Структура ким егэ по физике. Работа апелляционной комиссии. Результаты: лучшие школы по среднему баллу

На официальном сайте «Федерального института педагогических измерений» приводится информация о планируемых изменениях в структуре КИМ ЕГЭ 2017 года, которые коснутся и дисциплин естественного цикла.

Изменения в КИМ по физике 2017 года по сравнению с КИМ 2016 года.

В 2017 году большие изменения произойдут в части 1 вариантов ЕГЭ по физике. Часть 2 полностью сохранится в своем нынешнем виде (3 задания с кратким ответом + 5 заданий с развернутым решением). В части 1 из вариантов полностью уйдут задания с выбором ответа (1 из 4) — 9 заданий. Увеличится число заданий с кратким ответом и заданий, где надо выбрать 2 верных ответа из 5. Общее число заданий в части 1 — 23 задания (было 24). Внутри раздела задания будут расставлены в зависимости от их формы. В задании 13 это может не совпасть с последовательностью изложения материала.

Изменения в КИМ по химии 2017 года по сравнению с 2016 годом.

В экзаменационной работе 2017 года по сравнению с работой 2016 года приняты следующие изменения.

Принципиально изменена структура части 1 КИМ, благодаря чему достигнуто большее её соответствие структуре самого курса химии. Задания, включённые в эту часть работы, сгруппированы по отдельным тематическим блокам. В каждом из этих блоков присутствуют задания как базового, так и повышенного уровней сложности. Внутри каждого блока задания расположены по нарастанию того количества учебных действий, которое необходимо для их выполнения.

В экзаменационной работе 2017 года уменьшено общее количество заданий с 40 (в 2016 г.) до 34. Это обусловлено в первую очередь тем, что существенно усилена деятельностная основа и практико-ориентированная направленность содержания всех заданий базового уровня сложности, в результате чего выполнение каждого из них требует системного применения обобщённых знаний. Изменение общего количества заданий в КИМ ЕГЭ 2017 года осуществлено преимущественно за счёт уменьшения количества тех заданий, выполнение которых предусматривало использование аналогичных видов деятельности.

Изменена шкала оценивания (с 1 до 2 баллов) выполнения заданий базового уровня сложности, которые проверяют усвоение знаний о генетической связи неорганических и органических веществ (9 и 17). Первичный суммарный балл за выполнение работы в целом составит 60 баллов (вместо 64 баллов в 2016 году).

В целом принятые изменения в экзаменационной работе 2017 года ориентированы на повышение объективности проверки сформированности ряда важных общеучебных умений, в первую очередь таких, как: применять знания в системе, самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной и учебно-практической задачи, а также сочетать знания о химических объектах с пониманием математической зависимости между различными физическими величинами.

Изменения в КИМ по биологии 2017 года по сравнению с КИМ 2016 года.

Оптимизирована структура экзаменационной работы.

  1. Из экзаменационной работы исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа.
  2. Сокращено количество заданий с 40 до 28.
  3. Уменьшен максимальный первичный балл с 61 в 2016 г. до 59 в 2017 г.
  4. Увеличена продолжительность экзаменационной работы с 180 до 210 минут.
  5. В часть 1 включены новые типы заданий, которые существенно различаются по видам учебных действий: заполнение пропущенных элементов схемы или таблицы, нахождение правильно указанных обозначений в рисунке, анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными.

Изменения в КИМ по географии 2017 года по сравнению с КИМ 2016 года.

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Максимальный балл за выполнение заданий 3, 11, 14, 15 увеличен до 2. Максимальный балл за выполнение заданий 9, 12, 13, 19 уменьшен до 1. Максимальный первичный балл не изменился.

Источник информации: http://fipi.ru/

В 2017 г. контрольные измерительные материалы по физике претерпят существенные изменения.


Из вариантов исключены задания с выбором одного верного ответа и добавлены задания с кратким ответом. В связи с этим предложена новая структура части 1 экзаменационной работы, а часть 2 оставлена без изменений.

При внесении изменений в структуру экзаменационной работы сохранены общие концептуальные подходы к оценке учебных достижений. В том числе остался без изменений суммарный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы, сохранено распределение максимальных баллов за выполнение заданий разных уровней сложности и примерное распределение числа заданий по разделам школьного курса физики и способам деятельности. Каждый вариант экзаменационной работы проверяет элементы содержания из всех разделов школьного курса физики, при этом для каждого раздела предлагаются задания разных уровней сложности. Приоритетом при конструировании КИМ является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики, овладение методологическими умениями, применение знаний при объяснении физических процессов и решении задач.

Вариант экзаменационной работы будет состоять из двух частей и включит в себя 31 задание. Часть 1 будет содержать 23 задания с кратким ответом, в том числе задания с самостоятельной записью ответа в виде числа, двух чисел или слова, а также задания на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр. Часть 2 будет содержать 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом (24–26) и 5 заданий (29–31), для которых необходимо привести развернутый ответ.

В работу будут включены задания трех уровней сложности. Задания базового уровня включены в часть 1 работы (18 заданий, из которых 13 заданий с записью ответа в виде числа, двух чисел или слова и 5 заданий на соответствие и множественный выбор). Среди заданий базового уровня выделяются задания, содержание которых соответствует стандарту базового уровня. Минимальное количество баллов ЕГЭ по физике, подтверждающее освоение выпускником программы среднего (полного) общего образования по физике, устанавливается, исходя из требований освоения стандарта базового уровня.

Использование в экзаменационной работе заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет оценить степень подготовленности учащегося к продолжению образования в вузе. Задания повышенного уровня распределены между частями 1 и 2 экзаменационной работы: 5 заданий с кратким ответом в части 1, 3 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом в части 2. Последние четыре задачи части 2 являются заданиями высокого уровня сложности.

Часть 1 экзаменационной работы будет включать два блока заданий: первый проверяет освоение понятийного аппарата школьного курса физики, а второй – овладение методологическими умениями. Первый блок включает 21 задание, которые группируются, исходя из тематической принадлежности: 7 заданий по механике, 5 заданий по МКТ и термодинамике, 6 заданий по электродинамике и 3 по квантовой физике.

Группа заданий по каждому разделу начинается с заданий с самостоятельной формулировкой ответа в виде числа, двух чисел или слова, затем идет задание на множественный выбор (двух верных ответов из пяти предложенных), а в конце – задания на изменение физических величин в различных процессах и на установление соответствия между физическими величинами и графиками или формулами, в которых ответ записывается в виде набора из двух цифр.

Задания на множественный выбор и на соответствие 2-балльные и могут конструироваться на любых элементах содержания по данному разделу. Понятно, что в одном и том же варианте все задания, относящиеся к одному разделу, будут проверять разные элементы содержания и относиться к разным темам данного раздела.

В тематических разделах по механике и электродинамике представлены все три типа этих заданий; в разделе по молекулярной физике – 2 задания (одно из них на множественный выбор, а другое – либо на изменение физических величин в процессах, либо на соответствие); в разделе по квантовой физике – только 1 задание на изменение физических величин или на соответствие. Особое внимание следует обратить на задания 5, 11 и 16 на множественный выбор, которые оценивают умения объяснять изученные явления и процессы и интерпретировать результаты различных исследований, представленные в виде таблицы или графиков. Ниже приведен пример такого задания по механике.

Следует обратить внимание на изменение форм отдельных линий заданий. Задание 13 на определение направления векторных физических величин (силы Кулона, напряженности электрического поля, магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца и т.д.) предлагается с кратким ответом в виде слова. При этом возможные варианты ответа указаны в тексте задания. Пример такого задания приведен ниже.

В разделе по квантовой физике хочется обратить внимание на задание 19, которое проверяет знания о строении атома, атомного ядра или ядерных реакциях. У этого задания изменилась форма представления. Ответ, представляющий собой два числа, необходимо сначала записать в предложенную таблицу, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и дополнительных знаков. Ниже приведен пример такой формы задания.

В конце части 1 будут предлагаться 2 задания базового уровня сложности, проверяющие различные методологические умения и относящиеся к разным разделам физики. Задание 22 с использованием фотографий или рисунков измерительных приборов направлено на проверку умения записывать показания приборов при измерении физических величин с учетом абсолютной погрешности измерений. Абсолютная погрешность измерений задается в тексте задания: либо в виде половины цены деления, либо в виде цены деления (в зависимости от точности прибора). Пример такого задания приведен ниже.

Задание 23 проверяет умение выбирать оборудование для проведения опыта по заданной гипотезе. В этой модели изменилась форма представления задания, и теперь оно представляет собой задание на множественный выбор (двух элементов из пяти предложенных), но оценивается в 1 балл, если верно указаны оба элемента ответа. Могут предлагаться три различные модели заданий: на выбор двух рисунков, графически представляющих соответствующие установки для опытов; на выбор двух строк в таблице, которая описывает характеристики установок для опытов, и на выбор названия двух элементов оборудования или приборов, которые необходимы для проведения указанного опыта. Ниже приведен пример одного из таких заданий.

Часть 2 работы посвящена решению задач. Это традиционно наиболее значимый ре-зультат освоения курса физики средней школы и наиболее востребованная деятельность при дальнейшем изучении предмета в вузе.

В этой части в КИМ 2017 г. будет 8 различных задач: 3 расчетные задачи с самостоятельной записью числового ответа повышенного уровня сложности и 5 задач с развернутым ответом, из которых одна качественная и четыре расчетные.

При этом, с одной стороны, в разных задачах в одном варианте не используются одинаковые не слишком значимые содержательные элементы, с другой – применение фундаментальных законов сохранения может встретиться в двух-трех задачах. Если рассматривать «привязку» тематики заданий к их позиции в варианте, то на позиции 28 всегда будет задача по механике, на позиции 29 – по МКТ и термодинамике, на позиции 30 – по электродинамике, а на позиции 31 – преимущественно по квантовой физике (если только материал квантовой физики не будет задействован в качественной задаче на позиции 27).

Сложность задач определяется как характером деятельности, так и контекстом. В расчетных задачах повышенного уровня сложности (24–26) предполагается использование изученного алгоритма решения задачи и предлагаются типовые учебные ситуации, с которыми учащиеся встречались в процессе обучения и в которых используются явно заданные физические модели. В этих задачах предпочтение отдается стандартным формулировкам, а их подбор будет осуществляться преимущественно с ориентацией на открытый банк заданий.

Первое из заданий с развернутым ответом – качественная задача, решение которой представляет собой логически выстроенное объяснение с опорой на физические законы и закономерности. Для расчетных задач высокого уровня сложности необходим анализ всех этапов решения, поэтому они предлагаются в виде заданий 28–31 с развернутым ответом. Здесь используются измененные ситуации, в которых необходимо оперировать бόльшим, чем в типовых задачах, количеством законов и формул, вводить дополнительные обосно-вания в процессе решения или совершенно новые ситуации, которые не встречались ранее в учебной литературе и предполагают серьезную деятельность по анализу физических процессов и самостоятельному выбору физической модели для решения задачи.

Изменения в ЕГЭ по физике, принятые Рособрнадзором не так давно, вступят в силу в 2017 году. Основное нововведение - полное исключение тестовой части. Начиная с 2017-ого это также затронет химию и биологию.

ЕГЭ-2017: основные изменения

Ранее стало известно, что почти наверняка в 2017 году в программу сдачи ЕГЭ - Единого государственного экзамена - в России будет добавлен третий обязательный предмет. До этого обязательными учебными дисциплинами, которые служили проверкой знаний всех без исключения школьников, были две: русский язык и математика. Начиная с 2017-ого, и в последнее время слухи об этом не утихают, к ним добавится история.

Чиновники, по чьим указаниям и были внесены соответствующие поправки в экзамен, указывают на то, что в настоящий момент времени много молодежи не интересуется прошлым и не знает, как жили их предки, что, по их утверждениям, очень плохо. Так, они полагают, что знать это обязательно, поэтому теперь будущих студентов станут проверять и на предмет их познаний в контексте истории России и мира.

ЕГЭ-2017 по физике: что изменится?

Вернемся к физике. ЕГЭ по физике 2017 года сдачи, как мы уже сказали, изменится лишь в том, что тестовая часть останется за бортом. На смену ей придет устная и письменная. Конкретных деталей по тому, что именно изменится в заданиях, к нам пока что не поступало.

Отмена тестовой части - результат долговременного обсуждения чиновников, в течение которого они рассматривали плюсы и минусы принятия того или иного решения. В итоге сошлись на том, чтобы утвердить положительный ответ. Одной из особенностей такого подхода, как они считают, станет полное исключение возможного угадывания ответов. В то же время устные и письменные ответы абитуриента отчетливо покажут его состоятельность и способность к обучению.

Перспективы экзамена в России в скором будущем

В скором времени отмена тестов затронет и другие предметы. Дополнительно хотим заметить, что к 2022 году Рособрнадзор планирует включить в сдачу ЕГЭ четвертый обязательный предмет. К тому времени им станет иностранный язык. Среди предложенных вариантов сдачи этой учебной дисциплины на сегодняшний день чиновниками утверждены английский, немецкий, французский и испанский языки.

В какую сторону направит развитие образования в РФ такой ход дела, догадаться нетрудно. Сегодня невооруженным глазом видно, как быстро меняется мир, при этом одной из особенностей этого процесса является коммуникация людей, представляющих интересы самых разных государств мира. Чтобы наладить тесные отношения с единомышленниками, которые говорят на другом языке, нужно выучить тот, который роднит большинство людей. Собственно, четыре перечисленные в тексте ранее как раз таки и относятся к их числу.

Подготовка к ЕГЭ

Подготовка в по предмету Физика должна занимать у школьника чуточку больше времени, в отличие от того, сколько часов в день он уделяет пониманию химии и биологии, русского языка и математики. Да, математика в чем-то схожа с физикой, - и быть может, главное, что их объединяет, - это формулы, - но ее нужно сдавать обязательно, а физику - по требованию - по желанию, чтобы впоследствии поступить в соответствующий ВУЗ, который непременно потребует положительного результата, достигнутого студентом на экзамене.

Хочется сразу сказать всем скептикам, которые относятся к числу людей, кто свято верит в то, что ЕГЭ будет отменен в 2017 году, что они ошибаются в своих суждениях. Такого не случится, по крайней мере, еще лет 5-6. Да и потом, на что променяют экзамен, а? Ведь это единственная проверка знаний, которая хоть и строга, но в то же время во многом показательна.

Где брать знания?

Готовиться к ЕГЭ по физике нужно будет по следующим учебным материалам: книгам и справочникам. Школьная программа дает школьнику многое из того, что нужно знать ему в первую очередь, поэтому пренебрегать ей не стоит - стоит внимательно слушать учителя и попытаться понять все, что он говорит.

Помимо перечисленных учебных материалов, не лишним будет прибегнуть и к изучению сборников с формулами, чтобы проверить себя на предмет достаточного количества знаний в этой части экзамена.

Также, как вы сами понимаете, перед ЕГЭ по физике в 2017 году просто со 100%-ой необходимостью нужно приобрести сборники задач. Если в них уже будут указаны решения, не пугайтесь, наоборот, этим вы сможете понять, как получить желаемый результат в том или ином задания. Во всяком случае на экзамене будут совершенно другие задачи, требующие, вполне возможно, нестандартного подхода к их решению. Поэтому, так сказать, набить руку в этом деле явно не будет лишним.

Можно ходить на консультации, если таковые есть в вашей школе, можно нанять репетитора. И не стоит стесняться этого. Этим вы показываете свою готовность к обучению и то, что вы решительно настроены на то, чтобы поступить в ВУЗ, обучаться в котором мечтали с детства.

Как стало известно на всероссийском родительском собрании, КИМ ЕГЭ по физике, химии и биологии больше не будут содержать тестовые задания с выбором ответов. Это особо выделил в своем выступлении Министр образования РФ О.Ю. Васильева, а также полный список изменений появился среди официальных документов ЕГЭ.

1. КИМ ЕГЭ 2017 по физике претерпели существенные изменения.

Полностью изменена структура 1 части заданий. В первой части теперь 23 задания вместо прошлогодних 24.

В КИМ ЕГЭ 2016 года по физике задания 1, 2, 8, 9, 13, 14, 19, 20, 23, 24 предоставляли экзаменуемому 4 варианта ответа, среди которых нужно было выбрать правильный. Такого рода заданий теперь не будет. Судя по опубликованному проекту «Демонстрационного варианта» ЕГЭ 2017 по физике главный упор сделан на задачи. Причем в ответе указана единица измерения, которая, с одной стороны, должна помочь экзаменуемому решить задачу (по единице измерения можно найти формулу), а с другой стороны, осложнить поиск правильного ответа, если единица измерения будет на порядок выше или ниже полученной при стандартном решении.

Как заверяют составители, ни распределение по основным разделам, ни концепция проверки полученных в школе знаний, ни итоговое максимальное количество баллов изменены не были.

2. КИМ ЕГЭ 2017 по химии существенно изменили

Изменения коснулись структуры, общего количества заданий, школы оценивания отдельных заданий, максимального количества первичных баллов.

Разберемся более подробно.

Изменения в структуре следующие:

  1. Задания 1-3 полностью изменены. Даны несколько химических элементов, которые должны быть охарактеризованы с разных сторон. В ответе нужно записать две цифры.
  2. В КИМ ЕГЭ по химии за 2016 год задания 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12-17, 19-23 заменены заданиями, на которые в ответе должно содержаться несколько цифр.
  3. Увеличено количество на поиск соответствий из двух столбцов. Если в 2016 году их было 9 (№№27-35) то теперь их количество увеличено до 11 - №№ 5, 10-12, 18, 19, 22-26.
  4. Заданий на вычисление показателей химических реакций с записью числа осталось 3 - №№ 27, 28, 29.
  5. Часть 2 по количеству заданий осталась без изменений.

В итоге, заданий стало меньше (было 40, а стало 34), но они стали сложнее.

Задания 9 и 17 теперь оцениваются не 1 баллом, а 2.

Был изменен первичный балл - было 64, а стало 60.

3. Наибольшее количество изменений внесено в ЕГЭ 2017 по биологии

Все изменения ЕГЭ 2017 по биологии были названы оптимизацией.

Итак, Из КИМ-ов были исключены тесты с несколькими ответами на выбор. Если сравнить демонстрационные варианты 2016 с 2017 гг., то можно с легкостью найти отличия:

2017 г.

2016 г.

7 заданий с множественным ответом;

6 заданий на установление соответствий;

3 задания на построение последовательности;

2 задачи по цитологии и генетике (новое) ;

2 задания на восстановление таблицы, диаграммы или схемы (новое) ;

1 задание на анализ предоставленной информации (новое) ;

25 заданий с выбором ответа из предложенных вариантов (были удалены)

3 задания с множественным ответом (увеличено количество в 2 раза)

4 задания на поиск соответствий (количество увеличено на 2)

1 задание на построение последовательности (увеличено в 3 раза)

7 заданий с развернутым ответом

ИТОГО

28 заданий

40 заданий

210 минут (3 с половиной ч.)

180 мин. (3 ч.)

Можно отметить, что, несмотря на уменьшение количества заданий, экзамен от этого легче не стал. Все изменения были внесены с ориентиром на усложнение, а незначительное уменьшение первичного балла и увеличение продолжительности экзамена на полчаса это только подтверждают.

В нашем центре дополнительного образования Мерлин мы полностью проанализировали все изменения, внесли коррективы в рабочие программы и уже «на старте» к проведению курсов подготовки к ЕГЭ 2017 по биологии, химии и физике.

Тема, которая, пожалуй, больше всего волновала будущих выпускников школ – это возможное введение третьего обязательного предмета на ЕГЭ. В качестве возможных «кандидатов» назывались самые разные предметы – от истории и до физики.


Однако все существенные нововведения в ЕГЭ-2017 должны были быть анонсированы на официальном сайте ФИПИ до начала учебного года и, безусловно, отразиться в проекте расписания экзаменов. Но никаких официальных известий о «третьем обязательном» на начало учебного года не . Поэтому одиннадцатиклассники могут вздохнуть с облегчением: список обязательных предметов на ЕГЭ-2017 не меняется, их по-прежнему остается два:



  • русский язык (результаты которого учитываются при поступлении во все без исключения вузы страны);


  • математика – базовый или профильный уровень на выбор.

Тем не менее вопрос о третьем обязательном экзамене продолжает обсуждаться – но, как уверяли представители Министерства образования, решение будет принято только после общественного обсуждения. И произойдет это не «прямо сейчас».

ЕГЭ по русскому языку - 2017: изменения в отдельных заданиях

Структура задания по русскому языку останется неизменной: блок заданий с краткими ответами и эссе, анализирующее проблемы, поставленные в предложенном экзаменующемуся публицистическом или художественном тексте. О появлении устной части речи пока не идет. В перспективе «говорение» может появиться в ЕГЭ по русскому, однако представители Министерства образования оговаривали, что предварительную «обкатку» эта технология будет проходить на ОГЭ в классах.


В 2017 году изменения в ЕГЭ по русскому языку планируются лишь в трех заданиях, и они будут не очень существенными. Во всех случаях речь идет о расширении языкового материала:



  • в задании № 17 ( в предложениях, включающих обособленные конструкции) будут представлены не только вводные слова, но и обращения;


  • в задании № 22 (лексический в контексте) экзаменующимся раньше надо было найти в заданном фрагменте всего лишь одно слово или выражение (например, фразеологический оборот), соответствующее критериям задания. Теперь задача усложняется: из нескольких «подходящих» лексических единиц придется выбирать ту, что наиболее точно отвечает условиям задания.


  • в задании 23 (выписать номера предложений, связанных с предыдущими определенным образом) теперь возможен как один, так и несколько правильных ответов. То есть учащемуся надо найти в отрывке все такие предложения и вписать в бланк либо одну, либо несколько цифр.

ЕГЭ по математике -2017: профильный и базовый экзамен без изменений

В ЕГЭ по математике сохраняется разделение на два уровня:


  • относительно простой базовый экзамен с оценкой по пятибалльной шкале, проверяющий в основном знания в области так называемой « » и результаты которого не принимаются при поступлении в вуз и нужны только для получения аттестата;


  • профильный – гораздо более сложный, на тех выпускников, которые планируют поступать в технические вузы, где математика является обязательным предметом для поступления.

По официальным данным, опубликованным на сайте ФИПИ, ни в одном из экзаменов изменений по сравнению с 2016 годом не планируется. Однако учащимся, выбравшим профильный уровень, при подготовке к ЕГЭ по математике надо иметь в виду, что составители экзамена взяли курс на противодействие «натаскиванию» на решение задач определенного типа. И задачи повышенной сложности могут оказаться нестандартными: не выходящими за рамки школьного курса, но требующими «математической смекалки».


В 2016 году наличие в вариантах задач, отличавшихся по алгоритму решения от вариантов, представленных в демо-версиях, стало для многих неожиданностью и вызвало протесты и требования пересмотреть результаты. Однако разработчики экзамена достаточно ясно озвучили свою позицию: одной из главных функций ЕГЭ является дифференциация учащихся по уровню знаний, и школьники, отлично освоившие полный школьный курс математики являются более подготовленными к изучению предмета на вузовском уровне и должны иметь преимущества перед теми, кто просто натренировался решать задачи заданного типа. Так что, вероятнее всего, «нестандартные» задания по математике в 2017 году также будут включены в КИМы.

ЕГЭ по обществознанию: небольшие изменения в структуре

ЕГЭ в 2017 году в целом будет соответствовать модели 2016 года:


  • блок заданий с краткими ответами;

  • блок заданий с развернутыми ответами;

  • «альтернативное» задание – написание эссе на тему одного из предложенных высказываний.

Однако в блоке заданий с краткими ответами запланированы небольшие изменения. Из него будет исключено задание, фигурировавшее в КИМах 2016 года под номером 19 (дифференциация фактов, мнений и оценочных суждений). Зато появится еще одно задание по модулю «право»: на выбор верных суждений из списков, которое станет семнадцатым по счету.


Общее количество заданий и максимальный первичный балл в экзамене по самому популярному предмету по выбору останется неизменным.

ЕГЭ по физике- 2017: значительные изменения, исключение тестовой части

ЕГЭ по физике в 2017 году станет одним из трех предметов, претерпевших самые значительные изменения: из структуры экзамена полностью исключается тестовая часть , подразумевающая выбор одного верного ответа из списка вариантов. Вместо этого будет значительно расширен набор заданий с краткими ответами (в виде слова, числа или последовательности цифр). При этом распределение заданий по разделам школьного курса останется примерно таким же, как и в прошлые годы. Всего первом блоке экзамена будет 21 вопрос:


  • 7 – по механике,

  • 5 – по термодинамике и МКТ,

  • 6 – по электродинамике,

  • 3 – по квантовой физике.

Вторая часть экзаменационной работы (задачи с развернутыми ответами) останется без изменений. Первичный балл на ЕГЭ по физике также останется на уровне прошлого года.


ЕГЭ по литературе -2017: структура без изменений, но больше вопросов на знание текста

К 2018 году ЕГЭ по литературе ждут кардинальные изменения: ФИПИ планирует полностью исключить блок заданий с краткими ответами, оставив только четыре мини-сочинения и одно полноценное. Но в 2017 году экзамен по литературе пройдет по старой, уже ставшей привычной модели:


  • первый смысловой блок – отрывок из эпического или драматического произведения, 7 вопросов с краткими ответами и два мини-сочинения по нему;

  • второй блок – лирическое произведение, 5 вопросов по нему с краткими ответами и два мини-сочинения;

  • третий – развернутое сочинение (выбор из трех тем).

Однако если в 2016 году большинство вопросов с краткими ответами было ориентированы в первую очередь на то, чтобы проверить знание основных литературоведческих терминов, то в 2017 году эти задания будут направлены в первую очередь на знание реалий текста . Таким образом, «перешагнуть порог» только на знании небольшого объема теории больше не получится.


Следует обратить внимание еще на одну особенность экзамена по литературе. В соответствии с правилами в КИМы могут быть включены не только стихотворения, входящие в школьную программу. Если поэт включен в кодификатор – для анализа может быть предложено любое его стихотворение. И это правомерно – поскольку мини-сочинения по поэтическому отрывку должны продемонстировать умение экзаменующегося анализировать текст самостоятельно, а не вспоминать соответствующий параграф учебника. В 2016 году «непрограммные» стихотворения фигурировали во многих вариантах КИМов, и, скорее всего, в 2017 году эта тенденция сохранится.

ЕГЭ по биологии – радикальные изменения в 2017 году, исключение тестовой части и увеличение продолжительности

Модель ЕГЭ по биологии в 2017 году изменится фундаментально: из задания будет полностью исключена «тестовая» составляющая (вопросы с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных вариантов), зато будет увеличено число заданий с краткими ответами.


В контрольно-измерительных материалах появятся принципиально новые для ЕГЭ по биологии типы заданий , в числе которых:


  • восстановление пропущенных элементов или схемах;

  • анализ графиков, диаграмм и таблиц;

  • поиск ошибок в обозначениях на рисунке;

  • выведение свойств биологического объекта по «слепому» изображению (без подписей).

Тем не менее, разработчики экзамена полагают, что обновленный ЕГЭ по биологии не вызовет у учащихся существенных сложностей: многие типы заданий уже были опробованы на ОГЭ. Количество заданий с развернутыми ответами не изменится – их по-прежнему будет семь, а типы вопросов будут соответствовать модели 2016 года.


Изменение структуры экзамена повлечет за собой и ряд изменений в процедуре и шкале оценивания:


  • общее число заданий уменьшится с 40 до 28;

  • первичный балл уменьшается до 59 (в 2017 году он составлял 61);

  • время на выполнение работы увеличивается на полчаса, продолжительность экзамена составит 210 минут.

ЕГЭ по иностранному языку – практически без изменений

ЕГЭ по иностранным языкам в 2017 году будет проходить практически так же, как и в 2016, за одним лишь исключением. Формулировка задания № 3 в устной части экзамена (описание картинки) будет изменена. Как отмечают специалисты ФИПИ, при описании изображений экзаменующиеся порой злоупотребляют «воображаемыми обстоятельствами», утверждая, к примеру, что здесь изображены их родственники (в том числе жены и дети) или они сами («я космонавт и парю в невесомости»). Это входит в противоречие с задачей этого задания, проверяющего умение полно и точно описать конкретную фотографию.


Поэтому задание будет уточнено. Так, в ЕГЭ по языку в 2017 году из формулировки исключается слово Imagine, а слово present – меняется на describe. Аналогичные изменения будут внесены и в КИМы по другим иностранным языкам – чтобы было ясно, что речь идет именно об описании картинки, а не «рассказа по мотивам».

ЕГЭ по химии-2017: значительные изменения, исключение тестовой части

Модель ЕГЭ по химии 2017 года также ждут существенные изменения, связанные с исключением тестовой части – и увеличение количества и типов заданий с краткими ответами. Среди них появятся, например:


  • задания с выбором двух верных вариантов из нескольких предложенных,

  • вопросы на установления соответствия,

  • расчетные задачи.

Изменится и структура первой части экзамена: она будет включать в себя несколько тематических блоков, посвященных одному из разделов – и каждый блок будет содержать задания как базового, так и повышенного уровня сложности. Вторая часть экзаменационной работы (задания с развернутыми ответами) останется практически такой же, как в прошлые годы.


При этом:


  • общее количество заданий уменьшится с 40 до 34;

  • максимальный первичный бал снизится с 64 до 60;

  • задания №№ 9 и 17 (связь органических и неорганических веществ) будут оцениваться уже не в один первичный балл, а в два.

ЕГЭ по истории – небольшие изменения в системе оценивания

В 2017 году экзамен по истории будет практически полностью идентичен вариантам прошлого года. Однако в системе оценивания будут изменения: «стоимость» двух заданий вырастет с одного первичного балла до двух:



  • задание № 3 (выбор терминов, относящихся к определенному историческому периоду);


  • задание № 8 (выбор пропущенных выражений из списка предложенных вариантов).

Кроме того, будет уточнена формулировка и критерии оценивания задания № 25 (эссе, посвященного одному из исторических периодов).

ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2017 году – без компьютеров, без изменений

Структура и технология проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2017 году будет полностью соответствовать экзаменационной модели 2016 года. Не идет речи и об использовании экзаменующимися компьютеров – хоть эта идея (с учетом специфики предмета – абсолютно логичная) активно обсуждается, но выпускникам этого года вновь придется работать с традиционными бланками.


При подготовке к экзамену не стоит упускать из вида некоторые особенности контрольно-измерительных материалов:


  • задание № 27 дается в двух вариантах, один из которых – более прост и оценивается в 2 балла, второй – в 4;

  • для написания программы в задании 27 можно использовать любой язык программирования на выбор экзаменующегося.

ЕГЭ по географии: небольшие изменения в системе оценивания

В контрольно-измерительные материалы по географии в 2017 году не будет вносится никаких корректив, однако «весомость» отдельных заданий изменится: максимальный балл за четыре задания будет увеличен, а еще за четыре – уменьшен.


Так, с одного первичного балла до двух увеличится стоимость заданий №№ 3, 11, 14 и 15 (все – на определение и выбор из списка верных высказываний).


С двух баллов до одного «уценили» следующие задания:



  • 9 (размещение населения России, работа с картой),


  • 12 (разграничение верных и неверных высказываний о городском и сельском населении);


  • 13 (география транспорта, отраслей промышленности и сельского хозяйства России);


  • 19 (экспорт и международный транспорт).

Максимальный первичный балл остался неизменным – 47.

Официальная информация об изменениях в сдаче ЕГЭ- 2017

Все официальные документы, связанные со сдачей ЕГЭ, оперативно публикуются на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Там размещена и сводная изменений, однако для того, чтобы составить полное впечатление о «новых веяниях» в экзаменационной компании, этого недостаточно – информация в таблице дана очень сжата и касается только принципиальных изменений.


Для того, чтобы быть в курсе всех деталей сдачи ЕГЭ в 2017 году «из первых рук», можно также:



  • ознакомиться с проектами КИМ ЕГЭ текущего года и внимательно изучить структуру экзаменационной работы;


  • изучить методические рекомендации для учителей , составленные по итогам 2016 года – там подробно анализируются типичные ошибки прошлогодних выпускников и «разжевываются» и обосновываются запланированные изменения.
gastroguru © 2017