Что такое антропонимика определение по истории. Значение слова «антропонимика. Особенности изучения имен собственных

МОУ «СОШ с. Сосновка Саратовский район Саратовская область»

Исследовательская работа

«Дети войны»

Работу выполнили

Учащиеся 8 класса, Малофеева Полина,

Карамалиев Сергей, Алишина Карина,

Мичурин Дмитрий, Панова Ольга

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Малофеева Елена Владимировна

2013-2014 учебный год

Проект « Дети войны»

Данный проект является составной частью долгосрочного проекта учащихся 8 класса «Мы- правнуки Победителей». Проект был подготовлен и оформлен в 2012-2013уч. году, представлен на школьной научной конференции и занял 1 место.

Цель:
Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких.
Задачи:

1. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

2. Развитие исследовательских способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в сочинениях, рассказах, рисунках.
Обоснование выбора темы.

Историческая память - это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших учеников, а ныне нашими бабушками и дедушками. О жизни этого поколения мы - ученики почти ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.

« Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие - все те качества, которых так не хватает нашему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, должен был наш проект « Дети войны».

Участники проекта:
Учащиеся МОУ «СОШ с. Сосновка» 8 класса, классный руководитель

Малофеева Е.В., р одители учащихся.
Принципы проектной работы:
Решение проблем:
- Почему нельзя забывать прошлое?

- Какой след оставила война в твоей семье?

- В чем состоит жизненная трагедия детей войны?

Почему детей военного времени тоже нужно считать участниками войны?

Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и бабушек?

Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?
Характеристика проекта:
1. Типологический признак - практико - ориентированный, творческо - поисковый.
2. Предметно - содержательная область - межпредметный.
3. Характер контактов - групповой.
4. Продолжительность проекта- долгосрочный (март - апрель 2013 год)

Рабочий план реализации проекта:

Этапы

Дата

Мероприятие

Ожидаемы результаты

15.01.13

Выделение проблемы, планирование работы, формирование рабочих групп, распределение обязанностей.

Распределение по группам:

1 группа : Бирюков В., Карамалиев С.,Кудряшов Д. - художественное и литературно - поэтическое оформление проекта.
2 группа:
Старчак В. Алишина К. Панова О.- библиотекари и фотографы.
3 группа:

Малофеева П.Казакова К., Умнова Г., Мичурин Д.- исследователи, оформители презентации

1.02-20.02

Сбор информации.
Подготовка к сочинению.

Беседы с бабушками и дедушками, другими родственниками о военных годах. Запись их воспоминаний.

21.02-28.02

Оформление проектной работы Оформление презентации.

Оформление проектной работы в соответствии с положением о школьной НПК(бумажный вариант и презентация).

01.03-15.03

Презентация проекта «Дети войны».

Публичная защита.Участие в школьной научно-практической конференции «Мы - будущее XXI века».

20.03-30.03

Перспектива проекта.


Проект «Дети войны» является составной частью долгосрочного проекта « Мы- правнуки Победителей» и должен быть размещен на созданной учащимися страничке краеведческого сообщества «Край родной- Сосновка».

Оценка результатов проекта

По итогам школьной практической конференции «Мы - будущее XXI века»в 2012-2013уч. году наш класс занял 1 место.

« Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете » А. Твардовский

Фролова (Лобанова) Анастасия Степановна

Моя бабушка, Фролова (Лобанова) Анастасия Степановна, родилась в 1939 году, а через два года началась Великая Отечественная война, которая оставила свой след в каждом городе, деревушке, семье. Бабушка вспоминает: « Когда на фронт ушел мой отец Лобанов Степан Андреевич, мы остались втроем: мама - Лобанова Мария Андреевна, брат - Миша, он был старше меня на три года. Отец все пять лет воевал на фронтах, лишь дважды приходил с фронта раненый, чтобы подлечиться. Когда раны заживали, он опять уходил на фронт, на передовую. Вся тяжесть легла на плечи моей мамы - Марии Андреевны. Она возила в город продавать молоко, овощи с огорода, чтобы на эти деньги купить хлеба нам и оплатить огромные налоги, которые приходилось выплачивать один раз год». Несмотря на возраст (бабушке было пять лет) приходилось работать так же, как и взрослым и в огороде, и по хозяйству. «У меня не было детства, не было развлечений и игрушек, была одна работа, обязанности, которые надо было выполнять ежедневно. Я помню, как весной, после таяния снега, открывались земли, и все жители шли копать поля, где когда-то росла картошка, искали хоть какие-нибудь гнилые плоды. Делали лепешки из них, запекали и ели. Надо было как-то выжить. Помощи ждать было неоткуда. Нужно было надеяться только на себя. Вот так вот и жили", - вспоминает бабушка.

Моя бабушка является для меня примером во всем, здоровья ей, пусть живет как можно дольше и радует нас!

Малофеева Полина

Сычева(Агапова)Клавдия Семёновна

Когда началась война, моей бабушке было всего три года. Но страшные воспоминания остались в ее памяти навсегда Её отца забрали на фронт водителем. Домой он не вернулся. Он погиб в бою 15 августа 1943 г. Похоронен в Красно - Лиманском районе Сталинградской области. От него бережно хранится письмо, которое он прислал с фронта первого мая 1943 г. Бабушка вспоминает: «Я помню, когда пришла похоронка на отца. Вся улица собралась в доме, чтобы разделить наше горе. Вспоминая те годы, в душе осталось чувство тревоги и страха. Особенно запомнилось, как поздно вечером, мимо села летели немецкие самолёты, груженые бомбами. Они летели бомбить заводы Саратова. Всё село выходило на улицу, и было видно зарево от взрывов». Бабушка помнит, как оставались подолгу одни дома, все взрослые уходили копать окопы, потому что фронт был рядом, как вязали всем селом солдатам варежки на фронт и отправляли посылками. Тяжело было. «Особенно было тяжело в зимнее время. Спасала всех русская печка и каша из тыквы, больше ничего не было. Хлеб был с полынью, очень горький, но и его не было вдоволь. Сколько я себя помню, всегда хотелось кушать. Был голод», - вспоминает бабушка.

Моя бабушка- самый близкий и дорогой мне человек. Я её очень люблю.

Карамалиев Сергей

Алишина(Исаева) Фаина Леонтьевна

Война пронеслась над нашей страной ужасным ураганом, ломая на

своем пути судьбы и жизни людей. Моей бабушке, Алишиной Фаине Леонтьевне,

было всего пять лет, когда закончилась война. Самой войны бабушка не видела, но с лихвой ощутила ее последствия. Маленькое детское сердце узнало голод и разруху. В военные годы бабушка жила в Саратове.

Она вспоминает: «Моя мама, Исаева Любовь Романовна, работала в то время в детском саду, а папа, Исаев Леонтий Петрович, работал водителем в пожарной части. Вскоре началась война, папу призвали на фронт, и мы с мамой и сестрой остались одни. Эти детские годы были самыми тяжелыми для меня. Я помню, продукты в то время выдавали по карточкам, но порции были малы, и их, конечно, не хватало, всегда хотелось кушать.

А самым страшным воспоминанием для меня были немецкие самолеты, которые ежедневно бомбили наш город. Этот страшный гул самолетов, груженных бомбами и снарядами, я не забуду никогда. Фашисты пытались разрушить наш авиационный завод, мост через Волгу, аэродром. Сбрасывали огромное количество снарядов, хотели стереть наш Саратов с лица земли. Во время бомбежки мы все бежали в бомбоубежище авиационного завода, которое находилось возле нашего дома, и ждали, когда же все закончится».

Моя дорогая бабушка, ты для меня образец мужества, стойкости. Будь здорова еще много, много лет!

Алишина Карина

Тайкова Мария Ивановна

Моя прабабушка, Тайкова Мария Ивановна, родилась в 1926году 19 августа. Её родители имели большое хозяйство, и когда началось раскулачивание, их сослали в Сибирь, ей всего было 4 года. С тех пор жизнь её семьи сильно изменилась, потому что их считали «врагами народа». Только перед началом ВОВ они смогли вернуться в родное село. Мария Ивановна закончила 7 классов. Подростков этого возраста сразу же отправляли учиться в заводское училище, приобретать профессию. Но приобрести специальность бабушке не удалось, потому что началась война. Рабочих рук не хватало, и подростки вставали наравне с взрослыми у рабочего станка.

Всех ребят из ФЗУ отправили в Челябинск на тракторный завод, делать снаряды для танков. Бабушке было всего14 лет, она не доставала до станка поэтому, чтобы дотянуться до него, под ноги подставляла коробку. Делали снаряд около суток, после

смены не было сил идти домой, спали возле станков. Выдержали все: холод, голод, но самым страшным для подростков было, то, что спали всего по 3-4 часа. Обессилев, дети не соблюдали технику безопасности, и часто случались травмы. Так однажды случилось и с моей прабабушкой. От потери сознания она упала в раскаленные металлические стружки и поранила лицо и руки. Но никто ни разу не бросил станок, не пожаловался, потому что знали, что их труд вносит большой вклад в Победу. На этом заводе она проработала до конца войны. Потом вернулась в родное село, поступила в техникум на агронома.

Я рад, что моя прабабушка живет до сих пор. В этом году ей исполнится 87 лет. Всю жизнь она была активисткой, председателем местного совета ветеранов, участвовала в художественной самодеятельности в Доме культуры. Её приглашают и сейчас на встречи с молодежью, учениками. Она для меня является большим примером, образцом для подражания, на таких людей хочется быть похожим.

Мичурин Дмитрий

Куликов Алексей Иванович

Великая Отечественная война коснулась каждой российской семьи, в том числе и моей.

Мой прадед, Куликов Алексей Иванович, застал войну в четырнадцать лет. Поскольку для призывного возраста он был мал, его не взяли на фронт и Алексей Иванович пошел, как и все дети работать на Судоремонтный завод, который находился в затоне города Саратова. Там работали женщины, дети и старики, они готовили снаряды для фронта. Работа была очень тяжелой, люди были настолько обессилены, что спали возле станков на заводе. Выходных почти не было, люди старались сделать, как можно больше снарядов для наших солдат. На отдых уходило три - четыре часа. Немцы бомбили заводы и наш город Саратов. Люди боялись этих взрывов, но никто из них и мой прадед ни разу не бросали свое дело, как только взрывы утихали, снова принимались работать. Рабочим давали пайки немного больше, чем простым людям и мой прадед, как только получал этот паек, нес домой, где его ждали пять голодных младших братьев и сестер. Иногда детям давали немного выходных, чтобы отдохнуть, но мой прадед вместе со своим шестидесяти двух летним отцом в это время ходили по дворам и домам, и чинили крыши, заборы, кололи дрова, тем самым, зарабатывая, чтобы прокормить свою семью. Люди платили, кто чем мог, во время войны не было изобилия продуктов и денег. Кто давал луковицу, кто стакан крупы, кусок хлеба, кто картошку. И так всю войну проработал на этом заводе мой прадед.

Я горжусь своим прадедом! Для меня он является примером мужества, отваги, терпения и силы воли. На его долю в самое прекрасное время жизни - детство упал тяжелый груз войны. Это заставило его очень быстро повзрослеть и думать не только о себе, но и о своей семье. Он внес свой частичный вклад в победу российской армии, как и все труженики тыла. И за это им огромное спасибо! Мой прадед является тружеником тыла войны 1941-1945 годов и награжден медалью.

Панова Ольга

Перспектива проекта:

  • Разместить проект на нашей страничке сообщества «Край родной- Сосновка».
  • В 2013-2014уч.году провести исследовательскую работу по похозяйственным книгам в Администрации села Сосновка и выявить всех жителей, которым в период ВОВ было от 3-х до 14 лет(дети войны).
  • Продолжить разработку и оформление проекта «Дети-войны».

Руководитель проекта : классный руководитель 8 класса, учитель русского языка и литературы Малофеева Е.В.

Введение

Почти 70 лет назад окончилась Великая Отечественная война. Нет такой семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года горе ворвалось в сердце каждого человека. Вся наша страна, как одна крепкая семья, боролась с фашистами и победила! Военнослужащие, мирные жители и даже дети испытали на себе все ужасы войны.

Война и дети… Казалось бы, эти два понятия несовместимы, но война была народная, и это убедило нас, участников встреч с детьми военного времени. Дети войны… Они хорошо помнят Великую Отечественную, хотя в начале ее им было 5, 8, 12 лет. Они взрослели, неся на своих хрупких плечах и горечь поражений, и радость побед. Поколению, рожденному в 30-е, суждены были великие испытания. Это поколение внесло свой вклад в Победу. В годы войны тысячи ребят сражались: одни – на фронте, в действующей армии, другие – в подполье и партизанских отрядах. Миллионы 12-13 подростков становились к станкам. Нелегко пришлось обыкновенным мальчишкам и девчонкам. Война наложила отпечаток на всю их дальнейшую жизнь и судьбу.

Мы с интересом читаем и слушаем воспоминания тех людей, которые воевали на фронтах. Их, к сожалению, остается все меньше и меньше среди нас. Много книг написано про страшные бои, про героев войны, но немного сказано про детей войны – про тех, кому в те страшные годы было совсем еще немного лет. Они были просто маленькими детьми. Они просто жили, не раздумывая о причинах того, почему им так несладко. Они жили и страдали вместе со всей страной. Они не награждены за это орденами и медалями. Они просто выжили, и ими построена та страна, в которой мы сейчас живем. Это они, дети войны, повзрослев, отстроили разрушенные города и села, подняли целину, построили электростанции, проложили железные дороги…

Мы задались вопросами: кто они – дети войны, наши ровесники из сороковых годов, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Мы поняли, что наших знаний по проблеме недостаточно, так как на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе этот вопрос не поднимался. Чтобы найти ответы на эти вопросы, решили провести данное исследование.

Актуальность темы заключается в том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше и меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны.

Цель: раскрыть теоретически и обосновать практически жизненную позицию советских детей в годы ВОВ, степень участия в военных действиях и в тылу, истоки их героизма.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-историческую, краеведческую, художественную литературу по теме исследования.

2. Попытаться раскрыть проблему психолого-нравственных аспектов детского патриотизма и героизма в годы войны.

3. Изучить степень и характер участия детей и подростков нашего края в событиях ВОВ в ходе встречи с реальными детьми войны.

4. Составить список художественной литературы о детях войны, рекомендовать для прочтения учащимся 2-6 классов.

Объект исследования : образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших земляков в Великой Отечественной войне.

Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.

Методы исследования: чтение и анализ книг, размышления, наблюдение, беседа.

Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках в 1-6 классах и на внеклассных занятиях. Также собранные материалы будут переданы нами в музей Боевой Славы школы. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей, местных жителей.

Основная часть

Исторический обзор по проблеме исследования

Тема детей и войны является, на наш взгляд, одной из самых малоисследованных в истории. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому.

На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Они все овладели военными специальностями. А сколько детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.

Эта тема была поднята лишь через несколько десятилетий после реальных военных событий. Даже звание Героя Советского Союза многие юные патриоты получили только в конце 50-х и в 60–е годы. Тогда Президиум Верховного совета СССР присвоил звания Героев Советского Союза Зине Портновой, Марату Казею и Вале Котику. Кстати, четвертый, точнее, первый юный герой Леня Голиков - единственный из всех, получивший Золотую Звезду еще в 1944 году.

В литературе тема войны и детей стала развиваться в 60–е- годы. Хотя повесть Валентина Катаева "Сын полка" была написана еще в 1944-м, известной она стала гораздо позже.

С конца 50-х, начали появляться книги о других пионерах-героях - так, в 1958 году вышла повесть Николаева и Щербакова для среднего и старшего школьного возраста "Когда смерть не страшна" про Обольское подполье и Зину Портнову. Но главная "пионерская" книга вышла в 1964 году, к 20-летнему юбилею Победы. Написали ее Лев Кассиль и Макс Поляновский - "Улица младшего сына", про керченского пионера Володю Дубинина, бывшего разведчиком в партизанском отряде и погибшего при разминировании Старокарантинских каменоломен.

Разве эти дети не образцы поведения для современной молодежи? Почему же сегодня мы про них ничего не знаем. Почему в школьных учебниках истории нет и строчки о пионерах – героях?

Наши родители читали и перечитывали названные книги, старались быть похожими на юных героев войны. К-сожалению, в современное время ценности изменились. В учебниках литературного чтения, литературы практически не осталось произведений о детях войны, по телевизору не увидишь фильмы про юных героев, да и читаем мы все больше фантастику, детективы и приключения.

Дети войны… Кто они? Какие они? У целого поколения, рожденного с 1928 по 1941 год, украли детство. Условно все поколение детей войны можно разделить на такие группы:

Дети на фронте и в оккупации.

Дети блокадного Ленинграда.

Дети в фашистских концлагерях, дети-узники.

Дети в тылу.

"Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Дети на фронте и в оккупации

В годы Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах. В те суровые годы погибло около четырех миллионов детей. 28 мая 1990 года Совет Министров СССР принял решение о сооружении в Москве мемориального комплекса памяти погибших детей. Но оно, к сожалению, осталось лишь на бумаге. Звание "сын полка", не предусмотренное никакими воинскими уставами, носили те, кому по возрасту следовало бы играть в солдатики. А им довелось быть разведчиками, связистами, ординарцами, а также сапожниками, портными, поварами, подпольщиками.

Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и другие.

Поколению наших родителей и некоторых учителей, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги, и едва ли не любой пионер, не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова. Тогда как для поколения детей 70- 80 годов они были образцом для подражания.

Традиция почитания пионеров-героев складывалась постепенно. Издавались книги, проводились пионерское сборы, пионерские отряды боролись за право носить имя героя, пионеры писали письма родным погибших, организовывали музеи. Излишне говорить, что на страницах популярной книжной серии пионеры-герои были образцовыми девочками и мальчиками. Постепенно оформился четкий список, который был закреплен в специально созданной Книге почета пионерской организации.

Володя Дубинин

Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан от Полесья до Орла, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. А посылали в разведку - самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой побольше. Смерть для него - абстракция, а гибель в бою - почетна.

Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

Марат Казей

Марат Казей считался рано осиротевшим: отец умер, когда Марату не было семи - так гласила официальная версия. А на самом деле Иван Казей был арестован в 1934 году как "троцкист" и "вредитель" - реабилитировали его только в 1959 году. Позже арестовали и его жену - потом, правда, выпустили. Так что получилась семья "врага народа", которой сторонились соседи.

Марат во время войны оказался в партизанском отряде, ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно умирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу?

Скорее всего - и про то, и про другое, и про третье. А более вероятно то, что двигала им отчаянная удаль, помноженная на лютую ярость, которая свойственна только молодым, поскольку жить осталось ровно до того момента, как немцы подойдут поближе, а смерть не страшна, потому что правильно написал Гайдар еще до войны - все равно в страхе побегут враги, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.

Продолжение следует

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Николаевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»

Районный конкурс

исследовательских краеведческих

работ участников Всероссийского

туристско - краеведческого движения

«Отечество»

Секция «Военная история»

Тема работы

«Дети и война»

Подготовила:

Шинкарь Алиса Сергеевна

учащаяся 9 класса

Николаевской средней школы

309733 С. Николаевка

улица Центральная 61

тел. 8-47 237 45125

Руководитель:

Мысливец Галина Ивановна

учитель истории МОУ

«Николаевская средняя

общеобразовательная школа

Вейделевского района

Белгородской области»

309733 село Николаевка

улица Центральная 61

тел. 8-47 237 45125

село Николаевка – 2017 год

1.Введение

2.Основная часть

    Начало войны. Бои на территории района.

Военное детство Шурочки и Кости Шумаевых.

(из воспоминаний Александры Ивановны Мирошниковой)

Огненным смерчем война прошла через наше детство

Судьба страны стала нашей судьбой

3. Заключение

4. Список источников и использованной литературы

5. Приложения

Дети войны и веет холодом

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На чёлках детских седые полосы.

Введение

В преддверии 75–годовщины Курской битвы, одного из величайших сражений Второй мировой и Великой Отечественной войны, я решила обратиться к теме «Дети и война». Великой победе уже 72 года! Об этой войне не только мы, даже наши родители знают лишь из книг и кинофильмов. Мы уже четвертое поколение, живущее под мирным небом. Но память о тех страшных днях жива. С событиями той войны, мы знакомимся на уроках истории, на встречах с ветеранами войны и тружениками тыла. В нашей школе собран большой материал, об участниках Великой Отечественной войны, о погибших земляках, но при подготовке к празднованию дня Победы, оказалось, что у нас в школе очень мало материала о людях, чье детство пришлось на годы войны. Сегодня сидят за партами правнуки и праправнуки тех, кто воевал и своим трудом ковал победу. Нам хочется, чтобы навсегда сохранилась память о наших земляках, родных и близких, кто будучи ребенком, не покладая рук работал в тылу и вместе со взрослыми ковал Победу.

Особенно меня заинтересовала тема о судьбах детей, чьё детство выпало на военные годы. Ведь все они - наши ровесники. Эти ребята стали взрослыми сразу – 22 июня 1941 года и стой минуты несли на своих плечах все тяготы войны наравне со взрослыми. Моя работа – попытка показать и осмыслить роль детей в годы Великой Отечественной войны. Эта роль, конечно же, велика. Маленькие граждане своей страны, маленькие патриоты своего Отечества, не жалея сил, не боясь трудностей наравне со взрослыми приближали День Победы. Я считаю, что мы подрастающее поколение просто обязаны знать о героях нашей Родины.

Актуальность темы заключается в том, что людей, переживших войну, становится все меньше и меньше. Именно они, труженики тыла и ветераны войны, дети военной эпохи – живая нить, связующая нас с историей страны, и чем меньше рядом с нами очевидцев той страшной войны, тем тоньше эта нить. На конец 2017 года, в селе Николаевка осталось два ветерана войны, шесть вдов и около ста пятидесяти земляков, чьё детство выпало на 1941 – 1945 годы. Страшно осознавать то, что эта нить оборвётся, поэтому так важны, так актуальны каждое слово, каждый факт из истории этих великих людей!

Цель исследовательской работы: развивать у моих сверстников чувство патриотизма, любви Родине, чувство гордости за свой народ, страну, чувство уважения к героическим поступкам детей в военное время, осмыслить и показать роль детей в Великой Отечественной войне.

Задачи:
- Охарактеризовать трудовые подвиги детей в тылу.

Показать вклад в великую победу моих односельчан, чьё детство выпало на военные годы.

Формировать:
- повышение интереса обучающихся к военной истории Отечества;

Сохранение памяти о народном подвиге в Великой Отечественной войне;

Формирование активной гражданской позиции обучающихся в процессе исследовательской туристско-краеведческой деятельности.


Объект исследования: образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: жизнь и роль детей в Великой Отечественной войне.
Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.
Методы исследования: чтение и анализ книг и ресурсов Интернет, размышления, беседа с «детьми войны».
Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках в 5- 11 классах и на внеклассных занятиях. Надеюсь, что моя работа будет интересна для учеников, учителей.

Начало войны. Бои на территории района.

В преддверии 75 годовщины освобождения Вейделевского района от немецких захватчиков вспомним суровые годы, когда война, начавшись на западных границах СССР, в 1942 году докатилась до нашей земли.

22 июня 1941 года жители Вейделевского района тогда (Воронежской области) как и все советские люди, узнали о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. В первые же дни, после её начала, районный военкомат был переполнен добровольцами и призывниками, особенно рвалась в ряды Красной Армии молодёжь. Отряды комсомольцев и молодёжи, сформированные на территории нашего района, были направлены на строительство оборонительных линий на Смоленско-Московском направлении.

На территории размещались полевые аэродромы и тыловые подразделения наших войск, которым во всём помогали наши колхозы, сельсоветы и всё население. В военное время укрепилась дисциплина, причём люди сознательно повышали ответственность и требовательность к себе и окружающим, все работы и поручения исполнялись чётко, без промедлений с огромной самоотдачей и жертвенностью людей.

С воодушевлением и радостью жители района восприняли сообщение о разгроме немцев под Москвой, с надеждой и верой прожили весну и начало лета 1942 года.

Летом 1942 года немецкое командование, разместив 70 наиболее мощных дивизий на Московском направлении, стремилось показать, что главный удар будет нанесён здесь. На самом деле, военно-экономический план заключался в том, чтобы, тщательно скрыв свой замысел, основной удар нанести на наших юго-западном и южном фронтах, разбить наши войска, выйти к Волге, захватить Сталинград и овладеть Кавказом. Тем самым получить себе кавказскую нефть и лишить нашу армию этого важнейшего стратегического сырья и всех ресурсов юга СССР.

28 июня 1942 года несколькими мощными ударами авиации, артиллерии, танков и пехоты немцы начали крупнейшее и последнее своё наступление на Сталинград и Кавказ.

На направлении Валуек, Вейделевки, Ровенёк наступали части 6- й армии немцев и 8-й армии Италии.

У нас фронт держали войска 28 армии Юго-Западного Фронта. Самый сильный удар был нанесён из района Волчанска на Старый Оскол, где были окружены значительные силы наших войск, а также от Купянска на восток. Река Оскол 4 июня 1942 года стала рубежом обороны. У посёлка Уразово бой держала 38-я стрелковая дивизия, не давая немцам перейти реку.

В ожесточённом бою немцы потеряли здесь 38 танков, 18 бронемашин, 2 полка пехоты, 3 самолёта. 7 июля немцы форсировали Оскол и начали заходить в тыл геройски сражавшимся 38-й дивизии, командиром которой был генерал-лейтенант Сафиуллин Г.Б.

В ночь с 7 на 8 июля наши войска стали организованно отходить в направлении Вейделевского района, через наши сёла, нигде не останавливаясь. Немцы начали преследование. Утром 8 июля завязался бой возле села Белый Колодезь. Отбив 2 атаки противника, полк под командованием капитана Исаева через село вышел к Ровенькам, где были остальные силы дивизии.

В то же время со стороны Валуек, в направлении Нехаёвки и Вейделевки 7 июля отходила с боями 13-я гвардейская дивизия под командованием полковника А.И. Родимцева – будущего дважды героя Советского Союза генерал-полковника. Столкнувшись с немецкой автоколонной в х. Нехаёвка произошёл бой. После этого, изменив направление, он вместе с дивизией, обойдя Вейделевку севернее, направился на хутор Новорослов, а потом на восток к Ровенькам, где и встретились с 38-й дивизией.

К сожалению, на территории нашего района так и осталась не использованной по назначению оборонительная линия с бетонными дотами, которые и сегодня стоят возле сёл Николавевка и х. Попасный

7 и 8 июля 1942 года Вейделевский район был оккупирован немецкими и итальянскими фашистами.

Из воспоминаний о военном детстве…

Огненным смерчем Великая Отечественная война 1941-1945 г. прошла через детство каждого ребенка. Судьба страны стала судьбой детей. Но в архивах и в других источниках сохранилось недостаточно материалов, отражающих эту тему.

Военное детство Шурочки и Кости Шумаевых.

Я, Шумаева Александра Ивановна, ныне Мирошникова, помню события Великой Отечественной войны хорошо. Особенно запомнились некоторые эпизоды из нее, происходившие в местах моего детства.

В первый день войны я с детворой пасла телят на выгоне, и вдруг пришел кто-то из ребят к нам и сообщил, что началась война.

Мы сразу все тут присмирели, затихли, как будто нас сразу всех чем-то ударили. Никакой игры, беседы, тем более смеха, а было мне в ту пору одиннадцать лет. Знали из школы что война – это что-то страшное.

А Василий Егорович Мирошник вспомнил, что его, десятилетнего мальчика, послали верхом на лошади в поле к людям сообщить такую новость.

Вспоминаю мрачные дни в школе после каникул, где сообщали каждый день, как идут дела на фронтах войны, а мы, дети, сообщали дома.

Летом 1942 года шло отступление наших войск. День и ночь шли подводы целыми шеренгами ниже наших огородов, машины и тракторы двигались по нашему выгону в направлении Зрубцев, где-то на Западе постоянно что-то бухкало и гудело без перерыва. И нам, детям, так хотелось, чтобы хоть на часок стало тихо.

И вот настали каникулы в школе. 1942 год, говорят, что это было восьмое июля, нас захватили немцы. Это запомнилось так: на улицах пробежали на мотоциклах военные. Они что-то кричали непонятное, чем-то махали на нас. Потом мы поняли, что это были немцы. Через какое-то мгновение их не стало. Начали рваться бомбы и снаряды в центре Николаевки, загорелась белая школа, которая стояла, где ныне стоит детский сад. А возле школы стояла грузовая машина со снарядами, они начали взрываться. Шум, пожары, а мы дома попрятались под койки, думали, что вот и спасемся. Какой был ужас, страх. Казалось, что это длилось целую вечность, но мы старались не плакать, чтобы маму не расстраивать.

Следующий, запомнившийся эпизод из войны. Рано утром, летом бегут по улице немцы, кричат, куда-то стреляют, забегают к нам в дом, мы, дети, еще спали. Они подходят к койке, где спал мой старший брат Михаил, стащили его силой с койки и поволокли на улицу, били его и кричали: « Партизан!».

Брату в это время было 17 лет. Мама следом выскочила, плача говорила немцам, что он еще молодой, падала в ноги немцам. Ужас дикий! Потом брата отпустили. Забегает еще одна группа карателей. Делали тоже самое, но Бог помог. Отпустили. В этот забег каратели убили двух стариков и Кублик Федора Петровича, инвалида Великой Отечественной войны.

Начался учебный год. Я должна учиться в четвертом классе. Но не училась из-за отсутствия обувки и одежды. Так у меня оказался год пустым.

Приближался 1943 год. Немцы отступали группами, часто заходили в дома ночью обогреться, покушать, но как было страшно, когда они стучатся в дверь и идут в дом. Мы, дети, сжимались в комок, но старались маме показать, что мы не боимся, пусть, мол, идут, ничего страшного.

12 января 1943 года началась войсковая Острогожско-Россошанская операция. Противник отступал через наши края. Утром мы увидели движущуюся широкую черную полосу со стороны Долгого (леса). Как только сравнялись с нашими хатами, так и начали идти к нам во дворы. Вмиг растянули скирды сена и соломы, стали стрелять скот, везде шум, гам, крики. Немцы на всем нашем крайку порезали коров, колхозных свиней, рабочих волов, сожгли конюшню с лошадьми. Немцы жарили мясо во дворах, домах, на чердаках. В каждом доме сожгли мебель, даже портреты, которые висели на стенах.

Съели всю картошку, капусту и свеклу.

А между собой немцы и итальянцы ссорились, дрались до смерти.

На второй день начали уезжать, кто на чем, раздались выстрелы со стороны Попасного. Вся эта черная саранча погибла, начиная от Николаевки до Малакеево.

Вскоре, как только немцев прогнали, начали брать на фронт под Харьков молодежь 1924-1925 годов рождения, но кроме молодежи забрали всех инвалидов, хромых, глуховатых, слепых на один глаз и т.д.

Например: Чумака М.В. бывшего слепым с рождения на один глаз и того забрали на войну.

На площади в Николаевке собралось тьма народу.

Везде женский плач, молодежь тоже не выдерживала, глядя на свою маму, плакали и мы.

Моя мама, например, провожала на войну второго сына Михаила, а раньше мужа и старшего сына Василия (родился в 1923 году, в 1941 году закончил с/х. техникум в городе Бирюч и ушел на фронт). Больно было смотреть на матерей.

День Победы запомнился таким: Собрали народ на центральной площади села Николаевка, нас, школьников. Играла гармошка, но, как в песне поется, со слезами на глазах.

Мы не дождались отца и младшего брата Михаила с войны, у большинства односельчан была такая же беда, война оставила нас всех сиротами.

Я, Константин Иванович Шумаев , хорошо помню войну, потому, что по мне бомбили, по мне стреляли, был ранен, а недостаток был один – сам не стрелял по врагу, потому, что было мне 7 лет. Но уже тогда я решил, что буду военным, буду защищать свою Родину.

Воевать Красной Армии пришлось одновременно против большого Союза фашистских государств: Германия, Финляндия, Румыния, Венгрия, Австрия, Италия, Норвегия, Словения и другие государства Западной Европы.

Я видел эти войска, когда они летом 1942 года шли через Николаевку, наступая на Сталинград.

Оккупация Николаевки началась бомбардировкой наших отступающих войск, мы сидели в погребе, а затем вошли немецкие и другие войска, появилась колонна наших пленных – все узбеки и их начали бить плетками. А потом начали расстреливать и грабить наших людей, когда грабить уже было нечего, стали с полей копать землю – чернозем и эшелонами отправлять в Германию.

12 января 1943 года началась войсковая Острогожско-Россошанская операция, в которой Красная Армия за две неделе разгромила полностью 15 дивизий врага. Группировка, численностью до 50 тыс., вырвавшаяся под Россошью из окружения и устремившаяся на железнодорожную станцию Валуйки, вступила в Николаевку. И снова мы спасались в погребах, и снова грабеж и пожары (сгорели ряд домов и сараев).

Между солдатами разных наций начались кровавые разборки, в результате утром во дворах окаменевшие трупы.

Отступали, тоже через Николаевку, тысячными толпами. Враги бросали оружие и своих раненных, которые тут же погибали. А через несколько дней их похоронили в противотанковом рве.

Оружие и боеприпасы валялись везде: на улице, во дворах и домах, их собирали все, в том числе и женщины, и сбрасывали в овраги.

Так, что «минерами» были все, кто способен был носить оружие.

Огненным смерчем война прошла через наше детство
(из воспоминаний Федора Петровича Ефременко)

Великая Отечественная война. Огненным смерчем она прошла через наше детство, опалив наши души болью за погибших отцов и братьев, ожесточив их, и в то же время сделав более чувственными к чужому горю. Мне, старшему сыну в семье Ефременко Петра Филипповича, жившего в хуторе Ковалев, рано пришлось познать трудности сельского жителя, родившегося в 1928 году.

В стране началась коллективизация крестьянских хозяйств. Эта компания не минула и наш хутор. Был создан колхоз, из желающих вступить в него бедных крестьян, на добровольных началах. Но большинство зажиточных и середняцких дворов отказались вступать в создавшийся совхозную артель, и вскоре колхоз распался. Чтобы поправить дело ЦК ВКП (б) и правительство страны принимает решение о сплошной коллективизации. Крестьян принудительно «загоняют» в колхоз, забирая у них рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь, амбары для хранения зерна и устройства для переработки сельхозпродукции: ветряные мельницы, маслобойки и прочие производства. Кулаков раскулачивают и высылают за пределы области.

Не успев обосноваться, как следует, в коллективном хозяйстве жителей хутора настигла новая беда – неурожайный 1932 год, а в след за этим страшный голод 1932-1933 годов. Во многих семьях умирали люди, особенно много умерло детей. В нашей семье умер дедушка – Филипп Васильевич и самый младший брат Ваня. Неурожайные годы чередой тянулись до 1937 года. И только в 1937 году был собран хороший урожай, колхозники получили на трудодни много зерна, что позволило несколько поправить дела в хозяйствах последних.

Постепенно налаживалась жизнь, колхоз богател, колхозники повеселели, молодежь после работы предавалась различным развлечениям. И так продолжалось до середины 1941 года.

В 1935 году я поступил учиться в первый класс Ковалевской начальной школы. Учился хорошо. До сих пор с глубоким уважением и любовью вспоминаю свою первую учительницу Ляшенко Таисию Семеновну. Вместе со мной учились: Крышка Андрей, Крышка Сергей, Шевченко Иван, Чумаков Аркадий, Клименко Василий, Крышка Мария, Ефременко Анна, Шафура Дарья и др.

Закончив начальную школу я поступил в пятый класс Николаевской средней школы. В то время, т.е. в 1939-1940 учебном году Николаевская средняя школа была учебным центром для детей не только Николаевки, но и отдаленных сел: Ровны, Становое, Ковалево, Кубраки, Белый Плес, Гамаюнов и др. В школе функционировало по много классов-параллелей. Директором школы в то время была Плескачева Полина Яковлевна. В школе работала замечательная плеяда молодых учителей, среди которых особой популярностью пользовалась семья Харакоховых: Спиридона Савича – преподавателя географии и Ольги Васильевны - преподавателя русского языка и литературы.

Наступил 1941 год. Я и мои товарищи по классу успешно закончили учебный год и отправились на летние каникулы. Сразу включились в трудовой ритм колхоза, дела которого к этому времени заметно улучшились. Колхоз успешно выполнял производственную программу, колхоз приобрел грузовой автомобиль – знаменитую полуторку, провел на центральную усадьбу телефон и установили радиорупор. Теперь жители хутора были в курсе всех событий в стране и за рубежом. Пакт о дружбе и ненападении Риббентропа – Молотова между Германией и Советским союзом, мужское население нашего колхоза встретило с недоверием, а раздел Польши утвердил это мнение. Мужчины на сходках, в товарищеских встречах, выражая свое отношение к этим событиям, говорим о неизбежности войны с Германией.

День 22 июня 1941 года пришелся на выходной день – воскресенье. Семьи колхозников отдыхали от напряженной работы трудовой недели. Кто занимался работой на огороде, в хозяйстве по двору, часть населения ушла в слободу Николаевку, где каждое воскресенье собирался прекрасный базар, чтобы купить что-либо из одежды, остальные просто отдыхали. Собрались вместе, чтобы обсудить планы на дальнейшую учебу и ученики первого выпуска 10 класса Чумаков Иван Михайлович, Крышка Полина Моисеевна, Клименко Александра Яковлевна. Мы, мальчишки, играли на центральной усадьбе в прятки. Вдруг в полдень, прервав бравурные мелодии, было объявлено по радио, что Германия, без объявления войны вероломно напала на СССР. Началась Великая Отечественная война.

Почти все мужское население было призвано для защиты Родины. Кончилось и для нас, детей и подростков, счастливое мирное детство. Уже в июле отца призвали в армию. Мне, и моим товарищам Шевцову Николаю, Шевцову Ивану, Шевцову Александру, Мерко Василию и другим поручили возку снопов в стога, погонять лошадей в косилках, ухаживать за скотом и пасти его и ряд других не менее трудоемких работ. А нам в это время было по 12-14 лет. Все было направленно на обслуживание фронта – все для фронта во имя победы. «Враг будет разбит, победа будет за нами» - этот лозунг призвал нас, не покладая рук трудиться во имя Победы.

Осенью 1941 года враг быстро приближался к границам нашего района. В связи с этим было принято решение об эвакуации техники и скота в глубь страны за реку Дон. Но в скоре линия фронта стабилизировалась: тракторы и скот возвратили назад. Зимой 1942 года я кормил телят до выгона на пастбище, а потом меня перевели в бригаду пахарей, где я погонял волов. Вол – это бык, приученный в ярме возить повозку с грузом, тянуть плуг, то есть пахать землю. В конце июня 1942 года снова началась эвакуация, почти прекратились работы в колхозе. На всю жизнь запомнился день 8 июля 1942 года. Наши части отступали на восток. По шляху, идущему от села Дегтярное к Николаевке двигались танки, орудия, автомашины. Вдруг около восьми часов утра раздался гул самолетов. Большая группа самолетов со свастикой на крыльях на небольшой высоте появилась со стороны села Дегтярное. Самолеты бомбили и стреляли по отступающим частям. Отбомбив, самолеты возвращались, а их место занимали новые группы немецких самолетов. И так длилось почти целый день. А утром 9 июля в селе появились немцы. Началась оккупация нашего края. В селе Николаевка и в других окрестных селах были назначены старосты и полицаи, само село было поделено на десятидворки. За десятидворками закреплялась земля, рабочий скот, инвентарь и прочее. В нашей десятидворке были одни женщины и подростки. Вручную пришлось убирать хлеб, молотить, а зерно забиралось для нужд немцев. Оккупация нашей местности продолжалась до 18 января 1943 года. 18 января передовые части Красной Армии ранним утром появились в нашем хуторе. В это же время с востока появилась огромная масса отступающих войск противника. Красноармейцы вынуждены были отступать к Николаевке.

После освобождения края я работал в колхозе на разных работах.

В июне 1943 года на Курской дуге мой отец встретился с жителем хутора, Клименко Андреем Тихоновичем. Андрей Тихонович проживал на оккупированной территории и рассказал отцу о моей трудовой деятельности. Вскоре от отца пришло письмо, в котором он просил и требовал, чтобы я закончил седьмой класс. Выполняя волю отца, который погиб в октябре 1943 года, я пошел в седьмой класс Николаевской семилетки, которая располагалась в то время в здании Яценковской школы. И с горем пополам с тройками закончил весной 1944 года седьмой класс. После окончания семилетки работал на разных работах в колхозе, большей частью прицепщиком с трактористом Шаповаловым Василием Ильичем, который по ранению весной 1944 года вернулся с фронта домой. В.И. Шаповалов – строгий, но мудрый человек, хорошо разбирающийся в технике. Наш маленький коллектив, в который входил еще тракторист Ткаченко Ефим Матвеевичем и прицепщик Крышка Алексей Алексеевич, был одним из лучших в МТС.

Трактор ХТЗ был старенький, но несмотря на это, благодаря умелым рукам Шаповалова В.И. и Ткаченко Е.М. всегда был на ходу. Наш экипаж всегда был лидером социалистических соревнований, в честь чего на радиаторе трактора всегда трепетал красный вымпел.

День победы я встретил вместе с В.И. Шаповаловым на поле под Родниками, где мы сеяли просо. Об этом радостном событии сообщил нам гонец, который сказал, чтобы мы бросали работу и ехали в Николаевку на митинг.

Получив известие об окончании войны – победе над фашистами – люди обнимались, радовались, одновременно плакали по погибшим членам семьи. А погибло хуторян очень много. Из 121 человека, призванного в действительную армию погибло 68.

Судьба страны стала нашей судьбой

(из воспоминаний Котенко Веры Алексеевны)

В моей семье было пятеро детей, и всех нас война коснулась своим тяжелым крылом, она изменила нашу жизнь, перепахала, избороздила наши судьбы. Судьба страны стала нашей судьбой.

21 июня еще ничего не предвещало беды: тихая мирная жизнь, возвратилось стадо коров с мычанием и радостной встречей с родным домом, запел и петух, созывая на ночлег своих несушек, стали приходить взрослые с работы домой.

Рано утром 22 июня я побежала к подругам погулять. Солнышко уже поднялось, воздух переполняли пряные запахи свежести и разнотравья. Мы полны энергии и счастья жизни. К подруге приходит брат Виктор и объявляет, что началась война. Я его пыталась остановить, чтобы он так серьезно не шутил. А он, к сожалению, не шутил. Мы пошли в клуб, где была радиоточка, народ тянулся туда. Да, немец без объявления войны вероломно напал на СССР. К вечеру, в воскресенье, мужчин стали вызывать в военкомат повестками. Крики, слезы, плач – никто не хотел расставаться с отцами, мужьями, братьями, детьми.

Труд колхозный и свой лег на плечи женщин и детей. У нас, у детей, началась трудовая жизнь. Мы шли на поле с тяпками и косами. Несмотря на июнь, заготавливали корма на зиму, предчувствуя, что война будет трудной и длинной.

Меня, Рыжкову Ксению Захаровну, Веревку Василия Николаевича посылают на краткосрочные курсы трактористов, а нам всего то по пятнадцать лет. Пешком к половине девятого утра нам надо успеть прийти в село Кубраки, где занятия продолжились до 17 часов. Обратно – тоже пешком. Курсы вели Козинцев Алексей Петрович и Коноваленко Тихон Михайлович. За три недели мы получили азы механизации и навыки вождения. Тракторов нам не дали.

Подоспели зерновые, мне поручили волов, чтобы я их водила в канате для скирдования соломы. Работали круглосуточно. Через некоторое время отправляют меня ездовым для отправки зерна на элеватор в Валуйки. Ездовой-то ездовой, а справиться с лошадьми-то не могла, так как один конь большой, а другой – маленький. Нам помогали Кублик Иван Матвеевич, Кублик Петр Николаевич, Веревка Григорий Данилович и его сын Николай Григорьевич, Кулька Михаил Иванович. Они были пожилыми людьми, поэтому их не взяли на войну. Зерно возили в мешках. Я насыпала зерно ведром, а старики завязывали мешки и клали на телегу. Второй обоз обслуживали женщины. Всего было 10-13 подвод (в упряжке были в основном волы, а не лошади). В этой же бригаде трудилась и моя старшая сестра Тамара, ей сейчас 82 года, она проживает в Валуйках.

На элеваторе я должна была смотреть за шестью подводами, чтобы никто не утащил мешка. Обратно мы везли военных с обмундированием в Воронежскую и Ростовскую области, но тогда это было тайной. До сентября месяца мы возили хлеб в госпоставку.

Сентябрь. 1941 год. Начались занятия в школе, но только для малышей, а старшеклассники были заняты на сельхозработах, так как надеяться было не на кого. Только 20 сентября школа полностью заработала. Сестра Тамара уже проходила последний год обучения в школе, хотя он был платным – 150 рублей в год. Мы с мамой Котенко Марией Захаровной выскребли в доме до копеечки, так хотелось дать образование старшей сестре.

В 1941 году фашистов на нашей территории еще не было, поэтому мы ходили в школу, а уже летом 1942 года Николаевку оккупировали и под гнетом немцев мы находились восемь месяцев. Оккупанты назначили старосту, полицаев, сельского из числа жителей нашего села. Все колхозное имущество поделили между десятидворками, у которых были дворы для быков, пчел. Наши головы устали от унижения и страха.

Зимой 1943 года целую неделю было безвластие, а потом пришли разведчики и сообщили, что скоро придут наши. Так и случилось: в субботу из Россоши хлынула тьма-тьмущая немцев, целая орда на белом снегу, укрыла «черным одеялом» землю. Все горело, на месте пекарни стояла мельница, она пылала ярким пламенем.

В воскресенье утром со стороны Рассыпного пришли наши, шли горой. Бригадир отправил брата Виктора перевозить военный штаб на волах, ехали они яром в Валуйки через Долгое. Брат вскоре стал ездовым при штабе, на лошадях работал. Оказался он в Житомире, где повстречал односельчанина Жука Егора Петровича, который был командиром. Шел 1943 год, а у нас не было никакой весточки от брата.

18 января 1943 года Николаевка была освобождена, а в феврале заново комплектуются колхозные отряды, бригады, МТС.

Из МТС приходит бригадир Зюба Григорий Андреевич, приглашает меня на ремонт тракторов У-2 и ХТЗ-1. у Зюбы Г.А. помощником стал Сыроватский Иван Никитич, трактористами работали: Лепетюха Ефим Сергеевич и Братишко Ефим.

Бригадир дал мне задание взять на учет возвратившихся механизаторов по хуторам. Тринадцатью парами волов притащили из Ногино трактор, запчасти искали по хуторам. Еле-еле на общем дворе собрали ЧТЗ. 24 апреля выехали на этом тракторе на посевную. Дожили до уборочной. Я была трактористкой, а прицепщицей – Слета Лида. Сыроватский учил меня по отечески работе на тракторе, похваливал, помогал. Я была хорошей и послушной ученицей, могла сбегать через Пивнячий в Кубраки за запчастью, если это было нужно.

Весь 1943 год я работала трактористкой, а зимой в Кубраках занималась ремонтом: неплохо умела регулировать клапана, ходовую.

Так прошел и 1944 год. Все обносились, оборвались, купить было не где, да и не на что.

И вот пришла посевная 1945 года. Бежит на табор Доля Михаил Александрович с возгласами: «Война закончилась!» И плач тут, и смех – все было. В это время подбежал Веревка Иван Григорьевич (ему шел 17-й год), прибежал с Кубраков, ходил за деталями.

Продолжали работать, урожаи были невысокие, но для нас это дорогого стоило.

Дети войны пережили все невзгоды вместе со своей страной, снабжали фронт, ковали победу, порой забывая о себе, так как солдат был в снегу, в холоде, а мы, все – таки дома. Мы шили одежду из того, что оставалось, вязали варежки, носки, высылали на фронт.

Все для фронта – все для победы! – это был смысл нашей детской жизни в годы войны

Заключение

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы, из художественных и документальных фильмов. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться. Выполняя исследовательскую работу, я сделала следующие выводы:

1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были погибшие, пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в поле. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.

Результаты работы:

Изучили литературу, архивные документы

Провели встречи с ветеранами войны и труда, « детьми войны».

В результате исследовательской работы мы узнали, что есть и такая категория ветеранов, как «дети войны». О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные годы мы почти ничего не знали. Но в ходе работы над исследованием мы узнали много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Теперь с этой информацией мы должны познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы. Мы считаем, что данную работу можно использовать на уроках истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне и труженикам тыла.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взвывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…»

А. Твардовский

Библиографический список:

1.Савченко Е.С. и д.р. « Очерки краеведения Белгородчины», Белгород 2000 год

2.Страхов С.И., Вейделевка страницы истории, путеводитель, Белгород 2002 год

3.Щербаченко В.И., Вейделевская старина, Белгород 1998 год

4.Костенко И.А. Просёлки России.

В работе использованы воспоминания людей, чье детство пришлось на военные годы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

молодая учительница. Шумаева Александра Ивановна. 1956 год.

Шумаева Александра Ивановна. 02.06.1954 год. Город Россошь. Студентка учительского института.

Мирошников Василий Егорович.

В годы службы на Балтийском флоте. 31.05.1953 год.

Шумаев Константин Иванович. 18.12.1954 год. Курсант высшего военного автомобильного училища.

Шумаев Василий Иванович. 1946 год. Город Рязань.

Котенко Вера Алексеевна. 1950 год. После работы.

Котенко Вера Алексеевна. 1979 год.

Ефременко Федор Петрович. 1985 год.

Ефременко Федор Петрович. 1980 год

Долговременная огневая точка Айдаро-Николаевского укреп-района.

gastroguru © 2017