Состоянию равновесия соответствует средне - серый цвет. Один и тот же серый цвет можно получить из черного и белого или из двух дополнительных цветов, если в их состав входят 3 основных цвета - желтый, красный и синий в нужной пропорции, все цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными.

Гармония цвета в композиции является одним из элементов единства, законченности композиции. Чтобы достичь такого эффекта, следует воспользоваться цветовым кругом. Цвета делятся на теплые и холодные. Теплые тона оживляют композицию. Чистые цвета этой части спектра очень эффектны и отвлекают внимание от холодных цветов -- оттенки выглядят не столь резко. Важное свойство теплых цветов -- зрительно приближать. Холодные тона успокаивают. Чистые цвета холодной части спектра несут умиротворение в жаркие солнечные дни, но яркие теплые цвета их подавляют. Важное свойство холодных цветов -- зрительно отдалять окрашенные в них цветы.

Гармонично сочетаются следующие цвета и оттенки: цвета, которые находятся на равном расстоянии друг от друга в одной половине цветового круга. Например, зеленый, желтый, оранжевый; противоположные цвета в цветовом круге. В сочетании трех тонов один из них должен доминировать. Два других цвета должны быть в равных количествах. Это значит, что, если в композиции использованы, например, зеленый, желтый и красный тона, то один из них должен составлять, например, 50% цвета композиции, два других -- по 25%.Кроме того, фон для композиции выдерживается в нейтральных тонах (белый, черный, серый). Либо фон включает в себя оттенок основного цвета композиции (например, если в композиции доминирует розовый, а фон для нее -- белый, то фон будет белым с розовым оттенком). Задний фон создается темным для ярких цветов, светлый фон -- для темных цветов. Цветовые сочетания создают монохромные, контрастные (дополнительные), аналогичные (соседние) или полихромные (многоцветные) композиции. В монохромной композиции используют различные оттенки одного цвета. В контрастных композициях используют противоположные в цветовом круге цвета. Контрастные сочетания не должны быть слишком яркими.

Большинство известных в практике цветовых гармоний можно разделить на два основных вида: гармония контрастных цветов и гармония родственных цветов. В основе такого выделения лежит распределение цветов в цветовом круге. Практика подтверждает, что более выразительными оказываются либо сочетание противоположных, либо близких цветов. Соответственно различают гармонию контрастных цветов и гармонию родственных цветов. О контрастах мы говорим, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четкие различия. Изучая способы воздействия цвета, можно выделить 7 видов контрастных проявлений:

  • - Контраст цветовых сопоставлений. Наиболее выраженным цветовым контрастом обладают желтый, красный и синий цвета. Он создает впечатление пестроты, силы, решительности. По мере удаления выбранных цветов от основных трех интенсивность цветового контраста ослабевает. На нем основано народное искусство различных стран.
  • - Контраст светлого и темного. Белый и черный цвет являются наиболее выразительным средством для обозначения света и тени.
  • - Контраст холодного и теплого. Двумя полюсами контраста тепла и холода являются красно-оранжевый (самый теплый) и сине-зеленый (самый холодный). Использование этого контраста достигает совершенной красоты, только при отсутствии различий в светлоте и темноте использованных цветов.
  • - Контраст дополнительных цветов. Два цвета являются дополнительными, если при смешении дают нейтральный серо-черный цвет. Они противоположны друг другу, но одновременно нуждаются один в другом. Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу взаимодействия. При этом каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями (пара желто-фиолетовый - контраст светлого и темного, красно-оранжевый - сине-зеленый - контраст холодного и теплого).
  • - Симультанный (одновременный) контраст - явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета требует его дополнительного цвета, и если таково нет, одновременно порождает его сам. Симультанно порожденные цвета - лишь ощущение и реально не существуют, они вызывают чувство живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности цветовых ощущений.
  • - Контраст цветового насыщения. Противоположность между цветами насыщенными, яркими и блеклыми, затемненными. Цвета могут быть осветлены или затемнены разными способами, которые придают им разные возможности. Действие этого контраста относительно: цвет может показаться ярким рядом с блеклым тоном, и блеклым - рядом с более ярким.
  • - Контраст цветового распространения. Характеризует размерные соотношения между цветовыми плоскостями. Его суть - противопоставление «много - мало», «большой - маленький». При этом необходимо учитывать яркость или светлоту того или иного цвета, так как яркость и размер цветовой плоскости и определяют силу воздействия цвета. Исключительная особенность этого контраста - его способность изменять и усиливать проявления всех других контрастов. Так, если в композиции, основанной на контрасте светлого и темного, большая темная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл.

Особенности гармонии контрастных цветов во многом обусловлены тем, что зрительно противоположные цвета усиливают друг друга за счет явления контраста. Такое сочетание цветов создает ощущение ясности, четкости, уверенности, силы, твердости, а вместе с тем - определенной динамики, напряженности. Детали и элементы формы образно акцентированы и четко выделены. Нередко контрастные яркие сочетания цветов используются в качестве возбудителя угасающих эмоций и усталой нервной системы.

Использование гармонии контрастных цветов в композициях имеет ряд особенностей и сложностей. Контрастные цвета оживляют форму, придают ей яркость, обеспечивают выделение отдельных частей за счет четко очерченных их контуров, вносят в предмет внутреннюю энергию, выразительность, индивидуальное своеобразие. Однако чрезмерный контраст цветов может разорвать элементы формы, нарушить ее единство и целостность. Сильное проявление контрастного сочетания цветов в ряде случаев может производить кричащее впечатление.

Также существует понятие нюанс. Это оттенок, незначительная, еле заметная смена одного цветового тона другим), одной градации светотени в другую. Нюансировка - объединение оттенков, используется для достижения более утончённой моделировки объекта изображения. Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют хотя бы один общий цвет, например, желтый, оранжевый и желто-красный. Существуют четыре группы родственных цветов - желто-красные, красно-синие, сине-зеленые, зелено-желтые. При этом в сочетании не должно быть одновременно двух контрастных цветов. Сочетания цветов играют важную роль в создании гармонических композиций. Техника цвета - это высшая математика для художника; у каждого мастера свои методы решения задач, но без “арифметики”, то есть без знаний строгих закономерностей теории цвета, совершенства не достичь.

gastroguru © 2017