Икона спас благое молчание. Галина Ермолина. Ангел Благое Молчание


Спас Благое Молчание — еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле,
а "Спас в силах" — таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" — это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной — опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего — Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

“Благое Молчание”, русская икона, где Христос изображен Ангелом “в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа” (1 Петр. 3: 4). Христос — Ангел в царском одеянии, голова Его окружена двойным сиянием: крещатым, присущим Спасителю, и звездой Предвечности, как Ангела Великого Совета. По сторонам от Него надпись: Ис. Хс. Руки Его сложены на груди, и свиток учительства отсутствует, чем выражено Его молчание. По словам Пророка, “Он не возопиет и не возвысит голоса Своего” (Ис. 42: 2), “Он истязуем был и не открывал уст Своих” (Ис. 53: 7).

Икона “Благое Молчание” особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и “умственной молитвы”, процветавших на св. горе Афон в XIV в. Псалмопевец Давид говорит: “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140: 3).
Во второй половине 19-го столетия (sic!) в старообрядческом медном литье(sic!!) начинает широко воспроизводиться почти неизвестный до этого сюжет «Спас Благое Молчание». Удивление вызывает именно то обстоятельство, что древний, малораспространенный образ, близкий к так называемым «пререкаемым» иконам, против которых восставали в 16-м столетии думный дьяк И.М. Висковатов и преподобный Зиновий Отенский, внезапно становится актуальным и начинает тиражироваться в самом массовом и демократическом виде церковно-прикладного искусства.

В применении к «Благому Молчанию» справедливы слова о. Павла Флоренского, высказанные им в отношении икон Софии: «разбираемый …иконописный сюжет был в свое время обширным религиозным явлением, может быть, даже - обширнейшим и, во всяком случае, любимым и национальным; допустить возникновение его ex nihile, из религиозной пустоты - было бы нелепо».


Благое Молчание Христа Спасителя - это изображение известного мессианского пророчества Исайи, которое повторяет всякий священник, совершающий проскомидию: «И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущими его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся: род же Его, кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий моих ведеся на смерть…»(Ис.53, 7-8).

Но молчание Софии изображается не сомкнутыми устами и наложенным на них перстом, а сложенными на груди руками. Это знак не столько безмолвия, сколько бездействия. Такое Молчание - символ невысказанности, неявленности, невоплощенности. София - это неизглаголанный Логос. Молчание Софии - символ невоплощенности Предвечного Логоса, а Сама София - это Логос до Воплощения. Таким образом, икона «Спас Благое Молчание» - это образ Иисуса Христа до Его Рождества.

Богословская содержательность этой очень нарядной иконы не уступает более скромному, но не менее загадочному образу Ангела Великого Совета. Именно так называют это изображение ангела на кресте известные собиратели 19-го века братья Ханенко. Сам ангел с зерцалом и мерилом в руках напоминает хорошо известное изображение архангела Михаила. Однако присутствие креста за спиной у ангела помогает увидеть в этом образе более глубокое богословское содержание.

Ангел Великого Совета.
Всесовершенство Промысла Божия наиболее ярко открывается в его отношении к свободе человека. Промысл Божий наделяет человека свободой, которая может быть направлена против него самого. Бог создает человека, который, как и Он, может принимать решения и выбирать. Человек может выбирать решения, направленные против Бога. Бог создает свободное существо, способное отказаться от Того, кто Его создал.

Бог создает человека свободным, чтобы призвать его к соединению с Собой. Бог призывает человека к обожению, и этот зов требует свободного ответа. Как пишет выдающийся православный богослов 20-го столетия В.Н. Лосский: "Бог хочет, чтобы порыв этот был порывом любви. Соединение без любви было бы механическим, а любовь предполагает свободу, возможность выбора и отказа....Чтобы быть тем, чем должен быть любящий Бога, нужно допустить возможность обратного: надо допустить возможность бунта....Эта свобода от Бога: свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее создание Бога, шедевр Творца".

Всесовершенство Промысла Божия абсолютно; Бог не отступает абсолютно перед противящейся Ему человеческой волей, но соглашаясь со свободным выбором человека, продолжает призывать его к Себе, ожидая покаяния и ответной любви.

"Вершина Божественного всемогущества таит в себе как бы бессилие Бога, некий Божественный риск. Личность есть величайшее творение Божие именно потому, что Бог вкладывает в нее способность любви - следовательно и отказа. Бог подвергает риску вечной гибели совершеннейшее Свое творение именно для того, чтобы оно стало совершеннейшим. Парадокс этот неустраним: в самом своем величии - в способности стать Богом - человек способен к падению; но без этой способности нет и величия..."

Таким образом антиномичность, а вместе с тем и всесовершенство Промысла Божия заключается в том, что, включая в себя всеведение, он не сводится к предопределению и нисколько не умаляется, а напротив обогащается свободой человеческой личности.

"Бог становится бессильным перед человеческой свободой, он не может ее насиловать, потому что она исходит от Его всемогущества. Человек был сотворен одной волей Божией, но ею одной он не может быть обожен. Одна воля в творении, но две в обожении... Любовь Бога к человеку так велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения. Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтам воли человеческой, чтобы привести ее к свободному согласию. Таков Божественный Промысл, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать".

Апостол Петр в Первом Соборном Послании, входящем в состав Нового Завета, называет Иисуса Христа Агнцем, предназначенным еще до создания мира к закланию (1 Петр. 1, 19-20). Этот же символический образ встречается в Апокалипсисе (Откр.13,8). В то же время пророк Исайя называет еще не воплотившегося Христа Ангелом Великого Совета (Ис. 9,6). Таким образом, это небольшое изображение ангела выражает глубочайшую богословскую идею о бесконечной любви Бога к человеку, Бога, готового принести Себя в жертву ради спасения единственного существа, которое является носителем Его Образа.

Дерево, темпера.

4 См.: Каталог собрания древностей А. С. Уварова. М., 1907. Отд. IV–VI. № 28, 57 (ныне ГТГ № 14450). С. 109–111, 122. № 8, 57; Из коллекции академика Н. П. Лихачева: Каталог выставки / Государственный Русский музей. СПб., 1993. Прилож. I. Отд. VI. XVIII–XIX вв. № 68, 88 (ныне ГРМ ПМ 6517). С. 276.

5 Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995. С. 57; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава Богослужения православной Церкви. СПб., 1907. С. 365.

На иконе эта тема получает дальнейшее развитие, вбирая в себя те иконографические новации, которые появлялись в изображениях Спаса Благое Молчание в последующие эпохи (XVII–XIX вв.). Таким новшеством можно назвать появление крыльев и восьмиконечного нимба, являющихся иконографическими атрибутами Святой Софии Премудрости Божией как символа воплощения Логоса, который, как Мессия, может быть назван ангелом, т.е. посланником Божиим ( Ис. 9: 6 ; Мал. 3: 1 ; Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. 4, 4) 6 .

6 Papas A. Liturgische Gewänder // Reallexikon zur Byzantinischen Kunst. Begründet von K. Wessel und M. Restle. Stuttgart, 1993. Bd. 5. Bd. 5. S. 743–746.

Иконографическая традиция изображения Христа как Ангела Премудрости получает свое развитие в палеологовскую эпоху. Однако в иконографии «Спаса Благое Молчание» они не сливаются, как в образе Софии-Ангела, а остаются лишь совмещенными, обогащая символический подтекст изображения.

Важным элементом иконографии данной иконы является и одежда Христа. Белые одежды присущи также ангелам как символ их чистоты и бесплотности, возвышенности, особенно когда они предстоят престолу Господнему. Одежды Спаса на нашей иконе могут быть интерпретированы и как белый стихарь (левкион) - символ пречистой плоти Христа, его Преображения и Воскресения. Недаром при облачении священника в стихарь поется: «Да возрадуется душа моя, о Господе, облече бо тя в ризу спасения, и одеждею веселия одея тя» ( Ис. 61: 10). Вместе с тем шитые украшения стихаря (поручи) означают узы Христовы, когда, связав, повели его к Каиафе и Пилату, а пояс - дарование архиерею силы Божией 7 .

7 Мейендорф И. Ф. Тема «Премудрости» в восточноевропейской средневековой культуре и ее наследие // Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 44–52 (Гл. II); Ammann A. M. Slawische «Christus-Engel» Darstellungen // Orientalia Christiana Periodica 6 (1940). S. 467–494.

В образе Спаса Благое Молчание раскрывается вся богословская концепция Домостроительства спасения. В нем слиты воедино и черты Предвечного Логоса-Эммануила, и воплотившегося Логоса - Премудрости Божией, и жертвы Христовой - Агнца, и Христа-священника, давшего человечеству возможность соединения с Богом в лоне Церкви и в евхаристической бескровной жертве. Этот сложный для истолкования, догматически насыщенный иконографический тип, естественно, не мог получить широкого распространения. По-видимому, появление относительно большего числа икон в конце XVIII–XIX веков было связано со средой богословов и книжников, ориентирующихся на древнюю святоотеческую и литургическую традицию, и поэтому нашло распространение в первую очередь в старообрядческих общинах.

8 Св. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995. С. 53; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава Богослужения православной Церкви. СПб., 1907. С. 54–55.

Литература

  • «Неизвестная Россия» (К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни): Каталог выставки / Государственный Исторический музей. М., 1994. Раздел «Иконописная школа», кат. № 3, с. 36, ил. с. 31, 33; раздел «Медная пластика», кат. № 12, с. 55, ил. с. 44.

Т. Толстая с. 78
¦


Религиозное чтение: икона спаса благое молчание молитва в помощь нашим читателям.

Положи, Господи, хранение устом моим, - так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.

Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.

За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

Галина Ермолина. Ангел Благое Молчание.

Ангел Благое Молчание

В 90-х годах МЦР издали серию небольших книжечек с работами и статьями Н.К. Рериха, тогда-то я и прочитала в статье «Обитель Света» Об Ангеле Благое Молчание. В моей жизни было несколько случаев духовного потрясения-восторга, эта статья – один из немногих подобных случаев.

Икона «Ангел Благое Молчание» – одна из наиболее мистических Русских икон. На ней изображён Огненный Ангел. Николай Константинович писал: « Ангел Благое Молчание». Кто не восхищался пламенною тайной в образе огневого Ангела? Кто не преклонялся всепроникающей вестью этого жданно-нежданного Гостя! Он безмолвен, как сердце постигшее. В нём хранима нетленная красота духа. Красота в вечности безмолвного и кроткого духа, – Он и хранит и напутствует…»

Какой Огонь и Красота в этих строках! Это не сжигающий, а вдохновляющий Огонь, поднимающий дух человека, ищущего Свет и Истину.

Образ Ангела Благое Молчание произвёл на меня настолько огромное впечатление, что я была полна решимости найти изображение иконы, наивно, как оказалось, полагая, что в этом мне поможет церковь. Первая же бабушка, продающая Православные иконы, к которой я обратилась, к моему удивлению, стала креститься и кричать что-то вроде «Свят! Свят!», отталкивая меня от прилавка. Тут я ещё раз убедилась, какая это непростая Икона, конечно же продолжила поиски, уже осторожно обращаясь к служителям церкви с расспросами.

В марте 1999года я оказалась в США в группе победителей конкурса преподавателей из России. Не вдаваясь в детали, замечу, что большинство из нас понимали цель подобных программ – показать прелесть американского образа жизни и мышления, увлечь нас им, чтобы мы затем несли «эту прелесть» дальше. Всё происходило в рамках международного сотрудничества, а для нас, надеюсь, для большинства, – по принципу «Васька слушает, да ест», так как нас уж очень широко ознакомили с историей и культурой страны, что, конечно, интересно.

23 марта (Канун Дня Света) мы стояли перед зданием Конгресса США, когда из него вышли 2 члена Парламента и объявили, что «…конгресс одобрил решение НАТО по поводу бомбардировки Югославии, заявив, что мы свято верим в демократию, а в Югославии были нарушены демократические ценности свободы, нужна наша защита…» и т.д.

Все мы помним наше, российское отношение к этому событию, я была несколько в угнетённом состоянии после такого заявления для прессы, но так как ещё до этого запланировала посещение Библиотеки Конгресса по просьбе товарища – искусствоведа творчества Н.К.Рериха, решила всё же пойти в Библиотеку. У них там собрано очень много материалов по России. Прочитала отдельные рассказы князя Сергея Щербатова «Художник в ушедшей России» о многих известных деятелях культуры России начала 20 века, в том числе и о Н. К. Рерихе. Я только просмотрела книгу,- хороший слог, всё же известный интеллигент писал, довольно красочно написано, но то, что Щербатов написал о Николае Константиновиче, может написать только вражина, ненавидящий Рериха и его идеи.

А потом я подошла к служителю и спросила, могу ли я найти материалы о Русской иконе, интересующей меня. Он посоветовал мне обратиться к Андрею, молодому человеку из России, работающему над диссертацией, связанной с Православием. Поговорили с Андреем о материалах, которые здесь можно найти, а потом я спросила, что он знает об иконе « Ангел Благое Молчание»? Андрей сказал, что видел эту икону и вдруг на полуслове остановился, сказав, что не может говорить об этой иконе, сбивчиво пробормотал, что когда-то он тоже интересовался ею. На мои просьбы категорически отказался говорить на эту тему, очевидно, потому, что интерес подобными вопросами под запретом у так называемых «оцерковлённых», но так как для меня « истина дороже», я продолжала поиски и нашла следующую небольшую запись в Энциклопедии на русском языке: « Благое Молчание» – почитаемая икона Спасителя, имеется в нескольких монастырях: например, в Спасо -Яковлевском Дмитриевском монастыре г. Ростова, Ярославской Губернии. Спаситель изображён с крыльями и сложенными на груди руками. Другая икона находится в Борисоглебском монастыре, что на Устье-Ростовском м-ре(что это сокращение значит,- было не понятно, может быть «микрорайоне», но тогда это слово, наверное, не употреблялось – Г.Г.). Сверху изображения Спасителя надпись « Иисус Благое Молчание». Позади Спасителя нарисованы два ангела».

Это всё, что мне тогда удалось найти. Прошло два года… Я – в Петербурге, и с приятельницей – местной жительницей, мы

пошли в Храм Спас на крови. Его совсем недавно открыли после реставрации. Народу было великое множество; группы, ведомые экскурсоводами, идут нескончаемым потоком. Мы ходили сами по себе, долго стояли перед Алтарём слева, очень красиво инкрустированным полудрагоценными камнями. Вдруг гид подошедшей группы буквально скороговоркой произнесла: « А теперь посмотрите вверх, – над алтарём вы видите изображение Ангела Благое Молчание»- и сразу же увела группу дальше. Да, вверху было удивительное изображение, не могу сейчас по прошествии времени описать, как оно выглядело, но это было прекрасно. Мы ещё долго простояли на том месте в надежде услышать или расспросить об Ангеле, но больше ни один гид ни словом не обмолвился об Ангеле Благое Молчание, и никто не призывал слушателей обратить на него внимание.

Так, что моё исследование продолжается, просила знакомых сделать фото изображения, когда окажутся в Петербурге, но пока жду…

А в январе 2010 в очередной раз оказалась у моей хорошей знакомой в Уймонской долине на Алтае. Редкой души человек, недавно стала староверкой, но не традиционной, за что иногда сельчане выговаривают ей, а у неё большое любящее всех сердце, и от всего сердца ежедневно она молится не только за близких, но и за весь мир. Весь красный угол в избе у неё занят иконами, иконы разные – и старинные, и простенькие на вид, даже может быть, вырезанные из журнала, не это ведь главное. Перед иконами постоянно горит лампадка, и какая же это благодать спать в её избушке, расположенной в месте, которое в сознании многих людей ассоциируется с Беловодьем. Так вот, в последний свой приезд я сразу же заметила новую икону, это была фотография иконы «Спас нерукотворный», которая находится в г. Кулевичи Одесской области. Поразительная, необычная, мощнейшая икона! Преобладают два цвета – красный и чёрный. На голове Спасителя терновый венок, но он не выглядит мучеником, огненные глаза, сосредоточенное лицо очень напоминают другое лицо. Он в терновом венце и в то же время одет в расшитую драгоценностями мантию. Конечно же я подумала об Ангеле Благое Молчание, это не та икона, но Дух её тоже огненный. Приятельница показала видеосюжет об этой иконе. Она проявилась недавно, в буквальном смысле слова «проявилась», так как, когда её нашли, на доске почти ничего не было видно, но вскоре стал выявляться лик. Икона Спаса – чудотворная, было уже много исцелений, и в церкви перед ней не только молятся, но прикладывают к больному человеку для изгнания бесов, что и показано было в сюжете.

Время сейчас судьбоносное, особенно для нашей страны, и проявления Святых ликов, конечно же не случайно.

Ангела вам в дорогу – пожелаю от всего сердца!

Ангел благого молчания,

Властно уста загради

В час, когда силой страдания

Сердце трепещет в груди!

Радостным быть помоги

В час, когда шум ликования

К небу возносят враги!

Гордость в душе оживи

В час, когда пламя желания

Быстро струится в крови!

Смолкнуть устам повели

В час, когда льнет обаяние

Вечно любимой земли!

Ангел благого молчания,

Душу себе покори

В час, когда брезжит сияние

Светят святые огни!

Ангел благого молчания,

Душу от слов охрани!

Ангел благого молчания

Грудь ли томится от зною,

Страшно ль смятение вьюг,-

Только бы ты был со мною,

Сладкий и радостный друг.

Тихий смиритель страстей,

Нет ни венца, ни сиянья

Над головою твоей.

Стан твой окутала мгла,

Тонкою влагою ночи

Веют два легких крыла.

Ты без меча, без луча,-

Только на поясе белом

Два золотые ключа.

Тенью прохладною крыл

Век мой безумно-мятежный

Ты от толпы заслонил.

В ночи бессильных тревог,

Ты отклонил помышленья

От недоступных дорог.

СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ – Иисус Христос, Который есть Предвечное Слово Божие, ипостась Троицы Живоначальной, – в образе Ангела Великого Совета (Ис. IX, 6), истинного Посланника – до Своего прихода к людям, до воплощения.

Он в белой мантии (далматике) с широкими рукавами, руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества.

Иконография “Спаса Благое молчание” – святоотеческая и достаточно поздняя – не ранее XVI в.

Ангел Великого Совета. Именно так называют это изображение ангела на кресте известные собиратели 19-го века братья Ханенко. Сам ангел с зерцалом и мерилом в руках напоминает хорошо известное изображение архангела Михаила. Однако присутствие креста за спиной у ангела помогает увидеть в этом образе более глубокое богословское содержание. Ангел Великого Совета

Промысл Божий наделяет человека свободой, которая может быть направлена против него самого. Бог создает человека, который, как и Он, может принимать решения и выбирать. Человек может выбирать решения, направленные против Бога. Бог создает свободное существо, способное отказаться от Того, кто Его создал.

Бог создает человека свободным, чтобы призвать его к соединению с Собой. . Эта свобода от Бога: свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее создание Бога, шедевр Творца”.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

 Икона Господа “Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета)”

Варианты названия иконы:

Раздел основан участником [tol ] 2009-12-07.

СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ Спас Благое Молчание – Иисус Христос, Который есть Предвечное Слово Божие, ипостась Троицы Живоначальной, – в образе Ангела Великого Совета (Ис. IX, 6), истинного Посланника – до Своего прихода к людям, до воплощения. Он в белой мантии (далматике) с широкими рукавами, руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спас Благое Молчание – редкая икона Христа. Если “Спас Эммануил” и “Спас Нерукотворный” изображают Христа таким, каким он был на земле, а -“Спас в силах” – таким, каким он придет в конце времен, то “Спас Благое Молчание” – это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образую[. ]

Спас Благое молчание. Фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514-1515 гг. В образе Спаса Благое Молчание раскрывается вся богословская концепция Домостроительства спасения. В нем слиты воедино и черты Предвечного Логоса-Эммануила, и воплотившегося Логоса – Премудрости Божией, и жертвы Христовой – Агнца, и Христа-священника, давшего человечеству возможность соединения с Богом в лоне Церкви и в евхаристической бескровной жертве. Этот сложный для истолкования, догматически насыщенный иконографический тип, естественно, не мог получить широкого распространения. По-видимому, появление относительно большего числа икон в конце XVIII-XIX веков было связано со средой богословов и книжников, ориентирующихся на древнюю святоотеческую и литургическую традицию, и поэтому нашло распространение в первую очередь в старообрядческих общинах.

АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изображения Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии в переводе LXX: греч. Ангел (провозвестник) Великого Совета (Ис 9. 5-6, в нумерации LXX). Именование Иисуса Христа А. В. С. в святоотеческой экзегезе связывается с текстом Кол 1. 26-28 и Еф 3. 6-12: (Василий Великий, свт. Т. 2. С. 258), Возвестивший людям тайну домостроительства спасения. Текст 9-й гл. Книги пророка Исаии входит в цикл 15 библейских песен. В палестинском Часослове, являющемся основой служб суточного круга как в Студийском, так и в используемом ныне Иерусалимском уставе, эта песнь – составная часть великого повечерия (Часослов. С. 181-184), к-рое поется, в частности, накануне праздников, раскрывающих догмат Боговоплощения – Благовещени[. ]

Изображения иконы Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета)

Файл 2995.jpg: | |

Размер: 900×1077, 0.97 MPix, 283 Kb.

Дата: 2009-12-07, анонимно.

Файл 2996.jpg: | |

Размер: 1010×1224, 1.24 MPix, 259 Kb.

Дата: 2009-12-07, анонимно.

Файл 2997.jpg: | |

Размер: 588×691, 0.41 MPix, 98 Kb.

Дата: 2009-12-07, анонимно.

Файл 2998.jpg: | |

Размер: 768×892, 0.69 MPix, 132 Kb.

Дата: 2009-12-07, анонимно.

Файл 2999.jpg: | |

Размер: 530×530, 0.28 MPix, 103 Kb.

Дата: 2009-12-07, анонимно.

Файл 3000.jpg: | |

Размер: 584×900, 0.53 MPix, 362 Kb.

Дата: 2009-12-07, анонимно.

Файл 3001.jpg: | |

Размер: 790×900, 0.71 MPix, 506 Kb.

Дата: 2009-12-07, анонимно.

Файл 3002.jpg: | |

Размер: 295×400, 0.12 MPix, 64 Kb.

Дата: 2009-12-07, анонимно.

Описание: Икона Спас Благое Молчание. Поморское письмо. 19 век

Файл 3003.jpg: | |

Размер: 698×845, 0.59 MPix, 100 Kb.

Дата: 2009-12-07, анонимно.

Файл 3004.jpg: | |

Размер: 490×450, 0.22 MPix, 116 Kb.

Дата: 2009-12-07, анонимно.

Файл 3005.jpg: | |

Размер: 371×504, 0.19 MPix, 91 Kb.

Дата: 2009-12-07, анонимно.

Файл 3006.jpg: | |

Размер: 389×429, 0.17 MPix, 43 Kb.

Дата: 2009-12-07, анонимно.

Файл 3007.jpg: | |

Размер: 400×358, 0.14 MPix, 68 Kb.

Дата: 2009-12-07, анонимно.

Описание: Спас Благое молчание. Середина XVII в.

Файл 3008.jpg: | |

Размер: 1500×1701, 2.55 MPix, 885 Kb.

Дата: 2009-12-07, анонимно.

Файл 3216.jpg: | |

Размер: 705×913, 0.64 MPix, 745 Kb.

Дата: 2009-12-07, анонимно.

Файл 11376.jpg: | |

Размер: 352×264, 0.09 MPix, 18 Kb.

Дата: 2010-08-02, анонимно.

Описание: Спас Благое Молчание. Россия. XIX век. Франкфурт-на-Майне, частное собрание. Этот иконографический извод, согласно которому Христос изображается в виде юношески прекрасного ангела со скрещенными на груди руками и восьмиконечной двуцветной звездой ореола, восходит к миниатюре в рукописи XIV века из Синайского монастыря. Она связана с текстом пророчества Исайи (42, 1-2): «Уповаю на Него, Того, Кто возвестил народам истину. Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах». Христ[. ]

Файл 12982.jpg: | |

Размер: 853×1024, 0.87 MPix, 221 Kb.

Дата: 2011-07-22, анонимно.

Описание: Спас Благое Молчание. XIX век. Сергиев Посад, Московская духовная академия.

Файл 12983.jpg: | |

Размер: 859×1024, 0.88 MPix, 250 Kb.

Дата: 2011-07-22, анонимно.

Описание: Икона «Спас Благое Молчание» (с приписными святыми Авдеем и Николаем). Дерево, левкас, сусальное серебро, темпера, твореное золото. 18х15,5. Центральная Россия, конец XIXв.

Файл 13638.jpg: | |

Размер: 700×824, 0.58 MPix, 328 Kb.

Дата: 2011-09-25, анонимно.

Описание: Икона «Спас Благое Молчание». Дерево, левкас, поталь, темпера. Россия, конец XX век.

Файл 14306.jpg: | |

Размер: 847×1000, 0.85 MPix, 995 Kb.

Дата: 2011-11-04, анонимно.

Файл 15262.jpg: | | Оценка 4.9 проголосовавших: 7

Спас "Благое молчание". Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ)


Спас "Благое молчание". Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ)

[Спас], иконографический образ Спасителя в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками, иногда облаченного в саккос и митру; в поздних памятниках (XVII-XVIII вв.) над головой нимб с восьмиконечным сиянием. Ангельский облик и крылья указывают на посланничество Христа и роднят этот образ с изображением Ангела Великого Совета Иисуса Христа . В образе «Б. м.» воплотились идеи жертвенности (юный облик, жест скрещенных рук) и священнического достоинства (облачение) Христа. Формирование иконографии относится к XIV-XV вв. и связано с изобразительным искусством Греции, Афона и Балкан, где подобные образы известны не позднее XV в. На Руси «Б. м.» над входом в жертвенник в ряду полуфигур преподобных появился в монументальной живописи кон. XV в. (фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, ок. 1482 или 1514-1515) и получил широкое распространение в памятниках XVII в. (росписи в зените арки юж. врат Борисоглебского мон-ря близ Ростова, кон. XVII в., и др.). Особое развитие иконография «Б. м.» получила в XVIII-XIX вв. в иконописи и прикладном искусстве старообрядческих художественных центров, ориентировавшихся на старые образцы (иконы, писанные на дереве, и меднолитые наперсные образки). Сохранилось большое число произведений поморского литья, вышедших из мастерских литейщиков, работавших в Выголексинском общежительстве. Многочисленные упоминания об иконах «Б. м.» имеются в описях скитов Нижегородской губ. (сер. XIX в.). По данным архивов МВД и Святейшего Синода, немалое количество таких икон, отнятых у старообрядцев, находилось на хранении в архиве Синода.

Лит.: [Сообщение гр. А. С. Уварова] // Древности: Тр. МАО. М., 1882. Т. 9. Протоколы. С. 50; Кондаков Н . П . Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1. С. 68; LСI. Bd. 1. S. 396-398; Культура староверов Выга: Кат. Петрозаводск, 1994. С. 105, № 2/29. Ил. 25; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Кат. выст. М., 1994. Кат. 37, 56. Ил. С. 44; Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX вв. СПб., 2000. С. 394, 395; София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. С. 78. Кат. 16. Ил. С. 79.

Н. В. Пивоварова

В огромном православном мире Иисусова икона занимает первое и великое место. Она является не только благолепным украшением храма и предметом почитания, но имеет великое вероучительное значение.

Моление перед образами Христа

Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:

  • в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;
  • в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;
  • дарует помощь в указании верного пути в жизни;
  • помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;
  • избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;
  • укрепляет физические и духовные силы;
  • оберегает от нашествия диавольской силы;
  • ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;
  • дарует мир и покой в доме.

Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная. Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.

Старинная икона

Самые распространенные образы

Первый образ Христа - это запечатлившийся на полотенце Лик, когда Спаситель отер тканью Свое лицо. На сегодняшний день это - известная икона «Спас Нерукотворный».

В католической церкви существует иная версия происхождения «Нерукотворного Лика»: во время совершения Крестного пути благочестивая женщина Вероника подала свой платок одному из страдальцев, чье лицо было залито кровью. Отерев лицо, мужчина увидел, что на платке остался отпечаток и проявился терновый венец. С тех пор изображение стало носить название «Плат Вероники». Реликвия благоговейно хранится в Риме.

Также в Православной Церкви распространены Иисусовы иконы:

  • «Спас Вседержитель» - Спаситель в поясном изображении, в левой руке удерживает Книгу;
  • «Спас в Силах» - Творец восседает на троне в белоснежных одеждах;
  • «Эммануил» - Иисус изображен в возрасте отрока;
  • «Благое молчание» - Творец изображен в образе Ангела, до Своего земного воплощения;
  • «Великий Архиерей» - Господь указан в архиерейском облачении.

Эти иконы являются каноническими, что позволяет читать пред ними любые молитвы Святой Троице.

Еще о Господних иконах:

Символика образов

Рыба. Согласно учению Нового Завета, рыба есть проповедь. Сам Господь сравнивает апостолов, которые ранее были рыбаками, с «ловцами человеков».

Царствие Небесное - это невод, закинутый в воду и захвативший рыб всяческого рода. В самом начале христианской эры люди носили на шее «амулеты» с изображением рыбок из камня и стекла. По этому условному символу христиане распознавали друг друга. Даже на стенах торговых лавок, на полу рыночной площади, везде, где случалось скопление людей, были начертаны рыбы.

Это служило знаком для странствующих христиан о том, где собираются единоверцы.

Агнец. В христианском мире агнец есть имя Иисуса как Мессии. Изображение Агнца - тайна Христовой смерти. Часто встречается изображение, где Агнец Божий стоит на небольшом холме, с которого стекают водные потоки. Холм - это Церковь, ручьи - символика четырех Евангелий.

Лоза винограда. Евангельский образ Христа - источника жизни для православного человека. Ветки винограда символизируют членов Церкви, а грозди, которые клюют птицы - символика Причастия. Ведь Сам Спаситель именовал себя виноградной лозой, Своего Отца - виноградарем, а учеников-апостолов - ветвями.

Крест. Восьмиконечное изображение распятия есть тот самый Крест, на котором был распят Спаситель человечества.

Иисус Христос Пантократор, с пророками и апостолам

Редкие иконы

«Ангел Великого Совета» - символика Христа, заимствованная из Ветхого Завета. Этот образ послужил поводом к написанию изображения Христа в виде ангела с белоснежными крылами.

«Спас Благое Молчание»- изображение творца в ангельском чине (до воплощения). Руки Спасителя сложены на груди крестообразно, нимб имеет вид восьмиконечной звезды (ее образуют два квадрата).

«Добрый Пастырь». Иисус изображен в виде юного пастуха, держащего жезл. Его окружает стадо пасущихся овец. Образ был распространен в древнехристианском искусстве, в настоящее время встречается в регионах, приветствующих западноевропейское влияние.

«Не рыдай Мене, Мати». На иконе Христос представлен возлежащим наполовину в гробе, а за Его спиной указан Крест.

«Христос Царь Иудейский». Образ имеет католическое происхождение, Спаситель изображен по колено, в багрянице и терновом венце, Его руки связаны, в правой руке творец удерживает трость.

Спас Благое Молчание (Ангел Великого Совета).

Икона в доме

В жилище православной семьи иконы должны быть помещены на иконостасе . Если же иконостаса в доме нет, то все равно им не место рядом с другими предметами интерьера.

О других почитаемых православных иконах:

Неуместно ставить их в книжные полки и за стеклянные дверки шкафов, рядом с косметикой, статуэтками, фотографиями, картинами и прочими украшениями интерьера.

Строжайше запрещено помещать иконы рядом с красочными плакатами эстрадных исполнителей, спортсменов, политиков и прочих кумиров.

Важно! Икона - это не «накопитель» благодати. Благодать действует на молитвенников не от иконы, а через нее. Она посылается Всевышним тем христианам, кто верует в Него. Прикладывание в образу без веры в Его силу и с мрачными мыслями - пустое. Но глубокая вера и надежда на помощь даруют людям исцеление, поддержку и благодеяние. Также следует помнить, что икона - это не оберег, что свойственно языческому культу . Она не гарантирует защиту от ссор, проблем, не являет защиту от нечисти.

Православная практика ведет человека по жизненному пути Словом Божиим. Поэтому Христовы иконы занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующих людей.

Посмотрите видео об изображении Иисуса Христа

gastroguru © 2017