Что написано на иконе вседержителя. Православные иконы: икона Спаса Вседержителя

Сегодня речь пойдет о мистике православной иконы.

Что интересно, личный опыт первого богопознания я приобрел в далеком 1990 году, благодаря той самой элементарной православной иконе, из тех, которые распространяли в поездах глухонемые. Это была обычная вручную разукрашенная черно-белая фотография с изображением Иисуса Христа – Господа Вседержителя .

Не могу сказать, как эта икона у меня оказалась, возможно, кто-то подарил или просто оставил в комнате студенческого общежития, но… Я почему-то, будучи еще неверующим атеистом, решил оставить ее у себя. Оставим тему, почему в советское время так было. Это отдельный вопрос.

Так вот, икона Спасителя, которая стояла у меня на тумбочке, эта маленькая репродукция, примерно 13 на 18, СТАЛА ЧУДОТВОРИТЬ!

Господь Вседержитель

Я стал замечать в конце дня, что Господь смотрит на меня внимательно, прямо в душу, и каждый вечер – ПО-РАЗНОМУ. Вчера Он смотрел на меня спокойно, а сегодня – как-бы осуждающе. Другой раз Он смотрел на меня строго, а иногда — весело. Я стал связывать наблюдаемое явление со своим поведением.

Нетрудно было догадаться, если прошел трудовой день удачно, много чего полезного было сделано, и ни в чем совесть не мучила, то Спаситель как-бы был благожелателен и добр. Но я в то время грешил по-черному. Работал комендантом общежития, руководил молодежным центром «Пульс» со всеми веселыми и грустными вытекающими последствиями, одновременно учился в Академии.

Деятельность молодого человека 23 лет была бурной и непредсказуемой. Но, гладя вечером всякий раз на икону, я чувствовал угрызения совести, и так стало потихоньку просыпаться у меня религиозное сознание. Уже позже меня Бог познакомил с замечательной верующей женщиной, которая дала мне первые уроки веры православной и позже стала моей крестной матерью (в 26 моих лет от роду!).

Я стал ходить в Церковь и молиться, готовиться к поступлению в Семинарию. Ибо осознанно выбрал свой путь — служения Господу. Сейчас уже и не помню, куда делась эта Икона, которая была для меня судьбоносной. Мы знаем, что пошел дальше период массового производства домашних икон, уже достаточно красивых. Запретное вдруг стало доступно.

Господь смотрит прямо в душу

Но и сейчас я стараюсь замечать, как на меня смотрит со святого изображения Спаситель или, например, св. Николай Чудотворец.

Как-то разговорились со знакомой баптисткой об иконопочитании в Церкви. Вы бы видели ее реакцию, когда я рассказал ей об Иконе и своем отношении! Какая мистика, возражала она, какой мол обман, какое мол суеверие! Но как-бы то ни было, а этот небольшой опыт помог мне обрести Бога.

Заметим и то, что православная икона – это не картина. Мы не восхищаемся талантом художника, красками, сюжетом. Православная Икона строга и умилительна. В противовес картине, икона заставляет думать о вечном, о духовном, регулирует состояние души, приближает нас к Богу.

Неправильно думать, что МЫ смотрим на икону, когда молимся. На самом деле, это ОНА вбирает нас в свое благодатное поле, если можно так выразиться. Это ОНА обнимает нас и зовет к Спасению, пробуждает совесть, воскрыляет нашу .

Дальнейшая моя жизнь и была связана именно с Иконой. Иначе и нельзя в Православии. При этом, в Церкви действительно существует своя православная мистика в отношении иконы. И это доказуемо как православной наукой, в том числе иконографией, так и личным духовным опытом, который всякий человек при желании может .

Я прошел семинарскую школу, в Жировицком монастыре 5 лет был послушником и постоянно молился пред чудотворным Жировицким Образом Богородицы. При этом чувствовал на себе действие благодати, облагораживающей и очищающей душу после молитвы пред этой знаменитой Иконой.

Еще раз определимся. Мы не поклоняемся иконам. Мы их ПОЧИТАЕМ как святыню. Мы их различаем от картин. Мы хорошо знаем, что иконы представляют, и – Тому, Кто изображен на них.

Позже даже элементарное изображение на календаре Спаса Нерукотворного в течение проходящего года помогало мне корректировать свое христианское поведение. Ибо в изображенной здесь иконе я постоянно находил знаки, подталкивающие меня к правильным действиям – благоугождении Богу.

В трудную минуту можно было взглянуть на этот Образ и сразу получить ответ, ибо здесь срабатывал как-бы индикатор. Подсказка шла неимоверно. И тогда становишься на молитву, истово крестишься, и проблема постепенно .

В нашем храме есть чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, объехавший с выставками всю Россию и до сих пор путешествующий. Подробнее можно .

Я заметил, когда я беру эту икону с собой, то мои поездки и мероприятия проходят достаточно успешно. Вспомните, в каких случаях помогает нам ! Но были моменты, когда я забывал или не хотел взять эту икону с собой. И были провалы! Как мне вчера сказали верующие, святитель Николай ревнует о моем Спасении. Вот Вам еще мистика православной иконы !

До VIII века велись споры о том, можно ли писать Спасителя, ведь Ветхий Завет строго запрещает изображать Бога. Однако в 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе, иконопочитание было причислено к догматам христианской церкви. Трактовка запрета стала такой – не разрешается придумывать образы, тем самым создавая идолов. А поскольку Иисус воплотился в человеческом теле, первое его изображение было нерукотворным, такие иконы получили право на существование. А образ Иисуса Христа стал одним из главных для христианской иконографии.

Общие правила изображения Спасителя

Существует несколько вариантов канонического изображения Иисуса Христа. При этом узнать его на иконах не составляет труда, ведь иконописцы используют характерные отличительные черты:

  • Нимб Спасителя отличается от других вписанным в него крестом – символом воплощения Бога Отца в Божьем Сыне. В иконографическом образе «Иисус Халки» нимб отсутствует вообще, а за ликом изображается только крест.
  • Возле лика или на нимбе часто присутствуют греческие буквы (сокращение одного из имен Бога) или «IC ХС», что означат Иисус Христос.
  • Лик удлинен, отличается выразительными глазами и тонкими чертами лица.
  • Спаситель одет в простые одежды – длинную рубашку и синюю накидку.
  • Христос развернут лицом к людям, всегда расположен по центру иконы.

Отхождение от канонов возможно, если на иконе изображаются Страсти Христовы, Положение во Гроб, Воскрешение. Например, на особом типе икон «Не рыдай мене, мати» Иисус пишется обнаженным и наполовину погруженным в гроб. Рядом стоит Дева Мария и голова Спасителя с закрытыми глазами наклонена к лицу Богородицы.

Спас Нерукотворный (Мандилион)

Христиане верят, что первая икона Иисуса Христа была нерукотворной. Восточное предание, известное еще с IV века, рассказывает о страдающем проказой царе Эдессы. Он послал к Христу гонца и попросил, если тот не согласится прийти, хотя бы нарисовать лик Господа и принести его для исцеления. Однако у художника никак не получалось пробиться через толпу и написать портрет. Когда Иисус увидел это, он умыл лицо и отер его платком (убрусом), после чего на ткани проступил лик.

Западная версия возникновения Нерукотворного Спаса возникла в XIII-XV веках. Согласно ей, благочестивая женщина Вероника во время Крестного пути подала платок Христу, чтобы он мог вытереть с лица пот и кровь.

На иконе Спаса Нерукотворного изображен именно платок, на котором проступил лик. Поэтому пишется только голова Иисуса, по западной традиции, часто с терновым венком. На Руси возник свой вариант этой иконы – «Спас Мокрая борода», который отсылает к восточному преданию об омовении лица. В отличие от канонического образа, борода Христа заканчивается тонким прямым кончиком, будто она действительно намочена водой.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Самый распространенный вид икон с написанием Спасителя – Спас Вседержитель, или Пантократор. На нем Иисус Христос изображается по пояс, левой рукой он держит Евангелие, а правой благословляет всех верующих. Первые упоминания об образе Пантократора датируются еще VI веком.

Значение иконы – вера в Бога, воплощенного в человеке. Догмат Боговоплощения является ключевым для христианства, поэтому и образы Пантократора встречаются повсеместно – они украшают центральные купола, апсиды храмов, присутствуют во многих домах.

У Спаса Вседержителя существует несколько иконографических вариантов. Например, Спас в силах, на котором Иисус изображен не по пояс, а сидящим в полный рост. На его фоне – красный квадрат (символ Земли), синий овал (символ духовного мира) и красный ромб (символ невидимого мира). Иногда Божий Сын изображается без фона, но сидящим на троне. Такие иконы получили название Спас на престоле и тоже почитаются как все изображения Пантократора.

Спас Эммануил

Особый тип в иконографии Иисуса Христа – Спас Эммануил. Здесь Спаситель предстает не в привычном облике, а ребенком или отроком, но при этом со всеми необходимыми атрибутами. Прежде всего, над головой всегда есть особый нимб с крестом. Такое изображение юного Иисуса, еще до его крещения, подтверждает его божественную сущность.

При этом образы Эммануила все же редко присутствуют как отдельные лики, чаще они появляются как часть иконографической композиции. Классическим примером могут служить иконы, изображающие Богоматерь с младенцем.

Деисус

Среди икон Спасителя Иисуса Христа выделяется группа Деисус. Здесь Божий Сын рисуется не отдельно, а в окружении других фигур. Иисусу Христу отведено центральное место, он написан в виде Пантократора, восседающего на троне. По обе стороны от Божьего Сына стоят Дева Мария и Иоанн Креститель, в некоторых вариантах – апостолы, мученики или святые.

Первые упоминания образа датируются VII веком. Значение иконы – заступничество за человечество перед Богом Отцом. Образ напоминает, что Иисус доносит молитвы, готов защищать любого обратившегося и быть милостивым к нему. Изображенные лики помогают человеку через молитву прийти к Богу, очиститься, получить прощение за грехи.

Одной из вариаций этого типа икон считается так называемый Ангельский Деисус – русская икона XII века, на которой Спаситель изображен в виде Эммануила в окружении архангелов Михаила и Гавриила.

Еще одним иконографическим типом Деисуса является «Предста Царица». Здесь Спаситель изображается в пышных нарядах и короне, в руках у него Евангелие и посох. Икона символизирует связь церкви с Богом, ведь здесь Иисус изображается как священник.

Другие иконы

Иконография Иисуса Христа достаточно разнообразна, и среди разных образов встречаются и такие, которые не отвечают классическим канонам изображения.

  • «Спас благое Молчание», на котором Иисус предстает как ангел, еще до земного воплощения. Это безбородый юноша, облаченный в белые одежды с крыльями за спиной и со звездчатым нимбом Господа Саваофа. В руках его нет свитков и книг – Спаситель еще не пришел на Землю и не стал наставником человечества.
  • «Спас Великий Архиерей». На этой иконе Господь изображается как Священник – на Иисусе Христе пышные одежды, а на голове возложена корона. Как в иконописи Спаса Вседержителя, здесь Спаситель держит Евангелие и благословляет человечество.

  • «Добрый пастырь» – иконы, в которых Иисус предстает в символическом образе учителя и наставника. Он изображается простым пастухом, часто с заблудшей овцой на плечах и склоненной головой. Значение иконы взято из Ветхого Завета.
  • «Христос во гробе» (Смирение нашего Господа, Царь Славы). Один из самых трагичных образов во всей христианской иконографии. Иисус показан умершим, его тело покоится на ложе или изображается возле открытого гроба. Такие иконы не отсылают к Страстям Христовым и имеют символический характер – напоминают людям, как смиренно Господь принял свою участь.

О чем молиться образам Христа Спасителя

Образы Иисуса призваны напоминать человеку о Божьей любви и жертве, которую он принес ради спасения человечества. Считается, что он является Богом Живым в прямом смысле, а не просто описанным персонажем. Иисус – посредник между мирским и божественным, помогающий быстрее донести молитвы людей до Бога Отца. Поэтому молясь Иисусу Христу, верующие устанавливают с ним личные отношения как с надежным, верным помощником.

Как правило, в доме есть образ Спаса Вседержителя – он может помочь тем, кто переживает трудности, стоит перед тяжелым выбором или разуверился. К иконам Господа обращаются в ежедневной молитве «Отче наш».

Спасу Нерукотворному молятся те, кто ищет исцеление от телесных и душевных недугов. Иисус прошел через муки, но не отказался от всеобъемлющей любви к людям, в чем помогает и молящимся ему. Молитва избавляет от тревог, отчаяния, сомнений и дает силы следовать по истинному пути.

> икона Господа Вседержителя на троне

Икона Господь Вседержитель на троне (Спас на престоле, Мануилов Спас)

У иконы Господа Вседержителя существуют ещё два синонимичных названия - Спас Вседержитель и Пантократор . Спасом (что значит Спаситель по старославянски) Господа называют за то, что он спас человечество от первородного греха, совершённого прародителями Адамом и Евой, искупив его ценой Своих страданий во время Страстей Христовых. А слово Пантократор равнозначно слову Вседержитель, ведь с греческого языка Пантократор переводится как Всесильный, Всемогущий. Вседержителем Спаситель называл Себя Сам в последней книге Нового Завета "Откровение Иоанна Богослова": "Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его... Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний, Который был и есть и грядёт, Вседержитель". Именование Вседержителем Христа доказывает догмат Боговоплощения, вочеловечивания Бога. Всесилен и Иисус Христос - как Царь Земной правящий всеми людьми, всемогущ и Бог, создавший Землю и все существа на ней.

Самой первой иконой Господа Вседержителя стала поясная энкаустическая икона Христоса Пантократора в египетском монастыре Святой Екатерины на полуострове Синай. На ней Спаситель изображён в теперь уже ставшей типичной для иконографии Вседержителя позе: правая рука Его благословляет, в левой Иисус Христос держит Евангелие. В глазах Христоса Пантократора нет ни отражений, ни бликов - Он Сам излучает Божественный свет. Позже этот художественный приём станет обширно применяться в православной иконописи, став одним из канонов написания не только Христа, но и Святых. Указывая на раскрытое Евангелие и одновременно благословляя, Иисус недвусмысленно указывает нам путь к спасению своей души. В оплечном написании образа Спаса Вседержителя рук по понятным причинам не видно.

Один из распространённых вариантов иконографии Христа Пантократора - Господь Вседержитель на троне или Спас на престоле . Христос здесь изображён в полный рост, сидя на троне как Небесный Судия и Царь. Правая рука всё так же благословляет, а левая держит открытое Евангелие. Однако существует вариант иконы Господа Вседержителя на троне, где положение рук Спасителя может быть другим: правая рука может указывать на строки раскрытого Евангелия, указывая главенство священной власти над светской, такая иконография Христа Пантократора получила наименование Мануилов Спас или же Спас Златая Риза . По преданию, византийский император Мануил I Комнин сам написал эту икону Спаса Вседержителя на престоле, но в момент написания образа повздорил с греческим священником и повелел наказать того за несогласие с базилевсом. Ночью Мануилу приснился сон: Христос приказал ангелам наказать императора за вмешательство в дела Церкви. Проснувшись, Мануил обнаружил на теле своём раны, а взглянув на написанную икону, обомлел: Спаситель изменил положение правой руки. Теперь она не благославляла, а указывала на строки Евангелия от Иоанна, где было написано: "Я свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни". С того дня Мануил всегда ставил священное превыше царского. Название Златая Риза образ Мануилова Спаса получил за богатый позолоченный оклад, когда-то украшавший первоначальную икону.

Ещё одно распространённое изображение Спаса на престоле - Спас в Силах . Этот образ дословно изображает Христа в момент Его Второго пришествия, описанного Иоанном Богословом. Фигуру Господа Вседержителя на троне окружают небесные силы - красный ромб, символ божественного огня, вложен в синий круг - бесконечное в своей благодати Царство Небесное. сотканное из ангельских чинов, вписанный в свою очередь в красный прямоугольник - земное царство, по углам которого изображены животные - символы евангелистов, ведущих проповедь во всех четырёх концах света.

Икона Господа Вседержителя всегда помещается в самом центре иконостаса, служа напоминанием о том, кто в дольнем мире есть истинный Царь и Судия.

Господь Вседержитель — древнейший и важнейший образ в иконографии Иисуса Христа

Иконография иконы «Господь Вседержитель»

Господь Вседержитель — древнейший и важнейший образ в иконографии Иисуса Христа. В этом лике — божественная вечность, величие тайны воплощённого Спасителя, любовь Господа к человеку и невыразимая скорбь о его грехах.

О Боге как о Вседержителе говорится ещё в Священном Писании. К Вседержителю, как к всемогущему Господу обращается один из ветхозаветных старцев: «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Мак. 6:2). Имя «Вседержитель» указывает на могущество Бога. Греческий синоним этого слова, «Пантократор», означает «всевластный, всесильный». Таким образом, Пантократор — это Всесильный Господь, Который держит в Своих руках всю созданную Им Вселенную.

Когда была создана первая икона Христа Вседержителя? Каким был представлен на ней Господь?

Точные ответы на эти вопросы навсегда скрыты от нас в далёком прошлом. Уже около 180 г. святой Ириней Лионский, лично знавший учеников апостолов, писал, что «плотский образ Иисуса неизвестен». По всей видимости, для людей, которые были рядом со Спасителем, Его вид не был примечателен, чтобы люди не удивлялись Его необычному виду, а, прежде всего, внимали Его учению и совершаемым Им чудесам. Вместе с тем, в IV в. блаженный Иероним рассуждал, что если бы Христос не имел во взоре и лице «чего-то небесного», то апостолы никогда не последовали за Ним.

Среди наиболее ранних сохранившихся памятников скульптуры, росписей катакомб и подземных храмов популярными были образы Спасителя в виде Доброго Пастыря — молодого человека в простой пастушьей одежде, несущего на плечах овцу. Такая иконография была известна античному искусству, однако приобрела новое значение по причине следующей притчи Спасителя: «Аз есмь Пастырь добрый: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10: 14).

Христос-Пастырь в окружении овец, которые символизируют последовавших Его учению людей, паству, представлен в мозаиках V-VI вв. Наряду с этими изображениями, распространены были и образы Иисуса Христа в виде агнца, ягненка, что указывало на Его кротость, покорность. В катакомбах также найдены наиболее ранние сохранившиеся примеры изображения благословляющего Иисуса Христа с Евангелием в руках.

Сложившаяся в Византии иконография Пантократора станет известна на Руси сразу же после принятия христианства. Всемогущий Господь обращается к молящемуся: он благословляет правой рукой, а в левой держит книгу, символ Благой Вести. Значение надписи на книге, которую держит Вседержитель со временем возрастает. Если раньше это была книга-символ в богато украшенном окладе, то в XII в. в византийских памятниках Спаситель держит книгу распахнутую, с цитатой из Евангелия.

В XII-XIV вв. эпитет «Вседержитель» встречается не только на поясных изображениях Христа, но и на иконах, где Спаситель восседает на престоле. Они запечатлевают Господа во Славе и одновременно свидетельствуют о Нём как о Судие, Который будет вершить человеческие судьбы в последний день. На Руси образ Вседержителя, восседающего на троне, получит название «Спас на престоле». Такие иконы будут чрезвычайно распространены в XVI-XVII вв. в качестве центрального образа деисусного ряда иконостаса.

В монументальной живописи образ Вседержителя неизменно занимал пространство центрального купола. В храмовых росписях XVII в. Вседержитель часто представлен с открытым Евангелием. Художники сильно увеличивают размер книги, используют крупный шрифт для букв, но текст практически невозможно прочитать. Получалось так, что каждый христианин мог домыслить, с какими именно словами к нему обращается Господь.

Среди отличительных черт памятников этого времени следует назвать изменение благословляющего жеста Спасителя . В древних памятниках это было преимущественно двуперстие (два прямых пальца, поднятых вверх), символизировавшее две природы в Богочеловеке. Во второй половине XVII в. оно вытесняется более сложным жестом, при котором большой и безымянный пальцы соединены, мизинец выпрямлен, а указательный и средний пальцы перекрещены. Такое перстосложение называлось именословным, так как в нем визуально воспроизводились очертания первых букв имени Иисуса Христа — «IC XC».

В XVIII столетии в иконографии Вседержителя закрепляется новшество, появившееся под влиянием западноевропейского искусства. В руках Христа вместо Евангелия начинают изображать особый символ власти — державу, иногда вместе со скипетром. Исторически держава, представлявшая собою украшенный шар, была знаком отличия правителей Римской империи, символизировавшим мир и власть над ним.

Держава, увенчанная крестом, была одним из главнейших символов власти византийских императоров, а в конце XVI в. она вошла в состав царских регалий русских государей. Для тех икон, где Господь представлен с державой в руке, эпитет «Вседержитель» в буквальном смысле приобретает значение «Держащий весь мир».

Образ Христа был широко распространен и в произведениях средневекового декоративно-прикладного искусства. Мастера, работавшие в самых различных техниках, использовали те же иконографические схемы, что и иконописцы. Поясные и ростовые изображения благословляющего Спасителя присутствуют как на предметах, бытовавших в церковном обиходе, так и на предметах личного пользования.

Уже две тысячи лет фигура бедного палестинского проповедника Иисуса родом из Назарета довлеет над всей европейской (и не только) культурой. Сегодня его последователи в общей сложности составляют более двух миллиардов человек, то есть более тридцати процентов всего населения планеты. И нет такой страны, где бы не существовала хотя бы небольшая группа верующих христиан. Вполне естественно, что образ Христа запечатлелся и в мировом художественном наследии, особенно в религиозной живописи и иконографии. Ярким выражением почитания Иисуса, например, в православии является икона Господа Вседержителя. Значение ее стоит в тесной взаимосвязи с православной теологией. Поэтому необходимо немного разобраться с ролью Христа в богословии.

Иисус в ортодоксальном богословии

Как и во всех христианских церквях, Христос в православном вероучении занимает центральное место. Это не всегда можно прочувствовать в практике современной Церкви, часто демонстрирующей косность и суеверия, сосредоточенные на культах святых и святынь. Но в своей теории и догматической доктрине православие - очень христоцентричная деноминация. Иисус, согласно ее посланию, - это второе лицо Святой Троицы - Всевышнего Бога, сотворившего весь мир. Три ипостаси единого Бога представляют Отца, Сына и Святого Духа, Второй из них - Сын - на рубеже эпох сошел на землю и по действию Святого Духа родился от земной женщины, приняв тем самым человеческую природу. Единая личность Христа, таким образом, соединяет в себе «неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно» две природы - божественную и человеческую. Поскольку он - Бог, то его также называют Господом. Будучи сам по себе безгрешным, Иисус взял на себя груз всех человеческих грехов, которые разделяют Творца и творение, и вознес их телом своим на крест. Будучи невинно осужден и распят, Христос искупил тем самым своей кровью человеческие грехи. На третий день он воскрес из мертвых, а на сороковой день после этого вознесся в занебесные сферы, где воссел по правую руку (метафорически выражаясь, ибо у Отца нет тела) от Бога-Отца, где с тех пор незримо и правит своей церковью и всем мирозданием. Таково вкратце православное вероучение об Иисусе Христе.

Иисус в иконографии

Икона, будучи «богословием в красках», стремится отразить догматическое понимание Спасителя. Именно в свете догмы следует интерпретировать канонический православный образ Христа. На иконе изображен всегда воскресший Христос, изнутри которого сияет божественный свет. Даже если изображение сюжетное, в котором запечатлены прижизненные деяния Спасителя, оно все равно показывает не земного Иисуса, а воскресшего. Поэтому икона всегда метаисторична, она раскрывает духовную суть события или личности, а не фиксирует физическую действительность. В конечном счете, образ - полностью символ. И каждый элемент в нем - это отражение своего духовного корня. Справедливо будет сказать, что икона изображает неизобразимое и показывает незримое. Все эти особенности включает в себя и икона Господа Вседержителя. Значение ее определяется греческим термином «Пантократор», что значит «всем владеющий, всем правящий, имеющий над всем власть, всесильный».

Описание типа «Пантократор»

Собственно икона «Господь Вседержитель» - это даже не икона, а иконописный тип изображения Христа. Согласно каноническим нормам, Спаситель в нем представлен в образе царствующей особы. Поза при этом может быть различной - он может стоять или сидеть на престоле. Также популярны поясные и оплечные варианты образа. Икона «Господь Вседержитель» сразу узнается и по положению рук Христа. В левой он держит кодекс, который символизирует собой его проповедь - евангелие. А правая рука чаще всего сложена в благословляющий жест. В целом это самый распространенный и узнаваемый иконописный тип Спасителя. Известен он начиная примерно с четвертого века. А самая старинная икона «Господь Вседержитель» на сегодняшний день - образ из Синайского монастыря шестого века.

Символика «Пантократора»

Как и любой иконографический тип, «Пантократор» имеет свой набор символов. Большая часть из них, однако, является плодом последующей рефлексии над уже сложившимся образом. Так что интерпретация отдельных деталей довольно условна. Икона Господа Вседержителя отражает богословское осмысление фигуры Христа - об этом уже было сказано выше. Если при этом Иисус облачен в императорские одежды, то этим подчеркивается его абсолютная власть над космосом. Если же одежды епископские, то Христос представляет собой первосвященника, искупителя, который принес себя в жертву за грехи человечества. В этом качестве он приносит в небесную скинию свою кровь и является в силу этого священником - посредником между Богом и людьми. Но чаще всего икона «Господь Вседержитель» изображает Христа в его повседневных одеждах - хитоне, то есть длинной рубашке и гиматии - плаще. На хитоне, однако, часто изображается клав - вертикальная золотая полоса, которая символизирует благородство и власть. В древности его могли носить только аристократы. Сам хитон с некоторых пор принято ассоциировать с церковью. Традиционный нимб символизирует духовный свет, а крест, вписанный в его окружность - крестную жертву.

Чтимые образы типа «Пантократор»

В заключение необходимо напомнить, что образ - это не сам Христос, и что любой из них, в том числе «Господь Вседержитель» - икона. 19 век несколько приуменьшил значение личной духовной дисциплины и практики, в результате чего церковное сообщество до сих пор страдает болезнью погони за чудотворными образами. В качестве примера такой чтимой иконы Спасителя можно привести образ 14 века Елеазаровский, хранящийся ныне в одноименном монастыре Псковской епархии.

gastroguru © 2017