Браширование древесины своими руками. Браширование древесины – советы бывалого столяра Как сделать браширование

Придание древесине по праву считается одним из наиболее востребованных способов в изысканном оформлении мебели, а также других деталей интерьера.

Не секрет, что в избитых взглядом каменно-металических стенах всегда имеет место надежная и выгоревшая под настойчивыми лучами солнца древесина. Процесс искусственного старения древесного материала называется – браширование, о нем детальнее в данном материале.

Проверенным лидером в числе материалов для целей отделочных работ, специалисты считают именно древесину. Зная толк в совмещении состаренного древесного материала с современной отделкой, можно достичь впечатляющей результативности, а само жилище приобретет неповторимой уникальности и желаемого результата. Методику искусственного браширования дерева может освоить человек без специализированного строительного образования, достаточно лишь желания и структурированного мышления.

Древесное браширование: последовательность метода

Нужно уяснить, что натуральное старение древесины требует длительного времени, при этом, некоторые части материала приходят в негодность из-за своего износа. Они подлежат постепенному выветриванию, а также образованию глубоких пор. Выраженные годовые кольца, которые можно проследить на срезах древесного ствола, свидетельствуют о позднем или раннем возрасте древесины, имеют определенные оттеночные различия, что проявляется посредством их плотности, контрастности цветов, а также узнаваемом объеме.

Каждый когда-нибудь видел поверхность старой древесины, которая проявляется текстурной волнообразностью, и схожестью с неоднообразными волнами из песка. Выигрышным вариантом с подобной визуализацией считается дерево ясени, ели и лиственницы.

Браширование (в англ. слово «brush» переводится как «щетка») – эта методика получила свою популярность благодаря механической обработке свежей древесины посредством щетки, с целью ликвидации ее волокон, а также отображения сути естественной привлекательности данного материала и визуальной объемности его рисунка.

Древесный ствол по своей текстуре состоит из различных по твердости слоев, что отлично прослеживаются на самом срезе. Волокна натурального материала имеют разные физические характеристики и отвечают за формирование индивидуальных рисунков под определенную породу дерева. Из натуральной древесины можно произвести поистине уникальные творения.

Уничтожая мягкие слои дерева, щетка оголяет его затвердевшую волокнистость, выделяя их выразительный рельеф, придавая конечному изделию декоративной эстетики. Подобный процесс происходит и в естественной среде, только длится он значительно дольше, нежели в условиях столярной мастерской, где на завершение начатого процесса уйдет лишь несколько часов.

Искусственный способ структурирования дерева идеален для обработки твердых и мягких пород древесины, их массив отличаем четкостью выраженности фактуры, а также отчерченными слоями разной твердости и плотности. Речь идет о дубе, сосне, орехе, лиственнице, венге и ясене. Данная методика будет иметь незначительный эффект относительно бука, тика, клена, ольхи, а также березы, так как данные породы деревьев отличаются недостаточно-яркой структурой, а также мелкой волокнистостью без выраженных слоев. Брашировка таких типов древесины не имеет смысла.

Сегодня, метод браширования крайне востребован, поскольку применение структурированного древесного материала имеет повсеместный характер. Он крайне популярен в изготовлении мебели и ее элементов, полов, а также других предметов интерьера. Натуральная древесина будет органична в любом виде и оформлении интерьера.

Собственноручное браширование, а также подходящие для этого инструменты

Новичку в работе с древесиной способ браширования может показаться довольно закрученным, но данное мнение является ложным, поскольку овладение методикой данного процесса доступно каждому, кто имеет соответствующее оборудование или мастерскую на дому.

Для собственноручного состаривания древесины необходимо иметь следующее:

  1. Щетки из металла для целей браширования древесины разного типа жесткости. Их основная задача – очищение древесной поверхности от слоя мягких, покрывающих древесный срез – волокон.
  2. Разнозернистая поверхность «наждачной» бумаги. Ее используют как черновой вариант шлифовки, с целью качественной полировки.
  3. При помощи морилки древесный материал становится обладателем ярко-выраженных декоративных нот.
  4. Лакирование готового изделия, применяемо на заключительном этапе браширования.

Не секрет, что механизация производственного процесса в отрасли декоративной обработки древесного материала станет более продуктивна, нежели другие способы работы с данным материалом. Для таких целей уместной окажется именно дрель, с возможностью регулировки скоростных режимов.

Аналогом дрели окажется специальная брашировочная машинка с ассортиментом широких и плоских щеток. Зачастую, зачищающий фрезер обустраивают тремя основными насадками под процесс браширования древесины. Каждая из щеток отвечает за выполнение своих индивидуальных функций, а именно:

  • проволочная щетка из стали для браширования;
  • щетка с ворсом из синтетики создана для шлифовки промежуточного типа;
  • для конечной полировки понадобится сизалевая щетка.

Если в планах намечается самостоятельное браширование дерева, именно больших его плоскостей (древесины для пола), то станки и машинки для данной работы станут как никогда уместными. Соблюдая структурированную этапность браширования можно достичь впечатляющих результатов.

Инструкция по брашированию дерева своими руками

  1. Сначала необходимо намочить заранее приготовленное сырье, что в свою очередь поможет избежать незапланированного разбрасывания тресок, и прочих элементов включая пыль. На первом этапе следует пробовать на предмет шероховатости — поверхность образца посредством металлической щетки с ворсом из проволоки. Такая щетка должна иметь твердый ворс, это важно для спиливания верхних волокнистых слоев с изделия. Она не должна повредить упругие слои дерева, так как из-за их красоты изобрели браширование. Инструмент необходимо передвигать по росту волокон с устоявшимся и размеренным рабочим темпом, чтобы качественно отделать заготовку.

Сбившись с равномерного ритма при увеличении количества оборотов щетки возможны негативные последствия, например нежелательное запекание древесины. Специалисты рекомендуют подбирать индивидуальный рабочий темп под каждый рабочий образец. Когда работа происходит при помощи простого ручного инструмента, то можно с легкостью определить оптимальную скорость для обработки заготовки. Не секрет, что работа вручную окажется довольно трудоемкой и уморительной.

  1. По завершению начальной жесткой шлифовки, рекомендуется сменить щетку на насадку полимерного типа с покрытием из абразивов а затем перейти к новому этапу шлифовки, чтобы ликвидировать волокнистые остатки и прочую шероховатость с поверхности заготовки. По завершению начатого, когда древесный материал будет полностью отшлифован, можно судить о качестве работы, а также проследить всю глубину осуществленного структурирования.

В случае неудовлетворения конечным результатом можно немного углубить бороздки, образовавшиеся на поверхности изделия, но стоит быть осторожным и выполнять углубление без назойливого фанатизма. Данный этап окажется уместным для обустройства дополнительного декорирования на заготовке: при помощи стамески можно выполнить углубления естественных форм. По завершению первичной шлифовки нужно немножко их подкорректировать, чтобы придать новообразовавшимся трещинкам большей реалистичности и схожести с природными.

  1. Насадка с очень уместной сизалевой щеткой пригодится для заключительных полировочных работ с древесиной. Она позаботится о предании материалу дополнительного лоска, шарма и уникальности. Если приходится обрабатывать заготовку вручную, стоит попытать счастья с наждачной бумагой мелкозернистого типа, она придаст поверхности идеальной гладкости. Далее, изделие подготавливают к окрашиванию или покрытию лаком, для этого его качественно просушивают и убирают пыль.
  2. Для получения особого налета роскоши и благородности древесного материала, к нему применяют патинирование – окрашивание глубоких трещин максимально темными тонами. При обильном нанесении морилки на рабочую поверхность, участки с мягкой волокнистостью молниеносно впитают краску, при этом участки с твердой волокнистостью останутся нетронутыми. Излишки краски нужно удалить. На фоне естественной древесины прекрасно смотрится золотая краска, поэтому совершенно не лишним окажется ее мерцание из микротрещин. По завершению окрашивания пигментным составом, заготовку полируют, чтобы сгладить все неровности, возникающие в процессе.
  3. Лакировку древесного материала осуществляют после тщательной его очистки и просушки. Брашированые элементы паркета покрывают специальным лаком, чтобы они как можно дольше сохраняли первичный вид.

При искусственном состаривании древесной заготовки с целью облегчения работы применяют специальные химические средства. При помощи специальных химических растворов можно легко удалить мягкие волокна, которые мешают гладкой поверхности. Активные вещества разъедают древесную поверхность, смягчая ее, а затем лишают мягкой волокнистости. Остается лишь соскоблить излишние остатки.

В работе могут использоваться щелочные, кислотные и другие едкие средства. Чем уровень концентрации в химических соединениях выше, тем мощнее она воздействует на разложение древесных волокон. Это свидетельствует о неактуальности металлических щеток для обрабатывания заготовки, поскольку вполне достаточно лишь нанести химически-активную смесь, а затем смыть ее с изделия.

Не стоит забывать, что при работе с химическими веществами следует придерживаться соответствующих мер предосторожности, поскольку летучие быстро распространяются в воздухе и легко задерживаются в дыхательных путях.

Химическую брашировку рекомендуется проводить в условиях открытого воздуха, а также в маске. После избавления от слоя мягкой волокнистости остальные работы производятся в привычной последовательности, как и при механическом типе состаривания.

Метод искусственного состаривания древесного материала используют в разработке статусных и представительных интерьеров, а также в оформлении помещений самого разнообразного предназначения. Такая популярность легко объяснима ценовой доступностью, а также высокой степенью декоративности такой методики.

Для создания эффектной, искусственно состаренной мебели из натурального дерева белорусские мастера используют прием браширования. Деревянную поверхность обрабатывают жесткими металлическими и синтетическими щетками вручную. В результате воздействия мягкие частицы дерева удаляются, а природная древесная фактура раскрывается во всей красе.

Современные технологии позволяют сделать изделия раритетными на вид

Брашированная мебель из сосны отлично вписывается в современные интерьеры. Фактурная поверхность с красивым переплетением древесных волокон выглядит дорого, респектабельно, хотя цена на комплекты белорусской мебели из недорогой и мягкой сосны совсем невелика.

В результате специальной обработки поверхность дерева приобретает отличные потребительские характеристики:

  • повышается прочность и устойчивость к механическим повреждениям,
  • дерево меньше впитывает влагу,
  • естественная красота древесины становится заметнее и объемнее.

В качестве дополнительной отделки поверхность покрывают пропитками, воском, патиной.

В каталоге компании «Пандрев» легко выбрать и купить изысканную и недорогую брашированную мебель. Обращайтесь к нашим менеджерам - они помогут с выбором и быстро оформят заказ с доставкой.

Для настоящего мастера умение собственноручно состарить деревянный декор не должно быть проблемой, тем более что используется такой приём довольно часто. Мы описали для вас технику выполнения работ и составили перечень инструмента для браширования деревянных изделий своими руками.

Какое дерево использовать

Суть браширования заключается в более ярком проявлении фактуры древесины, её природного рисунка. Достигается это за счёт создания рельефной поверхности, из которой удаляются мягкие волокна, а твёрдые, наоборот, остаются. Отсюда первая очевидная истина: волокна разной плотности в древесине должны быть.

Поэтому для браширования не годятся породы с равномерной плотной структурой, такие как клён, бук, ольха или тик. Но это не значит, что твёрдое дерево не может быть состарено брашированием. Например, при обработке дубовых досок достигается весьма занятный эффект: появление тонких рваных царапин, что при правильном окрашивании делает такие изделия очень ценным декором.

Наилучшим образом после браширования выглядят хвойные породы. Наиболее распространённая сосна имеет небогатую текстуру, и рисунок после обработки вряд ли кого-то удивит. А вот в ели и лиственнице проявляются по-настоящему неповторимые узоры.

Любое дерево для браширования должно быть качественно отстрогано и избавлено от любого рода дефектов и пороков, браширование их не устранит. Влажность древесины в идеале должна быть 10-12%, но в любом случае не более 15%, иначе волокна будут рваться и обильно образовывать мелкий ворс.

Щётки и прочий инструмент

Основная работа при брашировании выполняется щётками-крацовками. Это достаточно грубые металлические щётки дискового типа с ворсом из латуни или стали. Желательно, чтобы щётка имела широкую торцевую часть и по форме была близка к валику — так обработка будет более равномерной. Толщина проволоки всецело зависит от типа дерева: ворс должен быть в 7-10 раз тоньше мягких прожилок, при этом прямые проволочки предпочтительнее «кудрявых».

Крацовки выбирают основную массу волокон, но поверхность при этом остаётся слишком шероховатой и ворсистой. Качество обработки можно улучшить с помощью синтетических нейлоновых щёток, в которых в толщу пластика вплавлена абразивная пудра разной фракции. Такая шлифовка помогает устранить большинство мелких задиров и ворс, которые мешают покраске, без них поверхность выглядит чище и приятнее.

Третьего этапа обработки обычно избегают, но если вам нужно премиальное качество поверхности, то брашированную древесину придётся полировать. Из-за наличия пор это непросто сделать, необходимо использовать щётки с жёстким натуральным ворсом, например, сизалевые или из грубой шерсти.

Хорошее качество обработки достигается, как правило, при использовании электроинструмента. Дрель будет предпочтительнее угловой шлифмашинки, работая ею, проще контролировать направление обдирки и обороты. Также необходима тщательная фиксация заготовки, пригодится пара струбцин. Ну и, конечно, понадобятся средства защиты от пыли, образующейся более чем обильно, и её удаления: пылесос, очки и перчатки точно не будут лишними.

Порядок выполнения работ

На первом этапе обработки сухую и чистую поверхность дерева обходят грубой крацовкой, выдирая мягкие прослойки на желаемую глубину. Наиболее разумным будет ориентировать лицевые поверхности деталей поперёк пластов волокон, там, где прожилок много, и они тонкие. Но не забывайте, что обрабатываться должны все видимые плоскости, иначе контраст будет слишком сильно бросаться в глаза.

Двигаться щёткой нужно строго вдоль волокон без сильного нажима. Небольшие неровности на плоскости неизбежно останутся, это главный недостаток (или достоинство) ручной обработки дерева. Количество оборотов — 1500-2200, хотя для разных пород это значение может отличаться.

Главная приятная особенность браширования — оно открывает широкое поле для экспериментов и может использоваться с отклонением от основных правил, если этого требуют цели визуального оформления. Например, срывая древесину поперёк волокон, вы оставляете беспорядочный узор из грубых царапин, что может быть полезным для редких декоративных вставок .

После крацовки древесины наступает пора шлифования. Синтетическая абразивная щётка направляется вдоль волокон до полного устранения шероховатостей, видимых невооружённым глазом. Время от времени заготовку нужно простукивать с тыльной стороны, чтобы удалить из пор набившуюся пыль и оценить качество обработки. После снятия ворса и задиров наступает пора полировки для придания рельефу гладкости и небольшой глянцевости. Это можно сделать как щёткой на дрели, так и вручную, используя жёсткую часть кухонной губки.

Особенности работы с напольными покрытиями

Брашированию могут подвергаться не только элементы мебели, наличники и всевозможные декоры. Этот приём обработки часто используется для имитации состаривания паркета и паркетной доски.

Главная трудность в работе с деревянным полом — большой объём работ. Дрель здесь мало применима: страдает равномерность обработки и производительность. На таких объёмах разумно приобрести или взять во временное пользование щёточную шлифмашину. Она позволит придерживаться однородной глубины «выцарапывания» крацовкой, а затем быстро провести шлифование на большой площади.

Для пола не рекомендуется проявлять глубокий рельеф древесины, иначе покрытие будет сильно пачкаться и плохо отмываться. Оптимальная глубина — 0,5-0,8 мм, так дерево на полу станет тёплым и приятно шершавым, исчезнет ненатуральная глянцевость.

Обработка, покраска, патинирование

Фактурирование дерева — лишь половина дела. Браширование ставит конечной целью визуальное выделение древесной текстуры, чаще всего для этого проводят окраску специальными техниками.

Нужно убедиться, что выборка волокон выполнена качественно и поверхность готова к покраске. Используют для этого морилки на водной основе с эффектом лёгкого дубления или прижигания. Нанесение нужно выполнять кистью, тщательно протирая вдоль волокон и следя в процессе за поднятием мелких ворсинок. Если такие присутствуют, поверхность нужно основательно высушить и снова легко обработать шлифовальной щёткой, обламывая подсохшие и затвердевшие заусенцы.


Вместо кисточки удобно использовать мягкую губку — краска распределяется равномернее и без излишков

При покраске чаще всего компоновка тонов повторяет игру света и тени на неровностях: впадины красят в тёмный цвет, гребни — в светлый. Для этого поверхность сперва вскрывают насыщенно тёмным лаком , а затем обтирают губкой или ветошью, удаляя остатки лака с твёрдых волокон, куда он не успевает впитаться.

При работе на большой плоскости равномерное окрашивание достигается после полного высыхания тёмного красителя и последующей лёгкой обработки лепестковым диском с зернистостью Р400-800. Когда выпуклости высветлены, их вскрывают бесцветным или светлых тонов паркетным лаком.

Другой вариант окраски предлагает инверсию: верхний ярус рельефа планируется тёмным, а впадины окрашивают в светлый тон. В этом случае поверхность сперва тонируют тёмным полиуретановым лаком и высушивают. Затем следует нанесение светлого непрозрачного состава, излишки которого снимают резиновым шпателем для проявления тёмной подложки на гребнях.

Натуральное дерево много столетий подряд пользуется огромной популярностью среди строителей и дизайнеров жилых интерьеров. Этот материал отличается большим количеством достоинств, среди которых привлекательный внешний вид, натуральность, долговечность, стойкость к износу. В последние годы интерес людей возрос к мебели с необычным дизайном «под старину». Отличным примером является брашированная мебель, которую нередко можно встретить во многих интерьерах.

Часто при взгляде на тот или иной предмет мебели практически невозможно понять, насколько старым он является. И от этого факта он становится еще более загадочным и желанным. Но существует ли возможность купить подобные предметы интерьера по доступной стоимости и в широком ассортименте моделей? На самом деле, современная мебельная промышленность способна удивить покупателя новой мебелью, которая выглядит, словно эксклюзивная старина. И называют ее брашированной или состаренной искусственно. Такие предметы интерьера изготавливаются несколькими способами:

  • механическим;
  • химическим;
  • термическим.

Наиболее распространен первый метод состаривания мебели для жилых интерьеров. Брашированной мебелью называют деревянные предметы, поверхность которых обработана с помощью особой технологии механического состаривания. Мастера достигают такого эффекта при помощи специальной кисти, которой тщательно обрабатывают молодую древесину. В итоге ее мягкие слои удаляются, раскрывается природная красота твердых частей материала. Природный рисунок дерева становится ярко выраженным, оттеняется, приобретает загадочность и тонкий лоск. Чтобы придать поверхности определенный оттенок, ее покрывают эмалью или патиной.

Подобные мебельные гарнитуры значительно превосходят изделия из ДСП, МДФ, фанеры, которые так распространены в последние годы на отечественном рынке. Брашированные столы и стулья, кухонные шкафы и пеналы прослужат длительное время, не теряя своих высоких качеств даже в условиях неблагоприятной окружающей среды. По этой причине они актуальны не только в гостиных, рабочих кабинетах, спальнях, но и во входных группах, коридорах, кухне, предбаннике.

Применение технологии на практике позволяет сильнее проявить рисунок годичных колец дерева, сделать более рельефной и объемной его текстуру, разнообразить дизайн мебели из дерева. Чаще остальных для создания мебели по такой технологии применяют лиственницу, дуб, орех, ель, ясень. Эти породы дерева характеризуются индивидуальным рисунком, интересным внешним видом, фактурностью, поэтому мебель получается роскошной, эффектной, а также обладает неповторимым шармом.

А от браширования ольхи, вишни, тика, березы и бука своими руками в домашних условиях стоит категорически отказаться, так как такие породы не имеют ярко выраженной структуры. Даже опытный мастер не сможет придать природному узору такого дерева четкости, лаконичности. Поверхность дерева не обретет необычного вида, красоты.

Плюсы и минусы техники

Гарнитуры из дерева для спален и кухонь, гостиных и рабочих кабинетов можно состарить искусственным путем. Это позволит наделить предметы интерьера особенным шармом, сделать их более респектабельными на вид, но при этом визуально легкими, не громоздкими.

Процесс состаривания мебели из дерева осуществляется вручную, без использования каких-либо химических составов, дорогостоящего обрабатывающего оборудования. В итоге, поверхность мебельных гарнитуров приобретают высокую эстетику и интересные эксплуатационные параметры.

  • высокая стойкость к воздействию влаги. Брашированные предметы мебели можно установить даже на кухне, хотя это помещение характеризуется довольно высоким уровнем влажности воздуха. Обработанное по такой технологии дерево будет устойчиво к пыли, загрязнениям, запахам еды;
  • повышенная прочность и, как следствие, долговечность. Предметы мебели под старину служат много лет без утраты первоначальной привлекательности, практичности. При необходимости освежить вид мебельного гарнитура можно снять старое лаковое покрытие и покрыть поверхность лаком еще раз;
  • стойкость к внешнему воздействию механического характера (на поверхности брашированной мебели не остаются царапины, сколы, вмятины от ударов). По этой причине не стоит переживать, что со временем шкаф или тумба под телевизор могут «поизноситься»;
  • высокая эстетичность - благодаря тому, что естественный рисунок дерева удачно подчеркивается, мебель выглядит броско и дорого. Также отметим тот факт, что состаренные искусственным образом конструкции прекрасно сочетаются с разными видами декоративных элементов (накладные панели, резьба, художественная ковка, фигурные элементы стоек, детали, стилизованные под предметы деревенского быта);
  • экологичность, натуральность - дерево является экологически чистым материалом, в котором нет вредных химических компонентов. Не применяются подобные составы и при брашировании деревянных конструкций механическим путем, поэтому урон человеческому здоровью они не нанесут. Также мебель под старину не обладает каким-либо едким запахом.

Еще одним достоинством данной технологии является то, что ее вполне реально выполнить своими руками в домашних условиях. Огромного опыта работы с деревянной мебелью для этого не требуется.

К недостаткам подобных изделий можно отнести тот факт, что их не всегда можно найти в широком ассортименте в мебельных магазинах. Иные минусы брашированных предметов интерьера идентичны минусам любой деревянной мебели: низкая пожаростойкость, высокая стоимость, существенные габариты и вес. Также отметим, что при выборе фурнитуры для таких предметов интерьера важно проявить бдительность. Не все стилистические направления дизайна фурнитуры будут удачно сочетаться с деревянными поверхностями с эффектом состаривания.

Как сделать своими руками

Брашированию можно поддавать как новые предметы мебели, так и старенький гарнитур, который утратил былую красоту или приобрел слишком много дефектов. К тому же, технология вполне применима к любым предметам декора в комнате, изготовленным из дерева. Например, вполне реально состарить оконную раму, бра, вешалку или ключницу.

Брашированная мебель своими руками станет отличной возможностью проявить собственный талант художника декоратора, ведь реализовать данную технологию на практике совсем несложно и без помощи опытного мебельщика. Для начала обзаведитесь следующими инструментами и приспособлениями.

Чтобы оценить красоту, которой обладает состаренная мебель, фото ниже представлено. Сама технология осуществляется по следующему алгоритму действий:

  • после тщательной обработки мебели из дерева ее поверхность зачищают специальной щеткой, которая выдавливает мягкую древесину. Глубину воздействия на дерево можно менять от легкой степени обработки, которая позволит проявиться небольшим шероховатостям, до существенного состаривания поверхностей, при котором глубина неровностей основания достигает 2-3 мм. Специалисты рекомендуют выполнять вручную лишь легкую обработку, а глубинное состаривание оставить машинному производству. Щепки, пыль стоит сразу удалять, применяя для этого жесткую волосяную щетку или пылесос;
  • затем дерево шлифуют мелкодисперсной наждачкой, чтобы окончательно удалить мягкие слои древесины и придать поверхности законченный вид;
  • на следующем этапе работы потребуется покрыть деревянное изделие морилкой. Она выступит катализатором, запустив реакцию проявления природного деревянного рисунка. Если морилки нет, можно воспользоваться тонированной защитно-декоративной пропиткой, изготовленной на водной основе;
  • в конце работы мебель покрывается лаком, что наделит ее высокими эксплуатационными параметрами и стойкостью к негативным факторам из окружающей среды. Чтобы защитить мебельный гарнитур от негативного воздействия внешних факторов, а также облегчить хозяйке процедуру ухода за деревянными поверхностями под старину, их рекомендуется покрывать не просто обычным лаком, а именно палубным или паркетным лаком на алкидной основе. Он может быть матовым или глянцевым на усмотрение владельца дома.

Нарушать последовательность выполнения операций не стоит, иначе результаты работы могут не порадовать, а расстроить. Данный метод браширования деревянных поверхностей носит название механического. Также сегодня можно воспользоваться химическим и термическим способом придать древесине постаревший вид. Однако, специалисты настаивают на том, что именно механический метод наиболее безопасен для здоровья человека. К тому же, воспользоваться химическим способом в быту своими силами довольно сложно, так как только опытный мастер с точностью смешает химические реагенты, вызывающие состаривание дерева. Вот почему именно механическое броширование наиболее распространено, а сама мебель, изготовленная таким путем, ценится по всему миру.

Если хочется разнообразить внешний вид гарнитура с эффектом старины, можно воспользоваться дополнительным декором в виде любой картинки. Его вживляют в брашированную древесину самостоятельно при помощи специального клеевого состава, что выглядит очень интересно и необычно. Главное - подобрать рисунок, который не надоест со временем. Это может быть растительный орнамент, изображение животного или человека в классическом стиле и тому подобное.

Браширование щеткой

Для искусственного состаривания дерева понадобится механическая обработка и специальный древесный лак

Шлифовка текстурированной поверхности

Окраска волокон древесины для проявления рисунка и фактуры

Разновидности тонировок древесины

Для применения эффекта краколет понадобится специальный лак, образующий трещины при засыхании

В каком стиле уместна подобная мебель

Мебель, обработанная при помощи технологии браширования, прекрасно сочетается с любым направлением декора жилых помещений. Это возможно благодаря особой эстетике деревянной мебели под старину, которая выглядит и современно, и раритетно одновременно. Но существует несколько конкретных стилей, в которых мебель под старину будет наиболее уместной:

  • прованс - характеризуется определенной особенностью – в нем органично сочетается современность и старина. В таких интерьерах много керамических изделий, деревянной мебели, каменной отделки стен, пола. Прованс отличается простотой, окутан деревенскими мотивами (здесь применяются низенькие шкафы, ставни из дерева, балки на потолке). Не менее актуальны в спальнях и гостиных стиля прованс брашированные мебельные гарнитуры, обеденные группы, рамы картин, бра;
  • рустик - этот стиль часто нарекают простым и грубым, но то же время он современен и лаконичен. Отличительная особенность стиля рустик заключается в применении материалов с грубой обработкой или вовсе без нее. Такие предметы интерьера прекрасно сочетаются с изяществом декоративных аксессуаров в стиле шебби (птичьими клетками белого цветами, керамическими ангелочками). Неотесанность натурального дерева с эффектом старины как нельзя кстати для рустик;
  • кантри - родина этого стилистического направления декора жилых помещений – это деревня, поэтому его главной особенностью называют натуральность, простота внешнего вида, экологическая чистота применяемых материалов. Также характерны кантри богатый выбор цветовых оттенков мебели, что присуще мебельным гарнитурам под старину. Дополнить их красоту можно при помощи аксессуаров ручной работы: полотенец, салфеток с вышивкой, вязаных подушек игрушек. Не менее удачно дополнит брашированную мебель в кантри и плетеные предметы интерьера.

Таким образом, вписать мебель с эффектом старины в жилой интерьер довольно просто. Ведь ее натуральная красота и природность удачно сочетаются с широким выбором материалов, цветовых решений, дизайнерских приемов.

Видео

Фото

Браширование древесины – это ее искусственное состаривание , производимое тщательно, кропотливо и порой отнимающее не мало времени, сил. Но глядя на конечный результат, можно с уверенностью заявить - оно того стоит. Это именно тот случай, когда «старость» приносит необыкновенную радость и перевоплощение! Создает уют, комфорт, гармонию с природой.

Приобретение старинных вещей, мебели, кухонной утвари, отделку под старину, антиквариата, рам для зеркал и картин, всегда было делом дорогостоящим и затратным. Так просто взять и купить столик прошлого столетия, детскую колыбель, стулья и прочее, могли только коллекционеры, знаменитости и состоятельные люди, заплатив огромные суммы денег.

Но сменяются годы, меняются технологии, неизменной осталась тяга к старинным принадлежностям и аксессуарам. Теперь каждый желающий может позволить себе роскошь жить в старорусском тереме, с потрескавшимися, на вид ветхими от старости и выгоревшими от солнца стенами, и балками, мебелью тех времен, деревянными лавками и обеденным столом из натурального состарившегося дерева. И все это благодаря процессу браширования древесины .

Мы постоянно испытываем тягу к чему-то новому, наблюдая за природными, естественным путем, протекающими процессами старения древесины, к наглядному конечному результату, востребованности к таким предметам, люди решили добиться более быстрого процесса угасания жизни дерева и изобрели собственную технологию искусственного состаривания с довольно коротким сроком времени.


Фото 1. Обычная древесина планкена из лиственницы


Фото 2. Состаренная древесина планкена сорт ВС (С)


Фото 3. Грунтовка с пигментом на брашированную лиственницу


Фото 4. Финишная покраска брашированной древесины планкена лаком

Итак, для чего нужна брашировка древесины

В настоящее время – это модный тренд, с массой последователей, с неподдельной завистью и желанием иметь такие вещи у себя в домах. Дизайнеры – это те представители, которые не ограничивают свои фантазии и задумки в определенных рамках. Они создают шедевры искусств, своим видом напоминающие экзотические сорта деревьев, стоящие баснословных вложений, а на самом деле это вполне доступные и обычные материалы, для любого желающего их купить.

Технологии браширования древесины подвластны любые превращения и цвета от темного шоколада до серо – зеленых , словно покрытых пылью и плесенью от старости и времени, с видимыми прожилками и трещинами, грубо отесанными, со сколами или изъеденными ходами от жуков, с золотым теснением или серебрением, с заметными древесными порами и даже имитацией паутины, любые тона и расцветки.


Фото 5. Готовое браширование древесины

Процесс браширования древесины нашел признание в изготовлении «старинной» мебели, создании определенного декора, при учете интерьера в ресторанах, кафе, антикварных магазинов, музеев – изб и даже в отделке квартир, домов и напольных покрытий – паркета.

Браширование в дословном переводе с английского языка означает «щетка» или «чистка» . А для нас это структурирование дерева. В природных условиях старение происходит продолжительное время, под воздействием солнца, ветра, дождей и изнашивается поверхность ствола неравномерно, поэтому менее прочные слои рассыхаются и выпадают, остаются твердые, глубокие слои.

Природные явления, состаривая древесину, подрывают ее жизненную силу, а технология браширования наоборот, повышает крепость, надежность и прочность материала.

Под процесс браширования идеально подойдут сорта деревьев с ярко выраженным рисунком текстуры и волокнистым строением, со средней мягкой древесиной по твердости, такие породы как лиственница сибирская, дуб, ясень, орех . Эффект и безупречный внешний облик, яркость и четкость контраста - основаны на выскребании более мягких слоев, полном их удалении.


Фото 6. Состаренный планкен из лиственницы

Но хотим заметить, что БЕЗ последующего окрашивания или тонирования, процесс браширования будет казаться незаконченным, куцым, полной бесвкусицей .

Существует несколько способов искусственного состаривания

Механическая обработка

Весь процесс состоит из:

  • предварительная обработка верхнего слоя металлическими щетками;
  • шлифовка крупнозернистой шкуркой или полимерной абразивной щеткой;
  • путем нанесения красящих составов или морилки, чтобы завершить вид
    состаренного дерева;
  • покрытие лаком в несколько слоев, причем перед каждым новым слоем обязательная шлифовка мелкой наждачной бумагой.

Работа выполняется вручную или с использованием электрической дрели, щёточного фрезера, станка с различными приспособлениями, в виде щеток: алюминиевой, из стали и меди, а также синтетическими щетинами для полировки и шлифовки поверхности.

Обработка черновая

Для очистки от мягких волокон производите движения по их росту. Старайтесь соблюдать одинаковый «скоростной режим» для всей поверхности дерева. Чтобы не нанести вреда узору из годовых колец, не стоит сильно давить на щетку , во избежание образования глубоких царапин и ямок.

Мастера, для создания стиля и эпохи, прибегнули к грубой обработке с помощью нанесения зарубок, сколов на поверхности изделия. Такая практика используется только на крупных, габаритных предметах. Мы же используем подобный опыт и в работе с планкеном и имитацией бруса , для создания декоративных панелей для внутренней отделки.

Не забудьте об освещении при работе – свет направляйте поперек расположению волокон .


Фото 7. 1 этап - предварительная обработка верхнего слоя металлическими щетками


Фото 8. Черновая обработка верхнего слоя - "До" и "После"

Заготовки просушиваются до влажности 14 – 16%. В иных случаях (когда дерево мягкое) можно не применять металлических щеток, а воспользоваться универсальной из полимерно – абразивных компонентов.

Как шлифовать текстурированную поверхность

Шлифованием убираются «лохмотья» и остаточные ворсины. Если на поверхности материала имеются выступающие части, то запрещена жесткая шлифовка, это в конечном результате может привести к повреждению и отломкам частей, используйте мягкие щетки из алюминия либо абразивные. При шлифовании поверхность древесины приобретает приятную тактильную особенность.

Как состарить древесину с помощью покраски

Ну вот, когда мы предали нужный рельеф поверхности, напоминающий прошлые столетия, необходимо закрепить и усилить это, с помощью нанесения краски . Что не говори, но свежая древесина, пусть даже с нанесением следов выгорания и тления, выглядит как-то нелепо, словно не до конца сгоревшая. Коренным образом изменить внешний облик поверхности нам помогут разнообразные цвета и оттенки . Древесина приобретет совершенно иной, шикарный и презентабельный вид, контраст между слоями Вас поразит!


Фото 9. Нанесение грунтовки с пигментом на состаренную лиственницу

Самый доступный способ – это использование морилки , с последующим стиранием ветошью. Все действие заключается в том, что состав моментально впитывается в мягкие волокна, когда твердые слои никак не успевают пропитаться краской. При выявлении рисунка, он приобретает потрясающий узор и фактурность. Если имеется желание, то добавьте любую краску, позолоту, серебрянку, только обязательно обработайте поверхность шпателем или ветошью, этим уберете лишнюю краску.

Если вы решили сделать из состаренной древесины стеллажи, столы и столешницы, что бы в щели и ямки не попадали мусор и крошки, обработайте поверхность прозрачной шпатлевкой, но только после обработки морилкой-праймером.

Конечная отделка - полирование и лакировка поверхности

Чтобы придать поверхности готовый и законченный вид, необходима последняя стадия отделки, это нанесение воска, лака и финишная полировка. Для нанесения подойдет обычный акрилатный лак (прекрасный вариант), а если Вы готовы на воплощение смелых идей, то профессиональный кракелюрный лак, выдающий множество мелких трещин, куда впоследствии вручную втираем краску или пыль угольную и все, можно поздравить с созданием уникального рисунка.

Несколько фотографий финишного слоя лаком, нанесенного на состаренную древесину планкена из лиственницы в сорте ВС (С)


Фото 10. Лакировка поверхности состаренной лиственницы


Фото 11. Финишная покраска состаренной древесины лаком

Химический способ

Производятся для облегчения процесса по удалению мягких волокон, практически без использования механического воздействия. Химические растворы имеют способность растворять или смягчать волокна дерева. Используются кислоты, некоторые щелочные составы. Если Вы применяете средства с высокой концентрацией активных веществ, то обходитесь без дальнейшего применения щеток, просто в несколько заходов наносите и смывайте раствор.

Работу над этим методом необходимо проводить под открытым небом, так как выделяются вредные и едкие запахи.

Всю дальнейшую обработку проводят с последовательностью как при механической отделке.

Безопасность - превыше всего

Обязательная защита органов зрения и обоняния специальными средствами защиты;
одевать перчатки;
соблюдать безопасность при работе с электроинструментами от разряда током и вращающихся элементов механизмов.

Будем рады, если наша статья оказалась полезной.

gastroguru © 2017